Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса

 

             

Пособие учебно-методическое к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса

Ж.В. Глотова

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА СЕРВИСА

Издательство

Российского государственного университета им. И. Канта

2009

Рецензент: Л.В.Линевич , кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Калининградского государственного технического университета

Глотова Ж.В. Немецкий язык: учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2009. –185 с.

Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка отражает учебную программу по изучению иностранного языка как обязательной дисциплины. Целью данного учебно-методического пособия является интенсификация процесса обучения иностранному языку на базовом и продвинутом уровнях освоения иноязычной компетентности.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Организация безопасности движения». Приложения могут быть использованы студентами для организации своей самостоятельной работы.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Российского государственного университета им. И.Канта

© Глотова Ж.В. 2009

© Издательство РГУ им. И. Канта, 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….4

Цели изучения дисциплины………………………………………………………..6

Требования по видам коммуникативной деятельности……………………….…8

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….…10

Тематическое обоснование курса…………………………………………………11

Сопроводительный материал к учебным комплексам………………………….16

Комплекс 1…………………………………………………………………………16

Комплекс 2…………………………………………………………………………53

Комплекс 3…………………………………………………………………………96

Комплекс 4………………………………………………………………………...144

Комплекс 5………………………………………………………………………...148

Приложение 1……………………………………………………………………..152

Приложение 2……………………………………………………………………..154

Приложение 3……………………………………………………………………..156

Приложение 4……………………………………………………………………..159

Приложение 5……………………………………………………………………..161

Приложение 6……………………………………………………………………..164

Приложение 7……………………………………………………………………..166

Приложение 8……………………………………………………………………..168

Приложение 9……………………………………………………………………..172

Приложение 10…………………………………………………………...............176

Приложение 11……………………………………………………………………179

Методические указания студентам по изучению иностранного

языка……………………………………………………………………………….181

Учебно-методическое обеспечение курса………………………………………183

ВВЕДЕНИЕ

Представленное автором учебно-методическое пособие к изучению курса иностранного языка (немецкого) предназначено для студентов заочного отделения факультета сервиса.

Содержание учебно-методического пособия соответствует тематическому наполнению учебной программы по курсу иностранного языка как обязательной дисциплины. Автор расширяет тематическое обоснование каждого комплекса, рассчитанного на один семестр (всего предлагается 5 комплексов) с тем, чтобы обучающиеся были ориентированы на более детальную подготовку в области иностранного языка и могли успешно завершить сдачу квалификационного экзамена по деловому языку.

Весь материал отражает аудиторную и самостоятельную работу студентов в логичной последовательности, соблюдая принцип от простого к сложному. Следует отметить, что представленный материал подается «дозированно» и усложняется поэтапно: от общеязыковых знаний до профессионального употребления иностранного языка. Такой подход оправдывает себя, поскольку позволяет обучающимся осознанно переходить к новому комплексу, усвоив предыдущий на основе предложенных тестов и контрольных работ, базирующихся на уже освоенном лексико-грамматическом материале.

Представленный тематический материал должен быть усвоен студентами в рамках аудиторной и самостоятельной работы. Автор более подробно остановилась на разработке самостоятельных заданий (тестов и контрольных работ) с целью развития у обучающихся самообразовательной компетенции в области иностранного языка.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности обучающегося по построению своей активности, направленной на осознанное самоизменение, саморазвитие, приобретение новых качеств и знаний. Следует подчеркнуть, что самостоятельная работа не является синонимом индивидуальной работе. Самостоятельная работа в авторском понимании должна стать сотворчеством всех субъектов учебного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой.

Самостоятельная работа предполагает разнообразные виды заданий: контрольные работы, тесты, учебные проекты, профессионально-коммуникативные задачи, бизнес-планы и прочие задания. К каждому тематическому комплексу автор предлагает определенный вид самостоятельной работы. Обучающиеся всегда имеют альтернативное решение учебных и учебно-профессиональных задач. Такой подход не противоречит концепции индивидуальности каждого конкретного обучающегося.

При составлении учебно-методического пособия к изучению курса по иностранному языку были учтены основные принципы ведущих научных подходов, сложившихся в современном образовании: личностно-ориентированного, блочно-модульного, компетентностного, ситуативного, задачного и др.

По мнению автора, учет этого позволит оптимизировать учебный процесс и привести к успешным результатам в изучении иностранного языка на должном уровне.

Особенность изучения иностранного языка на неязыковом факультете заключается в том, что студенты находятся на начальном этапе обучения языку, в центре внимания оказывается становление фонетической, лексико-грамматической базы иностранного языка и повторение и закрепление уже имеющихся знаний и навыков, их расширение и обучение дальнейшей самостоятельной работе, а также становление первичной профессиональной компетентности на основе специально ориентированных текстов.

Пособие ориентировано на заочную форму обучения, но может быть также использовано для студентов дневного отделения. Следует учесть тот фактор, что обучение иностранному языку на факультете сервиса ориентировано на пять семестров. Таким образом, при данном условии преподавателю следует в сжатые сроки обучить вводно-фонетическому, базовому, продвинутому и профессиональному курсам иностранного языка. Поэтому подача учебного материала должна быть выстроена в оптимальном, системном режиме, и удельный вес всего материала следует распределять на самостоятельную работу.

На первом этапе обучения важно создать у студентов устойчивую произносительную, лексико-грамматическую языковую базу и на их основе сформировать коммуникативную компетенцию, навыки, необходимые для практического использования языка. В рамках данного курса представляется необходимым ознакомление студентов с социокультурным компонентом немецкоговорящих стран, что предполагает знание и умение принимать во внимание коммуникативные, страноведческие реалии, национальные традиции, обычаи и принятые модели общения.

На продвинутом этапе обучения помимо базовых знаний по языку студент должен обладать знаниями по смежным дисциплинам специальности с тем, чтобы в рамках специально маркированных текстов максимально проявить все накопленные знания, умения, навыки. Большое значение на данном этапе играет формирование профессиональной иноязычной компетентности у будущих специалистов. При этом наблюдается развитие ключевых компетенций сразу в двух областях: в профильных дисциплинах и в области иностранного языка.

Постоянный контроль результатов учебного процесса (промежуточных и конечных) имеет немаловажное значение для выявления пробелов в обучении. С этой целью преподавателем проводятся первичное, промежуточное и зачетное тестирование. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается выполнить комплекс контрольных работ и тестов, соответствующих уровню иноязычных знаний на каждом конкретном этапе изучения иностранного языка.

1 семестр заканчивается предоставлением контрольной работы, 2 - 4 семестры – зачётом и письменной контрольной работой, 5 семестр обучения немецкому языку заканчивается экзаменом (образцы экзаменационных билетов приведены в тематическом обосновании курса).

Цели изучения дисциплины

Основная цель курса – использование иностранного языка как средства общения, то есть обучение основным практическим навыкам устной разговорной речи и на последнем этапе обучения - языку специальности. Самым важным условием повышения качества преподавания иностранного языка на неязыковом факультете признается непрерывный цикл обучения. Он включает в себя: вводно-фонетический, базовый, продвинутый.

2.1. Краткий вводно-фонетический курс включает в себя упражнения, направленные на предварительное формирование артикуляционной базы иностранного языка, постановку произношения, работу над интонацией, формирование фонологического слуха, устранение помех, возникающих в результате явления интерференции. В работе используются имитационно-аналитическая и аудитивно-моторная методика (упражнения, направленные на тренировку отдельных звуков, на тренировку слуху, фонетические диктанты и т.д.).

Основная цель краткого вводно-фонетического курса – формирование мотивации и заинтересованности у студентов неязыковых факультетов, то есть осознания необходимости нормативно правильной речи как необходимого условия коммуникации и понимания иностранного языка.

После завершения данного курса студенты должны знать знаки транскрипции, уметь правильно артикулировать все гласные и согласные фонемы немецкого языка в изолированных словах и группах слов, иметь представление об ударении в простых и сложных словах, иметь представление об основных интонационных типах в немецком языке.

2.2. Базовый курс предполагает усвоение студентами первичной языковой базы на материале личностно-ориентированных тем из ситуаций повседневного общения. Формирование навыков устной речи осуществляется параллельно с повторением и коррекцией грамматики.

После завершения данного курса студенты должны хорошо ориентироваться в следующих грамматических темах немецкого языка : образование и употребление всех типов глаголов в активном залоге во всех временах; склонение имен существительных и прилагательных, указательных, притяжательных и личных местоимений, использования отрицаний kein/nicht, безличных местоимений es и man; порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложениях; образование повелительного наклонения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; количественные и порядковые числительные; степени сравнения имен прилагательных; инфинитив с частицей zu, инфинитивные группы um…zu, statt…zu, ohne…zu.

Студенты должны научиться бегло и фонетически корректно читать, переводить и пересказывать простые учебные и адаптированные специальные тексты, вести беседу на одну из приведенных тем, обеспечивающих «пороговый» уровень владения иностранным языком.

2.3. Продвинутый курс осуществляется на профессионально ориентированном материале. На его основе студенты обучаются информативному общению. Данный курс дает общие представления о языке специальности, что значительно расширяет лексико-грамматическую базу.

После завершения курса студенты при переводе текстов информативного плана должны хорошо ориентироваться в таких грамматических темах немецкого языка , как: употребление глаголов в пассивном залоге во всех временах, сложноподчиненные предложения с временным и уступительным значением, конструкции sein / haben + Infinitiv, причастия 1 и 2, распространенные определения, парные союзы, разделительный генитив.

На базе продвинутого курса студенты должны научиться информативно точно рассказывать о ситуации, сложившейся сегодня на рынке труда, и отвечать на вопросы, связанные с конкретными сторонами своей профессиональной деятельности, используя в своей речи специальную лексику. Уметь изъясняться в следующих ситуациях общения: развитие отдельных отраслей экономики (транспорт, жилищно-коммунальный сектор, нефтегазовая промышленность и пр.), а также о своем месте в будущей профессиональной деятельности.

В рамках данного курса отводится определенное количество часов на работу с текстами по специальности, как под руководством преподавателя, так и режиме самостоятельной деятельности. Работа над грамматическими явлениями на данном этапе носит фрагментарный характер.

Требования по видам коммуникативной деятельности

А. Говорение

Студенты владеют монологической речью: неподготовленной, а также подготовленной в виде сообщения и доклада, и диалогической речью: беседа, интервью, дискуссия в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала.

Характеристики речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, выразительность и соблюдение естественного темпа говорения.

Композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение и их сочетание, монолог, диалог.

Виды дискурса: характеристика, определение, объяснение, сравнение, оценка, интерпретация, комментирование, резюме, аргументация и их сочетание.

Б. Аудирование

Студенты умеют аудировать в непосредственном общении и в звукозаписи оригинальную – в том числе спонтанную – монологическую и диалогическую речь, опираясь на изученный языковой материал, социокультурные знания и навыки (умения) языковой и контекстуальной догадки (в художественной, общественно-политической, профессиональной и обиходно-бытовой сферах общения).

Объем извлекаемой информации – основная идея + логическая структура + важные детали.

В. Письмо

Студенты владеют продуктивной письменной речью в пределах изученного языкового материала с соблюдением нормативного начертания букв.

Характеристики речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, ясность, логичность, содержательность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам дискурса.

Композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение, монолог, диалог и их сочетание.

Виды дискурса: характеристика, определение, объяснение, сравнение, оценка, интерпретация, комментирование, резюме, аргументирование и их сочетание.

Г. Чтение

Студенты умеют читать тексты обиходно-бытового характера, опираясь на изученный языковой материал и социокультурные знания и знания организации иноязычного дискурса.

Виды чтения:

- чтение, направленное на понимание основного содержания текста;

- чтение, имеющее целью максимально точное и адекватное понимание текста с установкой на наблюдение за языковыми явлениями; понимание предполагает извлечение основных видов информации: фактуальной, концептуальной, эстетической и интерпретацию замысла автора на основе анализа языковых средств;

- беглое чтение с целью определения круга рассматриваемых в тексте вопросов и основных положений автора: тексты научной и общественно-политической тематики;

- чтение, направленное на быстрое нахождение определенной информации – научная литература, в том числе справочного характера.

Кроме того, формируется умение обращенного выразительного чтения вслух незнакомого текста после беглого просмотра; темп чтения – прибли­жающийся к темпу носителя языка.

Объем дисциплины и виды учебной работы на заочном отделении факультета сервиса

1-5 семестры

Виды учебной работы

Всего часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

340

Аудиторные занятия

56

14

14

14

14

16

Лекции

-

-

-

-

-

-

Практические занятия

56

14

14

14

14

16

Индивидуальные занятия

4

2

2

Самостоятельная работа

280

70

70

70

70

122

Вид итогового контроля

К/работа

Зачет +

к/р

Зачет +

к/р

Зачет +

к/р

Экзамен + презента

ция

Тематическое обоснование курса

Комплекс 1 (установочная сессия – 1 курс, 1 семестр)

Основная задача – продемонстрировать обучающимся произносительно-интонационную модель немецкого языка и элементарную лексико-грамматическую базу.

Интонационно-произносительная компетенция. Краткие сведения о фонетической модели немецкого языка. Чтение букв, буквосочетаний. Гласные / согласные звуки. Ударение. Мелодика в различных типах предложений.

Грамматическая компетенция. Спряжение глаголов в настоящем времени; отрицания; определенный / неопределенный артикль; личные, притяжательные, указательные местоимения; количественные числительные; предлоги локального значения; образование множественного числа имен существительных; повелительное наклонение. Порядок слов в различных типах немецкого предложения.

Лексическая компетенция. Обучающимися отрабатывается лексика по темам: «Я и моя семья», «Мое жилье». Работа над лексикой осуществляется преимущественно самостоятельно в межсессионный период.

Текстуальная компетенция. Освоение данной компетенции происходит в рамках текстового материала обязательного и факультативного характера по темам «Я и моя семья», «Мое жилье». В первую очередь отрабатываются навыки фонематического слуха, фонетического чтения, понимания текста.

Задание для самостоятельной работы

1. Проработать материал уроков комплекса 1.

2. Отработать чтение текстов из раздела 1 каждого урока. Из раздела 3 выбрать по одному тексту для чтения и перевода.

3. В разделе 1 каждого урока сделать все послетекстовые упражнения.

4. Заучить слова из приведенного в конце каждого урока списка.

5. Выполнить контрольную работу № 1, приведенную в приложении №1.

Требования к зачету (1 семестр)

1. Сдать для проверки контрольную работу № 1 по немецкому языку (Приложение № 1).

2. Выполнить тест № 1по немецкому языку (Приложение № 2).

3. Уметь беседовать по темам «Я и моя семья», «Мое жилье».

4. Знать грамматические правила вышеприведенных уроков.

Комплекс 2 (2 семестр)

Основная задача – работа над учебным материалом следующих уроков и овладение языковыми и коммуникативными навыками более сложного уровня.

Интонационно-произносительная компетенция. Постановка интонационно-произносительной модели в сложных предложениях и сложных словах. Развитие фонематического слуха на основе оригинальных аудиоматериалов. Отработка фонетически корректного чтения текстов.

Грамматическая компетенция. Модальные глаголы; возвратные глаголы; отделяемые / неотделяемые приставки; сложносочиненные предложения; сложноподчиненные предложения: дополнительные, причинные, условные; склонение имен существительных; образование простого прошедшего времени; инфинитив; безличные и неопределенно-личные предложения; порядковые числительные.

Лексическая компетенция. Обучающимися отрабатывается лексика по темам: «Мой рабочий день», «Мой выходной день», «Мой отпуск». Работа над лексикой осуществляется преимущественно самостоятельно в межсессионный период.

Текстуальная компетенция. Освоение данной компетенции происходит в рамках текстового материала обязательного и факультативного характера по темам «Мой рабочий день», «Мой выходной день», «Мой отпуск». В первую очередь отрабатываются навыки фонематического слуха, фонетического чтения, понимания текста.

Задание для самостоятельной работы

1. Проработать материал уроков комплекса 2.

2. Отработать чтение текстов из раздела 1 каждого урока. Из раздела 3 выбрать по одному тексту для чтения и перевода.

3. В разделе 1 каждого урока сделать все послетекстовые упражнения.

4. Заучить слова из приведенного в конце каждого урока списка.

5. Выполнить контрольную работу № 2, приведенную в приложении № 3.

Требования к зачету (2 семестр)

1. Сдать для проверки контрольную работу № 2 по немецкому языку (Приложение № 3).

2. Выполнить тест № 2 по немецкому языку (Приложение № 4).

3. Уметь беседовать по темам «Мой рабочий день», «Мой выходной день», «Мой отпуск».

4. Знать грамматические правила вышеприведенных уроков.

5. Уметь переводить предложения с немецкого языка на русский в рамках изученного лексико-грамматического материала.

Комплекс 3 (3 семестр)

Основная задача – работа над учебным материалом следующих уроков и овладение языковыми и коммуникативными навыками более сложного уровня.

Интонационно-произносительная компетенция. Отработка интонационно-произносительной модели в различных видах предложений. Развитие фонематического слуха на основе оригинальных аудиоматериалов. Отработка фонетически корректного чтения текстов. Выполнение интонационно-произносительных тестов.

Грамматическая компетенция. Инфинитивные обороты; прошедшее совершенное время; предпрошедшее время; местоименные наречия; степени сравнения имен прилагательных и наречий; склонение имен прилагательных; причастия 1 и 2; временные придаточные предложения.

Лексическая компетенция. Обучающимися отрабатывается лексика по темам: «Деньги», «Моя машина», «Еда и напитки». Работа над лексикой осуществляется преимущественно самостоятельно в межсессионный период.

Текстуальная компетенция. Освоение данной компетенции происходит в рамках текстового материала обязательного и факультативного характера по темам «Деньги», «Моя машина», «Еда и напитки». В первую очередь отрабатываются коммуникативные навыки, навыки по интерпретации текста.

Задание для самостоятельной работы

1. Проработать материал уроков комплекса 3.

2. Отработать чтение текстов из раздела 1 каждого урока. Из раздела 3 выбрать по одному тексту для чтения и перевода.

3. В разделе 1 каждого урока сделать все послетекстовые упражнения.

4. Заучить слова из приведенного в конце каждого урока списка.

5. Выполнить контрольную работу № 3, приведенную в приложении № 5.

Требования к зачету (10 семестр)

1. Сдать для проверки контрольную работу № 3 (Приложение № 5).

2. Выполнить тест № 3 по немецкому языку (Приложение № 6).

3. Уметь беседовать по темам «Деньги», «Моя машина», «Еда и напитки».

4. Знать грамматические правила вышеприведенных уроков.

5. Уметь переводить предложения с русского языка на немецкий язык в рамках изученного лексико-грамматического материала.

Комплекс 4 (4 семестр)

Основная задача – работа над учебным материалом делового иностранного языка, овладение языковыми и коммуникативными навыками более сложного уровня.

Интонационно-произносительная компетенция. Отработка интонационно-произносительной модели в ситуациях запланированного и незапланированного характера. Презентация интонационно-произносительной модели, близкой к идеальной.

Грамматическая компетенция. Парные союзы; пассивный залог; придаточные определительные; предлоги временного значения; субстантивированные прилагательные; разделительный генитив; причастия; распространенные определения.

Лексическая компетенция. Обучающимися отрабатывается лексика по темам: «Сервисная деятельность», «Отрасли промышленности», «Мое место профессиональной деятельности». Работа над лексикой осуществляется преимущественно самостоятельно в межсессионный период.

Текстуальная компетенция. Освоение данной компетенции происходит в рамках текстового материала обязательного и факультативного характера по темам «Сервисная деятельность», «Отрасли промышленности», «Мое место профессиональной деятельности». В первую очередь отрабатываются коммуникативные навыки, навыки по интерпретации текста, компетенция презентабельности текста.

Задание для самостоятельной работы

1. Проработать материал комплекса 4; 2 газетные статьи по языку специальности (на выбор).

2. Отработать чтение текстов.

3. Заучить слова из приведенного в конце каждого урока списка.

4. Выполнить контрольную работу № 4, приведенную в приложении № 7.

5. Выполнить тест № 4, приведенный в приложении № 8.

Требования к зачету (4 семестр)

1. Сдать для проверки контрольную работу № 4 (Приложение № 7).

2. Сдать тест № 4 по немецкому языку (Приложение №8).

3. Уметь беседовать по темам «Сервисная деятельность», «Отрасли промышленности», «Мое место профессиональной деятельности».

4. Знать грамматические правила вышеприведенных уроков.

5. Уметь переводить предложения с русского языка на немецкий язык в рамках изученного лексико-грамматического материала.

Комплекс 5 (5 семестр)

Основная задача – подготовка к экзамену по иностранному языку.

Интонационно-произносительная компетенция. Наличие качественного иноязычного произношения, близкого к модели носителей языка.

Грамматическая компетенция. Умение использовать не только простые, но и усложненные грамматические структуры, как в письменной, так и в устной речи.

Лексическая компетенция. Умение оперировать общей и специальной лексикой, умение интерпретировать значение использованных терминов по сервису.

Коммуникативная компетенция. Умение реализовывать коммуникативные намерения, способность участвовать в дискуссиях, умение презентовать продукт своей деятельности.

Текстуальная компетенция. Умение обрабатывать учебную и учебно-профессиональную информацию в ситуациях как запланированного, так и незапланированного характера. Умение использовать компенсаторные средства при работе с текстом любого характера.

Требования к экзамену (5 семестр)

1. Умение беседовать на тему «Мое место в профессиональной деятельности».

2. Представить презентацию своей фирмы.

3. Выполнить заключительный тест № 5 по немецкому языку (Приложение № 10) и контрольную работу № 5 по немецкому языку (Приложение № 9).

Образец экзаменационного билета по немецкому языку:

Экзаменационный билет № 1

1. Sprechen Sie zum Thema “Meine Stelle in meiner beruflichen Tätigkeit”.

2. Machen Sie sich vertraut mit der folgenden Situation.

3. Übersetzen Sie ins Deutsche!

Сопроводительный материал

Комплекс 1

LEKTION 1

ICH HEIßE ELENA USCHAKOVA.

Раздел I

Vorübung: Sprechen Sie dem Lehrer nach!

Heißen, wohnen, kommen, führen, studieren, stehen, dauern, arbeiten, verdienen, reichen, besuchen;

Russland, Adresse, Kaliningrad, Haushalt, Wohnung, Fernstudentin, Direktstudentin, Fakultät, Service, Universität, Studienjahr, Studium, Prüfungszeit, Winter, Sommer, Spaß, Betrieb, Sekretärin, Hobbys, Fitnesszentrum, Hund, Jahre;

Alt, allein, selbständig, zweimal, dreimal, genug, viel;

19, 67, 34, 6, 2, 13, 53, 38, 122, 101, 16, 3, 82, 1955, 111, 1003, 39, 68, 59, 46l.

Text 1: Ich heiße Elena Uschakova.

Ich heiße Elena Uschakova. Ich bin 19 Jahre alt. Ich komme aus Russland, aus Kaliningrad. Meine Adresse ist Karbyschew-Straße, 67, Wohnung 34.

Ich bin ledig. Ich wohne allein. Ich führe den Haushalt selbständig.

Ich bin Fernstudentin. Ich studiere an der Fakultät für Service. Ich stehe im ersten Studienjahr.

Mein Studium dauert 6 Jahre. Ich habe meine Prüfungszeit zweimal im Jahr: im Winter und im Sommer.

Das Studium ist interessant und macht mir Spaß.

Ich arbeite in einem Betrieb als Sekretärin. Ich verdiene nicht viel, aber genug. Das Geld reicht mir.

Ich habe zwei Hobbys: Fitness und Musik.

Dreimal pro Woche besuche ich das Fitnesszentrum.

Ich habe einen Hund. Er heißt Max. Er ist zwei Jahre.

Übung 1: Ergänzen Sie die Sätze!

1. Ich ... Elena Uschakova.

2. Ich bin ... Jahre alt.

3. Ich ... aus Russland, aus Kaliningrad.

4. Meine ... ist Karbyschew-Straße, 67, Wohnung 34.

5. Ich bin ... . Ich ... allein.

6. Ich führe ... selbständig.

7. Ich bin ...Studentin. Ich studiere an der Fakultät für ....

8. Ich stehe im ersten ....

9. Mein Studium ... 6 Jahre.

10. Ich habe meine .... zweimal im Jahr: im ...und im ....

11. Das ... ist interessant und ... mir ....

12. Ich arbeite in einem ... als Sekretärin.

13. Ich ... nicht viel, aber genug. Das Geld ... mir.

14. Ich habe zwei ...: Fitness und Musik.

15. Dreimal pro ... besuche ich ....

16. Ich ... einen .... Er heißt Max. Er ... zwei ....

Übung 2: Setzen Sie die Sätze in die sie-Form ein!

Sie heiß___ Elena Uschakova. Sie ________ (sein) 19 Jahre alt. Sie komm___ aus Russland, aus Kaliningrad. Ihre Adresse ist Karbyschew-Straße, 67, Wohnung 34.

Sie _______ (sein) ledig. Sie wohn___ allein. Sie führ____ den Haushalt selbständig.

Sie ______(sein) Fernstudentin. Sie studier___ an der Fakultät für Service. Sie steh___ im ersten Studienjahr.

Ihr Studium dauert 6 Jahre. Sie _______(haben) ihre Prüfungszeit zweimal im Jahr: im Winter und im Sommer.

Das Studium ist interessant und macht ihr Spaß.

Sie arbeit_____ in einem Betrieb als Sekretärin. Sie verdien___ nicht viel, aber genug. Das Geld reicht ihr.

Sie _________ (haben) zwei Hobbys: Fitness und Musik. Dreimal pro Woche besuch___ sie das Fitnesszentrum. Sie ________ (haben) einen Hund. Er heißt Max. Er ist zwei Jahre.

Übung 3: Erzählen Sie den Text nach!

Übung 4: Sprechen Sie zu zweit! Gebrauchen Sie dabei folgende Fragen!

1.Wie heißt du?

2.Woher kommst du?

3.Wo wohnst du?

4.Wie ist dein Familienstand?

5.Arbeitest du oder studierst du? Wo studierst du?

6.Wie findest du das Studium?

7.Hast du Hobbys?

8.Hast du Haustiere?

9.Was machst du abends?

10.Wohin gehst du am Wochenende?

11.Hast du Freunde?

12.Wie oft besuchst du deine Freunde?

13.Besuchst du gern Diskos?

Übung 5: Bilden Sie Vokabeln!

Prüfung Haus

Familie fern direkt

Fitness Studium

Stand Student

Zentrum Zeit Jahr

Tier

z.B. direkt+Student=der Direktstudent

Übung 6: Setzen Sie die nötigen Fragewörter ein!

1. __________ heißen Sie? 2. ___________ kommt dein Freund? 3. Ich bin 19 Jahre alt. ________ bist du? 4. Ich studiere im dritten Studienjahr. Und in ________________ Studienjahr bist du? 5. ___________ geht ihr heute Abend? 6. Ich bleibe hier für 5 Tage. Und ________________ bleibst du­­? 7. Ich komme nach Hause um 18 Uhr. Und _____________ kommst du nach Hause? 8. __________ ist er von Beruf? 9. _________ wohnst du? 10. ___________ ist das?

Übung 7: Bilden Sie Fragesätze.

1. Klaus arbeitet bei Siemens. 2. Monika lebt in Zürich. 3. Elmar studiert in Stuttgart. 4. Viktor und Nina leben in Russland. 5. Lew und Lena sind seit 2 Monaten verheiratet. 6. Es ist kalt und windig heute. 7. Die Tasche ist aus Leder. 8. Die Vase steht auf dem Tisch. 9. Ich nehme deinen Kugelschreiber.

Übung 8: Ändern Sie die Wortfolge.

1. In Berlin lebt er 3 Jahre. 2. Ich lerne jetzt Deutsch. 3. Wir schreiben morgen ein Diktat. 4. Es ist kalt heute. 5. Es ist schön hier. 6. Mein Freund kommt bald aus Deutschland. 7. Das Wetter ist heute gut. 8. Viele Fachleute arbeiten bei der Firma Siemens. 9. In Deutschland arbeiten viele russische Programmierer. 10. Im September kommt sie nach Hause. 11. Im Juni fahren wir nach Spanien. 12. Wir kommen nach Hause um 5 Uhr. 13. Wir gehen heute Abend ins Konzert. 14. Die Studenten haben heute keinen Unterricht. 15. Dann spielen wir Tennis. 16. Um 2 Uhr komme ich zurück. 17. Morgen arbeitet sie nicht.

Übung 9: in, aus, nach?

Ich heiße Ulrich Sand. Ich bin Deutscher. Ich komme __________ Deutschland. Ich wohne ________ Nürnberg. Mein Vater und meine Mutter wohnen _________ Stuttgart. Im August fahre ich __________ Russland. Ich bleibe eine Woche ________ Russland. Ich bleibe drei Tage ________ Petersburg. ___________ Petersburg fahre ich __________ Moskau. _________ Moskau bleibe ich auch 3 Tage. __________ fahre ich ____________ Deutschland. Ich komme _________ Hause am 10.August.

Übung 10: Setzen Sie die Verben in die richtige Form ein!

1. Er ___________ (sein) Jurist. 2. Wir ______________ (wohnen) in Petersburg. 3. Meine Mutter _____________ (sein) Lehrerin. 4. Ihre Familie ___________ (haben) keine Kinder. 5. Mein Bruder __________ (werden) Arzt. 6. Der Chef ____________ (sein) nicht zufrieden. 7. Diese Studentin ________________(studieren) Medizin. 8. Mein Mann ______________(spielen) gern Tennis. 9. Was _______________ (werden) aus dir? 10. Anna _____________(haben) momentan keine Arbeit. 11. Meine Schwester _________________(arbeiten) bei der Firma „Baltkran“. 12. Er _________________ (widmen) seine Gedichte der Geliebten. 13. Wie oft _____________(baden) du? 14.Der Mann _______________ (finden) den Weg nicht. 15. Was _________________(zeichnen) du? 16. Wir _______________ (sein) auch Studenten. 17. Wen __________________(bergrüßen) du? 18. Wohin ___________________ (reisen) er? 19. Der Hund _______________(beißen) nicht. 20. Wie ________________(heißen) du? 21. Der Vater _______________(lesen) seine Zeitung. 22. __________________(sprechen) du Deutsch? 23. Das Kind _________________ (schreiben) den Brief. 24. Die Oma ______________(sehen) sehr schlecht. 25. Hans ________________(nehmen) Tee. 26. Was ___________________(empfehlen) du mir? 27. Er _____________(geben) dir keinen Rat. 28. Karin ______________(essen) vegetarisch. 29. ___________________ (essen) ihr keine Obst? 30. Wo _____________ (halten) der Professor X seine Vorlesung? 31. Das Taxi ____________ (halten) vor dem Theater. 32. Das Mädchen ______________(halten) das Buch in der Hand. 33. Dieses Kleid _________________ (gefallen) mir nicht. 34. Der Sportler ______________(laufen) sehr schnell. 35. Wann ________________ (fahren) ihr nach Hause? 36. Mein Freund ________________(fahren) im Februar nach Finnland. 37. Was _____________(tragen) du im Winter? 38. Wem ________________ (zeigen) der Sohn sein Heft? 39. Das Kind __________(schlafen) in seinem Zimmer? 40. Was __________(sein) du?

Übung 11: Setzen Sie das Verb „haben“ in die richtige Form ein!

1. Wir ha____ Unterricht am Montag.

2. Der Sohn ha_____ viele Freunde.

3. Meine Tante ha____ viel zu tun.

4. Ich ha_____ Tennis gern.

5. Die Tochter ha____Eis gern.

6. Der Mann ha___ein Auto.

7. Oleg ha___ eine Wohnung.

8. Ha___ ihr ein Buch?

9. Ich ha___ keine Zeitung.

10. Der Student ha___keinen Computer.

11. Die Studenten ha_____ Ferien.

Übung 12: haben oder sein ?

1.__________ du Student? 11._______Sie Russe?

2.Ich ____________ ein Buch. 12.Ich _______ Studentin.

3.Das Wetter _______ warm. 13.Wir ___________keine Zeit.

4.Wir ____________ eine Wohnung. 14.Die Situation _______ schlimm.

5.Der Mann __________ 38 Jahre alt. 15.Die Tochter _______viele Freunde.

6.Ich ___________ keine Schwester. 16.______die Mutter gesund?

7.Der Sohn ____________ 12 Jahre alt. 17.Die Bücher _______ interessant.

8.Meine Freunde __________ gut. 18.Katja ______ einen Bruder.

9.Das Hotel ________ schlecht. 19.Wo ________ mein Wörterbuch?

10.Die Mutter ______viel zu tun. 20. Du ________ recht.

Übung 13: Bilden Sie die Zahlwörter ein!

13 = 3+10 drei + zehn=dreizehn 20- zwei +zig=zwanzig

14= 30-drei+ßig = dreißig

15= 40-

16= sechs+zehn=sechzehn 50-

17=sieben+zehn=siebzehn 60-sechs+zig=sechzig

18= 70-

19= 80-

90-

100-hundert

1000-tausend

21=1+20= einundzwanzig 123=100+3+20=einhundertdreiundzwanzig

34=4+30= vierunddreißig 234=

46= 456=

58= 753=

64= 5891=5000+800+1+90=fünftausendachthunderteinundneunzig

73=

89=

95=

7257=

8249=

! das Jahr – 2006 =zweitausendsechs

2003=

2009=

Übung 14: Lesen Sie!

1. Ich bin 32 Jahre alt. 2. Er ist im Jahre 1969 geboren. 3. Er hat 6378 Rubel. 4. Die Tochter ist 12 Jahre alt. 5. Der Sohn ist 23 Jahre alt. 6. Der Mann ist 45 Jahre alt.

Setzen Sie ein!

Wie alt bist du? – Ich bin ____ Jahre alt.

Wie alt ist der Mann? –

Wie alt ist der Sohn? –

Wie alt ist die Tochter? –

Wie alt ist die Mutter? –

Wie alt ist der Vater? –

Wie alt ist der Bruder? –

Wie alt ist der die Schwester?

Wie alt ist der Vetter? –

Wie alt ist die Kusine? –

Übung 15: Ergänzen Sie!

Ich heiße Tatjana. Ich ________ _______ Jahre alt. Ich bin verheiratet. Mein Mann heißt _________. Er _________ _______ Jahre alt. Wir haben 2 Kinder. Der Sohn ist ______ Jahre alt. Die Tochter ist ______ Jahre alt. Meine Familie hat 4 Personen. Wir haben noch einen Kater. Er ist _____ Jahre alt. Er _______ amüsant. Meine Familie _______ freundlich.

Übung 16: Übersetzen Sie ins Deutsche!

1. Меня зовут Юлия. 2. Я из города Калининграда. 3. Я не замужем. 4. Откуда ты? 5. Мы живем на улице Садовой. 6. Каков твой адрес? 7. Сколько тебе лет? 8. У меня два хобби. 9. Где ты учишься? 10. Я учусь в университете. 11. Он учится на факультете сервиса. 12. Я студент дневного отделения. 13. Он студент заочного отделения. 14. Как тебя зовут? 15. Что ты изучаешь? 16. Я часто посещаю фитнес-центр. 17.У него много друзей.

Übung 16: Erzählen Sie von sich !

Раздел II

В этом разделе вы найдете объяснение грамматического материала, используемого в данном уроке.

1. Die Wortfolge im deutschen Satz. (Порядок слов в немецком предложении).

Порядок слов в немецком предложении представлен в виде формул, где:

S – подлежащее

P – сказуемое

NG – второстепенные члены предложения

FW – вопросительное слово

1. Aussagesatz (повествовательное предложение).

a) S + P + NG.

Ich gehe heute Abend ins Kino.

b) 1 NG + P + S + NG.

Heute Abend gehe ich ins Kino.

2.Fragesatz (вопросительное предложение).

a) ohne Fragewort (без вопросительного слова)

P + S + NG ?

Gehst du heute Abend ins Kino?

b) mit Fragewort (с вопросительным словом)

( was, wer, wessen, wem, wen, wo, woher, wohin, wann, wie viel, um wie viel Uhr, warum, wieso, wie, wie alt, wie oft, ..., wozu, ...)

FW + P + S + NG ?

Wohin gehst du heute Abend?

Mit wem gehst du heute Abend ins Kino?

3.Negationsatz (отрицательное предложение).

a) kein + Substantiv (существительное)

Er hat keinen Bruder. Es ist kein Buch, es ist eine Zeitschrift.

b) nicht + alle Wortarten (все части речи)

Er studiert nicht.

Ich gehe heute nicht ins Kino.

c) Negation-Wörter (отрицательные слова)

+ -

etwas nichts

jemand niemand

irgendwo nirgendwo, nirgends

irgendwohin nirgendwohin

irgendwann nie, niemals

Im deutschen Satz darf man nur eine Negation einsetzen! (В немецком языке можно использовать только одно отрицание!)

Ich sage niemand etwas. Я ничего никому не скажу.

Fragesätze nach dem Aussageziel:

+ (Im Fragesatz gibt es keine Negation: kein oder nicht)

Gehst du heute ins Kino?

- Ja, ich gehe heute ins Kino.

- Nein, ich gehe heute nicht ins Kino.

-

- (Im Fragesatz gibt es eine Negation).

Gehst du heute nicht ins Kino?

- Nein, ich gehe heute nicht ins Kino.

- Doch, ich gehe ins Kino.

Hast du keine Schwester?

- Nein, ich habe keine Schwester.

- Doch, ich habe eine Schwester.

2. Pr ä sens (настоящее время).

Выделяют пять основных форм спряжения полнозначных глаголов:

die meisten Verben

_______ t,d,dm,tm,chn,fn,gn

_______ s,ss,ß, z, tz

____e____

____a____

ich komme

du kommst

er

sie kommt

es

wir kommen

ihr kommt

sie

kommen

Sie

ich arbeite

du arbeitest

er

sie arbeitet

es

wir arbeiten

ihr arbeitet

sie

arbeiten

Sie

ich reise

du reist

er

sie reist

es

wir reisen

ihr reist

sie

reisen

Sie

ich gebe

du gi bst

er

sie gi bt

es

wir geben

ihr gebt

sie

geben

Sie

ich trage

du trä gst

er

sie trä gt

es

wir tragen

ihr tragt

sie

tragen

Sie

Спряжение глаголов s ein , haben , werden следует запомнить наизусть.

sein

haben

werden

ich bin

du bist

er

sie ist

es

wir sind

ihr seid

sie

sind

Sie

ich habe

du hast

er

sie hat

es

wir haben

ihr habt

sie

haben

Sie

ich werde

du wirst

er

sie wird

es

wir werden

ihr werdet

sie

werden

Sie

2. Zahlwörter ( числительные ).

1 – eins 13 – dreizehn 20 - zwanzig

2 – zwei 14 – vierzehn 30 - dreißig

3 – drei 15 – fünfzehn 40 - vierzig

4 – vier 16 – sechzehn 50 - fünfzig

5 – fünf 17 – siebzehn 60 - sechzig

6 – sechs 18 – achtzehn 70 - siebzig

7 – sieben 19 – neunzehn 80 - achtzig

8 – acht 90 - neunzig

9 – neun 100 - hundert

10 – zehn 1000 - tausend

11 - elf

12 – zwölf

21- einundzwanzig

89 – neunundachtzig

173 – einhundertdreiundsiebzig

1359 – eintausenddreihundertneunundfünfzig

! Обозначение года читается иначе, чем обычное количественное числительное

в 1987 году – im Jahre neunzehnhundertsiebenundachtzig

в 1838году – achtzehnhundertachtunddreißig

Раздел III

В этом разделе представлены тексты для дополнительного чтения, работа над которыми осуществляется как под контролем преподавателя, так и в самостоятельном режиме.

TEXT 1

Ich heiße Manfred. Ich bin 22 Jahre alt. Ich komme aus Nürnberg. Ich wohne in der Bergstraße, 4. Ich bin Student. Ich stehe im zweiten Studienjahr. Ich studiere Mathematik. Ich habe viele Freunde. Ich habe Hobbys: Musik und Sport. Ich gehe oft ins Kino oder zur Disko.

TEXT 2

Das ist Angelika Wiechert. Sie kommt aus Dortmund. Jetzt lebt sie in Hamburg. Sie ist verheiratet und hat zwei Kinder. Frau Wiechert ist 34 Jahre alt und Ingenieurin von Beruf. Aber zurzeit ist sie Hausfrau. Die Kinder sind noch klein. Angelika Wiechert hat zwei Hobbys: Lesen und Surfen.

TEXT 3

Maja und Gottfried Matter wohnen in Brienz. Sie sind Landwirte und arbeiten zusammen. Maja ist 42, Gottfried ist 44 Jahre alt. Sie haben vier Kinder. Ein Junge studiert Elektronik in Basel, ein Mädchen lernt Bankkauffrau. Zwei Kinder sind noch Schüler. Aber sie möchten später nicht Landwirte werden.

TEXT 4

Katja Heinemann ist Ärztin von Beruf. Sie lebt in Leipzig. Sie ist 29 Jahre alt. Sie ist ledig und hat ein Kind. Katja spielt sehr gut Klavier. Sie besucht gern das Fitness-Zentrum. Das ist ihr Hobby.

TEXT 5

Klaus-Otto Baumer, Automechaniker. Er wohnt in Vaduz. Er hat dort eine Autofirma. Er ist 53 Jahre alt und verwitwet.

Herr Baumer ist oft in Österreich und in der Schweiz. Dort kauft und verkauft er Autos. Sein Hobby ist Reisen.

Словарь к уроку 1:


heißen – зваться, называться

wohnen – жить, проживать

studieren – учиться в вузе

haben – иметь

sein - быть

kommen - приходить

besuchen - посещать

führen - вести

stehen - стоять

dauern - длиться

arbeiten - работать

verdienen - зарабатывать

reichen – хватать, быть достаточным

bleiben - оставаться

leben - жить

lernen – учить, учиться

schreiben - писать

werden – становиться

widmen - посвящать

baden - купаться

finden - находить

zeichnen – рисовать, чертить

begrüßen - приветствовать

reisen - путешествовать

beißen – кусать, кусаться

lesen - читать

sprechen – говорить, разговаривать

sehen - видеть

nehmen - брать

empfehlen - советовать

geben - давать

essen - кушать

halten – 1.держать 2.читать (доклад, лекцию) 3. останавливать (ся)

zeigen - показывать

schlafen - спать

viel zu tun haben – иметь много дел

gehen – идти, ходить

kaufen - покупать

verkaufen - продавать

Spaß machen – доставлять удовольствие

im ersten Studienjahr stehen – быть на первом курсе

den Haushalt fühören – вести домашнее хозяйство

das Studium - учеба

die Prüfungszeit - сессия

der Direktstudent – студент дневного обучения

der Fernstudent – студент заочного обучения

das Geld - деньги

der Hund - собака

die Wohnung - квартира

Klavier spielen – играть на пианино

von Beruf sein – быть по профессии

nach Hause - домой

zu Hause - дома

die Tasche - сумка

das Leder - кожа

der Tisch - стол

der Kugelschreiber - ручка

das Wetter - погода

die Fachleute - специалисты

der Unterricht - занятия

der Tag - день

die Mutter - мать

der Vater - отец

die Familie - семья

der Familienstand – семейное положение

der Sohn - сын

die Tochter - дочь

die Oma - бабушка

der Opa - дедушка

der Vetter – двоюродный брат

die Kusine – двоюродная сестра

der Bruder - брат

die Schwester - сестра

die Tante - тетя

der Onkel - дядя

die Frau – женщина, жена

der Mann – мужчина, муж

das Mädchen – девочка, девушка

der Junge – мальчик, юноша

das Kind - ребенок

der Freund - друг

die Hausfrau - домохозяйка

der Landwirt - фермер

der Arzt - врач

das Gedicht - стихотворение

der Weg – путь, дорога

die Zeitung - газета

der Brief - письмо

der Rat - совет

die Vorlesung - лекция

das Buch - книга

der Winter -зима

der Sommer - лето

das Heft - тетрадь

das Zimmer - комната

die Ferien - каникулы

die Zeit - время

das Wörterbuch - словарь

das Lesen - чтение

das Surfen - серфинг

ledig sein – быть холостым / незамужней

verheiratet sein – быть женатым/ замужем

verwitwet sein – быть вдовцом / вдовой

geschieden sein – быть разведенным

selbstständig - самостоятельно

kalt - холодно

windig - ветрено

heute - сегодня

jetzt - сейчас

morgen - завтра

hier - здесь

schön - красивый

bald - скоро

viel - много

zurück - назад

zufrieden sein – быть довольным

momentan - сейчас

oft - часто

schlecht - плохо

warm - тепло

schlimm – плохо, ужасно

gesund - здоровый

interessant - интересный

amüsant - забавный

freundlich – приветливый, дружелюбный

zusammen - вместе


LEKTION 2

MEINE FAMILIE

Раздел I

Vorübung: Sprechen Sie dem Lehrer nach!

Bestehen, heißen, spielen, fahren, mögen, wohnen, haben;

Familie, Person, Mutter, Vater, Notarin, Beruf, Fahrer, Sohn, Bruder, Neffe, Opa, Oma, Kusine, Tochter, Onkel, Cousin, Verwandte;

groß, vier, mir, alt, älter, verheiratet, oft, geschieden.

Text: Meine Familie.

Meine Familie ist nicht groß. Sie besteht aus vier Personen: meiner Mutter, meinem Vater, meinem Bruder und mir. Meine Mutter heißt Valentina, sie ist 49 Jahre alt. Sie ist Notarin von Beruf. Mein Vater heißt Vladimir, er ist Fahrer von Beruf. Er ist 52 Jahre alt. Mein Bruder ist 23 Jahre alt, er ist 4 Jahre älter als ich. Er ist schon verheiratet und hat einen Sohn. Mein Neffe ist 2 Jahre alt. Ich spiele oft mit ihm. Mein Bruder heißt Oleg. Er ist Jurist von Beruf.

Meine Großeltern sind noch am Leben. Sie sind Rentner. Die Oma ist 73 Jahre alt und der Opa ist 76 Jahre alt. Sie wohnen mit uns. Meine Mutter hat eine Schwester, das ist meine Tante. Sie heißt Vera. Vera ist geschieden, aber hat eine Tochter, sie heißt Alina. Alina ist meine Kusine. Mein Vater hat einen Bruder, das ist mein Onkel Boris. Boris ist verheiratet und hat zwei Söhne. Das sind meine Cousins. Sie heißen Dima und Ivan. Sie sind 5 Jahre alt. Boris wohnt in Moskau. Einmal pro Jahr fahren wir zu Besuch. Ich mag meine Verwandten.

Übung 1: Ergänzen Sie die Sätze!

1. Meine Familie ...nicht groß.

2. Sie ... aus vier ...: meiner Mutter, meinem Vater, meinem Bruder und ....

3. Meine Mutter heißt Valentina, sie ist ...Jahre alt. Sie ist ... von Beruf.

4. Mein Vater heißt Vladimir, er ist Fahrer von .... Er ist ... Jahre alt.

5. Mein Bruder ist ... Jahre ..., er ist 4 Jahre ... als ich.

6. Er ist schon ... und hat einen Sohn. Mein ... ist 2 Jahre alt. Ich ... oft mit ihm.

7. Mein ...heißt Oleg. Er ist ... von Beruf.

8. Meine Großeltern sind noch am .... Sie sind Rentner.

9. Die ... ist 73 Jahre alt und der ... ist 76 Jahre alt. Sie ... mit uns.

10. Meine Mutter hat eine ..., das ist meine .... Sie ... Vera. Vera ist ..., aber hat eine ..., sie heißt Alina.

11. Alina ist meine ....

12. Mein Vater hat einen ..., das ist mein ... Boris. Boris ist ... und hat zwei .... Das sind meine ....

13. Sie ... Dima und Ivan. Sie ... 5 Jahre alt. Boris ... in Moskau.

14. Einmal pro Jahr ... wir zu Besuch. Ich ... meine ....

Übung 2: Transformieren Sie die Sätze in die sie-Form!

_________ Familie ist nicht groß. Sie besteht aus vier Personen: ________ Mutter, ________ Vater, _________ Bruder und ________. ________ Mutter heißt Valentina, sie ist 49 Jahre alt. Sie ist Notarin von Beruf. ________ Vater heißt Vladimir, er ist Fahrer von Beruf. Er ist 52 Jahre alt. _________ Bruder ist 23 Jahre alt, er ist 4 Jahre älter als _____. Er ist schon verheiratet und hat einen Sohn. _________ Neffe ist 2 Jahre alt. ____ spiel___ oft mit ihm. ________ Bruder heißt Oleg. Er ist Jurist von Beruf.

__________ Großeltern sind noch am Leben. Sie sind Rentner. Die Oma ist 73 Jahre alt und der Opa ist 76 Jahre alt. Sie wohnen mit ______. _________ Mutter hat eine Schwester, das ist __________ Tante. Sie heißt Vera. Vera ist geschieden, aber hat eine Tochter, sie heißt Alina. Alina ist _________ Kusine. ________ Vater hat einen Bruder, das ist _______ Onkel Boris. Boris ist verheiratet und hat zwei Söhne. Das sind _________ Cousins. Sie heißen Dima und Ivan. Sie sind 5 Jahre alt. Boris wohnt in Moskau. Einmal pro Jahr fahr ____ _______ zu Besuch. _____ _________ (mögen) _________ Verwandten.

Übung 3: Erzählen Sie den Text nach!

Übung 4: Sprechen Sie zu zweit. Gebrauchen Sie dabei folgende Fragen!

1. Wie groß ist deine Familie?

2. Wie heißt deine Mutter? Wie alt ist sie?

3. Wie heißt dein Vater? Wie alt ist er?

4. Sind deine Großeltern am Leben? Wie alt sind sie?

5. Hast du Geschwister? Einen Bruder oder eine Schwester? Wie alt sind sie?

6. Wo wohnen deine Verwandten?

7. Wie heißen deine Tanten und deine Onkel?

8. Hast du einen Neffen oder eine Nichte?

9. Wie oft besuchst du deine Verwandten?

Übung 5: Finden Sie die deutschen Äquivalente!

Мама- ____________, папа - _____________, брат -______________, сестра -_____________, бабушка -________________, дедушка -______________, бабушка + дедушка -_______________, мама + папа -_________________, тетя -______________, дядя -______________, двоюродный брат -_______________, двоюродная сестра -________________, племянник -__________________, племянница -__________________, тесть, свекор - ____________________, теща, свекровь - ___________________, невестка -________________, зять - _______________, золовка -________________, шурин -_______________, свояк -________________, свояченица -________________, мачеха -__________________, отчим -__________________, падчерица - __________________, пасынок -_______________.

Übung 6: Bilden Sie die Vokabeln!

Stief - Schwieger -

Jung

Groß Leib-

Eltern Vermählte

Vater

Sohn Mutter Tochter

z.B. groß + Mutter = die Großmutter

Übung 7: Bestimmen Sie das Geschlecht der Substantive!

_____ Zeitung ______ Handlung ______ Rose

_____Funktion ______Jurist ______Volvo

_____Ausdruck ______Schülerin ______Kenntnis

_____Wirklichkeit ______Bäckerei _____ Abitur

_____Schrift ______Märchen _____ USA

_____Stühlein ______Wohnung _____Schnee

_____Argument ______Antwort ______Rubel

_____Dozent ______ Freundin ______Salz

_____Gemälde ______Fehler ______Wein

_____Blümlein ______ Temperatur ______ Sucht

_____Frühling _____ Gesicht ______Automat

_____Maler ______Versammlung ______Zeitschrift

_____Professor ______Gebäude ______Schule

_____Architektur ­______Gang _____Kollege

_____Höflichkeit ______ Irrtum ______Freiheit

_____Polylog ______Mongolei ______Promenade

_____Kommunist ______Schaffner _____Influenz

_____Sprung ______Mexikaner _____ Lesen

_____Gymnast ______Löffelchen ______Bus

_____Marinist ______Akrobat _____Tulpe

_____Veilchen ______Bauer _____Computer

_____Ärger ______Schluss ______Schönheit

Übung 8: Bilden Sie die Pluralform von folgenden Substantiven!


das Ende-___________________ die Zeit-______________________

die Maus__________________ der Student-___________________

das Hotel-___________________ das Büchlein-__________________

der Vater-___________________ der Strauß-____________________

der Koffer-__________________ der Fachmann-_________________

das Buch-___________________ der Freund-____________________

der Gott-____________________ der Traktor-____________________

der Fehler-___________________ der Dialog-_____________________

die Hose-_____________________ der Mensch-____________________

der Hase-_____________________ der Tisch-_____________________

der Baum-____________________ der Publizist-___________________

das Zentrum-__________________ der Punkt-_____________________

das Komma-__________________ die Stadt-______________________

der Deutsche-_________________ das Kino-______________________

das Bett-_____________________ das Fenster-___________________

das Material-__________________ das Zimmer-___________________

das Gebäude-_________________ die Straße_____________________

das Theater-__________________ das Interesse___________________

das Diktat-___________________ das Haus____________________

das Spiel-___________________ der Typ-_____________________

das Kind-___________________ der Boulevard-________________

das Hemd-__________________ die Uhr-_____________________

das Restaurant-______________ der Arbeitstag-________________

das Gebirge-_________________ das Jahr-_______________________


Übung 9: Ergänzen Sie die fehlenden Formen!

Land

Hauptstadt

Nationalität

Sprache

Lettland

Madrid

der Bulgare

chinesisch

Japan

Paris

der Litauer

ungarisch

Rumänien

Moskau

der Deutsche

italienisch

Norwegen

Stockholm

der Amerikaner

Übung 10: Setzen Sie den bestimmten Artikel und das richtige Personalpronomen ein!

Beispiel – Das ist ein Auto. Das Auto ist modern. Es ist modern.

Das ist eine Frau. ______ Frau ist jung. ______ ist jung.

Das ist ein Mann. ______Mann ist krank. _____ ist krank.

Das ist eine Wohnung. _____ Wohnung ist klein. ______ ist klein.

Das ist ein Kind (n). _____Kind ist gesund. ____ist gesund.

Das ist eine Zeitung. ______ist frisch. _____ist frisch.

Das ist ein Wörterbuch (n). _____ist deutsch. _____ist deutsch.

Das sind Blumen. _____sind rot. _____sind rot.

Das ist ein Sessel. _____ist bequem. _____ist bequem.

Das ist ein Film. ______ist interessant. ______ist interessant.

Das sind Eltern. ______ Eltern sind alt. ______ sind alt.

Übung 11: Beantworten die Fragen!

Beispiel – Was ist das? Ist das ein Buch?

- Nein, das ist kein Buch, sondern eine Zeitschrift.

1. Was ist das? Ist das eine Zeitschrift?

Nein, das ist ________ Zeitschrift, sondern _______ Zeitung (f).

2. Was ist das? Ist das ein Mann?

Nein, das ist _______ Mann, sondern ______ Junge (m).

3. Was ist das? Ist das ein Sofa?

Nein, das ist _______ Sofa, sondern ________Stuhl (m).

4. Was ist das? Ist das eine Antwort?

Nein, das ist ______ Antwort, sondern _______Frage (f).

5. Was ist das? Ist das ein Glas?

Nein, das ist _____ Glas, sondern ________ Vase (f).

6. Was ist das? Ist das ein Haus?

Nein, das ist _____ Haus, sondern _______ Wohnung.

7. Was ist das? Ist das eine Stadt?

Nein, das ist _____Stadt, sondern _____ Dorf (n).

8. Was ist das? Ist das eine Bibliothek?

Nein, das ist _________ Bibliothek, sondern ______ Geschäft (n).

9. Was ist das? Ist das ein Kuli?

Nein, das ist _____ Kuli, sondern _____ Bleistift (m).

10. Was ist das? Ist das eine Kellnerin?

Nein, das ist _______ Kellnerin, sondern_______ Chefin (f).

Übung 12: Setzen Sie die Demonstrativpronomen ein !

1. _________ Bild ist neu. 2. _________ Schrank ist alt. 3. ________ Kind ist schön. 4. _________ Frauen sind gut. 5. __________ Computer ist modern. 6. _________ Oma ist jung. 7. _________ Kinder sind laut. 8. ___________ Mädchen ist diszipliniert. 9. ____________ Mann ist böse. 10. ________ Buch ist interessant.

Übung 13: Setzen Sie die richtigen Possessivpronomen ein!

1. Dieses Buch gehört ihm. Das ist ________ Buch. 2. Dieses Auto gehört ihr. Das ist ______ Auto. 3. Jenes Kleid gehört dem Mädchen. Das ist _______ Kleid. 4. Diese Bluse gehört der Mutter. Das ist _____ Bluse. 5. Dieses Haus gehört meinen Verwandten. Das ist ______ Haus. 6. Jene Wohnung gehört dem Lehrer. Das ist _______ Wohnung. 7. Jenes Bild gehört dem Kind. Das ist ________ Bild. 8. Dieser Stuhl gehört dem Vater. Das ist _________ Stuhl. 9. Dieses Geld gehört der Oma. Das ist ______ Geld. 10. Jene Zeitungen gehören dem Opa. Das sind ________ Zeitungen. 11. Diese Lampe gehört der Schwester. Das ist _________ Lampe. 12. Diese Karte gehört dem Bruder. Das ist ________ Karte.

Übung 14: Übersetzen Sie ins Deutsche!

1. Его машина старая. 2. Ее комната маленькая. 3. Его газета новая. 4. Их картина интересная. 5. Ее шкаф большой. 6. Ваш компьютер хороший. 7. Их книги интересные. 8. Ваши комнаты большие. 9. Мой дядя инженер. 10. Где живут твои родители? 11. Ваша машина черная? 12. Моя машина красная. 13. Какого цвета твоя мебель? 14. Ее блуза белая.

Übung 15: Bestimmen Sie die Farben!

1.Der Mond (луна) ist _______________. 2. Die Gurke ist ___________. 3. Die Birne (груша) ist _____________. 4. Die Wassermelone (арбуз) ist ____________. 5. Meine Augen (глаза) sind ____________. 6. Meine Hose (брюки) sind _____________. 7. Das Gras (трава) ist _______________. 8. Sein Gesicht (лицо) ist ____________. 9. Die Rose ist ____________. 10. Der Flieder (сирень) ist _____________. 11. Die Nelke (гвоздика) ist _____________.

Übung 16: Bilden Sie die Adjektive von folgenden Eigennamen!

1. Ich studiere an der ____________________ (Moskau) Akademie. 2. Er wohnt im ____________________ (Kaliningrad) Gebiet. 3. Mein Bruder studiert am ________________ (Kiev) Institut. 4. Ich mag ______________(die Schweiz) Käse. 5. Sie kommen aus __________________ (Saratov) Gebiet. 6. Ich habe zu Besuch meine ________________(Pensa) Verwandten. 7. Wir sind Studenten der _________________(Sankt-Petersburg) Universität.

Übung 17: Setzen Sie noch, noch nicht, schon, nicht mehr ein!

1. Meine Oma ist Rentnerin. Sie arbeitet ________________. 2. Mein Bruder arbeitet nicht. Er studiert ____________. 3. Meine Schwester lernt in der Schule. Sie ist ________ Schülerin. 4. Mein Onkel ist _____________ verheiratet. Er hat einen Sohn.

Übung 18: Üben Sie wie im folgenden Muster!

a) (m) Dosenöffner/ im Kühlschrank

Ich brauche einen Dosenöffner . – Der Dosenöffner ist im Kühlschrank!

(Pl.) Stecknadeln / im Nähkasten

Ich brauche Stecknadeln.Die Stecknadeln sind im Nähkasten.

1.(Pl.) Briefumschläge / im Schreibtisch 2.(Pl.) Briefmarken / in der Schublade 3.(m) Hammer / im Werkzeugkasten 4.(m) Kugelschreiber / auf dem Schreibtisch 5.(n) Feuerzeug / im Wohnzimmer 6.(Pl.) Kopfschmerztabletten / in der Hausapotheke 7.(n) Wörterbuch / im Bücherschrank 8.(m) Flaschenöffner / in der Küche

b) Im Warenhaus

(m) Schal

Ich möchte bitte einen Schal . – Wie gefällt Ihnen der Schal hier?

(Pl) Taschentücher

Ich möchte bitte Taschentücher . – Wie gefallen Ihnen die Taschentücher hier?

1.(n) Sporthemd 2.(f) Hose 3.(m) Wollrock 4.(m) Hut 5.(Pl) Handschuhe 6.(Pl) Wollsocken 7.(m) Pullover 8.(m) Mantel 9.(f) Jacke

(n) Fahrrad / 600 EUR

Hier haben wir ein Fahrrad für 600 Euro. – Nein, das Fahrrad ist mir zu teuer!

1.(m) Gebrauchtwagen /2500 EUR 4.(n) Motorrad / 3000 EUR

2.(f) Lederjacke / 250 EUR 5.(f) Kaffeemaschine / 180 EUR

3.(m) Elektroherd / 620 EUR 6.(f) Waschmaschine / 95o EUR

c) Bilden Sie den Plural.

Er schenkte mir ein Buch. Ich habe das Buch noch nicht gelesen.

Er schenkte mir Bücher. Ich habe die Bücher noch nicht gelesen.

1. Ich schreibe gerade einen Brief. Ich bringe den Brief noch zur Post. 2. Morgens esse ich ein Brötchen. Das Brötchen ist immer frisch. 3. Ich kaufe eine Zeitung. Ich lese die Zeitung immer abends. 4. Ich rauche eine Zigarette. Wo habe ich die Zigarette nur gelassen? 5. Sie hat ein Pferd. Sie füttert das Pferd jeden Tag. 6. Ich suche einen Sessel. Der Sessel soll billig sein. 7. Die Firma sucht eine Wohnung. Sie vermietet die Wohnung an Ausländer. 8. Er kaufte ihr einen Brillant. Er hat den Brillanten noch nicht bezahlt.

d) Bilden Sie den Singular.

Die Mücken haben mich gestochen. Die Mücke hat mich gestochen.

Die Firma sucht Ingenieure. Die Firma sucht einen Ingenieur.

1. Ich helfe den Schülern. 2. Sie hat Kinder. 3. Er liest Liebesromane. 4. Sie gibt mir die Bücher. 5. Er hat Hunde und Katzen im Haus. 6. Sie füttert die Tiere. 7. Wir leihen uns Fahrräder. 8. Er besitzt Häuser. 9. Er vermietet Wohnungen. 10. Er sucht noch Mieter. 11. Aber die Wohnungen sind zu teuer. 12. Vermieten Sie Zimmer? 13. Sind die Zimmer nicht zu teuer? 14. Hunde bellen, Katzen miauen.

Übung 19*: Ergänzen Sie den bestimmten oder unbestimmten Artikel im richtigen Kasus.

1.In ______ (f) Seeschlacht fand _____(m) Matrose Zeit, sich am Kopf zu kratzen, wo ihn ____ (n) Tierlein belästigte. Matrose nahm _____(n) Tierchen und warf es zu Boden. Als er sich bückte, um ______(n) Tier zu töten, flog _____(f) Kanonenkugel über seinen Rücken. _____ Kugel hätte ihn getötet, wenn er sich nicht gerade gebückt hätte. „Lass dich nicht noch einmal bei mir sehen!“ meinte _____Matrose und schenkte _____Tier das Leben.

Übung 20**: Ergänzen Sie den bestimmten Artikel im richtigen Kasus, aber nur, wo es notwendig ist.

A 1._____Rom ist die Hauptstadt von _____Italien. 2. Er liebt _____Deutschland und kommt jedes Jahr einmal in ____Bundesrepublik. 3._____Dreseden, _____Stadt des Barocks, liegt in _____Sachsen. 4._____schöne Wien ist ____ Österreichs Hauptstadt. 5._____Bern ist die Hauptstadt _____Schweiz, aber _____Zürich ist die größte Stadt des Landes. 6. Die Staatssprachen in ____Tschechischen und Slowakischen Republik sind Tschechisch und Slowakisch. 7.____Ankara ist die Hauptstadt ____Türkei. 8.____GUS ist ungefähr 62mal größer als ____Deutschland. 9._____Mongolei, genauer ______Mongolische Republik, liegt zwischen ____Russland und ____China. 10. In _____Nordamerika spricht man Englisch, in ____ Mittel- und Südamerika spricht man Spanisch. 11. In _____Vereinigten Staaten leben 250 Mio Menschen. 12. In ____Nordafrika liegen die arabischen Staaten. 13._____Arktis ist im Gegensatz zu _____Antarktis kein Erdteil. 14. Der offizielle Name von _____Holland ist ______Niederlande.

B 1. Morgens trinke ich ____Tee, nachmittags ____ Kaffee. 2. Schmeckt dir denn _____kalte Kaffee? 3. Er ist______ Engländer und sie ist ____ Japanerin. 4. Siehst du _____Japaner dort? Er arbeitet in unserer Firma. 5. Ich glaube an _____Gott. 6. Allah ist _____Gott des Islam. 7._____Arbeit meines Freundes ist hart. 8. Ich kann ohne ______Arbeit nicht leben. 9. Du hast doch _____Geld! Kannst du mir 100 Euro leihen? 10. Die Fabrik ist ____Tag und_____ Nacht in Betrieb. 11. Wollen Sie in eine Stadt ohne ____ Motorenlärm? Dann gehen Sie nach Zermatt in ____Schweiz, dort sind _____Autos und Motorräder für Privatpersonen nicht zugelassen. 12. Zu ______ Ostern besuche ich meine Eltern, in ____Ferien fahre ich in _____Alpen. 13. Wenn du ______Hunger hast, mach dir das Brot. 14. Mein Bruder will Ingenieur werden. Ich studiere _____Germanistik. 15. Sie als _____ Mediziner haben natürlich bessere Berufsaussichten.

C 1. Heute wird _____“Eugen Onegin“ gespielt. 2._____Erde dreht sich um ____Sonne. 3. Sie sieht wie _____Polin aus. 4. Ich gehe _____Milch und ____Brot kaufen. 5._____Karpaten sind besonders im Winter schön. 6._____Maler hat auf seinem Gemälde _____Paris der 20er Jahre dargestellt. 7._____kleine Hanna hat im Garten gespielt. 8.____Prellerstrasse liegt nicht weit von hier. 9._____Alexanderplatz mit seiner Weltzeituhr wurde zum Treffpunkt für viele Berliner und Touristen. 10. Warten Sie bitte nur _____Minute. 11. Als Kind trank er gern ____Milch. 12._____Duden ist ____beliebtes Nachschlagewerk. 13. Das ist ____rostfreier Stahl. 14._____Brocken ist ____höchste Berg des Harzes. 15.____Flasche Cola reicht bestimmt nicht. 16._____Baikal ist _____größte See in Südsibirien. 17._____Dresdner Zwinger ist täglich von 9.00 bis 17.00 Uhr geöffnet. 18. Sie will _____gesundes Leben führen. 19. ____ „Titanic“ ist 1914 gesunken. 20. Wo liegt ____Rathaus? 21. Kennt jemand ____Müller? 22. Er spielt heute ____Eugen. 23. ____Kölner Dom ist eine der schönsten Sehenswürdigkeiten der Stadt. 24.____deutsche Delegation flog mit ____Boeing. 25.___Parkplatz ist hier gebührenpflichtig.

Übung 21**: Ersetzen Sie die schräg gedruckten Substantive durch die entsprechenden Pronomen.

Einem alten Herrn war sein Hund entlaufen, den er sehr liebte. Der alte Herr suchte das Hündchen in allen Straßen und Gärten, aber der alte Herr konnte das Hündchen nirgendwo finden. Darum ließ der alte Herr in der Zeitung eine Belohnung ausschreiben. Wer dem alten Herr das Hündchen wiederbringt, bekommt 500 Euro Belohnung. Als das Hündchen nach drei Tagen noch nicht zurückgebracht war, rief der alte Herr wütend bei der Zeitung an. Aber der Pförtner konnte den alten Herrn nicht beruhigen und konnte dem alten Herrn auch keine genaue Auskunft geben, weil niemand von den Angestellten der Zeitung anwesend war. „Wo sind die Angestellten denn“, schrie der alte Herr aufgeregt, „warum kann ich mit keinem von den Angestellten sprechen?“ „Die Angestellten suchen alle nach Ihrem Hündchen“, antwortete der Pförtner.

Übung 22**: Ergänzen Sie die fehlenden Personalpronomen.

1. Kommst du morgen? Dann gebe ich______ das Buch. ______ ist sehr interessant. Gib ____ ______ zurück, wenn du _____ gelesen hast.

2. Besuchst _______ deinen Bruder? Gib _____ bitte dieses Geschenk. ______ ist von meiner Schwester. Ich glaube, sie mag_____.

3. Du hast noch meinen Computer. Gib ______ ______ zurück, ich brauche _____ dringend.

4. Hört mal, ihr zwei, ich habe so viele Blumen im Garten, _____könnt euch ruhig ein paar mitnehmen. ______ verwelken sonst doch nur.

5. Hier sind herrliche Äpfel aus Tirol, meine Dame. Ich gebe ______ ______ für drei Euro das Kilo. ______ sind sehr aromatisch.

6. “Kommst du morgen mit in die Disko?“ „_____ weiß noch nicht. _____rufe ____ heute Abend an und sage _____ Bescheid.

7. Wenn du das Paket bekommst, mach _____ gleich auf. Es sind Lebensmittel darin. Leg ____ gleich in den Kühlschrank, sonst werden ______schlecht.

8. Geh zu den alten Leuten und gib_____ die Einladung. _______ freuen sich bestimmt, wenn ____ ____ bekommen.

Übung 23: Präsentieren Sie Ihre eigene Familie!

Раздел II

В этом разделе вы найдете объяснение грамматического материала, используемого в данном уроке.

1. Определенный и неопределенный артикль и его склонение.

Артикль служит не только для обозначения рода, числа и падежа имени существительного, но и представляет обозначаемый данным существительным объект как данный, этот (выделенный из класса) или как некий, какой-то, какой-нибудь (не выделенный из класса). В русском языке и в других языках, не имеющих артикля, эти значения чаще всего выражаются только общим смыслом предложения.

Опред.артикль

Неопред.артикль

Род

Примеры

der

ein

Муж.род

der Mann, der Vater, der Stuhl

die

eine

Жен.род

die Frau, die Stadt, die Oma

das

ein

Сред.род

das Kind, das Zimmer, das Bild

die

-----

Множ.число

die Kinder, die Männer, die Frauen

Склонение определенного и неопределенного артиклей по падежам:

Падеж

Определенный артикль

Неопределенный артикль

m

n

f

Plural

m

n

f

N.

der

das

die

die

ein

ein

eine

G.

des

des

der

der

eines

eines

einer

D.

dem

dem

der

den

einem

einem

einer

A.

den

das

die

die

einen

ein

eine

(N. - Nominativ –именительный падеж , G. - Genitiv – родительный падеж , D.- Dativ - дательный падеж, A. - Akkusativ – винительный падеж; m- мужской род, n- средний род, f- женский род, Plural- множественное число.

Употребление определенного и неопределенного артиклей:

Неопред.артикль

ein, eine

Опред. артикль

der, das, die

Нулевой артикль

--------------------

1. используется при первом упоминании предмета, понятия, явления (какой-то из числа подобных):

Das ist ein Mann. Europa ist ein Kontinent. Polen ist ein Land. Hier liegt ein Heft.

2. перед названиями мер и единиц измерения:

eine Minute, eine Stunde, ein Dollar, ein Meter, ein Glas Milch, ein Teller Suppe

1.используется перед названиями морей, рек, озер, гор, планет, сторон света:

der Atlantik, der Rhein, der Mars, der Süden

1. перед названиями стран женского и мужского рода:

der Iran, der Irak, die Schweiz, die Türkei, die Slowakei

2. при повторном названии предмета:

Das ist ein Student. Der Student heißt Peter.

3. перед названиями предметов и явлений, единственных в своем роде:

die Sonne, der Mond, der Himmel, die Ermitage; Der Lehrer kommt und die Stunde beginnt.

4. перед порядковыми числительными и прилагательными в превосходной степени:

der zweite November, der beste Freund

1.перед именами собственными, названиями городов и стран среднего рода:

Hans, Berlin, Kanada

2. при первом упоминании во множественном числе:

Hier liegen Bücher.

3. перед названиями вещественных, неисчислимых понятий:

Ich trinke Kaffee. Ich esse Brot.

4. перед названиями профессий, конфессии, национальности:

Ich bin Lehrer. Er ist Deutscher.

5. перед названиями времен года, дней недели, церковных праздников в следующих предложениях:

Es ist Winter. Es ist Sonntag. Es ist Weihnachten.

6. в обращениях и в приветствиях:

Herr Lange! Guten Tag!

7. если перед существительным стоит притяжательное местоимение или числительное:

zwei Kinder, mein Vater

2. Определение рода существительных по аффиксам и по значению.

Определение рода существительных по аффиксам:

m

n

f

-er Lehrer

-ker Mechaniker

-ner Schaffner

-ler Wissenschaftler

-ling Lehrling