Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Бочаров Р. А. Тербунский Гамаюн

 

             

Бочаров Р. А. Тербунский Гамаюн

содержание

Введение. 4

1. Герб Тербунского района. 5

1.1. Краткое описание. 5

1.2. Подробное описание: 5

2. Почему именно Гамаюн? 6

3. Птица Гамаюн как геральдический символ. 6

3.1. Гамаюн в Смоленском гербе. 6

3.2. Гамаюн в гербе Смоленской губернии. 9

3.3. Гамаюн в гербе г. Белый. 9

3.4. Гамаюн в гербах районов Москвы. 10

3.4.1. Гербовая эмблема района Якиманка. 10

3.4.2. Гербовая эмблема района Отрадное. 11

3.5. Гамаюн в гербе Татищевского района. 11

4. Кто же она такая птица Гамаюн? 12

4.1. Славянская версия. 12

4.2. Восточная версия. 15

5. Гамаюн в культуре. 17

Заключение. 19

Примечания. 20

Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей.

Cине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел горюч камня Алатыря во зеленом садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли.

Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг ее рядами рассаживались, стали птицу-певицу пытать:

- Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам... Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц Светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И откуда взялись ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?

- Ничего не скрою, что ведаю... [1]

Введение.

Конечно, всем жителям Тербунского района хорошо известен его герб, подробное описание которого дано ниже.

Центральной фигурой на этом гербе является сказочная, райская птица Гамаюн.

Часто приходится слышать о том, что это случайность, что символом района Гамаюн быть не должен и не может. Данная работа как раз и содержит ответы, на большинство данных вопросов, и является первым исследованием подобного рода, касательно герба Тербунского района.

Целью данного исследования было: дать характеристику гербу Тербунского района, как геральдическому символу, проследить историю возникновения данного символа, и его связь с иными гербами нашей страны, дать характеристику адекватности использования данного символа на гербе Тербунского района, раскрыть саму этимологию слова Гамаюн, а также выявить несколько основных версий его происхождения, отследить упоминания о данной птице в произведениях науки, культуры и искусства.

1. Герб Тербунского района.

1.1. Краткое описание.

Герб Тербунского района утвержден Решением районного Совета депутатов №37 от 5 мая 2004 года. Описание герба:

"В червлёном поле птица Гамаюн, стоящая на колосьях, выходящих слева снизу и дугообразно согнутых и вписанных к правому нижнему углу; под колосьями - поле зеленое. Все фигуры - золотые".

Возможно использование герба с изображением в вольной части герба Липецкой области.

1.2. Подробное описание:

«Герб выполнен в цветовой гамме герба Липецкой области, что указывает на принадлежность района к данному субъекту РФ. Красный (червленый) цвет символизирует доблесть воинов, которые были примером патриотического отношения к своей отчизне. В самом деле, Тербунский район является одним из лидеров по количеству Героев СССР родившихся на его территории, и именно в нашем крае происходили поворотные события во время Великой Отечественной войны. Зеленый цвет говорят о благодатности здешних земель, и символизирует достаток, процветание, стабильность. Золотое аллегорично показывает аграрный сектор экономики района (традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются растениеводство, животноводство, производство зерновых, картофеля, сахарной свеклы). Золото " это цвет солнца, богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, великолепие. Фигура птицы Гамаюн символизирует историю заселения и развития края. Тербуны были основаны: "служилыми людьми из под Смоленска", в гербе которого птица Гамаюн сидит на пушке. Таким образом, в гербе Тербунского района языком геральдических символов и аллегорий гармонично отражены история, природные особенности и богатства края, основной профиль деятельности населения; герб Тербунского района является "говорящим", что в геральдике считается классическим способом разработки герба".

Дата принятия: 05.05.2004
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1468[2]
Авторская группа: В. Крапивин, К. Мочёнов, О. Афанасьевна, Р. Маланичев, К. Переходенко.

2. Почему именно Гамаюн?

Я задался вопросом, почему уважаемые геральдисты выбрали символом Тербунского района именно птицу Гамаюн, символ, который ранее не встречался в нашей местности. За ответом на этот вопрос, я обратился к специалистам, которые являются профессионалами в области геральдики. Как оказалось, я лишь упустил одну существенную деталь, а потому не заметил очевидных фактов. Впрочем, лучше всего процитировать ответ на мой запрос:

«Дорогой Роман, герб Тербунов, как Вы понимаете, составлял не я, но - мне
кажется, - логика составителей его вполне понятна. Как краеведу, Вам наверняка известно, что Тербуны были основаны переселенцами: "служилыми людьми из под Смоленска", в гербе какового присутствует та самая птица Гамаюн (в смоленском гербе она сидит на пушке).

Судя по всему, составители герба Тербунов решили отдать дань уважения,
отцам-основателям населенного пункта, поместив Гамаюна в качестве эмблемы в герб Тербунов: отдав должное тем, кому Тербуны обязаны своим появлением на белом свете. По-моему, получилось очень мило: во всяком случае - герб вышел гораздо лучше, чем прежний (геральдически безграмотный).

Что касается довода насчет бывшей «принадлежности к Курской области», где «птиц Гамаюн особо не водилось...», не переживайте! В Российской Федерации двуглавых орлов тоже не шибко водится, на Владимирщине коронованные львы с крестами по улицам тоже не разгуливают, да и по Москве всадники за драконами не сильно гоняются, да вот и по Казани драконы огнедышащие не рассекают с утра до ночи...

Уж я молчу "за" Киев, над которым архангел Михаил в полном вооружении не
всякому виден невооруженным глазом, а в Британии с единорогами напряженка. И
ничего: прекрасно присутствуют в гербах.
Герб - это ж не пейзаж, не натюрморт, не сводная таблица о флоре-фауне-хозяйстве: при чем тут этакие натурализмы, как "где и что водится?". Геральдика - это символы, эмблемы...

Ответил ли я на Ваш вопрос благоисчерпательно?

Ваш - Дмитрий Иванов,

соредактор сайта www.geraldika.ru

гл. ред. сайта Геральдика Сегодня.»

В самом деле, стоило упустить только лишь один факт – основание Тербунов как поселения служилыми людьми со Смоленщины, и сосредоточится лишь на территориальной составляющей, как сразу все усложняется. На самом деле все много проще.

3. Птица Гамаюн как геральдический символ.

3.1. Гамаюн в Смоленском гербе


Смоленск многократно переходил от Польши (Речи Посполитой) к Москве и обратно. Лишь в 1686 году по условиям Московского мира Смоленск окончательно стал российским.

Герб Смоленска с изображением пушки и Гамаюна древен. На печати Иоанна Васильевича Грозного, правда, этот герб изображен в виде великокняжеского престола, на котором положена шапка Мономаха. Но это случилось, как полагает автор ставшей классической книги «Русская геральдика» А.Б. Лакиер, «или по общепринятому для всех бывших великих княжеств символу…, или по ошибке мастера» [3] .

По крайней мере, на серебряной тарелке царя Алексея Михайловича (1675 г.) мы находим в гербе Смоленска уже известный сюжет: пушка (без лафета), а на ней сидящая безногая птица.

Безногость (как на раннем Смоленском гербе – прим.авт), а порой даже и бескрылость гамаюна (иногда также называемого манкория, манцкодисъ, парадызея рай)- последнее от слова «парадиз», Paradise - отмечается многими памятниками письменности. Об этом в рукописи, именуемой «Книга Естествословная», сообщается следующее: «О гамаюне. Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райскою птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху хвостомъ своимъ летаетъ, и никогда почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелатенъ видению человеческому...»[4]

В дневнике Корба, сопровождавшего в 1698 и 1699 г. посла Священной Римской Империи, отправленного к российскому двору для переговоров о войне с Турцией, сохранилось изображение российской государственной печати. Здесь находим и герб Смоленска: пушка на лафете и безногая птица на ней. Подобный же герб сохранился и на печати, приложенной к письму князя Фёдора Куракина, адресованному князю Никите Ивановичу Одоевскому. Надо отметить, что здесь птица изображена не только безногой, но и вроде бы бескрылой, зато с пышным, почти павлиньим хвостом. В низу печати не очень разборчивая надпись: «птица гамаюн»[5] . Она напоминает изображение гамаюна в одном из изданий Лицевого Букваря Кариона Истомина, которое можно спутать с изображением ежа.[6]

В реестре гербов, представленном графом Минихом в мае 1729 г. в Военную коллегию, герб Смоленска описывается следующим образом: «пушка чёрная, станок жёлтый, на пушке птица желтая без ног, поле белое».[7]

Приблизительно в таком же виде этот герб был высочайше утверждён при герольдмейстере Волкове 10 октября 1780 г. в качестве герба, как самого города, так и Смоленского Наместничества: в серебряном поле на зелёной земле пушка с сидящей на ней райской птицей.[8]

Любопытное объяснение безногости птицы на смоленском гербе даёт Лакиер: «Обыкновенно же смоленский герб состоял из изображения лафета, на котором сидела райская птица подстрелена... может навести на догадку, что Смоленск, пограничная и всегда исправно вооружённая крепость, не раз служила тому, что поляки и литовцы бывали отражаемы и побеждаемы; а все былины о райской птице свидетельствуют, что ею обозначались самые вожделенные и недосягаемые предметы. Не таким ли для поляков и русских бывал и Смоленск?»[9]

С годами смоленская райская птица, очевидно, ввиду стабилизации ситуации под Смоленском, встала на ноги. В 1856 г. был высочайше утверждён герб Смоленской губернии: «В серебряном поле чёрная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица»[10]

На этом гербе райская птица не только имеет ноги, но и твёрдо стоит на них и, гордо задрав пышный хвост и расправив крылья, уверенно смотрит на запад, в сторону к тому времени уже окончательно поверженной Польши.

По новым правилам составления территориальных гербов, разработанным бароном Б.Кене и утвержденным в 1857 году, смоленский герб должен был венчаться шапкой Мономаха. Сохранилось проектное описание герба (1858): "в серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица (Гамаюн – прим. авт.)". Некоторые исследователи считают, что герб должен был иметь по бокам знамена с вензелями императора Александра I, перевитые Георгиевской лентой».[11]

Рациональный XVIII в. давал своё объяснение безногости райской птицы, украсившей собой герб Смоленска. «Словарь коммерческий», переведённый с французского языка Василием Левшиным и изданный в Москве в 1790 г., подробно описывает, среди прочих товаров и «названий вещей главных и новейших, относящихся до Коммерции», и экзотических райских птиц, завезённых португальцами в Европу с островов южных морей. Причём привозились они не живыми, а в виде специальным образом приготовленных чучел: «Птичка сия, продаваемая засушенною, без ног и внутренних, и от такого приготовления могущая долговременно сохраняться, привозится из страны Папуас, Новой Гвинеи, в острова Молукские жителями островов Аро, или Ару»-инако .[12]

Словарь отмечает, что местные жители покупают этих засушенных и безногих райских птиц «для употребления в некоторых празднествах, торжествуемых ими в некоторое время года», а также «по некоторым суеверным мнениям: первые носят их при себе в военное время, шед на сражение, уповая, что по силе их не могут быть ранены; последние же чают приобрести благоволение богов своих через содержание птиц у себя или ношение в торжественных ходах»[13] .

В настоящий момент, большой герб Смоленска содержит в середине щит с историческим гербом города. Этот щит наложен на большую золотую звезду города-героя. Под звездой две орденских ленты: ордена Отечественной войны I степени и ордена Ленина. Щит по бокам сопровождают два червленых знамени. На знаменах вензеля "Ш" и "АI" в окружении цепей ордена Андрея Первозванного. "Ш" обозначает М.Шеина, руководившего обороной Смоленска в 1609-1611 годах, "АI" обозначает императора Александра I, в годы правления которого Смоленск штурмовали французы. Девиз: "ВОССЛАВЛЕН КРЕПОСТЬЮ" начертан черными литерами на серебряной ленте. Текст девиза - цитата из обращения М.И.Кутузова к жителям Смоленска в 1812 году. Девиз напоминает о крепости морального духа смоленских воинов и славное прошлое города-крепости.

На гербе смоленской губернии можно встретить тот же самый символ – птицу Гамаюн.

3.2. Гамаюн в гербе Смоленской губернии.

Разумеется, птица Гамаюн присутствует в качестве геральдической эмблемы и на гербе Смоленской губернии.

Дата принятия: 08.12.1856

Описание:
Герб Смоленской губернии. Описание герба: "В серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскую лентою".[14]

3.3. Гамаюн в гербе г. Белый

Гамаюн встречается также и в символике г. Белый, неся в себе указание на принадлежность города Смоленской губернии.

Дата принятия: 10.10.1780, 23.06.2002
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1057[15]

Описание:
Геральдическое описание герба: «В серебряном поле на высоком зелёном холме, обременённом двумя серебряными, завязанными червлёными (красными) шнурами, мешками муки, — чёрная, на лазоревом лафете пушка, на запале которой сидит лазоревая райская птица».

Герб Бельского района утверждён Решением №208 Собрания депутатов района от 23 июня 2002 г. Основа герба — исторический герб города Белого Смоленской губернии, утверждённый 10 октября 1780 г.: «В верхней части щита герб Смоленский. В нижней — два белые мешка с крупитчатою мукою, перевязаны золотыми шнурами, в зелёном поле, дающие собою знать, что при сей знатной пристани оным продуктом производится великий торг».[16]

3.4. Гамаюн в гербах районов Москвы .


3.4.1. Гербовая эмблема района Якиманка

Дата принятия: 06.08.2001

Описание:
Гербовая эмблема района Якиманка: Щит московской формы. В пурпурном поле золотая райская птица на лапах с серебряными глазами и когтями. В волнообразной серебряной оконечности три зеленых трилистника, средний понижен. На пурпурной девизной ленте золотыми литерами надпись «Якиманка».

В основу герба района положена райская птица, которая изображена на фризе Государственной Третьяковской галереи, являющейся главной достопримечательностью района. Райская птица, стоящая на лапах, символизирует то, что забота о делах небесных основывалась на материальной деятельности благотворителей-купцов Бахрушиных, Третьяковых. Пурпурный цвет поля означает размещение на территории района царской летней резиденции, а также дворцовых ремесленнических и садовнических слобод, государевых Мытного и Житного дворов. Волнообразная оконечность символизирует Москву-реку и водоотводный канал, расположенные на территории района. Трилистники символизируют «Великий луг», а также Верхние, Средние и Нижние слободы садовников и «государев сад», располагавшиеся здесь.[17]

3.4.2. Гербовая эмблема района Отрадное

Дата принятия: 29.06.2000

Описание:
Описание гербовой эмблемы района Отрадное: В голубом щите московской формы золотая с серебром райская птица. На голубой ленте надпись золотыми буквами «Отрадное».

Объяснение символики гербовой эмблемы района Отрадное: Золотая с серебром райская птица, приносящая людям отраду, символизирует стремление к счастью, процветанию и благополучию жителей района, что в целом характеризует его название.[18]

3.5. Гамаюн в гербе Татищевского района.

Вот описание герба объединенного муниципального образования Татищевского района.

«В Гербе на серебряном станционном колоколе изображена птица Гамаюн (райская птица), олицетворяющая мир, богатство, счастье, к которому всегда стремились люди. Осваивали эту землю переселенцы из Смоленской губернии, имеющей изображение этой птицы на своем гербе. Присутствовала она и на гербе рода Татищевых, в честь одного из которых, Василия Никитича Татищева, и была названа станция, ставшая в последствии центром всего района».[19]

Геральдическое описание Герба объединенного муниципального образования Татищевского района гласит: "В лазури (синем, голубом поле) на серебряном колоколе золотая райская птица. В вольной части - герб Саратовской области (три положенные в валообразный крест, сообращенные серебряные стерляди в лазоревом поле)".[20]

Дата принятия: 22.09.1999
Номер в Геральдическом регистре РФ: 830[21]

Как видим, герб Тербунского района стилистически, исторически и геральдически сходен с гербом Татищевского района Саратовской области, так же как и сходна история самих поселений.

Таким образом, присутствие птицы Гамаюн, как эмблемы указывающей на исторический факт основания Тербунов поселенцами со Смоленщины, более чем оправдан. Птица Гамаюн, словно перепорхнула на герб Тербунского района, и не только, о чем говорилось выше. Таким образом, в гербе Тербунского района языком символов отражена история возникновения села Тербуны, как центра Тербунского района.

Что же касается распространения Гамаюна, как символа основания Тербунов смоленскими поселенцами, на территорию всего района, то тут все объясняется чистой логикой. В Тербунском районе, с центром в Тербунах, не может быть другого символа. Ведь на гербе Липецкой области, скажем, изображена липа, и пять холмов, на которых стоит Липецк, в то время, как многие города Липецкой области (Елец, к примеру) старше, однако название области по столице области (Липецку), как и название района по главному поселению (Тербуны) подразумевает определенные приоритет и в символике.

4. Кто же она такая птица Гамаюн?

Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.

Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли, неба, богов и героев, людей, чудовищ, птиц и зверей.

Вопрос о происхождении птицы Гамаюн является самым сложным при разработке данной темы. На мой взгляд, существуют две основные версии происхождения птицы Гамаюн, заслуживающие внимания.

4.1. Славянская версия.

В древних славянских ведах, образ птицы Гамаюн встречается довольно рано. В славянской религии и мифологии Гамаюн - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса - бога мудрости. Посланник богов - она пропевает книгу "Песен". Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся "под самым востоком солнца близ рая".[22]
Этот образ является центральным в ведическом сборнике «Песни птицы Гамаюн»[23] , восстановленных А.И. Асовым.[24]

Образ птицы Гамаюн – птицы предвестницы, можно встретить в древнейших дошедших до нас памятниках славянской культуры. Вот как начинается Велесова Книга[25] , в том виде, в котором она доступна сейчас.

1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.

Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о битвах и междоусобицах.

Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее, ибо все то, что от Сварога,- то к нам жизнью течет. И это мы будем пить, ибо это - источник жизни божьей на земле.

И тут корова Земун пошла в поля синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны.

И было так- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы (пред Богом), как агнцы чистые.

Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.

Отцам нашим и матерям- слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими- славянами, которые богам славу поют и потому- суть славяне.[26]

Определенно речь идет о птице Гамаюн, возможно, имевшей тогда иное имя. Но, в отличие от Сирина и Алконоста, именно Гамаюн являлась птицей предвестником, птицей пророком.

На Руси птица Гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера. В первую очередь источником сведений о ней были различные «Козмографии» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии). Так, в одной из «Козмографии» XVI или начала XVII в. читаем: «В той же части Азии Симове жребии, многая островы на восточномъ море: первый остров Макарицкий близъ блаженнаго рая и потому его близъ глаголятъ, что оттуда залетаютъ райския птицы Гамаюн и Финиксъ благоухания износятъ чюдная».[27]

Птица Гамаюн вошла и в быт русских царей. В 1614 г. у Михаила Смывалова, гостившего в Москве, специально для царя Михаила Фёдоровича было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное» [28] .

И.Е. Забелин пишет, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше» [29] . Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник: Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо... И подьячий... разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и... чтетъ вслухъ» [30] . В данном случае описываемый и у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

При дворе царя Алексея Михайловича обитал вполне живой Гамаюн – любимый его кречет, названный в честь райской птицы. Об этом читаем в книге «Урядник». Кречет, что характерно, упоминается раньше других птиц: «Росписъ Государевымъ охотникам, кому которыхъ птицъ указано держать. Первая Парфентиева статья. Парфентию самому: кречетъ Сибирский цветный Гамаюнъ»[31] .
Гамаюн могла быть изображена и на знаменах, вот что пишет Тарабрин: «Не была ли эта птица изображена на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 15 мая 1656 г., по крайней мере, в Описи знамен 1664 г. под № 10 указывалось, что это знамя чёрной тафты, в середине вшита птица Гамаюн, опушка тафта белая»[32] .

Ещё одна живая птица, называемая Гамаюн, не имеющая отношения к ловчим птицам, была поднесена государям Фёдору и Петру Алексеевичам в 1686 г. И.Е. Забелин пишет: «Торговые люди Охотного ряду, призванные на Казённый двор, чтобы объявить ей цену, – смотря на птицу Гамаюна, сказали, что де у них в ряду такой птицы не бывало и цены они ей не знают. Неизвестно, сколько времени жила во дворце эта невиданная птица, которую книжники причисляли к райским» [33] .
Кроме того, Гамаюн, будучи птицей, дала, название пушке-пищали,[34] наравне с такими чудовищами, как аспид и василиск. Описание пищали можно найти в Актах московского уезда XVII в. под 1696 г.: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей... пищал гамаюнъ ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенокъ на турецком стану».

Судя по весу, существовала и другая пищаль с таким же названием. Ее упоминает И.Е. Забелин в своей книге «История города Москвы». Наряду с другими, собранными для создания Музея воинских трофеев, по велению Петра I в Москве: «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер Мартьян Осипов 1690 г., с изображением птицы Гамаюна» [35] . Гамаюн на этой пищали изображён в виде безногой птиц ы[36] .
Любопытно, что пищаль с таким изображением представляет собой воспроизведение герба города Смоленска, о чем уже говорилось выше.

В XIX веке птица Гамаюн окончательно превратилась в «райскую».

Птица Гамаюн была столь популярна на Руси, что название её даже использовалось как внутрисемейное имя, от которого произошла фамилия Гамаюнов [37] .

4.2. Восточная версия.

По мнению академика О.Н. Трубачёва, корни птицы Гамаюн на иранском Востоке. Древняя форма, с которой связано 'искусный, хитроумный,-слово гамаюн, это младоавестийское humaiia чудодейственный', откуда в древнеиранском мире имя собственное *Humaya [38] . О.Н. Трубачёв отмечает тот факт, что птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным»[39] .

В пользу «восточной» версии происхождения птицы Гамаюн говорит и упоминание этой птицы в титулах восточных правителей: турецкого султана и шаха Ирана. Картотека Древнерусского словаря (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН) содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам. В том числе, содержащих упоминание птицы Гамаюн, всегда в одной и той же форме. К примеру, полный титул турецкого султана Ибрагима из одной царской грамоты, отправленной с послами в Константинополь:

«Гамаюна подражателю Ибрагимъ султану Государю Константинопольскому, Беломорскому (т.е. -владыке Западного моря, Адриатического folklor.ru ), Черноморскому, -Анатолийскому, Урумскому, Римскому (от названия области Рум, Румелия folklor.ru ), Караманскому и иныхъ Великому Государю брату и доброму приятелю нашему»[40] .

А вот как обращался к турецкому владыке царь Василий:
«Высокостоинешему властию и превознесённому честию яко рогу и сынъ рога подражателю Гамаюна и по сему желателнейшему светлостию лица неже песни Сирина...(Сирин – птица «Радости» - прим.автор) Государю Константинопольскому Салиму-шагъхан-дикерю»[41] .

Характерен стиль грамоты Бориса Годунова шаху Ирана Аббасу, сочетающий прославление иранского шаха с самоуничижительными характеристиками русского царя: «...В царехъ светлообразнейшему и избранному гамаюну подражателю... высочайшему и славнейшему государю Перситцие и Ширванские земли начальнику Иранскому и Тиранскому Аббасъ шахову величеству царского величества слуга и конюшей бояринъ ... дворовой и намесник казанской и астраханской Борисъ Фёдорович Годуновъ вашему высочайшему величеству челомъ бъетъ»[42] .

Появление оборота: «Гамаюна подражателю», в титулах восточных владык, подтверждает восточную этимологизацию этого слова.

Снова возвращаясь к смоленскому гербу, приведем сведения В.К. Трутовского о «царском» величии птицы Гамаюн. «Птица Гамаюн, называемая у татар «Гюмай», а в турецком языке «Гюма...» считается среди мусульман особенно важной и многозначащей, как для всякого рядового правоверного, так и для мусульманских владык... над кем она пролетит так близко, что крыльями своими повеет ему на голову, тот будет непременно владыкой. Отсюда в турецких языках создалось слово «гумаюн», что в первоначальном своём значении равносильно слову „августейший“» [43] .

Португальцы, увидевшие этих птиц первыми из европейцев, назвали их Писсаро дель соль, т.е. Птица солнцева , «потому, что она кажется летающею близ солнца», испанцы называли их Пиксаро дель сикло, т.е. Птица небесная ; «ибо видимы они только летающими в воздухе». «Обыватели Тернатские острова Молукского называют их Мануко девата, которое европейцы превратили в Манукодията, что значит «Птицу Божию»; потому что она представляется прилетающею с небес, обиталища лже-богов их; без сомнения от сего воображения прозвана она Птицею Райскою» [44] .
Объяснения, реалистичное, без мистики. Хотя любопытно, что даже европейские учёные в безногость этих птиц поверили, и вот почему: «Как продают их без ног, и не могут в засушенных найти остатки оторванных их лядвий, подало это случай первым путешественникам к изобретению разных басен, а именно, что птицы сии ног не имеют, а для отдохновения цепляются хвостом за ветви древесные. Португальцы разгласили это в Европе, чему поверил не токмо народ подлый, но и великие естества испытатели, каковы были Геснер, Скалигер и прочие, описывавшие их безногими» [45] .

Тем не менее, райские птицы вошло в зоологическую терминологию. А.Э. Брэм пишет: «Самая известная из принадлежащих сюда птиц, – это названная Линнеем, безногая райская птица (Paradisea apoda)». Впрочем, тут же, отмечается, что у этой безногой птицы «ноги красные» [46] .

Таковы две основные версии происхождения птицы Гамаюн. Обе они имеют право на существование. В славянской, как и в иранской мифологии и религии, птицы встречаются довольно часто. Иранская и русская культуры связаны историческими нитями, что довольно часто встречается в литературе. Велесова книга, чья подлинность часто оспаривается, содержит упоминания о совместной борьбе иранцев и русских с кочевниками.

И если доспехи русских и иранских воинов столь похожи, что создается впечатление о преемственности оружейников обоих культур, то почем на этом общие черты должны заканчиваться? Проблема взаимосвязи иранской и русской культур не является частью данного исследования, а потому не будем углубляться, и ограничимся изложением двух различных версий.

Вечный полет птицы Гамаюн имеет огромный смысл. Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову: быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервёт свой полёт, это чревато катастрофой. Вот что говорится об этом в «Книга Естествословная»: «а егдаже падетъ на землю, тогда падениемъ своим провозвещаетъ смерть царей или королей, или коего князя самодержавна»[47] .

5. Гамаюн в культуре.

Васнецов «Птица Гамаюн», 1898 г., 214х135, холст, масло;

Описание:

На розовато-сером фоне изображена фантастическая птица с человеческим лицом. Она сидит на дереве, имеющем форму вопросительного знака
Организация: Дагестанский музей изобразительных искусств


В год рождения Набокова (1899) на выставке в Академии художеств Виктор Михайлович Васнецов представил картины на темы русской мифологии: «Гамаюн» и «Сирин и Алконост». Этой серией картин Васнецов отдал должное модному тогда течению декаданса. Вещая птица Гамаюн явилась просвещенной публике накануне преобразований – но тогда этого никто не понял всего мистического смысла картины. Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова.

Гамаюн на картине прервал свой вечный полет, а дерево, на котором он сидит, напоминает вопросительный знак. Словно задает немой вопрос.

Возможно, это смог почувствовать Александр Блок, услышал в картине пророчество и написал стихотворение:

Гамаюн, птица вещая
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Александр Блок, 23.02.1899

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий». Редактор журнала В.П. Острогорский, ознакомившись со стихами сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим , когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием» [48] .
В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в песне «Купола». Высоцкий, в отличие от Васнецова и Блока, свёл в своей песне вместе всех трёх птиц -и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
-Птица Сирии мне радостно скалится
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
-Зазвенели в свой черёд
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Трудно сказать, почему для Высоцкого птица Гамаюн связывается с появлением семи лун, ни в каких источниках такая связь не отмечена. Но упоминается эта птица в ряду других ряду других, хорошо известных на Руси, – это сирин и алконост.
Птица радости Сирин здесь предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. Птица грусти и печали Алконост словно с картины Босха. И только вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Неслучайность такой трактовки подчёркивается тем, что в конце песни куплет о Гамаюне с некоторыми вариациями повторятся ещё раз. Высоцкий сотворил свой, и традиционный и обновлённый, миф о птице радости Сирине, птице печали Алконосте и вещей птице Гамаюн.

Кроме всего прочего, Гамаюн являлся частым образом не только в поэзии и живописи, но и ведической литературе славян, о чем говорилось выше. Гамаюн часто использовался как элемент декоративного украшения разного рода изделий, как орнамент. Иногда образ птицы Гамаюн был использован в качестве формы шкатулок, ларцов. А иногда и как символ, эмблема на знаменах, пищалях, клеймах мастеров, гербах городов.

Заключение.

Проследив всю историю возникновения птицы Гамаюн в качестве эмблемы на гербе Тербунского района, Липецкой области, можно сделать вывод о том, что нам, тербунцам, стоит гордится данным символом района.

В самом деле, кроме внешнего приятного и запоминающегося облика, Тербунский герб геральдически увязан с историей возникновения самого поселения Тербуны. Герб языков символов отсылает нас к моменту основания поселения выходцами из Смоленской губернии.

В тоже время, птица Гамаюн является довольно древним, мощным и интересным символом, уходящим своими корнями в глубокую древность, и, возможно, принадлежащей разным культурам.

Птица Гамаюн является одновременно и райской птицей, и птицей пророком. Упоминание о ней, как о пророческой птице содержится еще в древней славянской ведической литературе, ей посвящены лубки, и она занимает одно из центральных мест в Велесовой книге и Песнях Птицы Гамаюн.

Гамаюн, как птица райская, была чрезвычайно популярна на Руси и в более поздний период. Она была «вхожа» в царские хоромы, и в честь нее были названы целые фамилии.

В то же время, Гамаюн один из титулов правителя на Востоке. Гамаюн обладает царским величием.

Птица Гамаюн породила множество загадок и научных споров в Европе, где считалась безногой, и находящейся в вечном полете. А также явилась предтечей легенд, о том, что ее полет приносит удачу, а окончание полета – смерть царям.

Гамаюн был использован в качестве объекта творчества в живописи (Васнецов), поэзии (Блок) и музыке (Высоцкий).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что герб Тербунского района является довольно интересным, красивым, исторически и географически оправданным, продуманным и достойным уважения.

Тербунский район обрел символ более чем достойный, теперь очередь за Тербунским районом и тербунцами – быть достойными такого символа.

Примечания

При подготовке материала были использованы источники, указанные в статье Ю.Л. Воротникова, "Слово и время" - М.: Наука, 2003


[1] Асов А.И. Песни птицы Гамаюн.

[2] http://geraldika.ru/registr.php

[3] Лакиер А.Б. Русская геральдика. – М., 1990. – С.180.

[4] И. Лицевой Букварь Кариона Истомина. – М., 1916. – С.56.

[5] Фон-Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи. – СПб., 1899. – С.IV.

[6] Тарабрин И. Указ. соч. – С.54, табл. XIX.

[7] Лакиер А.Б. Указ. соч. – С.185.

[8] www.hrono.ru

[9] Лакиер А.Б. Указ. соч. – С.180.

[10] Фон-Винклер П.П. Указ. соч. – С.189.

[11] Использована современная реконструкция смоленского герба, выполненная Р.Маланичевым, а также материалы геральдического архива В.Маркова (г.Санкт-Петербург).

[12] Словарь коммерческий. – М., 1790. – С.223.

[13] Там же. – С.223-224.

[14] www.geraldika.ru

[15] http://geraldika.ru/registr.php

[16] www.geraldika.ru

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] http://geraldika.ru/registr.php

[22] Асов А.И. Мифологический словарь

[23] “Песни птицы Гамаюн” — мифы, легенды и притчи из фольклорных сборников киевской ветви ведической религии, старинных летописей и апокрифов, которые по крупицам собрал и литературно обработал, а точнее реставрировал, автор.

[24] Александр Иванович Асов — писатель, журналист, историк и филолог, один из известнейших исследователей и знатоков древней славянской культуры и хранитель языческих традиций наших далеких предков — славянских ведов.

[25] "Велесова книга" - священное писание славян. Была написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IX столетии волхвами Русколани и Древнего Новгорода. Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры. "Велесова книга" известна с начала XIX-го столетия, но дошла до нас в копии начала XX-го века. Дощечки "Велесовой книги" из библиотеки новгородских волхвов. В XI веке сия библиотека была вывезена во Францию королевой Анной Ярославной. В начале XIX века библиотека благодаря трудам П.П. Дубровского вернулась в Россию и была приобретена антикваром А.Н. Сулакадзевым. Потом дощечки были куплены Неклюдовыми-Задонскими. В их усадьбе под Харьковом дощечки были обнаружены в 1919 году и вывезены в Бельгию. Здесь они были скопированы историком Ю.П. Миролюбовым (1892-1970). В 1941 году дощечки были изъяты организацией Himmlеr's Аhnеnеrbе.

[26] Велесова книга, глава 1, Исход из Семиречья, 8/2

[27] www.folkler.ru

[28] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. – М., 1990. Кн. 1. – С.217.

[29] См.: Там же. – С.220 (в 3-м издании этой 1616.) -книги (М., 1901) указан другой год

[30] Цит. - М.,1856. -по: Собрание писем царя Алексея Михайловича / Изд. П. Бартенев. С.102.

[31] Древняя Российская Вифлиофика. 2-e, изд. – М., 1788. Ч. III. – С.456

[32] Тарабрин И. Указ. соч. – С.55.

[33] Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в С. 219-220. -XVI и XVII столетиях. Кн. 1.

[34] www.folkler.ru

[35] Забелин И.Е. История города Москвы. – М., 1905. Ч. 1. – С.416

[36] Тарабрин И. Указ. соч. – С.55, 81

[37] Там же.

[38] Трубачёв О.В. В поисках единства. – М., 1992. – С.178.

[39] Там же. – С.179.

[40] www.folkler.ru

[41] Там же.

[42] Там же.

[43] Цит. по: Тарабрин И. Лицевой Букварь Кариона Истомина. – М., 1916. – С.56. (Folklor.ru: Кстати заметим, что и слово «августейший» также avis.) -несёт в себе корень

[44] Словарь коммерческий. – М., 1790. – С.225.

[45] Там же. – С.223.

[46] Брэм А.Э. Жизнь животных. – М., 1992. Т. 2. – С.70.

[47] Тарабрин И. Указ. соч. – С.54.

[48] Орлов В. Гамаюн. Л., 1980. – С.114.