Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 11
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ
по биологии
Формат проведения единого государственного экзамена по биологии в 2011 году сохраняется. Ни критериальная база, ни подходы в составлении заданий не изменились. С 2009 г. было увеличено число заданий на оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, на освоение умений, связанных с анализом и обобщением информации, необходимых для сравнения биологических объектов и установления последовательности биологических процессов и явлений. С 2009 года в содержательную часть экзаменационных материалов добавлено большое количество изобразительной наглядности (рисунки, схемы, модели). Это предполагает дополнительную работу педагога с обучающимися по определению, обозначению и описанию данного материала. Данный вид деятельности в формате подготовки ЕГЭ уменьшит вероятность ошибки и даст возможность лучше ориентироваться в изобразительной наглядности. Среди объектов, представляемых для определения и описания, имеются рисунки из разных разделов: как из «Зоологии», «Ботаники», «Анатомии», так и «Общей биологии». В каждой из частей ЕГЭ, а также по каждому информационному блоку, определенному кодификатором по итогам 2009 и 2010 годов на территории России выявлены определенные проблемы и затруднения, именно это предусматривает обратить внимание в части А
на: · возможности увеличительных приборов, знание размеров клеток и строение органоидов · понятие об онтогенезе, хромосомном наборе клетки и организма, особенности поведения хромосом в мейозе, классификацию и причины мутаций, их значение в эволюции · определение хромосомного набора соматических и половых клеток растений и животных · определение генотипов родителей по потомству · необходимость определение отделов тела, органы или системы органов у членистоногих, рыб, земноводных и пресмыкающихся, половое или бесполое поколение растений · знание о беспозвоночных животных и сформированность умений определять принадлежность организмов к разным типам и классам · умение распознавать по рисункам биологические объекты · знания особенностей питания животных по сравнению с другими гетеротрофами · признаки кишечнополостных животных, места обитания взрослой и личиночной форм паразитических червей · умения определить по рисунку наиболее высокоорганизованное простейшее · строение центральной нервной системы, функции ее отделов, ВНД · объяснение физиологической сущности процессов, происходящих в организме человека · на движущие силы эволюции и видообразовании · определение критериев вида по их описанию · различение понятий ненаследственной (модификационной) и наследственной изменчивости · роль АТФ в активном транспорте веществ через мембрану · знание роли энергии, за счет которой непосредственно происходит образование АТФ в световой фазе фотосинтеза · знание причин гетерозиса, сравнение методов селекции животных и растений, генной и клеточной инженерии, объяснение причин бесплодия межвидовых гибридов · установление числа нуклеотидов в ДНК в соответствии с принципом комплементарности · умение устанавливать причинно-следственные связи В части В:
· материал об автотрофном питании бактерий · физиологические знания о влиянии эндокринной системы на жизнедеятельность организма человека · сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека, особенности нейрогуморальной регуляции, на сопоставлении симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, строение и функции отделов анализатора · определение последовательности процессов видообразования и этапов антропогенеза · установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений · метаболические процессы в клетке и организме · знания о химической организации клетки, характеристику клеток разных организмов · сходство и отличие человека и человекообразных обезьян · симметрию тела животных разных царств · определение спорофита и гаметофита растений разных отделов, основного и промежуточного хозяина червей паразитов, места их обитания · особенности стадий развития, признаков классов позвоночных животных · материал о паразитических червях, некоторых классах животных (паукообразных и насекомых, хрящевых и костных рыбах), отделы растений (моховидных и хвощевидных) · особенности строения сердечной мышцы, ее способности работать автономно и сокращаться во всех направлениях, в отличие от скелетных мышц · отличие вакцины от лечебной сыворотки, определение в каких случаях используется тот или иной препарат · характеристику продуцентов и редуцентов · строение прокариотической и эукариотической клеток · особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, бесполого и полового размножения, прямого и непрямого постэмбрионального развития · циклы развития организмов (вирусов, хвощей) · последовательность движения крови по сосудам большого и малого кругов кровообращения · прохождение луча света в глазном яблоке · развитие половых клеток у животных В части С
: · защитную роль лейкоцитов · установление связи дыхания и фотосинтеза · рисунки по разделу «Общая биология», в частности по цитологии, по определению органоидов клетки, их строение и функции, объяснение по рисунку процесса фагоцитоза, установление фаз гаметогенеза · умения находить и исправлять ошибки в текстах по цитологии и эволюции · понятие «популяция» · умение сравнивать организмы разных царств или отдельные группы организмов и находить их отличительные признаки (особенности бактерий, отличие грибов от растений, преимущества общественных насекомых по сравнению с одиночными и т.д.). · вопросы, связанные с выявлением причин приспособленности организмов к окружающей среде, обоснование общности происхождения органического мира, родство объектов живой природы · умение сравнивать организмы разных царств, находить отличительные признаки бактерий, сходство и отличие птиц и пресмыкающихся, выделять признаки усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, объяснять особенности членистоногих, позволившие им широко распространиться на Земле, освоить различные среды жизни · задачи на сцепленное наследование признаков, при решении которых необходимо определить генотипы потомков в двух случаях: при наличии кроссинговера и при его отсутствии Особо следует обратить внимание при подготовке к части С линии 5, где представлены разные виды задач по молекулярной биологии. На территории Нижегородской области 2009 г. были задания только одного типа – определение последовательности аминокислот по структуре ДНК или РНК, в то время как, в заданиях других территорий были и иные типы задач. К тому же, уже в 2010 г. материал заданий данной группы был очень разнообразен и включал в себя не только традиционные задания, но и задания на знание этапов энергетического обмена и расчеты по нему, решение расчетных задач по молекулярной биологии, требующие определения молекулярных масс белка и иРНК по заданному числу молекул тРНК, участвующих в биосинтезе. При выполнении задач данного типа необходимо учитывать свойство генетического кода – триплетность. В 2010 г. были использованы модифицированные задания по цитологии, требующие определения фрагмента молекулы тРНК и ее антикодона по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определение аминокислоты, которую переносит эта тРНК. Задания С6 предусматривают решение генетических задач разного типа на: · дигибридное скрещивание · сцепленное с полом наследование · полное сцепление признаков · анализирующее скрещивание · скрещивание при неполном доминировании при дигибридном варианте · анализ родословных. В демоверсии 2011 года представлена задача на множественный аллелизм с знанием типов наследования групп крови и усложненная дигибридным типом наследования (резус фактор). Так, по данным ФИПИ, по результатам ЕГЭ уже 2009 г. тестируемые были разбиты на 5 уровней подготовки к экзаменам. Данные 2010 года представлены ниже в таблице. Характеристика уровня подготовки участников экзамена
Характеристика
выпускников
Уровни подготовки Описание уровня подготовки выпускников
Минимальный
Первичный балл – 15–
21 Тестовый балл – 34–
40 Экзаменуемые имеют фрагментарные знания по всему курсу биологии. Демонстрируют владение биологической терминологией и символикой, понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, но допускают существенные ошибки при обосновании процессов и явлений, протекающих в живой природе, задания части 3(С) выполняются частично. Чаще правильно выполняются лишь задания базового уровня сложности. К числу усвоенных знаний относятся следующие: – методы изучения живой природы; – наиболее важные признаки биологических объектов, автотрофных и гетеротрофных организмов, царств растений, животных, грибов, бактерий; – функции некоторых органоидов клетки без раскрытия их строения; –
определение наследственности и изменчивости, законов наследственности; –
признаки царств организмов, строение и жизнедеятельность цветковых растений, основных классов хордовых животных; –
некоторые особенности строения и жизнедеятельности организма человека; –
отдельные меры профилактики травм и наиболее распространённых инфекционных заболеваний; –
формы борьбы за существование, критерии вида; –
среды обитания, экологические факторы; цепи питания, роль растений и животных в экосистемах. Экзаменуемые владеют следующими умениями: –
распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам; –
сравнивать клетки организмов разных царств живой природы, организмы животных и человека, классы животных позвоночных животных; –
называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных; –
устанавливать приспособленность организмов к среде обитания; –
составлять схемы цепей питания; –
решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности. Удовлетворительный
Первичный балл – 22–
46 Тестовый балл – 41–
65 Экзаменуемые имеют определенные знания по основным разделам курса биологии, умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в стандартных ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, составлять цепи питания, решать несложные биологические задачи. Однако допускают биологические ошибки. Задания части 3(С) выполняются частично. В развернутых ответах при раскрытии основного содержания могут отсутствовать отдельные элементы. К числу усвоенных знаний, дополнительно к элементам знаний и умений, освоенным выпускниками предыдущей группы, относятся следующие: –
основные положения клеточной теории; –
химический состав, строение эукариотных и прокариотных клеток; –
значение обмена веществ в клетке и организме, виды обмена; –
деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза; –
процессы гаметогенеза и отличие овогенеза от сперматогенеза; –
методы селекции, основные направления биотехнологии; –
особенности строения, жизнедеятельности и размножения основных отделов растений, типов и классов животных; –
строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека, виды и значение иммунитета и предупредительных прививок; –
роль нервной системы и отдельных гормонов в регуляции жизнедеятельности человека; –
движущие силы эволюции, формы естественного отбора и их значение в эволюции; –
определение и критерии вида, виды приспособленности организмов; –
некоторые ароморфные признаки растений и животных, признаки родства человека и животных; –
роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии. Экзаменуемые владеют следующими умениями: –
сравнивать клетки организмов разных царств живой природы, организмы животных и человека, отделы и классы растений, типы и классы позвоночных животных; –
сравнивать фазы митоза и мейоза; –
определять генотипы и фенотипы родителей и потомства; решать несложные генетические задачи; –
называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных; –
устанавливать приспособленность организмов к среде обитания; –
составлять схемы цепей питания в экосистемах. Хороший
Первичный балл – 47–
61 Тестовый балл – 66–
80 Экзаменуемые имеют определенные знания по всем разделам курса биологии, умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в новых ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, анализировать различные гипотезы сущности жизни, составлять схемы скрещивания, цепи питания, решать биологические задачи разной степени сложности. При раскрытии основного содержания в ответах на задания части 3(С) могут отсутствовать несущественные элементы, допускаются незначительные ошибки. Дополнительно к элементам знаний и умений, освоенным выпускниками предыдущей группы, экзаменуемыми данной группы освоены также следующие знания: –
хромосомная теория наследственности, теория антропогенеза, эволюционная теория; –
обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме человека; матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК); –
вирусы как неклеточные формы жизни; –
биологическое значение митоза и мейоза; –
закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных; –
сущность законов наследственности, закономерности изменчивости; –
классификация мутаций и их значение в эволюции; –
методы биотехнологии, их значение; –
движущие силы эволюции, их взаимосвязь, результаты эволюции: видообразование и формирование приспособленности организмов к среде обитания; –
пути и направления эволюционного процесса, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека; –
нервно-гуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека; –
функциональные группы организмов в экосистемах, их роль в круговороте веществ. Экзаменуемые владеют следующими умениями: –
сравнивать клетки, организмы разных царств живой природы, процессы обмена веществ, типы деления клеток, формы размножения организмов; –
различать безусловные и условные рефлексы, условия их формирования; –
устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы и ее ролью в экосистеме; –
составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа. Отличный
Первичный балл – 62–
69 Тестовый балл – 81–
100 Выпускники имеют полные системные знания по курсу биологии, могут применять их в нестандартной ситуации. Ими освоены знания и умения, предусмотренные стандартом биологического образования. Они владеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать последовательность процессов и явлений, взаимосвязь строения и функций биологических объектов, давать полные развернутые ответы, решать биологические задачи и делать выводы. У экзаменуемых сформированы общеучебные умения составлять развернутый ответ на задание, четко излагать свои мысли; правильно выполнять задания на установление соответствия процессов, явлений, объектов, на определение их последовательности. Дополнительно к элементам знаний и умений, освоенным выпускниками предыдущей группы, экзаменуемыми данной группы были освоены также следующие знания и умения: – обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, роль эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии; – формулировать мировоззренческие выводы, делать обобщения; – понимать и объяснять сущность и значение закона гомологических рядов наследственной изменчивости и учения Н.И.Вавилова в развитии селекции; –
объяснять этапы видообразования и формирования приспособленности организмов с позиции синтетической теории эволюции; –
устанавливать факторы, обеспечивающие устойчивость экосистем и равновесие в биосфере, ее саморегуляцию; –
выявлять причины изменений в экосистемах, их смены; –
сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы; –
обосновывать сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере, роль живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений в природе, меры сохранения равновесия в ней; –
решать генетические задачи и делать выводы на основе полученных результатов. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом и показали: · знание основных биологических понятий, правил · понимание признаков биологических объектов, особенностей организма человека, сущности биологических процессов и явлений · владение биологической терминологией и символикой · знание методов изучения живой природы, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды · умение использовать биологические знания в практической деятельности, распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи Проведенный анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы позволяет ФИПИ высказать ряд общих рекомендаций для подготовки учащихся к ЕГЭ 2011 г. 1. Необходимость обеспечить освоение учащимися основного содержания биологического образования и развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями стандарта. 2. Повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: о метаболизме и редукционном делении клеток; движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем, роли живого 3. Использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, особенно задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, на работу с текстом, рисунками, нахождение ошибочной информации и ее исправление. 4.Научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач. Для организации подготовки школьников к выполнению тестовых заданий по ЕГЭ на территории Нижегородской области разработан, сертифицирован и выпущен в издательском центре НИРО элективный курс по подготовке учащихся по материалам основной школы, что в свою очередь изучается в школе на более низком образовательном уровне (Алексеева Е.В., Себельдина Н.Н. Подготовка к ЕГЭ по биологии: учебно-методическое пособие. - Н Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2009). Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru): - документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ); - открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий; - учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; - аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; - перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИ-ПИ для подготовки к ЕГЭ. Следует указать на то, что экзамен ЕГЭ по биологии – экзамен по выбору и предполагает профильную подготовку обучающихся и иной формат образовательных программ. Положительные результаты могут быть только при: · серьезном выборе программного обеспечения, · расширенного количества часов на учебный предмет, · проведение дополнительных учебных занятий в рамках элективных курсов, факультативных или индивидуально-групповых занятий.
|