Клиническая психология. Тестовые вопросы с ответами - 2020 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клиническая психология. Тестовые вопросы с ответами - 2020 год

 

 

 

1. «Склонность к бесплодному мудрствованию», тенденция к непродуктивным многоречивым

рассуждениям — это:

• резонерство

2. Абстиненция — ...

• состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков

при внезапном перерыве в их приеме

3. Агнозии — это:

• гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения

4. Агнозия, при которой больной не различает человеческие лица, — это:

• лицевая агнозия

5. Агнозия, при которой больной плохо ориентируется в пространственных признаках изображения,

— это:

• оптико-пространственная агнозия

6. Агнозия, при которой больной различает цвета, но не может сказать, какие предметы окрашены в

данный цвет, — это:

• цветовая агнозия

7. Агнозия, при которой больной, правильно копируя буквы, не может их читать, — это:

• буквенная агнозия

8. Агнозия, при которой больной, правильно оценивая отдельные элементы изображения, не может

понять смысла изображения объекта — это:

• предметная агнозия

9. Агнозиями в патопсихологии называется затрудненность

• узнавания предметов, звуков

10. Алексическое расстройство, при котором больные не узнают и не называют буквы, не отличают их

от каких-либо знаков, — это:

• агностическая алексия

11. Алкоголизм относится к:

• экзогенным заболеваниям

12. Анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора),

объясняющего происхождения различных нейропсихологических симптомов (синоним — «факторный

анализ»), называется:

• синдромным анализом

13. Анализаторные системы — это:

• сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной

модальности

14. Анозогнозия — это:

• неузнавание или отрицание собственной болезни, невозможность правильно оценить

собственный дефект

15. Аномалии характера, которые определяют психический облик, накладывая властный отпечаток

на весь душевный склад, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и

мешают приспособиться к окружающей среде, называются:

• психопатиями

16. Анорексия является частным случаем ...

• абулии

17. Аритмия возникает при поражении

• правой височной области

18. Аффект — это:

• кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается сильной

эмоциональной реакцией и возбуждением всей психической деятельности

19. Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном,

замедлением мыслительных процессов, двигательной заторможенностью, называется:

• депрессивным состоянием

20. Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением

мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения, — это:

• депрессия

21. Аффективное состояние, характеризующееся повышенным настроением, ускорением

мыслительных процессов и возникновением различных ассоциаций, психомоторным возбуждением —

это:

• маниакальное состояние

22. Безучастность, пассивность, отсутствие внутренних побуждений к деятельности при

сохраняющейся способности к действиям под влиянием стимулов извне при пресенильных

деменциях — это:

• аспонтанность

23. Белое вещество мозга составляют:

• отростки нервных клеток

24. Бесплодные рассуждения на посторонние темы называются:

• резонерством

25. Бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от любого действия,

движения или сопротивление его осуществлению, называется:

• негативизмом

26. Бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, фраз называется:

• вербигерацией

27. Биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее

раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия, — это:

• вызванные потенциалы

28. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды)

информации — это:

• второй структурно-функциональный блок мозга

29. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — это:

• третий структурно-функциональный блок мозга

30. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности

включает:

• моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга

31. Болезни Альцгеймера и Пика относятся к:

• пресенильным деменциям

32. Больные с различными формами астереогноза различаются по:

• степени нарушения опознания отдельных признаков предметов

33. Больные шизофренией чаще всего относятся к патопсихологическому обследованию

• безразлично

34. Большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов обладают:

• высшие психические функции

35. Бред в отличие от обычных человеческих заблуждений ...

• всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни

• не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны

36. Бред является наиболее качественно выраженным расстройством

• мышления

37. Буквенная агнозия — вид агнозии, при котором больной

• правильно копируя буквы, не может их читать

38. В депрессивной фазе МДП в патопсихологическом исследовании отмечается:

• замедленное мышление

39. В наибольшей степени при шизофрении нарушаются:

• эмоциональная и волевая сферы

40. В основе активного целесообразного поведения, нарушение которого ведет к дезорганизации

поведения, лежит:

• фактор спонтанности — аспонтанности

41. В отличие от старческой деменции для болезни Альцгеймера не характерен:

• сдвиг ситуации в прошлое

42. В патогенезе алкоголизма различают ____________________ стадии(-ий).

• 3

43. В психологическом эксперименте фактор, изменяемый экспериментатором, называется:

• независимой переменной

44. В русле теории А.Р. Лурия соотношение различных звеньев психической функции как

функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями),

присущими работе той или иной мозговой структуры, называется:

• локализацией высших психических функций

45. В своих исследованиях патопсихология пользуется:

• экспериментально-психологическими методами

46. Важнейшим принципом нейропсихологического изучения нарушений высших психических

функций у больных с локальными поражениями мозга является:

• синдромный анализ

47. Вербигерация — это:

• бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов

48. Вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов

и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов

и явлений — это:

• ощущение

49. Внимание, которое формируется по мере становления всех других психических функций,

социально опосредованный тип внимания — это:

• произвольное внимание

50. Внимание, с которым ребенок рождается, — это:

• непроизвольное внимание

51. Внутри моторной могут быть выделены асимметрии

• ручная, ножная, оральная, глазодвигательная

52. Возникновение афазии при поражении полушария, противоположного ведущей руке,

наблюдается лишь у:

• правшей

53. Волевое действие в своих первоначальных истоках связано с:

• потребностями

54. Временное смягчение психопатических особенностей за счет изменения «микросреды» (семейной,

трудовой) на такую, где эти особенности не мешают наилучшим образом приспособиться — это:

• компенсация

55. Выпадение из памяти отдельных периодов опьянения, во время которых сохранялась способность

действовать и говорить и даже не производить на других впечатление сильно опьяневших — это:

• палимпсесты

56. Выражение эмоциональное и идеаторное возбуждение, скачки идей являются характерными

признаками

• психотической мании

57. Выраженная форма маниакально-депрессивного психоза называется:

• циклофренией

58. Высшая форма отражения действительности, использование запаса знаний для создания

способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека, продукт

деятельности головного мозга — это:

• сознание

59. Высшие психические функции человека по сравнению с психическими функциями животных

обладают:

• большей сложностью и характеризуются осознанностью, опосредованностью речи

60. Галлюцинации — это:

• патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов,

которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств

61. Галлюцинации отличаются от иллюзий

• отсутствием осознаваемого внешнего раздражителя

62. Галлюцинациями в психиатрии называют:

• ложные восприятия

63. Гипобулия — это:

• ослабление влечений

64. Главным признаком наступления третьей стадии алкоголизма является:

• снижение толерантности к алкоголю

65. Главным среди начальных признаков алкоголизма является:

• патологическое влечение к алкоголю

66. Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, в нейропсихологии

называют:

• агнозиями

67. Гностическое слуховое расстройство, выражающееся в том, что больной не способен определить

значение различных бытовых, предметных и природных звуков и шумов, — это:

• слуховая агнозия

68. Гностическое слуховое расстройство, при котором больные не могут правильно оценить и

воспроизвести ритмические структуры, предъявляемые им на слух, — это:

• аритмия

69. Головной мозг состоит из:

• большого мозга

• ствола

70. Группа болезненных состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем

детстве (до 3 лет) недоразвитием психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в

течение последующей жизни не нарастает; недоразвитие эмоциональности, моторики, восприятия,

внимания — это:

• олигофрения

71. Группа нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении вторичных и третичных

корковых полей, — это:

• корковые нейропсихологические синдромы

72. Два типа процессов активации (общие генерализованные изменения активации мозга,

являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные

активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций)

регулируют:

• первый функциональный блок — энергетический блок

73. Дезориентировка — это:

• утрата способности оценивать время, место происходящего, окружающее, характеристики

собственной личности

74. Декомпенсация — это:

• заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и

социальной дезадаптацией

75. Делирий — это:

• нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся

галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением 76. Деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом

всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества,

называется:

• сознательной деятельностью

77. Диагностика маниакально-депрессивного психоза определяется характером

• фаз

78. Диссоциация высших интеллектуальных функций характерна для:

• болезни Пика

79. Для бреда характерно то, что ...

• бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе

влияют на его поведение

• человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей

80. За организацию зрительного восприятия ответственны

• затылочные отделы мозга

81. Зависимое расстройство личности является разновидностью

• астенической психопатии

82. Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или

нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов), — это:

• нейропсихологический синдром

83. Заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и

социальной дезадаптацией, называется:

• декомпенсацией

84. Запои, возникающие вследствие социально-психологических факторов, называются:

• ложными

85. Зафиксированное на пленке изображение объекта, возникающее при взаимодействии

рентгеновских лучей, — это:

• рентгенограмма

86. Идиотия, имбецильность и дебильность — формы

• олигофрении

87. Из перечисленного, к задачам патопсихологического исследования в психиатрической клинике

относятся:

• исследование недостаточно изученных психических заболеваний

• получение данных для диагностики

• участие в психотерапии

88. Из перечисленных пунктов, к внешним психическим функциям относятся:

• опосредованы по своему психологическому строению

• произвольны по способу существования

• формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов

89. Изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с

выпадением (нарушением) определенного фактора; качественная квалификация

нейропсихологических симптомов — это:

• факторный анализ

90. Иллюзорно-галлюцинаторное помрачение сознания, — характеризующееся противоположными

оглушенному признаками: понижением порога ко всем раздражителям, богатством

психопатологической симптоматики называется:

• делирием

91. Инертность мышления относится к:

• динамическим нарушениям мышления

92. Искажение процесса обобщения относится к:

• нарушениям операционной стороны мышления

93. Искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической

деятельности человека в ее патологии — это:

• патопсихологический эксперимент

94. Исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью

нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т.е. с целью

постановки топического диагноза) называется:

• нейропсихологической диагностикой

95. Исчезновение аппетита и связанный с этим отказ больного от пищи — это:

• анорексия

96. К «психическим» относятся асимметрии:

• мозговой организации речевых и других высших психических функций

97. К методам исследования памяти можно отнести:

• Пиктограмму

98. К основным принципам строения всех анализаторных систем из перечисленного, относятся:

• принцип анализа информации с помощью нейронов-детекторов

• принцип параллельной многоканальной переработки информации

• принцип последовательного усложнения переработки информации

• принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в ЦНС

99. К основным симптомам поражения теменной области мозга из перечисленного, относятся:

• верхнетеменной синдром

• нижнетеменной синдром

100. К пограничным психическим расстройствам относятся:

• неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии

101. К сенсорным формам асимметрии относятся:

• зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная

102. К третьему блоку мозга относятся:

• конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями

103. К эндогенным психическим заболеваниям относят:

• шизофрению и маниакально-депрессивный психоз

104. К эффектным механизмам произвольных движений из перечисленных систем, относятся:

• пирамидная

• экстрапирамидная

105. Каждая психическая деятельность начинается с фазы мотивов, намерений, которые затем

превращаются в определенную программу деятельности, после чего продолжается фаза

• реализации программы

106. Каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию,

различную у разных людей и в разные возрасты их жизни, — гласит принцип

• динамической локализации функций

107. Каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурнофункциональные системы мозга — гласит принцип

• системной локализации функций

108. Кинестетическая апраксия возникает при поражениях

• нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий

109. Кинетическая апраксия возникает при поражении

• нижних отделов премоторной области коры больших полушарий

110. Клиническая нейропсихология — направление, изучающее

• нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка

мозга, и сопоставляющее их с общей клинической картиной заболевания

111. Клиническая психология — область медицинской психологии, изучающая

• психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность,

психологические аспекты целебных воздействий

112. Клиническая психология — это область ...

• медицинской психологии

113. Клиническая психология включает в себя разделы:

• патопсихология, нейропсихология, соматопсихология

114. Клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое направления —

часть

• нейропсихологии

115. Компенсация — ...

• временное смягчение психопатических особенностей за счет изменения «микросреды»

(семейной, трудовой) на такую, где эти особенности не мешают наилучшим образом

приспособиться

116. Компонент памяти, состоящий в восприятии нового, называется:

• рецепцией

117. Компонент памяти, состоящий в способности воспроизводить полученную информацию,

называется:

• репродукцией

118. Компонент памяти, состоящий в способности удерживать новую информацию, называется:

• ретенцией

119. Концентрическое сужение сознания больного, когда из всего многообразного внешнего мира он

воспринимает только какую-то часть явлений и предметов, главным образом те, которые его

эмоционально в данный момент затрагивают — это:

• сумеречное состояние сознания

120. Кора подразделяется с помощью щелей, борозд на доли:

• височную

• затылочную

• лобную

• теменную

121. Корсаковский синдром — это нарушение ...

• памяти на текущие события

122. Кратковременное выключение сознания, чаще всего длящееся несколько секунд, без падения,

сопровождающееся вегетативной реакцией и небольшим судорожным компонентом, называется:

• малым эпилептическим припадком

123. Кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной

эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности, называется:

• аффектом

124. Лабильность мышления — это:

• динамическое нарушение мышления

125. Лицевая агнозия — это агнозия, при которой больной ...

• не различает человеческие лица

126. Лишенный логики переход от одной мысли к другой, которого сам больной не замечает,

называется:

• соскальзыванием мыслей

127. Лобные доли мозга у человека претерпевают огромное развитие в онтогенезе и окончательно

формируются лишь к:

• 12-14 годам

128. Медицинская психология — это отрасль психологической науки, изучающая ...

• теоретические и практические задачи, связанные с психопрофилактикой заболеваний,

диагностикой болезней и патологией состояний

129. Метод, соединяющий достижения рентгеновской и вычислительной техники и дающий точные

детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества, — это:

• компьютерная томография

130. Методологические основы нейропсихологии — это:

• теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)

131. Минимальная доза алкоголя, способного вызвать хотя бы легкое опьянение, характеризует:

• толерантность больного к алкоголю

132. Модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки

экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации, необходимые для осуществления высших

психических функций, обеспечивает:

• второй функциональный блок — блок приема, переработки и хранения информации

133. Можно выделить два основных направления нейропсихологического анализа проблемы

межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

• нейропсихологическое и психофизическое

134. Моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга включает:

• блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности

— третий блок

135. На превращении механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы на

нервные окончания клеток, расположенных в лабиринте, основана работа систем

• вестибулярной и слуховой

136. Наиболее тяжелая форма олигофрении — ...

• идиотия

137. Наиболее характерным симптомом эпилепсии является:

• судорожный припадок

138. Наиболее часто встречающаяся форма шизофрении, для которой характерен бред воздействия,

преследования, отношения; реже встречается бред отравления, заражения, метаморфозы, ревности,

величия — это:

• параноидная шизофрения

139. Направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное (в том числе

аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных

поражениях мозга, — это:

• экспериментальная нейропсихология

140. Направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении

нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и

сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания, — это:

• клиническая нейропсихология

141. Направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при

локальных мозговых поражениях у детей, — это:

• нейропсихология детского возраста

142. Направление практического применения нейропсихологических методов исследования,

посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных

поражений мозга, — это:

• реабилитационное

143. Направление практического применения различных нейропсихологических методов

исследования, цель которого состоит в определении зоны поражения мозга и оценке динамики

состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде заболевания, — это:

• диагностическое

144. Направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных

вследствие локальных поражений головного мозга, — это:

• реабилитационная нейропсихология

145. Направление, изучающее физиологические механизмы нарушений высших психических функций

методами психофизиологии, — это:

• психофизиологическое направление

146. Нарушение волевой сферы, проявляющееся в отсутствии ответной и спонтанной (то есть

произвольной) речи при сохранении способности больного разговаривать и понимать обращенную к

нему речь — это:

• мутизм

147. Нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные

фрагменты изображения, вследствие резкого сужения возможности видеть целое, — это:

• симультанная агнозия

148. Нарушение интонационной стороны речи — это:

• просодии

149. Нарушение критичности мышления относится к:

• нарушениям личностного компонента мышления

150. Нарушение ориентировки в окружающем, во времени и по отношению к собственной личности

называется:

• дезориентировкой

151. Нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию, — это:

• ретроградная амнезия

152. Нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания, — это:

• антероградная амнезия

153. Нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга или по другим

причинам, называется:

• амнезией

154. Нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга, утрата

способности сохранять и воспроизводить имеющиеся знания называется:

• амнезией

155. Нарушение произвольной регуляции зрительного восприятия, которое имитирует дефекты,

возникающие при предметной зрительной агнозии, — называется:

• псевдоагнозией

156. Нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие

локального поражения головного мозга, — это:

• нейропсихологический симптом

157. Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки»)

левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм

речевой деятельности, называется:

• афазией

158. Нарушение саморегуляции относится к:

• нарушениям личностного компонента мышления

159. Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся

галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением — это:

• делирий

160. Нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать

тактильные ощущения, поступающие от объекта, называется:

• астереогнозом

161. Нарушение способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в

правое полушарие мозга, называется:

• аномией

162. Нарушение способности писать — это:

• аграфия

163. Нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу —

это:

• соматоагнозия

164. Нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек

только что услышал, а также отличить одну мелодию от другой, — это:

• амузия

165. Нарушение способности узнавать предмет и его назначение называется:

• асимболией

166. Нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и

глубокой чувствительности, то есть при сохранении сенсорной основы тактильного восприятия —

это:

• тактильная агнозия

167. Нарушения внимания, которые распространяются на любые формы и уровни внимания,

называются:

• модально-неспецифическими

168. Нарушения произвольной регуляции, которые выражаются в виде трудностей оценки и

воспроизведения звуков (ритмов), называются:

• нарушением произвольной регуляции слухового восприятия

169. Нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, называются:

• апраксиями

170. Нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных

нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями,

называются:

• вторичными нейропсихологическими симптомами

171. Нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением)

определенного фактора, — это:

• первичные нейропсихологические симптомы

172. Нарушения различных видов восприятия характерны для:

• гностических расстройств

173. Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга,

называются:

• афазиями

174. Нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного

воспроизведения любых по модальности стимулов и сочетающиеся с трудностями опосредования или

семантической организации запоминаемого материала, называются:

• псевдоамнезией

175. Насильственные движения в руке, ноге, голове — это:

• гиперкинезы

176. Начало сенильной деменции

• постепенное, медленное

177. Не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых

патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить, называются:

• бредом

178. Невозможность осуществления волевого действия называется:

• абулией

179. Невроз, проявляющийся навязчивыми страхами, представлениями, сомнениями — это:

• невроз навязчивых состояний

180. Невроз, проявляющийся повышенной возбудимостью в сочетании с быстрой утомляемостью и

истощаемостью — это:

• неврастения

181. Невроз, проявляющийся полиморфными функциональными психическими, соматическими и

неврологическими расстройствами и характеризующийся большой внушаемостью и

самовнушаемостью больных — это:

• истерический невроз

182. Неврозоподобный синдром, депрессивные синдромы, гипоманиакальные синдромы,

маниакально-подобные синдромы, эмоциональные изменения в виде аспонтанности, обеднения

эмоций вплоть до «эмоционального паралича», эмоциональные изменения на фоне массивных

нарушений психики относят к:

• эмоциональным постоянным расстройствам

183. Неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии относятся к:

• пограничным психическим расстройствам

184. Недостаточность (бедность) эмоциональных проявлений, равнодушие, безразличие к своим

близким, утрата эмоциональной откликаемости на горе, печаль и неприятности других людей, в том

числе и родных, огрубление чувств — это:

• эмоциональная тупость

185. Нейропсихологические синдромы поражений задних отделов больших полушарий имеют общие

черты — их основу составляют расстройства, связанные с нарушением различных модальноспецифических факторов, — это:

• гностические, мнестические и интеллектуальные

186. Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая

• мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений

головного мозга

187. Нейропсихология — раздел клинической психологии, изучающий

• мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений

головного мозга

188. Нейропсихология детского возраста — направление в нейропсихологии, изучающее

• специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей

189. Нейропсихология основана на трудах

• Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, И.М. Сеченова, И.П. Павлова

190. Неожиданное появление интенсивности звукового ощущения (вплоть до болевых ощущений) при

плавном нарастании интенсивности звука называют явлением

• "рекрутиента"

191. Непризнание себя больным, отрицание очевидных проявлений болезни вопреки наличию ее

симптомов — это:

• анозогнозия

192. Непроизвольное внимание связано в большей степени

• с нижними отделами ствола и со средним мозгом

193. Нервная ткань, составляющая основную массу мозга, образована

• нервными и глиальными клетками и их отростками 194. Неспецифические структуры разных уровней (ретикулярная формация ствола мозга,

неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система,

медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга) составляют:

• первый функциональный блок — энергетический блок

195. Неузнавание или отрицание собственной болезни, невозможность правильно оценить

собственный дефект называется:

• анозогнозией

196. Обеднение эмоций, появление "эмоциональных параличей" или эйфории в сочетании с грубыми

изменениями всех психических процессов и личности больного характерно для поражения

• лобных областей мозга

197. Обездвиженность, мутизм в сочетании с крайним намерением всех мышц или повышенным

пластическим тонусом характерны для состояния

• кататонического ступора

198. Область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения

болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий, — это:

• клиническая психология

199. Обнубиляции — это:

• легкая степень оглушения

200. Обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия, называются:

• семантическими единицами

201. Обострение памяти — это:

• гипермнезия

202. Обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием

психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без

нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными

эмоциональными и соматовегетативными расстройствами — это:

• неврозы

203. Обсессии — это:

• навязчивые состояния

204. Общее правило для всех зрительных агнозий:

• сохранность элементарных сенсорных зрительных функций

205. Обычно объектом патопсихологического исследования оказываются:

• дебилы

206. Ограниченное во времени психопатологическое состояние различной степени тяжести — это:

• фаза

207. Один из критериев качества метода, который позволяет характеризовать его с точки зрения

стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных

условиях, — это ____________________ метода исследования.

• надежность

208. Одно из отличий болезни Пика от болезни Альцгеймера заключается в преобладании

• нарастающей интеллектуальной недостаточности над расстройствами памяти

209. Одновременное существование двух противоположных эмоций, например, любви и ненависти,

интереса и отвращения, наблюдаемое при шизофрении, называется:

• эмоциональной амбивалентностью

210. Олигофазия — это:

• крайняя малословность, скудность речи

211. Олигофазия у больных эпилепсией проявляется в том, что ...

• больные узнают показываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и

назначения, но назвать предмет не могут

212. Оптико-пространственная агнозия — такая агнозия, при которой больной

• плохо ориентируется в пространственных признаках изображения

213. Оскудение смысловой стороны речи, ее бессодержательность при сохранении речевой мелодии,

видимости диалога, — это:

• диалогомания

214. Ослабление памяти — это:

• гипомнезия

215. Ослабление процесса саморегуляции мышления у психически больных людей связано, в первую

очередь, с нарушением ____________________ функции саморегуляции.

• мобилизующей

216. Основные анализаторные системы (зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая), корковые

зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий, составляет:

• второй функциональный блок — блок приема, переработки и хранения информации

217. Особое состояние, когда человек испытывает ощущение "знакомости" при встрече с

незнакомыми объектами, называется:

• парамнезия

218. Особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративно целостно

функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе, называется:

• межполушарным взаимодействием

219. Особый тип аномалий памяти (значительное снижение или отсутствие памяти) — это:

• амнезия

220. Остро возникающие непреодолимые стремления к чему-либо, реализуемые без

предварительного осознания и борьбы мотивов, — это:

• импульсивные явления

221. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к

рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение

адаптироваться в новой ситуации и т.д.) называется:

• интеллектом

222. Относительно элементарные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений

(света, цвета, высоты, громкости, длительности звука и др.) — это:

• сенсорные расстройства

223. Отрасль психологической науки, изучающая личность, психологические вопросы диагностики,

лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и

психическим, — это:

• соматопсихология

224. Отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач,

связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний,

психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, — это:

• медицинская психология

225. Отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии,

нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на

материале локальных поражений головного мозга, — это:

• нейропсихология

226. Отрешенность — это:

• изменение восприятия происходящего, выражающееся в фрагментарности,

непоследовательности отражения событий

227. Отсутствие способности различать интонацию в речи других, отсутствие таковой в собственной

речи — это:

• нарушение интонационной стороны речи

228. Ошибочные, ложные, превратные воспоминания называются:

• парамнезией

229. Парабулия — это:

• извращение влечений

230. Параноидная шизофрения — ...

• наиболее часто встречающаяся форма, для которой характерен бред воздействия,

преследования, отношения; реже встречается бред отравления, заражения, метаморфозы,

ревности, величия

231. Патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств,

внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных образует:

• синдром

232. Патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что проявляется в

циклическом повторении или настойчивом воспроизведении, часто вопреки сознательному

намерению, какого-либо действия, мысли — это:

• персеверация мышления

233. Патологическое состояние, при котором судорожные припадки происходят подряд, один за

другим, без прояснения сознания в период между ними, называется:

• эпилептическим статусом

234. Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая

выраженность свойств, препятствующая его адекватной адаптации в социальной среде — ...

• психопатия

235. Патопсихологическая диагностика при пограничных расстройствах — это, в первую очередь,

диагностика

• личности

236. Патопсихологические исследования при алкогольных психозах проводятся:

• мало

237. Патопсихологический эксперимент в большинстве случаев — это:

• одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются

238. Патопсихология — раздел ...

• медицинской психологии

239. Патопсихология — раздел медицинской психологии, изучающий:

• закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни

240. Патопсихология, нейропсихология, соматопсихология — это разделы ...

• клинической психологии

241. Первым уровнем зрительной анализаторной системы является:

• сетчатка

242. Персеверация мышления — это:

• циклическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия, мысли

243. По Т.А. Доброхотовой, аффективные пароксизмальные изменения встречаются:

• чаще при поражениях правого полушария

244. Повышение болевой чувствительности называется:

• гиперпатией

245. Полное отвращение больного к алкоголю на исходе запоя, когда один вид спиртного способен

вызвать тошноту и рвоту, — это:

• аверсионный синдром

246. Положение, согласно которому мозговые структуры под влиянием новых афферентных

воздействий могут перестраивать свои функции; принципы внутрисистемной и межсистемной

перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного

мозга, основанные на этом положении, — это:

• полифункциональность мозговых структур

247. Полушария большого мозга соединяются посредством

• мозолистого тела

248. Помрачение сознания с наплывом непроизвольно возникающих фантастических сновиднобредовых представлений в виде законченных по содержанию картин, следующих в определенной

последовательности, называется:

• онейроидом

249. Помрачение сознания, которое характеризуется растерянностью с аффектом недоумения и

инкогеренцией, проявляется в невозможности в целом воспринять происходящие события, — это:

• аменция

250. Понятие «маниакально-депрессивный психоз» ввел — ...

• Э. Крепелин

251. Понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических

функций, — это:

• норма функции

252. Понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно

то, что он должен изучать и измерять и насколько хорошо он выполняет эту задачу — это метода

исследования ...

• валидность

253. Понятия как основа мышления — — это:

• обобщенные знания о существенных свойствах предметов

254. Поражение эфферентных механизмов движений лежат в основе

• элементарных нарушений двигательных функций

255. Постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов

чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от

внутренних органов (интерорецепция) — это:

• афферентация

256. Потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному

психическому состоянию, называется:

• ретроградной амнезией

257. Потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния

расстроенного сознания или болезненного психического состояния, называется:

• антероградной амнезией

258. Потеря способности запоминать текущие события (все, что в данный момент имело место, тут

же больным забывается) — называется:

• фиксационной амнезией

259. Появление абстинентного синдрома характерно для ____________________ стадии алкоголизма.

• 2

260. Предметная агнозия — это агнозия, при которой больной ...

• правильно оценивая отдельные элементы изображения, не может понять смысла

изображения объекта

261. Преморбидный тип личности — это:

• ее основные черты, тип характера до того, как возникло психическое расстройство

262. При анализе пиктограмм больных шизофренией на первый план выступает:

• случайность, неадекватность ассоциаций

263. При маниакальных состояниях МДП в патопсихологическом исследовании обнаруживаются

проявления:

• ускоренного мышления

264. При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные

изменения

• мышления, речи, памяти, личностных особенностей

265. При поражении шейной и грудной частей спинного мозга расстройства чувствительности

развиваются:

• на той же стороне тела

266. При раздражении колбочек Краузе возникают:

• ощущения холода

267. При раздражении корзинчатых сплетений и телец Мейснера возникают:

• ощущения прикосновения и давления

268. При раздражении свободных нервных окончаний возникают:

• болевые ощущения

269. При раздражении цилиндрических рецепторов Руффини возникают:

• тепловые ощущения

270. Признаки нарушения эмоций, возникающие при поражении левой и правой лобных долей мозга

— это признаки нарушения эмоций:

• по знаку и адекватности

271. Признаки синдромов нарушенного сознания (отрешенность от окружающего мира,

дезориентировка, амнезия на период нарушенного сознания), сформулировал:

• К. Ясперс

272. Принцип анализа информации с помощью нейронов-детекторов — один из принципов

• строения анализаторной системы

273. Принцип организации мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой

системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим

управлением — это принцип ...

• иерархической соподчиненности различных систем мозга

274. Принцип организации мозга, который предоставляет широкие возможности для различных

типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является также одним из механизмов

интегративной работы мозга, — принцип

• многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения

возбуждения

275. Принципы динамической локализации функций впервые сформулированы

• И.П. Павловым и А.А. Ухтомским

276. Приобретенное слабоумие называется:

• деменцией

277. Проективная методика исследования личности, в которой стимульный материал носит

вербальный характер — это:

• ВПТ

278. Проективная методика исследования личности, основанная на интерпретации симметричных

изображений ("пятен") — это:

• Тест Роршаха

279. Проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении

цветовых стимулов — это:

• Тест Люшера

280. Произвольные формы внимания связаны в большей степени с функционированием

• коры головного мозга

281. Пространственная апраксия возникает при поражении

• теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей

282. Процесс высказывания с помощью языка — это:

• экспрессивная речь

283. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и

опосредованным отражением действительности, называется:

• мышлением

284. Процесс понимания речевых высказываний как устных, так и письменных, называется:

• импрессивной речью

285. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его последующее

использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, называются:

• памятью

286. Псевдогаллюцинации от галлюцинаций отличаются:

• тем, что они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем

287. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта — это:

• память

288. Психическое заболевание, развивающееся чаще в возрасте 65-75 лет, обусловленное атрофией

головного мозга, которое проявляется постепенно нарастающим распадом психической деятельности

с утратой особенностей личности — это:

• старческое слабоумие

289. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию

• ребенка 8-12 лет

290. Психическое развитие имбецилов соответствует уровню

• 3-7-летнего ребенка

291. Психогенно обусловленная легкая форма депрессии с преобладанием грустного настроения,

адинамии, нередко с навязчивыми идеями — это:

• невротическая депрессия

292. Психопатии — ...

• патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая

выраженность свойств, препятствующая его адекватной адаптации в социальной среде

293. Психопатология является разделом:

• психиатрии

294. Пустое эмоциональное состояние, полное равнодушие ко всему называется:

• апатией

295. Работу анализаторных систем изучает:

• нейрофизиология

296. Раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической

деятельности и свойств личности при болезни, — это:

• патопсихология

297. Различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях

мозга называются:

• межполушарной асимметрией мозга

298. Разноплановость мышления относится к:

• нарушениям личностного компонента мышления

299. Расстройства зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых структур

задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных

зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения) — это:

• агнозии

300. Расстройства мышления при шизофрении в общем клинико-психологическом аспекте

определяются как:

• амотивационный синдром мышления

301. Расстройства настроения у больных эпилепсией чаще всего проявляются в приступах тоскливозлобного настроения — это:

• дисфория

302. Расстройства произвольной регуляции, при которых больные не могут самостоятельно

анализировать условия задачи, формулировать вопрос и составить программу действий, называются:

• нарушениями произвольной регуляции интеллектуальной деятельности

303. Реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для

него воздействующего раздражителя или результата собственного действия, называются:

• эмоциями

304. Регуляторная апраксия возникает при поражениях

• конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов

305. Резонерство — это:

• склонность к пустым рассуждениям

306. Результат оживления образов или явлений, воспринимаемых ранее в прошлом, — это:

• представление

307. Речевой слух, как способность к анализу звукового состава слов родного и неродного языка,

нарушается преимущественно при поражении

• левой височной области

308. С процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации

непосредственно связан:

• первый блок мозга

309. С участием третичных полей коры осуществляются сложные надмодальностные виды

психической деятельности, которыми являются:

• символическая, речевая, интеллектуальная

310. Самая легкая степень гипотимии — это:

• циклотимическая депрессия

311. Самая легкая степень психического недоразвития — это:

• дебильность

312. Своеобразие эпилепсии заключается в:

• внезапности проявления большинства ее симптомов

313. Сенильная деменция обычно развивается в возрасте

• 65-75 лет

314. Серое вещество мозга — это скопление ...

• нервных клеток

315. Симметричные нарушения полей зрения обоих глаз — это:

• гемианопсии

316. Симптом никогда не виденного — это:

• неоднократно виденное, хорошо знакомое воспринимается как никогда не виденное,

чуждое, виденное впервые

317. Симптом, при котором неоднократно виденное, хорошо знакомое воспринимается как никогда

не виденное, чуждое, виденное впервые, называется:

• симптомом никогда не виденного 318. Симптом, при котором новые, незнакомые явления и новые ситуации воспринимаются как уже

знакомые, виденные ранее, называется:

• симптомом уже виденного

319. Симптомы нарушений произвольной регуляции деятельности, проявляющиеся в инертном

повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях,

называются:

• интеллектуальными персеверациями

320. Симультанная агнозия — нарушение зрительного гнозиса, когда больной

• может воспринимать только отдельные фрагменты изображения

321. Синдром выключения сознания, который характеризуется двумя основными признаками:

повышением порога ко всем раздражителям и обеднением психической деятельности называется:

• оглушенностью

322. Синдром, характеризующийся выраженной слабостью, быстрой утомляемостью,

раздражительностью и наличием выраженных вегетативных расстройств — это:

• астенический синдром

323. Синдромы поражения подкорковых структур, синдромы поражения срединных комиссур мозга,

синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга — это:

• нейропсихологические синдромы, связанные с поражением глубоких структур мозга

324. Синдромы, связанные с поражением передних и задних отделов мозга, связанные с поражением

передних отделов больших полушарий (левого и правого) — это:

• корковые нейропсихологические синдромы

325. Синонимы: «черная болезнь», «падучая», «священная болезнь», «болезнь Геркулеса»

принадлежат:

• эпилепсии

326. Системы, для которых характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически

значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация

афферентных влияний в качественно новую форму, называются:

• интегративно-пусковыми системами мозга

327. Системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности

информации, называются:

• проекционными системами мозга

328. Системы, которые обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные

влияния, называются:

• лимбико-ретикулярными системами

329. Системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений, называются:

• ассоциативными системами мозга

330. Слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления,

называются:

• лексемами

331. Сложные расстройства, отражающие нарушения различных видов восприятия (формы

предметов, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.) — это:

• гностические расстройства

332. Смыслоразличительные звуки речи называются:

• фонемами

333. Снижение уровня обобщения относится к:

• нарушениям операционной стороны мышления

334. Совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в

подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов называется:

• мозговыми механизмами высших психических функций

335. Совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые

раздражения, также определяющих направление и степень удаленности источника звука, — это

система ...

• слуховая

336. Современными клиническими психологами, внёсшими большой вклад в развитие клинической

психологии, являются:

• Е.Д. Хомская, Б.С. Братусь, Ю.Ф. Поляков

337. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций

• мозг — субстрат психических функций — работает как единое целое, состоящее из

множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою

специфическую роль

338. Сознательное, целенаправленное управление человеком своей деятельностью называется:

• волей

339. Соматопсихология изучает:

• личность, психологические вопросы диагностики, лечения, экспертизы больных

различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим

340. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном

или идеальном объекте называется:

• вниманием

341. Состояние недоумения, сопровождающее развитие острого расстройства психической

деятельности с нарушением самосознания и предметного сознания, называется:

• растерянностью

342. Состояние острого бессмыслия, невозможность или затруднение понимания происходящих

событий, мучительная неспособность разобраться в обстановке, последовательно воспринимать

происходящее, называется:

• растерянностью

343. Состояние со многими признаками абстинентного синдрома, возникающее во время алкогольной

ремиссии, называется:

• псевдоабстиненцией

344. Состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при

внезапном перерыве в их приеме — это:

• абстиненция

345. Состояние, которое характеризуется полным угнетением психической деятельности,

отсутствием зрачковых и других рефлексов, наличием бульбарных и тазовых расстройств

называется:

• комой

346. Состояние, отражающее общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе

самому и связанное с его личностными характеристиками, — это:

• эмоциональный фон

347. Состояния прогрессирующего тотального слабоумия с началом в позднем возрасте, которые

обусловлены церебрально-атрофическим процессом, относят к:

• сенильным и пресенильным деменциям

348. Сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось,

называется:

• памятью

349. Сочетания слов, обозначающие определенную мысль, называются:

• предложениями

350. Специальная человеческая психическая функция, определяемая как процесс общения

посредством языка, называется:

• речью

351. Специальный прибор, применяемый для исследования больных с «ращепленным мозгом»,

позволяющий точно контролировать время, в течение которого изображение остается на экране, —

это:

• тахистоскоп

352. Специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или

правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами,

называется:

• функциональной специфичностью больших полушарий

353. Специфическим нарушением мотивационной сферы больных шизофренией является:

• нарушение личностного смысла

354. Спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода (в виде сильных приступов

чувства ужаса, тоски, страха), аффекты, возникающие в ответ на реальную причину, но

неадекватные ей относят к:

• аффективным пароксизмальным нарушениям

355. Способность ориентироваться в неречевых звуках (музыкальный тон, шумы) — это:

• неречевой слух

356. Способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на которых

основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов — это:

• фонематический слух

357. Способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка) — это:

• речевой слух

358. Способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие называется:

• автоматизированным актом

359. Средняя степень олигофрении — это:

• имбецильность

360. Степень олигофрении, при которой больные овладевают речью, способны к самообслуживанию,

осваивают простейшие виды ручного труда, называется:

• имбецильностью

361. Степень психического недоразвития, при которой больные способны к школьному и

профессиональному обучению в специальных заведениях, запас слов у них значительный, события

окружающей жизни воспринимают крайне односторонне — это:

• дебильность

362. Стереотипно повторяющиеся бесцельные действия и немотивированная импульсивная агрессия,

бессмысленное упорное сопротивление, негативизм — это:

• кататоническое возбуждение

363. Т.А. Доброхотова выделяет три основные локализации поражения мозга, связанные с

эмоциональными нарушениями, а именно

• поражения гипофизарно-гипоталамической, височной и лобной областей мозга

364. Тактильные и кинестетические ощущения, идущие от мышц, сухожилий и суставов, проводятся:

• волокнами типа А

365. Теория системной динамической локализации высших психических функций

• предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию

каждой функции

366. Точка зрения на психические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические

способности», осуществляемые узко ограниченными участками коры мозга — соответствующими

мозговыми центрами, принадлежит:

• узким локализационистам

367. Точка зрения на то, что можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками

мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции, что высшие психические

функции связаны со всем мозгом равномерно принадлежит:

• представителям эклектической концепции

368. Точка зрения о том, что степень нарушения функции зависит не от локализации поражения, а от

массы поражённого мозга принадлежит:

• антилокализационистам

369. У взрослого грамотного человека (правши) ведущую роль в мозговом обеспечении речевых

процессов играют:

• корковые поля средних отделов левого полушария

370. У детей, не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и

активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами

• и левого, и правого полушарий

371. Устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных

свойств характерны для больных с поражениями

• височной области мозга

372. Утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир, в свои

переживания, называется:

• аутизмом

373. Утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать

прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т.е. нарушение анализа и синтеза происходящих

событий называется:

• отрешенностью от окружающего мира

374. Физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина,

используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций, есть:

• функциональная система

375. Физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности

определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению

нейропсихологического синдрома, называется:

• нейропсихологическим фактором 376. Фиксационная амнезия — это нарушение ...

• запоминания

377. Форма апраксии, в основе которой лежит расстройство зрительно-пространственных синтезов,

нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое»), апраксия позы,

трудности выполнения пространственно-ориентированных движений — это:

• пространственная апраксия

378. Форма апраксии, при которой движения больных становятся плохо управляемыми,

неидентифицированными (симптом: «рука-лопата»), — это:

• кинестетическая апраксия

379. Форма апраксии, проявляющаяся в виде нарушений программирования движений, отключении

сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и

стереотипами — это:

• регуляторная апраксия

380. Форма апраксии, проявляющаяся в нарушении последовательности, временной организации

двигательных актов — это:

• кинетическая апраксия

381. Форма афазии, в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого

высказывания, (больные затрудняются дать развернутое речевое высказывание), называется:

• динамической афазией

382. Форма афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности

различать звуковой состав слова, называется:

• сенсорной афазией

383. Форма афазии, выражающаяся в непонимании больными грамматических конструкций, которые

в той или иной степени отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений (когда

требуется одновременное представление нескольких явлений) называется:

• семантической афазией

384. Форма афазии, при которой больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой

речевой материал, вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти, называется:

• акустико-мнестической афазией

385. Форма афазии, при которой больные не способны правильно называть предметы, называется:

• оптико-мнестической афазией

386. Форма афазии, при которой нарушается кинестетическая речевая афферентация, то есть

возможность появления четких ощущений, поступающих от артикулярного аппарата в кору больших

полушарий во время речевого акта, называется:

• афферентной моторной афазией

387. Форма афазии, при которой страдает собственно двигательная (кинетическая) организация

речевого акта (больные, пытаясь, что-либо сказать, произносят нечленораздельные звуки или одно

слово с разной интонацией), называется:

• моторной эфферентной афазией

388. Форма олигофрении, характеризующаяся тем, что психическое развитие больных остается на

уровне ребенка, не достигшего 3 лет, речь у больных отсутствует, они издают лишь

нечленораздельные звуки; эмоциональные реакции выражаются в чувстве удовольствия или

неудовольствия — это:

• идиотия

389. Форма шизофрении, при которой больные ведут себя как плохие актеры, играющие

расшумевшегося ребенка — это шизофрения ...

• гебефреническая

390. Формируясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий, высшие психические

функции человека

• меняют свою психологическую структуру

391. Функциональная специализация полушарий достигает выраженности

• к зрелому возрасту — 40-60 лет

392. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе до ...

• 14-16 лет

393. Функциональная специализация полушарий постепенно нивелируется к:

• старости — после 60 лет

394. Хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона относятся к:

• пресенильным деменциям

395. Хроническое психическое заболевание, проявляющееся в судорожных припадках и психических

нарушениях — это:

• эпилепсия

396. Цветовая агнозия — вид агнозии, при котором больной

• различает цвета, но не может сказать, какие предметы окрашены в данный цвет

397. Целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно

воздействуют на наши органы чувств — это:

• восприятие

398. Центральную часть анализатора или его ядро составляют корковые поля

• вторичные вместе с первичными

399. Центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека — это:

• головной и спинной мозг

400. Частичное или полное отсутствие побуждений к деятельности, утрата желаний, в выраженных

случаях — полная безучастность и бездеятельность, прекращение общения с окружающими,

называется:

• абулией

401. Чувствительность, связанная с рецепторами, находящимися в коже, мышцах, суставах и

сухожилиях, — это:

• кожно-кинестетическая чувствительность

402. Шизофрения — ...

• группа сходных психических расстройств неясной этиологии, предполагающих изменение

мышления, перцептивной деятельности, аффективно-личностных свойств

403. Шизофрения относится к заболеваниям

• эндогенным

404. Экзогенное психическое заболевание (токсикомания), которое при постоянном или

рецидивирующем течении приводит к формированию прогредиентного органического

психосиндрома и деградации личности — это:

• алкоголизм

405. Эксперимент, в котором экспериментатор воздействует на независимую переменную и

наблюдает вызванные его вмешательством результаты, называется:

• спровоцированным экспериментом

406. Эксперимент, при котором изменение независимой переменной происходит вне какой-либо

связи с деятельностью экспериментатора, называется:

• экспериментом, на который ссылаются

407. Экспериментальная нейропсихология — это направление, ...

• экспериментально изучающее различные формы нарушений психических процессов при

локальных поражениях мозга

408. Эмоции — это:

• реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих

значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного

действия

409. Эмоциогенно развивающееся острое кратковременное расстройство психической деятельности,

во время которого человек оказывается не в состоянии руководить своими поступками, называется:

• патологическим аффектом

410. Эмоциональное состояние — это:

• определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении

длительного времени

411. Эмоциональное состояние, характеризующееся постоянными колебаниями настроения,

возникающими по ничтожному поводу, отмечается повышенная слезливость, а при подъеме

настроения — сентиментальность, носит название:

• слабодушия

412. Эмоциональные отношения — это:

• эмоциональная избирательность, устойчивая связь эмоций с определенными событиями,

людьми или предметами

413. Эмоциональные реакции — это:

• эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители

414. Эмоциональные реакции отличаются от эмоциональных состояний

• кратковременностью и большей интенсивностью

415. Эмоциональный кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный

характер, — это:

• эмоциональное реагирование

416. Эндогенное заболевание, которое протекает в виде приступов или фаз с аффективными

расстройствами, светлыми промежутками между приступами, т.е. полным восстановлением

психического здоровья и отсутствием изменений личности, независимо от количества перенесенных

приступов — это:

• маниакально-депрессивный психоз

417. Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга, — это:

• первый структурно-функциональный блок мозга

418. Явление крайне резкого ускорения мышления больного при маниакальных состояниях, когда

перестают улавливаться переходы между отдельными мыслями — это:

• вихревая спутанность

 

 

////////////////////////////