9 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Школьный этап 9 класс

Максимально возможный балл – 41 Время для выполнения заданий – 60 минут


КЛЮЧИ


Задание 1.

Какой особенностью в постановке ударения отличаются две группы слов:

  1. высокопарный, великодушный, великовозрастный, молокозавод, собаководство;

  2. морепродукт, общедоступный, высокообразованный, законопроект, постскриптум?

    Как эта особенность отражается в орфоэпических словарях? Как она влияет на произношение приведенных слов?


    Модель ответа и критерии:

    1. В ряде сложносоставных слов ударение одно. В приведенном списке это первая группа слов: высокопАрный, великодУшный, великовОзрастный, молокозавОд, собаковОдство. В словарях эта особенность отражается только одним значком, указывающим на ударный слог: / Гласный о, стоящий в предударной позиции, в приведенных словах следует произносить как редуцированный звук, близкий к [а], например: выс[а]к[а]парный.

    2. Во многих сложносоставных словах, помимо основного, появляется дополнительное, так называемое «побочное», ударение. В приведенном списке это вторая группа слов. В словарях побочное ударение отражается дополнительным значком: \ , указывающим на гласный звук, который сохраняет свое качество, произносится как в сильной позиции. Соответственно, гласный о, имеющий побочное ударение в словах 2-ой группы, надо произносить без редукции, т.е. не уподоблять в произношении звуку а: м[о]репродукт,[о]бщедоступный, выс[о]кообразованный, зак[о]нопроект, п[о]стскриптум. Произношение указанных звуков с редукцией (например: м[а]репродукт) является орфоэпической ошибкой.


Критерии оценивания

  1. За правильное указание на особенность постановки ударения в двух группах слов – 1 балл.

  2. За правильное объяснение того, как в орфоэпических словарях отражается дополнительное ударение (с указанием значка побочного ударения), – 1 балл.

  3. За правильное объяснение нормативного произношения слов 1 и 2 группы

    – 2 балла.

  4. За указание на возможную орфоэпическую ошибку в словах 2 группы – 1 балл.

Всего 5 баллов.


Задание 2.

Даны слова: золотоносный, слюдоносный, газоносный, молниеносный, рудоносный, нефтеносный.

Все эти слова образованы по одной формальной модели, но значение одного из них соотносится со значением производящей базы не так, как значение всех других.

  1. Укажите способ словообразования данных слов.

  2. Укажите слово, имеющее иное соотношение своего значения и производящей базы, чем остальные. Опишите это соотношение.

  3. Укажите, как соотносится значение остальных слов с их производящей базой.


Модель ответа и критерии:

  1. Способ образования – сложение основ плюс суффиксация: носить золото

    – золотоносный, носить слюду – слюдоносный и т. п. (1 балл).

  2. Это слово – молниеносный (0,5 балла). Его значение – «стремительный, яркий, мгновенный, как будто несущий молнию» (0,5 балла). Значение этого прилагательного образное, метафорическое по сравнению со значением элементов его производящей базы (1 балл).

  3. Значение остальных слов – «содержащий то вещество, которое названо в первой части сложного слова», несущий, то есть содержащий золото, слюду, газ, руду и нефть (1 балл).

Всего 4 балла.


Задание 3.

Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия

разных частей речи. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения типа «Дом высокий», «Девушка красивая» обозначаются схемой N1 – Adj1. Предложения типа «Детям хочется спать», «На улице начинает темнеть» обозначаются схемой Vf 3S Inf. Приведите пример предложения типа N1 – Inf. Объясните, что значит каждый символ в данной схеме.


Модель ответа и критерии:

Пример предложения по схеме N1 – Inf: Наша задача – победить врага. Схема N1 – Inf отражает грамматическую основу предложений данного типа. N1 обозначает существительное (и слова, выступающие в функции существи- тельного) в первом (то есть именительном) падеже. Соответственно, Inf обозначает инфинитив, то есть неопределённую форму глагола.

Тире между символами означает, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое.

За верно приведённый пример предложения – 2 балла.

За каждый верно объяснённый символ в структурной схеме по 2 балла.

Всего 8 баллов.


Задание 4.

Определите значение литературного слова портмоне и объясните его произношение в просторечии как «портамонет». Почему в просторечной сфере языка возможно произношение «мрамориальная доска» (лит. мемориальная доска), «увернимаг» (лит. универмаг), «гульвар» (лит. бульвар), «скупилянт» (лит. спекулянт)?


Модель ответа и критерии:

Портмоне – кошелек с несколькими отделениями для денег и документов. Произношение «портамонет» объясняется стремлением прояснить значение того или иного слова, чаще всего заимствованного, связать значение со звуковой оболочкой, в данном случае со словом «монета».

«Мрамориальный» – сделанный из мрамора; «увернимаг» – магазин, где заворачивают товар; «гульвар» – место для прогулок; «скупилянт» – делец, который все скупает.

За объяснение значения слова – 1 балл.

За комментарий произношения «портамонет» – 2 балла. За определение остальных произношений – 4 балла.

Задание 5.

У писателя XVIII в. В. К. Тредиаковского есть учебник 1748 года под названием «Раsговоръ между Чужестраннымъ человѣкомъ i Россiйскiмъ объ ортографии старiнной i новой».

  1. Укажите в данном названии все буквы, которые сейчас в русской графике не используются. Какие буквы используются вместо них? Какая буква используется иначе?

  2. В слове «ортография» использована другая буква вместо той, что используется в современном написании данного слова. Подберите слово с таким же первым словообразовательным компонентом, как в этом слове?

  3. Подберите 2 слова с таким же вторым словообразовательным компонентом, как в слове «ортография».


Модель ответа и критерии:

  1. Не входят в современный алфавит буквы I,


    ѣ, S. Используются И (вместо

    I), Е (вместо ѣ), З (вместо S). Буква Ъ изменила свой статус и стала твердым знаком (4 балла: по 1 баллу за букву и объяснение)

  2. ортография – орфография; ортопед и др. (1 балл)

  3. биография, география и под. (2 балла) Всего 7 баллов.


Задание 6.

Разделите слова пещера, востребованной, одной, освещения, перед (всеми) на две группы в зависимости от их старославянского или исконно русского происхождения и укажите признаки, свидетельствующие о происхождении.


Модель ответа и критерии:

Старославянимы:

а) пещера (звук щ, соответствующий русскому звуку ч; ср. Печора);

б) востребованной (неполногласие –ре-, соответствующее русскому -ере-; ср. теребить); в) освещения (звук [щ], соответствующий русскому звуку [ч]; ср. свеча).

Исконно русская лексика:

а) одной (начальный звук [о], соответствующий старославянскому е; ср. един);

б) перед (полногласие -ере-, соответствующее русскому -ре-; ср. пред). По 1 баллу за определение происхождения каждого слова.

По 1 баллу за комментарий каждого слова.

 

 

////////////////////////////