Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

Фтизиатрия. Рабочие программы дисциплины (2014-2019 год) - часть 24

 

 

 

18 

3. Проведите дифференциальную диагностику  

4

Назовите принципы химиотерапии туберкулёза

 

 

  

Задача № 2 

 

При обращении в тубдиспансер у мальчика 10 лет, жалобы на температуру до 37,8˚С,   

сухой  кашель, слабость, утомляемость, плохой аппетит. Случайный контакт с больным 
туберкулёзом  бактериовыделителем МБТ с множественной лекарственной устойчивостью, в 
семье больных туберкулёзом нет. Рубчик  БЦЖ – 4 мм, рубчик после ревакцинации – 3 мм. При 
обследовании пальпируются периферические лимфатические узлы размером 0,3 мм, мягко-
эластической консистенции, безболезненные при пальпации. Вес ребенка при осмотре 26 кг.  В 
левом межлопаточном пространстве перкуторный звук укорочен, дыхание в области 
укорочения жесткое, хрипов нет. Проба Манту с 2 ТЕ – 20 мм с везикуло-некрозом. Проба 
диаскинтест – папула 17 мм с везикуло-некрозом. В гемограмме: Л-12·10 9/л, п/я-8%, с/я-70%, 
э-4%, л-12%, м-6%, СОЭ-30 мм/ч.  На рентгенограмме органов грудной клетки в 2-3 сегментах 
левого легкого, фокус затемнения 2-3 см гомогенной структуры с размытыми контурами и 
«дорожкой» к корню легкого. Левый корень расширен. Проекция бронхов смазана. 

 

 

Задание: 

1.

 

Поставьте диагноз по клинической классификации 

2.

 

Укажите рентгенологические стадии характерные для этой формы 

3.

 

 Назначьте химиотерапию по стандартным режимам 

4.    Поставьте группу диспансерного учета 

 

Тема 5.  Диссеминированный туберкулез, милиарный туберкулез. Подострый, 

хронический диссеминированный туберкулез. Клиника, диагностика, лечение. 

Туберкулезный менингит. Патогенез, клиника, диагностика, лечение

.

 (2 часа лекции, 3 

часа практических занятий) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, 
реабилитация больных туберкулёзом;   
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в противотуберкулезных учреждениях 
системы здравоохранения, осуществление экспертизы трудоспособности 
- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения туберкулеза , протекающего в 
типичной форме у       взрослого населения;   
-  клинические  проявления  основных  синдромов,  требующих  хирургического  лечения;  особенности 
оказания медицинской помощи взрослому населению  при неотложных состояниях 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, 
профилактической и реабилитационной помощи  взрослому населению с учетом социально-
профессиональной и возрастно-половой структуры;  
- собрать анамнез; провести опрос пациента и его родственников, провести физикальное обследование 
пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение 
характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить на лабораторно-инструментальное обследование, 
на консультацию к специалистам; 
- проводить с пациентами и их родственниками профилактические мероприятия по повышению 
сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных 
методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни;  

 

19 

- вести различную  медицинскую документацию специализированного характера в противотуберкулезных 
учреждениях;  
 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в противотуберкулезных учреждениях 
системы здравоохранения;  
- оценками состояния здоровья населения различных возрастно-половых и социальных групп;  
методами общего клинического обследования пациентов 
- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам с последующим направлением их на 
дополнительное обследование и к врачам-специалистам;  
- алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза 
 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
 1.  Начальными проявлениями  
 

острого гематогенно-диссеминированного (милиарного) туберкулеза легких  

 

является все перечисленное ниже, кроме  

 

а)  нарастающей до высоких цифр температуры  

 

б) незначительного, обычно сухого кашля  

 

в) сильного кашля со скудной мокротой  + 

 

г)  появления одышки и тахикардии  

 

2.  Наиболее частыми локализациями патологического процесса  
 

при остром милиарном туберкулезе являются  

 

а)  легкие и печень +  

 

б) легкие и селезенка  

 

в) печень и селезенка  

 

г)  селезенка и почки  

 

д) почки и оболочки головного мозга  

 

3.  Обострение  
 

хронического гематогенно-диссеминированного туберкулеза легких  

 

характеризуется

  

 

а)  появлением свежих очагов  

 

б) развитием перифокальных воспалительных изменений  

 

в) появлением полостей распада  

 

г)  поражением гортани и крупных бронхов  

 

д) всем перечисленным + 

 

4.  Исходами при благоприятной динамике  
 

острого милиарного туберкулеза легких являются  

 

а)  полное рассасывание + 

 

б) уплотнение  

 

в) кальцинация  

 

г)  развитие фиброзно-склеротических изменений  

 

д) все перечисленное  

 
 

Задача №1 

Девочка  12  лет,  заболела  остро  2  недели  назад,  с  подъемом  температуры  до  40

о

С  с 

ознобом,  профузным  потом,  резко  выраженной  слабостью,  адинамией,  диспепсическими 
расстройствами,  тахикардией.  При  осмотре  –  больная  пониженного  питания,  глаза  с  блеском, 
сознание ясное, изменений со стороны грудной клетки и брюшной полости нет. Был заподозрен 

 

20 

брюшной тиф. При аускультации в межлопаточном пространстве  - влажные мелкопузырчатые 
хрипы  и  нежный  шум  трения  плевры.  На  обзорной  рентгенограмме  легких  -  тотальное 
обсеменение  обоих  легких  мелкими  очагами.  Реакция  Видаля  отрицательная.  В  крови  - 
небольшой  лейкоцитоз,  эозинопения,  лимфопения,  палочкоядерный  сдвиг,  ускорение  СОЭ. 
Туберкулиновая  реакция  по  Манту  с  2  ТЕ  -  отрицательная.  Из  анамнеза  известен  контакт  с 
больным туберкулезом легких, выделяющим МБТ. 

 
Задание:  

1.

 

Поставьте  диагноз по клинической классификации 

2.

 

 Назовите клинико-рентгенологическую форму. 

3.

 

Проведите дифференциальную диагностику заболевания. 

4.

 

Поставьте группу диспансерного учета. 
 

Задача № 2 

 

У мужчины 28 лет жалобы при поступлении в стационар на общую слабость, потливость, 

субфебрильную температуру тела, небольшую одышку, першение и боль в горле. Из анамнеза 
два  года  назад  больной  перенес  правосторонний  экссудативный  плеврит.  Котакт  с  больным 
туберкулёзом отрицает. Результаты по диаскинтесту – папула 7 мм. Вес больного  при осмотре 
54  кг.  При  объективном  осмотре  стойкий  красный  дермографизм,  укорочение  перкуторного 
звука в межлопаточном пространстве. Аускультативно выслушиваются сухие хрипы. В общем 
анализе  крови  лейкоцитоз,  лимфопения,  моноцитоз,  повышение  СОЭ.    На  обзорной 
рентгенограмме  легких  -    множественные  очаговые  тени  до  10  мм  в  диаметре  сливающиеся 
между  собой,  малой  интенсивности  с  нечеткими  контурами,    преимущественно  в  верхних  и 
средних отделах обоих легких.  

 
Задание: 
 

1.

 

 Поставьте  диагноз по клинической классификации 

2.

 

Проведите дополнительные методы обследования больного  

3.

 

Перечислить основные принципы химиотерапии 

4.

 

Поставьте группу диспансерного учета 

 

Задача

 №3

 

Женщина 22 лет доставлена в клинику с жалобами на повышение температуры до 38,5

о

 С, 

нарастающую головную боль, рвоту, повышенную возбудимость, задержку стула, анорексию. 
Заболела 11 дней назад, когда появилась слабость, быстрая утомляемость, снижение интереса к 
окружающему, сонливость, потеря аппетита, непостоянная головная боль, субфебрильная 
температура, 2 дня назад – светобоязнь, непереносимость шума. Была произведена 
спинномозговая пункция: белок 2

о

/

оо

, плеоцитоз 500 клеток в 1 мм, сахар 1,5 ммоль/л, хлориды 

97 ммоль/л, через 24 ч выпала сетка фибрина, в ликворе обнаружены единичные МБТ 
люминесцентной микроскопией. Спинномозговая жидкость вытекала  частыми крупными  
каплями. В общем анализе крови СОЭ 46 мм/ч, лейкоциты 9,7х10

9

, палочкоядерный сдвиг 

влево, лимфоциты 8,0, моноциты 15,0.  

 

Задание: 

1.Поставьте диагноз по клинической классификации 

     2. Какие пары черепно-мозговых нервов поражаются при данной патологии? 

     3. Подберите  режим химиотерапии 

       4. Прогноз. 

 

 

21 

 
 

Тема 6. Очаговый туберкулез легких. Клиника, диагностика, лечение. 

Туберкулезный плеврит

Экссудативный, фибринозный плеврит. Инфильтративный 

туберкулез, патогенез, клинико-рентгенологические варианты, клиника, диагностика, 

лечение. (2 часа лекции, 3 часа практических занятий ) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

Диагностические  (клинические,  лучевые,  микробиологические,  иммунологические, 

лабораторные,  инструментальные)  методы  обследования,  применяемые  во  фтизиатрической 
практике.  
- Дифференциальную диагностику первичных и вторичных форм туберкулеза. Закономерности 
изменения диагностических показателей при различных формах и локализациях туберкулеза в 
соответствии  с  патофизиологией  туберкулеза,  патогенезом  функциональных  и  тканевых 
нарушений при туберкулезе 

 

- Последовательность и методики обследования пациентов при диагностике туберкулеза. 

 

 
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

. Анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать 
знания анатомо-физиологических основ, патогенеза туберкулеза, основные методики клинико-
лабораторного  обследования  и  оценки  функционального  состояния  организма  для 
своевременной диагностики туберкулеза у взрослых. 
- Оценить тяжесть состояния больного.  
-  Назначить  в  необходимой  последовательности  лабораторные  анализы  и  оценить  их 
результаты.  
- Интерпретировать данные лучевых методов исследования грудной клетки и средостения;  

 
 
В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- Отраслевыми стандартами обследования для диагностики туберкулеза.  
-  Методикой  оценки  показателей  гемодинамики,  функции  органов  дыхания,  почек,  печени, 
свертывающей системы.  
- Алгоритмом определения плана в каждом случае клинико-лабораторного исследования.  
- Методикой проведения туберкулинодиагностики. 

 

-  Методикой  оценки  клинических,  лучевых,  микробиологических,  иммунологических, 
лабораторных, инструментальных методов исследования для выявления туберкулеза.  

 

 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты

1.  Очаговые тени в легких могут служить отображением  

 

а)  сосудов и интерстициальных изменений разного происхождения  

 

б) периферического и центрального рака легкого  

 

в) пневмонии  

 

г)  туберкулеза  

 

д) всего перечисленного  + 

 

2.  Достоверными признаками активности очаговых изменений в легких  
 

являются все перечисленные ниже, кроме  

 

а)  высокой лихорадки и резких сдвигов в гемограмме и протеинограмме +  

 

б) жалоб на слабость, повышенной утомляемости,  

 

 

небольшого кашля со скудной мокротой  

 

в) положительной реакции Манту  

 

 

и положительной белково-туберкулиновой пробы  

 

22 

 

г)  обнаружения микобактерий туберкулеза  

 

д) положительных рентгенологических сдвигов при пробной химиотерапии  

 

3.  В основу клинико-рентгенологических вариантов инфильтратов  
 

положено

  

 

а)  поражение бронха  

 

б) степень выраженности специфического воспаления  + 

 

 

и его распространенность  

 

в) наличие ателектатических изменений  

 

г)  объем поражения легкого  

 

д) клинические проявления болезни  

 

4.  При круглом инфильтрате  
 

выделение микобактерий туберкулеза наблюдается  

 

а)  в 10% случаев  

 

б) в 20% случаев  

 

в) в 30% случаев  

 

г)  в 40% случаев  

 

д) в 50% случаев и более + 

 

5.  Клинико-рентгенологический синдром круглого инфильтрата  
 

в первую очередь требует дифференциальной диагностики  

 

а)  с пневмоний  

 

б) с раком легкого + 

 

в) с эхинококком  

 

г)  с доброкачественной опухолью  

 

д) с ретенционной кистой  

 

Задача № 1  

Больная 25 лет   по поводу впервые выявленного очагового туберкулеза верхней доли 

правого легкого в фазе инфильтрации, МБТ (+), лекарственная чувствительность сохранена 
ко всем ПТП. Лечилась в стационаре 4 основными препаратами 2 месяца.  В мокроте МБТ 
обнаружены  однократно  при  поступлении.  Рентгенологически  отмечалось  почти  полное 
рассасывание  очаговых  теней.  Гемограмма  и  СОЭ  нормализовались.  Почувствовала  себя 
лучше и самовольно прервала лечение. 

 
 

Задание: 

1.

 

Составьте план дальнейшего лечения больной с обоснованием лечебных мероприятий.     

         2. .Какова дальнейшая тактика врача 

               3.  Прогноз заболевания    

   4.  Поставьте группу диспансерного учета 

 

 

 

 

Задача № 2 

Больная  28  лет  направлена  в  стационар  после  профосмотра  ФЛГ.  Жалоб  не 

предъявляет. В детстве отмечает контакт с больной туберкулезом матерью. Туберкулиновые 
пробы  (+)  с  7  лет.  Вес  больной  при  осмотре  52  кг.  При  обследовании  правая  половина 
грудной клетки слегка отстает при дыхании. Справа над лопаткой дыхание ослаблено, хрипы 
не прослушиваются. Гемограмма: Л - 7.18, п/я - 8,0%, л - 28,0%, СОЭ-19мм/ч. В промывных 
водах  бронхов  методом  посева  однократно  обнаружены  МБТ.  На  рентгенограмме  органов 
грудной  клетки  под  ключицей  справа  в  латеральном  отделе  на  фоне  усиленного  легочного 

 

23 

рисунка определяются группа округлых теней от 5 до 8мм малой интенсивности, нечеткими 
контурами. 

 
Задание: 

1..Поставьте диагноз по клинической классификации 

      2. Проведите дифференциальную диагностику 

3. Назначьте лечение по стандартному режиму химиотерапии   

      4.Поставьте группу диспансерного учета 

 

 

Тема 7. Туберкулема легких, типы туберкулем. Клиника, диагностика, лечение. Казеозная 

пневмония, клиника, течение, диагностика, лечение, дифференциальная диагностика, 

лечение  (2 часа лекции, 3 часа практических занятий) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- Клиническую и рентгенологическую семиотику основных форм туберкулеза органов дыхания 
и других локализаций специфического процесса.  
- Особенности клинического проявления и течения туберкулеза.  
-  Особенности  течения  и  исхода  в  различных  возрастных  группах;  типичное  и  атипичное 
течение («маски» туберкулеза) в том числе при наличии сопутствующих заболеваний.  
-  Клиническую  симптоматику  и  терапию  неотложных  состояний,  осложнения  туберкулеза 
органов дыхания и меры их предупреждения.  
- Причины возникновения туберкулезного процесса в организме, механизмы его развития. 
-  Показания  к  госпитализации  больных  туберкулезом  (плановой,  экстренной).  Принципы 
комплексной  терапии  туберкулеза    взрослых  (впервые  выявленных  и  больных  хроническими 
формами туберкулеза); больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. 

 

-  Показания  к  патогенетической  и  иммуномодулирующей  терапии  при  разных  формах 
заболевания, методы и средства патогенетической терапии.  
- Классификацию, механизмы действия, принципы применения противотуберкулезных моно- и 
комбинированных химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и лечения  
- Современные режимы химиотерапии, в том числе при развитии лекарственной устойчивости 
микобактерий туберкулеза  
-  Принципы  хирургического  лечения  туберкулеза,  топографическую  анатомию  конкретных 
областей и органов, их возрастную и индивидуальную изменчивость, виды и технику основных 
хирургических операций, используемых при туберкулезе. 

 

 
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- Провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями органов дыхания. 
- Сформулировать диагноз туберкулеза органов дыхания, определить его форму и фазу течения, 
а также установить осложнения этого процесса.  
-  Выявить  сопутствующие  туберкулезу  заболевания  и  определить  лечебную  тактику  по 
отношению к ним.  
-  Назначать  больным  туберкулезом  адекватное  лечение  в  соответствии  с  поставленным 
диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как 
профильным  больным  с  туберкулезом,  так  и  больным  с  другими  заболеваниями  органов 
дыхания.  
- Оказывать в полном объеме лечебные мероприятия при туберкулезе в плановых и экстренных 
ситуациях при развитии неотложных состояний.  
-  Назначить  режимы  химиотерапии  в  соответствии  с  возрастом  больного,  особенностями 
туберкулезного процесса, сопутствующей патологией и типом лекарственной устойчивости.  
-  Предупреждать  развитие  и  купировать  побочные  реакции  на  противотуберкулезные 
препараты  
- Определить показания и назначить адекватную патологическому процессу патогенетическую 
и иммуномодулирующую терапию  

 

24 

-  Оказывать  помощь  при  легочном  кровотечении,  спонтанном  пневмотораксе,  проводить 
реанимационные мероприятия.  

 
В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- Отраслевыми стандартами объемов лечения во фтизиатрии.  
-  Способностью  к  формированию  системного  подхода  к  анализу  медицинской  информации, 
опираясь  на  всеобъемлющие  принципы  доказательной  медицины,  основанной  на  поиске 
решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях оптимизации 
лечебной тактики.  
-  Навыками  назначения  режимов  химиотерапии  и  использования  противотуберкулезных 
препаратов.  

 
 Вопросы для проверки уровня освоения темы

Тесты: 
1.  Основным морфологическим отличием казеозной пневмонии  
 

от вариантов инфильтративного туберкулеза является  

 

а)  большой объем поражения  

 

б) преобладание казеозного некроза +  

 

в) более частый распад  

 

г)  склонность к бронхогенной диссеминации  

 

д) поражение крупных бронхов  

 

2.  Казеозную пневмонию необходимо дифференцировать  

 

а)  с клебсиеллопневмонией  

 

б) со стафилококковой пневмонией  

 

в) с пневмококковой пневмонией  

 

г)  с раком легкого  

 

д) с пневмонией, вызванной одновременно клебсиеллой и стафилококком + 

  

3.  Распад при туберкулеме бывает  

 

а)  центральным  

 

б) периферическим  

 

в) краевым  

 

г)  краевым, эксцентричным, в зоне дренирующего бронха  

 

д) любой их перечисленных вариантов + 

 

4.  Во время ремиссии процесса окружающие туберкулему отделы легких  
 

могут быть

  

 

а)  неизмененными  

 

б) с фиброзом  

 

в) с кальцинатами  

 

г)  с кальцинатами и фиброзом  

 

д) все ответы правильные + 

 
Ситуационные задачи: 

Задача №1 

 

В  торакально-хирургическое  отделение  поступил  больной  37  лет.  При  прохождении  

профилактического  медицинского  осмотра  в  верхнем  отделе  правого  легкого  была  выявлена 
округлая  тень.  Больного  отправили  на  дополнительное  рентгенологическое  обследование.  На 
обзорной  рентгенограмме  и  томограммах  правого  легкого  в  проекции  I  сегмента  обнаружена 
изолированная с четкими контурами округлая тень 2,5 см в диаметре неоднородного характера 
за счет просвета, в окружающей легочной ткани имеются очаговые изменения. Ранее больной 
на туберкулезном учете не состоял, контакт с больным туберкулезом отрицает. Аускультативно 

 

25 

в легких везикулярное дыхание, хрипов нет. В общем анализе крови незначительное ускорение 
СОЭ. В мокроте МБТ микроскопически не обнаружены. 

 

Задание: 
1.Поставьте диагноз по клинической классификации 

      2. Проведите дифференциальную диагностику 
      3. Подберите  режим химиотерапии 
       4.Поставьте группу диспансерного учета 

 

Задача № 2 

 

 

Больной 46 л, обратился в поликлинику с жалобами на снижение массы тела, снижение 

аппетита,    слабость,  озноб,    кашель,  одышка,  повышение  температуры  до  39С.    Со  слов 
больного  заболел  полгода  назад,  появился  кашель  с  мокротой.  Общее  состояние  средней 
степени  тяжести,  сознание  ясное,  положение  активное,  кахексия.  Цвет  кожи  и  видимые 
слизистые  бледные.  Лимфатические  узлы  не  увеличены.  Форма  грудной  клетки  не  изменена. 
При перкуссии укорочение перкуторного звука. При аускультации легких: дыхание жесткое, в 
среднем  отделе  правого  легкого  сухие  хрипы.  Голосовое  дрожание  ослаблено. 
Рентгенологически верхняя доля правого легкого уменьшена в размере, неоднородна затемнена 
с  наличием  множества  полостных  теней  разной  величины  и  формы  в  диаметре  до  6,5  см,  в 
обеих  легких  множество  полиморфных  очагов,  сливающихся  между  собой.  Корни  легких 
бесструктурные. Лабораторные данные:  МБТ (+). В мокроте методом посева обнаружены МБТ,  
методом ПЦР  в режиме реального  времени определена  ЛУ к рифампицину, изониазиду. 
  

В гемограмме: СОЭ - 70 мм/ч, Л - 10,5 *10 (3), эритроциты - 3,77*10(6), гемоглобин-9,6. 

Был контакт с братом, болевшим туберкулезом. 
 
 

Задание: 

1.Поставьте диагноз по клинической классификации 

      2. Проведите дифференциальную диагностику 
      3. Подберите  режим химиотерапии 
       4.Поставьте группу диспансерного учета 

 

Задача №3   

 

В  стационаре  терапевтического  профиля,  у  больной  34  лет  поступившей  с  диагнозом 

внебольничная  пневмония,  впервые  поставлен  клинический  диагноз:  казеозная  пневмония 
левого легкого в фазе инфильтрации и распада. МБТ+. 

 
Задание: 
 
1.  Составьте  план  санитарно-профилактических  мероприятий  в  очаге  туберкулезной 

инфекции.

 

 

 

Тема 8.

 

Деструктивные формы туберкулеза. Патогенез, клиника, диагностика, 

дифференциальная диагностика, тактика консервативного и хирургического лечения.  

Кавернозный туберкулез, Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. (лекции 2 часа, 

практические занятия 3 часа) 

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

Диагностические  (клинические,  лучевые,  микробиологические,  иммунологические, 

лабораторные,  инструментальные)  методы  обследования,  применяемые  во  фтизиатрической 
практике.  

 

26 

-  Показания  к  бронхоскопии  и  биопсии  при  заболевании  туберкулезом  и  другой  патологии 
органов дыхания  
- Дифференциальную диагностику  вторичных форм туберкулеза.  
-  Закономерности  изменения  диагностических  показателей  при  различных  формах  и 
локализациях  туберкулеза  в  соответствии  с  патофизиологией  туберкулеза,  патогенезом 
функциональных и тканевых нарушений при туберкулезе 

 

- Последовательность и методики обследования пациентов при диагностике туберкулеза. 

 

 
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

  

- Анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать 
знания анатомо-физиологических основ, патогенеза туберкулеза, основные методики клинико-
лабораторного  обследования  и  оценки  функционального  состояния  организма  для 
своевременной  диагностики  туберкулеза  у  взрослых,  детей  и  подростков.  Оценить  тяжесть 
состояния больного.  
-  Назначить  в  необходимой  последовательности  лабораторные  анализы  и  оценить  их 
результаты.  
- Интерпретировать данные лучевых методов исследования грудной клетки и средостения;  
-  Определить  показания  к  бронхоскопии  и  биопсии,  оценить  их  результаты.  Выполнять 
основные  диагностические  мероприятия  по  выявлению  неотложных  и  угрожающих  жизни 
состояниях. 

 
В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- Отраслевыми стандартами обследования для диагностики туберкулеза. 
-    Методикой  оценки  показателей  гемодинамики,  функции  органов  дыхания,  почек,  печени, 
свертывающей системы.  
- Алгоритмом определения плана в каждом случае клинико-лабораторного исследования.  
- Методами диагностики форм заболевания и неотложных состояний при туберкулезе.  
- Методикой проведения туберкулинодиагностики. 

 

-  Методикой  оценки  клинических,  лучевых,  микробиологических,  иммунологических, 
лабораторных, инструментальных методов исследования для выявления туберкулеза

 

 
Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
1.  Наиболее часто приходится дифференцировать кавернозный туберкулез  
 

у подростков

  

 

а)  с абсцессом легкого  

 

б) с буллезной эмфиземой + 

 

в) с кистами легких  

 

г)  с образованием полостей вследствие некроза легочной ткани  

 

 

при лимфогранулематозе  

 

д) во всем перечисленным  

 

 

2.  Фиброзно-кавернозный туберкулез легких у подростков  
 

необходимо дифференцировать  

 

а)  с абсцедирующей пневмонией  

 

б) с врожденными кистами легких  

 

в) с кавернозным туберкулезом легких  

 

г)  с пороками развития легких + 

 

д) со всем перечисленным  

 

3.  Клинические проявления заболевания  
 

при фиброзно-кавернозном туберкулезе легких у подростков определяются  

 

а)  фазой течения заболевания  

 

27 

 

б) распространенностью процесса  

 

в) осложнениями специфического процесса + 

 

г)  параспецифическим характером  

 

д) всем перечисленным  

 

Задача №1 

В стационар поступил больной 47 лет, с жалобами на кровохарканье, одышку, похудание 

на 10 кг. Из анамнеза: ФЛГ не проходил три года. Контакт с больным туберкулёзом в течении 5 
лет.  Объективно:  больной  пониженного  питания,  бледный,  правая  половина  грудной  клетки 
отстаёт в акте дыхания. Вес больного при осмотре 49 кг. У больного при рентгенологическом 
обследовании  выявлена  в  области  1-2  сегмента  правого  легкого  кольцевидная  тень 
неправильной  формы  размерами  3,5*4см  с  выраженной  капсулой.  Наружные  контуры  не 
определяются  из-за  уплотнения  окружающей  ткани  легкого  и  плевры.  Правое  легкое 
уменьшено  в  объеме,  легочный  рисунок  деформирован.  Корень  правого  легкого  уплотнен, 
подтянут кверху, с крупными петрификатами лимфатических узлов. Тень средостения смещена 
вправо,  множественные  полиморфные  очаговые  тени  в  области  базальных  сегментов  обеих 
легких  преимущественно  малой  и  средней  интенсивности.    В  мокроте  методом  посева 
обнаружены  МБТ,    методом  ПЦР    в  режиме  реального    времени  определена    ЛУ  к 
рифампицину, изониазиду, циклоцерину. 

 
Задание: 

1.Поставьте диагноз по клинической классификации 

      2. План обследования 
      3. Подберите  режим химиотерапии 
       4.Поставьте группу диспансерного учета

 

 

Задача №2 

 

Больной  26  лет  заболел  остро  с  высокой  температурой  до  38С.  Беспокоит  слабость, 

ночная  потливость,  плохой  сон  и  аппетит,  боль  у  угла  правой  лопатки,  кашель. 
Диагностирована  правосторонняя  пневмония.  Рентгенологическое  обследование  не 
проводилось.  Проведено  лечение  пенициллином  и  стрептомицином  в  течение  2-х  недель. 
Состояние  улучшилось.  Однако  сохранялась  быстрая  утомляемость,  кашель,  плохой  аппетит. 
Спустя  3  месяца  вновь  подъем  температуры  до  субфебрильных  цифр,  усилился  кашель.  При 
перкуссии в межлопаточном пространстве у угла лопатки укорочение легочного звука, дыхание 
бронхиальное  и  влажные  единичные  средне  пузырчатые  хрипы.  В  мокроте  методом  посева 
обнаружены  МБТ,    методом  ПЦР    в  режиме  реального    времени  определена    ЛУ  к 
рифампицину.  На  рентгенограмме  в  6-м  сегменте  правого  легкого  определяется  тонкостенная 
кольцевидная тень 4*3см с нечеткими наружными контурами. В окружающей легочной ткани 
очаги средней и малой интенсивности. 

 

Задание: 

1.Поставьте диагноз по клинической классификации 

      2. Проведите дифференциальную диагностику 
      3. Подберите  режим химиотерапии 
       4.Поставьте группу диспансерного учета 
 
 
 
 

 
 
 

 

28 

Тема 9. 

 

Внелегочный туберкулез эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, дифф. 

диагностика. Выявление внелегочного туберкулеза (практические занятия 3 часа) 

 
В результате изучения темы обучающийся должен знать:

 

Содержание  международной  статистической  классификации  болезней  и  проблем,  связанных 

со здоровьем (МКБ)  
-  Роль  причинных  факторов  и  причинно-следственных  связей  в  возникновении  типовых 
патологических процессов и болезней, и туберкулеза.  
-  Характеристику туберкулезного процесса. 
-  Классификацию остаточных изменений после перенесенного туберкулеза. 

 
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- Оценить причинные факторы и причинно-следственные связи в возникновении туберкулеза.  
- Выявлять основные патологические симптомы и синдромы, анализировать закономерности 

 

функционирования органов и систем при различных формах и локализациях туберкулеза.  
- Использовать алгоритмы диагностики и дифференциальной диагностики туберкулеза с учетом 
МКБ.  

 
В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

-  Методами  совокупной  оценки  результатов  проведенного  обследования  (интерпретация 
данных опроса, физикального осмотра, клинического обследования, результатов 

 

современных  лучевых,  лабораторно-инструментальных  обследований,  морфологического 
анализа  биопсийного,  операционного  и  секционного  материала),  позволяющими  определить 
диагноз.

 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
1.  Наиболее характерными для туберкулеза мочевой системы  
 

клиническими признаками являются

  

 

а)  ноющие боли в области поясницы  

 

б) изменения в моче в виде гематурии  

 

в) острая боль в животе  

 

г)  субфебрилитет  

 

д) изменения в моче в виде лейкоцитурии  + 

 

2.  Ранний клинический признак туберкулезного спондилита - это  

 

а)  боль в области позвоночника при ходьбе  

 

б) ограничение подвижности в области позвоночника  

 

в) боль в области позвоночника в покое  + 

 

г)  нарушение функции тазовых органов  

 

д) все перечисленное  

 

3.  Основными критериями излечения туберкулеза мочевой системы  
 

являются все перечисленные, кроме  

 

а)  прекращения бактериовыделения  

 

б) прекращения лейкоцитурии  

 

в) нормализации функциональных показателей почек  

 

г)  стеноза мочеточника + 

 

д) кальцинатов в паренхиме почек  

 

4.  Ранний и характерный клинический признак  
 

туберкулеза тазобедренного сустава - это  

 

а)  ограничение подвижности в суставе + 

 

б) боль в суставе при нагрузке  

 

в) боль в суставе в покое  

 

29 

 

г)  гиперемия кожи над суставом  

 

д) отечность в области сустава  

 
5.  Среди внелегочных форм туберкулезный лимфаденит занимает  

 

а)  первое место  

 

б) второе место + 

 

в) третье место  

 

г)  четвертое место  

        д) пятое место 

Задача № 1 

 

Больного  38  лет  беспокоят  боли  в  спине  около  2  лет.  За  медицинской  помощью  не 

обращался.  После  резкой  физической  нагрузки  боли  в  спине  усилились.  Обратился  к 
участковому  терапевту.  С  диагнозом  "Остеохондроз"  был  направлен  на  курс  мануального 
массажа,  где  во  время  сеанса  развился  болевой  шок.  Больной  после  рентгенологического 
обследования  был  доставлен  в  нейрохирургическое  отделение  с  подозрением  на 
компрессионный  перелом  позвоночника.  В  отделении  была  произведена  паравертебральная 
блокада, после которой наступил паралич нижних конечностей с тазовыми расстройствами. На 
рентгенограммах  грудного  отдела  позвоночника  в  2-х  проекциях  отмечается  резкое  снижение 
высоты  межпозвонкового  диска  Th

6

-Th

7

,  тело  Th

7

  клиновидной  формы  основанием  кзади. 

Смежные  с  диском  участки  тела  Th

6

-Th

7

  с  неровными  нечеткими  контурами,  на  этом  уровне 

имеется  искривление  позвоночника  в  переднезаднем  направлении.  Паравертебрально  имеется 
продолговатая тень веретенообразной формы. 

Задание: 

1.

 

Поставьте предварительный диагноз.  

2.

 

На каких этапах оказания медицинской помощи были допущены ошибки? 

3.

 

Тактика лечения. 

4.

 

Группа диспансерного учета, прогноз. 

 

Задача № 2 

 

У  мужчины  43  лет  в  течение  3  лет  при  ежегодном  обследовании  у  терапевта  в  общем 

анализе мочи постоянно обнаруживалась лейкоцитурия, микрогематурия. Периодические боли 
в  поясничной  области  больной  связывал  с  физическими  нагрузками.  В  последнее  время 
отмечает  повышенную  потливость,  утомляемость,  небольшую  потерю  веса.  Неспецифическая 
терапия  без  эффекта.  Больной  был  направлен  к  урологу.  Симптом  поколачивания  слабо 
положительный справа. При внутривенной  урографии: функция левой почки сохранена, справа 
снижена. Отмечается деформация чашечек, расширение чашечно-лоханочной системы справа, 
стриктура и расширение мочеточника справа.  

 
Задание: 
1.

 

Какие дополнительные диагностические мероприятия необходимо провести?  

2.

 

Поставьте предварительный диагноз.  

3.

 

Тактика лечения. 

4.

 

Прогноз, группа диспансерного учета.

 

 
 
 
 

Тема 10.  Общие принципы лечения. Режимы химиотерапии больных туберкулезом 

легких. Характеристика туберкулостатиков, классификация препаратов. 

Неспецифическая  патогенетическая, симптоматическая терапия. Побочные реакции, их 

предупреждение и устранение

.

 (2 часа лекции, практические занятия 3 часа) 

 

 

 

30 

В результате изучения темы обучающийся должен знать: 
-

  основы  положений  приказа  МЗ  РФ  №  951  от  29.12.2014  «Об  утверждении  методических 

рекомендаций по диагностике и лечению туберкулёза органов дыхания»

 

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп противотуберкулезных 
препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных 
патологических синдромов туберкулёза и неотложных состояний у пациентов; 
- особенности  лечения этиотропными и патогенетическими средствами, реабилитации больных 
туберкулезом;  

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 
-

  пользоваться  материалами  основ  положений  приказа  МЗ  РФ  №  951  от  29.12.2014  «Об 

утверждении  методических  рекомендаций  по  диагностике  и  лечению  туберкулёза  органов 
дыхания»

 

- разработать больному человеку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить  
химиотерапию противотуберкулезными препаратами,  использовать методы неспецифической 
патогенетической терапии, провести реабилитационные мероприятия;  
 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию  
противотуберкулёзной помощи населению, также  при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 
 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
1.   Лечебная тактика при туберкулезе определяется  

 

а)  возрастом больных  

 

б) клинической формой туберкулеза и наличием деструктивных изменений  

 

в) наличием массивного бактериовыделения  

 

г)  наличием сопутствующих заболеваний и их характером  

 

д) всем перечисленным  + 

 
2.  Задачей комплексного лечения больного туберкулезом является  

 

а)  воздействие на возбудителя заболевания  

 

б) улучшение фармакокинетики химиопрепаратов  

 

 

и повышение их концентрации  

 

 

в основной зоне специфического процесса  

 

в) повышение уровня защиты факторов организма больного,  

 

 

улучшение репаративных процессов  

 

 

и нормализация процессов метаболизма  

 

г)  снижение выраженности  

 

 

нежелательного побочного действия химиопрепаратов  

        д) все перечисленное + 
 

3.  Составными элементами комплексного лечения является  

 

а)  химиотерапия  

 

б) патогенетическая терапия  

 

в) симптоматическая терапия и лечение неотложных состояний  

 

г)  хирургическое лечение  

 

д) все перечисленное  + 

 
4.  Оптимальная суточная доза химиопрепарата 
 

при лечении больного туберкулезом определяется  

 

всеми перечисленными факторами, кроме  

 

а)  переносимости химиотерапии  

 

б) фармакокинетики химиопрепарата  

 

31 

 

в) массы тела больного и его возраста  

 

г)  ритма введения химиопрепарата (ежедневно или прерывисто)  

 

д) необходимости достижения подавляющей рост микобактерий  

 

 

концентрации препарата в организме  + 

 
5.  Терапевтическая тактика  
 

при возникновении нежелательных побочных реакций  

 

в период химиотерапии определяется  

 

а)  степенью выраженности побочного свойства  

 

б) правильной идентификацией химиопрепарата,  

 

 

вызвавшего побочный эффект  

 

в) патогенезом выявляемых побочных реакций  + 

 

г)  своевременным проведением корригирующих мероприятий  

 

д) комплексом корригирующих мероприятий 

 

 

 
 

Тема 11.  Противотуберкулезный диспансер: функции и задачи. Группы диспансерного 

наблюдения за больными туберкулезом. Классификация очагов инфекции, работа в 

очагах туберкулеза.   (6 часов практических занятий) 

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

 

-Законодательство  об  охране  труда  больных  туберкулезом,  сотрудников  и  о  защите  населения 
от туберкулеза.  
-  Вопросы  временной  и  стойкой  утраты  трудоспособности,  врачебно-трудовой  экспертизы  во 
фтизиатрии.  
- Законодательство по охране населения от туберкулеза.  
- Врачебно-трудовая экспертиза во фтизиатрической практике. 
 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

- Оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными туберкулезом, 
в том числе хроническими больными. 

 

- Использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской 
Федерации,  международные  и  национальные  стандарты,  приказы,  рекомендации, 
терминологию,  международные  системы  единиц  (СИ),  действующие  международные  
классификации),  а  также  документацию  для  оценки  качества  и  эффективности  работы 
медицинских  организаций,  в  том  числе  по  вопросам  оказания  противотуберкулезной  помощи 
населению.  
 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

- Методикой наблюдения за диспансерными группами взрослых, детей и подростков, больных 
туберкулезом.  
-  Методиками  проведения  всех  видов  диспансерной  работы  (диагностической,  лечебной, 
профилактической) в отношении больных туберкулезом и их окружения. 

 
Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 
 
1.  Профилактические мероприятия по туберкулезу в общежитиях включают  

 

а)  предупреждать вселение больных туберкулезом  

 

б) исключать переселение заболевшего туберкулезом  

 

в) выделение больному туберкулезом отдельной комнаты (квартиры) 

         г)    дезинфекцию помещения, где проживал больной   
 

д) все перечисленное + 

2.  В противотуберкулезном учреждении  
 

для профилактики туберкулеза среди сотрудников  

 

32 

 

необходимо иметь все перечисленное, кроме  

 

а)  отдельного гардероба и специальной одежды для персонала  

 

б) отдельного помещения для приема пищи  

 

в) отдельной регистратуры  + 

 

3.  Группа диспансерного учета для детей,  
 

страдающих активным туберкулезом органов дыхания - это  

 

а)  IIIа  

 

б) I    + 

 

в) Vа  

 

г)  IV  

 

4.  В диспансере дети из очагов туберкулезной инфекции в возрасте до 3 лет  
 

осматриваются

  

 

а)  1 раз в 3 месяца  + 

 

б) 1 раз в 2 месяца  

        в) 1 раз в 6месяцев

  

 
 

Тема 12. 

  

Социальная, санитарная и специфическая профилактика туберкулеза. 

Специфическая профилактика туберкулеза

.

 (3 часа практических занятий) 

 

 
В результате изучения темы обучающийся должен знать: 

- Эпидемиологию туберкулеза, основные эпидемиологические показатели в РФ и РС(Я), 

значение социально-экономических и наследственных факторов в развитии туберкулеза.

 

-  Противоэпидемические  мероприятия,  проводимые  в  условиях  противотуберкулезного 
учреждения.  
- Дезинфекция при туберкулезе. Текущая и заключительная дезинфекции.  
- Методы обеззараживания мокроты, дезинфекция белья, посуды, помещений, борьба с мухами. 

 

- Меры, предупреждающие распространение лекарственно-устойчивого туберкулеза, заражение 
человека туберкулезом от животных.  
- Работа в туберкулезных очагах, меры предупреждения инфицирования в очагах. 

 

-    основы  положений  приказа  МЗ  РФ  №109  от  21.03.2003г.  №109  «О  совершенствовании 
противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» 
-  основы  положений  приказа  МЗ  РФ  №  951  от  29.12.2014  «Об  утверждении  методических 
рекомендаций по диагностике и лечению туберкулёза органов дыхания» 
 

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: 

-  Проводить  противоэпидемические  мероприятия  в  условиях  противотуберкулезного 
учреждения.  
-  Проводить  работу  в  туберкулезных  очагах,  осуществлять  меры  предупреждения 
инфицирования в очагах.  
-  Проводить  профилактические  мероприятия  в  отношении  беременных  женщин,  больных 
туберкулезом  
- Осуществлять наблюдение за детьми, находящимися в контакте с бациллярными больными.  

 

- Решить вопрос о трудоспособности больного туберкулезом. 

 

-

пользоваться материалами основ основы  санитарно-эпидемиологических правил СП  3.1.2.3114-13 

«Профилактика туберкулеза». Утверждены постановлением Главного государственного 
санитарного врача РФ от 22.10.2013г. № 60 

участвовать в организации и  оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, 

профилактической  помощи  взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-
половой структуры;  

 

33 

-  пользоваться  материалами  основ  положений  приказа  МЗ  РФ  №  951  от  29.12.2014  «Об 
утверждении  методических  рекомендаций  по  диагностике  и  лечению  туберкулёза  органов 
дыхания» 
- вести  медицинскую документацию различного характера в противотуберкулезных учреждениях;  

пользоваться материалами основ положений приказа МЗ РФ №109 от 21.03.2003г. №109 «О 

совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».  
 

В результате изучения темы обучающийся должен владеть: 

навыками 

проведения 

противоэпидемических 

мероприятий 

в 

условиях 

противотуберкулезного учреждения.  
-  Проводить  работу  в  туберкулезных  очагах,  осуществлять  меры  предупреждения 
инфицирования в очагах.  
-  Проводить  профилактические  мероприятия  в  отношении  беременных  женщин,  больных 
туберкулезом.  
- Осуществлять наблюдение за детьми, находящимися в контакте с бациллярными больными.  

 

знаниями  проведения  санитарно-противоэпидемических  мероприятий  в  очаге  туберкулёзной 

инфекции. 
-  знаниями  проведения  санитарно-противоэпидемических  мероприятий  в  медицинских 
(противотуберкулёзных) учреждениях.

 

-  -проводить  с  пациентами  и  их  родственниками  профилактические  мероприятия  по  повышению 
сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных 
методов закаливания; пропагандировать здоровый образ жизни и приверженности к лечению.  
-  методами  ведения медицинской учетно-отчетной документации в противотуберкулезных учреждениях 
системы здравоохранения 
 

Вопросы для проверки уровня освоения темы: 
Тесты: 

1. 

Для проведения противотуберкулезной вакцинации диспансер осуществляет  

 

а)  подготовку врачей и медицинских сестер по вакцинации  

 

б) методическое руководство и инструктирование  

 

в) вакцинацию и ревакцинацию детей и подростков  

 

 

из очагов туберкулезной инфекции  

 

г)  изоляцию бактериовыделителей  

 

 

на период формирования поствакцинального иммунитета  

 

д) все перечисленное  + 

 

2.  Химиопрофилактика туберкулеза показана лицам  

 

а)  контактирующим с бактериовыделителем  

 

б) с виражом туберкулиновой чувствительности  

 

в) состоящим на учете в III и VII группам диспансерного учета  

 

г)  имеющим повышенный риск заболеть туберкулезом  

 

д) всем перечисленным + 

 

3.  Задачами санитарно-эпидемиологических станций являются  

 

а)  организация профосмотров на туберкулез  

 

б) участие в организации вакцинации и ревакцинации против туберкулеза  

 

в) регистрация и учет бациллярных больных и работа в очаге  

 

г)  контроль за декретированными группами  

 

 

по их обследованию на туберкулез  

 

д) все перечисленное  + 

 

4.  Противотуберкулезными мероприятиями,  
 

осуществляемыми санитарно-эпидемиологической службой, являются  

 

а)  планирование массовой туберкулинодиагностики  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..