Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 34

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     32      33      34      35     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 34

 

 

обнаружены.    При  проведении  полимеразной 
цепной  реакции  получен  отрицательный  результат. 
Дочери  пациентки  в  7  лет  проведена  ревакцинация 
БЦЖ. Результаты пробы Манту в  8, 9, 10, 11  и 12 
лет соответственно –  размеры папулы 10, 11, 9, 10 и 
9  мм.  На  рентгенограмме  органов  грудной  клетки 
отклонений от нормы не обнаружено. 
Задание: 
1. Определите  тактику  в отношении больной. 
2. Укажите факторы риска развития туберкулеза. 
3. Определите группу очага инфекции. 
4. Определите группы диспансерного наблюдения и 
учета для пациентки и  для ее дочери. 
5.  Дайте  объяснения  характеру  туберкулиновой 
чувствительности  у дочери больной. 
6.  Возможно  ли  трудоустройство  пациентки  в 
детское учреждение? 

 

Пример вопросов для опроса на занятии: 
Тема:  «Организация  противотуберкулезной  помощи  населению. 

Профилактика туберкулеза». 

1.

 

Основные  законодательные  и  правовые  акты  порядка  оказания 
противотуберкулезной помощи. 

2.

 

Первичная медицинская помощь больному туберкулезом. 

3.

 

Специализированная медицинская помощь больному туберкулезом. 

4.

 

Методы ранней диагностики туберкулеза.  

5.

 

Обязательный  минимум  клинического  обследования  при  подозрении  на 
туберкулез. 

6.

 

Алгоритм действия врача ОЛС при подозрении у больного туберкулезной 
инфекции. 

7.

 

Взаимодействие ОЛС и фтизиатрической службы по организации раннего 
выявления туберкулеза. 

8.

 

Виды профилактики туберкулезной инфекции и их значение. 

9.

 

Эпидемиологический  контроль  в  ОЛС,  в  противотуберкулезных 
учреждениях. 

10.

 

Противотуберкулезный диспансер, задачи, виды деятельности. 

 

Б. Пример ситуационной задачи: 
Тема:    «Работа  общей  лечебной  сети  по  раннему  выявлению 
туберкулеза». 

                                               Задача №1 

Больной  42  лет  в  течение  последних  1,5  лет  отмечает  непостоянную 
температуру (до 37,2) по вечерам, кашель с мокротой до 10  - 15 мл в сутки, 
слабость. К врачам не обращался, пытался лечиться домашними средствами 
без  эффекта.  Постепенно  самочувствие  и  состояние  ухудшалось  —  стала 
нарастать  одышка,  увеличилось  количество  мокроты,  появился  кашель  с 
прожилками  крови.  Обратился  в  поликлинику,  где  при  обследовании   

впервые выявлены изменения в легких. На обзорной флюорограмме органов 
грудной  клетки  справа  от  верхушки  до  3  ребра  определяются 
многочисленные очаговые тени разной интенсивности и величины, местами 
сливающиеся  в  крупные  фокусные  тени.  Слева  от  верхушки  до  4  ребра  — 
массивная  воспалительная  инфильтрация  в  виде  негомогенного  фокуса, 
многочисленные участки просветления, полиморфные очаговые тени; корни 
легких  неструктурные;  в  нижних  отделах  легких  легочный  рисунок  усилен; 
купола диафрагмы не изменены. Реакция Манту с 2 ТЕ ППД-Л — папула 8 
мм.  Больной  после  дополнительного  обследования  в  диспансере 
госпитализирован  в  туберкулезное  отделение.  Какой  диагноз  можно 
предположить на основании этих данных? 
а) 

Инфильтративный туберкулез легких. 

б) 

Казеозная пневмония. 

в) 

Кавернозный туберкулез легких. 

г) 

Диссеминированный туберкулез легких. 

д) 

Фиброзно-кавернозный туберкулез. 

 

Задача 2 

 

88. Больной Ю., 18 лет. Заболел остро, с подъемом температуры тела 

до 38°. Жаловался на боль в правой половине грудной клетки при глубоком 
вдохе, кашель со скудно отделяемой мокротой слизисто-гнойного характера, 
слабость,  потливость.  При  обследовании  в  стационарных  условиях  кожные 
покровы  обычной  окраски  и  влажности.  Аускультативно:  везикулярное 
дыхание, в нижних отделах правого легкого выслушиваются влажные хрипы. 
Перкуторно:  притупление  легочного  звука  в  области  нижней  доли  правого 
легкого. СОЭ — 18 мм/час. Реакция Манту с 2 ТЕ — папула 9 мм. Методом 
люминесцентной  микроскопии  МБТ  не  найдены.  Рентгенологически 
оп¬ределяется  затемнение  в  нижней  доле  правого  легкого  диаметра  4  см  с 
нечеткими  контурами,  негомогенное,  средней  интенсивности,  в  котором 
отмечаются 

участки 

просветления. 

Больному 

была 

произведена 

диагностическая  фибробронхоскопия:  слева  — бронхи  в норме,  справа  —  в 
просвете  нижнедолевого  бронха  отделяемое  слизисто-гнойного  характера  в 
умеренном  количестве.  Слизистая  умеренно  гиперемирована.  В  промывных 
водах  бронхов  обнаружены  МБТ.  На  основе  клинико-рентгенологического 
описания дайте предположительный диагноз: 

а)  абсцедирующая пневмония; 
б)  бронхоэктатическая болезнь; 
в)  Инфильтративный туберкулез; 
г)  полостная форма рака; 
д)  солитарная киста. 

                       
 
 
 

Задача 3 

 

Больная  с  подчелюстным  и  шейным  лимфаденитом  получала 

антибиотики  широкого  спектра  действия  и  физиотерапевтическое  лечение, 
после  чего  состояние  ухудшилось,  увеличились  размеры  лимфатических 
узлов,  усилились  симптомы  интоксикации,  появился  кашель  с  небольшим 
количеством  мокроты,  лимфатические  узлы  подвижны,  плотноэластичной 
консистенции, безболезненные. Общий анализ крови: Нв-140, Л-9,8, п-я 7%, 
с-я  40%,  л-  41%,  м-  12%,  СОЭ  27  мм/час.  Какой  диагноз  можно 
предположить на основании этих данных? 

а) 

Сифилис. 

б) 

Туберкулез. 

в) 

Лимфолейкоз. 

г) 

Инфекционный мононуклеоз. 

д) 

Лимфогрануломатоз

 

Критерии  оценивания  компетенций  (результатов),  описание 

шкалы оценивания

 

Оценка  «отлично»

  выставляется  студенту,  если  теоретическое  содержание 

дисциплины  освоено  полностью,  без  пробелов,  необходимые  практические 
навыки 

работы 

с 

освоенным 

материалом 

сформированы, 

все 

предусмотренные  программой  обучения  учебные  задания  выполнены, 
качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному; 

оценка  «хорошо»

  выставляется  студенту,  если  теоретическое  содержание 

курса  освоено  полностью,  без  пробелов,  некоторые  практические  навыки 
работы  с  освоенным  материалом  сформированы  недостаточно,  все 
предусмотренные  программой  обучения  учебные  задания  выполнены, 
качество  выполнения  ни  одного  из  них  не  оценено  минимальным  числом 
баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками; 

оценка  «удовлетворительно»

  выставляется  студенту,  если  теоретическое 

содержание  курса  освоено  частично,  но  пробелы  не  носят  существенного 
характера,  необходимые  практические  навыки  работы  с  освоенным 
материалом  в  основном  сформированы,  большинство  предусмотренных 
программой  обучения  учебных  заданий  выполнены,  некоторые  из 
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки; 

оценка «неудовлетворительно»

 выставляется студенту, если теоретическое 

содержание  курса  освоено  частично,  необходимые  практические  навыки 
работы  не  сформированы,

 

большинство  предусмотренных  программой 

обучения  учебных  заданий  не  выполнено,  либо  качество  их  выполнения 
оценено  числом  баллов,  близким  к  минимальному;  при  дополнительной 
самостоятельной  работе  над  материалом  курса  возможно  повышение 
качества выполнения учебных заданий). 

 
 
 

7.  Перечень  основной  и  дополнительной  учебной  литературы, 

необходимой для освоения дисциплины 

 

7.1. Основная литература: 

п/
№ 

Наименование

 

Автор (ы) 

Год, 

место 

издания, 
бумажный  или 
электронный 
носитель 

Кол-во 
экземпляров 

в 
библиоте
ке 

на 
кафедре 

На бумажном носителе: 

1.

 

 

Фтизиатрия  

Н.И.Перельман, 
В.А.Корякин, 
И.В.Богадельникова

Москва, 
Медицина,  2010, 
ГРИФ УМО 

45 

2.

 

 

Фтизиатрия 

В.Ю. Мишин, 
Ю.Г. 

Григорьева, 

А.М. Митронин, 
С.П. Завражнов 

Москва, 
ГЭОТАР  
Медиа, 

2010г., 

ГРИФ УМО 

30 

3.

 

 

Фтизиопульмон
ология 

Н.А. Браженко 

Москва,  МИА, 
2009г., 

ГРИФ 

УМО 

45 

Электронные издания: 

4.

 

 

Фтизиатрия  

Н.И.Перельман, 
В.А.Корякин, 
И.В.Богадельников
а. 

Москва, 
Медицина,  2010, 
ГРИФ УМО, ЭБС 
Консультант 
студента 

95 

5.

 

 

Фтизиатрия 

В.Ю. Мишин, 
Ю.Г.  Григорьева, 
А.М. Митронин, 
С.П. Завражнов 

Москва,  ГЭОТАР 
-  Медиа,  2010г. 
ГРИФ УМО, ЭБС 
Консультант 
студента 

95 

6.

 

 

Фтизиопульмон
ология  

Н.А. Браженко 

Москва, 

МИА, 

2009г., 

ГРИФ 

УМО, 

ЭБС 

Консультант 
студента 

95 

 

7.2. Дополнительная литература: 

 

п/
№ 

Наименование

 

Автор (ы) 

Год, 

место 

издания 

Кол-во экземпляров 

в 
библиотеке 

на 
кафедре 

На бумажном носителе: 

Туберкулез. 
Раннее 
выявление, 
диагностика, 

В.П.Свистунова, 
В.П.Радаев 

Хабаровск: 
ДВГМУ, 2013 

37 

клиника, 
лечение 

и 

профилактика: 
учебно-
методическое 
пособие 

Электронные издания: 

Туберкулез. 
Раннее 
выявление, 
диагностика, 
клиника, 
лечение 

и 

профилактика: 
учебно-
методическое 
пособие 

В.П.Свистунова, 
В.П.Радаев 

Хабаровск: 
ДВГМУ, 2013, 
ЭБС ДВГМУ 

95 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Перечень  ресурсов  информационно-телекоммуникационной  сети 
"Интернет"  (далее  -  сеть  "Интернет"),  необходимых  для  освоения 
дисциплины 

 

 

1.

 

Электронно-библиотечная 

система 

Консультант 

студента 

http://www.studmedlib.ru

 

2.

 

Электронно-библиотечная система ДВГМУ  http://www.fesmu.ru/elib/ 

3.

 

Туберкулез и болезни легких http://tibl-journal.com/ 

 
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 

 
    Обучение  складывается  из  аудиторных  занятий  (96  ч.),  включающих 
лекционный  курс  и  практические  занятия,  и  самостоятельной  работы  (48 
час.).  Основное  учебное  время  выделяется  на  практическую  работу  по 
усвоению 

навыков 

осмотра,  обследования 

больных, 

диагностику 

заболеваний,  оказания  противотуберкулезной  помощи  населению  РФ,  в  т.ч. 
Хабаровского  края  по  раннему  выявлению  и  профилактике  туберкулезной 
инфекции.  
При  изучении  учебной  дисциплины  используется  клинический  метод,  т.е. 
работа непосредственно с пациентами по освоению практических умений по 
обследованию  и  диагностике  туберкулезной  инфекции  или  подозрении  на 
нее.  
Практические  занятия  проводятся  в  виде  клинических  разборов,  с 
демонстрацией  больных,  а  также  с  использованием  наглядных  пособий, 
алгоритмов,  стандартов,  протоколов,  решением  ситуационных  задач, 
рентген-ситуационных задач, тестовых заданий.  
В  соответствии  с  требованиями  ФГОС-3  ВПО  в  учебном  процессе  широко 
используются  активные  и  интерактивные  формы  проведения  занятий 

(использование  индивидуальной,  парной  и  групповой  работы  студентов, 
ролевых обучающих технологий, совместное решение проблем, обязательная 
презентация  результатов  деятельности  студентов  –  индивидуальных  и 
групповых  образовательные  технологии,  реферативной  работы).  Удельный 
вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % 
от аудиторных занятий. 
Самостоятельная 

работа 

студентов 

подразумевает 

подготовку 

к 

практическим занятиям и включает подготовку к тестированию, подготовку к 
текущему  контролю,  написание  рефератов,  подготовку  к  промежуточной 
аттестации,  решение  дома ситуационных  задач,  проведение  учебно-научной 
исследовательской работы.  
Работа  с  учебной  литературой  рассматривается  как  вид  учебной  работы  по 
дисциплине  фтизиатрия  и  выполняется  в  пределах  часов,  отводимых  на  ее 
изучение (в разделе СРС).  
Учебно-научная  исследовательская  работа  студента  включает  анализ 
научной  литературы,  подготовку  рефератов  по  современным  проблемам 
фтизиатрии,  выполнение  индивидуальных  домашних  заданий,  участие  в 
научных исследованиях кафедры по предложенной тематике. 
Каждый  обучающийся  обеспечен  доступом  к  библиотечным  фондам 
Университета и кафедры. 
 
По  каждому  разделу  учебной  дисциплины  разработаны  методические 
рекомендации для студентов:  
1.  Свистунова,  В.П.  Лучевая  диагностика  клинико-морфологических 
синдромов во фтизиопульмонологии [Текст] : учебно-методическое пособие 
для  самостоятельной  работы  студентов  /  В.П.Свистунова,  И.Я.Лупаенко.  – 
Хабаровск. : ДВГМУ, 2013. – 122 с. 
 2.  Туберкулез.  Раннее  выявление  и  профилактика.  Клиника.  Диагностика  и 
лечение [Текст]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы 
студентов / В.П.Свистунова, В.П. Радаев. – Хабаровск. : ДВГМУ, 2012. – 172 
с. Утверждено ЦМС ДВГМУ 
3.  Клиническая  классификация  туберкулеза  [Текст]:  учебно-методическое 
пособие / В.П.Свистунова, В.П.Радаев, К.И.Кольцов.  – Хабаровск.: ДВГМУ, 
2005. – 55 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ., Свистунова, В.П.  
4.  Туберкулез  центральной  нервной  системы  [Текст]  :  учебно-методическое 
пособие / В.П.Свистунова, Н.А. Башарова. – Хабаровск. : ДВГМУ, 2007. – 61 
с. Утверждено ЦМС ДВГМУ. 
5.  Рзянкина  М.Ф.,  Свистунова  В.П.  Организация  противотуберкулезной 
помощи  детям  и  подросткам  на  муниципальном  уровне  [Текст]:  учебно-
методическое  пособие  для  самостоятельной  работы/  М.Ф.  Рзянкина,  В.П. 
Свистунова – Хабаровск: ДВГМУ, 2009 – 67с., Гриф УМО. 
6. Завгорудько Т.И., Свистунова В.П. Физиотерапевтические методы лечения 
больных  туберкулезом  [Текст]:  учебно-методические  рекомендации  для 
практических  занятий/  Т.И.  Завгорудько,  В.П.Свистунова  -  Хабаровск.  : 
ДВГМУ, 2009. – 39 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ. 

7.  Харитонов  П.Ю.,  Свистунова  В.П.,  Мельникова  Н.В.,  Евсеев  А.Н. 
Особенности  эпидемиологии,  клиники  и  лечения  туберкулеза  у 
малочисленных  народностей  Хабаровского  края  [Текст]:  учебно-
методическое  пособие  для  самостоятельной  работы/    П.Ю.Харитонов, 
В.П.Свистунова, Н.В. Мельникова, А.Н. Евсеев  – Хабаровск: ДВГМУ, 2010. 
– 102 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ 
8.  Пятышина  О.В.,  Свистунова  В.П.  Поражение  органа  зрения  в  клинике 
инфекционных  болезней  [Текст]:  учебно-методическое  пособие  для 
самостоятельной  работы/  О.В.Пятышина,  В.П.Свистунова,  Е.В.  Иванова, 
Л.И.  Заварцева  –  Хабаровск:  ДВГМУ,  2010.  –  80  с.  Утверждено  ЦМС 
ДВГМУ. 
9. 

Фтизиатрия.  Национальное  руководство  [Текст]  /  под  ред. 

М.И.Перельмана. – М. : ГЭотар-Медиа, 2007. – 512 с. 
 
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят 
анализ  научной  литературы,  оформляют  рефераты  по  современным 
проблемам  фтизиатрии  и  представляют  доклады  на  студенческую 
внутригрупповую, межгрупповую конференции на кафедре. 
Написание  реферата,  учебной  истории  болезни,  этапных  эпикризов,  карт 
очага с планом оздоровительных мероприятий способствуют формированию 
навыков анализа научно-медицинской информации. Работа студента в группе 
формирует клиническое мышление, возможность работы с аудиторией.  
Обучение  студентов  способствует  воспитанию  у  них  навыков  общения  с 
больным  с  учетом  этико-деонтологических  особенностей  туберкулезного 
больного,  его  родственников.  Самостоятельная  работа  с  пациентами 
способствует  формированию  профессионального  врачебного  поведения, 
аккуратности, дисциплинированности. 
Исходный  уровень  знаний  студентов  определяется  тестированием,  текущий 
контроль  усвоения  предмета  определяется  устным  опросом  в  ходе  занятий, 
во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и 
ответах на тестовые задания и т.п. 
В  конце  изучения  цикла  фтизиатрии  проводится  промежуточный  контроль 
знаний с использованием тестового и экзаменационного контроля, проверкой 
практических умений и решением ситуационных задач.  
Вопросы  по  учебной  дисциплине  включены  в  Итоговую  государственную 
аттестацию выпускников. 

 

Пример указаний по видам учебных занятий приведен в виде таблицы  

 

вид учебных 

занятий 

Организация деятельности студента 

Лекция 

Написание  конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно 
фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; 
помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка 
терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с 
выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, 

материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти 
ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается 
разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать 
преподавателю на консультации,  на практическом занятии. Уделить 
внимание следующим понятиям (

перечисление понятий

) и др. 

Практические 

занятия 

Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам 
структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. 
Работа с конспектом лекций, подготовка ответов  к контрольным 
вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом 
(

указать текст из источника и др.)

. Прослушивание аудио- и 

видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, 
решение задач по алгоритму и др. 

Контрольная 

работа/индивидуа

льные задания 

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая 
справочные издания, зарубежные источники, конспект основных 
положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и 
являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к 
прочитанным литературным источникам и др.  

Реферат/курсовая 

работа 

Реферат

: Поиск литературы и составление библиографии,   

использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и 
своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов 
проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением  реферата. 

Курсовая работа

:  изучение  научной, учебной, нормативной и другой 

литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и 
разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и 
задачи; проведение практических исследований по данной теме. 
Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы 
находится в методических материалах по дисциплине. 

Подготовка к 

экзамену (зачету) 

При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на 
конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. 

 
10.  Перечень  информационных  технологий,  используемых  при 
осуществлении  образовательного  процесса  по  дисциплине  (модулю), 
включая  перечень  программного  обеспечения  и  информационных 
справочных систем (при необходимости). 

Кафедра  фтизиатрии  в  педагогическом  процессе  использует,  как 

инновации в преподавании: 

-мультимедийную презентацию всего лекционного материала по курсу 

фтизиатрии. 

В проведении практических занятий: 
-электронные базы рентген-ситуационных задач, как по типичным, так 

и  атипичным  случаям  течения  туберкулеза,  составленные на основе архивы 
кафедры, в том числе и КТ и МРТ;  

-  линейки  эталонных  видеорядов  общим  количеством  слайдов  517  по 

формам туберкулеза и болезням органов дыхания; 

-  обучающие  тестовые  задания  с  комментариями  по  правильному 

ответу; 

-диагностические  алгоритмы,  схемы  и  таблицы  на  электронном 

носителе; 

-обучающие  программы  на  электронном  носителе  по  лечению 

туберкулеза,  дифференциальной  диагностики  туберкулезного  плеврита, 
дифференциальной диагностики туберкулеза ВГЛУ; 

-видеофильм  «Методы  хирургического  лечения  туберкулеза»  –, 

созданный  при  участии  студентов,  участвующих  в  оперативном  пособии  в 
хирургическом отделении КГКУЗ ПТД; 

-привлечение  студентов  к  оказанию  оперативного  пособия  больным 

туберкулезом, к эндоскопическим исследованиям; 

- учебный видеофильм «Туберкулинодиагностика и диаскинтест»; 
-деловые 

игры, 

составление 

и 

конструирование 

клинико-

диагностических ситуаций. 

 
11.  Описание  материально-технической  базы,  необходимой  для 
осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

 

1.

 

В  учебном  процессе  кафедра  активно  использует  технические  средства, 
помогающие    активизировать  учебную  работы,  придать  ей  более 
наглядный  характер.  Для  этого  применяется  компьютерная  техника, 
мультимедийный проектор.  

2.

 

Кафедра  так  же  активно  использует  наглядный  материал при  проведении 
практических  занятий:  рентгенограммы,  учебные  эталонные  видеоряды, 
схемы, эхограммы и т.п.  

3.

 

При  проведении  занятий  используется  демонстрация  мультимедийных 
материалов  на  персональном  компьютере  в  каждой  учебной  комнате, 
необходимые для полноценной работы студентов, а также таблицы, схемы, 
оборудование  и  работа  в  хирургическом,  лабораторном  и  других 
подразделениях Противотуберкулезного диспансера. 

4.

 

В  учебном  процессе  кафедра  активно  использует  технические  средства, 
помогающие    активизировать  учебную  работы,  придать  ей  более 
наглядный  характер.  Для  этого  применяется  компьютерная  техника, 
мультимедийные проекторы для лекционного курса. 

5.

 

При 

проведении 

занятий, 

преподаватель 

может 

использовать 

демонстрацию мультимедийных программ на персональном компьютере в 
каждой учебной комнате. 

6.

 

Студенты в своей подготовке к занятиям могут использовать возможности 
компьютерного  и видео зала ДВГМУ, где представлены ряд методических 
материалов кафедры, необходимых для полноценной работы студента. 

 

Сведения об оснащенности образовательного процесса 

специализированным и лабораторным оборудованием 

Наименование 

специализированных 

аудиторий и  лабораторий 

 

Перечень оборудования 

 

Примечание 

 

КГБУЗ 
«Противотуберкулезный 

Стационарный  ПК,  Intel 
Pentium 4          

Занятия проводятся в 
соответствии с методическими 

диспансер» 
Учебная комната №1, 
Учебная комната №2, 
Учебная комната №3 

Принтер  лазерный,  HP  LJ  
1015              
Негатоскоп 
широкоформатный              
Доска                                                         
Мультимедийный проектор                    
Компьютер-ноутбук       
Доска   
Мультимедийный проектор   
Компьютер-ноутбук      
Наборы  таблиц  и  слайдов 
по 

всем 

разделам 

фтизиатрии,  изучаемых  на 
кафедре.      
Наборы 

ситуационных, 

рентген-ситуационных 
задач (более 500), эхограмм 
(30 шт.).                 

указаниями по выполнении 
практического навыка. 

 

 

 

 

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования  Первый

Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова  Министерство

здравоохранения Российской Федерации

 (Сеченовский Университет)

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности

«

Фтизиатрия

»

 

(наименование специальности)

основная профессиональная образовательная программа высшего образования – 

программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации – 

программа аспирантуры

31.06.01 Клиническая медицина

 

код и наименование укрупненной группы специальностей (направлений подготовки)

14.01.16 Фтизиатрия

 

код и наименование направления подготовки (специальности)

1. Введение 

Фтизиатрия   –   раздел   клинической   медицины,   изучающий   этиологию,

патогенез,   эпидемиологию   туберкулеза,   разрабатывающий   методы   его   диагностики,
лечения   и   профилактики,   а   также   организации   оказания   медпомощи   больным
туберкулезом.  Специальность  14.01.16     «Фтизиатрия»

 

направлена   на   подготовку

научных   и   научно-педагогических   кадров,   а   также   высококвалифицированных
специалистов, способствующих решению современных проблем медицины.

Фтизиатрия  является   обязательной   дисциплиной   и   образовательной

составляющей программы подготовки аспирантов по научной специальности 14.01.16
«Фтизиатрия»

.  

  Итогом   освоения   программы   дисциплины   специальности   является

кандидатский экзамен по специальности.

2. Цель кандидатского экзамена

Цель   экзамена   –   установить   уровень   профессиональных   знаний   соискателя

ученой   степени,   уровень   подготовленности   к   самостоятельной   научно-
исследовательской   работе.   Сдача   кандидатских   экзаменов   обязательна   для
присуждения ученой степени кандидата наук. 

3. Форма проведения кандидатского экзамена

Кандидатский   экзамен   по   специальности   проводится   в   форме   собеседования   по
вопросам экзаменационного билета, включающего 3 вопроса:
- 1, 2 вопросы касаются базовых знаний дисциплины специальности, 
- 3 вопрос посвящён научно-квалификационной работе аспиранта.

4. Требования к результатам освоения дисциплины специальности

п/п

В результате изучения дисциплины специальности

аспиранты должны

Оценочные средства

1

Знать

:

- задачи научных исследований по направлению деятельности, 
базовые принципы и методы их организации;
- основные современные тенденции в области фтизиатрии, её роль 

Контрольные вопросы

в решении современных проблем человечества;

- возможные сферы и направления профессиональной 
самореализации; 
- приемы и технологии достижения профессиональной цели; 
- пути повышения уровней профессионального и личного 
развития;
- технику безопасного проведения лабораторных работ, 
- основные виды клинического оборудования;
- фундаментальные основы науки «Внутренние болезни» , в том 
числе, «Фтизиатрии» и специальных дисциплин;
- способы представления и методы передачи медицинской 
информации по результатам исследований и их сравнительной 
оценки для различных целей;
- основы медицинской этики и деонтологии во фтизиатрии;
- общие принципы и основные методы клинической, 
инструментальной и лабораторной диагностики функционального 
состояния органов дыхательной системы;
- основы биологии нарушений дыхательной системы;
- патофизиологию основных заболеваний лёгких;
- патогенез заболеваний лёгких; 
- основы фармакотерапии при различных формах туберкулёза.

2

Уметь

:

 

собрать анамнез  заболевания дыхательной системы; определить 

необходимость специальных методов исследования 
(лабораторных, инструментальных, функциональных, медико-
генетических), 
- организовать их выполнение и уметь интерпретировать их 
результаты; 
- проводить дифференциальный диагноз;
- оценить причину и тяжесть состояния больного и принять 
необходимые меры для выведения больного из этого состояния; 
- определить объем и последовательность терапевтических и 
организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное 
лечение, консультативный прием или постановка на учет); 
- обосновать схему, план и тактику ведения больного, показания и 
противопоказания к назначению фармакотерапии; 
- разработать план динамического наблюдения и обучения 
пациента;
- составлять общий план работы по заданной теме, предлагать 
методы исследования и способы обработки результатов;
- осуществлять отбор материала, характеризующего достижения 
науки с учетом специфики направления подготовки;
- работать на лабораторном оборудовании в соответствии с 
тематикой научно-исследовательской работы;
- составлять план работы по заданной теме, использовать методы 
математического планирования научных исследований,  
анализировать получаемые результаты;
- формулировать обоснованные выводы на основании 
критического анализа научных данных;
- интерпретировать результаты диагностических лабораторных 
исследований.

Контрольные вопросы

3

Владеть

:

- систематическими знаниями по направлению деятельности; 
- базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ 
по предложенной теме;
-  навыками безопасного использования лабораторного 
оборудования и приборов в повседневной профессиональной 
деятельности;
- навыками динамического наблюдения за пациентом; анализа 
получаемой информации;
- навыками  использования диагностических и оценочных шкал, 

Собеседование по

научно-

квалификационной

работе

тестов, диагностических проб, применяемых во фтизиатрии; 
- навыками диагностики и подбора адекватной терапии конкретной
патологии дыхательной системы; распознавания и лечения 
неотложных состояний во фтизиатрии; 
- навыками обучения пациентов с хроническими заболеваниями 
лёгких.

5. Содержание разделов кандидатского экзамена

РАЗДЕЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

1. Организация 

противотуберкулезной помощи в 
России

История развития туберкулеза в России и мире. Особенности 
эпидемического процесса при туберкулезе и факторы, 
определяющие его развитие. Роль социально-экономических 
факторов. Туберкулез в развитых и развивающихся странах. 
Социальные группы риска в отношении туберкулеза. Туберкулез в
пенитенциарных учреждениях. Роль лекарственной устойчивости 
микобактерий в эпидемиологии туберкулеза. Инфицированность 
микобактериями туберкулеза, заболеваемость, 
распространенность, смертность от туберкулеза, их значение в 
определении эпидемиологической ситуации. Роль современных 
технологий (мониторинга) в анализе эпидемиологической 
ситуации с туберкулезом.

 

Государственный характер борьбы с 

туберкулезом, Основные законодательные акты по туберкулезу в 
России. Федеральная программа по борьбе с туберкулезом в 
России Организация и проведение диагностики туберкулеза у 
взрослых, подростков и детей. Выявление лиц с риском 
заболевания туберкулезом взрослых, подростков и детей, 
методика их обследования на туберкулез.
Организация наблюдения за больными туберкулезом и их лечения
в амбулаторных условиях, организационные формы проведения 
амбулаторного лечения. Работа диспансера в очаге туберкулезной 
инфекции, организация и проведение мероприятий по его 
оздоровлению, профилактике туберкулеза среди лиц, 
проживающих в контакте с бактериовыделителем. Диспансерное 
наблюдение за здоровыми лицами, находящимися в контакте с 
бактериовыделителем.
Организационно-методическое руководство 
противотуберкулезного диспансера работой учреждений общей 
лечебно-профилактической сети по своевременному выявлению 
туберкулеза и его профилактике. Противотуберкулезная работа 
учреждений санэпиднадзора. Анализ динамики 
эпидемиологических показателей, характеризующих ситуацию с 
заболеваемостью туберкулезом.

2. Фундаментальные и теоретические 
основы фтизиатрии. Профилактика и 
выявление туберкулеза

Принципы построения отечественной классификации. Разделы 
классификации, отражающие основные клинические формы, 
характеристику туберкулезного процесса и его осложнений, 
остаточные изменения после излеченного туберкулеза. 
Формулировка диагноза туберкулеза.
Международная статистическая классификация болезней и 
проблем, связанных со здоровьем, раздел "Туберкулез". Значение 
микробиологической и гистологической верификации в 
постановке диагноза туберкулеза органов дыхания и других 
локализаций.
Современные подходы к профилактике и выявлению туберкулеза. 
Профилактические обследования взрослого населения. 
Туберкулинодиагностика, бактериологическая и 

рентгенологическая диагностика туберкулеза. Верификация 
диагноза туберкулез.
Профилактика туберкулеза: вакцинация, ревакцинация, 
химиопрофилактика. Работа в очаге туберкулезной инфекции.
Диагностика туберкулеза органов дыхания на этапе обследования 
больных в учреждениях общей лечебной сети и на этапе 
обследования в противотуберкулезных учреждениях. 
Методы обследования больных во фтизиатрической клинике - 
бактериологические, морфологические, иммунологические, 
молекулярно-биологические, Лучевая диагностика. 
Эндоскопические методы исследования.

3. Клинические формы туберкулеза. 
Внелегочный туберкулез

Туберкулезная интоксикация. 
Первичный туберкулезный комплекс. Туберкулез ВГЛУ.
Диссеминированный туберкулез легких. Милиарный туберкулез 
легких. 
Очаговый туберкулез легких. Инфильтративный туберкулез 
легких.
Туберкулёма легкого. Казеозная пневмония.
Кавернозный туберкулез легких.
Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. 
Цирротический туберкулез легких. 
Туберкулезный плеврит, эмпиема. Туберкулез гортани, трахеи и 
бронхов. 
Туберкулез ЦНС. Костно-суставной туберкулез.
Урогенитальный туберкулез. Туберкулез периферических 
лимфатических узлов. Абдоминальный туберкулез. Туберкулез 
глаз. Туберкулез кожи.

4. Лечение туберкулеза

Химиотерапия. Противотуберкулезные антибиотики и 
химиопрепараты, дозы, методы введения, комбинации препаратов.
Взаимодействия с другими химиопрепаратами и антибиотиками. 
Основные принципы химиотерапии туберкулеза. Этапы 
интенсивной химиотерапии и химиотерапии долечивания. 
Контролируемость химиотерапии. Патогенетическая и 
симптоматическая терапия. Побочные реакции 
антибактериальных препаратов, их предупреждение и устранение.
Особенности лечения больных с лекарственно чувствительными и
лекарственно-устойчивыми микобактериями туберкулеза. 
Стандартные и индивидуализированные режимы химиотерапии. 
Организация химиотерапии больных туберкулезом легких. 
Показания к стационарной и амбулаторной терапии. Организация 
и практика амбулаторной химиотерапии. Коллапсотерапия. 
Лечебный пневмоторакс и пневмоперитонеум. Показания и 
эффективность. 
Хирургическое лечение. Виды оперативных вмешательств при 
туберкулезе легких. Показания к применению хирургических 
методов лечения и их эффективность.

6. Оценочные средства

Перечень контрольных вопросов к кандидатскому экзамену по специальности:

1. Современная система борьбы с туберкулезом в России.
2. ВОЗ, программы по борьбе с туберкулёзом.

3. Особенности эпидемиологического процесса при туберкулезе, факторы, 

определяющие его развитие. 

4. Статистические показатели, используемые для оценки эпидситуации по 

туберкулёзу.

5. Значение социально-экономических факторов в развитии туберкулеза.
6. Этиология туберкулёза. Виды микобактерий. 
7. Естественная резистентность при туберкулёзе. Противотуберкулёзный иммунитет.
8. Местные и общие реакции на туберкулезную инфекцию.
9. Туберкулез на экологически неблагоприятных территориях.
10. Значение иммунодефицита в развитии и течении туберкулезной инфекции. 
11. Источники и пути передачи туберкулезной инфекции
12. Патогенез туберкулеза первичного и вторичного периода.
13. Патоморфологические основы воспаления при туберкулезе. 
14. Абсолютные диагностические критерии при туберкулезе.
15. Причины, способствующие заболеванию туберкулезом. Факторы риска.
16. Диагностическая ценность методов обследования при туберкулезе.
17. Методы выявления МБТ и их диагностическая ценность
18. Рентгенологические методы в диагностике туберкулеза.
19. Туберкулинодиагностика. Инфекционная и поствакцинальная чувствительность к 

туберкулину.

20. IGRA – тесты и Диаскин-тест в диагностике туберкулеза.
21. Эндоскопическая диагностика, морфологическая верификация туберкулеза.
22. Специфическая профилактика туберкулеза. Значение БЦЖ вакцинации в 

предупреждении развития туберкулеза.

23.

 

Санитарная профилактика туберкулеза. Взаимодействие противотуберкулезной 

санитарно-эпидемиологической службы и врача общей практики.

24. Первичный туберкулезный комплекс. Клиника, диагностика, дифференциальная  

диагностика, лечение.

25. Ранняя туберкулезная интоксикация. Клиника, диагностика, дифференциальная  

диагностика, лечение.

26. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. Клиника, диагностика, 

дифференциальная  диагностика, лечение.

27. Милиарный туберкулез. Клиника, диагностика, дифференциальная  диагностика, 

лечение.

28. Диссеминированный туберкулез легких (острая, подострая формы). Клиника, 

диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

29. Диссеминированный туберкулез легких (хроническая форма). Клиника, 

диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

30. Очаговый туберкулез легких. Клиника, диагностика, дифференциальная  

диагностика, лечение.

31. Казеозная пневмония. Клиника, диагностика, дифференциальная  диагностика, 

лечение.

32. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Клиника, диагностика, 

дифференциальная диагностика, лечение. 

33. Цирротический туберкулез легких.
34. Туберкулез гортани, трахеи и бронхов. Клиника, диагностика, диагностика, 

лечение. 

35. Туберкулезный плеврит, эмпиема. Клиника, диагностика, дифференциальная  

диагностика, лечение.

36. Урогенитальный туберкулез. Клиника, диагностика, дифференциальная 

диагностика, лечение

37. Костно-суставной туберкулез. Клиника, диагностика, дифференциальная  

диагностика, лечение.

38. Туберкулез периферических лимфатических узлов. Клиника, диагностика, 

дифференциальная  диагностика, лечение.

39. Туберкулез ЦНС. Клиника, диагностика, дифференциальная  диагностика, лечение.
40. Диспансерные группы учёта у взрослых. Тактика, мероприятия. Современная 

работа фтизиатра и врача общей практики.

41. Современная тактика и принципы лечения туберкулеза. Основные 

противотуберкулезные препараты.

42. Проблема лекарственной устойчивости во фтизиатрии
43. Организация лечения туберкулеза в амбулаторных условиях.
44. Группировки больных по лечению туберкулеза.
45. Комбинированные препараты в лечении туберкулеза.
46. Патогенетические методы лечения больных туберкулезом.
47. Санаторно-курортное лечение больных туберкулезом и его роль в реабилитации.
48. Неотложные состояния во фтизиатрии - легочные кровотечения, спонтанный 

пневмоторакс.

49. Коллапсотерапевтические методы лечения туберкулеза. Показания и 

эффективность.

50. Хирургическое лечение больных туберкулезом 
51. Показания к хирургическому лечению при различных формах туберкулеза легких 
52. Особенности хирургического лечения деструктивного лекарственно устойчивого 

туберкулеза органов дыхания. 

53. Особенности резекционной хирургии при туберкулезе легких
54. Роль и место коллапсохирургии в лечении туберкулеза.

Вопросы по научно-квалификационной работе аспиранта:

1. Обоснование актуальности темы НИР
2. Определение цели и задач НИР
3. Выбор методов исследования для получения научных данных, 

соответствующих решению поставленной цели и задач

4. Современные средства статистической обработки полученных данных
5. Способы критической оценки полученных данных для формулировки выводов 

и практических рекомендаций

7.   Учебно-методическое   и   информационное   обеспечение   дисциплины  (печатные,
электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)

7.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим

требованиям

Количество экземпляров

на кафедре

в библиотеке

1

Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Клевно Н.И. и соавт. 
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и
лечению латентной туберкулёзной инфекции у детей–М., 
2015.

4

1

2

Иммунодиагностика и иммунотерапия туберкулёзной 
инфекции у детей и подростков/Мордовская Л.И., 
Аксенова В.А., Владимирский М.А.. - Новосибирск, 2015.

1

1

3

Кошечкин В.А., Иванова З.А. Туберкулез: Tuberculosis: 
Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 276 с.: ил. (на 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     32      33      34      35     ..