ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Русский язык, этика (рабочие программы дисциплины, 2019 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Русский язык, этика (рабочие программы дисциплины, 2019 год)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УиНР ВО
ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
09.03.02.01
Б1.В.05
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Русский язык и культура речи
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2020
(год набора)
Составлена
доцентом
кафедры
ГД
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
к.п.н.
,
доцентом
Е.А. Заславской
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
Е.А. Заславская
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ГД
М.С. Шаповалов
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
к.т.н., доцент
Т.Л. Иванова
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
1.1
Цели дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» формирует языковую, коммуникативную
(речевую) и общекультурную компетенции. Овладение новыми знаниями и навыками и
совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных
свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширение
общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным,
познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
1.2
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающегося должны сформироваться следующие
компетенции, выраженные через результат обучения по дисциплине
(модуля), как часть
результата освоения образовательной программы (далее - ОП):
Перечень планируемых результатов обучения
Компетенция
по дисциплине
Шифр
Содержание
УК-4.1. Знать: принципы построения устного и
письменного высказывания на русском и
иностранном языках; правила и закономерности
деловой устной и письменной коммуникации.
УК-4.2.Уметь: применять на практике деловую
Способен
осуществлять
коммуникацию в устной и письменной формах,
деловую коммуникацию в
методы и навыки делового общения на русском
устной и письменной формах
и иностранном языках.
УК-4
на государственном языке
УК-4.3. Владеть: навыками чтения и перевода
Российской
Федерации и
текстов
на
иностранном
языке
в
иностранном(ых) языке(ах).
профессиональном
общении;
навыками
деловых коммуникаций в устной и письменной
форме на русском и иностранном языках;
методикой
составления
суждения
в
межличностном деловом общении на русском и
иностранном языках.
ПК-6
Способность создания
ПК-6.1. Знать: современные информационные
технической документации на
технологии, программные средства и стандарты
в
области
разработки
технической
продукцию в сфере
документации на продукцию в сфере
информационных технологий,
информационных
технологий;
основные
управления технической
принципы
управления
технической
информацией
информацией;
системы классификации и
кодирования информации, в том числе
присвоение кодов документам и элементам
справочников.
ПК-6.2. Уметь разрабатывать техническую
документацию на продукцию в сфере
информационных
технологий,
собирать
исходную документацию, подготавливать
3
первичные документы, виды отчетности.
ПК-6.3. Иметь навыки работы с отраслевой
нормативной технической документацией.
ПК-6.4.. Знать правила деловой переписки,
культуру речи.
ПК-6.5. Уметь составлять отчетность.
ПК-6.6.. Иметь навыки владения основами
делопроизводства.
ПК-6.7. Уметь: применять стандарты в области
разработки и оформления программной и
системной документации.
ПК-6... Иметь навыки разработки технического
документа в соответствии с заданным
стандартом на основе предоставленного
материала.
2
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
базовой
части
(базовой, вариативной или факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (ЗЕ) с указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Курс 1
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Сем. 1
Сем. 2
2
2
2
36
72
72
24
48
2
72
10
12
2
48
Для
заочной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Форма контроля
з.е.
-
Итого акад. часов
Курс 1
Курс 2
5
4
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1
Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах)
Виды учебных занятий, включая СРС
Разделы и темы
Лек
Лаб
Пр
СРС
дисциплины (модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
Язык и речь. Культура
речи.
Основные
2
2
10
1.
понятии курса
Функциональные стили
2
10
2.
речи
Стилистика текста
2
2
10
3.
Риторика
2
9
4.
Язык
делового
2
4
9
5.
общения
ИТОГО
10
12
48
Примечания: О - очная форма обучения, ОЗ - очно-заочная форма обучения, З - заочная форма
обучения.
4.2
Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1 Язык и речь. Культура речи. Основные понятии курса
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Русский язык в системе языков
мира. Язык как знаковая система. Функции языка. Понятия «язык» и «речь». Свойства языка.
Свойства речи. Основные единицы речевого общения. Текст как высшая единица знаковой
системы. Понятие «современный русский литературный язык». Литературная норма как основа,
обеспечивающая коммуникацию. Основные типы норм. Нормативный, коммуникативный и
этический аспекты речевой культуры. Ортологические словари.
Тема 2 Функциональные стили речи
Формы и сферы существования языка. Стилеобразующие факторы. Система функциональных
стилей русского литературного языка. Русская разговорная речь. Особенности книжной сферы.
Общая характеристика книжной речи. Взаимодействие стилей. Сфера функционирования, видовое
разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Специфика элементов всех языковых
уровней в научной речи.
6
Тема 3 Стилистика текста.
Определение текста. Актуальное членение предложения. Тексты с цепными, параллельными и
присоединительными связями. Единицы текста. Классификация текстов в зависимости от
количества участников (монолог, диалог, полилог). Функциональносмысловые типы (описание,
повествование, рассуждение) и их особенности. Функционально-стилевая типология текстов:
научные, 4 публицистические, официально-деловые и др. тексты. Виды компрессии текста.
Тема 4 Риторика
Роды и виды ораторского искусства. Подготовка к публичной речи. Коммуникативные
составляющие, композиционные особенности, целевая установка, виды аргументов, словесное
оформление публичного выступления. Качество успешной речи. Жанры учебно-научной устной
речи
Тема 5 Язык делового общения
Специфика делового общения. Деловой разговор. Деловая беседа. Язык документов. Деловая
этика и деловой этикет. Культура речи делового человека.
4.3
Содержание лабораторных работ
Не предусмотрены
4.4
Содержание практических занятий
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
Текст и речь. Общая характеристика текста
Язык и речь. Культура речи. Основные понятии
Нормы современного русского литературного
курса
языка
Жанры научного текста. Структурно-
Функциональные стили речи
тематическая организация научного текста.
Функционально-смысловые типы речи
Компрессия текста. Оформление справочно-
Стилистика текста
библиографического
аппарата
научной
работы
Правила оформления официально-деловых
Риторика
документов
Особенности устной речи. Мастерство
Язык делового общения
публичной речи. Полемическая речь. Научная
речь. Деловая речь. Общение в Интернете
4.5
Курсовая работа
Дисциплина не предусматривает курсовую работу.
4.6
Курсовой проект
Дисциплина не предусматривает курсовой проект.
7
4.7
Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
В самостоятельную работу студента входит подготовка к занятиям по дисциплине путём изучения
теоретического материала по источникам, указанным в перечне основной и дополнительной
литературы, выполнение практических работ, оформление практических заданий и подготовка к
их защите.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе практических и лабораторных занятий.
4.8
Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Язык и речь. Культура речи. Основные понятии курса
1
Функциональные стили речи
1
Стилистика текста
1
Риторика
1
Язык делового общения
1
Итого
5
5
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1
Описание показателей и критериев оценивания компетенций,
описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
8
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
Оценка
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Обучаемый не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
Оценка
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
«неудовлетворительно»
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
(не зачтено)
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые
для оценки знаний, умений и (или) навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций в процессе освоения
образовательной программы
Качественный вопрос: Язык и речь (сравнительная характеристика).
Задача: Прочитать повесть
«Метель» А.С. Пушкина, сделать анализ текста и указать
языковые особенности.
Задача: Прочитать повести А.С. Пушкина «Барышня и крестьянка», «Гробовщик». Анализ
текстов и указать в них элементы устной разговорной речи и определить их особенности.
Задача: Прочитать поэму
«Русалка» А.С. Пушкина. Найти средство художественной
изобретательности языка и определить их тип (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения,
градации, гиперболы).
5.3
Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1. Нормативные аспект культуры речи.
2. Язык и речь (сравнительная характеристика).
3. Коммуникативные качества речи.
4. Виды речи, описание, повествование, рассуждения.
5. Текст, определения, основные признаки.
6. Способы связи между самостоятельными предложениями.
7. Акцентологические нормы.
8. Орфоэпические нормы.
9. Орфографические нормы.
10. Морфологические нормы.
11. Категории рода, числа, падежа.
12. Синтаксические нормы.
9
13. Лексика. Лексическое значение слова. Полисемия.
14. Омонимы. Лексические омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.
15. Синонимы. Синонимический ряд. Вид синонимов.
16. Антонимы. Антитеза, оксюморон. Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов.
17. Активный и пассивный запас лексики. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы.
18. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.
19. Иноязычная лексика. Старославянизмы.
20. Иноязычная лексика. Тюркизмы. Грецизмы. Латинизмы.
21. Профессиональная лексика.
22. Жаргонная лексика.
23. Нейтральная межстилевая лексика.
24. Лексика устной и письменной речи.
25. Стилистика. Понятие стиля. Система стилей.
26. Научный стиль речи.
27. Официально-деловой стиль речи.
28. Публицистический стиль речи.
29. Стиль художественной литературы.
30. Языковые средства художественной выразительности.
31. Жанры публицистического стиля.
32. Язык рекламы.
33. Официально-деловая письменная речь. Типы документов.
34. Основные единицы речевого общения.
35. Организация вербального взаимодействия.
36. Эффективность речевой коммуникации.
37. Способы словесного оформления публичного выступления.
38. Невербальные средства коммуникации.
39. Речевой этикет.
5.4
Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на лекционных и
практических занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является зачет, которые
проводятся в устной форме с использованием билетов, содержащих теоретическую и
практическую часть. Также допустимо проведение итогового контроля в письменной форме. О
форме проведения итогового контроля студенты должны быть оповещены заблаговременно.
10
6
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1
Основная учебная литература
1.
Деловой русский язык на каждый день : учебно-методическое пособие / ответственные
редакторы Л. Б. Волкова, Т. И. Попова. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2018. — 214 с. — ISBN 978-
5-288-05823-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. —
2.
Русский язык : учебное пособие. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2019. — 48 с. — ISBN
978-5-9239-1110-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт].
3.
Русский язык в техническом вузе в 5 ч. : методические указания. — Москва : МГТУ им.
Н.Э. Баумана, [б. г.].
— Часть 5 — 2015. — 94 с. — ISBN 978-5-7038-4121-1. — Текст :
электронный
//
Электронно-библиотечная система
«Лань»
:
[сайт].
— URL:
6.2
Дополнительная учебная литература
1.
Русский язык и культура речи. Синтаксис
: учебное пособие
/ под редакцией Г.Я.
Солганика. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 256 с. — ISBN 978-5-7567-0986-5. — Текст :
электронный
//
Электронно-библиотечная система
«Лань»
:
[сайт].
— URL:
2.
Современный русский язык. Морфология : учебное пособие / составители М.В. Дудорова,
М.В. Слаутина. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 68 с. — ISBN 978-5-9765-3606-7. —
Текст
: электронный
// Электронно-библиотечная система
«Лань»
:
[сайт].
— URL:
6.3
Периодические издания
1. Вестник Омского университета [Текст]: ежекварт. науч. журнал/ Мин-во образ. и науки
РФ, Омский гос. ун-т. - Омск, 2013-2016
2. Известия ВУЗ. Физика [Текст]: ежемес. науч. журнал/ Мин-во образ. и науки РФ, Томский
гос. ун-т. - Томск: Сиб. физико-технич. ин-т, 2012-2018
3. Известия ТулГУ. Естественные науки [Текст]: ежемес. науч. журнал/ Мин-во образ. и
науки РФ, Тульский гос. ун-т. - Тула, 2008-2015
7
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
1. Электронная библиотечная система «Лань»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
2. Научная электронная библиотека
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
11
3. Математический портал
«EqWorld»
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
4. Электронный каталог НГАВТ
[Электронный ресурс].
- Режим доступа:
8
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
1. Пакет программного обеспечения «MS Excel».
2. Пакет программного обеспечения «Mathcad».
12
9
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)
Адрес
Наименование вида
(местоположение)
образования, уровня
учебных кабинетов,
образования,
объектов для
профессии,
проведения
специальности,
практических
направления
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов
занятий, объектов
№ п/п
подготовки (для
физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования
физической культуры
профессионального
и спорта (с указанием
образования),
номера помещения в
подвида
соответствии с
дополнительного
документами бюро
образования
технической
инвентаризаци)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа: cтол преподавательский - не менее 1 шт., доска учебная -
не менее 1 шт., экран проекционный - не менее 1 шт.,мультимедиа проектор не менее 1 шт., учебные парты - не менее 14
шт., лаборатортые столы - не менее 8 шт., стул - не менее 38 шт., плакат -не менее 10 шт., стенд - не менее 1 шт., шкаф - не
менее 1 шт., стеллаж - не менее 1 шт., учебное оборудование: МУК М1 -не менее 2 шт., МУК М2 - не менее 2 шт., МУК
ОВ - не менее 1 шт., МУК О - не менее 1 шт., МУК ЭМ - не менее 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа: cтол преподавательский - не менее 1 шт., доска учебная -
не менее 1 шт., экран проекционный - не менее 1 шт.,мультимедиа проектор не менее 1 шт., учебные парты - не менее 14
шт., лаборатортые столы - не менее 8 шт., стул - не менее 38 шт., плакат -не менее 10 шт., стенд - не менее 1 шт., шкаф - не
менее 1 шт., стеллаж - не менее 1 шт., учебное оборудование: МУК М1 -не менее 2 шт., МУК М2 - не менее 2 шт., МУК
644099, г.Омск, ул.
ОВ - не менее 1 шт., МУК О - не менее 1 шт., МУК ЭМ - не менее 1 шт.
Ивана Алексеева, д. 2
Русский язык и
Лаборатория физики: cтол преподавательский - не менее 1 шт., доска учебная - не менее 1 шт., экран проекционный - не
(№№ 52, 53,54,55,56 на
15.14
культура речи
менее 1 шт.,мультимедиа проектор не менее 1 шт., учебные парты - не менее 14 шт., лаборатортые столы - не менее 8 шт.,
поэтажном плане (1П),
стул - не менее 38 шт., плакат -не менее 10 шт., стенд - не менее 1 шт., шкаф - не менее 1 шт., стеллаж - не менее 1 шт.,
4 этаж)
учебное оборудование: МУК М1 -не менее 2 шт., МУК М2 - не менее 2 шт., МУК ОВ - не менее 1 шт., МУК О - не менее 1
шт., МУК ЭМ - не менее 1 шт.
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации: cтол преподавательский - не менее 1
шт., доска учебная - не менее 1 шт., экран проекционный - не менее 1 шт.,мультимедиа проектор не менее 1 шт., учебные
парты - не менее 14 шт., лаборатортые столы - не менее 8 шт., стул - не менее 38 шт., плакат -не менее 10 шт., стенд - не
менее 1 шт., шкаф - не менее 1 шт., стеллаж - не менее 1 шт., учебное оборудование: МУК М1 -не менее 2 шт., МУК М2 -
не менее 2 шт., МУК ОВ - не менее 1 шт., МУК О - не менее 1 шт., МУК ЭМ - не менее 1 шт.
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций: ученическая парта - не менее 21 шт., стол
644099, г.Омск, ул.
13
Ивана Алексеева, д. 2
преподавательский - не менее 1 шт., доска учебная - не менее 1 шт., экран проекционный - не менее 1 шт., стул - не менее
(№№ 31,32 на
43 шт., рамки портретные - не менее 6 шт., плакаты - не менее 5 шт.
поэтажном плане (1П),
4 этаж)
644099, г. Омск, ул.
Помещение для самостоятельной работы: операционная система Windows, пакет программ Microsoft Office, CПС
Ивана Алексеева, д. 2
Консультант ПЛЮС, ГАРАНТ, доска - не менее 2 шт., экран - не менее 2 шт., шкаф - не менее 2 шт, стенды - не менее 10
(№№ 52, 53,54,55 на
шт., стол - не менее 43 шт., стул - не менее 48 шт.
поэтажном плане (1П),
3 этаж)
14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УиНР ВО
ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
2019.26.03.01.02
Б.1.О.0.5
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Русский язык и культура речи
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год набора)
Составлена
кафедры
ГД
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
,
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ГД
М.С. Шаповалов
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
1.1
Цели дисциплины
Дисциплина
«Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня
практического владения современным русским литературным языком у специалистов
нефилологического профиля.
Цель дисциплины состоит в формировании и развитии у студентов-нефилологов
языковой, коммуникативной
(речевой) и общекультурной компетенции
- с акцентом на
коммуникативную компетенцию.
К задачам дисциплины «Русский язык и культура речи» относятся:
1)
углубление и систематизация знаний о нормах литературной речи на родном языке;
2)
ознакомление с основами функциональной и практической стилистики русского
языка;
3)
владение профессионально значимыми жанрами деловой и научной речи,
основными интеллектуально-речевыми умениями, которое должен развить профессионал любого
профиля для успешной работы по своей специальности.
В ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны не
просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться применять их практически для
построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих
коммуникативных целей. Это подразумевает также:
-
расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно
владеет говорящий (пишущий):
-
систематизацию этих средств в зависимости от того, в какой ситуации, в каком функциональном
стиле или жанре речи они используются;
-
обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений
и цифровых данных
(схем, графиков, таблиц и т.п.)
- в словесный, также различным
возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к
связному тексту);
-
продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в
соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения в устной и
письменной форме (акцент на текстах научного и официально-делового стиля);
-
участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта,
обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим
различными социальными отношениями.
1.2
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающегося должны сформироваться следующие
компетенции, выраженные через результат обучения по дисциплине
(модуля), как часть
результата освоения образовательной программы (далее - ОП):
Перечень планируемых результатов обучения по
Компетенция
дисциплине
Шифр
Содержание
УК-2
Способен определять круг задач
УК-2.1. Знать:
в рамках поставленной цели и
- виды ресурсов и ограничений для
выбирать оптимальные способы
решения профессиональных задач;
их решения, исходя из
- основные методы оценки разных
действующих правовых норм,
способов решения задач;
имеющихся ресурсов и
- действующее законодательство и
3
правовые нормы, регулирующие
профессиональную деятельность;
УК-2.2. Уметь:
- проводить анализ поставленной цели и
формулировать задачи, которые
необходимо решить для ее достижения;
- анализировать альтернативные варианты
для достижения намеченных результатов;
ограничений
- использовать нормативно-правовую
документацию в сфере профессиональной
деятельности;
УК-2.3. Владеть:
- методиками разработки цели и задач
проекта;
- методами оценки потребности в ресурсах,
продолжительности и стоимости проекта;
- навыками работы с нормативно-правовой
документацией;
ОПК-2.1. Знает основные факторы
экономических, экологических,
социальных и иных ограничений,
влияющие на профессиональную
деятельность;
Осуществлять
ОПК-2.2. Умеет учитывать основные
профессиональную
факторы экономических, экологических,
деятельность с учетом
социальных и иных ограничений,
ОПК-2
экономических, экологических,
влияющие на профессиональную
социальных и иных ресурсов
деятельность;
ОПК-3.3. Владеет навыками учёта
основных факторов экономических,
экологических, социальных и иных
ограничений, влияющих на
профессиональную деятельность;
2
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
факультативной
части
(базовой, вариативной или факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3
Объем дисциплины
(модуля) в зачетных единицах
(ЗЕ) с
указанием количества академических или астрономических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с
преподавателем
(по видам учебных занятий) и на
самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов
Всего
Формы контроля
Курс 1
в том числе
з.е.
1
72
72
24
48
2
2
2
10
12
2
48
в том числе тренажерная подготовка:
Для
заочной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов
Всего
Формы контроля
Курс 1
в том числе
з.е.
1
72
72
10
62
2
2
2
4
4
2
62
в том числе тренажерная подготовка:
4
Содержание дисциплины
(модуля), структурированное по
темам (разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
5
4.1
Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах)
Разделы и темы
Виды учебных занятий, включая СРС
дисциплины
Лек
Лаб
Пр
СРС
(модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
1 курс
1
Раздел 1. Язык как средство общения
Понятие
1.1
1
7
7
литературного языка
Территориальные
диалекты,
1.2
просторечие в их
2
1
2
1
7
7
отношении
к
литературному языку
Основные
направления
1.3
совершенствования
2
1
4
4
навыков грамотного
письма и говорения
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного русского
2
литературного языка. Культура делового общения
Взаимодействие
стилей современного
2.1
2
1
2
2
русского
литературного языка
Доминантные черты
официально-
2.2
делового
стиля,
2
1
2
1
2
2
сфера
его
функционирования
Доминантные черты
2.3
публицистического
2
1
2
1
6
7
стиля
Язык
и
стиль
распорядительных,
официальных,
2.4
1
3
5
инструктивно-
методических
документов
3
Раздел 3. Основы ораторского искусства
Оратор
и
его
3.1
аудитория. Основные
2
1
2
13
виды аргументов
Особенности устной
3.2
2
1
5
5
публичной речи
Особенности
3.3
служебно-делового
1
2
1
5
5
общения
Актуализация
3.4
5
5
деловых контактов
6
Разделы и темы
Виды учебных занятий, включая СРС
дисциплины
Лек
Лаб
Пр
СРС
(модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
ИТОГО
10
8
12
6
48
62
Примечания: О - очная форма обучения, ОЗ - очно-заочная форма обучения, З - заочная форма
обучения.
4.2
Содержание разделов и тем дисциплины
1 курс
Раздел 1. Язык как средство общения
Тема 1.1 Понятие
Русский язык и культура речи: основные понятия. Понятие литературного языка.
Литературная норма. Культура и искусство речи. Функции языка. Чистота, яркость,
выразительность речи. Морфологические, этические, орфоэпические, синтаксические,
стилистические нормы. Речевой этикет литературного языка.
Тема 1.2 Территориальные диалекты, просторечие в их отношении к литературному
языку
Территориальные диалекты, просторечие в их отношении к литературному языку.
Устная и письменная разновидность литературного языка. Особенности речевой
коммуникации. Виды общения. Коммуникативные типы. Принцип успешной
коммуникации. Использование эффективных речевых тактик в общении.
Тема 1.3 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и
говорения
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного
письма и говорения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и
письменной речи. Особенности устной, письменной речи. Этикет и его функции.
Особенности русского речевого этикета. Формулы речевого этикета
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного
русского литературного языка. Культура делового общения
Тема 2.1 Взаимодействие стилей современного русского литературного языка
Функциональные стили речи. Стилистика текста. Взаимодействие стилей современного
русского литературного языка. Доминантные черты научного стиля. Специфика
использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы
учебной и научной сферы деятельности. Понятие стиля, особенности научного стиля,
лексика, морфология синтаксис.
Тема
2.2
Доминантные черты официально-делового стиля, сфера его
функционирования
7
Доминантные черты официально-делового стиля, сфера его функционирования.
Жанровые разнообразия. Особенности официально-делового стиля, лексика, морфология
синтаксис. Языковые формулы официальных документов. Культура делового письма.
Тема 2.3 Доминантные черты публицистического стиля
Доминантные черты публицистического стиля. Разговорный стиль. Сфера
функционирования. Языковые формулы. Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в публицистическом, разговорном стилях.
Раздел 3. Основы ораторского искусства
Тема 3.1 Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов
Риторика. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Понятие об ораторах
и искусстве. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. основные приемы поиска
материала. Словесное оформление публичного выступления. Контакт с аудиторией. Этика
ораторского выступления.
Тема 3.2 Особенности устной публичной речи
Особенности устной публичной речи. Подготовка публичной речи, выбор темы, цель
речи, поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи. Понятливость,
информативность и выразительность публичной речи.
Тема 3.3 Особенности служебно-делового общения
Язык делового общения. Особенности служебно-делового общения. Требования к
речевой коммуникации в деловой среде. Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный
разговор
4.3
Содержание лабораторных работ
Дисциплина не предусматривает лабораторные занятия.
4.4
Содержание практических занятий
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
1 курс
Раздел 1. Язык как средство общения
1.1
Основные
направления
Отработка
Орфоэпических,
совершенствования навыков грамотного
морфологических, синтаксических норм.
письма и говорения.
Образование форм множественного числа.
8
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
Нарушение лексической
сочетаемости,
устранение штампов в речи
1.2
Взаимодействие стилей современного
Определить стилистическую принадлежность
русского литературного языка
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
1.3 Доминантные черты официально-делового
Определить стилистическую принадлежность
стиля, сфера его функционирования
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного
русского литературного языка. Культура делового общения
1.4 Доминантные черты публицистического
Определить стилистическую принадлежность
стиля
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
1.5
Язык и стиль распорядительных,
Отработка
правил
оформления
официальных, инструктивно-методических
распорядительных документов. Отработка
документов
правил
оформления
инструктивно-
методических документов
Раздел 3. Основы ораторского искусства
1.6 Особенности устной публичной речи.
Выступление как разновидность ораторской
прозы. По определенным темам подготовить
выступление,
пользуясь
основными
контактоустанавливающими средствами
1.7 Особенности служебно-делового общения
Проведение делового совещания
1.8 Актуализация деловых контактов
Заслушивание сообщений
4.5
Курсовая работа
Дисциплина не предусматривает курсовую работу.
4.6
Курсовой проект
Дисциплина не предусматривает курсовой проект.
4.7
Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
1. Подготовка реферата по разделу «Язык как средство общения»
2. Подготовка сообщения: а) функции языка. б) признаки литературного языка, в) ведущие
аспекты культуры речи, их характеристика, г) типы языковых норм.
3. В приведенных отрывках определение принадлежности стилю по теме
«Доминантные черты
официально-делового стиля, сфера его функционирования»
9
4. В приведенных отрывках определение принадлежности стилю по теме «Доминантные черты
публицистического стиля»
5. Оформление документов, опираясь на тему
«Язык и стиль распорядительных, официальных,
инструктивно-методических документов»
6. Подготовка сообщения: «Логика, этика и эстетика речи»
7.
Подготовка сообщения: эффективность речевой коммуникации, доказательность и
убедительность речи, вербальные, невербальные средства общения
8. Подготовка сообщения
«Контроль и оценка деловых контактов»,
«Реализация деловых
контактов»
4.8
Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Итого
5
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1
Описание показателей и критериев оценивания компетенций,
описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
10
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
Оценка
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Обучаемый не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
Оценка
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
«неудовлетворительно»
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
(не зачтено)
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые
для оценки знаний, умений и (или) навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций в процессе освоения
образовательной программы
5.3
Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и
соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный
язык».
2. Функции языка.
3. Языковая форма и ее особенности. Виды языковых норм. Историческая изменчивость
и вариативность нормы.
4. Определение понятия «культура речи». Нормативные, коммуникативные, этические
аспекты речи.
5. Качества хорошей речи.
6. Определение понятия «орфоэпические нормы современного литературного языка».
Основные правила современной русской орфоэпии.
7. Частные правила современной русской орфоэпии. Тенденции изменения современных
произносительных норм.
8. Определение понятия «акцентологические нормы современного литературного языка».
Особенности русского ударения.
11
9. Определение понятия «грамматические нормы современного литературного языка».
Основные виды грамматических ошибок.
10. Определение понятия «лексические нормы современного литературного языка».
Основные виды лексических ошибок.
11. Функциональные стили современного литературного языка.
12. Официально деловой стиль речи: отличительные черты, характерные языковые
средства.
13. Научный стиль речи: отличительные черты, характерные языковые средства (на
примере одного из жанров научного стиля - по выбору студента).
14. Жанры научного стиля: структурные и смысловые компоненты (на примере одного из
жанров научного стиля - по выбору студента).
15. Речевое общение. Речевое взаимодействие и его эффективность.
16. Особенности русского речевого этикета.
17. Публичная речь. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
18. Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Деловая беседа. Деловое
совещание. Телефонный разговор.
5.4
Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на практических
занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является зачет, который
проводятся в устной форме с использованием билетов, содержащих практическую часть.
Во время подготовки к ответу на зачете использование дополнительной литературы не
допускается.
6
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1.1
Основная учебная литература
1. Кибанова И.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. А. Кибанова. - Омск:
ОИВТ, 2011. - 100 с Режим доступа: http://www.ngavt.omskcity.com:82/cgibin/
irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=NGAVT&P21DBN=NGAVT/
6.1.2
Дополнительная учебная литература
2. Большой орфографический словарь русского языка. Ок.
106000слов/ Под ред. С. Г.
Бархударова и др. - [б. м.]; М.: ОНИКС, Альянс, 1999. - 479 с.
3. Введенская Л. А. Современный орфографический словарь русского языка/ Л. А.
Введенская, Н. П. Колесников. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.
4. Голуб, Ирина Борисовна. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ И. Б. Голуб. -
М.: Логос, 2003. - 432 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов/ С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю.
Шведовой. - 17-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
12
6. Орфографический словарь/ Под ред. В. В. Славкина. - М.: СЛОВО, 2005. - 607 с.
7. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: Учебное пособие/ Под ред. В. И.
Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 310 с.
8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / ред. В. И. Максимов. - М.: Гардарики,
2002. - 411 с.
9. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. - 2-е изд., стереотип. - М.:
Русский язык, 2000. - 742 с.
10. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. - М.:
Юнити, 2007. - 383 с
6.1.3
Периодические издания
7
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
11. Электронная библиотека Юрайт [Электронный ресурс]: научно-образовательный ресурс,
обеспечивающий доступ высших и средних учебных заведений ко всем учебникам
издательства «ЮРАЙТ». - Электрон. дан. - М: Изд-во Юрайт, 2013. - Режим доступа:
12. Электронно-библиотечная система «Лань» [Электронный ресурс]: ресурс, включающий в
себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том
числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по
различным областям знаний. - Электрон. дан. - СПб: Изд-во Лань, 2013. - Режим доступа:
13. Электронный каталог библиотеки ОИВТ [Электронный ресурс]: база данных содержит
сведения о всех видах лит., поступающей в фонд библиотеки ОИВТ. - Электрон. дан. - Омск,
2007.
LNG=&C21COM=F&I21DBN=NGAVT&P21DBN=NGAVT
14. Электронный каталог СГУВТ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о
всех видах лит., поступающей в фонд НБ СГУВТ. - Электрон. дан. - Новосибирск, 1999. -
Режим доступа: http://libcat.nsawt.ru/
13
8
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
Информационные технологии:
1) Электронная почта
2) Применение средств мультимедиа
Программное обеспечение:
1) Пакет офисных приложений MS Office 2010
14
9
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного
типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
демонстрационного оборудования и учебно-наглядных
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
пособий, стенды, плакаты, репродукции, экран для
2 (№№ 45, 46 на поэтажном плане (1П), 5 этаж)
мультимедиа проектора, проектор, презентационные
материалы, стол не менее- 35 шт., стул не менее- 68 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий
семинарского типа: доска учебная не менее - 1 шт., экран
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
для мультимедиа проектора, стол не менее- 13 шт., стул
2 (№№ 63, 64 на поэтажном плане (1П), 4 этаж)
не менее- 25 шт.
Учебная аудитория для проведения групповых и
индивидуальных консультаций: доска учебная не менее -
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
1 шт., экран для мультимедиа проектора, стол не менее-
2 (№№ 63, 64 на поэтажном плане (1П), 4 этаж)
13 шт., стул не менее- 25 шт.
Русский язык и культура речи
Помещение для самостоятельной работы: компьютерная
техника, операционная система Windows, пакет
программ Microsoft Office, CПС Консультант ПЛЮС,
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
ГАРАНТ, наборы демонстрационного оборудования и
2(№№ 52, 53,54,55 на поэтажном плане (1П), 3
учебно-наглядных пособий, стенды, плакаты, учебно-
этаж)
наглядные пособия, репродукции, экран для
мультимедиа проектора, презентационные материалы,
стол не менее - 43 шт., стул не менее - 48 шт.
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации: доска учебная не менее - 1
шт., наборы демонстрационного оборудования и учебно-
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
наглядных пособий, стенды, плакаты, репродукции,
2 (№№ 45, 46 на поэтажном плане (1П), 5 этаж)
экран для мультимедиа проектора, проектор,
презентационные материалы, стол не менее- 35 шт., стул
не менее- 68 шт.
15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УиНР ВО
ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
«
»
20
г.
Шифр дисциплины:
2019.23.03.01
Б.1.Б.14
(шифр ОПОП)
(шифр дисциплины из учебного плана)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины (модуля):
Русский язык и культура речи
(полное наименование дисциплины (модуля), в строгом соответствии с учебным планом)
Омск
2019
(год набора)
Составлена
кафедры
ГД
(должность)
(сокращенное наименование кафедры)
,
(ученая степень)
(ученое звание)
(И.О. Фамилия)
«
»
20
г.
(подпись)
(И.О. Фамилия)
число
месяц
год
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
(наименование кафедры полностью)
о
«
»
20
г.,
Протокол №
т
число
месяц
год
Зав. кафедрой
ГД
М.С. Шаповалов
(сокращенное наименование кафедры)
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Согласована:
Руководитель ОПОП
(ученая степень, ученое звание)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Заведующий библиотекой ОИВТ
(подпись)
(И.О. Фамилия)
2
1
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(модулю), соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
1.1
Цели дисциплины
Дисциплина
«Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня
практического владения современным русским литературным языком у специалистов
нефилологического профиля.
Цель дисциплины состоит в формировании и развитии у студентов-нефилологов
языковой, коммуникативной
(речевой) и общекультурной компетенции
- с акцентом на
коммуникативную компетенцию.
К задачам дисциплины «Русский язык и культура речи» относятся:
1)
углубление и систематизация знаний о нормах литературной речи на родном языке;
2)
ознакомление с основами функциональной и практической стилистики русского
языка;
3)
владение профессионально значимыми жанрами деловой и научной речи,
основными интеллектуально-речевыми умениями, которое должен развить профессионал любого
профиля для успешной работы по своей специальности.
В ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны не
просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться применять их практически для
построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих
коммуникативных целей. Это подразумевает также:
-
расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно
владеет говорящий (пишущий):
-
систематизацию этих средств в зависимости от того, в какой ситуации, в каком функциональном
стиле или жанре речи они используются;
-
обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений
и цифровых данных
(схем, графиков, таблиц и т.п.)
- в словесный, также различным
возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к
связному тексту);
-
продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в
соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения в устной и
письменной форме (акцент на текстах научного и официально-делового стиля);
-
участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта,
обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим
различными социальными отношениями.
1.2
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающегося должны сформироваться следующие
компетенции, выраженные через результат обучения по дисциплине
(модуля), как часть
результата освоения образовательной программы (далее - ОП):
1.2.1
Общекультурные компетенции (ОК)
Перечень планируемых результатов обучения по
Компетенция
дисциплине
Шифр
Содержание
ОК-6
Способность логически верно,
Знать:
аргументировано и ясно строить устную
З. ОК - 6
и письменную речь.
типы организационной культуры и ее методы
формирования; основы делового общения в
3
устной и письменной форме,
профессиональную лексику и сферу ее
использования
лексический минимум иностранного языка
общего и профессионального характера.
Уметь:
У. ОК - 6
Анализировать коммуникационные процессы
в организации и разрабатывать предложения
по повышению их эффективности; вести
разговор и высказывать свою точку зрения;
анализировать и оценивать социальную
информацию, корректировать свою
деятельность с учетом результатов этого
анализа; самостоятельно анализировать
социально-политическую и научную
литературу.
Владеть:
Н. ОК - 6
Навыками деловых коммуникаций; навыками
устного и письменного общения;
способностью анализировать полученную
информацию; навыками аргументированного
письменного изложения собственной точки
зрения; навыками публичной речи,
аргументации; ведения дискуссии и
полемики практического анализа логики
различного рода рассуждений.
1.2.2
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
Дисциплина не формирует общепрофессиональные компетенции.
1.2.3
Профессиональные компетенции (ПК)
Дисциплина не формирует профессиональные компетенции.
1.2.4
Профессиональные компетенции профиля или специализации (ПКС)
Дисциплина не формирует профессиональные компетенции профиля или специализации.
1.2.5
Компетенции МК ПДНВ (КМК)
Дисциплина не формирует компетенции МК ПДНВ (КМК).
2
Место дисциплины
(модуля) в структуре образовательной
программы
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках
факультативной
части
(базовой, вариативной или факультативной)
основной профессиональной образовательной программы.
4
3
Объем дисциплины
(модуля) в зачетных единицах
(ЗЕ) с
указанием количества академических или астрономических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с
преподавателем
(по видам учебных занятий) и на
самостоятельную работу обучающихся
Для
очной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов
Всего
Формы контроля
Курс 1
в том числе
з.е.
1
72
72
24
48
2
2
2
10
12
2
48
в том числе тренажерная подготовка:
Для
заочной
формы обучения:
(очной, очно-заочной или заочной)
Всего часов
Всего
Формы контроля
Курс 1
в том числе
з.е.
1
72
72
10
62
2
2
2
4
4
2
62
в том числе тренажерная подготовка:
5
4
Содержание дисциплины
(модуля), структурированное по
темам (разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1
Разделы и темы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам
учебных занятий (в академических часах)
Разделы и темы
Виды учебных занятий, включая СРС
дисциплины
Лек
Лаб
Пр
СРС
(модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
1 курс
1
Раздел 1. Язык как средство общения
Понятие
1.1
1
7
7
литературного языка
Территориальные
диалекты,
1.2
просторечие в их
2
1
2
1
7
7
отношении
к
литературному языку
Основные
направления
1.3
совершенствования
2
1
4
4
навыков грамотного
письма и говорения
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного русского
2
литературного языка. Культура делового общения
Взаимодействие
стилей современного
2.1
2
1
2
2
русского
литературного языка
Доминантные черты
официально-
2.2
делового
стиля,
2
1
2
1
2
2
сфера
его
функционирования
Доминантные черты
2.3
публицистического
2
1
2
1
6
7
стиля
Язык
и
стиль
распорядительных,
официальных,
2.4
1
3
5
инструктивно-
методических
документов
3
Раздел 3. Основы ораторского искусства
Оратор
и
его
3.1
аудитория. Основные
2
1
2
13
виды аргументов
Особенности устной
3.2
2
1
5
5
публичной речи
6
Разделы и темы
Виды учебных занятий, включая СРС
дисциплины
Лек
Лаб
Пр
СРС
(модуля)
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
О
ОЗ
З
Особенности
3.3
служебно-делового
1
2
1
5
5
общения
Актуализация
3.4
5
5
деловых контактов
ИТОГО
10
8
12
6
48
62
Примечания: О - очная форма обучения, ОЗ - очно-заочная форма обучения, З - заочная форма
обучения.
4.2
Содержание разделов и тем дисциплины
1 курс
Раздел 1. Язык как средство общения
Тема 1.1 Понятие
Понятие литературного языка. Литературная норма. Культура и искусство речи. Функции
языка. Чистота, яркость, выразительность речи. Морфологические, этические, орфоэпические,
синтаксические, стилистические нормы. Речевой этикет литературного языка.
Тема 1.2 Территориальные диалекты, просторечие в их отношении к литературному языку
Территориальные диалекты, просторечие в их отношении к литературному языку. Устная и
письменная разновидность литературного языка. Особенности речевой коммуникации. Виды
общения. Коммуникативные типы. Принцип успешной коммуникации. Использование
эффективных речевых тактик в общении.
Тема 1.3 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и
говорения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Особенности устной, письменной речи. Этикет и его функции. Особенности русского речевого
этикета. Формулы речевого этикета
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного русского
литературного языка. Культура делового общения
Тема 2.1 Взаимодействие стилей современного русского литературного языка
Взаимодействие стилей современного русского литературного языка. Доминантные черты
научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной
речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Понятие стиля, особенности
научного стиля, лексика, морфология синтаксис.
Тема 2.2 Доминантные черты официально-делового стиля, сфера его функционирования
7
Доминантные черты официально-делового стиля, сфера его функционирования. Жанровые
разнообразия. Особенности официально-делового стиля, лексика, морфология синтаксис.
Языковые формулы официальных документов. Культура делового письма.
Тема 2.3 Доминантные черты публицистического стиля
Доминантные черты публицистического стиля. Разговорный стиль. Сфера функционирования.
Языковые формулы. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом,
разговорном стилях.
Раздел 3. Основы ораторского искусства
Тема 3.1 Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов
Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Понятие об ораторах и искусстве.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. основные приемы поиска материала. Словесное
оформление публичного выступления. Контакт с аудиторией. Этика ораторского выступления.
Тема 3.2 Особенности устной публичной речи
Особенности устной публичной речи. Подготовка публичной речи, выбор темы, цель речи,
поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи. Понятливость, информативность и
выразительность публичной речи.
Тема 3.3 Особенности служебно-делового общения
Особенности служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой
среде. Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный разговор
4.3
Содержание лабораторных работ
Дисциплина не предусматривает лабораторные занятия.
4.4
Содержание практических занятий
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
1 курс
Раздел 1. Язык как средство общения
1.1
Основные
направления
Отработка
Орфоэпических,
совершенствования навыков грамотного
морфологических, синтаксических норм.
письма и говорения.
Образование форм множественного числа.
Нарушение лексической
сочетаемости,
устранение штампов в речи
1.2
Взаимодействие стилей современного
Определить стилистическую принадлежность
8
Раздел (тема) дисциплины
Тема практического занятия
русского литературного языка
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
1.3 Доминантные черты официально-делового
Определить стилистическую принадлежность
стиля, сфера его функционирования
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
Раздел 2. Литературный язык - основа культуры речи. Стили современного
русского литературного языка. Культура делового общения
1.4 Доминантные черты публицистического
Определить стилистическую принадлежность
стиля
текста, указав на особенности.
Сделать
стилистический разбор текста
1.5
Язык и стиль распорядительных,
Отработка
правил
оформления
официальных, инструктивно-методических
распорядительных документов. Отработка
документов
правил
оформления
инструктивно-
методических документов
Раздел 3. Основы ораторского искусства
1.6 Особенности устной публичной речи.
Выступление как разновидность ораторской
прозы. По определенным темам подготовить
выступление,
пользуясь
основными
контактоустанавливающими средствами
1.7 Особенности служебно-делового общения
Проведение делового совещания
1.8 Актуализация деловых контактов
Заслушивание сообщений
4.5
Курсовая работа
Дисциплина не предусматривает курсовую работу.
4.6
Курсовой проект
Дисциплина не предусматривает курсовой проект.
4.7
Самостоятельная работа. Контроль самостоятельной работы
1. Подготовка реферата по разделу «Язык как средство общения»
2. Подготовка сообщения: а) функции языка. б) признаки литературного языка, в) ведущие
аспекты культуры речи, их характеристика, г) типы языковых норм.
3. В приведенных отрывках определение принадлежности стилю по теме
«Доминантные черты
официально-делового стиля, сфера его функционирования»
4. В приведенных отрывках определение принадлежности стилю по теме «Доминантные черты
публицистического стиля»
5. Оформление документов, опираясь на тему
«Язык и стиль распорядительных, официальных,
инструктивно-методических документов»
9
6. Подготовка сообщения: «Логика, этика и эстетика речи»
7.
Подготовка сообщения: эффективность речевой коммуникации, доказательность и
убедительность речи, вербальные, невербальные средства общения
8. Подготовка сообщения
«Контроль и оценка деловых контактов»,
«Реализация деловых
контактов»
4.8
Интерактивные формы обучения
В процессе освоения данной учебной дисциплины интерактивные формы используются при
изучении следующих тем:
Количество
Раздел (тема) дисциплины
часов
О
ОЗ
З
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Итого
5
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
5.1
Описание показателей и критериев оценивания компетенций,
описание шкал оценивания
Показатели
Описание показателя
оценивания
Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности
(допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в
выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий с
использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения
Оценка «отлично»
освоения дисциплины, следует считать компетенцию сформированной на
(зачтено)
высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне
означает способность студента к ее дальнейшему саморазвитию и высокой
адаптивности практического применения к изменяющимся условиям
профессиональной задачи.
Обучаемый демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и
навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые предоставлял
преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает
наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.
Оценка «хорошо»
Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне
(зачтено)
самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в
ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и
устойчиво закрепленное в практическом навыке.
Оценка
Обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и
10
Показатели
Описание показателя
оценивания
навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом,
данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано
«удовлетворительно»
преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень
(зачтено)
недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной
компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне.
Обучаемый не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний
при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с
Оценка
образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к
«неудовлетворительно»
использованию методов проведения пред- дипломной практики и неспособность
(не зачтено)
самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по
стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной
компетенции.
5.2
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые
для оценки знаний, умений и (или) навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций в процессе освоения
образовательной программы
5.3
Перечень вопросов для итогового контроля по дисциплине
1.
Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и
соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный
язык».
2.
Функции языка.
3.
Языковая форма и ее особенности. Виды языковых норм. Историческая изменчивость
и вариативность нормы.
4.
Определение понятия «культура речи». Нормативные, коммуникативные, этические
аспекты речи.
5.
Качества хорошей речи.
6.
Определение понятия «орфоэпические нормы современного литературного языка».
Основные правила современной русской орфоэпии.
7.
Частные правила современной русской орфоэпии. Тенденции изменения современных
произносительных норм.
8.
Определение понятия «акцентологические нормы современного литературного языка».
Особенности русского ударения.
9.
Определение понятия «грамматические нормы современного литературного языка».
Основные виды грамматических ошибок.
10. Определение понятия «лексические нормы современного литературного языка».
Основные виды лексических ошибок.
11. Функциональные стили современного литературного языка.
12. Официально деловой стиль речи: отличительные черты, характерные языковые
средства.
13. Научный стиль речи: отличительные черты, характерные языковые средства (на
примере одного из жанров научного стиля - по выбору студента).
11
14. Жанры научного стиля: структурные и смысловые компоненты (на примере одного из
жанров научного стиля - по выбору студента).
15. Речевое общение. Речевое взаимодействие и его эффективность.
16. Особенности русского речевого этикета.
17. Публичная речь. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
18. Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Деловая беседа. Деловое
совещание. Телефонный разговор.
5.4
Методические рекомендации к проведению итогового контроля по
дисциплине
На итоговый контроль выносится учебный материал, рассмотренный на практических
занятиях, а также темы, которые были предложены для самостоятельного изучения.
Формой проведения итогового контроля по данной дисциплине является зачет, который
проводятся в устной форме с использованием билетов, содержащих практическую часть.
Во время подготовки к ответу на зачете использование дополнительной литературы не
допускается.
6
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1.1
Основная учебная литература
1. Кибанова И.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. А. Кибанова. - Омск:
ОИВТ, 2011. - 100 с Режим доступа: http://www.ngavt.omskcity.com:82/cgibin/
irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=NGAVT&P21DBN=NGAVT/
6.1.2
Дополнительная учебная литература
2. Большой орфографический словарь русского языка. Ок.
106000слов/ Под ред. С. Г.
Бархударова и др. - [б. м.]; М.: ОНИКС, Альянс, 1999. - 479 с.
3. Введенская Л. А. Современный орфографический словарь русского языка/ Л. А.
Введенская, Н. П. Колесников. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.
4. Голуб, Ирина Борисовна. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ И. Б. Голуб. -
М.: Логос, 2003. - 432 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов/ С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю.
Шведовой. - 17-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
6. Орфографический словарь/ Под ред. В. В. Славкина. - М.: СЛОВО, 2005. - 607 с.
7. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: Учебное пособие/ Под ред. В. И.
Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 310 с.
8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / ред. В. И. Максимов. - М.: Гардарики,
2002. - 411 с.
9. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. - 2-е изд., стереотип. - М.:
12
Русский язык, 2000. - 742 с.
10. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. - М.:
Юнити, 2007. - 383 с
6.1.3
Периодические издания
7
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
11. Электронная библиотека Юрайт [Электронный ресурс]: научно-образовательный ресурс,
обеспечивающий доступ высших и средних учебных заведений ко всем учебникам
издательства «ЮРАЙТ». - Электрон. дан. - М: Изд-во Юрайт, 2013. - Режим доступа:
12. Электронно-библиотечная система «Лань» [Электронный ресурс]: ресурс, включающий в
себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том
числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по
различным областям знаний. - Электрон. дан. - СПб: Изд-во Лань, 2013. - Режим доступа:
13. Электронный каталог библиотеки ОИВТ [Электронный ресурс]: база данных содержит
сведения о всех видах лит., поступающей в фонд библиотеки ОИВТ. - Электрон. дан. - Омск,
2007.
LNG=&C21COM=F&I21DBN=NGAVT&P21DBN=NGAVT
14. Электронный каталог СГУВТ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о
всех видах лит., поступающей в фонд НБ СГУВТ. - Электрон. дан. - Новосибирск, 1999. -
Режим доступа: http://libcat.nsawt.ru/
8
Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
(модулю), включая перечень программного обеспечения и
информационных справочных систем (при необходимости)
Информационные технологии:
1) Электронная почта
2) Применение средств мультимедиа
Программное обеспечение:
1) Пакет офисных приложений MS Office 2010
13
9
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного
типа: доска учебная не менее - 1 шт., наборы
демонстрационного оборудования и учебно-наглядных
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
пособий, стенды, плакаты, репродукции, экран для
2 (№№ 45, 46 на поэтажном плане (1П), 5 этаж)
мультимедиа проектора, проектор, презентационные
материалы, стол не менее- 35 шт., стул не менее- 68 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий
семинарского типа: доска учебная не менее - 1 шт., экран
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
для мультимедиа проектора, стол не менее- 13 шт., стул
2 (№№ 63, 64 на поэтажном плане (1П), 4 этаж)
не менее- 25 шт.
Учебная аудитория для проведения групповых и
индивидуальных консультаций: доска учебная не менее -
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
1 шт., экран для мультимедиа проектора, стол не менее-
2 (№№ 63, 64 на поэтажном плане (1П), 4 этаж)
13 шт., стул не менее- 25 шт.
Русский язык и культура речи
Помещение для самостоятельной работы: компьютерная
техника, операционная система Windows, пакет
программ Microsoft Office, CПС Консультант ПЛЮС,
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
ГАРАНТ, наборы демонстрационного оборудования и
2(№№ 52, 53,54,55 на поэтажном плане (1П), 3
учебно-наглядных пособий, стенды, плакаты, учебно-
этаж)
наглядные пособия, репродукции, экран для
мультимедиа проектора, презентационные материалы,
стол не менее - 43 шт., стул не менее - 48 шт.
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации: доска учебная не менее - 1
шт., наборы демонстрационного оборудования и учебно-
Омская область, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, дом
наглядных пособий, стенды, плакаты, репродукции,
2 (№№ 45, 46 на поэтажном плане (1П), 5 этаж)
экран для мультимедиа проектора, проектор,
презентационные материалы, стол не менее- 35 шт., стул
не менее- 68 шт.
14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////