Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 28

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     26      27      28      29     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 28

 

 

 

82 

10 

 

Тема 10. Общие 
принципы 
лечения. Режимы 
химиотерапии 
больных 
туберкулезом 
легких. 
Характеристика 
туберкулостатико
в, классификация 
препаратов. 
Неспецифическая  
патогенетическая, 
симптоматическа
я терапия. 
Побочные 
реакции, их 
предупреждение 
и устранение. 

Лекция 

Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия». 
Подразделения 
СВФУ. 

Ноутбук, 

проектор, 

экран 

11 

 

Тема 11.  
Противотуберкул
езный диспансер: 
функции и 
задачи. Группы 
диспансерного 
наблюдения за 
больными 
туберкулезом. 
Классификация 
очагов инфекции, 
работа в очагах 
туберкулеза. 

 

Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия». 
Подразделения 
СВФУ. 

 

12 

 

Тема 12. 

  

Социальная , 
санитарная и 
специфическая 
профилактика 
туберкулеза. 

 

Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия». 
Подразделения 
СВФУ. 

Ноутбук, 

проектор, 

экран 

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении 

образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения 

и информационных справочных систем  

 

10.1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении 

образовательного процесса по дисциплине  

Перечень информационных технологий:  
- технические средства: персональные компьютеры, проектор 
демонстрация мультимедийных материалов;  
-перечень  Интернет-сервисов  и  электронных  ресурсов:  поисковые  системы  «Google», 

«Яндекс»  

- электронная почта  

 

10.2. Перечень программного обеспечения 

 

83 

MS WORD, MS PowerPoint, MS Exsel 

 

 

10.3. Перечень информационных справочных систем 

Консультант+, Гарант 

 

 

84 

ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 

Б1.Б.22.3. «Фтизиатрия» 

 
 

Учебный 

год

 

Внесенные изменения

 

Преподаватель 

(ФИО)

 

Протокол заседания 

выпускающей 

кафедры(дата,номер), 

ФИО зав.кафедрой, 

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

"ПРИВОЛЖСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” 

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Дисциплины  «Фтизиатрия»

направление подготовки 31.06.01  Клиническая  медицина

 

направленность Фтизиатрия

Квалификация выпускника: 

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения: 

заочная

Н.Новгород

2018

 

1.  Цель  и  задачи  освоения  дисциплины.    Место  дисциплины  в  структуре 
образовательной программы. 

 

1.1. Целью освоения дисциплины

 является –  

1)

 

Формирование  у  аспирантов  научных  знаний  об  общих  закономерностях  и 

конкретных  механизмах  возникновения,  развития  и  исходов  патологических  процессов 
при туберкулезе легких;  
2)

 

Формирование  умений  прилагать  и  интерпретировать  полученные  теоретические 

знания  при  практическом  использовании  инновационных  технологий  в  диагностике  и 
дифференциальной диагностике  туберкулеза легких;  
3)

 

Изучение  основных  закономерностей  патофизиологических,  анатомических, 

биохимических,  иммунологических  процессов,  происходящих  в  организме  человека  при 
туберкулезе легких и вследствие терапевтического и хирургического воздействия 
Поставленные цели реализуются через участие в формировании следующих компетенций 

УК-1, ОПК-4, ОПК-5, ПК-5.

 

 
1.2 Задачи

 

дисциплины:  

 

Изучить  современные  методы  диагностики  и  дифференциальной  диагностики, 

применяемые  во  фтизиатрии,  и  возможности  применения  полученных  теоретических 
понятий в интерпретации результатов клинических исследований во фтизатрии; 

 

Сформировать  способности  профессионально  представлять  физиологические, 

анатомические,  биохимические,  иммунологические  процессы,  развивающиеся  на  всех 
уровнях  организма  больного  туберкулезом  легких  при  патологии  и  как  результат 
проводимого лечения. 
 
В результате изучения дисциплины аспирант должен 

Знать: 

 

 

организацию  фтизиатрической  помощи  в  стране,  экономику  и  управление 

здравоохранением; 

 

социальные  и  эпидемиологические  предпосылки  снижения  заболеваемости 

туберкулезом; 

 

факторы риска заболевания туберкулезом; 

 

эпидемиологию, статистику туберкулеза; 

 

организацию противоэпидемических мероприятий при туберкулезе, их отражение в 

законах, приказах, а также в инструктивно-методических рекомендациях; 

 

действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу; 

 

специфическую и неспецифическую профилактику туберкулеза; 

 

задачи противотуберкулезной пропаганды, методы санитарного просвещения; 

 

особенности  возбудителя  туберкулеза,  его  биологические  свойства,  методы 

выявления; 

 

морфологию  легких  и  механизмы  защиты  аппарата  дыхания  от  повреждающих 

факторов, патогенез и патоморфологию туберкулеза; 

 

состояние иммунной системы при туберкулезе; 

 

физиологию  дыхания  и  патофизиологические  нарушения,  возникающие  при 

специфическом инфекционном процессе; 

 

методы  клинического,  лабораторного,  рентгенологического  и  инструментального 

обследования больного туберкулезом; 

 

показания  и  противопоказания  к  бронхоскопии  и  биопсии  при    туберкулезе  и 

другой патологии органов дыхания; 

 

клиническую  классификацию  туберкулеза,  классификацию  остаточных  изменений 

после перенесенного туберкулеза; 

 

 

клиническую  и  рентгенологическую  семиотику  основных  форм  туберкулеза 

органов дыхания и других локализаций специфического процесса; 

 

осложнения туберкулеза органов дыхания и меры  их предупреждения; 

 

клиническую  и  рентгенологическую  семиотику  заболеваний  органов  дыхания, 

сходных с туберкулезом; 

 

особенности  клинических  проявлений  и  течения  туберкулеза,  его  выявление, 

профилактику и лечение у детей и подростков; 

 

особенности  клиники  и  принципы  диагностики  внелегочных  форм  туберкулеза 

(мочеполового,  костно-суставного,  периферических  и  мезентериальных  лимфатических  
узлов, мозговых оболочек, кожи, глаз и других органов); 

 

неотложные  лечебные  мероприятия,  применяемые  при  угрожающих  состояниях  в 

клинике туберкулеза и других легочных заболеваний; 

 

принципы  комплексной  этиотропной  терапии  туберкулеза,  методы  и  средства 

патогенетической терапии; 

 

механизмы  действия,  фармакокинетика  противотуберкулезных  химиопрепаратов, 

побочные реакции, меры их профилактики и устранения; 

 

показания  и  принципы  санаторного  лечения  и  реабилитации  больных 

туберкулезом; 

 

показания к хирургическому лечению больных туберкулезом; 

 

экспертизу трудоспособности при туберкулезе; 

 

специфическую и неспецифическую профилактику туберкулеза; 

 

основы диспансеризации больных туберкулезом; 

 

принципы врачебной этики и деонтологии. 

 

основы  немедикаментозной  терапии  (физиотерапии,  фитотерапии,  квантовой 

терапии,  лечебной  физкультуры  и  других  немедикаментозных  методов  лечения)  при 
туберкулезе и другой бронхолегочной патологии; 

 

показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению при туберкулезе; 

 

основы  рационального  питания  здоровых  лиц,  принципы  диетотерапии 

туберкулезных больных. 

Уметь:  

 

провести  всестороннее  клиническое  обследование  больного,  и  на  этом  основании 

определить: предварительный диагноз, тяжесть состояния, неотложные мероприятия, план 
дополнительного  обследования,  в  том  числе  консультации  других  специалистов,  ла-
бораторные  и  инструментальные  исследования,  избегая  необоснованных  и  опасных, 
показания и сроки госпитализации, трудоспособность; 

 

верифицировать и/или уточнить направленный диагноз у больных, поступивших в 

стационар или на прием в поликлинику; 

 

использовать  деонтологические  навыки  в  целях  установления  положительного 

психологического контакта с больными; 

 

определить  тактику  ведения  больного  в  зависимости  от  характера  и  тяжести 

заболевания:  только  наблюдение,  начальная  терапия  на  первые  24  часа,  неотложная 
терапия  острого  состояния,  приглашение  других  специалистов,  госпитализация  или 
перемещение больного в другое отделение. 

 

квалифицированно осуществлять: 

 

 эффективное  и  безопасное  лечение  больных,  в  том  числе  постоянное 

самостоятельное  лечение  и  наблюдение  хронических  больных,  а  также  первичную  и 
вторичную профилактику болезней; 

 

 плановое  комплексное  лечение  больных,  используя  режим,  диету, 

физиотерапию,  медикаменты,  и  осуществлять  динамический  контроль  за  состоянием 
больного,  эффективностью  и  переносимостью  назначенного  лечения,  и  при 

 

необходимости  проводить  его  коррекцию  (изменение  дозы  и  способа  введения 
медикаментов, замена последних). 

 

 профилактику туберкулеза, диспансеризацию, оценивать их результаты  

 

осуществлять  диагностику  и  квалификационную  врачебную  помощь  при 

неотложных состояниях в стационарных и амбулаторных условиях, в том числе: 

 

 клинически  идентифицировать  вид  и  степень  тяжести  неотложного 

состояния; 

 

определить тактику ведения больного: самостоятельное оказание врачебной 

помощи  в  полном объеме;  начать  лечение и  вызвать на  консультацию  соответствующего 
врача-специалиста; 

 

провести в случае необходимости непрямой массаж сердца и искусственное 

дыхание, инфузионную терапию; 

 

 провести 

экстренную  медикаментозную  терапию  по  показаниям 

(антибиотики,  аналгетики,  вазопрессоры,  бронхолитики,  гормональные  препараты, 
антидоты при отравлениях, гемостатические и др.); 

 

провести срочную плевральную и абдоминальную пункцию, катетеризацию 

мочевого пузыря; 

 

динамическое  наблюдение  за  состоянием  жизненно  важных  функций 

организма; 

 

установить 

показания 

для 

применения 

методов 

реанимации 

(электроимпульсивной  терапии,  вспомогательного  дыхания,  экстракорпорального 
очищения крови, коррекции электролитного и кислотно-основного состояния крови); 

 

оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных,  находящихся 

в терминальном и тяжелом состоянии; 

 

проводить санитарно-просветительную работу среди населения; 

 

оформить медицинскую документацию. 

Владеть: 

 

 

методами  исследования  системы  органов  дыхания  (анамнез,  осмотр,  перкуссия, 

пальпация, аускультация);   

 

методикой проведения плевральной пункции; 

 

оценкой анализа плевральной жидкости; 

 

проведением эндотрахеальной санации; 

 

методикой  взятия  мокроты  и  ее  клинического  анализа,  сбора  мокроты  для 

бактериологического и цитологического исследований; 

 

методикой постановки туберкулиновых проб и их оценка; 

 

осуществлением проведения провокационных проб с высокими дозами туберкулина 

и их оценкой; 

 

осуществлением  проведения  искусственного  лечебного  пневмоторакса,  проведения 

искусственного диагностического и лечебного пневмоперитонеума; 

 

осуществлением проведения бронхоспирометрии и интерпретацией результатов; 

 

методикой проведения постурального и позиционного дренажа бронхов; 

 

оценкой кислотно-щелочного состояния крови; 

 

оценкой результатов нагрузочных тестов; 

 

оценкой цитологического и бактериологического исследования мокроты; 

 

интерпретацией результатов исследования мокроты на грибковую флору; 

 

оценкой  исследования  мокроты,  промывных  вод  бронхов  для  выявления  МБТ, 

исследования плеврального выпота; 

 

интерпретацией данных иммунологического статуса; 

 

интерпретацией    рентгенограмм,  линейных  и  компьютерных  томограмм  органов 

грудной клетки, флюорограмм; 

 

 

оценкой данных магнитно-резонансной томографии легких, данных радиоизотопного 

обследования легких, данных ангиопульмонографии; 

 

интерпретацией показателей диффузионной способности легких; 

 

интерпретацией показателей бронхоспирографии и пневмотахометрии; 

 

интерпретацией результатов бронхоскопического исследования; 

 

интерпретацией рентгенофункциональных проб исследования; 

 

интерпретацией основных скиалогических категорий (очаговая тень, фокусная тень, 

участок затемнения легочной ткани); 

 

интерпретацией  основных  рентгенологических  симптомов  и  синдромов  во 

фтизиатрии; 

 

основными  принципами  лечения  туберкулеза  органов  дыхания  и  сочетанных  с  ним 

заболеваний, которые включают: этиотропную, патогенетическую лекарственную терапию 
и коллапсотерапию; 

 

определением показаний и противопоказаний к хирургическому лечению;

 

 

алгоритмами  постановки  диагноза

 

при  вираже  туберкулиновой  пробы,  при 

длительном  кашле  (более  3-х  недель)  и  затяжных  пневмониях,  при  симптомокомплексе 
признаков,  сходных  с  туберкулезом,  при  кровохарканьи,  при  выпоте  в  плевральную 
полость, при наблюдении лиц из групп риска по туберкулезу (сахарный диабет, язвенная 
болезнь  желудка,  ХНБОД,  хронических  болезнях  костной,  мочеполовой  системы,  глаз, 
кожи  и  др.),  при  округлой  тени  в  легком,  при  полостном  образовании  в  легких,  при 
легочных инфильтратах, при легочной диссеминации, при лихорадке неясного генеза, при 
увеличенных  внутригрудных  лимфатических  узлах,  при  увеличенных  периферических 
лимфатических узлах. 

 
1.2

 

Место  дисциплины  в  структуре  образовательной  программы:  часть 

образовательной программы

.  

Данная  дисциплина  является  базовой  частью  образовательной  программы  по 
специальности  31.06.01  «Клиническая  медицина»  направленности  «Фтизиатрия»  и 
представляет  собой  одну  из  форм  организации  учебного  процесса,  заключающаяся  в 
подготовке аспирантов к работе. 

 
2.  Требования к результатам освоения дисциплины. 

 

Изучение  дисциплины  направлено  на  формирование  у  обучающихся  следующих 

общекультурных  (ОК),  общепрофессиональных  (ОПК)  и  профессиональных  (ПК) 
компетенций:   

№ 

п/п 

Код 

компет

енции 

Содержание компетенции (или ее части) 

УК-1 
 

способность к критическому анализу и оценке современных 
научных 
достижений, генерированию новых идей при решении 
исследовательских и практических задач, в том числе в 
междисциплинарных областях 

ОПК-4 

готовность к внедрению разработанных методов и методик, 
направленных на охрану здоровья граждан 

ОПК-5 

способность и готовностью к использованию лабораторной и 
инструментальной базы для получения научных данных  

ПК-5 

способность критически анализировать результаты научного 
исследования и на их основе синтезировать новые знания в области 

 

физиатрии; 

 

2.1 Перечень компетенций и результатов обучения в процессе освоения дисциплины 

 

Компе-
тенция 
(код) 

Результаты обучения 

Виды занятий 

Оценочные 
средства 

 

Знать

 

Уметь

 

Владеть

 

 

 

УК-1 

основные 

методы 

научно-

исследователь

ской 

деятельности 
 

выделять и 

систематизиро

вать основные 

идеи в 

научных 

текстах; 

критически 

оценивать 

любую 

поступающую 

информацию, 

вне 

зависимости 

от источника; 

избегать 

автоматическо

го применения 

стандартных 

приемов при 

решении задач 
 

навыками 

сбора, 

обработки, 

анализа и 

систематизаци

и информации 

по теме 

исследования; 

навыками 

выбора 

методов и 

средств 

решения задач 

исследования 

 

Лекции, 
семинары, 
практические 
занятия, 
самостоятельная 
работа

 

Тестовые 
задания, 
опрос.

 

ОПК-4 

принципы 

разработки 

новых 

методов 

профилакти

ки и лечения 

болезней 

человека, 

нормативну

ю 

документац

ию, 

необходиму

ю 

для 

внедрения 

новых 

методов 

профилакти

ки и лечения 

болезней 

человека, 

понятия
 

и
 

объекты 

интеллектуаль

ной 

собственности, 

способы их 

защиты, 

объекты 

промышленно

оформлять 

заявку на 

изобретение, 

полезную 

модель, базу 

данных; 

формулироват

ь 

практическую 

значимость и 

практические 

рекомендации 

по результатам 

научного 

исследования; 

оформлять 

методические 

рекомендации 

по 

использовани
ю 

новых 

методов 
профилактики 
и 

лечения 

болезней 
человека 

опытом 
внедрения 

в 

практику 

и 

эксплуатации 
разработанных 
методов 

Лекции, 
семинары, 
практические 
занятия, 
самостоятельная 
работа

 

Тестовые 
задания, 
опрос.

 

 

й 
собственности 
в 

сфере 

естественных 
наук;  правила 
составления  и 
подачи  заявки 
на 

выдачу 

патента 

на 

изобретение. 

ОПК-5 

: возможности 
и 
перспективы 
применения 
современных 
лабораторных 
и 
инструменталь
ных методов 
по 
теме научного 
исследования; 
правила 
эксплуатации 
и технику 
безопасности 
при работе с 
лабораторным 
и 
инструменталь
ным 
оборудование
м. 

интерпретиров
ать 
полученные 
лабораторные 
данные по 
профилю 
научного 
исследования; 
интерпретиров
ать 
полученные 
данные 
инструменталь
ных 
исследований 
по профилю 
научного 
исследования; 
использовать 
техническую 
документацию 
при освоении 
методов 
лабораторных 
и 
инструменталь
ных 
исследований; 
соблюдать 
технику 
безопасности 
при 
проведении 
исследований

.

 

 

навыками 
лабораторных 
и/или 
инструменталь
ных 
исследований 
по 

профилю 

научного 
исследования. 

Лекции, 
семинары, 
практические 
занятия, 
самостоятельная 
работа

 

Тестовые 
задания, 
опрос.

 

ПК-5 

особенности 
обучения 
взрослых, 
андрагогическ
ие  принципы 
обучения; 
методы 
определения 

организовать 
процесс 
обучения 

в 

системе 
дополнительно
го 
профессиональ
ного 

навыками 

формирования 

и развития 

учебно-

исследователь

ской 

деятельности у 

обучающихся; 

способами 

Лекции, 
семинары, 
практические 
занятия, 
самостоятельная 
работа

 

Тестовые 
задания, 
опрос.

 

 

возможностей 
потребностей 
и  достижений 
обучающихся 
по программам 
дополнительно
го 
профессиональ
ного 
медицинского 
и 
фармацевтичес
кого 
образования  и 
способы 
проектировани
я  на  основе 
полученных 
результатов 
индивидуальн
ых  маршрутов 
их  обучения, 
воспитания  и 
развития 

образования  с 
использование
м 
современных 
педагогически
х  технологий, 
проектировать 
образовательн
ые  программы, 
разрабатывать 
новые  модули 
и 

темы, 

а 

также формы и 
методы 
контроля, 
обучающихся 
по программам 
дополнительно
го 
образования,  в 
том  числе  на 
основе 
информационн
ых 
технологий. 

анализа 

собственной 

деятельности; 

способами 

организации 

взаимодействи

я с коллегами 

и 

социальными 

партнерами, 

поиск новых 

социальных 

партнеров при 

решении 

актуальных 

научно-

методических 

задач. 
 

 

3.

 

Содержание дисциплины. Распределение трудоемкости дисциплины. 

3.1. Содержание дисциплины: 

№  Наименование раздела 

код 
компетенции 

Содержание раздела 

1. 

Инновационные  
технологии 

в 

диагностике 

и 

дифференциальной 
диагностике  
туберкулеза легких

 

УК – 1 

ОПК  - 4,5 

ПК - 5 

1.Патогенез и патоморфология туберкулеза.

 

Патогенез туберкулеза. Источники и пути 
заражения. Патоморфология туберкулеза. 
Аллергия и иммунитет при туберкулезе. Понятие 
первичного и вторичного периодов туберкулеза 

2

.

Диагностика туберкулеза. Классификация. 

Современная клиническая классификация 
туберкулеза. Особенности, общие принципы и 
методы обследования больных туберкулезом. 
Лечение туберкулеза. Излечение, остаточные 
изменения.

 

 

3.Туберкулиндиагностика. Вакцинация БЦЖ. 
4.Особенности методики обследования 
больного туберкулёзом легких 

2. 

Инновационные 
подходы 

к 

комплексному 
лечению  
туберкулеза легких

 

УК- 1 

ПК - 5 

1. Принципы лечения больных туберкулезом. 

Современные  режимы  противотуберкулезной 
терапии.  Новые  препараты  химиотерапии. 
Разработка  и  поиск  новых  путей  лечения 
туберкулеза. 

2.  Немедикаментозное  лечение  туберкулеза. 

Хирургическое 

лечение 

туберкулеза, 

малоинвазивные  методы  лечения.  Показания  и 

10 

 

противопоказания  этих  методов.  Разработка  и 
поиск новых методов лечения. 

3. 

Клинико-
эпидемические 
аспекты 
туберкулёзного 
воспаления, 
протекающего 

на 

фоне 

вторичных 

иммунодефицитов 

УК – 1  

ОПК – 4,5 

ПК – 5 

1.  Туберкулез  ассоциированный  с  ВИЧ-
инфекцией. 

Особенности  течения  туберкулеза. 

АРВ-терапия и противотуберкулезная терапия. 

2.Профилактика 

туберкулеза 

у 

ВИЧ-

позитивных  лиц.

  Поиск  и  разработка  новых 

методов  ранней  диагностики  ВИЧ-инфекции  и 
предупреждение туберкулезной инфекции. 

4. 

Проблемы 
лекарственной 
устойчивости  
при 

туберкулезе 

легких 

УК – 1 

ОПК  - 4,5 

ПК - 5 

1.  МЛУ  и  ШЛУ  у  МБТ

.  Проблемы 

формирования  МЛУ  и  ШЛУ  в  современном 
мире. Пути решения данных проблем. 

2. Профилактика формирования ЛУ. 

5. 

Сочетание 
туберкулеза 

 

с 

другими 
заболеваниями 

в 

современных 
условиях

 

УК 1 

 ОПК 4,5, 

ПК 5 

1.  Туберкулез  и  сопутствующие  хронические 
заболевания 

и 

состояния. 

Проблема 

туберкулеза  и  сахарного  диабета.  Туберкулез  и 
системные 

воспалительные 

заболевания. 

Туберкулез и  хронические болезни дыхательной 
системы. 

2.  Туберкулез  и  рак. 

Дифференциальная 

диагностика. Течение туберкулезного процесса у 
больных  раком  легких  и  других  органов  и 
систем.  

6. 

Социальные  вопросы 
организации  лечения 
больных  
туберкулезом легких 

ОПК-4 
ОПК-5 
УК-1 
ПК-5 

 

1. 

Проведение 

профилактических 

мероприятий среди населения.  
2.  Медико-санитарная  экспертиза  больных 
тубрекулезом. 

 

3.2.  Распределение  трудоемкости  дисциплины  и  видов  учебной  работы  по 
годам:

 

Вид учебной работы 

Трудоемкость 

Трудоемкость по годам (АЧ)

 

объем в 

зачетных 

единицах 

(ЗЕ) 

объем в 

академич

еских 

часах 

(АЧ) 

 

4

 

Аудиторная работа, в том числе

 

 

 

 

 

Лекции (Л)

 

 

4

 

2

 

Семинарские занятия 
(СЗ)/Практические занятия (ПЗ)

 

 

32

 

16 

16

 

Самостоятельная работа аспиранта 
(СР)

 

11 

396

 

198 

198

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

Зачет/Экзамен

 (указать вид)

 

 

 

Экзамен

 

ИТОГО

 

12 

432

 

216 

216

 

 
3.3.  Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля: 

п/№ 

№ 

Наименование раздела 

Виды учебной работы (в АЧ) 

Оценочные 

11 

 

семестра 

дисциплины 

Л 

СЗ/ПЗ 

СРС 

всего 

средства 

1. 

Инновационные  
технологии 

в 

диагностике 

и 

дифференциальной 
диагностике  
туберкулеза легких

 

66 

76 

Тестирование, 
реферат, 
контрольная 
работа, 
индивидуальн
ое задание 

2. 

Инновационные 
подходы 

к 

комплексному 
лечению  
туберкулеза легких

 

 

66 

70 

Тестирование, 
реферат, 
индивидуальн
ое задание 

3. 

Клинико-
эпидемические 
аспекты 
туберкулёзного 
воспаления, 
протекающего  на  фоне 
вторичных 
иммунодефицитов 

 

66 

70 

Тестирование, 
реферат 

4. 

Проблемы 
лекарственной 
устойчивости  
при туберкулезе легких 

66 

72 

Тестирование, 
реферат, 
контрольная 
работа, 
индивидуальн
ое задание 

5. 

Сочетание  туберкулеза  
с 

другими 

заболеваниями 

в 

современных условиях

 

 

66 

70 

Тестирование, 
реферат, 
индивидуальн
ое задание 

6. 

Социальные  вопросы 
организации  лечения 
больных  
туберкулезом легких 

 

66 

74 

Тестирование, 
индивидуальн
ое задание 

 
3.4. Распределение лекций по годам: 

п/№ 

Наименование тем лекций 

Объем в АЧ 

Современное состояние ситуации по туберкулезу в ПФО, России, 

мире. Основные направления модернизации фтизиатрической 

помощи РФ. 

 

 

 

Лечение туберкулёза. 

 

 

 

ИТОГО (всего - АЧ) 

 

 

 

3.5. Распределение тем семинарских/практических занятий по годам: 

п/№ 

Наименование тем занятий 

Объем в АЧ 

Особенности методики обследования больного туберкулёзом 

легких Формулировка диагноза в соответствии с требованиями 

клинической классификации туберкулёза. 

 

 

 

Туберкулинодиагностика. Вакцинация БЦЖ. Раннее, 

 

 

 

12 

 

своевременное, несвоевременное и позднее выявление 

туберкулеза. 

Лечение больных туберкулёзом лёгких. 

 

 

 

Первичный туберкулёз. Диссеминированный туберкулёз 

 

 

 

Вторичный туберкулез. 

 

 

 

Туберкулёзный плеврит. Дифференциальная диагностика с 

плевритами другой этиологии. 

 

 

 

Осложнения туберкулёза, неотложная помощь 

 

 

 

Противотуберкулезный диспансер. Работа учреждений общей 

лечебной сети по выявлению  туберкулёза. Профилактика 

туберкулёза. 

 

 

 

Туберкулез и ВИЧ-инфекция 

 

 

 

10 

Туберкулез и другие заболевания 

 

 

 

11 

Туберкулез и рак 

 

 

 

12 

Социальные вопросы лечения больных туберкулезом 

 

 

 

13 

ИТОГО (всего - АЧ) 

 

 

16  16 

 
3.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№ 

Наименование вида СР 

Объем в АЧ 

Работа в отделениях диспансера 

 

 

50 

50 

Работа с литературой 

 

 

40 

40 

Работа в поликлинике диспансера 

 

 

50 

50 

Работа с электронными ресурсами 

 

 

58 

58 

ИТОГО (всего - АЧ) 

 

 

198 

198 

 
4.  Оценочные  средства  для  контроля  успеваемости  и  результатов  освоения 
дисциплины. 

4.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств: 

№ 

п/п 

№ 

года 

Формы 

контроля 

Наименование раздела 

дисциплины 

Оценочные средства 

Виды** 

Кол-во 
вопрос

ов в 

задани

и 

Кол-во 

независ

имых 

вариан

тов 

1.

 

 

Тестирова
ние, 
реферат, 
контрольн
ая  работа, 
индивидуа
льное 
задание 

Инновационные  технологии в 
диагностике 

и 

дифференциальной 
диагностике 

 

туберкулеза 

легких

 

Текущий 
контроль 

100 

10 

2.

 

 

Тестирова
ние, 
реферат, 
индивидуа
льное 
задание 

Инновационные  подходы  к 
комплексному 

лечению  

туберкулеза легких

 

Текущий 
контроль 

100 

10 

3. 

Тестирова
ние, 

Клинико-эпидемические 
аспекты 

туберкулёзного 

Текущий 
контроль 

100 

10 

13 

 

реферат 

воспаления,  протекающего  на 
фоне 

вторичных 

иммунодефицитов 

4. 

Тестирова
ние, 
реферат, 
контрольн
ая  работа, 
индивидуа
льное 
задание 

Проблемы 

лекарственной 

устойчивости  
при туберкулезе легких 

Текущий 
контроль 

100 

10 

5. 

Тестирова
ние, 
реферат, 
индивидуа
льное 
задание 

Сочетание  туберкулеза    с 
другими  заболеваниями  в 
современных условиях

 

Текущий 
контроль 

100 

10 

6. 

Тестирова
ние, 
индивидуа
льное 
задание 

Социальные 

вопросы 

организации лечения больных  
туберкулезом легких 

Текущий 
контроль 

100 

10 

 
4.2. Примеры оценочных средств: 

Тестовый контроль: 

 
Выберите правильный ответ 

Для ограниченных форм легочного туберкулеза характерное начало: 

a)

 

острое 

b)

 

постепенное с выраженными жалобами на кашель, одышку 

c)

 

постепенное с жалобами на утомляемость 

d)

 

постепенное с жалобами на кровохарканье 

e)

 

острое с жалобами на боль в грудной клетке 

 

Наиболее частый путь прогрессирования первичного туберкулёза: 

a)

 

Бронхогенный; 

b)

 

Лимфогенный; 

c)

 

Гематогенный; 

d)

 

Лимфогематогенный. 

Цирротический  туберкулёз  формируется  из  перечисленных  ниже  клинических  форм, 
кроме: 

a)

 

Туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов, осложнённого 
бронхолёгочным поражением и туберкулёзом бронхов; 

b)

 

Очагового туберкулёза и бронхо-лобулярного инфильтрата; 

14 

 

c)

 

Диссеминированного и фиброзно-кавернозного; 

d)

 

Лобита и казеозной пневмонии; 

e)

 

Туберкулёза плевры. 

Ситуационная задача 

2.

  Больной  М.,  17  лет,  заболел  остро.  Появилась  головная  боль,  сильный  озноб, 

температура  39,5°,  резкая  слабость,  сухой  надсадный  кашель,  ночные  поты.  В 
анамнезе: 

перенес 

левосторонний 

первичный 

туберкулезный 

комплекс, 

лямблиозный  холецистит.  При  поступлении  в  стационар  состояние  тяжелое, 
акроцианоз,  гипергидроз,  одышка  до  46  в  минуту,  тахикардия.  При  перкуссии 
легочный звук  с  коробочным оттенком,  аускультативно  на  фоне  жесткого  дыхания 
редкие рассеянные мелкопузырчатые хрипы. Живот мягкий, слегка бо лезненный в 
правом  подреберье.  Печень  пальпируется  на  3  см  ниже  реберной  дуги.  Анализ 
крови: Л—13*10

9

/л, п-8%, с-57%, э-4%, б-1%, л-18%, м-12%, СОЭ—50 мм/ч. Моча 

—  без  патологии.  В  мокроте  методом  простой  бактериоскопии  КУМ  не выявлены. 
Рентгеноскопически  со  стороны  органов  грудной  клетки  патологии  не  выявлено. 
Реакция  Манту  с  2  ТЕ  —  отрицательная.  На  обзорной  рентгенограмме  через  10 
дней  после  заболевания  определяются  двусторонние  однотипные  множественные 
мелкие  очаговые  тени  малой  интенсивности  с  нечеткими  границ ами  тотально  по 
воем легочным полям. В левом легком очаг Гона и кальцинат в левом корне.  

Поставьте диагноз и дайте его обоснование. 

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

Дайте определение очагового туберкулеза легких. 

2.

 

Случаи применения искусственного пневмоторакса и пневмоперитонеума при 
инфильтративном туберкулезе. 

3.

 

Клиническая картина спонтанного пневмоторакса 

 
5.  Учебно-методическое  и  информационное  обеспечение  дисциплины  (печатные, 
электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы). 

5.1. Перечень основной литературы: 

№ 

Наименование согласно 

библиографическим требованиям 

Количество экземпляров 

В 

электронном 

каталоге 

(есть/ нет) 

На 

кафедре 

В 

библиотеке 

А.В. Павлунин, А.С. Шпрыков, Р.Ф. 

Мишанов «Фтизиатрия». Н.Новгород: 

2017г. – 620с., ил 

20 

75 

есть 

2. 

Перельман  М.И.,  Богадельникова  И.В. 
«Фтизиатрия». 

М.: 

ГЭОТАР-Медиа, 

2010.-248с.+ СD 

20 

57 

есть 

 
5.2 Дополнительная литература: 

№ 

Наименование согласно 

библиографическим требованиям 

Количество экземпляров 

В 

электронном 

каталоге 

(есть/нет) 

На кафедре 

В библиотеке 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..