Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

1. теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека как компонента социальной идентичности личности

 

             

1. теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека как компонента социальной идентичности личности

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК

КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ ................................................................................................. 5

1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции............... 5

1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность

личности»....................................................................................................... 5

1.1.2. Особенности формирования идентичности в подростковом и

юношеском возрасте..................................................................................... 12

1.2. Образ тела как психологический феномен................................................. 15

1.2.1. Общая характеристика понятия «телесность человека»........................... 15

1.2.2. Особенности восприятия и оценки телесного образа в

подростковом и юношеском возрасте......................................................... 18

1.3. Телесность человека и социальные аспекты ее идентификации.............. 22

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА

СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В

ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ......................... 27

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 27

2.2. Описание используемой методики исследования...................................... 28

2.3. Анализ результатов эксперимента............................................................... 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ....................................... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................... 36

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое тело в широком смысле этого слова есть основа душевной жизни. Тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному. Тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями. На свете более шести миллиардов неповторимых человеческих тел. Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного оказывается центральным объектом переживаний, наглядным воплощением его «Я», по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира.

Но много ли человеку известно о своем теле, своем организме? Число открытий в этой области к началу XXI в. достигло значительных величин. И все-таки познание тела и телесности продолжает вызывать обостренный интерес. Это особенно характерно для прошлого века. Данная тенденция сохраняет себя и в наступившем столетии.

На пороге третьего тысячелетия психология оказалась в ситуации, содержание которой красноречиво раскрывают призывы «возвращения человеком собственного тела», его «открытия» и «реабилитации». Современная культура, как отмечается в публикациях последнего времени, утратила реальность человеческого тела, оказавшись перед угрозой потери и самого человека. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что многие феномены, связанные с телесностью, в значительной степени игнорировались психологией, а сейчас стали предметом интенсивного изучения.

Появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э.Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Дж. Мида, Ч. Кули; современных авторов: Э. Эриксона, Р. Баумайстера, А. Маслоу, Р. Мейли, Г. Олпорта, К. Роджерса, Х. Салливена, Ю. Хабермаса, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангера, А. Гидденса и классиков отечественной мысли К. А. Альбухановой-Славской, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, В. С. Мерлин, Б. Ф. Поршнева, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Сохань, А. Г. Спиркина, Д. Б. Эльконина, В. Ядова, Н. Л. Ивановой и других.

Цель курсовой работы: изучить феномен телесности человека как компонент социальной идентичности личности и проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

Объект исследования: социальная идентичность личности.

Предмет: телесность человека как компонент социальной идентичности.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть содержание понятий «социальная идентичность личности», «телесность человека»; выявить их соотношение.

2. Раскрыть особенности формирования идентичности и восприятия телесного образа в подростковом и юношеском возрасте.

3. Провести экспериментальное исследование и на основе анализа результатов эксперимента проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, психологический эксперимент, синтез, обобщение, статистическая обработка данных.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции

1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности»

Я-концепция – это совокупность установок человека на самого себя. Наиболее известным различением образов «Я» яв­ляется различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах 3. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я» [7].

Более дробная классификация образов предло­жена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» [17, с.14].

Ш. Самюэль выделяет четыре «из­мерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я», и самооценку. В. В. Столин отмечает, что практически любой из образов-Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. Так, например, В. Шонфельд определяет констелляцию психологических компонентов, детерминирующих структуру образа тела на сознательном и бессоз­нательном уровнях следующим образом:

· актуаль­ное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

· интернализованные психологические факторы, являющиеся ре­зультатом собственного эмоционального опыта инди­вида, так же как и искажения концепции тела, про­являющиеся в соматических иллюзиях;

· социоло­гические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;

· идеальный образ тела, заключающийся в установках по отноше­нию к телу, в свою очередь, связанных с ощущения­ми, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей [27, с.112-114].

По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция – это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция – это реальный, идеальный образы «Я» и образ «Я» как результат отраженного самоотношения («Я» в представлениях других людей, или зеркальное «Я»). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.
Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ «Я»), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ «Я» – это представление индивида о самом себе. Согласно Р.Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными – атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного «Я» и в более общем виде представляют собой физическое «Я» – образ, или схему тела, социальное «Я» – роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное «Я» – ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность – все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое «Я» – неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка – отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности.

Самоутверждение – поведенческий аспект Я-концепции, представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. В целом самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение [22, с.224].

Образ «Я», самооценка и самоутверждение личности – взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Итак, существуют различные подходы к структуре «Я». Однако наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Я-концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения [1, с.201-202].

Н. Л. Иванова отмечает, что в современной психологической литературе выделяют два основных вида идентичностей, которые точнее можно назвать двумя гранями идентичности: личностная (персональная) и социальная идентичности. Хотя З.Фрейд в свое время и писал, что противопоставление индивидуальной и социальной психологии, которое на первый взгляд может показаться столь значительным, теряет свою остроту при ближайшем рассмотрении, тем не менее, до сих пор в психологии проблема идентичности рассматривается в двух своих видах: личностной и социальной [10, с.109-110].

Н. Л. Иванова в этой связи подчеркивает, что между этими видами идентичности, конечно, есть различие, но различие это натянуто и произвольно. Личная идентичность имеет отношение к тому качеству и характеристикам, которые мы видим в себе и которые строго индивидуальны. Если кто-то отвечает на вопрос «Кто вы?» утверждениями типа: «Я скучный», «Я слишком много нервничаю», то обычно эти ответы относят к его личной идентичности. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивида о принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с соответствующей оценкой и эмоциональным отношением [15, с.11].

А. И. Фоминцева выделяет 3 вида идентичности:

1. психо-физиологическая идентичность – единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;

2. социальная идентичность – система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальному статусу и усвоенным ими социальными нормами;

3. личностная идентичность (эго-идентичность) – единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость» [29, с.14].

Теория социальной идентичности (СИТ) была сформулирована сравнительно недавно: в 70-е, 80-е годы. Ее основоположник, известный европейский психолог, профессор Бристольского университета (Англия) Анри Ташфел, еще в 1970-е годы представил в европейской психологии движение, которое отказалось от индивидуалистических крайностей американских психологов и более конкретно определило основные постулаты и принципы.

Одной из основ базисной категоризации является установление различий между собой и другими. Приобретение данных различий – это ранняя и необходимая часть социализации. Чувство себя и знание, «кто я такой», способность «отражать» и осознавать себя – все это формируется в социальном взаимодействии. Самосознание индивида, находится под влиянием конкретных элементов определенной культуры, которые необходимо исследовать в динамике и перспективе. Идентичность – это основное понятие в СИТ.

Согласно определению Ташфеля, социальная идентичность – это определяемая как индивидуальное знание принадлежность к конкретным социальным группам, сопровождающаяся эмоциональной и ценностной определенностью группового членства. Это часть индивидуальной Я- концепции, которая происходит из знания себя как члена социальной группы (или групп) вместе с оценкой эмоциональной значимости этого членства. Иными словами, социальная идентичность характеризует то, членом каких социальных групп и общностей индивид ощущает себя, по отношению к каким группам он себя определяет и соответственно какие группы выступают для него в качестве референтных [15, с.5].

Самое простое определение социальной идентичности – у Д. Майерса: социальная идентичность – аспект «мы» в нашей Я-концепции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе [20, с.201].

Н. Л. Иванова так характеризует понятие «социальная идентичность»: «В процессе социализации у человека появляется система представлений о себе, которая влияет на общение, поведение и деятельность, происходит постепенное осознание существования различных социальных структур, а также собственной социальной идентичности, заключающейся в признании принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например референтная группа, или широкой, например народ. В связи с этим формируется система социальных характеристик, неразрывно связанных с индивидуальными, но имеющими смысл объединения человека с другими, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам, правилам группы, социальную перспективу и деятельность» [14].

Традиционно трактовку термина «идентичность» в психоло­гии связывают с именем Э. Эриксона, который определил иден­тичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [2, с.134].

На уровне индивидуального опыта чувство идентичности – это с одной стороны, восприя­тие себя как тождественного и осознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с другой, - восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность. Переживание чувства идентично­сти с возрастом и по мере развития личности усиливается: чело­век ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пере­жить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как вос­принимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправ­ленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Ряд исследователей (Ж. Пиаже и др.) отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомленности, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие психологи в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент. Другие авторы (Бергер, Лукман, Финней и др.) связывают социализацию с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, т.е. первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту.

На формирование социальной идентичности влияют особенности языка, культуры, менталитета, исторического развития [11, с.39].

Каждый человек обладает многими видами идентичности, которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством его отнесения к тем или иным группам [28, с.23].

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д. [1, с.219].

Определение социальной идентичности так или иначе фиксирует, чем одна большая социальная группа отличается от другой. Так, например, гендерная идентичность предполагает ответ на вопрос: что отличает мужчин и женщин как представителей своей социальной группы? Какой само-образ складывается в сознании представителей гендерной группы?

Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему – «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Итак, в процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).

1.1.2. Особенности формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте

Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Итак, в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости [24, с.140].

Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе.

К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются.

Именно в ранней юности идет интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.

Таким образом, самосознание в подростковом и юношеском возрастах становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности [26, с.39].

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности [6, с.68].

Э. Эриксон считает, что юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания [30, с.167].

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста, позволяет утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности. К юношескому возрасту самосознание достигает высокого уровня, т.к. именно тогда появляется мировоззрение человека.

1.2. Образ тела как психологический феномен

1.2.1. Общая характеристика понятия «телесность человека»

За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако, в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы. Области, в которых тело человека является предметом детального изучения, сложно перечислить: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др. Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией, тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.

Анализ телесности, с достаточно полным обзором и классификацией различных исследовательских подходов к изучению телесности человека представлен в трудах современных отечественных исследователей И. М. Быховской [4] (в социально-культурологическом аспекте) и В. Л. Круткина [19] (в онтологическом аспекте). В книге Л. В. Жарова [8] намечена перспектива исследования телесности в контексте совокупной человеческой деятельности как феномена культуры. Отождествление телесности и физической культуры, т.е. тело как единство нравственной, эстетической, интеллектуальной, деятельно-практической культуры, последовательно проводится в книге Н. Н. Визитея [5].

Существенное значение для продвижения в обозначенной предметной области имеют исследования психологического (А. Н. Леонтьев) и психоаналитического характера (З. Фрейд, Ж. Лакан, Ж. Батай, М. Фуко), связанные с проблемой формирования образа физического «Я» человека в структуре его самосознания и самооценки, проблемой «телесность и культура». Эти вопросы достаточно плодотворно разрабатываются во многих специальных исследованиях и достаточно хорошо освещены в литературе (С. Зимовец, Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская, Л. П. Гримак, В. М. Лейбин и др.).

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Р. И. Меерович, М. О. Мдивани, Е. Т. Соколова и др.)

В. Пономарчук отмечает, что телесность не определятся лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется еще и возможностью сознательной деятельности, потому что только в этом случае мы можем говорить о телесности человека [23, с.92].

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.

Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление «Я» и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.
А. В. Коростелина утверждает, что неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять [18, с.110].

Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое затруднение – не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.

Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще всего развивается в подростковом возрасте [18, с.110-112].

Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду. Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки для частого недовольства своей внешностью.

Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его развития созданы все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с трудностями формирования положительного образа своего тела.

Термин «образ» – это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.

В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря присутствию образа желаемого.

Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция открыто признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение «Я», чувство отождествленности и контакт с реальностью.

Особенные проблемы могут возникнуть у детей, воспитывающихся в обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток ведет себя как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы решать проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же, как и с интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень важны для продуктивной и творческой жизни.

1.2.2. Особенности восприятия и оценки телесного образа в подростковом и юношеском возрасте

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике.

Известно, что решающим фактором в формировании системы представления ребёнка о себе является то качество оценки, которое исходит от близкого окружения. Таким образом, тестируя себя посредством других, человек интроецирует внешнюю оценку в свой внутренний опыт [9, с.70].

Исследования показывают, что при формировании самосознания, его составляющих, в частности телесного образа, важная роль отводиться не только тому, как люди оценивают интеллектуальные способности ребёнка и характерологические черты, но и тому, как они относятся к его внешнему облику. Взаимосвязь между общей оценкой себя и восприятием человеком своего телесного образа впервые была прослежена в работах представителей психотерапевтических школ: З. Фрейда, Э. Кречмера, а также в телесно-ориентированных подходах современной школы психотерапии: В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза, и др. В многочисленных исследованиях была выявлена ведущая роль представлений о схеме тела и его функциях в развитии структуры самосознания.

Особую роль внешний облик (тип телосложения, особенности телесной организации, походка, наличие каких-либо телесных дефектов) приобретает в пубертатный период.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются у подростка в изменении его телесного облика.

Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических аспектах своего «Я». Подростки начинают болезненно относится к представлению о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно реакция и отношение представителей другого пола.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) [25, с.362].

Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты: девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками, и они начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.

Внимательное наблюдение за физическими наблюдениями, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и личностной идентичностью.

Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Не случайно, среди подростковых хобби «телесные» увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение «мужественного» облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической гимнастикой – эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств, как стройность, спортивность, раскованность.

В тех случаях, когда развитие подростов отягощено какими-либо телесными патологиями, может возникнуть деформация некоторых компонентов самосознания. Подростки с отклонениями в физическом развитии подвергаются неблагоприятному воздействию социальной среды, приводящему к формированию искажённого представления о себе. Актуальным в оказании помощи таким детям может выступить метод телесно-ориентированной терапии, т.к. он позволяет создать адекватный образ собственного тела, ощутить его границы, а также научает находить менее энергоемкие способы физического поведения, что может послужить достойным фундаментом для социальной адаптации и полноценной интеграции подростков в общество [9, с.72].

В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомации (страх или бред физического недостатка). Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям нужно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство. У мальчиков частым источников тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым ассоциируется общая мускулистость. Для мальчика подростка величина и величие – почти синонимы. Много неприятностей доставлявляет ребятам кожа. Юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и тому подобного. Большое значение имеет также избыточный вес, ожирение. Особенно это важно для девушек [3, с.85].

Восприятие человеком своей внешности (смотрение в зеркало) – начало перехода «пассивной составляющей рефлексии» – восприятие самого себя – в активную ее фазу, создание образа «Я» [16, с.38].

Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности [21, с.31].

Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

1.3. Телесность человека и социальные аспекты ее идентификации

Рассмотрим проблему соотношения «телесных» и «социальных» характеристик «Я».

Долгое время в детской психологии преобладала точка зрения, что образ или схема тела – центральный и самый устойчивый элемент, «ядро» самосознания. Это отчасти подтверждается данными психопатологии: нарушение сознания своей психофизической, телесной идентичности – одно из тяжелейших психических расстройств. Но необходимо разграничивать два момента: во-первых, чувство и сознание своей физической идентичности, когда тело выступает как «носитель», «вместилище» или «воплощение» «Я»; во-вторых, тело как внешность, наружность, проявление «Я», оцениваемое по его воздействию на других, в зависимости от их восприятия и его критериев. Если первое действительно изначально, произвольно от спонтанных самоощущений, то второе имеет отчетливо социальную природу [16, с.122].

Популярность ребенка и его положение среди сверстников в известной мере зависят от его телосложения и физической привлекательности. Это подтверждает, например, такой эксперимент: детям четырех-семи лет показывали фотографии их ровесников, товарищей по детскому саду, и просили указать, кого они особенно любят, кого не любят, а также тех, кто плохо ведет себя. Параллельно степень привлекательности изображенных на снимках детей оценивалась двумя независимыми экспертами – мужчиной и женщиной, никогда не видевшими этих детей. Оказалось, что дети, внешне менее привлекательные, значительно меньше любимы их товарищами и им чаще приписываются отрицательные поступки. Причем с возрастом эта разница увеличивалась, особенно у мальчиков.

Чувствительны к внешности и взрослые. Ни один учитель не станет, конечно, сознательно давать поблажки воспитанникам за смазливую рожицу. Тем не менее, сопоставив экспертные оценки наружности группы детей с тем, как их характеризуют воспитательницы детского сада, американские психологи выявили, что в том случае, когда плохие поступки совершают дети, вызывающие симпатию, взрослые (разумеется, до определенного предела) склонны считать их случайными, нетипичными для данного ребенка. Напротив, от непривлекательных детей ждут отрицательных поступков. И если оказывается, что такие дети в самом деле ведут себя хуже, это может быть следствием не того, что они менее послушны, а того, что, чувствуя пристрастность взрослых, ребенок как бы идет им навстречу, «оправдывая» их ожидания [16, с.124-127].

Есть ли какие-то критерии, руководствуясь которыми люди считают одну внешность более, а другую менее привлекательной? Когда людям, принадлежащим к одной и той же расе, культуре и т.д., предлагают рассортировать набор фотографий человеческих фигур и лиц по степени их привлекательности, мнения оказываются довольно сходными и сравнительно мало зависят от пола и возраста. Хотя основания этих оценок зачастую неясны (люди больше сходятся в оценке степени привлекательности какого-то лица или фигуры, чем в объяснении, почему они так думают), особенно существенно соответствие внешности подразумеваемому образцу, эталону маскулинности или фемининности.

Подростковый эталон красоты и просто «приемлемой» внешности очень часто завышен, нереалистичен. Большинство мужчин не обладают фигурами знаменитых атлетов, а женщин лицами кинозвезд. Люди обычно оценивают внешность друг друга суммарно, по целостному впечатлению (лицо человека может быть приятным, несмотря, скажем, на неправильные черты или веснушки). Исследования, когда испытуемые ранжировали степень привлекательности изображенных на фотографиях лиц, выявили чрезвычайно интересный факт: хотя больших расхождений в оценке степени привлекательности разных портретов не было, не нашлось практически ни одного лица, которое кто-то не счел бы привлекательным. Это значит, что человек с любой внешностью может кому-то понравиться; разница лишь в том, что один нравится многим, а другой – немногим (отчасти это зависит от собственной внешности оценивающего).

Хотя внешность, особенно при наличии какого-то действительного или мнимого физического недостатка, занимает существенное место в детском образе «Я», ее удельный вес ниже, чем многих других компонентов.

В экспериментальных исследованиях И. С. Кона, при сравнении самоописаний групп 3-, 4- и 5-летних детей ведущей, самой важной категорией, значение которой увеличивается с возрастом, оказалось действие. Дети, особенно мальчики, воспринимают и описывают себя прежде всего через свойства своей деятельности. В свободных самоописаниях 12-летних школьников указания на какую-либо свою деятельность (развлечения, спорт, различные занятия и т.д.) заняли первое место, составив 24% всех упоминаний, а телесные свойства (цвет волос, вес, рост, цвет глаз) – только 5%.

С возрастом самоописания дифференцируются не просто количественно. Между шестью и девятью годами у детей складываются более или менее определенные образы «идеального» (в отличие от «наличного») «Я». У дошкольников и первоклассников планы реального, возможного, желаемого и воображаемого еще слабо дифференцированы, притязания и достижения сплошь и рядом смешиваются и т.д. Расхождение между «наличным» и «идеальным» «Я» увеличивается у младших школьников, особенно мальчиков, за счет некоторого снижения и большей реалистичности самооценок, с одной стороны, и повышения уровня притязаний и идеальных представлений о себе – с другой [16, с.132].

Таким образом, наблюдается закономерный поступательный процесс. От элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дает ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Автономизация «самости» и связанная с нею стабилизация и дифференциация образов «Я» подготавливают дальнейшие сдвиги в содержании и структуре самосознания, которые приходятся в основном на подростковый и юношеский возраст и заключаются уже не столько в изменении характера или иерархии частных самооценок, сколько в постановке новых, более общих и отчетливее формулируемых вопросов о себе и о своих возможностях.

Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме телесности человека как компонента социальной идентичности личности мы приходим к следующим выводам:

В процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, половой, общечеловеческой, профессиональной).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Наблюдается закономерный поступательный процесс. От элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дает ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике. Телесность не определятся лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется еще и возможностью сознательной деятельности, потому что только в этом случае мы можем говорить о телесности человека.

Физические изменения играют большую роль в становлении самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» Именно в ранней юности идет интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Ход эксперимента

Для экспериментального изучения проблемы телесности человека как компонента социальной идентичности личности мы провели экспериментальное исследование.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

Цель исследования: проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Задачи:

1. Подобрать методику для исследования содержания социальной идентичности личности.

2. Провести исследование и на основе анализа полученных результатов сделать вывод о степени выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Практическая часть нашего исследования проводилась в средней школе № 13 г.Бреста, в исследовании приняли участие:

- 52 старших подростка в возрасте 13-14 лет – 25 учащихся 8 «А» и 27 учащихся 8 «Б» классов (группа «А»);

- 50 старшеклассников в возрасте 15-16 лет – по 25 учащихся 11-х классов (группа «Б»).

Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, модифицированный вариант методики М.Куна «20 утверждений».

2.2. Описание используемой методики исследования

В исследовании нами был использован модифицированный Н. Л. Ивановой вариант методики М. Куна «20 утверждений» [13], который широко применяется в социально-психологических исследованиях идентичности.

Испытуемому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я есть?» Дополнением к вопросу была просьба отвечать как можно более разнообразно, используя разные признаки. Интерпретация ответов производится в соответствии с концепцией и целями исследования, поэтому в литературе наблюдается множество различных вариантов классификации ответов.

Так, следуя за М. Куном, Л. Зучер проанализировал ответы испытуемых на этот вопрос и предложил рассортировать их на четыре категории: физическое «Я»; социальное «Я»; рефлексивное «Я»; океаническое «Я» [12, с.70].

Н. Л. Ивановой все ответы на вопрос были объединены в 7 групп:

· физическое «Я» (ФИ) – характеристики внешности, пола, возраста и т.п.;

· социальное «Я» (СИ) – характеристики принадлежности к социальной группе, например, я – студентка, я – дочь и т.п.;

· рефлексивное «Я» (РИ) – ответы, в которых выражается отношение к себе, своей социальной позиции (я – слишком беспокоюсь, я – счастливый и т.п.);

· деятельное «Я» (ДИ) – характеристики отношения к какому-то делу или умения, например, я люблю ловить рыбу, я умею готовить и т.п.;

· гражданское «Я» (ГИ) – принадлежность к своей стране;

· глобальное «Я» (ГлИ) – ответы, выражающие чувство принадлежности к широкой социальной группе (я – житель Европы, мира и т.п.);

· религиозное «Я» (РелИ) – ответы, выражающие принадлежность к религии.

В рамках курсовой работы мы воспользовались классификацией ответов по группам, предложенной Н. Л. Ивановой.

2.3. Анализ результатов эксперимента

В ходе эксперимента нами были получены первичные данные, занесенные в таблицы 1 и 2, где знаком «+» отмечены ответы испытуемых (приложение 1).

В результате статистической обработки первичных данных исследования мы получили выраженность показателей идентичности:

Таблица 3

Показатели идентичности

Категория

Выраженность

подростки

юноши и девушки

Физическая идентичность

7,8%

4,3%

Социальная идентичность

23%

21,5%

Рефлексивная идентичность

46,3%

47%

Деятельностная идентичность

11,5%

20,7%

Гражданская идентичность

3,8%

2,5%

Глобальная идентичность

3,8%

1,5%

Религиозная идентичность

3,8%

2,5%

Эти данные были отражены нами на диаграмме:

Диаграмма 1

Показатели выраженности идентичности

Итак, из таблицы 3 и диаграммы 1 наглядно видно, что в целом можно выделить три превалирующие группы идентичности, которые выражены в обеих группах: социальная, деятельностная и рефлексивная. Физическая, глобальная, гражданская и религиозная идентичность выражены слабо.

Что касается возрастной динамики физической идентичности, то в ходе эксперимента мы наблюдали снижение процента выраженности физической идентичности от подросткового к юношескому возрасту (с 7,8% до 4,3%). Это объясняется, на наш взгляд тем, что к 15-16 годам у юношей и девушек происходит становление относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте – в ходе проведенного экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).

Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста, позволяет утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности. К юношескому возрасту самосознание достигает высокого уровня, т.к. именно тогда появляется мировоззрение человека.

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Наблюдается закономерный поступательный процесс. От элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дает ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Особую роль внешний облик (тип телосложения, особенности телесной организации, походка, наличие каких-либо телесных дефектов) приобретает в пубертатный период. Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка.

Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе эксперимента мы наблюдали снижение процента выраженности физической идентичности от подросткового к юношескому возрасту (с 7,8% до 4,3%). Это объясняется, на наш взгляд тем, что к 15-16 годам у юношей и девушек происходит становление относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Результаты исследования отражены нами во второй части курсовой работы.

Таким образом, цель исследования – изучить феномен телесности человека как компонент социальной идентичности личности и проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте – подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1

Первичные данные по группе «А»

№ испыт.

ФИ

СИ

РИ

ДИ

ГИ

ГлИ

РелИ

1

++

+++++

++++++++++

+++

+

+

2

++

++++

++++++++++

++

+

+

3

+++

+++++

+++++++++

+++

4

++

+++++

+++++++++

+++

+

5

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

6

+

++++

+++++++++

++

+

+

+

7

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

8

+

+++++

++++++++++

+++

+

9

++

++++

+++++++++

++

+

+

+

10

++

++++

+++++++++

+

++

+

+

11

+++

++++

+++++++++

++

+

+

12

+

+++++

++++++++++

+++

+

13

+

+++++

++++++++++

+++

+

14

+

++++

+++++++++

++

+

++

+

15

++

+++++

+++++++++

++

+

+

16

+

++++

+++++++++

+++

+

+

+

17

++

+++++

++++++++++

++

+

18

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

19

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

20

++

++++

+++++++++

+++

+

+

21

+

+++++

++++++++++

++

+

+

22

++

++++

+++++++++

++

+

+

+

23

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

24

+

++++++

+++++++++

++

+

+

25

++

++++

++++++++++

++

+

+

26

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

27

++

++++

+++++++++

++

+

+

+

28

++

++++

+++++++++

+++

+

+

29

+

++++

+++++++++

+++

+

+

+

30

+

++++

++++++++++

++

+

+

31

++

+++++

+++++++++

++

+

+

32

++

++++

+++++++++

+++

+

+

33

++

+++++

+++++++++

+++

+

34

+

++++

++++++++++

+++

+

+

35

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

36

+++

++++

+++++++++

++

+

+

37

+

+++++

+++++++++

+++

+

+

38

++

++++

+++++++++

+++

+

+

39

+

+++++

++++++++++

++

+

+

40

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

41

+++

+++++

+++++++++

+

+

+

42

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

43

++

+++++

+++++++++

++

+

+

44

++

++++

+++++++++

++

+

+

+

45

+

+++++

++++++++++

++

+

+

46

+

+++++

+++++++++

+++

+

+

47

++

++++

+++++++++

+

+

+

48

++

++++

+++++++++

++

+

+

+

49

+

+++++

+++++++++

+++

+

+

50

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

51

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

52

+

+++++

+++++++++

++

+

+

+

Итого:

80

240

480

120

40

40

40

Таблица 2

Первичные данные по группе «Б»

 

 

 

№ испыт.

ФИ

СИ

РИ

ДИ

ГИ

ГлИ

РелИ

1

+

++++

+++++++++

++++

+

+

2

+

++++

+++++++++

+++++

+

3

+++++

++++++++++

++++

+

4

+

++++

+++++++++

++++

+

+

5

+

++++

+++++++++

++++

+

+

6

+++++

++++++++++

++++

+

7

+

++++

+++++++++

++++

+

+

8

+

++++

+++++++++

++++

+

+

9

+

++++

+++++++++

++++

+

+

10

+

++++

+++++++++

++++

+

+

11

+

++++

+++++++++

+++++

+

+

12

+

++++

+++++++++

++++

+

+

13

+++++

++++++++++

++++

+

14

+++++

++++++++++

++++

+

15

+

++++

++++++++++

++++

+

16

+

++++

+++++++++

+++++

+

+

17

+

++++

+++++++++

++++

+

+

18

+

++++

++++++++++

++++

+

19

+++++

++++++++++

++++

+

20

+

++++

++++++++++

++++

+

21

+

++++

+++++++++

+++++

+

+

22

+

+++++

+++++++++

++++

+

23

+

++++

+++++++++

++++

+

+

24

+

++++

++++++++++

++++

+

25

+

++++

++++++++++

++++

+

26

+

++++

+++++++++

++++

+

+

27

+

+++++

+++++++++

+++++

+

+

28

+

+++++

+++++++++

++++

+

29

+

+++++

+++++++++

++++

+

30

+

++++

++++++++++

++++

+

31

+

++++

+++++++++

++++

+

+

32

+

++++

++++++++++

++++

+

33

+

+++++

+++++++++

+++++

34

+

++++

++++++++++

++++

+

35

+

++++

+++++++++

++++

+

36

+

++++

+++++++++

++++

+

+

37

+

++++

++++++++++

++++

+

38

+++++

++++++++++

++++

+

39

+++++

++++++++++

+++++

40

+

+++++

++++++++++

++++

41

+

++++

+++++++++

++++

+

+

42

+

++++