РАЗВИТИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ЗАПРОС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ФЛОТА (2015 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ЗАПРОС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ФЛОТА (2015 год)

 

 

РАЗВИТИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ:
ЗАПРОС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ФЛОТА
Москва, 2015
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: изучение текущего состояния российского
рыбопромыслового флота и перспектив его развития.
В рамках исследования были получены мнения ключевых групп
стейкхолдеров.
Опрошено
60
капитанов
крупнотоннажных
судов
рыбопромыслового
флота России
(полуформализованные
интервью).
Проведено 16 экспертных интервью, из них:
представители рыбопромышленного бизнеса - 7;
представители судостроительной отрасли - 4;
федеральные чиновники - 3;
межотраслевые эксперты в области рыболовства - 2.
Проведен анализ публикаций СМИ (по данным
«Медиалогииª) по теме рыболовного флота за
текущий календарный год.
2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
График 1. Как Вы оцениваете техническое состояние
Респонденты, оценившие состояние
вашего судна? (% от всех опрошенных)
своего судна как «среднееª, часто
аргументировали свою позицию
негативными характеристиками:
49
«очень много ручного труда, все
делаем вручнуюª,
«все гнилое, все течетª,
28
«судно старое, но недавно был
ремонтª,
«дизельный генератор устаревший,
13
мощности не хватаетª,
8
«косметикаª лучше будет после
2
ремонта, а толка нетª,
Отличное
Хорошее
Среднее
Плохое
Очень плохое
«судно уже возрастное, без
ремонтов в море ходить нельзяª,
«хотели сдать на металлª.
Большинство опрошенных капитанов оценивает состояние своего
судна как среднее, плохое или очень плохое.
3
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
График 2. Как Вы в целом оцениваете состояние рыбопромыслового
флота нашей страны? (% от всех опрошенных)
78
Никто из опрошенных
капитанов не отметил, что
17
большинство судов в
5
хорошем состоянии и с
хорошими техническими
Большинство судов в
Большая часть судов
Затрудняюсь ответить
хорошем состоянии, но
устарела, их необходимо
возможностями.
требуют модернизации
заменить новыми
Общее состояние российского рыболовного флота оценивается капитанами и экспертами всех категорий как
среднее или неудовлетворительное без перспектив изменений к лучшему при сохранении текущей динамики
развития.
Ухудшение ситуации рассматривается как реальная перспектива большинством респондентов во всех
категориях.
4
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
График 3. Как Вы считаете, какой процент существующего флота
необходимо обновить в ближайшие пять лет? (% от всех опрошенных)
«Состояние российского рыболовного
флота я оцениваю как среднее, но это
не означает, что таково же состояние
запроса на его изменение. Необходимо
10
заменить 20 -
полностью заменить 100% судов, и чем
35% флота
быстрее, тем лучшеª.
38
заменить 50%
(Межотраслевой эксперт)
флота
30
заменить 60 -
75% флота
«Рыболовство
-
это стратегическая
заменить более
отрасль.
Сегодня
состояние
22
80% флота
рыбопромыслового флота препятствует
решению задач по развитию регионаª.
(Чиновник)
Основным агентом запроса на замену флота является сообщество
капитанов рыбопромысловых судов.
5
МОРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ФЛОТА
«Состояние флотаª: мореходное состояние, промысловое состояние, кадры.
Эксплуатируемые сегодня суда построены в начале 1980-х годов. Изначально установленный срок их
эксплуатации - 25 лет. С переходом к рыночной экономике обязательный предельный срок эксплуатации
был отменен.
«Срок эксплуатации судна в советское время составлял 25 лет, после этого предполагалось его
списывать и заменять на новоеª . (Межотраслевой эксперт)
Капитаны считают, что российский рыболовный флот старый и его возраст сказывается на мореходных
возможностях и перспективах.
«Сколь бы ни были велики возможности модернизации, преодолеть износ металла невозможно.
Через 5 - 10 лет корабли начнут рассыпатьсяª. (Капитан)
График 4. Возраст судов Дальневосточного бассейна.
(В %, по данным Росрыболовства)
93
Дальневосточный бассейн
82
639 судов. Из них 80% - свыше
76
20 лет.
До 10 лет
11-20 лет
Северный бассейн
Свыше 20 лет
(Шпицберген, НЭЗ, ФЭЗ) - 110
17
16
9
6
судов. Из них 86% - свыше 20
1
1
лет.
Большой флот Средний флот Малый флот
6
ПРОМЫСЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ФЛОТА
Капитаны и эксперты: российский рыболовный флот недостаточно эффективен.
Низкая добыча. «Средний улов на российском крупнотоннажном судне составляет 16 тыс. тонн, а на
американском - около 40 тыс. тоннª. (Межотраслевой эксперт)
Несоответствие используемых сегодня судов задачам глубокой переработки.
«Разместить всю
номенклатуру нового оборудования на старом флоте невозможно в силу недостаточности энергетики,
площадей, недостаточной автоматизации линий, не остается возможностей на более глубокую
переработкуª.(Бизнес)
Потери продукции.
Россия является поставщиком сырья на мировой рынок.
График 5. Переработка минтаевого промысла
«Каждый год мы выбрасываем за
(без учета икры и муки) (В %, по данным Русской
борт около 1 млн тонн продукцииª.
пелагической исследовательской компании)
(Чиновник)
4,5
95,5
95,5
4,5
Россия
США
Первичная переработка
Глубока переработка
7
ЗАМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ
График 6. Как Вы считаете, что оптимально для развития отечественно флота, ставить новое
оборудование на старые суда или строить новые суда? (% от всех опрошенных и в зависимости
от оценки состояния судна, на котором работают респонденты)
«Другоеª:
7
6
Строить новые суда
«на старые нет смысла, новый
- дорогоª
Другое
Затруюняюсь
«на старье экипаж мучается, а
87
ответить
государство зажимает, не дает
денег на новые судаª
Никто из опрошенных капитанов не отметил, что нужно ставить новое
оборудование на старые суда.
Даже среди тех, кто «хорошоª или «очень хорошоª оценивают состояние судна,
90% выступают за новые суда.
Основной запрос - замена флота, а не его модернизация.
8
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
График 7. Зависит ли от состояния судна профессионализм команды?
(% от всех опрошенных)
Современные суда
комфортабельнее, на них
51
лучше работает связь и
интернет, лучше
обустроены бытовые
удобства и капитанские
25
рубки.
24
Заработок на
американских
крупнотоннажных судах
примерно в 4 раза
больше, чем на
Да, на новом судне, как
Нет, не зависит
Затрудняюсь ответить
российских.
правило, команда более
профессиональная
Текущее состояние рыболовного флота - недостаток кадров на рынке труда.
«Наш отечественный кадровый состав - это очень и очень слабые работники. Если ты
не пьешь и если ты знаешь английский язык, то тебе дорога в иностранные
компанииª. (Бизнес)
Возраст судна влияет на выбор места работы высокопрофессиональных рыбаков.
Повышение эффективности работы позволило бы поднять доходы отечественных рыбаков,
сделать отрасль более привлекательной с точки зрения трудоустройства.
9
ОСНОВНЫЕ РИСКИ
Основные риски состоят в критическом падении
конкурентоспособности отечественного рыбохозяйственного
комплекса.
1. Истощение ресурса флота
2. Утрата рынка
По меркам рыболовных отраслей других стран
Снижение производственного потенциала
российское рыболовство низкомаржинально.
флота - российским рыбакам не на чем будет
«С одной тонны минтая можно получить
выходить в море.
$1200,
-
поясняет
директор
«В случае резкого выбытия большого
исследовательской компании. - Но если у
количества судов, флота, специализированного
американского корабля
$900 прибыль и
для промысла рыбы в российских морях, где
$300 затраты, то у российского - $300 и
есть ледовая обстановка, мы на мировом
$900 соответственноª.
рынке не найдемª. (Бизнес)
(Межотраслевой эксперт)
При падении относительной эффективности
рыбодобычи, Россия, возможно, будет терять
позиции на мировых рынках.
10
ОСНОВНЫЕ РИСКИ
4. Риск снижения безопасности
3. Кадровый дефицит
мореплавания
Опасно, дешево и некомфортно
-
Сокращающаяся безопасность
достаточный набор аргументов, чтобы
мореплавания из-за устаревания флота
потенциальный
соискатель
не
Возможный рост риска трагических
рассматривал работу на рыболовном флоте
аварий.
как предпочтительную.
«Мореходное состояние судов не является
«После трагедии траулера “Дальний Восток”
причиной
аварий,
чаще
виноват
у нас на отходе крупного судна списались
человеческий фактор, например, как в
15 молодых матросов, а отсутствие
случае с траулером
“Дальний Восток”
-
молодежи в свою очередь ведет к тому, что
жадность. Однако жадность имеет основания
у нас просто некому будет в море
и в техническом состоянии флота. Желая
работатьª. (Бизнес)
увеличить
добычу
и
разместить
дополнительное оборудование, рыбаки идут
на ухищренияª. (Бизнес)
11
ГДЕ СТРОИТЬ ФЛОТ?
График 8. На каких верфях лучше строить суда, на российских или
зарубежных?(% от всех опрошенных)
Современное рыболовное судно -
это
фактически
конструктор,
собранный
из
частей,
ВСЕГО
33
24
43
изготовленных в разных странах.
Ведущие мировые производители
Хорошее/отличное состояние
20
40
40
оборудования для рыболовного
судна
флота готовы работать в России.
Российские верфи готовы строить
Среднее состояние судна
37
15
48
суда серийно.
«Серия из пяти кораблей способна
снизить стоимость одного корабля
Плохое/очень плохое состояние
29
57
14
более чем в полтора разаª.
судна
(Бизнес).
На российских На зарубежных Затрудняюсь ответить
В среде рыбаков есть ожидание, что строить суда надо на российских верфях, но есть и
некоторый скепсис по отношению к ним.
12
ОТРАСЛЕВОЕ СЦЕНИРОВАНИЕ: РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ
ФЛОТ НА РАЗВИЛКЕ
Стратегия глубокой модернизации
Модернизация перерабатывающих мощностей поддержит конкурентоспособный уровень
рыбопромышленности, но износ металла и корпусов кораблей позволит ей работать не более 5-10
лет.
«Большая часть технологических решений, которые на сегодняшний момент изобретены в
переработке рыбы уже не могут быть интегрированы в устаревшие проекты рыболовных судов, 25
- 30 -летней давностиª. (Бизнес)
Стратегия замены путем покупки готовых судов
Одним из ключевых способов поддержания флота является покупка компаниями судов за
рубежом. Однако такого рода обновление не приносит омоложения флота.
«С одной стороны, мы фактически обслуживаем чужую ренту вместо развития своего
судостроения. С другой стороны, продаются уже изрядно послужившие суда, которые никак не
решают проблемы старения отечественного флотаª. (Чиновник)
Стратегия замены путем покупки готовых судов
Стратегия строительства новых судов распадается на две линии: строительство за рубежом и в
России.
Строить на зарубежных верфях удобнее. Однако с государственным курсом на
“новую
модернизацию” нужно повышать спрос на российские суда. Решить эту задачу без создания новых
стимулов для бизнеса экспертам не представляется возможным.
«Сами рыбаки строить новый флот не будут. Нужно чтобы государство, с одной стороны,
подтолкнуло, а с другой - создало стимулыª. (Бизнес)
13
ВЫВОДЫ
Рыбацкое сообщество: запрос на замену флота
Капитаны хотят работать на более производительных, безопасных, комфортабельных и
удобных судах, чем суда 1980-х годов постройки, которые использует российский
рыбопромышленный комплекс сегодня.
Профессиональное сообщество: угрожающее мореходное состояние
рыболовного флота
Если не строить новые корабли, через 5 - 10 лет Россия может остаться без своего
рыболовного флота.
Российский рыбопромысловый флот недостаточно конкурентоспособен, без
замены кораблей будет терять конкурентоспособность
Производительность на российских
иже вылов, чем на иностранных судах.
судах в несколько раз
меньше, чем на современных
ефицит квалифицированных кадров.
иностранных.
Глубокая модернизация судов далее невозможна
Большинство используемых судов невозможно оснастить всем необходимым
оборудованием.
Замена флота невозможна только силами рыбопромышленников
Без создания прямых и непрямых стимулов и компенсационных механизмов для
рыбопромышленников и судостроителей обновлению флота невозможно.
14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/