ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Организация и управление путевым хозяйством (рабочие программы, 2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Организация и управление путевым хозяйством (рабочие программы, 2019 год)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ОИВТ (филиал)
ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
2019.26.03.01.02
Б1.В.17
(шифр дисциплины из учебного плана)
(шифр ОПОП)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Организация и управление путевым хозяйством
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год утверждения)
Составлена
доцентом
кафедры
ЭиУТ
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
к.э.н
,
доцентом
С.П.Тестов
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
С.П.Тестов
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Экономики и управления на транспорте
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ЭиУТ
И.И.Яновскй
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Декан
Д.А. Токарев
(наименование факультета)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Разработчик ОПОП
С.П.Тестов
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О.Фамилия)
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
1.1. Цели дисциплины
2
Курс
«Организация и управление путевым хозяйством» является
специальной дисциплиной при подготовке бакалавров в вопросах устройства
порта как транспортного узла и расчетов элементов речного порта.
1.2. Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины
(модуля) у обучающегося должны
сформироваться следующие компетенции, выраженные через результат
обучения по дисциплине
(модуля), как часть результата освоения
образовательной программы (далее - ОП):
1.2.1. Общекультурные компетенции (ОК):
Дисциплина не формирует ОК
1.2.2. Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
Дисциплина не формирует ОПК
1.2.3. Профессиональные компетенции (ПК):
Перечень планируемых результатов
Компетенция
обучения по дисциплине
Шифр
Содержание
Знать:
умением
З.ПК-9.1.9.назначение, устройство и технико-
анализировать
эксплуатационные характеристики объектов
технологические
портовой инфраструктуры и водных путей;
процессы,
Уметь:
возникающие при
У.ПК-9.1.9.осуществлять инженерные и
управлении
проектные расчеты технико-
ПК-9
водным
эксплуатационных характеристик объектов
транспортом и
портовой инфраструктуры и ВВП;
гидрографическом
Владеть:
обеспечении
Н.ПК-9.1.9 вопросами технико-
судоходства, как
эксплуатационного, экономического и
объектов
экологического обоснования строительства,
управления
эксплуатации и реконструкции портов и ВВП.
готовность
Знать:
изучать
З.ПК-37.1.4. Назначение, устройство и
технические
технико-эксплуатационные характеристики
данные
объектов портовой инфраструктуры и водных
транспортного
путей;
процесса,
Уметь:
обобщать их и
У.ПК-37.1.4. осуществлять инженерные и
систематизировать
ПК-37
проектные расчеты технико-
, проводить
эксплуатационных характеристик объектов
необходимые
портовой инфраструктуры и ВВП;
расчеты с
Владеть:
использованием
Н.ПК-37.1.4. вопросами технико-
современных
эксплуатационного, экономического и
средств
экологического обоснования строительства,
вычислительной
эксплуатации и реконструкции портов и ВВП.
техники
3
1.2.4. Профессиональные компетенции профиля или специализации (ПКС):
Дисциплина не формирует ПКС
1.2.5. Компетентности МК ПДНВ (КМК)
2.
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
вариативной
части
(базовой, вариативной или
факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (ЗЕТ) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения*:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов (в ячейках ниже
Всего ЗЕТ (в
Курс 3__ (указывается номер курса)
указывается объем в часах)
ячейках
Формы контроля (в ячейках ниже
ниже
Семестр _5_ (указывается порядковый
Семестр _6_ (указывается порядковый
указываются номера семестров)
в том числе
указывается
номер семестра) [21 нед] (указывается
номер семестра) [23 нед] (указывается
объем в ЗЕТ)
длительность семестра в неделях)
длительность семестра в неделях)
Лек
Лаб
Пр
КСР
СРС
ЗЕТ
Лек
Лаб
Пр
КСР
СРС
ЗЕТ
6
108
108
50
58
3
3
24
24
2
58
3
5
Для
заочной
формы обучения*:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов (в ячейках ниже
Всего ЗЕТ (в
Курс 3__ (указывается номер курса)
указывается объем в часах)
ячейках
Формы контроля (в ячейках ниже
ниже
Семестр __ (указывается порядковый
Семестр __ (указывается порядковый
указываются номера семестров)
в том числе
указывается
номер семестра) [42 нед] (указывается
номер семестра) [ нед] (указывается
объем в ЗЕТ)
длительность семестра в неделях)
длительность семестра в неделях)
Лек
Лаб
Пр
КСР
СРС
ЗЕТ
Лек
Лаб
Пр
КСР
СРС
ЗЕТ
3
108
108
16
92
3
3
6
6
4
92
3
6
4.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества академических
часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах):
Разделы и темы
Виды учебных занятий, включая СРС
дисциплины
Лек
Лаб
Пр
СРС
(модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
__6 семестр - очное отделение, 3 курс - заочное отделение
1
Раздел 1 Общие сведения о портах
Тема 1.1 Порт -
транспортный
1.1
узел.
3
1
3
7
10
Классификация
портов.
Тема 1.2
Грузовые
операции,
выполняемые в
1.2
3
3
1
7
11
портах. Выбор
места
расположения
порта.
2
Раздел 2 План порта
Тема2.1.
Плановое
расположение
порта.
2.1
Районирование
2
1
2
1
6
10
порта.
Компоновка
причального
фронта.
3
Раздел 3 Территория порта
Тема 3.1
3.1
Складское
3
1
3
7
11
хозяйство порта
Тема 3.2
Железнодорожно
3.2
3
3
1
7
10
е обустройство
порта
Тема 3.3
3.3
Автомобильный
2
1
2
7
10
транспорт в порту
3.4
Тема 3.4
3
3
1
6
10
Определение
7
характерных
отметок
расчетных
уровней и
характерных
отметок
причалов.
Свободная высота
причальной
стенки.
4
Раздел 4 Акватория порта
Тема 4.1.
Основные
элементы
акватории порта и
их компоновка.
4.1
3
1
2
1
7
10
Определение
основных
размеров
элементов
акватории порта.
Тема 4.2.
4.2
Классификация
2
1
3
1
4
10
водных путей
ИТОГО
24
6
24
6
58
92
4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
_6_ семестр (_3_ курс)
Тема 1.1 Порт - транспортный узел. Классификация портов. Основные функции порта. Элементы
порта и их назначение. Основные показатели работы порта (грузооборот, пропускная способность,
судооборот, судоемкость, грузопереработка). Классификация портов.
Тема 1.2 Грузовые операции, выполняемые в портах. Выбор места расположения порта
Оборудование порта. Механизация и автоматизация перегрузочных работ, типы перегрузочных
машин. Технологические схемы механизации перегрузочных работ.
Природные условия, влияющие на выбор места расположения портов (гидрологические
климатические, геологические факторы)
Тема 2.1 Плановое расположение порта. Районирование порта. Компоновка причального фронта
Плановое расположение портов русловых, внерусловых, водохранилищных, морских и устьевых.
Начертание внешних оградительных сооружений порта
Районирование порта. Требования к расположению районов порта относительно друг друга и
городской территории
Принципы расположения причалов в районе. Определение количества причалов. Плановое
расположение причальных линий порта. Определение длины причального фронта в зависимости
от планового начертания
Тема 3.1 Складское хозяйство порта
Классификация складов. Основные требования к складам. Определение емкости и основных
размеров складов (тарно-штучных грузов открытого и закрытого хранения, навалочных грузов,
лесных грузов, наливных грузов). Привязка складов на плане порта
8
Тема 3.2 Железнодорожное обустройство порта
Предпортовая сортировочная станция - назначение и устройство. Районные железнодорожные
парки - назначение и расчет. Перегрузочный железнодорожный фронт на причалах. Расчет
количества оперативных (прикордонных и тыловых) железнодорожных путей. Основные
элементы и характеристики железнодорожных путей. Типы железнодорожных вагонов.
Начертание железнодорожных путей на плане порта
Тема 3.3 Автомобильный транспорт в порту
Классификация автомобильных дорог автотранспорта. Характеристика внутрипортовых дорог.
Автомобильный перегрузочный фронт (определение его размеров). Начертание автомобильных
дорог, места стоянок автотранспорта на плане порта
Тема 3.4 Определение характерных отметок расчетных уровней и характерных отметок причалов
Назначение отметок территории порта и отметки низкого судоходного уровня (речных и
водохранилищных портов). Определение отметки дна акватории причалов. Определение
свободной высоты причальной стенки (речной порт и водохранилищный). Зонирование
территории порта. Служебно-вспомогательные здания порта
Раздел 4 Акватория порта
Тема 4.1 Основные элементы акватории и их компоновки
Определение основных размеров элементов акватории порта
Акватории причалов (размеры, глубина), сортировочного рейда (площадь, размеры),
перегрузочного рейда (размеры), ковшей, бассейнов (размеры)
Определение габаритов водных подходов к акватории причалов. Плановое начертание водных
подходов
Тема 4.2 Классификация водных путей
Габариты водных путей. Пропускная способность водных путей. Улучшение судоходных условий
(дноуглубление, выправление русел рек, дноочистительные работы). Назначение судоходной
обстановки и ее классификация. Подходные каналы к портам. Основные характеристики (трасса,
поперечный профиль, продольный профиль, заносимость).
4.3. Содержание лабораторных работ
Дисциплина не предусматривает лабораторных работ.
Раздел
Тема лабораторной работы
(тема) дисциплины
4.4. Содержание практических занятий
№ раздела
Наименование практических занятий
(темы) дисциплины
Тема 1.1 Порт - транспортный узел. Классификация
Определение категории порта.
портов
Тема 1.2 Грузовые операции, выполняемые в портах.
Расчет суточного грузооборота по вариантам
Выбор места расположения порта
перегрузки.
Тема
2.1
Плановое расположение порта.
Определение количества причалов по
Районирование порта. Компоновка причального
каждому виду груза. Общая длина
фронта
причального фронта.
Тема 3.1 Складское хозяйство порта.
Расчет складов
Расчет оперативных железнодорожных
Тема 3.2 Железнодорожное обустройство порта
путей (прикордонных и тыловых)
Тема 3.3 Автомобильный транспорт в порту
Расчет количества пунктов погрузки
автотранспорта
9
№ раздела
Наименование практических занятий
(темы) дисциплины
Тема 3.4 Определение характерных отметок
Определение отметки территории порта,
расчетных уровней и характерных отметок
отметки дна акватории, глубины у причала,
причалов. Свободная высота причальной стенки.
свободной высоты причальной стенки
Тема 4.1 Основные элементы акватории порта и их
компоновка
Определение размеров акватории причалов.
Определение основных размеров элементов
Расчет сортировочного оейда
акватории порта
Расчет местных водных путей
- водных
Тема4.2 Классификация водных путей
подходов на акватории порта
4.5. Курсовой проект или курсовая работа (указать нужное)
Курсовой проект и курсовая работа не предусмотрены
4.6. Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
Время, предусмотренное учебным планом на самостоятельную работу,
предназначено для освоения теоретического материала, выполнения
лабораторных работ. Используется учебно-методическое обеспечение,
указанное в разделе 8.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе
индивидуальных и групповых консультаций.
4.7 Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются
при изучении следующих тем:
Количество часов
Раздел (тема) дисциплины
О
ОЗ
З
Тема 1.1 Порт - транспортный узел. Классификация портов
2
1
Тема 1.2 Грузовые операции, выполняемые в портах. Выбор
2
места расположения порта
Тема 2.1 Плановое расположение порта. Районирование
4
1
порта. Компоновка причального фронта
Тема 3.1 Складское хозяйство порта.
2
1
Тема
3.4 Определение характерных отметок расчетных
2
уровней и характерных отметок причалов. Свободная
высота причальной стенки.
Тема 4.1 Основные элементы акватории порта и их
2
компоновка
Определение основных размеров элементов акватории
порта
Тема 4.2 Классификация водных путей
2
1
Итого
16
4
10
5.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые
практические компетенции в основном сформированы, все
предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены,
качество их выполнения достаточно высокое. Обучающийся твердо
Зачет
знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская
существенных неточностей в ответе на вопрос.
не знает значительной части программного материала, допускает
существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями
выполняет практические работы, необходимые практические
компетенции не сформированы, большинство предусмотренных
Незачет
программой обучения учебных заданий не выполнено, качество их
выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному.
5.2. Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки знаний, умений и
(или) навыков,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе
освоения образовательной программы
Качественный вопрос: Перечислите основные источники, регулирующие деятельность
агента;
Задача: Определение загрузки судна.
5.3. Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1. Классификация и основные характеристики водных путей.
2. Основные пути, порты и грузопотоки морских бассейнов России.
3. Океанские пути. Региональные пути морских бассейнов мира. Мировые порты.
4. Гидрометеорологические и гидрологические условия судоходства.
5. Навигационные опасности. Условия плавания вблизи берегов, в узкостях, во льдах, при
плохой видимости.
6. Акватория порта. Подходные каналы. Внешний рейд, входные ворота. Операционная
акватория, внутренние рейды и судовые ходы.
7. Маневрирование на операционной акватории.
8. Параметры акватории.
9. Варианты постановки судна на рейде.
10. Районирование портов. Структура порта: районы, пристани, причалы. Взаимное
расположение районов.
11. Причальный фронт. Классификация и параметры причалов.
11
12. Территория порта.
13. Внешние оградительные сооружения вертикального типа.
14. Внешние оградительные сооружения откосного типа.
15. Внешние оградительные сооружения сквозного типа. Плавучие, гидравлические и
пневматические волноломы.
16. Причальные сооружения и набережные. Их классификация. Набережные стенки и
эстакады, оторочки, пирсы, плавучие и рейдовые причалы.
17. Причальные сооружения гравитационного типа.
18. Конструкция причалов.
19. Причальные сооружения тонкостенного типа (уголковые, больверки и др.) типа.
20. Конструкция причалов.
21. Портовые склады.
6.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная литература
1. Винников В. В. Системы технологий на морском транспорте
(перевозка и перегрузка) [Текст]: учеб. пособие / В. В. Винников, Е. Д.
Крушкин, Е. Д. Быкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса : Фенiкс; М.:
ТрансЛит, 2010. - 576 с.
2. Управление морским портом [Текст] / Г. Б. Вильский [и др.]. -
Одесса: Фенiкс, 2010. - 426 с.
б)Дополнительная литература
3. Ворошилова М.И. Проектирование речного порта: Методические
указания по выполнению курсового проекта / Ворошилова М.И., Сорокин
Е.М. - Новосибирск: Изд - во НГАВТ, 2010. - 86 с.
4. Единые комплексные нормы выработки и времени на перегрузочные
работы, выполняемые в речных портах и на пристанях [Текст]. Ч. I. - М.: [б.
и.], 1988. - 208 с.
5. Единые комплексные нормы выработки и времени на перегрузочные
работы, выполняемые в речных портах и на пристанях [Текст]. Ч. II. - М.: [б.
и.], 1988. - 318 с.
6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2005 г.
[Текст]. - М.: Эксмо, 2005. - 94 с.
7. Общие правила плавания и стоянки судов в речных портах
Российской Федерации
[Текст]: утв. приказом Директора Департамента
речного Транспорта №33 от 31 мая 2005 г. - М.: МОРКНИГА, 2007. - 20 с.
8. Сафонов В. Г. Методические указания по выполнению курсовой
работы "Устройство и оборудование транспортных узлов" для студентов
заочного факультета по специальности "организация перевозок и управление
на водном транспорте" [Текст] / В. Г. Сафонов. - Новосибирск: НГАВТ, 2001.
- 62 с.
Периодические издания
12
9. Морские порты [Текст] : информ.-аналит. журнал. - М.: Ассоциация
морских торговых портов. - [Б. м.]: ФГУП "Росморпорт", 1997 - . - Выходит
раз в два месяца
10. Речной транспорт
(XXI век)
[Текст]: международный журнал
речников. - М.: ООО "Журнал РТ", 1886 - . - Выходит раз в два месяца. -
ISSN 1729-4258
11. Транспорт [Текст]: аналитический журнал. - М.: ООО "Индустрия
Паблишинг". - Выходит ежемесячно
7.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет"
(далее
- сеть "Интернет"), необходимых для освоения
дисциплины (модуля)
8.
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю),
включая перечень программного обеспечения и информационных
справочных систем (при необходимости)
Чтение лекций с использованием слайд-презентаций, электронного курса лекций,
графических объектов, видеоматериалов. Подготовка на практических занятий докладов,
сообщений с использованием электронного офиса (презентации).
Полный комплект лицензионного программного обеспечения, в том числе:
- операционная система Microsoft Windows;
- пакет Microsoft Office (Word, Excel, Power Point).
13
9.
Описание материально-технической базы, необходимой для
осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Наименование
Адрес (местоположение)
вида образования,
учебных кабинетов,
уровня
объектов для проведения
образования,
практических занятий,
профессии,
Наименование оборудованных учебных кабинетов,
объектов физической
специальности,
№ п/
объектов для проведения практических занятий,
культуры и спорта (с
направления
п
объектов физической культуры и спорта с перечнем
указанием номера
подготовки (для
основного оборудования
помещения в
профессиональног
соответствии с
о образования),
документами бюро
подвида
технической
дополнительного
инвентаризации)
образования
Учебная адитория для проведения текущего
контроля и промежуточной аттестации: доска
Устройство и
644099, г. Омск, ул.
учебная не менее - 1 шт., наборы
оборудование
Ивана Алексеева, д. 2
7.68
демонстрационного оборудования, плакаты,
транспортных
(№ 42 на поэтажном
репродукции, экран для мультимедиа проектора,
узлов и путей
плане (1П), 5 этаж)
презентационные материалы, стол не менее - 16
шт., стул не менее - 31 шт.
14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УиНР ВО
ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
26.03.01.02
Б1.В.17
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Организация и управление путевым хозяйством
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год набора)
Составлена
ассистентом
кафедры
Э и УТ
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
,
Е.Ю. Зозуля
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
Е.Ю. Зозуля
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики и управления на
транспорте
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
Э и УТ
И.И. Яновский
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
к.э.н., доцент
С.П. Тестов
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
1.1
Цели дисциплины
Целью данной дисциплины является формирование у будущих специалистов знаний по
организации технического обслуживания пути и выполнению ремонтных работ в рамках общего
управления путевым хозяйством..
1.2
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающегося должны сформироваться следующие
компетенции, выраженные через результат обучения по дисциплине
(модуля), как часть
результата освоения образовательной программы (далее - ОП):
Компетенция
Индикаторы освоения компетенции
Шифр
Содержание
ПК-31.1 Знать: типы руслового процесса в реках;
виды и состав путевых работ, выполняемых на
Способность определять
судоходных реках; приближенные расчеты для
производственную программу по
технико- экономического обоснования путевых
техническому обслуживанию,
мероприятий.
сервису, ремонту и другим
ПК-31.2 Уметь: выполнять приближенные расчеты
услугам при эксплуатации или
для технико-экономического обоснования путевых
ПК-31
изготовлении навигационного,
мероприятий и мероприятий по поддержанию
гидрографического и
исправного
технического
состояния
транспортного оборудования для
судопропускных гидротехнических сооружений.
управления водным транспортом и
ПК-31.3 Владеть: основами знаний об устройстве
гидрографическим обеспечением
различных типов дноуглубительных снарядов,
судоходства
расстановке
и
способах
обслуживания
навигационных знаков, конструкции и принципах
действия выправительных сооружений.
ПК-32.1. Знать: организационную структуру
управления ВВП на федеральном, региональном и
Способность и
зональном уровнях; основы правил содержания ВВП
готовность осуществлять
и судоходных ГТС.
организацию и
ПК-32.1. Уметь: выполнять оценку эффективности
технический контроль
производства путевых работ, проводить расчеты
при управлении водным
стоимости содержания водных путей, земснарядов и
ПК-32
транспортом и
судоходных ГТС.
гидрографическом
ПК-32.1. Владеть: принципами и навыками по
обеспечении судоходства
организации и проведению дноуглубительных,
в соответствии с
выправительных,
обстановочных,
установленными
дноочистительных, тральных и
изыскательских
процедурами
работ на судоходных участках водного пути, а также
работ по обеспечению надёжной и безопасной
работы судоходных ГТС .
1.3
Индикаторы освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести совокупность знаний, умений и
навыков, перечисленные ниже.
3
Знать:
роль путевого хозяйства в обеспечении перевозочного процесса, с учетом различных
эксплуатационных условий и параметров железных дорог, организационную структуру его
управления;
нормативно-инструктивную документацию по системе ведения путевого хозяйства, в том
числе по организации, планированию и управлению в путевом хозяйстве, по
эффективному использованию путевых машин;
средства и систему диагностики пути, с учетом современных критериев оценки качества
производства путевых работ и фактического состояния его элементов;
принципиальное устройство путевых машин нового поколения их назначение, технические
характеристики и рациональные сферы применения;
Уметь:
разрабатывать проекты по организации ремонтно-путевых работ;
формировать сметно-финансовой документации на реализацию проектов;
Владеть:
методами проведения комплексного обследования технического состояния пути, его
сооружений и устройств;
методами планирования и организации путевых работ;
методами организации технического обслуживания пути;
современными методами управления в путевом хозяйстве.
2
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
вариативной
части
(базовой, вариативной или факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (ЗЕ) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Курс 1
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Сем.2
10
10
10
7
3
3
36
34
74
3
16
16
2
74
8
8
8
Для
заочной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Курс 1
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Сем.2
10
10
10
4
3
3
36
12
96
3
6
4
2
96
8
8
8
5
4
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1
Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах)
Виды учебных занятий, включая СРС
Разделы и темы
Лек
Лаб
Пр
СРС
дисциплины (модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
1
Введение в дисциплину
2
1
9
16
Основы
Правил
2
2
1
13
16
содержания ВВП и СГТС
Управление
3
внутренними водными
3
1
4
1
13
16
путями
Регулирование
4
судоходством
на
3
1
4
1
13
16
внутренних водных путях
Поддержание ВВП в
5
эксплуатационном
3
1
8
2
13
16
состоянии
Государственный надзор
6
3
1
13
16
на ВВП
ИТОГО
16
6
16
4
74
96
Примечания: О - очная форма обучения, ОЗ - очно-заочная форма обучения, З - заочная форма
обучения.
4.2
Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1 Введение в дисциплину
Внутренние водные пути и условия их использования. Современное состояние и проблемы
развития ВВП. Система государственного управления на водном транспорте. Основные
положения Федеральной целевой программы «Внутренние водные пути России».
Тема 2 Основы Правил содержания ВВП и СГТС
Классификация ВВП и категорий средств навигационного оборудования (классы, разряды,
группы водных путей). Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов на
ВВП. Комплекс путевых работ на ВВП. Техническая эксплуатация СГТС; планово-
предупредительный ремонт, наблюдения и исследования на СГТС.
6
Тема 3 Управление внутренними водными путями
Организационная структура управления ВВП на федеральном, региональном (бассейновым) и
зональном уровне. Функции Администраций бассейнов ВВП и их структурных подразделений:
районов водных путей и судоходства (РВП и С) и районов гидротехнических сооружений и
судоходства (РГС и С). Источники финансирования, содержания и развития ВВП. Зарубежный
опыт финансирования, содержании и развития ВВП.
Тема 4 Регулирование судоходством на внутренних водных путях
Правила дипломирования (сертификации) плавсостава судов речного транспорта; аттестация
Право плавания, прохождение судоходных ГТС, условия безопасности судоходства, обеспечение
судоводителей и судовладельцев информацией о путевых и погодных условиях плавания, платежи
и сборы за услуги, оказываемые судовладельцам. Организация диспетчерского регулирования
(управления) движением судов и технологи-ческой связи на ВВП. Организация исполнительных
руководителей по безопасности
Тема 5 Поддержание ВВП в эксплуатационном состоянии
Планирование основной деятельности АБ ВВП и их структурных подразделений. Программа
обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов на навигацию. Показатели и измерители
объемов путевых работ и работы СГТС. Структура сметы эксплуатационных затрат на содержание
водных путей. Доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности АБ ВВП. Исходные
положения и материалы для проектирования путевых работ. Состав производственно-
оперативного плана на навигацию. Обоснование и выбор вариантов коренного улучшения
судоходных условий с учетом экономичности, перспективности и экологической
целесообразности. Способы пересчета объемов путевых работ при изменении габаритов
судоходного хода. Оперативная и статистическая отчетности о выполнении всех видов путевых
работ. Организация работы на судоходном плесе. Организация работ по обслуживанию
навигационного оборудования Организация русловых изысканий Состав наряд-задание на работу
дноуглубительного снаряда. Особенности организации путевых работ на искусственных водных
путях. Организация судопропуска на шлюзах и судоходных каналах.
Тема 6 Государственный надзор на ВВП
Взаимодействие органов технического и судоходного надзора по вопросам безопасности
судоходства на ВВП. Организация надзора за соблюдением законов, правил и международных
договоров РФ по торговому судоходству
(мореплаванию). Согласование производства
дноуглубительных работ с государственными инспекциями по охране и воспроизводству рыбных
запасов и с другими водопользователями в соответствии с положением «об оценке воздействия на
окружающую среду» (ОВОС). Согласования проведения работ при разработке обводненных
карьеров нерудных строительных материалов с АБ ВВП.
4.3
Содержание лабораторных работ
Дисциплина не предусматривает лабораторные работы
4.4
Содержание практических занятий
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
Тема 3 Управление внутренними водными
Расчет потребной суммарной
путями
производительности земснарядов для
района водных путей
Тема
4 Регулирование судоходством на
Расчет затрат на оплату труда земснаряда
7
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
внутренних водных путях
в навигационный период
Тема
5
Поддержание
ВВП в
Расчет стоимости излечения 1м3 грунта
эксплуатационном состоянии
земснарядом
Тема
5
Поддержание
ВВП в
Расчет навигационной потребности в
эксплуатационном состоянии
воде для судоходного канала с
механическим питанием
4.5
Курсовая работа
Дисциплина не предусматривает курсовую работу.
4.6
Курсовой проект
Дисциплина не предусматривает курсовой проект.
4.7
Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
В самостоятельную работу студента входит подготовка к занятиям по дисциплине путём изучения
теоретического материала по источникам, указанным в перечне основной и дополнительной
литературы, выполнение практических работ, оформление практических заданий и подготовка к
их защите.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе практических и лабораторных занятий.
4.8
Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Введение в дисциплину
1
Основы Правил содержания ВВП и СГТС
1
Управление внутренними водными путями
1
1
Регулирование судоходством на внутренних водных путях
1
1
Поддержание ВВП в эксплуатационном состоянии
1
Государственный надзор на ВВП
1
Итого
6
2
8
5
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1
Описание показателей и критериев оценивания компетенций,
описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
Оценка
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Обучаемый не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
Оценка
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
«неудовлетворительно»
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
(не зачтено)
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые
для оценки знаний, умений и (или) навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций в процессе освоения
образовательной программы
Качественный вопрос: Что понимают под судоходными каналами?
5.3
Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1. Структура государственного управления водным транспортом России
2. Государственное управление внутренними водными путями (ВВП) на федеральном,
региональном и зональном уровне.
3. Функциональные задачи, виды работ и услуги, выполняемые АБВВП.
4. Организационная структура управления АБВВП.
5. Источники финансирования, содержания и развития ВВП.
6. Состав производственного плана основной деятельности АБВВП. Техническое задание.
7. План эксплуатационной деятельности АБВВП.
9
8. Состав финансового плана. Структура сметы эксплуатационных затрат.
9. Цели, задачи и состав проекта путевых работ на навигацию.
10. Способы анализа судоходного состояния водного пути.
11. Принципы экологического обоснования оптимальных судоходных глубин на ВВП.
12. Организация путевых работ на судоходном плесе.
13. Организация работ по обслуживанию навигационного оборудования.
14. Организация русловых изысканий на ВВП.
15. Организация дноуглубительных работ на ВВП.
16. Состав наряд - задания на работу земснаряда.
17. Организация работ на судопропускных ГТС.
5.4
Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на лекционных и
практических занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является экзамен и
дифференцированный зачет, которые проводятся в устной форме с использованием билетов,
содержащих теоретическую и практическую часть. Также допустимо проведение итогового
контроля в письменной форме. О форме проведения итогового контроля студенты должны быть
оповещены заблаговременно.
Во время подготовки к ответу на экзамене использование справочной литературы не допускается.
6
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1
Основная учебная литература
1. Коломейцев, В.Т. Внутренние водные пути и судоходные сооружения [Текст]: Учебное
пособие. - М.:/ В.Т. Коломейцев.: ТраснЛит, 2015. - 544 с.
2. Мотовичева, Н.И. Водные пути и гидротехнические сооружения
[Текст]: Учебное
пособие./ Н.И. Мотовичева, - Омск: ОИВТ (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» 2010. - 89 с.
3.
Мотовичева, Н.И. Технология и организация путевого хозяйства
[Текст]: Учебное
пособие./ Н.И. Мотовичева, - Омск: Омский филиал «НГАВТ», 2005. - 100 с.
4. Степанов, А.Л. Перегрузочное оборудование портов и транспортных терминалов [Текст]:
Учебник для вузов. - СПб.:/ А.Л. Степанов.: 2015. - 427 с.
6.2
Дополнительная учебная литература
5. Федеральный закон Российской Федерации от
7 марта
2001 г.
№ 24-ФЗ «Кодекс
внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации и Федеральный закон
«О приватизации государственного и
муниципального имущества» от 03.07.2016 N 367-ФЗ (действующая редакция, 2016)
10
7.
Межгосударственный стандарт «Знаки навигационные внутренних судоходных путей.
Общие технические условия. ГОСТ 26600-98», введенный в действие постановлением
Госстандарта Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 512-ст. «Техническая
инструкция по производству русловых изысканий на внутренних водных путях» 1990г.
(Министерство речного флота РСФСР. Главное управление водных путей и
гидросооружений)
8.
Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей
(временная). Утверждена зам. директора службы речного транспорта А.М. Зайцевым
25.11.1996 г.
9.
Руководящий документ Росморречфлота РД
52-012-01
“Электронные навигационные
карты ВВП. Общие технические требования”, 2001 г.
10. Аксенов, И.Я Единая транспортная система [Текст]: Учебник для вузов. - М.:/ И.Я.
Аксенов.: Высшая школа, 1991. - 383 с.
11. Дегтярев, В.В. Выправительные сооружения из грунта [Текст]: Учебник для вузов. - М.:/
В.В. Дегтярев.: Высшая школа, 1970. - 248 с.
12. Земляновский, Д.К. Лоция внутренних судоходных путей [Текст]: Учебник. - М.:/ Д.К.
Земляновский.: 1988. - 222 с.
13. Лебедев, В.В.. Гидрология [Текст]: Учебное пособие. - Л.:/ В.В. Лебедев.: 1959. - 189 с.
14. Мотовичева, Н.И. Дноуглубительная техника
[Текст]: Методические указания по
выполнению практических и контрольных работ./ Н.И. Мотовичева,
- Омск: ОИВТ
(филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ 2015. - 50 с.
15. Орлович, К.С. Внутренние водные пути и судоходная обстановка [Текст]: Учебник. - М.:/
К.С. Орлович, И.Е. Шмерлинг.: 1977. - 214 с.
16. Пучков, Б.Т. Водохозяйственные сооружения [Текст]: Конспект лекций/ Б.Т. Пучков. -
Новосибирск: ФБОУ ВПО «НГАВТ», 2000. - 29 с.
17. Седых, А.И. Путевые работы на судоходных реках [Текст]: Справочное пособие. - М.:/
А.И. Седых, Ф.М. Чернышов, А.В. Кабанов.: 1978. - 328 с.
18. Смирнов, Г.Н. Порты и Портовые сооружения [Текст]: Учебник для вузов. - М.:/ Г.Н.
Смирнов, Б.Ф. Горюнов, Е.В. Курлович, и др.: Высшая школа, 1979. -607 с.
6.3
Периодические издания
19. Известия ТулГУ. Естественные науки [Текст]: ежемес. науч. журнал/ Мин-во образ. и
науки РФ, Тульский гос. ун-т. - Тула, 2008-2015
7
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
20. Электронная библиотечная система «Лань»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
21. Научная электронная библиотека
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
11
22. Карта транспортной инфраструктуры России 2010-2030 гг. [Электронный ресурс] Режим
свободный. - Загл. с экрана
23. Электронный каталог НГАВТ
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
8
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
- Пакет прикладных офисных программ, включающий в себя текстовый процессор, средства
просмотра pdf-файлов и средства работы с графикой.
12
9
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)
Наименование вида
образования, уровня
Адрес (местоположение) учебных
образования,
кабинетов, объектов для
профессии,
проведения практических
специальности,
занятий, объектов физической
направления
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий,
№ п/п
культуры и спорта (с указанием
подготовки (для
объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования
номера помещения в
профессионального
соответствии с документами
образования),
бюро технической
подвида
инвентаризации)
дополнительного
образования
Омская область, г. Омск, ул. Ивана
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации: доска учебная не менее -
Алексеева, дом 2 (№№ 60,
1 шт., наборы демонстрационного оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора,
61,62,63,64,65 на поэтажном плане
презентационные материалы, стол не менее - 25 шт., стул не менее - 60 шт.
(1П), 3 этаж)
Омская область, г. Омск, ул. Ивана
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
Алексеева, дом 2 (№№ 60,
демонстрационного оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора,
61,62,63,64,65 на поэтажном плане
презентационные материалы, стол не менее - 25 шт., стул не менее - 60 шт.
(1П), 3 этаж)
Омская область, г. Омск, ул. Ивана
Организация и
Помещение для самостоятельной работы: операционная система Windows, пакет программ Microsoft Office,
Алексеева, дом 2 (№№ 60,
управление путевым
CПС Консультант ПЛЮС, стенды, плакаты, учебно-наглядные пособия, репродукции, экран для мультимедиа
61,62,63,64,65 на поэтажном плане
хозяйством
проектора, презентационные материалы, стол не менее - 43 шт., стул не менее - 48 шт.
(1П), 3 этаж)
Омская область, г. Омск, ул. Ивана
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
Алексеева, дом 2 (№№ 60,
демонстрационного оборудования, плакаты, репродукции, экран для мультимедиа проектора,
61,62,63,64,65 на поэтажном плане
презентационные материалы, стол не менее - 25 шт., стул не менее - 60 шт.
(1П), 3 этаж)
Помещение для проведения групповых и индивидуальных нонсультаций: доска учебная не менее - 1 шт.,
Омская область, г. Омск, ул. Ивана
наборы демонстрационного оборудования, стенды, плакаты, учебно-наглядные пособия, репродукции, экран
Алексеева, дом 2 (№№ 45,48 на
для мультимедиа проектора, презентационные материалы, стол не менее - 30 шт., стул не менее - 60 шт.
поэтажном плане (1П), 5 этаж)
13
14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////