|
|
опасность
а) Идентификация (распознавание) опасностей — рассмотрение вида
опасности, пространственных и временных координат, уровня
(интенсивности) опасности, риска возможного ущерба вероятности и
др.;
б) Профилактика идентифицированных опасностей на основе
сопоставления затрат и выгод;
в) Действия в условиях чрезвычайных ситуаций, так как часть
идентифицированных опасностей в соответствии с концепцией
остаточного риска может с определенной вероятностью реализоваться.
Рассматриваются опасности, с которыми может столкнуться человек в
процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по
происхождению на
6
групп:
природные, антропогенные,
биологические, техногенные, социальные, экологические.
Деятельность
• Деятельность - специфически человеческая
форма активного отношения к окружающему
миру, содержание которой составляет его
целесообразное преобразование.
• Пассионарность это внутреннее качество,
свойственное человеку и направленное на
достижение какой либо цели (нередко
иллюзорной). Таким образом, пассионарность
это внутренняя причина деятельности.
• Деятельность носит системный характер. Под системой
понимается совокупность элементов, находящихся в
определенных отношениях друг с другом и образующих
некую целостность. Во всех системах, связанных с
деятельностью, человек является обязательным
элементом по определению. Система обладает
качествами, которых нет у образующих ее элементов. Это
свойство систем называется эмерджентностъю, то есть
новым качеством, возникающим в результате
взаимодействия элементов.
• Системы, в которых определенные функции выполняет
человек, называются эргатическими. В эргатических
системах человеку принадлежит приоритетное,
центральное место. Для изучения деятельности
необходимо большие системы разделить на мелкие,
выделив в них необходимые для анализа объекты, связи,
отношения, качества. Этот процесс будем называть
декомпозицией.
• Элементы окружающей среды оказывают воздействие
на организм человека. Такие воздействия называются
факторами. По отношению к человеку факторы
могут быть внешними (звук, свет), и внутренними
(эмоции, болевые ощущения, страх, усталость и т.
п.).
Фактор — это любое воздействие, оказывающее
влияние на организм человека.
По природе факторы среды могут иметь
• 1)вещественную основу (пыль, газ)
• 2) энергетическую основу(вибрация, звук, свет)
• 3) информационную основу(речевые сообщения,
условные сигналы)
• При достижении некоторого значения фактор может
оказать отрицательное, воздействие на здоровье
человека. Такой фактор называется опасностью.
• Фактор — это любое воздействие на человека, а
опасность — это фактор, приносящий ущерб
здоровью человека.
Существуют три механизма превращения фактора в
опасность:
• 1) рост величины (например, электрическое
напряжение);
• 2) малые воздействия в течение длительного
времени, то есть кумулятивный эффект (например,
ионизирующее излучение);
• 3) совместное действие факторов.
• Под опасностью понимается все то, что может
причинить ущерб здоровью человека. Другими
словами, опасность — это потенциальный источник
ущерба здоровью человека.
• Под ущербом здоровью понимается только
заболевание, травма или летальный исход.
ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ
«ЧЕЛОВЕК-ОПАСНОСТЬ»
• Система «человек - опасность» является предметом
дальнейшего анализа, в результате которого
осуществляется идентификация опасностей. Под
идентификацией опасностей понимается процесс и
результат распознавания вида опасностей,
установление их возможных причин,
пространственных и временных координат, частоты
(вероятности) проявления, величины (мощности),
возможных последствий, то есть необходимых и
достаточных данных для организации превентивных
мер.
• В системе «человек-опасность» человек может выполнять следующие три роли:
•
1)быть объектом
•
2)средством защиты
•
3)источником опасности.
• Человек — система адаптирующаяся. Особое значение
в процессе адаптации имеет обучение. БЖД как
учебная и научная дисциплина рассматривает
непосредственные (по отношению к человеку)
опасности непреднамеренного характера и
разрабатывает адекватные превентивные
мероприятия. Объектом изучения является
деятельность, а предметом — система «человек-
опасность».
СВОЙСТВА ОПАСНОСТЕЙ
Опасности имеют потенциальный характер.
Понятие «потенциальный» (от лат. potentia — сила) означает
возможность, которая может реализоваться при определенных
условиях. Эти условия называются причинами реализации
опасностей.
Потенциальные опасности реализуются стохастически, то есть
случайно, с некоторой вероятностью.
Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это
свойство называется тотальностью.
Опасности перманентны, то есть постоянны, непрерывны.
Опасности вариабельны, то есть изменяются по величине, что и
является объективной предпосылкой управления безопасностью.
По определению опасности причиняют ущерб здоровью человека.
• Благодаря постоянному воздействию
опасностей у человека выработался
безусловный рефлекс, Называемый
инстинктом. Инстинкт (лат. instinctus
побуждение) — совокупность сложных
врожденных реакций (актов поведения)
организма, возникающих в ответ на внешние
или внутренние раздражения. Человеку
свойственны оборонительные и пищевые
инстинкты, инстинкт убегания, осторожности
и др.
• Практическая деятельность людей является основой
интуиции (лат. intuitio — пристально смотрю), то
есть способности чувствовать, воспринимать
подсознанием опасность путем прямого ее
усмотрения без каких либо доказательств. Наличие
инстинктов и интуиции является косвенным
свидетельством того, что опасности всегда
сопровождают все виды деятельности человека.
Аксиома может быть сформулирована в очень простой
форме:
любая деятельность потенциально опасна.
ПРИЧИНЫ ОПАСНОСТЕЙ
• Чтобы опасность реализовалась и стала причиной
ущерба здоровью людей, необходимы определенные
условия. Эти условия будем называть причинами.
• Причины в общем случае можно разделить на
организационные, технические, технологические,
психофизиологические, природно-климатические.
• Каждый опасный случай имеет не одну, а несколько
причин. Другими словами, реализующиеся опасности
много причинны. При этом причины образуют
иерархическую структуру, то есть каждая причина в
свою очередь имеет свою причину. Таким образом,
образуется цепочка причин. Причины имеют ключевое
значение в Решении проблем безопасности.
•Анализ реализовавшихся опасностей и
построение адекватных деревьев опасностей
и причин позволяет наиболее полно
расследовать обстоятельства событий и
выявить все актуальные причин.
•Под актуальными для данного уровня
управления понимаются причины, устранение
которых возможно, при помощи превентивных
мероприятий.
В основе профилактики несчастных случаев по
существу лежит поиск причин.
КВАНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ ПОНЯТИЕ О
РИСКЕ
• Для оценки сложных, качественно определяемых понятий
применяется квантификация, то есть использование
количественных показателей.
• Применяются численные, балльные и другие приемы
квантификации.
• Наиболее распространенной оценкой опасности является
риск.
• Риск это количественная мера опасности, понимаемая как
сочетание двух элементов:
• 1) частоты или вероятности опасного или неблагоприятного
события и
• 2) тяжести (серьезности) его последствий.
Риск можно описать как обычное произведение частоты
опасного события на тяжесть последствия
• Индивидуальный риск — это частота поражения
отдельного человека в результате воздействия
опасного фактора за определенный период времени.
• Коллективный, или групповой, риск - это
ожидаемое количество пораженных в результате
воздействия опасного фактора за определенный
промежуток времени. Этот показатель характеризует
возможный ущерб.
• Потенциальный территориальный риск это
частота реализации поражающих факторов аварии,
катастрофы, экологического бедствия в
рассматриваемой точке территории.
• Социальный риск характеризует тяжесть или
катастрофичность последствий реализации опасного
события. Социальный риск представляет собой
дискретное распределение вероятности опасного
события по числу пострадавших.
• Ожидаемый ущерб — это математическое ожидание
величины ущерба при возникновении опасного
события за определенный период времени.
Ожидаемый ущерб обычно выражается в денежном
эквиваленте и чаще всего учитывает ущерб
материального имущества.
Для сравнения риска и выгод многие специалисты
предлагают ввести экономический эквивалент
человеческой жизни. Такой подход вызывает
возражения определенного круга лиц, которые
утверждают, что человеческая жизнь свята и не
подлежит денежной оценке.
«Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти
человеческую жизнь?»
По зарубежным исследованиям человеческая жизнь
оценивается от 650 тыс. до 7 млн долларов США.
КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА
• Современный мир отверг концепцию абсолютной
безопасности и пришел к концепции приемлемого
(допустимого) риска, суть которой в стремлении к
такой безопасности, которую приемлет общество в
данный период времени. Приемлемый риск сочетает
в себе технические, экономические, социальные и
политические аспекты и представляет некоторый
компромисс между уровнем безопасности и
возможностями ее достижения.
При увеличении затрат технический риск снижается,
но растет социальный. Суммарный риск имеет
минимум при определенном соотношении между
инвестициями в техническую и социальную сферы.
Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе
риска, с которым общество пока вынуждено
мириться.
Максимально приемлемым уровнем индивидуального
риска гибели обычно считается 10-6 в год.
Пренебрежительно малым считается индивидуальный
риск гибели 10-8 в год.
Максимально приемлемым риском для экосистем
считается тот, при котором может пострадать 5%
видов биогеоценоза. На самом деле приемлемые
риски на 2-3 порядка «строже» фактических.
Следовательно, введение приемлемых рисков
является акцией, прямо направленной на защиту
человека.
Безопасность достигается путем снижения уровня
риска до допустимого. Допустимый риск представляет
оптимальный баланс между безопасностью и
требованиями, которым должны удовлетворять
продукция, процесс или услуга, а также такими
факторами, как выгодность для пользователя,
эффективность затрат и др.
• Теперь настало время спросить: что же такое
безопасность?
• Понятно, что это желанная цель. Но достижима ли
она?
• Ведь существует аксиома о потенциальной опасности
любой деятельности. Мы не должны входить в
противоречие с общепринятыми положениями.
• Безопасность —это опасность, риск которой
является приемлемым (допустимым). Проще
говоря, под безопасностью следует понимать
незначительную опасность, которой можно
пренебречь.
ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ СРЕД ОБИТАНИЯ
Опасным производственным фактором (ОПФ)
называется такой производственный фактор,
воздействие которого на работающего в определенных
условиях приводит к травме или к другому внезапному
резкому ухудшению здоровья.
К опасным производственным факторам относятся:
электрический ток определенной силы; раскаленные
тела; возможность падения с высоты самого
работающего либо различных деталей и предметов;
оборудование, работающее под давлением выше
атмосферного, и т.д.
• Вредным производственным фактором (ВПФ)
называется такой производственный фактор,
воздействие которого на работающего в определенных
условиях приводит к заболеванию или снижению
трудоспособности. Заболевания, возникающие под
действием вредных производственных факторов,
называются профессиональными.
Под вредными производственными факторам понимают:
неблагоприятные метеорологические условия;
запыленность и загазованность воздушной среды;
'воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации,
наличие электромагнитных полей, лазерного и
ионизирующего излучений и др.
Четкой границы между опасными и
вредными производственными факторами
часто не существует.
• Вредными для здоровья физическими факторами
являются: повышенная или пониженная температура
воздуха рабочей зоны, высокие влажность и скорость
движения воздуха, повышенные уровни шума и
вибраций, ультразвука и различных излучений -
тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.,
запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны,
недостаточная освещенность рабочих мест, проходов
и проездов, повышенная яркость света и пульсация
светового потока
•
Химические опасные и вредные производственные
факторы по характеру действия на организм
человека подразделяются на следующие группы:
общетоксические, раздражающие,
сенсибилизирующие (вызывающие аллергические
заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие
опухолей), мутагенные (действующие на половые
клетки организма), В эту группу входят
многочисленные пары и газы: пары бензола и
толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид,
оксиды азота, аэрозоли свинца и др., токсичные
пыли, образующие, например, при обработке
резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и
некоторых пластмасс. Сюда относятся также
агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые,
могут причинить химические ожоги кожного покрова
при соприкосновении с ним.
•Биологические опасные и вредные
производственные факторы:
микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.д.)
и макроорганизмы (растения и животные),
воздействие которых на работающих
вызывает травмы или заболевания.
•Психофизиологические опасные и
вредные производственные факторы:
физические перегрузки (статические и
динамические) и нервно-психические
перегрузки (умственное перенапряжение,
перенапряжение анализаторов слуха,
зрения и др.).
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,ВЛИЯЮЩИЕ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ
• Психические процессы составляют основу
психической деятельности и являются
динамическим отражением
действительности. Вез них невозможно
формирование знаний и приобретение
жизненного опыта. Различают
познавательные, эмоциональные и волевые
психические процессы (ощущения,
восприятия, память и др.).
• Память свойство запоминания, сохранения и
последующего воспроизведения индивидуумом
информации, непосредственно связанной с
безопасностью, особенно оперативного характера.
• За первые 9 часов информация уменьшается от 100%
до 35%. Следовательно, чтобы восполнить утраченную
информацию, необходимо проводить обучение,
инструктажи и т. д. Таким образом, «кривая
забывания» может служить научной основой для
организации учебно-инструктивной подготовки
работников по охране труда, особенно в отношении
периодичности.
• Внимание— это направленность сознания на
определенные объекты, имеющие для личности
устойчивую или ситуативную значимость, а также
сосредоточение сознания, предполагающее
повышенный уровень сенсорной, умственной или
двигательной активности.
• Для привлечения внимания к опасностям
используются различные средства — звуковые,
зрительные и т. д. Визуальная информация по
безопасности представлена в виде плакатов,
надписей, знаков, световых сигналов, различных
видов окраски опасных объектов и др. Сенсорная
информация, в основном зрительная, слуховая и
тактильная, организуется при помощи восприятия.
• Восприятие (перцепция) — это полисенсорное
отражение в сознании человека предметов или
явлений при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Перцептивные образы имеют в
основном полисенсорный характер, так как
используется информация от нескольких видов
анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
• Исследованиями установлено, что качественное восприятие
информационных средств по технике безопасности должно
соответствовать определенным правилам, в частности,
должны обеспечиваться актуальность и новизна информации,
эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных
сообщений (текст из 3-6 слов), композиционная
оригинальность и т. д.
Наряду с речемыслительным уровнем важную роль в
принятии решения играет эмоционально-чувственная сфера,
включающая чувства, эмоции, аффекты, настроение и волю.
• Чувства — это оперативное отражение в сознании
человека его реальных отношений, то есть
потребностей субъекта, к значимым для него
объектам.
• Чувства выполняют сигнальную и
регулятивную функцию во взаимоотношениях
субъекта с окружающей средой. Основными
чувствами, способствующими
травматогенным ситуациям, служат чувство
утраты реальности (аутистичность), ложный
страх (фобии) и т.д.
• Эмоции — это непосредственное переживание какого-
либо чувства. Основными видами эмоций являются
стенические и астенически
•Стенические эмоции (решимость, радость,
воодушевление, азарт) побуждают к активным
действиям, преодолению препятствий и
устранению причин угрозы для человека.
•Астенические эмоции (боязнь, опасение,
страх, испуг, ужас) характеризуются уходом
от борьбы, замыканием в себе, излишними
переживаниями.
Проявление эмоций связано с темпераментом и
характером. Эмоциональные проявления
учитываются при допуске на определенные
виды ответственных работ (авиа полеты,
хирургия и т. д.).
• С эмоциями тесно связаны аффекты, то есть
эмоциональные процессы, быстро
овладевающие человеком, бурно
протекающие, характеризующиеся
значительным изменением сознания,
нарушением контроля за действиями (утратой
самообладания), а также изменением всей
жизнедеятельности человека.
• Аффект служит главной эмоциональной
травматогенной формой. В состоянии аффекта,
например отчаяния, может возникнуть ступор
(застывание в неподвижной позе) или обморок. После
аффективной вспышки может внезапно наступить
аффективный шок, характеризующийся разбитостью,
упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей,
склонных к аффектам, нельзя допускать к особо
ответственным работам.
• Настроение — это общее эмоциональное состояние,
окрашивающее в течение длительного времени
протекание отдельных психических процессов и
поведение человека.
• длительное эмоционально-отрицательное
настроение может привести к фрустрациям, то
есть к состоянию неспособности к активным
действиям при наличии объективно
непреодолимых (или субъективно
воспринимаемых) трудностей, что в свою
очередь может привести к ослаблению
организма и служить причиной несчастных
случаев.
• Воля — это форма психической активности человека
которая предполагает регулирование человеком
своего поведения, торможение ряда других
стремлений и побуждений; предусматривает
организацию различных действий в соответствии с
сознательно поставленными целями.
• Основными особенностями волевой деятельности
являются: осознанность, детерминированность как
жизненными обстоятельствами, так и складом
личности. Основным элементом волевой
деятельности служит волевой акт.
• Антиподы волевых качеств — внушаемость,
нерешительность, безволие, импульсивность —
являются источниками травматогенных ситуаций.
• Наиболее опасным считается групповое внушение,
когда сильная, но антисоциальная личность внушает
большому количеству людей идеи нанесения
телесных повреждений и даже самоуничтожения.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА,ВЛИЯЮЩИЕ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ
• Основными психическими свойствами, влияющими на
безопасность человека, считаются характер и
темперамент.
• Важную роль в обеспечении безопасности
человека играет его характер, под которым
понимается совокупность индивидуально-
психологических свойств, проявляющихся в
типичных для данной личности способах
действия при определенных обстоятельствах,
а также своеобразным отношением личности
к этим обстоятельствам.
• Физиологической основой характера служат
динамические стереотипы. Ряд характерных свойств
человека объединяются в симптомо-комплексы, или
факторы, которые в совокупности образуют структуру
характера.
• В настоящее время существует много вариантов
многофакторных структур характера, выявляемых с
помощью тестирования. Характер учитывается при
профориентации и профотборе.
• Не малое отношение к безопасной деятельности
имеет темперамент. В психологии под
темпераментом понимают сочетание таких
характеристик человека, как интенсивность,
скорость, темп, ритм психических процессов и
состояний, зависящих от свойств нервной системы
этого человека — силы, подвижности и возбудимости.
Сангвиник — человек уравновешенный,
активный, подвижный, легко переживающий
неприятности и неудачи, практичный.
• Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме
автоматической, однообразной и медлительной. Он более
склонен к живой, подвижной деятельности, требующей
смекалки, находчивости и активности. Он настойчиво и
терпеливо добивается намеченного результата. Но эта
целеустремленность и настойчивость проявляются у него,
если работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к
смене впечатлений. Включается в какое-либо дело быстро,
работает ритмично, в нормальном темпе и с высокой
производительностью труда. При ошибках, браке и
неудачах не теряется и сильно не расстраивается. При
обучении специальности ему нужны не столько объяснения
и тем более поучения, сколько рациональное, спокойное и
корректное управление его самостоятельной деятельностью
Флегматик — человек с замедленными
реакциями, невозмутимый, постоянный в своих
чувствах, размеренный в действиях и речи.
• Флегматик приступает к работе не спеша, но
готовится к ней обстоятельно. Входит в нормальный
ритм сравнительно долго, темп работы невысок.
Однако, благодаря обстоятельной подготовке к
работе, упорству и настойчивости,
производительность его труда может быть вполне
удовлетворительной. Он требователен к качеству
своей работы. Не склонен к смене видов
деятельности. Более расположен к однообразной,
хорошо им освоенной работе. Его нужно
поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая
самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
Холерик— возбудимый, порывистый,
несдержанный в эмоциях, с частыми сменами
настроения, быстро говорящий человек.
• Холерик склонен проявлять излишнюю поспешность:
не дослушав объяснения, задавать вопросы; не поняв
еще сути действия, приступать к его выполнению.
Врабатывается, в нормальный ритм труда быстро, но
ритм работы неравномерный. То же самое проявляет
ся в темпе и производительности работы. Холерика
необходимо постоянно сдерживать. В случаях ошибок
и неудач в его работе важно тщательно разбираться в
их причинах. При неудаче холерик может принять
опрометчивое решение. Поэтому в подобных случаях
его надо «охлаждать» спокойным, но впечатляющим
замечанием по поводу несдержанности.
Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, очень
впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но
способный тонко чувствовать и воспринимать больше
информации, чем другие, отчего он быстрее устает.
• Меланхолик может успешно работать в спокойной и
вполне безопасной обстановке, не требующей от него
быстрых реакций и частой смены характера
деятельности. Входит в нормальный ритм труда
медленно и сохраняет его недолго в связи с быстрой
утомляемостью. При возникновении в работе
угрожающей ситуации или резком изменении
обстановки меланхолик может растеряться и
проявить скованность. Поэтому ему необходимо
оказывать своевременную помощь и поддержку. При
неудачах меланхолику не следует делать резких
замечаний, чтобы не усилить неуверенность в себе.
• Чтобы психологически подготовиться к встрече с
опасностью, надо обратить внимание на свой характер.
В отличие от социально приобретенного характера,
темперамент обусловлен генетически. Темперамент
может иметь определенное значение для
возникновения травматогенных ситуаций в более
длительных отрезках времени в отличие от характера.
• Например, общеизвестно, что при неблагоприятных
обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой
собственной трусости, чем холерик или сангвиник. Чем
человек старше, тем в большей степени формирование
характера зависит от него самого.
|