Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     34      35      36     

 

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 36

 

 

27.Неотложные состояния во фтизиатрической практике. 
28.  Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых.
29. Накожные и подкожные туберкулиновые пробы. Цели проведения и оценка 
результатов.
30. Иммунология и иммуногенетика туберкулеза.
31. Факторы повышенного риска заболевания туберкулезом.
32. Роль макрофагов и т-лимфоцитов в противотуберкулезном иммунитете.
33. Вираж туберкулиновой пробы. Дифференциальная диагностика   поствакцинальной и 
инфекционной аллергии. Противопоказания для постановки туберкулиновых проб.
34. Основные рентгенологические синдромы болезней легких и клинических форм 
туберкулеза легких.
35. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. Диагностика. Лечение. 
Диспансерное наблюдение.
36. Индивидуализированная противотуберкулезная терапия.
37.  Дифференциальная диагностика плевритов.
38.  Диаскинтест. Методика постановки. Критерии оценки.
39. Первичный туберкулезный комплекс. Диагностика. Лечение. Диспансерное 
наблюдение.
40. Дифференциальная диагностика  легочных диссеминаций.
41. Туберкулезная интоксикация, как клиническая форма первичного туберкулеза. 
Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.
42. Препараты 3 ряда. Показания для их использования. Побочные эффекты.
43. Дифференциальная диагностика внутригрудных лимфоаденопатий
44. Кавернозный туберкулез легких. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение.
45. Этиологическая диагностика туберкулеза.
46. Дифференциальная диагностика и интерпретация фокусных  и очаговых теней в 
легких.
47. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Диагностика. Лечение. Диспансерное 
наблюдение.
48. Молекулярно-генетические методы диагностики туберкулеза.
49.Изменения лабораторных показателей при туберкулезе. Необходимые методы 
обследования и их значение при лечении туберкулеза.
50. Милиарный туберкулез.   Патогенез. Диагностика. Клиника. Лечение.
51. Лекарственная устойчивость. Механизмы развития. Понятия XDR  и MDR. Пути 
преодоления устойчивости.
52.  Особенности осмотра больного туберкулезом. Анамнез. Фезикальное обследование.
53.  Диссеминированный туберкулез. Виды диссеминаций. Механизмы хронизации.
54. Кровохарканье и легочное кровотечение. Неотложная помощь.
55. Цирротический туберкулез. Патогенез. Диагностика. Клиника. Лечение.
56. Инвазивные методы диагностики во фтизиатрической практике.
57. Острый респираторный дистресс-синдром.
58. Туберкулезный плеврит Патогенез. Диагностика. Клиника. Лечение.
59.  Методы лучевой диагностики туберкулеза внелегочной локализации.
60. Спонтанный пневмоторакс. Механизмы развития. Возможности лечения.
61. Закономерности инфекционного процесса при туберкулезе.
62. Туберкулезный менингит. Патогенез. Диагностика. Клиника. Лечение.
63. Тромбоэмболия легочной артерии. Причины развития. Неотложная помощь.
64. Туберкулез костей и суставов. Особенности развития. Диагностика. Лечение. 
Диспансерное наблюдение.
65. Рациональная антибактериальная терапия, как тест-терапия при дифференциальной 
диагностике плевритов
66. Бронхологические методы диагностики.

16

67. Туберкулез мочеполовой системы. Особенности развития. Диагностика. Лечение. 
Диспансерное наблюдение.
68. Особенности течения туберкулеза при наиболее часто встречаемых сопутствующих 
заболеваниях.
69. Рациональная антибактериальная терапия, как тест-терапия при дифференциальной 
диагностике очаговых и инфильтративных изменений в легких.
70. Туберкулез легких, комбинированный с профессиональными пылевыми 
заболеваниями. Стадии, клиника, лечение.
71. Нарушения микроциркуляции и состояние аэрогематического барьера 
  и  сурфактантной системы при туберкулезе.
72. Методы функциональной диагностики во фтизиатрической практике. 
73. Туберкулезный у беременных. Особенности диагностики и лечения.
74.  Качество жизни при туберкулезе. Реабилитация больного туберкулезом.
75. Превентивная химиотерапия.
76. Туберкулез и ВИЧ-инфекция.
77. Диагностический алгоритм при туберкулезе. 
78. Противотуберкулезная вакцинация. Поствакцинальные осложнения. Активная 
специфическая
      профилактика туберкулёза.
 79. Клинико-морфологическая интерпретация тканевых изменений при заболеваниях 
лёгких
  80. Методика последовательной патогенетической терапии. 
  81.  Туберкулез и неспецифические заболевания легких.
  82. Дифференциальная диагностика туберкулеза легких.
  83. Дифференциальная диагностика внелегочных форм туберкулеза.
  84. Клинические формы туберкулеза внелегочной локализации.
  85. Патогенез и гистофункциональная характеристика туберкулеза.
  86. Принципы клинического обследования при туберкулезе.
  87. Туберкулез и заболевания желудочно-кишечного тракта.
  88. Туберкулез у лиц пожилого и старческого возраста.
  89. Туберкулез при сопутствующих и фоновых заболеваниях и состояниях.
  90. Иммунотерапия при туберкулезе (специфическая и неспецифическая).
Критерии оценки:
– уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
– умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении заданий и
задач;
– обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Отметка «отлично» ставится, если:
– изученный материал изложен полно, определения даны верно; 
– ответ показывает понимание материала; 
– обучающийся может обосновать свои суждения, применить знания на практике, 
привести необходимые примеры, не только по учебнику и конспекту, но и самостоятельно 
составленные. 
Отметка «хорошо» ставится, если: 
– изученный материал изложен достаточно полно; 
– при ответе допускаются ошибки, заминки, которые обучающийся в состоянии исправить
самостоятельно при наводящих вопросах; 
– обучающийся затрудняется с ответами на 1-2 дополнительных вопроса. 
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
– материал изложен неполно, с неточностями в определении понятий или формулировке 
определений; 
– материал излагается непоследовательно; 

17

–обучающийся не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и 
привести свои примеры; 
– на 50% дополнительных вопросов даны неверные ответы. 
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
– при ответе обнаруживается полное незнание и непонимание изучаемого материала; 
– материал излагается неуверенно, беспорядочно; 
– даны неверные ответы более чем на 50% дополнительных вопросов. 

9.3.3. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Фтизиатрия» 

Реферат – краткое  изложение  в письменном виде содержания  научного труда  по

предоставленной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где студент
раскрывает   суть   исследуемой   проблемы   с   элементами   анализа   клинической   истории
болезни   по   теме   реферата,   проводит   интерпретацию   полученных   диагностических
данных, оценивает и составляет протоколы описания рентгенологических обследований с
иллюстрацией   рентгенограмм   в   динамике,   проводит   дифференциальную   диагностику
между туберкулезом и неспецифическими заболеваниями конкретно по данным истории
болезни. Приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблемы
вашей   темы   реферата.   Содержание   реферата   должно   быть   логичным,   изложение
материала носить проблемно-тематический характер.

Объем   реферата   может   колебаться   в   пределах   10-15   печатных   страниц   (20-25

страниц   рукописи).   Основные   разделы:   оглавление   (план),   введение,   основное
содержание, заключение, список литературы.

Текст реферата должен содержать следующие разделы:

Титульный лист с указанием: названия ВУЗа, кафедры, темы реферата, ФИО автора
и ФИО преподавателя – куратора.

Введение, актуальность темы.

Основной раздел.

Заключение (анализ результатов литературного поиска); выводы.

Библиографическое  описание,  в том числе и интернет-источников, оформленное
по 

ГОСТу

.

Список литературных источников должен иметь не менее 10   библиографических
названий, включая сетевые ресурсы.

Текстовая часть реферата оформляется на листе следующего формата:

отступ сверху – 2 см;

отступ слева – 3 см;

отступ справа – 1,1 см;

отступ снизу – 2,5 см;

шрифт текста: Times New Roman;

высота шрифта – 14;

пробел – 1,5;

автоперенос слов;

нумерация страниц – вверху листа. На первой странице номер не ставится.

Реферат   должен   быть   выполнен   грамотно   с   соблюдением   культуры   изложения.
Обязательно   должны   иметься   ссылки   на   используемую   литературу   (не   менее   5-10
источников, включая периодическую литературу за последние 5 лет).

18

9.3.4. Примерная тематика научно-исследовательской работы (доклад, статья)

1.

Высокотехнологичные методы лечения во фтизиатрической практике. 

2.

Роль иммунной системы в заболевании туберкулезом. 

3.

Генетические методы диагностики туберкулеза. 

4.

 Современные аспекты гистологической верификации диагноза.

5.

Туберкулез и ВИЧ-инфекция (в разных странах, в России, в Белгородской области и

др.).
Оценивается умение найти в отечественной и зарубежной литературе, а также в сети

Интернет, и выделить наиболее важные и современные работы по теме, структурировать
изложение темы, уровень владения понятиями, качество представления доклада, умение
ответить на вопросы. Доклад оценивается по 4-х балльной шкале.
Отметка «отлично» ставится, если:
– знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные,
исчерпывающие ответы на вопросы; 
– обучающийся демонстрирует способность к анализу положений, существующих 
научных теорий, оперирует научными понятиями; 
– доклад иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические 
положения. 
Отметка «хорошо» ставится, если: 
– знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание доклада, 
однако имеются определенные затруднения в ответе на уточняющие вопросы; 
– в докладе имеют место несущественные фактические неточности; 
– недостаточно раскрыто содержание доклада. 
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
– знания имеют фрагментарный характер, имеются определенные неточности и 
погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие 
вопросы; 
– при ответе на вопросы обучающийся не может обосновать закономерности, принципы, 
объяснить суть явления; допущены фактические ошибки; 
– обучающийся продемонстрировал слабое умение формулировать выводы и обобщения, 
приводить примеры практического использования научных знаний; 
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: 
– не раскрыто содержание доклада, обнаружено незнание или непонимание сущности 
вопросов; 
– допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы; 
– обучающийся обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание 
положений существующих научных теорий; 
– в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний; 
– на большую часть вопросов экзаменатора обучающийся затрудняется дать ответ или дает
неверные ответы; 
– из представления доклада видно, что обучающийся слабо ориентируется в тексте. 

9.3.5. Тестовые задания

Полный   фонд   тестовых   заданий   и   размещен   в   системе   электронного   обучения

«Пегас» и предназначен для самоконтроля и контроля знаний студентов по дисциплине
«Фтизиатрия».   Во   время   тестирования   студенту   последовательно   предъявляются   тест-
кадры. К базовой группе тест-кадров относятся: информационный кадр, задание закрытого
типа, задание открытого типа, задание на установление правильной последовательности и
задание на установление соответствия. 
Шкалы оценок: 

19

80 – 100% – оценка «отлично»
60 – 79% – оценка «хорошо»
40 – 59% – оценка «удовлетворительно»
0 – 39% – оценка «неудовлетворительно».

9.4. Методические  материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,

умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций.

Процедура   оценивания   знаний,   умений,   владений   по   дисциплине   включает   учет

успешности по всем видам заявленных оценочных средств.

Тесты по разделам проводятся на практических занятиях и включают вопросы по

предыдущему   разделу.   Тестирование   проводится   с   помощью   СЭО   «Пегас».   Баллы
формируются автоматической системой, переводятся в систему оценок преподавателем в
соответствии с утвержденной шкалой оценивания.

Устный   опрос   проводится   на   каждом   практическом   занятии   и   затрагивает   как

тематику   прошедшего   занятия,   так   и   лекционный   материал.   Применяется   оценивание
ответа преподавателем.

По окончании освоения дисциплины проводится промежуточная аттестация в виде

экзамена,   что   позволяет   оценить   совокупность   приобретенных   в   процессе   обучения
компетенций.   При   выставлении   итоговой   оценки   применяется   балльно-рейтинговая
система оценки результатов обучения.

Экзамен   предназначен   для   оценки   работы   обучающегося   в   течение   всего   срока

изучения   дисциплины   и   призван   выявить   уровень,   прочность   и   систематичность
полученных   обучающимся   теоретических   знаний   и   умений   приводить   примеры
практического использования знаний (например, применять их в решении практических
задач), приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления.

Оценка сформированности компетенций на экзамене для тех обучающихся, которые

пропускали   занятия   и   не   участвовали   в   проверке   компетенций   во   время   изучения
дисциплины,   проводится   после   индивидуального   собеседования   с   преподавателем   по
пропущенным   или   не   усвоенным   обучающимся   темам   с   последующей   оценкой
самостоятельно усвоенных знаний на экзамене.

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 
10.1. Общие рекомендации по самостоятельной работе обучающихся

Изменившаяся эпидемиологическая ситуация по туберкулезу с выраженной тенденцией к 
неблагоприятным параметрам патоморфоза заболевания требует пересмотра и 
дальнейшего усовершенствования всего комплекса противотуберкулезных мероприятий. 
Одним из ведущих компонентов таких комплексных программ является подготовка 
медицинских кадров, что, в свою очередь, требует оптимизации обучения по 
специальности «Лечебное дело» в медицинских вузах. Новая программа «Фтизиатрия» 
предусматривает увеличение объема и расширение тематики обучения со значительным 
удельным весом самостоятельной работы студентов. Указанные изменения происходят на 
фоне дальнейшей индивидуализации обучения и внедрения новых технологий (тестовый 
контроль, рейтинг, модульное обучение и т. д.).

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Фтизиатрия» предполагает 

более глубокую проработку отдельных тем курса, определенных программой. Основными 
видами и формами самостоятельной работы обучающихся по данной дисциплине 
являются:

Реферат
Курация больного с написанием академической истории болезни

20

Проработка учебного (теоретического) материала
Выполнение индивидуальных заданий (доклад, статья по результатам научной 
деятельности)
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости 
(промежуточное тестирование по каждой теме в течение семестра)
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний промежуточной аттестации (итоговое 
тестирование по окончании семестра)

Важной   частью   самостоятельной   работы   является   чтение   учебной   литературы.

Важной   представляется   работа   с   научной   периодикой   последних   лет   издания,   где
публикуются   статьи,   отражающие   новейшие   тенденции.   Обучающийся   должен
ознакомиться   с   данным   массивом   информации   по   тем   теоретическим   направлениям,
которым   были   посвящены   лекции.   Знакомство   с   материалом   считается   завершенным,
когда   обучающимся   выделена   совокупность   смысловых   структурных   элементов
материала, состоящая из:

списка тезисов смысловых единиц анализируемого теста; 

перечня основных понятий рассмотренного смыслового блока;

перечня неясных вопросов, по которым требуются пояснения преподавателя.

темы или проблемы в рамках предметного поля «Безопасность жизнедеятельности».
По окончании изучения дисциплины «Фтизиатрия» проводится экзамен.
Вопросы,   выносимые   на   практические   занятия,   должны   служить   постоянными

ориентирами  при организации  самостоятельной  работы  обучающегося.  Таким  образом,
усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной
литературы является и подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки
качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося.

Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой

и   теоретического   овладения   пропущенного   материала   недостаточно   для   качественного
усвоения; 

2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать

в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе; 

3) обязательно выполнять все домашние задания; 
4) проявлять   активность   на   занятиях   и   при   подготовке,   т.к.   конечный   результат

овладения   содержанием   дисциплины   необходим,   в   первую   очередь,   самому
обучающемуся; 

5) в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам обязательно самостоятельно

изучить   информацию   по   пропущенному   занятию   и   сдать   выполненные   задания
преподавателю во время индивидуальных консультаций. 

10.2   Методические   рекомендации   по   освоению   лекционного   материала,

подготовке к лекциям

Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций,

уделяя особое внимание структуре  и содержанию темы и основных понятий. Отметьте
материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь
найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. 

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы

и обратитесь за консультацией к преподавателю.
Каждую   неделю   отводите   время   для   изучения   одной   темы   из   рабочей   программы
дисциплины и повторения пройденного материала.

Используйте дополнительную периодическую литературу – медицинские журналы,

стандарты,   статистические   материалы,   нормативные   правовые   акты,     доступные
информационные технологии.

21

Необходимо   помнить,   что   посещение   лекций   является   обязательным,   и,   в   случае

пропуска занятия, обучающийся должен изучить его содержание самостоятельно. 

Перед   началом   курса,   на   вводном   занятии,   преподаватель   сообщает   о   форме,   в

которой   будет   проводиться   диалог   с   обучающимися   на   лекционных   занятиях.
Применяются две формы общения преподавателя с обучающимися. При выборе первой
формы,   удобной   для   изложения   объемного   материала   в   сжатые   сроки,   обучающиеся
получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально
для   этой   цели   преподаватель   в   обязательном   порядке   оставляет   10-15   минут   в   конце
занятия.   Если   предложена   именно   такая   схема   работы,   обучающимся   необходимо
записывать   все   возникающие   по   ходу   лекции   вопросы,   а   затем,   с   разрешения
преподавателя,   задать   их.   При   второй   схеме   общения   «преподаватель-обучающийся»,
вопрос можно задавать по ходу лекции. Для этого следует дождаться окончания текущей
фразы   преподавателя   и   поднять   руку,   показав   тем   самым,   что   у   вас   возник   вопрос.
Задавать   свой   вопрос,   прерывая   преподавателя,   нельзя.   Если   после   первоначального
объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. Следует
задавать лишь действительно важные вопросы – остальные, менее значительные, могут
быть разобраны на практическом занятии.

Материал,   излагаемый   преподавателям,   необходимо   конспектировать.   Для   этого

следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое,
ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные
пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося.

Рекомендуется   вести   конспект   лекции   следующим   образом.   Каждый   смысловой

раздел   целесообразно   начинать   с   абзаца   с   новой   строки.   При   появлении   интересных
мыслей,   вопросов   по   поводу   соответствующей   информации,   или   услышав   важный
комментарий   преподавателя,   обучающийся   может   отметить   это   таким   образом,   чтобы
было   ясно,   к   какому   разделу   лекции   эти   пометки   относятся,   насколько   важными   их
считает   преподаватель,   какое   внимание   следует   уделить   подробному   их   анализу,
изучению.   Кроме   того,   позже,   при   самостоятельном   изучении   соответствующей   теме
учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые
помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника,
монографии,   альтернативные   или   сходные   авторские   определения,   примеры,
статистические   данные   и   прочее).   В   зависимости   от   значимости   текста   целесообразно
выделять   его   цветным   маркером.   В   случае,   когда   преподаватель   даёт   лекции   не   в
традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и
активно работать, выполняя указания преподавателя. 

10.3. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Подготовка   к   практическому   занятию,   основной   задачей   которого   является

углубление знаний, в основном, должна основываться на новейших источниках – статьях
из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое
занятие   может   включать   и   мероприятия   по   контролю   знаний   по   дисциплине   в   целом.
Ввиду   ограниченного   количества   времени   предполагается   тестовый   контроль,   в   ходе
которого   выявляется   степень   усвоения   слушателями   понятийного   аппарата   и   знаний
дисциплины в целом.

При   подготовке   к   практическому   занятию   обучающийся   должен   изучить   все

вопросы,   предлагаемые   по   данной   теме,   но   ответить   развернуто   может   по   одному   из
вопросов,   наиболее   интересному   на   его   взгляд.   При   этом  обучающийся   должен   иметь
конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического
занятия.   В   случае,   когда   у   обучающегося   имеется   дополнительная   либо   уточняющая
информация по вопросу, освещаемому другим обучающимся, он имеет право, после ответа
последнего, поднять руку и дополнить его ответ.

22

По каждой теме дисциплины в практикуме  предлагаются задачи и практические

задания. Обратите внимание, что к сложным заданиям даются методические указания и
примеры. 

По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследование

и результаты отразить в реферате, а в дальнейшем включить в свою научную публикацию.
Тематика   рефератов   приводится   в   рабочей   программе.   Для   выполнения   учебной
программы   достаточно   подготовить   один   реферат.   Он   предусматривает   углубленное
изучение   дисциплины,   способствует   развитию   навыков   самостоятельной   работы   с
литературными источниками, нормативными актами, положениями, методиками и анализа
клинических историй болезни.

10.3. Методические рекомендации по подготовке истории болезни

Ознакомьтесь с прилагаемой схемой обследования и ведения курируемого 

больного, написания истории болезни. Проведите обследование больного и соберите 
дополнительную информацию о результатах его обследования различными методами.
Оформите историю болезни до раздела «План обследования» в компьютерном варианте 
истории (КВИ).  Составьте план обследования согласно. Внесите данные о результатах 
обследования. Обоснуйте согласно схеме КВИ диагноз и укажите (кратко и конкретно) 
дополнительно 5 приоритетных признаков для верификации диагноза. Оформите в КВИ 
дневник наблюдения и эпикриз (на момент окончания курации) с прогнозом.

Напечатайте выполненный вами экземпляр истории болезни и представьте его 

преподавателю.

11. Описание материально-технической базы, необходимой для

 

осуществления 

образовательного процесса по дисциплине

Учебные   комнаты   в   отделении   дифференциальной   диагностики   и   функциональной

диагностики на базе ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» г. Белгород. 

Слайды,   таблицы,   рентгенограммы,   томограммы,   компьютерные   томограммы,

результаты инструментальных методов исследования (ЭКГ, ФВД), ситуационные задачи и
тесты.

12. Иные сведения и (или) материалы: (

включаются на основании решения 

кафедры)

Не предусмотрены.

 

23

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36