Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача. Паспорт экзаменационной станции (типовой, 2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача. Паспорт экзаменационной станции (типовой, 2019 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная аккредитация и первичная 
специализированная аккредитация 
специалистов здравоохранения

 

 

2019 

 
Паспорт 

экзаменационной 

станции

 

(типовой)

 

Сбор жалоб и анамнеза на первичном 
приеме врача  

 

 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  3 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

1.

 

Авторы 

Байматов  Г.В.,  Белобородова  А.В.,  Бирюкова  О.Ю.,  Габитова  Н.А.,  Гноевых  В.В., 

Горина  К.А.,  Грибков  Д.М.,  Давыдова  Н.С.,  Дронов  И.А.,  Дьяченко  Е.В.,  Зайцева  О.Б., 
Золотова  Е.Н.  Клименко  А.С., Клочков В.В., Косцова Н.Г., Крыхивская  К.М., Крюкова А.Г., 
Кузнецова  О.Ю.,  Лопанчук  П.А.,  Макарочкин  А.Г,  Мацукатова  Б.О.,  Медведева  О.И., 
Мензоров  М.В.,  Михайлова  О.Д.,  Мусина  И.К.,  Мухаметова  Е.М.,  Николаева  А.В.,  
Пахомова  Ю.В.,  Попов  А.А.,  Похазникова  М.А.,  Рипп  Е.Г.,  Рипп  Т.М.,  Рожнова  К.С., 
Садыков  В.Ф.,  Самойленко  Н.В.,  Седова  М.В.,  Серкина  А.В..,  Смирнова  А.Ю.,           
Сонькина  А.А.,  Старостина  Л.С.,  Теплякова  О.В.,  Тигай  Ж.Г.,  Хохлов  И.В.,  Чавкин  П.М., 
Черногорюк Г.Э., Шабалина О.Ю., Шеховцов В.П., Шубина  Л.Б., Юдаева Ю.А. 

 

Общие  положения.

  Паспорта  станций  (далее  станции)  объективного  структурированного 

клинического  экзамена  (ОСКЭ)  представляют  собой  документ,  включающий  необходимую 
информацию  по  оснащению станции, брифинг (краткое задание перед входом на станцию), 
сценарии,  оценочные  листы  (далее  –  чек-лист),  источники  информаций,  справочный 
материал  и  т.д.,  предназначены  в  качестве  методического  и  справочного  материала  для 
оценки  владения  аккредитуемым конкретной КОМПЕТЕНЦИЕЙ и могут быть использованы 
для оценки уровня практической готовности  специалистов здравоохранения к практической 
деятельности, в трудовые функции  которых входит владение данной компетенцией.  

Оценивание  особенностей  практических  навыков  конкретной  специальности  могут 

быть 

реализованы 

через 

выбор 

конкретных 

сценариев; 

решение 

принимает 

аккредитационная  комиссия  по  специальности  (далее  –  АК)  непосредственно  во  время 
проведения  экзамена.  С  целью  обеспечения  статистической  стандартизации  процедуры 
оценки практических навыков условия задания и чек-лист являются едиными для всех.  

 
Целесообразно заранее объявить аккредитуемым о необходимости приходить на второй 

этап в спецодежде (медицинская одежда, сменная обувь, шапочка). 
 

2.

 

Уровень измеряемой подготовки 

Специалисты, претендующие на должность врача по специальности.  
 

3.

 

Профессиональный стандарт (трудовые функции)  

 

Профессиональный  стандарт  «Врач-лечебник  (врач-терапевт  участковый)»:  А/02.7 

Проведение обследования пациента с целью установления диагноза. 
 

Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»: А/01.7 Обследование детей с 

целью установления диагноза. 
 

Профессиональный  стандарт  «Врач-стоматолог»:  А/01.7  Проведение  обследования 

пациента с целью установления диагноза. 

Профессиональный  стандарт  «Врач-кардиолог»:  А/01.8  Проведение  обследования 

пациентов  при  заболеваниях  и  (или)  состояниях  сердечно-сосудистой  системы  с  целью 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  4 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

постановки диагноза). 

Проект 

профессионального 

стандарта 

«Врач-невролог»: 

А/01.8 

Проведение 

обследования  пациентов  при  заболеваниях  и  (или)  состояниях  нервной  системы  с  целью 
постановки диагноза. 

Проект  профессионального  стандарта  «Врач-онколог»:  A/02.8  Назначение  и 

проведение  обследования  пациентов  в целях выявления онкологического заболевания и его 
прогрессирования диагноза.  

Проект 

профессионального 

стандарта 

«Врач-педиатр»: 

А/01.7 

Проведение 

обследования  детей  в  целях  выявления  заболеваний  и  (или)  состояний  и  установления 
диагноза;  В/01.8  Проведение  обследования  детей  в  целях  выявления  заболеваний  и  (или) 
состояний и установления диагноза. 

Проект  профессионального  стандарта  «Врач  общей  практики  (семейный  врач)»: A/01.8 

Проведение  обследования пациентов с целью установления диагноза; В/02.8 Использование 
принципов и методов медицинской психологии в работе с семьей. 

Проект 

профессионального 

стандарта 

«Врач-терапевт»: 

А/01.8 

Проведение 

обследования пациентов с целью установления диагноза.  

 

4.

 

Проверяемые компетенции 

Сбор  жалоб,  анамнеза  жизни,  анамнеза  болезни  у  пациентов  (их  законных 

представителей) 

Интерпретация информации, полученной от пациентов (их законных представителей)  

 

5.

 

Продолжительность работы станции  

Всего – 10' (на непосредственную работу – 8,5') 

0,5' – ознакомление с заданием (брифинг) 

0,5' 

7,5' – предупреждение об оставшемся  времени на выполнение задания 

8' 

1' – приглашение перейти на следующий этап экзамена 

9' 

1' – смена аккредитуемых 

10' 

 

6.

 

Задачи станции 

Демонстрация  аккредитуемым  своего  умения  пациент-ориентированного  общения  с 

целью установления предварительного диагноза и налаживания доверительных отношений с 
пациентом.  

Станция не предназначена для оценки умения проводить физикальное обследование во 

время  первичного  приёма,  обработки  рук  медицинского  персонала.  Также  станция  не 
подразумевает  оценки  умения  общаться  с  пациентами  с  конфликтными,  замкнутыми  и 
иными некомплаенсными типами личности. 

 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  5 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

7.

 

Информация по обеспечению работы станции 

Для организации работы станции должны быть предусмотрены 

7.1.

 

Рабочее место члена АК

 

1.

 

Стул и рабочая поверхность (стол).

 

2.

 

Компьютер  с  выходом  в  Интернет  для  доступа  к  автоматизированной  системе 

аккредитации специалистов здравоохранения.

 

3.

 

Устройство  для  трансляции  видео  и  аудио  изображения

1

  с  места  работы 

аккредитуемого  с  возможностью  давать  вводные,  предусмотренные  паспортом 
станции.

 

7.2.

 

Рабочее место аккредитуемого  

Станция  должна  имитировать 

медицинский  кабинет  поликлиники  и  включать 

оборудование (оснащение)

2

 

 

1.

 

Место  (перед  входом  в  помещение)  для  размещения  задания  аккредитуемому 

(раздел 7). 

2.

 

В пластиковом кармане страница амбулаторной карты (раздел 18). 

3.

 

Стол для записей

3

4.

 

Листы  со  страницами  амбулаторный  карты  +  ручка  для  записей (или ноутбук с 

программным  обеспечением  –  для  заполнения  дополнительного  чек-листа 
результатов проведённого сбора информации (Раздел 18 данного паспорта)

4

5.

 

Три стула  (для врача, пациента, места, куда можно положить вещи пациента) 

6.

 

Раковина и средства для обработки рук, приспособления для высушивания рук

5

 

7.3.

 

Расходные материалы (из расчета на попытки аккредитуемых) 

1.

 

Листы бумаги для черновых записей. 

2.

 

Ручки. 

7.4. Симуляционное оборудование 

 

Не требуется 

 

                                                 

1

    По  согласованию  с  председателем  АК  устройство  с  трансляцией  видеозаписи  изображения  работы 

аккредитуемого  может  находиться  в  другом  месте,  к  которому  члены  АК  должны  иметь  беспрепятственный 
доступ,  чтобы иметь возможность пересмотреть видеозапись

 

2

  Перечень  обязательного  оснащения  кабинета  (станции)  не  отражает перечень оснащения реального кабинета, 

а  содержит  только  тот  минимум,  который  необходим для решения конкретной зада чи данной экзаменационной 
станции.  По  усмотрению  организаторов  кабинет  может  быть  дополнительно  оснащён  в  соответствии  с 
нормативной базой, но не создает  при этом помех  для основной цели  работы на станции 

3

  Целесообразно  всё,  что  может быть случайно унесено аккредитуемым (пластиковый лист назначений, маркер 

и т.п.),  закрепить  к столу для  записей 

4

 В  2019  году допустимо использовать  бумажный вариант раздела 18 

В  случае  если  раковиной  оснастить  рабочее  место  невозможно,  аккредитуемым  предлагается  имитация 

средства  для  гигиенической обработки рук медицинского персонала 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  6 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

8.

 

Перечень ситуаций (сценариев) станции 

Таблица 1 

Перечень ситуаций (сценариев) станции и соответствие их 

 разделу внутренней медицины 

№ 

п.п. 

№ 

чек-

листа 

Ситуация 

Раздел внутренней 

медицины 

1.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Система органов 
пищеварения 

2.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Система органов 
кроветворения 

3.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Нервная система 

4.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Сердечно-сосудистая 
система 

5.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Мочевыделительная 
система 

6.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Система органов дыхания 

7.

 

 001 

Пациент с жалобами на слабость 

Эндокринная система 

8.

 

 001 

Пациент с жалобами на диарею 

Система органов 
пищеварения 

9.

 

 001 

Пациент с жалобами на кашель 

Система органов дыхания 

10.

 

 001 

Пациент с жалобами на боли в 

груди 

Сердечно-сосудистая 
система 

11.

 

 001 

Пациент с жалобами на 

повышенную температуру 

Система органов дыхания 

12.

 

 001 

Пациент с жалобами на 

повышенную температуру 

Нервная система 

 
Последовательность ситуаций и количество их повторов регулируется членами АК, что 

регистрируется  в  программном  обеспечении  –  автоматизированной  системе  аккредитации 
специалистов здравоохранения 

 

9.

 

Информация (брифинг) для аккредитуемого  

Правила  экзамена:  Основная  задача  –  расспрос  пациента,  роль  которого  выполняет 

специально  подготовленный  сотрудник.  Физикальное  обследование  не  входит  в  задание. 
Задание  прервется  через  8,5  минут  от  начала.  Необходимо  действовать  полностью 
самостоятельно, как Вы бы это делали в реальной жизни.  

Внимание!!!  В  указанное  время  входит  задание  письменно  заполнить  результаты, 

проведенного Вами расспроса. 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  7 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

 

 

Задание перед входом на станцию: 

Вы врач по своей специальности и находитесь в ___________ (поликлинике/приёмном 

покое  стационара).  В  кабинете Вас ожидает пациент(-ка), который обратился на первичный 
приём. 

Вам  необходимо  провести  только  опрос  пациента,  завершить  который  необходимо  в 

тот момент, когда  Вы готовы перейти к осмотру, сообщив об этом пациенту. 

Результаты  проведенного  опроса  необходимо  письменно  оформить  в  предложенной 

форме  медицинской документации (образец формы представлен в разделе 18). 

После  приглашения  «Войти  на  экзаменационную  станцию»  действуйте  полностью 

самостоятельно, как Вы бы это делали в реальной жизни (ситуации). 

 

10.

 

Информация для членов АК  

10.1.

 

Действия  вспомогательного персонала перед началом работы станции  

1.

 

Проверка  соответствия  оформления  и  комплектования  станции  ОСКЭ  типовому 

паспорту с учетом  количества аккредитуемых  лиц. 
2.

 

Проверка наличия на станции необходимых расходных материалов. 

3.

 

Проверка наличия письменного задания (брифинга) перед входом на станцию. 

4.

 

Проверка готовности стандартизированного пациента (далее - СП) к работе. 

5.

 

Проверка готовности трансляции видеозаписей в комнату видеонаблюдения (при 

наличии таковой) 
6.

 

Проверка  готовности  оборудования  с  выходом  в  Интернет  для  работы  в 

автоматизированной системе аккредитации специалистов.

 

7.

 

Выполнение иных мероприятий, необходимых для нормальной работы станции. 

 

10.2.

 

 Действия  вспомогательного персонала в ходе работы станции  

1.

 

Предоставление  члену  АК  данных  по  пациенту  (Ф.И.О.,  возраст (год рождения). 

Ф.И.О. и возраст пациента должны соответствовать данным, указанным в сценарии 
(Таблица 1).  

2.

 

Включение видеокамеры при команде: «Прочтите  задание…».   

3.

 

Контроль 

качества 

аудиовидеозаписи 

действий 

аккредитуемого 

(при 

необходимости). 
4.

 

Приведение  станции  после  работы  каждого  аккредитуемого  в  первоначальный 

вид: обновление листа амбулаторной карты пациента (новый лист). 

 

10.3.

 

Действия членов АК перед началом работы станции   

1.

 

Проверка  готовности  станции  к  работе  (наличие  необходимых  расходных 

материалов,  письменного  задания  (брифинга),  готовность  СП  к  работе,  наличие 
нужного сценария). 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  8 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

2.

 

Получение  логина  и  пароля  для  входа  в  автоматизированную  систему 

аккредитации  специалистов  здравоохранения  и  вход  в  нее.  Сверка  своих 
персональных данных. 
3.

 

Выбор ситуации согласно решению АК. 

 

10.4.

 

 Действия членов АК в ходе работы станции 

1.

 

Внесение  индивидуального  номера  из  логина,  полученного перед прохождением 

первого  этапа  процедуры  аккредитации  в  чек-лист  в  автоматизированной  системе 
аккредитации специалистов здравоохранения.

 

2.

 

Проведение 

регистрации 

последовательности 

и 

правильности 

действий/расхождения  действий  аккредитуемого  в  соответствии  c  параметрами  в 
чек-листе.

 

3.

 

Обеспечение (при необходимости) дополнительными вводными для выполнения 

ситуации (сценария) (Таблица 2).

 

4.

 

Сохранение  данных  чек-листа  в  автоматизированной  системе  аккредитации 

специалистов здравоохранения.

 

 
Примечание:

  

Пациент  обратился  к  врачу  впервые,  осознанно,  надеется  на  помощь,  настроен  на 
обследование  и  лечение,  в  случае  необходимости  готов  изменить  свои  ближайшие 
планы.  Понимает,  что  положение  достаточно  серьезное,  но  при  этом  настроен  на 
позитивный исход. 
 

Таблица 2 

Примерные тексты вводной информации в рамках диалога члена АК и аккредитуемого 
№ 
п/п 

Действие аккредитуемого 

Текст вводной 

1.

 

 

При попытке аккредитуемого  начать 
мыть руки 

Дать вводную:  «Будем  считать, что руки 
обработаны» 

2.

 

 

В случае нарушения  задания и 
перехода аккредитуемого  к осмотру 

Указать  на то, что осмотр не входит в 
задание, и предложить заполнить 
компьютерную форму  медицинской 
документации 

3.

 

  По окончании времени 

Поблагодарить аккредитуемого  и 
попросить перейти на следующую 
станцию 

Важно! 

Нельзя говорить ничего от себя, вступать в переговоры, даже если Вы не согласны с 

мнением  аккредитуемого.  Не  задавать  уточняющих  вопросов.  Всё,  что  Вы  бы  хотели 
отметить, а этого нет в чек-листе, оформляйте в дефектной  ведомости (раздел 16) 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  9 из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

11.

 

Нормативные  и  методические  документы,  используемые  для  создания  чек-

листа 

1.

 

Приказ  Минздрава  России  от  02.06.2016  N  334н  «Об  утверждении  Положения  об 

аккредитации специалистов»  

2.

 

Приказ  Минтруда  России  от  21  марта  2017  г.  №293н  «Об  утверждении 

профессионального стандарта «Врач-лечебник  (врач-терапевт участковый)» 

3.

 

Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от 

10.05.2016  г.  №  227н  Об  утверждении  профессионального  стандарта  «Врач-
стоматолог» 

4.

 

Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от 

27.03.2017  г.  №  306н  «Об  утверждении  профессионального стандарта «Врач-педиатр 
участковый» 

5.

 

Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от 

14.03.2018  г.  №  140н  «Об  утверждении  профессионального  стандарта  «Врач-
кардиолог» 

6.

 

Проект профессионального стандарта «Врач-невролог» (от 22.10.2018 г.) 

7.

 

Проект профессионального стандарта «Врач-педиатр» (от 09.11.2018 г.) 

8.

 

Проект  профессионального  стандарта  «Врач  общей  практики  (семейный  врач)»         

(2018 г.) 

9.

 

Проект профессионального стандарта «Врач-терапевт» (от 09.11.2018 г.) 

10.

 

Давыдова  Н.С.  Чернядьев  С.А.  Макарочкин  А.Г.  Дьяченко  Е.В.  Коммуникативные 

навыки  врача  как  междисциплинарный  сквозной  образовательный  модуль  // 
Медицинское  образование–2015:  материалы  VI  общероссийской  конференции  с 
международным участием, 2-4 апреля 2015 г. Москва. 

11.

 

Давыдова  Н.С.,  Бородулина  Т.В.,  Дьяченко  Е.В.,  Носкова  М.В.  Коммуникативные  и 

практические  навыки  врача-педиатра  в  системе  подготовки  в  Уральском 
государственном  медицинском  университете  //  Медицинское  образование  и 
профессиональное образование. 2016. № 3. [Электр. ресурс]. 

12.

 

Давыдова  Н.С., 

Макарочкин  А.Г.,  Дьяченко  Е.В.,  Черников  И.Г.,  Новикова  О.В. 

Первый опыт проведения аттестации по методике «стандартизированный пациент» // 
IV съезд РОСОМЕД-2015. М., 30.09-02.10.2015 г. [Электр. ресурс]. 

13.

 

Давыдова  Н.С.,  Чернядьев  С.А.,  Макарочкин  А.Г.,  Теплякова  О.В.,  Попов  А.А., 

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Сонькина А.А., Серкина А.В., Боттаев Н.А., Шубина 
Л.Б.,  Грибков  Д.М.  Пилот  по  оценке  медицинских  работников  владением  навыками 
коммуникации  с  пациентами  //Материалы  VIII  Международной конференции 
«Росмедобр-2017.  Инновационные  обучающие  технологии  в  медицине».  4-6  октября 
2017 г. [Электр. ресурс] 

14.

 

Дьяченко  Е.В.  Коммуникативные  компетенции  врача:  актуальность  проблемы, 

принципы  формирования  в  медицинском  вузе,  методика  оценки  /  Современные 
тенденции  развития  педагогических  технологий  в  медицинском  образовании  / 
Вузовская  педагогика: 
Материалы  конференции.  Красноярский  государственный 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  10  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

медицинский  университет  имени  профессора  В.Ф. Войно-Ясенецкого;  Главный 
редактор:  С.Ю. Никулина. 2015. С. 55-58. 

15.

 

Свистунов  А.А.  Шубина  Л.Б.,  Грибков  Д.М.,  Сонькина  А.А.,  Серкина  А.В.,  Горина 

К.А.  Навыки  общения  в  медицине.  Опыт  и  перспективы,  необходимые  России   // 
Медицинское  образование  и  профессиональное  образование.  2016.  №  3.  [Электр. 
ресурс]. 

16.

 

Серкина  А.В.  Представления  студентов  медицинского  вуза  о  коммуникативных 

аспектах  работы  с  пациентами.  //  Материалы

  VIII  Международной конференции 

«Росмедобр-2017.  Инновационные  обучающие  технологии  в  медицине».  4-6  октября 
2017 г. [Электр. ресурс] 

17.

 

Сильверман  Дж.,  С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. 

Сонькина А.А. – М.: ГРАНАТ,  2018. – 304 с. 

18.

 

Сонькина  А.А.  Навыки  профессионального  общения  в  работе  врача  //  ОРГЗДРАВ: 

новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107. 

19.

 

Теплякова  О.В.,  Сарапулова  А.В. Коммуникативные навыки студентов медицинского 

вуза:  опыт  наблюдения  на  кафедре  поликлинической  терапии  //  Медицинское 
образование и профессиональное развитие. 2016. № 1. С. 60-67. 

20.

 

Aper  L.,  Veldhuijzen  W.,  Dornan  T.,  van  de  Ridder  M.,  Koole  S.,  Derese  A.,  Reniers  J., 

«Should  I  prioritize  medical  problem  solving  or  attentive  listening?»:  The  dilemmas  and 
challenges  that  medical  students  experience  when  learning  to  conduct  consultations  // 
Patient  Education  and Counseling  98 (2015)77–84. 

21.

 

Bombeke  K.,  van  Roosbroeck  S.,  de  Winter  B.,  Debaene  L.,  Schol  S.,  van  Hal  G.,  van 

Royen  P.  Medical  students  trained  in  communication  skills  show  a  decline  in  patient-centred 
attitudes:  an  observational  study  comparing  two  cohorts  during  clinical  clerkships  //  Patient 
education  & counseling,  2011, v.84, №3, p.p. 310-318. 

22.

 

Cushing  A.M.  Learning  patient-centred  communication:  The  journey  and  the  territory  // 

Patient  education  & counseling,  2015, v.98, № 10, p.p. 1236-1242. 

23.

 

Hafferty  F.,  Franks  R.  The  hidden  curriculum,  ethics  teaching,  and  the  structure  of  medical 

education  // Acad. Med. 1994; 69: 861–71. 

24.

 

Kurtz  S.,  Silverman  J.,  Draper  J.  Teaching  and  learning  communication  skills  in  medicine, 

CRC press, NY, 2013, p.369 

25.

 

Rosenbaum  M.E.,  Axelson  R.  Curricular  disconnects  in  learning  communication  skills:  what 

and  how  students  learn  about  communication  during  clinical  clerkships  //  Patient  education 
& counseling,  2013, v.91, №1, p.p. 85-90. 

26.

 

Silverman  J.  Teaching  clinical  communication:  a  mainstream  activity  or  just  a  minority 

sport? // Patient  Education  and Counseling,  2009, volume  76, issue  3, p. 361-367. 

27.

 

Skills  for  Communicating  with  patients  («Навыки  для  общения  с  пациентами»),  J. 

Silverman,  J. Draper & S. Kurz,  Oxford  University  Press, 3 ed. – 2013.  

28.

 

Smith  S., Hanson  J.L., Tewksbury  L.R., Christy  C., Talib  N.J., Harris  M.A., Beck 

G.L., Wolf  F.M.  Teaching  patient  communication  skills  to  medical  students:  a  review  of 
randomized  controlled  trials  // Eval.  Health  Prof.  2007 Mar; 30(1):3-21. 

 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  11  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

12.

 

Справочная информация   

1.

 

Возросший  уровень  медицины,  демократизация  общества  привели  к  смене  модели 

медицины с патерналистской на партнёрскую. 

2.

 

В  партнёрской  модели  медицинский  работник,  уважая  автономию  пациента, 

выступает как консультант, предлагающий, а не предписывающий варианты вмешательств и 
согласовывающий их с пациентом. 

3.

 

Наиболее 

эффективна 

пациент-ориентированная 

модель  профессионального 

взаимодействия,  которая  подразумевает  искреннее  уважение,  эмпатию  и  принятие  точки 
зрения пациента. 

4.

 

Важными  навыками  общения  являются  умение  слушать,  умение  структурировать 

беседу с одновременным налаживанием благоприятного взаимоотношения, предполагающее 
формирование доверия и взаимодействия у любого пациента. 

5.

 

Закрытый  стиль  задавания  вопросов  во  время  расспроса  повышает  тревожность  у 

пациентов. 

6.

 

Владение  техникой  открытых  вопросов  позволяет  не  только  пациенту  чувствовать 

себя  более  выслушанным,  но  и  врачу  удаётся  получить  больше  информации  за  более 
короткое  время  и  при  этом  провести  более  эффективный  диагностический  мыслительный 
анализ. 

7.

 

В  зарубежной  практике  есть  доказанные  данные  о  выпускниках,  прошедших 

специальное  обучение,  которые  получают  меньше  жалоб  от  пациентов  и  чувствуют  себя 
удовлетворенными  и  уверенными  от  общения  в  трудных  ситуациях.  Этот  эффект 
сохраняется  и при повторном исследовании спустя 10 лет после выпуска.  

 

13.

 

Информация для симулированного пациента 

ИНФОРМАЦИЯ 

КОНФИДЕНЦИАЛЬНА, 

распространяется 

на 

специальном 

обучающем  курсе  и только для СП. 
 

14.

 

Информация для симулированного коллеги 

Не предусмотрена 

 

15.

 

 Критерии  оценивания действий аккредитуемого 

В  электронном  оценочном  листе  (чек-листе)

 

проводится  отметка  о 

наличии/отсутствии  действий  в  ходе  их  выполнения  аккредитуемым

  с  помощью 

активации кнопок: 

- «Да» – действие было произведено; 

- «Нет»  – действие не было произведено  
В случае демонстрации аккредитуемым невнесенных в пункты оценочного листа (чек-

листа)  важных  действий  или  небезопасных  и/или  ненужных  действий,  необходимо 
зафиксировать  эти  действия в дефектной ведомости (раздел 16) по данной станции, а в чек-

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  12  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

лист  внести  только  количество  совершенных  нерегламентированных  и  небезопасных 
действий. 

Каждая позиция вносится членом АК в электронный чек-лист. 
Для  фиксации  показателя  времени  необходимо  активировать  электронный  чек-лист, 

как  только  аккредитуемый  приступил  к  выполнению  задания,  а  вносить  показатель,  как 
только аккредитуемый  закончил выполнять действие. 
 

Для  оценки  результатов  проведённого  обследования  используется  дополнительный 

чек-лист,  который  заполняет  сам  аккредитуемый.  Дополнительный  чек-лист  соответствует 
форме  из раздела 18 (в электронном формате).   

В  основном  чек-листе  есть  позиции,  которые  должен  заполнять  исключительно 

сотрудник,  выполняющий  роль  пациента,  в  том  числе  оценить  полноту  заполненн ого 
дополнительного чек-листа. 

 

16.

 

Дефектная ведомость 

Станция          Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме специалиста   
Образовательная организация  ____________________________________________________

 

 

Список нерегламентированных и 

небезопасных действий, отсутствующих  в 

оценочном листе (чек-листе) 

Номер 

аккредитуемого 

Дата 

Подпись 

члена АК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список дополнительных действий, 

имеющих  клиническое значение, не 

отмеченных в оценочном листе (чек-листе) 

Номер 

аккредитуемого 

Дата 

Подпись 

члена АК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные  замечания/предложения  к  организации  работы  станции  в  следующий 
эпизод аккредитации  
 

 

 

 

 

 

      ФИО члена АК                                                                      

 

Подпись 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  13  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

17.

 

Оценочный лист (чек-лист) 

17.1.

 

Краткая версия чек-листа 

№ 

Перечень действий (элементов) 

Отметка о 

выполнении 

Да/Нет 

1.

 

 

Установление контакта: 

Приветствие

 

 

  

2.

 

  Забота о комфорте  пациента 

 

 

 

3.

 

  Самопрезентация 

 

 

 

4.

 

  Согласие на расспрос 

 

 

 

5.

 

  Идентификация личности пациента 

 

 

 

6.

 

 

Расспрос

Открытый вопрос (вначале) 

 

 

 

7.

 

  Начало расспроса с фразы:   «На  что жалуетесь?» 

 

 

 

8.

 

  Слушание 

 

 

 

9.

 

  Обобщение 

 

 

 

10.

 

  Скрининг 

 

 

 

11.

 

  Учёт мнения пациента 

 

 

 

12.

 

  Использование открытых вопросов 

 

 

 

13.

 

 

Предложение своих вариантов ответов на заданные 
вопросы 

 

 

 

14.

 

  Серия вопросов 

 

 

 

15.

 

 

Выстраивание отношений  в процессе общения

 

Зрительный контакт 

 

 

 

16.

 

  Перебивание  

 

 

 

17.

 

  Обращения к пациенту 

 

 

 

18.

 

  Комментирует и оценивает поведение пациента 

 

 

 

19.

 

  Выдерживание пауз 

 

 

 

20.

 

  Поза 

 

 

 

21.

 

 

      Эмпатия 

 

 

 

22.

 

  Фассилитация ответа пациента 

 

 

 

23.

 

  Результат  коммуникации 

 

 

 

24.

 

 

Уточняющие вопросы 

 

 

 

 

 

 

 

   

   

ФИО члена АК

 

подпись

 

  Отметка о внесении в базу 

(ФИО)

 

 

 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  14  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

17.2.

 

Развернутая версия чек-листа 

Действие аккредитуемого 

Критерий оценки 

Отметка о 

выполнении 

Установление контакта: 

1.

 

Приветствие

 

Поздоровался с пациентом 

  

2.

 

Забота о комфорте 
пациента 

Сообщил,  где можно расположиться, куда 
положить  вещи  

  

3.

 

Самопрезентация 

Представил себя по ФИО 

  

Назвал свою роль 

  

Обозначил характер консультации  (цель 
встречи)

 

  

4.

 

Согласие на расспрос 

Спросил,  нет ли возражений у пациента на 
проведение опроса 

  

5.

 

Идентификация  личности 
пациента 

ПОПРОСИЛ НАЗВАТЬ ФИО пациента, ГОД 
РОЖДЕНИЯ (возраст) 

  

Расспрос

6.

 

Открытый вопрос (вначале) 

Использовал открытый вопрос «Что привело 
вас?» или «Что бы вы хотели обсудить 
сегодня?» или  «С чем пришли?» 

  

7.

 

Начало расспроса с фразы:  
«На что жалуетесь?» 

Использовал открытый вопрос «На что 
жалуетесь?» или «Что Вас беспокоит?» 

  

8.

 

Слушание 

Слушал не перебивая  

  

9.

 

Обобщение 

Повторил сказанное пациентом  для 
подтверждения правильности  своего 
понимания  того, что говорит пациент; 
приглашая пациента поправлять или 
добавлять информацию 

  

10.

 

Скрининг 

Предпринял  попытку для выявления других 
(второстепенных, скрытых) проблем через 
вопрос «Что еще беспокоит?» «Это всё, что 
беспокоит?» 

  

При этом использовал  «обращение по имени 
(имени отчеству), что-то ещё беспокоит?» 

  

И провел скрининг  до начала выявления 
подробностей 

  

11.

 

Учёт мнения пациента 

Спросил,  с чем пациент связывает свое 
состояние, не предлагая вариантов ответа 

  

12.

 

Использование открытых 
вопросов 

Использовал открытый вопрос при сборе 
информации  о чем-то конкретном, например, 
«Расскажите об этом подробнее», «Что 
можете рассказать об этой проблеме» 

  

13.

 

Предложение своих 
вариантов ответов на 

Задавая вопрос, предложил  варианты для 
выбора ответа 

  

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  15  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

заданные вопросы 

14.

 

Серия вопросов 

Задавал несколько вопросов подряд 

  

Выстраивание отношений в 
процессе общения

 

15.

 

Зрительный контакт 

Удерживал зрительный контакт не менее 
половины  времени в течение всего расспроса 

  

16.

 

Перебивание  

Перебивал пациента - несвоевременно 
высказывался (реплики), а также 
использовал фразы, которые не могут быть 
расценены как уточняющие вопросы или 
фассилитация рассказа пациента 

  

17.

 

Обращения к пациенту 

Обращался по имени (имени отчеству) 

  

18.

 

Комментирует и оценивает 
поведение пациента 

Высказывал сожаление о позднем 
обращении,  давал рекомендации об 
успокоении,  обращал внимание  на 
нежелательность подобной реакции  и т.п. 

  

19.

 

Выдерживание пауз

 

Когда пациент ненадолго замолкал – давал 
возможность продолжить 

  

20.

 

Поза 

Выслушивал пациента,  не отрываясь от 
записей, стоя и т.п. 

  

21.

 

Эмапатия 

Демонстрировал  понимание  чувств, 
опасений,  проблем и т.п.  

  

22.

 

Фассилитация ответа 
пациента 

Помогал пациенту  подбадриванием, 
повторением,  перефразированием,  но без 
уточняющих вопросов 

  

23.

 

Результат коммуникации 

Выявлял исчерпывающий  список проблем 
пациента 

  

Позволял сформулировать верную 
диагностическую гипотезу 

  

И обеспечивал удовлетворенность пациента 
беседой 

  

Уточняющие вопросы  

24.

 

Анамнез жизни   

Задал вопросы о перенесенных заболеваниях, 
госпитализациях,  травмах, операциях, 
гинекологическом анамнезе  

  

25.

 

Социальный  анамнез 

Задал вопросы о бытовых условиях, 
характере работы, вредных привычках 

  

26.

 

Семейный анамнез 

Задал вопрос о наличии  заболеваний у 
ближайших  родственников,  в том числе 
генетических 

  

27.

 

Фармакологический 
анамнез 

Задал вопросы о постоянном приеме 
медикаментов, реакциях и осложнениях  на 
их применение 

  

28.

 

Аллергологический 
анамнез 

Задал вопрос о наличии  аллергии   

  

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  16  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

29.

 

Общепатологические 
симптомы 

Задавал вопросы о наличии  боли, 
температуры, сыпи, отеках, увеличении  или 
потери веса, анемии, геморрагических 
высыпаниях,  наличии  жажды, сухости во рту 

  

30.

 

Сердечно-сосудистая 

система 

Задал вопросы о наличии  симптомов, 
характерных для заболеваний сердечно-
сосудистой системы – боль в груди, 
сердцебиение, одышка, периферические 
отеки 

  

31.

 

Система органов дыхания 

Задал вопросы о наличии  симптомов, 
характерных для заболеваний дыхательной 
системы – нарушение дыхания, кашель, 
мокрота 

  

32.

 

Система органов 
пищеварения 

Задал вопросы о наличии  симптомов, 
характерных для заболеваний 
пищеварительной  системы – аппетит, 
тошнота, рвота, диспепсия,  дисфагия, боли в 
животе, характер стула 

  

33.

 

Мочевыделительная 
система 

Задал вопросы о наличии  симптомов, 
характерных для заболеваний 
мочевыделительной системы – частота 
мочеиспускания, объем и цвет мочи, боли 

т  

34.

 

Нервная система 

Задал вопросы о наличии  симптомов, 
характерных для заболеваний нервной 
системы – головная боль, головокружения, 
потери сознания,  зрение, нарушения 
чувствительности или  движений 

  

 
 
 

   

   

ФИО члена АК

 

подпись

 

  Отметка о внесении в базу 

(ФИО)

 

 

Примечание:

  обращаем  внимание: 

чек-лист

  -  это 

не  алгоритм  выполнения  практического 

навыка

.  Чек-лист  –  это 

правильные  и  неправильные  действия

подлежащие  оценке,

 

структурированные  таким образом, который удобен для проведения экзамена. Сведения об алгоритме 
выполнения  практического навыка представлены в разделе 12 паспорта. 

Участник  не может (а, следовательно, не должен) на 100% выполнять данное задание, впрочем, так 
же, как и в реальной жизни. Оценивается степень стремления к этому…. 

Проходной балл обеспечивает удовлетворительную степень стремления на данный момент развития 
направления  по коммуникативным навыкам. 

Объективный  структурированный  клинический  экзамен  (ОСКЭ

)

 

 

 

 

Стр.  17  из 17

 

Email:

 

fantomkurs@mail.ru

 

Методический  центр аккредитации  специалистов

 

 

18.

 

Медицинская документация 

1.

 

Амбулаторная  медицинская карта 

ФИО пациента ___________________________________ возраст ______________ 

Внесите  информацию,  которую  Вы  планируете  записать  в  амбулаторную  карту 

пациента о его жалобах… 

 

Укажите  три  диагностические  гипотезы,  которые  можно 
сформулировать  на  основании  полученной  Вами 
информации, расположив их в порядке приоритетности  

Перечислите, 

какой(ие) 

факт(ы), свидетельствует в 
пользу данной гипотезы 

1. 

 

 

 

2. 

 

 

 

3. 

 

 

 

 

____________________________________ 

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////