Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Задачи учителя в формировании характера на основе темперамента. 9

 

             

Задачи учителя в формировании характера на основе темперамента. 9

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ? 4

ТЕМПЕРАМЕНТ-ПРЕДПОСЫЛКА
ДЛЯ БУДУЩЕГО ХАРАКТЕРА. 7

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА

НА ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. 9

ТЕМПЕРАМЕНТ В САМОВОСПИТАНИИ ВЗРОСЛОГО. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

ЛИТЕРАТУРА. 19


ВВЕДЕНИЕ

"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер",

"личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.


ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ

Общее понятие о темпераменте

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные

И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

ТЕМПЕРАМЕНТ-ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ БУДУЩЕГО ХАРАКТЕРА.

Взгляните на сангвиника; понаблюдайте, сколь примечательный взгляд оказывается уже у сангвинического ребенка, который быстро к чему-либо прилипает, но столь же быстро снова отворачивается; это ­ веселый взгляд; внутренняя радость светится во взгляде, в котором выражается то, что приходит из глубины человеческой природы, из астрального тела, которое у сангвиника преобладает. Оно в своей, самой по себе подвижной жизни ­ будет работать в конечностях. Оно будет также делать внешний облик человека настолько подвижным, насколько это возможно. Да, всю внешнюю физиономию, постоянный облик, так же, как и жесты, мы можем распознать как выражение подвижного, бегущего и струящегося астрального тела. Астральное тело имеет склонность образовывать, формировать. Внутреннее выступает наружу; поэтому сангвинический человек худощав и гибок. Даже в худощавом облике, в строении костей мы видим внутреннюю подвижность астрального тела во всем человеке. Она выражается, например, в сухощавых мышцах. Это видно также и в том, что человек переживает внешне. И даже неясновидящий может уже со спины понять, сангвиник этот человек или холерик. Для этого не требуется быть духоиспытателем. Глядя на идущего холерика, можно наблюдать, что он каждую ногу ставит так, как если бы при каждом шаге хотел не только коснуться земли, но чтобы нога еще немного вошла в землю. У сангвиника ­ наоборот, скачущая и прыгающая походка. В скачущей, танцующей походке сангвинического ребенка вы видите выражение подвижного астрального тела. Сангвинический темперамент особенно сильно выступает в детском возрасте. Видите, как здесь обнаруживается образность. Во внешнем облике имеются также и более тонкие признаки. Если у холерика мы видим остро вырезанные черты лица, то у сангвиника черты лица подвижны, выразительны, изменчивы. У сангвинического ребенка перед нами выступает также известная внутренняя возможность менять свою физиономию. Вплоть до цвета глаз мы можем установить выражение сангвинического человека. Внутренность Я-природы, замкнутая внутренность холерика выступает нам навстречу в его черных глазах. Посмотрите на сангвиника, у которого Я­природа укоренилась не столь глубоко, у которого астральное тело изливает всю свою подвижность, здесь господствуют голубые глаза. Они интимно связаны, эти голубые глаза, с внутренним светом человека, который невидим, со светом астрального тела.

Но пойдем дальше. Опять-таки мы видим, что флегматический темперамент ­ также проявляется во внешних формах. При нем ведь преобладает деятельность эфирного или жизненного тела, имеющего свое физическое выражение в системе желез и свое душевное выражение ­ во внутреннем комфорте, равновесии. Если у такого человека в его внутреннем не только нормальным образом все в порядке, но и сверх нормальности особо действенны эти внутренние образующие силы комфорта, то их продукты распределяются в человеческом теле; оно становится полным, дородным, оно раздается. В наполнении тела, в выработке жировых отложений, заключено то, что особенно вырабатывают внутренние образующие силы эфирного тела. Во всем этом нам навстречу выступает внутренний комфорт флегматика. И кто не распознает также в этом недостаточном взаимодействии внутреннего с внешним причину волочащейся, разболтанной походки флегматика, чьи шаги зачастую не слишком гармонируют с неровностями почвы? Он ведет себя, так сказать, неаккуратно, не соотносит себя с вещами. То, что он мало способен к овладению формами своего внутреннего, вы можете увидеть во всем человеке. Флегматический темперамент выступает перед нами в неподвижной, безучастной физиономии, вплоть до своеобразного туманного, бесцветного взгляда; в то время, как взгляд холерика огненный и искрящийся, у флегматика мы узнаем выражение лишь направленного вовнутрь комфорта эфирного тела.

Меланхолик ­ человек, который не может полностью прийти к господству над физическим инструментом, которому физический инструмент оказывает сопротивление, который не справляется с пользованием этим инструментом. Всмотритесь в меланхолика, как он зачастую свешивает голову, не в силах держать затылок прямо; склоненная голова свидетельствует о том, что внутренние силы, которые должны поднимать голову вверх, не могут свободно развернуться. Глаза опущены, взгляд мрачен. Это ­ не черный блеск глаз холерика. Мы видим по этому своеобразному взгляду, что физический инструмент создает трудности его обладателю. Походка ­ хотя и размеренная, твердая, но это не походка холерика, не его твердая поступь, это ­ некоторая известного рода волочащаяся твердость.

При воспитании надо принимать во внимание темпераменты очень точно; особенно это важно у детей ­ быть в состоянии вести и направлять развивающийся темперамент. Но также и позднее, при самовоспитании, это все еще важно для человека. Для того, кто хочет сам себя воспитывать, очень ценно, если он обратит внимание на то, что выражается в его темпераменте.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Чтобы направлять темпераменты, следует учесть основное положение: всегда надо считаться с тем, что здесь есть, а не с тем, чего нет.

Если мы хотим правильно вести себя по отношению к этому ребенку, мы должны обратить внимание на следующее. Действительный практик, прежде всего обнаружит, что даже если ребенок увлекается то одним, то другим, все же, как правило, найдется нечто такое, чем этот ребенок интересуется, что у каждого сангвинического ребенка есть один интерес, один действительный интерес. Ведь он вообще может легко загореться интересом к тому или иному предмету, но может его также и быстро потерять. Но существует один интерес, который может быть постоянным также и у сангвинического ребенка. Практика это подтверждает; только это надо найти. И то, что мы находим особенно его интересующим ­ надо принять во внимание. То, что для ребенка все же является чем-то таким, мимо чего он не может легкомысленно проскочить ­ надо попытаться продемонстрировать ему как особый факт, чтобы его темперамент не расстилался над ним равнодушно; то, что является его страстью, любимым занятием ­ надо пытаться представить ему в особом свете; он должен учиться применять свой сангвинизм.

И если в нем вспыхивает интерес, любовь к конкретному лицу, то благодаря этой любви происходит прямо-таки чудо. Это может лечить односторонний темперамент ребенка. Сангвиническое дитя нуждается в любви к определенной личности больше, чем любой другой темперамент.

Но у холерического ребенка также имеется окольный путь, на котором всегда можно руководить его развитием. Здесь то, что уверенно ведет воспитание, означает следующее: почтение и уважение авторитета. Надо быть именно уважаемым холерическим ребенком, почитаемым в высшем смысле слова. Здесь речь идет не о привязанности в силу личных качеств воспитателя, как в случае сангвинического ребенка, но речь идет о том, что холерический ребенок всегда должен верить, что воспитатель понимает дело.

Если любовь ­ ключевое слово в случае сангвинического ребенка, то почтение и уважение ценности личности ­ ключевое слово в случае ребенка холерического.

Необходимо, чтобы холерический ребенок познакомился с тем, что во внешней жизни ему могут быть уготованы трудности. Необходимо, чтобы холерическому ребенку, если ему грозит вырождение в односторонность, привносили бы в воспитание именно то, что тяжело преодолимо, чтобы он обращал внимание на трудности жизни, благодаря тому, что мы предоставляем ему тяжело преодолимые вещи. Его особенно должны направлять на путь такие предметы, которые оказывают ему сопротивление.

И, совсем тяжело обходиться с меланхолическим ребенком. Что мы можем тут поделать, ощущая тревогу перед угрожающей односторонностью меланхолического темперамента ребенка, если в этом случае мы не можем привить ребенку то, чего у него нет? Мы должны считаться с тем, что он обладает в себе силой, именно ­ зависать на препятствиях, застревать на сопротивлении. Если мы хотим направить это своеобразие его темперамента на верный путь, мы должны эту силу отвлечь от внутреннего на внешнее.

Здесь имеется следующее: прежде всего мы должны показать меланхолическому ребенку, как человек вообще может страдать. Мы позволяем пережить ему, именно во внешней жизни ­ правомерную боль, правомерное страдание, чтобы он познакомился с тем, что есть обстоятельства, в которых можно пережить боль. Самый счастливый меланхолик тот, который подрастает рядом с человеком, который сам вследствие тяжелых переживаний много чего может рассказать; здесь душа действует на душу самым счастливым образом.

Здесь также полезно, если мы этому ребенку ­ это может звучать несколько странно ­ устроим действительные препятствия, трудности, чтобы он мог, благодаря известным обстоятельствам, переживать правомерное страдание и правомерную боль. Лучшим воспитанием для такого ребенка будет такое, при котором внутреннее ощущение страдания, ощущение уныния ­ отвлекается внешними препятствиями и трудностями. Тогда ребенок, душа ребенка встанет постепенно на другой путь.

Для флегматического ребенка необходимо, чтобы он имел много общения с другими детьми. Если для других детей это хорошо ­ иметь друзей, то для флегматика ­ это особенно важно. Он должен иметь друзей с самыми разнообразными интересами. У флегматического ребенка нет ничего такого, в чем он мог бы быть убежден. Предметами и событиями он вообще заинтересуется нелегко. Поэтому такого ребенка надо побуждать к общению с детьми одного возраста. Он может воспитываться через сопереживание интересов, а именно ­ как можно большего числа интересов других личностей. Если он ведет себя равнодушно по отношению к тому, что есть в его окружении, то его интересы можно воспламенить воздействием на него интересов друзей.

Сангвиник должен быть в состоянии развивать любовь и привязанность к определенной личности.

Холерик должен уметь развивать уважение и почитание результативности личности.

Меланхолику следует уметь развивать сочувствующее другой судьбе сердце.

Флегматик должен развивать живое участие в содействии интересам других.

Загадкой является не только человек вообще, но и каждый отдельный человек, который встречается нам в жизни, каждая новая индивидуальность задает нам новую загадку, в которую мы, конечно, не сможем проникнуть, размышляя об этом нашим рассудком. Мы должны идти к индивидуальности.

Шаблоны распознать легко. Стремиться овладеть жизнью по шаблонам ­ легко, но с ней нельзя обращаться как с шаблоном.

ТЕМПЕРАМЕНТ В САМОВОСПИТАНИИ ВЗРОСЛОГО.

В связи с проблемами темперамента нас часто спрашивают,может ли взрослый работать над своим темпераментом. На этот вопрос следует однозначно ответить "да" — хотя таких органических изменений, как у подрастающего ребенка, уже не достигнуть. Как ни угнетает нас то, что "себя не переделаешь", что всем нам присуща определенная односторонность, — мы все же с радостью обнаруживаем, что над этой мнимой односторонностью можно работать и добиться определенных изменений. Холерик, который после вспышки гнева просит прощения, может сказать: "Ты ведь знаешь, я этого не хотел, но так получилось. Я просто не сумел сдержаться". Флегматик вполне осознанно может заметить: "Да­вай-ка потихоньку — у меня быстро не выходит". Оба примера по­казывают, что человек, осознав односторонность своего существа, на­чинает над собой работать. Самовоспитание не в том, чтобы истре­бить холерические свойства или флегму либо сознательно их по­давить. Цель, скорее, в том, чтобы научиться направлять эти свой­ства темперамента в позитивное русло.

Рудольф Штайнер во многих своих лекциях давал советы касательно такого самовоспитания. Приведем здесь некоторые из них.

Холерик, страдающий от неконтролируемых приступов "буйства", может предпринять следующее. При выполнении каких-нибудь мелких обязанностей ему нужно собрать всю свою силу, полностью ее осознать. Так, например, он может с полным напряжением сил ежедневно распиливать кусок дерева или одной рукой нести к столу полный поднос. Оттого что он после каждой вспышки бешенства будет злиться на свою несдержанность и давать себе слово в следующий раз не впадать в такой гнев, толку чуть, а вот если он приучит себя сосредоточенно, с напряжени­ем всех сил выполнять мелкие дела, польза будет очень и очень большая.

Если же человек замечает, что в нем слишком мало холерического. Он слишком легко приспосабливается к обстановке, затрудняется высказывать свое мнение и только критикует, когда ничего уже не изменить, то он может воспользоваться следующим упражнением: развивать инициативу, взяв себе за правило ежеднев­но выполнять какое-нибудь дело, к которому его ничто извне не принуждает. Дело может быть совсем простое, например, в определенное время открыть в квартире все окна, а потом снова их закрыть. Можно каждое утро вставать на 15—30 минут раньше и заниматься чем-нибудь в собственное удовольствие. Главное здесь, чтобы воля действовала не по внешнему принуждению и не под давлением обстоятельств, а исключительно на основе собственного решения. Если в продолжение длительного времени регулярно или несколько раз в день проделывать такие упражнения, то вскоре настойчивость и уверенность явно возрастают.

Сангвиник может упражняться в сосредоточенности, занимаясь совершенно неинтересными делами, педантично доводя их конца и только затем переходя к другому делу. Таким образом, он осознаёт свою склонность к поверхностности и необязательности и учится владеть собой и выполняемым делом. Тот, кто считает, что сангвинический темперамент выражен в нем слишком слабо (это обычно характерно для меланхоликов), может попытаться воспитать в себе открытость и веселость, сознательно стараясь развить интерес ко всему, что ему встречается. Для многих людей это совсем не просто и действительно требует волевого напряжения. Если они намерены делать такое упражнение, то должны обязательно отыскать в данной ситуации интересный для них аспект. Поначалу это будет трудно, тогда можно, беседуя с другими людьми, спрашивать: "Почему тебе это нравится? С каких пор ты этим занимаешься?" Люди, которые прежде казались скучными и незначительными, могут оказаться весьма интересными, если обращаться к ним с такими вопросами. Вопросы всегда побуждают открыться, это — поиски понимания. Таким образом, можно шаг за шагом упражнять способность меланхолика находить для каждого нужное слово, в итоге человек сам удивляется, сколько всего он без внимания и какой богатой и многоцветной становится жизнь благодаря таким упражнениям.

Тому, кто хочет поработать над своим флегматическим темпераментом, можно порекомендовать каждый день заниматься чем-нибудь особенно скучным, неинтересным. Можно, например, сложа руки и, вместо того чтобы смотреть в окно на улице где что-то происходит, смотреть в комнату, где не происходит вообще ничего. Скука, которая очень скоро охватывает человека, отчетливо показывает ему, как много он упускает в жизни вообще из-за своей инертности. Далее, для флегматика очень полезно поработать над любовью к правде, ведь в силу лености и склонности к комфорту и покою ему куда легче солгать — только бы его никто не трогал. Важно для него также каждый вечер перебирать в памяти события истекшего дня. Причем укладываться, скажем, в пять минут, а не упиваться подолгу воспоминаниями о приятных событиях, забывая о неприятных.

Тот же, кто считает, что в нем слишком мало флегмы, может для развития выдержки и терпения заняться вот чем: возвести в ранг идеала верность и любовь к детали. Рудольф Штайнер некогда назвал это качество "благоговением перед мелочами". Оставаться верным себе в мелочах и превратить инертность (главную черту флегматика) в душевное упорство, в позитивную силу, на которую опираются все другие способности.

Меланхолику полезно наглядно продемонстрировать себе об­стоятельства, которые в природе и у других людей ведут к тому, что нечто погибает или не может развиться. Отождествление с болью и страданием других создает возможность с толком применить меланхолические свойства, т.е. направить их не только на себя. Проделывая систематически это упражнение, человек скоро заметит, как жалость к себе, бесконечные раздумья о собственных неудачах сменяются участливым стремлением помочь другим людям.

Это упражнение полезно и тому, кто плохо способен к глубокомыслию и меланхолии и хотел бы стимулировать в себе эти свойства характера. Лучший способ здесь — отождествление себя с проблемами и нуждами других людей, т.е. необходимо принимать эти проблемы и нужды близко к сердцу и пытаться работать над ними так, как если бы они были его собственными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс изучения и практического применения учения о темпераментах находится в стадии разработки, так же как и многие другие плодотворные идеи и импульсы, берущие свои начало из антропософской духовной науки. Вместе с тем, знакомство с учением о темпераментах открывает новые горизонты для воспитания, хотя полного усвоения и разработки всех возможностей учения пока ещё не произошло. Первые поколения учителей Вальдорфских школ прекрасно знают о том, что их работа пока находится в самом начале долгого пути. Но наработки, сделанные учителями школ, убеждают в огромных ещё нераскрытых возможностях и успешности применяемых методов. Многие острые проблемы современной школы в области воспитания и образования могут быть разрешены с помощью освобождающих творческие силы импульсов, которые исходят из данных методов.

ЛИТЕРАТУРА.

1 . Виркунен К. Личность и типичное в человеческой природе.

(пер.с финского А. Ойттинген),доклад на педагогическом семинаре,г. С- Петербург,1996.

2. Глёклер М.Ребёнок. Москва, Энигма , 1996.

3.Гейдебранд К. О душевной сущности ребёнка. Минск, 1991.

4.Штайнер Р.Общее учение о человеке как основа педагогики. Москва 1995.

5.Штайнер Р.Тайна человеческих темпераментов. (пер.с нем. И.Добровольского), из ПСС, т. 57.