МГУ. Программа образования по направлению подготовки «Философия» (бакалавр, магистр) - 2011 год

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

1

 

 

 

МГУ. Программа образования по направлению подготовки «Философия» (бакалавр, магистр) - 2011 год

 

 

Утвержден приказом по МГУ
от 22 июля 2011 года № 729
(в редакции приказов по МГУ
от 22 ноября 2011 года № 1066, от 21 декабря 2011
года № 1228, от 30 декабря 2011 года № 1289)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова
для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования
по направлению подготовки «Философия»
Уровни высшего профессионального образования:
бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»
магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр»
МОСКВА 2011
Общие положения
Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени
М.В.Ломоносова
для
реализуемых
образовательных
программ
высшего
профессионального образования
(далее
- Образовательный стандарт МГУ) по
направлению подготовки
«Философия», утвержден решением Ученого совета
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова от 27 июня 2011
года (протокол № 3).
Область применения Образовательного стандарта МГУ
по направлению подготовки «Философия»
Образовательный стандарт МГУ представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации в непрерывном режиме основных образовательных
программ высшего профессионального образования бакалавриата и основных
образовательных программ высшего профессионального образования магистратуры по
направлению подготовки «Философия» в Московском государственном университете
имени М.В.Ломоносова (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной
деятельности).
Нормативные основы для формирования Образовательного стандарта МГУ
по направлению подготовки «Философия»
Федеральный закон Российской Федерации
«О Московском государственном
университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном
университете» от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 (в действующей редакции).
Федеральный закон Российской Федерации
«О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в действующей
редакции).
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
высшего
профессионального образования по направлению подготовки бакалавров
«Философия», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 мая 2010 г. № 534.
2
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
высшего
профессионального образования по направлению подготовки магистров
«Философия», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 751.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.
Устав МГУ имени М.В.Ломоносова (в действующей редакции).
Локальные нормативные акты МГУ имени М.В.Ломоносова.
Используемые сокращения
ОС МГУ - Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени
М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего
профессионального образования
ООП - основная образовательная программа
ВПО - высшее профессиональное образование
ИК - инструментальные компетенции
ОНК - общенаучные компетенции
ПК - профессиональные компетенции
СК - системные компетенции
СПК - специализированные компетенции
3
1. Реализация основных образовательных программ высшего профессионального
образования по направлению подготовки «Философия»
1.1. Сроки освоения ООП ВПО по очной форме обучения:
ООП бакалавриата - 4 года, общая трудоемкость ООП ВПО - не менее 240
зачетных единиц1.
ООП магистратуры - 2 года, не менее 120 зачетных единиц.
Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за
один учебный год составляет не менее 60 зачетных единиц и не более 67,5 зачетных
единиц.
1.2. В рамках направления подготовки
«Философия» ООП бакалавриата и
магистратуры реализуются по общим профилям.
2. Прием в МГУ на обучение по направлению подготовки «Философия»
2.1. Прием в подразделения МГУ на обучение по направлению подготовки
«Философия» по уровням бакалавриата и магистратуры осуществляется в соответствии с
Порядком приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования,
устанавливаемым
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
2.2. Лица, освоившие в МГУ ООП бакалавриата по направлению подготовки
«Философия» и получившие по результатам итоговой государственной аттестации
квалификацию
(степень)
«бакалавр», могут при успешной сдаче государственного
экзамена по направлению подготовки бакалавриата «Философия» продолжать обучение
по ООП магистратуры данного направления подготовки.
3. Требования к результатам освоения интегрированной подготовки
по направлению подготовки «Философия»
Обучение в МГУ имени М.В.Ломоносова направлено на подготовку работника
высокой квалификации, который:
1 зачетная единица - унифицированная единица измерения трудоемкости основной образовательной
программы; учитывает все виды деятельности обучающегося, предусмотренные учебным планом:
аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики, текущую и промежуточную аттестацию и
т.п.; одна зачетная единица соответствует примерно 36 академическим часам.
4
в полной мере обладает профессиональными и личностными качествами,
обеспечивающими
ему
приоритетную
востребованность
и
устойчивую
конкурентоспособность на российском и международном рынке труда и широкие
возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее
значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;
стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни,
способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в
интересах личности, общества и государства;
сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной
деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией,
основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;
умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать
собственные решения и идеи;
в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами,
основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении
взаимопонимания между представителями различных социальных групп,
мировоззренческих позиций, национальных культур;
испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших
учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным
ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его
научных школ;
способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной
деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой
мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к
делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности,
вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в
новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной
и этической ответственности за принимаемые решения.
Выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, завершивший интегрированную
подготовку по направлению подготовки «Философия», должен обладать следующими
универсальными и профессиональными компетенциями.
Универсальные компетенции:
а) общенаучные:
5
обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования,
современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики,
химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии
научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени;
умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять
и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и
социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении
социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и
закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе,
политической организации общества (ОНК-3);
владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-
4);
владение основами педагогики и психологии, умение применять знания и навыки в
этой области в процессе педагогической деятельности (ОНК-5);
б) инструментальные:
владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями
речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную
культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные
задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в
различных коммуникативных средах (ИК-1);
владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления
коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах
общения2; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение
готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать
представленную работу на иностранном языке (ИК-2);
владение навыками использования программных средств и работы в
компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами,
способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);
способность использовать современную вычислительную технику и
специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (ИК-
4);
2 Не ниже уровня В2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR
6
владение основными юридическими понятиями, навыками понимания
юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей
профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты
своих гражданских интересов и прав (ИК-5);
способность использовать полученные экономические знания в контексте своей
социальной и профессиональной деятельности (ИК-6);
владение основными методами защиты производственного персонала и населения
от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ИК-7);
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования
методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению
должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной
социальной и профессиональной деятельности (ИК-8);
способность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ИК-9);
владение культурой научного мышления, способность четко и обоснованно
формулировать
результаты
исследовательской
деятельности
(ИК-10);
способность практиковать толерантное отношение к расовым, национальным,
религиозным различиям людей (ИК-11);
владение навыками подготовки служебных документов и ведения деловой
переписки (ИК-12);
способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной
деятельностью и работой различных коллективов (ИК-13);
владение навыками воспитательной работы, умение их использовать в процессе
педагогической деятельности (ИК-14);
в) системные:
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению
самостоятельных гипотез (СК-1);
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации
научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и
методов их достижения (СК-2);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов
исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности;
к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);
Профессиональные компетенции:
7
владение методами и технологиями современных философских исследований,
умение проводить самостоятельные философские исследования на высоком
профессиональном уровне (ПК-1);
способность эффективно использовать в процессе педагогической деятельности
базовые и специализированные философские знания, а также знание методики и
принципов организации учебного процесса (ПК-2);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания о логическом анализе естественного языка,
классической логике высказываний и предикатов, основных типах неклассических логик,
правдоподобных рассуждениях, основных формах и приемах рационального познания
(ПК-3);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания о природе и функциях философии, основных
категориях онтологии, гносеологии, философской аксиологии и праксеологии (ПК-4);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания о сущности, структуре и функционировании
общества, механизмах и формах социальных изменений, принципах исторической
типологии и глобальных проблемах общественного развития (ПК-5);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности систематические знания о характере развития античной и
древневосточной философии, о зарубежной философии средневековья, Возрождения,
Нового времени и истории современной зарубежной философии (ПК-6);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знание истории развития русской философской мысли (ПК-
7);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания об истории развития этических учений, об основных
понятиях морального сознания, эволюции нравственности в истории культуры,
современных проблемах теоретической и прикладной этики (ПК-8);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания об истории эстетических учений, основных
категорий эстетики, природе и особенностях эстетического и художественного творчества
(ПК-9);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания о науке как особом институте и виде деятельности, о
8
природе научного знания, структуре науки, методах и формах научного познания, о
современных концепциях философии науки (ПК-10);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности знания о философских проблемах естественных,
технических и гуманитарных наук (ПК-11);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности концептуальный аппарат и методологию в области
философии религии (ПК-12);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности представления о сущности, структуре и механизмах
действия процессов и явлений в политико-правовой сфере общества, о политике и праве
как важнейших регуляторах жизни общества (ПК-13);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности концептуальный аппарат и методологию в области
философии языка (ПК-14);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности концептуальный аппарат и методики в области философии
образования (ПК-15);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности представления об основных идеях и концепциях
философской антропологии (ПК-16);
способность использовать в исследовательской и педагогической деятельности
знание профессиональных дисциплин специализированного модуля вариативной части
ООП (ПК-17);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности междисциплинарное знание в области философии (ПК-18);
готовность проводить профессиональные исследования при соблюдении
принципов академической этики, признание личной ответственности за цели, средства,
результаты научной работы (ПК-19);
способность использовать в профессиональной исследовательской и
педагогической деятельности представления о связи философии и культуры на различных
исторических этапах их развития, а также об отношении философии с языком, наукой,
религией, мифологией, искусством, обыденным сознанием (ПК-20);
9
способность критически оценивать исторические и теоретические предпосылки и
значимость философских учений, понимание внутренней логики и органической связи
историко-философского процесса (ПК-21);
способность использовать базовые и специализированные философские знания в
процессе организационно-управленческой деятельности (ПК-22);
владение технологиями анализа философских текстов, способность реферирования,
аннотирования, редактирования философской литературы, владение навыками
организации и проведения профессиональных дискуссий (ПК-23).
4. Требования к структуре ООП ВПО
по направлению подготовки «Философия»
4.1. ООП ВПО по направлению подготовки «Философия» представляет собой
непрерывную шестилетнюю интегрированную подготовку высококвалифицированных
специалистов и реализуется последовательным освоением ООП бакалавриата и ООП
магистратуры.
Структура ООП ВПО по направлению подготовки «Философия» содержит:
базовую часть;
вариативную часть;
практики и научно-исследовательскую работу;
итоговую государственную аттестацию.
4.2. Базовая часть состоит из дисциплин (модулей), обязательных для ООП ВПО по
направлению подготовки «Философия», освоение которых направлено на формирование у
обучающихся основных универсальных, общеуниверситетских и профессиональных
компетенций высшего профессионального образования по направлению подготовки
«Философия». Названия дисциплин (модулей), входящих в базовую часть ООП, и их
общая трудоемкость (в зачетных единицах) устанавливаются данным ОС МГУ.
4.3. К видам итоговой государственной аттестации относятся: защита выпускной
квалификационной работы и государственный экзамен.
Структура основных образовательных программ высшего профессионального
образования по направлению подготовки «Философия»
Индекс
Учебные элементы ООП
Трудоемкость
Формируемые
(зачетные
компетенции
единицы)
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ООП
155 з.е.
Блок общеобразовательной подготовки
52 з.е.
ОНК-1
ОНК-3
10
Информатика
4 з.е.
ОНК-4
Современное естествознание
8 з.е.
ИК-1
Иностранный язык
20 з.е.
ИК-2
Экономика
4 з.е.
ИК-3
Правоведение
4 з.е.
ИК-4
История
4 з.е.
ИК-5
Русский язык и культура речи
4 з.е.
ИК-6
Физическая культура
2 з.е.
ИК-7
Безопасность жизнедеятельности
2 з.е.
ИК-8
СК-2
ОНК-1
ОНК-2
Блок профессиональной подготовки
103 з.е.
ОНК-4
ИК-10
Логика
12 з.е.
ИК-11
Онтология и теория познания
16 з.е.
СК-2
Социальная философия
12 з.е.
СК-3
История зарубежной философии
28 з.е.
ПК-1
Философия и методология науки
7 з.е.
ПК-3
История русской философии
12 з.е.
ПК-4
Этика
8 з.е.
ПК-5
Эстетика
8 з.е.
ПК-6
ПК-7
ПК-8
ПК-9
ПК-10
ПК-19
ПК-20
ПК-21
ПК-22
ПК-23
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ООП 155-200 з.е.
Блоки (при необходимости), дисциплины
ОНК-1
(модули) устанавливаются при формировании
ОНК-2
ООП
ОНК-4
ОНК-5
ИК-9
ИК-10
ИК-11
ИК-12
ИК-13
ИК-14
СК-1
СК-2
СК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ПК-14
ПК-15
ПК-16
ПК-17
ПК-18
ПК-19
11
ПК-20
ПК-21
ПК-22
ПК-23
ПРАКТИКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
20 з.е.
ИК-9
ИК-10
ИК-13
СК-1
СК-2
СК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-21
ПК-22
ПК-23
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Подготовка и защита выпускных
30 з.е.
ИК-10
квалификационных работ.
СК-1
Государственные экзамены
СК-2
СК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-21
ПК-23
Общая трудоемкость ООП ВПО
Не менее 360 з.е.
по направлению подготовки «Философия»
Перечень и трудоемкость факультативных дисциплин, устанавливаемых
дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения, определяются при
формировании ООП.
5. Требования к условиям реализации ООП ВПО по направлению подготовки
«Философия»
5.1. Требования к общим условиям реализации ООП
5.1.1. Факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, реализующий направление
интегрированной подготовки «Философия», разрабатывает ООП бакалавриата и ООП
магистратуры, которые включают в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин
(модулей), а также программы практик и научно-
исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный
график и методические материалы, обеспечивающие освоение соответствующих ООП.
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54
академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной
12
нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисци-
плин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основ-
ной образовательной программы в очной форме устанавливается учебным планом с уче-
том мнения ученого совета подразделения, на котором реализуется данная основная об-
разовательная программа и специфики направления подготовки (специальности) высшего
профессионального образования. Соотношение различных видов аудиторных занятий
определяется основной образовательной программой с учетом требований п.5.6 настояще-
го стандарта.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основ-
ной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять
более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной
образовательной программы в заочной форме не может составлять более
200
академических часов.
5.1.2. Для каждого студента назначается научный руководитель, который совмест-
но со студентом определяет его индивидуальную образовательную программу в рамках
профессиональной подготовки выпускника: профильные дисциплины, научно-исследова-
тельскую работу, практики, выполнение выпускных квалификационных работ.
5.1.3. Факультет обязан обеспечить:
контроль объема фактической учебной работы обучающихся в соответствии с
учебным планом ООП, расписанием учебных занятий, с учетом индивидуальных
образовательных программ обучающихся;
оценку остаточных знаний и компетенций студентов и выпускников по всем
дисциплинам (модулям) в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
мониторинг качества подготовки выпускников и степени соответствия подготовки
выпускников требованиям рынка труда, а также механизм внесения соответствующих
изменений в основные образовательные программы;
устойчивую связь с выпускниками и их работодателями.
5.1.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий,
применение инновационных технологий обучения (включение студентов в проектную
деятельность, проведение деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов,
дискуссий, круглых столов, применение компьютерных симуляторов, использование
средств дистанционного сопровождения учебного процесса, преподавание дисциплин в
13
форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов
исследований научных школ МГУ) с целью формирования и развития у обучающихся
общих и профессиональных компетенций.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется
особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в
целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных
занятий.
5.1.5. ООП должны включать преподавание дисциплин (модулей) на иностранном
языке в объеме не менее 4 зачетных единиц.
При реализации дисциплины
(модуля)
«Иностранный язык» обеспечивается
наполняемость группы не более 13 человек.
5.1.6. Иностранные студенты в ходе обучения осваивают дисциплины (модули),
обеспечивающие компетенцию ИК-2 в иностранном языке. Иностранным студентам при
необходимости и по их желанию предоставляется возможность освоения дополнительной
образовательной программы
«Русский язык как иностранный» в соответствии с
локальными нормативными актами МГУ.
5.1.7. Совокупно ООП бакалавриата и ООП магистратуры должны содержать
дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30% от вариативных частей
соответствующих ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору и порядок выбора
этих дисциплин обучающимися устанавливаются локальными нормативными актами
МГУ имени М.В.Ломоносова.
Не менее 4 зачетных единиц в вариативной части ООП должны составлять курсы,
разработанные и преподаваемые при непосредственном участии работодателей (мастер-
классы, профессионально-ориентированные курсы и т.д.).
5.1.8. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся).
Продолжительность академического часа для всех видов аудиторных занятий
составляет 45 минут. Расписание учебных занятий должно предусматривать обеденный
перерыв для обучающихся длительностью не менее 45 минут и не более 60 минут.
5.1.9. Обязательная дисциплина «Физическая культура» реализуется при очной
форме обучения в объеме, как правило,
400 академических часов, из них
360
практической подготовки (в том числе игровых видов занятий). Допускается освоение
этой дисциплины в форме самостоятельной работы студента под руководством
преподавателя в объеме не более одной трети общего объема практической подготовки
по этой дисциплине.
14
5.1.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не
менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
5.1.11. Факультет обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что
избранные обучающимися дисциплины
(модули, курсы) становятся для них
обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это
предусмотрено учебным планом.
5.1.12. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными
правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на
освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать
конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся имеют право получить консультацию на факультете по выбору дисциплин
(модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
студенты могут принимать участие и выступать с докладами на российских и
международных конференциях, а также проводить научно-исследовательскую работу в
рамках межуниверситетского и межфакультетского сотрудничества МГУ;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии
соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин
(модулей, курсов) на основе аттестации.
5.1.13. Конкретные виды и объемы практик определяются ООП бакалавриата и
ООП магистратуры. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по
каждому виду практики.
5.1.14. При формировании ООП бакалавриата и ООП магистратуры могут
предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-
исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с
тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования,
написание реферата по избранной теме;
сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по
теме
(заданию), изучение специальной литературы, достижений отечественной и
зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний, в том числе с помощью
15
современных электронных средств;
участие в проведении научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы, выступление с докладами и стендовыми
сообщениями на конференциях различного уровня.
Основными этапами планирования и корректировки индивидуальных планов
научно-исследовательской работы обучающихся являются: обоснование темы,
обсуждение плана и обсуждение промежуточных результатов исследования, проводимые
в рамках научно-исследовательского семинара.
Выполнение научно-исследовательской работы должно сопровождаться широким
обсуждением и защитой полученных результатов в учебных структурах с привлечением
работодателей и ведущих исследователей с целью оценки уровня приобретенных знаний,
умений и сформированных компетенций обучающихся, включая компетенции, связанные
с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
5.2. Требования к кадровым условиям реализации ООП
Реализация ООП по направлению подготовки
«Философия» должна
обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень
или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически
занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
5.2.1. К образовательному процессу по профессиональным дисциплинам ООП
бакалавриата должны быть привлечены не менее 5%, а ООП магистратуры не менее 20%
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных
организаций, предприятий и учреждений.
5.2.2. Не менее 60% преподавателей ООП бакалавриата и не менее 80% ООП
магистратуры (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих
учебный процесс по данной основной образовательной программе
(и по
профессиональным дисциплинам включительно), должны иметь российские или
зарубежные ученые степени и ученые звания.
При этом ученые степени (в том числе степень, присвоенную за рубежом,
документы о которой прошли установленную процедуру признания и установления
эквивалентности) доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 8%
преподавателей ООП бакалавриата и не менее 12% преподавателей ООП магистратуры.
5.2.3. Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки
по профилям должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза,
16
имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора
или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и
практической подготовки по профилю может быть привлечен высококвалифицированный
специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
5.2.4. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на
полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП
магистратуры; для внутреннего штатного совместителя
- не более чем одной ООП
магистратуры.
Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями,
имеющими ученую степень и ученое звание.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные
исследовательские
(творческие) проекты или участвовать в исследовательских
(творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая
журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах
национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее
одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
5.3. Требования к материально-техническим условиям реализации ООП
Факультет, реализующий ООП ВПО по направлению подготовки «Философия»,
должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и
научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и
соответствующим действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
5.3.1. При использовании электронных изданий структурное подразделение должно
обеспечить обучающихся во время самостоятельной подготовки рабочим местом в
компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых
дисциплин.
5.3.2. Факультет должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными
средствами защиты информации.
5.4. Требования к финансовым условиям реализации ООП
Ученый совет МГУ при введении основных образовательных программ по
направлению подготовки
«Философия» утверждает размер средств на реализацию
соответствующих ООП бакалавриата и ООП магистратуры.
Финансирование реализации ООП бакалавриата и ООП магистратуры должно
17
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования.
5.5. Требования к учебно-методическим и информационным условиям
реализации ООП
ООП ВПО по направлению подготовки «Философия» должны обеспечиваться
учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам,
дисциплинам
(модулям) основной образовательной программы, в том числе
внутриуниверситетскими изданиями и разработками, методическими указаниями и
рекомендациями, учебно-методическими комплексами, компьютерными обучающими
программами, тестами и др.
Содержание учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в
сети Интернет или локальной сети МГУ.
5.5.1. Реализация образовательной программы должна обеспечиваться доступом
каждого обучающегося к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по
основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного
индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся по ООП
бакалавриата и не менее 30% по ООП магистратуры.
Электронно-библиотечная
система
должна обеспечивать
возможность
индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к сети Интернет.
5.5.2. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или
электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам
общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние
10 лет
(для
гуманитарных, социальных и экономических дисциплин базовой части - за последние
пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
5.5.3. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические
издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее
пяти наименований отечественных журналов и не менее трех наименований ведущих
зарубежных журналов, (в бумажном и/или электронном виде) из следующего перечня:
1. Вопросы философии.
2. Вестник Московского университета. Серия «Философия».
18
3.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия
6.
«Философия,
политология, социология, психология, право, международные отношения».
4. Историко-философский ежегодник.
5. Логос.
6. Философские науки.
7. Философия и общество.
8. Человек.
9. Эпистемология и философия науки.
11. The Philosophical Quarterly
11.Archiv für Geschichte der Philosophie
12. Journal of the History of Philosophy http://philosophy.duke.edu/jhp/
13. Revue Philosophique
14. Philosophische Rundschau
15. Deutsche Zeitschrift fuer Philosophie.
5.5.4. Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного
обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями, который
должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской
Федерации об интеллектуальной собственности и защиты сведений, составляющих
государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в
области интеллектуальной собственности.
5.5.5. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к современным
профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам,
университетская информационная система (УИС) «Россия», электронные энциклопедии,
словари и справочники.
Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
2. Философский портал http://www.philosophy.ru
3.
Портал
«Социально-гуманитарное и политологическое образование»
4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/
19
6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
8. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
9. Britannica - www.britannica.com
10. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/
5.6. Требования к условиям реализации ООП, не установленные
настоящим ОС МГУ, не могут быть ниже соответствующих требований
федеральных государственных образовательных стандартов.
6. Требования к формированию учебных планов ООП ВПО по направлению
подготовки «Философия»
Для реализации ООП бакалавриата (ООП магистратуры) используются учебный
план и индивидуальный учебный план студента.
6.1. Учебный план составляется на нормативный срок освоения в соответствии с
установленными в разделе 4 требованиями к структуре ООП с полной расшифровкой
вариативной части и утверждается Ученым советом МГУ. При составлении учебного
плана разработчики должны руководствоваться требованиями к условиям реализации
ООП, установленным в разделе 5. По усмотрению разработчиков учебный план может
быть составлен отдельно для каждого профиля ООП бакалавриата и магистратуры.
Учебный план должен отражать общую логику формирования всех требуемых
компетенций при реализации ООП. В учебном плане должна быть отражена логическая
последовательность освоения дисциплин
(модулей) ООП с указанием их общей
трудоемкости (в зачетных единицах и академических часах); трудоемкости аудиторной и
самостоятельной работы
(в академических часах); видов учебной работы, форм
промежуточной аттестации по семестрам или другим интервалам в течение учебного года.
Учебный план должен содержать:
полный перечень блоков (при их наличии), дисциплин
(модулей), практик с
указанием их общей трудоемкости
(в зачетных единицах), сроки их освоения
(по
семестрам), формы промежуточной аттестации;
перечень дисциплин по выбору студента;
все мероприятия итоговой государственной аттестации с указанием их общей
трудоемкости (в зачетных единицах).
Учебный план служит основой для составления:
календарного графика учебного процесса;
расписания занятий;
20
расчета нагрузки преподавателей.
6.2. В индивидуальном учебном плане студента должна быть отражена
последовательность освоения дисциплин по выбору и факультативов с указанием общей
трудоемкости
(в зачетных единицах и академических часах), аудиторной и
самостоятельной работы (в академических часах), форм промежуточной аттестации по
семестрам в течение учебного года.
6.3. Порядок разработки и утверждения учебных планов и индивидуальных
учебных планов студентов регламентируется локальными нормативными актами МГУ.
7. Требования к формированию рабочих программ дисциплин (модулей)
При формировании ООП ВПО по направлению подготовки
«Философия»
структурные подразделения МГУ имени М.В. Ломоносова должны разработать и
утвердить рабочие программы всех дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной
частей ООП, в том числе дисциплин по выбору студентов и факультативных дисциплин.
7.1. В рабочих программах дисциплин (модулей) должны быть отражены:
цели освоения дисциплин (модулей);
место дисциплины (модуля) в ООП: указывается часть ООП и образовательный
блок (при его наличии), к которому относится данная дисциплина (модуль); дается
описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями
ООП (блоками, модулями, дисциплинами, практиками); указываются требования к
«входным» компетенциям обучающегося, необходимым при освоении данной
дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин
(модулей); указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение
данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующей;
общая трудоемкость дисциплин (модулей) (в зачетных единицах и в академических
часах); объем общей аудиторной, индивидуальной самостоятельной работы в
академических часах;
структура и содержание дисциплины
(модуля): приводятся все разделы
(дидактические единицы) дисциплины
(модуля) с указанием семестра и недели их
освоения; для каждого раздела указываются виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов, трудоемкость
(в академических часах), формы
текущего контроля успеваемости (по неделям), формы промежуточной аттестации;
образовательные технологии;
учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
21
оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
по итогам освоения дисциплины;
информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
7.2. Порядок разработки и утверждения рабочих программ регламентируется
локальными нормативными актами МГУ.
8. Требования к обеспечению качества реализации
ООП ВПО по направлению подготовки «Философия»
8.1. Факультет, реализующий ООП ВПО по направлению подготовки «Философия»,
обязан обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с
привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся,
компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для
оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными
учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах,
инновациях.
8.2. В МГУ функционирует общеуниверситетская автоматизированная система
мониторинга качества реализации программы обучения иностранным языкам.
9. Порядок внесения изменений в ОС МГУ
по направлению подготовки «Философия»
Изменения в ОС МГУ по направлению подготовки «Философия» принимаются
решением Ученого совета МГУ и вводятся в действие приказом ректора МГУ.
22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////