Пробный вариант №4 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

  Главная      Книги - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробный вариант №4 по русскому языку ЕГЭ (2023 год)

 

 

Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Калининград - место, где сохранились следы разных эпох. Вы увидите
руины Королевского замка, немецкие и советские здания. Посетите остров
Кнайпхоф, полюбуетесь рекой Преголя, оцените величественные городские
ворота и необычные скульптуры. А я расскажу о прошлом и настоящем
города, поделюсь его тайнами и легендами.
Мы начнём путешествие в сердце Калининграда - на месте раскопок
Королевского замка. Я расскажу о пруссах, о Тевтонском ордене и о том, («)
осваивались эти земли. Покажу главный долгострой города - дом Советов -
и центральную площадь Победы. А также сохранившиеся немецкие здания:
кирху памяти Королевы Луизы, приют для бизнесменов и общежитие
университета Альбертина. Раскрою, как в Калининграде появилась
скульптура «Борющиеся зубры» и чем интересна архитектура гостиницы
«Москва».
Вы посетите исторический район Амалиенау со старинными виллами,
проедете вдоль реки Преголя, узнаете о местных портах и рассмотрите
Бранденбургские ворота. Кроме того, погуляете по знаменитому острову
Кнайпхоф - одному из трёх древних городов, сформировавших впоследствии
Кёнигсберг. Увидите Кафедральный собор и услышите много интересного о
герцоге Альбрехте и о похороненном здесь немецком философе Канте.
(По материалам Интернета)
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на
1
месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
2
4
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
данном тексте. Запишите номера ответов.
1) клАла
1) СЛЕД. Отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо
2) шарфЫ
поверхности. След медведя.
3) цепОчка
2) СЕРДЦЕ. Важнейшая, центральная часть чего-либо, имеющая
4) нАчать
существенное значение для чего-либо; средоточение чего-либо. Сердце
5) донИзу
Москвы - Кремль.
3) ЗЕМЛЯ. Верхний слой коры третьей от Солнца планеты Солнечной
Ответ: __________________________.
системы; почва, грунт. Посадить семена в землю.
4) РАСКРЫТЬ. Сообщить, рассказать о чем-нибудь
(тайном,
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
5
неизвестном), Сделать понятным, известным. Он раскрыл мне причину
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
своей радости.
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
5) ПОРТ. Место с закрытым водным пространством, специально
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым,
оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов, гавань. Войти в
ПАМЯТНЫМ и энергичным.
порт.
Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Ответ: __________________________.
Утренний ветер затих, как будто прошумел только для того, чтобы
СТРЯХНУТЬ росу с деревьев.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
3
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
1) Обилие профессионализмов, специальных терминов говорит о
Ответ: __________________________.
принадлежности приведённого текста к научному стилю.
2) Цель автора текста
- заинтересовать человека, приехавшего в
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
Калининград, историей города, путешествием по историческим местам.
6
лишнее слово. Выпишите это слово.
3) Текст обращён к читателям-туристам, на это указывают глаголы в
будущем времени
(посетите, увидите, оцените, рассмотрите,
Из Калининграда Наташа привезла друзьям памятные сувениры и
полуляете), а также глаголы первого лица единственного числа (покажу,
открытки с видами старого города.
расскажу, раскрою).
4) Синтаксис текста представлен рядами однородных членов предложения,
Ответ: __________________________.
сложными предложениями, вводными конструкциями (кроме того).
5) В тексте присутствует очень много имён собственных, названий. Автор
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
7
задаётся целью указать в небольшом фрагменте как можно больше
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
достопримечательностей.
пять ЯБЛОК
пара ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: __________________________.
ЛЯЖЬТЕ на спину
в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году
звонкие КОЛОКОЛА
Ответ: __________________________.
Установите
соответствие
между грамматическими ошибками
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
8
9
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) в..ртикальный, воскр..шение, заж..гать
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
2) г..ристый, г..ревать, перев..зить
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОШИБКИ
3) выр..сли, пан..рама, пр..стоватый
А) неправильное
1)
Расположенный Калининград на
4) выв..сить, соб..раются, тр..сина
употребление падежной
европейских землях буквально пропитан
5) нест..бильный, пл..гиат, к..сание рукой
формы существительного
историей.
с предлогом
2) У Калининграда нет прямого выхода к
Ответ: __________________________.
Б) неправильное построение
морю, город расположен при впадении
предложения с косвенной
реки Преголи в Калининградский залив.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
речью
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
3) Благодаря богатой истории города в
В) нарушение в построении
Калининграде всегда много туристов.
1) пр..стижный, пр..милый, пр..зидиум
предложения с
4) В
«Повести о настоящем человеке»
2) п..дшутил, з..цепил, с..противление
несогласованным
показан образ героя.
3) р..зослал, р..скатать, поз..вчера
приложением
4) о..бирал, на..ставил, по..одеяльник
5) Вопреки желания родителей Нина
Г) неправильное построение
5) в..гляд, ра..дувать, неи..бежный
решила поступать в Московский
предложения с
государственный университет.
деепричастным оборотом
Ответ: __________________________.
6) Добравшись до города, экскурсовод
Д) ошибка в построении
встретит вас и проводит к месту начала
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах
одного
ряда
предложения с
экскурсии.
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
однородными членами
7) Жители города уважали и отдавали
1) марл..вый, черешн..вый
честь знаменитому земляку.
2) удва..вать, повел..вать
8) В романе «Преступлении и наказании»
3) овлад..вать, хитр..нький
Лужин и Свидригайлов являются
4) тюл..вый, бараш..к
теневыми двойниками Раскольникова.
5) ноч..вка, реш..нный
9) Егор поинтересовался у прибывших,
что «не устали ли вы?»
Ответ: __________________________.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах
одного
ряда
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
А
Б
В
Г
Д
1) завиду..шь, негоду..шь
Ответ:
2) забот..вшийся, выпячива..мый
3) бре..шься, завис..мый
4) смотр..шь, наследу..мый
5) продолж..шь, очист..вший
Ответ: __________________________.
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
13
16
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Иностранцы,
(НЕ)ВИДЕВШИЕ нашей зимы, вряд ли поймут русский
1) Каждое утро смотритель надевал форменную бескозырку и новенький
характер.
бушлат и шёл к морю.
Косо тянулись (НЕ)ОСТЫВШИЕ вечерние тени.
2) При анализе художественного текста следует указать как лексические
Далёкая песня пастушка доносилась из-за леса, хотя отара находилась
средства создания образности так и синтаксические средства
отнюдь (НЕ)БЛИЗКО.
выразительности.
Недолгое знакомство нисколько
(НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать
3) К нему приходили и князья и вельможи и простые люди.
по-дружески.
4) Девушка живо реагировала на шутки и друзья часто посмеивались над
Изучение и сбережение русского языка является
(НЕ)ПРАЗДНЫМ
ней.
занятием, а насущной потребностью.
5) Мы научились смотреть на Землю глазами космонавтов и у нас ужé
появились космическое видение и космическое мышление.
Ответ: __________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
Ответ: __________________________.
14
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
17
Несмотря на то что режиссёр был молодой, фильм (ВСЁ)РАВНО наделал
в предложении должны стоять запятые.
шуму и, КОНЕЧНО(ЖЕ), собрал полные залы.
Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2)
(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Петра не покидало ощущение, (КАК)БУДТО всё
пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
это уже с ним происходило раньше.
ЧТО(БЫ) образ Джокера был более колоритным, актёр долгое время
Ответ: __________________________.
наблюдал за душевнобольными, (ПРИ)ЧЁМ лёг для этого в клинику.
Главную роль в развитии гуманитарных наук играет не сложная и
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте
которых
18
(ДОРОГО)СТОЯЩАЯ техника, а довольно простые, но в ТО(ЖЕ) время
в предложении должны стоять запятые.
трудоёмкие исследования.
Когда
(НА)КОНЕЦ деревья оголились, тучи так низко наползли,
Споем (1) товарищ боевой (2)
(КАК)БУДТО стремились опуститься на землю.
О славе Ленинграда!
Слова о доблести его
Ответ: __________________________.
На целый мир гремят.
Отцы вставали за него,
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Гремела канонада,
15
И отстояли навсегда
Осе(1)ий лес поражает таинстве(2)остью и очарованием: вот где-то
Бессмертный Ленинград.
хрустнула ветка, вот чуть слышно пробежал заяц-беляк, вот видна
Живи (3) священный город (4)
розовая шляпка подоси(3)овика, журавли(4)ые стаи величаво плывут в
Живи (5) бессмертный город!
бездо(5)ом пронзительно-синем высоком небе.
Великий воин-город,
Любимый наш Ленинград!
Ответ: __________________________.
(В. Агатов)
Ответ: __________________________.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
в предложении должны стоять запятые.
МУРАВЬИ
Если (1) тебе грустно и опускаются руки (2) вспомни (3) блокадный
(1)Между двумя стеклянными пластинками, скрепленными
Ленинград (4) жители (5) которого (6) вынесли столько страданий (7)
приклеенной по краям бумагой, суетилось и хлопотало целое племя
что хватит на несколько сотен жизней.
крошечных коричневых уродцев. (2)Продавец насыпал муравьям немного
песку, и они прорыли в нем ходы, которые все сходились в одной точке.
Ответ: __________________________.
(3)Там
- в самой середине
- почти неподвижно восседала крупная
муравьиха. (4)Это была Королева - муравьи почтительно кормили её.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
20
(5)- С ними нет никаких хлопот, - сказал продавец. - (6)Достаточно раз
в предложении должны стоять запятые.
в месяц положить каплю меду вон в то отверстие... (7)Одну-единственную
Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2)
каплю... (8)А уж муравьи сами унесут мёд и разделят между собой...
когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы
(9)- Всего одну каплю в месяц? - удивилась молодая женщина. -
никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
(10)Неужто хватит одной капли, чтобы прокормить весь этот народец?
(11)На молодой женщине была большая шляпа из белой соломки и
Ответ: ___________________________.
муслиновое платье в цветах, без рукавов. (12)Продавец грустно посмотрел
на неё.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и
(13)- Одной капли вполне хватит, — повторил он.
21
тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(14)- Как это мило! - воскликнула молодая женщина. (15)И купила
прозрачный муравейник.
(1)К востоку от Боровых озер лежат громадные Мещёрские болота -
(16)- Друг мой, вы ещё не видели моих муравьев?
«мшары», или «омшары». (2)Это заросшие в течение тысячелетий озера, они
(17)Белоснежная ручка с наманикюренными пальчиками держала
занимают площадь в триста тысяч гектаров. (3)Когда стоишь среди такого
стеклянный муравейник.
болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера
-
(18)Мужчина, сидевший рядом с молодой женщиной, залюбовался ее
«материк» - с его густым сосновым лесом. (4)Кое-где на мшарах видны
склоненным затылком.
песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, - бывшие острова.
(19)- Как с вами интересно, дорогая... (20)Вы умеете вносить в жизнь
(5)Местные жители до сих пор так и зовут эти бугры «островами».
новизну и разнообразие...
(21)Вчера вечером мы слушали Баха...
(6)Как-то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру.
(22)Сегодня... наблюдаем за муравьями...
(7)Озеро было таинственное: бабы рассказывали, что по его берегам растут
(23)- Взгляните, дорогой! - сказала она с ребячливой порывистостью,
клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть поболее телячьей головы».
которая - она это знала - ему так нравилась. - (24)Видите вон ту громадную
(8)На Поганое озеро бабы ходить опасались - около него были какие-то
муравьиху? (25)Это Королева... (26)Работницы прислуживают ей... (27)Я
«зеленущие трясины».
сама их кормлю... (28)И поверите ли, милый, им хватает одной капли мёду в
(9)- Как ступишь ногой, - рассказывали бабы, - так вся земля под тобой
месяц... (29)Разве это не прелестно?
ухнет, загудит, заколышется, как зыбка, ольха закачается, и вода ударит из-
(30)Прошла неделя - муравьи за это время успели надоесть и мужу, и
под лаптей, прыснет в лицо.
любовнику. (31)Молодая женщина сунула муравейник за зеркало, стоявшее
(К.Г. Паустовский)
на камине в её комнате. (32)В конце месяца она забыла положить в отверстие
каплю мёду. (33)Муравьи умерли медленной голодной смертью. (34)До
Ответ: ___________________________.
самого конца они берегли немного мёду для Королевы, и она погибла
последней.
(Андрэ Моруа*)
*Андре Моруа (1885-1967) - французский писатель, член Французской
академии.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
22
ответов.
1) Муравьям было достаточно давать одну каплю мёда в неделю.
2) Муравьи умерли медленной голодной смертью.
3) Женщина была надлолго в отъезде, это привело к смерти муравьёв.
4) Спустя неделю муравьи надоели мужу и любовнику женщины.
5) В середине муравейника была Королева, которая кормила всех
остальных муравьёв.
Ответ: __________________________.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
23
ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование.
«Бесстрастно описывая происходящее, И.А. Бунин, тем не менее, даёт
26
2) Предложение
14 содержит ответ на вопрос, сформулированный в
чёткую оценку действиям женщины, мастерски используя троп (А)
предложении 10.
_____(«белоснежная ручкаª в предложении
17,
«ребячливая
3) Предложения 27 и 28 противопоставлены по содержанию.
порывистостьª в предложении 23). Диалоги молодой женщины и других
4) Предложение 17 содержит элементы описания.
персонажей
включают
синтаксическе
средства
речевой
5) В предложении 11 представлено описание.
выразительности
(Б)______
(предложения
19,
23,
28) и
(В)
_____
(предложения
16,
29). При описании действий муравьёв автор
Ответ: __________________________.
использует приём (Г) ______ (предложения 1, 8)ª.
24
Из предложений 19-24 выпишите контекстные антонимы (антонимическую
Список терминов:
пару).
1) эпитет
2) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Ответ: __________________________.
3) сравнительный оборот
4) обращение
Среди предложений 30-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
25
5) антитеза
с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а)
6) ряд однородных членов предложения
этого(-их) предложения(-ий).
7) лексический повтор
8) риторические вопросы
Ответ: __________________________.
9) восклицательные предложения
А
Б
В
Г
Ответ:
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
27
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте
сформулированную
проблему.
Включите
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые
важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////