Пробный вариант №6 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

  Главная      Книги - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробный вариант №6 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

 

Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Хохлома - затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов старинное
село, вместе с историей которого уходит в далёкое прошлое зарождение там
известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с
самых древних времён была у русского человека в большом употреблении:
ковши в форме плывущей птицы, круглые братины (ковши), обелённые миски,
ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках ещё Х-
ХIII веков.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно:
(«)
впитывает в себя грязь. После того как было замечено, что промаслившиеся
стенки сосудов легче моются, а впитавшая масло посуда дольше сохраняется,
возникла мысль покрывать посуду олифой - варёным льняным маслом. Этот
состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги,
был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, благодаря
существовавшей уже технике писания икон и возникло и живописное искусство
Хохломы. Вместо дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали
фон серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали
поверхность посуды лаком и прогревали в печи. От высокой температуры
плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее через неё
серебро тоже отливало золотом.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях,
расположенных вокруг Хохломы. Хохломские изделия расходились по всей
России, привлекая своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой,
радуя глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
(По С.А. Жегаповой)
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на
1
месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: __________________________.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
5) Текст относится: к разговорной речи, так как основные цели автора -
2
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в
непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые
данном тексте. Запишите номера ответов.
темы.
1) ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
Ответ: __________________________.
События, вошедшие в историю. История умалчивает об этом.
2) СОСУД. Вместилище для жидких и сыпучих тел. Стеклянный сосуд.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
4
3) ПЛЕНКА. Эластичная лента из специального материала для
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
магнитной записи. Записать на плɺнку.
1) исчерпАть
4) РОСПИСЬ. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.
2) подЕлённый
Художественная роспись. Древнерусские росписи.
3) знАчимость
5) ИЗДЕЛИЕ. Вещь, товар. Ремонт металлических изделий,
4) прИбыв
5) пЕрчить
Ответ: __________________________.
Ответ: __________________________.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
3
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
5
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
1)
Большинство имён прилагательных и причастий используется в тексте в
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
прямом значении
(хохломской росписи, круглые братины),
неокрашенной деревянной посудой, промаслившиеся стенки, варёным
ООО «ПИК» уже в течение десяти лет занимается строительством ЖИЛЫХ
льняным маслом, дорогостоящего золота и др.), в тексте используется
зданий в крупных городах.
историзм (братина), лексика тематической группы «старина» (старинное
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие
село, в далёкое прошлое, с самых древних времен, с давних пор, мастера
профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального
Древней Руси), обеспечивающая единство темы, цельность текста.
искусства.
2)
Экспрессивность, ярко выраженная субъективность повествования
Мы отменили поход, потому что день обещал быть ДОЖДЕВЫМ и
обеспечивается использованием сравнений (ковши в форме плывущей
ветреным.
птицы, ложки разных форм и размеров), эпитетов (деревянная посуда, в
КОСТНЫЙ мозг - это ткань, заполняющая полости костей позвоночных
большом употреблении и др.), метафор (поверхность посуды, плёнка
животных и человека.
лака, росписью посуды, красотой орнамента).
В этом пейзаже была нарядность юга, его подчёркнуто ВРАЖДЕБНАЯ
3)
Текст содержит грамматические особенности, характерные для
северу красота.
письменной речи: отглагольные имена существительные (зарождение,
для предохранения, после окончания), полные и краткие причастия
Ответ: __________________________.
(затерявшееся,
найдены,
неокрашенной,
промаслившиеся,
применявшийся), деепричастия (привлекая, радия).
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
6
4)
Синтаксическими особенностями текстами является использование
лишнее слово. Выпишите это слово.
составных именных сказуемых
(была в большом употреблении,
Очутившись в незнакомом лесу и сбившись с пути, Иван захотел
найдены, было замечено, был известен), а также выполняющих
громко крикнуть и позвать на помощь.
функцию уточнения предложений с обособленным уточняющим
обстоятельством времени, с обособленным распространённым
Ответ: __________________________.
приложением, с обособленными обстоятельствами, выраженными
деепричастными оборотами, с обособленными определениями,
выраженными причастными оборотами.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А
Б
В
Г
Д
оправдательные ПРИГОВОРА
Ответ:
ОБЕИХ учениц
падал с ПЛЕЧ
поздравительные АДРЕСЫ
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах
одного
ряда
9
НАИВЫСШИЙ балл
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) созн..вать, выпл..вка (металла), пок..сившийся (забор)
Ответ: __________________________.
2) разг..реться, к..снуться, водор..сли
3) сн..мать, пон..мание, прим..рять друзей
Установите
соответствие
между грамматическими ошибками
8
4) ур..внение, зам..хнуться рукой, жук-пл..вунец
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
5) нест..бильный, р..стовщик, пож..мать плечами
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ответ: __________________________.
ОШИБКИ
А) неправильное
1) На этой неделе беспрестанно лил дождь
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах
одного
ряда
употребление падежной
и неожиданно заканчивается.
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
формы существительного
2) Путешествуя по горам, не забывайте о
1) и..гиб, бе..заботный, бе..мятежный
с предлогом
мерах безопасности.
2) раз..слать, н..стоять, от..йти
Б) неправильное построение
3) В повести
«Журавлиный крик» речь
3) по..ставил, о..бросил, по..ключиться
предложения с косвенной
идёт о шести бойцах, защищавших
4) пр..стол, пр..злой, пр..хорошенький
речью
железнодорожный переезд.
5) контр..гра, мед..нститут, спорт..нвентарь
В) нарушение в построении
4) Моложавый сержант Карпенко спросил
предложения с
Ответ: __________________________.
несогласованным
парня, какое у вас ко мне дело.
приложением
5) «Мы можем взять с собой мою
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах
одного
ряда
Г) неправильное построение
собаку?» - спросила Катя Егора.
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
предложения с
6) Очутившись на другом берегу и
1) утрат..вший, удва..вать
деепричастным оборотом
осмотревшись, лодка была привязана
2) покашл..вать, овлад..вая
Д) нарушение видо-
Арсением к дереву.
3) расчётл..вый, юрод..вый
временной
7) В книге
«Чернобыльской молитве»
4) недоум..вать, хитр..нький
соотнесённости
автор собрала истории очевидцев
5) вздраг..вать, разглаж..вающий
глагольных форм
трагедии.
Ответ: __________________________.
8) Благодаря отличного нюха Джек легко
обнаружил потерявшийся носок.
9) Только вследствие длительных дождей
и прилива мы смогли наконец
пуститься в плавание.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
12
15
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Нарисова(1)ый моей племя(2)ицей клоун в разноцветных
1) брод..шь, выуч..шь
полотня(3)ых шароварах, перепачка(4)ых клюкве(5)ым вареньем,
2) охвач..нный, увид..шься
выглядел забавно.
3) наве..нный, расстро..нный
4) провер..шь, он выстрел..т
Ответ: __________________________.
5) разочару..шься, повторя..мый
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
16
Ответ: __________________________.
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса тюки
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
13
изюма кож каракуля.
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
2) За бортом плясали волны и по палубе неустанно бегали мокрые люди
После, как казалось,
(НЕ)СКОНЧАЕМОЙ осени все радовались
кричали и смеялись.
ослепительной зиме.
3) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо
Досадно было уходить, (НЕ)РЕШИВ лесной загадки.
жгло мне шею и щёки.
Никто в современном
искусстве
(НЕ)МОЖЕТ сравниться
4) Благодарю не столько за посылку сколько за память и внимание.
с Д.Д. Шостаковичем по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на её
5) В третий раз перечитываю «Войну и мир» и с каждым разом это
социальные и идейно-художественные процессы.
произведение Л.Н. Толстого кажется мне всё более великим.
Дремотой розовой объята трава ещё (НЕ)КОШЕННОЙ межи.
Ответ: __________________________.
Архыз
- поистине удивительный край вовсе
(НЕ)ТРОНУТОЙ
цивилизацией кавказской природы.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
17
в предложении должны стоять запятые.
Ответ: __________________________.
Николай Николаевич (1) сдерживая себя (2) вошел в эту комнату, влез
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
на антресоли и
(3) дрожащими от нетерпения
(4) руками стал
14
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
вытаскивать одну картину за другой (5) боясь, что они погибли,
промерзли или отсырели.
В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при
каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких
Ответ: __________________________.
часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук,
(ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой
инженер на заводе.
(ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук - не знаю, но я
узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.
(ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную
новость?
Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы
постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.
Ответ: __________________________.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
(4)Но вот начинают крапать первые капли. (5)Народное слово «крапать»
18
в предложении должны стоять запятые.
хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют
тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Мёрзнут руки и ноги, и негде сесть.
(6)Потом дождь расходится.
(7)Тогда-то и возникает чудесный
Это время похоже на сплошную ночь.
прохладный запах земли, впервые смоченной дождём.
(8)Он держится
Хочется в теплую ванну залезть (1) может быть (2)
недолго, его вытесняет запах мокрой травы.
Это избавит меня от тоски по вам (3) солнечные дни?
(9)Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как
только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком«
Я раздавлен зимой. Я болею и сплю,
(К.Г. Паустовский)
И порой я уверен, что зима навсегда,
Ответ: ___________________________.
Ещё так долго до лета, а я еле терплю,
Но (4) может быть (5) эта песня избавит меня
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
От тоски по вам(6) солнечные дни?
(Виктор Цой)
(1)И на первый день пасхи и на второй Сазонка был пьян, дрался, был
Ответ: __________________________.
избит и ночевал в участке. (2)И только на четвертый день удалось ему
выбраться к Сенисте.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
(3)Улица, залитая солнечным светом, пестрела яркими пятнами
в предложении должны стоять запятые.
кумачовых рубах и весёлым оскалом белых зубов, грызущих подсолнухи;
играли вразброд гармоники, стучали чугунные плиты о костяшки, и
Считается
(1)
что вирусы непредсказуемы
(2)
и способны
голосисто орал петух, вызывая на бой соседского петуха. (4)Но Сазонка не
вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4)
глядел по сторонам. (5)Лицо его, с подбитым глазом и рассечённой губой,
с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.
было мрачно и сосредоточено, и даже волосы не вздымались пышной
гривой, а как-то растерянно торчали отдельными космами.
(6)Было
Ответ: __________________________.
совестно за пьянство и неисполненное слово, было жаль, что представится
он Сенисте не во всей красе, - в красной шерстяной рубахе и жилетке, а
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
20
пропившийся, паскудный, воняющий перегоревшей водкой.
(7)Но чем
в предложении должны стоять запятые.
ближе подходил он к больнице, тем легче ему становилось, и глаза чаще
Петух гордо прошёл по двору (1) и (2) когда мимо трусцой пробежал
опускались вниз, направо, где бережно висел в руке узелок с гостинцем.
Дружок (3) трижды громко прокукарекал (4) хотя пёс и ухом не повёл
(8)И лицо Сенисты виделось теперь совсем живо и ясно, с запёкшимися
(5) так как привык к этому высокомерному крикуну.
губами и просящим взглядом.
(9)- Милый, да разве? (10)Ах, господи! - говорил Сазонка и крупно
Ответ: ___________________________.
надбавлял шагу.
(11)Вот и больница - жёлтое, громадное здание, с чёрными рамами
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним
окон, отчего окна походили на тёмные угрюмые глаза. (12)Вот и длинный
21
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
коридор, и запах лекарств, и неопределённое чувство жути и тоски. (13)Вот
и палата и постель Сенисты«
(1)Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают
(14)Но где же сам Сениста?
низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу
(15)- Вам кого? — спросила вошедшая следом сиделка.
длинными туманными прядями - всё это приметы дождя. (2)А незадолго
(16)- Мальчик тут один лежал. (17)Семён. (18)Семён Ерофеев. (19)Вот
перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание
на этом месте. - (20)Сазонка указал пальцем на пустую постель.
влаги. (3)Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
(21)- Так нужно допрежде спрашивать, а то ломится зря, - грубо
сказала сиделка. - (22)И не Семён Ерофеев, а Семён Пустошкин.
(23)- Ерофеев-это по отчеству. (24)Родителя звали Ерофеем, так вот
он и выходит Ерофеич, - объяснил Сазонка, медленно и страшно бледнея.
(25)- Помер ваш Ерофеич.
(26)А только мы этого не знаем: по
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
22
отчеству. (27)По нашему - Семён Пустошкин. (28)Помер, говорю.
номера ответов.
(29)- Вот как-с! - благоприйстойно удивился Сазонка, бледный
1) Сазонка пришёл в больницу навестить больного мальчика Сенисту.
настолько, что веснушки выступили резко, как чернильные брызги. -
2) Больница находилась в низеньком сером здании.
(30)Когда же-с?
3) В больнице пахло лекарствами и было неопределённое чувство жути и
(31)- Вчера после вечерен.
тоски.
(32)- А мне можно?.. — запинаясь, попросил Сазонка.
4) Сиделка вежливо и с участием рассказала Сазонке о смерти мальчика.
(33)- Отчего
нельзя? — равнодушно ответила
сиделка. -
5) Сазонка опустился на колени, чтобды попрощаться с умершим и
(34)Спросите, где мертвецкая, вам покажут.
(35)Да вы не убивайтесь!
попрпосить у него прощения за опоздание.
(36)Кволый он был, не жилец.
(37)Язык Сазонки расспрашивал дорогу вежливо и обстоятельно, ноги
Ответ: __________________________.
твердо несли его в указанном направлении, но глаза ничего не видели.
(38)И видеть они стали только тогда, когда неподвижно и прямо они
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
уставились в мёртвое тело Сенисты. (39)Тогда же ощутился и страшный
ответов.
холод, стоявший в мертвецкой, и всё кругом стало видно: покрытые
1) Предложения 45-46 содержат рассуждение.
сырыми пятнами стены, окно, занесённое паутиной; как бы ни светило
2) Предложение 5 содержит описание внешности.
солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как
3) В предложении 41 перечислены последовательные действия персонажа.
осенью.
(40)Где-то с перерывами беспокойно жужжала муха; падали
4) Предложения 37, 38 содержат описание.
откуда-то капельки воды; упадет одна - кап! - и долго после того в воздухе
5) Предложения 7 и 8 противопоставлены.
носится жалобный, звенящий звук.
(41)Сазонка отступил на шаг назад и громко сказал:
Ответ: __________________________.
(42)- Прощевай, Семен Ерофеич.
(43)Затем опустился на колени, коснулся лбом сырого пола и
Из предложений 41-44 выпишите разговорное слово.
24
поднялся.
(44)- Прости меня, Семен Ерофеич, - так же раздельно и громко
Ответ: __________________________.
выговорил он, и снова упал на колени, и долго прижимался лбом, пока не
стала затекать голова.
Среди предложений 37-44 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
25
(45)Муха перестала жужжать, и было тихо, как бывает только там, где
с предыдущим при помощи союза, форм слова и личного местоимения.
лежит мертвец. (46)И через равные промежутки падали в жестяной таз
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
капельки, падали и плакали - тихо, нежно.
(Л. Андреев)
Ответ: __________________________.
Леонид Андреев (1871-1919) - прозаик, драматург, критик, публицист.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
27
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте
сформулированную
проблему.
Включите
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые
важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
«Передавая равнодушие сиделки, чёрствость казённой больницы,
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
26
Леонид Андреев использует лексические средства речевой
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
выразительности
(А)_______(«кволыйª,
«допреждеª,
«ломитсяª,
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
«мертвецкаяª) и
(Б)_______
(«померª в предложениях
25 и
28).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
Душевное состояние героя, который не успел к больному товарищу и
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
осознал, что уже ничего не изменить, передано при помощи тропа (В)
Объём сочинения - не менее 150 слов.
________ («жалобный, звенящий звукª в предложении 40, «страшный
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст
(не по данному
холодª в предложении
39) и синтаксического средства
(Г)______
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
(предложения 41, 43, 46)ª.
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Список терминов:
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1) эпитет
2) метафора
3) сравнительный оборот
4) ряды однородных членов
5) разговорная и просторечная лексика
6) эпифора
7) лексический повтор
8) риторические вопросы
9) восклицательные предложения
А
Б
В
Г
Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////