|
|
Неавтоматизированные методы учета нефтепродуктов на автозаправочных станциях
Количественный учет нефтепродуктов на АЗС регламентирован действующей нормативной документацией. Основной такой нормативный документ – это Инструкция о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях (далее – Инструкция).
Она предполагает, что выполнение учетно-расчетных операций происходит в соответствии со всеми действующими ГОСТ-ами, методическими указаниями, правилами и прочими нормативами.
Согласно пункту 1.1 этой Инструкции, учет количества нефтепродуктов на АЗС производится в литрах.
Это количество может меняться в зависимости от температурных колебаний атмосферного воздуха, и связано с физико-химическими свойствами нефтепродуктов. Помимо этого, нередко в одну и ту же емкость сливаются продукты хоть и одной марки, но изготовленные разными производителями, различающиеся своей сортностью и некоторыми связанными с ней особенностями технико-экономического характера.
Чтобы организовать оптимальную систему учета количества нефтепродуктов на АЗС, необходимо определить:
· порядок учета и его организации, включая как саму систему, так и документооборот, а также периодичность инвентаризации;
· материально-ответственных лиц из числа работников АЗС;
· лиц, чей обязанностью будет осуществление контроля порядка и достоверности учета;
· состав инвентаризационной комиссии.
Организация грамотного количественного учета на АЗС подразумевает определение следующих показателей:
· количество нефтепродуктов в резервуарах (по каждому резервуару – в отдельности и по маркам нефтепродуктов в сумме);
· наличие нефтепродуктов в трубопроводах технологического назначения;
· количество отпущенных через топливо- и маслораздаточные колонки продуктов.
Для оперативности такой учет на АЗС ведут в литрах, однако в контрольных целях не помешает ведение учета и в единицах веса (тоннах и килограммах). Это связано с тем, что весовые показатели (в отличие от объема и плотности) по своему количественному значению постоянны, и не зависят от изменений внешних условий или параметров.
Согласно вышеназванной Инструкции, вес нефтепродукта (далее НП) рассчитывается так:
№ |
Полезная информация |
1 |
при использовании объемно-массового метода измерений – путем перемножения плотности продукта и его объема, измеренных при одинаковых показателях температуры и давления, либо их приведенных к одинаковым значениях |
2 |
при использовании массового метода измерений (как для тарных нефтепродуктов, так и для автоцистерн) – взвешиванием на весах |
3 |
если используется объемный метод – замеряют только объем продукта |
4 |
если берется гидростатический способ, то масса нефтепродукта рассчитывается умножением разности начального и конечного значения давления столба продукта (до и после товарной операции) на среднюю площадь сечения той части резервуара, откуда была произведена отгрузка продукта. Затем это произведение делят ускорение силы тяжести, которое установлено формулой, описанной в пункте 2.42 вышеназванной Инструкции |
Самым универсальным, а потому наиболее популярным из перечисленных является объемно-массовый способ.
Организация аналитического учета нефтепродуктов на АЗС подразумевает разделение их по следующим критериям:
· марка;
· собственные нефтепродукты и продуктов, которые находятся на ответственном хранении (продукты поклажедателей).
Организация учета при приемке нефтепродуктов
Нефтепродукты на АЗС могут поставляться следующими путями:
· железнодорожными цистернами;
· автомобильными цистернами;
· посредством трубопроводов;
· в таре.
Самый распространенный способ доставки продуктов до резервуара автозаправочной станции – автоцистерна.
В товарно-транспортной накладной формы номер 1-Т поставщики (или поклажедатели) указывают следующие параметры товара:
· точное название марки нефтепродукта;
· значение его температуры, объема и плотности, измеренные при отгрузке;
· вес нефтепродукта.
Объемно-массовый метод определения веса подразумевает измерение показателей плотности и объема в момент приемки товара при условии одинаковых (или приведенных к одинаковым) значений давления и температуры.
Объем полученного нефтепродукта определяют с помощью специальных градуировочных таблиц либо через измерение уровня нефтепродукта в емкостях (резервуарах, ж/д цистернах, танках нефтеналивных судов), либо – по вместимости любой из перечисленных ёмкостей. Кроме того, объем можно измерить с помощью счетчика жидкости.
Плотность в транспортных средствах и резервуарах определяют путем отбора проб (в соответствии с Государственным стандартом номер 2517-85) с проведением их последующих лабораторных измерений. Определить плотность пробы можно как на месте, так и в лабораторных условиях (в зависимости от имеющегося на АЗС оборудования).
Данные о фактически поступившем количестве нефтепродукта заносятся в процессе и по окончании слива получаемого товара в резервуары заправочной станции в специальный журнал поступлений, а также в отчет по смене и в накладную.
Если фактическое количество принятого товара (в тоннах) совпадает с указанным поставщиком в прилагаемой накладной, работник АЗС ставит в ней свою роспись, один экземпляр оставляет на АЗС, а три остальных передает доставившему товар водителю.
Если эти значения различаются, необходимо составить акт недостачи. Он составляется в трех экземплярах, первый из которых прикладывают к отчету по смене, второй – передают водителю, который привез спорный груз, а третий – хранят на самой заправочной станции. Соответствующую отметку о такой недостаче необходимо сделать на всех экземплярах товарно-транспортной накладной, сопровождающей груз.
Возможность приемки нефтепродукта при выявлении количественной недостачи, которая может быть следствием нарушения времени доставки товара автоцистерной до АЗС, недоливом на предприятии поставщика или каких-либо других причин, определяет либо руководство АЗС, либо его владелец, руководствуясь принятым в организации порядком ведения количественного учета.
Порядок отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях
Отпуск нефтепродуктов на АЗС можно осуществлять только посредством топливораздаточных (ТРК) или маслораздаточных (МРК) колонок, и только в бак транспортного средства.
Общая масса всех отпущенных за одну смену на АЗС нефтепродуктов рассчитывается по формуле:
М= P х V,
где М – общая масса отпущенных за смену нефтепродуктов;
V – объем отпущенных за смену НП, согласно данным счетных механизмов на узлах учета;
Р – плотность НП, измеренная при температуре на момент передачи смены.
Порядок передачи смены и составления отчетов по смене
В момент приема/передачи смены оба оператора АЗС (и передающий смену, и принимающий её) вместе выполняют следующие действия:
· снимают суммарные показания со всех счетчиков узла учета и всех счетчиков ТРК и МРК;
· совместно замеряют объем реализованных в течение смены нефтепродуктов (показатель объема определяется с помощью градуировочных таблиц после измерения уровня остатков НП);
· используя полученные значения объема и плотности, а также после измерения температуры, производят расчет количественного значения массы остатков в каждом резервуаре АЗС;
· производится передача остатков денег и талонов, а также прочих материальных ценностей;
· производят контроль погрешностей на каждой ТРК /МРК.
В момент передачи смены операторы составляют отчет по смене. Форма отчета – либо номер 25-НП, описанная в Инструкции, либо внутренняя форма, которая разработана в конкретной организации на базе этого документа.
Кроме основных, предусмотренных формой 25-НП, показателей, желательно внести в сменный отчет данные результатов замеров температуры и плотности, сделанных в течение смены.
Также в этом отчете фиксируется недостача или, наоборот, излишек нефтепродуктов за смену, которые определяются в виде разницы между показаниями, которые дали счетчики ТРК (узла учета) и данных, полученных путем проведения замеров остатка НП в резервуарах АЗС на момент передачи смены.
Излишек/недостача НП указывается в весовых единицах, с учетом погрешностей измерительных приборов ТРК/МРК, и принимается бухгалтерией предприятия к учету по каждой отдельной смене. Этот учет ведется в контрольно-накопительной ведомости в течение всего интервала между инвентаризациями. На момент инвентаризации все такие отклонения подсчитываются в итоговом количестве за весь межинвентаризационный период.
Каждый месяц бухгалтерия предприятия формирует оборотно-сальдовую ведомость, отражающую движение НП в единицах массы, разделенную по следующим критериям:
· марки нефтепродуктов;
· право собственности на них (собственные или предоставленные на хранение поклажедателями).
Проведение инвентаризации
Инвентаризация на автозаправочной станции должна проводиться ежемесячно.
В её процессе производят снятие фактических остатков в объемных единицах на первое число месяца. После измерения плотности хранящихся остатков, на основании данных об их объемах проводят расчет фактического количества оставшихся продуктов (по каждой марке) в весовых единицах. После этого производится сверка полученных данных с данными бухгалтерских документов. После этого определяют либо недостачу, либо излишек НП.
Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в так называемой сличительной ведомости, учитывая при этом погрешности, которыми обладают измерительные приборы.
Регулирование выявленной недостачи может происходить в таком разрезе:
· убыль материальных ценностей, не превышающая установленные нормы и недостача нефтепродуктов в рамках норм погрешностей измерений приборов ТРК, распределяют между собственниками пропорционально долям реализованных организацией нефтепродуктов и отданных поклажедателям за отчетный период;
· недостача НП сверх перечисленных выше норм и недостача, которая выходит за рамки погрешностей измерительных средств АЗС, покрывается за счет материально-ответственных лиц предприятия – владельца станции.
Выявленные излишки распределяются по тому же принципу, что и недостача в пределах допустимых норм (см. выше).
Распределение убыли в пределах нормы производится в весовых единицах.
////////////////////////////