Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 11

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года русский язык, литература

 

             

Рекомендации методические для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года русский язык, литература

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Вологодской области «Вологодский институт развития образования» (АОУ ДПО ВО «ВИРО»)

Методические рекомендации для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года

РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА

Организацию процесса обучения литературе в основной школе осуществляется с опорой на программы и соответствующие им учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников.

Количество часов на изучение предмета «Литература» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

5 класс

68 часов

2.

6 класс

68 часов

3.

7 класс

68 часов

4.

8 класс

68 часов

5.

9 класс

108 часов

Рекомендуем опираться на варианты примерных тематических планирований:

1. Тематическое планирование, подготовленное кабинетом филологического и эстетического образование ГОУ ДПО «ВИРО», к учебникам Г.С.Меркина

2. Г.С.Меркин. Тематическое планирование. М., «Русское слово», 2010.

3. Развернутое тематическое планирование по программе В.Я.Коровиной. Литература.- М., «Учитель», 2010.

4. Цветкова Г.В.Развернутое тематическое планирование по программе Т.Ф.Курдюмовой. Литература.- М., «Учитель», 2010.

В старшей школе предлагается систематический литературный курс на исторической основе, опирающийся на знания по литературе, полученные в 5-9 классах. Он включает русскую литературу 19-20 веков, шедевры зарубежной классики, небольшие обзоры литератур народов России, теоретико-литературные понятия, отдельные произведения литературной критики.

Количество часов на изучение предмета «Литература» в 10 – 11 классах следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 класс

( базовый уровень)

136 часов

2.

10 класс

( профильный уровень)

170 часов

3.

11 класс

136 часов

4.

11 класс

170 часов

Рекомендуем опираться на варианты примерного тематического планирования, например:

1. Зинин С.А. Тематическое планирование. 10- 11 класс М., «Русское слово», 2010.

2. Развернутое тематическое планирование к учебникам литературы под редакцией В.Я.Коровиной. 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. - М., «Учитель», 2011.

Региональный компонент литературного образования является отражением особенностей образовательного пространства и образовательной ситуации на территории данного региона .

Его назначение - способствовать успешной инкультурации субъекта образования.

Он носит концептуальный характер, т.е. интерпретирует базовые образовательные установки с учетом культурной специфики региона.

Формы реализации регионального компонента могут быть разнообразны, в зависимости от условий, в которых работает педагог

( образовательное учреждение).

Региональный учебный предмет «Литература Вологодской области» может вводиться как:

- самостоятельный курс (элективный курс, факультатив, спецкурс, кружок и т.п.) в 5, 8, 9 классах.

- как цикл уроков внеклассного чтения ( с 5 по 9 классы

Курс оснащен примерными программами и учебными пособиями.

Например:

1. С.Ю.Баранов, И.В.Мовнар. Литература Вологодского края. программа и тематическое планирование. – Вологда, 2007.

Издательство «Учебная литература выпустило книги из серии «Словесность Вологодского края для детей и юношества» (Например: Заветное словечко. Сказки Вологодского края.- Вологда, 2008; Засодимский П.В. Задушевные рассказы.- Вологда, 2009 и др. (составитель- Баранов С.Ю.).

Преподавание русского языка в 5-9 классах в образовательных учреждениях Вологодской области ведется по следующим программам и соответствующим им учебным пособиям:

  1. Программа «Русский язык. 5-9 классы»/ авт.-сост. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.- М.: «Дрофа», 2000.
  2. Программа «Русский язык. 5-9 классы»/ авт.-сост. В.В.Бабайцева.- М.: «Дрофа», 2000.
  3. Программа «Русский язык. 5-9 классы»/ авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.- М.: «Дрофа», 2000.

4.Программа « Русский язык». 5- 9 классы / Под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой.- М., «Русское слово», 2010.

5. Программа «Русский язык. 5-9 классы» / Под редакцией С.И.Львовой.-М., «Мнемозина», 2010.

Распределение часов на изучение предмета следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

5 класс

204 часа

2.

6 класс

204 часа

3.

7 класс

136 часов

4.

8 класс

102 часа

5.

9 класс

68 часов

Рекомендуем опираться на варианты примерных авторских тематических планирований, публикуемых в журнале «Русский язык в школе», а также размещенных на сайтах соответствующих издательств.

Для преподавания русского языка в старшей школе используются следующие учебные пособия:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. (Базовый и профильный уровни). - М.: «Русское слово-РС», 2010 (Гольцова Н.Г. Русский язык. Программа курса. 10-11 классы.- М., 2010).

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.- М.: «Вербум-М», 2010 (Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах. Программа.- М., 2010).

3. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень.- М., «ОЛМА- УЧЕБНИК», 2010.

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 класс (базовый уровень)

34 часа

2.

10 класс (профильный уровень)

102 часа

3.

11 класс (базовый уровень)

34 часа

4.

11 класс (профильный уровень)

102 часа

Рекомендуем опираться на варианты примерного тематического планирования, например:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Книга для учителя.- М., «Русское слово», 2010.

2. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Тематическое планирование. – М., «Вербум-М», 2010.

3. Хлебинская Г.Ф. Тематическое планирование к учебнику русского языка. 10-11 классы. - М., «ОЛМА- УЧЕБНИК», 2010.

Особого внимания требует организация предпрофильной подготовки и профильного обучения по русскому языку.

Разработки программ курсов по выбору и элективных курсов, а также методические рекомендации к ним можно найти в следующих пособиях:

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы / сост. Е.Е.Вяземский.- М., 2003.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение Курсы по выбору.Элективные курсы Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2008.

Предпрофильная подготовка: курсы по выбору. Выпуск 3. Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2005.

Предпрофильная подготовка: курсы по выбору. Выпуск 9. Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2007.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку / сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2007.

Следует обратить внимание на программы и учебные пособия курсов по выбору и элективных курсов, подготовленных издательствами «Русское слово», «Дрофа» ( смотри информацию на сайтах издательств).

ИСТОРИЯ

1.Система исторического образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта (2004г.) охватывает вторую и третью ступени общего образования. При этом содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий, картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена», но курс в целом не позволяет решать комплексные задачи пропедевтического курса истории. С учетом этого в 5 классе вводится пропедевтический модуль «Что изучает история» (не менее 10 часов). В случае, если в начальной школе изучался пропедевтический курс «Введение в историю» (3 – 4 классы), выделение 10 часов на пропедевтический модуль в 5 классе нецелесообразно. Таким образом, учитель истории должен выяснить, по какой программе в начальной школе изучался курс «Окружающий мир» и включал ли он модуль «Введение в историю».

В рамках основного общего образования изучение единого курса «История» предполагается в 5 – 9 классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю), что составляет 350 часов за курс основной школы. По сравнению с действовавшим ранее БУП объем учебного времени сократится в 9 классе на 35 часов.

классы

V

VI

VII

VIII

IX

количество часов в неделю

2

2

2

2

2

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции устанавливается примерное распределение учебного времени:

классы

объем учебного времени

Модуль История России

Модуль Всеобщая история

Резерв учебного времени

5 класс

70 час.

Что изучает история (не менее 10 часов)

15 часов

История Древнего мира (не менее 45 часов)

6 класс

70 час.

История России с древности до XV в. (не менее 30 часов)

История средних веков (не менее 30 часов)

10 часов

7 класс

70 час.

История России XVI – XVIII вв. (не менее 36 часов)

История Нового времени. Ч. I. (не менее 24 часов)

10 часов

8 класс

70 час.

История России XIX – 1917 г. (не менее 36 часов)

История Нового времени. Ч. II. (не менее 24 часов)

10 часов

9 класс

70 час.

Новейшая и современная история России с 1917 г. (не менее 36 часов)

Новейшая и современная история с 1917 г. (не менее 24 часов)

10 часов

Следовательно, во II полугодии 2010 – 2011 уч. г. в 8 классах необходимо довести изучение курса истории до 1914 / 1917 гг., скорректировав тематическое планирование.

Особенностью исторического образования на данной ступени является также необходимость организации предпрофильной подготовки обучающихся. В основе предпрофильной подготовки должны лежать курсы по выбору. Они могут представлять собой и расширенный, углубленный вариант какого-либо раздела базового курса, и интегрированный модуль. В обоих случаях курсы по выбору должны быть ориентированы не только на углубленное изучение предмета, но и на овладение умениями и навыками. Учителям необходимо разработать или выбрать среди утвержденных программы данных курсов.

Также школы должны обеспечить условия для успешного освоения учащимися регионального компонента (курс «История Вологодского края»):

6 класс – история края с древнейшего периода до конца XV века

7 класс – история края в XVI – XVIII веках

8 класс – история края в XIX – начале XX века

9 класс – история края в 1917 г. – начале XXI века

Распределение часов по классам на изучение курса «История Вологодского края»:

классы

VI

VII

VIII

IX

количество часов в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

В настоящее время разработаны: стандарт, программа, тематическое планирование курса, учебные пособия для основной школы (6 – 7, 8 – 9 классы), хрестоматии, рабочие тетради и методическое пособие для учителей. Для записи уроков в журналах отводится отдельная страница. Необходимо уточнить, обеспечена ли школа учебными пособиями для преподавания данного курса.

На ступени среднего (полного) общего образования курс «История» может изучаться как на базовом, так и на профильном уровнях. Учебное время при изучении истории на базовом уровне составляет 140 часов в 10-11 классах (из расчета 2 часа в неделю). По сравнению с действовавшим ранее БУП объем учебного времени сократится. Если история выбирается для изучения на профильном уровне , то учебное время составляет 280 часов (из расчета 4 часа в неделю).

Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Модуль История России

Модуль Всеобщая история

10

70 ч

История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч

10 ч

11

70 ч

История России (вторая половина XIX – начало XXI вв.) – не менее 36 ч

Всеобщая история (вторая половина XIX – начало XXI вв.) – не менее 24 ч

10 ч

Для профильного уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Модуль История России

Модуль Всеобщая история

10

140 ч

История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч

20 ч

11

140 ч

История России (вторая половина XIX – начало XXI вв.) – не менее 72 ч

Всеобщая история (вторая половина XIX – начало XXI вв.) – не менее 48 ч

20 ч

Необходимо обеспечить преподавание данного курса соответствующей учебной литературой (учебники для базового или профильного уровней). Кроме того, практика показывает, что в большинстве школ история будет изучаться на базовом уровне. Следовательно, необходимо скорректировать тематическое планирование в 10 классе на II полугодие 2010 – 2011 уч. г. с тем, чтобы обеспечить выполнение программы при сокращении учебного времени в 11 классе.

Кроме того, историческая проблематика может изучаться в рамках элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору. Элективные курсы при этом могут выполнять как функции развития содержания базового или профильного курса истории, так и удовлетворения познавательных интересов учащихся.

При планировании работы по истории учитель вправе использовать как типовые, так и авторские программы, при условии их соответствия федеральному компоненту государственного стандарта. В качестве типовых на данном этапе могут быть использованы «Примерные программы по истории» для основной, старшей базовой и старшей профильной школы,[1] составленные на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета. Примерные программы могут использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

Примерные программы оставляют резерв свободного учебного времени – 15,7 % от общего объема учебных часов для изучения истории в основной школе и 14,3 % - для изучения истории в старшей школе. Принципы использования этого резерва определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). Кроме того, авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных стандартом.

Авторские программы и соответствующие им учебники подбираются на основе Примерной программы и Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях на 2011 – 2012 уч.г. При соотнесении содержания учебника и Примерной программы учитель определяет недостающий и избыточный информационный материалы, необходимые дополнительные справочный и учебный материалы, составляет рабочие программы курсов / тематическое планирование.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Структура обществоведческого образования в связи с переходом на новый государственный стандарт и БУП (2004 г.) включает:

— пропедевтическую подготовку учащихся в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир»;

— изучение обществознания в 6 - 7 классах, ориентированное, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества; при этом курс обществознания в 6 классе носит преимущественно пропедевтический характер и обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир». Курс обществознания в 7 классе рассматривается как переходный этап по отношению к курсам обществознания в 8 – 9 и 10 – 11 классах;

— изучение систематического курса обществознания в 8 – 11 классах. Изучение обществознания в 8 – 9 классах ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных особенностей, изменения социального статуса (расширения дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Предлагается следующее распределение часов в рамках основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) по классам:

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество часов

35

35

35

35

Часов в неделю

1

1

1

1

Резерв учебного времени

16 %

16 %

16 %

16 %

Всего часов

140 учебных часов

Таким образом, программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. С переходом на БУП 2005 г. необходимо обеспечить изучение данного курса с 6 класса, тогда как ранее школы могли вводить его с 8 класса. Следовательно, необходимо закупить соответствующие учебники.

На ступени среднего (полного) общего образования курс «Обществознание» может изучаться как на базовом, так и на профильном уровнях. При изучении курса на базовом уровне отводится 140 часов, что свидетельствует об увеличении учебного времени.

10 класс

70 часов

2 уч. часа в неделю

16 уч. часов (11 %) – резерв свободного учебного времени

11 класс

70 часов

2 уч. часа в неделю

Всего

140 часов

Для изучения обществознания на профильном уровне отводится 210 часов.

10 класс

105 уч. часов

3 уч. часа в неделю

26 уч. часов (12 %) – резерв свободного учебного времени

11 класс

105 уч. часов

3 уч. часа в неделю

Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: «Специфика социально-гуманитарного знания» (6 часов), «Введение в философию» (50 часов), «Введение в социологию» (50 часов), «Введение в политологию» (50 часов), «Введение в социальную психологию» (50 часов). Программа предусматривает, что в профильных классах как самостоятельные изучаются курсы «Экономика» (в объеме от 140 до 210 часов в зависимости от профиля) и «Право» (140 часов).

При планировании работы учитель вправе использовать как типовые («Примерные программы по обществознанию» для основной, старшей базовой и старшей профильной школы»[2] ), так и авторские программы, при условии их соответствия федеральному компоненту государственного стандарта. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета. Примерные программы могут использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

Авторские общеобразовательные программы и соответствующие им учебники подбираются на основе Примерной программы и Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. При соотнесении содержания учебника и Примерной программы учитель определяет недостающий и избыточный информационный материалы, необходимые дополнительные справочный и учебный материалы, составляет рабочие программы курсов / тематическое планирование.

С 2010 – 2011 уч.г. необходимо обеспечить учащихся соответствующей учебной литературой (учебники для базового или профильного уровней).

ХИМИЯ

В 2010 году продолжается работа по переходу на Федеральный базисный учебный план (2004) и реализации Государственного стандарта образования по химии (2004).

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом (2004) на преподавание химии в основной общеобразовательной школе выделено по два часа в 8 и 9 классах (в каждом). Изучение химии на данной ступени обучения является базой для дальнейшего овладения химическими знаниями в средней общеобразовательной школе в соответствии с уровнем обучения.

Содержание школьного химического образования на данной ступени, соответствующее Государственному образовательному стандарту по химии, отражено в учебниках , список которых опубликован в Федеральных перечнях учебников, рекомендованных и допущенных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2010/2011 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009г № 822). Приводим выписки из Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в учебных заведениях.

Выписка 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

778

Бердоносов С.С. Химия

8

Просвещение

779

Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия

9

Просвещение

780

Габриелян О.С. Химия

8

Дрофа

781

Габриелян О.С. Химия

9

Дрофа

782

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия

8

ОЛМА-Учебник

783

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия

9

ОЛМА-учебник

784

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А.,

Лунин В.В. Химия

8

Дрофа

785

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А.,

Лунин В.В. Химия

9

Дрофа

786

Жилин Д.М. Химия

8

БИНОМ

787

Жилин Д.М. Химия

9

БИНОМ

788

Кузнецова Л.М. Химия

8

Мнемозина

789

Кузнецова Л.М. Химия

9

Мнемозина

790

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

791

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

792

Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия

8

Ассоциация XXI век

793

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия

9

Ассоциация XXI век

794

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. и др. Химия

8

Мнемозина

795

Минченков Е.Е., Журин А.А.,Оржековский П.А. Химия

9

Мнемозина

796

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

8

Русское слово

797

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

9

Русское слово

798

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

8

АСТ, Астрель

799

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

9

АСТ, Астрель

800

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

8

Просвещение

801

Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия

9

Просвещение

802

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

8

Баласс

803

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

9

Баласс

Изучение химии в средней (полной) общеобразовательной школе предполагается с учётом включения предмета «Химия» в базовые или профильные предметы. При изучении химии на базовом уровне отводится по 1 часу в 10 и 11 классе профилей: биолого-географический, агротехнологический. В содержание курса химии на базовом уровне средней общеобразовательной школы включены вопросы, нацеленные на оказание помощи учащимся для ориентации в общественно значимых проблемах, связанных с химией.

Содержание химического образования на старшей ступени школьного образования, соответствующее Государственному образовательному стандарту по химии, отражено в учебниках , список которых опубликован в Федеральных перечнях учебников, рекомендованных и допущенных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2010/2011 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009г № 822). Приводим выписки из Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в учебных заведениях.

Выписка 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

Базовый уровень

1113

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (базовый уровень)

10

ОЛМА-Учебник

1114

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (базовый уровень)

11

ОЛМА-Учебник

1119

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1120

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1121

Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1122

Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1123

Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е.,

Лунин В.В. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1124

Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.,

Дроздов А.А., Теренин В.И. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1125

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1126

Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н., Шаталов М.А. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1129

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Ассоциация XXI век

1130

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия (базовый уровень)

11

Ассоциация XXI век

1131

Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Мнемозина

1134

Кузнецова Л.М. Химия (базовый уровень)

11

Мнемозина

1137

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

10

Русское слово

1138

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

11

Русское слово

1139

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

10

Просвещение

1140

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение

1141

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

10

Баласс

1142

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

11

Баласс

1143

Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни)

10-11

ВЛАДОС

Выписка 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

Базовый уровень

201

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение

При изучении химии на профильном уровне (физико-химический, химико-биологический профили) отводится по 3 часа в 10 и 11 классах (каждом). Содержание обучения химии на профильном уровне имеет свою специфику. В классах естественнонаучного профиля реализуется следующая цель: усиление химической подготовки учащихся и ориентация на ее продолжение в ВУЗах данного профиля. Преподавание химии в классах гуманитарного профиля направлено на обеспечение учащихся минимумом химических знаний, позволяющих ориентироваться в социально значимых проблемах, связанных с химией, раскрытие роли химических знаний как части общей культуры человека. В гуманитарных профилях (социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический) вводится интегрированный курс «Естествознание».

Выписка 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

Профильный уровень

1111

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцева А.А. Химия (профильный уровень)

10

Просвещение

1112

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н. Химия (профильный уровень)

11

Просвещение

1115

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (профильный уровень)

10

ОЛМА-Учебник

1116

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (профильный уровень)

11

ОЛМА-Учебник

1117

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

1118

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень)

11

Дрофа

1127

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1128

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1132

Нифантьев Э.Е. Химия (базовый и профильный уровень)

10

Мнемозина

1133

Кузнецова Л.М. Химия (профильный уровень)

11

Мнемозина

1135

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

10

Русское слово

1136

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

11

Русское слово

1141

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

10

Баласс

1142

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

11

Баласс

1143

Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни)

10-11

ВЛАДОС

Выписка 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

Профильный уровень

200

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.,

Дроздов А.А., Теренин В.И.

Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

202

Карцова А.А., Левкин А.Н. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

203

Чертков И.Н. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

Для реализации Федерального базисного учебного плана (2004) и Государственного стандарта образования по химии (2004) можно использовать следующие программы :

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010.

2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы / М.: Просвещение, 2008.

3. Гузей Л.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Л. С. Гузей. – М.: Дрофа, 2008.

4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

5. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы / (авт. - сост. Л. М. Кузнецова, Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский). – М.: Мнемозина, 2010.

6. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2008.

7. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др./ под ред. Н. Е. Кузнецовой – М.: Вентана - Граф, 2010.

Наиболее целесообразен переход на Федеральный базисный учебный план (2004) в рамках одной линии (см. программы №№ 1,3,5,7 предложенного списка), поскольку в данных материалах авторами продуман отбор содержания курса химии с учётом изменения (уменьшения) количества часов на изучение каждой темы курса. Тематическое планирование для отмеченных выше программ опубликовано в следующих изданиях:

- Гузей Л.С. Методические рекомендации по использованию учебников Л. С. Гузея, Р. П. Суровцевой, Г. Г. Лысовой «Химия. 10», «Химия.11» при изучении химии на базовом уровне /Л.С.Гузей, Г.Г.Лысова.– М.:Дрофа, 2004.

- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику Новошинского И. И., Новошинской Н. С. «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику Новошинского И. И., Новошинской Н. С. «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику Новошинского И. И., Новошинской Н. С. «Химия» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику Новошинского И. И., Новошинской Н. С. «Химия» для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

- Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2006.

- Шаталов М.А. Уроки химии: 9 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007.

- Шаталов М.А. Уроки химии: 10 класс: методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2006.

- Шаталов М.А. Уроки химии: 11 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2006.

Тематическое планирование для программ № 2 и № 5 представлено в самих сборниках.

Для содержательной поддержки курса химии возможно использование курсов по выбору или элективных курсов с учётом часов школьного компонента и целевых установок данных занятий. Для учащихся основной школы можно предложить следующие курсы по выбору: «Растворы вокруг нас», «Экология промышленного города», «Задачи на проценты», «Химия и здоровье», «Химия вокруг нас», «Химия для любознательных», «Алхимия: мифы и реальность», «Химическая мозаика», «Химия и медицина», «Химия как инструмент творчества в теории решения изобретательских задач», «Экспериментальные задачи по химии», «Введение в неорганический синтез». Старшеклассникам можно предложить элективные курсы: «Строение и свойства органических веществ», «Химия комплексных соединений», «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии», «Кристаллохимия», «Введение в коллоидную химию», «Решение расчётных задач по химии», «Подготовка выпускников средней школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ», «Химия и охрана окружающей среды», «Химические реакции и закономерности их протекания».

БИОЛОГИЯ И ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Государственный стандарт образования 2004 года

В настоящее время на территории Вологодской области осуществляется переход учреждений основного и среднего общего образования на государственный стандарт образования 2004 года. Государственный стандарт общего образования 2004 года включает три компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения [7, с.4]. Основой деятельности образовательных учреждений является при этом федеральный базисный учебный план, региональный базисный учебный план и учебный план образовательного учреждения.

Материалы государственного стандарта образования 2004 года по биологии для ступени основного и среднего (полного) общего образования содержат следующие разделы [7, с.18]: цели изучения биологии на данной ступени; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральным базисным учебным планом , составленным на основе государственного стандарта общего образования, определяется количество часов, отводимых на изучение биологии в основной школе [7, с.39]. В соответствии с федеральным базисным учебным планом количество часов для изучения биологии в 6 классе сокращено с 70 до 35 , то есть до 1 часа в неделю. В материалах стандарта указывается: «Учебный предмет Биология сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» [7, с.38]. «Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесены часы: в VI классе – 35 часов учебного предмета География и 35 часов учебного предмета Биология» [7, с.40]. С 7 по 9 класс количество часов, отводимых на изучение биологии, не изменяется.

В тексте стандарта содержится следующее примечание: «Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена от 34 до 37 учебных недель» [7, с.35]. В соответствии с этим в региональном базисном учебном плане количество часов, отводимых на изучение биологии, выглядит несколько иначе. При изучении биологии в основной школе необходимо руководствоваться текстом регионального базисного учебного плана [6, с.15-16].

Таблица 1

Основное общее образование (фрагмент)

Учебный предмет

Кол-во часов в год (в неделю)

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Биология (ФБУП)

35 (1)

70 (2)

70 (2)

70 (2)

245(7)

Биология (РБУП)

34 (1)

68 (2)

68 (2)

68 (2)

238(7)

Региональный базисный учебный план включает следующую рекомендацию: «…при составлении учебных планов образовательных учреждений часы из компонента образовательного учреждения использовать в том числе и на преподавание учебных предметов Биология и География – 34 часа дополнительно в VI классе » [6, с.11]. Данная позиция может использоваться для сохранения изучения биологии в 6 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

В материалах государственного стандарта образования 2004 года по биологии для ступени среднего (полного) общего образования рассматривается изучение предмета биология на базовом и профильном уровне . Базовые общеобразовательные учебные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения [7, с.50]. Различные разделы учебного предмета биология могут также выступать в качестве основы элективных учебных предметов – обязательных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения[7, с.51]. Знакомство с текстом стандарта позволяет четко определить различия в целях изучения предмета, содержании разделов и требованиях к уровню подготовки выпускников в зависимости от уровня, на котором проходит изучение биологии в старшей школе.

Федеральным базисным учебным планом , составленным на основе государственного стандарта общего образования, определяется следующее количество часов, отводимых на изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования [7, с.54]. В соответствии с федеральным базисным учебным планом биология на базовом уровне изучается в объеме 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе). Для профильного изучения биологии в 10-11 классе отводится 210 часов (3 часа в 10 классе и 3 часа в 11 классе).

В федеральном базисном учебном плане отмечается также возможность изучения в профилях гуманитарной направленности интегрированного учебного предмета Естествознание вместо самостоятельных предметов Физика , Химия , Биология в объеме 210 часов (3 часа в неделю в 10 и 3 часа в неделю в 11 классе).

В соответствии с уменьшением количества учебных недель до 34 в год в региональном базисном учебном плане биология на ступени среднего (полного) общего образования изучается на базовом уровне в объеме 68 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе). Для профильного изучения биологии в 10-11 классе отводится 204 часа (3 часа в 10 классе и 3 часа в 11 классе). При изучении биологии в старшей школе необходимо руководствоваться текстом регионального базисного учебного плана [6, с.22-23].

Таблица 2

Среднее (полное) общее образование (фрагмент)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне

(кол-во часов за 2 года, в скобках указано кол-во часов в неделю в 10 и 11 классе)

Учебный предмет

Базовый уровень

Профильный уровень

Биология (ФБУП)

70 (1/1)

210(3/3)

Биология (РБУП)

68 (1/1)

204(3/3)

Природоведение в соответствии с государственным стандартом основного общего образования 2004 года имеет статус самостоятельного учебного предмета. Материалы государственного стандарта по природоведению опубликованы в сборнике: Сборник нормативных документов. Природоведение. – М.: Дрофа, 2004 [9]. Федеральным базисным учебным планом , составленным на основе государственного стандарта общего образования, определяется следующее количество часов, отводимых на изучение природоведения в 5 классе основной школы [7, с.39].

Таблица 3

Основное общее образование (фрагмент)

Учебные предметы

Кол-во часов в год (в неделю)

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Природоведение (ФБУП)

70 (2)

70

Природоведение

(РБУП)

68 (2)

В соответствии с уменьшением количества учебных недель до 34 в год, в региональный базисный учебный план отводит на изучение природоведения 68 часов в год [6, с.15].

Региональный компонент государственного образовательного стандарта включает также учебный предмет Экология Вологодской области , изучаемый в 7 классе в объеме 17 часов [6, с.15-16].

Таблица 4

Региональный базисный учебный план.

Основное общее образование (фрагмент)

Учебные предметы

Кол-во часов в год (в неделю)

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Экология Вологодской области

17(0,5)

17

Для работы в рамках данного предмета ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» и ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» выпущено учебное пособие, программа и тематическое планирование [10;11].

Изучение предмета Экология Вологодской области возможно только при работе по шестидневной учебной неделе. При пятидневной учебной неделе учебный план образовательного учреждения не предполагает выделения 17 часов на изучении данного предмета. Учителям, преподающим биологию, рекомендуется в этом случае включать основные темы курса в разделы учебного предмета Биология в 6-7 классе.

Раздел 2. Программно-методическое обеспечение изучение учебного предмета Биология

На территории Вологодской области с настоящее время используются четыре авторских учебно-методических комплекса по биологии:

- УМК, созданный под руководством В.В. Пасечника;

- УМК, созданный под руководством Н.И. Сонина;

- УМК, созданный под руководством И.Н Пономаревой;

- УМК, созданный под руководством Д.И. Трайтака.

Традиционно для обозначения названия завершенного УМК используется термин «линия». Все четыре линии учебников по биологии разработаны полностью, включают в себя программу, учебники для 6-11 класса, разнообразные методические пособия для учителя и школьников. Следует подчеркнуть, что все УМК по биологии соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта образования 2004 года.

Основой для выбора учебно-методического комплекса при работе в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года является Федеральный перечень учебников на текущий учебный год. Перечень учебников на 2010-2011 учебный год утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23 декабря 2009 года. Данный перечень размещен на сайте Министерства образования и науки www.edu.ru (http://www.fsu-expert.ru/doc/2009/prikaz-822.html). В федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год включены все учебники, составляющие основу перечисленных УМК по биологии.

В настоящих рекомендациях представлены сводные таблицы, касающиеся информации о последних изданиях программ и учебников в рамках четырех основных авторских линий. Во всех УМК программа по биологии для 6 классах представлена в 2 вариантах: при изучении биологии в объеме 35 часов (1 час в неделю) и 70 часов (2 часа в неделю). В линии Д.И. Трайтака существуют 2 учебника, соответствующие программам. В рамках остальных линий используется один учебник для 6 класса, изменения в объеме изучаемого материала происходят за счет отбора содержания. Учебники для старшей школы во всех линиях (кроме линии В.В. Пасечника) представлены в 2 вариантах: для базового и профильного уровня изучения биологии.

Таблица 5

Программы и учебники по биологии. Основное общее образование

(возможно использование более поздних изданий)

Название линии

учебников

Программы

Учебники

1.

Линия

Н.И. Сонина

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы.

Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005, 2007

Сонин Н. И., Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Захаров В. Б., Сонин Н. И.,. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И., Агафонова И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

2.

Линия

В.В. Пасечника

Программа основного общего образования по биологии. 6-9 класс.

Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы / [авт.-сост. Г.М. Пальдяева]. – М.: Дрофа, 2009.

Примечание. Новая программа В.В. Пасечника составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. Доработка содержания и структуры существующих учебников линии не проводилась.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2006.

Колесов В.Д., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.

Примечание. Учебники и программа В.В. Пасечника издательства «Просвещение» является новой незаконченной линией автора, структура и содержание которой принципиально отличаются от УМК В.В. Пасечника издательства «Дрофа».

3.

Линия

И.Н. Поно-маревой

6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс (35/68 часов). Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С.

7 класс. Животные. Авторы: Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.

8 класс. Человек и его здоровье. Авторы: Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.

9 класс. Основы общей биологии. Авторы: Пономарева И.Н., Чернова Н.М.

Название издания: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Основы общей биологии. 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

4.

Линия Д.И. Трайтака

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс (35 ч.) . Автор: Р.Н. Хрыпова.

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс (70 ч.) . Автор: Д.И. Трайтак.

Животные. 7 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин.

Человек и его здоровье. 8 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов.

Общая биология. 9 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, Т.М. Ефимова.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Мнемозина, 2008.

Хрыпова Р.Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2006.

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2006.

Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Животные. 7 класс. – М.: Мнемозина, 2007.

Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Под ред. Трайтака Д.И. Биология. 8 класс. – М.: Мнемозина, 2007.

Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. Под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология. 9 класс. – М.: Мнемозина, 2007.

Таблица 6

Программы и учебники по биологии. Среднее (полное) общее образование (возможно использование более поздних изданий)

Название линии

учебников

Программы (последние издания)

Учебники

1.

Линия

Н.И. Сонина

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Профильный уровень. Автор: Захаров В.Б.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005, 2007

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2007.

2.

Линия В.В. Пасечника

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. Автор: Пасечник В.В.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы / [авт.-сост. Г.М. Пальдяева]. – М.: Дрофа, 2009.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2007.

3.

Линия

И.Н. Поно-маревой

10-11 классы. Базовый уровень.

Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.

10-11 классы. Профильный уровень.

Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.

Название издания: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007, 2010.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2007, 2010.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2011.

4.

Линия Д.И. Трайтака

Общая биология. 10-11 классы. Базовый общеобразовательный курс. Автор: Андреева Н.Д.

Общая биология. 10-11 классы Профильный общеобразовательный курс. Автор: Андреева Н.Д.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Мнемозина, 2008.

Андреева Н.Д. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Мнемозина, 2008.

Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Мнемозина, 2011.

Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Мнемозина, 2011.

Традиционно на территории области используется ряд учебников, не входящих в состав авторских линий. Все перечисленные ниже учебники включены в федеральный перечень.

5.

Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень .

Авторы: Дымшиц Г.М., Саблина О.В.

Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень.

Авторы: Дымшиц Г.М., Саблина О.В.

Название издания: Программы для образовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. – М.: Просвещение, 2006.

Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. Профильный уровень / Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. – М.: Просвещение, 2007.

В сборнике программ издательства «Дрофа» (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 класс / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2009) представлена Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 класс. Базовый уровень (авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов), рассчитанная на 105 часов изучения биологии в 10-11 классе. Программа может использоваться для изучения биологии на базовом уровне в том случае, если возможно выделение второго часа в 10 или 11 классе за счет компонента образовательного учреждения.

Раздел 3. Программно-методическое обеспечение изучения учебного предмета Природоведение

Авторами УМК по биологии разработаны также программы и учебники по природоведению, соответствующие требованиям государственного стандарта общего образования 2004 года. Линия И.Н. Пономаревой представлена двумя учебниками и программами по природоведению. Оба учебника включены в федеральный перечень учебников на 2010-2011 год. Остальные линии включают один учебник и соответствующую программу.

Таблица 7

Программы и учебники по природоведению

(возможно использование более поздних изданий)

 

 

 

Название линии

учебников

Программы

Учебники

(могут использоваться более поздние издания)

1.

Линия

Н.И. Сонина

Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс.

Авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005, 2007

Учебник: Плешаков А. А., Сонин Н. И. При­родоведение. 5 класс. – М.; Дрофа, 2007.

2.