|
|
ТЕМА 4.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА. Тест
1. Какой стиль лидерства используется в управлении чаще всего?
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный;
4) смешанный.
2. Как звучит лозунг демократического стиля управления?
1) будем все решать вместе!
2) жду вклад и инициативу со стороны подчиненных!
3) коллега – это партнер, или тот, кто возьмет все на себя!
4) будем делать то, что прикажет начальство!
3. Синоним «авторитарному» стилю –
1) директивный;
2) коллегиальный;
3) формальный;
4) анархический.
4. Либеральный стиль руководства:
1) мотивирует подчиненных на плодотворную работу;
2) стимулирует профессиональный рост, способствует приобретению опыта и творческих умений;
3) негативно воспринимается опытными работниками;
4) не может поддержать долгое время производительность труда.
5. Что не характерно для авторитарного стиля?
1) эффективность и своевременность;
2) возможность роста профессионализма у неопытных работников;
3) большая вероятность принятия верного решения;
4) способствует профессиональному росту всех работников.
6. Одно из преимуществ демократического стиля –
1) все работники вовлечены в трудовой процесс, нет саботирующих цели организации, в которой работают;
2) создаются условия для профессионального роста подчиненных;
3) отсутствуют конфликты в связи с нововведениями;
4) Решение большинства (что характерно для демократов) всегда наилучше отвечает интересам организации.
7. Когда следует придерживаться авторитарного стиля в управлении?
1) когда работник нуждается в помощи, в управлении;
2) только при наличии высококвалифицированного персонала;
3) если работник может взять на себя ответственность за выполнение работы и принятия всех решений;
4) когда работник хочет взять ответственность на себя и принимать все решения относительно взятых обязательств.
8. Чем не определяется стиль руководства?
1) характером задач, стоящих перед коллективом;
2) требованиями со стороны правительства;
3) уровнем развития коллектива;
4) личностью лидера.
9. Дуглас МакГрегор в своих исследованиях говорит:
1) подчиненные ведут себя так, как их вынуждает вести себя руководство;
2) поведение руководства напрямую зависит от поведения подчиненных;
3) на поведение подчиненных никак не влияет руководитель;
4) от начальника не зависит, что и как будет делать подчиненный.
10. Какая пословица подходит для описания исследований МакГрегора на тему взаимоотношения подчиненных и руководства?
1) рыба гниет с головы.
2) и вашим, и нашим.
3) без труда не вытащишь рыбку из пруда.
4) делу время, потехе час.
11. С какими традиционными стилями руководства можно соотнести две противоположные позиции X и Y, описанные Д. МакГрегором?
1) теория X – авторитарный стиль, теория Y – либеральный;
2) теория X – демократический стиль, теория Y – авторитарный;
3) теория X – либеральный стиль, теория Y – демократический;
4) теория X – авторитарный стиль, теория Y – демократический.
12. В каких условиях возможно становление лидера – автократа?
1) если личностные свойства руководителя ниже, чем у подчиненных;
2) если ему предстоит руководить низкоквалифицированными работниками, имеющими низкий культурный уровень;
3) если сам руководитель не обладает нужным уровнем знаний и профессиональной подготовки;
4) верны все варианты.
13. Какой лидер должен уметь менять свое поведение в зависимости от ситуации и быть эмоционально устойчивым?
1) автократичный;
2) демократичный;
3) либеральный;
4) неформальный.
14. В какой ситуации уместен либеральный метод управления?
1) в сфере научных исследований;
2) в промышленности;
3) в военной сфере;
4) в сфере машиностроения.
15. Роберт Блэйк и Джейн Мутон представили классификацию стилей лидерства в виде управленческой решетки. Что на рисунке изображает ось x?
1) степени заботы о человеке;
2) степени заботы о производстве;
3) уровни требований со стороны руководства;
4) уровни удовлетворенности подчиненных условиями труда.
16. На каком месте бы расположился руководитель с авторитарным стилем во время совещания?
а) б)
в)
г)
17. Преимущество авторитарного стиля перед демократическим, по мнению К.Левина в том, что авторитарный стиль управления:
1) способствует выполнению большего объема работы, чем демократичный стиль
2) способствует высокой мотивации работников
3) способствует улучшению социально-психологического климата;
4) способствует снижению конфликтности в группе
18. Недостаток авторитарного стиля перед демократическим, по мнению К.Левина в том, что авторитарный стиль управления:
1) способствует выполнению большего объема работы, чем демократичный стиль
2) способствует снижению мотивации работников
3) способствует ухудшению социально-психологического климата;
4) способствует повышению конфликтности в группе
19 . Благосклонный автократ в управлении персоналом стремится:
1) использовать наказание;
2) использовать вознаграждение;
3) избегать негативного принуждения;
4) проявлять заботу о персонале.
20. Для активации инновационного потенциала работников необходимо применять :
1) эксплуататорско–авторитарный стиль лидерства;
2) благосклонно–авторитарный стиль лидерства;
3) консультативно–демократический стиль лидерства;
4) стиль лидерства основанный на участии.
ТЕМА 5. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
ТЕСТ
(выберите один или несколько вариантов ответов)
1. Модель ситуационного лидерства:
1) опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией;
2) опирается на взаимосвязь между ситуацией и характером руководителя;
3) опирается на взаимосвязь между возможностями организации и стилем лидерства;
4) опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и потребностями работника
2. Может ли лидер быть успешным во всех ситуациях?
1) он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации;
2) руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других;
3) лидер должен быть успешным во всех ситуациях;
4) это зависит от стиля лидерства;
3. Какой фактор, по мнению Ф. Фидлера, не влияет на поведение руководителя?
5) взаимоотношения с подчиненными;
6) внешняя политика;
7) должностные полномочия;
8) структура задачи.
4. Ф. Фидлер считал, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом
1) постоянным;
2) переменным;
3) авторитарным;
4) демократичным.
5. Ф. Фидлер исходит из предположения, что
1) человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
2) человек может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
3) он предлагает помещать руководителя со своим стилем лидерства в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к его стабильному стилю руководства;
4) все ответы верны.
6. Стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит:
1) в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
2) в благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него достаточно власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
3) в неблагоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточно власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными;
4) все ответы верны.
7. В соответствии с подходом «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1) разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
2) использование страха наказания для достижения целей подчиненными;
3) оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
4) директивные указания руководителя, направленные на достижение намеченных целей.
8. В случае утомительной и неинтересной работы для подчиненного руководителю следует использовать:
1) инструментальный стиль;
2) поддерживающий стиль;
3) стиль, ориентированный на достижения;
4) стиль, поощряющий участие.
9. Суть ситуационных теорий лидерства:
1) руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в конкретных ситуациях;
2) руководитель-лидер должен менять ситуацию с помощью используемого стиля лидерства;
3) человек может приспособить свой стиль руководства к ситуации;
4) ситуация оказывает влияние на применяемый стиль руководства.
10. По теории Херси – Бланшера:
1) руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей, воздействуя на пути достижения этих целей;
2) цель влияет на применяемый стиль руководства;
3) стиль руководства нужно учитывать в разных ситуациях;
4) ситуация оказывает влияние на применяемый стиль руководства
11. По модели принятия решений руководителем Врума-Йеттона:
1) имеется шесть стилей руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
2) имеется три стиля руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
3) имеется пять стилей руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений;
4) имеется четыре стиля руководства, используемых в зависимости от степени участия подчиненных в принятии решений.
12. Критериями в модели принятия решений руководителем Врума-Йеттона являются:
1) наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения;
2) заинтересованность сотрудников в достижении цели;
3) уверенность, что демократическое решение лидера получит поддержку у подчиненных;
4) заинтересованность руководителя в достижении цели.
13. Поддерживающий стиль лидерства предполагает, что лидер:
1) подробно инструктирует, проверяет задания исполнителей;
2) разъясняет свои решения, проясняет ситуацию;
3) информирует о своих идеях, способствует принятию решения;
4) возлагает на других ответственность за принятие решений и их выполнение.
14. Уровень готовности сотрудников можно измерить:
1) уровнем компетентности и уровнем настроя;
2) уровнем мотивации сотрудников и уровнем удовлетворенности работой в организации;
3) степенью контроля за работой;
4) все ответы верны.
15. Директивный стиль лидерства вполне уместен, когда
1) подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу;
2) подчиненным требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль;
3) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
4) подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.
16. Наставнический стиль лидерства вполне уместен, когда
1) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
2) руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать;
3) подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу;
4) подчиненным требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.
17. Делегирующий стиль лидерства вполне уместен, когда
1) подчиненные и могут, и хотят нести ответственность;
2) поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения;
3) подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
4) руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать.
18. Достоинство ситуационного подхода к лидерству состоит в том, что:
1) руководители могут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации;
2) в некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, не структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, без проявления заботу и оказания поддержки;
3) руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой–то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы;
4) все ответы верны
19. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может:
1) оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту;
2) всегда эффективно руководить и в другой ситуации на более высоком посту;
3) возлагать на других ответственность за принятие решений и их выполнение;
4) подробно инструктирует, проверяет задания исполнителей.
20. Если руководитель переведен из подразделения с высоко структурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами, то он может:
1) всегда эффективно руководить и в другой ситуации на более высоком посту;
2) возлагать на других ответственность за принятие решений и их выполнение;
3) оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту;
4) подробно инструктировать, проверять задания исполнителей.
////////////////////////////