«Роскосмос». Годовой отчёт за 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

1    2    3   

 

«Роскосмос». Годовой отчёт за 2015 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

  1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

    О ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС» 4

    1. Создание и правовое положение Госкорпорации «Роскосмос» 4

    2. Цели деятельности Госкорпорации «Роскосмос» 6

    3. Структура Госкорпорации «Роскосмос» 8

    4. Органы управления, иные органы Госкорпорации «Роскосмос» 9

  2. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС» В 2015 ГОДУ 16

    1. Информация о реализации стратегии развития Госкорпорации

      «Роскосмос» 16

    2. Информация о выполнении программы деятельности Госкорпорации

      «Роскосмос» 18

    3. Информация об использовании имущества Госкорпорации «Роскосмос»

      и ее организаций 19

    4. Информация о формировании и использовании специальных резервных фондов Госкорпорации «Роскосмос», а также об управлении ими 25

    5. Информация об использовании Госкорпорацией «Роскосмос» бюджетных ассигнований федерального бюджета 26

  3. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В 2015 ГОДУ 27

    1. Основные программные документы отрасли 28

    2. Основные результаты деятельности 29

    3. Качество и надежность ракетно-космической техники 37

    4. Наземный автоматизированный комплекс управления 39

    5. Международное сотрудничество 39

    6. Ракетно-космическая промышленность 41


 

Приложение № 1

Презентация «О результатах деятельности космической отрасли в 2015 году»

Приложение № 2

Бухгалтерская (финансовая) отчетность Госкорпорации

«Роскосмос» за 2015 год

Приложение № 3

Информация о доходах и расходах, связанных с инвестированием временно свободных средств Госкорпорации «Роскосмос»

Приложение № 4

Заключение независимой аудиторской компании по бухгалтерской (финансовой) отчетности Госкорпорации «Роскосмос» за 2015 год

Приложение № 5

Заключение ревизионной комиссии о финансово- хозяйственной деятельности Госкорпорации

«Роскосмос» за 2015 год

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

О ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»


 

1.1. СОЗДАНИЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

Госкорпорация «Роскосмос» (далее – также Корпорация) была создана 06.08.2015 (свидетельство о регистрации ФНС по г. Москве серии 77

№ 016497159) для проведения системной реформы ракетно-космической отрасли Российской Федерации в целях совершенствования системы управления в области космической деятельности, сохранности и развития научного и производственного потенциала организаций ракетно-космической промышленности для укрепления обороноспособности страны и обеспечения безопасности государства.


 

Корпорация является некоммерческой организацией (свидетельство Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве о государственной регистрации некоммерческой организации от 07.08.2015 № 7714020006).


 

Корпорация осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ

«О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».


 

Статус, цели деятельности, полномочия и функции Корпорации определяются указанным законом, Законом Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международными договорами с участием Российской Федерации.


 

Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», а также нормативно-правовое регулирование в данной области.


 

Корпорация для достижения поставленных целей осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности,

международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также обеспечивает координацию работ в области использования результатов космической деятельности и создание условий для формирования рынка результатов космической деятельности.


 

Полное наименование Корпорации на русском языке – Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».


 

Сокращенное наименование на русском языке – Госкорпорация

«Роскосмос».


 

Полное наименование Корпорации на английском языке – State Space Corporation «Roscosmos».

Сокращенное наименование на английском языке – ROSCOSMOS. Место нахождения Корпорации – город Москва (адрес: 129110,

г. Москва, ул. Щепкина, д. 42, стр. 1, 2).


 

В 2015 году Корпорация осуществляла свою деятельность наряду с Федеральным космическим агентством, которое было упразднено Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2015 № 666 «Об упразднении Федерального космического агентства» (вступил в силу 01.01.2016). С 01.01.2016 полномочия и функции упраздняемого Федерального космического агентства переданы Госкорпорации «Роскосмос».

    1. ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

      В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорация создается и действует в целях:


       

      1. реализации государственной политики и осуществления нормативно-правового регулирования в области космической деятельности;


         

      2. оказания государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом;


         

      3. обеспечения проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально- экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения;


         

      4. координации работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем;


         

      5. осуществления международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства;


         

      6. осуществления функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.


         

        Деятельность Корпорации направлена на создание условий и механизмов эффективного осуществления и продвижения космической деятельности, использования ее результатов, управления организациями Корпорации и их развития, а также на содействие укреплению обороноспособности страны и обеспечение безопасности государства.


         

        Корпорация обеспечивает выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа в области космической деятельности с привлечением организаций Корпорации.


         

        Корпорация обеспечивает реализацию государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного

        государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, а также контроль за исполнением государственных контрактов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд, исполнителями по которым являются организации Корпорации.

    2. СТРУКТУРА

      ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

      Решением наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 28.09.2015 (протокол № 2/2015) в целом была одобрена организационная структура центрального аппарата «Госкорпорации «Роскосмос» (г. Москва) с учетом предельной численности персонала не более 500 человек.


       

      По состоянию на 31.12.2015 в состав центрального аппарата Госкорпорации «Роскосмос» вошли 35 структурных подразделений (департаменты, отделы), Научно-технический совет, органы управления и контроля.


       

      Все структурные подразделения сформированы в блоки, руководство которыми осуществляют генеральный директор, первый заместитель генерального директора, статс-секретарь – заместитель генерального директора, 8 заместителей генерального директора и 3 исполнительных директора.


       

      Из 35 структурных подразделений:


       

      • 8 структурных подразделений подчинены непосредственно генеральному директору Корпорации;


         

      • 2 структурных подразделения подчинены непосредственно первому заместителю генерального директора Корпорации (первый заместитель генерального директора Корпорации также курирует деятельность двух заместителей генерального директора и одного исполнительного директора);


         

      • 2 структурных подразделения подчинены непосредственно статс- секретарю – заместителю генерального директора Корпорации;


         

      • 18 структурных подразделений подчинены заместителям генерального директора Корпорации;


         

      • 5 структурных подразделений подчинены исполнительным директорам Корпорации.


       

      Численность структурных подразделений и структура должностей сформированы в соответствии с принятыми в Корпорации нормами управляемости.


       

      Общая численность персонала Корпорации на 31.12.2015 составляла 139 человек.

    3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИНЫЕ ОРГАНЫ

ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»


 

Органами управления Госкорпорации «Роскосмос» являются наблюдательный совет Корпорации, генеральный директор Корпорации и правление Корпорации.


 

Наблюдательный совет Госкорпорации «Роскосмос»


 

Наблюдательный совет Госкорпорации «Роскосмос» является высшим органом управления Корпорации.


 

Полномочия наблюдательного совета Корпорации определены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».


 

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в состав наблюдательного совета Корпорации входят одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента Российской Федерации и пять представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности.


 

Указом Президента Российской Федерации от 05.08.2015 № 403 «О членах наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» назначены следующие члены наблюдательного совета Корпорации:


 

image


 

РОГОЗИН

Дмитрий Олегович


 

БЕЛОУСОВ

Андрей Рэмович


 

БРЫЧЕВА

Лариса Игоревна

заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации (председатель наблюдательного совета)


 

image

помощник Президента Российской Федерации


 

image

помощник Президента Российской Федерации – начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации


 

ГОЛОВКО

Александр Валентинович


 

ГОРНИН

Леонид Владимирович


 

ГРИГОРЬЕВ

Андрей Иванович


 

ДМИТРИЕВ

Владимир Александрович

командующий космическими войсками – заместитель главнокомандующего Воздушно- космическими силами


 

image

заместитель Министра финансов Российской Федерации


 

image

генеральный директор Фонда перспективных исследований


 

image

председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»


 

image

ЕЛИН

Евгений Иванович

заместитель Министра экономического

развития Российской Федерации


 

image


 

КИРИЕНКО

Сергей Владиленович

генеральный директор

Государственной корпорации

по атомной энергии «Росатом»


 

image


 

КОМАРОВ

Игорь Анатольевич

генеральный директор

Государственной корпорации

по космической деятельности

«Роскосмос»


 

image


 

ЧЕМЕЗОВ

Сергей Викторович

генеральный директор

Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту

высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»


 

За 2015 год состав наблюдательного совета не претерпел никаких изменений.


 

Члены наблюдательного совета, за исключением генерального директора Госкорпорации «Роскосмос», не входят в состав исполнительного органа Корпорации.


 

Члены наблюдательного совета не получают вознаграждения за участие в работе наблюдательного совета.

Секретарем наблюдательного совета назначен руководитель Аппарата Госкорпорации «Роскосмос» КОВАЛЕВ Владимир Вячеславович.


 

С момента создания Госкорпорации «Роскосмос» по 31.12.2015 были проведены 3 заседания наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» (все заседания проведены в очной форме), на которых были рассмотрены в общей сложности 27 вопросов по наиболее важным направлениям деятельности Корпорации, в том числе:


 

  • о текущем финансовом состоянии предприятий отрасли и предложениях по их финансовому оздоровлению;

  • об организационной структуре Госкорпорации «Роскосмос»;


     

  • об установлении размера сделок, требующих одобрения наблюдательным советом Госкорпорации «Роскосмос»;


     

  • о выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2015 год;


     

  • о формировании Федеральной космической программы на 2016 – 2025 годы;


     

  • о формировании федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2016 – 2025 годы в обеспечение космической деятельности Российской Федерации».


 

В соответствии с решением наблюдательного совета Госкорпорации

«Роскосмос» от 28.09.2015 (протокол № 2/2015) в Корпорации сформированы следующие комитеты наблюдательного совета.


 

  1. Комитет по кадрам и вознаграждениям в следующем составе:


     

    • РОГОЗИН Дмитрий Олегович (председатель комитета);

    • ГОЛОВКО Александр Валентинович;

    • ГРИГОРЬЕВ Андрей Иванович;

    • КАМЕНСКИХ Иван Михайлович;

    • САПЕЛИН Андрей Юрьевич.


       

  2. Комитет по стратегии в следующем составе:


     

    • БЕЛОУСОВ Андрей Рэмович (председатель комитета);

    • ГОЛОВКО Александр Валентинович;

    • ГРИГОРЬЕВ Андрей Иванович;

    • ЕЛИН Евгений Иванович;

    • КИРИЕНКО Сергей Владиленович;

    • КЛЕПАЧ Андрей Николаевич;

    • КОМАРОВ Игорь Анатольевич;

    • ХАРЧЕНКО Иван Николаевич.

  3. Комитет по аудиту и бюджету в следующем составе:


 

  • ДМИТРИЕВ Владимир Александрович (председатель комитета);

  • АРХИПОВ Николай Федорович;

  • ГОРНИН Леонид Владимирович;

  • ЕЛИН Евгений Иванович;

  • ЗАВЬЯЛОВ Игорь Николаевич;

  • КЛЕПАЧ Андрей Николаевич.


     

    По состоянию на 31.12.2015 было проведено одно заседание комитета по аудиту и бюджету наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» (в форме заочного голосования), на котором были рассмотрены 4 вопроса, относящихся к компетенции комитета.


     

    Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»


     

    Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» является единоличным исполнительным органом Корпорации и осуществляет руководство ее текущей деятельностью.


     

    Полномочия генерального директора Корпорации определены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».


     

    Генеральный директор Корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.


     

    Указом Президента Российской Федерации от 05.08.2015 № 404 «О генеральном директоре Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» на должность генерального директора Корпорации назначен КОМАРОВ Игорь Анатольевич. Биография генерального директора Корпорации представлена на официальном сайте Госкорпорации «Роскосмос» (http://www.roscosmos.ru/).


     

    Правление Госкорпорации «Роскосмос»


     

    Правление Госкорпорации «Роскосмос» является коллегиальным исполнительным органом Корпорации. В состав правления Корпорации входят генеральный директор Корпорации, являющийся членом правления по должности, и другие члены правления. Деятельностью правления руководит генеральный директор Корпорации.


     

    Полномочия правления Госкорпорации «Роскосмос» определены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

    28.09.2015 (протокол № 2/2015) были назначены следующие члены правления:


     

    image

    КОМАРОВ

    Игорь Анатольевич


     

    ВЛАСОВ

    Юрий Вениаминович

    генеральный директор

    (председатель правления)


     

    image

    заместитель генерального директора по ракетно- космической промышленности


     

    image


     

    ДУБИК

    Сергей Николаевич

    статс-секретарь – заместитель

    генерального директора по осуществлению государственных полномочий


     

    image


     

    ЕВДОКИМОВ

    Владимир Григорьевич


     

    ИВАНОВ

    Александр Николаевич


     

    ИВАНОВ

    Владимир Николаевич


     

    ПЕТРОВ

    Максим Валерьевич

    исполнительный директор по

    обеспечению качества и надежности


     

    image

    первый заместитель генерального директора


     

    image

    исполнительный директор по капитальному строительству


     

     

    заместитель генерального директора по корпоративному управлению, правовым и имущественным вопросам


     

     


     

    ПОНОМАРЕВ

    Сергей Алексеевич

    заместитель генерального

    директора по боевой ракетной технике


     

     


     

    САВЕЛЬЕВ

    Сергей Валентинович

    заместитель генерального

    директора по международному сотрудничеству


     

     


     

    ХАЙЛОВ

    Михаил Николаевич

    заместитель генерального

    директора по автоматическим космическим комплексам и системам


     

     

    01.12.2015 (протокол № 3/2015) в составе правления Корпорации были дополнительно утверждены:


     

     


     

    МАЗУРИН

    Андрей Валентинович


     

    ЛОБАНОВ

    Олег Владимирович

    исполнительный директор по

    средствам выведения и эксплуатации НКИ


     

     

    заместитель генерального директора по экономике и финансам


     

    Таким образом, по состоянию на 31.12.2015 были назначены 12 членов правления Госкорпорации «Роскосмос».


     

    В период с даты образования Госкорпорации «Роскосмос» по 31.12.2015 заседания правления Корпорации не проводились.


     

    Орган контроля Госкорпорации «Роскосмос»


     

    Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Госкорпорации «Роскосмос» является ревизионная комиссия Корпорации.


     

    Вопросы, отнесенные к компетенции ревизионной комиссии Корпорации, определены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».


     

    В соответствии с решением наблюдательного совета Госкорпорации

    «Роскосмос» от 28.09.2015 (протокол № 2/2015) ревизионная комиссия Корпорации утверждена в следующем составе:


     

     

    ФРОЛОВ

    Олег Петрович

    член коллегии Военно-промышленной

    комиссии Российской Федерации (председатель комиссии)


     

     


     

    БЕЛЯЕВ

    Сергей Николаевич

    советник Департамента оборонной

    промышленности Правительства Российской Федерации


     

     


     

    МАТУСОВ

    Владимир Геннадьевич

    заместитель руководителя Департамента

    по обеспечению государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации


     

    ПОПОВ

    Анатолий Александрович


     

    ФЕСЮК

    Даниил Валерьевич

    директор Департамента бюджетной политики в сфере государственной, военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации


     

     

    заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы


     

    Заключение ревизионной комиссии о финансово-хозяйственной деятельности Госкорпорации «Роскосмос» за 2015 год приведено в приложении № 5 к годовому отчету.


     

    Консультативный орган Госкорпорации «Роскосмос»


     

    Научно-технический совет Госкорпорации «Роскосмос» является консультативным органом, созданным в целях научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности Корпорации.


     

    Состав Научно-технического совета Госкорпорации «Роскосмос» был утвержден генеральным директором Корпорации в 2016 году (приказ от 01.02.2016 № 3). В течение 2015 года Научно-технический совет Госкорпорации «Роскосмос» свою деятельность не осуществлял, заседания совета не проводились.


     

    Председателем Научно-технического совета Госкорпорации

    «Роскосмос» утвержден КОПТЕВ Юрий Николаевич.

    1. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ

      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСКОРПОРАЦИИ

      «РОСКОСМОС» В 2015 ГОДУ


       

        1. ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

          Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью, а также нормативно-правовое регулирование в данной области.


           

          В 2015 году завершилась реализация Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 годы и разработан проект Федеральной космической программы России на 2016 – 2025 годы.


           

          Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2016 № 230.


           

          В настоящее время Корпорация разрабатывает проект Стратегии развития Госкорпорации «Роскосмос» в период 2016 – 2025 годов с учетом перспективы до 2030 года.


           

          Проект долгосрочной программы (стратегии) деятельности Корпорации будет разработан после утверждения наблюдательным советом Госкорпорации «Роскосмос» Стратегии развития Корпорации с учетом положений утвержденной 23.03.2016 Федеральной космической программы России на 2016 – 2025 годы.


           

          Стратегия развития и долгосрочная программа (стратегия) деятельности Госкорпорации «Роскосмос» будут определять приоритетные направления развития, базовые стандарты деятельности, принципы стратегического поведения (принятия управленческих решений) и ключевые программные мероприятия Корпорации в период 2016 – 2025 годов с учётом перспективы до 2030 года и на последующую перспективу в соответствии со следующими основными документами в области космической деятельности Российской Федерации:

          • Федеральный закон от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»;


             

          • Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 19.04.2013

            № Пр-906);


             

          • Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 14.01.2014 № Пр-51);


             

          • Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 2594-р от 28.12.2012);


             

          • иные нормативные правовые акты.


           

          Стратегия развития Госкорпорации «Роскосмос» в период 2016 – 2025 годов с учётом перспективы до 2030 года и реализующая ее положения долгосрочная программа (стратегия) деятельности Госкорпорации «Роскосмос» будут вынесены на утверждение наблюдательного совета Корпорации в IV квартале 2016 г.

        2. ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ

          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

          В 2015 году программа деятельности Корпорации не утверждалась и не выполнялась.


           

          Программа деятельности Корпорации будет разработана, утверждена и принята к выполнению после утверждения Стратегии развития Госкорпорации «Роскосмос» в период 2016 – 2025 годов с учётом перспективы до 2030 года.

        3. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

          ИМУЩЕСТВА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС» И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ


           

          ИМУЩЕСТВО ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»


           

          В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015

          № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности

          «Роскосмос» имущество Госкорпорации «Роскосмос» формируется за счет:


           

          • находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (город Москва);


             

          • федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или в пользовании Федерального космического агентства, в том числе зданий, расположенных по адресу: город Москва, улица Щепкина, дом 42, строения 1 и 2, и земельных участков, на которых они расположены, после принятия решения о ликвидации Федерального космического агентства (Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2015 № 666 «Об упразднении Федерального космического агентства»);


             

          • находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ по перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;


             

          • имущественных комплексов государственных унитарных предприятий по перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации;


             

          • имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, передаваемых Корпорации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;


             

          • бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых для осуществления государственных полномочий и функций, возложенных на Корпорацию указанным Федеральным законом, и на оказание государственных услуг;


             

          • бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых Корпорации на реализацию мероприятий, предусмотренных программой деятельности Корпорации;


             

          • другого находящегося в федеральной собственности имущества (в том числе земельных участков), управление которым осуществляло

          Федеральное космическое агентство, за исключением имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности.


           

          Имущество Госкорпорации «Роскосмос» формируется в первую очередь за счет имущественного взноса Российской Федерации, состав которого определяется соответствующими нормативными правовыми актами.


           

          В целях реализации Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорацией были разработаны проекты нормативных правовых актов (в том числе проект Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности

          «Роскосмос» и соответствующее постановление Правительства Российской Федерации), которыми утверждены перечни акционерных обществ, акции которых подлежат передаче Госкорпорации «Роскосмос», а также подведомственных Госкорпорации «Роскосмос» предприятий и учреждений.


           

          По состоянию на 31.12.2015 вышеуказанные проекты нормативных правовых актов в установленном порядке были согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесены в Правительство Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» был принят 12.06.2016.


           

          Поскольку по состоянию на 31.12.2015 имущество Госкорпорации

          «Роскосмос» не было сформировано, информация об использовании имущества представлена на основании отчетов организаций Госкорпорации

          «Роскосмос» (акционерных обществ, предприятий, учреждений), включенных в указанные перечни.


           

          ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»


           

          Информация об имуществе подведомственных предприятий представлена на основании отчетов государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых подлежат передаче Госкорпорации «Роскосмос» в качестве имущественного взноса Российской Федерации (приложение к проекту указа Президента Российской Федерации).


           

          В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 114-р «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью» (далее – Распоряжение № 114-р) из

          9 федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации, осуществлена следующая работа по преобразованию предприятий в акционерные общества:

          • ФГУП «НИИМП-К» преобразовано в АО «НИИМП-К» (государственная регистрация осуществлена 24.09.2015);


             

          • 7 федеральных государственных унитарных предприятий завершают мероприятия по подготовке к приватизации (проекты распоряжений об условиях приватизации подготовлены и согласовываются соответствующими подразделениями и территориальными управлениями Росимущества).


           

          В отношении ГП «НПО «Геофизика» открыто конкурсное производство, в связи с чем осуществление мероприятий, определенных Указом Президента Российской Федерации от 02.12.2013 № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью» и Распоряжением № 114-р, в течение 2015 года не представлялось возможным.


           

          В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 02.12.2013 № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью» и Распоряжения № 114-р, приказа Росимущества от 07.04.2014 № 117 «О внесении изменений и дополнений в приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.12.2013 № 368 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 год», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и ФГУП

          «НПЦАП» проведена обязательная инвентаризация результатов научно -

          технической деятельности .


           

          Материалы, полученные в ходе проведения обязательной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности ФГУП

          «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и ФГУП «НПЦАП», в соответствии с указанными нормативными актами согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии от ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», ФГУП «НПЦАП», Роспатента (ФАПРИД), Федерального космического агентства, за исключением Минобороны России.


           

          По состоянию на 31.12.2015 решение Минобороны России о подписании актов и ведомостей инвентаризации прав в отношении ФГУП

          «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и ФГУП «НПЦАП» не было принято.


           

          В соответствии с отчетами подведомственных предприятий

          Госкорпорации «Роско смос» по состоянию на 31.12.2015 :


           

          • общее количество заключенных подведомственными предприятиями Госкорпорации «Роскосмос» договоров сдачи в аренду объектов недвижимого имущества – 59 штук, общая площадь объектов, сданных в аренду, – 31 834 кв. метра;


             

          • общее количество заключенных подведомственными предприятиями Госкорпорации «Роскосмос» договоров передачи объектов недвижимого

            имущества в безвозмездное пользование – 38 штук, общая площадь объектов, переданных в безвозмездное пользование, – 38 207 кв. метров;


             

          • общее количество объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении, – 3 213 единиц;


             

          • общая площадь объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении, – 4 839 127 кв. метров;


             

          • первоначальная балансовая стоимость объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении, – 44 390 107 тыс. рублей;


             

          • остаточная балансовая стоимость объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении, – 32 322 101 тыс. рублей;


             

          • общее количество земельных участков, находящихся в пользовании,

  • 395 единиц;


     

    • общая площадь земельных участков, находящихся в пользовании, – 3 237 га;


       

    • кадастровая стоимость земельных участков – 58 778 896 тыс. рублей;


       

    • уставный фонд предприятий – 38 329 748 тыс. рублей.


       

      В рамках выполнения задач по повышению эффективности

      использования и реализации непрофильных имущественных активов в 2015 году:


       

    • 51 объект федерального недвижимого имущества передан безвозмездно в муниципальную собственность или в казну Российской Федерации для решения вопросов местного значения и обеспечения населения объектами коммунальной инфраструктуры;


       

    • 20 объектов федерального недвижимого имущества были ликвидированы ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств.


       

      За 2015 год в хозяйственное ведение предприятий по различным основаниям поступили 38 объектов недвижимого имущества.


       

      ИМУЩЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»


       

      Информация об имуществе подведомственных учреждений представлена на основании отчетов федеральных государственных учреждений, переданных Госкорпорации «Роскосмос» распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2016 № 191-р «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений,

      передаваемых Государственной корпорации по космической деятельности

      «Роскосмос».


       

      В соответствии с отчетами подведомственных учр еждений Корпорации

      по состоянию на 31.12.2015 :


       

      • общее количество заключенных подведомственными учреждениями Госкорпорации «Роскосмос» договоров сдачи в аренду объектов недвижимого имущества – 18 штук, общая площадь объектов, сданных в аренду, – 4 945 кв. метров;


         

      • общее количество заключенных подведомственными учреждениями Корпорации договоров передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование – 4 штуки, общая площадь объектов, переданных в безвозмездное пользование, – 782 кв. метра;


         

      • общее количество объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении, – 1 884 единицы;


         

      • общая площадь объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении, – 1 048 367 кв. метров;


         

      • первоначальная балансовая стоимость объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении, – 6 690 528,2 тыс. рублей;


         

      • остаточная балансовая стоимость объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении, – 3 479 878 тыс. рублей;


         

      • общее количество земельных участков, находящихся в пользовании,

  • 112 единиц.


     

    В рамках выполнения задач по повышению эффективности

    использования и реализации непрофильных акти вов в 2015 году:


     

    • 2 объекта федерального недвижимого имущества переданы безвозмездно в муниципальную собственность или в казну Российской Федерации для решения вопросов местного значения и обеспечения населения объектами коммунальной инфраструктуры;


       

    • 19 объектов федерального недвижимого имущества были ликвидированы ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств.


       

      За 2015 год в оперативное управление учреждений поступил 1 объект недвижимого имущества.

      ИМУЩЕСТВО АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ГОСКОРПОРАЦИИ

      «РОСКОСМОС»


       

      Проектом Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности

      «Роскосмос» предусмотрено внесение акций 51 акционерного общества, в том числе ОАО «ОРКК» (по состоянию на 31.12.2015 100 % акций ОАО «ОРКК» находилось в собственности Российской Федерации), АО «Корпорация «СПУ-ЦКБ ТМ», АО «РКЦ «Прогресс», АО «Корпорация

      «МИТ».


       

      В соответствии с отчетами акционерных обществ Госкорпорации

      «Роскосмос» по состоянию на 31.12.2015 :


       

      • общее количество заключенных акционерными обществами Корпорации договоров сдачи в аренду объектов недвижимого имущества составило 569 штук, общая площадь объектов, сданных в аренду, – 504 375 кв. метров;


         

      • общее количество объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе, – 5 304 единицы;


         

      • общая площадь объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе, – 8 946 130 кв. метров;


         

      • первоначальная балансовая стоимость объектов недвижимого имущества – 43 227 584 тыс. рублей;


         

      • остаточная балансовая стоимость объектов недвижимого имущества

        – 32 183 240 тыс. рублей;


         

      • общее количество земельных участков, находящихся в пользовании,

  • 518 единиц;


     

    • общая площадь земельных участков, находящихся в пользовании, – 389 809 га;


       

    • кадастровая стоимость земельных участков – 36 375 199 тыс. рублей.


       

    • стоимость чистых активов – 319 329 578 тыс. рублей.


       

      В рамках выполнения задач по повышению эффективности

      использования и реализации непрофильных активов в 2015 году:


       

    • 73 непрофильных объекта недвижимого имущества акционерных обществ были проданы, экономический эффект от продажи непрофильных активов составил 107 259 тыс. рублей.

    1. ИНФОРМАЦИЯ О ФОРМИРОВАНИИ

      И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»,

      А ТАКЖЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИМИ


       

      В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» порядок отчисления средств на формирование специальных резервных фондов Корпорации устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Поскольку по состоянию на 31.12.2015 соответствующее постановление Правительства Российской Федерации не было принято, специальные резервные фонды Корпорации в 2015 году не формировались.

    2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ГОСКОРПОРАЦИЕЙ «РОСКОСМОС» БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


 

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Госкорпорация «Роскосмос» является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности.

Корпорация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 2

статьи 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»).

Федеральный бюджет на 2015 год не учитывал Корпорацию в качестве получателя бюджетных средств; бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Госкорпорации «Роскосмос» в 2015 году не предоставлялись.

  1. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В 2015 ГОДУ

Процесс создания Госкорпорации «Роскосмос» был инициирован после принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; государственная регистрация Корпорации была осуществлена 06.08.2015.

С момента создания и до 01.01.2016 Госкорпорация «Роскосмос» функционировала одновременно с Федеральным космическим агентством.

С учетом изложенного информация о деятельности космической отрасли представлена исходя из результатов совместной работы Госкорпорации «Роскосмос» и Федерального космического агентства за полный календарный год.

В 2015 году работа в отрасли была направлена на реализацию задач, поставленных в стратегических документах в области космической деятельности: Основах государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу и Основах государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации.

В 2015 году была продолжена работа по формированию документов стратегического планирования федерального уровня, определяющих реализацию государственной политики в области космической деятельности. Важнейшим из них является Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (ФКП – 2025), которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2016 № 230.

Вторым важнейшим документом, реализация которого непосредственно влияет на выполнение планов по ФКП – 2025 и разработка которого интенсивно проходила в 2015 году, является ФЦП «Развитие космодромов на 2016 – 2025 годы в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», проект которой будет представлен на утверждение в III квартале 2016 г.

    1. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ

      ДОКУМЕНТЫ ОТРАСЛИ

      Основным документом, определяющим реализацию государственной политики в области космической деятельности, является государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» (далее – Госпрограмма) (слайд 1 приложения № 1), в которую на сегодняшний день входят Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы, ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы» (подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный»), ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы», а также подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно- космической промышленности» и «Обеспечение реализации Госпрограммы».

      С 2016 года в состав Госпрограммы войдут новые ФКП – 2025 и ФЦП

      «Развитие космодромов на 2016 – 2025 годы в обеспечение космической деятельности Российской Федерации».

      Госкорпорация «Роскосмос» также является государственным заказчиком – координатором программ Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»), реализуемой в 2013 – 2017 годах, и «Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей» («Технология-СГ»), принятой Советом Министров Союзного государства 12.05.2016, а в перспективе – программы Союзного государства

      «Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно- методического и технического обеспечения предоставления данных дистанционного зондирования Земли и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси» («Интеграция-СГ»). Помимо этого, Госкорпорация «Роскосмос» входит в состав государственных заказчиков шести ФЦП.

      Кроме Госпрограммы деятельность космической отрасли в 2015 году регламентировалась и конкретизировалась следующими документами:

      • План деятельности Федерального космического агентства на 2013 – 2018 годы (далее – План деятельности);

      • Публичная декларация целей и задач Федерального космического агентства на 2015 год (далее – Декларация);

      • План реализации государственной программы Российской Федерации

        «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов;

      • План запусков космических аппаратов на 2015 год в рамках Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 годы, федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы», программ международного сотрудничества и коммерческих проектов.

      Объем финансирования Госпрограммы в 2015 году составил 184,6 млрд. рублей, при этом объем государственного оборонного заказа на 2015 год по Госкорпорации «Роскосмос» составил 167,1 млрд. рублей.

      Бюджетные ассигнования на 2015 – 2016 годы по основным целевым программам приведены на слайде 2 приложения № 1.

    2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Исходя из целей и задач, стоящих перед отраслью в 2015 году, были организованы работы, основные результаты которых представлены на слайде 3 приложения № 1.

      Наиболее важные из них связаны с продолжением роста отечественной орбитальной группировки космических аппаратов, с завершением летных испытаний и подтверждением возможности принятия в эксплуатацию ракеты-носителя «Союз-2» этапов 1а и 1б и разгонного блока «Фрегат». В 2015 году выполнены в полном объеме международные обязательства по программе МКС, обеспечено функционирование в штатном составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, полностью выполнена программа пилотируемых космических полетов, созданы объекты пускового минимума космодрома «Восточный» для обеспечения 28.04.2016 первого пуска ракеты-носителя «Союз-2».

      Более подробно результаты работы отрасли в 2015 году представлены на следующих слайдах приложения № 1. Достигнутые результаты сгруппированы по следующим направлениям.

      СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ И НАЗЕМНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

      Обеспечение гарантированного доступа в космос со своей территории во всем спектре решаемых задач с сохранением лидирующих позиций в средствах выведения космических аппаратов (цель 1 Декларации и Плана деятельности).

      Работы проводились по двум направлениям:

      (1). Создание и испытания перспективных средств выведения (основные итоги 2015 года по средствам выведения представлены на слайде 4 приложения № 1).

      (2). Обеспечение гарантированного доступа в космос со своей территории – это работы, связанные с обеспечением готовности наземной космической инфраструктуры космодромов, обеспечивающей запуски космических аппаратов, и созданием космодрома «Восточный».

      КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (слайд 5 приложения № 1)


       

      В 2015 году расчетами космодрома Байконур обеспечены подготовка и пуски 18 ракет-носителей для выведения 9 космических аппаратов по пилотируемой программе и 9 автоматических космических аппаратов.

      КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ» (слайд 6 приложения № 1)


       

      Создание космодрома «Восточный» осуществлялось в рамках Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 годы и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома

      «Восточный» ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы».

      По состоянию на конец 2015 года на космодроме «Восточный» завершалось строительство объектов космического ракетного комплекса

      «Союз-2», обеспечивающих подготовку и запуск автоматических космических аппаратов.

      На 31.12.2015 строительная готовность стартового комплекса составляла 92 %, универсального технического комплекса с заправочно- нейтрализационной станцией – 93 %; наземное технологическое оборудование для выполнения работ пускового минимума было полностью поставлено на космодром; велись монтажные и пусконаладочные работы технологических систем.

      Проведение указанных работ по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре позволило повысить эффективность использования космического пространства в интересах обеспечения безопасности страны и удовлетворения растущих потребностей социально- экономической сферы в решении задач с использованием отечественных космических средств (цель 2 Декларации и Плана деятельности).

      ПУСКИ РАКЕТ И ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

      В отчетном году организациями ракетно-космической промышленности проводились работы в обеспечение выполнения планов пусков ракет и запусков космических аппаратов, что позволило в 2015 году обеспечить 41 пуск ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет (слайд 7 приложения № 1), из них:

      • в рамках Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 годы и ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» – 14 пусков, при этом 1 пуск ракеты- носителя «Союз-2.1а», связанный с запуском транспортного грузового корабля «Прогресс-М-27М» в апреле 2015 г., был аварийным;

      • в интересах Минобороны России в рамках Государственной программы вооружения – 19 пусков, в том числе 7 – в интересах Войск воздушно-космической обороны, 7 – в интересах Ракетных войск стратегического назначения и 5 – в интересах Военно-Морского Флота;

      • коммерческого назначения – 5 пусков (с учетом 1-го пуска ракеты- носителя «Днепр» (РС-20Б) из позиционного района Домбаровский), при этом 1 пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «МексСат-1», состоявшийся в мае 2015 г., был аварийным;

      • в рамках международного сотрудничества – 3 пуска ракеты-носителя

      «Союз-СТБ» с Гвианского космического центра Европейского космического агентства.

      Обеспечено сохранение Россией в 2015 году лидерства на мировом рынке космических запусков. Было проведено 30 % пусков ракет-носителей от произведенных в мире, а с учетом 3 ракет-носителей «Союз-СТ», стартовавших с Гвианского космического центра, этот показатель достигает 34 %. При этом необходимо отметить тенденцию к снижению нашей доли на мировом рынке пусковых услуг с 43 % до 41 % в период с 2013 по 2014 год и до 34 % в 2015 году, что говорит о возросшей жесткой конкуренции на этом рынке.

      При проведении указанных пусков запущены 38 космических аппаратов, из которых выведены на целевые орбиты 35 космических аппаратов, в том числе:

      • для государственных нужд – 27 и 25 космических аппаратов соответственно;

      • в рамках международного сотрудничества – 6 космических аппаратов (из Гвианского космического центра).

      ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА

      По состоянию на 31.12.2015 отечественная орбитальная группировка составляла 9,9 % от мировой орбитальной группировки (слайд 8 приложения № 1) и функционировала в составе 142 космических аппаратов, из которых 82 космических аппарата – социально-экономического, научного и двойного назначения (в том числе навигационные), а 60 космических аппаратов – военного назначения. В 2014 году доля России составляла 9,2 % (134 космических аппарата). За 2015 год отечественная орбитальная группировка увеличилась на 8 космических аппаратов. При этом качественный состав (количество космических аппаратов в пределах гарантийных сроков активного существования) практически не изменился и составляет 73 % от общего количества космических аппаратов.

      Орбитальную группировку России можно разделить на ряд функциональных направлений.

      СВЯЗЬ, ВЕЩАНИЕ И РЕТРАНСЛЯЦИЯ


       

      По состоянию на конец 2015 года орбитальная группировка спутников связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения (слайд 9 приложения № 1) включала 32 космических аппарата: 17 геостационарных космических аппаратов связи и вещания, 3 геостационарных космических аппарата ретрансляции и 12 космических аппаратов на низкой орбите

      «Гонец-М» многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных «Гонец-Д1М».

      За отчетный период проведены следующие работы:

      • запуском трех космических аппаратов завершено создание штатной группировки из 12 космических аппаратов «Гонец-М» многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец-Д1М»;

      • завершены летные испытания и началась опытная эксплуатация многофункциональной космической системы ретрансляции (МКСР) «Луч» с космическими аппаратами-ретрансляторами «Луч-5А», «Луч-5Б», «Луч-5В» космического комплекса «Луч-М». Система создает возможность в реальном масштабе времени управлять полетом низкоорбитальных космических аппаратов и передавать с них целевую информацию независимо от их расположения на орбите, осуществлять прием телеметрической информации с ракет-носителей и разгонных блоков;

      • осуществлены запуски геостационарных спутников «Экспресс-АМ7»,

      «Экспресс-АМ8» и «Экспресс-АМУ1», что позволило более чем на 40 % нарастить возможности отечественной системы спутниковой связи и вещания.

      ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ


       

      Другой составной частью орбитальной группировки является группировка космических аппаратов, входящая в состав космической системы дистанционного зондирования Земли. Ее планомерное наращивание продолжалось в течение 2015 года (слайд 10 приложения № 1).

      11.12.2015 произведен запуск космического аппарата гидрометеорологического назначения на геостационарную орбиту

      «Электро-Л» № 2 с расширенными возможностями бортового информационного комплекса.

      В 2015 году завершены летные испытания и осуществлен ввод в эксплуатацию космического аппарата «Ресурс-П» № 2. Также завершены летные испытания и ввод в эксплуатацию космической системы «Ресурс-П» с космическими аппаратами «Ресурс-П» № 1 и № 2.

      На конец 2015 года орбитальная группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли состояла из 8 космических аппаратов, в том числе 3 космических аппаратов природоресурсного назначения,

      4 космических аппаратов гидрометеорологического назначения и 1 космического аппарата для мониторинга чрезвычайных ситуаций.

      В целях интеграции информационных ресурсов дистанционного зондирования Земли в единое геоинформационное пространство в 2015 году завершено создание Единой территориально-распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли и проведены ее испытания. Это позволило скоординировать функционирование российских пунктов приема и обработки информации с российских и иностранных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, а также распространение и предоставление данных дистанционного зондирования Земли пользователям и потребителям.

      СИСТЕМА ГЛОНАСС


       

      Орбитальная группировка навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС (слайд 11 приложения № 1) функционировала в штатном составе в количестве 27 космических аппаратов (25 космических аппаратов

      «Глонасс-М» и 2 космических аппарата «Глонасс-К»), из которых:

      • 23 космических аппарата использовались по целевому назначению, что обеспечивает стопроцентную доступность навигационного поля как на территории Российской Федерации, так и глобально, при этом точность навигационных определений составляет порядка 3 метров;

      • 2 космических аппарата («Глонасс-К») находились на этапе летных испытаний;

      • 2 космических аппарата («Глонасс-М») находились на исследовании главного конструктора.

      Наземный резерв ракетно-космической техники состоял из

      9 космических аппаратов «Глонасс-М», 3 комплектов средств выведения

      «Союз», 2 комплектов средств выведения «Протон». 2 комплекта средств выведения «Союз» находятся в стадии изготовления.

      Восполнение орбитальной группировки системы ГЛОНАСС осуществлялось по принятой стратегии запусков космических аппаратов по оперативной необходимости, исходя из прогноза сроков активного существования космических аппаратов на основе их технического состояния.

      В 2015 году осуществлялось поддержание в технической и эксплуатационной готовности средств наземной инфраструктуры навигационного космического комплекса системы ГЛОНАСС, а также в рамках работ по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС завершено изготовление 3 космических аппаратов «Глонасс-М», проводились летные испытания космического аппарата «Глонасс-К» № 11Л и № 12Л, изготавливались космические аппараты «Глонасс-К» № 13Л и

      № 14Л с повышенными тактико-техническими характеристиками.

      Надежная работа аппаратов «Глонасс-М», находящихся в составе орбитальной группировки, позволила в 2015 году сформировать наземный резерв из космических аппаратов и средств выведения космических аппаратов на орбиту. Вместе с тем введенные ограничения на поставку электронной компонентной базы иностранного производства уровня качества

      «Space» не позволили приступить в 2015 году к серийному производству космических аппаратов «Глонасс-К» с повышенными тактико-техническими характеристиками.

      В целях обеспечения конкурентоспособности системы, ее широкого применения и улучшения тактико-технических характеристик продолжились работы по созданию за рубежом элементов наземного измерительного сегмента (2 станции размещены в Бразилии и 3 – в Антарктиде).

      ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


       

      В целях достижения лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных космических исследований и обеспечения полноценного участия в проектах международного сообщества по исследованию и использованию космического пространства, включая миссии к Луне, Марсу и другим планетам Солнечной системы (цель 3 Декларации и Плана деятельности) в 2015 году в тесном взаимодействии с Российской академией наук, являющейся основным заказчиком космических средств для фундаментальных космических исследований, проводились следующие работы (слайд 12 приложения № 1):

      • продолжалась работа запущенной в 2011 году космической обсерватории «Спектр-Р» («РадиоАстрон»). С помощью этой обсерватории, образующей совместно с сетью российских и зарубежных наземных радиотелескопов наземно-космический радиоинтерферометр со сверхдлинной базой, проводились исследования астрофизических объектов в радиодиапазоне электромагнитного спектра с высоким разрешением;

      • продолжались научные эксперименты с использованием российско- итальянского прибора на борту космического аппарата «Ресурс-ДК1» («РИМ-ПАМЕЛА»);

      • продолжались научные эксперименты с помощью российских приборов на борту зарубежных космических аппаратов «ВИНД», «Лунар Реконнейсенс Орбитер», «Марс-Одиссей», «Марс-Экспресс», «Кьюриосити»;

      • на борту космического аппарата «Ресурс-П» № 2 реализовывалась научная программа комплексом научной аппаратуры «НУКЛОН», предназначенным для исследования космических лучей сверхвысоких энергий.

        Продолжались работы по наземной экспериментальной отработке космического комплекса «Спектр-РГ», создаваемого в рамках совместного проекта с Германским космическим агентством.

        ПРОГРАММЫ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЕТОВ


         

        Продолжались работы по сохранению ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловному выполнению ее международных обязательств в области космической деятельности (цель 4 Декларации и Плана деятельности) (слайд 13 приложения № 1).

        Российская орбитальная группировка космических аппаратов по программе полета МКС на 31.12.2015 включала 9 космических аппаратов (5 модулей российского сегмента МКС, 2 пилотируемых и 2 грузовых транспортных корабля).

        Справочно:

        5 целевых модулей РС МКС включают:

      • функционально-грузовой блок «Заря» – модуль США, интегрированный в российский сегмент;

      • служебный модуль «Звезда»;

      • стыковочный отсек «Пирс»;

      • малый исследовательский модуль «Поиск»;

      • малый исследовательский модуль «Рассвет».


       

      В течение 2015 года к МКС были проведены 9 запусков космических аппаратов, при этом успешно запущены 8 космических аппаратов (4 транспортных пилотируемых корабля «Союз ТМА-М», 3 транспортных грузовых корабля серии «Прогресс М-М» и 1 – серии «Прогресс МС»); один космический аппарат («Прогресс М-27М»), запущенный 28.04.2015, из-за нештатного отделения от ракеты-носителя «Союз-2.1а» потерял управление и 08.05.2015 прекратил свое существование.

      Международные обязательства по транспортно-техническому обеспечению МКС выполнены в 2015 году в полном объеме, в том числе по запускам к МКС пилотируемых космических кораблей «Союз-ТМА-М» и грузовых космических кораблей «Прогресс М-М».

      В полном объеме выполнены технологические операции по поддержанию работоспособности и управлению российским сегментом станции. На станции продолжает успешно трудиться международный экипаж из шести человек, трое из которых российские космонавты.

      В 2015 году на МКС работали 18 космонавтов. После 17-летнего перерыва успешно реализован полет российской женщины-космонавта. 12.03.2015 возвратилась на Землю космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Серова Елена Олеговна. В сентябре 2015 г. российский космонавт Геннадий Падалка установил новый мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания в космосе (878 суток, что на 75 суток превосходит рекорд С.К. Крикалева).

      Обеспечена доставка на станцию более 10 т грузов, возвращено на Землю более 200 кг. Проведен комплекс профилактических и ремонтно- восстановительных работ для обеспечения работоспособности бортовых

      систем.

      В период основных экспедиций на МКС в 2015 году проведены 75 российских космических экспериментов, 15 из которых являются новыми. Кроме того, проведен 1 совместный эксперимент с НАСА в соответствии с протоколом НАСА–Роскосмос от 18.07.2013 и 5 медицинских экспериментов из научной программы НАСА с участием российского космонавта в рамках годового полета.

    3. КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

      Функционирование орбитальных группировок различного назначения напрямую связано с вопросами качества и надежности ракетно-космической техники. Их повышению в 2015 году уделялось особое внимание (слайд 14 приложения № 1) .

      По космическим аппаратам . В 2015 году имели место отказы двух космических аппаратов социально-экономического и научного назначения: МКА-ФКИ ПН2 (фактический срок существования 12 месяцев при гарантийном сроке активного существования 36 месяцев) и «Глонасс-М»

      № 746 (фактический срок существования менее 49 месяцев при гарантийном сроке активного существования 84 месяца). Количество отказов космических аппаратов до истечения гарантийного срока в 2015 году по сравнению с 2014 годом не уменьшилось.

      Отказы космических аппаратов в полете носят преимущественно конструкционный характер и во многих случаях обусловлены неправильным выбором электрорадиоизделия.

      По средствам выведения . В 2015 году из 29 пусков ракет-носителей

      2 пуска завершились аварийным исходом. Уровень аварийности составил 6,9 %, что превышает среднестатистическое значение (5 %).

      Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-2.1а» № 022 с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-27М» № 426, произошедшей 28.04.2015, явилась конструктивная особенность связки транспортного грузового корабля и третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а», не учтенная при проведении работ по адаптации ракеты-носителя «Союз-2.1а» и транспортного грузового корабля «Прогресс М».

      Нештатное завершение 16.05.2015 полета ракеты-носителя

      «Протон-М» № 93554 с космическим аппаратом «МексСат-1» произошло по причине отказа рулевого двигателя III ступени ракеты-носителя вследствие

      разрушения элементов турбонасосного агрегата из-за повышенных вибронагрузок, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата, связанного с деградацией свойств его материала под действием высоких температур и несовершенством схемы балансировки.

      Причины обеих аварий носят конструкционный характер.

      Характер выявляемых в последние годы отказов космических аппаратов и их средств выведения предопределяет направленность мер по предупреждению отказов изделий ракетно-космической техники (слайд 15 приложения № 1).

      К первоочередным мероприятиям по обеспечению качества и надежности ракетно-космической техники, предупреждения ее аварийности и нештатного функционирования следует отнести:

      • дальнейшее техническое и технологическое перевооружение отрасли, совершенствование и развитие экспериментальной базы организаций ракетно-космической промышленности в обеспечение требуемого качества и надежности изделий ракетно-космической техники;

      • совершенствование технологий контроля качества и обеспечения надежности изделий ракетно-космической техники (видеоконтроль особо ответственных операций, контроль при транспортировании и др.), безусловное соблюдение предприятиями отрасли технологической дисциплины, выполнение требований нормативно-технической документации;

      • совершенствование и развитие системы информации о техническом состоянии и надежности ракетно-космической техники, оперативное и качественное проведение исследований причин отказов изделий и реализации мероприятий по их предупреждению; повышение эффективности системы информации на основе внедрения автоматизации в обеспечение процессов управления качеством изделий ракетно-космической техники;

      • проведение головными научно-исследовательскими организациями ракетно-космической промышленности научно-технического сопровождения на всех этапах опытно-конструкторских работ с учетом мирового опыта рассмотрения проектов; расширение номенклатуры опытно-конструкторских работ, по которым головные научно-исследовательские организации ракетно- космической промышленности должны обеспечить научно-техническое сопровождение.

    4. НАЗЕМНЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ

      КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ

      Управление орбитальной группировкой космических аппаратов обеспечивал наземный автоматизированный комплекс управления и измерений космических аппаратов научного и социально-экономического назначения; основные результаты работ по этому направлению следующие (слайд 16 приложения № 1):

      • проведено успешное управление ПКК, РС МКС, ТГК «Прогресс-М»,

        «Прогресс-МС», автоматическими космическими аппаратами;

      • продолжалось строительство и оснащение техническими средствами Балтийского контрольно-измерительного пункта и Восточного контрольно- измерительного пункта;

      • введена в эксплуатацию наземная станция контрольно- измерительного пункта «Компарус» на Центральном контрольно- измерительном пункте;

      • введен в строй наземный радиотехнический комплекс «Клен-СП» на космодроме Байконур;

      • продолжалась модернизация базового Центра управления полетами ФГУП ЦНИИмаш;

      • осуществлялись работы по развитию и созданию средств контроля объектов в дальнем космосе.


         

    5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

      Важное значение в деятельности Госкорпорации «Роскосмос» имеет международное сотрудничество (слайд 17 приложения № 1).

      В 2015 году Госкорпорацией «Роскосмос» совместно с МИД России обеспечено выполнение Российской Федерацией всех принятых ею международных обязательств в области космической деятельности.

      В интересах совместных научных исследований продолжается реализация основного международного космического проекта – эксплуатация МКС.

      К настоящему времени сформирована международно-правовая база российско-европейского сотрудничества в космической сфере, которая

      включает в себя договоры и соглашения различного уровня.

      В рамках Соглашения о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами проводятся работы по проекту «ЭкзоМарс» – совместному со странами Европы изучению Марса.

      В феврале 2015 г. по итогам встречи руководителей космических агентств подписана Декларация о намерениях по долгосрочному сотрудничеству в области исследований космоса.

      Важное значение имеет сотрудничество с Китаем. В декабре 2015 г. в Пекине в рамках 20-й регулярной встречи глав правительств России и Китая было подписано совместное заявление о сотрудничестве по применению навигационных технологий с использованием систем ГЛОНАСС и «Бэйдоу» в мирных целях.

      Кроме того, 17.12.2015 подписано соглашение о сотрудничестве между Госкорпорацией «Роскосмос» и Китайской национальной космической администрацией в сфере электронной компонентной базы космического назначения.

      Также в 2015 году были подписаны документы о сотрудничестве или протоколы о намерениях с Объединенными Арабскими Эмиратами, Никарагуа, Аргентинской Республикой, Индией, Ираном.

      В 2015 году была продолжена реализация научно-технической программы (далее – Программа) Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» (слайд 18 приложения № 1) («Мониторинг-СГ»). Цель Программы: создание средств, технологий и программных комплексов в интересах повышения надежности, работоспособности и живучести маломассогабаритных космических средств дистанционного зондирования Земли.

      Постановлением Совета Министров Союзного государства от 12.05.2016 утверждена программа Союзного государства «Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей» («Технология-СГ»).

      Готовится к утверждению Советом Министров Союзного государства Концепция научно-технической программы «Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и технического

      обеспечения предоставления данных дистанционного зондирования Земли и продуктов их обработки потребителям России и Беларуси» («Интеграция-СГ»).


       

    6. РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Одной из основных целей деятельности Госкорпорации «Роскосмос» является формирование экономически устойчивой, развивающейся по инновационному пути, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, способной решать стратегические задачи совершенствования и развития отечественной ракетно-космической техники и занимающей достойное место на мировом космическом рынке (цель 5 Декларации и Плана деятельности) (слайд 19 приложения № 1).

На сегодняшний день ракетно-космическая промышленность представлена 94 организациями численностью 235,7 тыс. человек. Более 80 % организаций являются акционерными обществами.

Предварительные результаты работы предприятий положительные. Основные из них: темпы роста объема промышленного производства – 108,5 %, темпы роста производительности труда – 110,3 %, средняя заработная плата – 46,6 тыс. рублей (увеличение – на 3,7 тыс. рублей).


 

ВЫВОД:

Основные задачи на 2015 год, изложенные в Плане деятельности Федерального космического агентства на 2013 – 2018 годы и Публичной декларации целей и задач Федерального космического агентства на 2015 год, выполнены.

 

 

////////////////////////////