20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» характеристика основной профессиональной образовательной программы по специальности

 

  Главная      Учебники - Пожарное дело    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» характеристика основной профессиональной образовательной программы по специальности

 

 

 


Квалификация – специалист Нормативный срок освоения – 5 лет


  1. Общие положения.

    Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) специалитета, реализуемая Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования

    «Дальневосточный федеральный университет» по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

    ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя: учебный план, учебно-методические комплексы (в том числе рабочие программы) учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

    Требования к кадровому обеспечению ОПОП, а также к обеспеченности учебно-методической документацией и материально-техническому обеспечению определены в соответствии с ФГОС ВО по специальности

        1. Пожарная безопасность. Доля штатных научно-педагогических

          работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

          Реализация ОПОП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, доля которых в общем числе научно-педагогических работни- ков составляет не менее 70 %. Доля преподавателей, имеющих учёную сте- пень и (или) учёное звание в общем числе научно-педагогических работни- ков, реализующих программу специалитета составляет не менее 60%. Доля научно-педагогических работников из числа руководителей и работников ор- ганизаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы в общем числе работников, реализующих программу составляет не менее 10 %.

          ОПОП обеспечена представленной в локальной сети ДВФУ учебно- методической документацией по всем дисциплинам, включая самостоятельную работу студентов. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечным системам и электронной информационно-образовательной среде ДВФУ, размещенной на платформе Blackboard Learn. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы, изданными за последние пять-десять лет.

          Учебный процесс обеспечен соответствующими противопожарным требованиям оборудованными аудиториями и лабораториями, предназначенными для проведения лекционных, лабораторных и практических занятий по дисциплинам учебного плана, а также помещениями для самостоятельной работы студентов. Посредством сети Wi- Fi, охватывающей все учебные корпуса, обучающиеся имеют доступ к сети

          «Интернет». Все аудитории, предназначенные для проведения занятий лекционного типа, оборудованы мультимедийными системами, проекторами, презентационными экранами. Все здания ДВФУ спроектированы и

          оборудованы с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями.


  2. Нормативная база для разработки ОПОП

    Нормативную правовую базу разработки ОПОП специализации составляют:

          • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

          • Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность высшего образования (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 г. № 851;

          • нормативно-методические документы Минобрнауки России, Рособрнадзора;

    – Устав ДВФУ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 года №1614;

    – внутренние нормативные акты и документы ДВФУ.


  3. Цели и задачи основной профессиональной образовательной программы.

    Целями ОПОП по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность является подготовка высококвалифицированных специалистов в области защиты населения и территорий от пожаров, владеющих современными технологиями посредством формирование у обучающихся профессиональных компетенций, позволяющих им быть востребованными на рынке труда, способствующих их социальной мобильности и обеспечивающих возможность быстрого и самостоятельного приобретения новых знаний, необходимых для их адаптации и успешной профессиональной деятельности в области профилактики и тушения пожаров.

    Целью образовательных программ в области воспитания личности является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, толерантности, повышения общей культуры.

    Целью специализации «Профилактика и тушение природных пожаров» по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность является подготовка на уровне мировых квалификационных требований специалистов в области обеспечения пожарной безопасности.

    Основными задачами специализации «Профилактика и тушение природных пожаров» являются следующие:

    • подготовка в ДВФУ конкурентоспособных специалистов за счет качественного роста уровня и разнообразия компетенций профессиональных кадров в таких областях, как предупреждение и тушение природных пожаров, минимизацию ущерба природной среде, сохранение жизни и здоровья человека а также материальных ценностей на объектах экономики;

    • сотрудничество с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными структурами Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейского Союза и США по заявленным направлениям программы;

    • достижение высокой научной и инновационной продуктивности подготавливаемых кадров за счет опоры на важнейшие инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, лабораторную базу ДВФУ, Дальневосточного отделения Российской академии наук.


  4. Трудоемкость ОПОП по направлению подготовки

    Общая трудоемкость обучения за весь период, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом образовательной программы, составляет 300 з.е. (1 з.е. = 36 академических часов).

  5. Область профессиональной деятельности.

    Область профессиональной деятельности специалистов направления

        1. Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» включает в себя совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств.

          Специфической особенностью образовательной программы является расширение области профессиональной деятельности на прогнозирование, профилактику и тушение природных пожаров.

  6. Объекты профессиональной деятельности.

    Объектами профессиональной деятельности по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность являются:

    общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; методы оценки и способы снижения пожарных рисков; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; правила нормирования опасностей и их воздействия на окружающую природную среду; управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности; методы, средства и силы спасения человека и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС); системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; процессы технического регулирования в области обеспечения пожарной безопасности; средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых систем обеспечения пожарной безопасности.

    С учетом специализации «Профилактика и тушение природных пожаров» объектами профессиональной деятельности являются: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; методы оценки и способы снижения пожарных рисков.


  7. Виды профессиональной деятельности. Профессиональные задачи

    Специалист по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

          • производственно-технологической;

          • экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской.

            Выпускник программы специалитета 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

            в области производственно-технологической деятельности (ПТД):

          • освоение конструкций и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, умение практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике;

          • организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования;

          • обслуживание технологического оборудования систем пожарной безопасности;

          • контроль соблюдения пожарной безопасности при проведении работ;

          • разработка инструкций по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требованиями;

          • обслуживание технического оборудования систем пожарной безопасности;

          • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на его ремонт и (или) списание, организация и контроль мероприятий по ремонту пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники и оборудования;

          • составление организационно-распорядительных документов по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требованиями;

            В области экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности:

          • научное сопровождение экспертизы соответствия новых проектных решений и разработок требованиям обеспечения пожарной безопасности, участие в разработке разделов технических регламентов и их нормативно- правовом сопровождении;

          • проведение мониторинга пожарной безопасности, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных;

          • участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и пожарной безопасности объектов экономики;

          • осуществление государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания;

          • проведение нормативно-правовой и нормативно-технической оценки эффективности тушения пожаров передвижной пожарной техникой на различных объектах;

          • участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем противопожарной защиты, новых проектных и конструкторских разработок;

          • проведение экспертизы пожарной безопасности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно- территориальных комплексов;

          • установление требований пожарной безопасности в рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности;

          • мониторинг правоприменения требований пожарной безопасности;

          • проведение проверок выполнения требований пожарной безопасности органами власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами;

          • осуществление органами и должностными лицами государственного пожарного надзора деятельности по применению мер административного воздействия;

          • организация и осуществление лицензирования и оценки соответствия в области пожарной безопасности;

          • информационно-методическом обеспечение надзорной деятельности;

          • взаимодействие органов государственного пожарного надзора с другими надзорными органами;

          • экспертиза и оценка деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку пожарных рисков (аудит пожарной безопасности);

          • организация производства дознания по делам о пожарах;

          • организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках уголовного судопроизводства;

          • организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках гражданского судопроизводства;

          • организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках арбитражного судопроизводства;

          • организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках административного судопроизводства;

          • осуществление государственного пожарного надзора за объектами с адресными системами обеспечения пожарной безопасности малого и среднего предпринимательства, объектами муниципальной собственности и объектами, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска;

          • организация и осуществление лицензирования и подтверждения соответствия в области пожарной безопасности;

          • организация и осуществление надзорными органами и должностными лицами МЧС России административно-процессуальной деятельности;

          • организация и осуществление надзорными органами и должностными лицами государственного пожарного надзора административно-правовой деятельности в области пожарной безопасности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

          • организация и осуществление органами и должностными лицами государственного пожарного надзора деятельности, предусмотренной действующим уголовно-процессуальным законодательством, по делам о пожарах.


  8. Требования к результатам освоения ОПОП

    Выпускник, освоивший программу специалитета 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); способностью использовать основы философских знаний для

    формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

    способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

    способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

    способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);

    способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

    способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

    способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

    способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

    общепрофессиональными компетенциями (ОПК):


    способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

    способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

    способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

    профессиональными компетенциями (ПК):

    в области производственно-технологической деятельности:

    способностью осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно- тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно- спасательных работ (ПК-14);

    способностью разрабатывать оперативно-тактическую документацию (ПК-15);

    знанием документационного обеспечения управления в органах и под- разделениях ГПС (ПК-16);

    способностью организовывать тушение пожаров различными методами и способами, осуществлять аварийно-спасательные и другие неотложные ра- боты при ликвидации последствий ЧС (ПК-17);

    знанием конструкции и технических характеристик пожарной и аварий- но-спасательной техники, правил ее безопасной эксплуатации и ремонта, умением практической работы на основной пожарной и аварийно- спасательной технике (ПК-18);

    знанием организации пожаротушения, тактических возможностей по- жарных подразделений на основных пожарных автомобилях, специальной технике и основных направлений деятельности ГПС (ПК-19);

    способностью руководить оперативно-тактическими действиями под- разделений пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению ава- рийно-спасательных работ (ПК-20);

    способностью принимать с учетом норм экологической безопасности основные технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, технологических процессов производств, систем отоп- ления и вентиляции, применения электроустановок (ПК-21);

    способностью прогнозировать размеры зон воздействия опасных факто- ров при авариях и пожарах на технологических установках (ПК-22);

    способностью прогнозировать поведение технологического оборудова- ния с пожаровзрывоопасными средами в условиях пожара (ПК-23);

    способностью использовать знания способов предотвращения аварии и распространения пожара на производственных объектах (ПК-24);

    в области экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности:

    знанием основных направлений и особенностей осуществления ГПН в современных условиях (ПК-42);

    знанием основ противопожарного нормирования, систематизации и ко- дификации требований пожарной безопасности, условий и порядка их при- менения (ПК-43);

    знанием организационно-правовых основ и порядка проведения прове- рок выполнения требований пожарной безопасности (ПК-44);

    знанием порядка осуществления ГПН на объектах градостроительной деятельности (ПК-45);

    знанием порядка осуществления административно-правовой деятельно- сти органов ГПН (ПК-46);

    знанием принципов информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности (ПК-47);

    знанием основ лицензирования деятельности в области пожарной без- опасности и участия органов ГПН в лицензировании других видов деятель- ности (ПК-48);

    знанием основ противопожарного страхования (ПК-49);

    знанием основ взаимодействия органов ГПН с другими надзорными ор- ганами (ПК-50);

    знание основ независимой оценки рисков в области пожарной безопас- ности (ПК-51);

    способностью проводить проверки выполнения органами власти, орга- нами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (ПК-52);

    способностью оценивать соответствие объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с адресными системами (ПК-53);

    способностью анализировать и оценивать деятельность органов местно- го самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности (ПК-54);

    способностью применять меры административного наказания (ПК-55); способностью оценивать деятельность по организации обучения в обла-

    сти пожарной безопасности и организовывать пожарно-пропагандистскую работу (ПК-56);

    способностью подготавливать материалы для направления их в другие надзорные органы (ПК-57);

    способностью решать инженерные задачи при квалификации нарушений требований пожарной безопасности (ПК-58);

    способностью анализировать и оценивать работу органов ГПН по основ- ным направлениям деятельности (ПК-59);

    способностью составлять документы по результатам проверок (ПК-60); способностью составлять учетную документацию по основным направ-

    лениям деятельности органов ГПН (ПК-61);

    способностью информировать общественность по вопросам организации и осуществления ГПН (ПК-62);

    способностью использовать знания теоретических, методических, про- цессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалисти- ки при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-63);

    способностью применять технико-криминалистические методы и сред- ства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследо- вания вещественных доказательств, использовать естественнонаучные мето- ды при их исследовании, а также применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-64);

    способностью применять технические средства при обнаружении, фик- сации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-65);

    способностью применять знания в области материального и процессу- ального права при решении профессиональных типовых задач (ПК-66);

    способностью участвовать в качестве эксперта, специалиста в след- ственных и иных процессуальных действиях (ПК-67);

    способностью проводить экспертизу расчетов по оценке пожарного рис- ка на производственных объектах (ПК-68).


  9. Характеристика образовательной среды ДВФУ, обеспечивающей формирование общекультурных компетенций и достижение

    воспитательных целей

    В соответствии с Уставом ДВФУ и Программой развития университета, главной задачей воспитательной работы со студентами является создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского

    самоопределения и самореализации, для удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии. Воспитательная деятельность в университете осуществляется системно через учебный процесс, практики, научно-исследовательскую работу студентов и внеучебную работу по всем направлениям. В вузе создана кампусная среда, обеспечивающая развитие общекультурных и социально- личностных компетенций выпускников.

    Организацию и содержание системы управления воспитательной и внеучебной деятельности в ДВФУ обеспечивают следующие структуры: Ученый совет; ректорат; проректор по учебной и воспитательной работе; службы психолого-педагогического сопровождения; Школы; Департамент молодежной политики; Творческий центр; Объединенный совет студентов. Приложить свои силы и реализовать собственные проекты молодежь может в Центре подготовки волонтеров, Клубе парламентских дебатов, профсоюзе студентов, Объединенном студенческом научном обществе, Центре развития студенческих инициатив, Молодежном тренинговом центре, Студенческие проф.отряды.

    Важную роль в формировании образовательной среды играет студенческий совет Инженерной школы. Студенческий совет участвует в организации внеучебной работы студентов школы, выявляет факторы, препятствующие успешной реализации учебно-образовательного процесса в вузе, доводит их до сведения руководства школы, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка, защищает интересы студентов во взаимодействии с администрацией, способствует получению студентами опыта организаторской и исполнительской деятельности.

    Воспитательная среда университета способствует тому, чтобы каждый студент имел возможность проявлять активность, включаться в социальную практику, в решение проблем вуза, города, страны, развивая при этом соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Так для поддержки и мотивации студентов в ДВФУ определен целый ряд

    государственных и негосударственных стипендий: стипендия за успехи в научной деятельности, стипендия за успехи в общественной деятельности, стипендия за успехи в спортивной деятельности, стипендия за успехи в творческой деятельности, Стипендия Благотворительного фонда В. Потанина, Стипендия Оксфордского российского фонда, Стипендия Губернатора Приморского края, Стипендия «ГензоШимадзу», Стипендия

    «BP», Стипендиальная программа «Альфа-Шанс», Международная стипендия Корпорации Мицубиси и др.

    Порядок, в соответствии с которым выплачиваются стипендии, определяется Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ДВФУ, утвержденном приказом № 12-13-1794 от 07.11.2014 г.

    Критерии отбора и размеры повышенных государственных академических стипендий регламентируются Положением о повышенных государственных академических стипендиях за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, утвержденном приказом № 12-13-1862 от 19.11.2014 г.

    Порядок назначения материальной помощи нуждающимся студентам регулируется Положением о порядке оказания единовременной материальной помощи студентам ДВФУ, утвержденным приказом № 12-18- 1251 от 20.03.2013 г., а размер выплат устанавливается комиссией по рассмотрению вопросов об оказании материальной помощи студентам ДВФУ.

    Кроме этого, для поддержки талантливых студентов в ДВФУ действует программа поддержки академической мобильности студентов и аспирантов - система финансирования поездок на мероприятия – научные конференции, стажировки, семинары, слеты, летние школы, регламентируемая Положением о порядке организации участия обучающихся ДВФУ в выездных учебных и внеучебных мероприятиях, утвержденным приказом № 12-13-506 от 23.05.2013 г.

    В рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений осуществляется финансовая поддержка деятельности студенческих объединений, студенческих отрядов, студенческого самоуправления, волонтерского движения, развития клубов по интересам, поддержка студенческого спорта, патриотического направления.

    В университете создан Центр развития карьеры, который оказывает содействие выпускникам в трудоустройстве, регулярно проводятся карьерные тренинги и профориентационное тестирование студентов, что способствует развитию у них карьерных навыков и компетенций.

    Университет - это уникальный комплекс зданий и сооружений, разместившийся на площади порядка миллиона квадратных метров, с развитой кампусной инфраструктурой, включающей общежития и гостиницы, спортивные объекты и сооружения, медицинский центр, сеть столовых и кафе, тренажерные залы, продуктовые магазины, аптеки, отделения почты и банков, прачечные, ателье и другие объекты, обеспечивающие все условия для проживания, питания, оздоровления, занятий спортом и отдыха студентов и сотрудников. Все здания кампуса спроектированы с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  10. Специфические особенности ОПОП

    Специализация «Профилактика и тушение природных пожаров» специальности 20.05.01 Пожарная безопасность рассчитана на подготовку специалистов способных правильно оценивать пожарную опасность природных объектов, разрабатывать мероприятия, позволяющие устранять факторы способствующие возникновению природных пожаров, умеющих в случае возникновения пожаров осуществлять оценку оперативно- тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению природных пожаров обеспечивающих минимальное воздействие опасных факторов пожара на окружающую среду.

    Необходимость в такой программе обусловлена тем, Дальний Восток России является крупнейшей сырьевой базой лесной промышленности страны.

    В современных условиях происходит постоянное совершенствование техники и технологий лесозаготовок. Появляются новые технологии рубки леса и транспортировки древесины, основанные на широком применении самоходного оборудования, расширяется область его применения, снижается доля ручного труда при освоении лесных запасов. Внедряются технологии модульного типа, позволяющие эффективно осваивать запасы леса в отдаленных районах ДВ региона, расположенные на крутых склонах. Внедрение современных технологий лесозаготовок неизбежно ведет к повышению пожарной опасности работ. Поэтому специалисты в области обеспечения пожарной безопасности должны быть подготовлены к своевременному обнаружению лесных пожаров и их оперативному тушению. Ряд территорий Дальнего Востока имеет важное сельскохозяйственное значение. Пожары хлебных массивов не только приводят к значительному материальному ущербу, но и в связи с расположением сельскохозяйственных угодий в непосредственной близости от населенных пунктов, представляю

    опасность для населения и объектов экономики.

    Кроме того, на Дальнем Востоке имеется большое число территорий природоохранного назначения на которых ведутся работы по сохранению редких видов растений, животных и птиц. Пожары на таких территориях могут принести невосполнимый ущерб окружающей среде.

    Профилактика и тушение природных пожаров невозможны без участия высококвалифицированных специалистов, которые готовятся по специальности «Пожарная безопасность».

    Наконец, подготовка преподавательских кадров для смены и пополнения контингента преподавателей в области пожарной безопасности как ДВФУ, так и других высших учебных заведений Дальнего Востока немыслима без наличия выпускников данного направления.

    Выбор дисциплин вариативной части программы (Пожарная безопасность лесов и тушение лесных пожаров; Особенности тушения пожаров на торфяниках; Профилактика и тушение подземных пожаров; Пожарная безопасность сельских населенных пунктов) позволяет комплексно изучить технологические, организационные и экологические особенности обеспечения пожарной безопасности на территориях Дальнего Востока, а также сформировать профессиональные компетенции с учетом запросов подразделений МЧС и Минлесхоза.

    Перспективы трудоустройства выпускников:

    подразделения МЧС России дислоцированные на Дальнем Востоке; подразделения Министерства лесного хозяйства ведущие деятельность

    на территории дальнего Востока;

    организации, проектирующие, монтирующие и сопровождающие современные автоматические электронные системы обнаружения и тушения пожаров;

    организации, предоставляющие услуги населению в области пожарной безопасности;

    учебные заведения – ДВФУ, Дальневосточная пожарно-спасательная академия, Дальневосточный гуманитарно-технический колледж.


  11. Характеристика активных/интерактивных методов и форм организации занятий, применяемых при реализации ОПОП

В учебном процессе по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров», предусмотрено применение активных и интерактивных методов и форм проведения занятий. Согласно учебному плану ОПОП с использованием активных и интерактивных методов и форм проводится 30,5% аудиторных занятий (табл. 1).

Реализация ОПОП по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, специализация «Профилактика и тушение природных пожаров»

предусматривает использование современных образовательных электронных технологий.

Дисциплины, переведенные на интегрированную платформу электронного обучения Blackboard ДВФУ:

Bases_of_modern_educational_technologies: Основы современных образовательных технологий

Таблица 1. Характеристика активных/интерактивных методов и форм организации занятий по ОПОП


Методы и формы организации занятий


Характеристика активных/интерактивных методов и форм организации занятий

Формируемые компетенции, согласно ФГОС


Анализ конкретных ситуаций

Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что в процессе обучения преподавателем создаются проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального решения. В процессе решения конкретной ситуации участники действуют по аналогии с реальной практикой, то есть используют свой опыт, применяют в учебной ситуации те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены в процессе обучения.

ОК-6,

ОК-7,

ОПК-3,

ОПК-4,

ОПК-6,

ПК-1,

ПК-4,

ПК-5,

ПК-8,

ПК-12,

ПК-13, ПК-15


Лекция- визуализация

Представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио и видеотехники (видео-лекция). Лекция предполагает комментирование просматриваемых визуальных материалов (людей в их действиях; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).


ОПК-2,

ОПК-3,

ОПК-4,

ОПК-5, ПК-11


Рейтинговый метод


Рейтинговый метод позволяет организовать работу студентов в режиме систематического выполнения заданий и вовлечения студентов в постоянную работу над дисциплиной


ОК-7, ПК-1, ПК-8, ПК-11, ПК-15,

ПК-14, ПК-10, ПК-23, ПК-24


Семинар - круглый стол

Для участия в семинаре приглашаются специалисты с производства, ученые, работодатели.

Метод позволяет закрепить полученные знания, восполнить недостающую информацию, научиться культуре ведения дискуссии.

У студента вырабатывается профессиональное умение излагать мысли, аргументировать свои соображения, отстаивать убеждения.

ОК-5,

ОК-6,

ОК-7,

ОК-13,

ОПК-3,

ОПК-6,

ПК-2,

ПК-4, ПК-15

Деловая игра Средство моделирования разнообразных условий ПК-3, профессиональной деятельности методом поиска ПК-12, новых способов ее выполнения. Деловая игра ПК-10, ПК-23, имитирует различные аспекты человеческой ПК-24, ПК-25, активности и социального взаимодействия. ПК-26


Руководитель ОПОП

канд. техн. наук, доцент ______________ А.Т. Олишевский


Начальник УМУ

Инженерной школы ______________ К.В. Сумская


 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////