Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов факультета журналистики Москва 2006

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов факультета журналистики Москва 2006

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

И.М. Дзялошинский

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов факультета журналистики

Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают серьезное воздействие на различные сферы жизни и деятельности людей, в том числе и на развитие журналистики. От средств массовой информации требуется осмысление этих процессов, анализ складывающейся ситуации. Особое значение в этих условиях приобретает политическая журналистика. Журналистам, желающим избрать для себя именно эту тематику, необходимы специальные знания. Они должны хорошо владеть политологическим аппаратом, умением анализировать политическую информацию, разбираться в тонкостях происходящих в нашей стране и за рубежом политических процессов.

Цель курса – дать возможность студентам факультета журналистики изучить место и роль журналистики в политическом процессе современной России, формы и методы отражения политической жизни в СМИ и выработать у студентов навыки анализа взаимодействия СМИ как субъекта политического процесса со структурами власти, политическими организациями, другими субъектами политического процесса. Особое внимание обращено на проблемы, связанные с ролью прессы в развитии социально-политической трансформации; участии средств массовой информации в организации информационного обмена между субъектами политического процесса.

Задачи курса:

· проанализировать состояние и тенденции развития современной политической журналистики России;

· рассмотреть взаимодействие основных субъектов политики в информационном пространстве;

· выявить особенности использования приемов и методов отражения политического процесса в СМИ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс «Политическая журналистика» является составным элементом концептуальной модели подготовки современного журналиста. Изучение этого курса предполагает знакомство студента с общими основами журналистской деятельности, а также изучение политологии, социологии и психологии.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Специалист, освоивший программу курса, должен знать

· закономерности становления и развития политической журналистики в России;

· предметные, функциональные и профессиональные особенности политической журналистики на разных этапах ее развития;

· роль СМИ в определении, формулировании и постановке политических проблем, поиске политических решений.

Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате
изучения курса:

· определять актуальную тематику политических выступлений;

· собирать политические данные и формировать информационную базу;

· пользоваться современными методами прикладного политического анализа и прогнозирования;

· создавать яркий политический текст в различных жанрах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

В данном учебно-методическом пособии приводятся темы и краткое содержание курса «Политическая журналистика», примерный перечень вопросов к зачету, а также учебно-методическое обеспечение, включая Интернет-ресурсы.

Студент, изучающий данный курс, должен понимать, что на лекциях и семинарских занятиях он получит лишь базовые знания и некоторые навыки исследования политических текстов. Поэтому очень важно с самого начала взять за правило выполнение практических заданий. В качестве таких заданий можно порекомендовать наблюдение в течение семестра за политической тематикой конкретного СМИ (по выбору студента), а также самостоятельный подбор и анализ опубликованных в СМИ материалов по определенной теме либо по освещению деятельности политического лидера (например, Президента РФ или деятельного, яркого депутата).

В процессе изучения курса студенты пишут контрольную работу в форме а или эссе. Примерная тематика контрольных работ дана в разделе «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ». Приветствуется сопоставление разных изданий или разных авторов, освещающих один и тот же круг политических событий.

Изучение курса завершается сдачей зачета. Примерные вопросы для зачета также даны в разделе «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ». При сдаче зачета студент должен уметь:

· проанализировать особенности того или иного издания либо сравнить два издания по нескольким категориям: средний объем политической информации, ее характер, основные темы (актуальные), жанры публикаций (информация, анализ и т.д.), авторы и типы текстов;

· обратить внимание на присутствие среди авторов экспертов и рядовых граждан, наличие или отсутствие эмоциональной оценки в материалах и др.;

· охарактеризовать политическую позицию данного издания;

· аргументировать свое мнение, используя полученные в ходе семинарских занятий теоретические знания и практические навыки.

СОДЕРЖАНИЕ ПрограммЫ курса

Вступительная лекция. Политика и журналистика в современном мире

Политика и информация. Политика и коммуникация. Информационные и коммуникативные процессы в политическом пространстве. Политическая пропаганда, политический PR, политическая реклама, политическая агитация, политическая журналистика: общее и особенное. Функции и предмет политической журналистики. Структурные элементы политической журналистики: политические элиты, политически активная часть общества, журналисты, специализирующиеся на освещении политических событий и анализе политических процессов, издатели и продюсеры, извлекающие прибыть из организации информационно-политического процесса, эксперты и интеллектуалы, привлекаемые к участию в информационном сопровождении политического процесса и проч. Журналист как субъект политического процесса. Политическая позиция журналиста. Профессиональная позиция журналиста. Авторитет и влиятельность журналиста.

Политика как способ организации публичной власти. Политическое пространство – публичная сфера, публичная политика. Парламент, партии, масс-медиа в системе представительства интересов граждан. Политическое взаимодействие элит и неэлитарных групп. Политика и информация. Информация как особый политический ресурс. Политика и коммуникация. Массовая политическая коммуникация: сущность и функции. СМИ как элемент политической коммуникации. Функции СМИ и эффективность их реализации. Мишень для СМИ – общественное мнение или мнение элиты.

Информационные и коммуникативные процессы в политическом пространстве. Политическая пропаганда, политический PR, политическая реклама, политическая агитация, политическая журналистика: общее и особенное. Функции и предмет политической журналистики. Структурные элементы политической журналистики: политические элиты, политически активная часть общества, журналисты, специализирующиеся на освещении политических событий и анализе политических процессов, издатели и продюсеры, извлекающие прибыть из организации информационно-политического процесса, эксперты и интеллектуалы, привлекаемые к участию в информационном сопровождении политического процесса.

Раздел 1
ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Общая характеристика политической организации общества

Типы политических систем и политика как сфера жизнедеятельности общества. Общая характеристика основных субъектов политического процесса. Характер деятельности институтов публичной власти. Принципы деятельности институтов публичной власти и роль СМИ в конституировании и осуществлении задач этих институтов. Исполнительная власть и пресса. Государственные СМИ и специфика их деятельности. Региональная исполнительная власть и орга­низационные формы контроля за средствами массовой информации.

Гражданин как субъект политики. Публичная политика. Функции и цели публичной политики. Публичная сфера, гласность, открытость, разнообразие источников информации как основные условия публичной политики. Информационные ресурсы публичной политики. Субъекты публичной политики разных уровней. Формы и методы организации взаимодействия субъектов публичной политики.

Тема 2. Особенности политической ситуации в России

Переход России к правовому демократическому государству как фактор развития новых форм информационного взаимодействия власти с общественностью, прямого контакта с информационным ресурсом общественного мнения. Политические изменения и СМИ. Диверсификация политического развития. Модернизация, демократизация, демократический транзит: концепты, постулаты, гипотезы. Характеристика постсоветского режима («фасадная демократия», «минималистская демократия», «выборная монархия», «олигархическая система»).

Политика в эпоху медиатизации. Персонификация политики. Руководитель государства – самый публичный политик. Режим Горбачева, Ельцина, Путина: механизмы эволюции политической системы. От либерализации авторитаризма к моноцентричному режиму. Состояние информационной среды как важнейший фактор уровня и возможностей социально-экономического развития, обороноспособности и суверенитета страны. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России СМИ и информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности 2000 г. Окинавская Хартия глобального информационного общества.

Сложности перехода от авторитарного и тоталитарного режимов к открытой демократии. Политическая игра как процесс борьбы за монопольное право контроля над производством ценностных и мировоззренческих установок, информационными ресурсами в целях легитимации и поддержки политического режима. Необходимость развития свободных средств массовой информации, обеспечивающих свободный обмен идеями, мнениями и информацией. Трудности становления независимой прессы. СМИ и политика в России в 80-е, 90-е годы XX века и в начале XXI века. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства. Достаточное развитие СМИ как необходимое условие демократии.

Необходимость постижения журналистами, политиками и официальными лицами искусства взаимодействия в условиях свободного и открытого общества. СМИ и политический плюрализм. Толерантность как принцип журналистской деятельности. Ангажированность, корпоративность в деятельности СМИ.

Российская пресса как институт гражданского общества. Российское общество и миссия журналистики: новые ответы на старые вопросы. Журналистская деятельность в новых условиях: цели, средства, результаты. Гражданское общество, гражданская позиция и СМИ. СМИ и аудитория: концепция партнерства. «Гражданская журналистика» - завтрашний день прессы или хорошо забытое прошлое? Структуры гражданского общества и пресса: ориентиры и формы сотрудничества. Гражданский сектор и СМИ: проблемы взаимного доверия и взаимной ответственности.


Тема 3. Открытое, гражданское, информационное общество

как теоретические концепты и практические программы.

Построение открытого, гражданского, информационного общества: новая глобальная задача в новом тысячелетии. Документы ООН и ЮНЕСКО, посвященные становлению открытого, информационного, гражданского общества. Характеристики нового общества: высокоразвитая инфраструктура ИКТ, равноправный и повсеместный доступ к информации, соответствующее информационное наполнение (контент) в удобных форматах, эффективная связь.

Обязательные условия построения информационного общества: хорошо развитая и приемлемая в ценовом отношении инфраструктура; доверие и безопасность при использовании ИКТ; соблюдение признанных на международном уровне прав человека и основных свобод; культурное и языковое разнообразие; международное сотрудничество и соблюдение норм международного права; защита уязвимых групп.

Роль правительств, коммерческого сектора и гражданского общества в содействии применению ИКТ в целях развития. Культурное и языковое разнообразие, развитие местного контента и средств массовой информации. Международное и региональное сотрудничество

Тема 4 . Предпосылки становления в России открытого, гражданского,

информационного общества

Переход России к правовому демократическому государству как фактор развития новых форм информационного взаимодействия власти с общественностью, прямого контакта с информационным ресурсом общественного мнения.

Особенность сегодняшней информационной ситуации в мире и в России.

Резкое повышение роли информации в структуре власти в постиндустриальном обществе.

Состояние информационной среды как важнейший фактор уровня и возможностей социально-экономического развития, обороноспособности и суверенитета страны.

Раздел 2
СМИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Тема 5. Роль и функции политических коммуникаций
в информационном пространстве

СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций. Политические функции СМИ. Возможности политического влияния СМИ. Доктрины «Четвертой власти» и политического плюрализма как идейный контекст развития СМИ в период перестройки. Гласность как инструмент демократизации общества и изменения конфигурации политического поля. Политическая борьба советских элит и процесс формирования субъектности СМИ. Функциональные особенности средств массовой информации на раннедемократическом этапе общественно-политической трансформации (развитие субъект-субъектных отношений между властью, СМИ и аудиторией, миссия «посредника» в общественном диалоге). Политико-правовые факторы свободы прессы: формирование законодательной базы независимости СМИ. Раздел информационного пространства: федеральные и региональные политические и бизнес элиты как новые собственники СМИ. Переделы информационного рынка и процесс инкорпорирования СМИ в финансово-промышленные и «сырьевые» корпорации.

Тема 6. Политическая история российских СМИ

Функции СМИ в тоталитарном государстве. Партийное руководство и управление советской прессой. Советские СМИ как аппарат идеологического контроля. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Парадоксы советской журналистики.

Роль СМИ в либерализации советского режима. Советская пресса как фактор революции «сверху». Эпоха гласности: на пути к свободе слова. Информационная поддержка демократических реформ. Средства массовой информации в системе политической коммуникации посттоталитарного общества. Власть и пресса: как начинался диалог. Режим Б. Ельцина: пресса в условиях суперпрезидентской республики. Власть-бизнес-пресса: формирование финансово-промышленных групп и медийных империй. Схватка за контроль над информационными ресурсами. Влияние владельцев СМИ на информационную политику редакционных коллективов: к вопросу о независимости прессы и свободе слова. Что такое «управляемая демократия» и ролевые возможности СМИ в рамках режима гибридного типа.

Сравнительный анализ структурно-функциональных характеристик системы российских СМИ на разных этапах посткоммунистической трансформации. Модели политики и типы участия средств массовой информации в политическом процессе. Политические конфликты и роль прессы в развитии и разрешении конфликтов. СМИ и политическая культура. Пресса как средство социальной ориентации и политической идентификации. Пресса социальной ответственности: системные характеристики.

Тема 7. Медиатизация политики

СМИ в структуре публичной политики. Понятие публичной политики как формы взаимодействия субъектов политического процесса на основе принципов гласности, культурного плюрализма и свободы выражения мнения. СМИ как организатор публичного диалога субъектов политического процесса. Цели, формы и методы организации и ведения общественно-политического диалога.

Современные тенденции стирания граней между политической и информационной деятельностью. Ведущие политические журналисты как политические функционеры и политические лоббисты. Корпус политических экспертов и политическая экспертиза как инструмент давления на общественное мнение. Политические, экономические, правовые и профессионально-этические регуляторы политической журналистики.

Тема 8. Технологии воздействия СМИ на политический процесс

Политика как борьба элит за власть и роль средств массовой информации в «охоте за голосами». Структура политических технологий. Организация пропагандистских кампаний. Политическая реклама и паблик рилейшнз в системе идеологического воздействия. Российские СМИ в ловушке политтехнологий. Основания политического манипулирования. Технологии информационного насилия, манипулирования, массового внушения. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ. СМИ и современные технологии организации избирательных кампаний и информационного воздействия на аудиторию. Манипулятивный потенциал СМИ.

Теневая экономика пропагандистских кампаний. Кто оплачивает «эффективную» прессу?

Социально-психологические последствия медиатехнологий. Социальная аномия. Власть, СМИ и общество – параллельное существование.

Тема 9. СМИ как элемент публичной политической коммуникации

Публичная политика как информационно-диалогическое взаимодействие субъектов политики. Почему необходим общественный диалог? Деятельность СМИ как посредника в информационном процессе. Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом. СМИ – организатор диалога между всеми субъектами политики.

Информационно-диалогические технологии организации общественно-политического взаимодействия (общественная экспертиза, информационный форум, мониторинг умонастроений. Интерактивный тип взаимодействия политических субъектов. Принципы интерактивного взаимодействия: автономность субъектов, открытость, гласность, партнерство, информационное равенство, плюрализм СМИ.

Диалоговые информационные обмены: практики организации, развития и поддержки общественного диалога. Качественный уровень информационных ресурсов обеспечения публичности политического процесса. Технологии общественной рефлексии, правила политического дискурса.

Типология политических культур. СМИ как средство распространения демократических ценностей. Формирование гражданской культуры и роль средств массовой информации в рационализации политического сознания. Влияние прессы на представления, чувства, отношения граждан к институтам власти, политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации.

Культура участия как стратегический проект деятельности СМИ. Функции, формы и методы информационного обеспечения разблокирования патерналистской политической культуры (просвещение, анализ процесса реформирования, предъявление приоритетов развития, артикуляция позиций политических сил, групп интересов, предложение альтернатив решения общественно-значимых проблем, публичная экспертиза альтернатив, гласный контроль реализации инициатив, выдвинутых субъектами политического процесса).

Тема 10 . Средства массовой коммуникации в поликультурном обществе

Национальное государство и мультикультурное общество. Мультикультурализм как политическая программа и политический проект. Опыт институционализации мультикультурализма: уроки США, Канады и Австралии.

Мультикультурность и этничность: проблемы толерантности и конфликтности в современном мире. Культурная толерантность в поликультурном обществе. Старые культурные элиты и новые культурные посредники в современном мире. Проблемы культурной фрагментации и мультикультурализма. Роль СМИ в современном поликультурном обществе. «Медиатизация» социальных и культурных процессов.

Российская пресса: освещение проблем мультикультурализма.

Тема 11. Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ

Структура и функции органов и учреждений, регулирующих от имени государства деятельность СМИ: их правовой статус и основные функции. Федеральное законодательство о СМИ. Политика государства в области массовой информации. Информационное право. Системы обеспечения информационной безопасности. Воздействие государственной информационной политики на различные области общественной жизни.

Доступ журналистов к информации. Общие проблемы свободы доступа к информации. Доступ к информации и информационный порядок к обществе. Доступ к информации органов государственной власти. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. Государственная тайна и проблемы свободы доступа к информации. Национальная безопасность и открытость правительственной информации в условиях демократии.

Тема 12 . Информационная политика российского государства

на современном этапе

Основы информационной инфраструктуры России. Институализация сферы информационной деятельности, услуг и рынка информационной продукции как особой отрасли национальной экономики.

Особенности процесса информатизации России. Государство как основной источник политики информатизации. Позитивные и негативные аспекты информатизации. Проблемы информационного развития и информационной безопасности.

Сущность, функции, принципы информационной политики. Система органов и учреждений, участвующих в разработке и реализации информационной политики. Цели, задачи и объекты информационной политики. Основное содержание информационной политики. Политика в области массовой информации. Информационное право. Воздействие государственной информационной политики на сферы общественной жизни. Системы обеспечения информационной безопасности.

Тема 13 . Политическая журналистика: привилегия профессионалов

Политик и политический журналист как субъекты профессиональной деятельности. Взаимозависимость производителей новостей, информационных лоббистов, сборщиков новостей. Принцип рациональной выгоды – информация в обмен на публичность. Проблемы современной политической журналистики: границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес, экспертный лоббизм. Противоречия и стратегии развития политической журналистики в посткоммунистической России. Давление рынка и рейтинга. Упрощение сложности. Ловушки свободы прессы в обществе трансформационного типа. Дилеммы ответственности и самоцензуры. Прагматизм независимости.


Раздел 3

Творческий процесс журналиста, специализирующегося
на освещении политических процессов

Тема 14. Журналист в политическом пространстве

Политический журналист: профессия и призвание. Журналист как субъект политического процесса. Политическая культура журналиста. Политическая позиция журналиста. Профессиональная позиция журналиста. Авторитет и влиятельность журналиста. Самопозиционирование и рефлексия политических журналистов. Типы политических журналистов.

Особенности авторских аналитических программ, деятельность колумнистов, главных редакторов и обозревателей. Авторский корпус и типы текстов.

Тема 15. Тематическое пространство политической журналистики

Отражение в СМИ деятельности основных субъектов политического процесса. Формы освещения деятельности политических лидеров. Властные структуры: правительство, верхняя и нижняя палаты парламента; структура судебной власти; руководители государства в зеркале СМИ. Масс-медиа о политических партиях, их парламентских фракциях, политических лидерах. Взаимодействие субъектов политического руководства и управления.

Отношения федерального центра с российскими регионами. Проблема взаимодействия политических структур субъектов Федерации с региональными СМИ.

Место и роль СМИ в формировании и реализации политического курса, во внутриполитических и внешнеполитических конфликтах. Политическая журналистика как фактор регулирования политических конфликтов.

Тема 16. Формирование информационного ресурса

политического журналиста

Сбор политических данных и формирование информационной базы. Методы и методики сбора политических данных. Роль инструментов социальной статистики. Создание баз политических данных и экспертных систем. Виды источников информации (фактов, оценок, мнений) и особенности работы с ними. Методы сбора информации: наблюдение, общение, изучение документов. Средства и способы хранения информации. Описание и систематизация первичных данных о политических событиях и ситуациях. Организация личного архива. Методы развития психологических качеств, необходимых для переработки больших информационных массивов.

Тема 17 . Доступ журналистов к информации

Общие проблемы свободы доступа к информации. Доступ к информации и информационный порядок в обществе. Проблема свободы доступа к информации как индикатор тех процессов, которые происходят в современной России. Свобода доступа журналистов к информации как условие обеспечения права граждан на информацию. Законодательная база доступа к информации: состояние и пути развития. Реализация в России европейских конвенций о доступе к информации.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности и прочие нарушения прав журналистов в области доступа к информации.

Тема 18 . Правовые, организационные, профессиональные аспекты

доступа журналистов к информации

Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа журналистов к информации. Доступ к информации органов государственной власти. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Сведения, не подлежащие засекречиванию. Государственная тайна и проблемы свободы доступа к информации. Национальная безопасность и открытость правительственной информации в условиях демократии. Доступ к информации - условие национальной безопасности. Ограничения на деятельность журналистов в ходе вооруженных конфликтов и при чрезвычайном положении. Понятия служебной и коммерческой тайны. Собственность на информацию. Профессиональная тайна. Право на информацию и право на частную жизнь.

Тема 19. Прикладной политический анализ в творчестве журналиста

Прикладной политический анализ: «наука», «искусство» и «ремесло». Политическая аналитика как профессиональная деятельность. Основные этапы прикладного политического анализа: построение моделей; дескриптивный анализ и мониторинг событий; диагностика; прогнозирование; планирование и конструирование «дизайна» политического курса; программирование и оценка результатов политической деятельности. Типы политического анализа. Анализ политических процессов, институтов, решений, взаимодействий, последствий, результатов и др.

Концептуальные модели политики и основания политического анализа. Понятия политического моделирования и дизайна. Модели политических процессов и структур как база прикладного анализа конкретных ситуаций. Модели «конфликта», «кризиса», «катастрофы», «хаоса», «системы», «рынка», «игры», «поля», «динамики», «входа-выхода», «институтов», «конкуренции», «сотрудничества», «торга», «общественного и коллективного выбора» и пр. Процесс политического моделирования: этапы, способы и инструментарий. Содержательные и формализованные модели в политическом анализе. Особенности проектирования и конструирования политического дизайна.

Тема 20. Политическое прогнозирование: виды и методы

Место политической прогностики в прикладной политологии. Роль системного и структурно-функционального подхода в методологии политического прогнозирования. Типология и особенности различных типов политических прогнозов. Нормативные, поисковые и целевые прогнозы. Долго-, средне- и краткосрочное, оперативное прогнозирование политического процесса. Структура процесса прогнозирования. Факторы, определяющие тип и способы прогнозирования. Эндогенные и экзогенные переменные. Внешняя среда и прогнозный фон в политическом прогнозировании. Прогнозирование основных направлений развития политических ситуаций. Методы политического прогнозирования: сингулярные, математические и комплексные. Экстраполяция и интерполяция в прогнозировании политического развития. Формальная и прогнозная экстраполяция. Прогнозные сценарии развития политических объектов. Основные тенденции развития событий и дальнейшей перегруппировки сил в политической ситуации.

Прогнозирование как условие конструирования дизайна политического курса. Принципы проектирования дизайна в сфере политики.

Тема 21. Журналистский текст как продукт журналистской деятельности

Журналистское произведение в ряду других видов продуктов духовного творчества. Особенности темы и идеи журналистского произведения. Своеобразие смысловой структуры журналистского произведения. Принципы организации журналистского произведения. Методика профессионального анализа журналистского произведения и основные параметры оценки его качества. Выразительные средства журналистики. Создание журналистского текста как особый вид профессиональной деятельности. Цель, предмет, способ коммуникативной деятельности журналиста. Сциентистский (технократический) и гуманитарный подходы к пониманию журналистского текста. Закономерности коммуникативно-текстовой деятельности журналиста. Основные операции и стадии порождения текста.

Тема 22. Жанры политической публицистики

Журналистика новостей и диалогические жанровые формы

Особенности жанров, нацеленных на сообщение, предъявление факта. Драматургия факта и логика фактологического доказательства. Сенсация как психологический феномен. Факт как знак ситуации, как предмет оценки, как аргумент и основание вывода. Особенности жанров справки, заметки, нацеленных на сообщение, информирование. Создание эффекта самоочевидности факта, не нуждающегося в комментариях журналиста.

Комментарийная журналистика: корреспонденция, комментарий, обозрение

Особенности жанров, нацеленных на разъяснение, интерпретацию фактов. Представление ситуации в деталях, подробностях и ее исследование как две равнозначимые задачи. Расширение границ факта за счет предыстории, сопоставлений. Выявление скрытого, сущностного в факте. Рассмотрение и интерпретация фактов как элементов целого, в их связях, взаимовлияниях. Исследование развития событий. Выделение тенденций.

Оценочное суждение как номинация, как предмет анализа, как аргумент и как обобщающий вывод. Личность журналиста и тип комментария. Способы отображения авторской позиции. Язык и стиль комментария. “Колонки комментатора” в центральной, местной и отраслевой газете.

Современные тенденции развития комментарийных жанров.

Аналитическая журналистика: статья, очерк

Особенности жанров, нацеленных на анализ процессов. Широкий масштаб осмысления действительности. Отбор фактического материала. Методы публицистического анализа и синтеза.

Обобщение данных с точки зрения поставленной проблемы. Варианты композиции. Особенности стиля. Роль образных средств, «эмоциональных аргументов».

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М.: Вильямс, 2004 .

2. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой; Отв. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. – М., 1993.

4. Груша А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. Пресса и политический диалог: Учеб. пособие. – М.: Пульс, 2001.

5. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М., 2001.

6. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2004. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

7. Луман Н. Власть / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2001.

8. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг. – М., 1999.

9. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. 2-е изд., испр. – М., 2002.

10. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс-Академия, 1996.

11. Политические коммуникации: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004.

12. Политология журналистики: Учебное пособие для высшей школы / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

13. Политология: Учеб. / Под ред. А.Ю. Мельвиля. – М.: МГИМО(У), 2004.

14. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. – М., 1997.

Дополнительная

1. Американская социологическая мысль: Тексты. Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. - М.: МУБП, 1996.

2. Ачкасов В.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

3. Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. - М., 1987.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995.

5. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.

6. Вебер М. Политика как профессия и призвание. Избранное. - М., 1990.

7. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1997.

8. Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России. - М.,1999.

9. Гомиен Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о Защите прав человека. / Перевод с англ. - Страсбург, Совет Европы, 1994.

10. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. - М.: Юристъ, 1995.

11. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1995.

12. Джейм М. Открытое правление: опыт скандинавских государств и некоторых других стран. // Российский бюллетень по правам человека. - М. 1995, вып.6, с. 78-89.

13. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. - М.: Студия «Викон», 1996.

14. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М.: Восток, 1996.

15. Дзялошинский И.М. Есть ли в России свобода доступа к информации (результаты социологического исследования). // В кн.: Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. - М., 1997.

16. Дзялошинский И.М. Что показали результаты социологического исследования. // В кн.: Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М., 1996.

17. Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии (сравнительный анализ). / Перевод с англ. книги Международной правозащитной организации «Статья 19». - М.: Фонд защиты гласности, 1996.

18. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999.

19. Качанов Ю. Политическая топология структурирования политической действительности. - М.,1995.

20. Колесников А.И. Меня Путин видел! – М.: Эксмо, 2005.

21. Колесников А.И. Я Путина видел! – М.: Эксмо, 2005.

22. Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России. – Ростов-на-Дону, 2003.

23. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004.

24. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти. - М.: 1998.

25. Краснов М.А. Клетка для власти. - М.: ИМПЭ, 1997.

26. Купряшин Г.Л. Введение в политологию. Словарь-справочник. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

27. Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы Президента. - М., 1995.

28. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

29. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. - М.: Норма, 1997.

30. Мангейм К. Человек и общество в век преобразования. - М., 1991.

31. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. - М.: Международные отношения, 1996.

32. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. – М., 1993.

33. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. - М.,1996.

34. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90 годы. Мегатенденции. Год 2000. - М., 1992.

35. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

36. Посттоталитарное общество на рубеже веков: динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций. - М.: РАН. Ин-т социологии. Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

37. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000.

38. Проблемы государственной информационной политики: методическое пособие. /Илларионова Т.С., Горохов В.М., Дмитриев З.А. и др. – М.: Изд-во РАГС, 1997.

39. Региональная пресса и структуры гражданского общества: сотрудничесство во имя развития. - М.,1999.

40. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М.,1999.

41. Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М., 1996.

42. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. - М., 1999.

43. Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. - М., 1997.

44. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. - М., 1993.

45. Средства массовой информации и выборы. Справочное издание. / Под ред. Я. Ланге и Э. Палмера. Европейский институт СМИ, 1995.

46. Токвиль ле.А. Демократия в Америке. - М., 1992.

47. Трудности перехода: демократия в России. – М.: Фонд Карнеги, Ведомости, 2004.

48. Четыре года с Путиным. – М.: Время, 2004.

49. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. - М., 1997.

50. Шевцова Л.Ф. Политический режим Бориса Ельцина. - М.,1999.

Международные документы

1. Всеобщая Декларация прав человека. Любое издание.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Любое издание.

3. Американская конвенция о правах человека. Любое издание.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Любое издание.

5. Декларация о средствах массовой информации и правах человека. Принята Консультативной Ассамблеей Совета Европы 23.01.1970 г. Перевод с англ. опубликован в САП и ПРФ № 15 за 1993 г., ст.1338.

6. Декларация конференции представителей правительств государств-членов Европейского Союза. Маастрихт, 17.02.1992 г. «Декларация о праве доступа к информации». Источник: «Единый европейский акт. Договор о европейском союзе». - М.: Право, 1994, с. 240.

7. Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи». Принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, 23.05.1993 г., СПб. Источник: Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., Бек, 1995, с. 353-357.

8. Таллуарская декларация по поводу установления «нового международного порядка в области информации». Принята руководителями независимых информационных структур из 20 стран мира на международной конференции «Голос свободы» в Таллуаре (Франция) 15-17.05.1981 г. Источник: Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М., 1996, с. 225-229.

9. Иоганнесбургские принципы. «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации». Приняты 1 октября 1995 г. Источник: Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М., 1996, с. 218-229.

10. Федеральный Закон США о свободе информации (The Federal Freedom of Information Act, 20.06.66). Источники: «ЗиП», 1996, № 3, с. 2-5; Марвик К.М. Ваше право на правительственную информацию. - СПб, 1996, с. 184-192.

11. Федеральный Закон США о защите частной жизни человека (The Federal Privacy Act). Источник: Марвик К.М. Ваше право на правительственную информацию, СПб, 1996, с.193-212.

12. Федеральный Закон США об открытости правительства (The Federal Sunshine Act, 13.09.76). Источники: «ЗиП», 1996, № 2, с. 5-8; Марвик К.М. Ваше право на правительственную информацию. - СПб, 1996, с. 213-220.

13. Закон № 77-808 от 19.07.1977 г. «Об опубликовании и распространении некоторых видов опроса общественного мнения». Источник: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. проф. В.А.Туманова. - М.: Прогресс, 1989, с. 152-156.

14. Закон № 78-753 от 17.07.1978 г. «О мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, и об административных, социальных и финансовых положениях» (с учетом изменений, внесенных Законом № 79-987 от 11.07.1979 г.) Источник: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. проф. В.А.Туманова - М.: Прогресс, 1989, с. 363-366.

15. Закон № 88-227 от 11.03.1988 г. «О финансовой гласности политической жизни». Источник: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. проф. В.А.Туманова. - М.: Прогресс, 1989, с. 66-71.

16. Закон о прессе свободного Ганзейского города Гамбурга от 29.01.1965 г. (с учетом изменений от 1980г. и 1985г.), ст.4 «Право на информацию». Источники: Вестник конфедерации журналистских союзов, 1992, № 6, с. 15; «ЗиП», 1996, № 2, с. 3.

17. Закон о прессе земли Северный-Рейн Вестфалия, ст.4 «Право на информацию». Источники: Вестник конфедерации журналистских союзов, 1992, № 6, с. 15; «ЗиП», 1996, № 2, с. 3.

18. Закон о прессе земли Бавария. Источники: Вестник конфедерации журналистских союзов, 1992, № 6, с. 15; «ЗиП», 1996, № 2, с. 3.

19. Швеция. Акт о свободе печати. В редакции, принятой Риксдагом 07.02.1974 г. с последующими изменениями и дополнениями на 1983 г. Источники: Швеция: Конституция и законодательные акты. - М., 1983, с. 66-73; «ЗиП», 1996, № 2, с. 3-4, 15.

Интернет-источники

1. www.president.kremlin.ru.

2. www.gov.ru.

3. www.kreml.org.

4. www.levada.ru.

5. www.carnegie.ru.

6. www.politcom.ru.

7. www.politstudies.ru.

8. www.cikrf.ru.