Парусный катамаран «Тайфун 1». Руководство по эксплуатации

 

  Главная      Книги - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

    

 

   

 

   

 

 

 

 

 

Парусный катамаран «Тайфун 1». Руководство по эксплуатации

 

 

Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Тритон 035 ТУ 7443-001-23039387-20
«Тритон-ЛТД» Санкт-Петербург
0
Download from www.yarva.com
Содержание
пункт
тема
стр.
1
Назначение
2
Технические характиристики
2
3
Комплектация
3
4
Устройство
3
5
Сборка катамарана
8
5.1
Сборка рамы
9
5.2
Сборка продольного набора
15
5.3
Установка рамы на баллоны
16
5.4
Установка шверта и руля
17
5.5
Использование транца
18
5.6
Установка палубы
19
5.7
Рангоут
19
5.8
Устновка такелажа и парусов
22
5.9
Устнаовка бополнительного оборудования
25
6
Разборка
26
7
Обслуживание и ремонт
26
8
Аварии их ликвидации
27
9
Хранение
28
10
Обеспечение безопасности
28
11
Действия экипажа в случае переворота
31
12
Управление катамараном
33
13
Плавыание на катамаране различными курсами
33
14
Гантийные обязательства
34
15
Регистрация в Гимс
35
16
Свидетельство о приемке
36
Download from www.yarva.com
1
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Введение
Поздравляем Вас с покупкой! Вы приобрели парусно-моторную яхту -
сложное техническое устройство. Перед сборкой внимательно прочитайте
данное руководство. Это позволит Вам сэкономить время при сборке и избавит
от лишних вопросов.
Назначение
Парусный катамаран “Тайфун 1”. (в дальнейшем «Тайфун») предназначен
для: семейного отдыха на воде, совершения продолжительных туристских
путешествий по рекам (кроме горных) озёрам и водохранилищам, парусных
соревнований.
Данная модель выполнена с одним центральным швертом. Конструкция
катамарана позволяет принимать участие в регатах разборных парусных судов
в классе до
13м.кв. В дальнейшем, дополнение к данной комплектации
катамарана, Вы сможете установить комплект вспомогательного парусного
вооружения площадью 15 кв.м. Для участия в соревнованиях рекомендуем
установить трапеции (для эффективного откренивания ).
По всем вопросам, связанным с эксплуатацией и ремонтом парусного
катамарана «Тайфун» обращаться по адресу:
192102, г. Санкт-Петербург, Волковский пр., д.146 корп.1, офис 224.
тел./факс (812) 269-43-30, 269-42-91, 268-05-04
E-mail: triton@triton-ltd.ru
2.0 Технические характеристики
Длина
6000
min
Ширина
2950
max
Высота
8300
max
Высота мачты
7550
Вес
130 кг.
Полезная нагрузка
450 кг.
Экипаж
3-4 чел
Осадка корпусом
150
Осадка швертом
1300
Баллоны
диаметр
480
max
отсеков
3
Объем одного
850л
давление Max.
0.15bar
Паруса
Грот
10
Стаксель
3
Генакер*
15
по заказу
Палубы
Грузовая
2.2х2.4
Носовая
1х2,4
Упаковки
Пенал 1
2000х300х300
Пенал 2
2000х300х300
Сумка 1
1200х300х300
Сумка 2
800х400х300
Палатка
по заказу
Подвесной мотор
3.5 л.с.
max
2
Download from www.yarva.com
3. Комплектация
Пенал 1:
- продольный набор (стрингера), багажники
- поперечный набор (балки), весла
Пенал 2:
- рангоут (мачта, гик) паруса
Сумка №1 1200х300х300
- шпангоуты, трубки шнуровки палубы и баллонов
- бегучий и стоячий такелаж, дельные вещи
- палуба основная, палуба грузовая (сетка)
- перо руля, подвеска рулевой коробки, киса с крепежом
Сумка №2: 800х400х300
- баллоны (корпуса)
- бортовые баллоны
- ремонтный комплект, транцевая доска, кронштейны транца.
- помпа.
Чехол №1 1600х400
Шверт
4. Устройство
При описании устройства катамарана, в названии составных частей,
использована терминология, применяемая в парусных судах. Эти слова
выделены курсивом. Особенности конструкции, на которые необходимо
обратить внимание (особенно при сборке) подчеркнуты. Общее устройство
катамарана видно на Рис.1. Катамаран состоит из двух надувных баллонов;
рамы с установленным на ней швертовым устройством, рулевым устройством,
транцем под мотор, двумя палубами, бортовыми баллонами; рангоута (мачты с
гиком); парусами; стоячим и бегучим такелажем.
Конструкция катамарана выполнена по жесткой схеме. Жесткость
достигается за счет объемной рамы и стоячего такелажа.
Download from www.yarva.com
3
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
топ - м ач т ы
об у ш о к сп и н а к е р- ф ал а
сп и н а к е р- ф ал
Гр о т 10
Ла т к а р м ан ы с л а т а м и
ге н а к е р
Вер т л ю г з а к р у т к и с та к с е л я
уд л и н и т е л ь ш т а г а
Фа л о в ы й у г о л с та к с е л я
ва н т ы
мач т а
ги к (у и ш б о н)
1 р я д р и ф о в
с та к с е л ь
ги к а ш к о т
га л с о в ы й у г о л с та к с е л я
ко р м ов о й
за к р у т ка с та к с е л я
шр ю й т
сп и н а к е р- га л с
ко р м ов а я б а л к а
ру л е в а я к о р о б к а
бу ш пр и т
Под м ач т о в а я с то й к а
Ко р п у с (б а л л о н)
це н т р а л ь н ы й ш ве р т
Рис.1
4
Download from www.yarva.com
Баллоны.
Баллоны имеют веретенообразную форму, изготовлены из материала PVC c
удельным весом 1200 гр. и имеют три независимые отсека. Швы проклеены
защитным профилем. На верхней части баллонов наклеены карманы для
крепления к раме.
Рама.
Рама
является
основной
несущей
частью
катамарана.
Рама представляет собой жесткую объёмную конструкцию, изготовленную из
алюминиевых сплавов марки АМг5, (Д1Т), с покрытием (анодирование).
Жесткость рамы достигается за счет ферм, образованных верхними и
нижними стрингерами установленных в шпангоуты, а также двумя нижними
шпрюйтами
(троса имеющие несколько свободных концов) в обиходе
называется «пауком».
В комплект рамы входит: пять поперечных балок (труба ф.58 мм); десять
шпангоутов (по пять с каждой стороны: два малых №1, два больших №2 и
одного шпангоута в виде трубы); два верхних (трубы ф.50 и ф.45 мм) и четыре
нижних (трубы ф.28 мм) стрингера (один и два соответственно с каждой
стороны). Стрингера собранны в ферму за счет шпангоутов. Кормовая (пятая по
ходу) поперечная балка отличается от остальных четырех тем, что центральное
отверстие расположено перпендикулярно боковым. Для установки мачты
служит подмачтовая балка со степсом
(место установки мачты), а для
установки шверта карданный шарнир на швертовой балке. Подмачтовая балка
расположена между второй и третьей поперечными балками. Снизу рама
установлены два шпрюйта, длинный и короткий («паук»), которые через стойку
установленную под степсом на подмачтовой балке воспринимают нагрузку
создаваемую от мачты на подмачтовую балку и придают всей раме большую
жесткость.
Между четвертой и пятой (кормовой) поперечными балками установлены
две продольные трубы - багажники (ф.30 мм) предназначенные для крепления
груза в походе. На одни из багажников можно установить кронштейн
крепления подмоторного транца.
Шверт - подводный плавник служащий для удержания лодки от бокового
дрейфа. На данной модели установлен один центральный шверт большой
площади. Конструкция подвески шверта
(при необходимости) позволяет
настроить угол атаки шверта. В слабые ветра это позволяет более эффективно
подниматься на ветер. При подходе к берегу или мелководью шверт легко
убирается при помощи талей.
Рулевое устройство центрального типа с откидным пером руля. Состоит из
рулевой коробки с пером руля, румпелем и стеком и подвески рулевой коробки.
Рулевое устройство устанавливается на кормовую балку. Перо руля
стеклопластиковое с наполнителем.
Катамаран снабжен двумя палубами, основной и носовой.
Download from www.yarva.com
5
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Носовая палуба установлена между первой и второй поперечной балками,
изготовлена из сетки и служит для удобства работы с парусами и размещения
легкого груза.
Грузовая палуба установлена между второй и четвертой поперечной
балками и служит для размещения экипажа и укладки груза. Для защиты от
брызг к носовой части палубы пришит обтекатель.
Для удобства размещения экипажа на грузовую палубу устанавливаются
бортовые баллоны.
Для возможности движения на катамаране под мотором он снабжен
транцем под мотор. Транец устанавливается на кронштейны. Которые можно
установить на одни из основных багажников и один дополнительный багажник.
Рангоут.
Рангоут состоит из мачты, гика и дополнительно спинакер-гика или
бушприта (в основную комплектацию не входит).
Мачта служит для несения парусного вооружения катамарана.
Мачта профильная с лик-пазом (труба с пазом для постановки грота),
состоит из четырех частей состыкованных с помощью втулок. На нижней
втулке
(Рис.1) установлен шаровый шпор для постановки мачты на
подмачтовую балку. На нижнем колене мачты установлены: клиновые стопора
и утки для фиксации бегучего такелажа. Внутри мачты проходит грота-фал
(шнур для постановки и уборки грота на мачте). И страховочный фал для
крепления надувного баллона.
об у ш ок п о д т я ж к и п а л у б н о г о о б в е с а
Ст оп о р г р о т о - ш ко т а
Шпо р
Обу ш ок га л с о т т я ж к и
Ли к п а з Ст оп о р г р о т а - ф ал а
Ниж н и й б л о к гр о т а - ф ал а
Рис.2
Гик служит для натяжения грота в продольном направлении и управления
гротом при движении катамарана. Гик
(типа уишбон), состоит из двух
изогнутых ветвей. Длина ветвей регулируемая. При взятии рифов длину гика
можно уменьшить.
Такелаж состоит из стоячего и бегучего.
К стоячему такелажу относятся: ванты (троса для удержания мачты в
вертикальном положении); шпрюйты; нижние шпрюйты; штаг
(трос для
поддержания стакселя, в нашем случае установлен на стакселе). Стоячий
6
Download from www.yarva.com
такелаж изготовлен из нержавеющего троса ф.3,1 мм., концы имеют заделку с
коушами из нержавеющей стали и различные элементы для постановки.
Ванты состоят из большой такелажной скобы с установленными на ней
четырьмя тросами. В свободных концах двух носовых тросов установлены
кольца. На скобе также установлен верхний вертлюг закрутки стакселя с
удлинителем штага.
Два шпрюйта: носовой и кормовой. Носовой шпрюйт предназначен для
крепления штага и соответственно стакселя. Шпрюйт состоит из треугольной
планки с установленным на ней нижним барабаном закрутки стакселя и
планкой с кулачковым стопором для фиксации шнура закрутки стакселя.
Треугольная планка (штаг-путенс) представляет собой два троса с планками
(путенс) на концах для крепления шпрюйта на раму
(Рис.21). Кормовой
шпрюйт предназначен для крепления нижнего блока гика-шкота (снасть для
управления гротом). Представляет кольцо с вплетенными двумя тросами с
планками на концах.
Нижние шпрюйты состоят из длинного шпрюйта и короткого.
Длинный шпрюйт (Рис.3) состоит из двух тросов с установленной на них
стойкой. На двух свободных концах тросов установлена планка для крепления к
раме, на двух других концах установлены талрепы с планками.
Дл ин н ы й шп р ю й т
..к п о д м ач т о в о й б а л к е
Под м ач т о в а я с т о й к а
Вин т о в о й т ал р е п М 8
Ко р м ов ы е в е т в и
Рис.3
Короткий шпрюйт (Рис.4) состоит из пластины с установленными на ней
четырьмя тросами, свободные концы тросов аналогичны длинному шпрюйту.
Вин т о в о й т ал р е п М 8
Цен т р а л ь н а я п л а н к а
Ко р м ов ы е в е т в и
Рис 4
Download from www.yarva.com
7
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Погон стаксель шкотов предназначен для установки нижних блоков
стаксель шкотов. Состоит из двух цепочек соединенных тросом и двух шнуров
ф.6 мм., для постановки на раму.
Бегучий такелаж состоит из фалов, шкотов, галсов. Фалы служат для
подъема парусов. Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа),
закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется
коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым
концом.
Фал подъема грота выполнен из шнура ф.8 мм, проходит внутри полой
мачты.
Гика-шкот служит для управления гротом. Гика-шкот состоит из шнура ф.8
мм с установленном на нем нижним двойным блоком со стопором и верхним
двойным блоком который устанавливается на ноке гика (конце гика дальнем от
мачты). Гика-шкот проведен в четыре лопаря (количество ходов веревки).
Стаксель шкот служат для управления стакселем, состоит из шнура ф. 8 мм,
двух одинарных двух-обушковых блоков со стопором и двух одинарных одно-
обушковых блоков. Стаксель-шкот проведен в два лопаря. Нижние блоки
стаксель-шкота устанавливаются на регулируемом погоне.
Снасти подъёма швертов и руля предназначены для их подъема (опускания),
состоят из блоков и шнура ф.8 мм.
Паруса.
Основное парусное вооружение катамарана состоит из двух парусов, грота и
стакселя. Паруса сшиты из парусного материала дакрон с удельным весом 210
г/кв.м. Катамаран
может комплектоваться дополнительным парусом
-
генакером.
Грот типа крыло, с ликтросом в передней шкаторине для установки в ликпаз
мачты, одним рядом люверсов для взятия рифов (уменьшения площади паруса),
шестью профилированными латами. Стаксель со штагом, установленным
постоянно в передней шкаторине (передняя кромка паруса).
5. Сборка.
Сборку катамарана рекомендуется проводить на ровной площадке. На
площадке недопустимо наличие острых выступающих предметов
(камней,
сучков и др.) которые могут повредить баллоны или другие части катамарана.
Не рекомендуется собирать катамаран на песке в избежания попадания
песка в стыковочные узлы или резьбовые соединения.
При сборке также необходимо учесть, что собранный катамаран весит более
ста килограмм и его необходимо донести до воды.
Сборку катамарана удобнее проводить поэтапно, собирая основные составные
части: раму, баллоны, рангоут с такелажем и парусами. Далее собрать
составные части в единое целое и установить оставшиеся элементы
конструкции.
8
Download from www.yarva.com
Сборку следует начинать с того, что выложить содержимое упаковок,
рассортировать и расположить сборочные узлы, трубы и детали катамарана на
площадке в соответствии с их непосредственным местонахождением на
собранном изделии. Рис.4. Особенно это касается наиболее трудоемкой в
сборке составной части катамарана - рамы.
5.1. Сборка рамы
Порядок сборки: вставить трубы в карманы палуб; установить шпангоуты
(рис. 5).
Шпа н г о у т №1 Шпа н г о у т №2
Шпа н г о у т №3
Рис 5
на поперечные балки рис.6; установить подмачтовую балку; установить трубы
багажников со скобами стопоров; установить верхние стрингера, далее нижние
стрингера; прикрепить баллоны; установить нижние шпрюйты; установить
шверт; рулевую коробку с пером руля; транец; пришнуровать палубы;
поставить бортовые баллоны.
Осн о в н а я б а л к а
Шпа н г о у т №1
От ки д н о й б о л т
Кн и ц а н и ж н е г о с тр и н г е р а
Типовое крепление шпангоута и поперечной балки.
Download from www.yarva.com
9
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
тра н е ц
пл а н к а с т оп о р о в
Ба л к а № 1
шве р т - т ал е й
Ру л е в а я
Нос о в а я п а л у б а
по д в е с к а
Ст еп с
Ба л к а № 5
Ве р х н и й с т т р и н г е р
Ни ж н и й с т ри н г е р
Ба г а ж н и к
Пог о н с т ак с е л ь- ш ко т о в
Шпа нгоут №2 Шпа н г о у т №1
Гр у з о в а я п а л у б а
Шну р о в к а п а л у б ы
Рис.6
Более подробно:
5.11 Соберите балку №1 Возьмите поперечную балку №1 и проденьте ее в
большой карман носовой палубной сетки. Рис.7 Установите в торцы балки два
шпангоута
№1. Совместите отверстия на шпангоутах и краях балки.
Зафиксируйте положение шпангоутов при помощи болтов М8х70 и гайками-
барашками. Установите в боковые и кормовой карман сетки трубки шнуровки
палубы. Длина трубок должна соответствовать длине карманов. Носовая балка
собрана
шпа н о г у т №1
но с о в о й к а р м ан с е т к и
со в м е с т и т ь о т в е р с т ия и з а ф и к с и р о в а т ь б о л т о м
ба л к а № 1
Рис. 7
10
Download from www.yarva.com
5.12. Соберите балку №2. Рис.8
Установите шпангоуты №2 в торцы трубы балки №2. Совместите отверстия в
шпангоутах с отверстиями с окончаниях балки. Зафиксируйте шпангоуты
болтами с гайками.
Рис.8
5.13.Соберите балку №3. Рис.9
Установите шпангоуты №3 в торцы трубы балки №3. Совместите отверстия
в шпангоутах с отверстиями с окончаниях балки. Установите скобы с
тросовыми растяжками шверта соосно с отверстиями и зафиксируйте все
болтами с гайками
ус т а н о в и т е ш п а н г о у т ы № 3 в б а л к у № 3
со в м е с т и т е о т в е р с т и я
ус т а н о в и т ь ск о б у с т р о с а м и ш в е р т а
ша р н и р ш в е р т а
за ф и к с и р о в а т ь б о л т о м с га й к о й
тр о с о в ы е ра с т я ж к и ш в е р т а
Рис.9
5.14. Соберите балку №4 Рис 10.
В кормовой карман основной палубы вставьте основную балку
№4.
Установите шпангоуты №4 в окончания балки №4 и совместите отверстия
фиксаторов.
Возьмите из упаковки
№1 трубы кормовых багажников. Установите
откидной болт одного из багажников в совмещенные отверстия на краю балки и
зафиксируйте гайкой-барашком. откидной болт центрального подкоса рулевой
коробки и зафиксируйте гайкой. Повторите операцию со вторым багажником. В
центральное отверстие на балке №4 установите центральный подкос рулевой
коробки
Download from www.yarva.com
11
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
шпа н г о у т №1
ус т а н о в и т ь от к и д н о й б о л т б а г а ж н и к а
ба л к а № 4
от в е р с т и е к р е п л е н и я б а г а ж н и к а п о д у с т а н о в к у т ра н ц а
рис.10
Если Вы намериваетесь использовать двигатель, то на один багажник (с
удобного для Вас борта) установите кронштейн транцевой доски.
Параллельно с этим багажником установите дополнительную трубу
багажника с закрепленным вторым кронштейном транцевой доски.
5.15. Соберите балку №5 (кормовую). Рис 11.
Для этого удлинители кормовой балки (шпангоут №3) установите в торцы
балки до совмещения отверстий. После этого откидные болты багажников
вставьте в совмещенные отверстия кормовой балки. Разведите в стороны
тросовые подкосы подвески рулевой коробки. Путенсы подкосов оденьте на
торчащую часть откидного болта багажника и зафиксируйте гайками-
барашками. После этого установите рулевую коробку: верхней частью в балку
№5 и нижней частью в крестовину рулевой подвески. Равномерно натяните
при помощи талрепов боковые тросовые подкосы. Рулевая коробка не должна
болтаться и люфтить. Зафиксируйте положение корпуса талрепа контргайками.
ба л к а № 4
це н т р а л ь н ы й п о д к о с
ру л е в о й к о р о б к и
ба г а ж н и к
ба г а ж н и к
уд л и н и т е л ь б а л к и
ру л е в а я к о р о б к а
ру м п е л ь
тал р е п
ба л к а № 5
кр е с т о в и н а
Рис.11
12
Download from www.yarva.com
Установите кормовые багажники. Кормовые багажники устанавливаются
между четвертой поперечной балкой и кормовой балкой аналогично установки
швертовых балок.
5.16. Установите подмачтовую балку. Рис.12.
Носовой откидной болт подмачтовой балки вставьте в центральное отверстие
балки №2, а кормовой болт в центральное отверстие балки №3. При этом,
степс должен располагаться сверху балки, а петля крепления подмачтовой
стойки снизу. Зафиксируйте положение балки гайками-барашками. Отверстие
для крепления планки стопоров талей шверта должно располагаться от степса
к швертовой балке. Планка стопоров шверт талей устанавливается после
установки палубы. Большое отверстие на планке одевается на степс, а через
отверстие между стопорами устанавливается болт М8х90 головкой вверх.
Между планкой и подмачтовой балкой, на болт оденьте профильную шайбу. С
нижней стороны балки зафиксируйте болт гайкой-барашком М8.
пл а н к а с то п о р в
Ст еп с
в к о р м у
к н о с у
с то й к а п а у к а
Рис. 12
Общее взаимное расположение деталей рамы катамаран показано на
рисунке 13.
Download from www.yarva.com
13
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Ст ри н г е р н и ж н и й н о с о в о й
Ст ри н г е р в е р х н и й н о с о в о й
Шпа н г о у т №1
Ба л к а № 1 но с о в а я
Нос о в а я т оч к а к р е л е н и я
дл и н н о г о п а у к а
Шпа н г о у т №2
Нос о в а я т оч к а к р е п л е н и я
ко р о т к о г о п а у к а
Ба л к а № 2
От ки д н о й б о л т
Ст ой к а п а у к а
Ба л к а п о д м ач т о в а я
ос ь ш ве р т а
Ст еп с
Ба л к а ш ве р т о в а я п р а в а я
Ко р м ов а я т оч к а к р е п л е н и я
ко р о т к о г о п а у к а
кр е п л е н и е т ро с о в ш ве р т а
Ниж н и й с тр и н г е р ц е н т р а л ь н ы й
Бал к а № 3
Вер х н и й с тр и н г е р ц е н т р а л ь н ы й
Ван т - п у т е н с к о р м ов ы х ва н т
Ко р м ов а я т оч к а к р е п л е н и я
Ба л к а №4
Ст ри н г е р в е р х н и й к о р м ов о й
дл и н н о г о п а у к а
Це н т р а л ь н ы й п о д к о с р у л е в о й к о р о б к и
Ба г а ж н и к
Шпа н г о у т №3
Ст ек
Ру м п е л ь
Бал к а № 5 к о м ов а я
Рул е в а я к о р о б к а
Рис.13
14
Download from www.yarva.com
5.2 Следующий этап
- сборка продольного набора
(стрингеров).
Последовательность сборки: собрать и установить верхние стрингера, затем
собрать и установить нижние стрингера.
Вставить в центральный верхний стрингер
(ф.50) носовой и кормовой
верхние стрингера
(ф.45) совместив стыковочные
отверстия
(Рис.14).
Кормовой стрингер с вант-путенсом (планки для крепления вант Рис.9).
но с о в о й в е р х н и й с тр и н г е р
Цен т р а л ь н ы й в е р х н и й с тр и н г е р
ко р м ов о й в е р х н и й с тр и н г е р
От в. к р е п л е н и я ш па г о у т а № 3
От в. к р е п л е н и я ш па н г о у т а № 1
От в. к р е п л е н и я н и ж н и х с тр и н г е р о в Ван т - п у т е н с
Рис.14
Установить верхний стрингер в сборе на шпангоуты, вставляя откидные
болты шпангоутов в соответствующие отверстия верхних стрингеров.
Шпангоут №3 устанавливается в крайнее к корме отверстие стрингера, далее по
порядку. На все откидные болты шпангоутов навернуть барашки М8.
Вставить нижний, центральный стрингер (ф.28) в кницы шпангоутов №2 и
расположить его симметрично.
Вставить носовые и кормовые нижние стрингера (ф.28)
Око н ч а н и е с т ри н г е р а
Фи к с а т о р
Рис.15
в кницы шпангоутов №1 окончаниями наружу и состыковать с центральным
нижним стрингером (Рис.15).
Соединить окончания нижних стрингеров с концами верхних стрингеров
болтами М8х90 и навернуть барашки (Рис.16). Для соединения стрингеров
использовать вторые от торца отверстия верхних стрингеров.
Download from www.yarva.com
15
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
ко р м ов а я б а л к а
ни ж н и е с тр и н г е р а
шпа н г о у т №3
с тр и н г е р в е р х н и й
ко р м ов о й
пл а н к а к о р м ов о г о ш пр ю й та
Рис.16
Дальнейшую сборку производить после установки рамы на баллоны.
5.3 Установка рамы на баллоны.
5.31. Накачать баллоны без избыточного давления (баллон мягкий).
- Приподняв раму расположить баллоны под нижними стрингерами. Клапана
баллонов «смотрят» наружу.
- Вставить носовые окончания стрингеров в носовые карманы баллонов и
ввести окончание верхнего стрингера в петлю. Рама должна войти в карман
плотно без перекосов.
-
Присоединить баллоны к нижним стрингерам с помощью разъемных
карманов. Если стыковочные трубочки входят в гребенку карманов туго,
уменьшите давление в баллонах.
стрингер верх. кормовой
срингер нижний кормовой
трубка
Рис. 17
Накачайте баллоны до требуемого давления
(0.15 bar.). Рекомендуем
приобрести манометр.
После установки рамы на баллоны устанавливаются нижние шпрюйты,
шверты, рулевое устройства.
5.32. Установите стойку длинного нижнего шпрюйта в вилку подмачтовой
балки и зафиксируйте штифтом с заводным колечком. Накиньте планки тросов
на откидные болты шпангоутов №1 (первый и четвертый по ходу шпангоуты).
Планки устанавливать на болты, под барашки. В носу планки проходят под
трубой верхнего стрингера, в корме над трубой верхнего стрингера. Талрепы
располагать в носу.
5.33. Установите нижний упор стойки в центральное отверстие планки
короткого шпрюйта и зафиксируйте заводным колечком. Разведите и
16
Download from www.yarva.com
установите ветви короткого шпрюйта. Все планки крепятся на откидные болты
швертовых балок (талрепами к носу).
Натяните троса нижних шпрюйтов талрепами. Первыми натянуть троса
короткого шпрюйта, выравнивая стойку паука в вертикальное положение
вторыми натянуть троса длинного шпрюйта.
5.4 Установка шверта и руля.
5.41. Установите шверт на откидной палец шарнира шверта. Присоедините
боковые тросовые растяжки к уголкам шверта. Зафиксируйте их положение
штифтом и заводным кольцом. Рис.18. Равномерно затяните талрепы на
тросовых растяжках. Проверьте перпендикуряность установки шверта. При
установке угла атаки шверта талрепы передних растяжек отрегулируйте таким
образом, чтобы трос растяжек имел небольшую слабину. При этом шверт, в
опущенном положении, будет иметь возможность поворачиваться на
небольшой угол
(на каждый борт не более
2 градусов).
Закрепите
ограничитель заглубления шверта на уголках шверта. Проведите тали для
работы со швертом.
шве р т о в а я б а л к а
шар н и р ш ве р т а
ра с т яж к и ш ве р т а
тал р е п
шве р т
Рис. 18
5.42 Установка рулевого устройства.
Установить подвеску рулевой коробки для чего, центральный укос подвески
закрепить на четвертой поперечной трубе, а планки боковых укосов (троса с
талрепами) накинуть на откидные болты кормовых багажников (под барашки).
Вставить верхний штифт рулевой коробки в вертикальное отверстие
кормовой балки, а нижний в отверстие планки подвески рулевой коробки.
Натянуть боковые укосы талрепами. Следите за тем, чтобы рулевая коробка
стояла без перекоса. После этого законтрить талрепы контргайками.
Установить перо руля в рулевую коробку. Установите румпель на 2 болта с
гайками. Нижний болт крепления румпеля проходит через ось подъема пера
руля. (Рис.19).
Download from www.yarva.com
17
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Провести сор-линь (шнур подъема руля) в клиновый стопор румпеля.
Провести ходовой конец (закрепленный на лобовой части пера руля) в
клиновый стопор установленный на центральном подкосе рулевой коробки.
с те к
с то п о р с о р л и н я
ко р м ов а я б а л к а
ру м п е л ь
по п е р е ч н а я б а л к а
ам ор т и з а т о р
Ось
ру л е в а я к о р о б к а
це н т р а л ь н ы й у к о с
ру л е в о й п о д в е с к и
пе р о р у л я
за в о д н о е к о л ь ц о
Рис.19
5.5 Использование транца.
(Рис.20).
В безветренную погоду и при маневрировании в узкозтях на катамаране
можно двигаться с использованием подвесного мотора. Если Вы предпологаете
движение под мотором, то при сборке катамарана вам необходимо установить
транец. Для этого на два багажника установите кронштейны крепления
транцевой доски. К ним прикрепите, при помощи 4 болтов транцевую доску.
Установите двигатель.
Для движения под мотором, на муфте поворота двигателя затянуть
фиксатор положения до упора. Управляют катамараном, при ходе под
мотором, при помощи рулевого устройства. Так как двигатель устанавливается
с боку от ДП то радиусы поворотов влево и вправо будут разные.
Максимальная мощность двигателя для данной модели катамарана 3.5 л.с.
При движении под двигателем будь особенно внимательны! Не
доливайте топливо на ходу и при работающем двигателе.
18
Download from www.yarva.com
мо т о р
тра н ц е в а я д о с к а
ко р м ов а я б а л к а
кр о н ш т е й н
Рис.20
5.6 Установка палубы
5.61. Растяните свободные углы основной палубы к точкам
предполагаемого крепления. Проденьте сквозь отверстие степс и установите
планку стопоров талей шверта.
Вставить, соответствующие по длине, трубки шнуровки палубы в боковые
и носовые карманы палубы. Прошнуровать палубу шнуром ф.6. к раме
(верхним стрингерам и балке №2)
5.62. Повторите операции с носовой палубой (сеткой).
5.63. Накачайте бортовые баллоны, При помощи контактной ленты
(липучки) установите их на палубу. Накинуть обтекатель на бортовые баллоны
и закрепить при помощи контактной ленты, подтянуть бортовые баллоны к
верхним стрингерам ремнями с пряжками. Палуба установлена.
5.7 Рангоут
5.71 Сборка рангоута и установка такелажа.
На данной модификации катамарана применена профильная мачта с
такелажным вооружением
¾. Все остальные детали сохранили свой
первоначальный вид.
Мачта состоит из четырех колен, топовой заглушки и шпора.
Внутри мачты пропущены два фала. Фал подъема основного паруса - грота. И
фал подъема страховочного буя. Фал грота проведен со стороны лик-паза.
Перед стыковкой колен мачты проверьте не перекручены ли фалы между
собой. Если это так то следует провернуть то колено мачты в котором
Download from www.yarva.com
19
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
существует перехлест. После этого можно стыковать. Состыкуйте поочередно
все детали мачты. В отверстие на стыке 4-го и 3-го колен мачты установите
при помощи болта М8-95 и гайки-барашка скобу с верхними вантами. На стык
1-го и 2-го колен установите оковку крепления гика. После сборки проверьте
свободно ли двигаются фалы в блоках. К нижнему уху оковки гика закрепите,
при помощи такелажной скобы, нижние ванты (в основную комплектацию не
входят).
То п о в а я з а г л у ш к а м ач т ы
4- е к о л е н о м ач т ы
Ско б а с ва н т а м и
3- е к о л е н о м ач т ы
2- е к о л е н о м ач т ы
Вер х н я я в а н т а
Ниж н я я в а н т а
Шпо р м ач т ы
Рис.21
Закрепите фаловый угол стакселя на удлинителе штага при помощи
такелажной скобы.
Поставить носовой и кормовой шпрюйты на откидные болты первого и пятого
(по ходу) шпангоутов. (Рис.22).
20
Download from www.yarva.com
кормовой шпрюйт
кормовая балка
верхний стрингер
Рис.22
5.72 Установка мачты
Постановка мачты - это сложная операция, поэтому проводите её
делать вдвоем.
Рис. 23
Собранную мачту с установленными вантами положить на палубу
катамарана топом в сторону кормы. Шпор должен располагаться рядом со
степсом. Разведите верхние кормовые ванты и закрепите их в вант-путенсах на
верхних, кормовых стрингерах (Рис.12). Зафиксируйте их положение штифтами
и заводными кольцами. Проведите свободные концы носовых вант к балке №1.
Вставьте шпор в степс. 1 человек. Упритесь одной ногой в степс и тяните за
свободные концы носовых вант. 2 человек. Одновременно с этим поднимайте
мачту за топ и перебирая руками по мачте выводите ее в вертикальное
положение (Рис.23). Пока мачта не приняла вертикальное положение, следите
чтобы шпор не выскочил из степса. После этого разведите и установите
носовые ванты. Правильно поставленная мачты должна смотреть лик-пазом в
корму (назад).
5.73 Вант-путенсы носовых вант (Рис.24) установите на откидные болты
шпангоутов №1 и зафиксируйте их гайками (барашками). Выберите слабину
мягких талрепов.
Download from www.yarva.com
21
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Око н ч а н и е н о с о в о й в а н т ы
Та л р е п в е р е в о ч н ы й ( м яг к и й)
Ван т - п у т е н с с к о л ь ц о м
Рис.24
Проверьте визуально вертикальность установки мачты. Если требуется,
отрегулируйте длину кормовых вант.
5.74 Штаг соедините с барабаном закрутки стакселя мягким талрепом
(Рис.25).
Шт а г
Мя г к и й т а л р е п
Шко т о в ы й у г о л с т а к с е л я
Ба р а б а н за к р у т к и
Га л с о т т я ж к а с т а к с е л я
Шт а г - п у т е н с
Ку л а ч к о в ы й с т о п о р (п о в е р н у т о)
Но с о в о й ш п р ю й т
Рис.25
Шнур в барабане закрутки стакселя должен быть намотан против часовой
стрелки. Ходовой конец шнура зафиксируйте в кулачковом стопоре на планке
Разведите и зафиксируйте в вант-путенсах нижние ванты (Рис.12).
5.8 Постановка грота.
5.81 Установить латы в лат-карманы при этом, тонкие, закругленные
концы лат идут к передней шкаторине и входят в упоры. С помощью строп с
пряжками зафиксировать латы в лат-карманах.
5.82 Соединить грота-фал с фаловым углом грота с помощью такелажной
скобы (Рис.26). Заправляя ликтрос в лик-паз мачты, одновременно, выбирайте
ходовой конец фала грота. Следите чтобы, при подъеме грота, латы не
22
Download from www.yarva.com
зацепились за ванты. После того, как фал грота будет весь выбран,
зафиксируйте ходовой конец на утке. (Рис.27).
топ м ач т ы
Бл о к гр о т а - ф ал а
гр о т а - ф ал
ск о б а т ак е л а ж н а я (м ал а я)
фал о в ы й у г о л г р о т а
Рис.26
Ходовой конец грота-фала закрепить в клиновом стопоре на нижнем колене
мачты (Рис.27). Создать требуемый натяг передней шкаторины с помощью
галс-оттяжки (галс , шнур ф.4 мм) через кренгельс галсового угла (нижний,
ближний к мачте угол паруса) и обушок у шпора мачты.
Ниж н е е к о л е н о м ач т ы
Хо д о в о й к о н е ц г р о т а - ф ал а
Ут к а г р о т а - ф ал а
Кр е н г е л ь с
Ниж н и й б л о к гр о т а - ф ал а
Га л с
Обу ш о к
Шпо р
Рис.27
Download from www.yarva.com
23
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
шк о т о в ы й уг о л г р о т а
бо л т М 8 х 9 0
пр а в а я ве т в ь ги к а
кр е н г е л ь с
ве р х н и й бл о к г и к а ш к о т а.
ле в а я ве т в ь ги к а
га й к а - б а р а ш е к
Рис.24
5.83Установить гик. Соединить ветви гика болтом с барашком. На этот же
болт крепится шкотовый угол (дальний от мачты угол) грота и вешается
верхний блок грота-шкота (Рис.24). Растянуть грот в продольном направлении
грота-шкотом через оковку гика (скоба на мачте) в два-три лопаря (ход
шнура) и зафиксировать грота-шкот в клиновом стопоре.
5.84 Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и
изменением направления тяги.
Установить нижний блок со стопором на кормовом шпрюйте и провести
гика-шкот (Рис.25).
Вер х н и й б л о к
Ги к а - ш ко т
Ниж н и й б л о к (с о с то п о р о м )
Хо д о в о й к о н е ц ш ко т а
Рис.25
Установить блоки со стопорами на звено цепи погона стаксель-шкота и
развести стаксель-шкот (Рис.26).
24
Download from www.yarva.com
Ве р х н и й с т р и н г е р
Шко т о в ы й у г о л с т а к с е л я
ле в ы й б о р т
Ве р х н и й б л о к
Мя г к и й т а л р е п
с т а к с е л ь - ш к о т о в
Тр о с о в ы й п о г о н
Ст о п о р н ы й б л о к
с т а к с е л ь - ш к о т а
Ве р х н и й с т р и н г е р
пр а в ы й б о р т
Сх е м а к р е п л е н и я и п р о в о д к и с т а к с е л ь - ш к о т о в
Рис.26
5.84 Настройка рангоута, такелажа и парусов.
Для правильной настройки мы рекомендуем начинающим яхтсменам
пользоваться специальной литературой:
«Справочник яхтсмена» Б.Бонд,
«Школа яхтенного рулевого» Е.П. Леоньтьев
(Издательство «Физкультура и
спорт») или аналогичной литературой.
5.9 Установка дополнительного оборудования
5.91 Установка дополнительных парусов
На данной модели возможно установить дополнительный парус для
попутных курсов
- генакер. Для этого необходимо: через оковку,
установленную на верхнем колене мачты, провести спинакер-фал. Закрепить
ходовой конец фала в клиновом стопоре у шпора мачты (на нижнем колене).
Собрать бушприт. Установить на ноке бушприта пару ватер-бакштагов.
Свободные путенсы ватер-бакштагов развести по бортам и закрепить на
откидных болтах шпангоутов балки
№1. Подтяните центральную часть
бушприта к штаг-путенсу и закрепите коротким шнуром.
Через блок, установленный на ноке бушприта, проведите спинакер-галс.
Ходовой конец проведите на стопорную планку, на центральный стопор
(устанавливается при заказе спинакера).
Блоки спинакер-брасов установите на наружные ветви шпангоутов балки
№4. Проведите через блоки круговой спинакер-брас.
Ходовые концы всех снастей привяжите к соответствующим углам паруса.
Фал - к фаловому углу. Галс к галсовому углу. Брасы- к шкотовому углу (оба) .
После этого, найдите приблизительный центр паруса. И начиная с этого места
начните укладывать его в кису. При правильной укладке все три угла паруса
будут уложены в кису последними. Парус готов к постановке.
Download from www.yarva.com
25
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
6.0 Разборка и упаковка
6.1.Разборку катамарана производить в порядке, обратном
сборке.
Целесообразно, во избежании утери, снятый крепеж и прочие детали
устанавливать на место (если они не мешают упаковке и транспортировке).
6.2. Упаковка.
Катамаран упаковывается в четыре упаковки, пенал и две сумки. Состав
упаковок приведен в разделе 3. Комплектация. При упаковке рекомендуется
придерживаться такого же порядка и расположения составных частей в
упаковках, как это было сделано на предприятии-изготовителе.
7.0 Обслуживание ремонт и хранение катамарана
7.1 Обслуживание.
Баллоны, паруса, палубы катамарана выполнены из ткани и требуют
аккуратного обращения. Необходимо оберегать их от повреждения острыми
предметами. При загрязнении их следует мыть с применением мыла в пресной
воде. Использование бензина, ацетона и других растворителей недопустимо.
В жаркую солнечную погоду следите за давлением воздуха в баллонах и,
при необходимости, стравливайте воздух из баллонов.
Не следует надувать одну секцию баллона сразу “до упора”. Это может
привести к повреждению перегородки между отсеками. Надувайте отсеки
поочередно, стараясь держать примерно одинаковое давление в отсеках.
При причаливании к берегу соблюдайте следующие правила:
- причаливание должно осуществляться плавно без ударов
- после причаливания судно должно стоять носом против ветра, и парус
должен быть обезветрен или убран.
- своевременно поднимайте руль и шверта при подходе к берегу.
- к берегу нельзя двигаться задним ходом т.к. это может вызвать поломку
шверта и руля.
- разгруженный катамаран может быть, легко опрокинут ветром. Поэтому
при ночлеге опускайте паруса катамарана, а катамаран надежно
зачаливайте на берегу.
- Аккуратно перетаскивайте катамаран волоком по суше и мелководью (не
следует это делать, когда катамаран загружен).
7.2 Ремонт.
Перед отправкой в путешествие необходимо озаботиться о ремонтном
наборе. В комплект поставки входит некоторое количество тканей для ремонта
поплавков, трамплина, парусов, а также запасной крепеж.
26
Download from www.yarva.com
Дополнительно необходимо иметь с собой: растворитель для
обезжиривания склеиваемых поверхностей, клей для PVC тканей, капроновые
или лавсановые нитки, несколько видов игл, наперсток, шило.
Также очень полезно иметь с собой бухту капроновой веревки диаметром
6-8 мм. и длиной около 50 м.
8.0 Аварии и их ликвидации
8.1 Аварией в морском деле считается всякое повреждение судна или его
частей, ведущие к снижению его мореходных качеств. Гибель судна называется
катастрофой. Повреждения которые не влияют на способность судна
выполнять свое назначение и устранение которых требует немного времени,
называют аварийными происшествиями.
В яхтенной практике аварией принято называть всякое повреждение корпуса
(баллона) , рангоута, такелажа, парусов или устройств, а также опрокидывание,
которые временно выводят судно из строя и требуют известного времени на их
ликвидацию.
Наиболее вероятные аварии в плавании:
- разрыв парусов,
- обрыв снастей бегучего или стоячего такелажа,
- поломка рангоута или его частей,
- пробоина в корпусе,
- поломка шверта или руля,
- пожар.
8.2 Ремонт баллонов и палубы.
Ремонт поврежденного баллона осуществляется на берегу. При
необходимости баллон отсоединяют от рамы. Место повреждения очищают от
грязи, песка, высушивают
и обезжиривают ацетоном или другим
растворителем. Аналогичные процедуры проделывают с вырезанной, в
соответствии с размерами поврежденного места, заплатой. Для заклеивания
используется клеи для склейки тканей с PVC покрытием согласно инструкции
по применению клея.
8.3 Ремонт парусов.
Восстановление швов. Если произошел разрыв отдельной стяжки, то
нужно произвести ремонт вручную, используя дырки старого машинного шва.
Разрывы. Разрыв или разрез длиной 2-3 см. можно заштопать. Более
длинный разрыв требует заплаты. Если разрыв имеет форму буквы Г, то его
вырезают до прямоугольного. Края ткани оплавляют пламенем спички или
зажигалки. Это позволяет обойтись без подгиба ткани при шитье. Размеры
заплаты должны превышать размеры повреждения примерно на 5 см. При
Download from www.yarva.com
27
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
изготовлении заплаты необходимо учесть, что направление утка и основы на
парусе должно совпадать с направлениями утка и основы на ткани паруса.
Пришивается заплата плоским швом. После пришивания заплата должна
лежать на парусе ровно, без морщин. Рекомендованная литература Дж. Ховард-
Уильямс «Уход за парусами и их ремонт» (Москва «физкультура и спорт»
1980).
8.4 Ремонт рамы и мачты.
Погнутые трубы должны быть выправлены аккуратными ударами
деревянного молотка. При этом труба должна быть положена на доску.
Возможно выпрямление трубы способом “меж двух деревьев”. При этом
недопустимо замятие стенки трубы. Замятые трубы, а также трубы с
трещинами подлежат замене.
Ремонт транца. Вывернуть шурупы на рабочей поверхности сменной доски.
Перевернуть сменную доску и закрутить шурупы обратно
9.0 Хранение катамарана.
Сырые поплавки, паруса, палубу перед укладкой на длительное хранение
необходимо тщательно высушить и очистить от грязи и мусора.
Поплавки
катамарана перед укладкой на длительное хранение следует просушить изнутри
надув их несколько раз теплым воздухом из пылесоса.
Храните катамаран в сухом темном помещении.
10. Обеспечение безопасности.
Безопасность плавания на катамаране может быть обеспечена только при
условии соблюдения экипажем всех положений данного руководства, МППСС
и ППВВП.
Помните! Катамаран является сложным техническим устройством и, при
неправильной эксплуатации, может представлять собой опасность для Вашего
здоровья и даже жизни.
Не допускайте эксплуатации катамарана
- с нагрузкой свыше
500 кг.
- при ветре более
10 м/с
- при удалении от берега более
1000 м.
- в темное время суток.
Перед каждым выходом на воду внимательно осматривайте узлы,
соединения, такелаж катамарана. Особенно это важно во время плавания в
свежий ветер и при волне, когда конструкция катамарана испытывает большие
нагрузки. Также перед выходом на воду проверяйте давление воздуха в
баллонах.
Перед отходом от берега каждый член экипажа должен надеть
спасательный жилет.
28
Download from www.yarva.com
Первые несколько выходов на воду проведите в наиболее благоприятных
условиях:
- небольшое удаление от берега
- комфортная теплая погода и вода
- устойчивый не сильный ветер
Не пускайтесь поначалу в плавание в сложных условиях. К сложным
условиям плавания относятся:
- короткая и крупная волна
- порывистый ветер
- близость препятствий
- наличие течения (даже небольшого)
- мелкий и/или извилистый фарватер
- ограниченная видимость (туман, сумерки)
- изменчивая или холодная погода
- крупный водоем
Последовательно наращивайте сложность путешествий в соответствии с
ростом вашей квалификации рулевого. Перед началом путешествия или
длительной прогулки необходимо ознакомиться с особенностями акватории и
прогнозом погоды на ближайший период.
При совершении длительных путешествий, а также при путешествиях по
крупным водоемам необходимо наличие не менее чем двух судов.
При пересечении больших открытых пространств, а также при
плавании по большим водоемам, следует держаться как можно ближе
к берегу и внимательно следить за изменениями погоды с тем, чтоб при
ее ухудшении, быстро вернуться на берег.
В случае усиления ветра необходимо уменьшать площадь парусности.
Этого можно добиться, закрутив стаксель, а также взятием рифов на гроте.
При плавании в ветреную погоду следите за креном и дифферентом.
Экипаж должен находиться на наветренном поплавке. При плавании
попутными курсами экипажу следует сместиться к корме. Более подробно о
приемах и способах безопасного управления катамараном можно узнать из
специальной литературы. (Б. Бонд «Справочник яхтсмена», «Школа яхтенного
рулевого» Е.П. Леонтьев). Во избежание падения за борт запрещается стоять
на катамаране во весь рост.
В сильный ветер для эффективного откренивания катамарана шкотовый
может использовать трапеции (Рис.27). Троса трапеций устанавливают на
скобу крепления вант. Амортизатор пропускают под палубой и крепят к
дужкам трапеций. Комплект трапеций не входит в основную комплектацию.
В случае пробития одного из отсеков поплавка необходимо немедленно
идти к берегу, уменьшив скорость движения. При этом необходимо уменьшить
нагрузку на поврежденный поплавок. Для этого нужно перераспределить вес
экипажа и груза на катамаране
Download from www.yarva.com
29
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
ск о б а к р е п л е н и я в а н т
тро с т ра п е ц и и
с т ак с е л ь ш к от
ре з и н о в ы й а м м о р т и з а т о р
Рис.27
При плавании по рекам и в узких заливах нужно внимательно следить за
наличием на пути движения линий электропередачи (ЛЭП). Касание мачтой
электрических проводов может привести к гибели экипажа. Наиболее низко
провода расположены в средней части реки (залива). Идти под ЛЭП с неснятой
мачтой можно только при достаточном запасе по высоте. Оценить этот запас,
возможно, только со стороны (с берега или другого судна). Похожие проблемы
(касание электропровода) могут возникнуть при переноске катамарана через
железнодорожные пути, а также при переноске вблизи ЛЭП.
При приближении грозы рекомендуется встать у берега, сняв мачту. Если
гроза застигла Вас во время перехода необходимо взять рифы на гроте, при
необходимости закрутить стаксель и как можно скорее двигаться к берегу.
При отжимном ветре (ветер с берега) на большом водоеме рационально
оцените собственный опыт. Вас может быстро отнести далеко от берега.
30
Download from www.yarva.com
11. Действия экипажа в случае переворота катамарана.
Обычно переворот катамарана происходит при сильном ветре. В такую
погоду следует выходить на воду только при достаточном опыте управления
катамараном. Если, все же Вы перевернулись, на катамаране, то не нужно
паниковать и приять все меры чтобы все члены экипажа выбрались из под
перевернутой лодки. Если переворот произошел на мелководье то катамаран
перевернется не полностью и в этом случае восстановить его на ровный киль,
силами экипажа будет проще. Если глубина была большая и катамаран
перевернулся полностью то восстановление его займет гораздо больше
времени. В любом случае все действия экипажа должны проводиться по
одному плану:
1. Убедиться что все члены экипажа выбрались из воды на перевернутую
лодку.
2. Освободить все шкоты парусов из стопоров.
3. Если стоял спинакер, отдать фал спинакера
4. Если аварийные фалы небыли заведены, то необходимо достать шкоты
стакселя .
5. Встать на подветренный борт и держать за веревку заведенную на
наветренный борт начать медленно отклоняться назад и тянуть
наветренный борт на себя.
6. После того как катамаран одним бортом оторвется от воды дойдет до
положения
«мачта на воде», матрос должен забраться на шверт и
продолжать операцию постановки катамарана, постепенно отходя к
окончанию шверта. Рис.28
Ве т ер
Рис.28
Рулевой должен остаться на нижнем поплавке. После отрыва мачты от воды
катамаран начнет быстро восстанавливаться на ровный киль. Ни к коем случает
нельзя отпускать веревки за которые вы держались, пока вы не схватитесь за
любую деталь катамарана Рис. 29. Может произойти так, что все члены
Download from www.yarva.com
31
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
экипажа катамаран окажутся под палубой катамаран. Помните, что забираться
на катамаран удобнее с кормы и обязательно с наветренного борта, чтобы
катамаран не перевернулся снова
ве т е р
ве т е р
1
2
вет ер
ве т е р
3
4
Рис.29
Если Вы не можете восстановить катамаран с мачтой, тогда следует
отвязать мягкие (или перерезать) талрепы носовых вант и штага. Когда мачта
выйдет из крепления и повиснет на кормовых вантах, проделайте
вышеописанные операции для восстановления катамарана на ровный киль.
После восстановления вытащите мачту с парусами из воды. Снимите паруса и
двигайтесть к ближайшему берегу на веслах.
12. Управление парусным катамараном
Чтобы научиться грамотно управлять парусным катамараном, надо как
можно больше ходить на нем и постоянно экспериментировать. Умение
приходит только с опытом плаваний на данном судне.
Судоводители должны изучать особенности поведения именно своего
судна, своих парусов, экспериментировать и накапливать свой личный
практический опыт.
На парусном судне соблюдается принцип единоначалия. Всю
ответственность за безопасность плавания и за все действия матросов
единолично несет рулевой (капитан) судна. Он управляет рулем и гротом, если
не поручит этого матросам. Матросы должны быстро и четко выполнять все его
команды и не имеют права обсуждать их, задавать вопросы или давать советы,
отвлекая тем самым рулевого, особенно начинающего, от управления судном.
Все вопросы откладываются до берега. Рулевой имеет право «посоветоваться с
экипажем», но не обязан следовать советам.
На начальном этапе надо освоить несколько моментов: отход и подход к
берегу, маневрирование, умение пользоваться парусами с максимальной
эффективностью и обеспечение безопасности плавания при всех изменениях
погоды и ситуации на воде.
Первые учебные плавания, надо устраивать в хорошую погоду, на
небольшой акватории, близко к подветренному берегу, на который можно
сдрейфовать по ветру после аварий. Очень желательно присутствие на воде вто-
рого, страхующего судна. Все члены экипажа обязательно надевают
спасжилеты.
Объективную информацию о направлении ветра, его силе и угле атаки, под
которым стоит парус, дает флюгарка — легкая и длинная капроновая лента,
поднятая на высоту 0,3-0.5 м над топом мачты. Если на судне есть ванты, то
дополнительные капроновые ленточки (колдунчики) ввязывают в ванты на
высоте около 1,5 м над палубой. Во время тренировочных плаваний по всей
площади паруса можно приклеить или временно пришить легкие контрольные
ленточки-индикаторы. Они покажут, как парус обтекается потоком воздуха.
Силу ветра измеряют с помощью анемометров, в том числе и специальных,
устанавливаемых на топе мачты, но приборы эти тонкие и плохо переносят
задевание мачтами за ветки деревьев.
13. Плавание на катамаране различными курсами
При плавании под парусами различают курсы правого и левого галса. Когда
грот находится на левом борту (слева от ДП по ходу судна.) то яхта идет
правым галсом. Когда грот находится на правом борту то яхта идет левым
галсом. Положение яхты носом прямо против ветра - положение левентик
(Рис.30)
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
13.1 Курс фордевинд
Курсом фордевинд
(ветер прямо в корму), при полном парусном
вооружении, ходят при слабых и умеренных ветрах. Шкоты гика
растравливают и грот почти ложится на ванты. Если на катамаране установлен
стаксель, то его выносят «на бабочку» — на противоположенный от грота борт.
Если катамаран укомплектован спинакером, то стаксель закручивают и
заменяют на спинакер. Шверт на курсе фордевинд обычно поднимают.
э ф ф е к т ив н о е п р и м ен и е
ве т е р
сп и н а к е р о в.
ли в е н т и к
пра в й галс
ле в ы й г а л с
фор д е в и н д
Рис.30
13.2 Движение курсом бакштаг.
На соревнованиях, когда даже небольшая прибавка скорости оправдывает
любую
«суету» на борту, вообще отказываются от курса фордевинд и
спускаются по ветру двумя бакштагами, периодически делая повороты
фордевинд — лавируют при попутном ветре. Спускаться прямо под ветер яхта
будет несколько быстрее, чем в случае, когда она идет курсом фордевинд.
13.4 Галфинд - курс яхты при котором направление истинного ветра
приблизительно перпендикулярно диаметральной плоскости яхты. Яхта
движется под углом 90 градусов к ветру.
13.5 Бейдевинд - движение яхты под острым углом к ветру (в лавировку).
При движении в лавировку шверт опускаю. Шверт требуется настроить таким
образом, чтобы при прошеном румпеле яхта слегка приводилась к ветру
(поворачивала носом к ветру).
14. Гарантийные обязательства.
14.1 Предприятие-изготовитель гарантирует нормальную работу изделия,
при правильной эксплуатации, в течение 12 месяцев с момента приобретения.
Гарантия не распространяется на: детали катамарана вышедшие из строя
по вине потребителя, если катамаран использовался с нагрузками или
нарушениями выше указанных в данном руководстве.
14.2 В течении гарантийного срока предприятие-изготовитель обязуется
производить ремонт катамарана при условии соблюдения правил эксплуатации
и хранения.
14.3 При отсутствии в паспорте отметки торгующей организации срок
гарантии исчисляется со дня выпуска катамарана предприятием-изготовителем.
14.4 При предъявлении претензий катамаран или его составные части
должны возвращаться с руководством по эксплуатации на предприятие
изготовитель по адресу: Санкт-Петербург Волковский пр. дом 146 корп.1.
Предприятие-изготовитель не несет ответственности за выход из строя
изделия или его составных частей в следующих случаях:
А)Несоблюдение указанных в руководстве правил эксплуатации (погодные
условия и акватория плавания) и хранения. Смотри п.8.
Б) На изделии имеются следы ударов, полученные в результате небрежной
эксплуатации или транспортировки , а также при небрежном хранении.
В) Катамаран или его составные части подвергались переделке у
потребителя.
15. Регистрация в ГИМС
Для регистрации приобретенного катамарана в ГИМС Вам необходимо
иметь следующие документы: личный паспорт гражданина, товарный чек,
кассовый чек, справку-счет с места приобретения катамарана и данный
технический паспорт.
Адреса ГИМС - Санкт-Петербург, наб.Фонтанки д.50 тел.
Москва,
16. Свидетельство о приемке.
Парусный катамаран
“Тайфун-1” прошел контрольную сборку и
признан годным к эксплуатации по ТУ 7443-001-23039387-20
Дата_________________________________________________________
Руководство по эксплуатации - парусный катамаран «Тайфун 1»
Серийный номер катамаран
______________________________
ФИО контроллера__________________________________________________
Наименование
Количество (м.кв.)
Цвет
Баллоны
Палуба
Грот
Стаксель
Спинакер
Трапеции
Транец
МП
Дата продажи: “_____”___________________20____ г.
Штамп торгующей организации
По всем вопросам, связанным с эксплуатацией и ремонтом парусного
катамарана «Тайфун» обращаться по адресу:
192102, г. Санкт-Петербург, Волковский пр., д.146 корп.1, офис 224.
тел./факс (812) 269-43-30, 269-42-91, 268-05-04
E-mail: triton@triton-ltd.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//////////////////////////////////////////