Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов по русскому языку ЕГЭ, 11 класс (2023 год)

 

  Главная      Книги - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов по русскому языку ЕГЭ, 11 класс (2023 год)

 

 

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных
измерительных материалов единого государственного экзамена
2023 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных
измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ)
2023 г. по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые
в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться
с помощью вариантов КИМ в
2023 г. Полный перечень элементов
содержания, которые могут контролироваться на едином государственном
экзамене
2023 г., приведён в кодификаторе элементов содержания
и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных
учреждений для единого государственного экзамена 2023 г. по русскому
языку.
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры
заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных
формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной
работы.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы
дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности
составить представление о структуре будущих вариантов КИМ, количестве
заданий, об их форме, уровне сложности.
Приведённые критерии оценки выполнения задания с развёрнутым
ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях
к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки
к ЕГЭ в 2023 г.
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (несколько
слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле
ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
Инструкция по выполнению работы
запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих
образцами.
27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям
1-26 являются цифра
(число), или слово
Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их
(несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
образцам в бланк ответов № 1.
астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой
вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных
КИМ
дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию
Ответ:
1 2 4
Бланк
человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная
А
Б
В
Г
Д
экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры
Ответ:
5
2
6
1
3
не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть
большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
Ответ: ǵǮǤǫǤǶȀdzǴDzǬǫDZǖǵ
Иное дело
- ценности культурные и нравственные. Они или
восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем,
разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному
Если культура - это совокупность достижений общества в области
тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе,
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией
не учитываются при оценивании работы.
своего языка. Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
к пониманию духовного мира, своего и чужого.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
(По Л.И. Скворцову)
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
1
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это
местоимение.
1)
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины
(экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить
тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники,
Ответ: ___________________________.
исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2)
Использование метафор
(…между экологией природы и экологией
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению
духовного мира), антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое
2
на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация
в данном тексте. Запишите номера ответов.
не может смириться с деградацией своего языка.) способствует
эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать
авторскую оценку описываемым явлениям.
3)
Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной
речи: отглагольные имена существительные
(взаимодействие, вклад,
утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами
существительными в родительном падеже
(между экологией природы
и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития
1) ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
народа, к пониманию духовного мира и др.).
2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка.
4)
Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами,
Из рабочей среды.
среди которых - ряды однородных членов предложения, вводные слова.
3) МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться
5)
Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора -
с неудобствами.
сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие
4) ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является
инструкции.
сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
Ответ: ___________________________.
5) КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов
для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.
Ответ: ___________________________.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
4
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) туфлЯ
2) понЯв
3) дОнельзя
4) корЫсть
5) Оптовый
Ответ: ___________________________.
8
Установите
соответствие
между
грамматическими
ошибками
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно
ОШИБКИ
украсить стол.
А) неправильное
1)
Сразу по приезде в губернский город
употребление падежной
Чичиков попытался установить деловые
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях
формы существительного
связи с местными чиновниками.
помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
с предлогом
2)
Возвращаясь в родные места, мне
вспомнились детские впечатления от
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных
Б) неправильное построение
впервые увиденной грозы.
произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
предложения с косвенной
3)
Через неделю после венчания А.С. Пушкин
речью
сообщает другу П.А. Плетнёву, что
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице
В) нарушение в построении
«я женат и счастлив».
Великобритании - родине этого вида спорта.
предложения
4)
Установить
направление
движения
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса
с несогласованным
древних материковых оледенений можно
обязательно должны быть овощи и фрукты.
приложением
благодаря изучения состава и строения
валунов
- обкатанных и слегка
Г) неправильное построение
закруглённых камней.
предложения
Ответ: ___________________________.
5)
Слова, по мнению Платона, лишены
с деепричастным оборотом
исторического развития и являются
Д) ошибка в построении
результатом
постановления
предложения
«законодателей», которые раз и навсегда
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
6
лишнее слово. Выпишите это слово.
с однородными членами
определили как звучание, так и значение
слов в языке.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные
6)
Сверхпроводники
- это материалы, не
сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6-8 °С
имеющие электрического сопротивления
для кедра и 8-10 °С для ели и пихты.
при сильном охлаждении, поэтому
плотность электрического тока может
Ответ: ___________________________.
достигать гигантских значений.
7)
Если провести опрос среди молодёжи, то
можно убедиться в том, что сегодня
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
молодые люди воспринимают и думают
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
урожай ПОМИДОРОВ
8)
В пьесе А.П. Чехова
«Вишнёвом саде»
мысли о будущем России наиболее полно
БЛИЖАЙШАЯ станция
выражены в монологах Пети Трофимова,
молодого интеллигента, жизнь которого
у наших ВОРОТ
полна труда и лишений.
нет ПОЛТОРАСТА рублей
9)
Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана
к
«Евгению Онегину» каждый читатель
детские ДОКТОРА
лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ: ___________________________.
Ответ:
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заг..релый, непром..каемый, к..мендант
1) намаж..шь, накле..вший
2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
3) подремл..шь, определя..мый
4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным
3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
и
(НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли,
в качестве выхода предлагается проект получения воды при
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
растапливании айсбергов.
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации,
Ответ: ___________________________.
многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их
необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми.
Далеко
(НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки
металла и получить профессию кузнеца.
Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Стоит выйти на крыльцо,
как
осень
окружит тебя
1) затм..вать, подароч..к
и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих
2) усидч..вый, ненавид..ли
загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда,
сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
14
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как
некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ)
операми композитора так и его симфоническими произведениями.
понятие.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Л.Н. Толстой увидел в личности
надолго запоминается читателям.
Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка
мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
с мелкими клейкими листьями.
(НА)ВСТРЕЧУ медленно, тяжело громыхая, двигался гружёный состав,
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике
а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности
гжельской керамики в наше время.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника
в творчестве И.Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он
накопившимися за день цветочными запахами.
периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие
Ответ: ___________________________.
радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО
полились радостные весенние слёзы.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Ответ: ___________________________.
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке
(2) картина
«Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение
в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна - письме(2)ый
Ответ: ___________________________.
стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом,
и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.
Ответ: ___________________________.
20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры,
18
на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
в предложении должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и очень любил слушать сказки (2)
Ирония и жалость к людям,
которые рассказывала ему няня
(3) потому что в них было много
Которым мы простим их суд,
чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
А сами судьями не будем.
Ответ: ___________________________.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним
(Д.С. Самойлов)
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________.
(1)Юрий Александрович Бычков - спецкор газеты «Советская культура»,
общественный деятель в области сохранения культурного наследия.
(2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки - подготовить
материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал
был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём - по ярославской
в предложении должны стоять запятые.
трассе.
(5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов
Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново - эти города посетил во время
Если
(1) мне хотя бы в малой доле
(2) удалось передать читателю
поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура»
представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду
журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале,
считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием
«Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал.
(К.Г. Паустовский)
(7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил
Ответ: ___________________________.
очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль
дорог, - так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Ответ: ___________________________.
(23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости.
(24)Веками
роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом
и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,
ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот
копили певучесть для пастушьих рожков.
и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под
(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно
крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие
было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних
зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские
местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может
богатства.
быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил
шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой
я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда
травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня
(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина,
обратно.
ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
(5)Старый дом наш заколочен.
(6)Я ставлю поклажу на крыльцо
(По В.И. Белову*)
соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство
вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее
* Василий Иванович Белов (1932-2012) - советский и российский писатель,
яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так
поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо
мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную
дорогу.
(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все
слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо
номера ответов.
мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над
1) Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно
2) Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он
сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно
поклялся никогда туда не возвращаться.
сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели.
(13)Они глухо
3) Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания
шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть,
о времени, проведённом в родной деревне.
собственным долголетием.
(14)Под елями древний запах папоротника.
4) Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить
(15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити
родственников.
паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя
5) По словам рассказчика, берёзы
- свидетельницы человеческого горя
кусают они совсем не по-детски.
(16)Мой взгляд останавливается на
и радости.
красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел,
опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую
Ответ: ___________________________.
древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом
месте, и нога едет на скользких иглах. (19)Загудел в соснах ветер, и сосны
отозвались беззащитным ропотом.
(20)Мне кажется, что в их кронах
вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца
копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание,
словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают
облачные фрегаты.
(22)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю
каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий
песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю
тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся
и умирают водяные круги.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
номера ответов.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
соответствующую цифру.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
4) В предложениях
16,
17 представлено повествование с элементами
номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
описания.
и других дополнительных символов.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Ответ: ___________________________.
24
Из предложений 9-12 выпишите один фразеологизм.
26
«Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой
родиной, В.И. Белов использует различные средства выразительности, в том
Ответ: ___________________________.
числе синтаксические: (А)_________ (в предложениях 12, 24) и (Б)_________
(в предложении
31).
Передать состояние рассказчика, связанное
с воспоминаниями о детстве, помогают тропы:
(В)__________
синие
зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7,
25
Среди предложений
15-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
«древний запах» в предложении
14), а также
(Г)________
(«укор…
с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренных
свидетельниц человеческого горя и радости» в предложении
23,
слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
«рождаются… города» в предложении 28)».
Список терминов:
Ответ: ___________________________.
1) обращение
2) анафора
3) противопоставление
4) эпитет
5) ряды однородных членов предложения
6) синтаксический параллелизм
7) вводная конструкция
8) сравнение
9) метафора
А
Б
В
Г
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
соответствующего задания.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 2
Часть 1
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих
краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
программных средств.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Правильное выполнение каждого из заданий 1-7, 9-25 оценивается
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для
форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью
понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного
совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2-4, 9-12, 15-23 порядок
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
записи символов значения не имеет.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Правильное выполнение задания 8 оценивается 3 баллами. Задание
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает
по проблеме исходного текста.
с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние
Объём сочинения - не менее 150 слов.
символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляются 2 балла,
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы,
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
которые представлены в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
трёх или четырёх позициях ответа записаны не те символы, которые
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого,
выставляется
0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все
необходимые символы.
Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание
считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая
указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает
с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние
символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла,
если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который
представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух или
трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены
в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если
количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне
зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Часть 2
Номер задания
Правильный ответ
Примерный круг проблем*
Авторская позиция
1
все
2
34
1. Проблема отношения к малой
1. Отношение человека к малой родине
3
1234
родине. (Как и в чём проявляется
проявляется
в
самых добрых
4
24
отношение человека к малой
и светлых воспоминаниях, в желании
5
праздничный
родине?)
вернуться в родной дом, в ощущении
6
очень
неразрывной связи с родиной, дающей
7
полутораста
силы.
8
43827
2. Проблема проявления любви
2. Любовь к малой родине человек
9
124
к малой родине. (В чём проявляется
ощущает на протяжении всей своей
10
134
любовь человека к малой родине?)
жизни, она проявляется в тёплых
11
15
воспоминаниях об отчем доме, природе
12
235
родного края. Любовь к малой родине
13
неподвижные
- неиссякаемый источник душевных
14
навстречувдали
сил.
15
124
16
125
3. Проблема
ценности
3. Ценность воспоминаний о малой
17
34
воспоминаний о малой родине.
родине заключается в том, что человек
18
124567
(В чём заключается ценность
чувствует
неразрывную
связь
19
34
воспоминаний о малой родине?)
с местом, где он родился и вырос,
20
23
с природой, дающей человеку силы
21
13
и утешение, несмотря на тоску
22
235
о прошлом.
23
345
4. Проблема воздействия природы
4. Природа родного края вдохновляет
24
нетдела <или> деланет
родного края на человека. (В чём
человека, помогает ему почувствовать
25
21
заключается воздействие природы
связь с прошлым, обрести гармонию,
26
5149
родного края на человека?)
даёт надежду на будущее.
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика,
отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также
процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера
предложений в тексте.
Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
ИЛИ
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
I
Содержание сочинения
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
К1
Формулировка проблем исходного текста
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме
1
иллюстраций.
в любой из частей сочинения) сформулирована верно
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
Проблема исходного текста не сформулирована или
0
не проанализирована (или проанализирована неверно)
сформулирована неверно.
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
2
Указание к оцениванию. Если экзаменуемый
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
не сформулировал или сформулировал неверно (в той
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
или иной форме в любой из частей сочинения) одну
исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не
из проблем исходного текста, то такая работа
даны.
по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
К2
Комментарий к проблеме исходного текста
не проанализирована (или проанализирована неверно).
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
5
ИЛИ
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста,
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-
важный для понимания проблемы исходного текста. Дано
иллюстраций.
пояснение к этому примеру-иллюстрации
Проанализирована смысловая связь между примерами-
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
1
иллюстрациями
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста,
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
4
важный для понимания проблемы исходного текста.
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
0
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-
ИЛИ
иллюстраций.
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
понимания проблемы исходного текста, не приведены.
не проанализирована (или проанализирована неверно).
ИЛИ
ИЛИ
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
ИЛИ
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
Вместо комментария цитируется большой фрагмент
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
исходного текста
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-
Указания к оцениванию.
иллюстраций.
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы
Проанализирована смысловая связь между примерами-
исходного текста только указал, но не проанализировал
иллюстрациями
смысловую связь между приведёнными примерами-
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
3
иллюстрациями, то анализ смысловой связи
Приведено не менее
2 примеров-иллюстраций из
не засчитывается.
прочитанного текста, важных для понимания проблемы
2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы
исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям
исходного текста допустил фактическую ошибку,
не даны.
связанную с пониманием проблемы исходного текста,
Проанализирована смысловая связь между примерами-
то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная
иллюстрациями.
ошибка, не засчитывается.
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью
исходного текста допустил фактическую ошибку,
и последовательностью изложения.
не связанную с пониманием проблемы исходного текста,
Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного
то данная ошибка учитывается при оценивании работы
членения текста.
по критерию «Соблюдение фактологической точности»
ИЛИ
(К12)
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью
К3
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста
и последовательностью изложения.
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
1
Имеется одно нарушение абзацного членения текста.
сформулирована верно
Допущена одна логическая ошибка
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
0
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
0
сформулирована неверно.
замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено
ИЛИ
две и более логические ошибки.
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста
ИЛИ
не сформулирована
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
Указание к оцениванию. Если экзаменуемый
замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая
не сформулировал или сформулировал неверно позицию
нарушения абзацного членения текста.
автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста,
ИЛИ
то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
0 баллов
замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного
К4
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
членения текста. Допущено две и более логические ошибки
К6
Точность и выразительность речи
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
1
Работа характеризуется точностью выражения мысли,
2
сформулировано и обосновано
разнообразием грамматического строя речи.
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста
0
Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию
не сформулировано и не обосновано.
экзаменуемый получает только в случае, если высший
ИЛИ
балл получен по критерию К10
Формулировка и обоснование отношения к позиции автора
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но
1
(рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме
прослеживается однообразие грамматического строя речи.
исходного текста.
ИЛИ
ИЛИ
Работа характеризуется разнообразием грамматического
Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально
строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли
(например, «Я согласен / не согласен с автором»)
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием
0
II
Речевое оформление сочинения
грамматического строя речи
К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
III
Грамотность
изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой
2
К7
Соблюдение орфографических норм
связностью и последовательностью изложения. В работе нет
Орфографических ошибок нет
3
нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки
Допущены одна-две ошибки
2
отсутствуют
Допущены три-четыре ошибки
1
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью
1
Допущено пять или более ошибок
0
и последовательностью изложения.
К8
Соблюдение пунктуационных норм
В работе нет нарушений абзацного членения текста.
Пунктуационных ошибок нет
3
Допущена одна логическая ошибка.
Допущены одна-две ошибки
2
ИЛИ
Допущены три-четыре ошибки
1
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
Допущено пять или более ошибок
0
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
К9
Соблюдение грамматических норм
то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или
Грамматических ошибок нет
2
Допущены одна-две ошибки
1
пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов,
Допущено три или более ошибки
0
которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на
К10
Соблюдение речевых норм
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Допущено не более одной ошибки
2
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
Допущены две-три ошибки
1
аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Допущено четыре или более ошибки
0
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512,
К11
Соблюдение этических норм
зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
Этические ошибки в работе отсутствуют
1
«82.
<…> По результатам первой и второй проверок эксперты
Допущена одна этическая ошибка или более
0
независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания
К12
Соблюдение фактологической точности
экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
Фактические ошибки в работе отсутствуют
1
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя
Допущена одна фактическая ошибка или более
0
экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
Максимальное количество баллов за выполнения задания
27
24
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
(К1-К12)
учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется
При оценке грамотности
(К7-К10) следует учитывать объём
информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими
сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для
экзаменационную работу».
сочинения объёмом 150 и более слов2.
Существенными считаются следующие расхождения.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым
и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
и вторым экспертами за выполнение задания
27
(по всем
12 позициям
При оценке сочинения объёмом от
70 до
149 слов количество
оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий
допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. Два балла по
эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по
этим критериям ставится в следующих случаях:
которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
К7 - орфографических ошибок нет;
2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым
К8 - пунктуационных ошибок нет.
экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции
К7 - допущено не более двух ошибок;
оценивания К7.
К8 - допущено не более двух ошибок;
3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым
К9 - грамматических ошибок нет;
экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных
К10 - допущено не более одной речевой ошибки.
балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до
оценивания К8.
149 слов не ставится.
4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание,
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
а другой выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-
выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на
таки» - одно слово, «всё же» - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом
задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на
(например, «М.Ю. Лермонтов» - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры,
отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил
при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» - одно слово, «пять лет» - два слова).
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст
нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями
рецензии задания
26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы
существенного расхождения в оценивании.
определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////