Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 31

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     29      30      31      32     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 31

 

 

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 5 из 22.

Готовность к ведению медицинской документации
Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных

понятий и методов при решении профессиональных задач
Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при

решении профессиональных задач
Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в

организме человека для решения профессиональных задач
Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи
Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и

укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение

возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их

возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека

факторов среды его обитания
Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и

осуществлению диспансерного наблюдения
Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных,

инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или

установления факта наличия или отсутствия заболевания
Способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов

заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией

болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра
Готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении

медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека
Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами
Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях

и условиях дневного стационара
Готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении

хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной

медицинской помощи
Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного

медицинского вмешательства
Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной,

немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и

санаторно-курортном лечении
Готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков

здорового образа жизни
Готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной

медицины
Способность к участию в проведении научных исследований
Готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан
 

 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего

образования 

Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.Б.60 Дисциплины (модули)" основной профессиональной

образовательной программы 31.05.01 "Лечебное дело (не предусмотрено)" и относится к базовой

(общепрофессиональной) части. Осваивается на 5 курсе, в 9 семестре.
 

 3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на

контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную

работу обучающихся 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных(ые) единиц(ы), 108 часа(ов).
Контактная работа - 64 часа(ов), в том числе лекции - 16 часа(ов), практические занятия - 0 часа(ов),

лабораторные работы - 48 часа(ов), контроль самостоятельной работы - 0 часа(ов).
Самостоятельная работа - 26 часа (ов).
Контроль (зачёт / экзамен) - 18 часа(ов).
Форма промежуточного контроля дисциплины: экзамен в 9 семестре.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 6 из 22.

 

 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на

них количества академических часов и видов учебных занятий 
4.1 Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплине/ модулю

N

Раздел

дисциплины/

модуля

Семестр

Виды и часы

контактной работы,

их трудоемкость

(в часах)

Самостоятельная

работа

ЛекцииПрактические

занятия

Лабораторные

работы

1.

Тема 1. Общие сведения о

туберкулезе. Этиология, патогенез

и патоморфология туберкулеза.

Иммунитет и аллергия при

туберкулезе.

9

2

0

6

2

2. Тема 2. Выявление и диагностика

туберкулеза органов дыхания.

9

2

0

8

4

3. Тема 3. Итоговое контрольное

занятие по темам 1-2.

9

0

0

2

2

4. Тема 4. Клинические формы

туберкулеза органов дыхания.

9

4

0

12

8

5.

Тема 5. Внелегочные формы

туберкулеза. Особенности течения

туберкулеза у особых категорий

пациентов.

9

6

0

4

2

6. Тема 6. Итоговое контрольное

занятие по темам 4-5.

9

0

0

2

2

7. Тема 7. Лечение туберкулеза.

9

2

0

4

2

8.

Тема 8. Профилактика

туберкулеза.

Противотуберкулезная служба.

9

0

0

4

2

9. Тема 9. Итоговое контрольное

занятие по темам 7-8.

9

0

0

2

2

10.

Тема 10. Курация больного.

Написание экзаменационной

истории болезни

9

0

0

4

0

  Итого

 

16

0

48

26

4.2 Содержание дисциплины
Тема 1. Общие сведения о туберкулезе. Этиология, патогенез и патоморфология туберкулеза. Иммунитет

и аллергия при туберкулезе.

Исторические аспекты фтизиатрии. Туберкулез как глобальная проблема: значение Всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ) в борьбе с туберкулезом. Фонд Белой ромашки - российская общественная организация

по борьбе с туберкулезом. Эпидемиология туберкулеза в мире, Российской Федерации (РФ) и в Республике

Татарстан (РТ). Возбудитель туберкулеза ? особенности микробиологии и основные свойства. Патогенез

первичного заражения и клинически выраженного туберкулеза. Патоморфологические особенности

туберкулезного воспаления в органах и тканях.

Тема 2. Выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания.

Клинические проявления туберкулеза органов дыхания у детей и взрослых. Выявление случаев туберкулеза в

клинической практике врача. Микробиологическая диагностика туберкулеза. Лабораторная диагностика

туберкулеза. Туберкулинодиагностика - тесты для выявления специфической сенсибилизации организма

человека к МБТ. Массовая и индивидуальная туберкулинодиагностика. Вираж туберкулиновых проб - значение,

выявление, тактика врача. Лучевая диагностика туберкулеза: цифровая флюорография - скрининговый метод

выявления туберкулеза органов дыхания у взрослых

Тема 3. Итоговое контрольное занятие по темам 1-2.

Проверка знаний и практических умений по темам 1-2 (контрольная работа).

Тема 4. Клинические формы туберкулеза органов дыхания.

Классификация и клинические формы первичного туберкулеза: туберкулезная интоксикация, туберкулез

внутригрудных лимфатических узлов (ТВГЛУ), первичный туберкулезный комплекс (ПТК). Диссеминированный

туберкулез (острый, подострый, хронический). Классификация и клинические формы вторичного туберкулеза:

очаговый туберкулез, инфильтративный туберкулез, казеозная пневмония, туберкулема, кавернозный

туберкулез, фиброзно-кавернозный туберкулез, цирротический туберкулез.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 7 из 22.

Тема 5. Внелегочные формы туберкулеза. Особенности течения туберкулеза у особых категорий

пациентов.

Туберкулез центральной нервной системы - менингит, туберкулема мозга. Костно-суставной туберкулез.

Туберкулез почек, мочевыводящих путей, мужских и женских половых органов. Туберкулез желудочно-кишечного

тракта - перитонит, мезаденит. Туберкулез кожи и подкожно-жировой клетчатки. Туберкулез периферических

лимфатических узлов. Туберкулез глаз. Туберкулез ЛОР-органов.

Тема 6. Итоговое контрольное занятие по темам 4-5.

Проверка знаний и практических умений по темам 4-5 (контрольная работа).

Тема 7. Лечение туберкулеза.

Химиотерапия - основа лечения туберкулеза. Исторические аспекты. Классификация противотуберкулезных

препаратов. Режимы химиотерапии туберкулеза. Лекарственная устойчивость МБТ.

Тема 8. Профилактика туберкулеза. Противотуберкулезная служба.

Туберкулез - социально опосредованное заболевание. Роль социальных стратегий ВОЗ в борьбе с туберкулезом.

Стратегия "Остановить туберкулез" (Stop TB). Социальная защита больных туберкулезом. Организация

противотуберкулезной службы в РФ и РТ.

Тема 9. Итоговое контрольное занятие по темам 7-8.

Проверка знаний и практических умений по темам 7-8 (контрольная работа).

Тема 10. Курация больного. Написание экзаменационной истории болезни

Курация больного туберкулезом с последующим написанием истории болезни с обоснованием диагноза и

разбором патогенеза выявленных симптомов.
 

 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по

дисциплине (модулю) 

Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя,

но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на

аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся

включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем

(разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и

конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление

знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.
Организация самостоятельной работы обучающихся регламентируется нормативными документами,

учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами, включая:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего

образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 года N301).
Письмо Министерства образования Российской Федерации N14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г. "Об

активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений"
Положение от 24 декабря 2015 г. � 0.1.1.67-06/265/15 "О порядке проведения текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет""
Положение N 0.1.1.67-06/241/15 от 14 декабря 2015 г. "О формировании фонда оценочных средств для

проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный

университет""
Положение N 0.1.1.56-06/54/11 от 26 октября 2011 г. "Об электронных образовательных ресурсах федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет""
Регламент N 0.1.1.67-06/66/16 от 30 марта 2016 г. "Разработки, регистрации, подготовки к использованию в

учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский

(Приволжский) федеральный университет""
Регламент N 0.1.1.67-06/11/16 от 25 января 2016 г. "О балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в

федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский

(Приволжский) федеральный университет""
Регламент N 0.1.1.67-06/91/13 от 21 июня 2013 г. "О порядке разработки и выпуска учебных изданий в

федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального

образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет""
 

 6. Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю) 
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной

программы и форм контроля их освоения

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 8 из 22.

Этап Форма контроля

Оцениваемые

компетенции

Темы (разделы) дисциплины

Этап Форма контроля

Оцениваемые

компетенции

Темы (разделы) дисциплины

Семестр 9

 

Текущий контроль

 

 

1 Контрольная

работа

ОК-5 , ОК-8 , ОПК-1 ,

ПК-1 , ПК-2 , ОПК-2 ,

ОК-1

3. Итоговое контрольное занятие по темам 1-2.

6. Итоговое контрольное занятие по темам 4-5.

9. Итоговое контрольное занятие по темам 7-8.

2 Письменная работа ПК-9 , ПК-14 , ПК-11 ,

ПК-10 , ОПК-6

10. Курация больного. Написание экзаменационной истории

болезни

3 Тестирование

ОПК-1 , ОПК-9 , ОПК-8 ,

ОПК-7 , ОПК-5 , ОПК-4 ,

ОПК-2 , ОК-8 , ОК-5 ,

ОК-1

1. Общие сведения о туберкулезе. Этиология, патогенез и

патоморфология туберкулеза. Иммунитет и аллергия при

туберкулезе.

2. Выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания.

4 Устный опрос

ПК-9 , ПК-8 , ПК-7 , ПК-6

, ПК-5 , ПК-4 , ПК-3 ,

ПК-2 , ПК-17 , ПК-16 ,

ПК-15 , ПК-14 , ПК-11 ,

ПК-10 , ПК-1 , ОПК-11 ,

ОПК-9 , ОПК-8 , ОПК-7 ,

ОПК-5 , ОПК-4 , ОПК-2 ,

ОПК-1

2. Выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания.

4. Клинические формы туберкулеза органов дыхания.

7. Лечение туберкулеза.

8. Профилактика туберкулеза. Противотуберкулезная служба.

5 Реферат

ПК-22 , ПК-21 , ПК-20

5. Внелегочные формы туберкулеза. Особенности течения

туберкулеза у особых категорий пациентов.

6

Проверка

практических

навыков

ПК-9 , ПК-8 , ПК-7 , ПК-5

, ПК-6

10. Курация больного. Написание экзаменационной истории

болезни

 

 Экзамен 

ОК-1, ОК-5, ОК-8,

ОПК-1, ОПК-11, ОПК-2,

ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6,

ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9,

ПК-1, ПК-10, ПК-11,

ПК-14, ПК-15, ПК-16,

ПК-17, ПК-2, ПК-20,

ПК-21, ПК-22, ПК-3,

ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7,

ПК-8, ПК-9

 

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования,

описание шкал оценивания

Форма

контроля

Критерии

оценивания

Этап

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неуд.

Семестр 9
Текущий контроль

Контрольная

работа

Правильно выполнены

все задания.

Продемонстрирован

высокий уровень

владения материалом.

Проявлены

превосходные

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Правильно выполнена

большая часть

заданий.

Присутствуют

незначительные

ошибки.

Продемонстрирован

хороший уровень

владения материалом.

Проявлены средние

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Задания выполнены

более чем наполовину.

Присутствуют

серьёзные ошибки.

Продемонстрирован

удовлетворительный

уровень владения

материалом.

Проявлены низкие

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Задания выполнены

менее чем наполовину.

Продемонстрирован

неудовлетворительный

уровень владения

материалом.

Проявлены

недостаточные

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

1

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 9 из 22.

Форма

контроля

Критерии

оценивания

Этап

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неуд.

Письменная

работа

Правильно выполнены

все задания.

Продемонстрирован

высокий уровень

владения материалом.

Проявлены

превосходные

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Правильно выполнена

большая часть

заданий.

Присутствуют

незначительные

ошибки.

Продемонстрирован

хороший уровень

владения материалом.

Проявлены средние

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Задания выполнены

более чем наполовину.

Присутствуют

серьёзные ошибки.

Продемонстрирован

удовлетворительный

уровень владения

материалом.

Проявлены низкие

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

Задания выполнены

менее чем наполовину.

Продемонстрирован

неудовлетворительный

уровень владения

материалом.

Проявлены

недостаточные

способности

применять знания и

умения к выполнению

конкретных заданий.

2

Тестирование 86% правильных

ответов и более.

От 71% до 85 %

правильных ответов.

От 56% до 70%

правильных ответов.

55% правильных

ответов и менее.

3

Устный опрос В ответе качественно

раскрыто содержание

темы. Ответ хорошо

структурирован.

Прекрасно освоен

понятийный аппарат.

Продемонстрирован

высокий уровень

понимания материала.

Превосходное умение

формулировать свои

мысли, обсуждать

дискуссионные

положения.

Основные вопросы

темы раскрыты.

Структура ответа в

целом адекватна теме.

Хорошо освоен

понятийный аппарат.

Продемонстрирован

хороший уровень

понимания материала.

Хорошее умение

формулировать свои

мысли, обсуждать

дискуссионные

положения.

Тема частично

раскрыта. Ответ слабо

структурирован.

Понятийный аппарат

освоен частично.

Понимание отдельных

положений из

материала по теме.

Удовлетворительное

умение

формулировать свои

мысли, обсуждать

дискуссионные

положения.

Тема не раскрыта.

Понятийный аппарат

освоен

неудовлетворительно.

Понимание материала

фрагментарное или

отсутствует. Неумение

формулировать свои

мысли, обсуждать

дискуссионные

положения.

4

Реферат

Тема раскрыта

полностью.

Продемонстрировано

превосходное

владение материалом.

Использованы

надлежащие

источники в нужном

количестве. Структура

работы соответствует

поставленным

задачам. Степень

самостоятельности

работы высокая.

Тема в основном

раскрыта.

Продемонстрировано

хорошее владение

материалом.

Использованы

надлежащие

источники. Структура

работы в основном

соответствует

поставленным

задачам. Степень

самостоятельности

работы средняя.

Тема раскрыта слабо.

Продемонстрировано

удовлетворительное

владение материалом.

Использованные

источники и структура

работы частично

соответствуют

поставленным

задачам. Степень

самостоятельности

работы низкая.

Тема не раскрыта.

Продемонстрировано

неудовлетворительное

владение материалом.

Использованные

источники

недостаточны.

Структура работы не

соответствует

поставленным

задачам. Работа

несамостоятельна.

5

Проверка

практических

навыков

Продемонстрирован

высокий уровень

освоения навыков,

достаточный для

успешного решения

задач

профессиональной

деятельности.

Продемонстрирован

хороший уровень

освоения навыков,

достаточный для

решения большей

части задач

профессиональной

деятельности.

Продемонстрирован

удовлетворительный

уровень освоения

навыков, достаточный

для решения

отдельных задач

профессиональной

деятельности.

Продемонстрирован

неудовлетворительный

уровень освоения

навыков,

недостаточный для

решения задач

профессиональной

деятельности.

6

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 10 из 22.

Форма

контроля

Критерии

оценивания

Этап

Отлично

Хорошо

Удовл.

Неуд.

Экзамен

Обучающийся

обнаружил

всестороннее,

систематическое и

глубокое знание

учебно-программного

материала, умение

свободно выполнять

задания,

предусмотренные

программой, усвоил

основную литературу и

знаком с

дополнительной

литературой,

рекомендованной

программой

дисциплины, усвоил

взаимосвязь основных

понятий дисциплины в

их значении для

приобретаемой

профессии, проявил

творческие

способности в

понимании, изложении

и использовании

учебно-программного

материала.

Обучающийся

обнаружил полное

знание

учебно-программного

материала, успешно

выполнил

предусмотренные

программой задания,

усвоил основную

литературу,

рекомендованную

программой

дисциплины, показал

систематический

характер знаний по

дисциплине и

способен к их

самостоятельному

пополнению и

обновлению в ходе

дальнейшей учебной

работы и

профессиональной

деятельности.

Обучающийся

обнаружил знание

основного

учебно-программного

материала в объеме,

необходимом для

дальнейшей учебы и

предстоящей работы

по профессии,

справился с

выполнением заданий,

предусмотренных

программой, знаком с

основной литературой,

рекомендованной

программой

дисциплины, допустил

погрешности в ответе

на экзамене и при

выполнении

экзаменационных

заданий, но обладает

необходимыми

знаниями для их

устранения под

руководством

преподавателя.

Обучающийся

обнаружил

значительные пробелы

в знаниях основного

учебно-программного

материала, допустил

принципиальные

ошибки в выполнении

предусмотренных

программой заданий и

не способен

продолжить обучение

или приступить по

окончании

университета к

профессиональной

деятельности без

дополнительных

занятий по

соответствующей

дисциплине.

 

6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений,

навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе

освоения образовательной программы

Семестр 9

Текущий контроль

 1. Контрольная работа

Темы 3, 6, 9

Контрольная работа �1

1. Микобактерии туберкулеза - микробиология, основные методы выявления.

2. Патогенез первичного инфицирования.

3. Иммунитет при туберкулезе.

4. Вакцинация и ревакцинация БЦЖ-М - показания, противопоказания, техника, осложнения.

5. Массовая туберкулинодиагностика - показания, противопоказания, методики.

6. Оценка результатов пробы Манту с 2 ТЕ ППДЛ

7. Вираж туберкулиновых проб. Тактика врача общей практики и фтизиатра при выявлении виража.

8. Флюорография. Показания. Сроки обследования населения и декретированных контингентов.

9. Люминесцентная микроскопия.

10. Бактериологическая диагностика туберкулеза. Современные ускоренные методы диагностики.

11. Особенности сбора анамнеза при подозрении на туберкулез.

12. Групп риска по заболеванию туберкулезом среди детей и взрослых.

13. Алгоритм выявления туберкулеза в общей лечебной сети.

14. Алгоритм описания рентгеновского снимка.

15. Эндоскопические и ультразвуковые методы в диагностике туберкулеза.
Контрольная работа �2

1. Ранняя туберкулезная интоксикация.

2. Инфильтративная и туморозная формы ТВГЛУ.

3. Осложнения туморозной формы ТВГЛУ.

4. Первичный туберкулезный комплекс.

5. Параспецифические реакции при первичном туберкулезе.

6. Милиарный туберкулез - патогенез, клиника, диагностика.

7. Туберкулезный менингит - диагностика.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 11 из 22.

8. Рентгенологические отличия острого, подострого и хронического диссеминированного туберкулеза.

9. Очаговый туберкулез - основной метод выявления. Особенности клиники.

10. Дифференциальная диагностика инфильтративного туберкулеза.

11. Казеозная пневмония - патогенез, клиника, диагностика. Прогноз, исходы.

12. Дифференциальная диагностика по признаку округлой тени на рентгенограмме.

13. Кавернозный туберкулез - течение, осложнения.

14. Спонтанный пневмоторакс - неотложная помощь.

15. Легочное кровотечение - диагностика, неотложная помощь.
Контрольная работа �3

1. Режимы химиотерапии туберкулеза.

2. Основные и резервные химиопрепараты.

3. Хирургическое лечение при туберкулезе легких - показания, противопоказания.

4. Коллапсотерапия.

5. Применение кортикостероидов при туберкулезе - показания, противопоказания.

6. Санитарная профилактика туберкулеза. Очаги туберкулезной инфекции.

7. Социальная профилактика туберкулеза.

8. Химиопрофилактика детей с виражом туберкулиновых проб и контактных лиц.

9. Функции ПТД.

10. Лекарственная устойчивость МБТ. Методы выявления и коррекции.

11. Социальные стратегии в борьбе с туберкулезом.

12. Группы учета ПТД

13. Роль врача общей лечебной сети в выявлении туберкулеза.

14. Патогенетическая терапия туберкулеза - методы, показания, противопоказания

15. Противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулеза.

 2. Письменная работа

Тема 10

Письменная работа, работа с дополнительной литературой для написания патогенеза симптомов. Написание

итоговой болезни по образцу с обязательным обоснованием диагноза и написания патогенеза симптомов

конкретного больного, данного для курации.

 3. Тестирование

Темы 1, 2

Общие сведения о туберкулезе. Этиология, патогенез и патоморфология туберкулеза. Иммунитет и аллергия при

туберкулезе.

При аэрогенном пути заражения первыми осуществляют фагоцитоз микобактерий туберкулеза:

- А. Альвеолоциты I порядка

-Б. Альвеолоциты II порядка

-В. Альвеолярные макрофаги

-Г. Лимфоциты

-Д. Эозинофилы
Первичный туберкулез - это:

- А. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов

-Б. Малая форма ? очаговый туберкулез

-В. Заболевание, возникшее вскоре после инфицирования МБТ

-Г. Туберкулез у детей

-Д. Кавернозный туберкулез
Вторичный туберкулез - это:

- А. Туберкулез у лиц среднего возраста

-Б. Туберкулез у лиц пожилого возраста

-В. Туберкулез с легочной локализацией

-Г. Хронические формы туберкулеза

-Д. Заболевание, возникшее вследствие эндогенной реактивации очагов первичного инфицирования
Иммунитет - это:

- А. Невосприимчивость к инфекционным заболеваниям

-Б. Устойчивость к воздействию внешних факторов

-В. Способ защиты от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности

-Г. Устойчивость ко всем болезням

-Д. Невосприимчивость к микобактериям туберкулеза
Возбудитель туберкулеза устойчив к внешним воздействиям благодаря:

- А. Наличию жиро-восковой капсулы

- Б. Усиленному размножению бактериальных тел

- В. Способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 12 из 22.

- Г. Всем перечисленным факторам

- Д. Правильные ответы А. и В.
Проникновение МБТ в организм человека чаще всего происходит:

- А. Через органы дыхания

-Б. Через пищеварительный тракт

-В. Контактным путем

-Г. Ятрогенным путем

-Д. Трансплацентарно
Повышают риск развития туберкулеза все перечисленные заболевания, кроме:

- А. Сахарного диабета

- Б. Гастродуоденальной язвы

- В. Пневмокониозов

- Г. Алкоголизма

- Д. Аллергического ринита
Основным источником туберкулезной инфекции для человека является:

- А. Предметы окружающей среды

- Б. Больной туберкулезом человек

- В. Больное туберкулезом животное

-Г. Продукты питания

-Д. Верные ответы А. и В.
Наибольший риск заражения туберкулезной инфекцией имеет место у:

- А. Детей первых 3 лет жизни

-Б. Подростков

-В. Лиц молодого возраста

-Г. Лиц старшего возраста

-Д. Лиц пожилого и старческого возраста
Заболеваемость туберкулезом ? это:

- А. Число больных туберкулезом на 1000 жителей

-Б. Число больных туберкулезом на 10 000 жителей

-В. Процент больных туберкулезом, исчисленный к населению данной местности

-Г. Число больных туберкулезом, выявленных в данном году

-Д. Число впервые выявленных в отчетном году больных туберкулезом в пересчете на 100 000 среднегодового

населения
К социальным факторам, способствующим распространению туберкулеза, относятся:

- А. Неблагоприятные жилищно-бытовые условия

- Б. Материальная необеспеченность

- В. Низкий интеллектуальный уровень

- Г. Беспорядочный образ жизни

- Д. Все перечисленное
Чаще других поражаются туберкулезом и могут явиться источником заражения человека следующие виды

животных:

- А. Крупный рогатый скот

- Б. Кошки и собаки

- В. Птицы и крупный рогатый скот
Инфицированию и заболеванию туберкулезом при контакте с бактериовыделителем чаще подвергаются:

- А. Дети первых двух лет жизни

- Б. Дети до 10-11 лет и подростки (12-16 лет)

- В. Молодые люди до 39 лет

- Г. Лица среднего возраста 40-59 лет

- Д. Пожилые люди (60 лет и старше)
Наиболее защищенными в настоящее время от туберкулеза в силу естественной резистентности, а также

благодаря профилактическим мероприятиям являются:

- А. Дети и подростки

- Б. Дети и лица среднего возраста (40-59 лет)

- В. Дети и молодые люди (20-39 лет)

- Г. Дети и пожилые люди (60 лет и старше)
Выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания.

Материалом для обнаружения микобактерий может служить:

- А. Плевральная жидкость

- Б. Промывные вод бронхов и желудка

- В. Мокрота, моча

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 13 из 22.

-Г. Биоптат

-Д. Все перечисленное
Наиболее эффективным и достоверным методом обнаружения микобактерий туберкулеза является:

- А. Люминесцентная микроскопия

-Б. Культуральный посев

-В. Бактериоскопия

-Г. Биохимическое исследование

-Д. Иммуно-генетические методы
Локализация первичного туберкулеза:

- А. Внутригрудные лимфоузлы

-Б. Легочная ткань

-В. Легочная ткань и ВГЛУ

-Г. Бронхи

-Д. Все перечисленное
Противотуберкулезный иммунитет определяется следующими факторами, кроме:

- А. Фагоцитоза

-Б. Гиперчувствительности замедленного типа

-В. Антителообразования

-Г. Иммунологической памяти

-Д. Особенностей антигенной структуры МБТ
Больные легочным туберкулезом с массивным бактериовыделением обычно предъявляют жалобы на слабость,

лихорадку, кашель с мокротой:

- А. В 20-30% случаев

- Б. В 30-50% случаев

- В. В 90-95% случаев

- Г. Редко

- Д. В 10% случаев.
Объектами исследования на микобактерии туберкулеза служат:

- А. Мокрота, промывные воды бронхов

-Б. Пунктат из закрытых полостей, биопсийный материал

-В. Спинномозговая жидкость

-Г. Кровь

-Д. Все перечисленное
Качественными и количественными методами обнаружения МБТ являются:

- А. Бактериоскопия с окраской по Цилю-Нильсену

-Б. Люминесцентная микроскопия

-В. Посев на питательные среды

-Г. Иммунологические методы

-Д. Все перечисленное
Клиническая значимость факта бактериовыделения у больного туберкулезом легких резко падает, если оно не

подтверждено:

- А. Методом микроскопии, флюоресцентной микроскопии, посева, ПЦР

-Б. Массивностью бактериовыделения (+, ++, +++, числом колоний на плотной питательной среде)

-В. Темпами роста колоний на питательной среде

-Г. Датой анализа

-Д. Всем перечисленным
Задачами массовой туберкулинодиагностики являются:

- А. Выявление больных туберкулезом детей

-Б. Выявление детей группы повышенного риска по заболеванию туберкулезом

-В. Отбор контингентов для ревакцинации

-Г. Определение показателя инфицированности

-Д. Все перечисленное
Отрицательные кожные туберкулиновые пробы могут свидетельствовать о:

- А. Отсутствии инфицированности МБТ

-Б. Отсутствии сенсибилизации кожи к туберкулину при наличии очагов туберкулезной инфекции в организме

-В. Анергии организма к антигенам МБТ при тяжелом прогрессирующем течении туберкулеза

-Г. Дефекте проведения туберкулиновой пробы

-Д. Правильно все перечисленное
К основным методам рентгенологического обследования при туберкулезе легких относят все перечисленные,

кроме:

- А. Бронхографии

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 14 из 22.

-Б. Ангиографии

-В. Рентгенографии

-Г. РКТ

-Д. МРТ
Боковая рентгенограмма грудной клетки позволяет получить дополнительную информацию о:

- А. Состоянии отделов грудной клетки, не получивших отображения на прямой рентгенограмме

-Б. Локализации патологического процесса относительно долей и сегментов легких

-В. Распространенности патологического процесса в легких

-Г. Верно все перечисленное
Диагностические возможности РКТ легких:

- А. Дифференцировка воспалительного и опухолевого процесса по степени плотности патологических изменений

-Б. Определение вовлеченности тех или иных анатомических элементов грудной клетки в патологический процесс

-В. Определение наличия тонкостенных полостных образований в легких, не определяемых на обычных

рентгенограммах

-Г. Выявление и точная дифференцировка ВГЛУ

-Д. Все ответы верные
Больного с симптомами бронхита, у которого в мокроте повторно обнаружены МБТ, но на рентгенограмме и

томограмме легких и органов средостения изменения не обнаружены:

- А. Необходимо взять на учет как бациллярного больного и назначить ему лечение в амбулаторных условиях

- Б. Необходимо взять на учет по 0-й группе и наблюдать

- В. Необходимо госпитализировать в клинику для бронхологического обследования и лечения
Основными методами выявления туберкулеза у детей является:

- А. Массовая туберкулинодиагностика

- Б. Флюорография

- В. Обследование на туберкулез групп риска

-Г. Обследование на туберкулез лиц, обратившихся к фтизиатру
Основной метод выявления туберкулеза у подростков - это

- А. Туберкулинодиагностика

- Б. Обследование по контакту

- В. Флюорография

- Г. Обследование по обращаемости
Массовую туберкулинодиагностику среди детей следует проводить

- 1 раз в 6 месяцев

- 1 раз в 1 год

- 4 раза в 1 год

- 1 раз в два года
Систематическое флюорографическое обследование населения на туберкулез проводится:

- А. с 10-летнего возраста

- Б. с 12-летнего возраста

- В. с 15-летнего возраста

- Г. с 18-летнего возраста

- Д. выбор возраста определяется эпидемической ситуацией в регионе
Проведение массовой туберкулинодиагностики осуществляется:

- А. Общей педиатрической сетью

- Б. Противотуберкулезным диспансером

- В. Противотуберкулезным стационаром

- Г. Санитарно-эпидемиологической службой
Препарат, которым проводится вакцинация и ревакцинация против туберкулеза, - это:

- А. Вакцина ППД-Л

- Б. Альтуберкулин Коха

- В. Вакцина БЦЖ-М

- Г. Стандартный туберкулин
Вакцина БЦЖ-М ? это:

- А. Живые вирулентные МБТ

- Б. Убитые МБТ

- В. Живые, но ослабленные микобактерии вакцинного штамма
Вакцина БЦЖ-М:

- А. Должна обладать иммуногенностью

-Б. Должна быть стабильна при хранении

- В. Должна быть авирулентной

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 15 из 22.

- Г. Должна соответствовать всем перечисленным требованиям
Вакцина БЦЖ-М вводится:

-А. Внутрь и интраназально

- Б. Внутримышечно

- В. Накожно

- Г. Подкожно

- Д. Внутрикожно
Место введения вакцины БЦЖ-М:

-А. Подлопаточная область

- Б. Область живота

- В. Верхняя треть плеча
После правильно проведенной вакцинации и ревакцинации БЦЖ-М на коже остается:

- А. Пятно

- Б. Рубец

- В. Звездчатый рубец

- Г. Келоидный рубец
Оптимальный размер рубца после вакцинации:

- А. 1-3 мм

- Б. 3-5 мм

- В. 5-8 мм

- Г. 8-10 мм

- Д. 10-15 мм
Вакцинация БЦЖ-М проводится:

- А. Детям 1-14 лет

- Б. Новорожденным

- В. Подросткам 15-17 лет

- Г. Взрослым

 4. Устный опрос

Темы 2, 4, 7, 8

Выявление и диагностика туберкулеза органов дыхания:

1. Основные симптомы туберкулеза; расспрос пациента, особенности сбора фтизиатрического анамнеза

2. Особенности физикального обследования пациента с туберкулезом.

3. Обязательное обследование на туберкулез в условиях общей лечебной сети: показания, методы.

4. Микробиологические методы исследования ? микроскопия с окраской по Цилю-Нильсену

5. Люминесцентная микроскопия.

6. Посев бак.материала на селективные среды. Особенности роста МБТ на среде Левинштейна-Йенсена.

7. Ускоренные методы бактериологического исследования

8. Молекулярно-генетические методы диагностики туберкулеза.

9. Массовая туберкулинодиагностика ? препараты туберкулина, показания и противопоказания.

10. Методика постановки и оценки туберкулиновых проб.

11. Проба Манту с 2ТЕ ППД-Л и Диаскин-тест.

12. Вираж туберкулиновых проб - определение, значение в клинике, выявление, тактика врача-педиатра и

фтизиатра.

13. Индивидуальная туберкулинодиагностика - препараты, показания и противопоказания, методики, особенности

оценки.

14. Цифровая флюорография - особенности метода, показания для обследования; декретированные контингенты

для внеочередного флюорографического обследования

15. Рентгенологические методы диагностики туберкулеза - рентгенография, продольная и рентгеновская

компьютерная томография.

16. Рентгеноконтрастные методы исследования и магнитно-резонансная томография в диагностике туберкулеза.

17. Ультразвуковые и эндоскопические методы диагностики туберкулеза.

18. Рентгеноанатомические основы исследования дыхательной системы человека.

19. Методика чтения рентгенограммы. Характеристика затемнений и просветлений в легких.

20. Рентгенологические особенности форм легочного туберкулеза.
Клинические формы туберкулеза органов дыхания:

1. Первичный туберкулез: патогенез, патанатомия, особенности течения.

2. Параспецифические реакции при первичном туберкулезе.

3. Туберкулезная интоксикация - ранняя и хроническая.

4. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (ТВГЛУ) - инфильтративная и туморозная формы. Клиника,

диагностика, дифференциальная диагностика.

5. Первичный туберкулезный комплекс (ПТК). Очаг Гона.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 16 из 22.

6. Хронически текущий первичный туберкулез.

7. Осложнения первичного туберкулеза.

8. Диссеминированный туберкулез: особенности патогенеза, патанатомии.

9. Острый (милиарный) диссеминированный туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

10. Подострый и хронический диссеминированный туберкулез - клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

11. Вторичный туберкулез. Очаговый туберкулез, инфильтративный туберкулез. Патогенез, классификация,

клиника, диагностика и дифференциальная диагностика.

12. Казеозная пневмония - особенности патогенеза, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики.

13. Туберкулома. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

14. Кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика,

дифференциальная диагностика.

15. Туберкулезный плеврит. Эмпиема плевры. Особенности патогенеза, клиники, диагностики и

дифференциальной диагностики.

16. Туберкулез трахеи и бронхов. Особенности патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной

диагностики.

17. Неотложные состояния при туберкулезе органов дыхания. Спонтанный пневмоторакс, легочное кровотечение,

острое легочное сердце - патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Лечение туберкулеза:

1. Классификация противотуберкулезных препаратов.

2. Основные и резервные химиопрепараты.

3. Режимы химиотерапии туберкулеза. Контроль эффективности химиотерапии.

4. Лимфотропные методы введения химиопрепаратов в лечении туберкулеза.

5. Нежелательные реакции на противотуберкулезные препараты - профилактика, выявление, устранение.

6. Лекарственная устойчивость МБТ - виды, механизмы формирования, факторы риска.

7. Методы выявления лекарственной устойчивости.

8. Особенности лечения больных туберкулезом с лекарственной устойчивостью.

9. Значение ВОЗ в профилактике и борьбе с лекарственно-устойчивым туберкулезом

10. Хирургические и эндоскопические методы лечения туберкулеза.

11. Патогенетические и симптоматические методы лечения туберкулеза.

12. Режим, диета при туберкулезе.

13. Применение кортикостероидов при туберкулезе - показания, противопоказания.

14. Туберкулинотерапия - показания, противопоказания.

15. Санаторно-курортное лечение и реабилитация
Профилактика туберкулеза. Противотуберкулезная служба:

1. Туберкулез - социально опосредованное заболевание.

2. Роль социальных стратегий ВОЗ в борьбе с туберкулезом.

3. Стратегия "остановить туберкулез" (Stop TB).

4. Социальная защита больных туберкулезом.

5. Организация противотуберкулезной службы в РФ и РТ.

6. Противотуберкулезный диспансер - структура, функции; группы учета.

7. Роль общей лечебной сети и санитарно-эпидемиологического надзора в профилактике туберкулеза.

8. Федеральный закон от 18.06.2001 �77-ФЗ

9. Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 �892

10. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 �109

11. Химиопрофилактика туберкулеза - первичная и вторичная.

12. Роль фтизиатра и врача общей практики в проведении химиопрофилактики.

13. Показания, противопоказания, режимы химиопрофилактики.

14. Санитарная профилактика туберкулеза.

15. Очаги туберкулеза - определение, классификация.

 5. Реферат

Тема 5

1. Туберкулезный спондилит.

2. Туберкулезное поражение крупных суставов (коксит, гонит).

3. Туберкулез почек и мочевыводящих путей.

4. Туберкулез мужской и женской половой сферы.

5. Туберкулез желудочно-кишечного тракта - перитонит, мезаденит.

6. Туберкулез кожи и подкожно-жировой клетчатки

7. Туберкулез периферических лимфатических узлов.

8. Туберкулез глаз.

9. Туберкулез ЛОР-органов.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 17 из 22.

10. Особенности течения туберкулеза у детей раннего возраста, подростков, пожилых

11. Туберкулез в учреждениях пенитенциарной системы.

12. Туберкулез и материнство.

13. Особенности течения туберкулеза в сочетании с сахарным диабетом.

14. Особенности течения туберкулеза в сочетании с пневмокониозами. Силикотуберкулез.

15. Особенности течения туберкулеза в сочетании с патологией ЖКТ

16. Особенности течения туберкулеза у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями органов

дыхания.

17. Туберкулез и алкоголизм.

18. Туберкулез у ВИЧ-инфицированных и пациентов с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).

 6. Проверка практических навыков

Тема 10

работа с пациентом, письменная работа, работа с дополнительной литературой для написания патогенеза

симптомов. Написание итоговой болезни по образцу с обязательным обоснованием диагноза и написания

патогенеза симптомов конкретного больного, данного для курации.

 Экзамен 

Вопросы к экзамену:

1. История фтизиатрии. Международные организации по борьбе с туберкулезом.

2. Возбудитель туберкулеза. Микробиологическая характеристика.

3. Источники заражения туберкулезом. Пути заражения туберкулезом. Группы риска по заболеванию

туберкулезом.

4. Значение контакта с больным туберкулезом для развития заболевания у детей и взрослых. Виды контакта и

степень опасности каждого из них.

5. Первичное инфицирование МБТ. Патогенез, исходы.

6. Иммунитет и аллергия при туберкулезе. Характеристика, особенности.

7. Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация: препараты, цель применения, сроки проведения,

противопоказания.

8. Техника противотуберкулезной вакцинации. Сроки развития иммунитета, динамика местных проявлений.

9. Осложнения после противотуберкулезной вакцинации. Классификация. Профилактика. Тактика при развитии

осложнений.

10. Туберкулин ППД-Л. Туберкулиновая проба Манту. Техника проведения. Оценка результатов.

11. Массовая туберкулинодиагностика - цели, методы, препараты.

12. Индивидуальная туберкулинодиагностика - цели, методы, препараты.

13. Диаскин-тест. Показания, техника проведения пробы, оценка результатов.

14. Квантифероновый тест в диагностике туберкулеза. Характеристика, показания.

15. Особенности сбора фтизиатрического анамнеза. Этические аспекты в работе с больными туберкулезом.

16. Результаты объективного обследования больного туберкулезом легких. Аускультативные данные при

туберкулезе ? особенность, информативность.

17. Показания для обязательного обследования на туберкулез в общей лечебной сети.

18. Правила сбора мокроты у больного при подозрении на туберкулез органов дыхания.

19. Методы микробиологической диагностики туберкулеза. Материал для исследования. Метод бактериоскопии с

окраской по Цилю-Нильсену.

20. Методы микробиологической диагностики туберкулеза. Люминесцентная микросокопия, культуральные

исследования. Использования ускоренных методов выращивания МБТ (BACTEC)

21. Молекулярно-генетические методы верификации возбудителя туберкулеза. Полимеразно-цепная реакция.

Биочипы.

22. Особенности рентгенологических изменений при туберкулезе легких.

23. Цифровая флюорография ? метод скринингового обследования на туберкулез. Показания, сроки

обследований населения в целом и декретированных контингентов.

24. РКТ легких - показания к обследованию. Характеристика метода.

25. ПОЧИФОРА ИНРИКОС+Д. Особенности описания рентгенограммы органов грудной клетки.

26. Инструментальные методы исследования при туберкулезе (УЗИ, функциональная диагностика,

эндоскопические методы)

27. Первичный и вторичный туберкулез (определение, отличительные особенности)

28. Первичный туберкулез, определение. Патогенез. Особенности. Основные клинические формы.

29. Туберкулезная интоксикация ? ранняя и хроническая. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

30. Туберкулез ВГЛУ - туморозная форма. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика,

осложнения.

31. Туберкулез ВГЛУ - инфильтративная форма. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика

32. Первичный туберкулезный комплекс. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика,

осложнения. Очаг Гона.

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 18 из 22.

33. Диссеминированный туберкулез. Особенности патогенеза, рентгенологической картины.

34. Острый диссеминированный туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

35. Подострый диссеминированный туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

36. Хронический диссеминированный туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика. Лекарственная устойчивость МБТ ? значение в хронизации процесса.

37. Вторичный туберкулез. Определение. Патогенез. Особенности течения, диагностики.

38. Очаговый туберкулез. Классификация, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

39. Инфильтративный туберкулез. Классификация, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная

диагностика.

40. Казеозная пневмония. Особенности патогенеза, течения, диагностики. Исходы казеозной пневмонии.

41. Туберкулома. Классификация, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

42. Кавернозный туберкулез. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

43. Фиброзно-кавернозный и цирротический туберкулез. Особенности патогенеза ?гиперхронических? форм

заболевания. Клиника, диагностика, осложнения.

44. Спонтанный пневмоторакс. Патогенез, клиника, неотложная помощь.

45. Кровохарканье и легочное кровотечение. Патогенез геморрагических осложнений, клиника, неотложная

помощь.

46. Острое легочное сердце. Патогенез, клиника, диагностика, неотложная помощь.

47. Туберкулезный плеврит. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

48. Плевральная пункция. Значение характера плевральной жидкости в дифференциальной диагностике

плеврита туберкулезной этиологии.

49. Туберкулез трахеи и бронхов. Патогенез, клиника, диагностика. Значение эндоскопических методов.

50. Туберкулезный менингит. Патогенез, Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Исследование

спинномозговой жидкости в диагностике и дифференциальной диагностике туберкулезного менингита.

51. Абдоминальный туберкулез. Клиника. Диагностика. Осложнения.

52. Туберкулез периферических лимфоузлов. Клиника. Диагностика.

53. Туберкулез почек и мочевыводящих путей. Клиника. Диагностика.

54. Костно-суставной туберкулез. Клиника. Диагностика.

55. Туберкулез и ВИЧ-инфекция. Особенности патогенеза, течения, диагностики, терапии.

56. Туберкулез и сахарный диабет. Особенности патогенеза, течения, диагностики.

57. Туберкулез и материнство в социальном и медицинском аспектах.

58. Принципы лечения больных туберкулезом. Классификация противотуберкулезных химиопрепаратов.

59. Режимы химиотерапии туберкулеза. Краткая характеристика.

60. Лекарственная устойчивость МБТ. Виды, причины формирования, диагностика. Меры профилактики и борьбы

с ЛУ МБТ.

61. Патогенетическая и симптоматическая терапия туберкулеза. Виды терапии, показания и противопоказания.

62. Хирургическое лечение туберкулеза. Показания, противопоказания. Коллапсотерапия.

63. Социальная профилактика туберкулеза.

64. Санитарная профилактика туберкулеза. Очаг туберкулеза - классификация, мероприятия в очаге.

65. Химиопрофилактика туберкулеза - первичная и вторичная. Показания.

66. Профилактика заболевания туберкулезом детей раннего возраста. Роль врача общей лечебной сети.

67. Противотуберкулезная работа участкового врача, семейного врача, врача стационара общей лечебной сети

68. Совместная работа фтизиатра и участкового терапевта.

69. Структура и функции противотуберкулезного диспансера.

70. Группы диспансерного наблюдения и учета взрослых и детей в противотуберкулезном диспансере.

6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или)

опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

В КФУ действует балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Суммарно по дисциплине (модулю)

можно получить максимум 100 баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая

форма контроля - в 50 баллов.
Для зачёта:
56 баллов и более - "зачтено".
55 баллов и менее - "не зачтено".
Для экзамена:
86 баллов и более - "отлично".
71-85 баллов - "хорошо".
56-70 баллов - "удовлетворительно".
55 баллов и менее - "неудовлетворительно".

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 19 из 22.

Форма

контроля

Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта

деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Этап  Количество

баллов

Форма

контроля

Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта

деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Этап  Количество

баллов

Семестр 9
Текущий контроль

Контрольная

работа

Контрольная работа проводится в часы аудиторной работы. Обучающиеся

получают задания для проверки усвоения пройденного материала. Работа

выполняется в письменном виде и сдаётся преподавателю. Оцениваются

владение материалом по теме работы, аналитические способности, владение

методами, умения и навыки, необходимые для выполнения заданий.  

1

5

Письменная

работа

Обучающиеся получают задание по освещению определённых теоретических

вопросов или решению задач. Работа выполняется письменно и сдаётся

преподавателю. Оцениваются владение материалом по теме работы,

аналитические способности, владение методами, умения и навыки,

необходимые для выполнения заданий.  

2

10

Тестирование Тестирование проходит в письменной форме или с использованием

компьютерных средств. Обучающийся получает определённое количество

тестовых заданий. На выполнение выделяется фиксированное время в

зависимости от количества заданий. Оценка выставляется в зависимости от

процента правильно выполненных заданий.  

3

10

Устный опрос Устный опрос проводится на практических занятиях. Обучающиеся

выступают с докладами, сообщениями, дополнениями, участвуют в

дискуссии, отвечают на вопросы преподавателя. Оценивается уровень

домашней подготовки по теме, способность системно и логично излагать

материал, анализировать, формулировать собственную позицию, отвечать

на дополнительные вопросы.  

4

10

Реферат

Обучающиеся самостоятельно пишут работу на заданную тему и сдают

преподавателю в письменном виде. В работе производится обзор материала

в определённой тематической области либо предлагается собственное

решение определённой теоретической или практической проблемы.

Оцениваются проработка источников, изложение материала, формулировка

выводов, соблюдение требований к структуре и оформлению работы,

своевременность выполнения. В случае публичной защиты реферата

оцениваются также ораторские способности.  

5

5

Проверка

практических

навыков

Практические навыки проверяются путём выполнения обучающимися

практических заданий в условиях, полностью или частично приближенных к

условиям профессиональной деятельности. Проверяется знание

теоретического материала, необходимое для правильного совершения

необходимых действий, умение выстроить последовательность действий,

практическое владение приёмами и методами решения профессиональных

задач.  

6

10

 

 

Всего: 

50

 Экзамен

Экзамен нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Экзамен

проводится в устной или письменной форме по билетам, в которых

содержатся вопросы (задания) по всем темам курса. Обучающемуся даётся

время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное

освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при

анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий.

 

50

 

 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

(модуля) 
7.1 Основная литература: 

1. Фтизиатрия [Электронный ресурс] : учебник / М. И. Перельман, И. В. Богадельникова. - 4-е изд., перераб. и доп.

- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433188.html
2. Фтизиатрия [Электронный ресурс] : учебник / В. Ю. Мишин и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :

ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970432297.html
3. Фтизиопульмонология [Электронный ресурс] : учебник / Мишин В.Ю., Григорьев Ю.Г., Митронин А.В. и др. - М. :

ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414392.html
 

 7.2. Дополнительная литература: 

1. Туберкулинодиагностика [Электронный ресурс] / Мишин В.Ю. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. -

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423387.html

 Программа дисциплины "Фтизиатрия"; 31.05.01 Лечебное дело; доцент, к.н. Пронина Е.Ю. 

 Регистрационный номер

Страница 20 из 22.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЁЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ [Электронный ресурс] /

Аксенова В.А., Апт А.С., Баринов В.С. и др. Под ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0024.html
3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ВНЕЛЁГОЧНОГО ТУБЕРКУЛЁЗА [Электронный ресурс] / Аксенова

В.А., Апт А.С., Баринов В.С. и др. Под ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0025.html
4. ОСТРЫЕ И НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ФТИЗИАТРИИ [Электронный ресурс] / Аксенова В.А., Апт А.С.,

Баринов В.С. и др. Под ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0022.html
5. ХИМИОТЕРАПИЯ В ФТИЗИАТРИИ [Электронный ресурс] / Аксенова В.А., Апт А.С., Баринов В.С. и др. Под

ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0027.html
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЁЗОМ [Электронный ресурс] / Аксенова В.А., Апт

А.С., Баринов В.С. и др. Под ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0004.html
7. ТУБЕРКУЛЁЗ ПРИ СОПУТСТВУЮЩИХ И ФОНОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ [Электронный

ресурс] / Аксенова В.А., Апт А.С., Баринов В.С. и др. Под ред. М.И. Перельмана - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

http://www.studmedlib.ru/book/970412329V0020.html
8. Туберкулез и ВИЧ-инфекция у взрослых [Электронный ресурс] : руководство / В.Н. Зимина, В.А. Кошечкин, А.В.

Кравченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970427460.html
 

 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для

освоения дисциплины (модуля) 

Международный союз против туберкулеза и легочных заболеваний - http://www.theunion.org/
Стратегия ВОЗ STOP TB - http://www.stoptb.org/
ЦНИИ туберкулеза РАМН - http://critub.ru/
 

 9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 

  Важнейшим этапом лабораторного занятия является самостоятельная работа обучающихся в палате у постели

больного, кабинете функциональной диагностики, эндоскопическом кабинете, кабинете туберкулинодиагностики,

рентгенологическом кабинете и т.п. В зависимости от конкретной темы занятия обучающиеся самостоятельно

расспрашивают пациента, проводят его осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию. Преподаватель

индивидуально оценивает выполнение каждым обучающимся целей практического занятия.

 

 Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся складывается из нескольких разделов:

 

 Подготовка к устному опросу: теоретическая самоподготовка по ряду учебных тем, входящих в тематический план,

знакомство с основной и дополнительной учебной литературой, использование рекомендованных

интернет-ресурсов, учебно-методических материалов, лекционных конспектов. Тема и вопросы к семинарским

занятиям, вопросы для самоконтроля содержатся в рабочей учебной программе и доводятся до студентов

заранее.

 

 Подготовка к тестированию: Промежуточный тестовый контроль проводится с целью определения качества

усвоения лекционного материала и части дисциплины, предназначенной для самостоятельного изучения. Отвечая

на тесты, студенты в предельно сжатые сроки систематизируют знания, приобретенные в процессе изучения

дисциплины.

 Самостоятельная внеаудиторная работа по ознакомлению с темами занятий рекомендуется по основной и

дополнительной учебной и учебно-методической литературе, интернет-ресурсам, лекционному материалу.

 

 Подготовка к оценке практических навыков: работа с пациентами в отделении, самоподготовка по основной и

дополнительной учебной и учебно-методической литературе, использование учебных видеофильмов, пособий.

 

 Подготовка реферата: самостоятельная подготовка письменной работы по определенной теме в процессе

обучения (объем 10-15 страниц; срок подготовки - от 1 недели до 1 месяца). Реферат - краткое точное изложение

сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других

первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому

вопросу.

  Структура реферата:

  1. Титульный лист

  2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны

названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте

реферата.

  3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

  4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов,

разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     29      30      31      32     ..