Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое печатается по решению Методического совета вгипа

 

             

Пособие учебно-методическое печатается по решению Методического совета вгипа

Маркова С.М.

Комплект

методического обеспечения

по учебной дисциплине

«Общая педагогика и основы педагогических технологий»

Волжская государственная инженерно-педагогическая академия

Кафедра «Профессиональная педагогика»

Методический отдел

Маркова С.М.

Комплект

методического обеспечения

по учебной дисциплине

«Общая педагогика и основы педагогических технологий»

(учебно-методическое пособие)

Н. Новгород – 2003

ББК 22.4

М – 25

Учебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета ВГИПА

Маркова С.М. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий». – Н. Новгород, ВГИПА, 2003. - 98 с.

В учебно-методическом пособии представлены методологические и методико-технологические средства, обеспечивающие организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине включает авторскую программу, систему модулей, понятийно-терминологический аппарат, систему учебных ситуаций, критерии качества обучения.

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, аспирантов, студентов, занимающихся научно-педагогической деятельностью.

Научный консультант: д.п.н., профессор Вазина К.Я.

@ Маркова С.М.

@ 2003

Содержание

1. Авторская программа по учебной дисциплине

«Общая педагогика и основы педагогических технологий» 4

1.1. Пояснительная записка 5

1.2. Структурно-логические схемы 8

1.3. Содержание программы 45

1.4. Учебно – тематический план 52

2. Система модулей по дисциплине 54

3. Древа понятий 63

4. Система технологических ситуаций 74

5. Критерии качества обучения 92

Список литературы 96

1. Авторская программа по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий»

1.1. Пояснительная записка

Курс «Общая педагогика и основы педагогических технологий» является основополагающей дисциплиной психолого-педагогического цикла в системе профессиональной подготовки преподавателей экономико-управленческих дисциплин, обучающихся по специальности «Менеджер в образовании».

Содержание и организация обучения будущих педагогов отвечает новым требованиям образовательной политики, которая совершенствуется в следующих направлениях: гуманизация и демократизация образовательного процесса; дифференциация и интеграция; развивающий характер обучения; многоуровневость и непрерывность; личностно – ориентированное образование.

Педагогическое образование имеет целью создать оптимальные условия для сочетания общественных потребностей и профессиональных интересов студентов; развитие педагогических способностей; обеспечить большую гибкость при решении профессиональных ситуаций; повысить самостоятельную познавательную деятельность будущих педагогов.

Задачи курса состоят в том, чтобы обеспечить формирование общей педагогической культуры студентов; понимание педагогических закономерностей развития личности и деятельности; развитие профессиональных способностей, обеспечивающих осуществление управленческо – педагогической деятельности; развитие профессионально значимых и личностных качеств будущего педагога.

В основу формирования содержания курса положены такие принципы, как системно – деятельностный и личностно – ориентированный подходы, принципы гуманизации, интеграции, системности.

По содержанию курс «Общая педагогика и основы педагогических технологий» состоит из девяти органически связанных между собой разделов. В первом разделе «Введение в педагогическое пространство» раскрывается содержание и структура учебной дисциплины, ее роль и значение в общекультурной, профессиональной и педагогической подготовке студентов.

Во втором разделе «Педагог. Педагогическая профессия» дается общая характеристика педагогической профессии; описываются профессиональные требования к личности педагога, раскрывается содержание и структура профессиональной компетентности педагога.

В третьем разделе «Методологические основы педагогики» дается сущность науки педагогики, общая характеристика образования, как социального явления и педагогического процесса.

Четвертый раздел «Развитие личности как цель учебно-воспитательного процесса» раскрывает сущность процесса развития личности, определяет движущие силы развития личности и влияние внешних условий на развитие личности.

В пятом разделе «Теория обучения» раскрываются собственно педагогические основы обучения: сущность, структура, функции и принципы процесса обучения; методы, формы и средства организации процесса обучения, а также модели обучения и их основные характеристики.

Шестой раздел «Теория воспитания» определяет цели, содержание, принципы и методы процесса воспитания; сущность коллектива как объекта и субъекта воспитания.

В седьмом разделе «Педагогические технологии» дается основное понятие педагогической технологии, характеризуются педагогические технологии и педагогические задачи.

Раздел восьмой «Управление образовательными системами» раскрывает сущность понятий образовательной системы и педагогического управления; описывает основные функции управления и деятельности руководителей образовательных учреждений.

В девятом разделе «Актуальные проблемы педагогики» даются несколько актуальных тем, таких как «Педагогические новации», «Педагогика ценностных ориентаций» и др. для более полного изучения данного учебного курса.

Реализация содержания курса «Общая педагогика и основы педагогических технологий» осуществляется по технологии развивающего управления (Вазина К.Я.).

Сущность технологии развивающего управления заключается в создании развивающего пространства для каждого обучающегося. С этой целью организуется система проблемных ситуаций по курсу, в которых определены цели, прогнозируемый результат, точно дозированы действия и средства для них.

Содержанием ситуации является жизнедеятельность обучающихся в технологическом процессе. Основная идея, положенная в организацию технологического процесса, состоит в том, что управление осуществляется в активном взаимодействии педагога и обучающихся.

Технологический процесс состоит из трех развивающих пространств: целевого, поискового, рефлексивного.

Целевое пространство обеспечивает включение человека в систему отношений, актуализирует цели познавательной деятельности.

Поисковое пространство обеспечивает систему отношений человека с другим человеком, овладение средствами, развитие потребностей, способностей, самостоятельное добывание культурных знаний.

Рефлексивное пространство обеспечивает осознание норм отношений, установление ошибок, их причин и путей исправления, устанавливается соответствие целей и результата деятельности, выявляются затруднения, которые становятся целями последующего обучения.

Результатом жизнедеятельности обучающегося в ситуации является развитие познавательной деятельности и предметной (педагогической) способности, которая меняет его позиции, сознание, деятельность.

В данной работе представлено методическое обеспечение по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий».

В ее состав входят:

- программа учебной дисциплины;

- система модулей;

- древа понятий;

- система ситуаций.

1.2. Структурно-логические схемы

Схема 1

Введение в педагогическое

пространство


Педагог и педагогическая

профессия


Методологические основы

педагогики


Развитие личности как цель

учебно-воспитательного

процесса


Теория Теория

обучения воспитания


Педагогические

технологии


Управление образовательными

системами


Актуальные проблемы

педагогики



Схема 2

Основные педагогические категории

ЖИЗНЬ

ВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

САМООБУЧЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

САМОРАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Схема 3

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень обучения

Сфера деятельности

Вид деятельности

V Магистр

социум

человек


природа производство

­ научная

­ управленческая

­ социотехническая

IV Специалист с высшим образованием

социум

человек

производство

­ инженер-педагог

III Бакалавр

социум

человек

производство

­ инженер

­ менеджер

­ педагогический менеджер

­ творческая инженерная деятельность

II Рабочий широкого профиля, рационализатор

производство

человек

машина

­ две и более рабочих профессии

­ творческий уровень профессиональной деятельности

I Рабочий

человек - машина

­ по имеющимся рабочим профессиям

Схема 4

Педагогический процесс


Схема 5

Закономерности и принципы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса

Принципы педагогического процесса

ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧЕЛОВЕКУ

Единство духовного становления субъекта деятельности и общения

Единство врожденного и приобретенного

Единство природного, социального и всего того, что человеком усваивается активно и избирательно

Дифференцированность

Доступность

Наглядность

Интеллектуализация отношений

Правовая защита от окружающей среды

Единство рационального и эмоционального

ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Единство преподавания и учения

Определяющая роль деятельности и общения в развитии человека

Определяющая роль внешней деятельности перед внутренней

Взаимосвязь коллективной деятельности и индивидуальной при определяющей роли коллективной деятельности

Целенаправленность

Системность (целостность)

Непрерывность

Динамичность

Цикличность

ОТНОСЯЩИЕСЯ К СРЕДЕ

Соответствие внешних и внутренних условий и самого педагогического процесса

Целостный педагогический процесс детерминирован социально-экономическими потребностями общества

Педагогический процесс – как культурно-историческая ценность

Единство общей и индивидуальной культуры

Соответствие действий учебного заведения и образа жизни человека

Схема 6

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Схема 7

Педагог

Схема 8

Учащийся – субъект педагогического процесса

Схема 9

модели обучения


Схема 10

педагогическая деятельность

Схема 11

структура педагогической деятельности


Схема 12

цели педагогической деятельности

Схема 13

система целей педагогической деятельности по развитию человека

( по Вазиной К.Я.)


Схема 14

педагогические цели

(по Безруковой В.С.)

Схема 15

критерии учебных целей в когнитивной области

Основные критерии учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

ученик

1

2

1. Знание :

­ запоминание;

­ воспроизведение;

­ припоминание соответствующих сведений.

Термины

Факты

ЗНАЕТ: Методы

Основные понятия

Правила и принципы

2. Понимание :

­ преобразование материала из одной области в другую;

­ «перевод» его с одного языка на другой;

­ интерпретация (объяснение) предположение о дальнейшем ходе.

ПОНИМАЕТ формы, правила

ИНТЕРПРЕТИРУЕТ материалы, схемы

ПРЕОБРАЗУЕТ словесный материал в математическое выражение

ОПИСЫВАЕТ будущее, последствия

3. Припоминание :

­ применение правил;

­ методов;

­ понятий;

­ законов;

­ теорий.

ИСПОЛЬЗУЕТ понятия … в новых ситуациях

ПРИМЕНЯЕТ законы, теории в конкретных ситуациях

ДЕМОНСТРИРУЕТ правильное применение метода …

1

2

4. Анализ:

­ вычленение частей целого;

­ выявление взаимосвязей между ними;

­ осознание принципов организации целого.

выделяет скрытые предложения

видит ошибки и упущения в логике рассуждений

приводит различия, оценивает значимость

5. Синтез:

­ умение комбинировать элементы;

­ чтобы получить целое;

­ обладающее новизной.

Пишет творческие сочинения

предлагает план

использует знания для решения той или иной задачи

6. Оценка:

­ умение оценивать;

­ значение материала через критерии (внутренние, внешние)

оценивает логику построения материла, значимость


Схема 16

критерии учебных целей в аффективной области

Основные критерии учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. ВОСПРИЯТИЕ

Готовность и способность ученика воспринимать та или иные явления окружающего мира

Внимательно слушает высказывания, проявляет восприимчивость к проблемам людей

2. РЕАГИРОВАНИЕ

Активное проявление действия

Выполняет заданную работу, участвует в обсуждении вопросов, проявляет интерес к предмету

3. УСВАИВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Отношение к чему-либо; принятие ценностной ориентации

Проявляет участливое желание

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Принимает на себя ответственность за свои действия


Схема 17

содержание педагогической деятельности

Схема 18

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА

( Безрукова В.С.)

Опыт физического развития

Опыт эстетического отношения к жизни

Опыт трудовой и профессио­нальной деятельности

Опыт познавательной деятельности

Опыт нравственного отношения

Физическое воспитание

Эстетическое воспитание

Трудовое

воспитание

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Основные направления содержания воспитания

Составные части каждого направления воспитания

Знания

Умения

Навыки

Отношения

Творческая деятельность

Структура составных частей содержания воспитания

Понятия

Категории

Принципы

Законы

Факты

Атрибуты

События

Символы

Идеи

Проблемы

Концепции

Гипотезы

Простые приемы деятельности, совмещенные приемы деятельности, приемы контроля, регуляции

Знания, навыки, умения, отношения, обеспечение творческой деятельности

Отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности

Навыки, знания

Общеобразовательное содержание воспитания, профессиональное воспитание

Схема 19

Методы педагогической деятельности

Схема 20

СИСТЕМА методов ю.к. бабанского

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

словесные

наглядные

практические

индуктивные

дедуктивные

репродуктивные проблемно-поисковые

методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога

источники

логика

мышление

управление

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

методы стимулирования и мотивации интереса к знанию

методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы учетного контроля и самоконтроля

методы письменного контроля и самоконтроля

методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля


Схема 21

бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов)

Методы преподавания

Методы учения

информационно-обобщающий

объяснительный

инструктивно-практический

объяснительно-побуждающий

побуждающий

исполнительный

репродуктивный

продуктивно-практический

частично-поисковый

поисковый

Система методов по источникам знаний

практические

наглядные

словесные

опыты

упражнения

учебно-производительный труд

иллюстрация

демонстрация

наблюдения

объяснение

разъяснение

рассказ

беседа

инструктаж

лекция

дискуссия

диспут

Схема 22

классификация методов на основе взаимопонимания педагога и обучающихся (модульного обучения)

Информационные методы

Беседа, бригадное обучение, демонстрация, консультирование, лекция, рассказ, экзамен, экспертиза

Операционные методы

Алгоритм, видеоконфронтация, «делай так, как я», лабораторные упражнения, самокритика

Поисковые методы

Анализ конкретных ситуаций, беседа по Сократу, группа шума, деловая игра, деловая корзина, дискуссия, обсуждение вполголоса, форум, «думай и слушай», инновационная игра, лабиринт действий, метод апперцепции – интеракции, мозговая атака, панельная дискуссия, программа саморазвития, прогрессивный семинар, проектирование, реакция аудитории, студия Т-группа, тренировка в человеческих отношениях, функоцелевое упражнение, учение, основанное на деятельности.

Методы самостоятельного учения

Слушание, чтение, учение по тексту

Схема 23

средства педагогической деятельности

Схема 24

средства саморазвития человека

Схема 25

рефлексия

Схема 26

формы организации педагогического процесса


Схема 27

воспитательные системы

Схема 28

сущность воспитательных систем

Схема 29

изменение целей воспитания

Схема 30

многообразие целей воспитания

Схема 31

система воспитательных отношений

Схема 32

противоречия в системе воспитательных отношений

Виды отношений

Основные понятия, определяющие вид отношений

Противоречия, существующие в системе отношений

Экономические отношения

деятельность,

профессиональная компетентность

Пассивная деятельность, недостаточная компетентность

Правовые и политические отношения

права и обязанности;

власть;

дисциплина

Несоответствие прав и обязанностей; несоответствие правил поведения и действий

Этические отношения

сознание,

чувства,

поведение

Несоответствие общечеловеческих ценностей и личных потребностей; несоответствие убеждений и поведения

Эстетические отношения

красота,

гармония

Прекрасное - безобразное;

Недостаточное развитие чувствительности

Научные отношения

истина,

мировоззрение

Между истиной и ложью; между научным и обыденным мировоззрением

Религиозные отношения

вера

Вера – неверие

Схема 33

коллектив – механизм функционирования воспитательной системы

Схема 34

личность и коллектив

личность и коллектив



Схема 35

организация воспитательной системы


Схема 36

воспитательное дело



1.3. Содержание программы

Раздел 1. Введение в педагогическое пространство

1.1. Создание педагогического пространства. Содержание и структура учебной дисциплины «Общая педагогика и основы педагогических технологий». Роль и значение учебной дисциплины в общекультурной, профессиональной и педагогической подготовке студентов.

Раздел 2. Педагог. Педагогическая профессия

2.1. Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и развитие педагогической профессии. Возрастание социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. Социально и профессионально обусловленные функции педагога. Основные виды педагогической деятельности. Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа учителя.

2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально – педагогическая направленность личности педагога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.

45

2.3. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога – психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.

2.4. Профессиональная подготовка педагогических кадров. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.

Раздел 3. Методологические основы педагогики

3.1. Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками и ее структура. Новые отрасли педагогики (сравнительная, социальная)

3.2. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование. Сущность, структура и функции многоуровневого образования.

46

3.3. Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно – научный и технологический уровни. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

Раздел 4. Развитие личности как цель учебно-воспитательного процесса

4.1. Процесс развития личности. Понятие «процесса развития». Сущность понятий «личность» и «индивидуальность». Развитие человека: преобразование физических, психических и духовных характеристик личности. Свойства личности. Воспитание и социализация личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Классификация потребностей, характеристика их видов. Движущие силы развития личности. Связь природных условий и форм человеческого развития.

4.2. Наследственность и развитие. Понятие «наследственности». Врожденные и унаследованные предрасположения. Носители наследственности – гены. Наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

4.3. Влияние среды на развитие личности. Понятие среды. Влияние внешних условий на развитие личности (географические, социальные, школьные, семейные и др.). Понятие факторов развития. Деятельность как фактор развития. Активность человека как необходимое условие развития его способностей.

Раздел 5. Теория обучения

5.1. Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.

47

5.2. Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как творчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Анализ современных дидактических концепций.

5.3. Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности процесса обучения.

5.4. Содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

5.5. Методы, формы и средства обучения. Понятия методов обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно – урочной системы обучения. Средства обучения. Классификация средств обучения.

5.6. Самостоятельная работа как составная часть процесса обучения. Понятие самостоятельной работы. Цели, функции и виды самостоятельной работы. Самостоятельная работа в учебной и внеучебной деятельности.

5.7. Модели обучения. Понятие модели обучения. Модели обучения: сообщающее, проблемное, программированное. Основные характеристики моделей обучения. Авторские модели обучения, созданные на современном этапе: развивающее и личностно-ориентированное обучение.

5.8. Система образовательных учреждений. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

Раздел 6. Теория воспитания

48

6.1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально – педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания. Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др. Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательные процессы». Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.

6.2. Основные принципы и методы воспитания. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания, их историко-педагогический анализ (принципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественноценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью и др.). Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания. Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания. Воспитательные системы и концепции воспитания. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем. Основные педагогические идеи учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.). Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкого, М.Л. Щетинина и др.

6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Стили педагогического управления детским коллективом.

6.4. Воспитание культуры межнационального общения. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма, интернациолизма, веротерпимости и толерантности.

Раздел 7 . Педагогические технологии

7.1. Понятие педагогических технологий. «Педагогическая технология» как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий.

49

7.2. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Прогнозирование, проектирование и процесс решения педагогических задач.

7.3. Технологии управления образовательным процессом. Технологии прогнозирования, проектирования и осуществления образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекция образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса.

Раздел 8. Управление образовательными системами

8.1. Образовательные системы. Сущность понятия «образовательная система». Типология образовательных систем. Школа как педагогическая система.

8.2. Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента. Функции педагогического управления. Управление как особая деятельность, вытекающая из разделения труда, его специализация и кооперация. Сущность понятия «управление» в кибернетике и в применении к социальным системам. Сущность понятия «педагогическое управление». Цели и содержание педагогического управления. Понятие «педагогический менеджмент». Управленческая деятельность, ее виды. Функции педагогического управления. Государственно – общественная система управления образованием. Службы управления образованием. Школа как объект управления.

8.3. Аналитическая деятельность руководителей школы. Аналитическая деятельность как функция управления. Роль и значение педагогического анализа в повышении эффективности внутришкольного контроля. Принципы и методы педагогического анализа. Виды педагогического анализа.

8.4. Планирование как функция управления школой. Характеристика планирования как функция управления. Прогнозирование развития школы. Принципы планирования. Программно – целевой метод как новый подход в планировании работы школы.

50

8.5. Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования. Сущность и цель организации в управленческой деятельности руководителя. Службы управления образованием. Координационная деятельность руководителей школы. Специфика и роль данной функции в целостном управленческом цикле. Управленческая культура руководителей. Принципы и методы организационной деятельности руководителей школы. Содержание и формы организационно – педагогической деятельности руководителя. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

8.6. Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении. Сущность понятий «регулирование» и «коррекция». Их роль и место в управленческом цикле. Регулирование как функция управления образовательным процессом. Принципы, методы и формы регулирования образовательного процесса.

8.7. Внутришкольный контроль. Контроль как функция управления. Роль и место данной функции в управленческом цикле. Принципы внутришкольного контроля и требования, вытекающие из них. Нацеленность внутришкольного контроля на изучение конечных результатов работы школы. Содержание, виды, формы, методы, этапы внутришкольного контроля. Оптимальность сочетания государственного, общественно – государственного контроля и самоконтроля на всех уровнях управления.

8.8. Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности. Актуальность задач, повышение научного уровня управления школой. Управленческая деятельность как деятельность, имеющая исследовательскую основу. Осуществление исследовательского подхода в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Основные направления исследований в управленческой деятельности руководителей школы на современном этапе.

Раздел 9. Актуальные проблемы педагогики

9.1. Педагогические инновации.

9.2. Педагогика ценностных ориентаций и др.

51


1.4. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1. Введение в педагогическое пространство.

1.1. Создание педагогического пространства.

2. Педагог. Педагогическая профессия.

2.1. Общая характеристика педагогической профессии.

2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога.

2.3. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога.

2.4. Профессиональная подготовка педагогических кадров.

3. Методологические основы педагогики.

3.1. Педагогика в системе наук о человеке.

3.2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

3.3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

4. Развитие личности как цель учебно-воспитательного

процесса.

4.1. Процесс развития личности.

4.2. Наследственность и развитие.

4.3. Влияние среды на развитие личности.

5. Теория обучения.

5.1. Образовательный процесс.

5.2. Сущность, структура и функции процесса обучения.

5.3. Закономерности и принципы обучения.

5.4. Содержание образования.

5.5. Методы, формы и средства обучения.

5.6. Самостоятельная работа как составная часть процесса обучения.

5.7. Модели обучения.

5.8. Система образовательных учреждений.

6. Теория воспитания.

6.1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

6.2. Основные принципы и методы воспитания.

6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания.

6.4. Воспитание культуры межнационального общения.

7. Педагогические технологии.

7.1. Понятие педагогических технологий.

7.2. Педагогические технологии и педагогические задачи.

7.3. Технология управления образовательным процессом.

8. Управление образовательными системами.

8.1. Образовательные системы.

8.2. Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента. Функции педагогического управления.

8.3. Аналитическая деятельность руководителей школы.

8.4. Планирование как функция управления школой.

8.5. Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования.

8.6. Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении.

8.7. Внутришкольный контроль.

8.8. Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности.

9. Актуальные проблемы педагогики.

2

14

14

10

14

12

10

52


10

6

ИТОГО:

92

53


2. Система модулей по учебной дисциплине

54


МОДУЛЬ 1

Введение в педагогическое пространство

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание роли учебной дисциплины «Общая педагогика и основы педагогических технологий» в обще-профессиональной подготовке будущих педагогов.

1. Введение в педагогическое пространство.

2. Структура учебной дисциплины «Общая педагогика и основы педагогических технологий».

3. Содержание учебной дисциплины «Общая педагогика и основы педагогических технологий».

4. Роль и значение учебной дисциплины в общекультурной и профессиональной подготовке специалистов.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

55


МОДУЛЬ 2

Педагог. Педагогическая профессия

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание сущности педагогической профессии.

1. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

3. Общая и профессиональная культура педагога.

4. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога.

5. Профессиональная подготовка педагогических кадров.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

56


МОДУЛЬ 3

Методологические основы педагогики

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание роли и места педагогики в общей системе наук.

1. Педагогика в системе наук о человеке.

2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

3. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

57


МОДУЛЬ 4

Развитие личности как цель учебно – воспитательного процесса

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание развития личности в учебно – воспитательном процессе.

1. Процесс развития личности.

2. Наследственность и развитие личности.

3. Влияние среды на развитие личности.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

58


МОДУЛЬ 5

Теория обучения

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание сущности процесса обучения.

1. Образовательный процесс.

2. Сущность, структура и функции процесса обучения.

3. Закономерности и принципы обучения.

4. Содержание образования.

5. Методы, формы и средства обучения.

6. Самостоятельная работа как составная часть процесса обучения.

7. Модели обучения.

8. Система образовательных учреждений.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

59


МОДУЛЬ 6

Теория воспитания

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание сущности воспитания, роль и место воспитания в структуре образовательного процесса.

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

2. Основные принципы и методы воспитания.

3. Коллектив как объект и субъект воспитания.

4. Воспитание культуры межнационального общения.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

60


МОДУЛЬ 7

Педагогические технологии

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание сущности педагогических технологий.

1. Понятие педагогических технологий.

2. Педагогические технологии и педагогические задачи.

3. Технологии управления образовательным процессом.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

61


МОДУЛЬ 8

Управление образовательными системами

Цели

Содержание

Методическое обеспечение

Понимание сущности образовательных систем и педагогического управления.

1. Образовательные системы.

2. Сущность педагогического управления.

3. Понятие педагогического менеджмента.

4. Функции педагогического управления.

5. Аналитическая деятельность руководителей школы.

6. Планирование как функция управления школой.

7. Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования.

8. Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении.

9. Внутришкольный контроль.

10. Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности.

Технология коллективно – индивидуальной мыследеятель-ности;

Модуль;

ключевые слова;

схемы;

таблицы.

62


3. Древа понятий

63



РАЗВИТИЕ


процесс закономерного переход от старого степень сознательности, необратимость, возникновение нового

изменения, переход качественного просвещенности, направленность, качественного

из одного состояния состояния к новому, культурности закономерное изменение состояния

в другое от простого к сложному, материи и сознания, их объективного

от низшего к высшему универсальное свойство состава и структуры

последовательная смена

явлений, состояний в

развитии чего-нибудь

ход, развитие какого-либо

явления

совокупность последовательности

действия для достижения

какого-либо явления


СОЗНАНИЕ


человеческая способность осознанное бытие как высшая форма человеческая способность к

идеального воспроизведения субъективный образ психологического воспроизведению

действительности в мышлении объективного мира; отражения действительности в мышлении

как свидетельство

высокоорганизованной

материи; как идеальное в

противоположность способ внутренняя

материальному и в единстве с ним существования организация

содержания содержания


действие ,

система действий,

применяемые для

чего-либо

проявление энергии, деятельности

сила, деятельность

результат проявления чего-либо

поступки, поведение


КУЛЬТУРА


умственное и исторически совокупность сфера высокий высокое предметные человеческие

нравственное определенный производственных духовной уровень развитие, результаты силы и

образование уровень развития общественных жизни чего-либо умение деятельности способности,

общества, творческих и людей людей реализуемые

сил и способностей духовных в деятельности

человека, выраженный достижений знаниях, умениях,

в типах и формах людей навыках

организации

жизнедеятельности

людей


ОБРАЗОВАНИЕ


процесс усвоения результат получения опыт творческой совокупность знаний , необходимое условие

систематизированных систематизированных деятельности, полученных в результате подготовки человека к

знаний, умений и знаний, умений и эмоциональностного обучения жизни и труду

навыков навыков отношения к миру

результат процесса

познания действительности обстоятельство, от

то, что получено качество личности, группы, которого что-нибудь

в завершении сформированное в процессе их адекватное зависит

какой-либо деятельности, обучения и воспитания, отображение

деятельности обобщающее знания, навыки, в сознании требование,

умения и привычки человека понятий, предъявляемое

итог суждений, теорий одной из сторон

отражение в сознании людей

показатель законов объективного мира и результат познания, правила,

мастерства общественной практики, проверенный установленные в

полученное в результате их общественно-исторической какой-либо области

активно практического познания практикой и жизни и

удостоверенный деятельности

совокупность знаний и практически логикой

усвоенных навыков, умений

совокупность сведений в

какой-либо области


ПЕДАГОГ


субъект педагогического процесса специалист , обеспечивающий организационно -


управленческую деятельность по развитию обучающихся


Носитель предметно-практической работник в владеющий человек, основательно

деятельности и познания какой-нибудь определенной знающий какое-либо

определенной специальностью дело

источник активности,

направленный на объект

познающий и действующий человек,

существо, противостоящее внешнему

миру как объекту познания


то,что противостоит субъекту в

его предметно-практической и

познавательной деятельности


ВОСПИТАНИЕ


целенаправленный и планомерный процесс формирования интеллекта , навыки поведения , привитые

вид формирования личности и физических и духовных сил личности; семьей, школой, средой,

коллектива подготовка личности к жизни, проявляющиеся в общественной

активному участию в трудовой жизни

личность деятельности

человек как устойчивая система интеллект образ жизни и действий

субъект социально значимых

отношений черт, характеризующих психологическое понятие

и сознательной индивида как члена дух

деятельности общества способность мышления,

рационального познания

коллектив внутренняя сознание, начало,

мыслительная способность , моральная мышление определяющее

ячейка общества, в которой сочетаются умственное начало у человека сила психические поведение,

общественные, групповые и способности действия

индивидуальные интересы понимание,

ум, активность

социальная группа, объединяющих рассудок

людей, занятых решением конкретной всеобщее свойство материи, интенсивность связанное с движением, направленности

общественной задачей как способом бытия материи на определенную

и взаимодействием деятельность,

материальных объектов действия

ПЕДАГОГИКА


наука о воспитании, наука, раскрывающая воспитательные приемы, сущность , цели , задачи

обучении и образовании закономерности воздействие и закономерности

человека формирования личности воспитания, его роль в жизни

в процессе образования и развитии личности

сущность цель задача

внутреннее самое главное предмет то, что надо то, что требует проблема,

содержание и существенное стремления осуществить исполнения требующая

предмета в чем-нибудь исследования

и разрешения


ОБУЧАЮЩИЙСЯ


субъект педагогического процесса человек, занимающийся активной

познавательной деятельностью по

усвоению социального опыта

под руководством педагога

познание

процесс отражения приобретение знаний, взаимодействие субъекта совокупность

и воспроизведения постижение закономерностей и объекта, результатом знаний в

действительности в объективного мира которого является новое какой-либо

мышлении знание о мире области

деятельность


специфический способ целесообразное изменение условие существования единство

отношения человека к и преобразование мира общества чувственно-практического

миру и теоретического


ОБУЧЕНИЕ