Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Содержание

 

             

Содержание

ДИСЦИПЛИНА «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2

2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра философии, истории и социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.А.Кольцова

«____» _____________2010 г.

ДАНИЛОВА Н.В.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Учебно-методическое пособие

для студентов юридического факультета

очной и заочной форм обучения

Тюмень 2010

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. 26 с.

Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей юридического факультета очной и заочной форм обучения. По своей направленности курс «Латинский язык» носит практический характер, предполагая формирование таких конкретных умений и навыков, как умение читать, переводить и комментировать оригинальные юридические тексты. В связи с этим большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение практических заданий с привлечением учебной литературы и словарей.

Этот материал можно считать своеобразным приложением к учебно-методическому комплексу по латинскому языку (Данилова Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК: Учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007).

Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года.

Рецензенты:

Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета.

Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.

Автор-составитель: к.ф.н., доцент Н.В. Данилова

© ТГАМЭУП, 2010

© Н.В. Данилова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Пособие учебно-методическое предназначено для студентов ТГАМЭУП специальности «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. В структуре современного юридического образования дисциплина «Латинский язык» призвана способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.

Латынь называют языком многих отраслей человеческого знания, в том числе и юриспруденции. Классическое юридическое образование немыслимо без знакомства с античностью, поскольку предполагает знание, глубокое понимание и правильное употребление специальной терминологии и фразеологии, уходящих своими корнями в латинский язык. Освоение латыни как фундамента европейской языковой культуры в целом и юридической терминологии в частности способствует воспитанию квалифицированного специалиста, умеющего обнаружить в языке многие культурные смыслы.

С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск».

Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления.

Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов.


LINGUA LATINA*

*Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр.

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Этапы развития:

1. Архаический (доклассический) – VII-II вв. до н.э.

- Долитературная латынь – VII-III вв. до н.э. 753 г. до н.э. – основание Рима, жители называют себя “римляне” (Roma → Romani). Эпиграфика: Законы двенадцати таблиц.

- Литературная латынь – III-II вв. до н.э. Знакомство с греческой литературой. Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Катон, Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, отец и сын Сцеволы.

* эпоха царей и Римской республики

2. Классический («золотая латынь» – за совершенство грамматики, разнообразие жанров и стилистических средств) – I в. до н.э.–14 г. н.э. – Цицерон, Цезарь, Катулл, Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий, Тит Ливий, Теренций Варрон, Плиний Секунд, Гай, Секст Помпоний, Домиций Ульпиан.

* Римская республика и принципат

3. Послеклассический («серебряная латынь» – своеобразие синтаксических средств) – I в. – Сенека, Петроний, Марциал, Тацит, Ювенал, Апулей, Авл Геллий.

*эпоха ранней Империи

4. Поздняя латынь – II-V вв. Изменения в фонетике (музыкальное ударение сменяется экспирáторным), грамматической системе – св. Иероним “Biblia Vulgata” , Аврелий Августин, кодекс Юстиниана.

*время расцвета империи, поздней империи и возникновения, после ее падения в 476 г., варварских государств.

Этапы функционирования:

5. Средневековый – V-XV вв. Изменение алфавита и правил чтения.

Различные судьбы латыни литературной (sermo urbanus) и разговорной (sermo rusticus):

s ermo urbanus – литературный язык Средневековья (хроники, романы, новеллы, поэмы, сборники песен, драмы, философская и богословская литература, “Carmina Burana”, “Gaudeamus”).

sermo rusticus – язык-основа для формирования языков романской группы (Romanus – “римский”): итальянского, сардинского, французского, окситанского (провансальского), испанского, каталáнского, галисийского, португальского, румынского, молдавского, ретороманских, далматинского.

6. Возрождение – XIV-XVI вв. Интерес к античности, ориентация на классическую латынь, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты называли «кухонной латынью» – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелло, Николай Коперник.

7. Новое время

- эпоха Просвещения – XVII-XVIII вв. Язык дипломатии, науки, религии. Декарт, Спиноза, Бэкон, Ньютон, Лейбниц, Линней, Ломоносов.

- XIX в. – наши дни.

«Мертвый язык» - не является родным ни для кого из наших современников, язык католического богослужения, официальный язык Ватикана, язык научной терминологии, основа для формирования лексической системы многих языков: «университет, институт, факультет, лекция, семинар, консультация, экзамен, семестр, аудитория, аттестат, абитуриент, ректор, профессор, кандидат, доктор, доцент, аспирант, ассистент, лаборатория, лаборант, каникулы, СТУДЕНТ».

ФОНЕТИКА

Алфавит. Правила чтения

НАЧЕРТАНИЕ

НАЗВА НИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

A a

а

[а]

B b

бэ

[б]

C c

цэ

[ц]

*перед e, i, y

*перед ae, oe

[к]

*перед a, o, u

*перед au

*перед согласными

*на конце слова

ce ntum, ci rcu lus, Cycl ops, Cae sar, coe ptum, ca sa, cau sa, co llega, dic !

cu [кв]

cu i

D d

дэ

[д]

E e

э

[э] ! перед ним согласный не смягчается !

F f

эф

[ф]

G g

гэ

[г]

►gu [гв]

► lingu a

H h

ха

[γ] ≈ укр. Г, нем. H

h ora

в грецизмах:

ch [х], ph [ф], th [т], rh [р]

ch aos, ph ilosoph us, rh yth mus

I i

и

[и]

перед / после согласного

[й, j]

* между гласными

* перед гласным в начале слова

i bi

mai o r, i u s

J j

йот(а)

[j]

введена в XVI в., во многих изданиях не используется

maj o r, j u s

K k

ка

[к] рано утратилась, сохранилась в словах “Kalendae (K., Kal.)” , “Kaeso (K.)”

L l

эль

[л˙]

M m

эм

[м]

N n

эн

[н]

[ŋ]

перед c, g, gu, qu

anc ora, ing ens, lingu a, quinqu e

O o

о

[о]

P p

пэ

[п]

Q q

ку

[-] имеет только такой вид: qu [кв] + гласный

R r

эр

[р]

S s

эс

[с]

[з] между гласными

s anus , ros a

► su

► persu adeo

Consu etūdo est altĕra natūra.

su us

[св] su avis, consu esco, su adeo, Su ebi и в производных

[су] в остальных случаях

T t

тэ

[т]

► TI + гласный

Beōti a

besti a , Atti u s, mixti o

militi a

[ ти ] * toti u s * в грецизмах * после s, t, x

[ ци ]

в остальных случаях

U u

у

[у]

► [в] cu [кв], gu [гв], qu [кв], su [св]

cu ra

cu i

V v

вэ

[в] ≈ англ. W

введена в XVI в.

X x

икс

[кс]

[кз] между гласными

Y y

ипсилон

[и] в грецизмах

Z z

зет(а) зед(а)

[з, дз]

в грецизмах

Гласные

монофтонги

дифтонги

диграфы

A

E

I

O

U

Y

[ā] [ă]

[ē] [ĕ]

[ī] [ĭ]

[ō] [ŏ]

[ū] [ŭ]

[ỳ] [ў]

AU [ ау ]

EU [ эу ]

AE [ э ]

OE [ ö ] ,[ə]

* Стечение гласных :

AĒ, AĔ, AË

OĒ, OĔ, OË

aēr [á-эр],

coĕmo [кó-э-мо]

līber – “свободный”

lĭber – “книга”

vĕnit – “он приходит”

vēnit – “он пришел”

Édŭco – “воспитывать”

edŪco – “возвышать”

Слогораздел

*открытый слог – слог оканчивается на гласный

*закрытый слог – слог оканчивается на согласный

*дифтонги и диграфы = один гласный

* cu, gu, ch, ph, th, rh, qu, bl, br, pl, pr, dl, dr, tl, tr, cl, cr, gl, gr = один согласный

между 2-мя гласными

a-ri-es, de-us, vi-ae

между гласным и согласным

cau-sa, a-qua, ve-to

между 2-мя согласными, в том числе двойными

ves-per, gut-ta

перед группой согласных “muta cum liquida” (mcl)

b p d t g c

l

r

pa-tri-a

в группе из 3-х согласных – перед последним согласным

sanc-tus ! tem-plum – mcl !

[й, j] в произношении удваивается

peior, prjor [пей-йор]

между морфемами

ab-ES-se

Долгота и краткость слогов

долгие слоги

краткие слоги

по природе:

открытые с долгим по природе гласным : me-di-cī- na

открытые с кратким по природе гласным: me- -cus

по положению:

если следующий за открытым слогом слог начинается с Z или X:

cor-re-x i

если следующий за открытым слогом слог начинается с гласного или H: ra-ti-o , de-tra-h o

закрытые: ma-gis -ter

открытые слоги перед “muta cum liquida”: ce-re-br um

c дифтонгом или диграфом: per-sae -pe

Ударение

1. ударение НИКОГДА не падает на последний слог (исключение: односложные слова).

2. в двухсложных словах ударение падает на 2-ой слог от конца.

3. в трехсложных и в многосложных словах:

· ударение на 2-ом слоге от конца, если он долгий,

· ударение на 3-ем слоге от конца, если 2-ой слог от конца краткий.

*для правильной постановки ударения имеет значение ТОЛЬКО второй слог от конца!

* ударение в латинских словах ставится на 2-ом или 3-ем слоге от конца!

МОРФОЛОГИЯ

NOMEN SUBSTANTIVUM – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Грамматические категории

Genus – Род

masculinum – m.

мужской

femininum – f.

женский

neutrum – n.

средний

*commune - m., f.

*общий

определяется по: 1). формальному признаку ( ■ N.Sg.); 2). по значению (m. – лица и животные муж.пола; названия ветров, месяцев и рек; f . – лица и животные жен.пола; названия городов, стран, островов и деревьев)

Numerus – Число

Singularis – Sg.

единственное

Pluralis – Pl.

множественное

Casus – Падеж

Nominativus – Nom., N.

Кто? Что?

Именительный

Genetivus – Gen., G.

Кого? Чего? Чей?

Родительный

Dativus – Dat., D .

Кому? Чему?

Дательный

Accusativus – Acc.

Кого? Что?

Винительный

Ablativus – Abl. *

Кем? Чем?

Творительный

О ком? О чем? Где?

Предложный

Vocativus – Voc., V .

форма при обращении

Звательный

Declinatio – Склонение

I – prima

первое

II – secunda

второе

III – tertia

третье

IV – quarta

четвертое

V – quinta

пятое

*Abl. – «отложительный, отделительный» падеж, в нем слились функции 3-х падежей (Ablativus, Instrumentalis, Locativus).

5 типов склонения

Склонение

I

II

III

IV

V

Род

f (m)

m

n

mfn

m

n

f

■Nom. Sg.

-us, er ■

-um

*-s / *■ = разные

-ŭs

ēs

■Gen.Sg.

-ae

-is

-ūs

-ei

Словарная запись существительного

N.Sg.,

G.Sg.

полностью

полностью

часть основы + ■

по ■ N.Sg. определяется род существительного*

по ■ G.Sg. определяется тип склонения существительного

* у сущ. I скл. род определяется по значению (m – названия существ мужского пола)
Падежные окончания

I

II

III

IV

V

cогл.

смеш

глас

f (m)

m

n

mf

n

mf

n

m

n

f

SG.

Nom.

ă

us

er■

um

*s / *■

*■

*s

*■

us

ū

ēs

Gen.

ae

ī

is

ūs

ei

Dat.

ae

ō

ī

ui

ū

ei

Acc.

am

um

еm

=N

= N

um

=N

em

Abl.

ā

ō

ĕ

ī

ū

ē

Voc.

= N

e

er■

= N

= N

= N

= N

PL.

Nom. Voc.

ae

ī

ă

еs

ă

ūs

ēs

Gen.

ārum

ōrum

um

ĭum

uum

ērum

Dat.

Abl.

īs

īs

ĭbus

ĭbus

ēbus

Acc.

ās

ōs

ă

ēs

ă

ūs

ēs

Правило для всех типов склонения:

В Pluralis Nom.=Voc. Dat.=Abl.

Правило I склонения:

G. Sg. = D. Sg. = Nom. Pl.= Voc. Pl. ae

Правило среднего рода:

в Sg. и Pl. Nom.=Voc.=Acc.

В Pluralis II – ǎ; III согл. – ǎ; III гл. – iǎ; IV – uǎ

Правило III склонения:

В Pluralis Nom.=Acc.=Voc. (для всех родов)

Небеглая Ĕ

Существительные II скл.

Прилагательные I - II скл.

puĕr , puĕr i - мальчик

vespĕr , vespĕr i - вечер

socĕr , socĕr i - тесть

genĕr , genĕr i - зять

libĕr , libĕr a, libĕrum - свободный

tenĕr , tenĕr a, tenĕrum - нежный

misĕr , misĕr a, misĕrum - бедный

aspĕr , aspĕr a, aspĕrum - трудный

Разновидности существительных 3 склонения

тип

согласный тип

смешанный тип

гласный тип

род

m f n

m f

n

N.Sg.,

G.Sg.

неравносложные (в G.Sg. на один слог больше, чем в N.Sg.), основа оканчивается на 1 согласный

homo, homin is m

actio, action is f

caput, capit is n

A. неравносложные, основа оканчивается на несколько согласных

fons, font is m

gens, gent is f

N.Sg. оканчивается на -e, -al, -ar

mare, mar is

vectigal, vectigal is

calcar,calcar is

В . равносложные (в N.Sg. и G.Sg. равное количество слогов), в N.Sg. - es , -is

testis, test is m

vulpes, vulp is f

Способы образования Nominatīvus в 3 склонении

Nominativus сигматический

Nominativus асигматический

основа + S

основа + ■ =

чистая основа / основа с изменениями

mf

mf n

Согласный тип

Сигматический номинатив

Конечный звук основы и его изменение в Nom.

примеры

+ s

Nom.

-c, -gx

1)

2) (ĭ → ĕ)

pac + s

leg + s

judic + s

pax

lex

judĕx

-t, -d заменять s

(ĭ может → ĕ)

milit + s

palud + s

milĕs

palus

-p, -b,-m не меняются

(ĭ → ĕ)

princĭp + s

pleb + s

hiem + s

princĕps

plebs

hiems

Асигматический номинатив

Конечный звук основы и его изменение в Nom.

примеры

+ ■

Nom.

m, f

-l, -r, -n

(конечный n отпадает, ĭ → ǒ)

(если перед r стоит согласный, Nom оканчивается на – ĕr)

sol-

latron-

homĭn-

ration-

orator-

carcĕr-

patr-

sol

latro

homo

ratio

orator

carcĕr

patĕr

* -s (в косвенных падежах s>r по закону ротацизма)

* mos- - в Nom.

mor - - в косв.пад.

mos

n

-n

(ĭ →ĕ)

nomin-

nomĕn

* -s

(s>r по закону ротацизма)

(ĕ, ǒ > u в конечном закрытом слоге)

genĕr-

< *genĕs- genŏs-

tempor - < *tempŏs-

rur- < *rus-

genus

tempus

rus

Смешанный тип

1. Неравносложный тип (см. согласный тип Сигматический Nom.)

stirp+ s → stirps

urb+ s → urbs

noct+ s → (nocs) → nox

2. Равносложный тип (сигматический Nom.)

*-ĭ

(ĭ→ ĕ или не изменяется)

*nubĭ + s

*civĭ + s

nubes

civis

Гласный тип

Aсигматический Nom.

*-ĭ

(ĭ→ ĕ или отпадает)

* marĭ -

* animalĭ-

* calcarĭ -

mare

animal

calcar

VERBUM – ГЛАГОЛ

Грамматические категории

Tempus - Время

Praesens

Настоящее время

Futurum I (primum)

Простое будущее время несовершенного и совершенного вида

Futurum II (secundum)

Преждебудущее время – законченное действие, предшествующее по времени Futurum I

Perfectum

Простое прошедшее время совершенного вида

Imperfectum

Простое прошедшее время несовершенного вида

Plusquamperfectum

Давнопрошедшее время – прошедшее время, законченное к началу другого прошедшего времени (Perfectum или Imperfectum)

Modus - Наклонение

Indicativus

Изъявительное

Imperativus

Повелительное

Coniunctivus

Сослагательное, условное

Genus - Залог

Activum

Действительный

Passivum

Страдательный

Numerus - Число

Singularis

Единственное

Pluralis

Множественное

Persona - Лицо

1 – prima

1 – говорящий

2 – secunda

2 – собеседник

3 – tertia

3 – лицо, не участвующее в диалоге

VERBUM INFINITUM - НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ

Infinitivus

Инфинитив

Participium

Причастие

Gerundium

Отглагольное существительное

Gerundivum

Отглагольное прилагательное

Supinum

Отглагольное существительное со значением цели при глаголах движения

4 основные формы глагола. 3 основы глагола

I

II

III

IV

Praesen indicatīvi actīvi 1 Sg.

Perfectum indicatīvi actīvi 1 Sg.

Supinum

Infinitivus praesentis actīvi

Orno *

Delēo

Mitto

Struo

С apĭo

Audīo

Ornāvī

Delēvī

Misī

Struxī

Cēpī

Audīvī

Ornātum

Delėtum

Missum

Structum

Captum

Audītum

Ornāre

Delēre

Mittĕre

Struĕre

Capĕre

Audīre

1 спр

2 спр

3А спр

3А спр

3В спр*

4 спр

Что я делаю?

Что я сделал?

С какой целью?

Что делать?

я украшаю

я украсил

для украшения, чтобы украшать

украшать

| __| инфекта

| __| перфекта

| __| супина

| __| инфекта

находится путем отбрасывания

(для 2,3,4 спр.)

-O → A(для 1 спр.)

находится путем отбрасывания

-I

находится путем отбрасывания

-UM

находится путем отбрасывания

-RE (для1,2,4 спр.) -ĔRE (для3А спр.) *у глаг. 3В спр. не определяется

от нее образуются времена системы инфекта:

Praesens

Imperfectum

Futurum I

от них образуются времена системы перфекта:

Perfectum

Plusquamperfectum

Futurum II

от | __|