ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ. ПОДБОРКА ВОПРОСОВ ИЗ ЗАДАНИЙ «ЧАСТИ С» С ТИПИЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

 

  Главная      Учебники - Тесты по ЕГЭ    

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ. ПОДБОРКА ВОПРОСОВ ИЗ ЗАДАНИЙ «ЧАСТИ С» С ТИПИЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

  1. Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

  2. К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек у человека?

  3. Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении с него коры?

  4. Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?

  5. В чем проявляется роль ДНК в биосинтезе белка?

  6. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

  7. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

  8. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

  9. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?

  10. Какую доврачебную помощь следует оказать человеку при закрытом переломе конечностей?

  11. В чем проявляется конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

  12. Для чего у человека измеряют пульс?

  13. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

  14. Объясните, почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами

  15. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните, почему?

  16. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

  17. При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему?

  18. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как это можно объяснить?

  19. Какие признаки характерны для хвойных растений

  20. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

  21. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

  22. Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

  23. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

  24. С какой целью используется генеалогический метод исследования генетики человека?

  25. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

  26. Какие признаки характерны для вирусов?

  27. Каково строение и функции оболочки ядра

  28. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.

  29. Что служит основой стабильности экосистем?

  30. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

  31. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу?

  32. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

  33. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем елового леса?

  34. Какие признаки характерны для царства растений?

  35. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?

  36. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

  37. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

  38. Каковы функции пищеварительной системы человека?

  39. Каково значение крови в жизнедеятельности человека?

  40. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?

  41. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

  42. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

  43. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

  44. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства - соотношение генотипов и фенотипов.

  45. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6-10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

  46. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Определите генотипы и виды гамет родителей, а у гибридов первого поколения - соотношение генотипов.

  47. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать - длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое -короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.

  48. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

  49. Чем строение молекулы ДНК отличается от и - РНК

  50. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

  51. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

  52. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалось подобное тело у бабочки?

  53. Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества через них удаляются?

  54. Почему биоценоз считают более устойчивой экосистемой, чем агроценоз?

  55. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

  56. Каковы причины появления в городской среде влажного смога?

  57. На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений?

  58. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

  59. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

  60. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

  61. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак - h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

  62. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

  63. Докажите, что корневище растений - видоизмененный побег.

  64. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? 65 Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

    Г-Т-Г-Т-А-Т-Г-Г-А-А-Г-Т. Определите последовательность нуклеотидов на и - РНК, антикодоны соответствующих т - РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода

    image

    1. По изображенной на рисунке родословной, установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

    2. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

    3. В чём сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?

    4. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

    5. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с

      черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

    6. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

    7. Посещение бани-сауны, где температура воздуха превышает 100 °С совершенно безопасно для человека, а вода такой же температуры смертельно опасна для него. Почему в сауне не возникает ощущение боли и не возникает ожогов, а если облиться водой той же температуры, то возникает и ожог, и боль от него?

    8. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Фотопериодизм - это реакция организма на интенсивность освещения.

  2. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является длина дня.

  3. Многие растения начинают изменять окраску листьев задолго до начала сезонного укорочения дня.

  4. У пойкилотермных животных температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды.

  5. Многие из них с приходом осени начинают постепенно снижать свою температуру тела и постепенно впадают в спячку.

  1. Как отличить цианобактерии от одноклеточных водорослей? Ответ поясните.

  2. Почему для получения ежегодного хорошего урожая агроценозе необходим его ежегодный сбор? Ответ поясните. Для получения ежегодного хорошего урожая агроценозе необходим его ежегодный сбор так как:

  3. В чем проявляется сходство прокариот и эукариот?

  4. Отец и сын - дальтоники, мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал свой недостаток от отца?

  5. При сильном "цветении" воды в водоёмах, в летнее время часто наблюдается массовая гибель рыбы. Объясните это явление, является ли "цветение" воды причиной гибели рыбы?

  6. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Единицей наследственности человека является ген.

  2. Т. Морган, изучая особенности наследования признаков, вывел закон независимого распределения генов.

  3. Признаки наследуются сцеплено, если расстояние между генами, определяющими эти признаки, составляет 50 и более Морганид.

  4. У человека 46 групп сцепления генов.

  5. По этому вероятность рождения в семье девочки составляет 25%.

  1. Почему грибы нельзя считать растениями? Ответ поясните.

  2. Почему при вдохе воздух входит в лёгочные альвеолы? Ответ поясните.

  3. Таня и Аня - однояйцовые сёстры-близнецы, а Толя и Коля - однояйцовые братья-близнецы (дети других родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В обеих семьях рождаются сыновья. При каких условиях (особенностях генотипов родителей) мальчики будут схожи как однояйцовые близнецы?

  4. В XVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт.

    Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

  5. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

  2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

  3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

  4. Они растут только в первые годы жизни.

  5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

    image

    1. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

    2. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

    3. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24 % от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

    4. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный

      или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.


    5. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

    6. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми. Как объяснить это явление?

    7. На каком этапе фотосинтеза образуется свободный кислород?

    8. Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?

    9. Ученые считают, что первые наземные позвоночные — стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

    10. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

    11. Как предохранить продукты питания от гниения?

    12. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?

    13. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

    14. Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

    15. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.

    16. Как человек использует плесневые грибы?

    17. С какой целью в селекции растений производят скрещивание особей разных сортов?

    18. В результате полового размножения появляется более разнообразное потомство, чем в результате вегетативного. Объясните почему.

    19. Докажите принадлежность человека к классу млекопитающих.

    20. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

    21. Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

    22. Весной в средней полосе России насекомоядные птицы прилетают значительно позже растительноядных. Чем это можно объяснить?

    23. Почему летом при жажде рекомендуется пить подсоленную воду?

    24. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

    25. Почему для удаления присосавшегося к телу человека клеща его надо смазать маслянистой жидкостью?

    26. Почему клетку считают генетической единицей живого?

    27. Клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми. С чем это связано?


    28. Какой вред приносят растениям грибы-паразиты: головня, фитофтора, трутовик?

    29. Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

    30. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?

    31. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

    32. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

    33. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?

    34. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

    35. Почему нельзя брать в рот травинки с заливных лугов?

    36. Почему нельзя употреблять в пищу сырую, плохо проваренную или плохо прожаренную говядину?

    37. Сформулируйте биогенетический закон.

    38. Какая ткань цветковых растений связывает его органы в единое целое?

    39. Что называют популяционными волнами?

    40. Каково преимущество биологических методов борьбы с вредителями по сравнению с химическими методами?

    41. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?

    42. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые (Бобовые) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

    43. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

    44. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

    45. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т - РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

    46. Какой вред приносит гриб-трутовик березе?

    47. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

    48. В чем сходство и различие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Сложноцветные?

    49. В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?

    50. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов и характер наследования признаков.

    51. Муха - осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

    52. Какие организмы в экосистеме способствуют разложению органических отходов?

    53. Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

    54. Чем характеризуется явление полиплоидии?

    55. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

    56. Почему жиры наиболее энергетически ценные вещества?

    57. Чем фенотип гетерозиготной особи отличается с фенотипа рецессивной особи?

    58. Почему при определении принадлежности особи к тому или иному виду учитывают комплекс критериев?

    59. Почему пищу надо тщательно пережевывать?

    60. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

    61. В каких реакциях обмена у растений углекислый газ является исходным веществом для синтеза углеводов?

    62. На каких стадиях развития колорадский жук приносит вред растениям?

    63. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

    64. Что регулирует сезонные явления в жизни организмов?

    65. С какими структурами клетки связана цитоплазматическая изменчивость листьев томата?

    66. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

    67. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?

    68. Каков генотип короткошерстной собаки, если потомство многих поколений короткошерстное?

    69. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, эндоплазматической сетью, рибосомами, митохондриями?

    70. Почему в фенотипе мух-дрозофил длинные крылья чаще развиваются у серых особей?

    71. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

    72. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

    73. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

    74. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?

    75. Что служит матрицей для синтеза и-РНК?

    76. Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

    77. Каковы причины смены биогеоценозов?

    78. Каковые основные отличия фотосинтеза от хемосинтеза?

    79. Объясните, как осуществляется саморегуляция водоеме на примере соотношения численности щук и плотвы.

    80. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

      В ответе необходимо выделить свойства, характерные только для наземно-воздушной среды.

    81. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

    82. Почему лосей относят к первичным консументам?

    83. Почему для сохранения биосферы необходимо поддерживать биоразнообразие?

    84. Почему у многих животных, обитающих в почве, например у крота, хорошо развито обоняние?

    85. Какова роль мхов в природе?

    86. Объясните, почему в процессе сукцессии (саморазвитие сообщества), например зарастания скал лишайниками, в экосистеме увеличивается число видов, образуются разветвленные цепи питания?

    87. Какие функции выполняет живое вещество в биосфере? Ответ поясните.

    88. В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

    89. Почему дубрава - более устойчивая экосистема, чем березовая роща?

    90. В чем состоит целостность генотипа?

    91. Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?

    92. Какую роль играет круговорот веществ в природе?

    93. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

    94. Почему популяцию считают единицей эволюции?

    95. Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (неполное доминирование красного цвета). Определите гено тип родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения.

    96. Почему клетку считают функциональной единицей живого?

    97. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

    98. В чем проявляется относительный характер приспособленности?

    99. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

    100. Чем характеризуется биологическое разнообразие?

    101. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные около автомобильной трассы?

    102. Какой вред растениям в лесном биоценозе наносит майский жук на разных стадиях развития?

    103. Раскройте функции белков, которые расположены в плазматических мембранах клетки.

    104. В.И. Вернадский писал: "На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом". Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов.

    105. Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства в F1 и F2, если скрестили гомозиготных норок с фенотипами: самки с коричневыми глазами, черной шерстью и самец с черными глазами и белой шерстью. Все потомки в F1 были черноглазыми с черной шерстью. В F2 получено: 18 черноглазых с черной шерстью, 6 черноглазых с белой шерстью и 6 кареглазых с чер-ной шерстью, 2 кареглазых с белой шерстью.

    106. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих т - РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода, если фрагмент цепи и - РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ.

    107. Объясните, почему не требуется подкормка азотными удобрениями для выращивания бобовых растений.

    108. Назовите изменения в организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, позволившие обеспечить клетки их тела большим количеством кислорода.

    109. В чем отличие введения лечебной сыворотки от прививки?

    110. Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

    111. растения томата гены нормальной высоты сцеплены с округлой формой плодов, а гены карликовости - с овальной формой плодов. Скрестили растения с нормальной высотой и округлой формой, плодов с карликовым растением и овальной формой плодов. В первом поколении все растения были единообразными и имели нормальную высоту и округлую форму плодов. Полученные гибриды скрестили. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, генотипы и соотношение фенотипов гибридов второго поколения. Кроссинговер не происходит.

    112. Пользуясь таблицей генетического кода, определите последовательность нуклеотидов на и - РНК, антикодоны т - РНК и последовательность аминокислот соответствующего фрагмента молекулы белка, если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГГЦАТГЦАГТГ.

  1. Составьте правильную пищевую цепь и определите в ней консумента третьего порядка, используя все названные ниже объекты: перегной, большая синица, паук- крестовик, ястреб, комнатная муха.

  2. Назовите основные процессы, происходящие в темновую фазу фотосинтеза.

  3. Назовите проявления особенностей биосферы как оболочки Земли.

  4. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак - h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

  5. Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

  6. Выращивая растения без почвы (гидропонным способом): корни растений закрепляют в гравии или песке и омывают водным раствором минеральных веществ. Что произойдет с растениями при обмывании их корней дистиллированной водой?

  7. Объясните, каково значение разнообразия цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные.

  8. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

  9. Какова роль растений в историческом преобразовании биосферы?

  10. Определите генотипы родителей и сына, а также генотипы и фенотипы возможного потомства у этих родителей, если у здоровых родителей сын болен дальтонизмом (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой).

  11. Можно ли считать экосистемой небольшой водоем, образовавшийся после разлива реки, в котором обнаружены следующие организмы: инфузория-туфелька, циклоп, белая планария, гидра, дафния, большой прудовик?

  12. Чем объясняются изменения в органах пищеварения, составе крови, деятельности нервной системы, которые вызывает у человека бычий цепень?

  13. От чего зависит устойчивость экосистем?

  14. Назовите признаки отличия растительной клетки от животной.

  15. Каково участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере?

  16. Мужчина с нормальным зрением вступил в брак с женщиной-дальтоником (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

  17. Определите последовательность нуклеотидов на и - РНК, антикодоны соответствующих т - РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, пользуясь таблицей генетического кода, если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ.

  18. Почему фермент пепсин, расщепляющий белки в кислой среде желудка, при попадании в двенадцатиперстную кишку теряет свою активность?

  19. Какие изменения в экосистеме смешанного леса могут произойти вследствие сокращения численности растительноядных млекопитающих?

  20. Назовите признаки отличия грибов от растений.

  21. К каким экологическим последствиям может привести вырубка тропических лесов Земли?

  22. Определите генотип родителей, возможных потомков в F1 и вероятность (в %) рождения детей-носителей этого гена, если отец -дальтоник, а мать здорова и не является носителем. Дальтонизм - рецессивный признак (d), сцепленный с полом.

  23. Объясните значение защитной окраски камбалы, приспособленной к жизни в морских водоемах близ дна и относительный характер её приспособленности.

  24. Какова причина отторжения пересаженных органов и тканей?

  25. Почему сокращается концентрация кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время?

  26. Каковы функции половых клеток животных и человека?

  27. Почему появляются атавизмы у отдельных людей?

  28. Самца морской свинки с розеточнои (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая - розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточнои и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточнои и одного с гладкой шерстью.

    Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточнои шерсти - доминантный (А).

  29. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся в результате вулканической деятельности острове в океане.

  30. Почему годичные кольца на спиле дерева имеют разную ширину?

  31. Какие изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

  32. В чем сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

  33. Назовите ароморфные признаки, характерные для млекопитающих.

  34. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

  35. Каково значение хорошо выраженной ярусности лесных биоценозов?

  36. Почему на лесных тропинках растения сильно разрежены или отсутствуют?

  37. Почему в экосистеме леса мышей относят к консументам первого порядка, а сов к консументам второго порядка?

235.В чём проявляется сходство и различие плодов растений семейств и Крестоцветные (Капустные) и Мотыльковые (Бобовые)?

  1. Каковы приспособления к сезонным изменениям среды у млекопитающих?

  2. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F 1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

  3. Объясните, как будет происходить самовосстановление елового леса после лесного пожара.

 

 

 

////////////////////////////