РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. Направление подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» - 2014 год

 

  Главная      Книги - Пожарное дело 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

1

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. Направление подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность» - 2014 год

 

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия государственной противопожарной службы
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник Академии ГПС МЧС России
генерал-полковник внутренней службы
______________________Ш.Ш. Дагиров
«____»_______________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
Направление подготовки
20.05.01 «Пожарная безопасностьª
Квалификация (степень)
специалист
Форма обучения
очная, заочная
2014 г.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия государственной противопожарной службы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
Направление подготовки
20.05.01 «Пожарная безопасностьª
Квалификация (степень)
специалист
Форма обучения
очная, заочная
Рекомендовано к рассмотрению на Ученом Совете
УМЦ Академии ГПС МЧС России
__________________________________________
«____» ___________2014 г.
Одобрено Ученым советом
Академии ГПС МЧС России
Протокол № ____ от «___» _________ 2014 г.
2014 г.
2
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения образовательной программы«««5
2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы««7
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академи-
ческих часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавате-
лем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.9
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указа-
нием отведенного на них количества академических часов и видов учебных за-
нятий««««««««««««««««««««««««««««««10
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине««««««««««««««««««««.19
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обу-
чающихся по дисциплине «««««««««««««««««««««.20
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой
для освоения дисциплины «««««««««««««««««««««.31
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интер-
нет", необходимых для освоения дисциплины «««««««««««««32
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ««.32
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем ««««««««««40
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления
образовательного процесса по дисциплине««««««««««««««..41
4
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, со-
отнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной про-
граммы
В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть
следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандарти-
зация и сертификация»:
Таблица 1
Код ком-
Результаты освоения ООП
Перечень планируемых результатов
петенции
Содержание компетенций
обучения по дисциплине
ОК-6
Способностью работать са-
Знать: участников и порядок проведения работ
мостоятельно,
принимать
при подтверждении соответствия в области
решения
пожарной безопасности.
Уметь: пользоваться нормативной и справоч-
ной документацией в области подтверждения
соответствия.
Владеть: навыками применения современных
методов контроля качества продукции и про-
цессов при выполнении работ по сертификации
продукции и систем менеджмента качества в
области пожарной безопасности.
ОК-9
Способность использовать
Знать: порядок разработки, утверждения и ис-
навыки работы с информа-
пользования технических регламентов и на-
цией из различных источни-
циональных стандартов.
ков для решения професси-
Уметь: осуществлять поиск и учет норматив-
ональных и социальных за-
но-правовых требований в области техническо-
дач
го регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена информа-
ции в области стандартизации.
ОК-14
Готовностью к саморазви-
Знать: основные понятия, термины и опреде-
тию, самообразованию
ления в области метрологии..
Уметь: формировать творческое мышление..
Владеть: навыками самостоятельного планиро-
вания, постановки и проведения теоретических
исследований с использованием правил и норм
метрологии..
ПК-2
Способностью оценить риск
Знать: основные источники информации, со-
и определить меры по обес-
держащие нормативно-правовые и нормативно-
печению безопасности
технические документы в области метрологии.
разрабатываемой техники и
Уметь: применять методы обработки результа-
проводимого эксперимента
тов многократных измерений при наличии слу-
чайных и грубых погрешностей.
Владеть: навыками определения погрешности
измерений, средств измерений, методов изме-
рений, измерительных систем.
ПК-14
Способность решать инже-
Знать: правила пользования стандартами, ком-
нерно-технические задачи в
плексами стандартов и др. нормативных доку-
сфере своей профессио-
ментов.
5
Код ком-
Результаты освоения ООП
Перечень планируемых результатов
петенции
Содержание компетенций
обучения по дисциплине
нальной деятельности
Уметь: осуществлять поиск и учет норматив-
но-правовых требований в области техническо-
го регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена информа-
ции в области стандартизации.
ПК-17
Способностью к самостоя-
Знать: нормативно-правовые акты и правила в
тельному решению отдель-
области пожарной безопасности.
ных инженерных задач высо-
Уметь: пользоваться нормативной и справоч-
кого уровня
ной документации ей в области подтверждения
сложности, выдвижению но-
соответствия.
вых инженерных идей
Владеть: навыками- выбора схем при проведе-
нии работ по подтверждению соответствия
продукции и услуг в области пожарной безо-
пасности, навыками проведения испытаний с
целью сертификации и декларированию про-
дукции в области пожарной безопасности, на-
выками проведения инспекционного контроля
за сертифицируемой продукцией
ПСК-12
Знанием основных норм пра-
Знать: основные понятия, термины и опреде-
вового регулирования в об-
ления в области стандартизации, принципы по-
ласти пожарной безопасно-
строения международных и отечественных сис-
сти
тем стандартизации.
Уметь: осуществлять поиск и учет норматив-
но-правовых требований в области техническо-
го регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена информа-
ции в области стандартизации.
ПСК-32
Умением проводить экспе-
Знать:
метрологические
характеристики
рименты по заданным мето-
средств измерений и методы измерений.
дикам с обработкой и анали-
Уметь: применять методы обработки результа-
зом
тов многократных измерений при наличии слу-
результатов
чайных и грубых погрешностей.
Владеть: навыками- самостоятельного плани-
рования, постановки и проведения теоретиче-
ских исследований с использованием правил и
норм метрологии.
ПСК-39
Знанием основных положе-
Знать: нормативно-правовые акты и правила в
ний лицензирования в облас-
области пожарной безопасности.
ти пожарной безопасности и
Уметь: использовать полученные знания при
системы
реализации работ по обязательной и добро-
страхования от пожаров
вольной сертификации продукции в области
пожарной безопасности.
Владеть: навыками- применения современных
методов контроля качества продукции и про-
цессов при выполнении работ при сертифика-
ции продукции и систем менеджмента качест-
ва.
6
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стан-
дартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направле-
нию подготовки 20.05.01 - «Пожарная безопасность» (степень) специалист, ут-
вержденным приказом Министра образования и науки Российской Федерации
от 14.01.2011 г. № 12 (согласно приказу Минобрнауки России от 18 ноября
2013 г. № 1245 код соответствия - 20.05.01), дисциплина «Метрология, стандар-
тизация и сертификация» включена в базовую часть профессионального цикла
подготовки.
Дисциплина изучается на 5 курсе в течение одного семестра при очной и
заочной формах обучения.
Изучение дисциплины является необходимой базой для профессиональной
деятельности, в которой закладываются основные теоретические и практиче-
ские знания, навыки и умения для решения измерительных задач и соблюдения
требований технических регламентов, национальных стандартов и сводов пра-
вил; позволяет обучаемым решать вопросы оценки качества технических изде-
лий, обеспечения точности измерений, планирования и выполнения работ по
стандартизации и сертификации продукции и услуг, а также и внедрения сис-
тем управления качеством.
Основные задачи дисциплины:
- изучение основных понятий в области метрологии;
- освоение методов обработки результатов многократных измерений
при наличии случайных и грубых составляющих погрешностей;
- изучение основ технических регламентов, национальных стандартов и
сводов правил;
- обучение слушателей порядку выполнения работ по сертификации
продукции и услуг в области пожарной безопасности.
7
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» базируется на
знаниях, полученных при изучении дисциплин - «Математика», «Физика»,
«Пожарная техника», «Пожарная безопасность в строительстве», «Здания, со-
оружения и их устойчивость при пожаре», «Пожарная безопасность технологи-
ческих процессов» и др.
Для освоения дисциплины «Метрологии, стандартизации и сертификации»
учащимся необходимо:
знать:
- основные понятия, термины и определения в области метрологии стан-
дартизации и сертификации;
- нормативно-правовую базу в области пожарной безопасности;
владеть:
- средствами измерений с заданными метрологическими характеристика-
ми;
- обработкой результатов измерений при наличии различных видов по-
грешностей;
- нормативной и справочной документацией в области стандартизации и
сертификации;
иметь представление:
- о метрологических характеристиках средств измерения и методах изме-
рения;
- о порядке разработки, утверждения и использования технических рег-
ламентов и национальных стандартов;
- о перечне объектов, подлежащих обязательной сертификации и деклари-
рованию в области пожарной безопасности.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является не-
отъемлемой частью профессионального цикла федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС
8
ВПО) по направлению подготовки 20.05.01 - «Пожарная безопасность» (сте-
пень - специалист).
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с
преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся
Бюджет времени на изучение дисциплины определяется учебным планом
Академии ГПС МЧС России.
Таблица 2
Количество ча-
Форма обучения
сов по учеб-
очная
заочная
Виды работы
ЗЕТ
п/п
ному плану
семестр
семестр
очно
заочно
9-ый
10-ый
1.
Общая трудоемкость дис-
3/3
108
108
108
108
циплины
2.
Контактная работа обучаю-
66
10
66
10
щихся с преподавателем:
- лекции;
30
4
- практические занятия;
6
6
- семинарские занятия;
20
-
- контрольная работа;
-6
- курсовое проектирование;
-
- зачет с оценкой.
4
-
в том числе ИАФО
28
6
3.
Самостоятельная работа
42
98
42
98
- изучение теоретических
24
32
вопросов;
-домашняя контрольная
-
34
работа;
- изучение нормативных
28
документов;
- подготовка докладов
-
- зачет с оценкой.
4
9
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов
учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в
академических часах)
Таблица 3
Видя учебных занятий, включая
Общая
самостоятельную работу и трудо-
Формы теку-
трудоем-
емкость (в часах) для форм обуче-
щего контроля
п/п
кость
Раздел дисциплины
ния очно/заочно
успеваемости
(час.)
Аудиторные занятия
всего
Л
ПЗ
СЕМ
КР
СР
очно
заочно
1.
Метрология
48/54
12/2
6/6
8/-
2/-
20/46
КР
КР
2.
Стандартизация
20/21
6/1
-
4/-
2/-
8/20
КР
КР
3.
Сертификация
36/29
12/1
-
8/-
2/-
14/28
КР
КР
4.
Дифференцированный
4/4
_
4/-
_
_
-/4
_
_
зачет (ДЗ)
5.
Экзамен (Э)
-
-
-
-
-
-
-
-
Итого
108/108
30/4
10/6
20/-
6/-
42/98
-
-
Все виды занятий (семинары, практические занятия, контрольные работы)
по дисциплине проводятся для очной и заочной форм обучения - в составе
группы.
Рабочая программа служит основой для разработки кафедрой темати-
ческих семестровых планов.
Кафедра имеет право:
- перераспределять учебное время между темами и по видам занятий;
- объединять отдельные темы;
- дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.
Вносимые изменения должны способствовать повышению качества под-
готовки специалистов.
4.2 Примерное содержание дисциплины, структурированное по разде-
лам и темам
Таблица 4
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
РАЗДЕЛ I. Метрология
10
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
1.
Тема 1.
Введение в дисциплину. Обеспече-
2/0,5
Лекция
ние качества и безопасности про-
ИАФО
дукции, процессов и услуг - основ-
ная цель деятельности по стандар-
тизации, метрологии и сертифика-
ции. Понятия: метрология, стандарти-
зация и сертификация. Взаимосвязь
между ними. Сущность качества (объ-
ект, характеристики, требования).
Общая характеристика требований к
продукции. Характеристика требова-
ний безопасности. Оценка качества.
Системы качества.
2.
Тема 2.
Основные понятия в области мет-
2/0,5
Лекция
рологии. Закономерности формиро-
вания результата измерений. Сущ-
ность и содержание метрологии. Виды
метрологии: законодательная, фунда-
ментальная, практическая. Важнейшие
метрологические понятия. Физическая
величина, как объект измерений. По-
нятие обеспечение единства измере-
ний (два условия обеспечения единст-
ва измерений). Измерение. Схема эле-
ментов, участвующих в измерении.
Классификация измерений. Характе-
ристики измерений:
- принцип измерения;
- метод измерения;
- методика измерения;
- погрешность измерения, виды
погрешностей;
- точность;
- правильность;
- сходимость;
- воспроизводимость.
Причины появления погрешностей
3.
Занятие 1.
Роль метрологии, стандартизации и
2/-
Семинар
сертификации в решении вопросов
безопасности и качества продукции,
процессов (работ) и услуг. Основные
понятия метрологии.
4.
Тема 3.
Средства измерения. Метрологиче-
2/0,5
Лекция
ские характеристики средств изме-
ИАФО
рений
11
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
Средства измерения (СИ). Классифи-
кация СИ:
по конструктивному исполнению:
- меры;
- измерительный прибор;
- измерительная установка;
- измерительная система;
- измерительный преобразователь.
по метрологическому назначению:
- рабочие СИ;
- эталоны.
Классификация рабочих СИ и этало-
нов (первичные, вторичные, рабочие,
государственные, специальные, меж-
дународные и др.).
Метрологические характеристики СИ:
- погрешность СИ;
- цена деления шкалы;
- диапазон измерения;
- предел измерения;
- класс точности и др.
5.
Занятие 2.
Алгоритм обработки результатов мно-
2/2
Практиче-
гократных измерений при наличии
ское
случайных погрешностей (системати-
ческие погрешности учтены или от-
сутствуют).
6.
Занятие 3
Алгоритм обработки результатов мно-
2/2
Практиче-
гократных измерений при наличии
ское
случайных и грубых погрешностей
7.
Тема 4.
Поверка и калибровка средств из-
2/0,5
Лекция
мерений. Поверка СИ. Цель поверки.
Отличие поверки от калибровки. По-
верительное клеймо. Виды поверок:
первичная, периодическая, внеочеред-
ная, инспекционная, экспертная. Ка-
либровка. Методы поверки (калибров-
ки) СИ.
8.
Занятие 4.
Решение задач по определению мет-
2/2
Практиче-
рологических характеристик средств
ское
измерений
9.
Тема 5.
Метрологическая деятельность в
2/-
Лекция
12
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
области обеспечения единства изме-
рений. Метрологические услуги и
надзор за средствами измерений. Со-
став метрологических услуг: утвер-
ждение типа СИ; поверка СИ; лицен-
зирование деятельности по изготовле-
нию, ремонту, продаже и прокату СИ.
Государственный метрологический
надзор (ГМН) осуществляется за вы-
пуском, состоянием и применением
СИ, аттестованными методиками вы-
полнения измерений, эталонами еди-
ниц величин, соблюдением метроло-
гических правил и норм на предпри-
ятиях, за количеством товаров, отчуж-
даемых при совершении торговых
операций, за количеством фасованных
товаров в упаковках любого вида при
их расфасовке и продаже. Область
распространения метрологических ус-
луг и метрологического надзора.
10.
Занятие 5.
Средства измерений. Метрологиче-
2/-
Семинар-
ские характеристики средств измере-
ское
ний (доклады).
ИАФО
11.
Занятие 6.
Эталоны единиц физических величин.
2/-
Семинар-
Поверка и калибровка средств изме-
ское
рений (доклады).
ИАФО
12.
Тема 6.
Государственная система обеспече-
2/-
Лекция
ния единства измерений (ГСОЕИ).
Понятие ГСОЕИ. Основные задачи
ГСОЕИ. Три подсистемы Государст-
венной системы измерений
(ГСИ):
правовая, техническая, организацион-
ная. Структура и функции метрологи-
ческой службы. Международные мет-
рологические организации.
13.
Занятие 7.
Международные метрологические ор-
2/-
Семинар-
ганизации (доклады).
ское
ИАФО
14.
Занятие 8.
Раздел «Метрология» (решение задачи
2/-
Контроль-
по обработке результатов многократ-
ная работа
13
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
ных измерений при наличии случай-
ных и грубых погрешностей и три
теоретических вопроса).
Раздел 2. Стандартизация
15.
Тема 7.
Исторические основы развития
2/0,25
Лекция
стандартизации, ее сущность и со-
ИАФО
держание. Цели, принципы, функ-
ции и задачи стандартизации. Поня-
тие стандартизации. История развития
стандартизации и пути ее развития в
России. Цели и задачи стандартиза-
ции. Объекты стандартизации. Прин-
ципы и функции стандартизации. Ос-
новные направления формирования
стандартизации как научного направ-
ления. Стандартизация в условиях
развитых рыночных отношений и ее
экономические, социальные и комму-
никативные функции. Роль стандарти-
зации в повышении качества, безопас-
ности и конкурентоспособности про-
дукции,
становлении
научно-
технического и экономического со-
трудничества и развития торговых
связей
16.
Тема 8.
Методы стандартизации. Виды
2/0,25
Лекция
ИАФО
нормативных документов. Разра-
ботка и применение технических
регламентов и национальных стан-
дартов. Основные законодательные
акты, регулирующие организацию ра-
бот по стандартизации в РФ. Методы
стандартизации. Виды национальных
стандартов. Разработка технических
регламентов и национальных стандар-
тов. Применение нормативных доку-
ментов. Стандарты
(нормы), дейст-
вующие при сертификации и аккреди-
тации. Стандарты на продукцию, сис-
темы качества, услуги и персонал.
14
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
Стандарты на методы оценки соответ-
ствия продукции, подлежащей обяза-
тельной сертификации при подтвер-
ждении соответствия в области по-
жарной безопасности в Российской
Федерации. Стандарты, применяемые
для целей сертификации и аккредита-
ции. Стандарты на органы оценки со-
ответствия (испытательные лаборато-
рии) и органы по сертификации. Госу-
дарственный контроль и надзор за со-
блюдением обязательных требований
технических регламентов. Ответст-
венность за нарушение обязательных
требований.
17.
Занятие 9.
Сущность стандартизации. Виды нор-
2/-
Семинар-
мативных документов. Порядок разра-
ское
ботки и принятия стандартов и техни-
ческих регламентов.
18.
Тема 9.
Система стандартизации в РФ. Ор-
2/0,25
Лекция
ганы и службы по стандартизации.
Система стандартизации в РФ. Госу-
дарственная Система стандартизации
в РФ (ГСС). Общая характеристика
ГСС. Этапы реформирования ГСС.
Органы и службы стандартизации
Российской федерации. Органы по
стандартизации. Службы по стандар-
тизации. Межрегиональные террито-
риальные управления. Управление
деятельностью по стандартизации в
России. Федеральное агентство по
техническому регулированию и мет-
рологии. Финансирование стандарти-
зации.
19.
Тема 10.
Международная региональная стан-
2/0,25
Лекция
дартизация.
Межгосударственная
Система стандартизации. Междуна-
15
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
родная организация по стандартиза-
ции (ИСО), состав, структура и мето-
дология деятельности. Международ-
ная электротехническая комиссия
(МЭК). Международный союз элек-
тросвязи (МСЭ). Статус международ-
ных стандартов. Применение между-
народных и региональных стандартов,
а также национальных стандартов
других стран.
20.
Занятие 10.
Региональная и международная стан-
2/-
Семинар-
дартизация (доклады).
ское
21.
Занятие 11.
Раздел «Стандартизация» (контроль-
2/-
Контроль-
ная работа в виде тестов).
ная работа
РАЗДЕЛ 3.Сертификация
22.
Тема 11.
Сущность и содержание сертифика-
2/0,25
Лекция
ции, ее основные цели и объекты.
ИАФО
Термины и определения в области
сертификации. Основные понятия
подтверждения соответствия, основ-
ные положения концепции сертифи-
кации. История развития сертифика-
ции в России и за рубежом. Принципы
обязательной сертификации. Объекты
обязательной сертификации. Добро-
вольная сертификация (сертификация
в законодательно нерегулируемой об-
ласти). Сущность добровольной сер-
тификации.
23.
Тема 12.
Правовые основы подтверждения
2/0,25
Лекция
соответствия в Российской Федера-
ИАФО
ции. Законодательная база серти-
фикации. База правового обеспечения
сертификации. Формы оценки соот-
ветствия объектов защиты
(продук-
ции) требованиям пожарной безопас-
ности. Подтверждение соответствия
объектов защиты (продукции) требо-
ваниям пожарной безопасности. Схе-
мы подтверждения соответствия про-
16
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
дукции требованиям пожарной безо-
пасности в рамках ФЗ "Технический
регламент о требованиях пожарной
безопасности".
24.
Занятие 12.
Сертификация. Участники сертифика-
2/-
Семинар-
ции.
ское
25.
Тема 13.
Сертификация в области пожарной
2/0,25
Лекция
безопасности в РФ. Организация ра-
ИАФО
бот в области пожарной безопасности
сертификации в РФ. Системы обяза-
тельной и добровольной сертифика-
ции. Структура и участники сертифи-
кации в области пожарной безопасно-
сти в Российской Федерации. База ор-
ганизационно-методического и ин-
формационного обеспечения сертифи-
кации в РФ. Формы основных доку-
ментов, применяемых при сертифика-
ции в области пожарной безопасности.
26.
Тема 14.
Общий порядок проведения серти-
2/0,25
Лекция
фикации в области пожарной безо-
ИАФО
пасности. Схемы сертификации.
Права и обязанности заявителей.
Процедура проведения сертификации.
Формы основных документов приме-
няемых при сертификации в области
пожарной безопасности. Права и обя-
занности заявителя при проведении
обязательного подтверждения, незави-
симо от его формы - декларирования
или обязательной сертификации.
27.
Занятие 13.
Порядок проведения сертификации.
2/-
Семинар-
ское
28.
Тема 15.
Организация деятельности органов
2/-
Лекция
ИАФО
по сертификации и испытательных
лабораторий. Общие требования, ко-
торым должен соответствовать орган
по сертификации продукции, чтобы
быть признанным в качестве компе-
тентного органа для работы в области
пожарной безопасности в Российской
Федерации. Основные требования к
органам по сертификации при аккре-
дитации. Техническая компетентность
17
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
испытательной лаборатории. Требова-
ния к руководству по качеству.
29.
Тема 16.
Обязательная и добровольная сер-
2/-
Лекция
тификация. Правила и порядок
ИАФО
проведения сертификации. Проце-
дура подтверждения соответствия
продукции согласно требованиям ФЗ
«Технический регламент О требова-
ниях пожарной безопасности». Оценка
стабильности условий производства.
Отбор образцов продукции. Испыта-
ния в целях сертификации. Инспекци-
онный контроль за сертифицируемой
продукцией.
30.
Тема 17.
Аккредитация органов по сертифи-
2/-
Лекция
кации и испытательных лаборато-
рий в области пожарной безопасно-
сти. Понятие аккредитации, ее цели и
задачи. Порядок (процедура) аккреди-
тации органов по сертификации. За-
явка на аккредитацию органа по
сертификации. Экспертиза доку-
ментов и аттестация органов по
сертификации. Этапы по акредита-
ции испытательных лабораторий. Ин-
спекционный контроль за деятельно-
стью аккредитованных лабораторий.
31.
Занятие 14.
Аккредитация органов по сертифика-
2/-
Семинар-
ское
ции и испытательных лабораторий.
критерии аккредитации.
32.
Тема 18.
Анализ состояния производства.
2/-
Лекция
Сертификация услуг и систем каче-
ИАФО
ства. Оценка производства при серти-
фикации продукции Анализ состояния
производства. Системы качества и
структуры управления качеством.
Обеспечение качества выпускаемой
продукции. Контроль качества про-
дукции. Процедуры проверки характе-
18
Время
Форма
Тема
Содержание темы
(ак.час)
проведения
Очно/заочно
ристик сырья. Процедуры контроля и
испытаний сертифицируемой продук-
ции. Системы управления контроль-
ным, измерительным и испытатель-
ным оборудованием. Работы по разви-
тию сертификации услуг и систем ка-
чества.
33.
Занятие 15.
Теоретические вопросы по разделам:
2/-
Семинар-
метрология, стандартизация, сертифи-
ское
кация.
34.
Занятие 16.
Раздел «Сертификация» (контрольная
2/-
Контроль-
работа в виде тестов).
ная работа
35.
Дифферен-
Индивидуальные задания, содержа-
4/-
Семинар-
цированный
щие вопросы по каждому из трех раз-
ское
зачет
делов дисциплины.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучаемых по дисциплине
1.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №
184-ФЗ.
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3.
Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от
26 июня 2008 г., № 102-Ф3.
4.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.
5.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учеб-
ник. - М. Юрайт, 2012.
6.
Кузнецов В.А., Ялунина Г.В.Общая метрология, ИПК Издательство
стандартов, 2001 г.
7.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 241 «Об утвер-
ждении списка продукции, которая для помещения под таможенные ре-
жимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования
этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной терри-
тории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению
соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности»;
8.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
№ 304-р «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и
методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила от-
бора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерально-
19
го закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасно-
сти» и осуществления оценки соответствия»;
9.
«Концепция гармонизации Российских и международных нормативных
документов в области пожарной безопасности» от 18 июня 2013 г.
10.
Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС». АГПС МЧС РФ,
2014 г.
11.
Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС» для слушателей
института заочного и дистанционного обучения. АГПС МЧС РФ, 2014 г.
12.
Крылова Г.Д.
«Основы стандартизации, сертификации, метрологии».
Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной атте-
стации обучающихся по дисциплине
6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Таблица 5
Код контро-
Наименование оценочного
Контролируемые разделы дисци-
лируемой
средства
п/п
плины (результаты по разделам)
компетенции
очники
заочники
(еѐ части, %)
1.
Метрология
Знать:
Контактная
Домашняя
1) Основные понятия; термины и
работа с обу-
контрольная
определения в области метрологии
ОК-14 - 40
чаемыми
в
работа
2) метрологические характеристи-
аудитории.
Защита кон-
ки и методы измерений;
Письменная
трольной ра-
3) порядок проведения метрологи-
контрольная
боты.
ческой экспертизы;
работа в ауди-
Дифференци-
4) основные источники информа-
тории.
рованный за-
ции, содержащие нормативно-
ПСК-32 - 40
Дифференци-
чет.
правовые
и
нормативно-
рованный за-
технические документы в области
чет.
метрологии ФЗ 102, ГОСТы и др.
5) системы основных измерений;
ПК-2- 30
6) метрологические службы по
обеспечению единства измерений..
Уметь:
1) выбирать и использовать СИ с
заданными метрологическими ха-
ОК-14- 40
рактеристиками;
2) применять методы обработки
результатов многократных измере-
ний при наличии случайных и гру-
ПСК-32 - 40
20
Код контро-
Наименование оценочного
Контролируемые разделы дисци-
лируемой
средства
п/п
плины (результаты по разделам)
компетенции
очники
заочники
(еѐ части, %)
бых погрешностей;
3) формировать творческое мыш-
ление;
4) объединять фундаментальные
ПК-2 - 30
знания основных законов и мето-
дов проведения исследований с по-
следующей обработкой и анализом
результатов исследований на осно-
ве правил и норм метрологии..
Владеть навыками:
1) самостоятельного планирова-
ния, постановки и проведения тео-
ретических и экспериментальных
исследований с использованием
ОК14 - 40
правил и норм метрологии
;
2) определение погрешности изме-
рений, средств измерений, методик
ПСК-32- 40
измерений, измерительных систем;
3) работы
с
контрольно-
ПК-2 - 30
измерительными приборами ИПП
для контроля качества продукции и
технологических процессов;
2.
Стандартизация
Знать:
Контактная
Домашняя
1) основные понятия, термины и
работа с обу-
контрольная
определения в области стандарти-
ОК-9 - 30
чаемыми
в
работа
зации;
аудитории.
Защита кон-
2) порядок разработки, утвержде-
Письменная
трольной ра-
ния и использования технических
контрольная
боты.
регламентов и национальных стан-
работа в ауди-
Дифференци-
дартов;
тории.
рованный за-
3) принципы построения междуна-
ПК-14-40
Дифференци-
чет.
родной и отечественной систем
рованный за-
стандартизации;
чет.
4) правила пользования стандар-
тами, комплексами стандартов и
ПСК-12 - 30
др.нормативными документами.
Уметь;
1) - пользоваться нормативной и
справочной документацией в об-
21
Код контро-
Наименование оценочного
Контролируемые разделы дисци-
лируемой
средства
п/п
плины (результаты по разделам)
компетенции
очники
заочники
(еѐ части, %)
ласти стандартизации;
ОК-9 - 30
2) - осуществлять поиск и учет
нормативно-правовых требований
в области технического регулиро-
вания;
3) - работать с технической доку-
ПК-14- 40
ментацией, стандартами, техниче-
скими условиями и др. норматив-
ными документами;
ПСК-12 - 30
Владеть навыками:
1) Методами поиска и обмена ин-
ОК-9 - 30
формации в области стандартиза-
ции;
2) Выполнения работ по стандар-
тизации технических средств, сис-
ПК-14- 40
тем, процессов, оборудования и
материалов; .
ПСК12 - 30
3.
Сертификация
Знать:
Контактная
Домашняя
1) Основные понятия, термины и
ОК-6 - 30
работа с обу-
контрольная
определения в области сертифика-
чаемыми
в
работа
ции;
аудитории.
Защита кон-
2) Участников и порядок проведе-
Письменная
трольной ра-
ния работ при подтверждении со-
контрольная
боты.
ответствия в области ПБ;
работа в ауди-
Дифференци-
3) Перечень объектов, подлежа-
ПК-17 - 40
тории.
рованный за-
щих обязательной сертификации и
Дифференци-
чет.
декларированию в области ПБ;
рованный за-
4) нормативно-правовые акты и
чет.
правила подтверждения соответст-
ПСК-39 - 30
вия в области ПБ;.
Уметь:
1) пользоваться нормативной и
ОК-6 - 30
справочной
документацией
в области подтверждения соответ-
ствия;
ПК-17 - 40
2) использовать полученные зна-
ния при реализации работ по обя-
22
Код контро-
Наименование оценочного
Контролируемые разделы дисци-
лируемой
средства
п/п
плины (результаты по разделам)
компетенции
очники
заочники
(еѐ части, %)
зательной и добровольной серти-
ПСК-39 - 30
фикации продукции в области ПБ.
Владеть навыками:
1) применения современных ме-
тодов контроля качества продук-
ции и процессов при выполнении
работ по сертификации продукции
и систем менеджмента качества в
ОК-6 - 30
области ПБ;
2) выбора схем при проведении
работ по подтверждению соответ-
ствия продукции и услуг в области
ПК-17 - 40
ПБ;
3) проведения инспекций с целью
сертификации и декларирования
ПСК-39 - 30
продукции в области ПБ;
4) проведения
инспекционного
контроля за сертифицированной
продукцией.
6.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
На каждом практическом занятии по дисциплине при очной форме обуче-
ния используются следующие виды и методы контроля:
- предварительный - краткий устный опрос по теме занятия;
- текущий
- наблюдение за деятельностью
(активностью и целена-
правленностью) учащегося во время занятия;
- персональный (при необходимости) - беседа с дополнительными по-
яснениями изучаемой темы для слабо подготовленных и/или слабо владеющих
русским языком обучающихся.
По каждому разделу дисциплины выполняется письменная контрольная
работа в аудитории.
23
6.2.1 Типовое контрольное задание для краткого устного опроса по разде-
лам дисциплины
Таблица 6
Типовое содержание вопроса
п/п
1
Понятие метрология, стандартизация и сертификация «?
2
Какие виды измерений, средств измерений « вы знаете?
3
Перечислите метрологические характеристики средств измерений «
4
Понятие поверки и калибровки средств измерений «?
5
Назовите метрологические службы по обеспечению единства измерений «
6
Перечислите виды нормативных документов «
7
Перечислите основные этапы разработки стандартов«
8
Перечислите участников и порядок проведения сертификации «
9
Порядок применения схем сертификации продукции . . .
10
Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лаборато-
рий «
6.2.2 Типовое контрольное задание по решению задач при наличии случай-
ной и грубой погрешностей (раздел «Метрологияª)
Задание:
При измерении силы тока получены следующие значения (mA):
3,24; 3,20; 3,26; 3,42; 3,21; 3,22.
Предварительно устранив значения, содержащие грубые погрешности, оп-
ределить действительное значение физической величины (Х) и оценить довери-
тельный интервал (∆) для случайной погрешности при доверительной вероят-
ности Р = 0,9.
Решение
1) Вычисляем среднее арифметическое значение ( X ) измеряемой физиче-
ской величины по формуле:
3,24
3,20
3,26
3,42
3,21
3,22
19,55
X
3,26
mA.
6
6
24
2) Вычисляем среднее квадратическое отклонение результатов измерений (
σx):
0,0337
0,0337
σX
0,082
mA.
6
1
5
3) Для определения содержания в значении
X
грубой погрешности, рас-
i
считываем коэффициент
t
расч
и сравниваем его с
t
теор
3,42
3,26
t
1,95 mA.
расч
0,082
t
= 1,894, при n = 6; P = 0,9 (см. табл. 2).
теор
t
>
t
,
следовательно, значение
Х
3,42
mA содержит грубую погреш-
расч
теор
i
ность и ее необходимо исключить из серии измерений. Далее возвращаемся к
началу задачи и проверяем очередное значение Хi, имеющее
Χ Χ
max среди
i
оставшихся результатов.
4) Вычисляем среднее арифметическое значение ( X ) измеряемой физиче-
ской величины по формуле:
3,24
3,20
3,26
3,21
3,22
1
,
X
3,23
mA.
5
5
5) Вычисляем среднее квадратическое отклонение результатов измерений
0,0024
σ
0,024
mA.
X
5
1
6) Для определения содержания в значении
X
грубой погрешности, рас-
i
считываем коэффициент
t
и сравниваем его с
t
:
расч
теор
25
3,26
3,23
t
1,25mA.
расч
0,024
t
(n = 5; P = 90 %) = 1,731,
теор
t
<
t
, следовательно, значение
Х
3,26
не содержит грубой погрешности
расч
теор
i
и серия измерений остается без изменений.
7) Определяем среднеквадратическое отклонение среднего арифметиче-
ского
)
:
X
0,024
σ
0,011
mA.
X
5
8) Вычисляем доверительный интервал (∆) случайной погрешности при
доверительной вероятности Р = 0,9:
0,011 2,132
0,023
mA, где
t
2,132
(см. табл. 1).
ст
9) Ответ записываем в виде:
X
3,23
0,023 mA (при Р = 0,9).
6.2.3 Типовое контрольное задание для дифференцированного зачета фор-
мируется из перечня вопросов для подготовки к дифференцированному зачету
(см. п. 9.2).
26
6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие
этапы формирования компетенций
6.3.1 Шкала оценивания
Таблица 7
Код и содержание компетенций
Текущий и промежу-
Оценка
точный контроль
ОК-6
Знать: участников и порядок проведения
+
+
+
**
***
работ при подтверждении соответствия в
области пожарной безопасности.
Уметь: пользоваться нормативной и спра-
вочной документацией в области подтвер-
ждения соответствия.
Владеть: навыками применения современ-
ных методов контроля качества продукции
и процессов при выполнении работ по сер-
тификации продукции и систем менеджмен-
та качества в области пожарной безопасно-
сти.
ОК-9
Знать: порядок разработки, утверждения и
+
+
+
**
***
использования технических регламентов и
национальных стандартов.
Уметь: осуществлять поиск и учет норма-
тивно-правовых требований в области тех-
нического регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена ин-
формации в области стандартизации.
ОК-14
Знать: основные понятия, термины и опре-
+
+
+
+
*
**
***
деления в области метрологии..
Уметь: формировать творческое мышле-
ние..
Владеть: навыками самостоятельного пла-
нирования, постановки и проведения теоре-
тических исследований с использованием
правил и норм метрологии
27
Код и содержание компетенций
Текущий и промежу-
Оценка
точный контроль
ПК-2
Знать: основные источники информации,
+
+
+
+
**
***
содержащие нормативно-правовые и норма-
тивно-технические документы в области
метрологии.
Уметь: применять методы обработки ре-
зультатов многократных измерений при на-
личии случайных и грубых погрешностей.
Владеть: навыками определения погрешно-
сти измерений, средств измерений, методов
измерений, измерительных систем.
ПК-14
Знать: правила пользования стандартами,
+
+
+
**
***
комплексами стандартов и др. нормативных
документов..
Уметь: осуществлять поиск и учет норма-
тивно-правовых требований в области тех-
нического регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена ин-
формации в области стандартизации.
ПК-17
Знать: нормативно-правовые акты и прави-
+
+
+
*
**
***
ла в области пожарной безопасности.
Уметь: пользоваться нормативной и спра-
вочной документации ей в области под-
тверждения соответствия.
Владеть: навыками- выбора схем при про-
ведении работ по подтверждению соответ-
ствия продукции и услуг в области пожар-
ной безопасности, навыками проведения
испытаний с целью сертификации и декла-
рированию продукции в области пожарной
безопасности, навыками проведения ин-
спекционного контроля за сертифицируе-
мой продукцией
28
Код и содержание компетенций
Текущий и промежу-
Оценка
точный контроль
ПСК-12
Знать: основные понятия, термины и опре-
+
+
+
**
***
деления в области стандартизации, принци-
пы построения международных и отечест-
венных систем стандартизации.
Уметь: осуществлять поиск и учет норма-
тивно-правовых требований в области тех-
нического регулирования.
Владеть: методами поиска и обмена ин-
формации в области стандартизации.
ПСК-32
Знать: метрологические характеристики
+
+
+
+
**
***
средств измерений и методы измерений.
Уметь: применять методы обработки ре-
зультатов многократных измерений при на-
личии случайных и грубых погрешностей.
Владеть: навыками- самостоятельного пла-
нирования, постановки и проведения теоре-
тических исследований с использованием
правил и норм метрологии.
ПСК-39
Знать: нормативно-правовые акты и прави-
+
+
+
*
**
***
ла в области пожарной безопасности.
Уметь: использовать полученные знания
при реализации работ по обязательной и
добровольной сертификации продукции в
области пожарной безопасности.
Владеть: навыками- применения современ-
ных методов контроля качества продукции
и процессов при выполнении работ при сер-
тификации продукции и систем менеджмен-
та качества.
6.3.2 Оценивание результатов обучения при проведении любого из преду-
смотренных дисциплиной видов контроля
Оценка «Отлично»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;
29
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей
и дана конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретѐнные знания.
Оценка «Хорошо»
ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в
изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополни-
тельным вопросам педагога.
Оценка «Удовлетворительно»
ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но не
четко определяет понятия и закономерности;
обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательно излагает материал.
Оценка «Неудовлетворительно»
ответ неправильный;
не решена задача;
не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы
на вспомогательные вопросы педагога, грубые ошибки в определении понятий.
Обучающиеся не допускаются к сдаче дифференцированного зачета и/или
экзамена в случаях:
- отсутствия учащегося на 50% и более практических занятиях в течение
семестра;
- отсутствия на дифференцированном зачете выполненных и защищенных
контрольных работ по разделам 1÷3.
30
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, не-
обходимой для освоения дисциплины
Основная учебная литература:
1.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №
184-ФЗ.
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3.
Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от
26 июня 2008 г., № 102-Ф3.
4.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.
5.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учеб-
ник. - М. Юрайт, 2012.
6.
Кузнецов В.А., Ялунина Г.В.Общая метрология, ИПК Издательство
стандартов, 2001 г.
Дополнительная учебная литература:
7.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 241 «Об утвер-
ждении списка продукции, которая для помещения под таможенные ре-
жимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования
этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной терри-
тории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению
соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности»;
8.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
№ 304-р «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и
методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила от-
бора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерально-
го закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасно-
сти» и осуществления оценки соответствия»;
31
9.
«Концепция гармонизации Российских и международных нормативных
документов в области пожарной безопасности» от 18 июня 2013 г.
10.
Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС». АГПС МЧС РФ,
2014 г.
11.
Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС» для слушателей
института заочного и дистанционного обучения. АГПС МЧС РФ, 2014 г.
12.
Крылова Г.Д.
«Основы стандартизации, сертификации, метрологии».
Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернетª, необходимых для освоения дисциплины
Справочная система КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Информационно-правовая система ГАРАНТ: http://garant.ru/
Бесплатная библиотека документов: http://norm-load.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресур-
сам» (window.edu.ru)
9. Методические указания для обучаемых по освоению дисциплины
9.1 Методика освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины состоит в получении обучаемыми основных
научно-практических знаний в области метрологии, стандартизации и сертифи-
кации, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и
контроля качества продукции
(услуг); метрологическому и нормативному
обеспечению разработки, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации
продукции, планирования и выполнения работ по стандартизации и сертифика-
32
ции продукции и процессов разработки и внедрения систем управления качест-
вом; метрологической и нормативной экспертиз, использования современных
информационных технологий при проектировании и применении средств и
технологий управления качеством.
Достижение данной цели последовательно осуществляется всеми формами
проведения занятий, при выполнении следующих действий обучающимися:
- лекционный курс - ведение конспекта, подготовка к теме лекции по ре-
комендованному списку литературы, просматривание записей предыдущей
лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала;
- практические занятия по решению задач - подготовка к теме занятия по
методическим указаниям для подготовки к выполнению контрольных работ по
дисциплине «МСиС» для обучающихся;
- семинарские занятия - подготовка к теме занятия по конспектам лекций,
рекомендованным разделам учебника и нормативно-правовых документов;
- контрольные работы - подготовка по конспектам лекций, рекомендован-
ным разделам учебника, нормативно-правовых документов, методическим ука-
заниям для подготовки к выполнению контрольных работ по дисциплине
«МСиС».
Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной ра-
боты обучающегося, который определяется личной подготовленностью к этому
труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации это-
го желания. Самостоятельная учебная деятельность является определяющим
условием в достижении высоких результатов обучения, так как без самостоя-
тельной работы невозможно превращение полученных знаний в умения и на-
выки.
Самостоятельная учебная деятельность должна строиться на следующих
основных принципах:
33
- систематичности, последовательности, преемственности в самостоя-
тельной работе;
- связи теории с практикой;
- сознательности и активности;
- прочности усвоения знаний.
Рекомендуемая литература для подготовки к лекциям:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.01.2014) «О
техническом регулировании». Официальный интернет-портал правовой инфор-
2. Федеральный закон от
22.07.2008
123-ФЗ
(ред.
от
23.06.2014)«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Справочная правовая система Консультант Плюс. http://Consultant.ru/.
3. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»
от 26 июня 2008 г., № 102-Ф3.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1
5.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации:
Учебник. - М. Юрайт, 2010.
6.
Кузнецов В.А., Ялунина Г.В.Общая метрология, ИПК Издательство
стандартов, 2001 г.
Рекомендуемая литература для подготовки к практическому занятию:
1. Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС». АГПС МЧС РФ, 2014 г.
2. Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по
выполнению контрольных работ по дисциплине «МСиС» для слуша-
телей института заочного и дистанционного обучения. АГПС МЧС
РФ, 2014 г.
34
Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским занятиям:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.01.2014) «О
техническом регулировании». Официальный интернет-портал правовой инфор-
2. Федеральный закон от
22.07.2008
123-ФЗ
(ред.
от
23.06.2014)«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Справочная правовая система Консультант Плюс. http://Consultant.ru/.
3. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»
от 26 июня 2008 г., № 102-Ф3.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1
5. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации:
Учебник. - М. Юрайт, 2012.
6. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В.Общая метрология, ИПК Издательство
стандартов, 2001 г.
Рекомендуемая литература для подготовки к контрольным работам:
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учеб-
ник. - М. Юрайт, 2012.
2. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В.Общая метрология, ИПК Издательство
стандартов, 2001 г.
3. Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по вы-
полнению контрольных работ по дисциплине «МСиС». АГПС МЧС РФ, 2014 г.
4. Серков Б.Б., Королева Н.В., Акперов Р.Г. Методические указания по
выполнению контрольных работ по дисциплине «МСиС» для слушателей ин-
ститута заочного и дистанционного обучения. АГПС МЧС РФ, 2014 г.
35
9.2 Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету при
очной и заочной формах обучения.
По разделу «Метрологияª:
1.
Понятие и предмет метрологии. Цели и задачи метрологии.
2.
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».
3.
Правовые основы метрологии.
4.
Сущность качества. Элементы качества.
5.
Этапы жизненного цикла продукции.
6.
Понятие обеспечения единства измерения.
7.
Измерения. Схема элементов, участвующих в измерениях.
8.
Классификация измерений.
9.
Характеристики измерений.
10. Методы измерений (определение, классификация).
11. Погрешность измерения (определение, классификация).
12. Физическая величина. Значение физической величины. Примеры.
13. Истинное и действительное значение физической величины.
14. Причины возникновения погрешностей измерений.
15. Критерии качества измерений (точность, правильность, сходимость,
воспроизводимость).
16. Методика выполнения измерений.
17. Алгоритм обработки результатов многократных измерений при нали-
чии случайных погрешностей (систематические погрешности учтены или от-
сутствуют).
18. Алгоритм обработки результатов многократных измерений при нали-
чии случайных и грубых погрешностей.
19. Средства измерения. Виды средств измерений.
20. Средства измерения по конструктивному исполнению.
36
21. Средства измерения по метрологическому назначению.
22. Эталоны. Виды эталонов.
23. Международная система единиц измерений физических величин.
24. Передача информации о размерах единиц. Поверочные схемы.
25. Метрологические характеристики средств измерений.
26. Поверка средств измерений. Виды поверок.
27. Поверка средств измерений. Результаты поверок. Протокол и свиде-
тельство о поверке.
28. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право по-
верки средств измерений. Требования к аккредитуемым метрологическим
службам.
29. Российская система калибровки. Калибровка средств измерений. Ка-
либровочный знак, сертификат о калибровке.
30. Государственная метрологическая служба
(состав или структура,
функции).
31. Федеральное агентство по техническому регулированию (функции,
права, обязанности).
32. Ответственность за нарушение законодательства РФ «Об обеспечении
единства измерений».
33. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению
единства измерений.
34. Формы государственного регулирования в области обеспечения един-
ства измерений.
35. Государственная система обеспечения единства измерений.
36. Финансирование в области обеспечения единства измерения.
37. Метрологические службы юридических лиц.
38. Международные метрологические организации.
39. Метрологическая служба предприятия и характеристика ее деятельности.
37
40. Сертификация средств измерений и метрологических услуг.
По разделу «Стандартизацияª:
1. Сущность стандартизации.
2. Правовые основы стандартизации.
3. Цели и задачи стандартизации.
4. Функции стандартизации.
5. Категории и виды стандартов.
6. Органы и службы стандартизации.
7. Порядок разработки стандартов.
8. ТК по стандартизации.
9. Методы стандартизации.
10. Принципы стандартизации.
11. Объекты, аспекты, области и уровни стандартизации.
12. Виды нормативных документов.
13. Основные отличия стандарта от технического регламента.
14. Виды и содержание стандартов.
15. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, МСЭ).
16. Государственная система стандартизации.
17. Функции национального органа по стандартизации.
18. Роль стандартизации в НТП.
19. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований ТР.
20. Экономическая эффективность стандартизации.
21. Направления развития стандартизации в РФ.
22. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение техниче-
ских регламентов.
23. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и
отмена технического регламента.
24. Основные принципы технического регулирования.
38
25. Основные понятия технического регулирования.
26. Опережающая стандартизация.
27. Применение международных и национальных стандартов на террито-
рии РФ.
28. Гармонизация национальных стандартов с европейскими и междуна-
родными.
По разделу «Сертификацияª:
1. Сущность сертификации.
2. Основные понятия сертификации.
3. Основные функции сертификации и эффективность ее проведения.
4. Оценка соответствия. Формы оценки соответствия.
5. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия.
6. Обязательное подтверждение соответствия.
7. Добровольное подтверждение соответствия.
8. Цели и принципы сертификации.
9. Понятие о системе сертификации.
10.Объекты обязательного и добровольного подтверждения соответствия.
11.Участники и формы обязательного подтверждения соответствия.
12.Обязанности участников обязательного подтверждения соответствия.
13.Функции изготовителей продукции
(поставщиков, продавцов) при
проведении подтверждения соответствия.
14.Аккредитация органов по сертификации и испытательных лаборато-
рий. Критерии аккредитации.
15.Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий.
16.Схемы сертифицируемой продукции и их содержание.
17.Сертификат соответствия.
39
18. Добровольная сертификация, ее назначение и отличительные особенно-
сти.
19. Участники добровольной сертификации и их функции.
20. Понятие и классификация услуг (работ) в области пожарной безопасности.
21.Порядок проведения сертификации продукции и услуг в области по-
жарной безопасности.
22.Знак соответствия и знак обращения на рынке.
23.Сертификация производств и анализ соответствия производства.
24.Порядок ввоза продукции подлежащей обязательной сертификации в
области пожарной безопасности.
25. Зарубежная сертификация.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуще-
ствлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень
программного обеспечения и информационных справочных систем
Таблица 9
Форма проведения
Используемые ин-
Перечень информаци-
Перечень про-
занятия
формационные тех-
онных справочных си-
граммного обес-
нологии
стем
печения
Лекционный курс
Мультимедийные
Справочная система
ОС Microsoft Win-
технологии в соче-
КонсультантПлюс:
dows XP, Windows
тании с технологией
Vista, Windows 7,
проблемного изло-
Бесплатная библиотека
Linux, Corel-
жения
документов:
DRAW, Microsoft
Office PowerPoint
Официальный сайт
Ростехрегулирования
Практические за-
Технологии ча-
Справочная система
Электронные таб-
нятия
- решение
стично-поисковой
Консультант Плюс:
лицы EXCEL
задач
деятельности
Бесплатная библиотека
документов:
Официальный сайт
Ростехрегулирования
40
Форма проведения
Используемые ин-
Перечень информаци-
Перечень про-
занятия
формационные тех-
онных справочных си-
граммного обес-
нологии
стем
печения
Семинарские за-
Технологии ча-
Бесплатная библиотека
ОС Microsoft Win-
нятия
стично-поисковой
документов:
dows XP, Windows
деятельности и са-
Vista, Windows 7,
мостоятельной ис-
Информационная си-
Microsoft Office
следовательской
стема «Единое окно до-
PowerPoint
деятельности.
ступа к образователь-
ным ресурсам»
(window.edu.ru).
Официальный сайт
Ростехрегулирования
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осу-
ществления образовательного процесса по дисциплине.
На практических занятиях используются
Штангенциркуль - 3 штуки.
Электронные весы ПБ-15 - 1 штука.
Электронные весы DL-1200 AND - 1 штука.
Толщиномер МТ 2003 - 1 штука.
Лазерный дальномер - 1 штука.
41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////