Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Невербальное проявление агрессии у подростков

 

             

Невербальное проявление агрессии у подростков

ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Невербальное проявление агрессии у подростков

автор : ученица 9 класса «Б»

Тимищенко Елена

Руководитель: Смирнова О.М.

Москва

2012


Содержание

Введение………………………………………..…………………............... ….3

Глава I. Проявление агрессии подростками.…........... ……………………….4

1.Невербальная коммуникация………………………………....…..... .4

1.1 Понятие о невербальном поведении……………...….……4

1.2.Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции……………………………………………………………. .4

1.3 Экспрессия как внешнее Я личности…………..….......... 10

1.4 Невербальные средства общения…………………………11

2.Агрессия………………………………….……………..……........... 13

3.Невербальное проявление агрессии у подростков………............ ..15

Выводы………………....................................................................................... 17

Заключение…………………………………………………………………… .18

Список литературы…………………………………………………………… 19

Приложения…………………………………………………………………… 20

Приложение 1. ………………………………………………………....20

Приложение 2. ………………………………………………………….21


Введение

Актуальность. В нашей жизни мы часто сталкиваемся с агрессией. Она проявляется еще в детстве и преследует нас всю жизнь. Поэтому тема агрессии очень актуальна. А так же интересны ее невербальные проявление. Обсуждение агрессии будет производиться прежде всего с социальной позиции. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов – а точнее подростков. В наше время важно узнать, как чувствует себя подросток. Является агрессия характерной его чертой, либо вызвана другими внешними факторами? Нужно ли учить ребенка сдерживать свою агрессию и видеть ее у сверстников? На все эти вопросы можно постараться ответить.

Разработанность темы. Понятие агрессии и её особенности рассматривается в работах зарубежных учёных Бэрона Р, Лоренца К. Причины повышенной агрессивности подростков, особенности их агрессивного поведения, в том числе гендерные, описаны в работах Реана А.А и Фурманова И.А. Невербальное поведение, его способы, особенности анализируются Маклаковым А. Г. и Лабунской В.А. Не смотря на то, что в работах таких авторов, как Бэрон Р., Реан А.А., при рассмотрении агрессивного поведения подростков часто упоминается тактильный контакт как один из невербальных способов его проявления, другие невербальные способы агрессивных действий упоминаются гораздо реже и разрозненно, без комплексного анализа. Таким образом, стало интересно описать комплекс невербальных проявлений агрессии у подростков, включающий ещё и мимику, пантомимику, эмоции, жесты и др. способы.

Объект исследования : невербальные проявления агрессии у подростков.

Предмет: особенности невербального проявления агрессии у подростков.

Цель : Изучить особенности невербального проявления агрессии у подростков.

Гипотеза: Дети в подростковом возрасте ярко проявляют агрессию.

Задачи исследования : 1. Теоретический анализ особенностей агрессии подростков и ее невербальное проявление.

2. Описание характерных особенностей невербального проявления агрессии в подростковом возрасте.

Структура а : Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассказывается о невербальной коммуникации, агрессии и подростках. В заключении объединяются все эти три понятия в одно целое и дается ответ на вопросы, заданные в актуальности темы.


Глава I. Проявление агрессии подростами

1. Невербальная коммуникация

1.1 Понятие о невербальном поведении

Одним из первых в отечественной психологии Б. Д. Парыгин (141) поставил вопрос о возможности изучения динамической структуры личности на основе ее пове­денческой модели. Он указывает на взаимосвязь пове­денческих структур и структур психических состояний, на их приуроченность к какому-то конкретному отрез­ку времени или деятельности человека. В терминологии В. Н. Панферова (137) поведенческая модель личности — это ее объектные свойства, а психологические, социально-психологические особенности человека — это его субъектные свойства. По мнению В. Н. Панферова, каждая общность воспроизводит в своих членах те качества личности и способы их выражения, которые соответствуют ее образу жизнедеятельности. Но несмотря на признание социальных функций невербального поведения, его составляющие не имеют прочно закрепленных значений. Даже такое невербальное движение, как улыбка, которое чаще всего рассматривается в качестве признака удовольствия, изменяет свое значение в зависимости от вида взаимодействия, от культуры. На рис. 1 (см. Приложение №1) изображена структура невербального по­ведения. Главная из них та, что отражается с помощью оптической системы.

В качестве основных характеристик невербального поведения, с помощью которых можно описать любую из его структур (кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов), выступают следующие: «степень дискретности — континуальнос­ти»; «степень произвольности — непроизвольности»; «степень осознанности — неосознаности невербально­го поведения»; «степень целенаправленности — неце­ленаправленности; «степень интенциональности — не­преднамеренности»; «степень определенности — неопределенности»; «степень абстрактности — конк­ретности»; «степень устойчивости — вариабельности»; «степень однозначности — многозначности»; «линей­ность — пространственно-временная целостность» (Лабунская В.А, 1986, с.21-29).

1.2 Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции

До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невер­бальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?».

Независимо от того, в рамках какого направ­ления рассматривается проблема кодирования невер­бального поведения, ее решение напрямую связано с тем, принимает ли исследователь определение невер­бального поведения как системы знаков (код). Под кодом обычно понимается совокупность знаков, система символов, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована). Начиная с работ Ч. Дарвина, Ф. Пидерита, И. А. Сикорского, П. Мантегаццы, В. И. Классовского, С. М. Волконского, В. М. Бех­терева и многих других авторов, обсуждается пробле­ма знаковых функций экспрессии, выразительных движений, физиогномики.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, является ли экспрессия (мимика, пантомимика) знаком опреде­ленных психологических характеристик личности, на­чиная с 20-х годов XX века проводятся исследования, в которых систематически изменяются, варьируются изображе­ния экспрессии, но самое главное — предпринимаются усилия избежать влияния экспериментатора на создание и оценку эксп­рессивного кода. Исходя из данных выполненной ра­боты, К. Лэндис заключил, что не существует устойчи­вых экспрессивных кодов состояний, вызванных опре­деленным стимулом. Через двадцать лет после исследования К. Лэндиса появляется статья Джеймса Коулмана, посвященная изучению лицевой экспрессии эмоций (1949 г.). А результаты исследования Д. Коулма­на свидетельствуют, что существуют однотипные спо­собы выражения состояния, вызванного определенным стимулом, что внутри типа экспрессии наблюдаются ин­дивидуальные вариации по интенсивности выражения.

Эксперименты показали, что среди женщин больше «экстерналайзеров», чем среди мужчин. Р. Бак и его коллеги считают, что «интерналайзеры» — это лица, которые по какой-то причине не могут открыто выражать свои чувства. То, что среди мужчин больше «интерналайзеров», чем сре­ди женщин, обусловлено, по их мнению, особенностя­ми воспитания юношей и девушек. Перед молодыми людьми чаще ставится задача не проявлять открыто свои эмоциональные реакции, скрывать чувства, что приводит к формированию неинтенсивных способов проявления эмоционального отклика на событие, к не­доразвитию навыков экспрессивного кодирования со­стояний.

Исследование Р. Бака, Н. Миллера, В. Сейвина, В. Кьюла показало, что существуют экс­прессивные коды и на их основе можно определить стимул и, естественно, состояние человека. В то же время данная работа свидетельствует, что кодирование, передача эмоционального состояния зависит от ряда факторов: половых, личностных, тенденций в воспита­нии. Чтобы быть уверенным в том, что данная экспрес­сивная программа, экспрессивный паттерн выражают определенное состояние, необходимо знание об инди­видуальных, устойчивых способах реагирования на раз­личные стимульные ситуации.

Рассмотрим еще одно исследование, которое выпол­нено в 90-е годы (251) и в котором также обсуждается проблема кодирования коммуникативных интенций и ставится вопрос о степени осознанности этого процес­са самим субъектом общения. В работе изучаются коды интенций присоединения или, по-другому, проявления склонности к партнеру. Авторы исследования исходят из того, что существующие социальные нормы, догово­ры сдерживают проявление истинных интенций, состо­яний. Но эти «сдерживаемые» отношения находят свое выражение в невербальных, экспрессивных кодах. С их точки зрения, для моделирования невербального пове­дения необходимо знать о чувствах партнера, о типе социальной ситуации, о том, насколько значим собесед­ник в контексте достижения поставленных целей, о нормах выражения своей склонности или присоединения к партнеру, важна также информация, включаю­щая переживания прошлого опыта общения с этим же человеком. Перечисленные аспекты информации способствуют пониманию «текущего» поведения партнера, в каком состоянии находятся их взаимоотношения. Она необходима для сличения ожидаемого и реально наблю­даемого невербального поведения, для подтверждения того, что общение является эффективным, что интен­ция верно закодирована и передается партнеру.

Таким образом, невербальное поведение, невербаль­ная интеракция составляют код диалога, особенно то­гда, когда необходимо создать определенную степень интимности, непосредственности, включенности и до­минантности. Проблема заключается в том, насколько невербальные коды осознаны, насколько необходимо для понимания природы экспрессивного кода касаться более «тонких» смыслов, чем социальные значения невербального поведения, с помощью каких техничес­ких средств они могут быть зафиксированы.

В результате анализа и сравнения различных подхо­дов к проблеме кодирования коммуникативных интен­ций напрашивается вывод о том, что элементы невер­бального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей пере­дачи состояний, отношений, но в структуре кода так­же будут находиться элементы, степень осознания ко­торых будет заметно различаться.

Особенно важным для понимания приро­ды кодирования чувств и отношений и их передачи другому является тот факт, что в структуре кода при­сутствуют одновременно выразительные движения, использование которых отличается степенью осозна­ния, что в структуру кода могут входить экспрессивные элементы, которые передают несколько иные чувства, чем те, которые партнеры пытаются выразить, что ре­альный невербальный, экспрессивный код, паттерн и то, что представлено в самоотчетах, чаще всего не совпадает. Поэтому такой прием создания кодов, как са­моотчеты о выражении тех или иных состояний, явля­ется весьма уязвимым.

Итак, из приведенных работ также следует, что понятие «эк­спрессивный, невербальный код» нуждается в переос­мысливании в соответствии с особенностями кодиро­вания, приемами фиксации, в соответствии с тем фактом, что невербальные программы не обладают не­обходимой устойчивостью, не все из них являются об­щеприняты (это главные характеристики кода как вида знака). Более того, каждое из рассмотренных исследо­ваний как бы все дальше и дальше отодвигает решение проблемы невербального экспрессивного кода. Задача выглядит все более и более сложной за счет введения таких переменных, как ситуация, индивидные, личнос­тные особенности субъекта кодирования экспрессии, факторы культуры, влияющие на процесс кодирования и характеристики кода, степень осознания, целенаправ­ленности кодирования как процесса. Введение такого количества переменных, влияющих на процедуру коди­рования экспрессии, заставляет по-новому посмотреть на известный в психологии невербального поведения вывод, сделанный в 50-е годы Брунером и Тагиури. Они утверждали, что не существует неизменяемого паттер­на, кода, соответствующего определенным состояниям. Авторы вышеприведенных работ не столь категорично заявляют об этом, но из их работ, также следует вывод об изменчивости кодов экспрессии. Зас­луга их в том, что они ставят задачу объяснить данный феномен и найти те переменные, которые стабильно приводят к возникновению определенных характерис­тик кода.

Благодаря усилиям таких авторитетных во всем мире исследователей, как П. Экман, Р. Шерер, М. Аргайл , Р. Бердвистелл , П. Булл и многие другие, оформилось несколько различных взглядов на процессы кодирования как невербальных коммуника­ций, так и невербального поведения. Первая точка зре­ния базируется на том, что многие элементы, характе­ристики невербального поведения не имеют адекватной им системы записей, поэтому невербальное поведение с точки зрения практических задач фиксации остается неуловимым, вероятностным.

Крайняя позиция относительно возможностей фиксации и кодирования невербальных коммуникаций представлена в отечественной психологии в работах Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова. Они счи­тают, что «невербальная коммуникация является пре­имущественно выражением смысловой сферы личнос­ти. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов», — и, исходя из этого тезиса, объясняют «безуспешность многочисленных по­пыток создания кода словаря, дискретного алфавита языка невербальной коммуникации, так же убеждают, что «поиски дискретных формали­зованных словарей жестов, телодвижений» обречены на неудачу.

История психологии невербального общения не по­зволяет столь категорично подойти к ответу на вопрос о возможностях кодирования и декодирования невербальных коммуникаций. Скорее данный вывод имеет отношение к определенным аспектам невербального поведения личности. Л. И. Анцыферова обращает внимание на тот факт, что активность проявляется в установках всего тела человека, например, в позах внимания, ожидания, тревоги, раздумья и т. д. Она пишет, что «в специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются пси­ходинамические характеристики и личностные свой­ства человека», делает акцент на том, что психотоничес­кая активность человека отчетливо «выражает эмоционально-аффективное отношение личности к со­бытиям».

Практика кодирования предполагает дифференциро­ванное отношение к таким явлениям, как невербальные коммуникации, невербальное поведение. Невербальные коммуникации представляют систему символов, знаков, использую­щихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психо­логических качеств личности, которые имеют достаточ­но четкий крут значений и могут быть описаны как лингвистические знаковые системы. Проблеме кодиро­вания — декодирования невербальных коммуникаций посвящено достаточно большое количество работ, ко­торые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются.

В невербальном поведении представлено сочетание индивидных, личностных форм поведения с групповы­ми, социокультурными Совокупность движений, обра­зующих структуру невербального поведения, представляет собой целостность, трудно разложимую на отдель­ные единицы, где преобладают непроизвольные движе­ния над произвольными, неосознаваемые над осознава­емыми, неинтенциональные над интенциональными, неконвенциальные над конвенциальными. Исходя из этих характеристик невербального поведения, оно в отличие от невербальных коммуникаций является бо­лее сложным явлением и именно в связи с ним чаще всего обсуждается проблема кодирования.

Одним из решений проблемы определения индика­тивных возможностей невербального поведения явля­ется разработка классификаций, учитывающих приро­ду, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном. На основе вышеназванных парамет­ров ими выделены пять типов невербального поведения: 1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно; 2) «иллюстраторы» — связаны с речью, ко­дом в прямом смысле слова не являются, употребляют­ся как осознанно, так и неосознанно; 3) «регулято­ры» — невербальные коды, поддерживающие общение; 4) «экспрессивные» лицевые знаки; 5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных дей­ствий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осоз­нанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адап­торы» тогда, когда человек находится в состоянии дис­комфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появ­ляется в соответствии с контекстом общения.

В невербальном поведении личности, диады, группы могут быть одномоментно представлены и «эмблемы», и «иллюстраторы», и «регуляторы», и «адапторы». Невербальное поведение в таком случае включает услов­ные и естественные, произвольные и символические, си­туативные и аситуативные элементы, отличающиеся при­надлежностью к коду как к системе знаков, имеющих круг значений.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассмат­риваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомне­ния. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения.

Таким образом, рассмотрев результаты своих работ и проанализировав исследования других авторов, П. Экман и Р. Шерер пришли к выводу, что решение вопроса о возмож­ностях кодирования невербального поведения, выделе­ния дискретных единиц его анализа осложняется не тем, что оно не может быть закодировано, описано с помощью различных приемов, а тем, что для создания кодов используются методы, приемлемые для кодирова­ния естественного словесного языка. С их точки зрения, проблема заключается также и в том, чтобы совместить в коде наряду с типичными, устойчиво-повторяющими­ся невербальными движениями индивидуальные, появ­ляющиеся в ответ на определенный раздражитель.

В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения (Лабунская В.А, 1986, с. 72-95).

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале параграфа, о том, можно ли невербальное поведение, экспрессию, невер­бальные коммуникации рассматривать в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение, можно сказать, что далеко не всегда это возможно. Знаковая функция основных символических элементов невербального поведения не вызывает сомне­ния. Но все же возникают проблемы с кодированием, так как каждый человек имеет индивидуальные особенности.

1.3 Экспрессия как внешнее Я личности

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъяв­ление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает сте­пень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Таким образом, в существующих определениях экспрес­сии и экспрессивности имеются указания на связь дан­ного явления с духовным и душевным миром челове­ка. Суть данной связи в кон­тексте психологии видится в том, что экспрессии отво­дится место не просто внешнего сопровождения пси­хических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому мож­но говорить об экспрессии как о личностном образо­вании, как инструменте познания внутреннего мира че­ловека, как о его внешнем Я. Традиция изучения экспрессии как внешнего Я лич­ности была заложена работами В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна.

С точки зрения В.А Лабунской, более правомерно говорить о нескольких трактовках этого понятия.

1. О толковании в широком смысле выражения, ста­вящего его в один ряд с такими понятиями, как отра­жение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех вне­шних проявлениях.

2. О толковании выражения в узком смысле как ка­тегории, охватывающей персональное, личностное бы­тие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. О выражении как однотипном проявлении како­го-то чувства или отношения, состояния.

4. О выражении как динамическом явлении, соответ­ствующем конкретным состояниям, отношениям лично­сти.

В каждой из приведенных трактовок «выражения» просматривается общая тенденция — это нечто устойчивое, присущее только данно­му человеку, даже если имеет отношение к динамичес­ким структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.) (Лабунская В.А. , 1986, с.107-110).

1.4 Невербальные средства общения

Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия. Сказанное имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической подструктуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры.

В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду — окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы не-вербального поведения.

На наш взгляд, включение в невербальное поведение личности всех продуктов ее многообразной деятельности является расширенным его толкованием. Мы же понимаем под невербальным поведением личности социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.

Мимика и жесты. Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признака-ми человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения (Лабунская В.А, 1986, с. 5—35). Примеры эмоций, мимики и жестов см. в Приложении 2.

Позы человека и его походка. Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завер­шенной, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежу­ток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.

Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социаль­ного и социально-психологического статуса. В повсед­невной жизни мы часто слышим: «он принял позу по­бедителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.

Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограниче­ния, но и половые различия в использовании тех или иных поз. Замечено, что женщины в ситу­ации эмоционального напряжения, недоверия к парт­неру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают рас­слабленную позу. Мужчины в этой же ситуации при­нимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны.

Позы людей, испытывающих эмоциональное напря­жение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В пси­хологии невербального общения известны позы агрес­сивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партне­ру, туловище наклонено вперед».

Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из име­ющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отноше­ний и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (на­пряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спи­не); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).

Однако, проблема изучения позы заключается в том, что поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. Поэтому она, как и вся экспрессия, «ускользает» от непосред­ственного анализа, для ее фиксации требуется исполь­зование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа (Лабунская В.А., 1986, с. 45).

2. Агрессия

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтру­изму. Альтруизм - нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название «мотив агрессивности». Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрес­сивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или от­части снимая с себя вину. Известный исследователь агрессивного поведения А. Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессо­рами своих действий.

1) сопоставление собственного агрессивного акта с личностными не­достатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что совершенные в отношении его действия не представля­ются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд.

2) оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например тем, что она совершена из «благородных» целей.

3) отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессив­ный акт.

4) снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совмест­но с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоя­тельств, например необходимости выполнить чей-либо приказ.

5) «расчеловечивание» жертвы путем «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого обращения.

6) постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрес­сивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрес­сии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивны­ми действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивиду­альная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий (Маклаков А. Г., 2001, с. 255).

3. Невербальное проявление агрессии у подростков

Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Но главной причиной агрессии все же является отношение родителей к ребенку. В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят

- к депрессиям

- к агрессии

- к суицидам

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный период от детства к взрослости. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Собственно подростковые психологические поведенческие реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период. Основные реакции в этот период: реакции эмансипации, имитации, отказа, протеста, группирования, компенсации и обусловленные сексуальным влечением.

1. Реакция эмансипации. Отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция имитации. Свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким, у подростков - взрослому, теми или иными качествами импонирующему его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

3. Реакция «отрицательной имитации» или реакция отказа. Выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

4. Реакция оппозиции, протеста. Проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

5. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

Реакция компенсации или реакция увлечения (хобби). Выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассни­ков грубыми, вызывающими выходками (Шаповаленко И.В., 2004).

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. . В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии, как реакции обидеть или ударить. У детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в час. 29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной и изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм, таких как оскорбление или соперничество. Здесь можно отметить существование поло–возрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками (8–ми, 11–ти, 15–ти лет). Так было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11–летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии.

Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки (Реан А.А., Трофимова Н.Б., 2002, с. 55).

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?

Мальчики:

1. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

2. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Девочки:

1. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

2. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер (Фурманов И.А, 2002, с. 100).


Выводы

Считается, что юноши более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Юношеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят "пойди и дай сдачи", девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сентиментальны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые с детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Юношеская контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто "подставляют" ребят.

Для иллюстрации приведем часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять "кто первый начал" ей некогда. (Фурманов И.А., 2002, с 192).

Невербальные проявления агрессии у подростков различны при разных формах агрессии. При физической агрессии они используют физическую силу, при косвенной агрессии злые шутки, сплетни и ярко выраженные, но не направленные на какое либо лицо, взрывы ярости хлопанье дверьми, топанье ногами.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.


Заключение

Теоретический анализ показал, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость.

Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Но главной причиной агрессии все же является отношение родителей к ребенку. Собственно подростковые психологические поведенческие реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период. Основные реакции в этот период: реакции эмансипации, имитации, отказа, протеста, группирования, компенсации и обусловленные сексуальным влечением.

Этими выводами подтверждена гипотеза о том, что дети в подростковом возрасте ярко проявляют невербальную агрессию.

Список литературы

  1. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов: Изд-во Ростов ун-та, 1986.
  4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 2003. – 269 с.
  5. Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. – М.: 2002. – 325 с.
  6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2000.
  7. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.
  8. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – М., 2002. – 192 с.
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2004. с. 246.


Приложения

Приложение 1. Структурная схема невербального поведения

1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека, 2 — структуры; 3 — подструктуры, 4 — компоненты; 5 — элементы.

Приложение 2. Примеры соответствия мимики и жестов эмоциям

УДИВЛЕНИЕ

1. Брови округлены и высоко подняты.

2. Кожа под бровями натянута.

3. Горизонтальные морщины на лбу.

4. Веки раскрыты.

5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

СТРАХ

1. Брови приподняты и сдвинуты.

2. В центре лба появляются морщины.

3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.

4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

ОТВРАЩЕНИЕ

1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слег­ка выпячена

2. Нос наморщен.

3. Щеки подняты.

4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.

5. Брови опущены, как и верхние веки.

РАДОСТЬ

1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.

3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщи­ны (носо-губные складки).

4. Щеки подняты.

5. Верхние веки спокойны, под нижними образуют­ся морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.

6. У наружного края уголков глаз появляются мор­щинки — «гусиные лапки».

ГОРЕ

1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.

2. Кожа между бровями треугольной формы.

3. Внутренние утолки верхних век приподняты.

4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

ГНЕВ

1. Брови опущены и сведены.

2. Между бровями вертикальные складки.

3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.

4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.

5. Губы находятся в одном из двух положение: креп­ко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.

6. Ноздри могут быть расширены (Лабунская В.А., 1986, с. 39).