Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 33

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     31      32      33      34     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 33

 

 

ведения. 

6.

 

Мероприятия по профилактике 

туберкулеза среди контингентов, 
находящихся в контакте с больным 
туберкулезом.  

9.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Противотуберкулезная помощь 
населению РФ и Хабаровского 
края. 

1.

 

Противотуберкулезная работа в  

лечебных учреждениях на 
стационарном и поликлиническом 
этапах.  

2.

 

Формирование групп риска 

заболевания легочными и 
внелегочными формами туберкулеза 

3.

 

Совместная противотуберкулезная 

работа общей лечебно-
профилактической сети, 
фтизиатрической службы, органов 
санэпиднадзора. 

4.

 

Мероприятия по профилактике 

туберкулеза среди контингентов ОЛС, 
в т.ч. нозокомиальной инфекции. 

5.

 

Регламентирующие документы.  

6.

 

Санитарная пропаганда знаний по 

туберкулезу. 

 

 

4.2.  Разделы  учебной  дисциплины,  виды  учебной  деятельности  и 

формы контроля: 

п/№ 

№ 

сем

ест

ра

 

Наименование раздела 

учебной дисциплины 

Виды учебной 

деятельности, включая 

самостоятельную работу 

студентов  

(в часах) 

Формы текущего 

контроля успеваемости  

Л 

КПЗ 

СРС 

всего 

1.

 

 

12 

Введение в туберкулез. 
Возбудитель туберкулеза. 
Патоморфология и 
патоморфоз туберкулезной 
инфекции. Обследование 
больного туберкулезом. 

13 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

2.

 

 

12 

Иммуногенез при 
туберкулезной инфекции 

12 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

3.

 

 

12 

Первичный туберкулез 

12 

27 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

4.

 

 

12 

Диссеминированный 
туберкулез 

12 

22 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

5.

 

 

12 

Очаговый (ОТЛ) и 
инфильтративный туберкулез 
легких (ИТЛ). Туберкулемы. 

16 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

6.

 

 

12 

Деструктивные форма 
туберкулеза легких. 

17 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

7.

 

 

12 

Лечение больных 
туберкулезом. 

12 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

8.

 

 

12 

Порядок оказания 
медицинской помощи 
больным туберкулезом. 

12 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

9.

 

 

12 

Противотуберкулезная 
помощь населению РФ и 
Хабаровского края. 

13 

Тест, собеседование, 
проверка домашнего 
задания, решение 
ситуационных задач, 
контроль практических 
навыков 

 

 

ИТОГО: 

28 

68 

48 

144 

 

 

 

4.3.  Название  тем  лекций  и  количество  часов  по  семестрам 

изучения учебной дисциплины: 

п/№

 

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля) 

Семестр 

12 

1.

 

 

Введение  в  туберкулез.  Патанатомия  туберкулеза  в  клиническом 
освещении.  Борьба  с  туберкулезом  -  актуальная  проблема  всей  системы 
здравоохранения.  История  кафедры  туберкулеза  ДВГМУ.  Типы 
иммунологических реакций при туберкулезе в клиническом освещении. 

2.

 

 

Первичный 

туберкулез 

у 

взрослых. 

Патоморфоз 

туберкулеза. 

Морфологические 

и 

иммунологические 

особенности 

первичного 

туберкулеза.  

3.

 

 

Туберкулез  внутригрудных  лимфатических  узлов,  ПТК,  неосложненные  и 
осложненные варианты течения, патогенез, патоморфология.  

4.

 

 

Дифференциальная  диагностика  внутригрудных  нодулопатий,  синдрома 
патологии  области  средостения.  Туберкулезный  плеврит,  полисерозит, 
дифференциальная 

диагностика. 

Хронически 

текущий 

первичный 

туберкулез. 

5.

 

 

Диссеминированный 

туберкулез 

легких, 

клинко-морфологические 

варианты 

течения. 

Патоморфоз 

диссеминированного 

туберкулеза. 

Патогенез, 

клиника, 

диагностика 

различных 

вариантов 

диссеминированного туберкулеза. Исходы в современных условиях.  

6.

 

 

Дифференциальная диагностика диссеминированного туберкулеза легких и 
диссеминаций другой этиологии.  

7.

 

 

Патогенез, патоморфология, клинка туберкулеза ЦНС,  ранние симптомы и 
их  значение  в  своевременной  диагностике,  прогнозе  и  лечении 
туберкулезного  менингоэнцефалита.  Внелегочные  формы  туберкулеза,  как 
звено патогенеза туберкулеза первичного периода. 

8.

 

 

Патогенез  вторичного  периода  течения  туберкулеза,  значение  обострения 
элементов  архива  первичного    туберкулеза,  его  роль  в  прогрессировании 
туберкулеза 

легких. 

Клинико-морфологические 

типы 

очагов, 

инфильтаратов,  туберкулем.  Очаговый,  инфильтративный  туберкулез 
легких,  казеозная  пневмония,  туберкулема,  клинико-рентгенологические 
особенности. Исходы.   

9.

 

 

Клинико-морфологические и иммунобиологические особенности казеозной 
пневмонии,  их  значение  для  клинического  прогноза.  Принципы 
дифференциальной диагностики очагового, инфильтративного туберкулеза, 
деструктивных пневмонитов, специфических туберкулем. 

10.

 

 

Кавернозный,  фиброзно-кавернозный,  цирротический  туберкулез  легких. 
Патогенез  каверны.  Патоморфология  различных  видов  каверн,  значение 
состояния  дренирующего  бронха.  Эпидемическое  значение  каверны. 
Клинико-рентгенологическая 

характеристика 

кавернозного, 

цирротического 

туберкулеза, 

особенности 

течения. 

Исходы. 

Дифференциальная диагностика деструктивных форм туберкулеза легких. 

11.

 

 

Морфологическая 

и 

иммунологическая 

характеристика, 

клинико-

морфологические 

варианты, 

иммуногенетика 

туберкулеза 

среди 

малочисленных  народностей  Хабаровского  края,  патоморфологическая 
основа, клинические варианты. Дифференциальная диагностика саркоидоза 
с  туберкулезом.  Особенности  течения  туберкулеза  у  лиц  пожилого 
возраста. Туберкулез и ВИЧ-инфекция, принципы ведения больных.  

12.

 

 

Основные  принципы  лечения  больных  туберкулезом.  Понятие  о 
комплексной 

терапии. 

Принципы 

саноторно-курортного 

лечения. 

Преемственность  и  этапность  проведения  терапии.  Роль  и  эффективность 
патогенетической  терапии.  Показания  к  хирургическому  лечению, 
эффективность  хирургических  методов.  Патогенез,  диагностика  легочного 
кровохаркания,  кровотечения  и  спонтанного  пневмоторакса  (СП)  и  его 
виды.  Принципы  лечения  СП  в  зависимости  от  его  вида.    Неотложная 
помощь при легочном кровотечении. 

13.

 

 

Эпидемиологические 

аспекты 

туберкулеза. 

Связь 

эпидемических 

показателей 

между 

собой. 

Экономическая 

эффективность 

противотуберкулезных  мероприятий.  Противотуберкулезная  помощь 
населению Хабаровского края с учетом эпидемической ситуации. 

14.

 

 

Противотуберкулезный  диспансер,  структура,  задачи.  Организация 
совместной  работы    фтизиатрической  службы,  общей  лечебной  сети, 
органов  санитарного  надзора  по  профилактике  и  раннему  выявлению 
туберкулеза, перспективные направления. 

 

ИТОГО

 

28 

 

 

4.4.  Название  тем  практических  занятий  и  количество  часов  по 

семестрам изучения учебной дисциплины: 

п/№ 

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и 

формы контроля 

Объем по 

семестрам 

12 

1.

 

 

Санитарно-эпидемиологический режим в клинике туберкулеза. Основы 
деонтологии во фтизиатрии. Методика клинико-лабораторного обследования 
больного туберкулезом. 
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

2.

 

 

Методы лучевой диагностики туберкулеза. Клинико-рентгенологические 
синдромы во фтизиопульмонологии. Курация больных. 
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

3.

 

 

Принципы построения классификации туберкулеза. Клинико-
ренгенморфологические нозологические единицы туберкулеза. Курация 
больных. 
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

4.

 

 

Специфическая чувствительность при туберкулезе, массовая туберкулино-
диагностика. Методы и техника постановки пробы Манту, диаскин-теста оценка 
их результатов. Методика туберкулино-диагностики. Дифференциальная 
диагностика поствакцинальной и постинфекционной чувствительности. 
Противотуберкулезная вакцинация БЦЖ и БЦЖ-М, ревакцинация, 
противопоказания, возможные осложнения, тактика ведения. Курация больных. 
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

5.

 

 

Первичный туберкулез. Особенности иммуногенеза, морфологии и клиники. 
«Маски» туберкулеза. Туберкулезная интоксикация, как нозологическая единица. 
Первичный туберкулезный комплекс (ПТК). Осложненный и неосложненный 
вариант течения. Дифференциальная диагностика стадий течения ПТК с 
неспецифическими пневмониями и пневмонитами. Особенности клиники и ди-
агностики «малых» форм бронхонодулитов. Дифференциально-диагностический 
алгоритм туберкулезных гилитов и неспецифических бактериально-вирусных 
поражений. Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

6.

 

 

Инфильтративная и туморозная форма туберкулеза ВГЛУ, особенности течения 
и диагностики. Саркоидоз. Дифференциальная диагностика внутригрудных 
нодулопатий при туберкулезе. Хронически текущий первичный туберкулез. 
Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

7.

 

 

Плевральные выпоты (ПВ) при туберкулезной инфекции. Дифференциально-
диагностический алгоритм ПВ, тактика ведения. Туберкулез у малочисленных 
народностей Хабаровского края. Туберкулез у лиц молодого и пожилого 
возраста. Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

8.

 

 

Диссеминированный туберкулез. Острый (милиарный) диссеминированный 
туберкулез, его варианты. Особенности диагностики, клиники, лечения и 
прогноза. Клинико-рентгенморфологичкские варианты острого, подострого и 
хронически текущего ДТЛ. ДТЛ, как реактивный гистиоцитоз. Исходы 
гематогенной генерализации. Дифференциально-диагностический алгоритм при 
ДТЛ, его особенности у лиц молодого и пожилого возраста. Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

9.

 

 

Туберкулез ЦНС. Диагностика, прогноз течения заболевания в зависимости от 
своевременности постановки диагноза и начала лечения. Дифференциальная 
диагностика при туберкулезе ЦНС. Внелегочные формы туберкулеза. Курация 
больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

10.

 

 

Очаговый (ОТЛ) и инфильтративный туберкулез легких (ИТЛ). Клинико-
рентгенологические варианты. Особенности течения. Дифференциальная 
диагностика ОТЛ и ИТЛ с неспецифическим поражениями легких. Клинико-
рентгенологические варианты казеозной пневмонии (КП). Дифференциальная 
диагностика вариантов специфических и неспецифических деструктивных 
пневмонитов. Туберкулема легких. Дифференциальная диагностика туберкулем. 
Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

11.

 

 

Деструктивные форма туберкулеза легких. Дифференциальная диагностика. 
Осложнения туберкулеза легких. Клиника, диагностика и оказание неотложной 
помощи при легочных кровотечениях и спонтанном пневмотораксе. Курация 
больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

12.

 

 

Принципы и методы лечения больных туберкулезом. Этиотропная и 
патогенетическая терапия. Побочные проявления противотуберкулезной 
химиотерапии, их устранение. Обоснование амбулаторного режима терапии. 
Курация больных.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-туационных 
задач, контроль практических навыков). 

13.

 

 

Противотуберкулезный диспансер, противотуберкулезный кабинет, задачи и 
организация работы. Своевременное и раннее выявление туберкулеза. Работа в 
поликлинике.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

14.

 

 

Очаг туберкулезной инфекции, составление карты очага и плана мероприятий по 
его оздоровлению. Работа в поликлинике.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

15.

 

 

Группировки  контингентов. Организация наблюдения, тактика ведения. 
Мероприятия по профилактике туберкулеза среди контингентов, находящихся в 
контакте с больным туберкулезом, в т.ч. нозокомиальной инфекции. Работа в 
поликлинике.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

16.

 

 

Противотуберкулезная работа в  лечебных учреждениях. Формирование групп 
риска заболевания легочными и внелегочными формами туберкулеза. Работа в 
поликлинике.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

17.

 

 

Совместная противотуберкулезная работа общей лечебно-профилактической 
сети, фтизиатрической службы, органов санэпиднадзора . Регламентирующие 
документы. Эпидситуация по туберкулезу в г.Хабаровске и крае. Санитарная 
пропаганда знаний по туберкулезу. Работа в поликлинике.  
(Тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных 
задач, контроль практических навыков). 

 

ИТОГО 

68 

 

4.5. Лабораторный практикум (программой не предусмотрен) 
 
4.6. Курсовая работа (программой не предусмотрена) 

 

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА.  

 
Виды СРС: 

 

п/

п 

№ 

семес

тра 

Наименование 

раздела учебной 

дисциплины 

Виды СРС 

Всего 
часов

 

1.

 

 

 

12 

Введение в туберкулез. 
Возбудитель 
туберкулеза. 
Патоморфология и 
патоморфоз 
туберкулезной 
инфекции. 

1.

 

1. Работа с курируемыми больными 

2.

 

Работа с историями болезни пациентов 

3.

 

Доклад  истории  болезни  больного  на  практическом 

занятии, 

защита 

этапного 

эпикриза 

и 

плана 

оздоровительных мероприятий 

4.

 

Решение  предложенных    рентген-ситуационных  и 

ситуационных задач на занятии 



 

 

Обследование 
больного 
туберкулезом. 

5.

 

Работа 

с 

компьютером 

в 

учебной 

комнате 

(информационный, мультимедийный материал) 

6.

 

Подготовка  к  занятиям,  выполнение  контрольных 
заданий  для  СРС,  самотестирование  по  контрольным 
вопросам (тестам) 

7.

 

Написание рефератов. 

8.

 

Подготовка к тестированию, в т.ч. промежуточному 

9.

 

Написание  истории болезни, этапных эпикризов,  карты 
очага 

туберкулезной 

инфекции 

с 

планом 

оздоровительных мероприятий 

 

 
27 
 


 

 

2.

 

 

Иммуногенез при 
туберкулезной 
инфекции 

3.

 

 

Первичный туберкулез 

4.

 

 

Диссеминированный 
туберкулез 

5.

 

 

Очаговый (ОТЛ) и 
инфильтративный 
туберкулез легких 
(ИТЛ). Туберкулемы. 

6.

 

 

Деструктивные формы 
туберкулеза легких. 

7.

 

 

Лечение больных 
туберкулезом. 

8.

 

 

Порядок оказания 
медицинской помощи 
больным 
туберкулезом. 

9.

 

 

Противотуберкулезная 
помощь населению РФ 
и Хабаровского края. 

ИТОГО часов в семестре: 

48 

 

Примерная тематика рефератов. 

Семестр № 12 

1.

 

Туберкулез у медицинских работников 

2.

 

Саркоидоз 

3.

 

Гранулематозы и туберкулез 

4.

 

Плевральный экссудат, трудности диагноза 

5.

 

Туберкулез легких и рак 

6.

 

Лекарственная устойчивость МБТ. Проблема ведения больных. 

7.

 

Туберкулез и сахарный диабет 

8.

 

Туберкулез  и  вредные  привычки  (табакокурение,  алкоголизм, 

наркомания) 

9.

 

Питание больного туберкулезом 

10.

 

Туберкулез у лиц молодого возраста

 

 

   
 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной 
работы, обучающихся по дисциплине. 

 

  5.1. 

Клинико-рентгенологические 

синдромы 

патологии 

во 

фтизиопульмонологии 

[Текст]: 

учебно-методическое 

пособие 

для 

самостоятельной  работы  студен-тов  /  В.П.Свистунова,  И.Я.Лупаенко.  – 
Хабаровск. : ДВГМУ, 2012. – 75 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ 

 5.2.  Иммунобиология  туберкулезного  процесса,  специфическая  профи-

лактика,  туберкулинодиагностика  [Текст]:  методические  рекомендации  для 
самостоятельной  работы  студентов  /  В.Н.Кораблев,  В.П.Свистунова.  – 
Хабаровск.: ДВГМУ, 2005. – 36 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ  

5.3.  Туберкулез.  Раннее  выявление  и  профилактика.  Клиника.  Диагно-

стика и лечение [Текст]: учебно-методическое пособие для самостоятельной 
работы  студен-тов  /  В.П.Свистунова,  В.П.  Радаев.  –  Хабаровск.  :  ДВГМУ, 
2012. – 172 с. Утверждено ЦМС ДВГМУ 
 

6.  Фонд  оценочных  средств,  для  проведения  промежуточной 

аттестации обучающихся по дисциплине  

 

Фонд  оценочных  средств  для  проведения  промежуточной  аттестации 
обучающихся  по  дисциплине  (модулю)  или  практике,  входящий  в  состав 
соответственно  рабочей  программы  дисциплины  (модуля)  или  программы 
практики, включает в себя: 
 

6.1.

 

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования 

в процессе освоения образовательной программы 

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе 

освоения дисциплины представляется в виде таблицы 1: 

Таблица 1 

№ 

п/п

 

Контролируемые разделы  

дисциплины 

(модуля) 

Код 
контролируемой 
компетенции 
(компетенций) 

Наименование 
оценочного средства  

1. 

Введение 

в 

туберкулез. 

Возбудитель 

туберкулеза. 

Патоморфология  и  патоморфоз 
туберкулезной 

инфекции. 

Обследование 

больного 

туберкулезом. 

ОК-1 
ПК-1 
ПК-3 

ПК-11 
ПК-17 
ПК-21 

контрольные вопросы, 
тесты, 
реферат,  
контроль  практических 
навыков 

Иммуногенез 

при 

туберкулезной инфекции 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
контроль  практических 
навыков 

Первичный туберкулез 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Диссеминированный 

ОК-1 

контрольные вопросы 

туберкулез 

ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Очаговый (ОТЛ) и 
инфильтративный туберкулез 
легких (ИТЛ). Туберкулемы. 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Деструктивные форма 
туберкулеза легких. 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Лечение больных туберкулезом. 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Порядок оказания медицинской 
помощи больным 
туберкулезом. 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

 

контрольные вопросы, 
тесты, 
ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

Противотуберкулезная помощь 
населению РФ и Хабаровского 

ОК-1 
ПК-3 

контрольные вопросы, 
тесты, 

края. 

ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

ситуационные задачи, 
рентген-задачи, 
контроль  практических 
навыков. 

 

6.2.

 

Описание показателей и критериев оценивания компетенций 

на  различных  этапах  их  формирования,  описание  шкал 
оценивания 

 

Текущий контроль 

При  оценивании  устного  опроса  и  участия  в  дискуссии  на  семинаре 
учитываются:  
- степень раскрытия содержания материала (0-2 балла); 
-  изложение  материала  (грамотность  речи,  точность  использования 
терминологии  и  символики,  логическая  последовательность  изложения 
материала (0-2 балла); 
-  знание  теории  изученных  вопросов,  сформированность  и  устойчивость 
используемых при ответе умений и навыков (0-1 балл). 
При оценивании контрольной работы учитывается: 
-  полнота  выполненной  работы  (задание  выполнено  не  полностью  и/или 
допущены две и более ошибки или три и более неточности) – 1-4 балла; 
-  обоснованность  содержания  и  выводов  работы  (задание  выполнено 
полностью,  но  обоснование  содержания  и  выводов  недостаточны,  но 
рассуждения верны) – 5-8 баллов; 
- работа выполнена полностью, в рассуждениях и обосновании нет пробелов 
или ошибок, возможна одна неточность -9-10 баллов. 

Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 

При  проведении  промежуточной  аттестации  студент  должен  ответить  на  3 
вопроса (два вопроса теоретического характера и один вопрос практического 
характера).  
При оценивании ответа на вопрос теоретического характера учитывается: 
-  теоретическое  содержание  не  освоено,  знание  материала  носит 
фрагментарный характер, наличие грубых ошибок в ответе (1-3 балла); 
- теоретическое содержание освоено частично, допущено не более двух-трех 
недочетов (4-7 баллов); 
-  теоретическое  содержание  освоено  почти  полностью,  допущено  не  более 
одного-двух  недочетов,  но  обучающийся  смог  бы  их  исправить 
самостоятельно (8-11 баллов); 
-  теоретическое  содержание  освоено  полностью,  ответ  построен  по 
собственному плану (12-15 баллов). 
При оценивании ответа на вопрос практического характера учитывается: 
- ответ содержит менее 20% правильного решения (1-2 балла); 

- ответ содержит  21-89 % правильного решения (3-8 баллов); 
- ответ содержит 90% и более правильного решения (9-10 баллов). 
 

6.3.  Типовые  контрольные  задания  или  иные  материалы,  необходимые 
для  оценки  знаний,  умений,  навыков  и  (или)  опыта  деятельности, 
характеризующих  этапы  формирования  компетенций  в  процессе 
освоения образовательной программы 

для входного контроля (ВК) 

1. 

Наиболее 

частыми 

возбудителями 

туберкулеза у человека являются: 
а) 

М. tuberculosis humanus; 

б) 

М. tuberculosis bovis; 

в) 

М. tuberculosis africanum; 

г) 

М. kansasii; 

д) 

М. avium. 

2. 

Отличительным  свойством  МБТ  является 

устойчивость к: 
а) 

прямому солнечному свету; 

б) 

кипячению; 

в) 

кислотам, шелочам и спирту; 

г) 

раствору хлорида натрия; 

д) 

аммиаку. 

3. 

Фактором вирулентности МБТ является: 

а) 

лизосомы; 

б) 

фагосомы; 

в) 

корд-фактор; 

г) 

митохондрии; 

д) 

нуклеотид. 

4. 

В высохшей мокроте МБТ могут сохраняться: 

а) 

10-12 дней; 

б) 

50-70 дней; 

в) 

90-120 дней; 

г) 

10—12 месяцев; 

д) 

16-18 месяцев. 

5. 

Основным 

источником 

инфекции 

при 

туберкулезе является: 
а) 

больной  закрытой  формой  туберкулеза 

легких; 
б) 

больной  открытой  формой  туберкулеза 

легких; 
в) 

больной 

внелегочными 

формами 

туберкулеза; 
г) 

инфицированный МБТ человек; 

д) 

вакцинированный вакциной БЦЖ ребенок. 

для текущего контроля (ТК) 

1. 

Критический  диапазон  размера  пылевых 

частиц, адсорбирующих МБТ, равен: 
а) 

20-25 мкм; 

б) 

15-20 мкм; 

в) 

10-15 мкм; 

г) 

5-10 мкм; 

д) 

1—5 мкм. 

2. 

При 

развитии 

активного 

туберкулеза 

наибольшее значение придается: 
а) 

массивности инфекции; 

б) 

длительности 

контакта 

с 

источником 

инфекции; 
в) 

входными путями инфекции; 

г) 

состоянию 

резистентности 

организма 

человека; 
д) 

всем вышеперечисленным факторам. 

3. 

При отсутствии лечения бактериовыделитель 

может заразить в среднем за год: 
а) 

1-4 человек; 

б) 

4-8 человек; 

в) 

10-14 человек; 

г) 

15—18 человек; 

д) 

18-20 человек. 

4. 

Основной 

механизм 

формирования 

специфического  иммунитета  при  туберкулезе 
обусловлен: 
а) 

образованием специфических антител; 

б) 

развитием  повышенной  чувствительности 

немедленного типа; 
в) 

образованием иммунных комплексов; 

г) 

развитием иммунологической толерантности; 

д) 

развитием  повышенной  чувствительности 

замедленного типа. 
5. 

Клетками,  формирующими  специфическую 

туберкулезную гранулему, являются: 
а) 

нейтрофилы; 

б) 

лимфоциты; 

в) 

эпителиоидные клетки; 

г) 

многоядерные клетки; 

д) 

все вышеперечисленные. 

для 

промежуточного 

контроля 

(ПК) 

Вариант 1 
 
1 Фазы активного течения  туберкулеза – это 
________, ________  и  ___________. 
 
2 Установите соответствие: 
            Доли легкого                       Количество 
сегментов                                         
Язычковая                                                      А.6 
Верхняя справа                                              Б.4 
Верхняя слева                                                В.5 
                                                                        Г.2 
                                                                        Д.3 
 
3 Выработку сурфактанта осуществляют 
___________ типа. 
 
4 Возбудитель туберкулеза был открыт _______ в 
_______ году. 
 

5 Диагностический стандарт при пробе  Манту: 
     
5 ТЕ в 0,1 мл 
1 ТЕ в 0,1 мл 
2 ТЕ в 0,1 мл 
2 ТЕ в 1 мл 
5 ТЕ в 1 мл 
 
6 Установите соответствие: 
            Вид процедуры             Метод применения 
Проба Манту                       А. Накожная 
градуированная 
Проба Коха                          Б. Внутрикожная 
градуированная 
                                              В. Подкожная  
                                              Г. Накожная 
                                              Д. Внутрикожная. 
 
 
7.  Вакцина БЦЖ вводится ¬¬¬¬________ в дозе 
_______ мг сухого вещества в ________ мл раствора. 
 
8. Папула размером в 10 мм с везикулами при пробе  
Манту считается________ 
 
9. Дополнительная междолевая борозда на 
рентгенограмме  органов грудной клетки в прямой  
проекции проецируется: 
А.В левом лёгком по ходу 3 ребра, 
Б.С обеих сторон  на уровне 4 ребра и середины 
корня, 
В. В правом лёгком на уровне заднего отрезка 4 
ребра, 
Г. В правом лёгком на уровне переднего отрезка 3 
ребра, 
Д. В правом лёгком на уровне переднего отрезка 4 
ребра и середины корня. 
 
10.  L – формы микобактерий туберкулеза обладают 
________  вирулентностью. 
 
11 Установите соответствие: 
       Метод определения МБТ          Разрешающая    
способность 
1. 

Прямая микроскопия          А. 20-30 тыс. МБТ 

в 1 мл  
                                                             Б. 1-2 млн. МБТ 
в 1мл 
2. 

Посев                                     В. 5-15 тыс. МБТ 

в 1мл 
                                                              Г. 100-150 тыс. 
МБТ в 1 мл 

                                                             Д. 10-20 МБТ в 1 
мл 
 
12 Туберкулезная гранулема состоит из _________  
__________  клеток  Пирогова – Лангханса, 
лимфоцитов  и ________ клеток. 
 
13 В рентгенологической картине корня  легкого 
принято различать ________ , _______, и хвост. 
 
14 Сформулируйте диагноз туберкулеза в 
соответствии с классификацией: 

A.

 

Казеозная пневмония 

B.

 

Легочное кровотечение 

C.

 

Бактериовыделение + 

D.

 

Фаза инфильтрации 

 
15 На рентгенограмме кавернозный туберкулез 
легких определяется как: 

A.

 

Неоднородная инфильтрация  

B.

 

Группа полиморфных очагов 

C.

 

Неоднородный фокус 

D.

 

Деформированная полость в фиброзе  

E.

 

Кольцевидная двуконтурная полость  

 
16  Установите соответствие   
Фактор формирования полости            Клинический      
вариант  
            в легких                                                    
заболевания 
Воспаление                                      А. Первичная 
эмфизема легких 
Поразитарное поражение              Б. Истинные 
бронхиальные кисты 
                                                          В. Парагонимоз  
                                                          Г. Гангренозный
 

 абсцесс 

                                                          Д. Полостная 
форма рака 
 
17.  Отличительной особенностью гематогенной 
диссеминацией туберкулеза в легких являются: 

A.

 

Симметричные очаги в средне – нижних 
отделах 

B.

 

Симметричные очаги в срединно – 
прикорневых отделах 

C.

 

Наличие очагов в одном легком 

D.

 

Наличие очагов в одной доле 

E.

 

Симметричные очаги в верхнее – средних 
отделах 

 
18.  Укажите путь развития туберкулеза почек 

A.

 

Контактный 

B.

 

Лимфогенный 

C.

 

Интраканалликулярный 

D.

 

Гематогенный 

E.

 

Смешанный 

 
19.  Главным критерием позднего выявления 
туберкулезного минингоэнцефалита является: 

A.

 

Мозговая рвота 

B.

 

Снижение глюкозы ликвора 

C.

 

Внутричерепная гипертензия  

D.

 

Очаговая неврологическая симптоматика 

E.

 

Бессознательное состояние. 

 
20 Установите соответствие: 
Форма заболевания            .Клинические симптомы 
1. Милиарный туберкулез легких  
2. Саркоидоз        
А. Острое    начало, гектическая температура, 
влажные хрипы. 
Б. под маской «гриппа», субфебрилитет, влажные 
хрипы,    
В. Постепенное начало, субфебрилитет, жёсткое 
дыхание, артралгии, 
 Г. Острое тифоподобное начало, фебрильная 
температура, озноб. 
 Д. Острое начало, фебрильная температура, озноб, 
влажные хрипы. 
 
21 Причиной  бактериовыделения при туберкулёзе 
ВГЛУ является ___________________. 
22 При туберкулёзном плеврите клеточный состав 
экссудата представлен чаще __________. 
23 Для синдрома заднего средостения характерно: 

A.

 

Астмоидное состояние, 

B.

 

Дисфагия, 

C.

 

Отёк плечевого  пояса, 

D.

 

Приступообразный кашель, 

E.

 

Высокое стояние диафрагмы. 

24 Установите соответствие: 

1. Форма заболевания            2. Рентгенологическая  
характеристика 

Туберкулез ВГЛУ (туморозная форма)  А. Корни с 
двух сторон  расширены, бесструктурны,                                       
Саркоидоз ВГЛУ                                      Б. Корни с 
двух сторон уширены бесструктурны, прикорневая 
инфильтрация 
В. Увеличены трахеобронхиальные, 
бронхопульмональные узлы справа,  контуры 
четкие, полициклические, усилен и деформирован  
легочный рисунок 
Г. Увеличены, дифференцированы 
бронхопульмональные лимфоузлы с двух сторон, 

контуры четкие 
 Д. Увеличены, дифференцированы  
паратрахеальные  лимфоузлы с двух сторон. 
 
25.Рентгенологически определяемый уровень 
жидкости в туберкулезном инфильтрате является 
признаком _____________. 
 
26 Для очагового туберкулеза характерно наличие 
очагов диаметром до ________________ 
_________, расположенных на площади не более 
__________   ___________. 
 
27 При полном нарушении бронхиальной 
проводимости в легких возникает: 

A.

 

Гипервентиляция  

B.

 

Эмфизема 

C.

 

Ателектаз 

D.

 

Коллапс 

E.

 

Цирроз 

 
28 Иннактивация препаратов ГИНК осуществляется 
путем их _________ в ___________. 
 
29 К наиболее активным туберкулостатикам 
относятся __________ и __________. 
 
30 Больные с активным туберкулезом легких 
наблюдаются в: 

A.

 

III гр. ДУ 

B.

 

II гр. ДУ  

C.

 

1 гр. ДУ                

D.

 

0 гр. ДУ                     

Задача 1 

 Больной  34-х  лет.  Проживает  в    двухкомнатной 
коммунальной квартире в одной комнате с женой и 
сыном  4  лет.  Соседи  -    семья  пенсионеров  68  и  70 
лет.  Сын  больного  вакцинирован  в  роддоме. 
Результаты  туберкулиновых  проб  у  мальчика  в 
возрасте 1, 2, 3 и 4 лет соответственно - папулы 7, 5, 
3  и  9  мм  в  диаметре.  Проведено  обследование  в 
противотуберкулезном  диспансере  –  со  стороны 
основных  органов  и  систем  патологии  не 
обнаружено.  По  настоянию  фтизиопедиатра  отец 
ребенка 

обследован 

в 

противотуберкулезном 

диспансере. Выяснилось, что в течение последних 2 
лет  пациент  злоупотреблял  алкоголем.  Уволен  с 
работы  4  месяца  тому  назад  в  связи  с 
систематическим  употреблением  алкоголя.    В 
течение  последнего  года  похудел  на  10  кг, 
появились  слабость,  сильный  кашель  с  мокротой. 
При рентгенографии в верхней доле правого легкого 

выявлена  кольцевидная  тень  4х4  см.  Стенки 
кольцевидной  тени  средней  интенсивности,  2-3  мм 
шириной,  внутренние  и  наружные  контуры  четкие.  
В  окружающей  легочной  ткани  немногочисленные 
очаги  средней  интенсивности.    В  мокроте 
обнаружены  кислотоустойчивые  микобактерии  при 
исследовании 

методом 

люминесцентной 

микроскопии  при  культуральном    исследовании    –  
рост колоний  МБТ  2+. 
Задание: 
1. Определите форму туберкулеза у больного. 
2. Укажите факторы риска развития туберкулеза. 
3. Как выявлен  туберкулез – пассивно или активно, 
своевременно или  несвоевременно? 
4.Дайте 

объяснения 

динамике 

изменений 

чувствительности к туберкулину у сына больного. 
5. 

Определите 

группу 

очага 

инфекции 

и 

мероприятия в очаге. 
6.  Укажите  группу  диспансерного  наблюдения  для 
больного туберкулезом и его сына. 
7. 

Результатами  каких  исследований  будут 

определяться  группы  диспансерного  наблюдения 
для жены больного и соседей по квартире?   
 

Задача 2 

Больная  32-х  лет.  Проживает  с  дочерью  12  лет. 
Квартира  отдельная  двухкомнатная.  Четыре  года 
тому 

назад 

по 

обращаемости 

выявлен 

инфильтративный  туберкулез  верхней  доли  левого 
легкого  в  фазе  распада,  МБТ  +.    Лечилась  в 
стационарном  отделении  противотуберкулезного 
диспансера  6  месяцев,  затем  амбулаторно  под 
наблюдением  участкового  фтизиатра.  В  связи  и 
плохой  переносимостью  химиотерапии  и  частыми 
перерывами 

в  приеме 

противотуберкулезных 

препаратов  инволюция  туберкулезного  воспаления 
была  замедленной.  Продолжительность  основного 
курса  химиотерапии  составила  18  мес.  Получена 
положительная 

клинико-рентгенологическая 

динамика  с  закрытием  полости  распада  в  левом 
легком  и  развитием  фиброза  верхней  доли, 
прекращением  бактериовыделения.  В  дальнейшем 
проводились  повторные  противорецидивные  курсы 
химиотерапии. Периодически  - 1-2 раза в год зимой 
или 

весной, 

возникает 

 

усиление 

кашля, 

увеличивается 

количество 

слизисто-гнойной 

мокроты,  нарастает  одышка.    Хочет  устроиться  на 
работу нянечкой в детский сад. 
При 

обследовании 

в 

противотуберкулезном 

диспансере  рентгенологическая    картина  –  без 
отрицательной  динамики.  В  мокроте  методами 
люминесцентной  микроскопии  микобактерии  не 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     31      32      33      34     ..