Экзаменационные билеты с ответами по профессии "Водитель троллейбуса"

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационные билеты с ответами по профессии "Водитель троллейбуса"

 

 

Экзаменационные билеты с ответами по профессии "Водитель городского электротранспорта"

 

 

 

 

Билет №1

1. Принцип действия влагомаслоотделителя.

2. Назначение и основные части пуско-тормозных резисторов.

3. Нулевой рейс. Действия водителя на нулевом рейсе.

4. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся артериальным кровотечением, оказание первой помощи начинается с чего?

5. Назовите основные психофизиологические качества водителя.

6. Техника безопасности при протирке ветрового стекла.
Вопрос №1.Влагомаслоотделитель. Описание

 

Влагомаслоотделитель троллейбуса предназначен для освобождения поступающего в пневмосистему воздуха от влаги и масла. Он состоит из стального корпуса 7, имеющего верхнее 9 и нижнее 2 днища. Внутри влагомаслоотделителя вмонтированы диффузор б, решетка 3 и входной патрубок 5, который переходит в направляющую спираль 4. Сжатый воздух из компрессора поступает во влагомаслоотделитель через входной патрубок 5 и, разгоняясь по направляющей спирали 4, ударяется о решетку 3, оставляя на ней капли влаги и масла. Далее воздух поднимается вверх и, проходя диффузор, уходит в пневмосистему через

трубку 8. При прохождении диффузора на нем остаются остатки влаги и масла, которые стекают с решетки 3 и диффузора на нижнее днище 2. Отстой выпускают через пробку 1.
 

 


Вопрос №2 Назначение и основные части пуско-тормозных резисторов.

Пусковые сопротивления - предназначены для ограничения прохождения силы тока через обмотку якоря ТЭД при разгоне троллейбуса. Сопротивление Р12 Р21 также работают и при электродинамическом торможений. Устанавливается на троллейбусах ЛИАЗ 5280 независимо от года выпуска. Расположено сопротивление на крыше и собраны в 2 ящика, в одном ящике 8 резисторов в другом 7.

Резистор представляет собой металлическое основание на которой одеты гребешковые изоляторы, в пазы изоляторов надевается нехромовая проволока , которая и задает номинал сопротивления, все резисторы между собой связаны по определенной схеме.
 

 

 


Вопрос №3 Нулевой рейс. Действия водителя на нулевом рейсе.

Нулевые рейсы — это рейсы, совершаемые троллейбусами при движении из парка до конечного пункта, либо с конечного пункта в парк. Согласно должностной инструкции, водитель исправного троллейбуса (трамвая) во время совершения нулевого рейса должен перевозить пассажиров.

При следовании из парка нулевым рейсом водитель обязан проверить:

— исправность всех тормозных средств. Опробование тормозов производится без пассажиров в установленном приказом по троллейбусному парку месте;

— исправность действия рулевого управления;

— исправность работы гидронасоса;

— плавность набора скорости по позициям контроллера и наличие свободного хода троллейбуса на выбеге;

— работу токоприемников;

— отсутствие постороннего шума или стука при движении троллейбуса;
 

 

 


Вопрос №4При открытом переломе конечностей, сопровождающимся артериальным кровотечением, оказание первой помоши начинается с чего?
С наложения жгута выше раны на месте перелома.

 

 

 

Вопрос №5 Назовите основные психофизиологические качества водителя.

- Сенсорное ощущение

- Восприятие

- Психомоторная реакция

- Внимание

- Оперативное мышление

- Эмонационально-волевая реакция

- Личностные факторы

Вопрос №6 Техника безопасности при протирке ветрового стекла.

При протирке стекол кабины городского электротранспорта водитель должен стоять на подножке и держаться за поручень, соблюдая осторожность. При обнаружении поврежденных (разбитых) стекол во время работы на линии удаление стекол необходимо производить с применением инструмента и средств индивидуальной защиты рук. Протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необходимо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.
 

 




Билет №2

1. Назначение и составные части насоса гидроусилителя руля

2. Назначение буксировочного клапана, место установки, его составные части

3. Назначение и составные части контактной головки токоприёмника

4. Перечислите все условия профилактики утомления

5. Организация работы по охране труда на предприятии. Обязанности работников в области охраны труда.

6. С какими неисправностями тормозной системы запрещается эксплуатировать троллейбус.
 

 

 


Вопрос №1 Назначение и составные части насоса гидроусилителя руля

 

 

А - калиброванное отверстие; 1 - фильтр, 2 - бачок, 3 - крышка, 4 -предохранительный клапан, 5 - перепускной клапан, б - диск, 7 -лопасть, 8 - ротор, 9 - статор, 10 - вал

Насос гидроусилителя лопастного типа, приводится в действие от низковольтного электродвигателя, с которым он соединен эластичной муфтой. Насос имеет две полости - нагнетания и всасывания. Ротор 8 насоса крепится на шлицах вала 10. Вал вращается в шариковых подшипниках, установленных в корпусе насоса. Ротор имеет десять пазов, в которых свободно перемещаются лопасти 7. При вращении вала 10 лопасти 7 прижимаются к поверхности статора 9 и вытесняют жидкость в полость нагнетания. В насос вмонтирован предохранительный клапан 4, шарик которого под действием пружины перекрывает отверстие, соединяющее нагнетательную и сливную полости. Клапан регулируется на давление 65-70 кгс/см2.

В крышке 3 насоса предусмотрен перепускной клапан 5, который открывается при некоторой разности давлений в полостях нагнетания, разделенных калиброванным отверстием А на две зоны. Давление в зоне, примыкающей к диску 6, всегда выше, чем в зоне, расположенной за калиброванным отверстием. С увеличением частоты вращения насоса увеличивается перепад давления между зонами и перепускной клапан смещается вправо, открывая отверстие в гнезде клапана, соединяющее полость нагнетания со сливным бачком 2. В бачок гидроусилителя нужно заливать только чистое отфильтрованное масло через воронку с двойной мелкой сеткой. Фильтр 1 насоса через 8000-10 000 км необходимо снимать и промывать. Масло в бачок насоса заливают летом индустриальное 20, зимой - индустриальное 12. Уровень масла в бачке насоса проверяют через каждые 1500 км, при этом передние колеса троллейбуса должны быть установлены прямо. Масло заменяют через каждые 6000 км пробега.

 

 

Вопрос №2 Назначение буксировочного клапана, место установки, его составные части

Буксирный клапан предназначен для снабжения сжатым воздухом пневмосистемы троллейбуса при его буксировании. Он установлен в передней части троллейбуса. Для наполнения пневмосистемы троллейбуса сжатым воздухом необходимо снять гайку 2 и соединить пневмосистему буксира с буксирным клапаном троллейбуса. Сжатый воздух пневматической магистрали буксира переместит шарик 6 по направляющей выточке штуцера 4 и по зазору между корпусом и штуцером, а также по боковому отверстия штуцера поступит в центральное отверстие штуцера и наполнит пневмосистему троллейбуса.

 

 

Вопрос №3 Назначение и составные части контактной головки
токоприёмника

Наиболее ответственной частью токоприемника является контактная головка, которая крепится к штанге через изоляционную втулку 2. В держателе головки 1 установлена ось сферической формы. На оси находится поворотная часть контактной головки, которая состоит из держателя 13 медного вкладыша 3, двух щеток 5 и переменной угольной вставки.

Верхняя часть оси находится между держателем и вкладышем, связанными между собой жестко с помощью двух винтов, причем поверхности верхнего вкладыша и держателя также имеют сферическую форму и установлены с зазором между поверхностями около 0,2 мм. Сферические поверхности, зазор и узкий проем в держателе дают возможность сменной вставке вращаться вокруг вертикальной оси и перемещаться на определенные углы. Сферические поверхности контактной головки должны быть смазаны тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.

Зазор между держателем и осью регулируется прокладками, при этом под каждый винт можно установить не более пяти прокладок. Для уменьшения переходного сопротивления между вкладышем и держателем установлена меднографитовые щетка 8 с пружиной, которая создает необходимое давление щетки на вкладыш. Вставка устанавливается на вкладыш и закрепляется бронзовыми щеками, которые одновременно выполняют роль направляющих ребер при движении головки по контактному проводу. Щеки прижаты к вкладыша болтами 7.

Для предотвращения падения контактной головки на землю при соскока с штанги предусмотрена защитная лента с пряжковыми изоляторами 16.
 

 


Вопрос №4 Перечислите все условия профилактики утомления

1. Сон не менее 7 часов в сутки

2. Зарядка

3. Перерыв в работе каждые 3 часа(15-20 минут)

4. Между двумя длинными поездками 10 минут отдыха
 

 

Вопрос №5 Организация работы по охране труда на предприятии-обязанности работников в области охраны труда.

1. Соблюдать требования охраны труда

 

2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты

3. Проходить обучение по охране труда, инструктажей, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

4. Немедленно извещать руководителя о любой ситуаций угрожающим людям, а также о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшений состояний своего здоровья.

5. Проходить обязательный мед осмотры(первичные, периодические, внеочередные)
 

 


Вопрос №6 С какими неисправностями тормозной системы запрещается эксплуатировать троллейбус.

а) не действует одна из тормозных систем;

б) рукоятка стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

в) неисправен манометр пневматической (пневмогидравлической) системы тормозных приводов;

г) нарушена герметичность пневматического (пневмогидравлического) тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) за 15 мин. после полного приведения в действие тормозных приводов;

д) заедает тормозная педаль;

е) неисправен тормозной кран.

 



Билет №3

1. Назначение сливного краника, составные части

2. Действия водителя при токоутечки в процессе работы на линии

3. Какая сигнализация должна применятся при буксировке троллейбуса

4. Действия водителя при обрыве контактного провода

5. Виды инструктажей по охране труда. Когда и кем проводятся

6. Назначение, устройство реле ускорения.

 

 

Вопрос №1 Назначение сливного краника, составные части

Сливной краник предназначен для выпуска конденсата из воздушных баллонов (ресиверов), а также выпуска из контура пневмопривода сжатого воздуха, при выполнений операции текущего ремонта троллейбуса. Располагается вертикально под ресивером, или сбоку от ресивера.

Вопрос №2 Действия водителя при токоутечки в процессе работы на линии

1. Объявить из микрофона, из троллейбуса не выходить

2. Выключить все низковольтные и высоковольтные цепи троллейбуса, надеть диэлектрические перчатки и жилет и выйти из троллейбуса прыжком

3. Оттянуть и завести под лиру токоприемники, далее открыть двери и высадить пассажиров, затем позвонить старшему диспетчеру и водителю наставнику. Дождаться водителя- наставника или линейного слесаря и в их сопровождений следовать в троллейбусное депо, соблюдая следующие меры осторожности:

1. Включить все группы освещения, поставить табличку токоутечка

2. Следовать как можно ближе к центру проезжей части

3. Открыть форточки и при проезде пунктов и перекрестков объявлять по громкоговорящей связи ( осторожно на троллейбусе токоутечка)

Вопрос №3 Какая сигнализация должна применятся при буксировке троллейбуса

При буксировке на троллейбусе должна быть включена аварийная сигнализация (п.7.1 ПДД). При неисправности аварийной сигнализации на задней части троллейбуса должен быть укреплен знак аварийной остановки.

При буксировке неисправного троллейбуса должна применяться следующая сигнализация:

Звуковыми сигналами троллейбуса:

- один сигнал - движение вперёд;

- два коротких - тише;

- три коротких - стой.

Световыми сигналами буксирующего транспортного средства:

- все сигналы горят - движение вперёд;

- горит сигнал торможения - остановка;

- горит сигнал правого поворота - поворот направо;

- горит сигнал левого поворота - поворот налево.

Применение сигналов руками:

- дугообразное движение над головой движение вперед;

- дугообразное движение у ног - движение назад;

 

 

Вопрос №4 Действия водителя при обрыве контактного провода При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан:

1) Обеспечить вызов бригады технической помощи

2) До их приезда находится около провода не более чем за 5 метров. Не касаться провода и не давать касаться провода другим

3) Выставить знак аварийной остановки


 

 


Вопрос №5 Виды инструктажей по охране труда. Когда и кем проводятся

-Вводный (проводится один раз специалистами по охране труда)

-Первичный - проводит руководитель производственного участка при поступлений на работу или при переводе на новый участок работы

-Повторный (проводится один раз в 3 месяца)

Внеплановый проводится при:

•принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;

 

 

•изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

•нарушении лицами, указанными в подпунктах 2.1-2.9 пункта 2 Инструкции, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

•перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;

•поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.

Внеплановый инструктаж по охране труда проводится также по требованию представителей специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Внеплановый инструктаж по охране труда проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).

Внеплановый инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

 

 

 

Проведение внепланового инструктажа по охране труда подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, стажировку, в журнале регистрации инструктажа по охране труда. При регистрации внепланового инструктажа в журнале регистрации инструктажа по охране труда указывается причина его проведения.

Журнал регистрации инструктажа по охране труда должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Журнал регистрации инструктажа по охране труда заверяется подписью руководителя организации или структурного подразделения организации.

Срок хранения журнала - 10 (десять) лет с даты внесения последней записи.

 

 

Целевой инструктаж по охране труда

Целевой инструктаж по охране труда проводят при:

•выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие);

•ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

•производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;

•проведении экскурсий в организации.

Целевой инструктаж по охране труда проводит непосредственный руководитель работ(начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).

Целевой инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение целевого инструктажа по охране труда подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда . Допускается регистрация целевого инструктажа по охране труда в отдельном журнале.

В случае проведения целевого инструктажа по охране труда с лицами, выполняющими работы по наряду-допуску, отметка о его проведении производится в наряде-допуске.

 

 

Журналы регистрации инструктажа по охране труда, регистрации целевого инструктажа по охране труда (в случае его применения) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журналы регистрации инструктажа по охране труда, регистрации целевого инструктажа по охране труда (в случае его применения) заверяются подписью руководителя организации или структурного подразделения организации.

Срок хранения названных журналов - 10 (десять) лет с даты внесения последней записи.


 

 

 




Вопрос №6 Назначение, устройство реле ускорения.

Управляет работой серводвигателя в соответствии с положением ходовой педали контроллера управления в зависимости от величины тока в силовой цепи тягового электродвигателя.

Реле ускорения РУ предназначено для автоматического пуска и остановки служебного двигателя в зависимости от положения педали хода и величины тока в обмотке якоря ТЭД.

Основные составные части реле ускорения РУ:

• Основание, выполненное из электроизоляционного материала.

• Стойка.

• Скоба.

• Сердечник, который закреплен одним концом в стойке, а другим концом в скобе.

• Силовая катушка РУ1

■ Регулировочная (подмагничивающая) катушка РУ2

• Подъемная катушка РУЗ

• Якорь

■ Регулировочная пружина

• Регулировочный винт, с помощью которого изменяется натяжение регулировочной пружины

■ Подвижный и неподвижный контакты (2 пары, нормально замкнутые и нормально разомкнутые)

• Клеммы для подсоединения внешних проводов.

Работа реле ускорения РУ.

 

 

ГРК начинает работу на позиции XI и последовательно отключает пусковые реостаты. Работа ГРК осуществляется под контролем реле ускорения РУ. Силовая катушка РУ1 последовательно включена в цепь обмотки якоря ТЭД, следовательно величина тока в обмотке якоря и тока, проходящего через катушку РУ1 будет одинаковой. При последовательном отключении пусковых реостатов число оборотов ТЭД возрастает, но возрастает и величина тока в обмотке якоря ТЭД. Как только величина тока в обмотке якоря достигнет 150 А - магнитная система РУ притянет якорь. Контакты РУ переключатся, обмотка якоря служебного двигателя потеряет питание, и якорь будет включен на короткозамкнутый тормозной контур. Служебный двигатель остановился, остановился кулачковый вал ГРК, процесс отключения пусковых реостатов прекратился. Но с увеличением числа оборотов двигателя, в двигателе возросла величина противо ЭДС, которая ослабляет ток в двигателе. Как только величина тока в ТЭД достигла 130 А, под действием регулировочной пружины якорь РУ отпал от магнитной системы. Контакты РУ переключились. Обмотка якоря служебного двигателя вновь получила питание. Вновь вращается кулачковый вал ГРК, возобновился процесс последовательного отключения пусковых реостатов. Как только величина тока в обмотке якоря ТЭД вновь достигнет 150 А, весь цикл работы РУ повторится. РУ обеспечивает плавный разгон ТБ.

На позиции XI через кулачковый элемент контроллера хода КВ(М-1) получает питание регулировочная (подмагничивающая) катушка реле ускорения РУ2. Наличие в РУ подмагничивающего потока снижает ток уставки реле. Если РУ отрегулировано по току на 300 А, то при подключении регулировочной катушки РУ2 якорь реле будет притягиваться к магнитной системе при силе тока в катушке РУ1 равной 150 А. Если РУ сработает раньше, чем кулачковый вал ГРК довернется до очередной позиции (т.е. будет находится между позициями), то якорь служебного двигателя будет получать питание через подъемную катушку РУЗ и кулачковый элемент ГРК РКМ. Кулачковый элемент РКП в цепи тормозного контура будет разомкнут. При подходе вала ГРК к ближайшей позиции контакты РКМ размыкаются, а контакты РКП замыкаются. ГРК не возвращается на 1 позицию: неисправны контакты реле ускорения РУ.





Билет №4

1. Основные элементы кузова

2. Назначение компрессора ЭК-4, тип и производительность

3. С какими неисправностями тормозной системы запрещается эксплуатация троллейбуса на линии

4. Дайте определение понятия видимость. Назовите два вида видимости

5. Медицинские осмотры: виды, периодичность и порядок проведения

6. Маневровое положение пусковой педали.

 

 

 

Вопрос №1 Основные элементы кузова
Кузов троллейбуса предназначен для размещения пассажиров и обслуживания персонала и части электротягового и механического оборудования.

Кузов представляет собой цельнометаллическую конструкцию с несущим основанием.

Кузов состоит из левого и правого бортов, передние и задней части, крыши и основания.

Все части кузова соединены сваркой.

Основание кузова представляет собой конструкцию изготовленную из прямоугольных трубчатых профилей. К основанию кузова также приварены балки и площадки к которым крепятся передние и задние пневмоэлементы.

Бортовые борта кузова состоят из каркасов сваренных из трубчатых профилей, обшитых стальными листами снаружи и пластиком изнутри.

Для осмотров агрегатов в оснований кузова вмонтированы люки.

Передние и задние секций кузова представляют собой сварные конструкций, обшитые листами снаружи и пластиком внутри.

На задней части кузова имеется лестница к которой сверху приварены две трубы для удержания токоприемников. Крыша кузова представляет собой сваркой каркас из стальных профилей, обшитых металлом снаружи и пластиком внутри.





Вопрос №2 Назначение компрессора ЭК-4, тип и производительность

Электрический компрессор двухцилиндровый относится к типу горизонтальных однорядных, одноступенчатых поршневых машин с воздушным охлаждением и барбатажной смазкой.

Производительность компрессора 300 л/мин при 280 об/мин коленчатого вала с периодом включения не более 50% и продолжительностью цикла до 10 мин.

Мотор-компрессор ЭК-4 предназначен для производства сжатого воздуха на троллейбусе и его нагнетания в главный резервуар с целью накопления.

 

 

 

Вопрос №3 С какими неисправностями тормозной системы запрещается эксплуатация троллейбуса на линии

а) не действует одна из тормозных систем;

б) рукоятка стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

в) неисправен манометр пневматической (пневмогидравлической) системы тормозных приводов;

г) нарушена герметичность пневматического (пневмогидравлического) тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) за 15 мин. после полного приведения в действие тормозных приводов;

д) заедает тормозная педаль;

е) неисправен тормозной кран.

 

 



Вопрос №4 Дайте определение понятия видимость. Назовите два вила видимости

Видимость - Доступное обозрению пространство.

Недостаточная видимость

Видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Ограниченная видимость

Видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами







Вопрос №5 Медицинские осмотры: виды, периодичность и порядок проведения

1) Предварительный ( при устройстве на работу)

2) Периодический ( в соответствии с приказом минздравсоцразвития 302N Проводится не реже 1 раз в два года)

3) Неплановый ( по медицинским показаниям, которые требуют более глубокого обследования) определяется внутренним приказом( допустим в

случае травмы на производстве) от работника требуется сдать все анализы и сдать их профпатологу.



Вопрос №6  Маневровое положение пусковой педали

Выбор режима движения осуществляется с помощью контроллера водителя, связанного рычагами и тягами с педалями хода и торможения. Выбор маневрового и ходового режимов осуществляется с помощью педали хода, причем каждому режиму соответствует определенное положение педали. Это позволяет водителю регулировать скорость движения троллейбуса в зависимости от условий движения. Выбор тормозного режима осуществляется тормозной педалью. Поворот вала группового реостатного контроллера до любой фиксированной позиции осуществляется под контролем реле ускорения-торможения. Кроме того, изменение направления движения городского троллейбуса осуществляется переводом съемной рукоятки вала реверсивного барабана контроллера водителя в положение "Вперед" или "Назад".

Подготовка схемы к пуску. Для приведения электрических цепей троллейбуса в рабочее состояние необходимо установить токоприемники Т1 и Т2 на контактные провода.

Затем включают выключатели ВВЦ1 и ВВЦ2, при этом подается напряжение на электродвигатель вентилятора ДВ и катушку реле напряжения РН1; последнее включается. Далее включают выключатели аккумуляторной батареи и цепи управления, двигателя компрессора ВВЦЗ и электродвигателя усилителя руля, а также автоматический выключатель АВ. Контроллер водителя (КВ) (см. рис.2) имеет нулевое, маневровое и три ходовых положения; при торможении - нулевое и два положения электрического торможения (табл.1). В табл.2 показано состояние контактов контроллера водителя в зависимости от режима движения и положения педалей управления.

Маневровое движение. При рассмотрении алгоритма работы электрических схем троллейбуса рекомендуется использовать таблицу. При установке ходовой педали в маневровое положение М в контроллере водителя замыкаются контакты (11-12) кулачкового элемента контроллера водителя КВМ-3 и контакты (5-26) кулачкового элемента КВМ-1 (см. рис.2). Контакты (11-12) кулачкового элемента КВМ-3 контроллера водителя собирают цепь втягивающих катушек линейных контакторов J1K1 и ЛК2 (плюс аккумуляторной батареи - провод 5, контакты реостатного контроллера РК1 (5-11), КВМ-3 (11-12), контакты тормозного контроллера ТКО (12-13), контакты контактора Т (13-14), токового реле РТ (14-15) и реле напряжения PH (15-16), катушки ЛК1 и ЛК2, минус - провод Б).



 



Билет №5

1. Как осуществляется отопление салона троллейбуса

2. Принцип действия двухсекционного тормозного крана
3. Назначение и основные составные части контакторов
 

4. Когда следует начинать сердечно-легочную реанимацию пострадавшего

5. Средства индивидуальной защиты, предусмотренные для водителя троллейбуса. Когда и как используются

6. С какими неисправностями рулевого управления запрещается эксплуатировать троллейбус.





Вопрос №1 Как осуществляется отопление салона троллейбуса Отопление салона.

Для обогрева салона используется тепло, выделяемое пуско-тормозными реостатами. Дополнительный нагрев воздуха осуществляется печью салона, состоящей из десяти нагревательных элементов НВС-04/0,Зб общей мощностью 3,6 кВт, расположенными под кузовом троллейбуса за ящиком пусковых реостатов. Печь ПС можно ввести в работу только после включения двигателя вентилятора, так как без обдува воздухом электропечь перегреется и нагревательные элементы выйдут из строя. Воздух, продуваемый вентилятором через пусковой реостат, перед выходом в пассажирский салон дополнительно нагревается в электропечи.
 



Вопрос №2 Принцип действия двухсекционного тормозного крана

Предназначен для управления исполнительными механизмами рабочего привода троллейбуса при двухконтурном тормозном приводе. Тормозной кран установлен в пневмосистеме троллейбуса на балке основания под полом кабины водителя, таким образом, что бы выпуск воздуха из него происходил вниз. Крепление тормозного крана осуществляется 6 болтами. Установка крана должна производится таким образом, что бы был удобен монтаж и демонтаж подходящих к нему трубопроводов. В зоне атмосферного вывода тормозного крана не должны размещаться детали и другие приборы на работу которых вредно влияет конденсат. Обслуживание тормозного крана заключается в периодическом осмотре проверки надежности крепления крана к раме. Привод крана должен быть отрегулирован таким образом, что бы при полностью нажатой педали(тормозная педаль) тормозной кран был полностью открыт. В зимнее время замерший кран во избежания повреждения резиновых и пластиковых деталей не следует отогревать открытым огнем. Либо теплым воздухом, либо горячей водой.

 

 

 

Вопрос №3 Назначение и основные составные части контакторов
КПП 113 предназначены для подключения ТЭД к контактной сети при пуске разгоне и торможения. На классическом троллейбусе модели ЛИАЗ 5280 до 2012 года выпуска установлены 5 линейных контакторов ЛК-1,ЛК-2,ЛК-3,Т,Р

На троллейбусах после 2012 года выпуска установлены 4 контактора из схемы исключен контактор Р

Состоит из двух частей: Магнитной низковольтной и дугогосящей высоковольтной

Низковольтная часть состоит из Г-образного ярма к которому с помощью болта крепится сердечник с низковольтной катушкой, также к ярму крепится подвижный якорь, к якорю крепится текстолитовая пластина, на пластине закреплены кронштейны подвижного контактора. Сам контакт к кронштейну крепится с помощью пружины и к контакту с помощью болта крепится дугогосящий рог и гибкий шунт для связи контакта с подводящей клипсой.

С двух сторон от катушки на линейном контакторе ЛК-1 и с одной стороны на линейных контакторах ЛК-2, ЛК-3, Т; крепится блок контакты, коммутирующие низковольтные цепи в процессе работы.

Дугогосящая часть состоит из высоковольтной катушки, которая с помощью болта крепится контакт, высоковольтная катушка закреплена между двух щек сверху часть закрывается дугогосящей камерой, предназначенной для быстрого гашения дуги, возникающей в момент размыкания контактов.

Дуга захватывается дугогосящим рогом и протаскивается по змеевидному каналу камеры, размер дуги увеличивается, дуга гасится.

Работает контактор следующим образом: Когда на низковольтную катушку магнитной части подается питание, сердечник намагничивается, притягивая к себе якорь, якорь поднимается, контакты замыкаются, когда снимается питание с катушки - магнитное поле исчезает, якорь под своим весом и весом противовеса, закрепленного на якоре возвращается в первоначальное положение, контакты размыкаются.

Шунтовые контакторы КПД -110 предназначены LU-2, LLI-3 для подключения параллельной обмотки ТЭД при подключений, LU-1 при пуске, разгоне и торможений. Устройство и принцип работы идентичен КПП-113 отличием является размеры.

 

 

 

Вопрос №4 Когда следует начинать сердечно-легочную реанимацию пострадавшего

При потере пострадавшим сознания и отсутствия пульса на сонной артерии, а также признаков дыхания.

Вопрос №5Средства индивидуальной защиты, предусмотренные для водителя троллейбуса. Когда и как используются.

Средства защиты - диэлектрические перчатки и жилет оранжевого цвета

Перчатки используются при снятий и поднятий токоприемников в сырую погоду

Жилет используется при выходе из троллейбуса на линий, по каким-либо причинам.





Вопрос№5. Средства индивидуальной зашиты, предусмотренные для водителя троллейбуса. Когда и как используются

Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

- хлопчатобумажные рукавицы или перчатки с полимерным покрытием (срок носки 2 месяца);

- перчатки диэлектрические - дежурные;

- жилет сигнальный (срок носки 12 месяцев).

При выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет.

Во избежание поражения электрическим током при обслуживании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от инструмента.

При получении в инструментальной кладовой закрепленных за троллейбусом инструментов и документов, а также перед каждым применением водитель обязан проверить наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

 

 

Вопрос№6. С какими неисправностями рулевого управления запрещается эксплуатировать троллейбус.

Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну перечисленных ниже неисправностей:

Рулевое управление:

а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает 20 градусов;

б) неисправен усилитель рулевого управления;

в) имеются не предусмотренное конструкцией перемещения деталей и узлов;

г) резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом;

д) наблюдается просачивание смазки в виде капель из картера рулевого механизма (каплепадение);

е) наблюдается просачивание жидкости в виде капель из гидросистемы усилителя руля (каплепадение).

 

 

 





Билет №6

1. Как осуществляется отопление кабины водителя

2. Назначение регулятор давления и его составные части

3. Назначение токоприемников и требования к ним

4. Что называют вниманием

5. Требования безопасности при работе на высоте( осмотр токоприемников, замена вставок и т.п.)

6. С какими неисправностями колёс и шин запрещается эксплуатировать троллейбус на линии.

 



Вопрос №1.Как осуществляется отопление кабины водителя

Кабина водителя имеет индивидуальное отопление. Отопительная система состоит из электрической печи 7 и распределителей воздуха с гибкими рукавами 8.

Электрическая печь кабины водителя (рис. 23) состоит из корпуса 11, внутри которого смонтированы нагревательные элементы 9. Все элементы соединены последовательно и включаются в высоковольтную цепь постоянного напряжения. Печь имеет систему рычагов и заслонок, при помощи которых осуществляются различные режимы: забор воздуха -снаружи или из кабины, поступление теплого воздуха в кабину через жалюзи 10, обдув ветровых стекол. Возможна регулировка количества подачи воздуха при всех режимах.

При положении рычага 2 и заслонки 8, как показано на рис. 23, в электрическую печь будет поступать наружный воздух. При переводе

рычага 2 в крайнее правое положение заслонка 8 переместится и забор воздуха будет производиться из кабины. Рычаг 3 направляет горячий поток воздуха в кабину водителя. Количество теплого воздуха для подачи в кабину регулируется заслонкой 8. Для обдува стекол теплым воздухом рычаг 1 передвигают в крайнее правое положение, открыв заслонку 4. Изменяя положение заслонки 4, можно изменять количество теплого воздуха, поступающего на обдув ветровых стекол. Увеличение или уменьшение количества тепла, поступающего на ветровые стекла, происходит за счет уменьшения или увеличения поступления воздуха в кабину. Окно заслонки 5 служит для подачи горячего воздуха к ногам водителя.





Вопрос №2 Назначение регулятора давления и его составные части

Регулятором давления называют электропневматический аппарат, который автоматически регулирует давление воздуха в резервуарах пневматической системы троллейбуса путем своевременного включения и выключения электродвигателя компрессора. Действие регулятора давления основано на принципе взаимного уравновешивания усилий специальной пружины и давления воздуха на резиновую диафрагму. В зависимости от натяжения, пружины устанавливается давление, при котором регулятор включается или выключается, замыкая или размыкая при помощи особого механизма электрическую цепь электродвигателя компрессора. На всех троллейбусах отечественного производства, имеющих пневматическое оборудование, установлены регуляторы давления типа АК-5А-2, АК-11А и АК-11Б и изготовляемые заводом «Динамо» им. С. М. Кирова. Наиболее распространенным является аппарат АК-11.

Регулятор давления АК-11, применяемый на троллейбусах ЗИУ, показан на рис. 107. Принцип действия и особенности конструкции этого регулятора давления, заключаются в следующем.

Сжатый воздух из резервуаров поступает в полость, находящуюся под резиновой диафрагмой 13. Давление сжатого воздуха на диафрагму создает усилие, стремящееся преодолеть давление главной пружины 9, которая одним концом давит на упор 11, а другим упирается в гнездо планки 6. С другой стороны, упор пружины 9 подвергается давлению сжатого воздуха, передаваемому посредством диафрагмы 13, зажатой между основанием 1 и чугунным фланцем 14 с помощью винтов 16 и 12.

При нормальном давлении в резервуаре сила сжатого воздуха, сообщаемая упору посредством диафрагмы 13, превышает силу нажатия главной пружины 9. В этом случае упор 11 поднимается вверх, а вместе с ним перемещается рычаг 17.

По мере расходования сжатого воздуха давление его уменьшается; давление пружины 9 в этом случае преодолевает давление, сообщаемое диафрагмой 13, и упор И опускается вниз, производя соответствующие перемещения системы рычагов, обеспечивающих замыкание электрической цепи двигателя компрессора.

В зависимости от величины давления воздуха в резервуарах происходит соответствующее изменение положения рычага 17 и, следовательно, замыкание или размыкание (подвижным контактом 18) цепи питания электродвигателя компрессора.

 

 

 

Включение и выключение электродвигателя компрессора осуществляется под действием пружины 19, создающей необходимое контактное давление между подвижным контактом 18 и неподвижным 21, закрепленным на основании корпуса регулятора винтом 20. Вращение же рычага 17 вокруг оси 15 осуществляется под действием упора 11, который в зависимости от давления воздуха под диафрагмой 13, а следовательно, и в резервуарах, совершает поступательное движение вверх или вниз в направляющих 10 (из пластмассы).

Механизм замыкания и размыкания контактов не сложен. По мере вращения рычага точка О упора подвижного контакта 18 и рычага приближается к оси пружины 19. При этом момент, вызывающий перемещение подвижного рычага, и контактное давление падают. Начавшееся движение упора не прекращается до тех пор, пока подвижный контакт 18 не перебросится с неподвижного контакта 21 на винт 5, установленный в скобе 4. При этой последовательности перемещения рычагов и подвижного контакта электрическая цепь разомкнется, и двигатель-компрессор выключится.

Регуляторы давления могут обеспечить нормальную работу лишь, в том случае, если они правильно Отрегулированы и находятся в исправном состоянии. Регулирование регулятора давления осуществляется с помощью винта 8 и головки 7.

Основные технические данные регулятора давления типа АК-11 следующие: нормальное напряжение 550 в; длительный ток регулятора 10 а; перепад (разность между давлением включения и отключения) при растворе контактов 5 мм должен быть 0,14 Мн/м2 (1,4 ат), а при растворе 15 мм — от 0,18 до 0,21 Мн/м2 (от 1,8 до 2,1 ат). Главная пружина и механизм включения и выключения контактов электрической цепи питания двигателя компрессора смонтированы на изоляционном основании 1 и закрыты пластмассовым кожухом 3, прикрепленным к основанию корпуса двумя замками 2.


 


Вопрос №3 Назначение токоприемников и требования к ним

Токоприемники предназначены для связи высоковольтного оборудования троллейбуса с контактной сетью. Разница в длине штанг токоприемника не должна превышать 100 мм(10 см) Нажатие токоприемника на контактный провод на высоте подвески контактного провода 5,8 м должно соответствовать 120—140 Н (12-14 кгс)

 

 



Вопрос №4 Что называют вниманием

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимание помогает сосредоточится на том моменте, который наиболее важен в данный момент


 

 



Вопрос №5 Требования безопасности при работе на высоте (осмотр токоприемников, замена вставок и т.п.')

При подъеме на лестницу руки должны быть опущены, инструменты должны находится в сумке, но при этом сумка не должна находится в
руках. При замене контактных вставок следует предварительно открыть откидную площадку и встать на нее, и только после этого начать менять вставки.

 

 

 

Вопрос №6 С какими неисправностями колёс и шин запрещается эксплуатировать троллейбус на линии.

Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей:

Колеса и шины:

а) излом, ослабление или отсутствие хотя бы одной шпильки или гайки крепления колеса, а также наличие трещины в диске или ободе колеса;

б) на передних колесах установлены шины, восстановленные по второй группе ремонта;

в) остаточная глубина рисунка протектора менее 2 мм в любой его части;

г) шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также отслоение протектора и боковины;

д) давление в шинах не соответствует установленным нормам;

е) неисправны замочные кольца или плохая посадка их на ободе колеса.

 

 

 



Билет №7

Вопрос №1 Как осуществляется вентиляция кабины водителя

Вентиляция салонаосущесгвляется в летнее время как за счет отсасывания воздуха из салона центробежным вентилятором, так и через открытые форточки боковых окон, вентиляционные люки, расположенные на крыше троллейбуса и двери, открываемые на остановках.

В зимнее время приток свежего воздуха осуществляется только через двери на остановках. Вентиляция кабиныводителя естественная и осуществляется через раздвижное окно.



Вопрос №2 Назначение и составные части противозамораживателя

Противозамораживатели предназначены для обеспечения надежной работы пневматической системы при низких температурах атмосферного воздуха. Влагомаслоотделитель не обеспечивает полной очистки воздуха, подаваемого в систему. Присутствие в нем влаги приводит в зимнее время тс промерзанию клапанов, трубопроводов.

На троллейбусах отечественного и чехословацкого производства установлены спиртоглицериновые противозамораживатели.

Противозамораживатель, установленный на троллейбусе ЗИУ-9Б (рис. 78), наполнен спиртоглицериновой смесью (антифризом), состоящей из равных количеств этилового спирта и глицерина. В холодное время года в воздухопровод напорной системы с помощью прог-ивозамораживателя вводят антифриз. В результате его смешения с конденсатом, находящимся в

воздухопроводах, получается незамерзающая смесь, которая препятствует обледенению клапанов и воздухопроводов.

Спиртоглицериновую смесь заливают в стакан 6 через отверстие, закрываемое пробкой, на которой имеется указатель уровня 16. Интенсивность парообразования спиртоглицериновой смеси регулируется дросселем 13 в зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха. Вводить антифриз в пневматическую систему можно только при работающем компрессоре. Заправленная спиртоглицериновая смесь в количестве 200 г работает в течение 10 рабочих дней.


 

 


Вопрос №3 Назначение тягового двигателя. Его составные части. Двигатель постоянного тока

Предназначен для преобразования электрической энергий в механическую.

Данная модель двигателя установлена на троллейбусах модели ЛИАЗ 5280 Двигатель постоянного тока, расположен в заднем свесе троллейбуса.

Состоит из цилиндрического корпуса к которому приварены 4 кронштейна(лапы) для крепления к раме кузова

К корпусу крепятся 2 подшибниковых щита: Передний щеткодержательный и задний. В данных щитках вращается вал якоря.

На валу одеты якорные листы, в пазы листов уложена обмотка якоря, концы обмотки припаяны к ламелям.

Ламели собраны в коллектор.

Обмотка якоря работает как проводник с током.

К корпусу с помощью болтов крепится 4 катушки главных полюсов.

Катушка представляет собой сердечник с намотанным на нем двумя обмотками последовательной и параллельной.

Катушки главных полюсов создают основной магнитный поток.

На щеткодержательном щите установлены 4 щеткодержателя.

В каждом щеткодержателе находятся 2 щетки.

Охлаждение ТЭД принудительное через турбину.

 

Воздух захватываемый в турбину поступает через воздухозаборник проходит по внутренним полостям двигателя и выбрасывается через технологические отверстия задней частью корпуса. В передней части двигателя также имеются технологические отверстия для обслуживания щеткодержательного узла. Данные отверстия закрываются полотенцем на одном из которым установлен воздухозаборник. К задней части вала-якоря с помощью шпонки и гайки крепится фланец для подсоединения карданного вала.

Работает двигатель следующим образом ток из контактной сети поступает на обмотку якоря и одновременно с этим поступает на обмотки катушек главных полюсов, образуется магнитное поле и под действием электродвижущей силы якорь начинает вращаться.



 



Двигатель переменного тока

Установлен данный двигатель на троллейбусах АКСМ 42003(ДТА1, 5,6) ТРОЛЗА 5265(Кросна) и ТРОЛЗА 5275(ДАТ)

Расположен двигатель в заднем свесе троллейбуса и смещен влево из-за того, что данные модели троллейбуса являются низкопольными. Работает двигатель переменного тока от напряжения 380 вольт.

Принцип работы двигателя основан на эффекте отталкивания магнита.

Представляет собой корпус внутри которого на подшипниках вращается ротор, представляющий собой набор магнитных пластин.

В корпусе имеется статер, представляющий собой обмотку, работает двигатель следующим образом, когда преобразованый ток из контактной сети поступает на обмотку статора, образуется магнитное поле той же полярности, что и поле ротора, поле ротора отталкивается от поля статора ротор начинает вращаться приводя в движение троллейбус.

Требование к безопасности при обслуживании электроустановки напряжением до 1000 вольт. Группа по электробезопасности. Средства индивидуальной защиты. Следует отключить токоприемники и только затем обслуживать электроустановку.

 





Вопрос №4 В каких ситуациях должно быть прекращено движение троллейбусов.

Движение троллейбуса должно быть прекращено в следующих ситуациях:

а) при наличии препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения;

б) при тревожных сигналах кондуктора, контролера, пассажиров или любого другого лица;

в) при всяком внезапном толчке и стуке, резком колебании проводов контактной сети, снятии напряжения и тревожных криках пассажиров или прохожих;

г) при появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

д) при наличии на проезжей части дороги воды или мокрого снега глубиной (высотой) более 150 мм;

е) при появлении сигнала от прибора контроля тока утечки:


 

 



Вопрос №5 Требования безопасности при обслуживании электроустановки напряжением до 1000В. Группа по электробезопасности. Средства индивидуальной защиты.

Для персонала, обслуживающего электроустановки, представляет опасность одновременное прикосновение к находящимся под напряжением к неизолированным проводам разной полярности, проводам различного назначения или проводам и заземленным частям оборудования.

Действие электрического тока на организм человека вызывает поражение центральной нервной системы. Человек ощущает протекающий через него ток около 1 мА. При действии тока силой 35 мА руки человека судорожно сжимаются и он не может самостоятельно оторвать их от токоведущих частей. Ток 50—80 мА вызывает паралич органов дыхания. Ток 100 мА и более смертельно опасен. Ток, протекающий через человека, зависит от напряжения электроустановки и электрического сопротивления самого человека, которое определяется многими факторами. К ним относятся влажность кожи и одежды, размер контактирующих поверхностей и др. Степень опасности воздействия электрического тока определяется значением напряжения. При стечении ряда обстоятельств прохождение электрического тока напряжением даже немного выше 12 В может привести к нарушению жизненных функций организма человека. Не меньшую опасность представляет вспышка электрической дуги, в непосредственной близости от человека.

Характерными травмами являются электрический удар,, ожоги кожи, поверхностное воспаление глаз от ультрафиолетовых лучей, содержащихся в спектре дуги и др.

Нормальная безаварийная и безопасная работа электроустановки обеспечивается полным и безусловным выполнением Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации (ПТЭ) электроустановок потребителей и Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей.

Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) определены обязательные требования, предъявляемые к устройству и оборудованию и проверке его на электрическую и механическую прочность.

При работе под напряжением или с уравниванием потенциала необходимо:

работать с применением защитных средств или стоя на изолирующем основании (монтажной площадке, изолирующей подставке);

оградить находящиеся под напряжением соседние токоведущие части и заземление конструкции, расположенные на расстоянии менее 0,6 м от работающих;
работать в головном уборе и со спущенными и застегнутыми у кистей рук рукавами одежды;

квалификация производителя работ должна быть не ниже группы IV.

Становиться между двумя разнополярными проводами или одновременно касаться их хотя бы и в рукавицах запрещается. Все члены бригады, находящиеся на монтажной площадке, могут работать только на одном из проводов троллейбусной линии. Одновременная работа на разнополярных проводах запрещается.

Передавая на вышку (или обратно) провод или металлические предметы, нужно следить за тем, чтобы люди, находящиеся на вышке, не имели электрической связи через эти предметы или непосредственно с лицами, находящимися на земле;

 

 



Вопрос №6 С какими неисправностями карданной передачи запрещается эксплуатировать троллейбус.

Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей Карданная передача:

а) ослаблено крепление и посадка фланцев на валу тягового двигателя или редуктора;

б) отсутствует предохранительная скоба, если она предусмотрена конструкцией троллейбуса;

в) осевой зазор карданного шарнира и радиальный зазор шлицевого соединения превышает допустимую норму.

 

 


Билет №8

Вопрос№1 Назначение и устройство дверного электропневматического привода.

Пневмопривод дверей служит для дистанционного управления открыванием и закрыванием дверей водителем из кабины. Створки дверей через систему тяг и рычагов приводятся в действие от дверного цилиндра. Поступление воздуха в цилиндр происходит через электропневматический вентиль, который распределяет воздух в ту или иную полость цилиндра.

Воздух из пневмосистемы троллейбуса поступает в фильтр тонкой очистки, потом в редуктор давления и к вентилю управления. Вентиль подает воздух в дверной цилиндр. В результате поршень со штоком смещаются и усилие передается на рычаги открывания и закрывания дверей. В случае неисправности дистанционного управления вентилем, предусмотрено, ручное переключение с помощью рычажка, расположенного на нем. Время открывания и закрывания дверей регулируется специальным болтом и должно составлять 2-3 секунды. Редуктор давления служит для снижения давления воздуха, поступающего в пневмопривод дверей до 4.5 ATM. Это давление предотвращает нанесение травм пассажирам при закрытии дверей. При эксплуатации троллейбусов с пневматическим приводом дверей расходуется значительно больше воздуха. Это связано с тем-, что при открывании и закрывании дверей воздух из цилиндра выдавливается в атмосферу.





Вопрос №2 С какими неисправностями пневматического оборудования запрещается эксплуатировать троллейбус

а) работа компрессора сопровождается повышенным шумом;

 

 

 

б) предохранительный клапан не имеет пломбы (где это предусмотрено конструкцией завода-изготовителя) или предохранительный клапан не имеет соответствующей отметки о произведенной регулировке;

в) регулятор давления не поддерживает рабочее давление в пневматической системе в пределах, установленных в технических условиях на троллейбус;

г) неисправен регулятор положения кузова.


 




Вопрос№3. Что запрещается водителю троллейбуса во время движения на линии

1. Применять пищу, отвлекаться от управления троллейбусом

2. Провозить в кабине посторонних лиц

3. Разговаривать и продавать билеты

4. Передавать посторонним лицам управление троллейбуса

5. Производить посадку и высадку пассажиров

6. Ехать с открытыми дверями( запрещается)

 

 





Вопрос№4.Какой должна быть первая помощь при черепно-мозговой травме, сопровождающейся ранением волосистой части головы

Наложить импровизированную шейную шину. К ране волосистой части головы приложить давящую повязку из стерильного бинта, пострадавшего уложить на бок с согнутыми в коленях ногами, к голове приложить холод.


 

 




Вопрос№5.Тоебования безопасности при обрыве контактного провода

При обрыве контактного провода водитель обязан сообщить об этом ЦД.

Обеспечить вызов аварийной бригады, находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 8 метров ),не касаться и не допускать к нему людей и предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

При обрыве контактного провода на территории депо - сообщить диспетчеру депо. Обеспечить охрану упавшего провода до прибытия аварийной бригады не подходить на расстояние ближе 8 метров .

При обрыве контактного провода в производственном помещении депо -сообщить диспетчеру депо. Обеспечить охрану упавшего провода до прибытия аварийной бригады не

подходить на расстояние ближе 4 метров
 

 

 

 

Вопрос №6 Первая ходовая позиция.

Самостоятельно!!!

 

 

 

Билет №9

Вопрос №1Назначение и составные части гидравлического амортизатора Пневматическая подвеска включает в себя:

1. 4-ре реактивные штанги;

2. 2-а пневмоэлемента;

3. 2-а гидравлических амортизатора;

4. 2-а ограничительных болта (работают при вывешивания кузова).

Амортизаторы

Телескопические, двустороннего действия.

Предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении троллейбуса по неровной дороге.
Состоят: 1. Корпуса; 2. Рабочего цилиндра; 3. Поршня; 4. Штока; 5. Проушин крепления.

 

 Внутри корпуса установлен рабочий цилиндр, заполненный амортизационной жидкостью.

В цилиндре перемещается поршень, закрепленный на штоке.

Шток верхней головкой с резиновой втулкой и пальцем соединяется с кронштейном основания кузова.

Нижняя головка амортизатора таким же образом соединена с кронштейном накладки рессоры.



Действие гидравлического амортизатора:

В результате перемещений кузова и колес с мостами относительно друг друга жидкость в рабочем цилиндре перетекает из одной полости амортизатора в другую через калиброванные отверстия поршня, вследствие чего создается сопротивление колебанию кузова.

Наибольшее сопротивление амортизатор создает при растяжении -отдаче.

При нагружении расстояние между кузовом и мостом сокращается.

Поршень амортизатора движется вниз - происходит сжатие.



Балка переднего моста у троллейбуса с пневматической подвеской

Представляет собой стальную трубу наружным диаметром 100 мм, толщина стенок - 20 мм.

В балку электросваркой вварены кулаки для крепления реактивных штанг.

Реактивные штанги

Фиксируют мост относительно кузова и воспринимают тормозные и ускоренные усилия.

 

 


Вопрос №2 Назначение тормозных цилиндров. Составные части

Тормозные цилиндры предназначены для передачи усилия сжатого воздуха на тормозные рычаги, установленные на валах разжимного кулака, поворота их и приведения в действие тормозных колодок колес.

Тормозные цилиндры передних и задних колес троллейбуса

ЗИУ-9Б (рис. 84) одинаковы. Корпус 4 тормозного цилиндра стальной, штампованный, с внутренним диаметром 150 мм. В днище корпуса вварен штуцер 2 с конической резьбой для крепления резинового шланга, по которому подводится сжатый воздух из тормозного крана. На поршне 5 поставлена для уплотнения резиновая манжета 6, а в канавку поршня уложена -войлочная набивка (сальник) 7. Шток 12 имеет шарнирное соединение 3 с поршнем 5, позволяющее ему отклоняться при работе от продольной оси цилиндра. Шаровая головка 3 штока 12 может вращаться между сферической поверхностью тела поршня 5 и сухарями 1. С тормозным рычагом привода тормоза шток 12 соединен вилкой 13. Направляющая поршня 9 ввернута в поршень, при перемещении поршня 5 она скользит в бронзовой втулке, запрессованной в переднюю крышку 10.

 

 

 

 

 

 

Рис. 84. Тормозной цилиндр троллейбуса ЗИУ-9Б: Л - полость ступицы крышки; 1 - сухарь, 2 - штуцер, 3 - шаровая головка, 4 - корпус, 5 - поршень, 6-манжета поршня, 7 -сальник поршня, 8 - возвратная пружина, 9 -направляющая поршня, 10 - передняя крышка, 11 -защитный чехол, 12- шток, 13 - вилка, 14 - направляющий сальник, 15 - фильтр





Для свободного движения поршня и его направляющей внутреннюю поверхность цилиндра периодически смазывают смазкой ЦИАТИМ-201, а также регулярно набивают той же смазкой полость А ступицы крышки, которая закрывается сальником 14. От попадания грязи наружную шлифованную поверхность направляющей 9 предохраняет защитный чехол 11.

Между поршнем 5 и крышкой 10 помещена возвратная пружина 8, с помощью которой при оттормаживании поршень со штоком возвращается в первоначальное положение. При этом сжатый воздух выходит из тормозного цилиндра через тормозной кран в атмосферу. Чтобы в правой части тормозного цилиндра при его работе не создавалось давления воздуха, в крышке 10 предусмотрены отверстия с фильтром 15.

Тормозные цилиндры укреплены на специальных кронштейнах двумя болтами, ввернутыми в крышку. При проверке работы тормозных цилиндров выход штока должен быть не более 30+2 мм на передних и не более 35 мм на задних цилиндрах.

 

 

 

 

Вопрос №3 Назначение контактора КПП-113


КПП 113 предназначены для подключения ТЭД к контактной сети при пуске разгоне и торможения. На классическом троллейбусе модели ЛИАЗ 5280 до 2012 года выпуска установлены 5 линейных контакторов ЛК-1,ЛК-2,ЛК-3,Т,Р

На троллейбусах после 2012 года выпуска установлены 4 контактора из схемы исключен контактор Р

Состоит из двух частей: Магнитной низковольтной и дугогосящей высоковольтной

Низковольтная часть состоит из Г-образного ярма к которому с помощью болта крепится сердечник с низковольтной катушкой, также к ярму крепится подвижный якорь, к якорю крепится текстолитовая пластина, на пластине закреплены кронштейны подвижного контактора. Сам контакт к кронштейну крепится с помощью пружины и к контакту с помощью болта крепится дугогосящий рог и гибкий шунт для связи контакта с подводящей клипсой.

С двух сторон от катушки на линейном контакторе ЛК-1 и с одной стороны на линейных контакторах ЛК-2, ЛК-3, Т; крепится блок контакты, коммутирующие низковольтные цепи в процессе работы.

Дугогосящая часть состоит из высоковольтной катушки, которая с помощью болта крепится контакт, высоковольтная катушка закреплена между двух щек сверху часть закрывается дугогосящей камерой, предназначенной для быстрого гашения дуги, возникающей в момент размыкания контактов.

Дуга захватывается дугогосящим рогом и протаскивается по змеевидному каналу камеры, размер дуги увеличивается, дуга гасится.

Работает контактор следующим образом: Когда на низковольтную катушку магнитной части подается питание, сердечник намагничивается, притягивая к себе якорь, якорь поднимается, контакты замыкаются, когда снимается питание с катушки - магнитное поле изчезает, якорь под своим весом и весом противовеса, закрепленного на якоре возвращается в первоначальное положение, контакты размыкаются.

Шунтовые контакторы КПД -110 предназначены LU-2, Ш-3 для подключения параллельной обмотки ТЭД при подключений, Ш-1 при

пуске, разгоне и торможений. Устройство и принцип работы идентичен КПП-113 отличием является размеры.



 



Вопрос №4 С какими неисправностями внешних световых приборов запрещается эксплуатация троллейбуса на линии

Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей

Внешние световые приборы:

а) не горят или не отрегулированы фары;

б) не горят стоп-сигналы, указатели поворота, габаритные фонари;

в) не установлены или не горят сигнальные опознавательные знаки (фонари) на сочлененном троллейбусе;

г) отсутствует освещение дверного проема задней двери.

 





Вопрос №5 Действия водителя при обнаружении токоутечки на корпусе троллейбуса

действия водителя при появлении сигнала о наличии тока утечки

а) принять меры для предотвращения выхода пассажиров из машин, предупредив их об опасности получения электротравмы;

б) надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки;

в) открыть переднюю дверь;

г) выпрыгнуть из троллейбуса;

д) опустить вручную токоприемники и завести штанги за лиры;

е) открыть двери и высадить пассажиров с соблюдением необходимых мер безопасности;

ж) вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса в депо для ремонта.


 




Вопрос №6 Техника Безопасности при нахождении на территории депо и смотровых канавах.

Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасности.

При нахождении на территории парка запрещается:

- стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется троллейбус;

- входить или выходить из троллейбуса на ходу или находиться на подножке во время движения;

- находиться на крыше троллейбуса, прыгать с крыши одного троллейбуса на крышу другого;

- прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

- спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из неё во время движения по ней троллейбуса, ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

- зажигать огонь и курить в непредназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче-смазочных материалов;
 

 

- включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, и работать на них.

Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.
 

 

 

Билет №10

Вопрос №1 Принцип действия рулевого механизма САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

 

 

Вопрос№2 Назначение редуктора давления. Составные части

Редуктор давления устанавливается для обеспечения надежной работы тормозной системы. Он отрегулирован таким образом,что резервуары пневмоподвески заполняются сжатым воздухом только после достижения давления в резервуарах напорной и тормозной систем 4,5-0'5 кгс/см2. При падении давления воздуха в напорной системе ниже 4,5 кгс/см2 сжатый воздух из резервуаров пневмоподвески попадает через редуктор давления в тормозную систему, обеспечивая работу тормозов.

Редуктор давления троллейбуса ЗИУ-9Б (рис. 76) состоит из корпуса 1, крышки редуктора 7, клапана 14 с пружиной 11. К корпусу редуктора присоединяются магистрали от тормозного резервуара и резервуара пневмоподвески. Боковое отверстие со стороны тормозного резервуара под давлением пружины 11 закрывается клапаном 14. Сообщение резервуаров пневмоподвески перекрыто диафрагмой 2, на которую через нажимной диск 3 давит пружина 8. Резиновая диафрагма зажата между корпусом 1 и крышкой редуктора 7.



Редуктор давления регулируется с помощью установочного винта 6 и контрится гайкой 5. При включении компрессора наполняются воздухом конденсационный и магистральный резервуары, а также резервуары тормозной системы.

 

 

Рис. 76. Редуктор давления троллейбуса ЗИУ-9Б: 1 - корпус редуктора, 2 -диафрагма редуктора. 3 - нажимной диск диафрагмы, 4 - подпятник пружины. 5 - гайка, 6 - регулировочный винт, 7 - крышка редуктора, 8 -пружина диафрагмы, 9- болт, 10- боковой канал, 11 - пружина, 12 - проходник, 13 -прокладка, 14 - клапан



Только после того как давление воздуха в напорной системе достигнет 4,5 кгс/см2, диафрагма 2 редуктора выгибается вверх, сжимая пружину 8, и открывает проход воздуху в резервуары пневмоподвески через боковой канал 10.

Если давление в системе опускается ниже 4,5 кгс/см2, диафрагма 2 под давлением пружины 8 возвращается в первоначальное положение и перекрывает каналы, при этом сжатый воздух, поступая из резервуаров пневмоподвески, отжимает клапан 14 редуктора н проходит в резервуары тормозной системы, обеспечивая кратковременную работу тормозов троллейбуса.

 

 


Вопрос №3 С какими неисправностями подвески запрещается эксплуатация троллейбуса

Запрещается допуск к эксплуатации на линии троллейбуса, имеющего хотя бы одну из перечисленных ниже неисправностей

Подвеска:

а) сломан хотя бы один коренной лист задней рессоры или любой лист передней рессоры;

б) перекос заднего (ведущего) моста, превышающий норму, установленную заводом-изготовителем.

 

 

Вопрос №4 Каковы недельные колебания работоспособности
1. В понедельник плохая работоспособность(после выходных)

2. Вторник, среда, четверг высокая работоспособность

3. Пятница, суббота снижение работоспособности усталость)

4. Воскресенье от цели которую вы себе поставили




Вопрос №5. Действия работника при несчастном случае на производстве

Первоочередные действия пострадавшего работника очевидны, ему нужно: позвать кого-либо на помощь; при возможности - самостоятельно обратиться в мед. пункт организации; сообщить о случившемся своему непосредственному руководству. Если же работник сам не пострадал, а является очевидцем произошедшего несчастного случая, то ему необходимо выполнить следующие действия: Дополнительно Если несчастный случай произошел с самим работником, но он вовремя не оповестил о произошедшем работодателя, то он имеет право подать руководителю личное заявление, и в течение месяца от даты заявления будет проведено расследование данного происшествия, предпринять меры к тому, чтобы самому не подвергнуться действию поражающего фактора, приведшего к происшествию. Например, упал оголенный провод, и человека поразило ударом тока. Очевидец должен взять сухую деревянную палку и отбросить этот провод как можно дальше, и только после этого предпринимать дальнейшие шаги; определить, может ли он сделать что-то для пострадавшего самостоятельно, или нужно вызвать помощь; освободить пострадавшего от воздействия поражающего фактора, например, при начинающемся пожаре вынести человека за пределы задымленного помещения; оказать первую помощь пострадавшему; вызвать на место происшествия квалифицированных медицинских работников (фельдшера из мед. пункта предприятия или скорую мед. помощь); сообщить о произошедшем руководству: непосредственному начальнику или любому другому руководителю; по возможности предотвратить воздействие поражающего фактора на других работников. Например, при обнаружении оголенного провода - огородить его подручными средствами и находиться на месте происшествия до прибытия специально обученных людей или спасателей; постараться сохранить обстановку на месте несчастного случая в том же виде, каковой она была на момент происшествия. Если это невозможно, то все сфотографировать или снять на видео. Желательно составить схему с указанием расстояний основных предметов обстановки.





Вопрос №6 Вторая и третья ходовые позиции
САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////