ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКООКТАНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКООКТАНОВЫХ КОМПОНЕНТОВ БЕНЗИНА

 

 

204 

Хотя и считается перспективным получение 

высокооктановых  углеводородных  горючих  (топ-
лив, бензинов) технологическим путем, однако раз-
работка  самих  методов  и  тем  более  создание  и 
строительство  новых  технологических  установок 
для  получения  высокооктановых  топлив  требует 
огромных капитальных затрат, что не всегда прием-
лемо для многих стран. Поэтому самым технологи-
чески и экономически выгодным является использо-
вание  для  получения  высокооктановых  углеводо-
родных  горючих  (топлив,  бензинов)  антидетонаци-
онных добавок. В этом случае представляется весь-
ма интересным подход изготовления эффективных и 
экологичных 

присадок 

на 

основе 

алкокси-

замещенных анилинов или их смеси с оксигенатами, 
а  также  присадки  на  основе  комбинации  спирта  с 
продуктами карбонильных соединений [1]. 

Экспериментальная часть  

Известно,  что  для  увеличения  октанового 

числа топлив используют (применяют) как зольные, 
так и беззольные антидетонационные присадки (до-
бавки). 

Известными,  но  мало  применяемыми  в  на-

стоящее  время  зольными  антидетонационными  при-
садками  (добавками)  являются  органические  соеди-
нения марганца, железа, меди, хрома, кобальта, нике-
ля, редкоземельных элементов, свинца и др. [2]. 

Однако  все  они  обладают  высокой  токсич-

ностью,  особенно  органические  соединения  свинца 
как  сами,  так  и  продукты их  сгорания  и  оказывают 
отрицательное  воздействие  на  работу  двигателей 
внутреннего  сгорания,  накапливаясь  на  электродах 
свечей  зажигания,  поршнях  и  стенках  камеры  сго-
рания, значительно сокращая его pecypc. Беззольные 
антидетонационные  добавки  (присадки)  хотя  и  ме-
нее  эффективны,  чем  зольные,  но  находят  более 
широкое распространение и применение, особенно в 
сочетании  с  другими  компонентами.  Наиболее  из-
вестными  и  распространенными  беззольными  анти-
детонационными добавками (присадками) являются: 
низкомолекулярные  ароматические  амины [N-
метиланилин (MMA), ксилидин, толуидин] [1,3]. 

Так,  известна  присадка  экстралин  ТУ 

6.02.571-90 [4], содержащая в процентных массовых 

соотношениях  диметиланилин  до 4,5 %, анилин  до 
6%  и N-метиланилин  до 100% . Другой  известной 
присадкой  аналогичного  типа  является  присадка 
АДА ТУ 38-401-58-61-93[4], которая дополнительно 
содержит  в  своем  составе  антиокислительную  до-
бавку типа ионола. 

Недостатками  такого  типа  присадок  явля-

ются: ограничение их по содержанию в связи с уве-
личением продуктов окисления, смолообразования в 
бензине при хранении и нагарообразование во время 
эксплуатации  в  двигателе  при  повышенной  их  кон-
центрации,  и  относительно  невысокий  прирост  ок-
танового  числа  в  топливах.  В  качестве  антидетона-
торов  известны  также  гомологи  бензола:  ксилол, 
этилбензол,  толуол,  которые  весьма  незначительно 
повышают октановое число топлив [2,5]. 

Известно использование в качестве антиде-

тонаторов  оксигенатов  и  их  смеси  этилового  или 
метилового  спирта  с  более  высокомолекулярными 
спиртами: метил-трет-бутилового эфира и его смесь 
с изобутиловым спиртом в соотношениях 60-80% и 
40-20%  соответственно.  Недостатками  таких  доба-
вок  (присадок)  является  незначительное  поднятие 
октанового числа бензинов при высоком до 25% их 
содержании. 

До  настоящего  времени  имеется  весьма  ог-

раниченный ассортимент беззольных антидетонаци-
онных  добавок  (присадок)  в  виде  индивидуальных 
соединений (веществ), что не позволяет создавать на 
их  основе  новые  виды  высокооктановых  углеводо-
родных горючих (топлив) с требуемыми свойствами 
для  каждого  конкретного  случая  в  зависимости  от 
поставленных целей или универсальными свойства-
ми. Добиться такого результата можно в случае ис-
пользования  в  качестве  компонентов  углеводород-
ных  горючих  (топлив)  ароматических  аминов.  Об-
щеизвестно,  что  свойства  соединений  (веществ)  за-
висят в основном не только от элементов, входящих 
в состав их молекул, но и от взаимного расположе-
ния этих элементов или групп атомов элементов по 
отношению друг к другу, а также за счет каких свя-
зей проходит их объединение в молекуле вещества, 
то есть конструкция молекул, их состав и вид связей 
в них определенным образом влияют на физическое 
и  химическое  поведение  веществ  (соединений)  как 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

205 

внутримолекулярное,  так  и  межмолекулярное, 
включая взаимодействие между молекулами разных 
веществ  (соединений),  что  в  свою  очередь  может 
существенно  повлиять  на  свойства  всей  системы  в 
целом. 

Ароматические  амины  могут  в  сочетании  с 

углеводородными  горючими  (топливами),  состоя-
щими  из  смеси  различных  углеводородов,  образо-
вывать  межмолекулярные  связи  с  молекулами  ве-
ществ  входящих  в  состав  топлив  посредством  воз-
никновения  комплексов,  с  переносом  заряда,  π - 
комплексов,  σ — копплексов,  а  также  свободных 
стабильных радикалов и других активных промежу-
точных  продуктов  с  резонансным  обменом  энергии 
или  новых  образований,  что  и  определяет  возмож-
ность проявления синергетического эффекта [6]. 

В данной ситуации впервые для повышения 

октанового числа углеводородных горючих (топлив) 
была  теоретически  определена  и  практически  под-
тверждена  возможность  использования  (примене-
ния) ароматических соединений (веществ) в составе 
конструкций молекул которых, сочетаются амино и 
алкоксигруппы, находящиеся в орто-, мета-, парапо-
ложении по отношению к друг другу. Прототипами 
в  данном  случае  могут  быть  выбраны  как  осигена-
ты:  этил-  или  метил-трет-бутиловый  эфир,  так  и 
анилин,  ксилидин,  толуидин,  которые  являются 
первичными аминами [7]. 

Недостатками  оксигенатов  является  необ-

ходимость их добавления в бензин в больших коли-
чествах 10-25% , для поднятия октанового числа на 
3-8 единиц при этом снижается энергетика топлив и 
отрицательное  влияние  на  резинотехнические  дета-
ли  автомобилей [5]. Недостатками  присадок  содер-
жащих  анилин  и  его  производных  является  их  не-
стабильность,  повышение  смолообразования  вслед-
ствие  чего  их  допустимые  концентрации  ограниче-
ны 1-1,3% (масс),  необходимость  их  применения  в 
сочетании  с  антиоксидантами.  Эта  задача  решается 
использованием (применением) алкоксизамещенных 
анилинов индивидуальных или их смесей в качестве 
компонентов,  присадок  (добавок),  или/и  синерген-
тов без, или в сочетании с оксигенатами, повышаю-
щих стойкость углеводородных горючих (топлив) к 
детонации.  Эффективность  алкоксизамещенных 
анилинов,  определялась  по  приросту  октанового 
числа,  определяемого  моторным  методом  (ОЧМ)  и 
исследовательским  методом  (ОЧИ)  в  эталонной  то-
пливной  смеси  изооктана  и  нормального  гептана 
(70:30 объемных % соответственно) [7]. 

Лучшие примеры выполнения предлагаемо-

го изобретения. 

Пример 1. Смесь  пара-этоксианилина  и 

МТБЭ  в  соотношении 1 :1, взятую 3% масс,  по  от-
ношению к эталонной топливной смеси дал прирост 
ОЧ на 7 ед. (ОЧМ) и 9,5eд. (ОЧИ). 

Пример 2. Смесь  пара-этоксианилина  и 

изопропилового  спирта  (ИПС)  в  соотношении 1 :5 
соответственно,  взятую 10% масс  по  отношению  к 
эталонной  топливной  смеси  дал  прирост  ОЧ  на 10 
ед.(ОЧМ) и 14 ед. (ОЧИ). 

Пример 3. Смесь  орто-метоксианилина  и 

изопропилового  спирта(ИПС)  в  соотношении 1 :5 

соответственно,  взятую 10% масс  по  отношению  к 
топливной  смеси  дал  прирост  на 9 ед. (ОЧМ)  и 
12

,

5eд. (ОЧИ). 

Пример 4. Пара-этоксианилин, взятый 1,3% 

масс,  по  отношению  к  эталонной  топливной  смеси 
дал прирост ОЧ на 5,5 ед. (ОЧМ) и 7 ед. (ОЧИ). 

Также существует средство для повышения 

ОЧ  бензина,  которое  представляет  собой  комбина-
цию  спирта  и  продукта  взаимодействия  карбониль-
ного  соединения  с  соединением,  содержащим,  по 
меньшей  мере,  две  гидроксигруппы,  позволяющие 
образовывать  циклы  с  карбонильными  соединения-
ми, или смеси указанных продуктов [8]. Предпочти-
тельно  в  качестве  соединений,  содержащих,  по 
меньшей  мере,  две  гидроксигруппы,  позволяющие 
образовывать  циклы  с  карбонильными  соединения-
ми, используют моно- или олигосахариды или двух-
атомные,  трехатомные  и  многоатомные  спирты.  В 
качестве  моносахаридов  могут  быть  использованы 
пентозы,  преимущественно  ксилоза  или  арабиноза 
или гексозы, преимущественно глюкоза, а также их 
смеси. В качестве двухатомных спиртов используют 
гликоли, например, этиленгликоль, в качестве трех-
атомных  спиртов  используют  глицерин,  в  качестве 
многоатомных  спиртов  используют  эритриты,  на-
пример,  пентаэритрит.  В  качестве  карбонильного 
соединения  используют  соединение,  относящееся  к 
низшим альдегидам или низшим кетонам, например, 
формальдегид,  ацетальдегид,  ацетон,  метилэтилке-
тон, диэтилкетон или циклогексанон [9].  

В  результате  проведенных  исследований 

было обнаружено, что комбинация спирта с продук-
том  взаимодействия  карбонильного  соединения  с 
соединением,  содержащим,  по  меньшей  мере,  две 
гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы 
с  карбонильными  соединениями,  или  смеси  указан-
ных  продуктов,  позволяет  повыситьбензина  значи-
тельно более эффективно, чем каждый из указанных 
компонентов  индивидуально,  проявляя  синергети-
ческий  эффект.  Кроме  того,  устраняется  проблема 
фазовой  несовместимости  с  бензиновым  топливом, 
возникающая  за  счет  наличия  свободной  гидро-
ксильной  группы  в  продуктах  взаимодействия  кар-
бонильного  соединения  с  соединением,  содержа-
щим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позво-
ляющие  образовывать  циклы  с  карбонильными  со-
единениями. 

Исследование  октаноповышающей  способ-

ности  циклических  кеталей  моносахаридов,  являю-
щихся одним из примеров продукта взаимодействия 
карбонильного  соединения  с  соединением,  содер-
жащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, по-
зволяющие  образовывать  циклы  с  карбонильными 
соединениями, на стандартной модельной углеводо-
родной  смеси  показало,  что  чистые  кетали,  образо-
ванные моносахаридами и ацетоном, практически не 
увеличивают  октановое  число  углеводородов [9]. 
Например,  введение  кеталя  ацетона  и  арабинозы  в 
модельную смесь изооктан - н-гептан (4:1) в количе-
стве около 8 вес. %, практически, не сказывается на 
ее  октановом  числе.  Аналогичная  картина  имеет 
место  и  для  кеталей  на  основе  трехатомных  спир-
тов:  при 10%-нoм  содержании  в  бензине  цикличе-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

206 

ского кеталя глицерина и ацетона прирост октаново-
го числа составляет 1,4 ед., для кеталя глицерина и 
метилэтилкетона - 0,9 ед.,  для  других  кеталей  при-
рост  октанового  числа  не  превышает  погрешности 
измерений. 

Добавление  в  систему  этилового  спирта 

приводит  к  увеличению  октанового  числа  модель-
ной смеси: на 10,4 ед. в случае кеталя арабинозы и 
ацетона  (весовое  соотношение  кеталь : этанол 
0,75:1,0), на 13,1 ед. - в случае кеталя ксилозы и аце-
тона (весовое соотношение кеталь : этанол 0,75:1,0), 
на 12,6 ед. - в  случае  кеталя  глицерина  и  ацетона 
(весовое  соотношение  кеталь : этанол 1,0:1,0). Это 
свидетельствует  о  синергетическом  эффекте  пары 
«cпиpт — циклический  кеталь », обеспечивающем 
высокую  октаноповышающую  способность  заяв-
ляемых средств [8]. 

Наличие  в  составе  добавки  спирта  снимает 

проблему  фазовой  совместимости  с  бензином  цик-
лических  кеталей  и  ацеталей,  имеющих  свободные 
гидроксильные  группы.  В  присутствии  спирта  эти 
соединения,  независимо  от  природы  алкильных  за-
местителей,  образуют  с  бензином  однофазную  ста-
бильную систему. 

Известно, что циклические кетали на основе 

глицерина  способствуют  повышению  фазовой  ста-
бильности спиртосодержащего бензина [GB 811406, 
опубл. 02.04.1959, US 4390344, опубл. 28.06.1983]. 
Это в полной мере относится и к циклическим кета-
лям  на  основе  моносахаридов.  Например,  добавле-
ние  циклических  кеталей  или  смесей  циклических 
кеталей на основе моносахаридов в количестве 3 - 8 
вес. % к двухфазной системе, содержащей бензин и 
10 oб.%  обводненного  этанола,  приводит  к  получе-
нию гомогенной системы. Таким образом, присутст-
вие  указанных  кеталей  стабилизирует  фазовую  од-
нородность бензина, позволяя увеличить пороговую 
концентрацию  воды,  за  которой  происходит  ее  вы-
слаивание в отдельную фазу. Поэтому для компаун-
дирования  углеводорода  и  спирта  становится  воз-
можным  использовать  не  только  сухой  этанол,  но 
также ректификат, содержащий 3,6% воды, и обвод-
ненный спирт, содержащий до 5% воды. 

Теперь рассмотрим технологии, позволяющие 

получать высокооктановые компоненты бензинов. 

В настоящее время в мировом производстве 

автобензинов  наблюдается  тенденция  к  постоянно-
му ужесточению не только их эксплуатационных, но 
и  экологических  характеристик.  При  этом  сущест-
венно  ограничивается  содержание  в  бензинах  бен-
зола,  серы,  ароматических  и  олефиновых  углеводо-
родов. 

В связи с этим, развитие процесса изомери-

зации – один  из  эффективных  способов  решения 
данной проблемы, позволяющий получать товарный 
бензин,  соответствующий  действующим  и  перспек-
тивным требованиям к топливам и обеспечивающий 
необходимую гибкость производства [10]. 

В современных разработках предложена ре-

акционно-ректификационная система для получения 
высокооктановых  компонентов  бензина,  содержа-
щая  по  меньшей  мере  три  реакционные  зоны,  одна 
из которых является зоной гидроизомеризации бен-

зола,  другая  является  зоной  изомеризации  гексанов 
и третья является зоной изомеризации пентана, при-
чем  зона  гидроизомеризации  бензола  расположена 
ниже всех остальных реакционных зон и находится 
в нижней части колонны [11]. 

Согласно варианту реализации изобретения 

парафиновые  углеводороды  С4-С6  из  потока  пита-
ния  поступают  в  реакционную  зону  изомеризации, 
расположенную  выше  точки  входа  потока  питания, 
а ароматические, нафтеновые, парафиновые углево-
дороды  С7  и  более  тяжелые  питания  поступают  в 
реакционную  зону  гидроизомеризации,  располо-
женную ниже точки входа потока питания. 

В  процессе  используется  водородсодержа-

щий  газ,  который  представляет  собой  любой  подхо-
дящий газ, содержащий водород.

 

Водород расходует-

ся - в реакции гидрирования бензола, в реакциях изо-
меризации  водород  не  расходуется,  но  он  требуется 
для поддержания стабильности и активности катали-
заторов [20]. Водород подается в низ колонны, пред-
почтительно в низ каждой реакционной зоны.

 

Целесообразно, когда углеводороды и водо-

род  смешивают  непосредственно  в  зоне  реакции, 
при  этом  водород  подводят  в  каждую  зону  отдель-
ном [12]. 

Сырьем может являться прямогонная легкая 

бензиновая  фракция  совместно  с  легкой  фракцией 
риформата, содержащей преимущественно бензол и 
другие  близкокипящие  компоненты.  Как  правило, 
сырье представляет собой гидроочищенные продук-
ты первичной перегонки нефти, в частности легкого 
прямогонного  бензина,  и  каталитического  рифор-
минга, в частности легкого риформата, содержащего 
преимущественно бензол и другие близкокипящие к 
нему  компоненты.  Обычно сырье  состоит  из  С4-С8 
или С5-С8 углеводородов, которые могут содержать 
до 30% по массе бензола [13]. 

Бензол, содержащийся в сырье, подвергает-

ся  гидрированию,  а  остальные  углеводороды  под-
вергаются  реакциям,  обеспечивающим  повышение 
октанового  числа,  в  частности  реакции  изомериза-
ции. Гидрирование бензола и изомеризация образо-
вавшегося  циклогексана  осуществляются  в  «зоне 
гидроизомеризации  бензола».  В  этой  зоне  происхо-
дит гидроизомеризация углеводородов, содержащих 
преимущественно б и более атомов углерода, вклю-
чая предельные и непредельные парафины нормаль-
ного и изостроения, циклопарафины, ароматические 
углеводороды,  в  частности  бензол.  В  двух  других 
реакционных  зонах  осуществляется  изомеризация 
углеводородов,  содержащих  преимущественно  от 5 
до 8 атомов углерода, включая предельные и непре-
дельные  парафины  нормального  и  изостроения, 
циклопарафины,  ароматические  углеводороды.  Эти 
две  зоны  изомеризации  могут  быть  расположены 
вне  колонны,  так  что  на  них  подается  соответст-
вующая  фаза  из  зоны  дистилляции,  а  продукт  изо-
меризации  возвращается  обратно  в  колонну.  Две 
зоны  изомеризации  расположены  одна  над  другой, 
поэтому  благодаря  протекающим  в  колонне  массо-
обменным  процессам  в  эти  зоны  попадают  разные 
исходные  материалы,  так  что  продуктом  ниже  рас-
положенной зоны являются в основном изогексаны, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

207 

поэтому  нижерасположенная  зона  называется  «зо-
ной  изомеризации  гексанов»,  а  продуктом  выше 
расположенной  зоны  являются  в  основном  изопен-
таны, поэтому нижерасположенная зона называется 
«зоной изомеризации пентана» [11]. 

Температура  в  верхней  части  реакционно-

ректификационной  колонны  находится,  как  прави-
ло,  в  пределах 120- 200°С,  температура  в  нижней 
части  реакционно-ректификационной  колонны  на-
ходится, как правило, в пределах 200- 280 °С.  Дав-
ление  в  реакционно-  ректификационной  колонне 
находится  в  диапазоне 20-35 бар  абсолютных. 
Мольное отношение водорода к сырью находится в 
пределах от 0,08 до 1 ,5 к 1 [14].  

В  процессе  используются  катализаторы  со-

держащие металлы VIII группы, нанесенные, на но-
сители, такие как активный оксид алюминия, бетта-
цеолит, пентасилы (типа ZSM-5), морденит. Указан-
ные  носители  могут  быть  модифицированы  галоге-
нами, такими как F и/или CI и другими элементами. 
Также  в  реакционных  зонах  изомеризации,  распо-
ложенных  внутри  реакционно-  ректификационной 
колонны,  используются  катализаторы  содержащие 
металлы VIII группы периодической системы хими-
ческих  элементов,  такие  как Ni, Pt, Pd, нанесенные 
на следующие носители: Zr02/S04(S03), Zr02/W203, 
так называемые, твердые суперкислоты [15]. 

Эффективность  процесса  зависит  от  сохра-

нения постоянной глубины изомеризации в процес-
се  эксплуатации  и  после  регенерации  катализатора. 
В  процессе  эксплуатации  на  поверхности  катализа-
тора  откладывается  кокс,  по  мере  накопления  по-
верхностных  отложений  определенная  часть  актив-
ных центров становится недоступной для исходного 
углеводорода,  что  ведет  к  снижению  глубины  изо-
меризации.  Восстановление  активности  катализато-
ра проводится путем регенерации, которая заключа-
ется в высокотемпературной обработке катализатора 
в токе азота содержащего 1- 10% об. кислорода. На-
личие  нанопор  радиусом 8-24 нм  является  необхо-
димым  условием  сохранения  постоянной  глубины 
изомеризации  в  процессе  эксплуатации  и  после 
окислительной регенерации [16]. 

В  процессе  кат.  риформинга  существуют 

новейшие  разработки,  позволяющие  повысить 
эффективность  процесса  при  повышенном  содер-
жании сернистых соединений и нафтеновых угле-
водородов [21]. 

Указанный  результат  достигается  предла-

гаемым способом, в соответствии с которым катали-
тический риформинг бензиновых фракций проводят 
на  высокочувствительном  к  сере  платинорениевом 
катализаторе  при 460-540

o

C  с  предварительной  ад-

сорбционной  очисткой  сырья  путем  пропускания 
его  с  водородом  через  слой  платинусодержащего 
катализатора  и  затем  слой  оксидномарганцевого 
адсорбента  при 340-460

o

C,  причем  платинусодер-

жащий  катализатор  в  зоне  очистки  располагают  в 
два или более слоев, а дополнительные слои катали-
затора  помещают  в  слое  или  после  слоя  оксидно-
марганцевого адсорбента [17]. 

Давление  в  системе 2 МПа,  объемная  ско-

рость пропускания сырья относительно суммарного 

объема  платинусодержащего  катализатора  и  адсор-
бента в первом реакторе 2,5 ч

-1

, относительно высо-

кочувствительного к сере катализатора риформинга 
во  втором  реакторе 1,5 ч

-1

.  Кратность  циркуляции 

водородосодержащего  газа 1000 об/об  сырья.  Тем-
пература на входе в реактор-адсорбер 390

o

C, а в ре-

актор риформинга 485

o

C. 

В качестве малочувствительного к сере пла-

тинусодержащего  катализатора  в  адсорбер  загру-
жают катализатор АП-56 (ТУ 38.101486-77 с изв. 1), 
содержащий 0,55% мас. платины и 0,35% мас. фтора 
на  оксиде  алюминия.  В  качестве  оксидномарганце-
вого  адсорбента  используют  адсорбент  КАС-50  по 
ТУ 21-138-04749189-95. Содержание  оксида  мар-
ганца  около 70% мас.  остальное  связующее.  Соот-
ношение объемов катализатора АП-56 и адсорбента 
КАС-50  в  зоне  очистки  составляет 1: 3. Половину 
объема PtF загружают в первом по ходу сырья верх-
нем  слое,  вторую  половину  объема PtF в  середине 
слоя оксидномарганцевого адсорбента. 

В конце пробега выход стабильного катали-

затора составляет 89,8% мас. а его октановое число 
98  пунктов  по  исследовательскому  методу.  Содер-
жание серы в жидком продукте после зоны очистки 
0,09 ppm, а  концентрация  сероводорода  в  циркули-
рующем  газе  ниже  пределов  измерения  (менее 0,1 
мг/м

3

) [17]. 

 

В отличие от каталитического риформинга 

изменение  жесткости  режима  процесса  изомериза-
ции почти не влияет на величину октанового числа 
изомеризата.  Поэтому,  если  отсутствует  необходи-
мость в значительном повышении октанового числа 
легкого  бензина,  то  экономически  оправданным 
становится  применение  процесса  изомеризации  в 
сочетании  с  процессом  каталитического  риформин-
га (с уменьшением жесткости последнего). Это спо-
собствует не только увеличению выхода бензина на 
нефть, но и снижению содержания бензола и арома-
тических  соединений.  Кроме  того,  комбинирование 
процессов  позволяет  достигнуть  более  равномерно-
го  повышения  октанового  числа  для  всех  фракций 
товарного автомобильного бензина за счет повыше-
ния  при  изомеризации  октанового  числа  легких 
фракций [18]. 

Комбинирование процессов изомеризации и 

каталитического  риформинга  позволяет  существен-
ным  образом  снизить  капиталовложения  (на 20-
40%)  по  сравнению  с  отдельно  стоящими  установ-
ками  за  счет  того,  что  в  таком  комплексе  имеются 
общие циркуляционная система, серия холодильни-
ков  и  секция  стабилизации.  В  условиях  введения 
новых  стандартов  на  содержание  ароматических 
соединений,  в  частности,  бензола  в  экологически 
чистых  бензинах  особую  важность  приобретает 
уменьшение  жесткости  режима  работы  установки 
риформинга [19]. 

Литература 

1.   Анисимов  К.М.  Топлива,  смазочные  материалы,  тех-

нические  жидкости.  Ассортимент  и  применение.  М.: 
ИЦ “Техинформ”.1999.596с.  

2.   Данилов  А.М.  Применение  присадок  в  топливах.  М.: 

Издательство “Мир”.2005.288с. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

/////////////////