Диспансеризация. Паспорт экзаменационной станции (типовой, 2018 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Диспансеризация. Паспорт экзаменационной станции (типовой, 2018 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная аккредитация специалистов

 

2018 

Паспорт экзаменационной 
станции

 

(типовой)

 

Диспансеризация  

 

Специальность:  

Лечебное дело 

)

 

 

 

 

Стр. 2 из 19

 

 

          

 

 

 

 

Оглавление 

1. 

Авторы .......................................................................................................................... 3 

2. 

Уровень измеряемой подготовки ............................................................................... 3 

3. 

Профессиональный стандарт (трудовые функции) .................................................. 3 

4. 

Проверяемые компетенции......................................................................................... 3 

5. 

Задачи станции ............................................................................................................. 3 

6. 

Продолжительность работы станции ........................................................................ 3 

7. 

Информация для организации работы станции ........................................................ 4 

7.1. 

Рабочее место члена аккредитационной комиссии (АК) ..................................... 4 

7.2. 

Рабочее место аккредитуемого ............................................................................... 4 

7.3. 

Расходных материалы (из расчѐта на попытки аккредитуемых) ........................ 5 

7.4. 

Симуляционное оборудование ............................................................................... 5 

8. 

Перечень ситуаций и раздел подготовки .................................................................. 6 

9. 

Информация (брифинг) для аккредитуемого ............................................................ 6 

10. 

Информация для членов АК ....................................................................................... 6 

10.1. 

Действия  вспомогательного персонала перед началом работы станции ...... 6 

10.2. 

Действия  вспомогательного персонала в ходе работы станции ..................... 7 

10.3. 

Действия членов АК перед началом работы станции ...................................... 7 

10.4. 

Действия членов АК в ходе работы станции ..................................................... 7 

11. 

Нормативные  и  методические  документы,  используемые  для  создания  чек-

листа                                                                                                                                         8 

12. 

Информация для симулированного пациента .......................................................... 9 

13. 

Информация для симулированного коллеги ........................................................... 10 

14. 

Критерии оценивания действий аккредитуемого ................................................... 10 

15. 

Дефектная ведомость ................................................................................................ 11 

16. 

Оценочный лист (чек-лист) ...................................................................................... 12 

16.1. 

Краткая версия оценочного листа (чек-листа) ................................................ 12 

16.2. 

Развернутая версия оценочного листа (чек-листа) ......................................... 13 

17. 

Медицинская документация ..................................................................................... 18 

 

)

 

 

 

 

Стр. 3 из 19

 

 

          

 

 

 

1.

 

Авторы  

Бирюкова  О.Ю.,  Гноевых  В.В.,  Грибков  Д.М.,  Дронов  И.А.,  Зайцева  О.Б., 

Клименко  А.С.,  Клочков  В.В.,  Крюкова  А.Г.,  Кузнецова  О.Ю.,  Лопанчук  П.А., 
Лопатин  З.В.,  Медведева  О.И.,  Мензоров  М.В.,  Мухаметова  Е.М.,  Пахомова  Ю.В., 
Похазникова  М.А.,  Смирнова  А.Ю.,  Сонькина  А.А.,  Тигай  Ж.Г.,  Хохлов  И.В.,    
Чавкин П.М., Шубина Л.Б., Юдаева Ю.А. 

 

2.

 

Уровень измеряемой подготовки 

Выпускники, завершившие подготовку по основной образовательной программе 

высшего 

образования 

в 

соответствии 

с 

федеральным 

государственным 

образовательным стандартом  по специальности 

 

«Лечебное дело»,  успешно сдавшие 

государственную  итоговую  аттестацию  и  претендующие  на  должность  врача-
терапевта участкового.  

Целесообразно заранее объявить аккредитуемым о необходимости приходить на 

второй  этап  в  спецодежде  (медицинская  одежда,  сменная  обувь,  шапочка),  иметь 
личный стетофонендоскоп. 
 

3.

 

Профессиональный стандарт (трудовые функции)  

Профессиональный  стандарт  «Врач-лечебник  (врач-терапевт  участковый)»  

(утвержден Приказом министра труда и социальной защиты РФ 21.03.2017 г. № 293н, 
зарегистрирован №46293 06.04.2017 г.) 

А/05.7 

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и 

формированию  здорового  образа  жизни  и  санитарно-гигиеническому  просвещению 
населения 

 

4.

 

Проверяемые компетенции 

Оценка  отдельных  практических  навыков  (умений)  при  проведении 

диспансеризации взрослого населения 
 

5.

 

Задачи станции 

Демонстрация  аккредитуемым  алгоритма  обследования  дыхательной  системы, 

методики измерения артериального давления.  

Примечание: оценка навыков сбора анамнеза, общения с «трудным» пациентом 

не  проводится,  интерпретации  результатов  инструментальных  и  лабораторных 
исследований, определения групп здоровья не проводится. 

 

6.

 

Продолжительность работы станции  

Всего – 10'  (на непосредственную работу – 8,5') 

0,5' – ознакомление с заданием (брифинг) 

0,5' 

7,5'  –  предупреждение  об  оставшемся  времени  на  выполнение 

8' 

)

 

 

 

 

Стр. 4 из 19

 

 

          

 

 

 

задания 
1' – приглашение перейти на следующую станцию 

9' 

1' – смена аккредитуемых 

10' 

 

7.

 

Информация для организации работы станции 

Для организации работы станции должны быть предусмотрены 

7.1.

 

Рабочее место члена аккредитационной комиссии (АК)  

1.

 

Стул и рабочая поверхность (стол).  

2.

 

Компьютер  с  выходом  в  Интернет  для  электронного  оценочного  листа 

(чек-листа). 

3.

 

Устройство  для  трансляции видео и аудио изображения

1

  с  места  работы 

аккредитуемого с возможностью давать вводные, предусмотренные паспортом 
станции. 

7.2.

 

Рабочее место аккредитуемого  

Помещение,  имитирующее  кабинет  амбулаторного  приѐма  в  поликлинике  с 
обязательным

наличием: 

1.

 

Место  (перед  входом  в  помещение)  для  размещения  задания 

аккредитуемому (раздел 7). 

2.

 

Стол рабочий.  

3.

 

Бланки  медицинской  документации  (раздел  15),  заполненные  в 

соответствии с легендой симулированного пациента (раздел 10). 

4.

 

Два стула. 

5.

 

Кушетка и столик для размещения манекенов. 

6.

 

Раковина с локтевым смесителем: 

 

два локтевых дозатора: 1) для бытового мытья рук 2) для гигиенической 

обработки  рук  (в  целях  экономии  средств  при  проведении  экзамена 
допускается заполнить оба дозатора обычным жидким мылом); 

 

держатель или диспенсер для одноразовых полотенец с полотенцем. 

7.

 

Набор врача-терапевта участкового

3

 

стетофонендоскоп (стетоскоп); 

                                            

1  По  согласованию  с  председателем  АК  устройство  с  трансляцией  видеозаписи  изображения  работы 
аккредитуемого  может  находиться  в  другом  месте,  к  которому  члены  АК  должны  иметь 
беспрепятственный доступ, чтобы иметь возможность пересмотреть видеозапись. 
2  Перечень  обязательного  оснащения  кабинета  (станции)  не  отражает  перечень  оснащения  реального 
кабинета, а содержит только тот минимум, который необходим для решения конкретной задачи данной 
экзаменационной станции. По усмотрению организаторов кабинет может быть дополнительно оснащѐн 
в  соответствии  с  нормативной  базой,  но  не  создавать  при  этом  помех  для  основной  цели  работы  на 
станции

 

3  Целесообразно  всѐ,  что  может  быть  случайно  унесено  (фонарик,  ручки  и  т.п.),  закрепить  к 
поверхностям 

)

 

 

 

 

Стр. 5 из 19

 

 

          

 

 

 

 

тонометры с разными размерами манжет (мал. ср., бол.); 

 

источник света (карманный фонарик); 

 

спиртовые салфетки; 

 

смотровые перчатки; 

 

сантиметровая лента. 

8.

 

Настенные часы с секундной стрелкой. 

9.

 

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов (закрепленный пакет 

класс А, закрепленный пакет класс Б). 

Важно!

 

На  станции  присутствует  сотрудник,  исполняющий  роль  

симулированного пациента. 
 

7.3.

 

Расходных материалы (из расчѐта на попытки аккредитуемых) 

1.

 

Антисептические  салфетки  для  обработки  олив  стетофонендоскопа  (в 

случае  использования  симулятора  с  прилагающимся  стетофонендоскопом)  не 
менее 1 шт. на одну попытку аккредитуемого. 

2.

 

Смотровые  перчатки  разных  размеров  (по  1  паре  на  каждую  попытку 

аккредитуемого). 

3.

 

Жидкое мыло (из расчета 3 мг на 1 попытку аккредитуемого). 

4.

 

Одноразовые  полотенца  (из  расчета  1  полотно  на  1  попытку 

аккредитуемого). 

5.

 

Контейнер для сбора мусора, образующегося на станции. 

 

7.4.

 

Симуляционное оборудование 

1.  Манекен  (торс  вертикальный)  для  демонстрации  на  нѐм  методики 

физикального  обследования  дыхательной  системы  с  возможностью  имитации 
аускультативной картины сердца и легких одновременно.  

2. Манекен  (рука) для  измерения артериального давления с правильно одетой 

манжетой и подключенным соответствующим оборудованием  

Важно! 

Целесообразно  манекены  разместить  вне  зоны  видимости 

аккредитуемого (например, за ширмой). 

 

Примечание: 

членам  АК,  аккредитуемым  и  вспомогательному  персоналу 

важно заранее сообщить всем участникам об особенностях вашей модели симулятора, 
подразумевающие отличия процедуры обследования на реальном пациенте. 

 

)

 

 

 

 

Стр. 6 из 19

 

 

          

 

 

 

Станция предполагает использование конфедерата

4

  симуляционного  обучения 

–  специально  подготовленного  сотрудника  (союзника),  находящегося  на  станции  с 
целью всем одинаково (стандартно) представить свою роль, повысить реалистичность 
симуляции. 
 

8.

 

Перечень ситуаций и раздел подготовки 

Таблица 1 

Перечень  ситуаций  (сценариев)  станции  и  соответствие  их  разделу  внутренней 
медицины

 

№ 

п.п. 

№ 

оценочного 

листа  

(чек-листа) 

Ситуация 

Раздел внутренней медицины 

001 

Патологии нет (норма) 

 

   Диспансеризация 

 

9.

 

Информация (брифинг) для аккредитуемого  

Вы врач-терапевт участковый поликлиники. Предполагается, что Ваша рабочая 

смена только началась. В кабинете Вас ждѐт пациент, который пришел на завершение 
первого  этапа  диспансеризации.  Вы  пациента  видите  впервые.  У  пациента  имеются 
результаты  исследований,  которые  были  получены  в  ходе  предварительного 
обследования  (все  они  свидетельствуют  о  норме,  суммарный  сердечно-сосудистый 
риск по шкале SCORE менее 1%).  

Необходимо  произвести  физикальное  обследование  дыхательной  системы  и 

измерить артериальное давление. 

 

10.

 

Информация для членов АК  

10.1.

 

Действия  вспомогательного персонала перед началом работы 

станции  

1.

 

Проверка  соответствия  оформления  и  комплектования  станции  ОСКЭ 
типовому паспорту с учетом количества аккредитуемых лиц. 

2.

 

Проверка наличия на станции необходимых расходных материалов. 

3.

 

Проверка  наличия  письменного  задания  (брифинга)  перед  входом  на 
станцию. 

4.

 

Проверка готовности симулятора к работе. 

                                            

4

  Учебное  пособие  «Специалист  симуляционного  обучения»  РОСОМЕД  -  2016  .  режим  доступа 

http://rosomed.ru/documents/spetsialist-meditsinskogo-simulyatsionnogo-obucheniya-uchebnoe-posobie  стр. 
99

, 255, 265, 267. 

)

 

 

 

 

Стр. 7 из 19

 

 

          

 

 

 

5.

 

Проверка готовности конфедерата к работе. 

6.

 

Проверка 

готовности 

трансляции 

видеозаписей 

в 

комнату 

видеонаблюдения. 

7.

 

Проверка  готовности  оборудования  с  выходом  в  Интернет  для 
использования электронного чек-листа, активация в системе через логин 
и пароль, номер цепочки, названия станции. 

8.

 

Выполнение  иных  мероприятий,  необходимых  для  нормальной  работы 
станции. 

10.2.

 

Действия  вспомогательного персонала в ходе работы станции  

1.

 

Перед  входом  каждого  аккредитуемого  необходимо  убедиться,  что 

запущен соответствующий сценарий на симуляторе. 
2.

 

Включение видеокамеры при команде: «Прочтите задание…».  

3.

 

Контроль  качества  аудиовидеозаписи  действий  аккредитуемого  (при 

необходимости). 
4.

 

Приведение  станции  после  работы  каждого  аккредитуемого  в 

первоначальный вид: 

 

удаление использованного материала (спиртовые салфетки); 

 

удостовериться в наличии на конфедерате одежды. 

 

 

Важно!!!

 

Обеспечивать 

обработку 

олив 

стетофонендоскопа 

антисептиком  в  случае,  если  используется  один  и  тот  же  стетофонендоскоп 
разными аккредитуемыми. 
 

10.3.

 

Действия членов АК перед началом работы станции   

1.

 

Проверка  готовности станции к работе (наличие необходимых расходных 

материалов,  письменного  задания  (брифинга),  готовность  симулятора  к 
работе, наличие нужного сценария). 
2.

 

Подготовка  оценочного-листа  (чек-листа),  сверка  своих  персональных 

данных – ФИО. 
3.

 

Активизация на компьютере Единой базы данных ОС (Минздрав России) 

по второму этапу аккредитации. 

10.4.

 

Действия членов АК в ходе работы станции 

1.

 

Идентификация 

личности 

аккредитуемого 

(внесение 

идентификационного номера) в  оценочном листе (чек-листе). 

2.

 

Проведение 

регистрации 

последовательности 

и 

правильности 

действий/расхождения действий аккредитуемого в соответствии c параметрами 
в оценочном листе (чек-листе). 

3.

 

Ведение  минимально  необходимого  диалога  с  аккредитуемым  от  лица 

пациента (табл.2).  

4.

 

Сохранение данных оценочного листа (чек-листа) в системе. 

)

 

 

 

 

Стр. 8 из 19

 

 

          

 

 

 

Примечание:

  Для  членов  АК  с  небольшим  опытом  работы  на  станции 

допускается  увеличение  промежутка  времени  для  подготовки  станции  и  заполнения 
оценочного листа (чек-листа). Промежуток времени в таком случае должен быть либо 
равен  периоду  работы  станции  (раздел  6),  либо  на  всех  станциях  должен  быть 
удлинѐн одинаково. 

Целесообразно 

использовать 

помощь 

вспомогательного 

персонала 

(сотрудников  образовательной  и  или  научной  организации),  обеспечивающего 
подготовку рабочего места в соответствии с оцениваемой ситуацией. 

 

Таблица 2 

Примерные  тексты  вводной  информации  в  рамках  диалога  члена  АК  и 
аккредитуемого 

№ 

п/п 

Действие аккредитуемого 

Текст вводной 

1.

 

 При  проговаривании  аккредитуемым 

обработки рук или при ожидании  этой 
команды 

Пожалуйста, обработайте руки. 

2.

 

 При  попытке  повторного  измерения 

артериального давления 

Будем  считать,  что  повторное 
измерение  произведено,  результат 
такой  же,  как  и  при  первом 
измерении 

3.

 

 В  конце  обследования  при  попытке 

начать  обрабатывать  руки  допустимо 
сказать 

Будем считать, что руки обработаны 

4.

 

 По окончании времени 

Поблагодарить 

за 

усилия 

и 

попросить перейти дальше 

 

Важно!

 

Нельзя говорить ничего от себя, вступать в переговоры, даже если Вы 

не согласны с мнением аккредитуемого. Не задавать уточняющих вопросов. Всѐ, что 
Вы  бы  хотели  отметить,  а  этого  нет  в  оценочном  листе  (чек-листе)  оформляйте  в 
дефектной ведомости (раздел 15). 

 

11.

 

Нормативные  и  методические  документы,  используемые  для 

создания чек-листа 

1.

 

Приказ  Минздрава  России  от  02.06.2016  N  334н  «Об  утверждении 

Положения об аккредитации специалистов»  

2.

 

Приказ  Минтруда  России  от  21  марта  2017  г.  №293н  «Об  утверждении 

профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» 

3.

 

ПИСЬМО  от  29  августа  2013  г.  N  14-2/10/2-6432  Министерство 

здравоохранения  Российской  Федерации  направляет  для  использования  в  работе 

)

 

 

 

 

Стр. 9 из 19

 

 

          

 

 

 

методические  рекомендации  «Организация  проведения  диспансеризации  и 
профилактических медицинских осмотров взрослого населения» 

4.

 

Приказ  Министерства  здравоохранения  РФ  от  3  февраля  2015 г.  № 36ан 

«Об  утверждении  порядка  проведения  диспансеризации  определенных  групп 
взрослого населения» 

5.

 

Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1344н «Об утверждении 

Порядка проведения диспансерного наблюдения» 

6.

 

Приказ  Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  от  6 

декабря  2012  г.  N  1011н  г.  Москва  «Об  утверждении  Порядка  проведения 
профилактического медицинского осмотра» 

7.

 

Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 N 4 «О мерах по совершенствованию 

организации  медицинской  помощи  больным  с  артериальной  гипертонией  в 
Российской Федерации» 

8.

 

Правила  обработки  рук  медицинского  персонала  и  кожных  покровов 

пациентов 

«Об 

утверждении 

САНПИН 

2.1.3.2630-10 

«Санитарно-

эпидемиологические  требования  к  организациям,  осуществляющим  медицинскую 
деятельность» 

9.

 

Приказ  Министерства  здравоохранения  РФ  от  15  декабря  2014  г.  N  834н 

«Об 

утверждении 

унифицированных 

форм 

медицинской 

документации, 

используемых  в  медицинских  организациях,  оказывающих  медицинскую  помощь  в 
амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» 
 

12.

 

Информация для симулированного пациента 

Ваши  ФИО  и  возраст  должны  совпадать  с  данными,  занесенными  в 

медицинскую документацию, лежащую на  столе. Вам  (на выбор) 33 года, 36 лет, 39 
лет, 42 года, 45 лет. 

При входе аккредитуемого Вы стоите с портфелем (дамской сумкой) посередине 

помещения,  имитирующего  кабинет 

врача-терапевта  участкового  районной 

поликлиники

.  

Вы – работаете в городской библиотеке. 

Место действия

: районная поликлиника, кабинет врача-терапевта участкового. 

Обстоятельства:

  пришли  на  завершение  диспансеризации  после  прохождения 

врачей-специалистов  и  сдачи  анализов.  С  врачом  ранее  не  знакомы,  в  поликлинику, 
как  правило,  обращаетесь  с  простудными  заболеваниями  и  для  флюорографических 
исследований, проведения плановой диспансеризации. 

Вас  ничего  не  беспокоит.  На  все  возможные  вопросы  врача  необходимо 

отвечать в соответствии с основной легендой: Вы не ощущаете проблем со здоровьем, 
у  Вас  нет  никаких  вредных  привычек,  питаетесь  обычно,  режим  работы  и  отдыха 
обычный,  перед  посещением  врача  никаких  факторов,  способных  изменить 

)

 

 

 

 

Стр. 10 из 19

 

 

          

 

 

 

артериальное  давление  на  себе  не  испытывали.  Пришли  на  диспансеризацию  в 
соответствии с требованием работодателя. 

При  опросе  врача: 

сообщить,  что  Вас  ничего  не  беспокоит.  Полностью 

назвать  свои  ФИО,  другие  данные  сообщать  только  на  соответствующий  вопрос 
врача. 

 

При  просьбах  врача  о  согласии  на  что-либо,  связанное  с  проведением 

терапевтического приѐма: 

со всем соглашаться без дополнительных вопросов. 

 

Важно! 

На  Вас  должна  быть  одежда  с  длинным  рукавом,  позволяющая,  при 

необходимости,  снять  ее,  чтобы  остаться  в  одежде  без  рукавов  (для  наложения 
манжеты тонометра). 

Важно! 

После наложении манжеты тонометра перед нагнетением еѐ воздухом 

попросить  аккредитуемого  перейти  на  соответствующий  манекен  руки  с 
возможностью имитации измерения артериального давления. 

Важно! 

При  просьбе  врача  на  проведение  осмотра  грудной  клетки 

предоставить  для  этих  целей  манекен  (торс)  с  возможностью  имитации 
аускультативной картины сердца и легких одновременно.

 

 

13.

 

Информация для симулированного коллеги 

 

Не предусмотрено 

 

14.

 

Критерии оценивания действий аккредитуемого 

В  оценочном  листе  (чек-листе)  (раздел  16)  проводится  отметка  о 

наличии/отсутствии действий в ходе их выполнения аккредитуемым. 

В электронном чек-листе

 это осуществляется с помощью активации кнопок: 

 

«Да» – действие было произведено; 

 

«Нет» – действие не было произведено  
В  случае  демонстрации  аккредитуемым  не  внесенных  в  пункты  оценочного 

листа  (чек-листа)  важных  действий  или  небезопасных  или  ненужных  действий, 
необходимо зафиксировать эти действия в дефектной ведомости (раздел 15 паспорта) 
по  данной  станции,  а  в  оценочный  лист  (чек-лист)  аккредитуемого  внести  только 
количество совершенных нерегламентированных и небезопасных действий. 

Каждая  позиция  непременно  вносится  членом  АК  в  электронный  оценочный 

лист (пока этого не произойдет, лист не отправится). 

Для  фиксации  показателя  времени  необходимо  активировать  электронный 

оценочный  лист  (чек-лист),  как  только  аккредитуемый  приступил  к  выполнению 
задания,  и  фиксировать  соответствующее  действие,  как  только  оно  воспроизвелось 
аккредитуемым. 

 

 

 

)

 

 

 

 

Стр. 11 из 19

 

 

          

 

 

 

15.

 

Дефектная ведомость 

Станция                 Диспансеризация 
Образовательная организация ____________________________________________________

 

 

Список нерегламентированных и 

небезопасных действий, отсутствующие 

в оценочном листе (чек-листе) 

Номер 

аккредитуемого 

Дата 

Подпись 

члена АК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список дополнительных действий, 

имеющих клиническое значение, не 

отмеченных в оценочном листе  

(чек-листе) 

Номер 

аккредитуемого 

Дата 

Подпись 

члена АК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные  замечания  к  организации  станции  в  следующий  эпизод 
аккредитации 
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ 
ФИО секретаря АК                                                                        

 

Подпись 

)

 

 

 

 

Стр. 12 из 19

 

 

          

 

 

 

16.

 

Оценочный лист (чек-лист) 

16.1.

 

Краткая версия оценочного листа (чек-листа) 

 

II этап аккредитационного экзамена 

  

 

Специальность  

 

Лечебное дело

 

Дата

 

 

 

    Номер кандидата

 

 

Номер ситуации 

 

 

 

 

 

№ 

Действие аккредитуемого 

Отметка о 

выполнении 

Да/Нет 

1.

 

 

Установление контакта с пациентом (поздороваться, представиться, обозначить 
свою роль, предложить присесть) 

 

2.

 

 

Идентификация пациента (попросить пациента представиться, чтобы сверить с 
мед.документацией) 

 

3.

 

 

Уточнение самочувствия пациента 

 

4.

 

 

Информированное согласие пациента (рассказ о процедуре, вопросы о согласии 
и о наличии вопросов) 

 

5.

 

 

Подготовка  оборудования  (заранее  убедиться,  что  всѐ  необходимое  есть  в 
наличии) 

 

6.

 

 

Правильный внешний вид (аккуратные ногти и отсутствие украшений) 

 

7.

 

 

Нанесение мыльного состава после смачивания рук 

 

8.

 

 

Правильная  обработка  рук  мыльным  составом  (не  менее  30  сек,  ладони,  тыл 
ладоней,  межпальцев,  ногтевые  ложа  о  ладони,  большой  палец,  кончики 
пальцев о центр ладони) 

 

9.

 

 

Правильное  завершение  обработки  рук  (не  касаться  крана,  одноразовое 
полотенце, утилизация полотенца) 

 

10.

 

 

Правильное позиционирование пациента (облокотиться на спинку стула) 

 

11.

 

 

Оценка  признаков  хронической  гипоксии  (сказать  о  необходимости  оценить 
кожные покровы и руки) 

 

12.

 

 

Правильное  измерение  ЧСС  (на  лучевой  артерии,  не  менее  10  сек,  смотря  на 
часы, тремя пальцами) 

 

13.

 

 

Правильное  измерение  ЧД  (продолжая  делать  вид,  что  оценивает  пульс, 
положив другую руку на живот или грудь) 

 

14.

 

 

Правильная оценка носового дыхания 

 

15.

 

 

Правильный  осмотр  грудной  клетки  (предложить  пациенту  раздеться, 
правильно озвучить результаты о форме, типе, ритме и т.п.) 

 

16.

 

 

Правильная  пальпация  грудной  клетки  (эластичность,  голосовое  дрожание, 
озвучить результаты) 

 

17.

 

 

Правильная сравнительная перкуссия грудной клетки спереди 

 

18.

 

 

Правильная сравнительная перкуссия грудной клетки сбоку 

 

19.

 

 

Правильная сравнительная перкуссия грудной клетки сзади 

 

20.

 

 

Правильная  аускультация  легких  (симметричные  участки,  спереди,  сбоку  и 
сзади) 

 

21.

 

 

Предложить пациенту одеться 

 

22.

 

 

Приступить  к  измерению  АД  (правильно  задав  вопросы  о  факторах, 

 

)

 

 

 

 

Стр. 13 из 19

 

 

          

 

 

 

изменяющих показатели АД) 

23.

 

 

Правильно позиционировать пациента для измерения АД (удобно, опора спины, 
ноги не скрещены, рука на поверхности, пациент расслаблен и спокойно дышит, 
нет валика из одежды на руке) 

 

24.

 

 

Правильно выбрана манжета 

 

25.

 

 

Правильно проверен тонометр 

 

26.

 

 

Правильно наложена манжета (без складок одежды, на плече, выше на 2-2,5 см 
локтевой ямки, под манжетой проходит два пальца) 

 

27.

 

 

Правильно проведена пальпаторная проба нагнетания манжеты 

 

28.

 

 

Правильно проведенное измерение (мембрана не касается манжеты, нагнетание 
выше  на  30  мм.рт.ст.  от  пробного,  медленный  спуск  воздуха  -  2-3  мм.рт.ст., 
сообщение результата пациенту) 

 

29.

 

 

Попытка повторного измерения АД 

 

30.

 

 

Правильное общение с пациентом о завершении исследования 

 

31.

 

 

Приведение оборудования в порядок 

 

32.

 

 

Обработка рук мед. персонала после манипуляции 

 

33.

 

 

Не проводилось обследование стоя 

 

34.

 

 

Не проводилось измерение АД стоя и\или рука на вису 

 

35.

 

 

Результаты измерения АД не округлялись 

 

36.

 

 

Пациента информировали о ходе исследования 

   

 

37.

 

 

Не делал другие нерегламентированные и небезопасные действия 

 

38.

 

 

Субъективное благоприятное впечатление эксперта 

 

 

 

   

   

ФИО члена АК 

подпись 

  Отметка о внесении в базу (ФИО) 

 

16.2.

 

Развернутая версия оценочного листа (чек-листа) 

№ 

Действие аккредитуемого 

Отметка о 

выполнении 

 Да/Нет 

1.

 

 

Поздороваться с пациентом  

 

2.

 

 

Предложить пациенту сесть на стул   

 

3.

 

 

Представиться, обозначить свою роль 

 

4.

 

 

Спросить у пациента, сверяя с медицинской документацией 

 

5.

 

 

            : фамилию 

 

6.

 

 

            : имя 

 

7.

 

 

            : отчество 

 

8.

 

 

            : возраст 

 

9.

 

 

Обратиться к пациенту по имени отчеству 

 

10.

 

 

Осведомиться о самочувствии пациента 

 

11.

 

 

Информировать пациента о процедуре и получить согласие на еѐ проведение 

 

12.

 

 

Убедиться в наличии всего необходимого 

 

13.

 

 

            : стетофонендоскоп, 

 

14.

 

 

            : тонометр с обычной манжетой, 

 нет 

)

 

 

 

 

Стр. 14 из 19

 

 

          

 

 

 

15.

 

 

            : тонометр с большой манжетой, 

 

16.

 

 

            : спиртовая салфетка 

 

17.

 

 

            : сантиметровая лента 

 

18.

 

 

            : медицинская документация, шариковая ручка (при отсутствии компьютерной 
версии) 

 

 

 

Обработать руки гигиеническим способом перед началом манипуляции 

 

19.

 

 

            : Иметь коротко подстриженные ногти, отсутствие следов лака на ногтях, 
искусственных ногтей 

 

20.

 

 

            : Убедиться в отсутствии на пальцах рук и запястьях ювелирных украшений 

 

21.

 

 

            : Открыть воду локтевым смесителем  

 

22.

 

 

            : Смочить  кисти обеих рук 

 

23.

 

 

            : Закрыть воду локтевым смесителем  

 

24.

 

 

            : Выдавить мыло с антисептиком из локтевого дозатора на ладонь одной руки   

 

25.

 

 

            : Распределить антисептическое мыло на всю поверхность кистей обеих рук 

 

26.

 

 

            : Тереть ладонь о ладонь 

 

27.

 

 

            :  Тереть  ладонью  одной  руки  о  тыл    кисти  другой  руки  с  обработкой 
межпальцевых поверхностей 

 

28.

 

 

            : Повторить движение, поменяв руки местами  

 

29.

 

 

            : Тереть ладонь о ладонь с обработкой межпальцевых поверхностей 

 

30.

 

 

            : Тереть ногтевые ложа одной руки о ладонь другой 

 

31.

 

 

            : Повторить движение, поменяв руки местами  

 

32.

 

 

            :  Обхватив  большой  палец  одной  руки  ладонью  другой,  тереть  его 
вращательными движениями  

 

33.

 

 

            : Повторить движение, поменяв руки местами 

 

34.

 

 

            : Тереть кончиками пальцев одной руки середину ладони другой 

 

35.

 

 

            :  Повторить движение, поменяв руки местами 

 

36.

 

 

Соблюсти продолжительность обработки рук мылом с антисептиком не менее 30, не 
более 60 сек 

 

37.

 

 

Открыть локтѐм воду локтевым дозатором 

 

38.

 

 

Смыть состав с рук  

 

39.

 

 

            : в направлении от кончиков пальцев до запястья 

 

40.

 

 

Закрыть локтѐм воду локтевым смесителем

5

 

 

41.

 

 

Вытереть руки насухо одноразовым полотенцем 

 

42.

 

 

Утилизировать полотенце в отходы класса А 

 

43.

 

 

Удобно расположиться рядом с сидящим на стуле пациентом 
Попросить пациента облокотиться на спинку стула 

 

 

Оценка признаков хронической гипоксии, измерение  ЧСС и ЧДД 

 

44.

 

 

Сказать, что хотите оценить цвет кожных покровов 

 

45.

 

 

Сказать, что хотите оценить состояние пальцев рук пациента 

 

46.

 

 

Пропальпировать пульс на лучевой артерии на одной руке  

 

47.

 

 

            :  Держать  не  менее  трех  своих  пальцев  в  месте  проекции  лучевой  артерии,  не 
менее  10  сек,  смотря  на  часы    (оценить    ритм,    частоту,  наполнение  и  напряжение 
пульса) 

 

48.

 

 

            :Оценить частоту дыхательных движений, продолжая делать вид, что измеряете 
пульс на лучевой артерии 

 

                                            

5

 

Если смеситель не локтевой, то закрыть воду, применив использованное одноразовое полотенце

 

)

 

 

 

 

Стр. 15 из 19

 

 

          

 

 

 

49.

 

 

            :вторую руку положить на живот или грудную клетку пациента, не менее 10 сек, 
смотря на часы  (сосчитать количество дыханий) 

 

 

Оценка носового дыхания 

 

50.

 

 

Сказать, что хотите оценить носовое дыхания, попросив форсировано подышать, 
поочередно зажав крылья носа сначала справа, затем слева

 

 

51.

 

 

Попросить пациента освободить область груди от одежды 

 

52.

 

 

Сказать, что хотите осмотреть грудную клетку 

 

 

53.

 

 

Озвучить результат осмотра грудной клетки (как вариант нормы) 

 

54.

 

 

            : Форма грудной клетки

 

 

55.

 

 

            : Деформации грудной клетки 

 

56.

 

 

            : Симметричность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания 

 

57.

 

 

            : Втяжение уступчивых мест грудной клетки 

 

58.

 

 

            : Тип дыхания 

 

59.

 

 

            : Ритм дыхания

 

 

 

Пальпация грудной клетки

 

 

60.

 

 

Сказать, что хотите оценить эластичность грудной клетки

 

 

61.

 

 

            :Сдавить грудную клетку в переднезаднем направлении

 

 

62.

 

 

            :Сдавить грудную клетку по бокам

 

 

63.

 

 

            :Спросить у пациента о болевых ощущениях при пальпации

 

 

64.

 

 

            :Озвучить результат оценки эластичности грудной клетки (как вариант нормы) 

 

65.

 

 

Попросить пациента несколько раз повторить вслух цифру «33» в момент 
прикладывания ваших ладоней

 

 

66.

 

 

            :Симметрично расположить ладони в области верхушек легких спереди

 

 

67.

 

 

            :Сбоку

 

 

68.

 

 

            :Сзади

 

 

69.

 

 

            :Озвучить результат оценки голосового дрожания (как вариант нормы) 

 

 

Сравнительная перкуссия грудной клетки

 

 

70.

 

 

Расположить пальцы для перкуссии легких в надключичной ямке пациента и провести 
несколько перкутирующих движений

 

 

71.

 

 

            : Сначала с одной стороны, затем с другой стороны

 

 

72.

 

 

            :Повторить те же действия на ключице

 

 

73.

 

 

            :Убрав палец плессиметр

 

 

74.

 

 

            :Провести сравнительную перкуссию в 1-ом межреберье  по срединно-
ключичным линиям

 

 

75.

 

 

            :Провести сравнительную перкуссию во 2-ом межреберье  по срединно-
ключичным линиям

 

 

76.

 

 

            :Не проводить перкуссию ниже 2-го межреберья спереди

 

 

77.

 

 

Попросить пациента поднять руки и сложить их в замок на своѐм затылке

 

 

78.

 

 

            :Провести перкуссию в 3 межреберье по боковой поверхности грудной клетки

 

 

79.

 

 

            : Сначала с одной стороны, затем с другой стороны

 

 

80.

 

 

            :Повторить те же действия в 4 межреберье по боковой поверхности грудной 
клетки

 

 

81.

 

 

            :Не проводить перкуссию ниже 4-го межреберья сбоку

 

 

82.

 

 

Провести сравнительную перкуссию в надостных областях 

 

83.

 

 

Попросить пациента повернуться спиной, слегка наклониться вперед, опустив голову и 
скрестить руки на груди, положив ладони на плечи

 

 

84.

 

 

            :Провести перкуссию на симметричных участках верхнего, среднего и нижнего 
отделов межлопаточного пространства

 

 

85.

 

 

            : Сначала с одной стороны, затем с другой стороны

 

 

86.

 

 

            :Повторить те же действия в подлопаточных областях, в частности, в VII, VIII и 

 

)

 

 

 

 

Стр. 16 из 19

 

 

          

 

 

 

IX межреберьях вначале по околопозвоночным и далее по лопаточным линиям

 

 

            :Озвучить  результат  перкуссии  грудной  клетки  (как  варианта  нормы  -  при 
перкуссии  ясный  легочный  звук,  одинаковый  на  симметричных  участках  грудной 
клетки.) 

 

 

Аускультация легких

 

 

87.

 

 

Исследовать симметричные участки передней стенки грудной клетки на уровне I, II и 
III  межреберий,  причем  срединно-ключичная  линия  должна  пересекать  датчик 
стетофонендоскопа посередине. 

 

88.

 

 

                 :в строго симметричных точках 

 

89.

 

 

Попросить пациента сложить руки в замок и положить их за голову (на затылок).  

 

90.

 

 

Стетофонендоскоп  последовательно  помещают  в  симметричные    точки  на  уровне 
надостных  ямок,  в  межлопаточное  пространство на  2-3-м  уровнях  и  в  подлопаточные 
области на уровне VII, VIII и IX межреберий. 

 

91.

 

 

Исследовать симметричные участки задней стенки грудной клетки на уровне I, II и III 
межреберий,  причем  срединно-ключичная  линия  должна  пересекать  датчик 
стетофонендоскопа посередине. 

 

92.

 

 

Озвучить результат аускультации легких (как вариант нормы). 

 

93.

 

 

                 :Основной дыхательный шум 

 

94.

 

 

                 :Наличие дополнительных дыхательных шумов 

 

95.

 

 

Предложить пациенту одеться 

 

 

Измерение артериального давления 

 

96.

 

 

Задать вопросы о следующих действиях совершѐнных за 30 мин до измерения  

 

97.

 

 

            : о курении, 

   

 

98.

 

 

            : интенсивной физ.нагрузке, 

 

99.

 

 

            : принимаемых лекарствах, 

 

100.

 

 

            : употреблении кофе,  

 

101.

 

 

            : принятии пищи,  

 

102.

 

 

            : употреблении алкоголя 

 

103.

 

 

Попросить (при необходимости помочь) пациента занять необходимую позу для 
проведения процедуры, попросить оголить руку и уточнить, что:  

 

104.

 

 

            : пациенту удобно  

 

105.

 

 

            : с расслабленными и не скрещенными ногами, ступни находятся на полу 

 

106.

 

 

            : упор спины о спинку стула, 

 

107.

 

 

            : рука лежит на поверхности на уровне сердца, ладонная поверхность вверх 

 

108.

 

 

            : дыхание спокойное 

 

109.

 

 

Измерить диаметр плеча 

 

110.

 

 

Выбрать подходящий размер манжеты 

 

111.

 

 

Проверить работоспособность тонометра, наполнением манжеты и визуализацией 
подвижности стрелки манометра 

 

112.

 

 

Оголить руку и наложить манжету тонометра на 2-2,5 см выше локтевой ямки (одежда 
не должна сдавливать плечо выше манжеты) 

 

113.

 

 

            : правильно разместить манжету на плече 

 

114.

 

 

            : закрепить манжету так, чтобы под неѐ свободно проходили  2 пальца 

 

115.

 

 

Установить манометр в положение для его наблюдения 

 

116.

 

 

Одной рукой найти место пульсации лучевой артерии 

 

117.

 

 

Второй рукой закрыть клапан (вентиль) груши по часовой стрелке и нагнетать воздух 
до исчезновения пульсации на лучевой артерии 

т

 

118.

 

 

Озвучить показания манометра (как вариант нормы) и спустить воздух 

 

119.

 

 

Использовать стетофонендоскоп  

 

120.

 

 

            : мембрану которого поместить у нижнего края манжеты над проекцией 

 

)

 

 

 

 

Стр. 17 из 19

 

 

          

 

 

 

плечевой артерии  

121.

 

 

            : не допускать создания значительного давления на кожу 

 

122.

 

 

            : головка стетофонендоскопа не находится под манжетой 

 

123.

 

 

Второй рукой закрыть клапан (вентиль) груши (по часовой стрелке) и быстро накачать 
воздух в манжету до уровня, превышающего, на 30 мм.рт.ст результат, полученный при 
пальпаторной пробе 

 

124.

 

 

Открыть клапан (вентиль) груши и медленно выпускать воздух из манжеты,  

 

125.

 

 

            : скорость понижения давления в манжете 2 - 3 мм рт. ст. за секунду 

 

126.

 

 

            : смотреть на манометр, выслушивая тоны  

 

127.

 

 

Выслушивать до снижения давления в мажете до нулевой отметки 

 

128.

 

 

Сообщить пациенту результат исследования, назвав две цифры, соответствующие 
моменту появления (АДсист) и исчезновения (АД диаст) тонов 

 

129.

 

 

Повторить измерение на второй руке 

 

130.

 

 

Повторное уточнение самочувствия пациента в конце обследования 

 

 

Завершение

 

 

131.

 

 

Поблагодарить  пациента,  сказать,  что  можно  одеться  сообщить,  что  Вы  закончили  и 
сейчас подготовите письменное заключение его результатов 

 

132.

 

 

Вскрыть спиртовую салфетку и утилизировать еѐ упаковку в отходы класса А 

 

133.

 

 

Обработать спиртовой салфеткой мембрану стетофонендоскопа и его оливы 

 

 

134.

 

 

Утилизировать спиртовую салфетку в отходы класса Б 

 

135.

 

 

Обработать руки гигиеническим способом после манипуляции 

 

  Нерегламентированные действия 

 

136.

 

 

Не проводил обследование пациента в положении стоя 

 

137.

 

 

Не проводить измерение АД через одежду 

 

138.

 

 

Не проводить измерение АД с закатанным рукавом в виде сдавливающего валика 

 

139.

 

 

Не допустима практика округлений до "5" и "0" 

 

140.

 

 

Мне понравилось 

 

 

 

   

   

ФИО члена АК 

подпись 

  Отметка о внесении в базу (ФИО) 

 

)

 

 

 

 

Стр. 18 из 19

 

 

          

 

 

 

17.

 

Медицинская документация 

 

 

)

 

 

 

 

Стр. 19 из 19

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////