Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 25

 

 

 

34 

 

 

и контроль за ее выполнением  

 

б) планирование вакцинации и ревакцинации БЦЖ  

 

в) контроль за правильностью хранения вакцины БЦЖ  

 

г)  контроль за правильностью прививок БЦЖ  

 

д) все перечисленное +

 

 
5.  Вакцина БЦЖ - это  

 

а)  живые МБТ  

 

б) убитые МБТ  

 

в) живые, но ослабленные микобактерии вакцинного штамма + 

 

6.  Вакцина БЦЖ  

 

а)  должна обладать иммуногенностью  

 

б) должна быть стабильна при хранении  

 

в) должна быть авирулентной  

 

г)  соответствовать всем перечисленным требованиям + 

 

7.  Оптимальной температурой режима хранения вакцины БЦЖ  

 

а)  +20°С  

 

б) +2°С  

 

в) +4°С  + 

 

г)  0°С  

 

д) +5°С  

 

8.  Вакцина БЦЖ вводятся  

 

а)  внутрь и интраназально  

 

б) внутримышечно  

 

в) накожно  

 

г)  подкожно  

 

д) внутрикожно +  

 

9.  Место введения вакцины БЦЖ  

 

а)  подлопаточная область  

 

б) область живота  

 

в) верхняя треть плеча +  

 

10.  После правильно проведенной вакцинации и ревакцинации БЦЖ  
 

на коже остается  

 

а)  пятно  

 

б) рубец  + 

 

в) звездчатый рубец  

 

г)  келлоидный рубец  

 

Участие  в  мероприятиях  по  сан  –  просветительской  работе  для  закрепления  уровня 
освоения темы. 
 
 
 

3.3. Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии 

№ 

Учебные технологии 
 

Тема 

Кол-во часов 

Проблемная лекция 

 Туберкулез – социальная инфекция 

Санитарно-
просветительная работа 

Профилактика туберкулёза 

 

35 

среди населения

 

Чтение 

лекций  среди 
школьников и 
студентов. 

Рейтинговая система 
оценивания рефератов 

 

Рейтинговая система 
оценивания 
контрольных работ 

 

 

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы 
обучающихся по дисциплине «Фтизиатрия» 

 
 
 

Содержание СРС 

 

№  Наименование раздела 

(темы) дисциплины 

Вид СРС 

Трудо- 

емкость 

(в часах) 

Формы и методы 

контроля 

Тема 2. Этиология  и 

патогенез туберкулеза. 

Клиническая 

классификация 

туберкулеза 

1.Этиология и патогенез 
туберкулеза. 
2.клиническая 
классификация туберкулеза 

 

Защита рефератов, 

групповое 

обсуждение 

Тема 3. Современные 
методы выявления и 
диагностики 
туберкулеза. Латентная 
туберкулезная 
инфекция у детей и 
подростков 

1. 

Методы 

выявления 

туберкулёза 
2.  Высокотехнологические 
методы 

диагностики 

туберкулёза 
3.  Латентная  туберкулезная 
инфекция 

у 

детей 

и 

подростков 
 

 Защита 

рефератов, 

групповое 
обсуждение.  

Тема 4. Локальные 
формы первичного 
туберкулеза, клиника 
диагностика, 
осложнения, лечение. 
Туберкулёз у детей и 
подростков. 

1.ТВГЛУ 
2.ПТК 
3.Осложнения  

Защита 

рефератов, 

групповое 
обсуждение 

 Тема 5. 
Диссеминированный 
туберкулез, милиарный 
туберкулез. 
Подострый, 
хронический 
диссеминированный 
туберкулез. Клиника, 
диагностика, лечение. 
Туберкулезный 
менингит. Патогенез, 
клиника, диагностика, 

1.Милиарный 

туберкулез 

легких. 
2. Подострый, 
3.Хронический 
диссеминированный 
туберкулез легких. 
4. Туберкулезный менингит 

 

Защита 

рефератов, 

групповое 
обсуждение 
Написание  истории 
болезни 

больного 

туберкулезом. 

 

36 

лечение 

Тема 6.  Очаговый 
туберкулез легких. 
Клиника, диагностика, 
лечение.  
Туберкулезный 
плеврит

Экссудативный, 
фибринозный плеврит. 
Инфильтративный 
туберкулез, патогенез, 
клинико-
рентгенологические 
варианты, клиника, 
диагностика, лечение 

1.Очаговый 

туберкулез 

легких. 
2.Туберкулезный плеврит 
3.Инфильтративный 
туберкулез легких 

Защита 

рефератов, 

групповое 
обсуждение 
Написание  истории 
болезни 

больного 

туберкулезом. 

Тема 7.  
Туберкулема 

легких, 

типы 

туберкулем. 

Клиника,  диагностика, 
лечение. 

Казеозная 

пневмония, 

клиника, 

течение,  диагностика, 
лечение, 
дифференциальная 
диагностика, лечение 

1.туберкулема легких 
2. казеозная пневмония 

 

Защита  презентаций 
Групповое 
обсуждение 
Написание  истории 
болезни 

больного 

туберкулезом. 

Тема 8.  
Деструктивные формы 
туберкулеза. 
Патогенез, клиника, 
диагностика, 
дифференциальная 
диагностика, тактика 
консервативного и 
хирургического 
лечения.  
Кавернозный 
туберкулез, Фиброзно-
кавернозный 
туберкулез легких 

1.Кавернозный  туберкулез 
легких. 
2.Фиброзно-кавернозный 
туберкулез легких 
3.Осложнения 

 

Защита  презентаций 
Групповое 
обсуждение 

 Тема 9. Внелегочный 
туберкулез 
эпидемиология, 
патогенез, клиника, 
диагностика, дифф. 
диагностика. 
Выявление 
внелегочного 
туберкулеза 

1.Клиническая 
классификация 
внелегочного туберкулеза 
2.  Выявление  внелегочного 
туберкулеза 
3.  Клинические  проявления 
внелегочного туберкулеза. 

 

Групповое 
обсуждение  в  виде 
дискуссии  (круглого 
стола) 
Написание  истории 
болезни 

больного 

туберкулезом. 

Тема 10. Общие 
принципы лечения. 
Режимы химиотерапии 
больных туберкулезом 
легких. 

1.Общие принципы лечения 
2.  Режимы  химиотерапии 
больных 

туберкулезом 

легких. 
3. 

Характеристика 

Групповое 
обсуждение  в  виде 
дискуссии  (круглого 
стола) 

 

37 

Характеристика 
туберкулостатиков, 
классификация 
препаратов. 
Неспецифическая  
патогенетическая, 
симптоматическая 
терапия. Побочные 
реакции, их 
предупреждение и 
устранение 

туберкулостатиков, 
классификация препаратов 
4. 

Неспецифическая  

патогенетическая, 
симптоматическая терапия. 
5.  Побочные  реакции,  их 
предупреждение 

и 

устранение 
 

 

10  Тема 11.  

Противотуберкулезный 
диспансер: функции и 
задачи. Группы 
диспансерного 
наблюдения за 
больными 
туберкулезом. 
Классификация очагов 
инфекции, работа в 
очагах туберкулеза 

1.Противотуберкулезный 
диспансер: 

функции 

и 

задачи. 
2.  Группы  диспансерного 
наблюдения  за  больными 
туберкулезом. 
3.  Классификация  очагов 
инфекции,  работа  в  очагах 
туберкулеза 

 

Активное  посещение 
очагов  туберкулеза. 
Классификация 
очагов 

инфекции, 

работа 

в 

очагах 

туберкулеза. 

11  Тема 12. 

  

Социальная , 

санитарная и 
специфическая 
профилактика 
туберкулеза.  
 

1. 

Социальная 

профилактика 
2. Санитарная профилактика 
Текущая  и  заключительная 
дезинфекция. 
3.  Профилактика  в  очагах 
лекарственно-устойчивого  
туберкулеза 

Чтение лекций  среди 
школьников 

и 

студентов. 

 

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Фтизиатрия» 

 

 

Методические рекомендации к выполнению реферата  по дисциплине 

«

Фтизиатрия

» 

Работа над рефератом включает несколько этапов: 
-         выбор темы реферата; 
-         подбор и изучение литературы; 
-         работа над текстом реферата, его оформление. 
 Реферат  должен  быть  написан  по  наиболее  проблемным   и  актуальным  темам. 

Примерный перечень тем дается ниже, однако, студент  при желании может  предложить свою 
тему,  посоветовавшись  с  преподавателем.  Непосредственную  работу  над  рефератом  следует 
начать с ознакомления с темой путем прочтения соответствующих разделов учебных пособий, 
лекционных материалов. Затем, когда у студента сложились общие представления о выбранной 
теме,  следует  переходить  к  изучению  специальной  литературы,  рекомендованной 
преподавателем. Студент может самостоятельно заниматься подбором библиографии, так как в 
ходе  работы  над  темой  направление  исследования  будет  уточняться  (расширяться  или 
сужаться). 

Изучая  литературу,  рекомендуется  делать  необходимые  выписки,  постепенно 

накапливая  материал.  Обязательно  следует  указывать  название  журнала,  статьи,  монографии, 
фамилии  автора  для  последующего  оформления  библиографии  и  сносок  (научно-справочного 
аппарата). 

 

38 

Работу над текстом реферата необходимо начать с составления плана, то есть краткого 

перечня  основных  положений  и  проблем,  содержащихся  в  работе.  Структура  реферата 
традиционно  такова:  введение,  основная  часть,  заключение,  список  нормативных  и 
литературных материалов. 

Во 

введении

 обосновывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость. 

Основная  часть

  должна  раскрывать  проблематику  обозначенной  темы.  Она  может  быть 

разбита на два-три вопроса. Не следует включать в основную часть много вопросов, так как это 
может  привести  к  поверхностному  изложению  проблем  реферата.  В 

заключении

 

формулируются основные выводы, излагаются свои собственные оценки и предложения. 

В 

списке

 использованных материалов принято помещать источники по алфавиту. Объем 

реферата  не  должен  быть  слишком  большим,  так   как  студенту  необходимо  излагать  свои 
мысли четко, лаконично, используя научную терминологию. Примерный объем – 10-15 страниц  

На  титульном  листе  обязательно  указать  название  вуза,  кафедры,  дисциплины,  полное 

наименование  темы  реферата,  свою  фамилию  и  инициалы,  курс  и  группу,  а  также  звание, 
фамилию и инициалы руководителя, дату написания работы. 

Студент докладывает содержание реферата в устной форме на практическом занятии. На 

основе  обсуждения  доклада,  а  так  же  написанного  в  самом  тексте  реферата  студенту 
выставляется соответствующая оценка.

           

 

Методические рекомендации для выполнения  

научно-исследовательской  работы студентам 

Мультимедиа применяется как средство мышления, как средство представления знаний 

и осмысления изучаемого материала. 

Студенты  становятся  авторами  и  создателями  мультимедийных  презентаций. 

Мультимедиа используется для создания, представления и трансляции знаний. 
Работа группы (2-3 студента) над презентацией включает несколько этапов: 
- выбор темы 
- планирование 
планировать  работу,  обсудить  возможное  содержание,  способы  предстоящего  поиска 
информации, распределение обязанностей внутри группы 
- основная цель  
должны быть сформулированы цели создаваемого проекта 
- сбор информации 
поиск  информации,  отбор  и  анализ  источников  информации,  распределение  материала  и 
определение способов их представление 
- объект исследования 
- методы исследования  
опрос, анкетирование, наблюдение и другие 
- практическая работа 
основная часть должна раскрывать тематику обозначенной темы. 
- результаты исследования   
- выводы 
в  заключении  формулируются  основные  выводы,  излагаются  свои  собственные  оценки  и 
предложения 

Не  стоит  стремиться  к  созданию  больших  мультимедийных  продуктов.  Важно  в 

отведенное  на  самостоятельную  работу  время  создать  качественный  и  завершенный  продукт, 
свидетельствующий о достижении поставленных  целей.  

 
 

 
 
 
 
 

 

39 

Бально-рейтинговая система оценки знаний по дисциплине «Фтизиатрия» специальность 

– Лечебное дело 

Бально-рейтинговая  оценка  студента  основывается  на  его  знаниях,  освоенных  навыках  и 
умениях.  Максимальное  количество  баллов  за  изучение  дисциплины  –  100,  что  соответствует 
100% освоению учебного материала. 
Основные задачи бально- рейтинговой системы: 
- поддерживать мотивацию активной и равномерной работы студентов в течение семестра; 
-  способствовать  повышению  эффективности  регулярной  самостоятельной  учебной  работы 
студентов в семестре; 
- усилить контроль над систематической работой студентов при освоении ими образовательной 
программы по дисциплине «Фтизиатрия» посредством более высокой дифференциации оценки 
результатов их учебной деятельности; 
-  повысить  учебную  дисциплину  студентов  и  сократить  число  пропусков  занятий  без 
уважительных причин; 
- получить объективную оценку успеваемости и компетентности студента. 
 
Основные  баллы  студент  получает  за  успешное  обучение,  высокие  знания  и  умения, 
своевременно сданный экзамен и историю болезни. 
 

Посещение лекций

 –  1 балл (максимум за  семестр  9 баллов- 9 лекций) 

Пропущенные  лекции  отрабатываются  на  текущей  контрольной  неделе.  Форма  отработки 
выбирается  лектором.    При  пропуске  лекции  по  уважительной  причине,  отработанная  лекция 
приравнивается  к  посещению  лекции,  т.е.  1  балл.  При  пропуске  лекции  по  неуважительной 
причине, отработанная лекция приравнивается к  0,5 баллов.  

Посещение занятий

 –   1 балла (максимум за семестр 13 баллов – 13 занятий) 

Пропущенные  занятия  отрабатываются  на  текущей  контрольной  неделе.  Форма  отработки 
выбирается лектором.  При пропуске занятия по уважительной причине, отработанное занятие 
приравнивается к посещению занятия, т.е. 1 баллу. При пропуске занятия,  по неуважительной 
причине, отработанное занятие  приравнивается к  0,5 баллу. 

Итого за посещение лекционных и практических занятий студент набирает 22 балла. 

 

Сдача  контрольных  точек  по  пройденным  темам:  тестовый  контроль,  ситуационные 
задачи.  

2  балла  –  сдача  контрольной  точки  по  пройденной  теме  на  «отлично»  с  первого  раза  в  день 
контрольного занятия и в срок до начала контрольной недели. 
1  балла  –  сдача  контрольной  точки  по  пройденной  теме  на  «хорошо»    в  день  контрольного 
занятия и в срок до начала контрольной недели. 
0,5  балла  –  сдача  контрольной  точки  по  пройденной  теме  на  «удовлетворительно»    в  день 
контрольного занятия и в срок до конца контрольной недели. 
0,2  балла  –  сдача  контрольной  точки  по  пройденной  теме  на  любую  оценку  в  срок  после 
окончания контрольной недели.  
Итого за сдачу контрольных точек набирает за семестр максимум 18 баллов 

1  Реферат по выбору: 

 5 баллов – сдача реферата по выбранной теме на «отлично» с первого раза в день контрольного 
занятия согласно календарному плану с обязательной устной защитой и полными ответами на 
дополнительные вопросы. 
4 балла -  сдача реферата по выбранной теме на «хорошо» с первого раза в день контрольного 
занятия согласно календарному плану с обязательной устной защитой. 
3  балл  -    сдача  реферата  по  выбранной  теме  на  «удовлетворительно»    в  день  контрольного 
занятия согласно календарному плану. 
2  балла  –  сдача  реферата  по  выбранной  теме  на  любую  оценку  в  срок  после  окончания 
контрольной недели. 

 Заполнение истории болезни больного туберкулёзом: 

 

40 

 5  баллов  –  сдача  истории  болезни    на  «отлично»  с  первого  раза  в  день  контрольного занятия 
согласно  календарному  плану  с  обязательной  устной  защитой  и  полными  ответами  на 
дополнительные вопросы. 
4  балла  –  сдача  истории  болезни    на  «хорошо»  с  первого  раза  в  день  контрольного  занятия 
согласно календарному плану с обязательной устной защитой. 
3  балла  –  сдача  истории  болезни    на  «удовлетворительно»    в  день  контрольного  занятия 
согласно календарному плану. 
2  балла  –  сдача  истории  болезни    на  любую  оценку  в  срок  после  окончания  контрольной 
недели. 
 

Курация 1 больного туберкулезом.  

5  баллов  –  сдача  практических  навыков  у  постели  больного  туберкулезом  на  «отлично»  с 
первого  раза  в  день    занятия    согласно  календарному  плану  с    полными  ответами  на 
дополнительные вопросы. 
4  балла  -    сдача  практических  навыков  у  постели  больного  туберкулезом    на  «хорошо»  с 
первого раза в день  занятия согласно календарному плану. 
3  балл  -    сдача  практических  навыков  у  постели  больного  туберкулезом    на 
«удовлетворительно»  в день  занятия согласно календарному плану. 
 2 балла – сдача практических навыков  у постели больного туберкулезом  на любую оценку в 
срок после окончания контрольной недели. 

Выполнение  индивидуальных  заданий  преподавателей 

по  темам  (презентации,  схемы, 

таблицы,  поиск  литературы,  рисунки,  электронные  и  т.д.)  от  2  до  5  баллов  в  семестр  (на 
усмотрение преподавателя и зависит от объема выполненной работы).  
Индивидуальные  задания  даются  студентам:  не  имеющим  задолженностей,    не  имеющим 
пропусков лекционных и практических занятий. Индивидуальные задания даются студентам с 
целью повысить семестровый рейтинг. 
 

Максимальный балл по виду учебной работы. 

 

№ 

Раздел 

Лекции  Практи

ческие 
занятия 

Темати
ческий 
контрол
ь 

 
Итого 
по 
дисципл
ине 
 

Тема 1. Туберкулез – социальная инфекция. 
Исторические сведения о туберкулезе. История 
развития фтизиатрии в России, Якутии. 
Эпидемиология туберкулеза, основные 
эпидемиологические показатели в РФ и РС(Я), 
значение социально-экономических и 
наследственных факторов 

 

Тема 2. Этиология  и патогенез туберкулеза. 
Клиническая классификация туберкулеза. 

Тема  3.  Современные  методы  выявления  и 
диагностики  туберкулеза.  Долокальные  формы 
туберкулёза у детей и подростков  

Тема 4. Локальные формы первичного 
туберкулеза, клиника диагностика, осложнения, 
лечение. Туберкулёз у детей и подростков. 

Тема 5. Диссеминированный туберкулез, 
милиарный туберкулез. Подострый, хронический 
диссеминированный туберкулез. Клиника, 
диагностика, лечение. Туберкулезный менингит. 

 

41 

Патогенез, клиника, диагностика, лечение. 

Тема 6.  Очаговый туберкулез легких. Клиника, 
диагностика, лечение.  
Туберкулезный плеврит

Экссудативный, 

фибринозный плеврит. Инфильтративный 
туберкулез, патогенез, клинико-
рентгенологические варианты, клиника, 
диагностика, лечение 

Тема 7.  
Туберкулема  легких,  типы  туберкулем.  Клиника, 
диагностика,  лечение.  Казеозная  пневмония, 
клиника, 

течение, 

диагностика, 

лечение, 

дифференциальная диагностика, лечение 

Тема 8.  Деструктивные формы туберкулеза. 
Патогенез, клиника, диагностика, 
дифференциальная диагностика, тактика 
консервативного и хирургического лечения.  
Кавернозный туберкулез, Фиброзно-кавернозный 
туберкулез легких 

Тема 9. Внелегочный туберкулез эпидемиология, 
патогенез, клиника, диагностика, дифф. 
Диагностика. Выявление внелегочного 
туберкулеза 

 

 

10 

Тема 10. Общие принципы лечения. Режимы 
химиотерапии больных туберкулезом легких. 
Характеристика туберкулостатиков, 
классификация препаратов. Неспецифическая  
патогенетическая, симптоматическая терапия. 
Побочные реакции, их предупреждение и 
устранение. 

11 

Тема 11.  Противотуберкулезный диспансер: 
функции и задачи. Группы диспансерного 
наблюдения за больными туберкулезом. 
Классификация очагов инфекции, работа в очагах 
туберкулеза. 

 

12 

Тема 11.  Противотуберкулезный диспансер: 
функции и задачи. Группы диспансерного 
наблюдения за больными туберкулезом. 
Классификация очагов инфекции, работа в очагах 
туберкулеза 

 

 

13 

Тема 12. 

  

Социальная , санитарная и 

специфическая профилактика туберкулеза. 

 

 

 

 

13 

18 

40 

 

Реферат 

 

 

 

 

Заполнение истории болезни больного 
туберкулезом 

 

 

 

 

Курация больного туберкулезом 

 

 

 

 

Индивидуальные задания 

 

 

ИТОГО 

 

 

 

55 

 

 

42 

Если  студент  к  окончанию  цикла  по  дисциплине  набрал  больше  55  баллов,  то  по  решению 
курсовой  комиссии  студенту  предоставляется  возможность  получить  максимальный  балл  по 
дисциплине (95-100, буквенный эквивалент А), без сдачи зачета. 
Сумма  баллов,  набранная  студентом  по  итогам  контроля,  позволяет  получить  ему  оценку 
«Отлично»  и  «Хорошо»  без  сдачи  экзамена.  Если  студент  соглашается  на  получение  оценки 
автоматом, то ему к набранным баллам добавляются бонусные баллы: 
- Количество бонусных баллов должно быть меньше 25 баллов; 
-  Количество  бонусных  баллов  должно  быть  таким,  чтобы  итоговый  рейтинг  студента  не 
превышал 94 балла, что соответствует буквенной оценке В. 
-  Количество  бонусных  баллов,  рассматривается  курсовой  комиссией  индивидуально  для 
каждого студента, с учетом его работы в течении всего цикла. 
 
 
 
 Перевод 100- бальной шкалы в числовые и  буквенные оценки  
 
Сумма баллов 

Оценка 

Буквенный 

эквивалент 

оценки 

95- 100 

А (превосходно) 

85- 94 

В (отлично) 

75- 84 

С (очень хорошо) 

65- 74 

Д (хорошо) 

55- 64 

Е (удовлетворительно) 

25- 54 

FX-  неудовлетворительно  с 
возможной пересдачей. 

 
 
Таким образом, студент набирает за год максимум 55 балла, с учетом посещения всех лекций и 
практических  занятий.  Выполнение  индивидуальных  заданий  преподавателей

 

по  темам 

(презентации, схемы, таблицы, поиск литературы, рисунки, электронные и т.д.) от 2 до 5 баллов 
в семестр (на усмотрение преподавателя и зависит от объема выполненной работы).  
Индивидуальные  задания  даются  студентам:  не  имеющим  задолженностей,    не  имеющим 
пропусков лекционных и практических занятий. Индивидуальные задания даются студентам с 
целью повысить семестровый рейтинг. За 55 полученных баллов студент получает 15 бонусных  
баллов, за 60 баллов – 20 бонусных баллов.  
 

Экзамен по дисциплине  

Экзамен проводится по билетам  в устной форме,  студент набирает:  
Минимум 30 балл 
Максимум 40  баллов. 
Итого за дисциплину максимум 100 баллов, минимум 70. 

 

Рейтинговый регламент по дисциплине «Фтизиатрия» 

Вид выполняемой учебной работы 

(контролирующие мероприятия) 

Количество 

баллов (min) 

Количество 

баллов (max) 

Посещение лекции  с предоставлением выполненного 
конспекта 

Посещение практических занятий   

13 

13 

Реферат 

Заполнение истории болезни больного туберкулезом 

Курация больного туберкулезом 

Тест текущего контроля 

18 

18 

 

43 

Экзамен 

20 

40 

Количество баллов для получения экзамена (min-
max) 

55- 70 (с 

учетом 

бонусных 

баллов) 

100 

 
 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по 

дисциплине «Фтизиатрия» 

 

6.1. Показатели, критерии и шкала оценивания 

Коды оцениваемых 

компетенций 

Показатель оценивания  

Уровни 

освоения 

Критерий 

оценивания 

Оценка 

 ПК-3 

 

способностью 

и 

готовностью 

к 

проведению 
противоэпидемических 
мероприятий, организации 
защиты 

населения 

в 

очагах  особо  опасных 
инфекций, при ухудшении 
радиационной обстановки, 
стихийных  бедствиях  и 
иных 

чрезвычайных 

ситуациях. 
 

Знать.

 Эпидемиологию туберкулеза, 

основные эпидемиологические показатели в 
РФ и РС(Я), значение социально-
экономических и наследственных факторов в 
развитии туберкулеза.

 

Основные  принципы  и  способы  защиты 
населения  при  стихийных  бедствиях  и  иных 
чрезвычайных ситуациях  
Противоэпидемические 

мероприятия, 

проводимые 

в 

условиях 

противотуберкулезного учреждения.  
Дезинфекция  при  туберкулезе.  Текущая  и 
заключительная дезинфекции.  
Методы 

обеззараживания 

мокроты, 

дезинфекция  белья,  посуды,  помещений, 
борьба с мухами. 

 

Меры,  предупреждающие  распространение 
лекарственно-устойчивого 

туберкулеза, 

заражение 

человека 

туберкулезом 

от 

животных.  
Работа  в  туберкулезных  очагах,  меры 
предупреждения  инфицирования  в  очагах. 
Профилактические 

мероприятия 

в 

отношении  беременных  женщин,  больных 
туберкулезом  
Наблюдение  за  детьми,  находящимися  в 
контакте  с  бациллярными  больными  Уход  и 
вскармливание  новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Уметь 

Проводить 

противоэпидемические 

мероприятия 

в 

условиях 

противотуберкулезного учреждения.  
Проводить  работу  в  туберкулезных  очагах, 
осуществлять  
меры  предупреждения  инфицирования  в 
очагах  
Проводить профилактические мероприятия в 
отношении  беременных  женщин,  больных 
туберкулезом  
Осуществлять 

наблюдение 

за 

детьми, 

находящимися  в  контакте  с  бациллярными 
больными. 

 

Контролировать 

уход 

и 

вскармливание  новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Владеть  

Методиками 

противоэпидемических 

мероприятий,  проводимых  в 

условиях 

противотуберкулезного  учреждения,  в  том 

 

Высокий 

 

 

85-94,9 

баллов 

 

 

отлично 

 

Базовый 

 

 

75-84,9 

баллов 

 

 

хорошо 

 

Мини-

мальный 

 

 

55-64,9 

баллов 

 

 

удовлетво-

рительно 

 

Не освоены 

 

Ниже 55 

баллов 

 

неудовлетв

о-рительно 

 

44 

числе 

в 

отношении 

лекарственно-

устойчивого туберкулеза.  
Методиками 

санитарного 

контроля 

в 

отношении  лиц,  находящихся  в  условиях 
наибольшей 

опасности 

заражения 

туберкулезом.  
Техниками 

обеззараживания 

мокроты, 

дезинфекция белья, посуды, помещений.  
Технологиями работы в туберкулезных 
очагах, в том числе при наличии беременных 
и новорожденных. 

ПК- 5 

-  готовностью  к  сбору  и 
анализу  жалоб  пациента, 
данных 

его 

анамнеза, 

результатов 

осмотра, 

лабораторных, 
инструментальных, 
патолога-  анатомических 
и  иных  исследований  в 
целях 

распознавания 

состояния 

или 

установления 

факта 

наличия  или  отсутствия 
заболевания 
 

Знать. 

  Диагностические  (клинические, 

лучевые, 

микробиологические, 

иммунологические, 

лабораторные, 

инструментальные)  методы  обследования, 
применяемые во фтизиатрической практике.  
Показания  к  бронхоскопии  и  биопсии  при 
заболевании 

туберкулезом 

и 

другой 

патологии органов дыхания  
Дифференциальную  диагностику  первичных 
и 

вторичных 

форм 

туберкулеза. 

Закономерности  изменения  диагностических 
показателей  при  различных  формах  и 
локализациях  туберкулеза  в  соответствии  с 
патофизиологией  туберкулеза,  патогенезом 
функциональных и тканевых нарушений при 
туберкулезе 

 

Последовательность 

и 

методики 

обследования  пациентов  при  диагностике 
туберкулеза. 

 

Уметь

Анализировать 

закономерности 

функционирования  отдельных  органов  и 
систем,  использовать  знания  анатомо-
физиологических 

основ, 

патогенеза 

туберкулеза,  основные  методики  клинико-
лабораторного  обследования  и  оценки 
функционального  состояния  организма  для 
своевременной  диагностики  туберкулеза  у 
взрослых,  детей  и  подростков.  Оценить 
тяжесть состояния больного.  
Назначить 

в 

необходимой 

последовательности лабораторные анализы и 
оценить их результаты.  
Интерпретировать  данные  лучевых  методов 
исследования грудной клетки и средостения;  
Определить  показания  к  бронхоскопии  и 
биопсии,  оценить  их  результаты.  Выполнять 
основные  диагностические  мероприятия  по 
выявлению  неотложных  и  угрожающих 
жизни состояниях.

 

Владеть

 

Отраслевыми 

стандартами 

обследования  для  диагностики  туберкулеза. 
Методикой 

оценки 

показателей 

гемодинамики,  функции  органов  дыхания, 
почек, печени, свертывающей системы.  
Алгоритмом  определения  плана  в  каждом 
случае клинико-лабораторного исследования.  
Методами  диагностики  форм  заболевания  и 
неотложных состояний при туберкулезе.  
Методикой 

проведения 

туберкулинодиагностики. 

 

Методикой  оценки  клинических,  лучевых, 
микробиологических, 

иммунологических, 

лабораторных,  инструментальных  методов 
исследования для выявления туберкулеза.  

 

Высокий 

 

 

85-94,9 

баллов 

 

 

отлично 

 

Базовый 

 

 

75-84,9 

баллов 

 

 

хорошо 

 

Мини-

мальный 

 

 

55-64,9 

баллов 

 

 

удовлетво-

рительно 

 

Не освоены 

 

Ниже 55 

баллов 

 

неудовлетв

о-рительно 

 

45 

  

ПК-6 

способностью 

к 

определению  у  пациента 
основных  патологических 
состояний, 

симптомов, 

синдромов  заболеваний, 
нозологических  форм  в 
соответствии 

с 

Международной 
статистической 
классификацией  болезней 
и  проблем,  связанных  со 
здоровьем, X пересмотра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Знать 

Содержание  международной  статистической 
классификации 

болезней 

и 

проблем, 

связанных со здоровьем (МКБ)  
Роль  причинных  факторов  и  причинно-
следственных  связей  в  возникновении 
типовых 

патологических 

процессов 

и 

болезней,  и  туберкулеза.    Характеристику 
туберкулезного  процесса.  Классификацию 
остаточных  изменений  после  перенесенного 
туберкулеза. 
 

Уметь 

Оценить  причинные  факторы  и  причинно-
следственные 

связи 

в 

возникновении 

туберкулеза.  
Выявлять 

основные 

патологические 

симптомы  и  синдромы,  анализировать 
закономерности 

 

функционирования  органов  и  систем  при 
различных 

формах 

и 

локализациях 

туберкулеза.  
Использовать  алгоритмы  диагностики  и 
дифференциальной  диагностики  туберкулеза 
с  учетом  МКБ.  Сформулировать  диагноз 
туберкулеза  органов  дыхания,  определить 
его  форму  и  фазу  течения,  а  также 
установить осложнения этого процесса  
 

Владеть  

Методами  совокупной  оценки  результатов 
проведенного  обследования  (интерпретация 
данных  опроса,  физикального  осмотра, 
клинического обследования, результатов 

 

современных 

лучевых, 

лабораторно-

инструментальных 

обследований, 

морфологического  анализа  биопсийного, 
операционного  и  секционного  материала), 
позволяющими определить диагноз. 

 

 
 
 

 
 

 

 
 

ПК – 7 

готовностью 

к 

проведению 

экспертизы 

временной 
нетрудоспособности, 
участию  в  проведении 
медико- 

социальной 

экспертизы,  констатации 
биологической 

смерти 

человека. 
 
 

Знать 

Законодательство  об  охране  труда  больных 
туберкулезом,  сотрудников  и  о  защите 
населения от туберкулеза.  
Вопросы  временной  и  стойкой  утраты 
трудоспособности, 

врачебно-трудовой 

экспертизы во фтизиатрии.  
Законодательство  по  охране  населения  от 
туберкулеза.  
Врачебно-трудовая 

экспертиза 

во 

фтизиатрической практике.   

 
Уметь 

Решить вопрос о трудоспособности больного 

 
 

 
 

 
 

 

46 

туберкулезом.  
Оценить 

эффективность 

диспансерного 

наблюдения  за  здоровыми  и  больными 
туберкулезом,  в  том  числе  хроническими 
больными. 

 

Использовать  нормативную  документацию, 
принятую 

в 

здравоохранении 

(законы 

Российской  Федерации,  международные  и 
национальные 

стандарты, 

приказы, 

рекомендации, 

терминологию, 

международные  системы  единиц  (СИ), 
действующие 

международные  

классификации),  а  также  документацию  для 
оценки  качества  и  эффективности  работы 
медицинских  организаций,  в  том  числе  по 
вопросам  оказания  противотуберкулезной 
помощи населению.  

 
Владеть 

Методикой  наблюдения  за  диспансерными 
группами  взрослых,  детей  и  подростков, 
больных туберкулезом.  
Методиками 

проведения 

всех 

видов 

диспансерной 

работы 

(диагностической, 

лечебной,  профилактической)  в  отношении 
больных туберкулезом и их окружения. 

 

ПК- 8 
-

 

способностью 

к 

определению 

тактики 

ведения 

пациентов 

с 

различными 
нозологическими 
формами. 
 
 

Знать 

Клиническую 

и 

рентгенологическую 

семиотику  основных  форм  туберкулеза 
органов  дыхания  и  других  локализаций 
специфического процесса.  
Особенности  клинического  проявления  и 
течения  туберкулеза,  его  выявление  и 
профилактику у детей и подростков.  
Особенности 

клиники 

и 

принципы 

диагностики  внелегочных  форм  туберкулеза 
(мочеполового, 

костно 

суставного, 

периферических 

и 

мезентериальных 

лимфатических  узлов,  мозговых  оболочек, 
кожи, глаз и других органов);  
Особенности  течения  и  исхода  в  различных 
возрастных  группах;  типичное  и  атипичное 
течение  («маски»  туберкулеза)  в  том  числе 
при наличии сопутствующих заболеваний.  
Клиническую  симптоматику  и  терапию 
неотложных 

состояний, 

осложнения 

туберкулеза  органов  дыхания  и  меры  их 
предупреждения.  
Неотложные 

лечебные 

мероприятия, 

применяемые при угрожающих состояниях в 
клинике  туберкулеза  и  других  легочных 
заболеваний.  
Причины  возникновения  туберкулезного 
процесса  в  организме,  механизмы  его 
развития. 
Показания 

к 

госпитализации 

больных 

туберкулезом 

(плановой, 

экстренной). 

Принципы комплексной терапии туберкулеза 
детей,  подростков  и  взрослых  (впервые 
выявленных  и  больных  хроническими 
формами 

туберкулеза); 

больных 

с 

лекарственно-устойчивыми 

формами 

туберкулеза. 

 

Показания 

к 

патогенетической 

и 

иммуномодулирующей  терапии  при  разных 

 
 

 
 

 
 

 

47 

формах  заболевания,  методы  и  средства 
патогенетической  терапии.  Принципы  и 
техники коллапсотерапии.  
Классификацию, 

механизмы 

действия, 

принципы 

применения 

противотуберкулезных 

моно- 

и 

комбинированных 

химиопрепаратов, 

побочные реакции, меры их профилактики и 
лечения  
Современные  режимы  химиотерапии,  в  том 
числе 

при 

развитии 

лекарственной 

устойчивости микобактерий туберкулеза  
Принципы 

хирургического 

лечения 

туберкулеза,  топографическую  анатомию 
конкретных 

областей 

и 

органов, 

их 

возрастную 

и 

индивидуальную 

изменчивость,  виды  и  технику  основных 
хирургических  операций,  используемых  при 
туберкулезе. 

 

Уметь 

Выявить  долокальные  и  локальные  формы 
туберкулеза у детей и подростков. 
Выявить 

внелегочные 

локализации 

туберкулеза.  
Провести дифференциальную диагностику со 
сходными заболеваниями органов дыхания. 
Сформулировать 

диагноз 

туберкулеза 

органов  дыхания,  определить  его  форму  и 
фазу 

течения, 

а 

также 

установить 

осложнения этого процесса  
Выявить 

сопутствующие 

туберкулезу 

заболевания  и  определить  лечебную  тактику 
по отношению к ним.  
Назначать больным туберкулезом адекватное 
лечение  в  соответствии  с  поставленным 
диагнозом,  осуществлять  алгоритм  выбора 
медикаментозной 

и 

немедикаментозной 

терапии  как  профильным  больным  с 
туберкулезом,  так  и  больным  с  другими 
заболеваниями органов дыхания.  
Оказывать  в  полном  объеме  лечебные 
мероприятия  при  туберкулезе  в  плановых  и 
экстренных 

ситуациях 

при 

развитии 

неотложных состояний.  
Назначить 

режимы 

химиотерапии 

в 

соответствии 

с 

возрастом 

больного, 

особенностями  туберкулезного  процесса, 
сопутствующей 

патологией 

и 

типом 

лекарственной устойчивости.  
Предупреждать  развитие  и  купировать 
побочные  реакции  на  противотуберкулезные 
препараты  
Определить 

показания 

и 

назначить 

адекватную 

патологическому 

процессу 

патогенетическую  и  иммуномодулирующую 
терапию  
Оказывать 

помощь 

при 

легочном 

кровотечении,  спонтанном  пневмотораксе, 
проводить реанимационные мероприятия.  
  

 

Владеть 

Отраслевыми  стандартами  объемов  лечения 
во фтизиатрии.  
Способностью  к  формированию  системного 
подхода 

к 

анализу 

медицинской 

 

48 

информации,  опираясь  на  всеобъемлющие 
принципы 

доказательной 

медицины, 

основанной 

на 

поиске 

решений 

с 

использованием  теоретических  знаний  и 
практических  умений  в  целях  оптимизации 
лечебной тактики.  
Навыками 

назначения 

режимов 

химиотерапии 

и 

использования 

противотуберкулезных препаратов.  

 

 
 
 

6.2. Типовые контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации 

Коды оцениваемых 

компетенций 

Оцениваемый показатель 

(ЗУВ) 

Тема 

Образец типового (тестового 

или практического) задания 

(вопроса) 

 ПК-3 

 

способностью 

и 

готовностью 

к 

проведению 
противоэпидемических 
мероприятий, 
организации 

защиты 

населения  в  очагах  особо 
опасных  инфекций,  при 
ухудшении радиационной 
обстановки, 

стихийных 

бедствиях 

и 

иных 

чрезвычайных ситуациях. 
 

Знать.

 Эпидемиологию 

туберкулеза, основные 
эпидемиологические 
показатели в РФ и РС(Я), 
значение социально-
экономических и 
наследственных факторов в 
развитии туберкулеза.

 

Основные 

принципы 

и 

способы  защиты  населения 
при  стихийных  бедствиях  и 
иных 

чрезвычайных 

ситуациях  
Противоэпидемические 
мероприятия,  проводимые  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Дезинфекция 

при 

туберкулезе. 

Текущая 

и 

заключительная 
дезинфекции.  
Методы 

обеззараживания 

мокроты, 

дезинфекция 

белья,  посуды,  помещений, 
борьба с мухами. 

 

Меры, 

предупреждающие 

распространение 
лекарственно-устойчивого 
туберкулеза, 

заражение 

человека  туберкулезом  от 
животных.  
Работа  в  туберкулезных 
очагах, 

меры 

предупреждения 
инфицирования  в  очагах. 
Профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Наблюдение 

за 

детьми, 

находящимися  в  контакте  с 
бациллярными 

больными 

Уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Уметь 

Тема  1.  Туберкулез  – 
социальная 

инфекция. 

Исторические  сведения  о 
туберкулезе. 

История 

развития  фтизиатрии  в 
России, 

Якутии. 

Эпидемиология 
туберкулеза, 

основные 

эпидемиологические 
показатели  в  РФ  и  РС(Я), 
значение 

социально-

экономических 

и 

наследственных факторов 

Тесты: 
1.

  

К 

социальным 

факторам,  
 

благоприятствующим 

распространению 
туберкулеза, относятся  

 

а)  неблагоприятные 

жилищно-бытовые условия  
 

б)  материальная 

необеспеченность  
 

в)  низкий 

интеллектуальный уровень  
 

г)  беспорядочный  образ 

жизни  
 

д)  все перечисленное  + 

 

2.

   К 

высокой 

заболеваемости 

населения 

туберкулезом  
 

можно отнести выявление  

 

а)  100 заболевших на 100 

000 населения + 
 

б)  30  заболевших  на  100 

000 населения 
       в)  50  заболевших  на  100 
000 населения  
 

в)  20  заболевших  на  100 

000 населения  
       г)    80  заболевших  на  100 
000 населения 
 
3. 

К 

умеренной 

заболеваемости 

населения 

туберкулезом  
 

следует 

отнести 

показатель при выявлении  
 

а)  100 заболевших на 100 

000 населения  
 

б)  30-50  заболевших  на 

100 000 населения + 
 

в)  20  заболевших  на  100 

000 населения  
       г)    80  заболевших  на  100 
000 населения 
       д)    70  заболевших  на  100 
000 населения 
 

 

49 

Проводить 
противоэпидемические 
мероприятия  в  условиях 
противотуберкулезного 
учреждения.  
Проводить 

работу 

в 

туберкулезных 

очагах, 

осуществлять  
меры 

предупреждения 

инфицирования в очагах  
Проводить 
профилактические 
мероприятия  в  отношении 
беременных 

женщин, 

больных туберкулезом  
Осуществлять  наблюдение 
за  детьми,  находящимися  в 
контакте  с  бациллярными 
больными.    Контролировать 
уход 

и 

вскармливание 

новорожденного  от  больной 
туберкулезом матери. 

 

Владеть  

Методиками 
противоэпидемических 
мероприятий,  проводимых  в 
условиях 
противотуберкулезного 
учреждения,  в  том  числе  в 
отношении 

лекарственно-

устойчивого туберкулеза.  
Методиками 

санитарного 

контроля  в  отношении  лиц, 
находящихся  в  условиях 
наибольшей 

опасности 

заражения туберкулезом.  
Техниками  обеззараживания 
мокроты, 

дезинфекция 

белья, посуды, помещений.  
Технологиями работы в 
туберкулезных очагах, в том 
числе при наличии 
беременных и 
новорожденных. 

4. 

К  низкому  показателю 

болезненности 

населения 

туберкулезом  
 

можно отнести выявление  

 

а)  100 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
 

б)  30-50 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете,  
 

 

на 100 000 населения  

 

в)  20 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения + 
       г) 

 

10 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
       д) 

 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
 
5. 

К  низкому  показателю 

болезненности 

населения 

туберкулезом  
 

можно отнести  

 

а)  500 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
 

б)  200 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
 

в)  100 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения + 
       г) 

 

80 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
       д) 

 

50 

больных 

туберкулезом, находящихся на 
учете, на 100 000 населения  
 

ПК-6 

способностью 

к 

определению  у  пациента 
основных патологических 
состояний, 

симптомов, 

синдромов  заболеваний, 
нозологических  форм  в 
соответствии 

с 

Международной 
статистической 
классификацией  болезней 
и  проблем,  связанных  со 
здоровьем, X пересмотра. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Знать 

Содержание  международной 
статистической 
классификации  болезней  и 
проблем, 

связанных 

со 

здоровьем (МКБ)  
Роль  причинных факторов и 
причинно-следственных 
связей 

в 

возникновении 

типовых 

патологических 

процессов  и  болезней,  и 
туберкулеза.  
Характеристику 
туберкулезного 

процесса. 

Классификацию  остаточных 
изменений 

после 

перенесенного туберкулеза. 
 

Уметь 

Оценить 

причинные 

факторы 

и 

причинно-

Тема 2. Этиология  и 
патогенез туберкулеза. 
Клиническая 
классификация 
туберкулеза. 

Тесты: 

1. 

Возбудители  туберкулеза 

относятся к виду  
 

а)  бактерий + 

 

б)  грибов  

 

в)  простейших  

 

г)  вирусов  

2. 

Выделяют все следующие 

типы 

микобактерий 

туберкулеза, кроме  
 

а)  бычьего типа  

 

б)  птичьего типа  

 

в)  человеческого типа  

 

г)  атипичных + 

 
3. 

Наибольшую 

роль 

в 

эпидемиологии 

и 

клинике 

туберкулеза человека играют  
 

а)  микобактерии 

птичьего типа  
 

б)  микобактерии 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..