Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое удк 796/799 (075. 8) Печатается по решению ббк 74. 267. 5я73 редакционно-издательского

 

             

Пособие учебно-методическое удк 796/799 (075. 8) Печатается по решению ббк 74. 267. 5я73 редакционно-издательского

Чеснова Е.Л.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование

Учебно-методическое пособие

УДК 796/799 (075.8) Печатается по решению

ББК 74.267.5я73 редакционно-издательского

Ч – 51 совета КузГПА

ISBN 978-5-8547-527-5 (протокол № 10 от 04.06.09)

Рецензенты: Коновалова Н.Г. доктор мед. наук, проректор по научной работе ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»;

Ромашевская Н.И. к. п. н., зав. кафедрой спортивных дисциплин ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»;

Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - 222 с.

Учебно-методическое пособие по предмету «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности 050720 Физическая культура и включает: тематику и содержание лекционных и практических занятий, контрольные вопросы, темы творческих проектов, тесты для контроля знаний, вопросы для самоконтроля, вопросы к зачету, список литературы, приложения. Курс изложен по модульному принципу, позволяющему варьировать объем и сложность освещения отдельных разделов с учетом задач подготовки специалистов и уровня знаний студентов.

УДК 796/799 (075.8)

ББК 74.267.5я73

Ч – 51

ISBN 978-5-8547-527-5

© Кузбасская государственная педагогическая академия

(КузГПА), 2010-06-09

© Чеснова Елена Львовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………........................

5

Специфика авторской концепции………………………………………….

10

Организация учебного процесса по ПФСС………………………………...

13

Модульно-рейтинговая система обучения педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию…………………

16

Модульная структура дисциплины………………………………………..…

16

Базовые модули дисциплины…………...……………………………….......

16

Дидактическая структура модулей…………………………………………..

18

Технологическая карта дисциплины…………………………………………

22

Требования к уровню подготовки студентов………………………………..

26

Рекомендации студенту по усвоению программы дисциплины и критерии оценки учебной деятельности студента по предмету……..…….

29

Листы рейтинг-контроля по базовым модулям………………...………..….

33

Модуль 1. «Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту» ………………………..

39

Лекция 1. «Деятельность педагога по физической культуре, тренера по виду спорта, основные составляющие их профессионализма»………..…..

39

Лекция 2. «Спорт и его роль в обществе, функции, типы, виды спорта»…………………………………………………………………………

45

Модуль 2. «Физическая подготовка в спорте»……………………...

54

Лекция 1. «Физическая подготовка. Технология физической подготовки. Задачи, средства, методы»…………………………………………………..

54

Лекция 2. «Структура и методика развития физических качеств. Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков и совершенствования технико-тактического мастерства»…………………...

60

Модуль 3. «Техническая подготовка в спорте»…………………….

97

Лекция 1. «Спортивная техника как система элементов движений, направленных на решение двигательных задач в процессе соревновательной деятельности»…..………… …………………………...

97

Лекция 2. «Технология обучения технике спортивных двигательных действий. Структура обучения, задачи, средства и методы на этапах обучения». …………………………………………..……………………….

99

Модуль 4. «Тактическая подготовка в спорте»……………………..

107

Лекция 1. «Спортивная стратегия и тактика. Организация коллективных и индивидуальных действий. Функции спортсменов в процессе спортивной борьбы»…………………………………………………………..

107

Лекция 2. «Технология обучения тактике. Задачи, средства, методы тактической подготовки»…………………………………………………..…

111

Модуль 5. «Система повышения уровня спортивных достижений»………………………………………………………………….

118

Лекция 1. «Многолетняя подготовка спортсменов. Принципы спортивной тренировки»…………………………………………………………………….

118

Лекция 2. «Циклический характер структуры тренировочного процесса»...........................................................................................................

130

Лекция 3. «Соревнования и соревновательная деятельность в спорте»….

142

Модуль 6. «Управление многолетней подготовкой спортсменов»..

148

Лекция 1. «Спортивная ориентация и отбор. Связь отбора с многолетней подготовкой спортсменов на всех этапах и всех уровнях»………………..

148

Лекция 2. «Управление подготовкой спортсменов»………..……………...

167

Лекция 3. «Моделирование и прогнозирование в спортивной тренировке»…………………………………………………………………..

171

Лекция 4. «Планирование как функция управления. Планирование изучения программного материала в многолетнем аспекте, в годичном цикле, по этапам, неделям, отдельным тренировочным занятиям»………………………………………………………………….…..

181

Лекция 5. «Мониторинг (комплексный контроль) как функция управления. Коррекция тренировочного процесса на основе результатов мониторинга»………….……………………………………………………..

188

Использованная литература………………………………..…………………

196

Рекомендуемая литература……………………………………..…………...

198

Приложения……………………………………………..…………………..

200


Введение

Настоящее учебно-методическое пособие по предмету «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» адресовано студен­там факультетов физической культуры педагогических вузов и написано в соответствии с Государственным образовательным стандар­том высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по спе­циальности 050720 -«Физическая культура».

Для достижения должного уровня профессиональной готовно­сти выпускника в ГОС ВПО определены «требования к уровню подготовки», которые служат критериями эффектив­ности профессиональной подготовки студентов. В требованиях ГОС ВПО четко просматривается целевая установка на освоение профессиональ­ной деятельности как целостного явления.

Дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» (ПФСС) направлена на решение важней­шей задачи - формирование у студентов целостного представле­ния о профессиональной деятельности специалиста в сфере фи­зической культуры и спорта. Эта дисциплина призвана обес­печить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональ­ной деятельности специалиста и привить студентам навыки прак­тической реализации основных теоретических положений через специфику отдельного вида спорта. Это значит, что все формы занятий по содержанию должны отражать особенности избранного вида спорта, развивая, конкретизируя на его предметной основе поло­жения теории и методики физвоспитания.

Дисциплина ПФСС предусматривает решение двух главных задач. Пер­вая задача - раскрыть технологию труда преподавателя физичес­кой культуры и тренера по виду спорта; вторая - сформировать у студентов - будущих преподавателей физической культуры и спорта основы техники в избранном виде спорта, обеспечить до­статочный уровень спортивной подготовленности. Основные цели и задачи дисциплины вытекают из основных направлений модернизации педагогического образования, которая осуществляется в русле ан­тропологических и аксиологических подходов. Отмеченные подходы в профес­сиональном образовании, предполагают выделение в качестве главной цели - формирование профессионального мышления педагога, основан­ного на осознании сущности своей профессиональной деятельности.

Дисциплина ориентирует на подготовку к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической; организационно-управленческой, физкультурно-спортивной, оздоровительно-рекреативной профессиональной деятельности.

Цель дисциплины Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование - совершенствовать профессиональную и спортивную подготовку студентов на основе одного из базовых физкультурно-спортивных видов, способствовать социализации, формированию общей культуры личности для осуществления процесса обучения физической культуре в учреждениях системы среднего общего полного образования.

Задачи:

· ознакомить с технологией труда педагога по физической культуре и спортивного тренера;

· совершенствовать профессиональные умения физкультурно-спортивной деятельности на модели избранного вида спорта;

· сформировать технико-тактический арсенал избранного вида спорта и повысить уровень физической подготовленности;

· обеспечить достаточный уровень спортивной подготовки.

Изучение дисциплины направлено на формирование у студента следующих профессиональных компетенций:

· социально-педагогической (обеспечивает жизнедеятельность специалиста в сфере его профессионально-педагогической деятельности и адекватность его взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса);

· организационно-методической (включает в себя высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения специфических педагогических задач);

· профессионально-личностной ( предполагает наличие способности будущего специалиста входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности);

· социально-педагогической (обеспечивает адекватность взаимодействия педагога со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса).

При составлении программы предмета «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» использована модульно-рейтинговая технология. Предмет разделен на шесть модулей, каждый из которых включает в себя несколько учебных элементов (УЭ). Распределение модулей по учебным курсам следующее:

1 курс - модуль 1 «Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту»;

2 курс - модуль 2 «Физическая подготовка в спорте», модуль 3 «Техническая подготовка в спорте»;

3 курс - модуль 4 «Тактическая подготовка в спорте», модуль 5 «Система повышения уровня спортивных достижений»;

4 курс - модуль 6 «Управление многолетней подготовкой спортсменов»

Итоговая оценка качества усвоения знаний, умений и навыков в конце учебного курса включает в себя результаты внутримодульного обучения и результаты сдачи зачета по пройденному курсу.

Модульно-рейтинговая система призвана учесть всю активную деятельность студентов, связанную с процессом приобретения зна­ний, умений, навыков, и является системой, которая организует учебный процесс и влияет на его эффективность.

Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с теорией физического воспитания, с другой - с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-ме­тодические и практические вопросы формирования профессиональ­ных умений педагога по физической культуре и спорту.

Технология обучения профессиональной деятельности имеет следующие особенности: в процессе теоретических занятий излагаются теоре­тико-методические положения обучения двигательным действи­ям и развития физических качеств, определяются пути прак­тической реализации полученных знаний на материале избранного вида спорта; в процессе практических занятий форми­руются двигательные умения и навыки, происходит развитие фи­зических качеств и освоение специальных знаний, способствую­щих более быстрому и качественному становлению навыков. В качестве составляющих системы обучения профессиональной деятельности можно выделить следующие: профессиональная деятельность; преподаватель, преподавание; студент, уче­ние; целостная профессия специалиста по физической культу­ре и спорту (Таблица 1).

В качестве компонентов обучения профессиональной деятельности, можно выделить: фиксацию в сознании преподавателя позиций «чему учить» и «как учить»; фиксацию в сознании студента позиций «чему учиться» и «как учиться», мотивацию активного учения; совместную деятельность преподавателя и студента по освое­нию профессиональной деятельности специалиста.

Таким образом, правомерно считать, что студент не только объект и субъект обучения двигательному действию, но одновре­менно объект и субъект обучения профессиональной деятельно­сти.

Технология обучения профессиональной деятельно­сти включает в себя этапы (Таблица 1):

1. Создание пред­ставления о про­фессии педагога по физической культуре;

Таблица 1

Технология обучения профессиональной деятельности специалиста по физической культу­ре и спорту.

Предмет обучения

профессиональная деятельность педагога по физической культуре

Предмет преподавания -профессиональная деятельность. Обучающий (пе­дагог, субъект обучения), его профес­сионализм, технология преподавания

Предмет учения - профессиональная деятельность. Обучаемый (студент, субъект обучения), его способности к учению, технология учения

Интегрированная деятельность обучающего и обучаемого

Этапы формирования профессиональной готовности выпускника

Выполнение студентом роли обучаемого двига­тельным навыкам и качествам, спе­циальным знаниям. Создание профес­сиональной двигательно-спортивной базы педагога по физической куль­туре. Рефлексив­ное сопровожде­ние обучаемым технологических воздействий обучающего (преподавателя).

Изучение закономерностей форми­рования двигательных навыков и развития физических качеств; Рефлексивная оценка педагогической техники и технологии в процессе совместного уча­стия в обучении преподавателя и студента.

Выполнение студентом роли обучаемого педагогической техно­логии, овладение им арсеналом профессиональных умений и навыков, знаний; выполне­ние отдельных функций обучаю­щего на сокурс­никах, в учебной практике.

Выполнение студентом роли обучающего (педа­гога по физической культуре) Формирование це­лостной структуры профессиональной деятельности педа­гога по физической культуре на основе интегрирования профессиональных умений и навыков, актуализации зна­ний в методической деятельности

Создание пред­ставления о про­фессии педагога по физической культуре («образа»)

Детализация образа педагога по физической культуре

Обуче­ние элементам профессии педаго­га по физической культуре по «образу»

Обучение профес­сии педагога по физической культуре

Предмет обучения: профессиональная деятельность педагога по физической культуре на основе базовых физкультурно-спортивных видов

Процесс обучения: совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению профессии педагога по физической культуре, современные технологии, виды прак­тик на основе физкультурно-спортивных дисциплин

Результат обучения: целостная профессия педагога по физической культуре и спорту. Высокий уровень про­фессиональной подготовки выпускника

2. Детализация образа педагога по физической культуре;

3. Обуче­ние элементам профессии педаго­га по физической культуре по «образу»;

4. Обучение профес­сии педагога по физической культуре.

Специфика авторской концепции

Специфика авторской концепции предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности и специфики предмета. В основе концепции лежит необходимость перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических занятиях, а так же в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при выполнении индивидуальных заданий. Для активизации самостоятельной работы по предмету ПФСС обеспечены:

1. Полезность выполняемой работы. Лучшие работы студентов используются в лекционном курсе, в методических пособиях, при подготовке публикаций, поэтому отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Так же результаты работы, проделанной студентом, могут быть применены в профессиональной деятельности.

2. Участие студентов в творческой деятельности. С лучшими проектами студенты участвуют в научно-исследовательской и методической работе, проводимой на кафедре спортивных дисциплин.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (используются накопительные оценки, тесты, рейтинг по дисциплине).

Основное направление построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Для реализации этого пути разработаны методики и формы организации аудиторных занятий, способные обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в организации СРС по предмету принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.

Организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая работа. Активность работы студентов на практических занятиях усилена введением формы СРС, сущность которой состоит в том, что каждый студент получает свое индивидуальное задание, связанное со спецификой вида спорта. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний.

Практические занятия организуются следующим образом:

1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Опрос.

3. Объяснение и подготовка к выполнению самостоятельных заданий.

4. Выполнение самостоятельного задания в индивидуальном режиме.

Для проведения занятий имеется большой банк заданий для самостоятельного решения, причем эти задания дифференцированы по степени сложности. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс тестирования в течение 5, максимум - 10 минут. По материалам модуля студенту выдаются обязательные задания и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подводятся итоги его изучения, обсуждаются оценки каждого студента, выдаются дополнительные «бонусные» задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Рейтинговая оценка учитывает все дополнительные виды работ. Продукты своей самостоятельной работы студент сохраняет в портфолио, которое формируется на протяжении всего курса обучения предмету (Приложение 2). Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Введены следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;

- итоговый контроль по окончании изучения модуля;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Весьма полезным является тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает выявить структуру знаний студентов и на этой основе индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов.

Организация учебного процесса по ПФСС

Изучение дисциплины ПФСС имеет ряд особенностей, отли­чающих ее от других дисциплин учебного плана.

Во-первых, учебные группы здесь формируются с учетом вида спорта и подготовленности, студентов принятых в вуз. Это дает возможность избежать лишних затрат времени на начальное освоение основ вида спорта и создать повышенный интерес к занятиям.

Во-вторых, курс ПФСС изучается на всем протяжении обуче­ния в вузе. Это создает благоприятные условия для получения сту­дентами в процессе профессиональной подготовки полезной ин­формации из других дисциплин учебного плана, прежде всего предметного цикла.

В-третьих, студент имеет возможность повысить уровень спортивной подготовленности в избранном виде спорта.

В-четвертых, с учебной группой ПФСС с первого до послед­него курса работает, как правило, один и тот же преподава­тель.

Дисциплина реализуется в форме лекций, практических, индивидуальных, самостоятельных занятий сту­дентов. Она органически связана с видами практик студентов в общеобразовательных, дет­ско-юношеских спортивных школах.

На лекциях излагаются сведения о сущности спорта, о технологии труда тренера, педагога по физической культуре и спорту, теория и методика обучения спортивным навыкам, рас­сказывается о системе спортивной подготовки, о тренировке и соревнованиях и т.д.

На практических занятиях углубляются и проверяются знания студентов по основным вопросам дисциплины ПФСС.

На практических занятиях по виду спорта студенты осваивают навыки трени­ровочной и соревновательной деятельности. В процессе практических занятий студент познает «роль обучаемого»; по­лучает сведения о процессах, происходящих в организме обучае­мого в момент обучения; знакомится с «технологией обучения»; овладевает элементами «педагогической техники» - про­фессиональными умениями и навыками обучающего преподава­теля, тренера, осваивает методы научных исследований, педаго­гического контроля, навыки самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов - это изучение и рефери­рование литературных источников, изучение и составление раз­личной документации (индивидуальные планы, дневники и т.д.), проведение наблюдений, выполнение домашних заданий по тео­рии и практике (физической и технико-тактической подготовке), проведение исследований по курсовой, выпускной квалификаци­онной работе, участие в соревнованиях, судейство соревнований.

Учебные группы ПФСС формируются с учетом вида спорта и уровня подготовленности студентов, принятых в вуз на факультет физической культуры и спорта. В начале учебного года студенты, поступившие на I курс, пишут за­явление о записи на занятия ПФСС по конкретному виду спорта. В течение первого года обучения студент имеет право изменить спе­циализацию с окончательным закреплением в группе ПФСС в конце учебного года. Лекции читаются для каждого курса потоком, в них излагаются об­щие для всех видов спорта положения и сведения по основным вопро­сам спортивного и профессионально-педагогического совершенство­вания. Практические занятия по виду спорта проводят преподаватели, ответственные за группы ПФСС по видам спорта. Задача занятий по виду спорта состоит в овладении техникой и тактикой избранного вида спорта, а также в повышении уровня конди­ционной и координационной подготовки. Задача соревновательной дея­тельности - возможно более полная реализация своих возможностей с целью выполнения разряда или получения звания в соответствии с Еди­ной всероссийской спортивной классификацией.

На старших курсах некоторым студентам занятия по виду спорта за­меняются занятиями с учениками ДЮСШ или общеобразовательных школ.

Модульно-рейтинговая система обучения предмету

«Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»

Модульная структура дисциплины

№ п/п

Название модуля

Лекции

Практические

занятия

Практические занятия по виду спорта

Самостоятельная

работа

1.

Основные

составляющие профессионализма

педагога по физической культуре

и спорту

16

16

56

88

2.

Физическая подготовка в спорте.

8

8

24

40

3.

Техническая подготовка в спорте

8

8

22

38

4.

Тактическая подготовка в спорте

8

8

12

28

5.

Система повышения уровня

спортивных достижений.

8

8

28

44

6.

Управление многолетней подготовкой спортсменов

16

32

66

114

Базовые модули дисциплины

Модуль 1. Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту

У.Э. 1.1. Деятельность педагога по физической культуре, тренера по виду спорта, основные составляющие его профессионализма

У.Э. 1.2. Спорт и его роль в обществе, функции, типы, виды спорта.

Модуль 2. Физическая подготовка в спорте

У.Э. 2.1. Физическая подготовка. Технология физической подготовки. Задачи, средства, методы.

У.Э. 2.2. Структура и методика развития физических качеств. Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков и совершенствования технико-тактического мастерства.

Модуль 3. Техническая подготовка в спорте

У.Э. 3.1. Спортивная техника как система элементов движений, направленных на решение двигательных задач в процессе соревновательной деятельности.

У.Э. 3.2. Технология обучения технике спортивных двигательных действий. Структура обучения, задачи, средства и методы на этапах обучения.

Модуль 4. Тактическая подготовка в спорте

У.Э. 4.1. Спортивная стратегия и тактика. Организация коллективных и индивидуальных действий.

У.Э. 4.2. Технология обучения тактике. Задачи, средства, методы тактической подготовки.

Модуль 5. Система повышения уровня спортивных достижений

У.Э. 5.1. Многолетняя подготовка спортсменов. Принципы спортивной тренировки.

У.Э. 5.2. Циклический характер структуры тренировочного процесса.

У.Э. 5.3. Соревнования и соревновательная деятельность в спорте.

Модуль 6. Управление многолетней подготовкой спортсменов

У.Э. 6.1. Спортивная ориентация и отбор. Связь отбора с многолетней подготовкой спортсменов на всех этапах и всех уровнях.

У.Э. 6.2. Управление подготовкой спортсменов.

У.Э. 6.4. Моделирование и прогнозирование в спортивной тренировке.

У.Э. 6.5. Планирование как функция управления. Планирование изучения программного материала в многолетнем аспекте, в годичном цикле, по этапам, неделям, отдельным тренировочным занятиям.

У.Э. 6.6. Мониторинг (комплексный контроль) как функция управления. Коррекция тренировочного процесса на основе результатов мониторинга

Дидактическая структура модулей

Дидактическая структура модуля 1

«Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту»

Виды занятий и работ

Темы

Трудоем­кость (час)

Лекции

1. Педагогическая сущность профессиональной деятельности преподавателя, тренера в физическом воспитании

2. Спорт и его роль в обществе, функции, типы, виды спорта.

8

8

Практические занятия

1. Требования к профессиональной деятельности современного педагога и тренера.

2. Понятие профессионализма в сфере физического воспитания и спорта.

3. Методы индивидуальной работы со спортсменами

4

6

6

Практические занятия по избранному виду спорта

1. Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

56

Темы для ВСРС

1. Уровни деятельности педагога по физической культуре, тренера по виду спорта, основные составляющие его профессионализма.

2. Особенности профессиональной деятельности современного педагога и тренера по виду спорта.

3. Функции педагога-тренера

4. Повышение спортивной квалификации в избранном виде спорта

2

2

2

82

Дидактическая структура модуля 2

«Физическая подготовка в спорте»

Виды занятий и работ

Темы

Трудоем­кость (час)

Лекции

1. Физическая подготовка. Технология физической подготовки. Задачи, средства, методы.

2. Структура и методика развития физических качеств. Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков, в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов.

2

6

Практические занятия

1. Критерии физической подготовленности спортсменов.

2. Методы спортивной тренировки.

3. Тренировочные средства в решении задач физического воспитания

2

2

4

Практические занятия по избранному виду спорта

1. Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

24

Темы для ВСРС

1. Общеподготовительные и специальноподготовительные упражнения в избранном виде спорта

2. Характеристика и особенности базовых двигательных качеств в избранном виде спорта.

3. Повышение уровня развития физических качеств в избранном виде спорта

4

4

32

Дидактическая структура модуля 3

«Техническая подготовка в спорте»

Виды занятий и работ

Темы

Трудоем­кость (час)

Лекции

1. Спортивная техника как система элементов движений, направленных на решение двигательных задач в процессе соревновательной деятельности.

2. Технология обучения технике спортивных двигательных действий. Структура обучения, задачи, средства и методы на этапах обучения.

4

4

Практические занятия

1. Особенности техники избранного вида спорта.

2. Кинематические, динамические, ритмические, анатомические характеристики техники (на материале избранного вида спорта).

4

4

Практические занятия по избранному виду спорта

1.Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

22

Темы для ВСРС

1. Повышение надежности техники в условиях сбивающих факторов, характерных для соревнований по избранному виду спорта

2. Критерии технической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта

3. Ошибки в технике и их причины

4. Повышение уровня технической подготовленности в избранном виде спорта

8

2

2

26

Дидактическая структура модуля 4

«Тактическая подготовка в спорте»

Виды занятий и работ

Темы

Трудоем­кость (час)

Лекции

1. Спортивная стратегия и тактика. Организация коллективных и индивидуальных действий. Функции спортсменов в процессе спортивной борьбы.

2. Технология обучения тактике. Задачи, средства, методы тактической подготовки.

4

4

Практические занятия

1. Повышение надежности тактических действий в условиях сбивающих факторов, характерных для соревнований по избранному виду спорта

2. Критерии оценки тактики.

4

4

Практические занятия по избранному виду спорта

1.Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

12

Темы для ВСРС

1. Спортивная стратегия и тактика избранного вида спорта.

2. Организация коллективных и индивидуальных действий в избранном виде спорта.

3. Технология обучения тактике. Задачи, средства, методы тактической подготовки в избранном виде спорта.

4. Тактическая подготовка в избранном виде спорта

2

2

2

22

Дидактическая структура модуля 5

«Система повышения уровня спортивных достижений»

Виды занятий и работ

Темы

Трудоем­кость (час)

Лекции

1. Многолетняя подготовка спортсменов. Принципы спортивной тренировки

2. Циклический характер структуры тренировочного процесса.

3. Соревнования и соревновательная деятельность в спорте.

4.

4

2

2

Практические занятия

1. Организация спорта на различных уровнях.

2. Правила, положения, календари соревнований и классификационные системы как организующие факторы в спорте.

3. Тренировка и тренировочная деятельность, связь с соревновательной деятельностью

2

2

4

Практические занятия по избранному виду спорта

1.Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

28

Темы для ВСРС

1. Специфика построения тренировки с учетом особенностей вида спорта, соревновательной практики, всей системы подготовки в избранном виде спорта.

2. Повышение спортивной квалификации в избранном виде спорта

4

40

Дидактическая структура модуля 6

«Управление многолетней подготовкой спортсменов»

Виды

занятий и работ

Темы

Трудо-

ем­кость (час)

Лекции

1. Спортивная ориентация и отбор. Связь отбора с многолетней подготовкой спортсменов на всех этапах и всех уровнях

2. Управление подготовкой спортсменов.

3. Содержание модельных характеристик по основным компонентам соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации. Модельные характеристики тренировочной деятельности

4. Планирование как функция управления. Планирование изучения программного материала в многолетнем аспекте, в годичном цикле, по этапам, неделям, отдельным тренировочным занятиям.

5. Комплексный контроль как функция управления. Коллективное и индивидуальное управление подготовкой спортсменов.

6

4

2

2

2

Практические занятия

1. Специфика задач и методика тренировки на определенных этапах тренировочного процесса в избранном виде спорта.

2. Характеристика нагрузок, компоненты тренировочных нагрузок. Связь соревнований и тренировочной нагрузки.

3. Дифференцирование тренировочных нагрузок на основе сроков восстановления.

4. Применение фармакологических средств восстановления в спорте.

5. Типы малых и средних циклов подготовки в зависимости от задач этапов подготовки, характера тренировочных нагрузок.

6. Педагогические, психологические, медико-биологические средства и методы контроля.

7. Использование специальной информации в работе тренера и спортсмена.

8. Определение фаз восстановления по данным ЧСС.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта.

4

4

4

4

4

4

4

4

Практические занятия по избранному виду спорта

1.Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта

66

Темы для ВСРС

1. Средства восстановления в спорте. Педагогические, психологические, медико-биологические, профилактико-реабилитационные.

2. Приемы получения специальной информации в работе тренера и спортсмена.

3. Методики и приемы самоконтроля спортсмена.

4. Целевые нормативы по видам подготовки. Связь нормативов с модельными характеристиками соревновательной и тренировочной деятельности.

5. Дневник самоконтроля спортсмена

9. Повышение спортивной квалификации в избранном виде спорта.

4

4

4

4

4

94

Технологическая карта дисциплины

«Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»

№ п/п

Формы работы

Количество возможных баллов

Количество баллов

по модулю

Модуль 1 (1курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

81

2.

Посещение лекции с конспектированием (16 часов)

16

3.

Посещение практического занятия (16 часов)

16

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (56 часов)

28

Обязательные задания

5.

Проанализировать деятельность педагога тренера в избранном виде спорта (-доклад)

5

6.

Составить картотеку методической литературы тренера по избранному виду спорта

5

7.

Анализ состояния и перспектив развития избранного вида спорта.

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

81

Выборочные («бонусные») задания

5

8.

Резюме представление себя (видео-презентация спортивной деятельности)

5

9.

«Я концепция» саморазвития (письменный рассказ – сочинение)

5

10.

Составление терминологического словаря по модулю

5

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Модуль 2 (2 курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

44

2.

Посещение лекции с конспектированием (8 часов)

8

3.

Посещение практического занятия (8 часов)

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (24 часа)

12

Обязательные задания

6.

Составить общеподготовительные и специальноподготовительные упражнения направленные на развитие базового двигательного качества в избранном виде спорта

5

7.

Разработать конспект тренировочного занятия направленного на развитие базового двигательного качества в избранном виде спорта.

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

44

Выборочные («бонусные») задания

5

8.

Подобрать критерии оценки физической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта

5

9.

Составить опорный конспект по теме: «Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков».

4

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Модуль 3 (2 курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

43

2.

Посещение лекции с конспектированием (8 часов)

8

3.

Посещение практического занятия (8 часов)

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (22 часа)

11

Обязательные задания

6.

Описать технику избранного вида спорта ()

5

7.

Проанализировать степень владения техническими элементами в избранном виде спорта (таблица)

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

43

Выборочные («бонусные») задания

5

8.

Составить тесты, ребусы, кроссворды по теме техническая подготовка в избранном виде спорта

4

9.

Составить тест для взаимоконтроля

5

10.

Подготовить видео-презентацию по теме «Современная техника избранного вида спорта»

5

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Модуль 4 (3 курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

38

2.

Посещение лекции с конспектированием (8 часов)

8

3.

Посещение практического занятия (8 часов)

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (12 часов)

6

Обязательные задания

6.

Описать тактику избранного вида спорта ()

5

7.

Проанализировать степень владения тактическими элементами в избранном виде спорта (таблица)

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

38

Выборочные («бонусные») задания

5

8.

Составить тесты, ребусы, кроссворды по теме тактическая подготовка в избранном виде спорта

4

9.

Составить тест для взаимоконтроля

4

10.

Подготовить видео-презентацию по теме «Современная тактика избранного вида спорта»

5

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Модуль 5 (3 курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

46

2.

Посещение лекции с конспектированием (8 часов)

8

3.

Посещение практического занятия (8 часов)

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (28 часов)

14

Обязательные задания

6.

Составить макроцикл подготовки спортсмена в избранном виде спорта, учитывая календарь соревновательной деятельности и задачи подготовки на различных периодах и этапах

5

7.

Составить положение о проведении, соревнований

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

46

Выборочные («бонусные») задания

5

8.

Составить тесты, ребусы, кроссворды по теме соревнования и соревновательная деятельность в избранном виде спорта

4

9.

Представить календарь соревнований в избранном виде спорта

4

10.

Видео-презентация индивидуального спортивного профиля

5

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Модуль 6 (4 курс)

1.

Входной контроль (тестирование)

2

95

2.

Посещение лекции с конспектированием (16 часов)

16

3.

Посещение практического занятия (32 часа)

32

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта (66 часов)

33

Обязательные задания

6.

Составить батарею тестов для организации отбора на различных этапах многолетнего процесса спортивной тренировки.

4

7.

Составить микроцикл подготовки спортсмена в избранном виде спорта, с подробным анализом динамики объема и интенсивности нагрузки

4

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

95

Выборочные («бонусные») задания

4

8.

1. Подобрать упражнения для восстановления различных групп мышц.

4

9.

2. Составить модели подготовленности, тренировочного процесса, соревновательной деятельности, функциональные в избранном виде спорта

4

10.

Питание спортсменов в соответствии со спецификой вида спорта ()

4

Максимальное количество баллов «бонуса»

4

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 1

«Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту»

· иметь представление о педагогической сущности профессиональной деятельности тренера в физическом воспитании, о сущности спорта и его роли в обществе;

· классифицировать уровни деятельности преподавателя-тренера, выделять функции тренера, классифицировать виды спорта по предмету состязания, знать определение спорта в широком и узком смысле;

· анализировать деятельность праподавателя-тренера, определять уровень деятельности тренера по виду спорта.

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 2

«Физическая подготовка в спорте»

· иметь представление о структуре физической подготовки, особенностях методов тренировки, структуре двигательных качеств;

· классифицировать методы спортивной тренировки, давать определения двигательных качеств;

· применять методы спортивной тренировки в процессе развития двигательных качеств, регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, определять уровень развития двигательных качеств, владеть методикой развития двигательных качеств.

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 3

«Техническая подготовка в спорте»

· иметь представление о структуре технической подготовки, особенностях методов технической подготовки, структуре двигательного навыка;

· классифицировать технику избранного вида спорта, понимать структуру процесса формирования двигательных навыков, выделять стадии и этапы технического совершенствования, владеть технологией обучения технике спортивных двигательных действий в избранном виде спорта;

· применять методы формирования двигательных навыков при обучении технике избранного вида спорта, выделять кинематические, динамические, ритмические, анатомические характеристики техники избранного вида спорта, выделять ошибки и их причины при формировании двигательных навыков в избранном виде спорта.

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 4

«Тактическая подготовка в спорте»

· иметь представление о структуре тактической подготовки, направлениях тактической подготовки, особенностях методов тактической подготовки;

· формулировать задачи тактической подготовки, знать классификацию тактики, понимать структуру процесса обучения тактике, владеть технологией обучения тактике избранного вида спорта;

· применять организационно-методические приемы при обучении тактике избранного вида спорта, анализировать тактическую подготовленность в избранном виде спорта.

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 5

«Система повышения уровня спортивных достижений»

· иметь представление об общей структуре многолетней подготовки и факторах, ее определяющих, о соревновательной деятельности в избранном виде спорта;

· определять этапы многолетней спортивной подготовки, понимать принципы спортивной тренировки, характеристики микро- и мезоциклов, классифицировать соревнования в избранном виде спорта, понимать взаимосвязь соревнований и соревновательной подготовки;

· формулировать задачи для периодов макроцикла в избранном виде спорта, планировать микро- и макроцикл в избранном виде спорта, составлять положение о соревнованиях, определять характер соревновательных нагрузок для спортсменов различного возраста.

Требования к уровню подготовки студентов по модулю 6

«Управление многолетней подготовкой спортсменов»

· иметь представление о процессе спортивной ориентации и отбора, о структуре и функциях управления в спорте, о процессе моделирования и прогнозирования в спортивной тренировке;

· понимать закономерности управления тренировочным процессом, знать классификацию моделей в спорте, выделять этапы процесса прогнозирования в спорте, закономерности планирования в спорте, владеть принципами подбора спортивных тестов;

· определять критерии отбора в избранном виде спорта и диагностировать спортивную пригодность на различных этапах отбора, разрабатывать модели подготовленности спортсмена в избранном виде спорта, составлять планы подготовки спортсмена в избранном виде спорта, осуществлять контроль и коррекцию тренировочного процесса в спортивной тренировке в избранном виде спорта.

Рекомендации студенту по освоению программы дисциплины

Модульно-рейтинговая система призвана учесть всю активную деятельность студентов, связанную с процессом приобретения зна­ний, умений, навыков, и является системой, которая организует учебный процесс и влияет на его эффективность.

Учебный предмет ПФСС разделен на шесть модулей, которые студент изучает на протяжении четырех курсов обучения специальности.

Технологическая карта учебного процесса и индивидуальные листы рейтинг-контроля, выполняя функцию управления учебной деятельностью, дают сту­денту представление о количестве аудиторных занятий по модулю, а также обяза­тельных и выборочных («бонусных») заданиях, позволяют заранее конструировать свою индивидуальную образовательную траекторию и рационально распределять время.

После изучения каждого модуля для закрепления и расширения полученных знаний, необходимо выполнить обязательные задания, рекомендации, к выполнению которых приведены в данном учебном посо­бии (Приложение 2). Продукты своей самостоятельной работы студент сохраняет в портфолио, которое формируется на протяжении всего курса обучения (Приложение 3). Не рекомендуется приступать к работе над следующим модулем, пока твердо не усвоен предыдущий и не выполнен итоговый контроль по этому модулю.

Факт освоения содержания модулей дисциплины проверяется диагностиками: внеаудиторными и аудиторными самостоятельными работами, включающими в себя разно­уровневые задания; итоговым контролем по модулю.

Итоговый контроль по модулю осуществляется посредством использования контрольных материалов.

Для более глубокой проработки изучаемого материала предлагаются вопросы для самоконтроля, которые приводятся в конце каждой лекции.

Для оценки учебной деятельности студента по предмету (внутримодульный контроль) предлагаются следующие критерии:

· Посещение аудиторных занятий, конспектирование добавляет в рейтинг студента по 1 баллу за каждый час.

· Посещение занятий по виду спорта добавляет в рейтинг студента по 0,5 балла за каждый час.

· По каждому из шести модулей предусмотрены обязательные задания. Максимально за каждое задание может быть начислено 4-5 баллов.

· Выборочные («бонусные») задания добавят в рейтинг студента 5 баллов. Студент имеет право выпол­нить одно «бонусное» задание модуля по своему выбору.

Учебная дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» изучается на протяжении 4 курсов. Распределение модулей по курсам следующее:

1 курс - модуль 1 «Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту»;

2 курс - модуль 2 «Физическая подготовка в спорте», 3 модуль «Техническая подготовка в спорте»;

3 курс - модуль 4 «Тактическая подготовка в спорте», модуль 5 «Система повышения уровня спортивных достижений»;

4 курс - модуль 6 «Управление многолетней подготовкой спортсменов»

Итоговая оценка качества усвоения знаний, умений и навыков в конце учебного года осущест­вляется в два этапа:

1 этап. Рейтинговая система оценки знаний по итогам внутримодульной диагностики усвоения знаний.

2 этап. Сдача теоретического зачета по всему курсу добавит в рейтинг студента 10 баллов.

Допуск к зачету осуществляется, если студент набрал по результатам внутримодульной диагностики не менее 50 баллов.

Оценка знаний на теоретическом зачете может осуществляться по следующим критериям:

10 баллов или «зачтено» - ставится, если: дан правильный полный и обоснованный ответ на вопрос, осознанные ответы на дополнительные вопросы; изложение материала логично, теоретические знания подтверждены примерами из практики.

Менее 10 баллов или оценка «не зачтено» ставится, если: обнаружено незнание или непонимание существенной части изучаемого мате­риала; допущены существенные ошибки, которые студент не может ис­править; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или ответил неверно.

Итоговые требования к уровню знаний, умений, навыков студентов отражены в Приложении 4

Таким образом, итоговая оценка по предмету в конце курса выставляется по результатам изучения модулей и сдачи теоретического зачета.

Итоговая оценка знаний по учебному курсу:

· «зачтено» ставится, если студент по итогам года набрал более 60 баллов и ни по одному модулю не имел отрицательной характеристики;

· «не зачтено» ставится, если студент по итогам года набрал менее 60 баллов.

Студент, набравший по результатам внутримодульной диагностики более 90 баллов за учебный год, освобождается от сдачи теоретического зачета, как выполнивший программу обучения.

Таблица 2

Распределение общего количества баллов по курсам и модулям.

курс

Модули

Максимальное

количество

баллов

по модулю

Количество «бонусных»

баллов

Зачет

(количество

баллов)

1 курс

Модуль 1. Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту

81

5

10

Итого максимальное количество

баллов:

96

2 курс

Модуль 2. Физическая подготовка в спорте.

44

5

10

Модуль 3. Техническая подготовка в спорте

43

5

Итого максимальное количество

баллов:

107

3 курс

Модуль 4. Тактическая подготовка в спорте

38

5

10

Модуль 5. Система повышения уровня спортивных достижений.

46

5

Итого максимальное количество

баллов:

104

4 курс

Модуль 6. Управление многолетней подготовкой спортсменов

95

4

10

Итого максимальное количество

баллов:

109

Лист рейтинг-контроля по модулю 1

«Основные составляющие профессионализма педагога по физической культуре и спорту»

Студента 1 курса_______группы_______________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

п/п

Виды деятельности

Количество

возможных

баллов

Количество

набранных

баллов

Подпись преподавателя

1.

Входной контроль (тестирование)

2

2.

Посещение лекции с конспектированием

16

3.

Посещение практического занятия

16

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта.

28

Обязательные задания

7.

Проанализировать деятельность педагога тренера в избранном виде спорта (приложение 1)

5

8.

Составить картотеку методической литературы тренера по избранному виду спорта

5

9.

Анализ состояния и перспектив развития избранного вида спорта.

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

81

Выборочные («бонусные») задания

11.

Резюме представление себя (видео-презентация спортивной деятельности)

5

12

«Я концепция» саморазвития (письменный рассказ – сочинение)

5

13

Составление терминологического словаря по модулю

5

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Итого баллов

86

Лист рейтинг-контроля по модулю 2

Физическая подготовка в спорте

Студента 2 курса_______группы_______________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

п/п

Виды деятельности

Количество

возможных

баллов

Количество

набранных

баллов

Подпись преподавателя

1.

Входной контроль (тестирование)

2

2.

Посещение лекции с конспектированием

8

3.

Посещение практического занятия

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта.

12

Обязательные задания

6.

Составить общеподготовительные и специальноподготовительные упражнения направленные на развитие базового двигательного качества в избранном виде спорта

5

7.

Разработать конспект тренировочного занятия направленного на развитие базового двигательного качества в избранном виде спорта.

5

Максимальное количество баллов по обязательному блоку

44

Выборочные («бонусные») задания

8.

Подобрать критерии оценки физической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта.

5

9.

Составить опорный конспект по теме: «Физическая подготовка в процессе формирования спортивных навыков, в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов».

4

Максимальное количество баллов «бонуса»

5

Итого баллов

49

Лист рейтинг-контроля по модулю 3

Техническая подготовка в спорте

Студента 2 курса_______группы_______________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

п/п

Виды деятельности

Количество

возможных

баллов

Количество

набранных

баллов

Подпись преподавателя

1.

Входной контроль (тестирование)

2

2.

Посещение лекции с конспектированием

8

3.

Посещение практического занятия

8

4.

Итоговый контроль

4

5.

Повышение профессионально-педагогического мастерства в избранном виде спорта.