НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА




2017

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Основное сообщение (резюме) добровольного национального доклада Республики Беларусь об осуществлении повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года……………………….……...3


2. Введение……………………………………………………………….…….8


  1. Достижение Целей устойчивого развития…………………………….…11 Цель 1 (Ликвидация нищеты) и Цель 8 (Достойная работа

    и экономический рост)……………………………………………….……. 11

    Цель 2 (Ликвидация голода)……………………………………….….17 Цель 3 (Хорошее здоровье и благополучие)…………………….…...20 Цель 4 (Качественное образование)…………………………………..22 Цель 5 (Гендерное равенство)………………………………………...25 Цель 9 (Индустриализация, инновации и инфраструктура) и Цель 17 (Партнерство в интересах устойчивого развития)……….31 Цель 6 (Чистая вода и санитария), Цель 13 (Борьба с изменением климата), Цель 14 (Сохранение морских экосистем), Цель 15 (Сохранение экосистем суши)……………...…………….….35

    4. Заключение………………………………………………………………...39

    ОСНОВНОЕ СООБЩЕНИЕ (РЕЗЮМЕ) ДОБРОВОЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


    Беларусь привержена осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и исходит из того, что Цели устойчивого развития (далее – ЦУР) могут быть достигнуты на основе скоординированных действий всех национальных партнеров в экономической, социальной и природоохранной сферах в условиях политической стабильности и поступательного экономического роста.

    Важным фактором достижения ЦУР являются взаимовыгодное региональное и глобальное сотрудничество, обмен знаниями и опытом в сфере инноваций для укрепления потенциала и передачи технологий в целях развития.


    Институциональные инновации – формирование национального координационного механизма для достижения ЦУР


    Для обеспечения всестороннего учета национальных реалий и приоритетов в процессе осуществления Повестки-2030, а также в целях учета комплексного и неделимого характера ЦУР и обеспечения сбалансированности всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического, в Беларуси сформирован национальный координационный механизм.

    В числе институциональных инноваций учреждение Президентом Республики Беларусь поста Национального координатора по вопросам достижения ЦУР, формирование под его руководством национального совета по устойчивому развитию.

    Деятельность совета, сформированного на уровне руководства 30 профильных органов государственного управления и регионов, позволит закрепить ответственность за выполнение ЦУР за конкретными правительственными агентствами, создаст платформу для межсекторального обмена и обсуждения прогресса выполнения ЦУР, позволит эффективно решать задачи вертикальной и горизонтальной координации.

    Национальный координатор будет отслеживать процесс достижения ЦУР на национальном уровне, осуществлять координацию усилий всех вовлеченных сторон. Для этого в рамках совета организовано обсуждение широкого спектра вопросов, касающихся достижения конкретных целей и задач устойчивого развития с участием представителей профильных научных и исследовательских структур, неправительственных

    организаций, а также партнеров из числа агентств системы ООН и международных организаций.

    Национальный координатор будет докладывать Правительству и Президенту о прогрессе выполнения ЦУР и вносить рекомендации по совершенствованию этого процесса.

    В процессе осуществления и мониторинга достижения ЦУР также задействованы механизмы парламентских слушаний и национальных консультаций с участием широкого круга партнеров, включая гражданское общество.

    Совместно с агентствами системы ООН, другими партнерами в Беларуси осуществляется работа по ознакомлению населения страны с Повесткой-2030, чтобы повысить уровень информированности общества и создать благоприятную социальную среду, мобилизовать внутренние ресурсы для достижения ЦУР.


    Национализация глобальных индикаторов устойчивого развития - нацеленность на политику, подкрепленную статистическими данными


    Беларусь исходит из того, что прогресс в достижении ЦУР и обеспечении того, чтобы никто не остался в стороне, во многом зависит от качественных, доступных, своевременных и надежных дезагрегированных данных. Основные проблемы, с которыми сталкивается Беларусь в формировании национальной системы показателей по глобальным показателям – пробелы в данных и методологии. Полная информация имеется лишь по 38% индикаторов, по 22% есть частичная информация и почти по 40% данные и методология расчета отсутствуют.

    Государственные органы управления под руководством Национального статистического комитета приступили к работе над составлением перечня национальных показателей, на основе которых будет сформирована национальная система индикаторов и мониторинга ЦУР.

    Мониторинг достижения ЦУР планируется осуществлять путем совместной работы центральных органов государственного управления и местных властей, а также привлечения к этой деятельности неправительственных и международных партнеров.

    Ключевая задача на этом направлении – укрепление статистического потенциала Беларуси, а также координации и сотрудничества между различными участниками процессов устойчивого развития.


    Цели устойчивого развития в национальных стратегиях, программах и планах развития

    Беларусь уже предприняла ряд важных шагов для практической реализации Повестки-2030 на национальном уровне. Отправной точкой наших действий стало утверждение Правительством в 2015 году Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (далее – НСУР), определившей основные ориентиры, которые предполагается достичь к 2030 году. Основная задача НСУР – трансформация модели национальной экономики от административного к индикативному планированию, достижение баланса вклада государственной и частной собственности в формировании валового внутреннего продукта и развитии национальной экономики, внедрение принципов ”зеленой экономики“ в производство, инновационное развитие и социальная поддержка наиболее нуждающихся и создание условий для реализации личностного потенциала каждого человека.

    В настоящее время осуществляется работа по гармонизации НСУР с ЦУР. В ближайшей перспективе Правительство одобрит обновленную НСУР на основе конкретных целей и задач Повестки-2030 с учетом национальной системы показателей устойчивого развития.

    В качестве важного элемента осуществления Повестки-2030 на национальном уровне Беларусь рассматривает включение и учет ЦУР в национальных, отраслевых и региональных стратегиях, программах и планах развития, которые определяют работу Правительства, центральных и местных органов власти, совершенствование законодательства и распределение бюджетных ресурсов.

    В декабре 2016 года после широкого общественного обсуждения принята ”Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года“, в которой в качестве основы устойчивого развития определено максимально эффективное использование внутренних ресурсов, прежде всего, инновационных возможностей экономики и развитие человеческого потенциала.

    Главная задача в области развития - повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах: обеспечение устойчивого экономического роста на основе инвестиций и инноваций, инвестиции в развитие человеческого потенциала и укрепление социальной поддержки уязвимых групп; обеспечение гендерного равенства и активная молодежная политика, поддержание экологической устойчивости.

    Достижение ЦУР в Республике Беларусь будет осуществляться с учетом показателей, включенных в государственные, отраслевые и региональных стратегии, программы и планы. По мере завершения

    процесса формирования национальной системы показателей устойчивого развития они будут включены в национальную систему мониторинга и планирования.


    Методология составления национального добровольного доклада Беларуси


    Беларусь рассматривает Политический форум высокого уровня (далее - ПФВУ) как уникальную площадку обмена передовой практикой и выработки рекомендаций для преодоления вызовов на пути устойчивого развития, разработки эффективных стратегических и согласованных мер в достижении ЦУР.

    Изучение, адаптация и применение передового международного опыта являются важным фактором достижения устойчивого развития на национальном уровне. Беларусь готова делиться с международным сообществом своей передовой практикой в сфере устойчивого развития.

    Наряду с универсальной сферой охвата ПФВУ Беларусь приветствует систематический анализ региональных аспектов устойчивого развития с уделением особого внимания формирующимся тенденциям и трудностям, а также скоординированным ответным действиям и мерам по решению наиболее актуальных проблем.

    Серьезного внимания ПФВУ заслуживают вопросы устойчивого развития стран со средним уровнем дохода. Важное значение для обеспечения справедливого прогресса имеет расширение поддержки со стороны системы ООН этой категории государств, которые составляют значимую долю в мировом населении и мировой экономике. Достижение всех трех компонентов устойчивого развития будет невозможно без решения экономических и социальных проблем этих стран и обеспечения их активного вовлечения в достижение ЦУР как на национальном, так и на международном уровне.

    В своем первом добровольном национальном докладе Беларусь уделит приоритетное внимание вопросам процветания, здорового образа жизни и благополучия в рамках основной темы Политического форума высокого уровня 2017 года ”Искоренение нищеты и содействие процветанию в изменяющемся мире“, а также сосредоточится на Целях и задачах Повестки-2030, касающихся продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства, здравоохранения и образования, гендерного равенства, занятости и демографии, а также создания устойчивой инфраструктуры, стимулирования устойчивой индустриализации и инноваций.

    В докладе будет уделено внимание сквозной теме ”Никого не оставить в стороне“, а также вопросам активизации и укрепления

    глобального партнерства, объединяющего правительства, систему ООН, гражданское общество, частный сектор и других участников в целях мобилизации всех имеющихся ресурсов для достижения устойчивого развития.

    ВВЕДЕНИЕ

    В 2015 году Республика Беларусь наряду с 193 государствами одобрила Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее – Повестка-2030) и выразила решительную поддержку ее реализации путем достижения всех Целей устойчивого развития (далее – ЦУР).

    Беларусь рассматривает Повестку-2030 как уникальную основу для новой глобальной политики в области устойчивого развития, которая призвана обеспечить реальный прогресс в борьбе с нищетой, голодом, детской смертностью, эпидемиями, изменением климата и иными вызовами современности, а также способствовать обеспечению мира и безопасности на планете.

    К принятию Повестки-2030 мир подошел с солидным багажом в виде Целей развития тысячелетия (ЦРТ), большинство из которых наша страна сумела выполнить досрочно.

    В работе по осуществлению ЦУР Беларусь будет опираться на собственный опыт, наработанный при движении к ЦРТ, а также намерена активно взаимодействовать с другими государствами в целях обмена передовыми практиками в области устойчивого развития. Мы рассчитываем на активную поддержку национальных усилий со стороны агентств системы ООН для скорейшего достижения ЦУР.

    Республика Беларусь уже приступила к работе по имплементации Целей устойчивого развития на национальном уровне, что включает в себя формирование целостной стратегии устойчивого развития на основе принципа национальной ответственности, а также создание соответствующих институциональных механизмов.

    Ключевым программным документом, задающим магистральные направления в области развития, является разработанная в 2015 году Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (далее – НСУР). Данный документ определяет основные ориентиры, которые предполагается достичь к 2030 году. Основные задачи НСУР: трансформация модели национальной экономики от административного к индикативному планированию, достижение баланса вклада государственной и частной собственности в формирование валового внутреннего продукта и развитие национальной экономики, внедрение принципов ”зеленой экономики“ в производство, инновационное развитие, социальная поддержка наиболее нуждающихся и создание условий для реализации личностного потенциала каждого человека.

    Вторым важным документом в данной области является принятая в декабре 2016 года Программа социально-экономического развития

    Республики Беларусь на 2016–2020 годы. В качестве основы устойчивого развития Программа определяет максимально эффективное использование внутренних ресурсов, включая инновационные возможности экономики и развитие человеческого потенциала. Согласно данному документу главная задача в области развития – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах: обеспечение устойчивого экономического роста на основе инвестиций и инноваций, инвестиции в развитие человеческого потенциала и укрепление социальной поддержки уязвимых групп, обеспечение гендерного равенства и активная молодежная политика, поддержание экологической устойчивости.

    Ключевые государственные программы и стратегии, а также иные программные документы будут реализовываться с учетом ЦУР, их выполнение будет отслеживаться с помощью показателей, разработанных в национальной системе мониторинга и оценки хода осуществления. Данную работу будет осуществлять Национальный статистический комитет Республики Беларусь. По мере завершения процесса формирования Национальным статистическим комитетом национальной системы индикаторов по достижению ЦУР они будут включены в национальную систему планирования.

    С целью осуществления общей координации работы в стране по достижению ЦУР в мае 2017 года Указом Президента Республики Беларусь был учрежден пост Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития. На данную должность была назначена Вице-спикер верхней палаты белорусского Парламента Марианна Щёткина. Этот шаг является подтверждением серьезного внимания, которое Беларусь уделяет вопросам осуществления Повестки-2030. При этом назначение женщины на должность Национального координатора является свидетельством нацеленности государства на обеспечение гендерного равенства. Данное назначение будет также способствовать активному вовлечению Парламента в процесс формирования законодательной платформы для достижения устойчивого развития на национальном уровне и решения практических задач устойчивого развития в регионах.

    Под руководством Национального координатора в Беларуси создан Совет по устойчивому развитию. В состав Совета вошли представители государственных органов и организаций на уровне заместителей руководителей. С учетом того, что осуществление Повестки-2030 требует поддержки и мобилизации всех субъектов в области развития, предусмотрена возможность привлечения к его работе представителей

    неправительственных организаций, исследовательских структур, бизнес- ассоциаций, международных организаций и других заинтересованных.

    Национальный координатор организует в рамках Совета рассмотрение различных аспектов выполнения ЦУР и будет ежегодного докладывать Президенту и Правительству о прогрессе выполнения ЦУР, а также вносить рекомендации по укреплению этого процесса. Свою работу Национальный координатор и Совет по устойчивому развитию будут выстраивать на основе Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития до 2030 года и Программы социально- экономического развития до 2020 года.

    Беларуси предстоит большая работа по ознакомлению населения страны с Повесткой-2030 и ЦУР с тем, чтобы повысить уровень информированности и создать благоприятные условия для их осуществления.

    Целью настоящего национального доклада Республики Беларусь является информирование международного сообщества о стартовых условиях для нашей страны по осуществлению Повестки-2030, ознакомление с видением и подходами Беларуси к достижению Целей

    №№ 1, 2, 3, 5, 9, и 14, отражающих тематику Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию 2017 года ”Искоренение нищеты и содействие процветанию в изменяющемся мире“, а также взаимосвязанных и сопряженных с ними ЦУР.

    ИСКОРЕНЕНИЕ НИЩЕТЫ И СОДЕЙСТВИЕ ПРОЦВЕТАНИЮ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ


    Уровень благосостояния и социальной защиты населения характеризует не только экономическое развитие страны, но и степень заботы государства о своих гражданах.

    Республика Беларусь досрочно выполнила важнейшую Цель

    развития тысячелетия – ”Искоренение крайней нищеты и голода“. Последовательная государственная политика по повышению размеров доходов населения и обеспечению социальных гарантий для наиболее уязвимых групп населения позволила снизить уровень малообеспеченности.

    В 2016 году 5,7% белорусских граждан официально относились к категории малообеспеченных (7,3% в 2011 году). Данный показатель вдвое ниже среднего по странам СНГ и Восточной Европы.

    Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предусматривает, что совершенствование адресной поддержки уязвимых категорий граждан позволит сохранить уровень малообеспеченности населения в социально приемлемых размерах – до 5,5%.

    Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года устанавливает в качестве ориентира национальной политики в области ликвидации нищеты снижение к 2030 году уровня малообеспеченности населения – до 3–4%.

    В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь граждане (семьи), признанные малообеспеченными, имеют право на государственную социальную помощь. Основными мерами, направленными на снижение уровня малообеспеченности (в первую очередь, среди неполных и многодетных семей, сельского населения) и усиление социальной защиты уязвимых категорий граждан, являются:

    • развитие социальной инфраструктуры поддержки на основе государственно-частного партнерства;

    • внедрение новых видов социальных услуг, в том числе для пожилых граждан и лиц с инвалидностью (социальный патронат, услуги сопровождаемого проживания, услуги социальной передышки и др.);

    • оказание действенной социальной помощи нуждающимся гражданам в совокупности с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение иждивенческого поведения трудоспособных граждан;

    • повышение качества предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания через внедрение современных стандартов качества;

    • развитие стационарозамещающих видов социальных услуг как наиболее приемлемых для социально уязвимых групп населения и наиболее экономичных.

      Благосостояние белорусских граждан зависит, в первую очередь, от квалифицированного добросовестного производительного труда, и в этом контексте мы отмечаем особую значимость Цели 8 ”Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех“. За период 2011–2016 годов реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в 1,3 раза, реальная заработная плата – в 1,4 раза, реальный размер пенсий по возрасту – в 1,2 раза.

      При этом в последние годы Беларусь столкнулась со снижением благосостояния населения (реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 году составили 92,7% к уровню 2015 года). Данная тенденция не носит критический характер, но содержит определенные риски, требующие поиска решений для их преодоления и выхода на траекторию устойчивого развития.

      Согласно программным документам устойчивое развитие экономики обеспечит повышение в 2020 году уровня реальных располагаемых денежных доходов населения на 9,5–11,6% по сравнению с 2015 годом. Усилятся адресность и целевая направленность социальной поддержки.

      В качестве приоритетных задач в области доходов и оплаты труда на период до 2030 года рассматриваются:

    • обеспечение соответствия темпов роста заработной платы и производительности труда;

    • совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы с целью ее упрощения и расширения прав руководителей государственных органов и бюджетных организаций в стимулировании работников;

    • более широкое применение гибких систем оплаты труда в совокупности с усилением факторов мотивации (социальные льготы и компенсации, страхование медицинских расходов и т.д.).

      В целом, меры в области оплаты труда направлены на последовательное повышение ее реального размера, снижение разрыва между уровнями средней заработной платы работников бюджетной сферы и в целом по стране.

      В настоящее время в Беларуси на законодательном уровне закреплен ряд социальных гарантий, касающихся доходов населения.

      Одним из государственных социальных стандартов в области оплаты труда является минимальная заработная плата. Размер минимальной заработной платы устанавливается Правительством и в качестве низшей границы оплаты труда обязателен для применения всеми нанимателями вне зависимости от формы собственности организации.

      На протяжении предыдущих пяти лет размер месячной минимальной заработной платы устанавливался на уровне, превышающем 1/3 часть среднемесячной заработной платы по стране. На начало 2017 года данный показатель составлял 36,7% от уровня среднемесячной заработной платы.

      Белорусским государством проводится политика по созданию условий для качественной жизни в пожилом возрасте. В области пенсионного обеспечения государственными минимальными социальными стандартами являются минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца.

      В целях поддержания уровня минимальных пенсий они индексируются по двум основаниям: при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (как правило, ежеквартально), а также в связи с повышением средней заработной платы работников (не реже одного раза в год).

      В целом, белорусские пенсионеры практически полностью выведены из категории малообеспеченных граждан (пенсии в размере ниже величины бюджета прожиточного минимума пенсионера имеют менее 0,5% от общей численности всех получателей пенсий).

      Помимо отмеченных гарантий в пенсионной сфере, в Беларуси сложилась разветвленная система государственной социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан: ветеранов, инвалидов, одиноких лиц пожилого возраста. Проводится большая работа по оказанию таким категориям населения содействия в поддержании их жизненного уровня, решении бытовых проблем, социально- психологической и медицинской реабилитации.

      Уровень расходов на социальную защиту населения в Республике Беларусь один из самых высоких в странах СНГ: расходы на социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) составляют 13,7% ВВП.

      К 2030 году Беларусь ставит цель обеспечить приближение качества жизни населения к уровню экономически развитых стран на основе модернизации и инновационного развития экономики.

      Политика в области заработной платы будет обеспечиваться посредством соблюдения основных макроэкономических пропорций. Приоритетным направлением в области политики оплаты труда будет выступать увеличение реальной заработной платы в соответствии

      с ростом производительности труда.

      Развитие национальной пенсионной системы будет осуществляться в целях повышения уровня жизни всех категорий пенсионеров, обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе. В качестве ориентира ставится задача сохранять сложившееся соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников на уровне не менее 40%, что соответствует международным стандартам.

      Развитие системы социального обслуживания будет осуществляться путем укрепления материально-технической базы и планомерного развития сети учреждений социального обслуживания, формирования их внутренней структуры с учетом реальных потребностей населения и спроса на социальные услуги, социально-демографических особенностей и финансовых возможностей регионов.

      Занятость (переобучение, создание новых рабочих мест)

      Эффективная занятость вносит существенный вклад в экономическое и социальное развитие государства. Помимо той важнейшей роли, которую занятость играет в обеспечении благосостояния отдельного человека, она представляет собой залог решения многих более широких социальных задач, включая сокращение бедности, рост производительности экономики и укрепление социальной сплоченности. Таким образом также обеспечивается движение к достижению важных Целей устойчивого развития Повестки-2030: Цели 1 ”Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах“ и Цели 8 ”Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех“.

      Вопросам занятости населения в Республике Беларусь уделяется большое внимание. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам страны гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Государственная политика в социально-трудовой сфере в Беларуси формируется с учетом данного положения основного закона страны.

      Ключевым инструментом реализации государственной политики в области занятости являются программы содействия занятости населения. В настоящее время в Беларуси реализуются мероприятия Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. Проводимые в рамках данной программы мероприятия направлены на повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей национальной экономики. Основное внимание при этом уделяется реализации активных мер по обеспечению

      занятости населения и удержанию уровня безработицы в пределах социально допустимого уровня.

      Предпринимаемые на государственном уровне действия способствуют сохранению высокого уровня занятости населения. На конец 2016 года численность официально зарегистрированных безработных в Беларуси составила 35,3 тысяч человек (0,8% численности экономически активного населения) при наличии 36 тысяч вакансий. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, уровень безработицы при этом составлял 5,8% от экономически активного населения. Данные о возрастном составе работников показывают, что свыше 49% рабочей силы находится в самом активном трудоспособном возрасте (30–49 лет), пятая часть трудящихся граждан приходится на молодежь в возрасте 16–29 лет.

      Трудовые ресурсы Беларуси характеризуются высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. Доля занятых лиц с высшим образованием в 2016 году составила 32%, со средним специальным и профессионально-техническим – 42,8%, с общим средним – 23,1%.

      Политика занятости предполагает содействие гражданам в реализации права на труд и получение социальной поддержки в случае потери работы.

      Вместе с тем перед Республикой Беларусь стоит ряд актуальных вызовов и задач в области обеспечения занятости, требующих своего решения. Существует необходимость реструктуризации отдельных предприятий и высвобождения избыточной занятости из промышленного сектора. При этом в стране предпринимаются меры по перераспределению высвобождаемых работников в перспективные секторы экономики, включая высокотехнологичную и наукоемкую сферы, ведется работа по ликвидации разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

      Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения соответствующих гарантий граждан создана государственная служба занятости населения, функционирует общереспубликанский банк вакансий, имеется возможность онлайн получения информации о наличии рабочих мест.

      Законодательством о занятости населения предусмотрены дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: дети-сироты, инвалиды, освобожденные из мест лишения свободы, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, лица предпенсионного возраста и иные уязвимые категории граждан.

      Одной из мер, направленных на повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости и содействие в трудоустройстве незанятых граждан, является профессиональное обучение (переобучение). Профессиональное обучение безработных дает данной категории граждан возможность получения профессиональных знаний и умений, необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности. В соответствии с белорусским законодательством безработным в период прохождения профессионального обучения предоставляется ряд социальных гарантий и компенсаций: гарантируется выплата стипендий; лицам, направленным на обучение за пределы их постоянного места жительства (в другой район или область), компенсируются расходы на проезд и проживание; период прохождения профессионального обучения по направлению органов занятости и социальной защиты включается в трудовой стаж; во время обучения может выплачиваться материальная помощь.

      Стратегической целью государственной политики в области занятости и рынка труда на долгосрочную перспективу является создание условий для развития человеческого капитала и обеспечение на этой основе свободно избранной и экономически эффективной занятости.

      Для достижения Цели 8 к 2030 году дальнейшая деятельность государства в области обеспечения занятости населения будет направлена на формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей модернизируемого производства, совершенствование структуры рабочих мест и перераспределение работников в наиболее интенсивно развивающиеся отрасли, включая сферу услуг.

      Усиление социальной направленности отраслевой структуры занятости предполагается на основе создания развитой социальной инфраструктуры (прежде всего, в сельской местности), расширения системы подготовки кадров в учебных заведениях, исходя из потребностей сферы услуг.

      Политика по повышению конкурентоспособности рабочей силы будет нацелена на использование эффективных механизмов и стимулов для повышения образовательного и профессионально-квалификационного уровня работников, а также устранение структурного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

      Основные задачи государственной политики Беларуси в области сельского хозяйства сопряжены с достижением на национальном уровне Цели 2 ”Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства“.

      К ключевым направлениям политики в данной сфере относится:

    • обеспечение права граждан на достаточное питание, в том числе путем оказания продовольственной помощи нуждающейся части населения;

    • обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

    • формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой.

      Для достижения указанных целей реализуется ”Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы“. Документ ориентирован на повышение эффективности производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также обеспечение внутреннего рынка страны отечественной продукцией в необходимых объемах и надлежащего качества на основе рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса. Акцент сделан на освоение инновационных технологий и модернизацию сельскохозяйственного производства.

      В Беларуси повышение качества питания рассматривается как неотъемлемая составляющая качества жизни населения. Необходимые для этого условия, включая динамику реальных денежных доходов населения и совершенствование занятости, определены в Программе социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Сама проблема продовольственной безопасности решена, в том числе посредством успешно реализованных программ возрождения и развития села на 2005–2010 годы, устойчивого развития села на 2011–2015 годы.

      Результатом принимаемых Правительством Беларуси мер стала обеспеченность страны продовольствием с долей импортируемой продукции не выше 15%. Достигнутый уровень собственного производства позволяет гарантировать высокое качество и доступность питания для населения, что исключает предпосылки для возникновения голода и способствует достижению Республикой Беларусь Цели 2.

      Мониторинг продовольственной безопасности, выполненный Национальной академией наук, установил, что в Беларуси сформированы четыре фактора устойчивости.

      С 2010 года внутренний спрос на продукты питания удовлетворен продукцией собственного производства на 83% и в полной мере обеспечивает продовольственную безопасность страны. За последние 10 лет показатель физической доступности продовольствия повысился на 60%, уровень потребления основных продуктов питания – на 12%, качество рациона населения – на 13%.

      Калорийность рациона питания населения (3400 ккал/сутки) является достаточной и практически исключает голод или недоедание. При этом внутренний потребительский рынок имеет резервы увеличения емкости по высококачественным видам продовольствия.

      Достигнуты медицинские нормативы потребления практически по всем жизнеобеспечивающим видам продовольствия. На человека в год потребляется 89 кг мяса и мясопродуктов, 250 кг молока и молокопродуктов, 145 кг овощей, 77 кг плодов.

      Расширяются инструменты и практика государственного экономического регулирования внутреннего рынка. Формируются и надлежащим образом используются стабилизационные фонды овощей, фруктов на межсезонный период, ресурсов масла животного, сыров, свинины, говядины. В глобальном рейтинге продовольственной безопасности за 2016 год Беларусь заняла 46-е место из 113 государств. Стабильные показатели объемов производства соответствуют оптимальному уровню продовольственной безопасности и в условиях активизации международной торговли формируют экспортный потенциал страны. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в последние годы обеспечивает около 8% ВВП страны и 15% общего

      экспорта.

      Актуальные вопросы обеспечения качества питания населения, безопасности сырья и пищевых продуктов выносятся на рассмотрение Межведомственного координационного совета по проблемам питания, который функционирует при Национальной академии наук Беларуси.

      Вместе с тем в аграрно-продовольственном секторе сохраняется ряд нерешенных задач. Отрицательные темпы роста денежных доходов негативно сказываются на возможности повышения качества питания.

      Наиболее уязвимыми к угрозам продовольственной безопасности являются домашние хозяйства с детьми. При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным. Кроме того, требуется комплекс мер по повышению эффективности производства и снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции.

      Для решения поставленных вопросов сформулирован перечень задач до 2030 года. Стратегической целью развития сельского хозяйства

      Беларуси является формирование конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохозяйственных продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения при сохранении плодородия почв.

      Здравоохранение (здоровье населения как фактор развития общества)

      Республика Беларусь прилагает значительные усилия для решения задач в рамках Цели 3 ”Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте“.

      Миссия ООН/ПРООН в 2013 году констатировала достижение Беларусью Целей развития тысячелетия по сокращению детской смертности, улучшению охраны материнства, борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом (Цели 4, 5, 6).

      Благодаря созданным условиям для рождения здоровых детей, уменьшения детской инвалидности, сокращения младенческой, детской и материнской смертности, за период 1990–2016 годов показатель материнской смертности в Беларуси уменьшился более чем в 18 раз: с 31,1 до 1,7 на 100 000 живорожденных.

      Показатель младенческой смертности в 2016 году достиг уровня 3,2 на 1000 живорождённых с учетом детей с массой тела при рождении от 500 граммов. По данному показателю Республика Беларусь находится на уровне развитых стран Европы (3,69 промилле) и опережает страны СНГ (9,34 промилле). Беларусь занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.

      Отмечается снижение коэффициента смертности детей в возрасте до 5 лет, который к 2016 году сократился до 4,1 на 1000 родившихся живыми против 15,6 в 1990 году. Согласно докладу ЮНИСЕФ за 2014 год у Беларуси лучший показатель в СНГ по уровню детской смертности. В соответствии с информацией ЮНФПА, по итогам 2014 года Беларусь заняла 1-е место в мире по снижению уровня материнской смертности и вошла в число 42 государств, в которых в 100% случаев роды принимаются квалифицированным медицинским персоналом.

      Благодаря реализации Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016–2020 годы и программ по профилактике ВИЧ-инфекции в партнерстве с международными организациями (ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНИСЕФ) и негосударственными объединениями при поддержке Глобального фонда, в стране за последние 10 лет удалось добиться значительного ограничения распространения ВИЧ-инфекции.

      Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Республике Беларусь в 2016 году составила 25,2 случая на 100 тысяч населения и удерживается в концентрированной стадии, т.е. распространенность ВИЧ-инфекции преобладает в наиболее уязвимых к ВИЧ группах населения: среди инъекционных наркопотребителей (13,8%), женщин, вовлеченных в секс-бизнес (5,8%), и мужчин, практикующих секс с мужчинами (4,8%).

      Распространенность ВИЧ среди населения по состоянию на 1 января 2017 года составила 0,18%. Увеличен охват антиретровирусным лечением ВИЧ-позитивных пациентов до 49% от числа состоящих на диспансерном учете.

      В 2016 году Республика Беларусь получила сертификат ВОЗ, фиксирующий полное предотвращение передачи ВИЧ-инфекции и сифилиса от матери к ребенку.

      В Республике Беларусь в октябре 2016 года – феврале 2017 года было проведено широкомасштабное репрезентативное исследование STEPS по изучению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, употребление алкоголя, избыточный вес, гиподинамия, повышенное артериальное давление, повышенное содержание глюкозы и холестерина крови, повышенное потребление соли). Результаты исследования будут способствовать наращиванию национального потенциала по анализу и интерпретации комплекса данных STEPS с целью совершенствования эпиднадзора за неинфекционными заболеваниями в Республике Беларусь, а также позволят разработать комплекс мер по борьбе с наиболее распространенными в стране неинфекционными заболеваниями.

      Системой здравоохранения обеспечен всеобщий охват услугами здравоохранения, доступ к безопасным, эффективным и качественным лекарственным средствам и вакцинам.

      Переоснащение новейшим медицинским оборудованием позволило существенно повысить уровень обеспеченности граждан ранее недоступными видами медицинских услуг, основанных на новейших достижениях мировой медицинской науки.

      По количеству органных трансплантаций на 1 млн. населения Беларусь является лидером не только на постсоветском пространстве, но и опережает многие европейские страны. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн. населения.

      Комплексной проблемой остается профилактика вредных привычек и формирование мотивации здорового образа жизни. Анализ причин смертности в Беларуси показывает, что на долю неинфекционных заболеваний сегодня приходится около 90% всех смертей. Именно этот фактор задает основной вектор приложения усилий на ближайшую и среднесрочную перспективу. На первый план здесь выходят вопросы профилактики, качественного и своевременного лечения и реабилитации пациентов с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, обструктивными болезнями легких. Предстоит минимизировать, а в идеале – исключить воздействие на организм человека таких факторов риска, как табак, алкоголь, нерациональное несбалансированное питание, гиподинамия.

      Образование (доступность образования – первое условие устойчивого развития общества, реформирование системы образования как фактор реагирования на современный изменяющийся мир)

      В Республике Беларусь образование в интересах устойчивого развития в рамках Цели 4 ”Обеспечение всеохватного и справедливого качественного

      образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех“ обеспечивается на всех уровнях основного и дополнительного образования и является приоритетным направлением государственной политики.

      В целях повышения качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики и требованиями информационного общества в стране реализуется Государственная программа ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.

      На протяжении более чем двадцатилетнего периода Беларусь демонстрирует стабильно высокие образовательные достижения. В стране достигнуты высокий показатель средней продолжительности обучения (11,5 года) и один из самых высоких показателей ожидаемой продолжительности обучения (15,7 года) среди 28 стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских стран.

      В Беларуси функционируют свыше 8 тысяч учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются около 2 млн. детей, учащихся и студентов. Беларусь является лидером среди стран СНГ по охвату населения дошкольным образованием. В 2016 году охват учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 5 лет составил 75%, от 3 до 6 лет – 93,9%. Охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе составляет 100%. Обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования достигла 97,6%.

      В 2016 году доля учащихся в учреждениях общего среднего образования к численности лиц 7–17 лет составила 96%. В 2016/2017 учебном году в высших учебных заведениях страны проходили обучение 313,2 тысяч студентов, из них 42% – за счет бюджетных средств и 58% – на платной основе.

      Финансирование образования осуществляется на уровне ведущих стран мира. Расходы консолидированного бюджета (без учета средств на капитальное строительство) по отрасли ”Образование“ в 2016 году прогнозировались на уровне 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных источников – 5,42% от ВВП.

      Граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного общего среднего образования.

      В соответствии с актами законодательства гражданам Республики

      Беларусь предоставляется возможность выбора учреждения образования, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, образовательных программ. На уровне общего среднего образования созданы условия для получения образования на дому, по индивидуальному учебному плану, а также в учреждениях здравоохранения и санаторно-курортных организациях.

      В соответствии с пожеланиями учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, в учреждениях общего среднего образования могут создаваться классы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

      Реализация гендерной политики в Республике Беларусь базируется на правовых, организационных, административных основах гендерного равенства. В учреждениях общего среднего образования осуществляется совместное обучение мальчиков и девочек.

      С целью сохранения репродуктивного здоровья учащихся активно формируется здоровьесберегающее пространство учреждений образования. Обучение учащихся умениям рационально и с пользой для здоровья использовать время на труд и отдых, пропаганда и стимулирование борьбы с вредными привычками, проведение разъяснительной работы по проблемам раннего начала половой жизни и заболеваний, передающихся половым путем, осуществляется как во внеклассной деятельности, так и в рамках учебных предметов.

      Ведется работа по развитию инклюзивного образования. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Образование лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) характеризуется вариативностью, поступательным движением к созданию в учреждениях образования развитой инфраструктуры ”без барьеров“, внедрением современных информационно-коммуникационных технологий обучения, расширением границ взаимодействия детей с особенностями развития и обычных детей в условиях образовательной интеграции, развитием инклюзивного образования.

      В 2016/2017 учебном году на учете в республиканском банке данных о детях с ОПФР состояло 149 919 детей (8,22% от общего количества детей), из них 7,5% – инвалиды. Охвачены специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью 99,7% детей с ОПФР. 85,2% обучающихся с ОПФР получают образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.

      В 2015 году в Республике Беларусь утверждена Концепция развития

      инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. В 2016 году утвержден План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

      Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы предусматриваются мероприятия по развитию адаптивной образовательной среды для лиц с ОПФР (подпрограмма ”Развитие системы специального образования“), по созданию безбарьерной среды в учреждениях высшего образования (подпрограмма ”Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц“). Доля учреждений общего среднего образования с адаптивной образовательной средой составляет 31,3% (951 учреждение) от общего количества, с безбарьерной средой – 3,3% от общего количества учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.

      Обеспечивается создание условий для непрерывного профессионального образования. В учреждениях профессионального образования обязательным является изучение блока социально- гуманитарных дисциплин, в рамках которого приобретаются знания и навыки, направленные на содействие устойчивому развитию, в т.ч. по вопросам прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия, вклада культуры в устойчивое развитие.

      Программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 учреждений образования и организаций, различных по статусу, ведомственной подчиненности и формам собственности. Непрерывным профессиональным образованием в 2016 году в стране было охвачено 336 тысяч человек.

      Важной составляющей практикоориентированной модели образования для устойчивого развития является дополнительное образование детей и молодежи. В системе образования страны функционирует 297 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимается более 380 тысяч учащихся (или каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

      Дальнейшее совершенствование и обновление системы образования связано с усилением роли человека в общественном развитии. Ведется работа, направленная на обеспечение современного содержания, качества и оптимальной структуры образования, внедрение новых форм организации образовательного процесса, развитие инклюзивного образования, включая интегрированное обучение и воспитание, повышение эффективности воспитательной работы и т.д.

      Женщины и девочки составляют 53,4% населения Беларуси. Доля женщин среди населения, занятого в экономике страны, составляет 49,6%, при этом треть из них – работники с высшим образованием.

      Республика Беларусь входит в число 15 стран мира, где индекс человеческого развития женщин равен или превосходит аналогичный показатель среди

      мужчин. По индексу гендерного неравенства наша страна занимает 32-е место среди 188 стран мира, а по ”индексу материнства“ 25 место. Вопреки общемировой тенденции к расширению гендерного цифрового разрыва1 в Беларуси наблюдается его сокращение на национальном уровне: гендерный цифровой разрыв среди пользователей интернета сократился с 6,4% в 2013 году до 4,9% в 2015 году.

      Выстраивая политику в гендерной сфере, Беларусь исходит из того, что достижение процветания и благополучия для всех напрямую зависит от целенаправленных и системных усилий по продвижению фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества. Для достижения Цели № 5 ”Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек“ Республика Беларусь проводит гендерно-ориентированную политику, к приоритетам

      которой относится:

    • внедрение гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в сфере социально- экономического развития и обеспечение гендерного равенства в экономической и социально-трудовой сфере;

    • создание условий для расширения представительства женщин в сфере управления и принятия стратегических решений;

    • развитие гендерного образования и просвещения;

    • содействие гендерному равенству в семейных отношениях;

    • обеспечение эффективной охраны здоровья женщин и мужчин;

    • профилактика и предотвращение домашнего насилия в семье и торговли людьми как крайних форм дискриминации по признаку пола.

Совершенствование правовой среды для реализации гендерно- ориентированной политики

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь женщинам и мужчинам предоставляются равные возможности в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности.


1 Международный союз электросвязи: гендерный разрыв среди пользователей интернета на глобальном уровне вырос с 11% в 2013 году до 12% в 2016 году

Эта норма является основой для формирования и реализации гендерно сбалансированного законодательства во всех сферах деятельности.

Общий принцип гендерного равенства закреплен в таких нормативных правовых актах, как Кодекс о браке и семье, Трудовой кодекс, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, и других законодательных актах. Гендерная экспертиза, проведенная Национальным центром законодательства и правовых исследований, подтвердила гендерную нейтральность национального законодательства.

Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек на всех уровнях обеспечивается через реализацию ряда государственных программ, включая Государственную программу ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016–2020 годы, Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы и др.

В фокусе этих программ находятся различные аспекты гендерной проблематики (gender mainstreaming), включая вопросы женского и материнского здоровья, образования, социальной защиты, семейной политики, реализации права на труд и участие в общественно- политической жизни.

С 2000 года в Беларуси под руководством Министра труда и социальной защиты действует Национальный совет по гендерной политике, две трети членов которого (21 из 31) составляют женщины. В состав Совета входят представители органов законодательной и исполнительной власти, местного управления, общественных объединений и академического сообщества.

В 2017 году Правительством утвержден пятый Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы. Мероприятия плана сформированы на основе национальных приоритетов в гендерной сфере и с учетом положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Цели 5 Повестки-2030.

План предусматривает изучение вопроса о целесообразности и перспективах подготовки единого комплексного законодательного акта о запрете дискриминации по гендерному признаку. Ход реализации Национального плана ежегодно контролируется, система его мониторинга охватывает два уровня: местный и республиканский.

Для развития партнерского взаимодействия с институтами гражданского общества по вопросам гендерной политики на местах во всех регионах страны (при областных исполнительных комитетах и Минском городском исполнительном комитете) созданы экспертные

рабочие группы по вопросам реализации гендерной политики. Участвующие в их деятельности представители неправительственных объединений, педагогических и научных кругов привлекаются к разработке проектов законодательных актов и оценке их реализации с точки зрения соблюдения прав и интересов женщин.

На постоянной основе реализуется сбор и анализ гендерной статистической информации

Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь на трехгодичной основе осуществляется издание сборника ”Женщины и мужчины Республики Беларусь“.

Противодействие гендерному насилию

В фокусе внимания белорусского государства находится проблема насилия в семье. На постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Разработан проект комплексного закона о противодействии насилию в семье.

Созданы центры по вопросам оказания помощи пострадавшим от насилия в семье, которые безвозмездно оказывают консультационно- информационные, психологические и реабилитационные услуги. При центрах работают 124 ”кризисные комнаты“, предназначенные для оказания помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, техногенных катастроф, стихийных бедствий и террористических актов.

Совершенствуется система межведомственного взаимодействия между органами по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждениями образования, организациями здравоохранения. Ведется профилактическая работа с ”агрессорами“.

Противодействие торговле людьми

Меры, реализуемые Республикой Беларусь по противодействию торговле людьми, носят комплексный всеобъемлющий характер.

Страна является участницей всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям, включая Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол), а также Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми.

Действует Закон Республики Беларусь ”О противодействии торговле людьми“, определены меры по защите и реабилитации жертв.

Национальным законодательством определены шесть составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы ”современного рабства“

(максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества).

К преступлениям, связанным с торговлей людьми, отнесены, помимо прочего, факты детской порнографии, когда при съемке порнопродукции в качестве ”модели“/“актера“ используется ребенок.

В настоящее время в стране реализуется Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2016–2018 годы, в которой особый акцент сделан на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв.

В работе по противодействию торговле людьми белорусские государственные органы активно взаимодействуют с общественными объединениями и агентствами системы ООН, включая УНП ООН, МОМ, УВКПЧ, УВКБ и др.

Борьба с торговлей людьми является одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене. С 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Беларуси при активной поддержке государств-членов ООН было принято шесть резолюций об улучшении координации действий в борьбе с торговлей людьми. Беларусь координирует деятельность в ООН Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, в состав которой входит 23 государства из различных регионов мира.

В Беларуси функционирует созданный при поддержке МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ). На базе центра прошли подготовку более тысячи белорусских и иностранных специалистов правоохранительных и иных профильных органов по вопросам противодействия торговле людьми, профилактики и минимизации социальных последствий траффикинга, идентификации и оказания помощи пострадавшим от торговли людьми. В МУЦ проводятся многочисленные конференции и семинары по антитраффикинговой тематике с широким участием международных партнеров и неправительственных организаций.

Социальная поддержка женщин

По итогу 2016 года процент нетрудоустроенных женщин составлял 34% от общего числа безработных (в 2011 году – 54,1%).

Для повышения конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда направлен ряд мер государственной политики. Безработные женщины, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения, имеют возможность получения новой профессии либо повышения квалификации, обучения основам предпринимательства и получения финансовой помощи на открытие собственного бизнеса. Они обучаются новым профессиям,

пользующимся спросом на рынке труда. Обучение проводится по 100 востребованным направлениям, 20% из которых интегрированные – дающие возможность получения двух и более профессий.

Законодательно закреплено право женщин, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или прохождение обучающих курсов за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Сокращен список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению которых ранее запрещалось привлечение лиц женского пола (с 252 до 182 позиций).

В настоящее время заработная плата женщин в среднем ниже, чем заработная плата мужчин – составляет порядка 75−80%. Это обусловлено дифференциацией заработной платы по отраслям, концентрацией женщин в бюджетной сфере, где отмечается относительно невысокая оплата труда (образование, здравоохранение, культура, социальные услуги). Вместе с тем наметилась тенденция к сокращению гендерного разрыва в заработной плате (соотношение среднемесячной заработной платы женщин и мужчин в 2011 году составляло 73%, в 2015 году – 76,2%).

Содействие развитию женского предпринимательства и занятости женщин

Государственная политика по обеспечению гендерного равенства предполагает активное содействие развитию женского предпринимательства. В 2017 году по поручению Правительства планируется дополнить Государственную программу ”Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь“ на 2016–2020 годы системными мерами по поддержке женского предпринимательства. Впервые женское предпринимательство станет объектом государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в настоящее время ряд белорусских банков2 при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, Европейского

союза, Швеции и Фонда поддержки стран с переходной экономикой реализуют программу ”Женщины в бизнесе“. Программа предусматривает предоставление доступа к финансовым ресурсам, ноу-хау и консультационной поддержке малым и средним предприятиям, которыми руководят женщины. Цель программы – продемонстрировать, что при предоставлении равных возможностей женщины-руководители могут успешно обеспечивать экономический рост и развитие, создание рабочих мест и другие социальные достижения.


2 Белинвестбанк, БНБ, Идея-банк

Реализация женщинами своего лидерского потенциала

В настоящее время женщины составляют 70,1% всех государственных служащих и 68% государственных служащих, занятых в органах судебной власти. 54,7% занимают руководящие должности.

В Беларуси обеспечено декларируемое международными документами 30-процентное представительство женщин на уровне принятия решений: должности Главы Администрации Президента, заместителя Председателя Совета Республики Национального собрания, министров и заместителей министров, председателя Национального статистического комитета и его заместителей, председателя Центральной избирательной комиссии и др. занимают женщины.

Возросла представленность женщин среди депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь созыва 2016 года – 33,7% (в прошлом созыве – 29,7%).

В местных советах женщины составляют 46,3% от общего количества депутатов и возглавляют более 30% органов местного самоуправления.

Положительное влияние на повышение социального статуса женщин оказывает развитие женского движения, расширение партнерства общественных объединений с правительственными структурами. Сегодня в Беларуси действуют более 30 гендерно- ориентированных общественных организаций, которые совместно с государственными и международными партнерами, реализуют проекты по развитию женского предпринимательства, сохранению репродуктивного здоровья женщин, противодействию домашнему насилию и др.

Индустриализация, инновации и инфраструктура; партнерство в интересах устойчивого развития

Мобилизация и эффективное использование внутренних ресурсов имеют принципиальное значение для Беларуси по достижению ЦУР. Внутренние

ресурсы формируются, главным образом, за счет экономического роста, подкрепляемого благоприятными условиями на всех уровнях.

Наиболее важным фактором повышения производительности труда и, соответственно, устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе является инновационная деятельность. Современные инновационные экосистемы объединяют широкое число партнеров, включая академические круги, научно-исследовательские учреждения, мелкие и крупные компании, предпринимателей, посредников и клиентов. Сегодня инновации представляют собой открытый международный процесс, в котором исследования, разработки, финансирование и перевод на коммерческую основу осуществляются партнерами из различных стран, и в котором стратегии компаний ориентированы на международные, а не на национальные рынки.

Экономический рост в Республике Беларусь в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет активной модернизации базовых отраслей и ускоренного формирования новых высокотехнологичных секторов экономики. Ядром инновационно- ориентированной экономики станут высокотехнологичные производства, создаваемые в индустриальном парке ”Великий камень“, Парке высоких технологий, НАН Беларуси, других инновационных индустриальных научно-технологических структурах. В качестве важнейших факторов повышения конкурентоспособности базовых отраслей и успешного развития новых секторов экономики будут выступать комплексная цифровая трансформация экономики, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Ожидается активизация деятельности, связанной с Белорусским инновационным фондом. Планируется наращивание объемов финансирования для реализации инновационных и венчурных проектов. В стране инициированы предложения по усовершенствованию законодательства в области финансирования научной и научно- технической деятельности, включая расширение грантовой формы финансирования научных и инновационных проектов.

В целях формирования современной технологической базы национальной экономики планируется концентрировать финансовые

ресурсы на выполнение мероприятий государственных научно- технических программ, которые ориентированы на создание техники и технологий V–VI технологических укладов. Предусматривается формирование эффективного организационно-экономического механизма коммерциализации результатов научно-технической деятельности, принадлежащих государству. В отраслях экономики планируется создать инжиниринговые центры для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции.

Получит развитие и государственную поддержку стартап-движение, будет обеспечено всемерное вовлечение в этот процесс научного и бизнес- сообщества Республики Беларусь.

Комплексное развитие национальной инновационной системы в среднесрочной перспективе будет осуществляться в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

Цель 9 ”Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям“ предусматривает совместную работу государств-членов ООН по созданию прочной инфраструктуры, содействию обеспечения всеохватывающей и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций. Кроме того, достижение большинства, если не всех, ЦУР требует крупных вложений в инфраструктуру и инновации. В Повестке-2030 признается, что частная предпринимательская инвестиционная и инновационная деятельность – это одна из основных движущих сил повышения производительности, обеспечения всеохватывающего экономического роста и создания рабочих мест.

Беларусь стремится стимулировать и поощрять эффективное партнерство между государственными организациями, между государственным и частным секторами, а также между организациями гражданского общества, опираясь на опыт и стратегии использования ресурсов всех заинтересованных участников.

На пути к достижению Целей устойчивого развития Беларусь будет уделять значительное внимание Цели 17 ”Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития“ с особым акцентом на государственно-частное партнерство (ГЧП), которое для нас является как средством, так и целью выполнения Повестки-2030.

Беларусь рассматривает ГЧП как фактор обеспечения устойчивой и успешной конкуренции в современных условиях инновационной экономики. ГЧП призвано сыграть роль в улучшении доступа к жизненно важным государственным услугам, в том числе для уязвимых слоев населения, в содействии решению проблем, связанных с изменением

климата, а также в поощрении экономического роста. При успешном взаимодействии двух партнеров (государственного и частного) выгоду получает и третья сторона – общественность – в виде более качественного предоставления услуг.

С 1991 года в Беларуси идет поступательный процесс внедрения механизма ГЧП, который позволяет взаимовыгодно реализовывать с привлечением частного капитала долгосрочные инфраструктурные проекты за счет эффективного распределения рисков и ответственности между государством и бизнесом.

Ключевые предпосылки развития механизма ГЧП в Беларуси весьма схожи с предпосылками в других странах, среди них: изношенность инфраструктуры и необходимость ее обновления, ограниченность бюджетных средств, необходимость использования передового опыта и повышения эффективности управления объектами инфраструктуры. Государство не может передать частному сектору свою ответственность по регулированию социальных стандартов по большинству инфраструктурных объектов, а частный сектор не готов нести риски без государственной поддержки.

В Беларуси механизм ГЧП активно применяется в таких сферах, как энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная инфраструктура, образование, здравоохранение, спорт, туризм, культура.

Первые шаги сотрудничества между государством и бизнесом были сделаны еще в 1991 году при принятии законов Республики Беларусь ”Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“ и ”Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь“, которыми регулировались вопросы осуществления инвестиций, в том числе в форме концессий.

В 2001 году эти законы были заменены на Инвестиционный кодекс, установивший особенности инвестиционной деятельности на основе концессий, а также заключения инвестиционных договоров между Беларусью и инвесторами.

В 2014 году на смену Инвестиционному кодексу пришли законы Республики Беларусь ”Об инвестициях“ и ”О концессиях“.

Серьезным толчком развития ГЧП в нашей стране стало принятие Программы деятельности Правительства на 2011–2015 годы, определившей формирование ГЧП в качестве одного из ключевых задач деятельности Правительства на этот период.

В 2014 году создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет – коллегиальный орган, координирующий вопросы долгосрочного развития объектов инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП. В его состав входят представители профильных

государственных органов, региональных властей, общественных организаций, бизнес-структур и финансовых институтов.

В 2015 году Межведомственным инфраструктурным координационным советом утвержден Национальный инфраструктурный план на 2016–2030 годы, отражающий инфраструктурную потребность страны и разрыв бюджетного финансирования на долгосрочную перспективу.

Таким образом, в Беларуси создана законодательная база ГЧП, сформирована институциональная среда, проведено обучение специалистов и выбраны первые пилотные проекты.

Беларусь рассматривает ГЧП как важный вклад в укрепление Глобального партнерства в интересах устойчивого развития с целью мобилизации внутренних ресурсов на достижение ЦУР.

Экология, вода, климат

В условиях, когда глобальные экологические проблемы создают угрозу для нынешнего и будущего поколений, Беларусь по-новому пересматривает проводимую экономическую и экологическую политику, переходя к модели, в которой экономический рост сопровождается сокращением потребления ресурсов,

уменьшением негативного воздействия на окружающую среду и повышением благосостояния людей.

Такие подходы заложены в основу ключевых программных документов: Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития на период до 2030 года, Программы социально- экономического развития на 2016–2020 годы, Государственной программы ”Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов“ на 2016–2020 годы, Национального плана действий по развитию ”зеленой экономики“ до 2020 года.

Чернобыльский опыт

В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Беларусь приобрела вынужденный опыт жизни и работы в условиях долговременного радиоактивного загрязнения. Почти четверть территории страны подверглась загрязнению радионуклидами. В основе государственной политики по преодолению последствий чернобыльской аварии – опора на собственные силы и переход от послеаварийных реабилитационных мероприятий к восстановлению и устойчивому социально-экономическому развитию пострадавших регионов.

Национальным законодательством установлена система льгот и гарантий для граждан, пострадавших в результате аварии и проживающих на загрязненных территориях. Значимую роль в сохранении здоровья пострадавшего населения играет бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление. Сегодня Беларусь имеет состоявшиеся научные школы в области радиологии и радиационной медицины, а также передовое производство радиометрического оборудования. Беларусь сделала качественный переход от страны, наиболее потерпевшей от чернобыльской катастрофы, к государству, накопившему уникальный научно-практический и управленческий опыт преодоления последствий аварии.

Предпринимаемые Беларусью меры в сфере экологии в целом являются достаточными для недопущения ухудшения качества окружающей среды. Однако экспертная и финансовая помощь международных институтов и зарубежных стран для внедрения наилучших доступных технологий позволит нашей стране существенно увеличить свой вклад в достижение Целей устойчивого развития и обеспечить дальнейшее комплексное развитие государства и повышение благосостояния его граждан.

Относительно проводимой в стране работы по достижению Цели 6 ”Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех“ следует отметить реализацию в стране пятилетних государственных программ ”Чистая вода“, направленных на обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, организацию рационального неистощающего водопользования в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития страны, совершенствование форм управления водоснабжением и водоотведением, внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий в сфере водного хозяйства.

Действующей программой ”Чистая вода“ запланировано, что к 2020 году обеспеченность потребителей водоснабжением питьевого качества составит 100 % (в настоящее время – около 84%).

Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели обеспечивается путем комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.

В части выполнения Цели 13 ”Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями“ Беларусь стала стороной Парижского соглашения по климату. В стране принят План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения.

В соответствии с положениями Парижского соглашения Беларусь обязалась сократить выбросы парниковых газов на 28% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. В 2019 году страна намерена подготовить свой Второй национально определяемый вклад, содержащий более амбициозные обязательства.

В 2011–2015 годах на мероприятия по энергоэффективности, энергосбережению и внедрению возобновляемых источников энергии расходовалось в среднем 5% ВВП. Доля государственных бюджетных средств в этих инвестициях составляла не менее 30%.

По такому показателю как энергоемкость ВВП Беларусь приблизилась к развитым странам с похожим климатом.

Углеродоемкость энергетической системы Беларуси в 1995–2015 годы снизилась более чем в 4 раза – это самый высокий в Европе темп движения к параметрам низкоуглеродного развития. Сегодня Беларусь имеет одно из самых низких значений углеродоемкости в Европе – около 0,3 тонны в эквиваленте СО2 на производство одного МВт-ч тепловой и электрической энергии, что сопоставимо с показателями таких стран, как Япония и США. Ожидается, что ввод в эксплуатацию строящейся в настоящее время атомной электростанции приведет к дальнейшему сокращению выбросов СО2 на 7–10 миллионов тонн в год, а также будет способствовать продвижению по пути выполнения Цели 7 ”Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех“.

Основными препятствиями для внедрения принципов ”зеленой экономики“ и реализации мероприятий по энергосбережению и сокращению выбросов парниковых газов являются отсутствие достаточных финансовых ресурсов, нехватка у органов местного управления навыков стратегического регионального планирования, ограниченность доступа к информации о новейших подходах, передовых практиках и технологиях, недостаточная информированность о потенциальных источниках и механизмах финансирования.

Для решения указанных проблем изучается возможность учреждения в стране межведомственной координационной платформы по вопросам устойчивого регионального и городского развития. Беларусь также заинтересована в проработке вариантов взаимодействия в этой сфере с внешними партнерами.

Находясь на Черноморско-Балтийском водоразделе, Беларусь вносит свой вклад в реализацию Цели 14 ”Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития“ посредством охраны трансграничных рек, что содействует сохранению акваторий Балтийского и Черного морей.

В стране прилагаются системные усилия по борьбе с загрязнением водных объектов. Утверждена Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года, определяющая основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод.

В результате проводимой государственной политики в области использования и охраны вод за последние 3 года объем сточных вод, отводимых в окружающую среду, снизился на 40 млн. м3.

Улучшилось общее состояние водных объектов бассейнов Днепра, Западной Двины, Немана и Припяти (особенно по содержанию биогенных элементов). Наметилась тенденция к стабилизации состояния водных объектов бассейна Западного Буга.

Благодаря реконструкции, модернизации и строительству очистных сооружений, удалось значительно снизить уровень антропогенной нагрузки на водные объекты. За последние пять лет в рамках государственной программы ”Чистая вода“ введены в эксплуатацию 49 сооружений очистки сточных вод.

В контексте Цели 15 ”Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия“ в Беларуси создана нормативно- правовая база, направленная на сохранение и рациональное использование биоразнообразия: Закон ”О животном мире“, Закон ”О растительном мире“, Закон ”О безопасности генно-инженерной деятельности“ и др.

В стране принят Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2016–2020 годы. Реализуются 49 планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, а также планы управления отдельными популяциями.

Действует ряд национальных стратегических документов, которые направлены на развитие системы особо охраняемых природных территорий, сохранение и устойчивое использование водно-болотных угодий, торфяников, предотвращение деградации земель. Развивается законодательство в сфере сохранения ландшафтного разнообразия.


пути их решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика Беларусь рассматривает настоящий национальный обзор в качестве важного шага в рамках работы по достижению ЦУР. В ходе его подготовки удалось оценить стартовые условия по выполнению ряда Целей Повестки-2030, систематизировать имеющиеся проблемы и наметить

Динамика выполнения нашей страной ЦУР достаточно высока. Это связано с тем, что цели и задачи Повестки-2030 совпадают с приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь, заложенными в основу Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Достижение ЦУР, бесспорно, является амбициозной задачей, которую государства не способны осилить в одиночку, мобилизуя лишь внутренние ресурсы.

Беларусь будет конструктивно участвовать в международном сотрудничестве в области развития, делиться своим национальным опытом в этой сфере, участвовать в глобальных инициативах и выдвигать собственные.

При этом важная роль в формировании многосторонних партнерств для мобилизации и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами для поддержки достижения Целей устойчивого развития на национальном уровне принадлежит системы ООН. Республика Беларусь намерена продолжать конструктивное взаимодействие по данному направлению, сложившееся со страновой командой ООН, включая ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, МОМ, МОТ, УВКБ, ВОЗ, ЮНЭЙДС, Всемирный банк, а также другими агентствами системы ООН.

Беларусь выступает за укрепление международного сотрудничества в поддержку усилий по наращиванию потенциала стран со средним уровнем дохода. В этой связи представляются уникальными возможности и потенциал ООН для разработки стратегий, программ и планов по содействию устойчивому развитию стран со средним уровнем дохода, решению проблем и преодолению вызовов, с которыми они сталкиваются в процессе достижения экономической, социальной и экологической устойчивости.

Беларусь также поддерживает развитие международного взаимодействия по продвижению политики и программ, направленных на увеличение объемов инвестиций в устойчивое развитие, которые бы

позволили обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех. Беларусь рассматривает в качестве важнейшего элемента выполнения Повестки-2030 инвестиции в обеспечение устойчивой и качественной инфраструктуры, в том числе для возобновляемой энергетики, транспорта, промышленного и сельскохозяйственного развития, информационно-коммуникационных технологий.

Беларусь продолжит принимать усилия по наращиванию потенциала национальной системы социальной защиты, здравоохранения, образования и готова развивать сотрудничество со всеми заинтересованными международными партнерами в целях обмена передовыми практиками в этой области.

Беларусь нацелена на укрепление национальной статистической системы для обеспечения фактологически обоснованной государственной политики для отслеживания прогресса в достижении устойчивого развития. В качестве важного фактора, подкрепляющего национальные усилия Беларуси в этой сфере, рассматривается оказание консультативной и технической поддержки со стороны системы ООН, в том числе по линии механизма MAPS (Mainstreaming, Acceleration and Policy Support), действующего под эгидой группы ООН по развитию.

Беларусь будет стремиться к тому, чтобы Повестка-2030 стала концептуальной основой для выстраивания дальнейшей работы на основе партнерства всех заинтересованных участников, включая Правительство, Парламент, органы местного управления, а также представителей науки, бизнеса, неправительственных организаций, частного сектора и молодежи.

Республика Беларусь подтверждает свои обязательства по обеспечению того, чтобы ни один человек не был обойден вниманием в процессе достижения ЦУР.

Государственная политика Беларуси подчинена принципу: все для блага человека. Это – руководство к действию для всех органов власти по решению практических задач Повестки-2030.

 

 

////////////////////////////