ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Введение в профессию (рабочие программы дисциплины, 2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Введение в профессию (рабочие программы дисциплины, 2019 год)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
Шифр дисциплины:
2019.13.03.02.02
Б1.В.14
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Введение в профессию
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год утверждения)
Составлена
доцентом
кафедры
ЭТ и ЭО
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
к.т.н.
,
доцентом
В.И. Клеутин
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
В.И. Клеутин
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры электротехники и
электрооборудования
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ЭТ и ЭО
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
д.т.н., профессор
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
1.1. Цели дисциплины
Целью изучения дисциплины «Введение в профессию» является оказание
помощи студентам при адаптации их в высшем учебном заведении;
формирование мотивации к изучению выбранной профессии, подготовка их
к изучению профилирующих дисциплин.
1.2. Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины
(модуля) у обучающегося должны
сформироваться следующие компетенции, выраженные через результат
обучения по дисциплине
(модуля), как часть результата освоения
образовательной программы (далее - ОП):
Компетенция
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Шиф
Содержание
р
Способен
УК-1.1. Выполняет поиск необходимой информации, её
осуществлять поиск,
критический анализ и обобщает результаты анализа для
критический анализ и
решения поставленной задачи.
УК-1
синтез информации,
УК-1.2. Использует системный подход для решения
применять системный
поставленных задач.
подход для решения
поставленных задач
Способен определять
УК-2.1. Формулирует в рамках поставленной цели проекта
круг задач в рамках
совокупность задач, обеспечивающих ее достижение.
поставленной цели и
УК-2.2. Выбирает оптимальный способ решения задач,
выбирать оптимальные
учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся
способы их решения,
условия, ресурсы и ограничения.
УК-2
исходя из
действующих
правовых норм,
имеющихся ресурсов и
ограничений
1.3 Индикаторы освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести совокупность знаний,
умений и навыков, перечисленные ниже.
Знать:
методы работы с научно-технической литературой и библиотечным фондом;
Уметь:
поддерживать оптимальный психологический настрой;
Владеть:
навыками создания оптимального психологического настроя;
3
2.
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
вариативной
части
(базовой, вариативной или
факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (з.е.) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
заочной
формы обучения*:
(очной, очно-заочной или заочной)
Формы контроля
Всего часов
Всего
Курс 1
в том числе
з.е.
1
108
108
12
96
3
3
4
6
2
96
3
в том числе тренажерная подготовка:
5
4.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества академических
часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах):
Виды учебных занятий, включая СРС
Разделы и темы
Лек
Лаб
Пр
СРС
дисциплины (модуля)
О
З
О
З
О
З
О
З
Фундаментальные
основы высшего
1
технического
1
12
образования
Фундаментальные
2
основы дисциплин
1
12
учебного плана
Рациональные методы
изучения дисциплин
3
направления
12
подготовки
Истоки зарождения
электротехники.
4
Развитие и общее
1
1
12
значение энергетики
Общие сведения об
5
электрических
1
12
машинах
Развитие теории
6
электрического
1
12
привода
Особенности и
перспективы развития
7
современного
1
2
12
электропривода
Автоматизированный
1
12
8
электропривод
Итого
4
6
96
Примечания: О - очная форма обучения, З - заочная форма обучения.
4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Фундаментальные основы высшего технического образования
Деятельность человека и современное естествознание. Инженерная
деятельность и её направления. Современная система высшего образования и
его цели. Особенности обучения в вузе. История Омского института водного
транспорта. Структура вуза
Тема 2. Фундаментальные основы дисциплин учебного плана
6
Особенности государственного образовательного стандарта по
направлению подготовки 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»,
профиль «Электропривод и автоматика». Основные требования к подготовке
бакалавров. Краткая характеристика дисциплин в соответствии с учебным
планом
Тема 3. Рациональные методы изучения дисциплин направления
Формы проведения аудиторных занятий. Рациональные методы работы
студентов в аудитории. Организация самостоятельной работы студентов.
Подготовка к занятиям. Работа с учебной литературой. Рекомендации к
поиску учебной и дополнительной информации. Формы промежуточной и
итоговой аттестации. Рекомендации к выполнению реферативных и
расчетных заданий. Защита курсовых работ и проектов. Способы проведения
и подготовки к тестам, зачетам экзаменам
Тема 4 Истоки зарождения электротехники. Развитие и общее значение
энергетики
Основные этапы развития электротехники.
Электрофикация
промышленности. Мировые энергоресурсы и проблемы энергетического
кризиса. Виды и особенности электростанций. Нетрадиционная
электроэнергетика. Состояние и перспективы топливно-энергетического
комплекса (ТЭР) России. Энергосбережение и энергоэффективность.
Тема 5 Общие сведения об электрических машинах
Исторические сведения о развитии машин постоянного и переменного
тока. Классификация электрических машин и их характеристики. Развитие
электромашиностроения в России и в мире
Тема 6 Развитие теории электрического привода
История возникновения электропривода, как технической системы.
Зарождение науки об электроприводе. Основные этапы развития теории
электропривода в России. Возникновение и развитие учебной специальности
по электроприводу
Тема
7 Особенности и перспективы развития современного
электропривода
Сферы использования современного электропривода. Задачи
совершенствования современного электропривода. Проблемы комплексного
7
повышения технического уровня электропривода. Перспективы развития
элементной базы электропривода. Возможности электропривода для
экономного использования электроэнергии
Тема 8 Автоматизированный электропривод (АЭП)
Технологические процессы и особенности их автоматизации.
Классификация и особенности автоматических устройств и систем. Примеры
применения АЭП в различных отраслях промышленности.
4.3. Содержание лабораторных работ
Не предусмотрено
4.4. Содержание практических занятий
№ раздела
Наименование практических работ
(темы) дисциплины
4. Истоки зарождения
«Актуальные проблемы современной электроэнергетики»
электротехники. Развитие и общее
значение энергетики
7. Особенности и перспективы
«Роль электропривода в современной электроэнергетике»
развития современного
электропривода
8. Автоматизированный
«Современный автоматизированный электропривод»
электропривод
4.5. Курсовой проект или курсовая работа (указать нужное)
4.5.1. Соответствие темы (тем) дисциплины, работам, выполняемым в
рамках курсового проектирования
Не предусмотрено
4.5.2. Структура курсового проекта или курсовой работы
(указать
нужное)
Не предусмотрено
4.6. Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
В самостоятельную работу студента входит подготовка к лекционным и
практическим занятиям путем изучения соответствующего теоретического
материала и оформления отчетов по результатам практических работ.
Контроль самостоятельной работы студента осуществляется в ходе
оценки практических работ, при проведении индивидуальных и групповых
консультаций. Итоговый контроль освоения всех этапов компетенций в
процессе освоения образовательной программы включает оценку
самостоятельной проработки лекционного материала в виде промежуточных
тестовых заданий и зачёта.
8
4.7 Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются
при изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Раздел 1. Основные характеристики судовых электроэнергетических станций
Раздел 2. Источники электроэнергии на судах
Раздел 3. Параллельная работа генераторов
Раздел 4. Переходные процессы в СЭЭС
1
Раздел 5. Распределительные устройства и сети
1
Раздел 6. Техническое обслуживание и техника безопасности
1
Итого
3
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание
шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
Оценка
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Оценка
Обучаемыйне способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
«неудовлетворительно»
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
(не зачтено)
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
9
Показатели
Описание показателя
оценивания
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для
оценки знаний, умений и
(или) навыков, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Качественный вопрос: Методика усвоения задач по специальным предметам.
Качественный вопрос: Основные типы энергетических станций.
Качественный вопрос:. Категории потребителей по надежности электроснабжения.
5.3 Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1.
Методика ведения конспектов лекций.
2.
Методика усвоения задач по специальным предметам.
3.
Методика выполнения лабораторных работ.
4.
Рациональный режим труда и отдыха при обучении в вузе.
5.
Почему ритмичность учебной работы студента имеет принципиально важное
значение?
6.
Назовите элементы единого учебного комплекса. В чем заключается их
взаимосвязь?
7.
Укажите приемы рационального ведения конспектов лекций.
8.
Каковы основные условия успешной работы коллектива студенческой группы?
9.
Принципы взаимоотношений преподавателей и студентов.
10. Основные свойства электроэнергетической системы.
11. Основные типы энергетических станций.
12. Преимущества объединения электростанции в энергосистемы.
13. Графики электрических нагрузок.
14. Что происходит в электрической системе при внезапном включении мощного
потребителя? При выключении?
15. Почему имеется необходимость в одних случаях повышать напряжение, в других
- понижать?
16. Характерные потребители электрической энергии на промышленных
предприятиях.
17. Характерные потребители электрической энергии в быту.
18. Примеры прогрессивных технологических процессов, основанных на
применении электрической энергии.
19. Категории потребителей по надежности электроснабжения.
20. Схема питания потребителей I категории.
21. Схемы питания потребителей II и III категорий.
22. Какие основные энергетические ресурсы используются на промышленных
предприятиях?
23. Почему электрическая энергия является наиболее важным видом энергии?
24. Перспективы обеспечения газом и нефтью в мире.
25. Перспективы обеспечения газом и нефтью в России.
10
26. Какие основные нетрадиционные источники энергии применяются в настоящее
время?
27. Перспективы применения нетрадиционных источников энергии.
28. Классификация электрических машин.
29. Принцип работы трансформатора.
30. Принцип работы двигателя постоянного тока.
31. Принцип работы двигателя с короткозамкнутым ротором.
32. Принцип работы двигателя с фазным ротором.
33. Механические характеристики электродвигателей.
34. Перечислите основные направления совершенствования электрических
двигателей.
35. Определение электропривода и его составные части.
36. Основные этапы развития электропривода.
37. Область применения электроприводов.
38. Перспективы развития электроприводов.
39. Перечислите основные направления совершенствования механических
преобразователей движения.
40. Перечислите основные направления совершенствования полупроводниковых
преобразователей.
41. Перечислите основные направления совершенствования измерительных
преобразователей.
42. Перечислите основные направления совершенствования микропроцессорных
систем управления.
43. Понятие энергетического канала электропривода.
44. Электропривод, как основа энергосбережения в промышленности.
45. Классификация автоматических систем управления.
5.4 Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на лекционных и
практических занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного
изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является экзамен и
дифференцированный зачет, которые проводятся в устной форме с использованием
билетов, содержащих теоретическую и практическую часть. Также допустимо проведение
итогового контроля в письменной форме. О форме проведения итогового контроля
студенты должны быть оповещены заблаговременно.
Во время подготовки к ответу на экзамене использование справочной литературы не
допускается.
11
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1 Основная учебная литература
1. Горелов В.П. Основы инженерного творчества: учебник / В.П. Горелов. - Новосибирск,
Изд-во Новосиб. гос. академ. вод. трансп., 2011 - 466 с.
2. Густилин, В.Н. Практикум судового электрика. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. —
Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2012. — 110 с.
3. Иванилов, Ю. Л. Основы технической эксплуатации судового электрооборудования и
средств автоматизации : учебное пособие/ Ю. Л. Иванилов, С. И. Петров, А. Е. Стукалов. -
Омск : Иртышский филиал НГАВТ, 2007. - 208 с.
4. Костылев, И. И. Судовые системы : учебник / И. И. Костылев, В. А. Петухов. - СПб. : ГМА
им. адм. С. О. Макарова, 2010. - 417 с.
5. Сюбаев, М. А. Эксплуатация судового электрооборудования : учебное пособие / М. А.
Сюбаев. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. - 48 с.
6.2 Дополнительная учебная литература
1. Российский Речной Регистр. Правила : в 4-х т. - М. : Российский Речной Регистр Т. 1
Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
Правила освидетельствования судов в эксплуатации
(ПОСЭ). Правила технического
наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП) . - 2008. -
272 с.
2. Российский Речной Регистр. Правила. Т. 3 : Правила классификации и постройки судов
внутреннего плавания (ПСВП). - М. : По Волге, 2002. - 419 с.
3. Усов, В.Д. Общие сведения о судах, их классификация. Организация службы / В. Д. Усов,
Ю. Е. Захаров. - Астрахань : ГП АО ИПК "Волга", 2008. - 68 с.
4. Устав службы на судах Министерства речного флота РФ : Ведены в действие с 1 марта
1983 г. приказом Мин-ва речного флота СССР от 30 марта
1982 г.: переизданы с
изменениями и доп. , внесенными приказом Мин-ва транспорта РФ № 64 от 03.06.1998 г. -
М. : РКонсульт, 2004. - 100 с.
6.3 Периодические издания
1. Вестник Омского университета [Текст]: ежекварт. науч. журнал/ Мин-во образ. и науки
РФ, Омский гос. ун-т. - Омск, 2013-2016
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
1. Электронная библиотечная система «Лань»: https://e.lanbook.com/
2. Электронная библиотечная система «Юрайт»: https://biblio-online.ru/
3. Электронная библиотечная система «Библиокомплектатор»:
12
8. Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
1. MS Excel. Математические вычисления
9. Описание материально-технической базы, необходимой для
осуществления образовательного процесса по дисциплине
(модулю)
Адрес
(местоположение
) учебных
кабинетов,
Наименование
объектов для
вида образования,
проведения
уровня
практических
образования,
занятий,
профессии,
объектов
специальности,
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов
№ п/
физической
направления
для проведения практических занятий, объектов физической
п
культуры и
подготовки (для
культуры и спорта с перечнем основного оборудования
спорта (с
профессиональног
указанием
о образования),
номера
подвида
помещения в
дополнительного
соответствии с
образования
документами
бюро
технической
инвентаризации)
Омская область,
г. Омск, ул.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного
Ивана
типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
Алексеева, дом
демонстрационного оборудования, стенды, плакаты,
2 (№№
учебно-наглядные пособия, репродукции, экран для
49,50,51,52 на
мультимедиа проектора, презентационные материалы, стол
поэтажном
не менее - 19шт., стул не менее - 35 шт.
плане (1П), 5
этаж)
7.57
Введение в
Омская область,
Лаборатория введении в профессию для проведения
профессию
г. Омск, ул.
занятий семинарского типа:операционная система
Ивана
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
Алексеева, дом
Visual Basic for Application, Mathcad,, КОМПАС-3D, CПС
2 (№№
Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2 шт.,
56,57,58,59 на
экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт, стенды -не
поэтажном
менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул - не менее 48
плане (1П), 3
шт..
этаж)
Лаборатория для консультаций: операционная система
Омская область,
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
г. Омск, ул.
Visual Basic for Application, Mathcad, КОМПАС-3D, CПС
Ивана
13
Алексеева, дом
Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2 шт.,
2 (№№
экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт, стенды -не
56,57,58,59 на
менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул - не менее 48
поэтажном
шт..
плане (1П), 3
этаж)
Омская область,
Помещение для самостоятельной работы: операционная
г. Омск, ул.
система Windows, пакет программ Microsoft Office,
Ивана
программы: Visual Basic for Application, Mathcad,,
Алексеева, дом
КОМПАС-3D, CПС Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска -
2 (№№
не менее 2 шт., экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2
56,57,58,59 на
шт, стенды -не менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул -
поэтажном
не менее 48 шт..
плане (1П), 3
этаж)
Омская область,
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и
г. Омск, ул.
промежуточной аттестации: операционная система
Ивана
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
Алексеева, дом
Visual Basic for Application, Mathcad, КОМПАС-3D, CПС
2 (№№
Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2 шт.,
56,57,58,59 на
экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт, стенды -не
поэтажном
менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул - не менее 48
плане (1П), 3
шт..
этаж)
14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
Шифр дисциплины:
2019. 26.05.07.02
Б1.В.13
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Введение в специальность
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год набора)
Составлена
доцентом
кафедры
ЭТ и ЭО
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
к.т.н.
,
доцентом
В.И. Клеутиным
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
В.И. Клеутин
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры электротехники и
электрооборудования
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ЭТ и ЭО
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
к.т.н., доцент
В.И. Клеутин
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
1.1. Цели дисциплины
Целью дисциплины является оказание помощи студентам при адаптации
их в высшем учебном заведении; формирование мотивации к изучению
выбранной профессии, подготовка их к изучению профилирующих дисциплин.
1.2. Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины
(модуля) у обучающегося должны
сформироваться следующие компетенции, выраженные через результат
обучения по дисциплине
(модуля), как часть результата освоения
образовательной программы (далее - ОП):
Компетенция
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Шифр
Содержание
УК-1.1. Выполняет критический анализ
Способен осуществлять
информации, обобщает результаты анализа
критический анализ
для выработки стратегии действий с целью
УК-
проблемных ситуаций на
решения поставленной задачи;
1
основе системного подхода,
УК-1.2. Использует
системный подход
вырабатывать стратегию
действий
для решения поставленных задач. Предлагает
способы их решения;
УК-3.1. Умеет организовать команду для
достижения поставленной цели;
Способен организовывать и
УК.3.2.
Определяет
стратегию
руководить работойкоманды,
сотрудничества
для достижения
УК-
вырабатывая командную
поставленной цели, применяя убеждение,
3
стратегию для достижения
принуждение, стимулирование;
поставленной цели
УК-3.3. Взаимодействует с другими членами
команды для достижения поставленной
задачи;
Способен определять и
УК-6.1. Эффективно планирует собственное
реализовывать приоритеты
время;
собственной деятельности и
УК-6.2. Планирует траекторию своего
УК-
способы ее совершенствования
профессионального развития и предпринимает
6
на основе самооценки и
шаги по её реализации;
образования в течение всей
жизни
ПК-
Способен
исполнять
ПК-13.1. Знает должностные обязанности
13
должностные обязанности
командного состава судов в соответствии с
командного состава судов в
нормативными документами;
соответствии с нормативными
ПК-13.2. Владеет навыками работы в команде
3
и
руководства в рамках осуществления
профессиональной деятельности;
ПК-13.3. Умеет корректировать командную
работу в профессиональной деятельности,
документами
обеспечивать достижения поставленных задач
и оценивать эффективность результатов;
ПК-13.4.
Знает
систему
организации
внутрисудовой связи;
ПК-13.5. Владеет навыками приема и передачи
сообщений с использованием систем
внутрисудовой связи;
ПК-14.1. Знает правила несения судовых вахт;
ПК-14.2.
Знает
правила поддержания
Способен владеть знаниями
судна в мореходном состоянии;
правил несения судовых вахт,
ПК-14.3. Умеет осуществлять контроль
поддержания судна в
ПК-
мореходном состоянии,
за выполнением установленных требований,
14
способностью осуществлять
норм и правил при несении судовых вахт;
контроль за выполнением
ПК-14.4. Умеет осуществлять контроль
установленных требований
за выполнением установленных требований,
норм и правил
норм и правил при поддержании судна в
мореходном состоянии;
ПК-17.1. Знает вопросы подготовки и
управления персоналом на судне;
ПК-17.2.
Умеет
организовать
профессиональное
обучение
обслуживающего персонала и специалистов;
Способен организовывать
ПК-17.3.
Знает
методы и порядок
профессиональное обучение и
ПК-
аттестации обслуживающего персонала и
аттестацию обслуживающего
17
специалистов;
персонала и специалистов
ПК-17.4.
Знает
международные
морские
конвенции и рекомендации, а также
требования национального законодательства
при организации подготовки и управления
персоналом на судне;
ПК-27.1.
Умеет
обеспечить
экологическую
Способен обеспечить
безопасность эксплуатации судового и
экологическую безопасность
берегового электрооборудования и средств
эксплуатации, хранения,
автоматики;
обслуживания и
ПК-27.2.
Умеет
обеспечить
ремонтсудовоги берегового
экологическую
ПК-
электрооборудования и средств
безопасность хранения, обслуживания и
27
автоматики, безопасные
ремонта судового
и
берегового
условия труда персонала в
электрооборудования и
соответствии с системой
средств автоматики;
национальных и
ПК-27.3. Умеет обеспечить безопасные
международных требований
условия труда персонала в соответствии с
системой национальных и международных
требований;
4
1.3. Индикаторы освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести
совокупность знаний, умений и навыков, перечисленные ниже.
знать:
историю и перспективы развития судового электрооборудования
и средств автоматики;
уметь:
при выполнении историко-технических исследований применять
следующие методы: сравнительный; типологический; структурный;
структурно
- функциональный; статистический; моделирования
(физического и математического); количественный;
частные методы технических наук;
владеть:
рациональными методами изучения дисциплин специальности;
2.
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
вариативной
части
(базовой, вариативной или
факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
5
3.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (з.е.) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения*:
(очной, очно-заочной или заочной)
Формы контроля
Всего часов
Всего
Курс 1
з.е.
в том числе
Семестр 2
2
72
72
24
48
2
2
12
10
2
48
2
в том числе тренажерная подготовка:
Для
заочной
формы обучения*:
(очной, очно-заочной или заочной)
Формы контроля
Всего часов
Всего
Курс 1
з.е.
в том числе
1
72
72
10
62
2
2
4
4
2
62
2
в том числе тренажерная подготовка:
6
4.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества академических
часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах):
Виды учебных занятий, включая СРС
Разделы и темы
Лек
Лаб
Пр
СРС
дисциплины (модуля)
О
З
О
З
О
З
О
З
Тема 1.
Фундаментальные
1
основы высшего
1
1
6
7
технического
образования
Тема 2.
Фундаментальные
2
1
1
6
7
основы дисциплин
учебного плана
Тема 3.Рациональные
методы изучения
3
2
1
1
1
6
8
дисциплин
специальности
Тема 4 Общие
сведения о судах
4
2
1
1
1
6
8
морского и речного
флота
Тема 5 Основы
5
безопасности
1
1
1
1
6
8
мореплавания
Тема 6
Электрификация и
6
автоматизация на
1
1
1
6
8
судах морского и
речного флота
Тема 7 Судовые
электроэнергетичес
кие системы и
7
2
1
2
6
8
комплексы.
Судовая
автоматика
Тема 8 Судовое
электрооборудован
ие, его
8
конструктивные
2
2
6
8
особенности и
перспективы
развития
Итого
12
4
10
4
48
62
Примечания: О - очная форма обучения, З - заочная форма обучения.
7
4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Фундаментальные основы высшего технического образования
Деятельность человека и современное естествознание. Инженерная деятельность и её
направления. Современная система высшего образования и его цели. Особенности обучения в
вузе.История Омского института водного транспорта. Структура вуза
Тема 2Фундаментальные основы дисциплин учебного плана
Особенности государственного образовательного стандарта по специальности
180407.65.Основные требования к подготовке специалистов. Краткая характеристика дисциплин в
соответствии с учебным планом
Тема 3Рациональные методы изучения дисциплин специальности
Формы проведения аудиторных занятий. Рациональные методы работы студентов в
аудитории.Организация самостоятельной работы студентов. Подготовка к занятиям. Работа с
учебной литературой. Рекомендации к поиску учебной и дополнительной информации.Формы
промежуточной и итоговой аттестации. Рекомендации к выполнению реферативных и расчетных
заданий. Защита курсовых работ и проектов. Способы проведения и подготовки к тестам, зачетам
экзаменам
Тема 4 Общие сведения о судах морского и речного флота
Классификация судов морского и речного флота. Суда технического флота и средства
плавмеханизации. Буровые платформы.Общие сведения об устройстве судна. Судовые устройства:
якорное, швартовое, рулевое, шлюпочное и т.д.
Командный состав и судовая команда. Обязанности членов экипажа. Организация вахтенной
службы. Судовые расписания. Документы необходимые для работы на судах морского и речного
флота
Тема 5 Основы безопасности мореплавания
Общее представление об океанографии и навигационной гидрометеорологии. Состав и
температура морской воды. Приливы, отливы. Условия плавания. Постановка, снятие с якоря,
швартовка и другие судовые технологические операции. Плавание в особых метеорологических и
географических условиях. Использования плотов и шлюпок. Борьба за живучесть судна
Тема 6 Электрификация и автоматизация на судах морского и речного флота
Исторические сведения о развитии машин постоянного и переменного тока. Классификация
электрических машин и их характеристики. История возникновения электропривода, как
технической системы. Этапы электрификации и автоматизации на судах речного и морского флота
Тема 7 Судовые электроэнергетические системы и комплексы. Судовая автоматика
Судовые энергетические установки. Судовые электростанции, их классификация.
Использование атомной энергии на судах. Электромагнитная совместимость технических средств
на судах. Классификация и особенности автоматических устройств и систем.
Автоматизированный судовой электропривод и перспективы его развития. Автоматизированные
навигационные комплексы
8
Тема 8 Судовое электрооборудование, его конструктивные особенности и перспективы
развития
Электрооборудование общесудового назначения. Судовой электропривод. Электропривод
гребных установок. Электрооборудование буровых платформ шельфа. Радионавигационное
электрооборудование.
4.3. Содержание лабораторных работ
Не предусмотрено
4.4. Содержание практических занятий
№ раздела
Наименование практических работ
(темы) дисциплины
Тема 1. Фундаментальные
Использование ПЭВМ при подготовке и оформлении
основы высшего технического
заданий
образования
Тема 6 Электрификация и
Моделирование линейной цепи постоянного тока
автоматизация на судах
морского и речного флота
Тема 6 Электрификация и
Моделирование линейной цепи переменного тока
автоматизация на судах
морского и речного флота
Тема 7 Судовые
Использование ПЭВМ при решении линейных систем
электроэнергетические
уравнений
системы и комплексы.
Судовая автоматика
Тема 7 Судовые
Классификация судов морского и речного флота. Суда
электроэнергетические
технического флота и средства плавмеханизации
системы и комплексы.
Судовая автоматика
Тема 8 Судовое
Судовые электроэнергетические системы и комплексы
электрооборудование, его
конструктивные
особенности и перспективы
развития
Тема 8 Судовое
История
и
перспективы
развития
судового
электрооборудование, его
электрооборудования
конструктивные
особенности и перспективы
развития
4.5. Курсовой проект или курсовая работа (указать нужное)
4.5.1. Соответствие темы (тем) дисциплины, работам, выполняемым в
рамках курсового проектирования
Не предусмотрено
4.5.2. Структура курсового проекта или курсовой работы
(указать
нужное)
Не предусмотрено
9
4.6. Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
В самостоятельную работу студента входит подготовка к лекционным и
практическим занятиям путем изучения соответствующего теоретического
материала и оформления отчетов по результатам практических работ.
Контроль самостоятельной работы студента осуществляется в ходе
оценки практических работ, при проведении индивидуальных и групповых
консультаций. Итоговый контроль освоения всех этапов компетенций в
процессе освоения образовательной программы включает оценку
самостоятельной проработки лекционного материала в виде промежуточных
тестовых заданий и зачёта.
4.7. Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество часов
Раздел (тема) дисциплины
О
З
Тема 4 Общие сведения о судах морского и речного флота
1
Тема 6 Электрификация и автоматизация на судах морского и
1
речного флота
Тема 8 Судовое электрооборудование, его конструктивные
1
особенности и перспективы развития
Итого
3
5.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание
шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
10
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
Оценка
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Обучаемыйне способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
Оценка
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
«неудовлетворительно»
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
(не зачтено)
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для
оценки знаний, умений и
(или) навыков, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Качественный вопрос:. Методика усвоения задач по специальным предметам.
Качественный вопрос:. Как классифицируют суда по району плавания?
Качественный вопрос: Классификация электрических машин.
5.3 Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1. Методика ведения конспектов лекций.
2. Методика усвоения задач по специальным предметам.
3. Методика выполнения лабораторных работ.
4. Рациональный режим труда и отдыха при обучении в вузе.
5. Почему ритмичность учебной работы студента имеет принципиально важное
значение?
6. Назовите элементы единого учебного комплекса. В чем заключается их
взаимосвязь?
7. Укажите приемы рационального ведения конспектов лекций.
8. Каковы основные условия успешной работы коллектива студенческой группы?
9. Принципы взаимоотношений преподавателей и студентов.
10. Какие бывают типы транспортных судов?
11. Как классифицируют суда по району плавания?
11
12. Чем отличаются суда плавмеханизации и буровые установки шельфа от
транспортных судов морского и речного флота.
13. Назовите основные обязанности членов экипажа.
14. Перечислите должности на судне относящиеся к командному составу и судовой
команде.
15. По каким службам распределен экипаж судна.
16. Что написано в расписании по тревогам, как подаются сигналы тревог на судне.
17. Что понимается под борьбой за живучесть судна.
18. Какие бывают типы якорей?
19. Из чего состоит швартовое устройство судна?
20. Что входит в состав грузового устройства судна?
21. Что входит в состав рулевого устройства?
22. Что входит в состав шлюпочного и спасательного устройства?
23. Перечислите электронавигационные приборы и их назначение, установленные на
большинстве судов.
24. Какое значение имеет для судоходства океанография и метеорология?
25. Расскажите о составе морской воды и её свойствах.
26. Перечислите основные эксплуатационные режимы и судовые технологические
операции.
27. Какие требования предъявляются к судовому электрооборудованию.
28. Дайте характеристику основным энергетическим установкам на судне.
29. По каким признакам классифицируются судовые электростанции.
30. Что происходит в электрической системе при внезапном включении мощного
потребителя и при его выключении?
31. Характерные потребители электрической энергии на судах.
32.
Приведите классификация судовых потребителей по надежности
электроснабжения.
33. Классификация электрических машин.
34. Принцип работы трансформатора.
35. Принцип работы двигателя постоянного тока.
36. Принцип работы двигателя с короткозамкнутым ротором.
37. Принцип работы двигателя с фазным ротором.
38. Механические характеристики электродвигателей.
39. Перечислите основные направления совершенствования электрических
двигателей.
40. Расскажите основные этапы развития судового электрооборудования.
41. Классификация автоматических систем управления.
42. Какая существует классификация судов по степени автоматизации?
5.4 Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на лекционных и
практических занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного
изучения.
12
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является зачет, который
проводится в устной форме с использованием билетов, содержащих теоретическую и
практическую часть. Также допустимо проведение итогового контроля в письменной
форме. О форме проведения итогового контроля студенты должны быть оповещены
заблаговременно.
Во время подготовки к ответу на экзамене использование справочной литературы не
допускается.
6.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1 Основная учебная литература
1. Горелов В.П. Основы инженерного творчества: учебник
/ В.П. Горелов.
-
Новосибирск, Изд-во Новосиб. гос. академ. вод. трансп., 2011 - 466 с.
2. Густилин, В.Н. Практикум судового электрика. [Электронный ресурс] — Электрон.
дан. — Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2012. — 110 с.
3. Костылев И. И. Судовые системы: учебник/ И. И. Костылев, В. А. Петухов. - СПб.:
ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2010. - 417 с
4. Сюбаев М. А. Эксплуатация судового электрооборудования: учебное пособие/ М.
А. Сюбаев. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. - 48 с
6.2 Дополнительная учебная литература
1. Иванилов,
Ю. Л. Основы технической эксплуатации судового
электрооборудования и средств автоматизации : учебное пособие/ Ю. Л. Иванилов,
С. И. Петров, А. Е. Стукалов. - Омск : Иртышский филиал НГАВТ, 2007. - 208 с.
2. Российский Речной Регистр. Правила: в 4-х т. - М.: Российский Речной Регистр Т.
1 Положение о классификации судов внутреннего и смешанного
(река-море)
плавания. Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ). Правила
технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и
изделий (ПТНП) . - 2008. - 272 с.
3. Российский Речной Регистр. Правила. Т. 3: Правила классификации и постройки
судов внутреннего плавания (ПСВП). - М.: По Волге, 2002. - 419 с.
4. Усов, В.Д. Общие сведения о судах, их классификация. Организация службы / В. Д.
Усов, Ю. Е. Захаров. - Астрахань: ГП АО ИПК "Волга", 2008. - 68 с
1. Устав службы на судах Министерства речного флота РФ: Ведены в действие с 1
марта
1983 г. приказом Мин-ва речного флота СССР от
30 марта
1982 г.:
переизданы с изменениями и доп., внесенными приказом Мин-ва транспорта РФ №
64 от 03.06.1998 г. - М.: РКонсульт, 2004. - 100 с.
6.3 Периодические издания
2. Высшее образование в России [Текст]: научно-педагогический журнал/ Мин-во
образования и науки РФ. - М.: МГУП, 1992 - . - Выходит ежемесячно. - ISSN 0869-3617
13
3. Морской сборник [Текст] : журнал военно-морского флота/ Мин-во обороны РФ.
- М.: Редакция журнала "Морской сборник", 1848 - . - Выходит ежемесячно. - ISSN 0134-
9236
4. Морской флот
[Текст]: международный морской журнал/ ООО "Агентство
"Марин-Пресс", Союз российских судовладельцев. - М.: Редакция журнала "Морской
флот", 1886 - . - Выходит раз в два месяца. - ISSN 0369-1276
5. Речной транспорт (XXI век) [Текст]: международный журнал речников. - М. :
ООО "Журнал РТ", 1886 - . - Выходит раз в два месяца. - ISSN 1729-4258
7.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет"
(далее
- сеть "Интернет"), необходимых для освоения
дисциплины (модуля)
1. Электронная библиотечная система «Лань»: https://e.lanbook.com/
2. Электронная библиотечная система «Юрайт»: https://biblio-online.ru/
8.
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю),
включая перечень программного обеспечения и информационных
справочных систем (при необходимости)
1. MS Excel. Математические вычисления
9.
Описание материально-технической базы, необходимой для
осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Адрес
(местоположение
) учебных
кабинетов,
объектов для
Наименование вида
проведения
образования, уровня
практических
образования,
занятий,
профессии,
Наименование оборудованных учебных кабинетов,
объектов
специальности,
№ п/
объектов для проведения практических занятий,
физической
направления
п
объектов физической культуры и спорта с перечнем
культуры и
подготовки (для
основного оборудования
спорта (с
профессионального
указанием
образования), подвида
номера
дополнительного
помещения в
образования
соответствии с
документами
бюро
технической
инвентаризации)
14
Омская область,
Учебная аудитория для проведения занятий
г. Омск, ул.
лекционного типа: доска учебная не менее - 1 шт.,
Ивана
наборы демонстрационного оборудования, стенды,
Алексеева, дом
плакаты, учебно-наглядные пособия, репродукции,
2 (№№
экран для мультимедиа проектора, презентационные
49,50,51,52 на
материалы, стол не менее - 19шт., стул не менее - 35
поэтажном
шт.
плане (1П), 5
этаж)
Лаборатория введении в профессии для проведения
Омская область,
занятий семинарского типа:операционная система
г. Омск, ул.
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
Ивана
Visual Basic for Application, Mathcad, ,, КОМПАС-3D,
Алексеева, дом
CПС Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2
2 (№№
56,57,58,59 на
шт., экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт,
поэтажном
стенды -не менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул -
плане (1П), 3
не менее 48 шт..
этаж)
Аудитория для консультаций: операционная система
Омская область,
г. Омск, ул.
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
17.6
Введение в
Ивана
Visual Basic for Application, Mathcad, КОМПАС-3D,
3
профессию
Алексеева, дом
CПС Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2
2 (№№ 56, 57,
шт., экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт,
58, 59 на
стенды -не менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул -
поэтажном
не менее 48 шт..
плане (1П), 3
этаж)
Омская область,
Помещение для самостоятельной работы: доска
г. Омск, ул.
учебная не менее - 1 шт., наборы демонстрационного
Ивана
оборудования, стенды, плакаты, учебно-наглядные
Алексеева, дом
пособия, репродукции, экран для мультимедиа
2 (№№
49,50,51,52 на
проектора, презентационные материалы, стол не менее
поэтажном
- 19шт., стул не менее - 35 шт.
плане (1П), 5
этаж)
Учебная аудитория для проведения текущего контроля
Омская область,
и промежуточной аттестации: операционная система
г. Омск, ул.
Windows, пакет программ Microsoft Office, программы:
Ивана
Visual Basic for Application, Mathcad, ,, КОМПАС-3D,
Алексеева, дом
CПС Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2
2 (№№
56,57,58,59 на
шт., экран -не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт,
поэтажном
стенды -не менее 10 шт., стол - не менее 43 шт., стул -
плане (1П), 3
не менее 48 шт..
этаж)
15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УиНР ВО
ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
2019.23.03.01.01
Б1.Б.16
(шифр дисциплины из учебного плана)
(шифр ОПОП)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Введение в профессию
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год набора)
Составлена
доцентом
кафедры
ЭиУТ
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
к.э.н.
,
Ю.В. Шляпина
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
Ю.В. Шляпина
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ЭиУП
И.И. Яновский
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
В.А. Мельничук
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
1.1
Цели дисциплины
Целью данной дисциплины является формирование у обучающегося знаний о
самоорганизации и самообразовании в ходе учебного процесса, а также
знаний о разрешении конфликтных ситуаций при проектировании
межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
1.2
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающегося должны сформироваться следующие
компетенции, выраженные через результат обучения по дисциплине
(модуля), как часть
результата освоения образовательной программы (далее - ОП):
Компетенция
Индикаторы освоения компетенции
Шифр
Содержание
Знать:
сферу
профессиональной
деятельности
выпускников,
в
разделах
технологии,
организации, планирования и управления
способностью понимать научные
технической и коммерческой эксплуатацией
основы технологических процессов в
транспортных систем.
области технологии, организации,
Уметь:
ОПК-2
планирования и управления
в соответствии с видом профессиональной
технической и коммерческой
деятельности понимать основы организации и
эксплуатацией транспортных систем
управлению технологических процессов в
области
технологии,
организации,
планирования и управления технической и
коммерческой эксплуатацией транспортных
систем.
2
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
базовой
части
(базовой, вариативной или факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
3
3
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (ЗЕ) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Курс 1
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Сем. 1
Сем. 2
1
2
2
36
72
72
24
48
2
72
10
12
2
48
Для
заочной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Курс 1
Курс 2
1
2
2
36
72
72
10
62
2
72
4
4
2
62
4
4
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1
Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по
видам учебных занятий (в академических часах)
Виды учебных занятий, включая СРС
Разделы и темы
Лек
Лаб
Пр
СРС
дисциплины (модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
1 курс,1 семестр
Тема
1.1.
Основные
документы,
регламентирующие
1.1
работу ВУЗа и подготовку
4
2
4
1
16
20
бакалавров
высшего
профессионального
образования
Тема
1.2. Нормативно-
правовые документы по
1.2
направлению подготовки
4
1
4
2
16
22
23.03.01
«Технология
транспортных процессов»
Тема
1.3.
Трудоустройства
выпускников
по
1.3
2
1
4
1
16
20
направлению подготовки
23.03.01
«Технология
транспортных процессов»
ИТОГО
10
4
12
4
48
62
Примечания: О - очная форма обучения, ОЗ - очно-заочная форма обучения, З - заочная форма
обучения.
4.2
Содержание разделов и тем дисциплины
1 семестр (1 курс)
Тема 1.1. Основные документы, регламентирующие работу ВУЗа и
подготовку бакалавров высшего профессионального образования
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Структура системы образования РФ. Виды и уровни образования.
Формы обучения. Структура подготовки по программам высшего образования (ВО)
в Университете. Факультеты и кафедры.
Порядок организации учебного процесса в Университете. Приказ Минобрнауки
России от
05 апреля
2017 года
№ 301 «Об утверждении Порядка организации и
5
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего
образования
- программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры». Положение о порядке проведения учебного процесса по основным
профессиональным образовательным программам высшего образования - программам
бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры. Положение об
организации самостоятельной работы студентов, её контроле в Университете. Положение
об электронной информационно-образовательной среде в Университете. Порядок
отчисления и восстановления обучающихся. Организация учебного процесса, график,
расписание занятий. Контактная работа обучающихся с преподавателем. Формы
самостоятельной работы обучающихся. Текущая, промежуточная и итоговая
государственная аттестация. Документы об образовании и о квалификации.
Тема
1.2. Нормативно-правовые документы по направлению
подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов»
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
ФГОС ВО. История развития образовательных стандартов (ГОС ВПО, ФГОС ВПО).
ФГОС ВО по направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных
процессов». Содержание и взаимосвязь терминов, входящих в название стандарта. Виды и
объекты профессиональной деятельности выпускника. Перечень осваиваемых
общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Требования
к кадровому составу, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
учебного процесса. Общая информация о выпускающей кафедре Университета по
направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных процессов»
- кафедре
Управление работой портов.
Основная профессиональная образовательная программа по направлению
подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Учебный план Университета
по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Базовые и
вариативные дисциплины. Элективные и факультативные дисциплины. Порядок изучения
дисциплин в рамках направления подготовки
23.03.01
«Технология транспортных
процессов». Рабочие программы дисциплин. Структура и содержание. Основная и
дополнительная литература по дисциплине, перечень рекомендуемых ресурсов сети
«Интернет».
Тема 1.3. Трудоустройства выпускников по направлению подготовки
23.03.01 «Технология транспортных процессов»
Взаимодействие видов транспорта, составляющих единую транспортную систему.
Области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу
бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов»: технология, организация,
планирование и управление технической эксплуатацией транспортных систем,
организация на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов
транспорта, составляющих единую транспортную систему, а также организация системы
взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.
6
Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу
бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:
- организации и предприятия транспорта общего и необщего пользования,
занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением
в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ,
независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм;
- службы безопасности движения государственных и частных предприятий
транспорта;
- службы логистики производственных и торговых организаций;
- транспортно-экспедиционные предприятия и организации;
- службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и
подразделения п изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг;
- производственные и сбытовые системы, организации и предприятия
информационного обеспечения производственно-технологических систем и др.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие
программу бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:
-
производственно-технологическая:
 участие в разработке мер по совершенствованию систем управления на
транспорте;
участие в реализации стратегии предприятия по достижению наибольшей
эффективности производства и качества работ при организации
перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;
 анализ состояния действующих систем управления
 разработка и внедрение рациональных транспортно-технологических
схем доставки грузов на основе принципов логистики;
 эффективное использование материальных, финансовых и людских
ресурсов при производстве конкретных работ;
 обеспечение безопасности перевозочного процесса в различных
условиях;
 обеспечение реализации действующих технических регламентов и
стандартов в области перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа и
багажа и др.
-
расчетно-проектная:
 реализация поставленных целей проекта решения транспортных задач,
критериев и показателей достижения целей, построении структуры их
взаимосвязей, выявлении приоритетов решения задач с учетом
показателей экономической и экологической безопасности;
 участие: в разработке обобщенных вариантов решения производственной
проблемы, анализе этих вариантов, прогнозировании последствий,
нахождении компромиссных решений в условиях многокритериальности,
неопределенности планирования реализации проекта;
 участие в составе коллектива исполнителей в разработке планов
развития транспортных предприятий, систем организации движения;
 использование современных информационных технологий при
разработке новых и совершенствовании сложившихся транспортно-
технологических схем;
-
экспериментально-исследовательская;
 участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области
профессиональной деятельности;
7
 анализ состояния и динамики изменения показателей качества систем
организации перевозок пассажиров и грузов с использованием
необходимых методов и средств исследований;
 поиск и анализ информации по объектам исследований и др.
- организационно-управленческая:
 участие в оценке производственных и непроизводственных затрат на
обеспечение безопасности транспортных процессов;
 участие в оценке производственных и непроизводственных затрат на
разработку транспортно-технологических схем доставки грузов и
пассажиров;
 участие в осуществлении контроля за работой транспортно-
технологических систем;
 участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и
управления системами организации движения и др.
4.3
Содержание лабораторных работ
4.4
Содержание практических занятий
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
1 семестр (1 курс)
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»
Приказ Минобрнауки России
«Об утверждении
Тема
1.1.
Основные документы,
Порядка
организации
и
осуществления
регламентирующие работу ВУЗа и
образовательной деятельности по образовательным
подготовку
бакалавров
высшего
профессионального образования
программам высшего образования
- программам
бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры»
ФГОС ВО по направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных процессов»
Тема
1.2.
Нормативно-правовые
документы по направлению подготовки
Основная
профессиональная
образовательная
23.03.01
«Технология транспортных
процессов»
программа по направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных процессов»
Области
профессиональной
деятельности
выпускников, освоивших программу бакалавриата
23.03.01 «Технология транспортных процессов»
Тема 1.3. Трудоустройства выпускников
по направлению подготовки
23.03.01
Виды профессиональной деятельности, к которым
«Технология транспортных процессов»
готовятся выпускники, освоившие программу
бакалавриата
23.03.01
«Технология транспортных
процессов»
4.5
Курсовая работа
Дисциплина не предусматривает курсовую работу.
8
4.6
Курсовой проект
Дисциплина не предусматривает курсовой проект.
4.7
Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
В самостоятельную работу студента входит подготовка к занятиям по дисциплине путём изучения
теоретического материала по источникам, указанным в перечне основной и дополнительной
литературы, выполнение практических работ, оформление практических заданий и подготовка к
их защите.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе практических занятий.
4.8
Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Тема 1.1. Основные документы, регламентирующие работу ВУЗа и подготовку бакалавров
4
1
высшего профессионального образования
Тема 1.2. Нормативно-правовые документы по направлению подготовки 23.03.01 «Технология
4
2
транспортных процессов»
Тема 1.3. Трудоустройства выпускников по направлению подготовки 23.03.01 «Технология
4
1
транспортных процессов»
ИТОГО
12
4
5
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1
Описание показателей и критериев оценивания компетенций,
описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
Оценка «зачтено»
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком
уровне означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и
высокой адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
Оценка «не зачтено»
Обучаемый не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
использованию методов проведения пред- дипломной практики и
неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения
9
Показатели
Описание показателя
оценивания
поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об
отсутствии сформированной компетенции.
5.2
Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки знаний, умений и
(или) навыков,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе
освоения образовательной программы
Качественный вопрос: Сколько форм обучения в системе высшего
образования РФ?
Тесты:
1. Единый целенаправленный процесс интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и
(или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов…
1. образование
2. воспитание
3. обучение
4. социализация
2. Закон
«Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего
образования:
1. дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее
образование;
2. дошкольное и начальное общее образование;
3. основное общее и среднее общее образование;
4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование.
3. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования
1.
федеральный государственный образовательный стандарт
2.
образовательная программа
3.
учебный план
4.
все ответы верны
5.3
Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1.
Структура системы образования РФ.
2.
Виды и уровни образования.
3.
Формы обучения.
4.
Организация учебного процесса, график, расписание занятий.
5.
Контактная работа обучающихся с преподавателем.
6.
Формы самостоятельной работы обучающихся.
7.
Текущая, промежуточная и итоговая государственная аттестация.
8.
Документы об образовании и о квалификации
9.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
10
ФГОС ВО.
10. История развития образовательных стандартов (ГОС ВПО, ФГОС ВПО).
11. ФГОС ВО по направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных
процессов».
12. Виды и объекты профессиональной деятельности выпускника.
13. Перечень
осваиваемых
общекультурных,
общепрофессиональных
и
профессиональных компетенций.
14. Требования к кадровому составу, материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению учебного процесса.
15. Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки
23.03.01 «Технология транспортных процессов».
16. Учебный план по направлению подготовки
23.03.01
«Технология транспортных
процессов».
17. Взаимодействие видов транспорта, составляющих единую транспортную систему.
18. Области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу
бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов».
19. Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу
бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:
20. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие
программу бакалавриата 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:
5.4
Методические рекомендации к проведению итогового
контроля по дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на лекционных и
практических занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является зачет, которые
проводятся в устной форме с использованием билетов, содержащих теоретическую и
практическую часть. Также допустимо проведение итогового контроля в письменной форме. О
форме проведения итогового контроля студенты должны быть оповещены заблаговременно.
Во время подготовки к ответу на зачете использование справочной литературы не допускается.
6
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1
Основная учебная литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
[Электронный
ресурс] : от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) . - Электрон. текстовые дан. -
Доступ из СПС Консультант Плюс.
2. Приказ Минобрнауки России N
165
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 23.03.01 ТЕХНОЛОГИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА»
11
3. Приказ Минобрнауки России от
05.04.2017 N
301 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам высшего образования
- программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры"
4. Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383 «Об утверждении Положения о
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные
программы высшего образования»
6.2
Дополнительная учебная литература
1. Степанец, А.В. Управление работой порта: общие сведения и
управление работой порта в текущем периоде
[Электронный ресурс]
:
учебное пособие
/ А.В. Степанец, В.Е. Верютина, И.А. Степанец.
Электрон. дан. — Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2011. —
160 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/20162.
7
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
1. Электронная библиотечная система «Лань»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
2. Научная электронная библиотека
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
3. Электронный каталог НГАВТ
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
8
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
1. Пакет программного обеспечения «MS Excel».
2. Пакет программного обеспечения «MS Word».
12
9
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)
Адрес
Наименование вида
(местоположение)
образования, уровня
учебных кабинетов,
образования,
объектов для
профессии,
проведения
специальности,
практических
направления
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов
занятий, объектов
№ п/п
подготовки (для
физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования
физической культуры
профессионального
и спорта (с указанием
образования),
номера помещения в
подвида
соответствии с
дополнительного
документами бюро
образования
технической
инвентаризаци)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы демонстрационного
оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора, презентационные материалы, стол не менее - 12
шт., стул не менее - 26 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы демонстрационного
оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора, презентационные материалы, стол не менее - 12
шт., стул не менее - 26 шт.
Помещение для самостоятельной работы: операционная система Windows, сеть "Интернет", пакет программ Microsoft
Office, CПС Консультант ПЛЮС, , стенды, плакаты, учебно-наглядные пособия, репродукции, экран для мультимедиа
644099, г.Омск, ул.
проектора, презентационные материалы, стол не менее - 43 шт., стул не менее - 48 шт.
Ивана Алексеева, д. 2
Введение в
(№№ 52, 53,54,55,56 на
Учебная адитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
профессию
поэтажном плане (1П),
демонстрационного оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора, презентационные
4 этаж)
материалы, стол не менее - 12 шт., стул не менее - 26 шт.
Помещение для проведения групповых и индивидуальных консультаций: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
демонстрационного оборудования, стенды, плакаты, учебно-наглядные пособия, репродукции, экран для мультимедиа
проектора, презентационные материалы, стол не менее - 12 шт., стул не менее - 26 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы демонстрационного
оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора, презентационные материалы, стол не менее - 12
шт., стул не менее - 26 шт.
13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////