Философия. Тесты для студентов (май, 2020 года)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия. Тесты для студентов (май, 2020 года)

 

 

Тесты к экзамену (проверка знаний)
Предмет философии
1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это:
а) совокупность чувственных и интеллектуальных представлений человека о себе
и
окружающем мире;
б) Знание о космосе, научная картина мира;
в) Раздел философии о генезисе (возникновении, становлении и развитии) мироздания.
2. Назовите исторические типы мировоззрения:
А) религиозный;
Б) научный;
В) языческий;
Г) обыденный;
Д) философский;
Е) мифологический.
3. Как соотносятся философия и мировоззрение?
а) философия - часть мировоззрения;
б) философия есть мировоззрение;
в) мировоззрение - часть философии;
г) философия - рационально-теоретическая основа мировоззрения.
4. Признаки, присущие философскому мировоззрению:
а) системность;
б) максимальная общность;
в) абстрактность;
г) эмпирическая обоснованность;
д) наглядность.
5. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
А) В чем смысл существования человека?
Б) Каковы пути разрешения экологического кризиса?
В) Возможны ли небелковые формы жизни?
Г) Что есть истина?
Д) Как решить продовольственную проблему человечества?
Е) В чем сущность гравитации?
Ж) Возможно ли создание искусственного интеллекта?
З) Расширяется ли Вселенная?
И) Что такое свобода?
К) В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?
6. Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным?
Философия - это«
а) система научных знаний о мире и человеке;
б) любовь к мудрости;
в) искусство познания истины;
г) рационально-теоретическая форма мировоззрения.
7. Идеализм — это:
а) Мечтательность души, не замечающей житейской реальности.
б) Учение об идеалах и их роли в жизни.
в) Философское учение о первичности сознания и вторичности материи.
г) Буржуазная и религиозная идеология.
д) Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй,
красивой.
8. Выберите правильное определение материализма:
а) принцип жизни, согласно которому материальные блага ставятся превыше всего;
б) учение, обосновывающее первичность материи по отношению к сознанию;
в) здравый взгляд на вещи, отказ от рассуждений;
г) позиция, утверждающая тождество духа и материи.
9. Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:
1. Аксиология,
а) закономерности и способы познания мира;
2. Гносеология
б) сущностные качества человека;
3. Философская антропология, в) нравственные ориентиры человеческой жизни;
4. Социальная философия
г) законы общественного развития.
10. Соотнесите название функции философии и ее содержание:
1. критическая,
а) выработка ценностно-нормативных
ориентиров личности и общества
2. методологическая,
б) выработка общего абстрактно - теоретического видения
мира
3. аксиологическая,
в) выработка общенаучных методов познания
действительности
4. мировоззренческая
г) подвергать все сомнению
11. Определите время возникновения философии:
а) середина III тысячелетия до н.э.
б) VII-VI вв. до н.э.
в) V-XV вв.
г) XVII-XVIII вв.
12. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает:
а) любовь к мудрости
б) компетентное мнение
в) рассуждение
г) любовь к истине
13. Предметом философии и объектом философского познания (осмысления) является:
а) бытие само по себе
б) человек в мире
в) природа
г) небытие
14. Философское учение о формах и законах мышления - это:
а) диалектика
б) логика
в) гносеология
г) математика
15. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
а) метафизика
б) этика
в) гносеология
г) аксиология
16. Онтология - это:
А) учение о всеобщей обусловленности явлений
Б) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
В) учение о правильных формах мышления
Г) учение о сущности и природе науки
17. Аксиология - это:
A) учение о ценностях
Б) учение о развитии
В) теория справедливости
Г) теория о превосходстве одних групп людей над другими
Философия Древнего мира
1. Основателем буддизма был
а) Лао-цзы
б) Конфуций
в) Сидхартха Гаутама
2. Какие из перечисленных понятий относятся к брахманизму?
а) нирвана;
б) дао;
в) карма;
г) "колесо жизни"
3. Какая из религий опирается на кастовый строй:
А) буддизм;
Б) брахманизм;
В) джайнизм.
4. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии,
определяющий
характер нового рождения, перевоплощения:
а) карма;
б) сансара;
в) нирвана;
г) мокша.
5. Центральное понятие буддизма и джайнизма, обозначающее высшее состояние, цель
человеческих стремлений:
а) нирвана;
б) сансара;
в) жэнь;
г) дао.
6. Какая линия поведения приводит буддиста к вечному блаженству?
А) отказ от эгоистических стремлений и погружение в свой внутренний мир;
Б) исполнение долга и повиновение земным законам;
В) познание мира и обнаружение своего места в нем;
Г) получение удовольствия от земной жизни.
7. Назовите основные школы древнекитайской философии:
а) даосизм;
б) скептицизм,
в)
джайнизм,
г) кинизм,
д) конфуцианство,
е) буддизм.
8. Что не является определением понятия «дао»?
А) первооснова сущего;
Б) всеобщий закон мироздания;
В) состояние полного спокойствия.
9. Что из нижеперечисленного не относится к конфуцианским добродетелям?
А) золотая середина;
Б) бесстрастность;
В) человеколюбие;
Г) взаимность.
10. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное
начало:
а) ян;
б) инь;
в) жэнь;
г) дао.
11. Соотнесите имена древнегреческих философов и выдвигаемые ими варианты
первоначала мироздания:
Гераклит
а) атомы
Фалес.
б) воздух
Пифагор
в) число
Анаксимен
г) вода
Анаксимандр
д) огонь
Демокрит
е) апейрон
12. Философские позиции элейской школы выражают суждения:
а) Движение невозможно
б) Рациональное познание есть истинное познание
в) Вся Вселенная есть различное сочетание атомов
г) Для движения атомов необходимо существование пустоты
д) Основой мироздания является "апейрон".
13. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
а) всеобщий закон, действия которого подчиненно все в мире;
б) всеобщая изменчивость вещей;
в) Божественное слово;
г) один из первоэлементов.
14. Кого считают основоположником идеализма?
А) Пифагора;
Б) Парменида;
В) Сократа;
Г) Платона.
15. Представители какой философской школы ввели в употребление категории бытия,
движения, познания?
А) милетской;
Б) элейской;
В) эфесской;
Г) пифагорейской.
16. Что Сократ считал причиной плохих поступков человека?
А) врожденную склонность;
Б) давление обстоятельств;
В) незнание о том, что он поступает плохо;
Г) влияние других людей.
17. Какую форму познания Платон считал совершенной?
А) чувственное восприятие;
Б) припоминание понятий с опорой на чувственные знания;
В) выводы на основе чувственного восприятия;
Г) совершенное познание невозможно и бессмысленно.
18. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил
а)
Сократ
б)
Демокрит
в)
Платон
г)
Аристотель.
19. Учение Аристотеля правильно выражают суждения:
а) Душа есть форма тела
б) Бог - конечная форма всех форм
в) Материя есть действительность
г) Вещь формой наделяет человек
д) Бога не существует, он придуман людьми
20. Укажите философские школы эпохи эллинизма:
а) стоицизм;
б) рационализм;
в) кинизм;
г) неоплатонизм;
д) пифагорейство.
21. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
а) надо во всем себе отказывать;
б) надо жить для блага других;
в) надо наслаждаться жизнью;
г) надо служить богам и делать добро.
22. Почему, по мнению стоиков, не стоит бояться будущего?
А) оно предопределено, и человек не может его изменить;
Б) предопределения нет, человек волен делать все, что хочет;
В) зная свою судьбу, человек может изменить события.
Философия Средних веков и Возрождения
1. Какие эллинистические учения стали источниками средневековой патристики?
А) скептицизм;
Б) стоицизм;
В) эпикуреизм;
Г) неоплатонизм.
2. Где изложены основные догматы христианства?
А) в Ветхом Завете Библии;
Б) в Новом Завете Библии;
В) в «Пятикнижии» Моисея.
3. Философия в средине века занимала подчиненное положение по отношению к:
а) богословию;
б) науке;
в) психологии;
г) этике.
4. Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о
главенстве ...
а) человека
б) природы
в) космоса
г) науки
д) бога
5. Оправдание Бога с точки зрения существования в мире зла и несправедливости:
а) теодиция;
б) креационизм;
в) аскетизм;
г) схоластика.
6. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное
причинение
физических неудобств и страданий:
а) аскетизм;
б) гедонизм;
в) рационализм;
г) эпикурейство.
7. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья
а)
Схоластика;
б)
Догматизм;
в)Софистика;
г)Диалектика;
д)Креационизм;
е) Скептицизм;
ж) Примат веры над знанием;
з) Созерцательность;
и) Примат знания над верой;
к) Строгая логика.
8. Основная задача средневековой философии состояла в ...
а) разработке морально-этического кодекса
б) обосновании идеи прекрасного
в) выработке методологической базы частных наук
г) построении учения о душе
д) защите веры, ответе на вопрос о существовании бога
9. Кто из перечисленных философов принадлежал к патристике?
А) Фома Аквинский;
Б) Уильям Оккам;
В) Августин Аврелий.
10.
Кто был систематизатором зрелой схоластики?
а)
Августин Блаженный;
б)
Петр Абеляр;
в)
Фома Аквинский;
г)
Уильям Оккам.
11. На идеи какого философа опирался Фома Аквинский, разрабатывая принципы
христианской философии?
а) Платон;
б) Аристотель;
в)
Р. Декарт;
г) Демокрит;
д) Парменид.
12. Схоластика - это:
а) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога;
б) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-
гносеологических проблем;
в) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе;
г) учение о происхождении Бога.
13. Номинализм в средневековой философии означал:
а) подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи;
б) подлинной реальностью обладают и общие понятия, «универсалии».
14. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждали в средневековой
философии сторонники этого направления:
а) номинализм
б) реализм
в) универсализм
г) концептуализм
д) догматизм
15.
Выделите
представителей
философии
эпохи
Возрождения:
А.Данте, Р.Декарт,
А.Блаженный, Ф.Петрарка, Э.Роттердамский, Г.Галилей,
Ф.Аквинский, Т.Мор, Ансельм Кентерберийский, М.Монтень, П.Абеляр, Дж.Пико
делла Мирандола, Т.Гоббс, Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно.
16. Термин "Возрождение" означает восстановление интереса к ...
а) язычеству
б) первобытности
в) античности
г) средневековью
д) христианству
17. Характерная черта мировоззрения эпохи Ренессанса:
а) теоцентризм
б) наукоцентризм
в) природоцентризм
г) космоцентризм
д) антропоцентризм
18. Основной объект исследования и мера вещей и отношений при антропоцентризме
а) природа
б) бог
в) общество
г) человек
д) космос
19. Пантеизм объединяет и отождествляет
а) бога и природу
б) науку и религию
в) бога и человека
г) человека и природу
д) философию и религию
Философия Нового времени
1. Какие проблемы в философии XVII в. выходят на первый план:
а)
Проблемы онтологии;
б)
Проблемы гносеологии;
в)
Проблемы антропологии.
2. Сущность деизма состоит в:
а) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку;
б) растворению Бога в природе;
в) признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом
обществе;
г) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей.
3.
Соотнесите направление в гносеологии Нового времени и
философов,
являющихся его последователями:
1. Эмпиризм а) Р.Декарт в) Г.Лейбниц д) Дж. Локк
2.Рационализм.
б) Ф.Бэкон
г) Б.Спиноза ж) Т.Гоббс.
4. Что Фр. Бекон называл «идолами»?
а)
научные идеи, не проверенные практикой;
б)
различного рода предрассудки;
в)
мистические представления о мире.
5. По мнению большинства историков философии, Фр. Бекон был родоначальником
а)
идеализма;
б)
скептицизма;
в)
эмпиризма;
г)
позитивизма.
6. Основное утверждение эмпиризма:
а) высший вид познания - интуиция;
б) все знание человека основывается на опыте;
в) мир в принципе непознаваем;
г) все подвергать сомнению.
7. «Война всех против всех» естественное состояние общества, считал:
а) Т. Гоббс;
б) Дж. Бруно;
в) Д. Дидро;
г) И. Фихте.
8.
Высказывание
«существовать значит быть воспринимаемым»
принадлежит
философскому направлению:
а) вульгарный идеализм;
б) диалектический материализм;
в) субъективный идеализм;
г) объективный идеализм.
9. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:
а) дуализм;
б) монизм;
в) скептицизм;
г) релятивизм.
10. Французский философ, создатель алгебры и аналитической геометрии:
а) Ф. Бэкон;
б) Т. Гоббс;
в) Р. Декарт;
г) Б. Паскаль.
11. Простая неделимая субстанция, согласно Г. Лейбницу:
а) монада;
б) идея;
в) апейрон;
г) материя.
12. В вопросе о субстанции Р. Декарт придерживался:
а) материалистического монизма;
б) дуализма;
в) плюрализма;
г) агностицизма.
13. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:
а) диалектика;
б) дедукция;
в) индукция;
г) эвристика.
14. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с
очевидностью» принадлежит:
а) Р. Декарту;
б) Ф. Бэкону;
в) Дж. Локку;
г) Т. Гоббсу.
15. Направление, представители которого считают, что основным
источником
наших
знаний о мире являются ощущения:
а) эмпиризм;
б) сенсуализм;
в) рационализм;
г) интуитивизм.
16. Субъективный идеализм характерен для:
а) Дж. Беркли
б) Платона
в) Дж. Локка
г) Р. Декарта
д) Г. Гегеля
17. Согласно Ф. Бэкону, любое познание должно:
а) руководствоваться метафизическими первопринципами;
б) пользоваться дедуктивными методами;
в) нисходить от абстрактного к конкретному;
г) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему.
18. Дуалистическая философия характерна для:
а) Р. Декарта;
б) Ф. Бэкона;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Дж. Беркли.
19. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»:
а) Дж. Беркли;
б) Г. Лейбниц;
в) Т. Гоббс;
г) И. Кант.
20. Выделите особенности философии эпохи Просвещения:
а) вера в человеческий разум;
б) механистическая картина мира;
в) линейное понимание прогресса;
г) диалектическое восприятие мира;
д) противопоставление «естественного» и «цивилизованного» человека;
е) пессимизм;
ж) религиозность.
21. Автором теории общественного договора является
а) Ж.Ж. Руссо;
б) Д. Дидро;
в) Вольтер.
22. Представитель французского Просвещения, который в отличие от
Т. Гоббса
утверждал, что в естественном состоянии господствовали не вражда, а
дружба и
гармония:
а) Руссо;
б) Гольбах;
в) Дидро;
г) Вольтер.
23. Теории «общественного договора» придерживался:
а) Платон;
б) Т. Гоббс;
в) Аристотель;
г) Г.В.Ф. Гегель.
Немецкая классическая философия
1. Выделите представителей немецкой классической философии:
а) Р. Декарт,
б) Демокрит,
в) И. Кант,
г) Ф. Ницше,
д) Л. Фейербах,
е) Д. Локк,
ж) Г. Гегель.
2. Кто из нижеперечисленных философов является идеалистами?
А) Л. Фейербах;
Б) И. Кант;
В) Г. Гегель;
Г) К. Маркс.
3. Выделите категории, относящиеся к философской системе Канта:
а) Вещь в себе
б) Априорные формы
в) Категорический императив
г) Субстанция и модусы.
д) Интеллектуальная интуиция
4. Какие суждения И. Кант считал истинно научными?
а) априорные синтетические;
б) априорные аналитические;
в) апостериорные синтетические.
5. Что означает понятие «вещь в себе» у И.Канта?
а) проявление внешнего мира;
б) скрытый, недоступный опыту смысл вещи;
в) закрытую для других личность;
г) существование само по себе.
6. Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
а) "Вещь в себе" непознаваема, познаваемо только "явление"
б) "Вещь в себе" и "явления" непознаваемы
в) Разум единственный источник и критерий истины
г) Явление непознаваемо, познаваема лишь "вещь в себе"
д) Критерием истины является сам человек
7. И. Кант считает, что пространство и время:
а) существуют независимо от нашего сознания;
б) являются формами бытия вещей;
в) это категории материи;
г) есть доопытные формы чувственности.
8.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время стать и
принципом всеобщего законодательства» принадлежит:
а) Г.В.Ф. Гегелю;
б) И. Канту;
в) Ф. Ницше;
г) К. Марксу.
9. Предметом теоретической философии по И. Канту должно быть исследование:
а) природы и человека;
б) «вещей в себе»;
в) законов разума и его границ;
г) бытия Бога.
10. По И. Канту, для того чтобы знание было достоверным оно должно:
а) быть согласованным с опытом;
б) противоречить законам логики;
в) опираться на очевидные принципы;
г) быть всеобщим и необходимым.
11. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории»,
«Философии права»:
а) Г.В.Ф. Гегель;
б) И. Кант;
в) Б. Спиноза;
г) Р. Декарт.
12. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа
принципиальное значение имеет:
а) природная доброта;
б) нравственный долг;
в) соблюдение общественных норм;
г) разумность и осмысленность поведения.
13. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса
развития:
а) отрицание отрицания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) единство и борьба противоположностей;
г) сохранения и превращения энергии.
14. Назовите существенные особенности диалектики Г. Гегеля:
а) отождествление бытия и мышления;
Б) идеализм;
В) восхождение от абстрактного к теоретически конкретному;
Г) стремление синтезировать все достижения истории философии
как
отдельные
фрагменты развития философии абсолютного духа;
Д) противоречие между методом и системой;
Е) все перечисленное.
15. Кто или что, по Г. Гегелю, является субъектом познания?
А) человек;
Б) человечество;
В) абсолютный дух;
Г) материя;
Д) Бог.
16. Какой из законов не является законом диалектики Г. Гегеля?
А) закон количественных и качественных изменений;
Б) закон единства и борьбы противоположностей;
В) закон исключенного третьего;
Г) закон отрицания отрицания;
17. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон перехода количественных изменений в качественные;
в) закон о взаимопереплетений причин и следствий.
18. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и
результат
процесса
развития:
а) отрицание отрицания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) единство и борьба противоположностей;
г) сохранения и превращения энергии.
19. Материализм Фейербаха является:
А) Антропологическим
Б) Диалектическим
В) Наивным
Г) Механистическим
20. Бог по Фейербаху:
А) наделен человеческой родовой сущностью
Б) антропоморфен
В) абстрактен и существует на небесах
Г) существует в душе каждого человека
21. Что нового внесли в диалектику К. Маркс и Ф. Энгельс?
А) Включили диалектику в материалистическую философию;
Б) Открыли законы диалектики;
В) Превратили диалектику в учение о пролетарской революции;
Г) Создали новую диалектику, отбросив все старое;
22. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:
а) производственный;
б) политические;
в) правовые;
г) идеологические.
23. Что, по К. Марксу, является основной причиной развития общества?
А) изменения в отношениях социальных групп;
Б) изменения в политической власти;
в) изменения в мыслях людей;
г) изменения в экономике.
24. Социально-экономический класс был выделен в качестве главного
элемента
социальной структуры общества:
а) К. Марксом;
б) Л. Фейербахом;
в) М.А. Бакуниным;
г) Н.Г. Чернышевским.
25. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу:
а) пролетариат;
б) крестьянство;
в) интеллигенция;
г) буржуазия.
26. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества
является:
а) природная среда;
б) классовая борьба;
в) воля выдающихся людей;
г) борьба за существование.
Философия в современном мире
1. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:
а) А. Шопенгауэр;
б) О. Шпенглер;
в) В. Дильтей;
г) Г. Зиммель.
2. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон - представители философского направления:
а) философия жизни;
б) прагматизм;
в) неопозитивизм;
г) неокантианство.
3. Что является основой бытия в философии А.Шопенгауэра?
а) сознание;
б) воля;
в) материя;
г) всемирный разум.
4. Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?
а) Аристотель,
б) А. Шопенгауэр,
в) Ф. Ницше,
г) К.Маркс.
5. Кому принадлежат слова: «Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»?
а) Ф. Ницше;
б) С. Кьеркегор;
в) К. Ясперс;
г) А. Шопенгауэр.
6. Философ - представитель направления «философия жизни»:
а) А. Бергсон;
б) И. Кант;
в) Г.В.Ф. Гегель;
г) Р. Декарт.
7. Какие из перечисленных философов являются экзистенциалистами?
а)
Г. Спенсер;
б)
М. Хайдеггер;
в)
К. Поппер;
г)
Т. Кун;
д)
Ж.- П. Сартр.
8.Какова философская традиция, лежащая в основе экзистенциализма:
а)
рационализм,
б)
иррационализм,
в) сенсуализм,
г) эмпиризм,
д) агностицизм.
9. Назовите главную проблему философии экзистенциализма:
а) проблема существования;
б) проблема познания;
в) проблема морали;
г) проблема коллективного бессознательного.
10. Термин «экзистенция» в переводе с латинского на русский язык означает:
а) любовь;
б) познание;
в) существование;
г) развитие.
11. Утверждение, что человек обречен быть свободным и нести за
свои поступки
абсолютную ответственность, соответствует:
а) христианскому взгляду на человека;
б) прагматистскому взгляду на человека;
в) неокантианскому взгляду на человека;
г) экзистенциалистскому взгляду человека.
12. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о
пограничной ситуации, разрабатывались в философии:
а) неопозитивизма;
б) структурализма;
в) экзистенциализма;
г) психоанализа.
13. Свобода для человека согласно представлениям Ж.П. Сартра - это:
A) завоевание цивилизации;
Б) великое счастье;
B) неизбежное тяжкое бремя;
Г) недостижимая мечта
14. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность
философии, наличие у нее собственного, особого предмета:
а) философия жизни;
б) неотомизм;
в) прагматизм;
г) позитивизм.
15. Направление современной философии, являющееся материалистическим:
а) неотомизм;
б) марксизм;
в) экзистенциализм;
г) феноменология.
16. Иррационалистическое направление в современной философии представлено:
а) экзистенциализмом;
б) неопозитивизмом;
в) структурализмом;
г) прагматизмом.
17. Основное понятие в философии Ф. Ницше:
а) воля к власти;
б) воля к жизни;
в) мировой дух;
г) жизненный порыв.
18. Расположите этапы развития позитивизма в их временной последовательности:
а) неопозитивизм;
б) эмпириокритицизм;
в) позитивизм;
г) постпозитивизм.
19.
Назовите философскую традицию, в которой берёт начало
идея
активности субъекта мышления в познании:
а)
немецкая классическая философия;
б)
философия марксизма;
в)
метафизический материализм XVII-XVIII вв.
20. Кто считал бессознательное главным элементом человеческой психики?
А) З. Фрейд;
Б) М. Хайдеггер;
В) К.-Г. Юнг;
Г) К. Леви-Стросс.
21. Разработанный З. Фрейдом метод называется:
а) психоанализ;
б) синтез;
в) гипноз;
г) анализ.
22.
Направление в философии, в котором человек рассматривается как
самодетерминирущееся, самосозидающее существо:
а) фрейдизм;
б) экзистенциализм;
в) феноменология;
г) прагматизм.
Русская философия
1. Какое событие послужило основной предпосылкой возникновения русской философии?
А) принятие христианства;
Б) образование древнерусского государства;
В) объединение русских земель вокруг Москвы;
Г) расширение контактов с Западной Европой.
2. Кому принадлежит теория «Москва - третий Рим»?
A) старец Филофей
Б) Нил Сорский
В) Иосиф Волоцкий
3. В каком веке начинается активное проникновение западноевропейских философских
теорий в Россию?
А) XVI
Б) XVII
В) XVIII
Г) XIX
4. Выделите особенности русской философии:
а) выражение философских мыслей в нефилософской форме;
б) внимание к научному познанию;
в) стремление к всестороннему охвату действительности;
г) религиозность в отрыве от официальной церкви;
д) поиски смысла истории и места в ней человека.
5. В «Философических письмах» П.Я. Чаадаев изложил:
а) свои взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России;
б) свое понимание философской системы Г.В.Ф. Гегеля;
в) свои мысли об активной роли философии в общественной жизни.
6. Назовите славянофилов из нижеперечисленных философов:
а) А.С. Хомяков;
б) П.Я. Чаадаев;
в) А.И. Герцен;
г) И.В. Киреевский.
7. Основной вопрос, по которому славянофилы дискутировали с западниками:
а) устройство мира;
б) способы познания действительности;
в) судьба России;
г) сущность и функции государственной власти.
8. Основной идеей западничества является:
а) Сила власти - царю, сила мнения - народу;
б) Россия должна развиваться по европейскому пути;
в) Прогресс общества связан с развитием монархической власти;
г) Православие, самодержавие, народность.
9. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает:
A) приоритет коллективного над индивидуальным
Б) свободное единение людей во Христе
В) спасение всех верующих
Г) общинное устройство общества
10. Органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость
составляющих
его
элементов при сохранении их индивидуальности называется:
A) соборность
Б) софийность
В) всеединство
Г) теократия
11. Представителями русской религиозной философии были:
A) Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский
Б) М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин
В) Н.П. Огарев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
Г) С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк.
12. Главной темой идейных исканий Федора Михайловича Достоевского стала тема:
а) взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира;
б) многообразия типов культур;
в) этики разумного эгоизма;
г) сущности социализма.
13. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
а) Н.А. Бердяев;
б) Н.О. Лосский;
в) В.С. Соловьев;
г) Ф.М. Достоевский
14. В чем заключается идея всеединства?
А) единение царя и подданных с целью классового мира;
Б) единение человечества на основе совершенного знания;
В) Единение человека с Богом;
Г) единение человека с природой.
15. Роль философии, по мнению В.С.Соловьева:
а) раскрыть смысл бытия
б) достичь гармонии с природой и обществом
в) развивать язык и методологию науки
г) обобщать все достижения естественных наук и знания о мире
16. Русский философ, в книге
«Самопознание» писавший:
«Своеобразие
моего
философского типа прежде всего в том, что я положил в основание своей философии не
бытие, а свободу»:
а) Н.А. Бердяев;
б) В.С. Соловьев;
в) А.И. Герцен;
г) Л. Шестов.
17. К какому направлению относится философия Н.А. Бердяева?
А) атеистический экзистенциализм;
Б) религиозный экзистенциализм;
В) антропологический материализм;
Г) русский космизм.
18. Н.А.Бердяев понимал философию как:
а) свободное творчество свободного, раскрепощенного духа
б) искусство строить взаимоотношения в обществе
в) форму мышления
г) инструмент самовыражения
19. Главная идея философии Н.А.Бердяева:
а) идея свободы духа и сознания человека
б) познания космоса
в) осмысления исторического развития
г) рассмотрение проблемы генезиса философии
20. Проповедовал идею безгосударственного социализма, названного им анархизмом:
а) М.А. Бакунин;
б) П.Я. Чаадаев;
в) С.Н. Булгаков;
г) Н.Г. Чернышевский.
Философское учение о бытии
1. Какое определение понятия «бытие» является наиболее правильным?
А) вселенная;
Б) материя;
В) вся совокупная объективная и субъективная действительность;
Г) окружающая нас действительность.
2. Кто ввел в философию понятие «бытие»?
А) Гераклит;
Б) Гегель;
В) Парменид;
Г) Гольбах.
3.Каковы основные формы бытия:
а) бытие вещей
б) бытие процессов,
в) бытие природы,
г) бытие сознания,
д) бытие космических объектов,
е) бытие человека,
ж) бытие общества,
з) бытие живых существ.
4. К идеальным явлениям относится:
а) свет;
б) всемирное тяготение;
в) совесть;
г) время.
5. Что из нижеперечисленного не является проявлением объективного бытия?
А) бытие природы;
Б) Бытие человека;
В) бытие духовного;
Г) социальное бытие.
6. Утверждение, характерное для идеалистического монизма:
а) в мире наличествует множество духовно-идеальных субстанций;
б) сознание первично, материя производна от сознания, от духа;
в) сознание - продукт деятельности высокоорганизованной материи.
7. «Философская категория, для обозначения объективной реальности, данной человеку в
ощущениях» есть:
а) материя;
б) явление;
в) мера;
г) качество.
8. Способ существование материи:
а) движение;
б) поток сознания;
в) небытие;
г) неподвижность.
9. МАТЕРИЯ - это:
А) Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной;
Б) То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию;
В) То, из чего все возникает и во что возвращается;
Г) Объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в
ощущениях;
Д) Первовещество; то, что есть во всем.
10. Выделите свойства материи:
А) непрерывность;
Б) самоорганизация;
В) объективность;
Г) хаотичность,
д) сохраняемость,
е) структурность.
11.Движение это:
а) перемещение тел в пространстве,
б) любое изменение,
в) поток сознания,
г) любая совокупность ощущений человека.
12. Выделите основные формы движения материи:
а) Механическая
б) Физическая
в) Химическая.
г) Геологическая
д) Археологическая.
е) биолгическая
ж) Кибернетическая.
з) Социальная
13. Высшая форма движения материи - это:
а) механическое движение;
б) биологическое движение;
в) социальное движение;
г) физическое движение.
14.Выделите изменения, которые составляют суть процесса развития:
а) обратимые,
б) качественные,
в) направленные,
г) закономерные,
д) количественные.
15. ВРЕМЯ - это:
а) Форма бытия материи, выражающая последовательность развития и
длительность
существования ее параметров.
Б) Форма чувственного созерцания, упорядочивающая комплексы ощущений.
В) Вектор мирового движения.
Г) Неотвратимость будущего.
16. Что не является свойством времени?
А) однородность;
Б) одномерность;
В) необратимость;
Г) изотропность.
17. ПРОСТРАНСТВО - это:
а) Характеристика элементов мироздания со стороны структурности, протяженности,
сосуществования и взаимодействия.
Б) Пустое вместилище, где находится вещество Вселенной.
В) Априорные схемы чувственного познания.
Г) Мыслительный конструкт для удобства пользования познавательным материалом.
Д) Масса вещества.
Е) Вещество, поле, плазма, вакуум.
Ж) То, что независимо от сознания человека.
18. Последовательность состояний отражает такая категория, как:
а) время;
б) пространство;
в) материя;
г) необходимость.
19. Сущность реляционной концепции пространства и времени состоит в том, что:
а) время вечно, пространство бесконечно;
б) пространство и время зависят от материальных процессов;
в) пространство и время иллюзорны.
20. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества, сознания:
а) противоречие;
б) материя;
в) мера;
г) огонь.
21. Существенная, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями называется:
а) тенденцией;
б) законом;
в) измерением;
г) аналогией.
22. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны между собой
причинными связями и обуславливают друг друга:
а) принцип развития;
б) принцип детерминизма;
в) принцип единства явления и сущности.
23. Диалектика отличается от метафизики:
а) пониманием природы материализма;
б) пониманием природы идеализма;
в) пониманием развития;
г) пониманием человеческой природы.
24. Теория самоорганизации сложных систем:
а) синергетика;
б) бифуркация;
в) монадология;
г) материализм.
25. Философское учение о развитии бытия и познания,
основанное
на
разрешении
противоречий:
а) диалектика;
б) метафизика;
в) софистика;
г) антропология.
26. Диалектика - это:
а) учение о структуре мироздания;
б) теория, описывающая движение материальных тел;
в) учение о развитии и всеобщих взаимосвязях;
г) наука о многообразии мира.
Человек
1. Что означает понятие «антропогенез»?
а) возникновение человека;
б) совокупность генетических признаков человека;
в) соответствует термину «человеческий ген»;
г) общечеловеческая история;
д) раздел науки о человеке.
2. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность?
Человек - это«
а) индивид с присущей ему генетической программой;
б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;
в) социальное существо;
г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.
3. Процесс антропосоциогенеза длится примерно:
А) 200 тыс. лет
Б) 3,5-5,5 млн. лет
В) 4,5 млрд. лет
Г) 1,5 млн. лет
Д) 40 тыс. лет
4. Идея антропосоциогенеза принадлежит:
А) И. Канту
Б) И.И. Мечникову
В) О. Конту
Г) Ч. Дарвину
Д) К. Марксу.
5. Наиболее точно характеризует природу человека высказывание:
А) Природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого
Б) Природа человека определена взаимодействием биологических и социальных начал
В) Человек противостоит природе и является существом исключительно социальным
Г) Природа человека неподвластна нашему пониманию.
6. Какой признак человека отличает его от животных?
А) чувство юмора;
Б) чувство красоты;
В) разумность;
Г) производительная деятельность;
Д) нравственность;
Е) любовь и творчество;
Ж) все перечисленное.
7. Какие способности передаются человеку по наследству?
А) особенности внешности;
Б) членораздельная речь;
В) способность к логическому мышлению.
8. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других:
а) индивидуальность;
б) индивид:
в) человек;
г) личность.
9. Процесс усвоения и активного воспроизводства норм и ценностей
регулирующих
жизнедеятельность общества:
а) социализация;
б) идентификация;
в) актуализация;
г) спецификация.
10. Личность - это:
а) индивид как представитель человеческого рода;
б) человек, оказывающий активное воздействие на исторические
общественные
отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями;
в) продукт общественных отношений;
г) совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок.
11. Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?
а) это тождественные понятия;
б) человек - это антропологическое понятие, личность - социальное;
в) человек есть составляющее биосферы, личность - составляющее общества;
г) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
12. Соотнесите проявления человека с основным критерием, отграничивающим
одно
проявление от другого:
1) Индивид;
а) социально значимые качества;
2) личность;
б) отличительные черты характера;
3) индивидуальность.
В) особенности внешности.
13.Что такое свобода?
А) свобода - это полная независимость от обстоятельств;
Б) свобода - это возможность выбора;
В) свобода - это способность самоограничения на основе внутренней самодисциплины;
Г) свобода - это быть в зависимости только от самого себя;
Д) свобода - это познанная и учитываемая в деятельности необходимость;
Е) свобода - это нежелание знать необходимость.
14. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители;
а) фатализма;
б) волюнтаризма;
в) иррационализма;
г) рационализма.
15. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:
А) особи
Б) индивиду
В) личности
Г) индивидуальности
Д) гражданину
16. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:
А) неразрывно связана с окружающей средой
Б) основана на осознанном выборе
В) является жестко запрограммированной
Г) связана с проявлением эмоций
Д) целенаправленна
17. Вставьте пропущенное слово в следующее высказывание:
«Диалектика понятий
«индивид»-«индивидуальность»-««..» отражает динамику развертывания биологического
и социального в человеке как в филогенезе (история становления человека), так и
онтогенезе (в процессе социализации индивида):
А) человек
Б) особь
В) личность
Г) гражданин
Д) патриот
18. Личность - это:
А) любой индивид
Б) относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и
социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях
его сознания и деятельности
В) представитель индивидуального типа общественного сознания
Г) абстракт, присущий отдельному индивиду
Д) выдающийся представитель какой-либо отрасли человеческой деятельности,
обладающий авторитетом при жизни и славой в веках
19. Процесс формирования личности есть процесс ее:
А) индивидуализации
Б) социализации
В) обособленности
Г) интериоризации
20. Самосознание, свобода выбора, ответственность - это характеристики:
А) человека
Б) индивида
В) личности
Г) индивидуальности
Д) особи
21. Категория свободы диалектически связана и имеет своей непосредственной
предпосылкой категорию:
А) знания
Б) необходимости
В) ответственности
Г) произвола
Д) волю
22. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
А) выбора
Б) вины
В) непреодолимой силы
Г) необходимости
Д) свободы действий
Сознание
1. Расположите уровни отражения в порядке возрастания их сложности:
а) сознание;
б) раздражимость;
в) психическое отражение.
2. Как материалисты объясняют сущность сознания?
А) Субъективный образ объективного мира.
Б) Способ отражения материи, порожденной самой материей.
В) Свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга.
Г) Всеобщее свойство материи, до определенного времени существующее в материи в
виде возможности.
3. Человеческое сознание формируется:
а) в утробе матери,
б) только в социуме
в) в подсознании
г) в самоизоляции
д) во время медитации
4. Сознание - это «
а) свойство мозга формировать понятия;
б) свойство мозга отражать объективную действительность;
в) свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или
логических образах.
5. Человеческому сознанию присуща:
А) пассивное отражение действительности
Б) активная творческая деятельность
В) непосредственное воздействие на действительность
Г) порождение объективной реальности
6. Человеческое сознание является:
а) пассивным
б) индифферентным
в) творческим
г) активным
д) механическим
е) практически-преобразующим
7. Одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального
воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого
воспроизведения на разных его уровнях:
а) совесть;
б) сознание;
в) материя;
г) Бог.
8. Чем отличается мышление человека от «мышления» животных?
А) Словесно-речевой, знаковой формой;
Б) Предметным содержанием;
В) Идеальной образностью;
Г) Сочетанием с бессознательным и подсознательным;
Д) Многообразием и сложностью;
Е) Наличием рефлексии (самосознания);
Ж) Все вышеперечисленное.
9. С каким определением понятия «язык» вы согласны?
Язык - это«
А) средство общения;
Б) средство выражения мыслей;
В) орган речи;
Г) знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации.
10. Что появилось у человека раньше мышление или язык?
А) мышление
Б) язык
В) одновременно
Г) язык и мышление совершенно не связаны между собой
11. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего, действующего существа
есть:
А) мироотношение
Б) самосознание
В) миропонимание
Г) суждение
12. Какое определение понятия "бессознательное" вы считаете правильным?
Бессознательное - это...
все, что не осознается человеком;
Б) интуитивные действия;
рефлекторные действия,
Г) явления и процессы, влияющие на поведение человека, но не осознаваемые им.
13. Какие из перечисленных процессов являются бессознательными:
а) cновидение
б) понятие
в) суждение
г) интуиция
д) умозаключение
е) озарение
14. Уровнями общественного сознания являются:
А) обыденное сознание
Б) индивидуальное сознание
В) общественная психология
Г) теоретический уровень
15. Общественное сознание - это:
а) сумма множества индивидуальных сознаний;
б) отражение общественного бытия;
в) теория, выдвинутая идеологами для оправдания политики своего класса;
г) совокупность привычек, обычаев, традиций.
Познание
1. Чем отличается отражение мира у человека и животных?
а) человек получает более обширную информацию с помощью органов чувств;
б) в отличие от животных, человек способен к рациональному познанию;
в) между отражением мира у человека и животных нет разницы.
2. Выделите формы чувственного познания:
а) понятие,
б) представление;
в) ощущение;
г) восприятие.
3. Выделите формы рационального познания:
а) представление
б) понятие;
в) суждение;
г) ощущение.
4. Формой рационального познания является:
а) ощущение;
б) представление;
в) суждение;
г) восприятие.
5. Высказывание, в котором что-либо отрицается или утверждается называется:
а) умозаключением;
б) суждением;
в) понятием;
г) опровержением.
6. Как называется воспроизведение по памяти ранее полученных ощущений
и
восприятий?
А) представление;
Б) мышление;
В) понятие;
Г) умозаключение.
7. Процесс рассуждения, в ходе которого из нескольких посылок выводится суждение,
содержащее новые знания о предмете - это«
А) представление;
Б) мышление;
В) понятие;
Г) умозаключение.
8. «Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные
и необходимые свойства», данное определение относится к:
а) умозаключению;
б) суждению;
в) понятию;
г) силлогизму.
9. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и
его
признаком, отношения между предметами, а также факт существования предмета:
а) суждение;
б) понятие;
в) восприятие;
г) ощущение.
10. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения
без
обращения к логическим аргументам называется:
а) интеллектом;
б) интуицией;
в) созерцанием;
г) наблюдением.
11. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании,
выдвигая на первый план волю, созерцание, чувства, интуицию:
а) иррационализм;
б) рационализм;
в) эмпиризм;
г) скептицизм.
12. Что такое относительная истина?
А) неполное знание о предмете, которое со временем дополняется и уточняется;
Б) относительно точное знание о предмете;
В) истина, которая может быть пересмотрена исследователем;
Г) знание, не проверенное опытом;
Д) знание, отражающее малую часть свойств предмета.
13. Соотнесите направления в гносеологии и их отношение к возможности познания
истины:
1) агностицизм;
а) сомнение в познаваемости мира;
2) гносеологический оптимизм; б) уверенность в непознаваемости мира;
3) скептицизм.
в) уверенность в возможности
постижения истины.
14. В соответствии с прагматической концепцией истины, истина - это:
а) результат соглашения между учеными;
б) свойство знания соответствовать действительности;
в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующему знанию;
г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.
Философия науки
1. Какие формы знаний относятся к донаучным?
А) искусство;
Б) философия;
В) религия;
Г) магия.
2. Выделите наиболее верные определения науки:
а) Наука - это система знаний, накопленных человечеством;
б) Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная
на познание и преобразование объективной реальности;
в) Наука - это форма производства духовных знаний;
г) Наука
- это совокупность организаций и учреждений, в которых осуществляется
познание действительности и практическое воплощение полученных знаний;
д) Наука - это форма общественного сознания;
е) Наука - одна из производственных сил общества;
ж) Каждое суждение верно, но они выражают разные аспекты науки.
3. Выделите основные функции науки в современном обществе:
а) функция быть особой социальной силой в обществе;
б) социально - критическая функция;
в) культурно - мировоззренческая функция;
г) логическая функция;
д) функция быть производительной силой.
4. Выделите уровни научного познания:
а) естественнонаучный и гуманитарный;
б) чувственный и рациональный;
в) эмпирический и теоретический.
5. Форма эмпирического познания:
а) суждение;
б) гипотеза;
в) факт;
г) проблема.
6. Укажите эмпирические методы научного познания:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) абстрагирование;
г) математизация;
д) мысленный эксперимент;
е) идеализация.
7. Укажите теоретические методы научного познания:
а) синтез;
б) измерение;
в) наблюдение;
г) абстрагирование;
д) формализация;
е) метод математической гипотезы.
8. Логический вывод частных следствий из общих суждений называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) формализацией;
г) анализом.
9. Процесс мысленного расчленения целого на части называется:
а) дедукцией;
б) индукцией;
в) анализом;
г) синтезом.
10. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно
созданных условиях», относится к:
а) наблюдению;
б) эксперименту;
в) наблюдению;
г) идеализации.
11. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
а) синтез;
б) абстрагирование;
в) аналогия;
г) индукция.
12. Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории?
А) Непротиворечивость;
Б) Системность;
В) Проверяемость;
Г) Принципиальная опровержимость;
Д) Воспроизводимость;
Е) Объективность;
Ж) Точность.
13. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных
явлений
под
общий закон характерно для:
а) фальсификации;
б) объяснения;
в) верификации;
г) описания.
14. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике,
то говорят о:
а) верификации знания;
б) фальсификации знания;
в) апробации знания;
г) конгруэнтности теории и опыта.
15.Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании:
а) умозаключение;
б) гипотеза;
в) верификация;
г) интерпретация.
16. Невозможно фальсифицировать:
а) существование черных гусей;
б) существование жизни на Марсе;
в) существование Бога;
г) существование Атлантиды.
17. Эвристичность относится к:
а) логическому критерию научности;
б) эмпирическому критерию научности;
в) внелогическому критерию научности;
г) вероятностному критерию научности.
18. Высшая форма организации научного знания, дающая
целостное представление
о
закономерностях и существенных связях определенной
области действительности,
называется:
а) апорией;
б) эмпирическим базисом;
в) парадигмой;
г) теорией.
Общество как предмет философии
1. Понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Из приведенных толкований
выберите философское:
а) группа людей одной профессии, которые создают организацию, основанную на общих
для них интересах,
б) формально неорганизованная группа людей, но имеющая общие интересы и ценности
(имеющая общий стиль жизни),
в) географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее
определенное «национальное лицо»,
г) совокупность людей и их взаимоотношений.
2. Совокупность людей, проживающих на общей территории - это«
а) народонаселение;
б) государство;
в) общество;
г) нация;
д) общность.
3. Сфера жизни общества, включающая в себя отношения людей по поводу власти:
А) экономическая
Б) политическая
В) социальная
Г) духовная
Д) правоохранительная
4. Равенство в социальной сфере проявляется в:
А) равенстве природных задатков и склонностей людей
Б) равенстве всех перед законом и порядком
В) уравнительном распределении материальных благ
Г) отсутствии привилегий для отдельных групп
Д) равноправии всех как собственников
5. Раздел философии, изучающий общество:
А) социальная философия
Б) философская антропология
В) этика
Г) аксиология
6. Какой из данных признаков не характеризует общество:
А) системность
Б) саморегуляция
В) самоликвидация
Г) самообновление
Д) универсальность
7. Соотнесите данные элементы общества и сферы, к которым они принадлежат:
А) техника
а) духовная
Б) государство
б) политическая
В) философия
в) материально-производственная
Г) студенческая группа
г) социальная
8. Согласие с каким утверждением означает географический детерминизм?
А) Законы развития общества отличны от законов природы.
Б) Географическая среда определяет политический строй, экономику, культуру и мораль
живущего в ней народа.
В) Географическая среда может ускорить или замедлить ход исторического развития.
Г) Природная среда - необходимое условие существования людей.
9. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в
том, что:
а) определяющим фактором развития общества является материальное производство;
б) общественная жизнь существенно зависит от природных факторов;
в) движущей силой развития общества являются идеи великих людей;
г) развитие общества подчинено объективным законам, независящим от сознания и воли
людей.
10. Кто открыл закон определяющей роли материального производства в жизни общества:
а) Аристотель;
б) Г. Гегель;
в) О. Конт;
г) К. Маркс.
11.
Какой критерий является основанием для формационного подхода к
общественному развитию?
А) рыночные отношения;
Б) тип культуры;
В)
уровень
развития
производительных
сил;
Г)
способ
производства
материальных
благ;
Д) уровень развития науки и техники.
12. Что из перечисленных элементов не относится к производительным силам общества:
А) рабочая сила
Б) разделение труда
В) средства труда
Г) предметы труда?
13. Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения:
а) отношения собственности;
б) правовые отношения;
в) отношения обмена;
г) отношения потребления.
14. Выделите современное понимание цивилизации:
а) это синоним культуры;
б) уровень развития общества и культуры
в) ступень развития общества, следующая за варварством;
г) культурно-историческое сообщество, отличающееся общностью духовных, сходством
социально-экономического и политического развития и образа жизни людей.
15. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества
является:
а) природная среда;
б) классовая борьба;
в) воля выдающихся людей;
г) борьба за существование.
16. Признание разнонаправленности исторического развития и многообразие локальных
исторических общностей людей, принадлежит:
а) цивилизационному подходу;
б) формационному подходу;
в) позитивистскому подходу;
г) марксистскому подходу.
17. Формационный подход к развитию общества обосновывал:
А) К. Маркс
Б) Тойнби
В) О. Шпенглер
Г) Н.Я. Данилевский
18. В марксизме главным в развитии общества считается:
а) народонаселение;
б) географическая среда;
в) воля личности;
г) способ производства материальных благ.
19. Понятие общественно-экономической формации принадлежит:
а) позитивизму;
б) марксизму;
в) фрейдизму;
г) экзистенциализму.
20. Общественно-экономическая формация это:
а) общество с присущей ему формой правления;
б) общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся
над
ним
политико-юридической надстройкой;
в) локальная замкнутая цивилизация;
г) совокупность взаимоотношений людей в замкнутом пространстве.
21. Социально-экономический класс был выделен в качестве главного
элемента
социальной структуры общества:
а) К. Марксом;
б) Л. Фейербахом;
в) М.А. Бакуниным;
г) Н.Г. Чернышевским.
22. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу:
а) пролетариат;
б) крестьянство;
в) интеллигенция;
г) буржуазия.
23. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:
а) производственный;
б) политические;
в) правовые;
г) идеологические.
24. Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:
А) исторический процесс совершается закономерно
Б) общественная жизнь не имеет объективных законов
В) ход истории заранее предопределен и неизбежен
Г) научное предвидение исторических событий возможно
25. Какие из факторов развития общества являются объективными:
а) природные условия;
б) деятельность правящей партии;
в) производительные силы;
г) социальная структура;
д) тип государственной власти;
е) личностные качества правителя;
ж) менталитет нации.
26. Суждение, раскрывающее содержание понятия «историческая личность»:
А) личность, деятельность которой способствует прогрессивному развитию общества
Б) личность, которая оказала влияние на общественное развитие благодаря своим
индивидуальным качествам
В) личность, ставящая целью служение Богу
Г) личность, оставившая свой след в истории
Д) личность, обладающая талантом управлять массой и общественным мнением
27. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества
или познания:
а) революция;
б) реформа;
в) движение;
г) эволюция.
28. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному:
а) регресс;
б) прогресс;
в) революция;
г) стагнация.
29. Укажите определяющий критерий прогресса в современном обществе:
а) уровень развития производительных сил;
б) степень развития свободы и демократии;
в) уровень развития духовной культуры;
г) эффективность решения глобальных проблем.
30. Выберите наиболее правильное и конкретное определение гражданского общества.
Гражданское общество - это:
А) буржуазное общество
Б) совокупность человеческих индивидов вообще
В) совокупность человеческих индивидов, удовлетворяющих взаимосогласованной
системе ценностей
Г) качественно более высокая система, нежели вообще совокупность человеческих
индивидов
Д) способ взаимного приспособления индивидов
31. Отличие гражданского общества от государства заключается в том, что гражданское
общество:
А) является частным случаем государства на этапе его отмирания и замены общественным
самоуправлением
Б) воплощение буржуазных идеалов личностных свобод человека в обществе,
контролируемых доверенными лицами общества
В) представляет собой конгломерат индивидуумов, удовлетворяющих взаимно
согласованной системе цензов и образующих орган социальной самозащиты - государства
Г) это - форма, а государство - содержание
32.
Какое утверждение является правильным?
А) правовое государство может существовать только в условиях гражданского общества;
Б) правовое государство исключает гражданское общество;
В) правовое государство тождественно гражданскому обществу.
106. Растущая взаимозависимость различных регионов мира:
а) глобализация;
б) технологизация;
в) институциализация;
г) виртуализация.
33. Глобальные проблемы - это:
а) проблемы, от которых зависит выживаемость всего человечества;
б) проблемы, решение которых еще не найдено наукой;
в) современные проблемы;
г) экологические проблемы.
34. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и
духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к
другому»:
а) техника;
б) цивилизация;
в) практика;
г) культура.
35. Проблемы войны и мира, экологическая, демографическая носят в современном мире
название « проблем:
а) глобальных;
б) локальных;
в) национальных;
г) народных.
Задания для проверки умений и навыков
1. Составить развернутый план доклада по заданной теме. План должен содержать не
менее трех пунктов, из них два должны быть детализированы в подпунктах.
2. Дать сравнительную характеристику философских идей, направлений.
3. Показать диалектическую связь различных аспектов явления.
4. Определить философскую концепцию на основании перечисленных понятий.
5. Прочитать текст и ответить на вопросы к нему.
6. Обосновать свою позицию по заданной философской проблеме.
7. Привести примеры, иллюстрирующие заданную философскую мысль.
Современные философские теории. Тестовые задания:
1. Философское учение, в котором интуиция, вера, инстинкт, воля
представлены как основные виды познания, называется: а) позитивизм, б)
экзистенциализм, в) иррационализм; г) сциентизм.
2. Создатель фундаментального диалектико-материалистического учения о
природе, обществе и человеке: а) Ф. Ницше, б) А.Шопенгауэр, в) К. Маркс; г)
А. Камю.
3. Кто из философов выдвинул идею «сверхчеловекаª: а) А. Шопенгауэр, б)
Ф. Ницше,в) К. Маркс; г) Б. Рассел.
4. Философское учение, в котором смыслом человеческого существования
считается свобода самовыражения, называется: а) позитивизм, б)
экзистенциализм, в) иррационализм; г) сциентизм.
5.
Позитивный метод в философии означает: а) положительный, б)
бессознательный; в) подобный методам наук о природе; г) интуитивный.
6. А. Шопенгауэр был автором учения: а) о «сверхчеловекеª, б) о свободе
личности, в) о мировой воле; г) о природе.
7. Современные философы - авторы идеи влияния на развитие мира науки и
техники: а) гностики и агностики, б) объективисты и субъективисты, в)
сциентисты и антисциентисты, г) монисты и дуалисты.
1.
Природа, подобно человеку, одушевлена, считают сторонники͙
деизма
антропоморфизма
гилозоизма
материализма
2.
современный этап развития земной цивилизации характеризует͙
неравномерность и нелинейность социальных изменений
гармония в развитии отношений природы и общества
баланс интересов развитых и развивающихся стран
отсутствие угрозы термоядерной войны
3.
философская антропология, это философское учение о͙
человеке
обществе
природе
цивилизации
4.
Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление͙
есть главный источник знания
не связанно с эмпирическим познанием
не может выходить за пределы опыта
способно выходить за пределы опыта
5.
Естественное состояние, по Т. Гоббсу, это͙
примирение с действительностью
война всех против всех
равновесие любви и ненависти
любовь к ближнему
6.
Греческие слова phileo, любовь и sophia, мудрость, дали начало
термину͙
софистика
гемофилия
философия
эклектика
7.
культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей
поведения и ценностных предпочтений, называется͙
массовой
информационной
маргинальной
элитарной
8. первые представления о философии на Руси сложились после͙
составления Русской Правды
принятия христианства
возвышения Московского государства
монголо-татарского ига
9. Объединение индивидов по несущественным признакам,
характеризующееся размытостью границ и неопределенностью
состава, называется͙
нацией
массой
народом
этносом
10.Представителями рационализма в философии 17 века были͙
Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
Р. Декарт, Б Спиноза, Г. Лейбниц
Н. Коперник, Б. Телезио, Дж. Бруно
11.Согласно современным научным представлениям, прародиной
человека является͙
Австралия
Америка
Азия
Африка
12.Воля отождествляется с неисповедимыми силами космической
первоосновы мира в философии͙
Г. Фихте
Ф. Гегеля
Ф. Шеллинга
А. Шопенгауэра
13.Учение о сложноорганизованных системах, по-новому
рассматривающее процессы развития, называется͙
кибернетикой
синергетикой
диалектикой
информатикой
14.Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть͙
внешние признаки предмета
то, что можно измерить
система необходимых свойств предмета
то, что никогда не изменяется в предмете
15.Понимание движения как механического, пространственного
перемещения объекта без его качественного преобразования было
характерно для философии и естествознания͙
17-18 вв.
10-14 вв.
14-16 вв.
19-20 вв.
16.Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в͙
диалоге Государство
утопии Город Солнца
трактате Государь
трактате Левиафан
17.Понятие __________ обозначает источник единства и многообразия
бытия, основу мироздания.
субстрат
акциденция
абстракция
субстанция
18.сторонники аскетизма проповедуют͙
наслаждение жизнью
извлечение пользы из всего
альтруизм во имя служения идеалам
отречение от мирских соблазнов
19.Под эсхатологией понимается͙
учение о сознании
философское учение о первоначалах мира
христианское учение о конце истории
учение о будущем социальном порядке
20.Источник целеполагающей активности, носитель предметно-
практической деятельности, оценки и познания есть͙
труд
ноумен
субъект познания
Бог
21.Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога,
утверждает͙
нигилизм
волюнтаризм
провиденциализм
фатализм
22.Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу
существующего, называется͙
скептицизмом
релятивизмом
дуализмом
монизмом
23.Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской
философии именовался͙
ци
инь
ян
дао
24.Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный
смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою
______ функцию.
критическую
гуманистическую
теоретическую
методологическую
25.________ считал, что техника убийственно действует на душу͙
У. Ростоу
Д. Белл
Н. Бердяев
Э Торффлер
26.У сторонников ___________ истинной считается все, что полезно.
позитивизма
прагматизма
экзистенциализма
марксизма
Тестовые задания:
1. Диалектика - это: а) учение о развитии; б) учение о мышлении; в) учение о
науке;г) учение о человеке.
2. Какой закон не является законом диалектики: а) переход количественных
изменений в качественные; б) единства и борьбы противоположностей; в)
отрицания отрицания; г) движения от низшего к высшему.
3. Какая из категорий является парной и противоположной категории
«общееª:а) действительность; б) случайность; в) возможность; г) единичное.
4. Является одной из ступеней рационального познания, в отличие от
чувственного: а) восприятие; б) представление; в) ощущение; г) суждение.
5. Знание - это: а) копирование; б) простое отражение; в) биологическое
отражение; г) информация.
6. Постоянные спутники истинного знания:
а) соревнования; б) заблуждения; в) похвала; г) успех.
7. По мнению автора теории логики и диалектики, в основе мира лежит: а)
логика, б) интуиция; в) чувство; г) фантазия.
8. Гносеология - это раздел философии, изучающий:
а) ценности; б) познание; в) бытие; г) логику.
9. Слово «интуицияª в переводе с латинского языка означает: а) мысль
важнее чувства; б) слепо верю; в) знаю суть; г) не знаю ничего.
10. Рассматривает предметы и явления во взаимосвязи и развитии
внутренних противоречий: а) диалектика; б) метафизика; в) скептицизм; г)
агностицизм.
11. Рационалисты считали главной ступенью познания: а) мышление; б)
чувства; в) ощущения; г) восприятие.
12. «Мир не познаваемª - это суждение: а) скептицизма; б) агностицизма; в)
оптимизма; г) материализма.
13.
«Сомнительно, чтобы мир был познаваемª
- это суждение: а)
скептицизма; б) агностицизма; в) идеализма; г) марксизма.
14.
«Познание - это простое отражениеª
- считают: а) метафизики; б)
диалектики, в) идеалисты; г) материалисты.
15. Как называется интервал количественных изменений, при котором
происходят качественные изменения: а) время, б) мера, в) истина, г) случай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////