Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 32

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     30      31      32      33     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 32

 

 

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или

используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу -

обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

  5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части.

  6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата

литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

 

 Подготовка к контрольной работе: самостоятельная внеаудиторная работа по повторению и закреплению

полученных навыков по темам пройденных занятий по основной и дополнительной учебной и учебно-методической

литературе, рекомендуемым интернет-ресурсам, лекционному материалу.

 

 Подготовка письменной работы (истории болезни): самостоятельно написание истории болезни выбранного

пациента с определенной нозологией. Основывается на самостоятельно работе с пациентом в отделении, сборе

анамнеза, данных осмотра (исходно и в динамике), оценки данных лабораторных, инструментальных,

рентгенологических методов исследования. Следует учитывать структуру истории болезни: данные пациента -

жалобы - анамнез заболевания - анамнез жизни - факторы риска и сопутствующие заболевания - данные

физикального осмотра - данные дополнительных методов обследования - диагноз (с обоснованием) -

рекомендуемый план дообследования и терапии.

 

 10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного

процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных

справочных систем (при необходимости) 

Освоение дисциплины "Фтизиатрия" предполагает использование следующего программного обеспечения и

информационно-справочных систем:
 
Операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian
Пакет офисного программного обеспечения Microsoft Office 2010 Professional Plus Russian
Браузер Mozilla Firefox
Браузер Google Chrome
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе

"Консультант студента", доступ к которой предоставлен обучающимся. Многопрофильный образовательный

ресурс "Консультант студента" является электронной библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ

через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых

договоров с правообладателями. Полностью соответствует требованиям федеральных государственных

образовательных стандартов высшего образования к комплектованию библиотек, в том числе электронных, в

части формирования фондов основной и дополнительной литературы.
 

 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного

процесса по дисциплине (модулю) 

Освоение дисциплины "Фтизиатрия" предполагает использование следующего материально-технического

обеспечения:
 
Мультимедийная аудитория, вместимостью более 60 человек. Мультимедийная аудитория состоит из

интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами

воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных

документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора,

автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны

преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с

техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон,

беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio, HDMI.

Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства

в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность

легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия,

презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной

для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в

процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным

доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное

обеспечение.
Компьютерный класс, представляющий собой рабочее место преподавателя и не менее 15 рабочих мест

студентов, включающих компьютерный стол, стул, персональный компьютер, лицензионное программное

обеспечение. Каждый компьютер имеет широкополосный доступ в сеть Интернет. Все компьютеры подключены к

корпоративной компьютерной сети КФУ и находятся в едином домене.
 

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 12. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья 

При необходимости в образовательном процессе применяются следующие методы и технологии, облегчающие

восприятие информации обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- создание текстовой версии любого нетекстового контента для его возможного преобразования в

альтернативные формы, удобные для различных пользователей;
- создание контента, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры,

предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть

доступность управления контентом с клавиатуры;
- создание возможностей для обучающихся воспринимать одну и ту же информацию из разных источников -

например, так, чтобы лица с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения -

аудиально;
- применение программных средств, обеспечивающих возможность освоения навыков и умений, формируемых

дисциплиной, за счёт альтернативных способов, в том числе виртуальных лабораторий и симуляционных

технологий;
- применение дистанционных образовательных технологий для передачи информации, организации различных

форм интерактивной контактной работы обучающегося с преподавателем, в том числе вебинаров, которые могут

быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников

дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ,

проведения тренингов, организации коллективной работы;
- применение дистанционных образовательных технологий для организации форм текущего и промежуточного

контроля;
- увеличение продолжительности сдачи обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями

здоровья форм промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности их сдачи:
- продолжительности сдачи зачёта или экзамена, проводимого в письменной форме, - не более чем на 90 минут;
- продолжительности подготовки обучающегося к ответу на зачёте или экзамене, проводимом в устной форме, - не

более чем на 20 минут;
- продолжительности выступления обучающегося при защите курсовой работы - не более чем на 15 минут.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебным планом по специальности: 31.05.01

"Лечебное дело" и специализации не предусмотрено .

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ФТИЗИАТРИЯ 

Блок 1. Вариативная часть (Б.1.В.1)

Программа

Основная профессиональная образовательная
программа высшего образования – 
программа подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре

Код и наименование укрупненной группы 
направления подготовки

31.00.00 Клиническая медицина 

Код и наименование направления 
подготовки

31.06.01 Клиническая медицина 

Наименование направленности 

Фтизиатрия

Форма обучения

очная 

Квалификация выпускника 

Исследователь. Преподаватель-
исследователь 

Индекс дисциплины

(Б.1.В.1)

Курс и семестр

Первый курс, первый семестр 

Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетных единиц

Продолжительность в часах

144

   в т.ч., 
 самостоятельная (внеаудиторная) работа, 
часов

36

Форма контроля

экзамен

Место   рабочей   программы   учебной   дисциплины   (модуля)  Фтизиатрия  в

структуре образовательной программы:

 учебная дисциплина «Фтизиатрия» относится к

вариативной части программы. Изучение дисциплины в высшем образовании (подготовка
научно-педагогических   кадров   в   аспирантуре)   переходит   на   новый   уровень   усвоения,
позволяющий   аспирантам   успешно   продолжать   обучение   и   осуществлять   научную   и
практическую   деятельность,   пользуясь   возможностью   применения   анализа   и   синтеза
знаний  в этой области  для  решения  сложных задач  выявления,  диагностики,  клиники,
лечения,   эпидемиологии   и   распространенности   среди   населения;   профилактики,
организации противотуберкулезных мероприятий и их эффективности.

Цель   программы:

  подготовить   квалифицированного   специалиста,   обладающего

системой   универсальных,   общепрофессиональных   и   профессиональных   компетенций,
способного и готового к самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской
деятельности по профилю «Фтизиатрия».

Задачи программы:

 

совершенствовать   базовые,   фундаментальные   медицинские   знания   и

специальные знания по дисциплине «Фтизиатрия»;

развивать   клиническое   мышление   и   владение   методами   диагностики   и

дифференциальной диагностики заболеваний, вызванных специфическим возбудителем -
микобактериями туберкулеза; 

сформировать   у   аспиранта   умения   в   освоении   новейших   технологий   и

методик в сфере профессиональных интересов в области «Фтизиатрия»; 

сформировать   у   аспиранта   достаточный   объем   знаний   о   современных

способах   организации   и   методах   проведения   научных   исследований   по  специальности
«Фтизиатрия»; 

сформировать   у   аспиранта   способность   к   междисциплинарному

взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе
решения научно-исследовательских и прикладных задач. 

Формируемые   компетенции:  

УК-1;   УК-2;   УК-3;   УК-4;   УК-5;   УК-6;   ОПК-1;   ОПК-2;

ОПК-3; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

ПМ. 02. ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 
1.1. Область применения программы 

Рабочая 

программа 

профессионального 

модуля 

является 

частью 

основной 

профессиональной  образовательной  программы    краевого  государственного  бюджетного 
образовательного  учреждения  среднего  профессионального  образования  «Ачинский 
медицинский  техникум»  по  специальности  060101  Лечебное  дело  в  части  освоения 
основного  вида  профессиональной  деятельности  (ВПД),  лечебной  деятельности,    и 
соответствующих профессиональных компетенций ОК(1-14) и ПК (2.1-2.8):  

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

 

С 

целью 

овладения 

указанным 

видом 

профессиональной 

деятельности 

и 

соответствующими  профессиональными  компетенциями  обучающийся  в  ходе  освоения 
профессионального модуля должен: 

иметь практический опыт: 

 

назначения лечения и определения тактики ведения пациента; 

 

выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий; 

 

организации  специализированного  ухода  за  пациентами  при  различной  патологии  с 
учетом возраста; 

 

оказания  медицинских  услуг  в  хирургии,  травматологии,  онкологии,  инфекционных 
болезнях  с  курсом  ВИЧ  -  инфекции  и  эпидемиологией,  неврологии,  психиатрии  с 
курсом наркологии, офтальмологии, дерматовенерологии, отоларингологии, гериатрии, 
фтизиатрии, клинической фармакологии  

уметь:     

 

 

проводить дифференциальную диагностику заболеваний; 

 

определять тактику ведения пациента; 

 

назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение; 

 

определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств; 

 

применять лекарственные средства пациентам различных возрастных групп; 

 

определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в 
лечебно- профилактическое учреждение; 

 

проводить лечебно - диагностические манипуляции; 

 

проводить контроль эффективности лечения; 

 

осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста, 

знать:    

 

принципы  лечения  и  ухода  в  хирургии,  травматологии,  онкологии,  инфекционных 

болезнях с курсом ВИЧ -инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом 
наркологии, 

офтальмологии, 

дерматовенерологии, 

отоларингологии, 

гериатрии, 

фтизиатрии, при осложненных заболеваниях; 

 

фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов; 

 

показания и противопоказания к применению лекарственных средств; 

 

побочные  действия,  характер  взаимодействия  лекарственных  препаратов  из 

однородных и различных лекарственных групп; 

 

особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп. 

1.3.

 

Рекомендуемое  

1.4.

 

количество  часов  на  освоение  программы  профессионального  модуля  ПМ.02. 
Лечебная деятельность 

всего – 969 часа, в том числе: 
 

 

 

 

 

теоретических  

 

– 252 часов 

 

 

 

 

 

практических   

 

– 394 часов 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа   – 323 часов 

 

МИНЗДРАВ РОССИИ 

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального 

образования 

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ» 

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

(ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России) 

 

 

 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

«ФТИЗИАТРИЯ»

 

 

Направление подготовки (специальность) 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 
 
Форма обучения – ОЧНАЯ

 

 
Срок освоения ООП – 6 ЛЕТ

 

 
Кафедра – Фтизиатрии 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ХАБАРОВСК, 2014 

 
 

1.  Перечень  планируемых  результатов  обучения  по  дисциплине, 

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной 
программы. 

В результате освоения ООП  обучающийся должен овладеть 

следующими результатами обучения по дисциплине, направленными на 
формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и 
профессиональных (ПК) компетенций: 

 

п/п

№ 

Номер

индекс 

компе

тенци

и 

Содержание 

компетенции (или ее 

части) 

В результате изучения учебной дисциплины 

обучающиеся должны: 

Знать 

Уметь 

Владеть 

1.

 

 

ОК-1 

Способность и готовность 
анализировать социально-
значимые проблемы и 
процессы, использовать 
на практике методы 
гуманитарных, 
естественнонаучных, 
медико-биологических и 
клинических наук в 
различных видах 
профессиональной и 
социальной деятельности. 

Заболевания, 
связанные с 
неблагоприят
ным 
воздействием 
климатичес 
ких и 
социальных 
факторов, 
социально 
значимые 
болезни, 
историю 
изучения 
заболеваний. 

Анализирова
ть социально 
значимые 
процессы в 
обществе и 
причины 
социально-
значимых 
болезней, 
выявлять 
данные 
заболевания, 
определять 
мероприятия 
для их  
уменьшения. 

Навыками 
практической 
работы по 
уменьшению 
социальных 
болезней, и 
факторов 
социальной 
среды, 
влияющих на 
развитие 
заболевания. 

2.

 

 

ПК-1 

Способность и готовность 
реализовать этические и 
деонтологические 
аспекты врачебной 
деятельности в общении с 
коллегами, средним и 
младшим медицинским 
персоналом, взрослым 
населением и 
подростками, их 
родителями и 
родственниками. 

Основные 
деонтологиче
ские правила 
и положения, 
регламентиру
ющие 
отношения 
врача с 
больным и 
коллегами. 

На практике 
реализовы 
вать 
деонтологиче
ские 
принципы во 
взаимоотнош
ениях врач-
больной, 
родственник
и, врач-
коллеги, 
младший 
персонал. 

Владеть 
основными 
деонтологическ
ими приемами 
работы с 
больными, 
отношениями с 
коллегами, с 
населением 
взрослыми 
подростками. 

3.

 

 

ПК-3 

Способность и готовность 
к формированию 
системного подхода к 
анализу медицинской 
информации, опираясь на 
всеобъемлющие 

Знать 
принципы 
системного 
подхода к 
анализу 
медицинской 

Анализиро 
вать 
информацию
, получаемую 
с различных 
медицинских 

Навыками 
оценки 
получаемой 
медицинской 
информации, 
использовать ее 

принципы доказательной 
медицины, основанной на 
поиске решений с 
использованием 
теоретических знаний и 
практических умений в 
целях совершенствования 
профессиональной 
деятельности  

информации, 
источники 
информации 
для 
применения 
доказательно
й медицины в 
своей 
практике. 

источников, 
уметь 
применить 
знания на 
практике, для 
усовершенст
вования 
своей 
деятельности

на практике, 
всесторонне 
применять 
систему 
доказательной 
медицины в 
своей 
профессиональ
ной 
деятельности. 

4.

 

1

5.

 

 

ПК-5 

Способность и готовность 
проводить и 
интерпретировать опрос, 
физикальный осмотр, 
клиническое 
обследование, результаты 
современных 
лабораторно-
инструментальных 
исследований, 
морфологического 
анализа биопсийного, 
операционного и 
секционного материала, 
написать медицинскую 
карту амбулаторного и 
стационарного больного. 

Клинику и 
лаборатоно-
интрументаль
ную  и 
лучевую 
диагностику 
основных 
форм 
туберкулеза. 

Анализирова
ть жалобы, 
анамнез 
болезни, 
лабораторны
е и 
инструмента
льные 
рентгенологи
ческие 
данные, 
получаемые 
от больного 
для 
определения 
у него 
заболевания 
внутренних 
органов. 

Владеть 
приемами 
осмотра, опроса 
больных с 
патологией 
внутренних 
органов, 
владеть 
навыками 
оценки и 
интерпретации 
лабораторных и 
инструментальн
ых, лучевых, 
данных, навык 
заполнения 
медицинских 
карт и историй 
болезни 
пациента. 

6.

 

 

ПК-11  Способность и готовность 

использовать методы 
оценки природных и 
медико-социальных 
факторов среды в 
развитии болезней у 
взрослого населения и 
подростков, проводить их 
коррекцию, осуществлять 
профилактические 
мероприятия по 
предупреждению 
инфекционных, 
паразитарных и 
неинфекционных 
болезней, проводить 
санитарно-
просветительную работу 
по гигиеническим 
вопросам 

Знать 
основные 
методы 
оценки 
природных и 
меди-ко-
социальных 
факторов 
среды в 
развитии 
болезней, 
профилактик
и и 
санитарной 
пропаганды  

Проводить 
анализ 
эффективнос
ти методов, 
применяемы
х для оценки 
медицинских
, социальных 
факторов 
развития и 
профилактик
и 
заболевания 

Методами, 
применяемыми 
для оценки 
медицинских, 
социальных 
факторов, 
природных, 
лежащих в 
основе развития 
и течения 
заболевания 

7.

 

 2 

8.

 

 

ПК-13  Способность и готовность 

организовать проведение 
туберкулинодиагностики 
и флюорографический 
осмотры взрослого 
населения и подростков, с 
целью раннего выявления 
туберкулеза, оценить их 
результаты, проводить 
отбор взрослого 
населения и подростков 
для наблюдения с учетом 
результатов массовой 
туберкулинодиагностики, 
оценить ее результаты. 

Знать 

основные 

методы 

раннего и 

своевременно

го выявления 

туберкулеза 

среди 

взрослого 

населения и 

подростков 

Интерпретир
овать 
результаты, 
полученные 
при 
использован
ии методов 
раннего и 
своевременн
ого 
выявления 
туберкулёза 
среди 
взрослого 
населения и 
подростков. 

Методами 
туберкулинодиа
гностики и 
лучевой 
диагностики 
туберкулезной 
инфекции. 
 

9.

 

 

ПК-17  Способность и готовность 

выявлять у пациентов 
основные патологические 
симптомы и синдромы 
туберкулеза и его форм, 
используя знания основ 
медико-биологических и 
клинических дисциплин с 
учетом законов течения 
патологии по органам, 
системам и организма в 
целом, анализировать 
закономерности 
функционирования 
различных органов и 
систем при различных 
заболеваниях и 
патологических 
процессах, использовать 
алгоритм постановки 
диагноза (основного, 
сопутствующего, 
осложнений) с учетом 
Международной 
статистической 
классификацией болезней 
и проблем, связанных со 
здоровьем (МКБ), 
выполнять основные 
диагностические 
мероприятия по 
выявлению неотложных и 
угрожающих жизни 
состояний. 

Патогенез, 
основные 
симптомы и 
синдромы 
туберкулеза и 
его форм, 
современную 
классификац
ию 
туберкулеза. 
Клиническую 
картину, 
особенности 
течения и 
возможные 
осложнения 
наиболее 
распростране
нных его 
форм. 
Современные 
методы 
клинического

лабораторног
о, 
инструментал
ьного 
обследования 
больных

 

(

включая 

эндоскопичес
кие, СКТ, 
МРТ, 
рентгенологи

Применить 
знания 
основных 
симптомов и 
синдромов 
туберкулеза 
на практике 
для 
диагностики 
его форм, 
классификац
ии их по 
системе 
МКБ. 
Поставить 
предваритель
ный диагноз 
– на основе 
анализа 
информации 
о пациенте с 
целью 
определения 
форм 
туберкулеза, 
наметить 
объем 
дополнитель
ных 
исследовани
й с целью 
направления  
больного на 
консультаци
ю к 

Выявлять у 
пациентов 
основные 
патологические 
симптомы и 
синдромы 
туберкулеза. 
Реализовать 
алгоритм 
обследования 
больного при 
подозрении у 
него 
туберкулеза для 
направления на 
консультацию к 
фтизиатру. 
Выполнять 
мероприятия по 
оказанию 
помощи при 
неотложных 
состояниях. 
Выбор режима 
химиотерапии 
при 
туберкулезе. 

ческие 
методы, 
ультразвуков
ую 
диагностику). 
Основные 
неотложные 
и 
угрожающие 
состояния в 
клинике 
туберкулеза. 

фтизиатру. 

10.

 

 2 

11.

 

 

ПК-21  Способность и готовность 

осуществлять взрослому 
населению и подросткам 
первую врачебную 
помощь в случае 
возникновения 
неотложных и 
угрожающих жизни 
состояний, в 
экстремальных условиях 
эпидемий, в очагах 
массового поражения, 
проводить 
госпитализацию больных 
в плановом и экстренном 
порядке, проводить 
лечебно-эвакуационные 
мероприятия в условиях 
чрезвычайной ситуации 

Принципы 
оказания 
первой, 
неотложной 
помощи 
взрослому 
населению и 
подросткам. 
Клинику 
неотложных 
состояний, 
возникающих 
осложненном 
течении 
туберкулеза. 
Знать 
показания к 
экстренной и 
плановой 
госпитализац
ии. 

Уметь 
диагностиров
ать и 
назначить 
адекватную 
помощь и  
лечение при 
неотложных 
ситуациях и 
синдромах 
взрослому 
населению и 
подросткам в 
клинике 
туберкулеза 
(легочного 
кровотечения 
и СП, 
менингеальн
ом 
синдроме). 

Навыками по 
осуществлению 
первой 
врачебной 
помощи в 
случае 
возникновения 
неотложных и 
угрожающих 
жизни 
состояний, в 
клинике 
туберкулеза, по  
проведению 
госпитализации 
больных в 
плановом и 
экстренном 
порядке. 

12.

 

 

ПК-27  Способность и готовность 

использовать 
нормативную 
документацию, принятую 
в здравоохранении 
(законы Российской 
Федерации, технические 
регламенты, 
международные и 
национальные стандарты, 
приказы, рекомендации, 
терминологию, 
международные системы 
единиц (СИ), 
действующие 
международные 
классификации), а также 
документацию для 

Знать 
нормативную 
документаци
ю, 
регламентиру
ющую 
противотубер
кулезную 
помощь 
населению 
РФ и 
Хабаровского 
края. 

Применить 
на практике 
знание 
законов, 
рекомендаци
й 
медицинских 
сообществ 
для 
повышения 
эффективнос
ти лечения и 
профилактик
и 
туберкулеза 
среди 
населения 
РФ и 

Навыками 
работы с 
медицинской 
правовой 
документацией, 
рекомендациям
и по 
диагностике и 
лечению и 
профилактике 
туберкулеза с 
целью 
улучшения 
эпидемической 
ситуации. 

оценки качества и 
эффективности работы 
медицинских 
организаций. 

Хабаровског
о края. 

13.

 

 2 

14.

 

 

10 

ПК-31  Способность и готовность 

изучать научно-
медицинскую 
информацию, 
отечественный и 
зарубежный опыт по 
тематике исследования  

Изучать 
специальную 
литературу и 
другую 
научно-
техническую 
информацию 
о 
достижениях 
медицинской 
науки и 
техники в 
области 
фтизиатрии 

Участвовать 
в проведении 
научных 
исследовани
й. 

Навыками 
научного 
исследования, 
методиками 
научной 
работы, 
статистическим
и расчетами. 
Навыками 
работы с 
больными при 
научных 
исследованиях. 

15.

 

 

11 

ПК-32  Способность и готовность 

к участию в освоении 
современных 
теоретических и 
экспериментальных 
методов исследования с 
целью создания новых 
перспективных средств, в 
организации работ по 
практическому 
использованию и 
внедрению результатов 
исследований 

Принципы и 
правила 
проведения 
научных 
исследований
, источники 
научно-
медицинской 
информации. 

Проводить 
научный 
поиск, 
планировани
е научно-
исследовател
ьской 
работы, 
написать 
аннотацию 
работы, ее 
защищать в 
научном 
обществе. 

Готовить 
реферат по теме 
исследования. 
Выступить с 
сообщением в 
группе, и с 
докладом на 
конференции. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 

Учебная 

дисциплина 

«Фтизиатрия» 

относится 

к 

циклу 

профессиональных  дисциплин  (С.3).  Преподавание  данной  дисциплины 
направлено  на  формирование  у  студентов  знаний,  умений  и  основных 
навыков по фтизиатрии, с учетом будущей их деятельности.

 

 Для  изучения  данной  учебной  дисциплины  необходимы  следующие 

знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

:

 

 
Анатомия: 
Знания:  анатомического  строения  внутренних  органов  человека,  их 

взаимосвязей. 

Умения:  сопоставить  развитие,  строение  и  функцию  органов  и  систем; 

пальпировать  на  человеке  основные  костные  ориентиры,  обрисовать 
топографические  контуры  органов  и  основных  сосудистых  и  нервных 
стволов. 

Навыки:

 

определить и верифицировать органы и ткани 

 
Микробиология, вирусология:

 

Знания:  морфологии  микроорганизма,  иммунологию  ГЗТ,  методы  их 

определения. 

Умения: сопоставить виды микобактерий туберкулеза, их патогенность и 

вирулентность,  особенности  формирования  различных  иммунологических 
реакций при туберкулезе. 

Навыки: определять наличие микобактерий в патологическом материале 

в  зависимости  от  видов  бактериологического  обследования,  напряженность 
специфического иммунитета. 

 
Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия: 
Знания:  патогенеза,  морфогенеза,  патоморфоза  туберкулеза,  принципы 

его классификации. 

Умения:  верифицировать  структурные  основы  туберкулеза,  определять 

основные  механизмы  развития  и  исходов  специфического  патологического 
процесса, нарушений функций органов и систем. 

Навыки:  сопоставления  морфологических  и  клинических  проявлений 

туберкулеза. 

 
Фармакология: 
Знания:  классификации  противотуберкулезных  лекарственных  средств, 

фармакодинамики  и  фармакокинетики,  показаний  и  противопоказаний  к 
применению, побочные эффекты. 

Умения: 

анализировать 

действие 

лекарственных 

средств 

по 

совокупности  их  фармакологических  свойств  и  возможность  их 
использования в лечении. 

Навыки:  применения  лекарственных  средств  при  лечении  и 

профилактики туберкулезной инфекции. 

 
Гигиена: 
Знания:  заболевания,  связанные  с  неблагоприятным  воздействием 

климатических  и  социальных  факторов;  гигиенические  аспекты  питания, 
гигиену  медицинских  организаций,  гигиенические  проблемы  медико-
санитарной  помощи  работающему  населению;  основы  профилактической 
медицины,  

Умения: выполнять профилактические, гигиенические и 

противоэпидемические мероприятия; проводить экологическую экспертизу и 
экологическое прогнозирование деятельности человека. 

Навыки: организации профилактических мероприятий, направленных на 

укрепление здоровья населения и защиту его от туберкулезной инфекции. 

 
Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика: 
Знания:  семиотики  и  пропедевтики  заболеваний  терапевтического 

профиля,  клинико-лучевых  синдромов,  методов  лучевой  диагностики 
внутренних органов. 

Умения: выявлять важнейшие симптомы и синдромы, в т.ч. полученные 

при лучевой диагностике. 

Навыки:

 

работы  с  больными  по  выявлению  основных  симптомов 

заболеваний внутренних органов, в т.ч. и при лучевой диагностике. 

 
Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия: 
Знания:  симптомокомплексов  поражения  ЦНС,  дифференциально-

диагностических признаков. 

Умения:  выявлять,  сопоставлять  и  анализировать  симптомокомплексов 

при различных поражениях ЦНС. 

Навыки: применять методы обследования и диагностики при подозрении 

на туберкулезную инфекцию. 

 
Инфекционные болезни: 
Знания:  проявления  и  диагностики  гепатитов,  ВИЧ-инфекции, 

менингококковой инфекции. 

Умения:  выявлять,  сопоставлять  и  анализировать  симптомологию 

различных форм гепатитов, ВИЧ, и менингококковой инфекции. 

Навыки: целенаправленного сбора анамнеза и назначения обследования 

больного 

с 

целью 

этиологической 

(туберкулезной) 

верификации 

сопутствующего или основного заболевания. 
 

Поликлиническая терапия: 
Знания:  методов  выявления  больных  туберкулезом,  роль  ОЛС  в 

своевременном  выявлении  больных  туберкулезом,  клинические  симптомы 
при подозрении на туберкулезную инфекцию. 

Умения:  выявлять,  сопоставлять  и  анализировать  симптомологию 

туберкулезной 

инфекции, 

анализировать 

результаты 

скрининговых 

исследований на туберкулез. 

Навыки: формировать группы риска по туберкулезу среди контингентов 

населения,  назначать  дополнительное  обследование  при  подозрении  на 
туберкулез,  проводить  профилактические  мероприятия,  контролировать 
амбулаторное  лечение  больного  по  согласованию  с  противотуберкулезной 
службой. 

 
Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: 
Знания:  Социально-экономических  аспектов  туберкулеза,  их  роль  и 

значение  в  возникновении  и  распространенности  туберкулезной  инфекции, 
методы планирования мероприятий по улучшению эпидемической ситуации.  

Умения:  анализировать  эпидемиологические  показатели  туберкулезной 

инфекции в зависимости от социально-экономической характеристики, как в 
целом по России, Хабаровском крае, так и в конкретных ситуациях. 

Навыки:  применять  методы  планирования  противотуберкулезных 

мероприятий с целью улучшения эпидемической ситуации. 

 

 

3.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы: 

 

Вид учебной работы 

Всего 

часов/ 

зачетных 

единиц 

Семестр 

№ 12 

часов 

Контактная

*

 работа обучающихся с преподавателем 

(по видам учебных занятий) (всего), в том числе

 

96/5 

96 

Аудиторные занятия (всего)

, в том числе:

 

96/5 

96 

Лекции (Л) 

28 

28 

Клинические практические занятия (КПЗ) 

68 

68 

Семинары (С) 

Лабораторные работы (ЛР) 

Самостоятельная работа студента (СРС)

, в том 

числе:

 

48/1,3 

48 

История болезни (ИБ) 

Подготовка к занятиям (ПЗ) 

30 

30 

Подготовка к текущему контролю (ПТК) 

12 

12 

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

 

Вид промежуточной 
аттестации  

зачет (З)  

 

 

экзамен (Э)

 

36 

Э 

ИТОГО: Общая трудоемкость 

час. 

180 

180 

ЗЕТ 

 

4.

 

Содержание дисциплины 

 

4.1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть 
освоены при их изучении: 

П/№ 

№ 

компете

нции

 

Наименование раздела учебной 

дисциплины

 

Содержание раздела в дидактических 

единицах (темы разделов)

 

1.

 

 

ОК-1 
ПК-1 
ПК-3 

ПК-11 
ПК-17 
ПК-21 

Введение в туберкулез. 
Возбудитель туберкулеза. 
Патоморфология и патоморфоз 
туберкулезной инфекции. 
Обследование больного 
туберкулезом. 

1.

 

Место 

фтизиатрии 

среди 

клинических дисциплин 

2.

 

История фтизиатрии и кафедры 

3.

 

Санитарно-эпидемиологический 
режим в клинике туберкулеза 

4.

 

Основы 

деонтологии 

во 

фтизиатрии.  

5.

 

Методики 

клинического, 

лабораторного 

обследования 

больного туберкулезом 

6.

 

Клинико-рентгенологические 
синдромы 

во 

фтизиопульмонологии 

7.

 

Принципы 

построения 

классификации туберкулеза.  

8.

 

Клинико-ренгенморфологические 
нозологические 

единицы 

туберкулеза 

9.

 

Схема 

написания 

истории 

болезни. 

2.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Иммуногенез при туберкулезной 
инфекции 

1.

 

Специфическая чувствительность 

при туберкулезе, массовая 
туберкулинодиагностика. 

2.

 

Методы и техника постановки пробы 

Манту, диаскин-теста, оценка 
результатов.  

3.

 

Противотуберкулезная вакцинация 

БЦЖ и БЦЖ-М, ревакцинация, 
противопоказания. 

4.

 

Возможные осложнения, тактика 

ведения 

3.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Первичный туберкулез 

1.

 

Особенности иммуногенеза, 

морфологии и клиники.  

2.

 

Осложненный и неосложненный 

вариант течения.  

3.

 

Дифференциально-диагностический 

алгоритм туберкулезных гилитов и 
неспецифических бактериально-
вирусных поражений. 

4.

 

Инфильтративная и туморозная 

форма туберкулеза ВГЛУ, особенности 
течения и диагностики 

5.

 

Саркоидоз. 

6.

 

Дифференциальная диагностика 

внутригрудных нодулопатий при 
туберкулезе. 

7.

 

Плевральные выпоты (ПВ) при 

туберкулезной инфекции. 

8.

 

Дифференциально-диагностический 

алгоритм ПВ, тактика ведения. 

9.

 

Туберкулез у малочисленных 

народностей Хабаровского края. 

4.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Диссеминированный туберкулез 

1.

 

Особенности диагностики, клиники, 

лечения и прогноза.  

2.

 

Клинико-рентгенморфологичкские 

варианты острого, подострого и 
хронически текущего ДТЛ.  

3.

 

Дифференциально-диагностический 

алгоритм при ДТЛ. 

4.

 

Туберкулез ЦНС. 

5.

 

Диагностика, прогноз течения 

заболевания в зависимости от 

своевременности постановки диагноза 
и начала лечения.  

6.

 

Внелегочные формы туберкулеза 

5.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Очаговый (ОТЛ) и 
инфильтративный туберкулез 
легких (ИТЛ). Туберкулемы. 

1.

 

Очаговый (ОТЛ) и инфильтративный 

туберкулез легких (ИТЛ). 

2.

 

 Клинико-рентгенологические 

варианты.  

3.

 

Особенности течения. 

Дифференциальная диагностика 
синдромов инфильтрации и округлой 
тени.  

4.

 

Туберкулема легких.  

5.

 

Прогноз, исходы. 

6.

 

Дифференциальная диагностика 

туберкулем 

6.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Деструктивные формы 
туберкулеза легких. 

1.

 

Механизмы и причины 

прогрессирования легочных форм 
туберкулеза. 

2.

 

Клинико-рентгенологические 

варианты казеозной пневмонии (КП). 

3.

 

Кавернозный и фиброзно-

кавернозный туберкулез легких. 
Варианты. 

4.

 

Дифференциальная диагностика 

деструктивных пневмонитов. 

5.

 

Осложнения туберкулеза легких. 

Клиника, диагностика и оказание 
неотложной помощи при легочных 
кровотечениях и спонтанном 
пневмотораксе 

7.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

Лечение больных туберкулезом. 

1.

 

Принципы и методы лечения 
больных туберкулезом.  

2.

 

Этиотропная и патогенетическая 
терапия.  

3.

 

Стандарты протоколов лечения 
больных туберкулезом. 

4.

 

Побочные проявления 
противотуберкулезной 
химиотерапии, их устранение.  

5.

 

Обоснование амбулаторного 
режима терапии. 

8.

 

 

ОК-1 
ПК-3 
ПК-5 

ПК-11 
ПК-13 
ПК-17 
ПК-21 
ПК-27 
ПК-31 
ПК-32 

 

Порядок оказания медицинской 
помощи больным туберкулезом. 

1.

 

Противотуберкулезный диспансер, 

противотуберкулезный кабинет, 
задачи и организация работы. 

2.

 

 Своевременное и раннее 

выявление туберкулеза. 

3.

 

Работа в очаге туберкулезной 

инфекции, составление карты очага и 
плана мероприятий по его 
оздоровлению. 

4.

 

Группировки  контингентов. 

5.

 

Организация наблюдения, тактика 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..