|
|
Перед вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.
Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.
Привет (1 балл), знает (3 балла), ехать (1 балл).
В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) <j> реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия.
Допустимо: после гласной буква Е обычно обозначает два звука (j + э), но здесь гласный звук безударный и похож на [и], перед которым при быстром произнесении j не слышится (выпадает).
Если слово знает не выписано, баллы не ставятся.
На уроке дали для разбора по составу следующие слова: сестрёнка, плетёнка, плёнка, печёнка, зелёнка. Один учащийся сделал это так:
Корень, суффикс -ёнк- и окончание |
Корень, суффикс -к- и окончание |
Корень и окончание |
сестр-ёнк-а плет-ёнк-а |
печён-к-а зелён-к-а |
плёнк-а |
Найдите ошибки учащегося и объясните их.
Ошибка – в разборе слова плетёнка (1 балл). В этом слове выделяется суффикс -к- (1 балл), а слово образовано от слова плетёный (1 балл). Таким образом, состав этого слова следующий: корень плет-, суффикс -ён-, суффикс -к- и окончание -а (1 балл).
Предположим, что слово карамель – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного?
Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания: от слова каникулы (это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа) возможная форма именительного падежа единственного числа – каникула (1 балл), по аналогии с игла – иглы (1 балл). В ответе возможно несколько форм.
Первая возможная форма – карамля (1 балл), по аналогии с земля (земель – земля) (1 балл). Вторая возможная форма – карамéля (1 балл), по аналогии с пустомеля (пустомель – пустомеля) (1 балл).
Назовите фразеологизм, о котором идет речь. Объясните его значение. Составьте с ним предложение.
Это собственно русское выражение, которое возникло в речи прачек. При стирке белья когда-то пользовались такими приспособлениями, как скалка, или каток, - круглая деревяшка, - и рубель – рифленая доска с ручкой, при помощи которой скалке можно придавать вращательное движение,
«катать» ее вместе с накручивающимся на нее бельем. Белье, которое было хорошо прокатано, имело отличный вид, даже если стирка была не очень качественной.
Не мытьем, так катаньем. – не одним, так другим способом (добиться чего- либо).
За верно указанный фразеологизм – 1 балл. За указание значения фразеологизма – 1 балл. За верно составленное предложение – 1 балл. Всего 3 балла.
Приведите русские пословицы и фразеологизмы (не менее трёх), в которые входит слово голова.
Например: снявши голову, по волосам не плачут; повинную голову и меч не сечет; (валить) с больной головы на здоровую, дурная голова ногам покоя не дает; иметь голову на плечах, потупив голову и т.д.
По 1 баллу за каждый правильный пример (не более 3 баллов).
В древнерусском языке использовалась старославянская азбука и у букв были свои традиционные названия, например, Д – добро. Догадайтесь по названию и запишите соответствующие им буквы: живете, земля, люди, буки, слово, твердо, червь, иже, како.
Живете – Ж, Земля – З, Люди – Л, Буки – Б, Слово – С, Твердо – Т, Червь – Ч, Иже – И, Како – К.
За определение каждой буквы – по 0,5 балла.
////////////////////////////