|
|
Положение о порядке и организации проведения самообследования МБДОУ детского сада №18 р. п. Мухен
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и организацию проведения самообследования дошкольной образовательной организации. Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г.
№ 462;
Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662
«Об осуществлении мониторинга системы образования».
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности учреждения, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
Самообследование проводится дошкольным образовательным учреждением ежегодно.
Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию дошкольной образовательной организации;
организацию и проведение самообследования в дошкольной образовательной организации;
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета органом управления дошкольной образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются дошкольной образовательной организации в порядке, установленном настоящим Положением.
.Планирование и подготовка работ по самообследованию дошкольной образовательной организации
Самообследование проводится по решению педагогического совета дошкольной образовательной организации.
Руководитель дошкольной образовательной организации издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
.Председателем Комиссии является руководитель дошкольной образовательной организации, заместителем председателя Комиссии является заместитель руководителя.
.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
представители совета родителей (законных представителей) воспитанников и родительской общественности;
члены представительных органов работников дошкольной образовательной организации;
при необходимости представители иных органов и организаций.
При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы дошкольного образовательного учреждения, подлежащие изучению в процессе самообследования;
уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах;
определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования.
Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет:
порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками дошкольной образовательной организации в ходе самообследования;
ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования;
ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию.
При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
Проведение оценки:
образовательной деятельности,
системы управления дошкольного образовательного учреждения,
содержания и качества подготовки воспитанников,
организации учебного процесса,
качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней системы оценки качества образования;
медицинского обеспечения дошкольной образовательной организации, системы охраны здоровья воспитанников;
организации питания;
2.7.2.Анализ показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя Комиссии, вышестоящих органов управления.
3.Организация и проведение самообследования в дошкольной образовательной организации
3.1. Организация самообследования в дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением
Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов.
Даётся общая характеристика дошкольной образовательной организации:
полное наименование в соответствии с Уставом, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы;
мощность дошкольной образовательной организации: плановая/фактическая;
комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников);
Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов);
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических
лиц;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
устав дошкольной образовательной организации;
локальные акты, определённые уставом,(соответствие перечня и содержания
Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом;
свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;
договор о взаимоотношениях между дошкольной образовательной организацией и учредителем;
.Представляется информация о документации дошкольной образовательной организации:
наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно- правовых актов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций;
договоры дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями);
личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников дошкольной образовательной организации (уведомления);
Программа развития дошкольной образовательной организации;
образовательные программы;
учебный план;
годовой календарный учебный график;
годовой план работы дошкольной образовательной организации;
рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов дошкольной образовательной организации (их соответствие основной образовательной программе);
журнал учёта кружковой работы, планы работы кружков;
расписание занятий, режим дня;
отчёты дошкольной образовательной организации, справки по проверкам, публичный доклад руководителя образовательного учреждения;
акты готовности дошкольной образовательной организации к новому учебному
году;
номенклатура дел дошкольной образовательной организации;
журнал учета проверок должностными лицами органов государственного
контроля;
документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям;
.Представляется информация о документации дошкольной образовательной организации, касающейся трудовых отношений:
книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки работников, личные дела работников;
приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание дошкольной образовательной организации (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
должностные инструкции работников;
журналы проведения инструктажа.
3.4.1.Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в дошкольной образовательной организации системы управления;
перечень структурных подразделений, оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям дошкольной образовательной организации;
органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система дошкольной образовательной организации;
распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе;
режим управления дошкольной образовательной организации (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.);
содержание протоколов органов самоуправления образовательной организации, административно-групповых совещаний при заведующем;
каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательной организации;
планирование и анализ воспитательно-образовательной работы;
состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация;
каковы приоритеты развития системы управления дошкольной образовательной организации;
полнота и качество приказов руководителя по основной деятельности, по личному составу;
порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых);
Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно:
как организована система контроля со стороны руководства дошкольной образовательной организации и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений;
использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении дошкольной образовательной организации;
оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;
Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, психологической и социальных служб дошкольной образовательной организации;
Даётся оценка организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации:
организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
наличие, качество и реализация планов работы родительского комитета; общих и групповых родительских собраний, консультативного пункта для родителей;
обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов;
содержание и организация работы сайта дошкольной образовательной организации;
3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной базы; количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); соблюдение законодательных норм).
Анализируются и оцениваются:
Программа развития дошкольной образовательной организации;
образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ;
рабочие программы по дополнительному образованию, их соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
механизмы определения списка методических пособий, материалов в соответствии с ФГОС, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
даётся характеристика системы воспитательной работы дошкольной образовательной организации (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором внеурочных мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данного дошкольного образовательного учреждения, форм воспитательной работы);
мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые дошкольной образовательной организацией совместно с учреждениями культуры;
создание развивающей среды в дошкольной образовательной организации: наличие игровых уголков и уголков природы в соответствии с требованиями программы воспитания;
обеспеченность игрушками, дидактическим материалом; соответствие требованиям к оснащению и оборудованию кабинетов логопеда, психолога;
наличие специализированно оборудованных помещений (спортивный, музыкальный зал), соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадкицветника; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, игрового оборудования;;
результативность системы воспитательной работы;
Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
программы дополнительного образования;
наличие необходимых условий, материально-технического, программно-
методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
охват воспитанников дополнительным образованием;
анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе:
изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них;
анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов;
применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте образовательного учреждения, интервьюирование, «горячая линия», «День открытых дверей» ; анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.;
меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе:
число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются воспитанники);
указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников;
соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС;
достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
наличие воспитанников, оставленных на повторное обучение;
результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников.
- учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы составления учебного плана; выполнение;
анализ нагрузки воспитанников;
годовой календарный учебный график учреждения;
расписание занятий;
анализ причин движения контингента воспитанников;
анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности;
соблюдение принципа преемственности обучения (необходимо обратить внимание, не превышает ли численность воспитанников лицензионный норматив), сведения о наполняемости групп;
организация обучения по программам специального (коррекционного) обучения;
деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников;
создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше
15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;
количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих государственные и отраслевые награды;
доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
доля педагогических работников, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам;
движение кадров за последние пять лет;
-возрастной состав;
-творческие достижения педагогов;
система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
количество педагогических работников, преподающих предмет не по специальности;
укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; средняя нагрузка на одного педагогического работника;
потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов);
порядок установления заработной платы работников дошкольной образовательной организации, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда;
состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
система методической работы дошкольной образовательной организации (даётся её характеристика);
оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед дошкольной образовательной организацией, в том числе в образовательной программе;
вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством дошкольной образовательной организации, педагогическим советом, в других структурных подразделениях;
формы организации методической работы;
влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников;
работа по обобщению и распространению передового опыта;
наличие в дошкольном образовательном учреждении публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
оценка состояния в дошкольном образовательном учреждении документации, регламентирующей методическую работу, и качества методической работы, пути ее совершенствования;
использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой;
объем фонда методической, художественной литературы, пополнение и обновление фонда;
обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);
рациональность использования книжного фонда;
востребованность информационной базы;
наличие сайта дошкольного образовательного учреждения (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
площади, используемых для образовательного процесса (даётся их характеристика);
сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой.
данные о поведении ремонтных работ в дошкольной образовательной организации (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств);
сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материально- техническом оснащении образовательного процесса;
меры по обеспечению развития материально-технической базы;
мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;
акты о состоянии пожарной безопасности;
проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории дошкольного образовательного учреждения, в том числе:
состояние ограждения и освещение участка;
наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к дошкольному образовательному учреждению;
оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.
медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы (наличие лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно- профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников);
наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
регулярность прохождения сотрудниками дошкольной образовательной организации медицинских осмотров;
выполнение норматива наполняемости;
анализ заболеваемости воспитанников;
сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
выполнение предписаний надзорных органов;
соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими документами руководствуется дошкольная образовательная организация в работе по данному направлению);
сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников;
соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
система работы по воспитанию здорового образа жизни;
динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);
объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые), какова их площадь их использование в соответствии с расписанием;
состояние службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации;
состояние психологической службы (цель и методы ее работы, результативность);
мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
договоры с торгующими организациями о порядке доставки продуктов питания, реквизиты правомочных документов;
качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб (48 часовое); объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима;
наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания , накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания;
создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
выполнение предписаний надзорных органов.
3.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:
наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования;
наличие ответственного лица – представителя руководства дошкольной образовательной организации, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок);
план работы дошкольной образовательной организации по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования;
проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета
Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт).
Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования.
С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта.
После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа управления дошкольной образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
Заместитель руководителя дошкольной образовательной организации (старший воспитатель), педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства.
Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель дошкольной образовательной организации или уполномоченное им лицо.
////////////////////////////