Психология охраны труда (презентация для студентов)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология охраны труда (презентация для студентов)

 

 

опасность
а) Идентификация (распознавание) опасностей — рассмотрение вида
опасности, пространственных и временных координат, уровня
(интенсивности) опасности, риска возможного ущерба вероятности и
др.;
б) Профилактика идентифицированных опасностей на основе
сопоставления затрат и выгод;
в) Действия в условиях чрезвычайных ситуаций, так как часть
идентифицированных опасностей в соответствии с концепцией
остаточного риска может с определенной вероятностью реализоваться.
Рассматриваются опасности, с которыми может столкнуться человек в
процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по
происхождению на
6
групп:
природные, антропогенные,
биологические, техногенные, социальные, экологические.
Деятельность
Деятельность - специфически человеческая
форма активного отношения к окружающему
миру, содержание которой составляет его
целесообразное преобразование.
Пассионарность это внутреннее качество,
свойственное человеку и направленное на
достижение какой либо цели (нередко
иллюзорной). Таким образом, пассионарность
это внутренняя причина деятельности.
Деятельность носит системный характер. Под системой
понимается совокупность элементов, находящихся в
определенных отношениях друг с другом и образующих
некую целостность. Во всех системах, связанных с
деятельностью, человек является обязательным
элементом по определению. Система обладает
качествами, которых нет у образующих ее элементов. Это
свойство систем называется эмерджентностъю, то есть
новым качеством, возникающим в результате
взаимодействия элементов.
Системы, в которых определенные функции выполняет
человек, называются эргатическими. В эргатических
системах человеку принадлежит приоритетное,
центральное место. Для изучения деятельности
необходимо большие системы разделить на мелкие,
выделив в них необходимые для анализа объекты, связи,
отношения, качества. Этот процесс будем называть
декомпозицией.
Элементы окружающей среды оказывают воздействие
на организм человека. Такие воздействия называются
факторами. По отношению к человеку факторы
могут быть внешними (звук, свет), и внутренними
(эмоции, болевые ощущения, страх, усталость и т.
п.).
Факторэто любое воздействие, оказывающее
влияние на организм человека.
По природе факторы среды могут иметь
1)вещественную основу (пыль, газ)
2) энергетическую основу(вибрация, звук, свет)
3) информационную основу(речевые сообщения,
условные сигналы)
При достижении некоторого значения фактор может
оказать отрицательное, воздействие на здоровье
человека. Такой фактор называется опасностью.
Фактор — это любое воздействие на человека, а
опасность — это фактор, приносящий ущерб
здоровью человека.
Существуют три механизма превращения фактора в
опасность:
1) рост величины (например, электрическое
напряжение);
2) малые воздействия в течение длительного
времени, то есть кумулятивный эффект (например,
ионизирующее излучение);
3) совместное действие факторов.
Под опасностью понимается все то, что может
причинить ущерб здоровью человека. Другими
словами, опасность — это потенциальный источник
ущерба здоровью человека.
Под ущербом здоровью понимается только
заболевание, травма или летальный исход.
ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ
«ЧЕЛОВЕК-ОПАСНОСТЬ»
Система «человек - опасность» является предметом
дальнейшего анализа, в результате которого
осуществляется идентификация опасностей. Под
идентификацией опасностей понимается процесс и
результат распознавания вида опасностей,
установление их возможных причин,
пространственных и временных координат, частоты
(вероятности) проявления, величины (мощности),
возможных последствий, то есть необходимых и
достаточных данных для организации превентивных
мер.
В системе «человек-опасность» человек может выполнять следующие три роли:
1)быть объектом
2)средством защиты
3)источником опасности.
Человек — система адаптирующаяся. Особое значение
в процессе адаптации имеет обучение. БЖД как
учебная и научная дисциплина рассматривает
непосредственные (по отношению к человеку)
опасности непреднамеренного характера и
разрабатывает адекватные превентивные
мероприятия. Объектом изучения является
деятельность, а предметом — система «человек-
опасность».
СВОЙСТВА ОПАСНОСТЕЙ
Опасности имеют потенциальный характер.
Понятие «потенциальный» (от лат. potentia — сила) означает
возможность, которая может реализоваться при определенных
условиях. Эти условия называются причинами реализации
опасностей.
Потенциальные опасности реализуются стохастически, то есть
случайно, с некоторой вероятностью.
Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это
свойство называется тотальностью.
Опасности перманентны, то есть постоянны, непрерывны.
Опасности вариабельны, то есть изменяются по величине, что и
является объективной предпосылкой управления безопасностью.
По определению опасности причиняют ущерб здоровью человека.
Благодаря постоянному воздействию
опасностей у человека выработался
безусловный рефлекс, Называемый
инстинктом. Инстинкт (лат. instinctus
побуждение) — совокупность сложных
врожденных реакций (актов поведения)
организма, возникающих в ответ на внешние
или внутренние раздражения. Человеку
свойственны оборонительные и пищевые
инстинкты, инстинкт убегания, осторожности
и др.
Практическая деятельность людей является основой
интуиции (лат. intuitio — пристально смотрю), то
есть способности чувствовать, воспринимать
подсознанием опасность путем прямого ее
усмотрения без каких либо доказательств. Наличие
инстинктов и интуиции является косвенным
свидетельством того, что опасности всегда
сопровождают все виды деятельности человека.
Аксиома может быть сформулирована в очень простой
форме:
любая деятельность потенциально опасна.
ПРИЧИНЫ ОПАСНОСТЕЙ
Чтобы опасность реализовалась и стала причиной
ущерба здоровью людей, необходимы определенные
условия. Эти условия будем называть причинами.
Причины в общем случае можно разделить на
организационные, технические, технологические,
психофизиологические, природно-климатические.
Каждый опасный случай имеет не одну, а несколько
причин. Другими словами, реализующиеся опасности
много причинны. При этом причины образуют
иерархическую структуру, то есть каждая причина в
свою очередь имеет свою причину. Таким образом,
образуется цепочка причин. Причины имеют ключевое
значение в Решении проблем безопасности.
Анализ реализовавшихся опасностей и
построение адекватных деревьев опасностей
и причин позволяет наиболее полно
расследовать обстоятельства событий и
выявить все актуальные причин.
Под актуальными для данного уровня
управления понимаются причины, устранение
которых возможно, при помощи превентивных
мероприятий.
В основе профилактики несчастных случаев по
существу лежит поиск причин.
КВАНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ ПОНЯТИЕ О
РИСКЕ
Для оценки сложных, качественно определяемых понятий
применяется квантификация, то есть использование
количественных показателей.
Применяются численные, балльные и другие приемы
квантификации.
Наиболее распространенной оценкой опасности является
риск.
Риск это количественная мера опасности, понимаемая как
сочетание двух элементов:
1) частоты или вероятности опасного или неблагоприятного
события и
2) тяжести (серьезности) его последствий.
Риск можно описать как обычное произведение частоты
опасного события на тяжесть последствия
Индивидуальный риск это частота поражения
отдельного человека в результате воздействия
опасного фактора за определенный период времени.
Коллективный, или групповой, риск - это
ожидаемое количество пораженных в результате
воздействия опасного фактора за определенный
промежуток времени. Этот показатель характеризует
возможный ущерб.
Потенциальный территориальный риск это
частота реализации поражающих факторов аварии,
катастрофы, экологического бедствия в
рассматриваемой точке территории.
Социальный риск характеризует тяжесть или
катастрофичность последствий реализации опасного
события. Социальный риск представляет собой
дискретное распределение вероятности опасного
события по числу пострадавших.
Ожидаемый ущерб — это математическое ожидание
величины ущерба при возникновении опасного
события за определенный период времени.
Ожидаемый ущерб обычно выражается в денежном
эквиваленте и чаще всего учитывает ущерб
материального имущества.
Для сравнения риска и выгод многие специалисты
предлагают ввести экономический эквивалент
человеческой жизни. Такой подход вызывает
возражения определенного круга лиц, которые
утверждают, что человеческая жизнь свята и не
подлежит денежной оценке.
«Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти
человеческую жизнь?»
По зарубежным исследованиям человеческая жизнь
оценивается от 650 тыс. до 7 млн долларов США.
КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА
Современный мир отверг концепцию абсолютной
безопасности и пришел к концепции приемлемого
(допустимого) риска, суть которой в стремлении к
такой безопасности, которую приемлет общество в
данный период времени. Приемлемый риск сочетает
в себе технические, экономические, социальные и
политические аспекты и представляет некоторый
компромисс между уровнем безопасности и
возможностями ее достижения.
При увеличении затрат технический риск снижается,
но растет социальный. Суммарный риск имеет
минимум при определенном соотношении между
инвестициями в техническую и социальную сферы.
Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе
риска, с которым общество пока вынуждено
мириться.
Максимально приемлемым уровнем индивидуального
риска гибели обычно считается 10-6 в год.
Пренебрежительно малым считается индивидуальный
риск гибели 10-8 в год.
Максимально приемлемым риском для экосистем
считается тот, при котором может пострадать 5%
видов биогеоценоза. На самом деле приемлемые
риски на 2-3 порядка «строже» фактических.
Следовательно, введение приемлемых рисков
является акцией, прямо направленной на защиту
человека.
Безопасность достигается путем снижения уровня
риска до допустимого. Допустимый риск представляет
оптимальный баланс между безопасностью и
требованиями, которым должны удовлетворять
продукция, процесс или услуга, а также такими
факторами, как выгодность для пользователя,
эффективность затрат и др.
Теперь настало время спросить: что же такое
безопасность?
Понятно, что это желанная цель. Но достижима ли
она?
Ведь существует аксиома о потенциальной опасности
любой деятельности. Мы не должны входить в
противоречие с общепринятыми положениями.
Безопасность —это опасность, риск которой
является приемлемым (допустимым). Проще
говоря, под безопасностью следует понимать
незначительную опасность, которой можно
пренебречь.
ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ СРЕД ОБИТАНИЯ
Опасным производственным фактором (ОПФ)
называется такой производственный фактор,
воздействие которого на работающего в определенных
условиях приводит к травме или к другому внезапному
резкому ухудшению здоровья.
К опасным производственным факторам относятся:
электрический ток определенной силы; раскаленные
тела; возможность падения с высоты самого
работающего либо различных деталей и предметов;
оборудование, работающее под давлением выше
атмосферного, и т.д.
Вредным производственным фактором (ВПФ)
называется такой производственный фактор,
воздействие которого на работающего в определенных
условиях приводит к заболеванию или снижению
трудоспособности. Заболевания, возникающие под
действием вредных производственных факторов,
называются профессиональными.
Под вредными производственными факторам понимают:
неблагоприятные метеорологические условия;
запыленность и загазованность воздушной среды;
'воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации,
наличие электромагнитных полей, лазерного и
ионизирующего излучений и др.
Четкой границы между опасными и
вредными производственными факторами
часто не существует.
Вредными для здоровья физическими факторами
являются: повышенная или пониженная температура
воздуха рабочей зоны, высокие влажность и скорость
движения воздуха, повышенные уровни шума и
вибраций, ультразвука и различных излучений -
тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.,
запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны,
недостаточная освещенность рабочих мест, проходов
и проездов, повышенная яркость света и пульсация
светового потока
Химические опасные и вредные производственные
факторы по характеру действия на организм
человека подразделяются на следующие группы:
общетоксические, раздражающие,
сенсибилизирующие (вызывающие аллергические
заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие
опухолей), мутагенные (действующие на половые
клетки организма), В эту группу входят
многочисленные пары и газы: пары бензола и
толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид,
оксиды азота, аэрозоли свинца и др., токсичные
пыли, образующие, например, при обработке
резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и
некоторых пластмасс. Сюда относятся также
агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые,
могут причинить химические ожоги кожного покрова
при соприкосновении с ним.
Биологические опасные и вредные
производственные факторы:
микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.д.)
и макроорганизмы (растения и животные),
воздействие которых на работающих
вызывает травмы или заболевания.
Психофизиологические опасные и
вредные производственные факторы:
физические перегрузки (статические и
динамические) и нервно-психические
перегрузки (умственное перенапряжение,
перенапряжение анализаторов слуха,
зрения и др.).
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,ВЛИЯЮЩИЕ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Психические процессы составляют основу
психической деятельности и являются
динамическим отражением
действительности. Вез них невозможно
формирование знаний и приобретение
жизненного опыта. Различают
познавательные, эмоциональные и волевые
психические процессы (ощущения,
восприятия, память и др.).
Память свойство запоминания, сохранения и
последующего воспроизведения индивидуумом
информации, непосредственно связанной с
безопасностью, особенно оперативного характера.
За первые 9 часов информация уменьшается от 100%
до 35%. Следовательно, чтобы восполнить утраченную
информацию, необходимо проводить обучение,
инструктажи и т. д. Таким образом, «кривая
забывания» может служить научной основой для
организации учебно-инструктивной подготовки
работников по охране труда, особенно в отношении
периодичности.
Внимание— это направленность сознания на
определенные объекты, имеющие для личности
устойчивую или ситуативную значимость, а также
сосредоточение сознания, предполагающее
повышенный уровень сенсорной, умственной или
двигательной активности.
Для привлечения внимания к опасностям
используются различные средства — звуковые,
зрительные и т. д. Визуальная информация по
безопасности представлена в виде плакатов,
надписей, знаков, световых сигналов, различных
видов окраски опасных объектов и др. Сенсорная
информация, в основном зрительная, слуховая и
тактильная, организуется при помощи восприятия.
Восприятие (перцепция) — это полисенсорное
отражение в сознании человека предметов или
явлений при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Перцептивные образы имеют в
основном полисенсорный характер, так как
используется информация от нескольких видов
анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
Исследованиями установлено, что качественное восприятие
информационных средств по технике безопасности должно
соответствовать определенным правилам, в частности,
должны обеспечиваться актуальность и новизна информации,
эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных
сообщений (текст из 3-6 слов), композиционная
оригинальность и т. д.
Наряду с речемыслительным уровнем важную роль в
принятии решения играет эмоционально-чувственная сфера,
включающая чувства, эмоции, аффекты, настроение и волю.
Чувства это оперативное отражение в сознании
человека его реальных отношений, то есть
потребностей субъекта, к значимым для него
объектам.
Чувства выполняют сигнальную и
регулятивную функцию во взаимоотношениях
субъекта с окружающей средой. Основными
чувствами, способствующими
травматогенным ситуациям, служат чувство
утраты реальности (аутистичность), ложный
страх (фобии) и т.д.
Эмоции — это непосредственное переживание какого-
либо чувства. Основными видами эмоций являются
стенические и астенически
Стенические эмоции (решимость, радость,
воодушевление, азарт) побуждают к активным
действиям, преодолению препятствий и
устранению причин угрозы для человека.
Астенические эмоции (боязнь, опасение,
страх, испуг, ужас) характеризуются уходом
от борьбы, замыканием в себе, излишними
переживаниями.
Проявление эмоций связано с темпераментом и
характером. Эмоциональные проявления
учитываются при допуске на определенные
виды ответственных работ (авиа полеты,
хирургия и т. д.).
С эмоциями тесно связаны аффекты, то есть
эмоциональные процессы, быстро
овладевающие человеком, бурно
протекающие, характеризующиеся
значительным изменением сознания,
нарушением контроля за действиями (утратой
самообладания), а также изменением всей
жизнедеятельности человека.
Аффект служит главной эмоциональной
травматогенной формой. В состоянии аффекта,
например отчаяния, может возникнуть ступор
(застывание в неподвижной позе) или обморок. После
аффективной вспышки может внезапно наступить
аффективный шок, характеризующийся разбитостью,
упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей,
склонных к аффектам, нельзя допускать к особо
ответственным работам.
Настроение — это общее эмоциональное состояние,
окрашивающее в течение длительного времени
протекание отдельных психических процессов и
поведение человека.
длительное эмоционально-отрицательное
настроение может привести к фрустрациям, то
есть к состоянию неспособности к активным
действиям при наличии объективно
непреодолимых (или субъективно
воспринимаемых) трудностей, что в свою
очередь может привести к ослаблению
организма и служить причиной несчастных
случаев.
Воля — это форма психической активности человека
которая предполагает регулирование человеком
своего поведения, торможение ряда других
стремлений и побуждений; предусматривает
организацию различных действий в соответствии с
сознательно поставленными целями.
Основными особенностями волевой деятельности
являются: осознанность, детерминированность как
жизненными обстоятельствами, так и складом
личности. Основным элементом волевой
деятельности служит волевой акт.
Антиподы волевых качеств — внушаемость,
нерешительность, безволие, импульсивность —
являются источниками травматогенных ситуаций.
Наиболее опасным считается групповое внушение,
когда сильная, но антисоциальная личность внушает
большому количеству людей идеи нанесения
телесных повреждений и даже самоуничтожения.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА,ВЛИЯЮЩИЕ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Основными психическими свойствами, влияющими на
безопасность человека, считаются характер и
темперамент.
Важную роль в обеспечении безопасности
человека играет его характер, под которым
понимается совокупность индивидуально-
психологических свойств, проявляющихся в
типичных для данной личности способах
действия при определенных обстоятельствах,
а также своеобразным отношением личности
к этим обстоятельствам.
Физиологической основой характера служат
динамические стереотипы. Ряд характерных свойств
человека объединяются в симптомо-комплексы, или
факторы, которые в совокупности образуют структуру
характера.
В настоящее время существует много вариантов
многофакторных структур характера, выявляемых с
помощью тестирования. Характер учитывается при
профориентации и профотборе.
Не малое отношение к безопасной деятельности
имеет темперамент. В психологии под
темпераментом понимают сочетание таких
характеристик человека, как интенсивность,
скорость, темп, ритм психических процессов и
состояний, зависящих от свойств нервной системы
этого человека — силы, подвижности и возбудимости.
Сангвиник человек уравновешенный,
активный, подвижный, легко переживающий
неприятности и неудачи, практичный.
Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме
автоматической, однообразной и медлительной. Он более
склонен к живой, подвижной деятельности, требующей
смекалки, находчивости и активности. Он настойчиво и
терпеливо добивается намеченного результата. Но эта
целеустремленность и настойчивость проявляются у него,
если работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к
смене впечатлений. Включается в какое-либо дело быстро,
работает ритмично, в нормальном темпе и с высокой
производительностью труда. При ошибках, браке и
неудачах не теряется и сильно не расстраивается. При
обучении специальности ему нужны не столько объяснения
и тем более поучения, сколько рациональное, спокойное и
корректное управление его самостоятельной деятельностью
Флегматик человек с замедленными
реакциями, невозмутимый, постоянный в своих
чувствах, размеренный в действиях и речи.
Флегматик приступает к работе не спеша, но
готовится к ней обстоятельно. Входит в нормальный
ритм сравнительно долго, темп работы невысок.
Однако, благодаря обстоятельной подготовке к
работе, упорству и настойчивости,
производительность его труда может быть вполне
удовлетворительной. Он требователен к качеству
своей работы. Не склонен к смене видов
деятельности. Более расположен к однообразной,
хорошо им освоенной работе. Его нужно
поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая
самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
Холерик возбудимый, порывистый,
несдержанный в эмоциях, с частыми сменами
настроения, быстро говорящий человек.
Холерик склонен проявлять излишнюю поспешность:
не дослушав объяснения, задавать вопросы; не поняв
еще сути действия, приступать к его выполнению.
Врабатывается, в нормальный ритм труда быстро, но
ритм работы неравномерный. То же самое проявляет­
ся в темпе и производительности работы. Холерика
необходимо постоянно сдерживать. В случаях ошибок
и неудач в его работе важно тщательно разбираться в
их причинах. При неудаче холерик может принять
опрометчивое решение. Поэтому в подобных случаях
его надо «охлаждать» спокойным, но впечатляющим
замечанием по поводу несдержанности.
Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, очень
впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но
способный тонко чувствовать и воспринимать больше
информации, чем другие, отчего он быстрее устает.
Меланхолик может успешно работать в спокойной и
вполне безопасной обстановке, не требующей от него
быстрых реакций и частой смены характера
деятельности. Входит в нормальный ритм труда
медленно и сохраняет его недолго в связи с быстрой
утомляемостью. При возникновении в работе
угрожающей ситуации или резком изменении
обстановки меланхолик может растеряться и
проявить скованность. Поэтому ему необходимо
оказывать своевременную помощь и поддержку. При
неудачах меланхолику не следует делать резких
замечаний, чтобы не усилить неуверенность в себе.
Чтобы психологически подготовиться к встрече с
опасностью, надо обратить внимание на свой характер.
В отличие от социально приобретенного характера,
темперамент обусловлен генетически. Темперамент
может иметь определенное значение для
возникновения травматогенных ситуаций в более
длительных отрезках времени в отличие от характера.
Например, общеизвестно, что при неблагоприятных
обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой
собственной трусости, чем холерик или сангвиник. Чем
человек старше, тем в большей степени формирование
характера зависит от него самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////