Пробный вариант №5 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

  Главная      Книги - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробный вариант №5 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

 

Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Конфедерация приступила к созданию своей армии ещё весной 1861 года.
За месяц до Самтера, 6 марта 1861 года, президент Джефферсон Дэвис
обратился к губернаторам штатов с призывом предоставить в распоряжение
правительства 100 000 добровольцев сроком службы на 1 год.
По людским ресурсам Юг уступал Северу примерно в 5 раз. За всю войну
в армиях Юга служил 1 миллион жителей. К моменту Первого сражения при
Бул-Ране армия Конфедерации насчитывала 100 000 человек, 400 000 в январе
1862 года, после чего её численность неуклонно сокращалась: 230 000 человек
к началу 1863, 100 000 к концу 1864 года (против более чем миллиона солдат
армии Союза). Большинство историков сходятся на том, <«> численность её
никогда не превышала 600 тыс. человек.
К началу Гражданской войны армия конфедератов состояла из
инженерного и артиллерийского корпусов, 6 пехотных и 1 кавалерийского
полков. Всего за время войны Южные Штаты собрали и снарядили 642
пехотных полка, 137 полков кавалерии и 16 полков артиллерии (272 батареи).
Регулярные части в армии Конфедерации были незначительны:
1
артиллерийская батарея, 12 полков кавалерии и 7 полков пехоты.
Армией конфедератов командовали талантливый военачальник генерал
Роберт Ли на Востоке (командующий Северовирджинской армией) и, как
показал опыт военных действий, менее способные генералы Альберт Сидни
Джонстон, Пьер Борегар, Брэкстон Брэгг и Джозеф Джонстон.
(По материалам Интернета)
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять
1
на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
2
4
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
данном тексте. Запишите номера ответов.
1) граждАнство
1) СОЗДАНИЕ. Существо, человек. Прелестное создание.
2) назвАлась
2) ШТАТ. Постоянный состав всех работающих на данном предприятии, в
3) новорождЁнный
4) пОдняв
учреждении. Зачислить в штат.
5) прОживший
3) МОМЕНТ. Определенная величина, мера в механике. Момент
количества движения. Момент силы.
Ответ: __________________________.
4) БАТАРЕЯ.
Воинское подразделение, состоящее из
нескольких
артиллерийских орудий или ракетных установок и обслуживающих их
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
5
огневых взводов;
орудия
такого
подразделения; бойцы такого
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
подразделения. Батарея на левом берегу Волги начала артиллерийскую
подготовку.
На ступеньках веранды стоял Джон Уилкс, ВЫСОКИЙ, стройный,
5) ОПЫТ. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни,
седовласый.
практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства.
Она обнаружила, что не может припомнить ни ЕДИНОГО слова из того, что
приготовилась сказать Эшли.
Обмен опытом.
Наконец ДЕЛОВИТАЯ часть города осталась позади, а вдали показались
жилые кварталы.
Ответ: __________________________.
И все же порой, потушив свечу и зарывшись головой в подушки, она тяжело
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
ВЗДЫХАЛА.
3
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Скарлетт чувствовала, как гнев и бессильная ярость шевелятся в ее груди,
раздирая её, словно ХИЩНЫЙ зверь.
1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в
форме единственного числа (создание, распоряжение, сражение).
Ответ: __________________________.
2) В тексте преобладают сложноподчинённые предложения, предложения с
вводными конструкциями и причастными оборотами.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
3) В тесте употребляется разговорная речь, которая выполняет функцию
6
лишнее слово. Выпишите это слово.
общения.
4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через
И вдруг как молния среди ясного неба — эта ужасная весть: Эшли сделал
художественные образы, художественное пространство и обращение к
предложение Мелани!
читателю.
5) Основной функцией приведенного текста является информирование,
Ответ: __________________________.
знакомство с историческими фактами.
Ответ: __________________________.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
9) Чувствуя на себе его веселый,
7
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
откровенно
насмешливый
взгляд,
Скарлетт умолкла.
ПОСТРИЧЬСЯ коротко
милые ПУДЕЛИ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
по ОБЕИМ сторонам
А
Б
В
Г
Д
у СЕМИДЕСЯТИ работников
Ответ:
важные ДИРЕКТОРЫ
Ответ: __________________________.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
9
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Установите
соответствие
между грамматическими ошибками
8
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
1) г..ризонт, с..сновый, р..стовщик
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2) зам..нировал, пож..мать, д..коративный
3) см..шать, с..няк, зап..кать
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4) зав..зать, спл..сать, удес..терить
ОШИБКИ
5) ф..нтастика, п..лемика, ск..листый
А) ошибка в построении
1) Лошади, почувствовав ослабевшие
предложения с
поводья, принялись пощипывать нежную
Ответ: __________________________.
деепричастным оборотом
весеннюю траву.
Б) ошибка в построении
2)
При виде этой ноши легкое
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах
одного
ряда
предложения с
раздражение, написанного на лице
пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
однородными членами
Скарлетт,
сменилось
выражением
воинственного упрямства
1)бе..дельничать, ра..строиться, ни..падать
В) нарушение в построении
2) пр..скорбный, без пр..крас, пр..влекательный
предложения с
3) Окрыленные своим неожиданным
3) об..явление, раз..ём, сверх..яркий
причастным оборотом
успехом,
близнецы
не
спешили
4) от..грать, под..тожим, вз..мать
Г) неправильное
откланяться.
5) пр..храбрая, пр..колотить, пр..усадебное
употребление падежной
4) От Чарлза летели письма, полные
формы существительного
любви, планов на будущее по окончанию
Ответ: __________________________.
с предлогом
войны, стремления совершать подвиги в
Д) нарушение
честь Скарлетт.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах
одного
ряда
видовременной
5) Я не боюсь ни ран, ни плена, ни даже
пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
соотнесённости
смерти, если уж таков мой удел.
1) дириж..р, копч..ности
глагольных форм
6) Джералд, ехавший чуть впереди,
2) горл..нка, милост..вый
натянул поводья и показывает Тоби знак
3) бесед..вать, опазд..вать
остановить коляску у перекрестка.
4) гуттаперч..вый, улыбч..вый
7)
Спускаясь по лестнице, ей
5) досух.., сначал..
послышалось, как слуги выносят из
столовой столы и стулья.
Ответ: __________________________.
8) После каждой словесной дуэли она
заявляла Ретту Батлеру, что он невыносим
и невоспитанный, не джентльмен.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
12
15
пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
Скарлетт в своей спальне, расположе(1)ой напротив материнской, с
1) замеш..нное (тесто), расста..л
младенчества привыкла слышать на заре легкий торопливый топот босых
2) несдерж..нный, дыш..щий
ног по деревя(2)ому полу, испуга(3)ые, приглуше(4)ые голоса, сообщавшие
3) охраня..мый, ненавид..л
о начавшихся родах, или о чьей-то болезни, или смерти, приключившейся в
4) спе..щий (виноград), ла..щая
одной из беле(5)ых известкой хижин.
5) наден..шь, (он) ход..т
Ответ: __________________________.
Ответ: __________________________.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
16
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
13
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) В Таре питались кроликами или опоссумами или зубаткой.
Скарлетт нисколько (НЕ)УВЛЕЧЕНА Эшли.
2) Поезда с ранеными прибывали в Атланту один за другим и город пришел
Особой нужды в обучении этих парней стрельбе (НЕ)ВОЗНИКАЛО.
в смятение.
(НЕ)ЗАМЕЧАЯ дочери, стоявшей в тени под деревьями, Джералд
3) На бледных щеках Кэйда вспыхнул румянец а Кэтлин опустила длинные
одобрительно потрепал лошадь по холке и свернул на дорогу.
ресницы и сжала губы.
Его рослые братья были
(НЕ)МНОГОСЛОВНЫМИ, мрачноватыми
4) Каждое утро он с важным видом брал корзинку и отправлялся собирать
парнями.
веточки и щепки на растопку.
Джералд, никогда
(НЕ)РАССТАВАВШИЙСЯ с мечтой приобрести
5) Глина холодила руку Скарлетт и она снова взглянула на зажатый в
собственную плантацию, с интересом слушал рассказ незнакомца.
пальцах комок.
Ответ: __________________________.
Ответ: __________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
14
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
17
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
в предложении должны стоять запятые.
Она еще надеялась, что КАКИЕ(НИБУДЬ) обстоятельства помешают
Тишина (1) царившая в доме (2) невыносимо тяготила Скарлетт (3) слишком
Мелани уехать, но похвалы отца заставили Скарлетт пойти (НА)ПРОЛОМ.
живо (4) напоминая ей мертвую тишину (5) опустошенной страны.
Этой весной на всех вечерах царила тоска, ПОТОМУ(ЧТО) мальчики
разучились говорить о ЧЁМ(ТО) другом.
Ответ: __________________________.
И только Мамушка не питала особых иллюзий (НА)СЧЁТ своей питомицы
и была всегда (НА)ЧЕКУ.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
18
Дела всегда,
(ПО)ВИДИМОМУ, можно было бросить ради охот или
в предложении должны стоять запятые.
рыбалки, не проходило недели, ЧТО(БЫ) кто-нибудь не устроил пикника.
Все равно (1) по-моему (2) он ужасная размазня. И (3) к тому же (4) это вовсе
Всем уже ДАВНЫМ(ДАВНО) известно, что они должны пожениться, хотя
не его помолвка будет завтра объявлена, а Эшли с мисс Мелани.
он не ОЧЕНЬ(ТО) к этому рвется.
Ответ: __________________________.
Ответ: __________________________.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
из вас не ответит ей отказом. (6) Как красиво сверкают драгоценные камни
в предложении должны стоять запятые.
на прелестных ваших запястьях! (7) Как изумительно хороши золотые
броши на корсажах наших патриоток!
(8) Но все сокровища Индии
От строгого взгляда голубых глаз Джералда не укрылось (1) как хорошо
померкнут перед ослепительной красотой вашей жертвы! (9) Золото пойдет
налажено хозяйство у его соседей (2) и (3) как умело управляются со своими
в плавильню, а драгоценные камни — на продажу, и на вырученные деньги
слугами аккуратно причесанные хозяйки дома.
будут куплены лекарства и все необходимое для врачевания. (10) Сейчас
двое наших излечившихся от своих ран храбрецов обойдут вас с корзинками
Ответ: __________________________.
в руках и« (11) — Буря аплодисментов и взволнованные восклицания
заглушили его слова.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
20
(12) С чувством глубокого облегчения Скарлетт прежде всего
в предложении должны стоять запятые.
подумала о том, что её черный вдовий наряд не позволил ей надеть ни своих
Женщина понимала (1) что подарок в виде атласной ткани для свадебного
любимых золотых серег, ни тяжелой золотой цепи, полученной в подарок от
платья — вещь крайне неприличная в это сложное время (2) но (3) когда Ретт
бабушки, ни золотых с эмалью браслетов, ни гранатовой броши. (13) Она
Батлер стал заверять ее (4) что ни одно одеяние на свете недостаточно
смотрела, как лейтенант Пикар с дубовым лукошком в здоровой руке
хорошо для невесты воина-героя (5) она не сумела найти слов для отказа.
обходит ту часть зала, где находилась она, и как все гостьи на балу — и
старые и молодые
— весело, торопливо стягивают с рук браслеты,
Ответ: ___________________________.
притворно взвизгивают от боли, вынимая серьги из ушей, и помогают друг
другу разъять тугие замочки драгоценных колье или открепить от корсажа
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним
брошь.
(14) Мейбелл Мерриуэзер стягивала с рук парные браслеты,
21
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
обхватывавшие запястья и руки выше локтей.
(15) Фэнни Элсинг,
воскликнув: «Мама, позволь мне!», снимала с головы золотую, обсыпанную
(1) Дыхание лета уже чувствовалось в воздухе — первое дуновение зноя,
мелким жемчугом диадему — фамильную драгоценность, передававшуюся
который придет на смену весне, начинавшей мало-помалу сдавать свои
из поколения в поколение. (16) И всякий раз, как новое пожертвование
позиции. (2) В теплых струях, проникавших из сада в комнату, был разлит
падало в лукошко, раздавались восторженные возгласы и аплодисменты.
бархатистый аромат молодой листвы, цветов и влажной, свежевспаханной
(17) Ретт Батлер небрежным жестом бросил в корзинку для
земли.
(3)За окнами поражало глаз белоснежное буйство нарциссов,
пожертвований тяжелый золотой портсигар. (18) Военнослужащий поставил
распустившихся по обеим сторонам усыпанной гравием подъездной аллеи.
лукошко на прилавок, и Скарлетт беспомощно развела руками в знак того,
(4) Позади них склоняли до земли свои отягощенные золотыми цветами
что у нее ничего нет. (19) Она была сконфужена, оказавшись единственной
ветви кусты желтого жасмина. (5) Пересмешники и сойки, занятые извечной
женщиной, которой нечего было пожертвовать. (20) И тут блеск массивного
борьбой за обладание растущей под окном магнолией, затеяли очередную
обручального кольца приковал к себе ее взгляд.
перебранку.
(6) Крики соек звучали язвительно и резко, голоса
(21) На какой-то миг в памяти всплыл образ Чарлза
— смутно
пересмешников — жалобно и певуче.
вспомнилось, какое у него было лицо, когда он надевал кольцо ей на палец.
(22) Но воспоминание это тотчас потускнело, разрушенное мгновенно
Ответ: ___________________________.
вспыхнувшим чувством раздражения — постоянным спутником всех ее
воспоминаний о Чарлзе. (23) Ведь кто, как не он, был повинен в том, что
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
жизнь для нее кончена, что ее называют вдовой, считают старухой.
(1) — Нам нужно золото, и я обращаюсь с просьбой о пожертвовании,
(24) Она резко рванула кольцо с пальца. (25) Но оно не поддавалось.
— продолжал доктор. (2) — Я прошу жертвы, но жертвы ничтожно малой в
(26) Лейтенант уже повернулся к Мелани.
сравнении с теми, какие приносят наши смельчаки в серых мундирах, даже,
(27) — Постойте! — вскричала Скарлетт. — У меня что-то есть для
я бы сказал, смехотворно малой. (3) Я прошу вас, дамы, пожертвовать
вас. (28) Кольцо наконец соскользнуло с пальца, и женщина, обернувшись,
вашими драгоценностями. (4) Я прошу? (5) О нет, это просит Конфедерация,
почувствовала на себе взгляд Ретта Батлера. (29) Легкая усмешка тронула
это армии Конфедерации нужны ваши драгоценности, и я уверен, что никто
его губы. (30) С вызовом отвечая на его взгляд, она бросила кольцо поверх
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
23
груды драгоценностей в лукошке.
ответов.
(31) — О, моя дорогая, моя маленькая, мужественная девочка! —
1) В предложении 2-5 представлено описание.
прошептала Мелани, сжимая ее руку. (32) Глаза ее сияли гордостью и
2) В предложениях 13-15 представлено повествование.
любовью. (33) — Пожалуйста, обождите, лейтенант Пикар! (34) У меня тоже
3) В предложении 17-19 представлено описание.
найдется кое-что для вас!
(35) Она старалась снять обручальное кольцо, с которым не
4) В предложениях 21-23 представлено рассуждение.
расставалась ни разу с той минуты, как Эшли надел ей это кольцо на палец.
5) Содержание предложения
38
противопоставлено содержанию
(36) Скарлетт лучше других знала, как оно ей дорого. (37) Кольцо снялось с
предложения 37.
трудом, и на какое-то мгновение она зажала его в своей маленькой ладони.
(38) А потом тихонько опустила в корзину. (39) Скарлетт и Мелани, стоя
Ответ: __________________________.
плечом к плечу, глядели вслед удаляющемуся военнослужащему: Скарлетт
— вызывающе откинув голову, Мелани — с тоской, более пронзительной,
24
Из предложений 31-33 выпишите синоним к слову «смелый, отважный».
чем слезы.
(40) — Если бы ты не отважилась на это, я без тебя и подавно никогда
Ответ: __________________________.
бы не смогла, — сказала Мелани, обнимая Скарлетт за талию и нежно
прижимая к себе. (41) Скарлетт хотелось оттолкнуть ее, но на них смотрел
25
Среди предложений 17-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
капитан Батлер, и она только кисло улыбнулась в ответ. (42) Это было просто
предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного
невыносимо
— Мелли всегда все понимает шиворот-навыворот!
местоимения и однокоренного слова.
Напишите
номер(-а)
этого(-их)
(43) Впрочем, пожалуй, было бы хуже, умей она читать ее истинные мысли.
предложения(-ий).
(44) — Какой прекрасный жест, — негромко произнес капитан Батлер.
(45) — Такие жертвы вливают мужество в сердца наших храбрых воинов в
Ответ: __________________________.
серых мундирах«
(По М.Митчелл)
* Маргарет Митчелл (1900-1949) - американская писательница
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
22
номера ответов.
1) Всех присутствующих на балу дам призвали пожертвовать своими
драгоценностями, чтобы на вырученные деньги купить медикаменты для
армии Конфедерации.
2) Скарлетт была одета в ярко-красное платье.
3) Скарлетт рассталась с обручальным кольцом с большим сожалением,
потому что оно было дорого ей, как память о покойном супруге.
4) Капитан Батлер одобрительно кивнул головой, когда у Скарлетт
получилось снять кольцо с пальца и бросить его в корзину.
5) Мелани решила пожертвовать своим кольцом вслед за Скарлетт,
посчитав поступок вдовы Чарлза мужественным и благородным.
Ответ: __________________________.
Роман М. Митчелл «Унесенные ветром» оказался по-своему самым
Часть 2
26
значительным отражением эпохи Гражданской войны в США.
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
Сцена бала в самом начале войны показывает, что южане ещё не поняли
всю серьезность сложившейся в стране ситуации. Дамы блистают в своих
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
лучших нарядах и драгоценностях, когда армии Конфедерации не хватает
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
средств на самое необходимое - медикаменты. Призыв помочь южанам
Прокомментируйте
сформулированную
проблему.
Включите
автор передает через приём (А)________ (предложения 2-3,6-7). Мы видим
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые
через тропы (Б) ________ («взволнованные восклицания» предложение 11,
важны для понимания проблемы исходного текста(избегайте чрезмерного
«восторженные возгласы» предложение 16) отношение светского общества
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
к сбору пожертвований. Истинные чувства Скарлетт О’Хара, лишившейся
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
нелюбимого супруга в самом начале замужества, передаёт троп: (В)
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
________
«блеск кольца приковал к себе ее взгляд» - предложение 20,
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
«воспоминание это тотчас потускнело» - предложение 22). Читатель не
по проблеме исходного текста.
может не восхититься поступком Мелани, который особо подчеркивает ещё
Объём сочинения - не менее 150 слов.
один троп: (Г) __________ («с тоской, более пронзительной, чем слезы» -
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
предложение 39)
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
Список терминов:
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
1) анафора
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) эпитет
3) вводные слова и конструкции
4) восклицательные предложения
5) эпифора
6) метафора
7) фразеологизмы
8) сравнение
9) парцелляция
А
Б
В
Г
Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////