План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ОАО «Сургутнефтегаз»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ОАО «Сургутнефтегаз»

 

 

 

 

 


ПЛАН по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ОАО «Сургутнефтегаз»


г. Сургут

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

«План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ОАО "Сургутнефтегаз" (далее - План) разработан в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее – ЧС(Н)), с целью организации и обеспечения осуществления мероприятий по их предупреждению и ликвидации.

Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации, а также минимизации ущерба для безопасности населения и окружающей среды.

Настоящий План отвечает требованиям законодательства Российской Федерации и является Планом федерального уровня.

План состоит из трех томов: Концептуальный том (первый), приложения к Плану по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югра и Ямало – Ненецкому автономному округу (второй том), приложения к Плану по Республике Саха-Якутия (третий том). Структура томов соответствует требованиям Правил разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621.

Концептуальном томе представлены концептуальные (общие) подходы ОАО "Сургутнефтегаз" к реализации требований законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и организации мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС(Н).

Тома с приложениями к Плану раскрывают содержание материалов, представленных в концептуальном томе, применительно к конкретным условиям и особенностями расположения и функционирования объектов ОАО "Сургутнефтегаз" в субъектах Российской Федерации: Республике Саха-Якутия, Ханты-Мансийском-Югра и Ямало-Ненецком автономных округах.


    1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана

      1. Цели и задачи

Цель плана:

  • заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС(Н);

  • поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации ЧС для обеспечения безопасности населения и территорий;

  • максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае возникновения ЧС(Н).

    Задачи плана (определены приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»):

  • обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий её возникновения;

  • установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти;

  • осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на ОАО

    «Сургутнефтегаз» и прилегающих к нему территориях;

  • определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по

    обеспечению взаимного обмена информацией;

  • обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;

  • установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок,

  • составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н);

  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);

  • планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).

    План является директивным документом, устанавливающим порядок действий системы ЛРН ОАО "Сургутнефтегаз" при организации мероприятий по предупреждении и ликвидации ЧС(Н) их последствий. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС) ОАО "Сургутнефтегаз" и его структурных подразделений руководствуются положениями Плана при решении вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на опасных производственных объектах ОАО "Сургутнефтегаз".

    Настоящий документ содержит необходимую информацию, указания и практические рекомендации по организации уровневого реагирования, обеспечения готовности сил и средств ликвидации ЧС(Н) для обеспечения эффективного и своевременного выполнения работ по ликвидации ЧС(Н) в рамках РСЧС. В него включен перечень организационных и функциональных обязанностей должностных лиц, порядок проведения мероприятий, требований к отчетности, а также рекомендации по выбору стратегии и тактики локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, создания необходимых финансовых и материальных ресурсов.

    Кроме того, содержание Плана обеспечивает представление его пользователям необходимой информации об организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) в ОАО "Сургутнефтегаз" и позволяет спланировать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) в рамках территориальных и функциональных подсистем РСЧС.

    Пользователями Плана являются:

    МЧС России, а также Приволжско-Уральский и Дальневосточный региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующие территориальные органы МЧС России, находящиеся в этих федеральных округах;

    КЧС Республики Саха-Якутия, Тюменской и Новосибирской области, Ханты- Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

    Пользователями календарных планов оперативных мероприятий, которые являются составной частью настоящего плана и характеризуют действия системы ЛРН ОАО "Сургутнефтегаз" при возникновении ЧС(Н) локального и муниципального значения, являются КЧС соответствующих муниципальных образований и главные управления МЧС России.


    Уровень Плана ЛРН определяется:

  • объемом прогнозируемого разлива (табл.1.4.1-1.4.2) (согласно Приказу Министерства природных ресурсов от 03.03.2003 г. №156, Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613);

    • местоположением (площадью) прогнозируемого разлива. В соответствии с этим:

Уровень Плана ЛРН Федеральный, определен в соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.08.200 г. №613 с изменениями от 15.04.2002 г. №240).

Срок действия данного Плана пять лет.

Порядок применения в практической деятельности: План вступает в силу после его согласования и утверждения.

План является основой и установочным документом для организации ЛРН на объектах ОАО «Сургутнефтегаз», обязательным для исполнения всеми должностными лицами и участвующими в ЛРН организациями в части, касающейся ликвидации чрезвычайной ситуации с разливами нефти и нефтепродуктами.

Факт ознакомления с Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов заверяется личной подписью работника ОАО «Сургутнефтегаз» в листе ознакомления, прилагаемом к настоящему Плану (см. Приложения).

Все текущие изменения, не требующие дополнительного согласования, вносятся в План немедленно, о чем делается пометка в листе внесения изменений, прикладываемом к Плану. Изменения доводятся под роспись до всех работников ОАО «Сургутнефтегаз».

Процесс внесения изменений в документ подлежит учету и контролю. Ответственность за своевременность внесения изменений и уведомление об их применении осуществляет секретарь КЧС ОАО "Сургутнефтегаз".

Ответственным лицом за внедрение Плана и доведение его положений до всех заинтересованных лиц и организаций является главный инженер.

Порядок корректировки Плана:

Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Корректировка (переработка) Плана осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших этот План.


image


Численность персонала подразделений ОАО «Сургутнефтегаз» участвующих в мероприятиях по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов


Нефтегазодобывающее управление


Наименование подразделения


Численность (чел.)

Численность аварийно- спасательного формирования АСФ (чел.)

всего

в том числе аттестованных


Сургутнефть

Цех технического обслуживания и ремонта трубопроводов (ЦТОРТ)


51


13


10


Фёдоровскнефть

Цех технического обслуживания и ремонта трубопроводов (ЦТОРТ)


81


15


14

Быстринскнефть

Участок обслуживания трубопроводов (УОТ)

60

13

12


Комсомольскнефть

Цех технического обслуживания и ремонта трубопроводов (ЦТОРТ)


47


16


16


Лянторнефть

Цех технического обслуживания и ремонта трубопроводов (ЦТОРТ)


100


13


12


Нижнесортымскнефть

Цех технического обслуживания и ремонта трубопроводов (ЦТОРТ)


78


13


13

Талаканнефть

Аварийно-спасательное формирование

13

13

13


БПТОиКО

Аварийно-спасательное формирование


11


11


11

Всего:

441

107

101


image

1.3.6 Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)

Комплекс мероприятий по предупреждению разливов нефтепродуктов на объектах ОАО

«Сургутнефтегаз» включает в себя:

  • организационные мероприятия;

  • инженерно-технические мероприятия;

  • специальные мероприятия.

    Перечень мероприятий организационного характера:

  • подготовка руководящего состава, инженерно-технических работников и персонала к действиям в условиях ЧС (Н);

  • поддержания технического состояния оборудования в исправном состоянии;

  • создания необходимых финансовых и материальных запасов для работ по ЛРН;

  • соблюдение требований промышленной безопасности

    К обслуживанию потенциально опасных объектов, подконтрольных Ростехнадзору РФ, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и аттестованные квалификационной комиссией в установленном порядке.

    Все вновь принимаемые на предприятие рабочие и ИТР, а также направленные на производственную практику учащиеся и студенты проходят вводный инструктаж по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.004-90, по производственной санитарии и пожарной безопасности.

    К самостоятельному обслуживанию работники допускаются только после обучения в специализированном учебном заведении и прохождения стажировки сроком не менее 20 рабочих смен непосредственно на рабочем месте. Допуск к самостоятельной работе персонала, обслуживающего потенциально опасные объекты осуществляется распоряжением по предприятию с прохождением первичного инструктажа. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после обучения, стажировки и приобретения навыков безопасных способов работы и сдачи экзаменов в квалификационной комиссии. Допуск к самостоятельной работе производится на основании распоряжения.

    На объектах ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляется периодическое освидетельствование аппаратуры с установлением расчетного срока ее эксплуатации, производится своевременная замена изношенного оборудования. Контрольно-измерительные приборы зарегистрированы и проходят периодическую поверку в организациях Госстандарта России с периодичностью, установленной нормативами и требованиями заводов-изготовителей. Примеры актов освидетельствования работоспособности и исправности оборудования представлены в Приложениях.

    Эксплуатация, надзор, ревизия и ремонт трубопроводов осуществляется согласно

    «Правилам устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».

    Все технические устройства и оборудование, установленные на объектах ОАО "Сургутнефтегаз", сертифицированы в соответствии с требованиями промышленной безопасности.

    Согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий площадки товарных парков, ЦПС, ДНС, УПСВ и трубопроводы расположены вдали от населённых пунктов на землях, непригодных для использования в сельском хозяйстве, поэтому выполнение специальных мероприятий по созданию санитарно-защитных зон не требуется. Радиус нормативной санитарно-защитной зоны площадочных объектов составляет не менее 1000 м (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01).

    Перечень инженерно-технических мероприятий на объектах ОАО «Сургутнефтегаз»:

    • Планово - предупредительный ремонт и технический осмотр технологического оборудования;

    • Технический осмотр и ревизия контрольно - измерительных приборов и автоматики, проверка срабатывания технологических защит;

    • Проведение учебных и учебно-тренировочных занятий с персоналом;

    • Подготовка оборудования для перехода на летний и зимний период;

    • Проверка заземляющих устройств и молниезащиты оборудования.

Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ соответствуют ГОСТ Р 22.9.03-95.

Проектирование объектов обустройства месторождений осуществляется с выполнением требований НТД [ВСН-014-89; ВСН 521-91; ВНТП 01-87-04-84; РД 08-200-98; ППБО-123-78. ППБО-85; ПБ 07-436-02; ПБ 07-601-03; ПБ 08-624-03; ПБ 09-560-03; ВНТП 3-85; ППБ 01-03;

СНиП 2.05.13-90]. Расчет и установку предохранительных клапанов выполняется в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов и аппаратов, работающих под давлением» и «Инструкции по выбору сосудов и аппаратов, работающих под давлением до 100 кгс/см2 и защите их от превышения давления». Эксплуатация средств автоматики, телемеханики и контрольно-измерительных приборов

производиться с выполнением РД 153-112ТНП-028-97. Предупреждение открытых фонтанов и газонефтеводопроявлений проводится в соответствии с РД 08-254-98.

Безопасность работы ОПО обеспечивается выполнением персоналом правил технической эксплуатации и правил пожарной безопасности. Технический персонал обязан проходить производственное обучение по противопожарному минимуму и периодический инструктаж по правилам пожарной безопасности, обучение безопасному ведению работ, согласно требований органов Госпожнадзора и Ростехнадзор. Командир нештатного звена пожаротушения, кроме того, должен проходить периодическое (1 раз в 3 года) обучение с получением удостоверения установленного образца.

Режим особо охраняемых природных территорий определяется: Федеральными законами от 23.02.1995 № 26-ФЗ, от 14.03.1995 № 33-ФЗ, от 24.04.1995 № 52-ФЗ, от

16.11.1995 № 167-ФЗ, Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425), нормативными актами субъектов федерации. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Помимо особо охраняемых природных территорий, к особо охраняемым природным объектам, подлежащим особой охране, в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ, от 24.04.1995 № 52-ФЗ, нормативными актами субъектов федерации (региональными «Красными книгами») относятся территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и субъектов федерации. На территории субъектов федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к особо охраняемым природным объектам относятся: государственные природные заповедники; заказники; памятники природы; водоохранные зоны; местообитания редких и исчезающих животных и растений, не включенные в особо охраняемые природные территории.

Запрещается размещение скважин на водных объектах высшей и первой категории [ГОСТ 17.1.1.01-77*], их водоохранных зонах, в пределах санитарно-защитных зон водозаборов, курортов, заповедников и других особо охраняемых территорий и объектов [52- ФЗ, Положение о государственных природных заповедниках в РФ (Постановление Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48)]. Размещение объекта бурения в водоохранных зонах водных объектов других категорий должно быть согласовано с контролирующими и

надзорными организациями с обоснованием возможных экологических последствий [ГОСТ 17.1.3.12-86].

С целью защиты от загрязнения поверхности земли и водоемов предусматривается обваловка площадок устьев скважин по периметру земляным валом с целью локализации загрязнений при авариях.

Герметичность гидроизоляции дна и стенок амбаров шламонакопителей, отсутствие влияния накопленных отходов на почвы, растительность, подземные воды контролируются методом анализа проб грунта и воды из приамбарной наблюдательной скважины [РД 51-1-96].

Прокладка трасс временных подъездных дорог осуществляется с максимальным использованием существующей дорожной сети с учетом местных природных условий и необходимости оборудования их водопропускными устройствами [РД 51-1-96].

Трубы для нефтесборных трубопроводов применяются только повышенной хладостойкости и коррозионной стойкости. Для их защиты от внутренней коррозии на кустовых площадках при необходимости предусматривается подача ингибитора коррозии.

Внутрипромысловые трубопроводы выполнены, в основном, подземными, минимальная глубина заложения составляет – 0,8 м. Ширина отвода земли для внутрипромысловых трубопроводов принята 20 м согласно ВСН 452-73. Для защиты наружной поверхности выполняется усиленная изоляция поверх грунтовки. Применяются трубы коррозионно-стойкие, сероводородостойкие (в водоохранных зонах – с увеличенной толщиной стенки). Пересечения внутрипромысловых трубопроводов с автомобильными дорогами выполняются в защитных футлярах из стальных труб.

Прокладка трубопроводов через реки и протоки выполнена подземно. Переходы через водные преграды выполнены с учётом требований СНиП 2.05.06-85. Трубопроводы на подводных переходах пригружены железобетонными кольцевыми или поясными утяжелителями. На берегах рек и протоках установлена отключающая арматура с дистанционным управлением.

Через малые ручьи и протоки, как правило, выполняются воздушные надземные переходы с отключающей арматурой.

Товарные парки, ЦПС, КСП и ДНС оборудованы резервуарами вертикальными стальными (далее - РВС) со стационарной крышей. Объекты хранения нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 РВС размещены по группам, минимальное расстояние между ними 0,75 D (до 30 м).

По периметру каждая группа РВС имеет обвалование и ограждающую стенку из сборных железобетонных плит, которые установлены по подкосной системе. Обвалование и ограждающие стенки рассчитаны на гидростатическое давление разлившейся жидкости на случай полного разлива одного объекта хранения.

В пределах одной группы РВС внутренними земляными валами или ограждающими стенами отделены каждый РВС объёмом 20 000 куб. м или РВС с суммарной ёмкостью 20 000 куб. м. Высота ограждающей стены принята на 0,2 м выше высоты обвалования (2,5 м). Объём, образуемый внутри ограждающей стены, определён для ёмкости одного наибольшего резервуара. Во избежание проникновения разлившейся жидкости (нефти) в грунт площадь, заключённая внутри ограждающей стены, укреплена цементогрунтом толщиной 12 см.

В каждой группе РВС, располагаемой в два ряда и более, предусмотрены заезды внутрь обвалования для пожарной и другой специальной техники, если с внутренних дорог и проездов парка РВС не обеспечивается подача огнетушащих средств и сбор разлившейся нефти.

При одномоментном разрушении РВС распространения разлива нефти за пределы каре (обвалования), группы резервуаров не произойдёт. Ежедневно персонал резервуарных парков проводит визуальный осмотр обваловок и ограждений РВС и заносит в вахтовый журнал отметки об их состоянии.

Диагностика трубопроводов и объектов хранения в резервуарных (товарных) парках проводится в соответствии с РД 39-132-94 "Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов"

Обследование РВС, капитальный и текущий ремонт, антикоррозионное покрытие проводится в соответствии с утверждённой программой капитального и текущего ремонта нефтепромысловых объектов, которая ежегодно утверждается приказом ОАО "Сургутнефтегаз" "Об организационно-технических мероприятиях по обеспечению добычи нефти и газа", а также соответствующими приказами структурных подразделений.

При строительстве кустов нефтяных скважин в водоохранных зонах выполняется комплекс мероприятий, минимизирующих воздействие на водные объекты:

площадки под агрегат для подземного ремонта скважин запроектированы и оснащены твёрдым покрытием (основание из дорнита, покрытие из железобетонных плит, монолитного бетона) с установкой дождеприёмников для приёма нефти и поверхностных сточных вод для дальнейшей подачи их в дренажно-канализационную ёмкость и вывоза за пределы площадок на полигон;

применяется безамбарное бурение с вывозом бурового шлама (в пойменных участках); используется двойное обвалование с укреплением откосов площадок кустов камнем.

В целях предупреждения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, снижения их возможных последствий на основных объектах ОАО "Сургутнефтегаз" выполняются работы по капитальному и текущему ремонту нефтепромысловых объектов. Данные о проведении этих мероприятий приведены в Приложении.

В целях обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов в структурных подразделениях и на их объектах проводится:

мониторинг баланса объёмов перекачиваемой нефти по трубопроводу с проведением анализа состояния баланса (каждые два часа);

мониторинг давления в трубопроводе с использованием системы телеметрического контроля;

воздушное и наземное патрулирование трассы трубопровода согласно графикам обходов и облётов трубопроводов.

мониторинг водотоков, визуальный и химико-аналитический согласно графикам обходов и графику лабораторного контроля за качеством природных вод.

Нефть и нефтепродукты (автомобильные бензины, дизельное топливо, трансформаторное масло) относятся к опасным грузам. Опасные грузы перевозятся специальным автомобильным транспортом, который изготовлен в соответствии с техническими условиями, прошёл испытание и приёмку, оборудован в соответствии с Требованиями по перевозке опасных грузов и Правил дорожного движения правил для перевозки опасных грузов.

В центральных инженерно-технологических службах (ЦИТС) внедрены системы контроля "ОКО-ЦИТС" на базе видеопанелей "BARCO", позволяющих оперативно контролировать ситуацию на всех месторождениях НГДУ. Уровень телемеханизации нефтепромысловых объектов составляет 99%.

Все ДНС, УПСВ подключены к нефтепромысловым системам телемеханики.

Обучение и подготовка работников

Обучение и подготовка персонала включает, не только первоначальную профессиональную подготовку, но и его переподготовку, повышение квалификации и аттестацию, а также проведение учений различного уровня, на которых проверяется и оценивается готовность сил специальных технических средств организации к действиям по ликвидации возможных ЧС(Н).

Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)

В состав сил и средств системы ЛРН ОАО "Сургутнефтегаз" входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности ОАО "Сургутнефтегаз" составляют аварийно- спасательные службы и аварийно-спасательные формирования (цеха, участки технического обслуживания и ремонта трубопроводов), оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и соответствующими материалами. Оснащение АСФ(Н) выбиралось с учетом специфики проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и обеспечивает восстановление поврежденных производственных объектов. Эти формирования способны действовать автономно в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Состав и структура сил постоянной готовности определяется решением КЧС ОАО "Сургутнефтегаз" с учетом возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС(Н).

Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС(Н) и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе учений и проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органами государственного надзора и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС(Н), а также соответствующими структурными подразделениями ОАО "Сургутнефтегаз".

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения оперативности действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок организации следования к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативный транспорт профессиональных аварийно- спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах и речных портах независимо от форм их собственности.

Для снижения времени следования к месту ЧС(Н) транспортные средства следуют колоннами в сопровождении автомобилей ДПС МВД России, оборудованными спецсигналами.


    1. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)

      Уровень Плана ЛРН определяется объемом прогнозируемого разлива (табл.1.4.1-1.4.2) (согласно Приказу Министерства природных ресурсов от 03.03.2003 г. №156).

      Таблица 1.4.1

      Значения нижнего уровня разлива нефти/нефтепродуктов для отнесения разлива к чрезвычайной ситуации на поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот)


      Категория водных объектов

      Нижний уровень разлива

      Масса, т

      Легкие нефтепродукты

      Нефть и тяжелые нефтепродукты

      Рыбохозяйственные водоемы

      0,5

      1

      Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования

      0,5

      1

      Водоемы культурно-бытового водопользования

      1

      1,5


      Таблица 1.4.2

      Значения нижнего уровня разлива нефти/нефтепродуктов для отнесения разлива к чрезвычайной ситуации на местности, в том числе на поверхности торфяных болот (в тоннах)


      Источник загрязнения


      Вид загряз- нения

      Вид территории


      площадки

      Территории насе- ленных пунктов

      Водоох- ранные зоны водных объек- тов


      3


      Про- чие терри- тории


      7

      С твер- дым

      по- крытие м

      Без покр ы- тия


      С твер- дым пок- рытием


      Без покры- тия

      Разведочные и эксплуатационные скважины


      Нефть <*>


      40


      20


      30


      15

      Нефте- и продуктопроводы

      <**>


      Нефть <*>


      40


      20


      30


      15

      Любой факт разлива


      7

      Легкие нефтепродукты


      30


      15


      20


      5


      3

      Авто- и железнодорожные цистерны

      Нефть и тяжелые нефтепродукты


      10


      5


      5


      3


      Любой факт разлива


      3

      Легкие нефтепродукты


      5


      3


      3


      1


      1

      Крупнотоннажные стационарные хранилища

      Нефть

      30

      15

      20

      7

      3

      7

      Тяжелые нефтепродукты


      40


      20


      30


      15


      5


      15

      Легкие нефтепродукты


      20


      7


      10


      5


      1


      5

      Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники

      Нефть

      10

      5

      6

      2


      Любой факт разлива

      2

      Тяжелые нефтепродукты


      20


      7


      10


      5


      5

      Легкие нефтепродукты


      10


      5


      6


      0,5


      0,5

      • Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.

        ** В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.

        • местоположением (площадью) прогнозируемого разлива.

          Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, а также Приказом МПР России от 03.03.2003 N 156, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации.

          При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию ЧС(Н), в организациях разрабатывается внутренний регламент с учетом требований Приказа МПР России от 03.03.2003 N 156 и положений международных конвенций, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в данной области, стороной которых является Российская Федерация.

          На основании требований перечисленных нормативных документов, значение нижнего уровня разлива для отнесения его к категории ЧС (Н) принято:

          -для скважин, находящихся в водоохранной зоне - любой факт разлива;

          • для разливов с попаданием нефти в водный объект – 1 т;

          • для разливов с попаданием нефти на грунт – 20 т. В соответствии с этим:

          Уровень Плана ЛРН Федеральный, определен в соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.08.200 г. №613 с изменениями от 15.04.2002 г. №240).

          Срок дейст вия данного Плана пят ь лет .

          1. Уровни реагирования

Стратегия реагирования при уровневом подходе предусматривает обеспечение управления мероприятиями по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов наиболее экономичным и эффективным способом.

Принцип обеспечения готовности сил и средств заключается в организации поэтапного наращивания сил и средств ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в зависимости от объема и динамики разлива и гидрометеорологических условий выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

В ОАО «Сургутнефтегаз», определены следующие уровни реагирования:

    • нулевой уровень реагирования;

    • первый уровень реагирования;

    • второй уровень реагирования;

    • третий уровень реагирования;

Нулевой уровень реагирования

Нулевой уровень реагирования соответствует разливу, когда объем разлившейся нефти (нефтепродукта) меньше значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, установленного Приказом МПР России от 03 марта 2003 г. N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

На нулевом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, при этом ЧС не объявляется. При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно- спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии. Ввиду того, что при нулевом уровне реагирования

разлив нефти не относится к ЧС(Н), работы по локализации и ликвидации ведутся не круглосуточно, а исходя из сложившейся обстановки и по решению руководителя работ.

Первый уровень реагирования

Первый уровень системы ЛРН обеспечивает ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, не попадающих в категорию ЧС(Н) и осуществляется силами постоянной готовности, которые обеспечивают оперативное реагирование на аварийные ситуации и ЧС(Н) проведение работ по их ликвидации.

Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на этом уровне выполняется в рамках объектового звена системы ЛРН ОАО «Сургутнефтегаз». Первый уровень реагирования на разлив устанавливается для количества разлитого углеводорода до 20 т (при попадании нефти на грунт) и при разливе до 1 т (при попадании нефти в водный объект), а также при любом разливе до 100 т на скважинах, находящихся в водоохранной зоне. При реализации ЧС(Н) данного уровня локализация и ликвидация разлива осуществляется силами и средствами Объекта Предприятия (цеха). Для этого используются имеющиеся в наличии инструменты (комплекты шанцевого инструмента, ведра и т.д.), тяжелая техника (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и т.д.), подручный материал для строительства оградительных траншей и сорбирования разлива (песок, глина, снег). К операциям привлекается персонал объектов. Оповещается о ЧС(Н) первого уровня руководство организации.

Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть переведен в категорию более высокого уровня руководителем работ по ликвидации разливов нефти исходя из местоположения разлива, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ликвидации разливов нефти переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Второй уровень реагирования

На втором уровне системы ЛРН силами аварийно-спасательных формирований в составе НГДУ обеспечивается ликвидация ЧС(Н) локального значения. Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на этом уровне выполняется в рамках структурного звена системы ЛРН ОАО «Сургутнефтегаз».

Разлив нефти локального значения (от 20 до 100 т): работы по ликвидации разлива нефтепродуктов производятся силами и средствами собственного НАСФ. Производятся работы по немедленному ограничению или полной остановке (если это возможно) разлива нефти, локализации, механическому сбору и вывозу разлившейся нефти, а также нефтезагрязненного грунта, насыщенного углеводородами сорбента и других продуктов, образовавшихся в процессе проведения операций ЛРН.

Третий уровень реагирования

На третьем уровне системы ЛРН силами аварийно-спасательных формирований НГДУ, а также сил и средств других НГДУ обеспечивается ликвидация возможных ЧС(Н). Организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) на этом уровне выполняется в рамках системы ЛРН ОАО «Сургутнефтегаз» - объектового звена функциональной подсистемы РСЧС.

Координацию действий сил и средств, принимающих участие в ликвидации ЧС(Н), осуществляет КЧС ОАО "Сургутнефтегаз.

КЧС ОАО "Сургутнефтегаз" при необходимости принимает решение о привлечении сторонних организаций к проведению работ по ликвидации ЧС(Н) с учетом риска распространения разлива нефти на зоны особой значимости и масштабов возможного ущерба для населения и окружающей среды.

Разлив нефти местного значения (до 500 т );

Разли в нефти территориального значения (от 500 до 1000 т );

Разли в нефти регионального значения (от 1000 до 5000 т );

Разли в нефти федерального значения (от 5000 т ).

Структура сил и средств ЛЧС(Н) ОАО "Сургутнефтегаз"

Для обеспечения оперативного реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах ОАО "Сургутнефтегаз" принята трехуровневая структура состава сил ЛРН, которая обеспечивает возможность эшелонирования (наращивания) сил и средств при проведении работ по ликвидации ЧС(Н). С этой целью в составе НГДУ созданы специализированные цеха и участки по техническому обслуживанию и ремонту трубопроводов (участки обслуживания трубопроводов (далее – УОТ), цеха технического обслуживания и ремонта трубопроводов (далее - ЦТОРТ)), в составе которых имеются бригады по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и ремонтно-восстановительные звенья.

В составе этих бригад и звеньев имеются силы постоянной готовности, которые аттестованы на выполнение аварийных и аварийно-восстановительных работ по ЛРН в условиях ЧС(Н). Эти силы составляют первый эшелон сил ЛЧС(Н), который обеспечивает немедленное реагирование на разливы нефти и нефтепродуктов.

Силы второго эшелона представлены персоналом УОТ и ЦТОРТ, который направляется в зону ЧС(Н) после его оповещения и сбора.

Третий эшелон составляют силы и средства, которые привлекаются от других структурных подразделений ОАО "Сургутнефтегаз".

Подбор оборудования ЛЧС(Н) обеспечивает возможность ликвидации всех типов разливов нефти, которые могут произойти на опасных производственных объектах ОАО

«Сургутнефтегаз», в том числе выветренной сырой нефти, в различных географических и гидрометеорологических условиях как на местности, так и на акваториях водных объектах и болотах, а также проведение одновременных операций по ЛРН. Отработаны вопросы привлечения авиационной техники для доставки сил и средств ликвидации ЧС(Н).

В состав средств ЛРН входят водные и наземные транспортные средства для доставки людей и материалов на участки проведения мероприятий по ЛРН и вывоз их с этих участков, а также средства связи, средства индивидуальной защиты персонала и вспомогательное оборудование, на договорной основе привлекается авиационная техника.

Кроме того, предусматривается вывоз нефтешламов, нефтезагрязнённых грунтов и мусора в центры по отмывке почвы и нефтешламов, которые созданы и расположены на территории каждого нефтегазодобывающего управления.


image


image

Рисунок 1.5.1.1. Структура функционального звена РЧСН ОАО «Сургутнефтегаз»


image


Рис.1.5.1.2. Схема связи, оповещения и взаимодействия при возникновении ЧС функциональном структурном звене ОАО «Сургутнефтегаз»


image

Рис.1.5.1.3. Схема управления, оповещения и связи ОАО «Сургутнефтегаз» при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф, стихийных

  1. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Первоочередные действия при ЧС(Н)

      При возникновении ЧС(Н) решающее значение имеет фактор времени, поэтому особенно важно, чтобы экстренные действия персонала при угрозе или возникновении РН носили профессиональный характер, были хорошо отработаны и скоординированы.

      К первоочередным действиям по развертыванию системы ЛРН в ОАО "Сургутнефтегаз" относятся:

      оповещение и сбор соответствующих органов управления, координационных органов, персонала аварийно-спасательных служб и формирований;

      установление круглосуточного режима работы органов управления, координационных органов, персонала аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и работников организации, а также дежурства ответственных должностных лиц;

      приведение в готовность сил и средств ЛРН, определение порядка их развертывания, осуществление мониторинга обстановки и окружающей среды в районе ЧС(Н); доведение информации о сложившейся обстановке до взаимодействующих органов

      управления и координационных органов в рамках РСЧС, и других взаимодействующих организаций;

      уточнение и ввод в действие ранее разработанных планов, в том числе и настоящего Плана;

      направление оперативных групп КЧС в район ЧС(Н);

      организация связи и управления работами по локализации ЧС(Н);

      подготовка и представление донесений вышестоящим органам управления и координационным органам в установленные сроки;

      осуществление обмена информацией с взаимодействующими органами;

      организация контроля и оказании необходимой помощи в выполнении поставленных задач по локализации ЧС(Н);

      организация мероприятий по безопасному функционированию производственных объектов структурных подразделений ОАО "Сургутнефтегаз;

      немедленное централизованное обесточивание смежного оборудования (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты);

      остановку технологического процесса на аварийном участке;

      отсечение поврежденного оборудования близлежащими к месту повреждения задвижками;

      при возникновении пожара, разлива – применение при наличии возможности первичных средств пожаротушения, при отсутствии такой возможности – принятие мер по безопасности персонала, спасению финансовых документов, средств и материальных ценностей.

      Первоочередные действия персонала подразделения Предприятия (участка, цеха и т.д) определены:

      • Планом ликвидации аварий (ПЛА), который разрабатывается на основании:

      • Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624 -03);

      • Инструкции по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин в нефтяной и газовой промышленности (РД 08-254-98, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98 г. № 80).

      Силы постоянной готовности ОАО "Сургутнефтегаз" и НГДУ, другие силы, предназначенные для экстренного реагирования на ЧС(Н), с получением распоряжения (сигнала) в установленные сроки убывают к местам выполнения работ. Остальные силы с получением распоряжения приводятся в готовность к выдвижению и предстоящим действиям. При этом осуществляется проверка готовности к использованию специальных технических и транспортных средств, пополняются запасы материальных и других средств.

      В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведения необходимых расчетов председатель КЧС определяет:

      стратегию и тактику и действий собственных и привлекаемых сил для ликвидации ЧС(Н); основные вопросы взаимодействия;

      организацию управления; задачи по видам обеспечения.

      Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии со сложившейся обстановкой, результатами прогнозирования ее развития, оценки последствий, планируемыми действиями и рекомендациями вышестоящего органа управления или координационного органа.


      1. Оповещение о чрезвычайной ситуации

В случае возникновения ЧС любого уровня, взаимодействие и взаимный обмен информацией между подразделениями ОАО «Сургутнефтегаз», участниками локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов ведется при помощи стационарной телефонной, громкоговорящей и сотовой связи. Организация реагирования при возникновении инцидентов (аварий) приведена на схеме рисунок 2.1.1.1. Схемы оповещения и связи приведены на рис. 1.5.1.1 и 1.5.1.2.


image

Рисунок 2.1.1.1. Организация реагирования при возникновении инцидентов (аварий) Для оповещения руководящего состава ОАО "Сургутнефтегаз", членов КЧС,

руководителей НГДУ и ЦТОРТ (УОТ), а также работников производственных объектов ОАО "Сургутнефтегаз", в части касающейся, подготовлены 6 стандартных сообщений. Соответствующее стандартное сообщение о возникновении ЧС(Н) передается автоматически с использованием автоматизированной системы оповещения АСО-1, которая установлена в Управлении связи и телекоммуникаций. Время на оповещение 100 абонентов не превышает 4 минут.

Оповещение органов управления и координационных органов территориальной подсистемы РСЧС и её звеньев, сил постоянной готовности РСЧС осуществляется диспетчером ЕДДС. Передачу информации о возникновении ЧС(Н) на объектах ОАО

"Сургутнефтегаз" для ЕДДС организует начальник ЦИТС с привлечением инженерно- диспетчерской службы Управления связи и телекоммуникаций.

Поддержание в готовности к использованию системы связи и оповещения возложено на Управления связи и телекоммуникаций, а организация оповещения на ЦИТС.

Первоначальная информация об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации поступает от дежурно-диспетчерской службы цеха структурного подразделения ОАО "Сургутнефтегаз" или непосредственно от ЦИТС.

Персонал ЦИТС осуществляет оповещение соответствующих руководителей и работников ОАО «Сургутнефтегаз» в соответствии с типовой схемой оповещения, которая приведена на рисунке 2.1.1.2., а также организует уведомление соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2.1.1.2. Типовая схема оповещения случае разливов нефти и нефтепродуктов на объектах ОАО «СургутНефтеrаз»


Процедуры уведомления

Своевременную передачу КЧС информации об обстановке и ходе выполнения работ по локализации и ликвидации ЧС(Н) обеспечивает ЦИТС КЧС ОАО "Сургутнефтегаз".

Уведомление органов государственной власти и органов местного самоуправления о возникновении ЧС(Н) и принимаемых мерах по её ликвидации осуществляется в соответствии со схемой оповещения и, как правило, содержит следующую информацию:

  • местоположение, характер и степень тяжести ЧС(Н);

  • обстановка в зоне ЧС(Н), действия по ЛЧС(Н) и планируемые мероприятия;

  • обеспеченность ресурсами для ЛРН подразделений в зоне ЧС(Н);

  • степень освещения в СМИ;

  • срок следующего обновления информации.

Обновление информации осуществляется в установленные сроки.

План спасения загрязнённых нефтью животных

Настоящий план спасения загрязненных нефтью животных является дополнением к плану ЛРН ОАО «Сургутнефтегаз» на этапе лквидации разлива и призван служить в качестве общего руководства по отпугиванию, поимке и реабилитации животных в ходе мероприятий по ликвидации разливов нефти, затрагивающих дикую природу.

В мировом масштабе происшествия с загрязнением нефтью животных происходят менее часто, чем происшествия с разливами нефти, по той простой причине, что не каждый разлив нефти создает проблемы для диких животных.

Спасение загрязненных нефтью животных может иметь значение для документирования воздействий на окружающую среду, защиты редких и исчезающих видов, может удовлетворить ожидания общественности и обеспечить гуманное обращение или эвтаназию загрязненных нефтью животных.

Задачей настоящего Плана является минимизация вреда для окружающей среды посредством следующих мер:

  1. Выявление пострадавших или находящихся под угрозой животных и определение приоритетов по ликвидации последствий в соответстви ссогласованными природоохранными и человеческими ценностями;

  2. Минимизация воздействия на диких животных путем их отпугивания или упреждающего отлова, в случаях, когда это необходимо;

  3. Применение методов и стратегий ликвидации аварийных разливов нефти, направленных на защиту таких экологически уязвимых районов, как зоны размножения и нагула.

Потенциальное воздействие разливов нефти на живую природу

Дикие животные могут быть уязвимы для загрязнения нефтью в силу следующих факторов:

  • поведение;

  • пищевые предпочтения; биотопические требования.

    Представители животного мира могут подвергнуться загрязнению нефтью в следующих районах:

  • на внутренних территориях вблизи пересечений трубопроводов;

  • вблизи берега;

    Количество особей и видов, пострадавших от разлива нефти, зависит от следующих факторов:

  • масштаба нефтяного пятна;

  • химического состава разлитого нефтепродукта;

  • метеорологических условий;

  • времени года (весенняя/осенняя миграция, присутствие льда);

  • местонахождения разлива.

    Воздействие загрязнения нефтью на животных

    Животное может подвергнуться воздействию нефти, находясь на участке разлива нефти. Животное может проглотить нефть, пытаясь очистить свои замазученные перья или мех.

    Еще один путь загрязнения — употребление загрязненной нефтью пищи или воды.

    Общее воздействие нефти на животных можно разделить на следующие типы:

    1. физическое воздействие:

  • потеря водоотталкивающих свойств после замазучивания;

  • потеря теплоизолирующей способности вследствие замазучивания, в результате чего наступает гипотермия;

    1. токсикологическое воздействие:

  • воспаление глаз, кожи, слизистой оболочки;

  • повреждение жизненно важных органов;

  • подавление иммунной системы;

  • уменьшение шансов на воспроизводство потомства (у птиц) и снижение уровня выживаемости молодняка.

    Пострадавшие от разлива нефти животные могут быть обнаружены при проведении мониторинга обстановки и окружающей среды во время осуществления операций по ликвидации разлива нефти.

    Любой сотрудник компании обязан немедленно уведомить руководителя работ на объекте в случае обнаружения животных, пострадавших от разлива нефти с объектов компании, который в свою очередь уведомляет государственные органы (Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре).

    Для работ по спасению животных, не требующих специальных знаний и подготовки, для этих целей могут быть привлечены добровольцы из числа местных жителей.

    Реагирование в полевых условиях.

    В ходе ликвидации разливов нефти, затрагивающих диких животных, необходимо, по возможности, применять методы предотвращения загрязнения нефтью птиц и млекопитающих. Этого можно достигнуть при помощи следующих методов:

  • сдерживание распространения разлива;

  • очистка зоны разлива;

  • упреждающая поимка и удаление диких животных с территорий, которые могут быть загрязнены нефтью;

  • предотвращение приближения животных к загрязненной территории (отпугивание).

    Сдерживание распространения разли ва

    Основной стратегией защиты диких животных является контроль распространения разлитой нефти с целью предотвращения или снижения уровня загрязнения нефтью находящихся под угрозой видов животных и мест их обитания. Операции по сдерживанию распространения разлива нефти будут выполняться силами и средствами ЛРН.

    Очистка зоны разли ва

    Мероприятия по удалению загрязненного нефтью мусора и источников пищи также необходимы для предотвращения загрязнения диких животных.

    Предотвращение приближения животных к загрязненной территории (отп угивание) Отпугивание — это термин, используемый для описания разнообразных средств

    предупреждения проникновения диких животных в зоны, уже подвергшиеся загрязнению нефтью, либо в районы, находящиеся в пределах прогнозируемой траектории движения нефти. Отпугивание должно быть тщательно спланировано, чтобы не допустить перемещения отпугнутых животных в другие загрязненные нефтью зоны.

    Отлов и транспортировка загрязненных нефтью диких животных

    Чем скорее будут отловлены загрязненные животные и чем раньше им будет оказана первая помощь, тем выше их шанс на выживание. Для поиска и отлова животных необходима следующая информация:

  • количество загрязненных нефтью диких животных;

  • вид животных;

  • местоположение;

  • вероятность спасения загрязненных нефтью диких животных.

    В случае, если отлов загрязненных животных представляется возможным и погодные условия благоприятны, должны быть приняты следующие меры:

  • организация транспорта и соответствующих СИЗ и для специалистов по спасению животных;

  • мобилизация персонала и оборудования для стабилизации пострадавших животных;

  • разворачивание полевого пункта стабилизации.

    Отлов загрязненных нефтью диких животных

    Бригада отлова состоит из двух или более опытных спасателей, должным образом снаряженных для отлова диких животных.

    Прежде чем войти в зонк следует провести оценку зоны отлова и разработать стратегии. На случай, если первоначальная стратегия окажется безуспешной, следует иметь резервный план и соответствующее оборудование.

    Загрязненные нефтью птицы утрачивают свою способность оставаться на плаву и потому будут пытаться добраться до берега. К загрязненным нефтью птицам необходимо приближаться со стороны водоема, чтобы не загнать их обратно в воду. Для поимки животного можно использовать ручной сачок с длинной ручкой.

    Если попытка поимки птицы оказалась неудачной, не следует продолжать преследовать её. Повторные попытки поимки вызывают дополнительный стресс, который может оказаться фатальным.

    Обращение с загрязненными нефтью дикими животными

    При обращении с загрязненными нефтью дикими животными необходимо:

  • минимизировать стресс путем использования соответствующих методов обращения;

  • предупреждать самоповреждение животного;

  • избегать повреждений со стороны диких животных (царапание, клевание, укусы). Обращение с дикими животными требует применения соответствующих СИЗ:

  • нитрильные перчатки (нефтестойкие);

  • при необходимости — толстые кожаные перчатки (при обращении с крупными птицами);

  • защитные очки или маска для лица.

Использование полотенец и нитрильных перчаток

Загрязненных нефтью диких животных не следует брать голыми руками. Обращаться с животными необходимо осторожно, используя простыни или полотенца. Оберните полотенце вокруг туловища животного, бережно поднимите его и поместите в транспортировочный

контейнер. Перчатки, простыни и полотенца предотвращают контакт кожи с нефтью и обеспечивают защиту от клевков, укусов и царапин.

Мытье и ополаскивание

Загрязненные нефтью животные промываются вручную теплой водой (38°C), смешанной с бытовым моющим средством «Фэйри», а для удаления нефти с чувствительных участков, например, вокруг глаз и клюва, могут использоваться такие инструменты, как ирригатор «Уотерпик» и зубная щетка. Емкости опорожняются и наполняются теплой водой. Животных моют до тех пор, пока с поверхности их тела не будут удалены все нефтесодержащие вещества.

Животных ополаскивают водой, имеющей температуру 38°C. Во время процедуры ополаскивания должны быть удалены все остатки моющих средств. При этом используются небольшие насадки для душа.

После мытья и ополаскивания очищенные животные содержатся в специальных клетках. Для быстрой сушки очищенных животных используются так называемые «фены для животных». Эти устройства производят струю теплого воздуха, который используется для просушивания животных. В процессе сушки происходит выравнивание перьев и (или) меха.

Транспортировка животных в ветлечебницу

Чем скорее будут отловлены загрязненные животные и чем раньше им будет оказана первая помощь, тем выше их шанс на выживание. Данные разведки должны предоставить бригадам поиска и отлова следующую информацию:

  • количество загрязненных нефтью диких животных;

  • вид животных;

  • местоположение;

  • вероятность спасения загрязненных нефтью диких животных.

    В случае если отлов загрязненных животных представляется возможным и погодные условия благоприятны, должны быть приняты следующие меры:

  • организация транспорта и соответствующих СИЗ и для специалистов по спасению животных;

  • мобилизация персонала и оборудования для стабилизации пострадавших животных;

  • разворачивание полевого пункта стабилизации.

    Отловленных загрязненных нефтью диких животных следует в кратчайшие сроки транспортировать в зону полевой стабилизации, после чего животных необходимо подготовить к транспортировке в ветлечебницу.

    Контейнеры

    Отловленных диких животных необходимо содержать в контейнерах. Бригадам отлова и полевой стабилизации будут предоставлены контейнеры различных видов:

  • Вощеные картонные коробки с вентиляционными отверстиями пригодны для птиц малого и среднего размера (чайки, утки).

  • Пластиковые корзины для транспортировки домашних животных (переноски) различных размеров обеспечат достаточное пространство для содержания птиц более крупного размера (например, гусей, лебедей и хищных птиц).

    Не следует использовать для транспортировки мешки из грубой ткани или проволочные клетки. Они могут вызвать травмы глаз или повредить оперение.

    Прекращение работ на месте разлива

    Работы по спасению животных на месте разлива считаются завершенными когда:

    • отловлены все загрязненные при разливе нефти животные;

    • все отловленные животные прошли процесс стабилизации и были отпущены на волю;

    • все туши погибших животных были собраны и удалены с места работ для последующей утилизации.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////