20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Специалист) - 2015 год

 

  Главная      Учебники -Пожарное дело    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Специалист) -2015 год

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации


Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры

«Сургутский государственный университет»


 


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИТЕТА


Направление подготовки


20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Квалификация (степень)


Специалист


Сургутт 2015 г.


  1. Общие положения

    Содержание

    1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования -про-грамма специалитета, реализуемая БУ ВО «Сургутский государственный университет» по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность

      1. Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению подготовки

        20.05.01 Пожарная безопасность

      2. Общая характеристика образовательной программы высшего образования (специалитета) по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность

        1. Цель ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность

        2. Срок освоения ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопас-ность

        3. Трудоемкость ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопас-ность

      3. Требования к абитуриенту

  2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП ВО по на-правлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность

    1. Область профессиональной деятельности выпускника

    2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

    3. Виды профессиональной деятельности выпускника

    4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

  3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ОПОП ВО

    1. Общекультурные компетенции

    2. Общепрофессиональные компетенции

    3. Профессиональные компетенции

  4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного про-цесса при реализации ОПОП ВО по направлению подготовки «Пожарная безопас-ность»

    1. Календарный учебный график

    2. Учебный план подготовки специалитета по направлению «Пожарная безопасность»

    3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

    4. Программы учебной и производственной практик

5 Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП ВО по направлению подготовки По-жарная безопасность в БУ ВО «Сургутский государственный университет»

  1. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и соци-ально-личностных компетенций выпускников

    1. Особенности организации образовательного процесса по ОП ВО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  2. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обу-чающимися ОПОП ВО по направлению подготовки «Пожарная безопасность»

    1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации.

    2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП ВО

  3. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие каче-ство подготовки обучающихся

Приложения

1.Общие положения


1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования -программа специалитета, реализуемая БУ ВО «Сургутский государственный университет» по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования -программа спе-циалитета реализуемая БУ ВО «Сургутский государственный университет» по направлению под-готовки 20.05.01 Пожарная безопасность представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного обра-зовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО).

ОПОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обу-чающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный гра-фик и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


    1. Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность.

      image

      Нормативную правовую базу разработки ОПОП ВО специалитета составляют:

      Федеральный закон от 26.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 "Об утверждении перечней специаль-

      ностей и направлений подготовки высшего образования";

      image приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 "Об утверждении Порядка организа-ции и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам выс-шего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам маги-стратуры"

      image приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 "Об утверждении Порядка прове-дения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего обра-зования -программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистрату-ры";

      image

      image Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета) от 17.08.2015 №851

      Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Устав вуза БУ ВО «Сургутский государственный университет».


    2. Общая характеристика образовательной программы высшего образования (специали-тет) по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность.

      1. Цель ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность.

        Целью профессиональной подготовки по направлению «Пожарная безопасность» является форми-рование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направ-лению «Пожарная безопасность» в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направле-нию подготовки.

        1.3.2. Срок освоения ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность Нормативный срок освоения основной образовательной программы специалитета по направлению подготовки «Пожарная безопасность», включая последипломный отпуск, при очной форме обучения -5 лет.

        1.3.3. Тр удое мкость ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность со-ставляет 300 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по данному на-правлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и вре-мя, отводимое на контроль качества освоения студентом ОПОП ВО.

    3. Требования к абитуриенту.

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем обра-зовании или среднем профессиональном начальном образовании, если в нем есть запись о получе-нии предъявителем среднего (полного) общего образования


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность».


    1. Область профессиональной деятельности выпускников программ специалитета включает совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств.

        1. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ специалитета являются:

          общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

          опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства;

          методы оценки и способы снижения пожарных рисков;

          методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

          правила нормирования опасностей и их воздействия на окружающую природную среду; управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной

          безопасности;

          методы, средства и силы спасения человека и имущества при чрезвычайных ситуациях (далее

          -ЧС);

          системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

          процессы технического регулирования в области обеспечения пожарной безопасности; средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых систем обеспечения пожарной безопасности.

        2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:

          проектно-конструкторская; производственно-технологическая.

        3. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

      проектно-конструкторская деятельность:

      выбор и расчет основных параметров средств защиты человека и окружающей среды приме-нительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем;

      разработка систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

      разработка оптимальных систем защиты производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;

      проведение экономической оценки разрабатываемых систем противопожарной защиты или предложенных технических решений;

      разработка организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в под-разделениях;


      производственно-технологическая деятельность:

      освоение конструкций и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной тех-ники, умение практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике;

      организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического обо-рудования;

      обслуживание технологического оборудования систем пожарной безопасности; контроль соблюдения пожарной безопасности при проведении работ;

      разработка инструкций по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требова-ниями;

      обслуживание технического оборудования систем пожарной безопасности;

      составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документа-ции на его ремонт и (или) списание, организация и контроль мероприятий по ремонту пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники и оборудования;

      составление организационно-распорядительных документов по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требованиями.


  2. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ОП ВО. Результаты освоения ОПОП ВО по направлению подготовки «Пожарная безопасность» определя-ются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, уме-ния и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

    В результате освоения данной ОПОП ВО выпускник должен обладать следующими компетенциями:


    1. Общекультурные компетенции (ОК):

      Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

      способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

      способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренче-ской позиции (ОК-2);

      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития об-щества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

      способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедея-тельности (ОК-4);

      способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);

      способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую от-ветственность за принятые решения (ОК-6);

      способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

      способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения пол-ноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

      способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).


      3.2 Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

      Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими

      общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

      способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

      способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).


      3.3. Профессиональные компетенции (ПК):

      Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

      проектно-конструкторская деятельность:

      способностью применять методику анализа пожарной опасности технологических процессов производств и предлагать способы обеспечения пожарной безопасности (ПК-1);

      способностью проводить оценку соответствия технологических процессов производств тре-бованиям нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности (ПК-2);

      способностью определять расчетные величины пожарного риска на производственных объ-ектах и предлагать способы его снижения (ПК-3);

      способностью применять методы расчета основных параметров систем обеспечения пожар-ной безопасности технологических процессов (ПК-4);

      способностью определять категории помещений, зданий и наружных установок по взрыво-пожарной и пожарной опасности (ПК-5);

      способностью вносить изменения в технологическую документацию с целью оптимизации системы обеспечения пожарной безопасности в рамках профессиональной деятельности (ПК-6);

      производственно-технологическая деятельность:

      способностью осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управ-ленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (ПК-14);

      способностью разрабатывать оперативно-тактическую документацию (ПК-15);

      знанием документационного обеспечения управления в органах и подразделениях ГПС (ПК-

      16);


      способностью организовывать тушение пожаров различными методами и способами, осуще-

      ствлять аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий ЧС (ПК-17);

      знанием конструкции и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной тех-ники, правил ее безопасной эксплуатации и ремонта, умением практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике (ПК-18);

      знанием организации пожаротушения, тактических возможностей пожарных подразделений на основных пожарных автомобилях, специальной технике и основных направлений деятельности ГПС (ПК-19);

      способностью руководить оперативно-тактическими действиями подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ (ПК-20);

      способностью принимать с учетом норм экологической безопасности основные технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, технологических про-цессов производств, систем отопления и вентиляции, применения электроустановок (ПК-21);

      способностью прогнозировать размеры зон воздействия опасных факторов при авариях и пожарах на технологических установках (ПК-22);

      способностью прогнозировать поведение технологического оборудования с пожаровзрыво-опасными средами в условиях пожара (ПК-23);

      способностью использовать знания способов предотвращения аварии и распространения пожара на производственных объектах (ПК-24)

  3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП ВО по направлению подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность».

    В соответствии с ФГОС ВО специалитета по направлению подготовки 280705 Пожарная безопасность содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОП ВО регламентируется учебным планом специалитета с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.


    1. Календарный учебный график

      Календарный график учебного процесса подготовки специалитета по направлению «Пожарная безопасность» приведен в Приложении 1.


    2. Учебный план подготовки специалитета по направлению подготовки «Пожарная безо-пасность»

      Учебный план подготовки специалитета по направлению «Пожарная безопасность» приведен в приложении 2


    3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

      Рабочие программы учебных курсов, дисциплин по направлению подготовки «Пожарная безопас-ность» приведены в приложении 3.


    4. Программы учебной, производственной и преддипломной практик.

      Программы практик по направлению подготовки «Пожарная безопасность» приведены в прило-жении 3.


  4. Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП ВО по направлению подготовки «Пожарная безопасность».

    Образовательная программа высшего образования обеспечивается учебно-методической до-кументацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам образовательной программы.

    Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неогра-ниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиоте-кам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают воз-можность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории вуза, так и вне его.

    Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения для проведения аудиторных занятий (лекций, практических и лабораторных работ, консультаций и т.п.):

    Для проведения:

    • лекционных занятий имеются аудитории, оснащенные современным оборудованием, служа-щим для представления учебной информации большой аудитории

    • практических занятий – компьютерные классы, специально оснащенные аудитории;

    • лабораторных работ – оснащенные современным оборудованием и приборами, установками лаборатории;

    • само стоятельной уч еб ной работы студентов: оснащены компьютерной техникой с возмож-ностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

    Кадровое обеспечение реализации ОПОП ВО

    Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими

    и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализа-ции программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

    Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ста-вок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, состав-ляет 100 процентов.

    Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ста-вок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и призна-ваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работ-ников, реализующих программу специалитета -60,5 процента.

    Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководите-лей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реа-лизуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета -30,2 процен-тов.


  5. Характеристики среды университета, обеспечивающие развитие общекультурных и соци-ально-личностных компетенций выпускников.


    Социокультурная среда создается в результате реализации основных направлений образо-вательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности университета. Социокуль-турная среда университета обеспечивает развитие социально-личностных компетенций и способ-ствует успешному прохождению студентами периода обучения от получения навыков организа-ции учебной и внеучебной работы, знакомства с историей и культурой многонационального Хан-ты-Мансийского автономного округа – Югры, с культурными и научными традициями универси-тета до готовности к профессиональной деятельности.

    В университете существует целый ряд подразделений, созданных для управления социально-культурными процессами, способствующих укреплению нравственных, гражданских, патриотиче-ских и общекультурных качеств обучающихся: Совет по воспитательной работе СурГУ, Система студенческого самоуправления и отдел по внеучебной работе.

    Совет по воспитательной работе СурГУ создан для контроля и организации воспитательной рабо-ты в университете. В своей деятельности он руководствуется «Концепцией воспитательной рабо-ты СурГУ», основной смысл которой заключается в том, что выпускник университета должен быть всестороннее развитой жизнеспособной личностью, которая будет способна адекватно реа-гировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие ре-шения, обладать гуманистической ориентированностью и высокой гражданственностью, направ-ленностью на профессиональный успех и творческую устремленность, интеллигентность, соци-альную активность и предприимчивость. Совет активно сотрудничает более чем с 24 националь-ными объединениями, учреждениями искусств, с социальными службами и силовыми структура-ми округа. Его работа направлена на поддержание в университете атмосферы уважения к окру-жающим людям и миру в целом.

    Представительным органом Системы студенческого самоуправления университета является Сту-денческий Парламент. В Системе студенческого самоуправления действуют:

    • 5 ассоциаций: «Ассоциация творческих клубов», «Ассоциация спортивных клубов», «Ассоциа-ция лиц с ограничениями по здоровью», «Ассоциация студентов, оставшихся без попечения»,

      «Ассоциация выпускников»;

    • 6 центров: «Центр волонтеров», «Центр Дружбы народов», «Центр прикладного творчества»,

      «Центр студенческих отрядов», «Центр гражданско-патриотической подготовки», «Центр настав-ников»;

    • 10 комитетов: 6 «Студенческих комитетов института», 2 «Студенческих комитета общежития»,

    «Антинаркотический комитет», «Комитет гражданских инициатив».

    Их деятельность регламентирована Положениями и направлена на формирование активной граж-данской позиции. Через деятельность Системы студенческого самоуправления студентам предос-тавляется возможность принимать активное участие в социальных акциях, заниматься благотвори-тельностью, организацией встреч с известными политиками разных направлений, предпринимате-лями, религиозными деятелями разных конфессий, деятелями искусства и т.п. Одной из форм ра-боты являются деловые профессиональные и общественно-политические игры; организация

    «Школы актива»; курсы, направленные на адаптацию и сплочение студентов различных институ-тов. Студенчество университета принимает непосредственное участие в решении учебно-воспитательных и социально-бытовых проблем студентов СурГУ. При содействии студентов и со-трудников института государства и права действует бесплатная юридическая консультация, а в институте гуманитарного образования и спорта -психологическая служба, работа которых на-правлена на социальную и психологическую поддержку всех категорий работающих и обучаю-щихся в университете.

    Отдел по внеучебной роботе со студентами призван организовывать досуг студентов, спо-собствовать выявлению и развитию их творческих способностей через участие в конкурсах, круж-ках по интересам; содействовать работе кураторов со студенческими группами, развитию творче-ской и организационной инициативы обучающихся, организации встреч с известными жителями округа, предпринимателями, учеными, деятелями искусства и т.п.

    Социокультурные компетенции студентов формируются в тесном сотрудничестве со Сту-денческим театром СурГУ, Музеем СурГУ, Спортивным клубом и другими подразделениями СурГУ.

    Студенческий театр СурГУ способствует формированию духовно-нравственного, эстетического и гражданского сознания обучающихся через приобщение к искусству. В театре действуют творче-ские лаборатории: «Школа ведущего», «Школа вокального мастерства», «Театр пластики и панто-мимы», «Школа хореографии», основными задачами которых является обеспечение возможности раскрепоститься, заглянуть внутрь себя, развивать свои творческие способности и открывать но-вые.

    Музей СурГУ представляет собой учебное и воспитательное подразделение университета, которое сформировано для сохранения не только исторических сведений и архивных документов университета, но и развития у обучающихся познавательных способностей, прямого участия в по-полнении и изучении материалов Музея, формирования у них гражданственности и патриотизма на примере истории университета, тесно связанной с развитием города и округа.

    Спортивный клуб отвечает за создание условий для формирования у студентов ценностных ори-ентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни и повышения уровня здоровья обучающихся. Разрабатывает и внедряет в повседневную практику здоровьесбе-регающие технологии обучения и оздоравливающие методики коррекции и укрепления здоровья. Спортивным клубом совместными усилиями с ведущими тренерами страны культивируются раз-личные виды спорта.

    Научная библиотека СурГУ ведет большую культурно-просветительскую, научно-библиографическую и гражданско-патриотическую работу.

    Таким образом, университет имеет необходимые возможности для создания условий по формиро-ванию общекультурных (социально-личностных) компетенций обучающихся, что подтверждается успешными карьерным ростом и профессиональными достижениями выпускников.


    1. Особенности организации образовательного процесса по ОПОП ВО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Содержание высшего образования и условия организации обучения обучающихся с огра-ниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Обучение по образовательным программам высшего образования обучающихся с ограни-ченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ высшего образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

      . Обучение по образовательным программам высшего образования обучающихся с ограни-ченными возможностями здоровья осуществляется Университетом с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

      В вузе создаются специальные условия для получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Под специальными условиями для получения высшего образования обучающимися с огра-ниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и ме-тодов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических мате-риалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользова-ния, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспе-чение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможно-стями здоровья.

      . В целях доступности получения высшего образования обучающимися с ограниченными воз-можностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:

      1. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

        image

        image наличие специального оборудования -портативный дисплей Брайля, который озвучивает все действия пользователя, обеспечивает комфортную работу на компьютере и доступность информации. Дисплей сочетает в себе новейшие технологии, самую удобную для пользова-теля клавиатуру, эргономичное расположение органов управления, подключение USB ка-белем.

        присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

        обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации.

      2. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

        image дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий

        визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество определены с учетом размеров помещения);

        image обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

      3. для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях:

      image

      image наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, широких лифтов со звуко-вым сигналом, световой навигации, платформы для подъема инвалидных колясок; локаль-ного понижения стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;

      наличие специальных кресел и других приспособлений,

      наличие санитарной комнаты, оборудованной адаптированной мебелью.

      Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может

      быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.

      С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вузом обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

      Для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется специальное оборудование

      В Научной библиотеке для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляется:

      image приоритетное обеспечение (по имеющимся на абонементе спискам) печатными изданиями в период массовой выдачи учебной литературы;

      image предоставление удаленного -по паролю -доступа с домашнего или другого ПК (с выходом в интернет) к электронным образовательным ресурсам НБ: 9 ЭБС (электронно-библиотечным системам), 45 БД (образовательным базам данных), 3 ПЭК (полнотекстовым электронным коллекциям), ЭК (электронному каталогу), состоящему из 130 тыс. записей;

      image

      image электронный заказ (бронирование) печатных изданий и просмотр своего электронного формуляра – с любого ПК (с выходом в Интернет);

      2 лингафонные кабины с медиатекой для прослушивания и просмотра материалов; библиотечно-библиографическое обслуживание глухонемых студентов сотрудником биб-лиотеки, владеющим языком специального алфавита;

      image условия для удобного и безопасного перемещения по библиотеке: широкие лифты со зву-ковым сигналом, платформы для подъема инвалидных колясок; пандусы и поручни; свето-вая навигация;

      image удобное расположение мебели и автоматизированных читательских мест для лиц с нару-шением опорно-двигательного аппарата.

      На сайте университета размещена информация об особенностях поступления для инвали-дов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработана вкладка «Ассоциация студен-тов с ограниченными возможностями здоровья».


  6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО

    1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

      В соответствии с требованиями ФГОС ВО для проведения текущего контроля успеваемо-сти и промежуточной аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтап-ным требованиям ОПОП ВО вузом созданы фонды оценочных средств. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; при-мерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов, а также другие формы контроля, позво-ляющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности компетен-ций.

    2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП ВО

Государственная итоговая аттестация (ГИА) специалиста включает защиту выпускной ква-лификационной работы (Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза). ГИА прово-дится с целью определения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных ком-петенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВО, способствующим его устойчивости на рынке труда и.. Аттестационные испытания, входящие в состав государственной итоговой аттестации выпускника, полностью со-ответствуют образовательной программе специалитета, которую он освоил за время обучения.

 

 

 

 

 

////////////////////////////