РЕКОНСТРУКЦИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ: ПРИЧАЛА №34 В МОРСКОМ ПОРТУ ВОСТОЧНЫЙ. Проектная документация (2015 год)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ: ПРИЧАЛА №34 В МОРСКОМ ПОРТУ ВОСТОЧНЫЙ. Проектная документация (2015 год)

 

 

 


Реконструкция гидротехнических сооружений: причала №34, причала №35, подходного канала к причалам 31-35, акватории причала №34, акватории причала №35 в морском порту Восточный


 

Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».


 

Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


 

704-2014-00–ГОЧС.СУБ

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Общая часть 6

    1. Характеристика объекта строительства 8

    2. Характеристика участка строительства 11

  2. Перечень мероприятий по гражданской обороне 13

    1. Сведения об отнесении проектируемого объекта к категории по ГО 13

    2. Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к

    3. Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения, зон возможного образования завалов, а также сведения о расположения

    4. Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или переносе деятельности объекта в другое место, а также перепрофилировании проектируемого производства на выпуск

    5. Сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий и сооружений требованиям, предъявляемым к зданиям и сооружениям объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне 14

    6. Решения по управлению ГО проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий 14

    7. Мероприятия по световой и другим видам маскировки проектируемого объекта 16

    8. Проектные решения по повышению устойчивости работы источников

    9. Обоснование введения режимов радиационной защиты на территории проектируемого объекта, подвергшейся радиоактивному загрязнению (заражению) 18

    10. Проектные решения по обеспечению безаварийной остановки технологических процессов при угрозе воздействия или воздействий по проектируемому

    11. Мероприятия по повышению эффективности защиты производственных фондов проектируемого объекта при воздействии по ним современных средств

    12. Мероприятия по мониторингу состояния радиационной и химической

    13. Решения по повышению надежности электроснабжения неотключаемых

группам по ГО и объектов особой важности по ГО 13

проектируемого объекта относительно зоны световой маскировки 13

иной продукции 13

водоснабжения и их защите от радиоактивных и отравляющих веществ 17

объекту поражающих факторов современных средств поражения 18

поражения 20

обстановки на территории проектируемого объекта 20

объектов и технологического оборудования 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мероприятия по инженерной защите (укрытию) персонала объекта в защитных сооружениях гражданской обороны 21

    2. Решения по созданию запасов материально-технических, продовольственных и иных средств, обеспечению населения и персонала проектируемого объекта

    3. Мероприятия по эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы 21

средствами индивидуальной защиты 21

  1. Перечень мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного

    1. Перечень и характеристики производств (технологического оборудования) проектируемого объекта, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера как на территории

    2. Сведения об объектах производственного назначения, транспортных коммуникациях и линейных объектах, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера на

    3. Сведения о природно-климатических условиях в районе строительства, результаты оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной

    4. Результаты определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия основных поражающих факторов аварий, опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного или

    5. Мероприятия, направленные на уменьшение риска чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте 31

    6. Предусмотренные проектной документацией мероприятия по контролю радиационной, химической обстановки, обнаружению взрывоопасных концентраций, обнаружению предметов, снаряженных химически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами, мониторингу стационарными автоматизированными системами состояния систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий (сооружений) проектируемого объекта, мониторингу технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, опасных природных

    7. Мероприятия по защите проектируемого объекта и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на рядом

    8. Предусмотренные проектной документацией мероприятия по инженерной защите проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций природного

    9. Решения по созданию и содержанию на проектируемом объекте запасов материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных

    10. Предусмотренные проектной документацией технические решения по системам оповещения о чрезвычайных ситуациях 33

характера 22

проектируемого объекта, так и за его пределами 22

проектируемом объекте 23

ситуации природного характера на проектируемом объекте 23

природного характера как на проектируемом объекте, так и за его пределами 26

процессов и явлений 31

расположенных объектах производственного назначения и линейных объектах 32

характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями 32

ситуаций и их последствий 33

 

 

 
 
    1. Мероприятия по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, обеспечению гарантированной, устойчивой радиосвязи и проводной связи при

    2. Мероприятия по обеспечению эвакуации населения (персонала проектируемого объекта) при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на территории проектируемого объекта аварийно-спасательных сил для

чрезвычайных ситуациях и их ликвидации 33

ликвидации чрезвычайных ситуаций 34

4 Приложения 35

Приложение А Техническое задание 36

Приложение Б Исходные данные и требования МЧС 46

Приложение В Ситуационный план 51

Приложение Г Генеральный план 53

Приложение Д Зоны действия поражающих факторов ЧС при авариях на рядом расположенных потенциально опасных объектах 55

Приложение Е Свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов

капитального строительства 57

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие проекта нормативным документам:


 

Технические решения, принятые в разделе Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствуют требованиям правовых и нормативных документов в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают защиту территорий, производственного персонала и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или диверсий, предупреждение ЧС техногенного и природного характера, уменьшение масштабов их последствий при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.


 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая часть

Основанием для разработки раздела Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Проекта являются:

  • задание на проектирование рассматриваемого объекта, утвержденное генеральным директором ООО «СК Малый порт»;

  • исходные данные и требования Главного управления МЧС России по Приморскому краю № 9639-4-2 от 31.12.2014 г.;

  • проектная документация объекта в соответствии с составом Проекта.

Заказчик – ООО «СК Малый порт», генеральная проектная организация – ООО «Морстройтехнология».

Раздел «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разработан ЗАО «ИСКАТЕЛЬ» (Свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 00150520157804004216-П-065 (начало действия с «03» марта 2015 г.) (Приложение Д), в соответствии с действующими в Российской Федерации строительными нормами и правилами, Государственными Стандартами, а также законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Настоящий раздел выполнен в соответствии с требованиями документов:

  • – с изменениями и дополнениями.

    1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»*.

    2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*.

    4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    5. СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».

    6. СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».

    7. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».

    8. СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения».

    9. СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

  1. СНиП 23.01-99 «Строительная климатология».

  2. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

  3. СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий».

  4. СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия».

  5. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».

  6. ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства».

  7. ГОСТ Р 22.0.06 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы».

  8. ГОСТ Р 22.0.07 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций».

  9. ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».

  10. ПУЭ «Правила эксплуатации электроустановок», 7-е издание.

  11. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

  12. СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

  13. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы управления и оповещения людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

  14. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям».

  15. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

  16. СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».

  17. СП 7.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования».

  18. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».

  19. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».

  20. СП 12.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Определение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности».

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика объекта строительства

      • существующий причал № 35;

      • существующий причал № 34;

      • операционная зона причалов № 34-35;

      • подходной канал к причалам № 31-35 .

      • швартовку, стоянку и обработку расчетных судов у причалов;

      • безопасное выполнение погрузо-разгрузочных операций на причальном фронте.


 

Проектируемый объект представляет собой реконструируемые причалы №34 и

№35, подходной канал к причалам № 31-35 и акватории причалов № 34 и №35 в порту Восточный. Проектируемый объект располагается по адресу: Российская федерация, Приморский край, бухта Врангеля, Восточный морской порт.

В состав объектов проектирования входят:

В соответствии с технологическими требованиями реконструируемые гидротехнические сооружения предназначены обеспечить:


 

В соответствии с паспортом конструкция причалов №34 и №35 – заанкеренный больверк из металлического шпунта, погруженного до отметки минус 16,92 и 17,92 м БС на причале №34 и №35 соответственно. Анкерная стенка выполнена из металлического шпунта Ларсен V из стали Ст3кп. Высота анкерной стенки 4м. Лицевая и анкерная стенки соединены анкерными тягами из круглой стали. Причалы построены насухо, с заменой слабого грунта песчаным, на ширину, обеспечивающую устойчивость сооружений.

Причалы №34 и №35 ООО «СК «Морской порт» являются гидротехническими сооружениями III класса и представляют собой единую технологическую линию. Следовательно, граница между причалами является условной и они объективно могут рассматриваться как единый причальный фронт. Исходя из паспортов причалов, фактическая длина причалов №34 и №35 составляет 125,4 + 126,4 = 251,8 м. Для поочередной постановки расчетных судов типа СН-30 (к причалу №35 с частичным занятием причала №34) и СН-20 (к причалу №35) предусмотрено удлинение причальной линии причала №35 на 60 м в сторону акватории порта за счет строительства двух швартовных палов. Суммарная длина причалов №34 и №35 будет составлять 311,8 м (251,8+60).

Расстановка палов выбрана с учетом наиболее оптимального размещения всех основных групп швартовов. Палы меду собой и с причалом № 35 объединяются стальными переходными мостиками. Конструкция палов – высокий свайный ростверк. Свайное основание выполняется из стальных труб 1020х20 мм. Монолитная железобетонная надстройка обеспечивает установку отбойных и швартовных устройств, опирание переходных мостиков. Палы оборудуются швартовыми тумбами, стремянками, колесоотбойным брусом, леерным ограждением и отбойными устройствами.

 

 

 

 

Реконструкция осуществляется в границах существующего предприятия (ООО «СК «Морской порт»). Граница реконструкции определилась по границе разборки покрытия, которая составляет 21,50 м. Отметка кордона реконструируемых причалов принята равной существующей отметке 1,57 м (Б.С.).

Вдоль линии кордона причалов №34-№35 предусмотрена перекладка старогодных рельсов типа Р-65 на новых железобетонных шпалах. Соединительные пути в плане запроектированы в кривых радиусом 350 м. Ширина подкранового пути 15,30 м. Покрытие причалов после реконструкции запроектировано двух видов:

  • покрытия из плит ПЖ16.12,3.1,4 по выравнивающему слою песка h=5см обработанного битумом по норме 2,5 л/м2 на основании из щебня h=40 см М1000 фр. 40-70 мм;

  • покрытия из мелкозернистого плотного горячего асфальтобетона смеси марки I типа Б (среднещебенистого) толщиной 5 см, горячего щебеночного крупнозернистого пористого асфальтобетона марки I толщиной 10 см на основании из щебня h=80 см М1000 фр. 40-70 мм.

  • операции по маневрированию судов на акватории разворотного места, на подходах к причалу и проведение швартовных операций осуществляются с помощью буксиров;

  • на пале предусматривается установка светящегося навигационного знака.

  • операционная зона причалов № 34-35;

  • маневровая зона с разворотным местом.


 

Территория причалов № 34-35 в тыловой части ограничена существующим ж/б ограждением. На торце причала № 35 предусмотрено леерное ограждение. Сбор дождевых вод осуществляется по уклонам покрытия в водоотводные лотки, а затем в приемный колодец и далее в существующие очистные сооружения.


 

Плавание расчетных типов судов возможно только после проведения дноуглубительных работ. Маневровая и операционная зоны причалов и морские подходы к ним полностью покрываются зоной действия существующей портовой системой управления движением судов (СУДС). Создания новых объектов портовой СУДС или дооборудование существующих не требуется. Проектируемая акватория подлежит ограждению плавучими предостерегательными знаками (ППЗ). Для обеспечения безопасности плавания судов на водных подходах, акватории разворотного места и операционных зон у причалов предусмотрены следующие мероприятия:


 

Компоновка акватории порта включает в себя следующие основные элементы:

Параметры проектируемых объектов должны обеспечивать прием судов шириной до 30 м и с осадкой в грузу на перспективу до 9,45 м. Предусматривается поочередная постановка расчетных судов типа СН-30 (к причалу №35 с частичным занятием причала

№34) и СН-20 ( к причалу №35) с удлинением причальной линии причала №35 на 60 м в

 

 

сторону акватории порта за счет строительства двух швартовных палов. Расстановка палов выбрана с учетом наиболее оптимального размещения всех основных групп швартовов. Палы между собой и с причалом №35 объединяются стальными переходными мостиками.

Дноуглубление акватории планируется производить в 2 этапа:

  • 1 этап – дноуглубление акватории (подчистка дна) до отметки минус 10,5м в Б.С.В. (1977 г.). На данном этапе на участке причалов №№34-35 возможно разместить одно судно с недогрузом (Тгр = 7,50 м);

  • 2 этап – понижение отметки дна до минус 12,5м в Б.С.В. (1977 г.). На данном этапе рассматривается судно с Тгр = 9,45 м.

Гарантированная глубина у причалов и проектная отметка дна, обеспечивающая безопасное маневрирование расчетных судов, определены расчетом в соответствии с РД 31.3.05-97 и РД 31.31.22-81.


 

Проектом предусматриваются сети инженерно-технического снабжения объекта, подключаемые к общепортовым сетям: электроснабжения и канализации.

Электропотребителями на проектируемом объекте являются крановые электрические колонки размещаемые на причалах. Электроснабжение электроколонок предусматривается от существующих общепортовых сетей.

Сбор дождевых вод осуществляется по уклонам покрытия в водоотводные лотки, а затем в приемный колодец и далее в существующие очистные сооружения.


 

Режим работы объекта круглогодичный, круглосуточный. Обслуживание и выполнение технологических операций на проектируемом объекте предусматривается существующим персоналом порта Восточный (ООО «СК «Морской порт»). Количество существующего персонала морского порта Восточный – 258 человек. Изменение численности существующего персонала настоящим проектом не предусматривается.


 

Диспетчерский пункт проектируемого объекта размещается в диспетчерском пункте Морского порта Восточный, который размещается в здании дежурно-диспетчерской службы Восточного филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», по адресу: пос. Врангель, ул. Внутрипортовая, 1. Существующий диспетчерский пункт обеспечен системами связи (оперативно-технологической радиосвязи, радиотрансляционной сетью, сетью телефонизации). В диспетчерском пункте предусмотрено круглосуточное дежурство.


 

Ввод и передвижение на прилегающей территории сил и средств ликвидации ЧС обеспечен со стороны подъездных автодорог на территории порта Восточный (Приложение В). Проектируемый объект располагается на территории действующего порта, имеющего существующую развитую систему подъездных автодорог, которые обеспечивают доступ аварийных и спасательных команд к проектируемым сооружениям.

 

 

 

Движение по территории порта производится по внутрипортовым дорогам и проездам.


 

image


 

    1. Характеристика участка строительства

      • ИГЭ 1А – насыпной грунт. Песок средний, крупный гравелистый, с щебнем и дресвой сильновыветрелого гранита до 4-10%, средней плотности, слежавшийся;

      • ИГЭ 1 – илы глинистые, серого, тёмно-серого цвета;

      • ИГЭ 2 – глина текучепластичная;

      • ИГЭ 3 – суглинок текучепластичный;

      • ИГЭ 4 – суглинок мягкопластичный;

      • ИГЭ 5 – песок пылеватый, плотный;

      • ИГЭ 6 – песком мелкий, рыхлый;

      • ИГЭ 7 – песком средней крупности, плотный;

      • ИГЭ 8 – песок крупный.

      • ИГЭ 9 – песок гравелистый.

      • ИГЭ 10 – гравийный грунт с песчаным заполнителем 10-15% редко до 20%;

      • ИГЭ 11 – галечниковый грунт;

      • ИГЭ 12 – гравелистый суглинок;

      • ИГЭ 13 – выделен элювий коренных пород – гранитов;

      • ИГЭ 14 – представляет гранит.

Участок размещения проектируемого объекта находится в северо-восточной части бухты Врангеля, расположенной в южной части Приморского края, в восточной части залива Находка, в устье реки Хмыловка.

Вход в бухту ограничен двумя мысами: Каменским и Петровским. Расстояние между входными мысами в бухту Врангеля составляет 1,5 км, а протяженность самой бухты – 4,2 км. Бухта Врангеля сравнительно глубоководна и на большей части ее акватории глубины превышают 15 м. Тем не менее, в начальный период строительства морского торгового порта Восточный здесь был выполнен большой объем дноуглубительных работ, особенно при строительстве причалов № 31÷35 в устьевой части реки Хмыловка.


 

На участке изысканий выделено 15 инженерно-геологических элементов:


 

К специфическим грунтам, развитым на участке, относятся илы, текучепластичные глины, элювиальные образования.

Илы покрывают донную поверхность и в устье реки Хмыловка, и поверхность морского дна в границах инженерно-геологических исследований, за исключением поверхности банки Крейсер.

Суглинки текучие-текучепластичные, по сути, являются описанными выше илами в начальной стадии консолидации. Об этом говорят их близкие показатели физических и

 

 

 

особенно прочностных показателей. Мощность суглинков текучих 0,4-10,0 м.

Общим фактором, усложняющим инженерно-геологические условия и бухты Врангеля является высокая сейсмичность района. Дополнительными осложняющими факторами являются сложный рельеф поверхности и склонов банки Крейсер, сложное литолгическое строение площади, широкое развитие специфических грунтов – илов, текучепластичных суглинков и элювиальных крупнообломочных грунтов. Указанные факторы определяют третью – сложную (III) – степень инженерно-геологических условий.


 

Подробные сведения о климатических условиях района размещения проектируемого объекта приведены в п.п. 3.3. настоящего документа.

 

 

 

  1. Перечень мероприятий по гражданской обороне

    1. Сведения об отнесении проектируемого объекта к категории по ГО

    2. Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по ГО и объектов особой важности по ГО

    3. Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения, зон возможного образования завалов, а также сведения о расположения проектируемого объекта относительно зоны световой маскировки

    4. Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или переносе деятельности объекта в другое место, а также перепрофилировании проектируемого производства на выпуск иной продукции


 

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» проектируемый объект является некатегорированным по ГО объектом.


 

Проектируемый объект располагается на территории морского порта Восточный, расположенного в свою очередь на территории Находкинского городского округа, отнесенного ко 2 группе по ГО. Проектируемый объект является не категорированным по ГО объектом, поэтому требование по удалению от городов, отнесенных к группам по ГО и объектов особой важности по ГО, к нему не относится.


 

Согласно СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» объект располагается в зонах возможных сильных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и светомаскировки.


 

Морской порт Восточный, в состав которого входит проектируемый объект, имеет мобилизационное задание и продолжает свою деятельность в военное время. Численность существующей наибольшей работающей смены (НРС) порта Восточный является секретной. Настоящим проектом не предусматривается изменение численности персонала морского порта Восточный, в том числе в военное время.

 

 

 

2.5 Сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий и сооружений требованиям, предъявляемым к зданиям и сооружениям объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне

 

 

2.6 Решения по управлению ГО проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Для сооружений проектируемого объекта предусматриваются конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие, в случае пожара, нераспространение огня на рядом расположенные оборудование, сооружения и здания, а также ограничение прямого и косвенного материального ущерба. Проектируемые сооружения и оборудование располагаются с соблюдением противопожарных разрывов согласно действующим нормам. Степень огнестойкости применяемых строительных конструкций соответствует требованиям действующих нормативных документов.


 

При проектировании системы управления ГО и оповещения по сигналам ГО и ЧС учтено, что проектируемый объект относится к морскому порту Восточный и располагается на его территории.

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель (капитан) Морского порта Восточный. Система управления ГО объекта строится на базе штатно- должностной структуры предприятия. Пункт управления мероприятиями ГО проектируемого объекта располагается в существующем в здании дежурно-диспетчерской службы Восточного филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», по адресу: пос. Врангель, ул. Внутрипортовая, 1. В диспетчерском пункте предусмотрено круглосуточное дежурство. Диспетчерский пункт подключен к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (РАСЦО) посредством радиотрансляционной сети.

Система оповещения ГО проектируемого объекта, являясь по своему назначению, целям и решаемым задачам частью объектовой системы оповещения Морского порта Восточный, должна быть организационно, технически и программно сопряжена с нею и через неё – с РАСЦО Приморского края и местной системой оповещения Находкинского городского округа (рис. 2.6.1.-2.6.2).

Оповещение существующего персонала Морского порта Восточный, выполняющего работы на проектируемом объекте, предусматривается существующими средствами уличного громкоговорящего оповещения, размещенными на территории порта.

Для привлечения внимания персонала реконструируемого объекта перед передачей речевого сообщения по средствам вещания включаются оконечные устройства систем оповещения ГО (электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства). Электросирены являются основным средством доведения предупреждающего сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» для привлечения внимания населения.

 

Схема управления ГО проектируемого объекта

Рис. 2.6.1.


 

image

 

 

В обычном режиме система озвучивания Морского порта Восточный обеспечивает информирование дежурным диспетчером персонала в зданиях порта, а также оповещение персонала на территории. В случае возникновения ЧС, система позволяет проводить общее оповещение или выборочное оповещение по зонам с трансляцией сообщений с магнитофона (носителя на CD) или через микрофон, общее или выборочное оповещение по всем радиочастотам ОРТС.

Предусматривается два варианта управления системой:

  • автоматическое управление от РАСЦО;

  • управление оповещением с собственных пультов.

С целью сопряжения системы с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения применяется блок централизованного запуска (БЦЗ) аппаратуры П-166 ВАУ.

При поступлении сигнала от ЦСО (высокого приоритета), БЦЗ аппаратуры П-166 ВАУ производит подключение оконечного усилителя аппаратуры системы к распределительной сети вещания Морского порта Восточный для осуществления оповещения, блокируя сигналы другого назначения. По окончании трансляции ЦСО декодер БЦЗ отключает усилитель ОСО. Аппаратура переходит в дежурный режим.


 

Оповещение по сигналам ГО и ЧС оперативно-технического персонала также возможно с использованием оборудования оперативно-технологической радиосвязи (ОТРС) – УКВ связи, на базе переносимых радиостанций у оперативно-технического персонала и стационарных радиостанций устанавливаемых в диспетчерском пункте объекта и центральном диспетчерском пункте Морского порта Восточный.


 

 

 

 

 

 

Мероприятия по световой и другим видам маскировки проектируемого объекта

  • дистанционное – со щита управления в диспетчерском пункте;

  • автоматическое – от фотореле.

На проектируемом объекте проектом предусматривается только сохранение существующего наружного освещения.

Управление существующим освещением наружных установок предусмотрено по месту кнопочными постами и дистанционно из диспетчерского пункта Морского порта Восточный. Управление наружным освещением территории предусмотрено в двух режимах:


 

Проектируемый объект располагается в зоне световой маскировки. В соответствии с требованиями действующих нормативных документов необходимо предусмотреть светомаскировку освещения в двух режимах – частичного (ЧЗ) и полного (ПЗ) затемнения в установленные сроки. При этом режим ЧЗ рассматривается как подготовительный этап к введению режима ПЗ.

 

Выполнение светомаскировки проектируемого объекта выполняется за счет существующих мероприятий по световой маскировке наружного освещения Морского порта Восточный.

В соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84 управление световой маскировкой предусмотрено централизованным из существующего диспетчерского пункта Морского порта Восточный по команде дежурного диспетчера. Для выполнения мероприятий световой маскировки предусмотрен преимущественно электрический способ световой маскировки – отключение электроосвещения всего объекта или его части, а также механический способ – установка зашторивающих устройств, предусмотренных СНиП 2.01.53-84, на оконных проёмах в помещениях с постоянным пребыванием людей.

При введении режима ЧЗ освещение освещенность территории объекта снижается до уровня 2 – 4 Лк, путем отключения части светильников. Мероприятия режима ЧЗ рассматриваются как подготовительный этап для введения режима ПЗ в установленные сроки.

При введении режима ПЗ наружное освещение проектируемого объекта, кроме аварийного и эвакуационного, отключается полностью. В местах проведения неотложных аварийно-восстановительных работ применяются переносные светильники маскировочного освещения, удовлетворяющие требованиям п.п. 2.5 СНиП 2.01.53–84. После выполнения мероприятий светомаскировки на отключенных фазах питания наружного освещения снимаются предохранители и отключаются катушки автоматов установки дистанционного управления освещением (управляемой фотоэлементом и реле времени) для предотвращения несанкционированного включения освещения средствами автоматики.


 

В связи с тем, что для продолжения работы в режиме полного затемнения пункта управления мероприятиями ГО объекта (диспетчерского пункта Морского порта Восточный) требуются уровни освещенности превышающие указанные в пп. 3.4 и 3.5 СНиП 2.01.53-84, светомаскировка данного помещения (диспетчерского пункта), осуществляется установкой зашторивающих устройств из светонепроницаемых материалов на оконных проемах.


 

2.8 Проектные решения по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и их защите от радиоактивных и отравляющих веществ

На проектируемом объекте возможна только бункеровка судов технической водой. Подача воды обеспечивается от общепортовых сетей Морского порта Восточный. Подача воды на противопожарные нужды предусматривается из акватории порта. Надежность функционирования системы водоснабжения, обеспечивается надежностью общепортовых сетей водоснабжения.

 

 

    1. Обоснование введения режимов радиационной защиты на территории проектируемого объекта, подвергшейся радиоактивному загрязнению (заражению)

      • обеспечение персонала в установленном порядке средствами индивидуальной защиты, медицинской защиты, приборами радиационной, химической разведки, поддержание этих средств в постоянной готовности;

      • выявление и оценка радиационной обстановки проводится органами управления МЧС России непосредственно через разведывательные формирования;

      • оповещение персонала о возникновении или возможности возникновения радиационной опасности;

      • проведение специальных, медицинских, санитарно-гигиенических и других профилактических мероприятий.

    2. Проектные решения по обеспечению безаварийной остановки технологических процессов при угрозе воздействия или воздействий по проектируемому объекту поражающих факторов современных средств поражения

      • прекращение работ, проводимых с использованием оборудования;

      • рассредоточение и закрепление остановленного оборудования;

Режим радиационной защиты при ядерном взрыве определяет последовательность и продолжительность использования защитных сооружений (убежищ, ПРУ), защитных свойств жилых и производственных помещений, ограничение пребывания людей на открытой местности, использование СИЗ, противорадиационных препаратов и осуществление контроля облучения. Режим включает в себя время непременного пребывания людей в защитных сооружениях, продолжительность кратковременного выхода из них, ограничение пребывания их на открытой местности после выхода из ЗС и при ведении аварийно-спасательных работ в очаге поражения.

Утвержденные режимы радиационной защиты на территории Морского порта Восточный доводятся начальником ГО объекта до персонала всеми имеющимися в распоряжении средствами.

Основные направления комплекса мероприятий радиационной защиты включают

в себя:


 

Безаварийная остановка производственных процессов на объекте по сигналам гражданской обороны предусматривает остановку в кратчайшие сроки технологического процесса, перегрузочных и транспортных средств, судов, оборудования и агрегатов, обеспечивающих технологический процесс.

Остановка объекта выполняется без нарушения правил техники безопасности и без создания условий, способствующих появлению факторов поражения.

Безаварийная остановка работающего оборудования производится выполнением следующих основных мероприятий:

 

  • прекращение подачи электроэнергии для обеспечения производственных процессов.

  • наиболее рациональная очерёдность проведения минимально необходимых мероприятий по безаварийной остановке и сохранности оборудования;

  • время выполнения операций по безаварийной остановке;

  • время, необходимое для укрытия обслуживающего персонала после прове- дения остановки оборудования;

  • способы и средства докладов о проведении безаварийной остановки.

  • состав оборудования, подлежащего безаварийной остановке;

  • состав обслуживающего персонала, ответственного за выполнение меро- приятий по безаварийной остановке всех видов оборудования, включённого в производственный процесс;

  • время начала, окончания и продолжительность операций по безаварийной остановке;

  • система контроля за своевременным выполнением безаварийной остановки терминала.

Безаварийная остановка работающего оборудования обеспечивает возобновление производственного процесса без проведения длительных подготовительных работ.

Для проведения безаварийной остановки всех видов оборудования предусмотрена разработка необходимой документации, определяющей действия должностных лиц и обслуживающего персонала.

Безаварийная остановка оборудования выполняется обслуживающим персоналом в соответствии с инструкциями по безаварийной остановке, которые разрабатываются должностными лицами для всех видов оборудования.

В инструкции по безаварийной остановке оборудования отражаются:

Безаварийная остановка объекта производится соответствующими должностными лицами по графикам безаварийной остановки.

В графиках безаварийной остановки отражаются:

В ходе работ по безаварийной остановке объекта погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов выполняется с применением безопасных средств и приёмов погрузочно-разгрузочных и транспортных операций в соответствии с требованиями ПОТ РМ-007-98.

Безопасное складирование грузов должно производиться в соответствии с требованиями по способам и параметрам укладки, приведённым в приложении 17 к ПОТ РМ-007-98.


 

Проектируемая акватория подлежит ограждению плавучими предостерегательными знаками (ППЗ). Маневровая и операционная зоны причалов и морские подходы к ним полностью покрываются зоной действия существующей портовой СУДС. Создания новых объектов портовой СУДС или дооборудование существующих не требуется.

 

 

Для обеспечения безопасности плавания судов на водных подходах, акватории разворотного места и операционных зон у причалов предусмотрены следующие мероприятия:

  • операции по маневрированию судов на акватории разворотного места, на подходах к причалу и проведение швартовных операций осуществляются с помощью буксиров;

  • на пале предусматривается установка светящегося навигационного знака.


 

    1. Мероприятия по повышению эффективности защиты производственных фондов проектируемого объекта при воздействии по ним современных средств поражения

    2. Мероприятия по мониторингу состояния радиационной и химической обстановки на территории проектируемого объекта

    3. Решения по повышению надежности электроснабжения неотключаемых объектов и технологического оборудования

Эффективность защиты производственных фондов проектируемого объекта от современных средств поражения обеспечивается резервированием и бесперебойным функционированием инженерных сетей и наличием систем оповещения сотрудников объекта. Дополнительных мероприятий по повышению эффективности защиты производственных фондов на проектируемом объекте не предусматривается.


 

На проектируемом объекте не предусматривается установка стационарных систем контроля химической обстановки, а также систем обнаружения взрывоопасных концентраций.

В «особый» период контроль за радиационной обстановкой предусматривается с помощью переносных приборов – радиометров-дозиметров (типа ДРС РМ-1401, ДП-5В, ДКГ-03Д, ДК-05Б) с диапазоном измерений: мощность дозы Н*(10) – 0,1 мкЗв/ч – 10,0 мЗв/ч; дозы Н* (10) – 1,0 мкЗв – 10,0 Зв. Контроль за химической обстановкой предусматривается с помощью приборов химической разведки – ВПХР или МПХР с набором индикаторных трубок.

Контроль осуществляется звеньями радиационной и химической разведки из состава нештатных аварийно-спасательных формирований ГО предприятия с периодичностью, определяемой предприятием.


 

Электроснабжение существующих потребителей (электрические колонки, освещение) остается без изменений и осуществляется по кабельным сетям 6 КВ от существующей системы электроснабжения Морского порта Восточный.

Схема внутренних электрических сетей спроектирована с учетом требований, предъявляемых к надежности электроснабжения электроприемников, потребляемой

 

 

мощности, характера и назначения электрических нагрузок.


 

    1. Мероприятия по инженерной защите (укрытию) персонала объекта в защитных сооружениях гражданской обороны

    2. Решения по созданию запасов материально-технических, продовольственных и иных средств, обеспечению населения и персонала проектируемого объекта средствами индивидуальной защиты

      • медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;

      • дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

    3. Мероприятия по эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы

Проектируемый объект продолжает свою работу в военное время в составе Морского порта Восточный. На территории проектируемого объекта возможно нахождения персонала из числа существующих служащих Морского порта Восточный. При вводе в эксплуатацию проектируемого объекта увеличение численности существующего персонала не предусматривается. Укрытие персонала предусмотрено в соответствии с существующими решениями по укрытию НРС Морского порта Восточный. Строительство новых ЗС ГО проектом не предусматривается.


 

Для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий на территории Морского порта Восточный предусмотрено наличие расходного склада с запасами строительных и эксплуатационных материалов, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Для обслуживающего персонала Морского порта Восточный, расположенного в границах зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), предусмотрен фонд СИЗ – противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности плюс 5% (для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов).

Для обеспечения защиты персонала также предусматривается накопление в запасах (резервах):


 

Мероприятия по эвакуации персонала объекта приведены в п.п. 3.13. настоящего раздела. Материальные ценности, подлежащие эвакуации на проектируемом объекте отсутствуют.

 

 

  1. Перечень мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера

    1. Перечень и характеристики производств (технологического оборудования) проектируемого объекта, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера как на территории проектируемого объекта, так и за его пределами

      • пылевыделение (выделение взвешенных угольных частиц) в процессе перегрузочных операций;

      • выделение легковоспламеняющихся взрывоопасных газов при длительном

      • хранении;

      • пожароопасность;

      • взрывоопасность угольной пыли.


 

На проектируемом объекте предусматривается перевалка различных генеральных и насыпных грузов, в том числе каменного угля.

Каменный уголь относится к окисляющимся самовозгорающимся веществам. Выделяет легковоспламеняющиеся взрывоопасные газы (РД 31.15.01-89, том II, приложение 15, п. 6914). По ГОСТ 19433-88 (п. 1.1.2) уголь относится к 4-му классу опасных грузов (подкласс 4.2), как самовозгорающееся вещество.

В соответствии с «Перечнем вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ», приложение 3, утверждённое Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 45н от 16.02.2009 года, ископаемые угли и углеродные пыли относятся к вредным веществам для здоровья человека.

Предельно допустимая концентрация угольной пыли в воздухе рабочих зон – 10 мг/м3 (РД 31.3.01.01-93, часть II, табл. 6). Предельно допустимая концентрация производных железорудного окатыша в воздухе рабочих зон – 4-6 мг/м3 (РД 31.3.01.01-93, часть II, табл. 2).

По степени вредного воздействия на организм человека каменный уголь по ГОСТ 12.1.007-76* относится к 3-му классу опасности “Вещества умеренно опасные”.


 

Опасными и вредными факторами у каменного угля (как груза) для здоровья людей является:


 

На проектируемом объекте не предусматривается транспортировка, хранение и использование в технологическом процессе других опасных веществ.

 

 

    1. Сведения об объектах производственного назначения, транспортных коммуникациях и линейных объектах, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера на проектируемом объекте

    2. Сведения о природно-климатических условиях в районе строительства, результаты оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера на проектируемом объекте

К рядом расположенному потенциально опасному объекту, аварии на котором могут стать причиной ЧС на объекте строительства, следует отнести нефтехранилище ОАО «Восточный порт», расположенное в 630 м северо-западнее от проектируемого объекта.

На территории нефтехранилища ОАО «Восточный порт» располагаются емкости хранения нефтепродуктов – группа из 8 резервуаров типа РВС-3000, емкостью 3000 м3 каждый, установленные в отдельных обвалованиях.


 

Рассматриваемый участок находится в области влияния муссонного климата умеренных широт с хорошо выраженной по сезонам года сменой господствующих воздушных масс, обусловленной взаимодействием обширных барических образований, формирующихся над территорией Азиатского материка с одной стороны, и бассейном Тихого океана - с другой. Рассматриваемый район подвержен активной циклонической деятельности, особенно в зимний период года. Зимние циклоны сопровождаются штормовыми ветрами и метелями, летние - ливневыми и моросящими осадками.

Температура воздуха в районе бухты Врангеля колеблется от плюс 36,0 до минус 27,4 °С, при среднегодовом значение равном плюс 4,9 °С. Число дней с отрицательной среднесуточной температурой воздуха составляет, в среднем около, 130, из которых с температурой от минус 15 градусов Цельсия и ниже – 3÷4 дня в году.

Относительная влажность в течение года колеблется от 45 до 90 %. Число дней с влажностью воздуха более 80% составляет в среднем за год 115 дней и приурочены они к летним месяцам. Число дней с влажностью менее 30 % составляет 90 дней за год. Абсолютная влажность воздуха имеет минимальное значение в январе (около 1,2 г/м3), а максимальное - в августе (около 15,4 г/м3).

В годовом ходе атмосферных осадков отмечается хорошо выраженный максимум в теплый период года (июль-сентябрь) и минимум в холодный период (декабрь - февраль). В среднем за год осадки различной интенсивности наблюдаются в течение 91÷92 дней, а максимальное значение достигает 143 дней.

Рассматриваемый участок относится ко II снеговому району с расчетным весом снегового покрова на 1 м горизонтальной поверхности земли 1,2 кПа. К атмосферным явлениям, оказывающим влияние на навигацию, можно отнести туманы, дальность видимости горизонта и облачность. Метеорологическая видимость ограничивается

 

 

главным образом туманами и осадками. Механические примеси в воздухе практического влияния на видимость не оказывают. Летом видимость ограничивается преимущественно туманами, зимой – снегопадами и метелями.

Глубина промерзания почвы зависит от рельефа, экспозиции склонов и высоты снежного покрова. На выпуклой поверхности она больше, на вогнутой – меньше. В снежные зимы глубина проникновения отрицательной температуры в почву составляет 1,0÷1,2 м. Максимальная глубина промерзания почвы отмечается в малоснежные холодные зимы и может достигать 1,6 м.

В исследуемом районе в холодный период года наибольшую повторяемость (68%) имеют ветра северо-западного, северного, северо-восточного направлений со средней скоростью от 3,5 до 5,0 м/с. В летние месяцы года преобладает ветер юго- восточного и южного направлений, со средней скоростью 2,9 – 3,3 м/с, повторяемость которых составляет 46%.

На колебания уровня моря помимо составляющих водного баланса, таких как поверхностный и речной стоки, осадки, испарение, оказывают влияние приливные, сгонно-нагонные и сейшевые явления. На рассматриваемой акватории приливы неправильные, имеющие полусуточный ход. Средняя их величина составляет 0,25 м, а максимальная, сизигийная – около 0,60 м. Сейшевые колебания уровня воды в бухте Врангеля отмечаются практически постоянно. Средняя их высота равняется 0,10 м, а максимальная – 0,40 м. Средний период сейшевых колебаний уровня составляет 35 минут, а минимальный – около 7 минут. В связи с большим периодом сейш, такого явления, как «тягун» в бухте Врангеля не наблюдается.

Среднее значение нагонных повышений уровня в бухте Врангеля около 0,10 м, максимальное – 0,65 м. Повторяемость нагонных повышений уровня более 0,35 м составляет около 0,5 %.

Понижение уровня моря за счет сгонных явлений не превышает 0,30 м. Нуль поста в Балтийской системе высот 1977 г. имеет отметку минус 1,31 м. Средний многолетний уровень моря в бухте Врангеля равняется минус 93 см. В районе 31 причала, расположенного в устье реки уровни воды могут быть несколько выше, чем на морской акватории. Обычно превышение уровня составляет не более 2÷3 см.

Течения в поверхностном слое воды в районе морской части подходного канала, как правило, направлены на север и северо-запад. Средняя скорость этих течений около

12 см/с, максимальная – 34 см/с. В придонном слое воды наибольшая измеренная скорость течений составила 18 см/с. В речной части канала скорости поверхностных течений также не велики, но при паводках исключительной силы, при отливе могут достигать 40-45 см/с. В межень течения здесь меняют направление в зависимости от фазы прилива. В придонном слое воды скорости течений не превышают 10 см/с.

Волновой режим в бухте Врангеля формируется под действием местного ветра, возбуждающего волны на акватории залива Находка. Наибольшей высоты достигают здесь волны при ветре северо-западного направления. Один раз в 25 лет высота волн в районе морской части подходного канала может достигать h1%=1,1 м. В бухту Врангеля

 

 

проникают и волны зыби из открытой части Японского моря. Высота волн зыби обеспеченностью 1% в системе и повторяемостью 1 раз в 25 лет в морской части канала может достигать 1,5 метров. При наложении местных волн на зыбь высота их возрастает до 2,1 м.

Бухта Врангеля полностью покрывается неподвижным льдом ежегодно. В средние по ледовитости зимы устойчивый припай начинает образовываться в конце декабря. К середине февраля кромка припая достигает середины бухты. За пределами припая наблюдается битый лед различной степени сплоченности. В суровые зимы кромка припая может выступать за пределы входных мысов. Толщина неподвижного льда в районе морской части подходного канала может достигать в прибрежной зоне около 80 см, на удалении 200-250 м от берега – 65 см. При своевременном взломе припая (например морскими буксирами) бухта периодически очищается от льда отжимными ветрами и выносными течениями. Продолжительность периода с затруднениями для навигации по ледовым условиям участка составляет в среднем 60÷65 дней (с середины января до середины марта). В речной части канала, в результате сравнительно интенсивного судоходства, неподвижный лед не образуется. В течение всего зимнего периода здесь наблюдается плавучий сплоченный лед разной толщины – от начальных видов до мелкобитого толщиной до 85 см. Расчетная прочность льда толщиной до 50 см составляет около 1,8 МПа, толщиной до 0,85 м – 1,1 Мпа.


 

К опасным явлениям для рассматриваемого района можно отнести грозы, метели, град, гололед, цунами. Среднее число дней с грозой составляет 6,3, а максимально зафиксированное – 11 дней за год. Средняя продолжительность гроз не превышает и 1,5 часа, при этом максимальная может достигать 8 часов, а минимальная – несколько минут. Метели возможны с ноября по март включительно. Среднее число дней с метелью около 6, максимальное – 14 дней. Наибольшее их число отмечается в декабре-

январе. Общая продолжительность метелей составляет в среднем около 40 часов.

Бухта Врангеля находится в III гололедном районе, где толщина стенки гололеда вероятностью превышения 1 раз в 5 лет равна 10 мм (на элементах кругового сечения диаметром 10 мм). При этом плотность льда может составлять около 0,90 г/см3.

Град в районе проектирования чрезвычайно редкое явление. Среднее число дней с градом составляет около 0,19, максимальное – 2 дня в году. Северо-западный берег Японского моря подвержен цунами, возникающим в различных сейсмоактивных зонах Тихого океана, а также в Японском море. Цунами, зарождающиеся в Тихом океане, достигают описываемого берега ослабленными.

Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в северо- западной части Японского моря представляет обледенение судов, которое наблюдается с ноября по март. Повторяемость обледенения в марте составляет около 50 %, в ноябре – феврале 90÷100 %.

Опасными природными процессами, характерными для данного района, являются сильные ветры, сильные морозы, ливни, грозы, снегопады, сейсмичность.

 

 


Согласно СП 14.13330.2011, район строительства оценивается в 7 баллов по шкале сейсмичности MSK-64 (карта ОСР-97В). Преобладающими в залегающих в основании грунтов являются грунты III категории по сейсмичности (см. таб. 2.5). С учетом характеристик грунтов (таблица №1 СП 14.13330.2011) сейсмичность площадки строительства 8 баллов.

Максимальная скорость ветра может достигать 27 м/сек.

С учетом частоты и интенсивности, в соответствии с требованиями СНиП 22-01- 95, к категории опасных природных процессов относятся землетрясения и сильные ветры. Категория опасности остальных природных процессов – умеренно опасные.

 


 

    1. Результаты определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия основных поражающих факторов аварий, опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера как на проектируемом объекте, так и за его пределами

      • удары молнии и её вторичные проявления;

      • электрические искры и электродуги при коротких замыканиях электропроводов и электрокабелей, перегрузках, больших переходных сопротивлениях в силовом и осветительном электрооборудовании;

      • искры, электродуги, пламя газовых горелок при проведении ремонтных газо- электросварочных работ;

      • открытое пламя;

      • самовозгорание угля;

      • механические искры при ударах ковшов кранов о камни, бетон, металл, при работе стальными инструментами;

      • пламя папирос, спичек, паяльных ламп и т.д.;

      • искровые разряды статического электричества при работе транспортёров, систем аспирации и т.д.;

      • искры выхлопных труб двигателей внутреннего сгорания.

На рядом расположенных с проектируемым объектом тыловых площадках возможно хранение каменного угля, перевалка которого осуществляется на проектируемом объекте.

Все угли являются твёрдыми горючими веществами, температура самовоспламенения их аэровзвеси tсв = 515 – 670 °С, нижний концентрационный предел распространения пламени от 60 г/м3 (уголь марки Т) до 185 г/м3 (уголь марки СС), критическая плотность падающего лучистого потока для углей 35 кВт/м2.

Взрывоопасные смеси пыли угля с воздухом могут образовываться в дробилках, в цилиндрических бункерах, в местах пересыпки угля с одного конвейера на другой, а также в помещениях узлов пересыпки и в галереях топливоподачи при переходе отложений пыли угля во взвешенное состояние (если пыль по каким-то причинам не будет своевременно убираться). Источниками зажигания на открытом транспортере и в штабелях угля могут являться:

 

 


Уголь является трудновоспламеняемым материалом. Уголь и его осевшие пылевидные фракции не могут загораться (воспламеняться) от электрических искр, горящих спичек, папирос; небольших горящих частиц (кусочков) древесины, резины и т.д., то есть, от большинства тепловых источников на площадках склада уголь и осевшая пыль загореться не могут. Уголь может загораться от пламени газовых и мазутных горелок, ударов молнии, паяльных ламп, горящих предметов. То есть, уголь можно поджечь только высококалорийными, длительно действующими источниками зажигания, появление которых в местах хранения и транспортировки угля практически исключено. От маломощных источников зажигания могут воспламеняться и взрываться только взрывоопасные смеси угольной пыли с воздухом.

Зона горения угля совпадает с поверхностью его горения, так как горение происходит без видимого пламени на поверхности, в виде тления. Опасные лучистые потоки над очагом и около очага горения угля не создаются: металлические конструкции здания, оборудования, а также аппараты, расположенные на расстоянии 1,5 – 2 м и более от очага горения угля, не могут нагреться до опасных для них температур (350 – 500 °С). До опасных температур металлические конструкции оборудования могут нагреваться только в том случае, если они окажутся в зоне горения или будут иметь непосредственный контакт с раскалённым (горящим) углём. При горении угля активно выделяется и распространяться дым.

Проведенный анализ показал что воспламенение и взрыв смеси угольной пыли с воздухом на проектируемом объекте и на рядом расположенных площадках хранения является маловероятным событием, в связи с тем что места где возможно пылевыделение располагаются на открытых площадках вне помещений, применяются системы аспирации, орошения штабелей угля водой, а также производятся мероприятия по увлажнению груза и вакуумная уборка проходов и проездов.

На открытых складах хранения угля возможно самовозгорание и продолжительное горение угля. В данном случае в виду наличия технологически проездов с твердым покрытием между участками размещения складов и размещения сгораемых зданий от штабелей с углем на расстоянии более 20 м пожар будет локализован на штабеле в котором произошло возгорание.


 

При наличии условного источника воспламенения на территории нефтехранилища ОАО «Восточный порт» рассматривается вариант аварии с разгерметизацией наибольшей емкости хранения нефтепродуктов (РВС-3000). В качестве основных поражающих факторов ЧС рассматривается тепловой поток, плотность которого зависит от площади горения и мощности тепловой эмиссии пламени. В качестве хранимого опасного вещества принят бензин автомобильный, как наиболее пожаровзрывоопасное вещество.

Для резервуаров обеспечена высота обвалования позволяющая вместить максимальный пролив хранящегося объема нефтепродуктов. Кроме этого, площадка в

 

 

 

границах обвалования заглублена относительно уровня внешней территории.

На основе анализа причин возникновения и факторов, определяющих исход аварий, учитывая особенности технологических процессов, свойства, периодичность транспортировки и хранения опасных веществ, можно выделить следующие типовые сценарии аварии, развивающейся до уровня ЧС:

Сценарий 1 (С1– горение пролива:

разгерметизация емкости хранения  выброс нефтепродуктов  возгорание пролива при наличии источника инициирования  горение пролива  поражение объектов и людей тепловым излучением.

Сценарий 2 (С2– взрыв облака ТВС:

разгерметизация емкости хранения  выброс (пролив) нефтепродуктов  образование облака ТВС  взрыв облака ТВС при наличии источника инициирования  поражение объектов и людей воздушной ударной волной.

При расчетах приняты следующие допущения:

I. Разгерметизация емкостей хранения нефтепродуктов

С1. Пожар пролива – из разрушенной емкости вытекает и участвует в горении 100% опасного вещества. Сброс и горение нефтепродукта происходит в обваловании площадки резервуара.

С2. Взрыв ТВС – из разрушенной емкости вытекает 100 % опасного вещества. Формирование облака ТВС происходит в результате испарения пролитого нефтепродукта в пределах обвалования. Испарение нефтепродукта происходит в течение 1 ч после разгерметизации емкости хранения.

Масса опасных веществ, способных участвовать в идентифицированных сценариях аварий, оценивалась на основе анализа технологии и режимных параметров обращения с горючими жидкостями. При этом при расчетах выбирался наиболее неблагоприятный вариант аварии, при котором в аварии участвует наибольшее количество веществ.

При расчетах принимается, что, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, единичная емкость хранения заполнена нефтепродуктом на 90%. Наличие источника воспламенения пролива принимается как условное. В качестве нефтепродукта принимается наиболее опасное из возможных хранимых веществ – бензин автомобильный.

При рассмотрении варианта аварии, развивающейся с последующим горением пролива нефтепродукта, принимается, что происходит растекание пролива нефтепродукта по устойчивому к воздействию нефтепродуктов покрытию обвалования, позволяющего вместить весь объем пролитого нефтепродукта.

При рассмотрении варианта аварии, развивающейся с последующим взрывом ТВС пролива нефтепродуктов из резервуара хранения, тип окружающего пространства при формировании облака ТВС принят как «Средне загроможденное пространство: отдельно

 

 

стоящие технологические установки, резервуарный парк».

В качестве основных поражающих факторов ЧС рассматриваются: тепловой поток от пламени «горящего разлития», плотность которого зависит от площади разлития, мощности тепловой эмиссии пламени, и избыточное давление во фронте ударной волны взрыва ТВС.

Таблица 3.4.1

 

 

 

Параметры поражения, принимаемые при оценке обстановки, возникшей в результате аварии, развивающейся со взрывом нефтепродуктов

Поражение зданий и сооружений Избыточное давление, кПа

Полное разрушение зданий 65,9– 70

Тяжелые (сильные) повреждения, здание подлежит сносу 33

Средние повреждения, возможно восстановление здания 25

Разбито 90% остекления, возможны слабые разрушения 4

Разбито 50% остекления 2

Поражение людей

Смертельное поражение 99% людей в зданиях и на открытой местности 70

Гибель или серьезные поражения тела и барабанных перепонок при воздействии ВУВ, при

обрушении части конструкций зданий или перемещении (отбросе) тела 55

Серьезные повреждения с возможным летальным исходом в результате поражения

обломками зданий. Имеется 10 % вероятность разрыва барабанных перепонок 24

Временная потеря слуха или травмы в результате вторичных эффектов ВУВ (летальный

исход и серьезные повреждения являются маловероятными событием) 16

Порог поражения людей (высокая вероятность отсутствия летального исхода или

серьезных повреждений). Имеется вероятность травм, связанных с разрушением стекол и 5

повреждением стен зданий.


 

Определение поражающих факторов, последствий различных сценариев и вероятностей возникновения аварий выполнены по методикам:

  • «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования» ГОСТ Р 12.3.047-98;

  • «Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий», книга 2, МЧС России, 1994 год;

  • «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ПБ 09-540-03;

  • программа «Взрыв ТВС» НПО «ДИАР» (Лицензия Госстроя России № Д433639 от 9 марта 2004 года, Свидетельство о регистрации программы № 2006612304).

Параметры зон поражения наиболее опасных поражающих факторов ЧС при рассмотренных вариантах аварий приведены в таблицах 3.4.2. – 3.4.3.

 

 

 

 

 


Таблица 3.4.2.

Параметры поражающих факторов

при аварии с разгерметизацией резервуара хранения объемом 3000 м3 с пожаром пролива нефтепродуктов (сценарий 1)

 

Избыточное давление (кПа) поражение зданий/поражение людей на открытой местности

Поражение зданий и сооружений и людей в зданиях и сооружениях

Поражение людей на открытой местности

Радиус зоны, м

% поражен- ных людей

Радиус зоны, м

% поражен- ных людей

65,9/70

-

99

-

99

33 /55

-

90

-

90

25/24

-

50

-

50

4/16

435

10

84

10

2/5

895

1

343

1


 

Таблица 3.4.3.

Параметры поражающих факторов

при аварии с разгерметизацией резервуара хранения объемом 3000 м3 и взрывом облака ТВС нефтепродуктов (сценарий 2)

Масса топлива в облаке 2 684 кг

Тип взрывного превращения облака ТВС дефлаграция

 

Наимено- вание вещества

Коли- чество (т)

Площадь пожара (при растекании в обваловку), (м2)


 

Радиусы зон поражения людей (м), с учетом образующейся при горении пролива интенсивности теплового излучения (кВт/м2)

Продолжи- тельность пожара, (час)


 

Бензин


 

1 944


 

841

Летальный исход с вероятностью 50 % через 10 с,

при 44,5 кВт/м2, (м)

Ожог 1-й степени через 6–8 с,

ожог 2-й степени через 12–16 с,

при 10,5 кВт/м2, (м)

Ожог 1-й степени через 15–20 с, ожог 2-й степени через 30–40 с,

при 7,0 кВт/м2, (м)

Безопасное расстояние для человека в брезентовой одежде, при 4,2 кВт/м2,

(м)


 

10,7

4

23

28

35

Радиусы зон воспламенения материалов на перроне и на прилегающей территории, с учетом образующейся при горении пролива интенсивности теплового излучения (кВт/м2)

Воспламенение мягкой кровли через 15 с, при 46 кВт/м2,

(м)

Воспламенение слоистого пластика через 15

с, при 22,0 кВт/м2, (м)

Воспламенение колесной резины ВС через 15 с, при 22,0 кВт/м2, (м)

Воспламенение древесины через 15 с, при 19,0 кВт/м2,

(м)

4

16

16

17


 


 

Выводы по результатам расчетов:

  • при авариях с пожаром пролива нефтепродуктов зоны действия основных поражающих факторов ЧС не выйдут за пределы территории нефтебазы;

  • при авариях с разгерметизацией резервуара и взрывом ТВС нефтепродуктов проектируемый объект попадает только в зону расстекления (Приложение 6).

  • при всех сценариях развития аварий возможно попадание проектируемого объекта в зону воздействия вредных продуктов горения, выделяемых при

 

 

горении нефтепродуктов, при направлении ветра от очага пожара в сторону застройки.


 

    1. Мероприятия, направленные на уменьшение риска чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте

      • соблюдением нормативных разрывов между проектируемыми сооружениями и существующими зданиями и сооружениями;

      • выполнением объемно-планировочных и конструктивных решений с учетом противопожарных требований;

      • огнестойкостью строительных конструкций;

      • применением электрокабельной продукции с негорючей изоляцией;

      • наличием на территории проектируемого объекта путей эвакуации;

      • возможностью беспрепятственного доступа на территорию размещения проектируемого объекта сил и средств ликвидации ЧС и пожарной автотехники;

      • наличием материальных средств для ликвидации последствий аварий;

      • обеспечение проезда пожарного автотранспорта на территорию объекта;

      • обеспечение наружного пожаротушения из акватории бухты Врангеля и существующих пожарных гидрантов.

    2. Предусмотренные проектной документацией мероприятия по контролю радиационной, химической обстановки, обнаружению взрывоопасных концентраций, обнаружению предметов, снаряженных химически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами, мониторингу стационарными автоматизированными системами состояния систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий (сооружений) проектируемого объекта, мониторингу технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, опасных природных процессов и явлений

К использованию допускаются отделочные и строительные материалы, оборудование и кабельная продукция, имеющие Сертификаты соответствия Госстандарта России и Сертификаты пожарной безопасности.

Пожаробезопасность проектируемого объекта обеспечивается:

Предотвращение постороннего вмешательства в деятельность проектируемого объекта обеспечивается его размещением на охраняемой территории Морского порта Восточный. Дополнительных мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства и противодействию терроризму на проектируемом объекте проектом не предусматривается.


 

Системы контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций на проектируемом объекте не предусматриваются.

 

 

 

Мониторинг состояния причалов №№34,35 предусматривается в соответствии с действующими нормативными документами путем проведение инструментальных и визуальных наблюдений в процессе эксплуатации.

В составе проектной документации по натурным наблюдениям должны разрабатываться структурная схема и технические решения системы мониторинга состояния сооружений, природных и техногенных воздействий на них по ГОСТ Р 53778.

Установка и использование на проектируемом объекте систем мониторинга опасных природных явлений не предусматривается. Мониторинг и прогнозирование опасных природных процессов обеспечиваются Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Приморского края.


 

    1. Мероприятия по защите проектируемого объекта и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на рядом расположенных объектах производственного назначения и линейных объектах

      • Морской порт восточный подключен к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения для передачи сигналов и сообщений об авариях и порядке действия персонала учреждения при угрозе ЧС;

      • персонал порта обеспечен СИЗ (п.п. 2.15 настоящего раздела).

    2. Предусмотренные проектной документацией мероприятия по инженерной защите проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями

      • защита от ветрового воздействия – элементы сооружений рассчитаны на восприятие ветровых нагрузок характерных для района строительства;

      • защита от землетрясений – сооружения проектируются с учетом сейсмичности площадки строительства

      • защита от атмосферных осадков, затопления территории – предусматривается планировка территории с уклонами в сторону ливневой канализации.

Мероприятия по защите проектируемых сооружений объекта от воздушной ударной волны Проектом не предусматриваются. Для защиты персонала Морского порта Восточный от вредных продуктов горения, химического и радиоактивного заражения предусмотрены существующие мероприятия:

Временное укрытие персонала объекта, до начала организованной эвакуации, возможно в помещениях рядом расположенных существующих зданий Морского порта Восточный. Эвакуация людей из зданий организуется сотрудниками аварийно- спасательных служб и подразделений МЧС.


 

В проекте предусмотрены технические решения, направленные на максимальное снижение негативных воздействий особо опасных погодных явлений:

Оповещение об опасных погодных явлениях и передача информации о

 

 

чрезвычайных ситуациях природного характера осуществляется через оперативного дежурного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Находкинского городского округа.


 

    1. Решения по созданию и содержанию на проектируемом объекте запасов материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий

    2. Предусмотренные проектной документацией технические решения по системам оповещения о чрезвычайных ситуациях

    3. Мероприятия по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, обеспечению гарантированной, устойчивой радиосвязи и проводной связи при чрезвычайных ситуациях и их ликвидации

Для ликвидации последствий аварийных ситуаций на территории Морского порта Восточный предусмотрен резерв запасных узлов, частей и принадлежностей, инструмента, защитных приспособлений, спецодежды и спецобуви. Хранение резервного имущества предусмотрено на открытых площадках на территории порта.

Хранение запасов строительных и других материалов, специально предназначенных для ликвидации последствий крупномасштабной чрезвычайной ситуации на территории объекта, нецелесообразно, т.к. исключает эти материальные средства из хозяйственной деятельности. При существенном повреждении сооружений объекта в результате чрезвычайной ситуации задействуются резервы финансовых средств объекта для приобретения через соответствующие снабжающие организации необходимых материальных средств, а также для проведения аварийно- восстановительных работ.


 

Оповещение о чрезвычайных ситуациях на объекте организуется на базе системы оповещения и связи, состав и характеристики которых приведены в разделе 2 (п.п. 2.6.), и полностью обеспечивает безусловное и своевременное доведение до персонала и посетителей объекта, а также региональных органов управления по делам ГО и ЧС и на соседние объекты оповещения о типе и характере ЧС.


 

Пункт управления обслуживающий проектируемый объект располагается в существующем диспетчерском пункте Морского порта Восточный. Помещение оборудовано средствами связи, оповещения, пожарной сигнализацией и другими системами безопасности. Управление работой проектируемого объекта из данного помещения осуществляется с постоянных рабочих мест оснащенных необходимыми техническими средствами связи и управления, и обеспечивают возможность работы при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций. В диспетчерском пункте

 

 

 

предусмотрены устройства бесперебойного питания средств связи, сигнализации и оповещения.


 

3.12 Мероприятия по обеспечению эвакуации населения (персонала проектируемого объекта) при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на территории проектируемого объекта аварийно-спасательных сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для эвакуации людей с сооружений проектируемого объекта предусматривается пути эвакуации ширина и количество которых соответствует нормам. К сооружениям объекта запроектированы подъезды с твердым покрытием, обеспечивающие вывод эвакуируемых с территории объекта не менее чем по двум направлениям (Приложение В).

Беспрепятственный ввод и передвижение на территории проектируемого объекта сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается со стороны прилегающих подъездных автодорог (Приложение В).

 

 

 

 

 

////////////////////////////