Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     25      26      27      28     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 27

 

 

 

66 

нозологическими 
формами. 
 
 

дыхания 

и 

других 

локализаций 
специфического процесса.  
Особенности  клинического 
проявления 

и 

течения 

туберкулеза,  его  выявление 
и  профилактику  у  детей  и 
подростков.  
Особенности 

клиники 

и 

принципы 

диагностики 

внелегочных 

форм 

туберкулеза  (мочеполового, 
костно 

суставного, 

периферических 

и 

мезентериальных 
лимфатических 

узлов, 

мозговых  оболочек,  кожи, 
глаз и других органов);  
Особенности 

течения 

и 

исхода 

в 

различных 

возрастных 

группах; 

типичное 

и 

атипичное 

течение 

(«маски» 

туберкулеза)  в  том  числе 
при 

наличии 

сопутствующих 
заболеваний.  
Клиническую  симптоматику 
и 

терапию 

неотложных 

состояний, 

осложнения 

туберкулеза 

органов 

дыхания 

и 

меры 

их 

предупреждения.  
Неотложные 

лечебные 

мероприятия,  применяемые 
при 

угрожающих 

состояниях 

в 

клинике 

туберкулеза 

и 

других 

легочных заболеваний.  
Причины 

возникновения 

туберкулезного  процесса  в 
организме,  механизмы  его 
развития. 
Показания к госпитализации 
больных 

туберкулезом 

(плановой, 

экстренной). 

Принципы 

комплексной 

терапии  туберкулеза  детей, 
подростков 

и 

взрослых 

(впервые 

выявленных 

и 

больных 

хроническими 

формами 

туберкулеза); 

больных  с  лекарственно-
устойчивыми 

формами 

туберкулеза. 

 

Показания 

к 

патогенетической 

и 

иммуномодулирующей 
терапии  при  разных  формах 
заболевания, 

методы 

и 

средства  патогенетической 
терапии. 

Принципы 

и 

техники коллапсотерапии.  
Классификацию,  механизмы 
действия, 

принципы 

Выявление внелегочного 
туберкулеза 

 

клиническими 

признаками являются

  

 

а)  ноющие 

боли 

в 

области поясницы  
 

б)  изменения  в  моче  в 

виде гематурии  
 

в)  острая боль в животе  

 

г)  субфебрилитет  

 

д)  изменения  в  моче  в 

виде лейкоцитурии  + 
 

2. 

Ранний 

клинический 

признак 

туберкулезного 

спондилита - это  

 

а)  боль 

в 

области 

позвоночника при ходьбе  
 

б)  ограничение 

подвижности 

в 

области 

позвоночника  
 

в)  боль 

в 

области 

позвоночника в покое  + 
 

г)  нарушение  функции 

тазовых органов  
 

д)  все перечисленное  

 

3. 

Основными 

критериями 

излечения 

туберкулеза 

мочевой 

системы  
 

являются 

все 

перечисленные, кроме  

 

а)  прекращения 

бактериовыделения  
 

б)  прекращения 

лейкоцитурии  
 

в)  нормализации 

функциональных  показателей 
почек  
 

г)  стеноза мочеточника + 

 

д)  кальцинатов 

в 

паренхиме почек  
 

4. 

Ранний  и  характерный 

клинический признак  
 

туберкулеза 

тазобедренного сустава - это  

 

а)  ограничение 

подвижности в суставе + 
 

б)  боль  в  суставе  при 

нагрузке  
 

в)  боль в суставе в покое  

 

г)  гиперемия  кожи  над 

суставом  
 

д)  отечность  в  области 

сустава  

 
5. 

Среди 

внелегочных 

форм 

туберкулезный 

лимфаденит занимает  

 

а)  первое место  

 

б)  второе место + 

 

в)  третье место  

 

г)  четвертое место  

        д)  пятое место 

 

67 

применения 
противотуберкулезных 
моно-  и  комбинированных 
химиопрепаратов,  побочные 
реакции, 

меры 

их 

профилактики и лечения  
Современные 

режимы 

химиотерапии,  в  том  числе 
при  развитии  лекарственной 
устойчивости  микобактерий 
туберкулеза  
Принципы  хирургического 
лечения 

туберкулеза, 

топографическую  анатомию 
конкретных 

областей 

и 

органов,  их  возрастную  и 
индивидуальную 
изменчивость, 

виды 

и 

технику 

основных 

хирургических 

операций, 

используемых 

при 

туберкулезе. 

 

Уметь 

Выявить 

долокальные 

и 

локальные 

формы 

туберкулеза  у  детей  и 
подростков. 
Выявить 

внелегочные 

локализации туберкулеза.  
Провести 
дифференциальную 
диагностику  со  сходными 
заболеваниями 

органов 

дыхания. 
Сформулировать 

диагноз 

туберкулеза 

органов 

дыхания,  определить  его 
форму  и  фазу  течения,  а 
также 

установить 

осложнения этого процесса  
Выявить 

сопутствующие 

туберкулезу  заболевания  и 
определить 

лечебную 

тактику  по  отношению  к 
ним.  
Назначать 

больным 

туберкулезом 

адекватное 

лечение  в  соответствии  с 
поставленным 

диагнозом, 

осуществлять 

алгоритм 

выбора  медикаментозной  и 
немедикаментозной  терапии 
как  профильным  больным  с 
туберкулезом, 

так 

и 

больным 

с 

другими 

заболеваниями 

органов 

дыхания.  
Оказывать  в  полном  объеме 
лечебные  мероприятия  при 
туберкулезе  в  плановых  и 
экстренных  ситуациях  при 
развитии 

неотложных 

состояний.  
Назначить 

режимы 

химиотерапии 

в 

Задача № 1 

Больного  38  лет  беспокоят 
боли  в  спине  около  2  лет.  За 
медицинской  помощью  не 
обращался. 

После 

резкой 

физической  нагрузки  боли  в 
спине  усилились.  Обратился  к 
участковому 

терапевту. 

С 

диагнозом 

"Остеохондроз" 

был 

направлен 

на 

курс 

мануального  массажа,  где  во 
время сеанса развился болевой 
шок. 

Больной 

после 

рентгенологического 
обследования был доставлен  в 
нейрохирургическое 
отделение  с  подозрением  на 
компрессионный 

перелом 

позвоночника.  В  отделении 
была 

произведена 

паравертебральная 

блокада, 

после 

которой 

наступил 

паралич нижних конечностей с 
тазовыми  расстройствами.  На 
рентгенограммах 

грудного 

отдела  позвоночника  в  2-х 
проекциях  отмечается  резкое 
снижение 

высоты 

межпозвонкового  диска  Th

6

-

Th

7

,  тело  Th

7

  клиновидной 

формы 

основанием 

кзади. 

Смежные  с  диском  участки 
тела  Th

6

-Th

7

  с  неровными 

нечеткими контурами, на этом 
уровне  имеется  искривление 
позвоночника в переднезаднем 
направлении. 
Паравертебрально 

имеется 

продолговатая 

тень 

веретенообразной формы. 

Задание: 

1.Поставьте  предварительный 
диагноз.  
2.На  каких  этапах  оказания 
медицинской  помощи  были 
допущены ошибки? 
3.Тактика лечения. 
4.Группа диспансерного учета, 
прогноз. 
 

Задача № 2 

 

У  мужчины  43  лет  в 

течение  3  лет  при  ежегодном 
обследовании  у  терапевта  в 
общем 

анализе 

мочи 

постоянно 

обнаруживалась 

лейкоцитурия, 
микрогематурия. 
Периодические 

боли 

в 

поясничной  области  больной 
связывал 

с 

физическими 

нагрузками. 

В 

последнее 

время  отмечает  повышенную 

 

68 

соответствии  с  возрастом 
больного, 

особенностями 

туберкулезного 

процесса, 

сопутствующей  патологией 
и 

типом 

лекарственной 

устойчивости.  
Предупреждать  развитие  и 
купировать 

побочные 

реакции 

на 

противотуберкулезные 
препараты  
Определить  показания  и 
назначить 

адекватную 

патологическому  процессу 
патогенетическую 

и 

иммуномодулирующую 
терапию  
Оказывать 

помощь 

при 

легочном 

кровотечении, 

спонтанном  пневмотораксе, 
проводить  реанимационные 
мероприятия.  
  

 

Владеть 

Отраслевыми  стандартами 
объемов 

лечения 

во 

фтизиатрии.  
Способностью 

к 

формированию  системного 
подхода 

к 

анализу 

медицинской  информации, 
опираясь на всеобъемлющие 
принципы 

доказательной 

медицины,  основанной  на 
поиске 

решений 

с 

использованием 
теоретических 

знаний 

и 

практических 

умений 

в 

целях 

оптимизации 

лечебной тактики.  
Навыками 

назначения 

режимов  химиотерапии  и 
использования 
противотуберкулезных 
препаратов.  

 

потливость, 

утомляемость, 

небольшую 

потерю 

веса. 

Неспецифическая  терапия  без 
эффекта. 

Больной 

был 

направлен к урологу. Симптом 
поколачивания 

слабо 

положительный  справа.  При 
внутривенной    урографии: 
функция 

левой 

почки 

сохранена,  справа  снижена. 
Отмечается 

деформация 

чашечек, 

расширение 

чашечно-лоханочной  системы 
справа, 

стриктура 

и 

расширение 

мочеточника 

справа.  

 
Задание: 

1.Какие 

дополнительные 

диагностические  мероприятия 
необходимо провести?  
2.Поставьте  предварительный 
диагноз.  
3.Тактика лечения. 
4.Прогноз, 

группа 

диспансерного учета. 
 
 

ПК- 8 
-

 

способностью 

к 

определению 

тактики 

ведения 

пациентов 

с 

различными 
нозологическими 
формами. 
 
 

Знать 

Клиническую 

и 

рентгенологическую 
семиотику  основных  форм 
туберкулеза 

органов 

дыхания 

и 

других 

локализаций 
специфического процесса.  
Особенности  клинического 
проявления 

и 

течения 

туберкулеза,  его  выявление 
и  профилактику  у  детей  и 
подростков.  
Особенности 

клиники 

и 

принципы 

диагностики 

внелегочных 

форм 

туберкулеза  (мочеполового, 
костно 

суставного, 

периферических 

и 

Тема 10. Общие 
принципы лечения. 
Режимы химиотерапии 
больных туберкулезом 
легких. Характеристика 
туберкулостатиков, 
классификация 
препаратов. 
Неспецифическая  
патогенетическая, 
симптоматическая 
терапия. Побочные 
реакции, их 
предупреждение и 
устранение. 

Тесты: 
1.      Лечебная  тактика  при 
туберкулезе определяется  

 

а)  возрастом больных  

 

б)  клинической  формой 

туберкулеза 

и 

наличием 

деструктивных изменений  
 

в)  наличием  массивного 

бактериовыделения  
 

г)  наличием 

сопутствующих заболеваний и 
их характером  
 

д)  всем  перечисленным  

 
2. 

Задачей  комплексного 

лечения 

больного 

туберкулезом является  

 

а)  воздействие 

на 

 

69 

мезентериальных 
лимфатических 

узлов, 

мозговых  оболочек,  кожи, 
глаз и других органов);  
Особенности 

течения 

и 

исхода 

в 

различных 

возрастных 

группах; 

типичное 

и 

атипичное 

течение 

(«маски» 

туберкулеза)  в  том  числе 
при 

наличии 

сопутствующих 
заболеваний.  
Клиническую  симптоматику 
и 

терапию 

неотложных 

состояний, 

осложнения 

туберкулеза 

органов 

дыхания 

и 

меры 

их 

предупреждения.  
Неотложные 

лечебные 

мероприятия,  применяемые 
при 

угрожающих 

состояниях 

в 

клинике 

туберкулеза 

и 

других 

легочных заболеваний.  
Причины 

возникновения 

туберкулезного  процесса  в 
организме,  механизмы  его 
развития. 
Показания к госпитализации 
больных 

туберкулезом 

(плановой, 

экстренной). 

Принципы 

комплексной 

терапии  туберкулеза  детей, 
подростков 

и 

взрослых 

(впервые 

выявленных 

и 

больных 

хроническими 

формами 

туберкулеза); 

больных  с  лекарственно-
устойчивыми 

формами 

туберкулеза. 

 

Показания 

к 

патогенетической 

и 

иммуномодулирующей 
терапии  при  разных  формах 
заболевания, 

методы 

и 

средства  патогенетической 
терапии. 

Принципы 

и 

техники коллапсотерапии.  
Классификацию,  механизмы 
действия, 

принципы 

применения 
противотуберкулезных 
моно-  и  комбинированных 
химиопрепаратов,  побочные 
реакции, 

меры 

их 

профилактики и лечения  
Современные 

режимы 

химиотерапии,  в  том  числе 
при  развитии  лекарственной 
устойчивости  микобактерий 
туберкулеза  
Принципы  хирургического 
лечения 

туберкулеза, 

топографическую  анатомию 

возбудителя заболевания  
 

б)  улучшение 

фармакокинетики 
химиопрепаратов  
 

 

и 

повышение 

их 

концентрации  
 

 

в 

основной 

зоне 

специфического процесса  
 

в)  повышение 

уровня 

защиты  факторов  организма 
больного,  
 

 

улучшение 

репаративных процессов  
 

 

и 

нормализация 

процессов метаболизма  
 

г)  снижение 

выраженности  
 

 

нежелательного 

побочного 

действия 

химиопрепаратов  
        д)  все перечисленное + 
 

3. 

Составными 

элементами 

комплексного 

лечения является  

 

а)  химиотерапия  

 

б)  патогенетическая 

терапия  
 

в)  симптоматическая 

терапия и лечение неотложных 
состояний  
 

г)  хирургическое 

лечение  
 

д)  все перечисленное  + 

 
4. 

Оптимальная  суточная 

доза химиопрепарата 
 

при  лечении  больного 

туберкулезом определяется  
 

всеми  перечисленными 

факторами, кроме  

 

а)  переносимости 

химиотерапии  
 

б)  фармакокинетики 

химиопрепарата  
 

в)  массы тела больного и 

его возраста  
 

г)  ритма 

введения 

химиопрепарата 

(ежедневно 

или прерывисто)  
 

д)  необходимости 

достижения 

подавляющей 

рост микобактерий  
 

 

концентрации 

препарата в организме  + 

 
5. 

Терапевтическая 

тактика  
 

при 

возникновении 

нежелательных 

побочных 

реакций  
 

в  период  химиотерапии 

определяется  

 

а)  степенью 

выраженности 

побочного 

 

70 

конкретных 

областей 

и 

органов,  их  возрастную  и 
индивидуальную 
изменчивость, 

виды 

и 

технику 

основных 

хирургических 

операций, 

используемых 

при 

туберкулезе. 

 

Уметь 

Выявить 

долокальные 

и 

локальные 

формы 

туберкулеза  у  детей  и 
подростков. 
Выявить 

внелегочные 

локализации туберкулеза.  
Провести 
дифференциальную 
диагностику  со  сходными 
заболеваниями 

органов 

дыхания. 
Сформулировать 

диагноз 

туберкулеза 

органов 

дыхания,  определить  его 
форму  и  фазу  течения,  а 
также 

установить 

осложнения этого процесса  
Выявить 

сопутствующие 

туберкулезу  заболевания  и 
определить 

лечебную 

тактику  по  отношению  к 
ним.  
Назначать 

больным 

туберкулезом 

адекватное 

лечение  в  соответствии  с 
поставленным 

диагнозом, 

осуществлять 

алгоритм 

выбора  медикаментозной  и 
немедикаментозной  терапии 
как  профильным  больным  с 
туберкулезом, 

так 

и 

больным 

с 

другими 

заболеваниями 

органов 

дыхания.  
Оказывать  в  полном  объеме 
лечебные  мероприятия  при 
туберкулезе  в  плановых  и 
экстренных  ситуациях  при 
развитии 

неотложных 

состояний.  
Назначить 

режимы 

химиотерапии 

в 

соответствии  с  возрастом 
больного, 

особенностями 

туберкулезного 

процесса, 

сопутствующей  патологией 
и 

типом 

лекарственной 

устойчивости.  
Предупреждать  развитие  и 
купировать 

побочные 

реакции 

на 

противотуберкулезные 
препараты  
Определить  показания  и 
назначить 

адекватную 

патологическому  процессу 

свойства  
 

б)  правильной 

идентификацией 
химиопрепарата,  
 

 

вызвавшего  побочный 

эффект  
 

в)  патогенезом 

выявляемых 

побочных 

реакций  + 
 

г)  своевременным 

проведением  корригирующих 
мероприятий  
 

д)  комплексом 

корригирующих мероприятий  

 
 
 

 

 

71 

патогенетическую 

и 

иммуномодулирующую 
терапию  
Оказывать 

помощь 

при 

легочном 

кровотечении, 

спонтанном  пневмотораксе, 
проводить  реанимационные 
мероприятия.  
  

 

Владеть 

Отраслевыми  стандартами 
объемов 

лечения 

во 

фтизиатрии.  
Способностью 

к 

формированию  системного 
подхода 

к 

анализу 

медицинской  информации, 
опираясь на всеобъемлющие 
принципы 

доказательной 

медицины,  основанной  на 
поиске 

решений 

с 

использованием 
теоретических 

знаний 

и 

практических 

умений 

в 

целях 

оптимизации 

лечебной тактики.  
Навыками 

назначения 

режимов  химиотерапии  и 
использования 
противотуберкулезных 
препаратов.  

 

 ПК-3 

 

способностью 

и 

готовностью 

к 

проведению 
противоэпидемических 
мероприятий, 
организации 

защиты 

населения  в  очагах  особо 
опасных  инфекций,  при 
ухудшении радиационной 
обстановки, 

стихийных 

бедствиях 

и 

иных 

чрезвычайных ситуациях. 
 

Знать.

 Эпидемиологию 

туберкулеза, основные 
эпидемиологические 
показатели в РФ и РС(Я), 
значение социально-
экономических и 
наследственных факторов в 
развитии туберкулеза.

 

Основные 

принципы 

и 

способы  защиты  населения 
при  стихийных  бедствиях  и 
иных 

чрезвычайных 

ситуациях  
Противоэпидемические 
мероприятия,  проводимые  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Дезинфекция 

при 

туберкулезе. 

Текущая 

и 

заключительная 
дезинфекции.  
Методы 

обеззараживания 

мокроты, 

дезинфекция 

белья,  посуды,  помещений, 
борьба с мухами. 

 

Меры, 

предупреждающие 

распространение 
лекарственно-устойчивого 
туберкулеза, 

заражение 

человека  туберкулезом  от 
животных.  
Работа  в  туберкулезных 

Тема 11.  
Противотуберкулезный 
диспансер: функции и 
задачи. Группы 
диспансерного 
наблюдения за больными 
туберкулезом. 
Классификация очагов 
инфекции, работа в очагах 
туберкулеза. 

Тесты: 
 
1.  Профилактические 
мероприятия  по  туберкулезу 
в общежитиях включают  

 

а)  предупреждать 

вселение 

больных 

туберкулезом  
 

б)  исключать 

переселение 

заболевшего 

туберкулезом  
 

в)  выделение  больному 

туберкулезом 

отдельной 

комнаты (квартиры) 
         г)        дезинфекцию 
помещения, 

где 

проживал 

больной   
 

д)  все перечисленное + 

2. 

В 

противотуберкулезном 
учреждении  
 

для 

профилактики 

туберкулеза 

среди 

сотрудников  
 

необходимо  иметь  все 

перечисленное, кроме  

 

а)  отдельного  гардероба 

и  специальной  одежды  для 
персонала  
 

б)  отдельного 

помещения для приема пищи  
 

в)  отдельной 

регистратуры  + 
 

 

72 

очагах, 

меры 

предупреждения 
инфицирования  в  очагах. 
Профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Наблюдение 

за 

детьми, 

находящимися  в  контакте  с 
бациллярными 

больными 

Уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Уметь 

Проводить 
противоэпидемические 
мероприятия  в  условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Проводить 

работу 

в 

туберкулезных 

очагах, 

осуществлять  
меры 

предупреждения 

инфицирования в очагах  
Проводить 
профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Осуществлять  наблюдение 
за  детьми,  находящимися  в 
контакте  с  бациллярными 
больными.    Контролировать 
уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Владеть  

Методиками 
противоэпидемических 
мероприятий,  проводимых  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения,  в  том  числе  в 
отношении 

лекарственно-

устойчивого туберкулеза.  
Методиками 

санитарного 

контроля  в  отношении  лиц, 
находящихся  в  условиях 
наибольшей 

опасности 

заражения туберкулезом.  
Техниками  обеззараживания 
мокроты, 

дезинфекция 

белья, посуды, помещений.  
Технологиями работы в 
туберкулезных очагах, в том 
числе при наличии 
беременных и 
новорожденных. 

3. 

Группа  диспансерного 

учета для детей,  
 

страдающих  активным 

туберкулезом 

органов 

дыхания - это  

 

а)  IIIа  

 

б)  I    + 

 

в)  Vа  

 

г)  IV  

 

4. 

В  диспансере  дети  из 

очагов 

туберкулезной 

инфекции в возрасте до 3 лет  
 

осматриваются

  

 

а)  1 раз в 3 месяца  + 

 

б)  1 раз в 2 месяца  

        в)  1 раз в 6месяцев  
 

 

73 

ПК – 7 

готовностью 

к 

проведению  экспертизы 
временной 
нетрудоспособности, 
участию  в  проведении 
медико- 

социальной 

экспертизы,  констатации 
биологической 

смерти 

человека. 
 
 

Знать 

Законодательство  об  охране 
труда 

больных 

туберкулезом,  сотрудников 
и  о  защите  населения  от 
туберкулеза.  
Вопросы 

временной 

и 

стойкой 

утраты 

трудоспособности, 
врачебно-трудовой 
экспертизы во фтизиатрии.  
Законодательство  по  охране 
населения от туберкулеза.  
Врачебно-трудовая 
экспертиза 

во 

фтизиатрической практике.   

 
Уметь 

Решить 

вопрос 

о 

трудоспособности  больного 
туберкулезом.  
Оценить 

эффективность 

диспансерного  наблюдения 
за  здоровыми  и  больными 
туберкулезом,  в  том  числе 
хроническими больными. 

 

Использовать  нормативную 
документацию,  принятую  в 
здравоохранении 

(законы 

Российской 

Федерации, 

международные 

и 

национальные 

стандарты, 

приказы, 

рекомендации, 

терминологию, 
международные 

системы 

единиц  (СИ),  действующие 
международные  
классификации),  а  также 
документацию  для  оценки 
качества  и  эффективности 
работы 

медицинских 

организаций, в том числе по 
вопросам 

оказания 

противотуберкулезной 
помощи населению.  

 
Владеть 

Методикой  наблюдения  за 
диспансерными 

группами 

взрослых, 

детей 

и 

подростков, 

больных 

туберкулезом.  
Методиками 

проведения 

всех  видов  диспансерной 
работы 

(диагностической, 

лечебной, 
профилактической) 

в 

отношении 

больных 

туберкулезом 

и 

их 

окружения. 

 

Тема 11.  
Противотуберкулезный 
диспансер: функции и 
задачи. Группы 
диспансерного 
наблюдения за больными 
туберкулезом. 
Классификация очагов 
инфекции, работа в очагах 
туберкулеза. 

Задача №1 

У  больного  с  диагнозом 
туберкулёма  легких  в  фазе 
распада и обсеменения, МБТ в 
мокроте  обнаружены  методом 
флотации.  Больной  занимает 
одну из комнат трёхкомнатной 
квартиры,  в  двух  других 
проживают 

соседи: 

трое 

маленьких  детей  (старшему  6 
лет) и двое взрослых. 
 
Укажите: 
1Тип очага 
2.Перечислите 

первичные 

мероприятия 

проводимые 

фтизиатром 

в 

очаге 

туберкулёзной  инфекции  в 
отношении 
бактериовыделителя 

и 

контактных лиц. 
3.Назовите 

группу 

диспансерного учета. 

 

Задача №2 

Больной,  страдает  активным 
туберкулёзом лёгких в течение 
17  лет.  В  настоящее  время 
обострение  процесса,  МБТ  в 
мокроте 

выделяет 

непостоянно.  Живет  в  2-х 
комнатной квартире  с женой и 
4  –  летним  сыном.  Больной 
имеет  отдельную  комнату, 
дисциплинирован, 
гигиенические 

правила 

соблюдает. 
 
Укажите: 
1.Тип очага 
2.Перечислите 

текущие 

мероприятия  в  данном  очаге, 
проводимые  
противотуберкулёзным 
диспансером. 
3. 

Назовите 

группу 

диспансерного учета. 
 
 

 ПК-3 

 

способностью 

и 

готовностью 

к 

проведению 
противоэпидемических 

Знать.

 Эпидемиологию 

туберкулеза, основные 
эпидемиологические 
показатели в РФ и РС(Я), 
значение социально-

Тема 12.   Социальная , 
санитарная и 
специфическая 
профилактика 
туберкулеза. 

Тесты: 

1. 

Для 

проведения 

противотуберкулезной 
вакцинации 

диспансер 

осуществляет  

 

74 

мероприятий, 
организации 

защиты 

населения  в  очагах  особо 
опасных  инфекций,  при 
ухудшении радиационной 
обстановки, 

стихийных 

бедствиях 

и 

иных 

чрезвычайных ситуациях. 
 

экономических и 
наследственных факторов в 
развитии туберкулеза.

 

Основные 

принципы 

и 

способы  защиты  населения 
при  стихийных  бедствиях  и 
иных 

чрезвычайных 

ситуациях  
Противоэпидемические 
мероприятия,  проводимые  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Дезинфекция 

при 

туберкулезе. 

Текущая 

и 

заключительная 
дезинфекции.  
Методы 

обеззараживания 

мокроты, 

дезинфекция 

белья,  посуды,  помещений, 
борьба с мухами. 

 

Меры, 

предупреждающие 

распространение 
лекарственно-устойчивого 
туберкулеза, 

заражение 

человека  туберкулезом  от 
животных.  
Работа  в  туберкулезных 
очагах, 

меры 

предупреждения 
инфицирования  в  очагах. 
Профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Наблюдение 

за 

детьми, 

находящимися  в  контакте  с 
бациллярными 

больными 

Уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Уметь 

Проводить 
противоэпидемические 
мероприятия  в  условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Проводить 

работу 

в 

туберкулезных 

очагах, 

осуществлять  
меры 

предупреждения 

инфицирования в очагах  
Проводить 
профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Осуществлять  наблюдение 
за  детьми,  находящимися  в 
контакте  с  бациллярными 
больными.    Контролировать 
уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Владеть  

 

а)  подготовку  врачей  и 

медицинских 

сестер 

по 

вакцинации  
 

б)  методическое 

руководство 

и 

инструктирование  
 

в)  вакцинацию 

и 

ревакцинацию 

детей 

и 

подростков  
 

 

из 

очагов 

туберкулезной инфекции  
 

г)  изоляцию 

бактериовыделителей  
 

 

на 

период 

формирования 
поствакцинального 
иммунитета  
 

д)  все перечисленное  + 

 

2. 

Химиопрофилактика 

туберкулеза показана лицам  

 

а)  контактирующим 

с 

бактериовыделителем  
 

б)  с 

виражом 

туберкулиновой 
чувствительности  
 

в)  состоящим  на  учете  в 

III 

и 

VII 

группам 

диспансерного учета  
 

г)  имеющим 

повышенный  риск  заболеть 
туберкулезом  
 

д)  всем перечисленным + 

 

3. 

Задачами 

санитарно-

эпидемиологических 
станций являются  

 

а)  организация 

профосмотров на туберкулез  
 

б)  участие в организации 

вакцинации  и  ревакцинации 
против туберкулеза  
 

в)  регистрация  и  учет 

бациллярных 

больных 

и 

работа в очаге  
 

г)  контроль 

за 

декретированными группами  
 

 

по  их  обследованию 

на туберкулез  
 

д)  все перечисленное  + 

 

4.
 

Противотуберкулезным

и мероприятиями,  
 

осуществляемыми 

санитарно-
эпидемиологической 
службой, являются  

 

а)  планирование 

массовой 
туберкулинодиагностики  
 

 

и  контроль  за  ее 

выполнением  
 

б)  планирование 

вакцинации  и  ревакцинации 

 

75 

Методиками 
противоэпидемических 
мероприятий,  проводимых  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения,  в  том  числе  в 
отношении 

лекарственно-

устойчивого туберкулеза.  
Методиками 

санитарного 

контроля  в  отношении  лиц, 
находящихся  в  условиях 
наибольшей 

опасности 

заражения туберкулезом.  
Техниками  обеззараживания 
мокроты, 

дезинфекция 

белья, посуды, помещений.  
Технологиями работы в 
туберкулезных очагах, в том 
числе при наличии 
беременных и 
новорожденных. 

БЦЖ  
 

в)  контроль 

за 

правильностью 

хранения 

вакцины БЦЖ  
 

г)  контроль 

за 

правильностью прививок БЦЖ  
 

д)  все перечисленное +

 

 
5. 

Вакцина БЦЖ - это  

 

а)  живые МБТ  

 

б)  убитые МБТ  

 

в)  живые, 

но 

ослабленные 

микобактерии 

вакцинного штамма + 
 

6. 

Вакцина БЦЖ  

 

а)  должна 

обладать 

иммуногенностью  
 

б)  должна 

быть 

стабильна при хранении  
 

в)  должна 

быть 

авирулентной  
 

г)  соответствовать  всем 

перечисленным требованиям + 
 

7. 

Оптимальной 

температурой 

режима 

хранения вакцины БЦЖ  

 

а)  +20°С  

 

б)  +2°С  

 

в)  +4°С  + 

 

г)  0°С  

 

д)  +5°С  

 

8. 

Вакцина БЦЖ вводятся  

 

а)  внутрь 

и 

интраназально  
 

б)  внутримышечно  

 

в)  накожно  

 

г)  подкожно  

 

д)  внутрикожно +  

 

9. 

Место 

введения 

вакцины БЦЖ  

 

а)  подлопаточная 

область  
 

б)  область живота  

 

в)  верхняя треть плеча +  

 

10.  После 

правильно 

проведенной  вакцинации  и 
ревакцинации БЦЖ  
 

на коже остается  

 

а)  пятно  

 

б)  рубец  + 

 

в)  звездчатый рубец  

 

г)  келлоидный рубец  

 

 
 
 

 
 

 

76 

 

6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания 

 

Характеристики процедуры

 

 

Вид процедуры (название)

 

Промежуточная аттестация 

Цель процедуры

 

Контроль усвоения учебного материала 

Локальные 

акты 

вуза, 

регламентирующие 
проведение процедуры

 

Положение о текущей и промежуточной аттестации СВФУ.

 

Субъекты, 

на 

которых 

направлена процедура

 

студенты 

Период проведения процедуры

 

сессии 

Требования  к  помещениям  и 
материально-техническим 
средствам 

 

Учебная аудитория 

Шкалы 

оценивания 

результатов 

 

Шкала оценивания результатов 100 балльная система

 

Результаты процедуры

 

В 

результате 

экзамена 

студент 

получает 

оценку 

«неудовлетворительно», 

«удовлетворительно», 

«хорошо», 

«отлично»  с  указанием  набранных  баллов  и  их  буквенных 
эквивалентов.

 

 
 

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения 

дисциплины «Фтизиатрия» 

№ 

Автор, название, место издания, 

издательство, год издания учебной 

литературы, вид и характеристика 

иных информационных ресурсов 

Наличие 

грифа, 

вид 

грифа 

НБ СВФУ, 

кафедральн

ая 

библиотека 

и кол-во 

экземпляро

в  

Электронные 

издания: 

точка 

доступа к 

ресурсу 

(наименован

ие ЭБС, ЭБ 

СВФУ)  

Основная литература

2

 

 

Туберкулез  у  детей  и  подростков: 
учебное  пособие/  под  редакцией  В. 
А. Аксеновой. 2007. -272 с.  
 

 

 

www.studmedli
b.ru

. 

Туберкулез  легких  с  лекарственной 
устойчивостью 

возбудителя: 

учебное  пособие.  Мишин  В.Ю., 
Чукчанов  В.  И.,  Григорьев  Ю.  Г.  и 
др. 2009.- 208с. (Серия  «Библиотека 
врача-специалиста»). 

 

 

www.studmedli
b.ru

. 

Туберкулодиагностика: 

учебное 

пособие. Мишин В.Ю. 2013. – 136 с. 
(Серия 

«Бибилотека 

врача-

специалиста») 

 

 

www.studmedli
b.ru

. 

4. 

Фтизиатрия  +  СД.  Перельман 
М.И.2012. М.:Гэотар Медиа 

 

28 шт 

www.studmedli
b.ru

. 

                                                 

 

 

77 

5. 

Туберкулез  у  детей,  подростков  и 
взрослых:  курс  лекций.    Король 
О.И.2012.С-Пб 

 

4 шт 

 

6. 

Фтизиопульмонология. 

Мишин 

В.Ю. 2010.М.: Гэотар Медиа. 

 

24 шт 

www.studmedli
b.ru

. 

Дополнительная литература 

Федеральный закон от 30 марта 1999 
г. N 52-ФЗ 
"О санитарно-эпидемиологическом 
благополучии населения"

 

 

 

www.studmedli
b.ru

. 

Санитарно- эпидемиологические 
правила СП 3.1.2.3114-13 
«Профилактика туберкулеза» от 
22.10.2013г. №60 

 

 

www.consultant.
ru 

3. 

Приказ МЗ РФ №109 от 21.03.2003 
«О совершенствовании 
противотуберкулезных мероприятий 
в Российской Федерации» 

 

 

www.consultant.
ru 

 

78 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее 
сеть-Интернет), необходимых для освоения дисциплины 

 

ЭБС консультант студента 

www.studmedlib.ru

. 

ЭБС консультант врача 

www.rosmedib.ru

 

 

«Консультант плюс» 

http://www.consultant.ru

 

  
«Гарант» 

http://www.garant.ru

  

 

Медицинские поисковые системы — MedExplorer, MedHunt, PubMed и др.). 
Поисковые системы: 

1. Google 
2. Yandex 
3. Rambler 
4. Yahoo  
5. Bing 

Электронные образовательные ресурсы: 

http://eor.edu.ru

  

 

http://www.elibrery.ru

  

 

http://www.scsml.rssi.ru

 

 

http://www.spsl.nsc.ru

 

 

http://www.it2med.ru/mir.html

 

 

http://www.med–line.ru

 

 

http://www.medlit.ru

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

79 

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления 

образовательного процесса по дисциплине «Фтизиатрия» 

 

№ 

п/п 

Н 

Раздел (модуль) 

Форма 

организаци

и учебного 

процесса*  

Объе

м 

часов  

Наименование 

специализирован

ных аудиторий, 

кабинетов, 

лабораторий  и 

пр. 

Перечень 

оборудования 

**  

1. 

 

 

Туберкулез 

– 

социальная 
инфекция. 
Исторические 
сведения 

о 

туберкулезе. 
История  развития 
фтизиатрии 

в 

России,  Якутии. 
Эпидемиология 
туберкулеза, 
основные 
эпидемиологичес
кие  показатели  в 
РФ 

и 

РС(Я), 

значение 
социально-
экономических  и 
наследственных 
факторов 

Лекция. 
 
 

 МИ 

 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска 

 

Тема 2. 
Этиология  и 
патогенез 
туберкулеза. 
Клиническая 
классификация 
туберкулеза. 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

Тема 

3. 

Современные 
методы 
выявления 

и 

диагностики 
туберкулеза. 
Долокальные 
формы 
туберкулёза 

у 

детей 

и 

подростков  

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

 Ноутбук, 
проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

80 

 

Тема 4. 
Локальные 
формы 
первичного 
туберкулеза, 
клиника 
диагностика, 
осложнения, 
лечение. 
Туберкулёз у 
детей и 
подростков. 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

Тема 5. 
Диссеминированн
ый туберкулез, 
милиарный 
туберкулез. 
Подострый, 
хронический 
диссеминированн
ый туберкулез. 
Клиника, 
диагностика, 
лечение. 
Туберкулезный 
менингит. 
Патогенез, 
клиника, 
диагностика, 
лечение. 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

Тема 6.  
Очаговый 
туберкулез 
легких. Клиника, 
диагностика, 
лечение.  
Туберкулезный 
плеврит

Экссудативный, 
фибринозный 
плеврит. 
Инфильтративны
й туберкулез, 
патогенез, 
клинико-
рентгенологическ
ие варианты, 
клиника, 
диагностика, 
лечение 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

81 

 

Тема 7.  
Туберкулема 
легких, 

типы 

туберкулем. 
Клиника, 
диагностика, 
лечение. 
Казеозная 
пневмония, 
клиника,  течение, 
диагностика, 
лечение, 
дифференциальна
я 

диагностика, 

лечение 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

Тема 8.  
Деструктивные 
формы 
туберкулеза. 
Патогенез, 
клиника, 
диагностика, 
дифференциальна
я диагностика, 
тактика 
консервативного 
и хирургического 
лечения.  
Кавернозный 
туберкулез, 
Фиброзно-
кавернозный 
туберкулез 
легких 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 

 

 

Тема 9. 
Внелегочный 
туберкулез 
эпидемиология, 
патогенез, 
клиника, 
диагностика, 
дифф. 
диагностика. 
Выявление 
внелегочного 
туберкулеза 

Лекции. 
Практическ
ие занятия 
 

МИ 
Учебная комната 
кафедры ИБФиД. 
ГБУ РС(Я) НПЦ 
«Фтизиатрия» 

Ноутбук, 

проектор, 

экран,  доска. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..